Rural Areas of the United States: definition, status and evolution
Table of contents
Share
Metrics
Rural Areas of the United States: definition, status and evolution
Annotation
PII
S207054760013409-6-1
DOI
10.18254/S207054760013409-6
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Oleg Ovchinnikov 
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Rural areas of the United States are vast areas of land, comparable in size and diversity to only a few countries in the world, including Russia. At the same time, a stable and unique definition of the concept "rural area" in the United States still does not exist. The major reason of this is multi-factor nature of the tasks of optimizing the state management of these territories that have been carried out in the country over the past fifty years. In general, the socio-economic potential and standard of living in rural areas are somewhat lower than in urban areas, and this gap does not tend to decrease. At the same time, there is a certain differentiation of rural areas, depending on the prevailing sectors of the economy. As a result, the development of some of them is significantly ahead of the rest. This process led to the development of the typology of rural districts. Analysis of trends in the development of individual territories allows to draw conclusions about the direction of rural development in general.

Keywords
Rural areas of the United States, definition of "rural area", characteristics of rural areas, typology of rural districts, rural development
Received
12.01.2021
Date of publication
30.12.2020
Number of purchasers
4
Views
107
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

Сельские территории составляют большую часть США – огромные пространства, весьма разнообразные как по природно-климатическим, демографическим, так и по социально-экономическим показателям. На них проживает, по некоторым оценкам, около 20% населения страны, размещён практически весь сырьевой и рекреационный потенциал, аграрное производство, многие предприятия промышленности. Ещё 100–120 лет назад сельская местность была средоточием хозяйственной жизни страны, «сельское» ассоциировалось с «аграрным». К настоящему времени в результате процессов социально-экономического развития произошла существенная дифференциация отдельных сельских регионов. Поэтому наряду с общими особенностями сельской местности как таковой при анализе её состояния следует учитывать территориальный аспект. Настоящая статья посвящена изучению различных аспектов состояния и динамики развития как сельских территорий в целом, так и отдельных её типов в частности.

2

Что такое «сельская местность»?

 

Прежде чем перейти к характеристике сельской местности, уместным представляется ответить на вынесенный в заголовок вопрос. Ответ на него, пожалуй, не представит затруднений для непосвящённого читателя, вызвав ассоциацию с засеянными сельхозкультурами полями, с лесами, лугами, селами, небольшими городами, и т.п. Однако с точки зрения государственного управления ответ на этот вопрос не столь прост и однозначен. Более того, существует несколько официальных определений, которые периодически совершенствуются.

3 Задача выработки единого определения понятия «сельская местность» возникла с появлением политики сельского развития (ПСР) как отдельного направления государственной социально-экономической политики в начале 1970-х годов. К настоящему времени в теории и практике государственного управления сложилось несколько определений, призванных отличить сельскую территорию от городской. Однозначно можно утверждать, что процесс совершенствования терминологии не закончен и по мере развития как самих сельских территорий, так и ПСР, будет продолжаться. Ниже рассмотрены основные принятые в США определения понятия «сельская местность».
4

Одним из наиболее распространённых является определение, предложенное специалистами Административно-бюджетного управления, АБУ (Office of Management and Budget) администрации президента США. В соответствии с этой классификацией, вся территория страны делится на метропольные, столичные (metro) и неметропольные (non-metro) округа. Всего в США в 2017 г. насчитывалось 3031 округ1.

1. Statistical Abstract of the U.S. 2020. - ProQuest. 2020. p.298.
5

Определение «неметропольный» было введено в широкий оборот в США с начала нулевых годов. В отечественной экономической литературе до сих пор не сформировался его устойчивый перевод. Учитывая это, представляется целесообразным привести краткое объяснения его различия с понятием «сельский» (rural), которое также используется в американской аграрной экономической литературе.

6 Понятие «сельский» в целом основано на показателе плотности населения данной территории – те из них, где плотность меньше определённой, относятся к сельской местности. Однако для анализа экономических процессов этого недостаточно. Так, значительная часть населения некоторых «сельских» районов может быть занята в городах, что, безусловно, оказывает влияние на характеристики и тенденции развития таких территорий. Чтобы дифференцировать такие территории, и было введено понятие «неметропольные». Те округа, доля населения которых выше определённого уровня работает в расположенных рядом городах, отнесены к «метропольным». Соответственно, остальные сельские территории являются «неметропольными». Иначе говоря, введение понятия «неметропольный» позволяет отделить «истинные» сельские территории от тех, экономика которых сильно зависит от урбанизированных районов (городов).
7 К метропольным (урбанизованным) округам относятся:
8 1. Центральные округа с одним или несколькими урбанизированными районами, то есть городские образования с населением 50 и более тысяч человек. 2. Округа, экономически взаимосвязанные с центральными, посредством перемещения между ними рабочей силы. Они относятся к метропольным, если 25 и более процентов населения, проживающих в них, добираются на работу, расположенную в центральных округах, либо если 25 и более процентов рабочих мест в таком округе занимают работники, приезжающие из центральных округов.
9 Неметропольные округа находятся за пределами границ метропольных районов и, в свою очередь, подразделяются на два типа:
10

1. Микропо́льные, состоящие из неметропольных округов-кластеров с численностью населения 10–50 тыс. человек, которые определяются теми же критериями, что и метропольные. 2. Все остальные округа, которые называют «некоренными» (noncore).

