1. Большая стратегия – целенаправленное скоординированное использование государством всех доступных ему инструментов мощи (интеллектуальной, экономической, в том числе и финансовой, дипломатической, разведывательной, военной, подрывной, например мятежевойн и «цветных» революций, научно-технологической, культурной, морально-этической, информационно-психологической, концептуальной и проч.) для достижения стратегических целей во внешнем мире (экономических, политических, оборонных и пр.), которые обычно достигались военной силой. Военная сила является лишь одним из инструментов Большой стратегии, причем не самым главным. (Cм. также: C. Gray. War, Peace and International Relations – An Introduction to Strategic History. Abingdon and New York: Routledge, 2007; B. H. Liddell Hart. Strategy: the indirect approach. London: Faber & Faber, 1967. 2-nd rev. ed.).
2. Конопатов С.Н. Военно-политическая ситуация в современном мире: истоки, состояние, перспективы. М.: КомКнига, 2005.
3. Счётная палата – важнейший элемент законодательной ветви власти США (обратная связь второго порядка (рефлексивная) в контуре государственного управления). Законодательная власть создаёт институциональную основу государства: определяет структуру, функции, ответственность органов исполнительной власти, совершенствует законодательную систему. Соответственно, ей необходима объективная обратная связь от результатов своей деятельности – для оценки деятельности, обучения по её результатам и совершенствования этой деятельности, для ответственности. Счётную палату США характеризуют как «аналитический орган конгресса», а также как «сторожа конгресса». Она помогает Конгрессу выполнять его конституционные обязанности по контролю и повышению эффективности работы федерального правительства и расходования государственных средств. Палата способствует повышению подотчетности федерального правительства (исполнительной власти) конгрессу (законодательной власти) во благо США. Если Счётная палата не была бы элементом законодательной власти или была бы «прикормлена» исполнительной властью, обратная связь в контуре управления законодательной власти была бы разорвана. А управление с разорванной обратной связью безответственно и неэффективно в принципе – со всеми вытекающими следствиями (воровство («распил» бюджета), кратно более высокая стоимость программ и работ над существующими в мировой практике при гораздо более низком качестве, неэффективная работа и безответственность исполнительной власти и проч.). Поэтому в каждом эффективном государстве законодательная власть имеет свою Счётную палату с тем или иным названием.
4. United States Government Accountability Office. Testimony Before the Subcommittee on Strategic Forces, Committee on Armed Services, U.S. Senate. Space acquisitions DOD Delivering New Generations of Satellites, but Space System Acquisition Challenges Remain. Statement of Cristina T. Chaplain, Director Acquisition and Sourcing Management. GAO-11-590T. May 11, 2011 (далее – Statement of Cristina T. Chaplain). – http://www.gao.gov/new.items/d11590t.pdf.
5. SBIRS High (Space-Based Infrared System High) – развёртываемая ныне система из четырёх геостационарных спутников инфракрасной разведки GEO 1 – GEO-4. Является одной из ключевых компонент системы противоракетной обороны (ПРО) США.
6. Имеется в виду подпроцесс программирования из принятого в МО США процесса закупок PPBE – Planning, Programming, Budgeting and Execution (Планирование, Программирование, Бюджетирование, Исполнение заказа).
7. National Security Space Strategy. Unclassified Summary. Washington, 2011, p. 14.
8. National Security Strategy. Washington, the White House, 2010, p. 34. – http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf.
9. Statement of Cristina T. Chaplain.
10. Air Force Space Policy and Programs. – http://www.marshall.org/article.php?id=934.
11. Тойнби А. Дж. Постижение истории. В 5-ти тт. / Перевод с англ. Е. Д. Жаркова. М.: Рольф, 2001.
12. National Security Strategy.
13. Ibid., p. 28.
14. В том числе военных. Это важно, поскольку доминирование США особенно значительно именно в военной сфере, а ответ на исторический вызов в современном глобализованном мире США в большой степени видят именно во внешнем мире.
15. Fiscal year 2012 budget request. – http://www.defense.gov/DODCMSShare/briefingslide/352/110214-D-6570C-001.pdf.
16. National Space Policy of the United States of America. Washington, the White House, 2010. 14 p.
Комментарии
Сообщения не найдены