U.S. Organic Agriculture
Table of contents
Share
Metrics
U.S. Organic Agriculture
Annotation
PII
S207054760013404-1-1
DOI
10.18254/S207054760013404-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alla Korotkikh 
Occupation: PhD in economics
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Organic agriculture is a fast-growing agricultural section in the United States. American consumer interest in organically grown foods has opened new market opportunities for U.S. producers, leading to a transformation in the organic foods industry. Certified organic acreage is increasing to meet growing consumer demand. New organic products are also rapidly entering the market—over 800 in the first half of 2000. New USDA standards for organic food are expected to facilitate further growth in the organic foods industry. The national organic standards address the methods, practices, and substances used in producing and handling crops, livestock, and processed agricultural products that are sold, labeled, or represented as organic. Many industry analysts expect demand for organically grown foods to continue growing at a rapid pace, as more U.S. growers move into organic production and more processors and distributors expand or add organic selections in their product lines.

 This article summarizes growth patterns in the U.S. organic sector in recent years, and traces the marketing channels for organic products, describes various research, regulatory, and other ongoing programs on organic agriculture in the U.S. Department of Agriculture. 

Organic farming systems produce lower yields compared with conventional agriculture. However, they are more profitable and environmentally friendly, and deliver equally or more nutritious foods that contain less (or no) pesticide residues, compared with conventional farming. Although organic agriculture has an untapped role to play when it comes to feed the planet. Rather, a blend of organic and conventional innovative farming systems is needed for future national, and especially global food and ecosystem security.

 

Keywords
organic agriculture, ecosystem, organic market, certification, food security
Received
15.11.2020
Date of publication
30.12.2020
Number of purchasers
4
Views
88
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

В последнее время возросла острота вопросов истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, что усилило обеспокоенность общества по поводу доступности продовольствия, его качества и безопасности для здоровья человека. Растущий интерес потребителей к органически выращенным продуктам придаёт всё большую актуальность изучению возможностей и перспектив органического сельского хозяйства, которое призвано обеспечить людей здоровой пищей, не нанося вреда экологии.

2 Органическое сельское хозяйство представляет собой систему аграрного производства, при которой до минимума снижается использование синтетических удобрений, пестицидов, генномодифицированных организмов, стимуляторов роста и т.д. Их заменяют натуральными аналогами – навозом, компостом, сидератами, для повышения урожайности и борьбы с сорняками и вредителями более активно применяют севообороты и специальные методы обработки почвы. А к полученным таким способом продуктам при дальнейшей переработке не должны применять красители, консерванты, усилители вкуса и синтетические ароматизаторы. В некоторых странах вместо термина «органическое», принятого в США, используют термины «экологическое» (Франция) и «биологическое» (Германия) сельское хозяйство, что является синонимами.
3 Органическое животноводство, помимо отказа от синтетических пищевых добавок, антибиотиков и гормонов, предусматривает также содержание животных в условиях, приближенных к естественным. Это, например, значит, что крупный рогатый скот в течение 120 дней должен выпасаться на природных пастбищах. Круглогодичное стойловое содержание не допускается.
4 Считают, что полученные таким способом продукты безопасны и более полезны для здоровья человека в отличие от продукции традиционного аграрного производства. Кроме того, органическое сельское хозяйство практически не наносит вреда окружающей среде, поддерживает биоразнообразие экосистемы, сохраняет плодородие и качество почвы.
5 Слабым местом органического сельского хозяйства является более высокая себестоимость продукции при более низкой продуктивности в сравнении с традиционным сельским хозяйством, меньшая доступность органических продуктов из-за ценовых премий на готовую продукцию.
6

Мировой рынок органических продуктов и место США

 

Рынок органических продуктов – один из самых динамично развивающихся сегментов мирового рынка продовольствия. С 2000 по 2018 г. он вырос более чем в 5 раз, с 18 до 96,7 млрд долл. (диагр. 1). По прогнозам американской исследовательской и консалтинговой компании «Гранд вью ресёч» (Grand View Research), рынок продолжит расти на 15–16% в год и к 2025 г. достигнет 212–230 млрд долларов.