11

На рисунке 1 представлено размещение округов в соответствии с представленной классификацией.

12

Рисунок 1 Метропольные и неметропольные округа по результатам переписи 2010 г. USDA/ERS, Available at: >>>> (accessed 02.11.2020).

13 Каждые десять лет, после очередной переписи населения, происходит уточнение «принадлежности» округов к тому или иному типу. Некоторые неметропольные округа, население которых росло достаточно быстро или перемещение населения на работу в эти или соседние округа претерпело существенное изменение, переклассифицируются в метропольные, а некоторые метропольные округа возвращаются к статусу неметропольные.
14

Другой подход в отнесении определённой территории к сельской или городской предложен Бюро переписи населения США (U.S. Census Bureau), которое использует статистическое определение сельской местности, основанное на показателях численности и плотности населения. Согласно определению, опубликованному в 2012 г., сельские районы включают открытую местность (межселенную территорию в российском определении) и поселения с населением менее 2500 человек. Городские районы не обязательно следуют границам муниципальных образований и включают в себя более крупные районы и плотно заселённые территории вокруг них. По существу, это густонаселённые территории, как это может показаться при наблюдении с воздуха. Большинство округов, будь то метропольные или неметропольные, содержат сочетание как того, так и другого населения.

15

Городские районы подразделяют на два типа: урбанизированные районы и городские кластеры. Они идентичны по критериям, используемым для их разграничения, но различны по численности проживающего в них населения. Бюро переписи населения определяет урбанизированный район в любом месте, где имеет место городское «ядро» с численностью населения 50 и более тысяч человек. При этом они могут включать, а могут и не включать отдельные города с указанной численностью. В целом городские районы должны иметь «ядро» с плотностью населения не менее 390 человек на кв. км (1000 человек на кв. милю) и могут содержать прилегающую территорию с численностью населения не менее 190 человек на кв. км (500 человек на кв. милю)2.

2. Rural Classifications. What is Rural? USDA/ERS. Available at:  >>> (accessed August 10, 2020).
16 Те же процедуры и критерии плотности населения используются для идентификации городских кластеров с численностью населения в пределах 2,5–50 тыс. человек. Оставшиеся территории – открытые сельские районы с плотностью населения менее 190 человек на кв. км и населёнными пунктами с менее 2500 человек – принято считать сельскими.
17

На рисунке 2 показано размещение сельских и городских (урбанизированных) районов США в соответствии с определениями Бюро переписи населения.

18

Рисунок 2 Урбанизированные и сельские территории по результатам переписи населения 2010 г. USDA/ERS. Available at: >>>> (accessed 02.11.2020).

19

Сравнение определений понятия «сельский», принятых в Бюро переписи и АБУ показывает, что они дополняют друг друга. Преимуществом определения, принятого АБУ, является выявление «зависимости» части сельских территорий от городских агломераций, что, в определённой степени достигается введением понятия «метропольные сельские округа» (rural areas metro). При анализе социально-экономических тенденций такая классификация представляется весьма полезной, в то время как с точки зрения статистического учёта населения, принятого Бюро переписи населения, это не столь важно. Именно поэтому, например, эксперты Службы экономических исследований МСХ США, анализируя состояние и тенденции развития сельских территорий, обычно используют классификацию АБУ – деление сельских округов на метропольные и неметропольные округа.

На рисунке 3 показано размещение городских (урбанизированных), а также сельских метропольных и неметропольных территорий. Сравнив этот рисунок с рисунком 2 нетрудно заметить, что часть сельских территорий была «переквалифицирована» в «зависимые» от городских территорий сельские метропольные округа.

20

Рисунок 3 Урбанизированные (городские) и сельские (метропольные и неметропольные) территории, по результатам переписи населения 2010 г. USDA/ERS, Available at: >>> (accessed 02.11.2020).

21

Можно констатировать, что концептуально различаются три основные понятия «городской» (urban), которые приводят к разным определениям границ территорий, и, следовательно, различным определениям понятия «сельский». В их числе:

22
  • Концепция землепользования, используемая Бюро переписи населения США, которая определяет городские районы на основе плотности их заселения.
  • Экономическая концепция, разработанная Административно-бюджетным управлением, которая учитывает влияние городских агломераций на рынки, прежде всего, рынки труда, которые выходят далеко за пределы густонаселённых «ядер», включая более широкие «коммутирующие районы».
  • Концепция административных границ, используемая в некоторых программах сельского развития МСХ США, которая определяет границы городских районов в соответствии с муниципальными или другими границами административных юрисдикций.
23 Все три рассмотренных подхода «находят» своё применение при реализации различных государственных программ сельского развития. Так, «административная» классификация сельских районов часто применяется для определения приемлемости программ развития, предусматривающих поддержку местным органам власти. С другой стороны, инфраструктурные программы, направленные на преодоление проблем малонаселённых сельских районов, в частности в отношении систем водоснабжения и канализации, часто используют определения, исходя из концепции землепользования. Наконец, для программ, требующих координации усилий в более широких масштабах, таких как, например, планирование перевозок на всей территории, определение, основанное на экономическом подходе, может оказаться наиболее подходящим.
24

В качестве примера того, как используется в практике МСХ США ограничение на действие сельской территорией реализуемых министерством программ сельского развития, приведём выдержку из описания программы «Гарантии кредитов для сельского бизнеса» (Business & Industry Loan Guarantees):

25

«Проекты могут финансироваться в сельских и городских районах в рамках инициативы местной и региональной продовольственной системы при выполнении следующих требований: сельские районы – это любые районы, кроме: (1) населённых пунктов с численностью жителей более 50 тысяч человек; и (2) урбанизированной территории, прилегающей к такому населённому пункту, как это определено Бюро переписи населения США с использованием данных последней переписи населения США. Штаб-квартира заёмщика может находиться в более крупном городе, если проект расположен в подходящей сельской местности. Кредитор может находиться в любой точке Соединённых Штатов»3.

3. Business & Industry Loan Guarantees. USDA/RD. Available at: >>> (accessed May 14, 2020); Rural Programs Eligibility. USDA/RD. Available at: >>> (accessed November 19, 2020).
26

Необходимо отметить, что определение сельских районов продолжает изменяться. В частности, экспертами СЭИ МСХ разработана многоуровневая классификация округов для более детального измерения степени, в которой данная местность является сельской, а также для оценки экономического и социального разнообразия сельских территорий. К их числу можно отнести коды непрерывности «город-село» (Rural-Urban Continuum Codes), коды влияния урбанизации (Urban-Influence Codes), степень природных достопримечательностей (Natural Amenities Scale), коды типологии СЭИ (ERS Typology Codes) и ряд других4.

4. Rural Classifications. USDA/ERS. Available at: >>> (accessed November 02, 2020).
27 Столь пространное обсуждение понятия «сельский» представляется важным введением в последующее обсуждение характеристик сельской местности. Данные таблицы 1 являются наглядной иллюстрацией того, что вопрос о том, что же считать сельской местностью, полностью зависит от выбранной «системы координат» – её определения.
28

Таблица 1 Численность сельского населения США в зависимости от определения понятия «сельский», сортировано по убыванию доли сельского населения

Показатель Всего 1 2 3 4 5 6
Население, перепись 2000 г., млн человек 281,0 138,5 89,5 87,7 59,1 48,8 19,9
Доля населения, определяемая как «сельское» - 49,2 31,8 31,1 21,0 17,4 7,1

1. Бюро переписи населения (пространственный принцип, административные границы), населённые пункты численностью менее 20 тыс. человек; 2. Бюро переписи населения (принцип землепользования, урбанизированные территории), население менее 50 тыс. человек; 3. Бюро переписи населения (пространственный принцип, административные границы), населённые пункты численностью менее 2500 человек; 4. Бюро переписи населения (принцип землепользования, урбанизированные территории), население менее 2500 человек; 5. Административно-бюджетное управление («экономический» принцип), метропольные и микропольные районы, с населением менее 50 тыс. человек; 6. Административно-бюджетное управление («экономический» принцип), метропольные и микропольные районы, с населением менее 10 тыс. человек.

29

John Cromartie and Shawn Bucholtz. Defining the “Rural” in Rural America. Amber Waves, June 01, 2008. Available at: >>> (accessed November 02, 2020).

30 Указанные в таблице 1 варианты определений дают чрезвычайно высокий диапазон доли сельского населения страны в его общей численности – от 7 до 49%. Наиболее часто используемыми вариантами определений являются вариант 4 (Бюро переписи населения) и 5 (АБУ). Именно они будут подразумеваться ниже, когда речь будет идти о классификации округов как сельских и метропольных/неметропольных соответственно.
31

Характеристика сельских регионов

 

Сельская Америка – весьма разнообразна, её территории значительно отличаются друг от друга по природно-климатическим и социально-экономическим характеристикам. Такая дифференциация легла в основу типологии сельских территорий, появившейся в 1980-х годах, с началом политики сельского развития. Тем не менее, состояние сельских регионов может быть охарактеризовано рядом общих показателей. Рассмотрим основные из них.

32

Демография

 

Численность сельского населения страны растёт, однако темпы прироста существенно меньше, чем в городских районах. Так, по результатам переписи 2010 г. оно составило (по методологии расчёта, принятого Бюро переписи населения) 59,492 млн человек, что немногим больше 19% общей численности населения страны (308,745 млн человек). Хотя прирост со времени предыдущей переписи (2000 г.) составил 0,7% (0,43 млн), доля сельского населения снизилась и составила в 2010 г. году около 21%5. Отрицательная динамика этого показателя стала продолжением долгосрочного тренда. Тенденция изменения численности населения страны в разрезе сельское/городское население за последние 40 лет представлены на рисунке 4.

5. Рассчитано по: Statistical Abstract of the U.S. 2020. - ProQuest. 2020. p.31.
33

Рисунок 4 Изменение численности неметропольного и метропольного населения 1979–2019 гг. USDA/ERS, Available at: >>> (accessed November 02, 2020).

34 Анализ представленных на диаграмме данных показывает, что темпы роста численности сельского (неметропольного) населения за указанный период за редким исключением были меньше, и, как правило, существенней, чем в среднем по стране. Обращает на себя внимание волнообразное изменение кривой на графике. Это отражает, помимо методологических особенностей учёта, также и определённые экономические процессы, происходившие как в сельской местности, так и в целом в экономике страны. Например, глубокий спад, закончившийся к середине 1980-х годов, был в значительной мере обусловлен сильнейшим финансовым кризисом в аграрном секторе. Второй спад, продолжавшийся практически все 1990-е годы, был в существенной степени вызван благополучным состояние национальной экономики, основным бенефециаром которого оказались городские районы.
35 Подъём прироста населения неметропольных округов в начале нулевых может быть отчасти объяснён всплеском жилищного строительства, преимущественно индивидуального. Впрочем, он же и послужил одной из важнейших причин острого кризиса 2008–2009 годов. Как следствие – следующее затяжное падение темпов прироста сельского населения.
36 Отличительной особенностью второго десятилетия нынешнего века является то, что в 2011–2017 гг., впервые в современной истории страны, имела место депопуляция сельского (неметропольного) населения. Это произошло на фоне в целом снижающихся темпов прироста населения страны, однако этот факт – достаточно примечателен.
37

Необходимо отметить, что тенденции численности сельского населения весьма неравномерны по территории страны (рис. 5). Так, в 2019 г. по сравнению с 2010 г. снижение этого показателя составило в целом около 230 тыс. человек (0,07%) и имело место в 1326 неметропольных округах – около двух третей их общего числа. Эти районы уже не были сосредоточены, как прежде, на территории Великих равнин и особенно «Кукурузного пояса», но распределены по всей территории страны. В то же время в других регионах ситуация была совершенно иной: население в 470 сельских округах росло умеренными темпами – в пределах 0–6,3%. Многие из этих округов расположены в местах сосредоточения природных достопримечательностей, например, в регионе южных Аппалачей или северных территориях Скалистых гор. Население ещё 180 сельских округов увеличились более чем на 6,3%6. Некоторые из самых высоких темпов роста в 2010–2019 гг. наблюдались на территориях с бурно развивающимся энергетическим сектором экономики, например, расположенных в штатах Северная Дакота и Техас. Однако после 2015 г., в связи со стагнацией энергетического рынка, в таких местах имел место заметный спад численности населения.

6. Nonmetro population change varies across the United States. USDA/ERS, Available at:  >>> (accessed November 02, 2020).
38

Рисунок 5 Изменение численности населения неметропольных округов, 2010–2019 гг. Nonmetro population change varies across the United States. USDA/ERS, Available at: >>> (accessed November 02, 2020)

39

Большую часть населения сельских регионов по расовому признаку составляет население с белым цветом кожи – около 78% (по состоянию на 2017 г.). Это существенно больше, чем в урбанизированных районах страны, где доля белого населения составляет всего 58%7. Распределение населения по расовому признаку представлено на рисунке 6. Сложившаяся ситуация является следствием устоявшейся к настоящему времени в США тенденции расселения представителей иных, чем белой, рас преимущественно на территориях городских, – урбанизированных, – районов страны.

7. USDA/ERS, Available at:  >>> (accessed November 02, 2020).
40

Рисунок 6 Распределение населения по расовому признаку, сельские и городские районы, 2017 г. USDA/ERS, Available at: >>> (accessed November 02, 2020).

41

Занятость и доходы населения

 

Традиционно в последние десятилетия уровень занятости населения в неметропольных районах заметно ниже, чем в метропольных округах. Так, в 2017 г. это соотношение составило 53,4% и 60,5% соответственно (рисунок 7). «Провал» на графике в период 2008–2011 гг. – последствие «Великой рецессии» 2008–2009 годов. Нетрудно заметить, что, хотя последствия кризиса в виде снижения уровня занятости в сельских и городских регионах были примерно одинаковы (4,5 и 4,3 п.п.), посткризисное восстановление их экономик, в частности рост занятости, заняло различное время. Так, в 2017 г. этот показатель не достиг уровня 2008 г. на 1,8 п.п. для метропольных и 3,1 п.п. в неметропольных районах8.

8. Рассчитано по: USDA/ERS, Available at:  >>> (accessed November 02, 2020).
42

Рисунок 7 Соотношение занятого населения в численности трудоспособных (старше 16 лет) граждан, 2008–2017 гг. USDA/ERS, Available at: >>> (accessed November 02, 2020)

43 Эта закономерность отчасти объясняется особенностями структуры населения, когда существенную часть в нём составляют незанятые или нетрудоспособные граждане, что отчасти подтверждается данными об уровне безработицы в сельской местности, которая, хотя и выше, но ненамного (4,2% против 3,9%), чем в городских районах (рисунок 8).
44

Рисунок 8 Уровень безработицы в метропрольных и неметропольных округах, %, 2007–2018 гг. USDA/ERS, Available at: >>> (accessed November 02, 2020)

45

Уровень бедности в сельских районах заметно выше, чем в городских. Так, в 2018 г. он составил в метропольных округах в среднем 12,6%, тогда как в неметропольных – 16,1%, то есть на 3,5 п.п. выше (рисунок 9). Справедливости ради следует отметить, что последние 45–50 лет он остаётся примерно неизменным – после значительного улучшения ситуации в сельских регионах в связи с компанией по борьбе с бедностью, системно проводившейся в стране с 1960-х годов.

46

Рисунок 9 Уровень бедности в метропольных и неметропольныхе округах, % к общей численности населения, 1959–2018 гг. USDA/ERS, Available at: >>> (accessed November 02, 2020).

47 Бедность и отставание уровня доходов граждан, проживающих в сельских районах по сравнению с городскими, отчасти объясняется различием в уровне образования трудоспособного населения (рисунок 10). Так, несмотря на рост с 15 до 20% доли лиц с законченным высшим образованием (степенью бакалавра и выше) в неметропольных районах, имевший место с начала столетия к 2018 году, разрыв с аналогичным показателем в метропольных округах вырос вследствие роста аналогичного показателя там с 26 до 35%. Традиционное объяснение этого факта состоит в том, что большая часть молодых людей, заканчивающих высшие учебные заведения, предпочитает работу в городах, где, помимо более высокой заплаты, уровень предложения различных социальных услуг в области рекреации и развлечений, как правило, существенно выше, чем в сельских районах.
48

Рисунок 10 Уровень образования в метропольных и неметропольных районах, доля лиц трудоспособного возраста (старше 25 лет), имеющих определённое образование, 2000 и 2018 гг., %, USDA/ERS, Available at: >>> (accessed November 02, 2020).

49

Различие в доходах между сельскими и городскими районами по уровню образования характерно не только в отношении лиц, имеющих диплом вузов, но и в отношении других групп трудоспособного населения. В целом, однако, имеет место тенденция уменьшения этой разницы по мере снижения уровня образования работника (рисунок 11). Так, если в среднем разница в доходах работников в сельской местности и городах составляла в 2018 г. около 22%, а для лиц, имеющих полное и незаконченное высшее образование около 34%, то для работников, чьё образование ограничивалось окончанием средней школы, она равнялась всего 3,5%9.

9. Рассчитано по: USDA/ERS, Available at:  >>> (accessed November 02, 2020).
50

Рисунок 11 Зависимость медианной зарплаты от образования, работники 25 лет и старше, метропольные и неметропольныех территории, 2018 г. USDA/ERS, Available at: >>> (accessed November 02, 2020).

51

Экономика и дифференциация сельских территорий

 

Традиционно считается, что основу экономики сельской местности составляют отрасли, занятые в производстве сельхозпродукции и полезных ископаемых. В настоящее время это не соответствует истине – лишь каждый пятый сельский (неметропольный) округ зависим от сельского хозяйства, и только каждый десятый – от добычи полезных ископаемых10. Это стало следствием того, что кроме изменений, произошедших за последние десятилетия в экономике сельской местности в целом, имела место её возросшая диверсификация. В зависимости от того, какие отрасли экономики превалируют в данной местности, экспертами были предложены классификации (типологии) сельских округов.

10. K.Kassel and R.M.Morrison. Ag and Food Statistics Charting the Essentials. ERS/USDA, AP-083, February 2020. Available at: >>> (accessed November 02, 2020).
52 Задача классификации сельских территорий по отдельным типам имеет, прежде всего, исследовательскую цель, так как позволяет лучше понять происходящие там процессы. Подобные исследования призваны выработать рекомендации по оптимизации мер государственного регулирования, реализуемых в отношении сельских сообществ.
53

Разработка типологий началась практически одновременно с началом мер политики сельского развития – в 1970-х годах, и к середине 1980-х годов уже были предложены первые варианты. Анализ всех разработанных классификаций выходит за рамки настоящей работы. Поэтому ограничимся лишь той, которая используется специалистами Министерства сельского хозяйства США и базовый вариант которой в результате достаточно длительной (около четверти века) эволюции был предложен в 2004 г. Он базируется на классификации округов на метропольные и неметропольные, предложенной Административно-бюджетным управлением. В соответствии с ней все округа были подразделены на следующие шесть типов в зависимости от ориентации экономики11.

11. Leslie A. Whitener. Policy Options for a Changing Rural America. ERS/USDA, Amber Waves, May 01, 2007. Available at: >>> (accessed November 02, 2020).
54

1. Сельскохозяйственные (farming-dependent) округа, в которых не менее 15% среднего годового дохода работников и собственников было получено от сельхозпроизводства, либо не менее 15% занятых в данном регионе трудилось на фермах. На момент принятия данной типологии в 2004 г. использовались данные переписи 2000 г., в соответствии с которыми насчитывалось 440 таких округов, в том числе 403 неметропольных.

55

2. Добывающие (mining-dependent) округа, в которых не менее 15% дохода было получено на предприятиях добывающей промышленности (128 и 113 соответственно).

56

3. Промышленные (manufacturing-dependent) округа, в которых не менее 25% дохода было получено на предприятиях различных перерабатывающих отраслей промышленности (905 и 585).

57

4. Государственные (федеральные/штатов, federal/state government-dependent) округа, в которых не менее 15% дохода занятых в экономике региона было получено за счёт средств государственного (федерального или штатов) бюджета (381 и 222).

58

5. Обслуживающие (services-dependent) округа, в которых не менее 45% дохода занятых в экономике региона было получено на предприятиях сферы услуг (розничная торговля, финансы, и т.п.) (340 и 114). В дальнейшем, учитывая специфику развития таких территорий, тип «обслуживающие округа» был заменён на «рекреационные округа».

59

6. Прочие (nonspecialized) округа, которые не подпадают не под одну из вышеперечисленных категорий (948 и 615).

60 Подобная классификация позволяет оценить тенденции развития экономики сельских регионов, в частности в территориальном аспекте. На рисунке 12 представлено размещение неметропольных округов на территории страны в соответствии с данной типологией.
61

Рисунок 12 Размещение округов по типологии МСХ США на территории США, 2015 г. K. Kassel and R.M. Morrison. Ag and Food Statistics Charting the Essentials. ERS/USDA, AP-083, February 2020. Available at: >>> (accessed November 02, 2020).

62 Сравнение динамики числа неметропольных округов в соответствии с этой типологией приведено в таблице 2.
63

Таблица 2 Динамика изменений числа неметропольных округов в США, по «экономическим» типам, 2000–2015 гг.

Тип 2000 2015 2015/2000
    Кол-во % Кол-во % Кол-во % %%
  Всего 2211 100 1976 100 -235 -11 -
  в том числе:              
1 Сельскохозяйственные 403 18 391 20 -12 -3 1,6
2 Промышленные 585 26 348 18 -237 -41 -8,8
3 Государственные 381 17 239 12 -142 -37 -5,1
4 Рекреационные 114 5 229 12 115 101 6,4
5 Добывающие 113 5 184 9 71 63 4,2
6 Прочие 615 28 585 30 -30 -5 1,8

Рассчитано по: Leslie A. Whitener. Policy Options for a Changing Rural America. ERS/USDA, Amber Waves, May 01, 2007. Available at: >>> (accessed November 02, 2020); K. Kassel and R.M. Morrison. Ag and Food Statistics Charting the Essentials. ERS/USDA, AP-083, February 2020. Available at: >>> (accessed November 02, 2020).

64 Анализ информации, приведённой на рисунке 12 и в таблице 2, позволяет сделать ряд выводов.
65

Во-первых, каждый из типов неметропольных округов имеет свою специфическую территориальную сосредоточенность. Наиболее выражена она для «сельскохозяйственных» округов, которые занимают территорию преимущественно в Кукурузном и Пшеничном поясах страны – на Среднем Западе и в приграничных с Канадой районах. Добывающие и государственные округа расположены преимущественно в западной части США и также отличаются определённой «скученностью». Последние размещены, как правило, на федеральных землях, площадь которых составляет в целом около 260 млн га (27% территории страны) и большая часть которых приходится на богатые природными достопримечательностями территории, где преимущественно и расположены «рекреационные» округа12. «Промышленные» округа размещаются преимущественно в восточной части страны, в местах исторического сосредоточения промышленности, поясом протянувшихся от озер Мичиган и Эри на юг. Со временем, по мере вывода промышленного производства за рубеж, эти округа стали терять свою «специализацию», их пространственная «концентрация» стала менее очевидной.

12. Федеральные земли в США. Available at: >>>  (accessed November 02, 2020).
66

Во-вторых, с начала нынешнего века в рассматриваемой структуре неметропольных округов наметились определённые тенденции. Так, на фоне некоторого уменьшения (на 11%) их числа в течение 2000–2015 гг., количество сельскохозяйственных и прочих осталось почти неизменным. В то же время значительно уменьшилось число промышленных (на 41%) и государственных (на 37%) округов. С одной стороны, эти изменения были обусловлены продолжающимся процессом глобализации мировой экономики и сопровождающимся в связи с этим выводом промышленных производств с территории США за рубеж. С другой стороны, продолжалась тенденция роста доли сферы услуг в экономике страны, перевод значительной части рабочих мест на удалённый режим работы. В связи с этим, а также вследствие ряда других социальных процессов, имел место рост числа граждан, проживающих на части территорий, богатых природными достопримечательностями, значительную часть которых составляют федеральные земли. Отчасти этот вывод подтверждается более чем двукратным увеличением числа «рекреационных» неметропольных округов в рассматриваемый период, а также соседством многих из них с «государственными» округами.

67 Вторым, численно выросшим (на 63%) типом округов стали добывающие неметропольные округа. Рост их значимости в экономике сельских территорий был вызван бумом производства сланцевых газа и нефти вследствие высоких цен на энергоносители в период 2007–2008 гг., и особенно в 2011–2014 годы. К настоящему времени, после существенного снижения цен на них, влияние этой отрасли экономики на состояние сельских округов заметно снизилась.
68

Следует добавить, что приведённая выше классификация предназначается преимущественно для проведения экономического анализа тенденций развития сельских территорий, поэтому перечисленные типы округов получили название «экономических» (economic types). Для цели разработки мер политики сельского развития специалистами МСХ была дополнительно предложена другая классификация округов – по типам, которые получили название «политических» (policy types). В соответствии с ней социально-экономическое состояние того или иного округа может быть охарактеризовано отнесением его к одному из нескольких типов округов, в том числе: с недостаточным или недостаточного качества обеспечением населения жильем; низким уровнем образования населения; высоким уровнем безработицы; постоянной бедностью; уменьшающимся населением; преимущественно пожилым населением. Такая типология округов позволяет сделать определённые выводы о наличии и глубине проблем на тех или иных сельских территориях. В частности, анализ в соответствии с этим подходом показывает, что в начале столетия примерно каждый шестой округ страны в среднем и каждый пятый неметропольный округ США находились в кризисном состоянии13.

13. Leslie A. Whitener. Policy Options for a Changing Rural America. ERS/USDA, Amber Waves, May 01, 2007. Available at: >>> (accessed November 02, 2020).
69

Заключение

 

Проведенный в работе анализ позволил прийти к следующим заключениям:

70

1. Сельские регионы составляют большую часть территории США. Однако в связи с особенностями определения понятия «сельская местность», которое активно развивается последние десятилетия по мере совершенствования государственной политики сельского развития, однозначно определить пропорции не представляется возможным.

2. К настоящему времени сложились два наиболее распространенных подхода в определении понятия «сельская местность». Один из них – статистический, введённый в оборот Бюро переписи населения США. Второй – экономический – предложен Административно-бюджетным управлением администрации президента, предполагает учёт хозяйственных взаимосвязей (в частности движения рабочей силы) различных округов. Он используется для экономического анализа состояния и тенденций развития сельских округов. Оба подхода по существу дополняют друг друга.

3. Численность сельского населения страны хотя и растёт, однако существенно меньшими темпами чем городское. Более того, этот прирост имеет в целом тенденцию к снижению, а в результате экономического кризиса 2008–2009 гг. впервые в современной истории США в течение нескольких лет был отрицательным. В результате доля населения, проживающего в сельской местности последние десятилетия неуклонно снижается.

4. Прирост численности сельского населения неравномерен по различным частям территории страны. Так, несмотря на убыль числа сельских жителей в период 2010–2017 гг. в целом, в ряде сельских регионов наблюдался значительный рост данного показателя. Это были в основном территории добывающих и рекреационных неметропольных округов.

5. Экономические показатели сельских территорий в целом заметно хуже, чем в урбанизированных районах. В частности, уровень занятости сельского населения ниже, безработица и уровень бедности выше, чем в городах. Отчасти это вызвано более низким уровнем образования трудоспособной части сельского населения в сравнении с населением урбанизированных районах. В целом можно констатировать имеющее место и до сих пор не преодолённое отставание уровня и качества жизни в сельской местности по сравнению с городами.

6. Сельская экономика на протяжении уже более полувека в целом потеряла свою зависимость от аграрной отрасли как своей основы. В то же время к настоящему времени сложилась заметная «специализация» отдельных сельских территорий – по превалирующим в них отраслях экономики. Это позволило в целях экономического анализа провести классификацию сельских округов, выделив схожие по своим основным характеристикам совокупности территорий.

7. Упомянутая типология позволяет выявить основные направления тенденций развития сельской местности. В частности, отдельные типы округов имеют особенность концентрироваться в определённых частях страны своеобразными «кластерами». Особенно это характерно для сельскохозяйственных округов. Кроме того, на фоне некоторого уменьшения числа неметропольных округов, имеет место трансформация части округов одного типа в другие. Среди наиболее значительных можно назвать резкий рост числа «рекреационных» округов.

8. В современных условиях опыт США в определении понятия «сельская местность», а также типологии сельских территорий крайне необходим в России. В целом большая часть российских сельских территорий после коллапса экономики 1990-х годов продолжает деградировать. Предложенные в рамках отечественной политики сельского развития (ПСР) подходы не работают. Помимо их несоответствия основным принципам эффективной политики, значительную роль в этом играет отсутствие понимания разнообразия сельских экономики и отождествление её основы с сельским хозяйством. Это не позволяет дифференцировать меры ПСР, существенно снижая их конечную эффективность. Критическое осмысление опыта США позволит восполнить этот пробел.

References

1. Statistical Abstract of the U.S. 2020. - ProQuest. 2020. p.298.

2. Rural Classifications. What is Rural? USDA/ERS. Available at: https://www.ers.usda.gov/topics/rural-economy-population/rural-classifications/what-is-rural/ (accessed August 10, 2020).

3. Business & Industry Loan Guarantees. USDA/RD. Available at: https://www.rd.usda.gov/programs-services/all-programs (accessed May 14, 2020); Rural Programs Eligibility. USDA/RD. Available at: https://eligibility.sc.egov.usda.gov/eligibility/welcomeAction.do?pageAction=rbs (accessed November 19, 2020).

4. Rural Classifications. USDA/ERS. Available at: https://www.ers.usda.gov/topics/rural-economy-population/rural-classifications/ (accessed November 02, 2020).

5. Rasschitano po: Statistical Abstract of the U.S. 2020. - ProQuest. 2020. p.31.

6. Nonmetro population change varies across the United States. USDA/ERS, Available at: https://www.ers.usda.gov/data-products/chart-gallery/gallery/chart-detail/?chartId=58280 (accessed November 02, 2020).

7. USDA/ERS, Available at: https://www.ers.usda.gov/webdocs/charts/91267/February_19_DataFeature_Cromartie_Fig03.png?v=8854.2 (accessed November 02, 2020).

8. Rasschitano po: USDA/ERS, Available at: https://www.ers.usda.gov/webdocs/charts/62819/employmentpopratios2017.png?v=2992.9 (accessed November 02, 2020).

9. Rasschitano po: USDA/ERS, Available at: https://www.ers.usda.gov/webdocs/charts/93011/EarningsGapEd2018.png?v=13.3 (accessed November 02, 2020).

10. K.Kassel and R.M.Morrison. Ag and Food Statistics Charting the Essentials. ERS/USDA, AP-083, February 2020. Available at: https://www.ers.usda.gov/publications/pub-details/?pubid=96956 (accessed November 02, 2020).

11. Leslie A. Whitener. Policy Options for a Changing Rural America. ERS/USDA, Amber Waves, May 01, 2007. Available at: https://www.ers.usda.gov/amber-waves/2007/may-special-issue/policy-options-for-a-changing-rural-america-updated/ (accessed November 02, 2020).

12. Federal'nye zemli v SShA. Available at: https://ru.qaz.wiki/wiki/Federal_lands#Primary_federal_land_holders (accessed November 02, 2020).

13. Leslie A. Whitener. Policy Options for a Changing Rural America. ERS/USDA, Amber Waves, May 01, 2007. Available at: https://www.ers.usda.gov/amber-waves/2007/may-special-issue/policy-options-for-a-changing-rural-america-updated/ (accessed November 02, 2020).