7

Диаграмма 1 Динамика мирового рынка органической продукции The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2020. Research Institute of Organic Agriculture FiBL. IFOAM – Organics International. Edited by Helga Willer, Bernhard Schlatter, Jan Trávníček, Laura Kemper and Julia Lernoud. Available at: >>> (accessed 28.10.2020).

8

Пандемия коронавируса способствовала взрывному росту мирового спроса на органические продукты питания. По всему миру растут их продажи, особенно через интернет-магазины. В США компания сетевых супермаркетов «Хол фудс маркет» (Whole Foods Market), крупнейший в мире ритейлер натуральных продуктов, начала ограничивать число своих онлайн-покупателей продуктов из-за беспрецедентного спроса. В Великобритании компания «Абель и Коул» (Abel & Cole) сообщила о 25%-ном увеличении заказов, «Риверфорд» (Riverford) сообщает о росте спроса. Индийский онлайн-ритейлер «Нуриш органик» (Nourish Organic) в марте 2020 г. заявил о рост продаж на 30%. Во Франции некоторые магазины экологически чистых продуктов сообщают об увеличении продаж более чем на 40%.

9

Ожидается, что спрос на органические продукты останется высоким после того, как пандемия закончится, как это было уже не раз. Так, эпидемия коровьего бешенства в 2000 г. в Европе способствовала росту спроса на органические мясные продукты. В Китае эпидемия нетипичной пневмонии SARS в 2004 г. стимулировала спрос на органические продукты питания, а скандал с меламином в 2008 г. способствовал тому, что за несколько лет китайский рынок органического детского питания стал крупнейшим в мире.

10

Производство органических продуктов питания в настоящее время охватывает практически весь мир. С каждым годом количество стран, практикующих органическое сельское хозяйство, увеличивается. По данным Исследовательского института органического сельского хозяйства (Research Institute of Organic Agriculture – FiBL), в 2017 г. данный сектор сельского хозяйства развивается в 181 стране мира, в 2018 г. их количество возросло до 186 стран.

11

США и ЕС являются крупнейшими рынками органической продукции. На США приходится 45% мирового розничного товарооборота органической продукции, на ЕС – 42%. Далее с существенным отставанием идут Китай и Канада (диагр. 2).

12

Диаграмма 2 Региональная структура мирового рынка органической продукции, 2018 г. The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2020. Research Institute of Organic Agriculture FiBL. IFOAM – Organics International. Edited by Helga Willer, Bernhard Schlatter, Jan Trávníček, Laura Kemper and Julia Lernoud. Available at: >>> (accessed 28.10.2020).

13

В настоящее время 1,5% сельскохозяйственных земель в мире сертифицированы как органические. За период 1999–2018 гг. площади органических земель в мире увеличились в 6,5 раза и составили 71,5 млн га. Распределены они крайне неравномерно. Мировым лидером по данному показателю является Австралия – 35,7 млн га (97% из которых занимают пастбища), затем идут Аргентина – 3,6 млн га и Китай – 3,1 млн га. США в этом списке на седьмой позиции, ресурс органических земель в этой стране в 2018 г. ограничен 2,0 млн (табл. 1).

14

Таблица 1 Динамика мирового органического сельского хозяйства

Годы Размер площадей, млн га Численность производителей, млн человек Объём розничного товарооборота, млрд евро Площади, отведённые под другие виды органического производства – сбор ягод, грибов, трав и др., млн га
1999 11,0 0,2 15,2  
2008 34,5 1,4 50,2  
2017 69,8 2,9 97,0 42,2
  В том числе Австралия –35,6 В том числе Индия – 835 тыс. В том числе США – 45,2 В том числе Финляндия – 11,6
  Аргентина – 3,4 Уганда – 210 Германия – 11,3 Замбия – 6,0
  Китай – 3,0 Мексика – 210 Франция – 8,9 Танзания – 2,4
2018 71,5 2,8 96,7 35,7
  В том числе Австралия –5,7 В том числе Индия – 1149 тыс. В том числе США – 40,6 В том числе Финляндия – 11,3
  Аргентина – 3,6 Уганда – 214 Германия – 10,9 Замбия – 3,2
  Китай – 3,1 Эфиопия – 204 Франция – 9,1 Танзания – 2,4

The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2019. Research Institute of Organic Agriculture FIBL @ IFOAM – Organics International 2019. Edited by Willer Helgo, Julia Lernoud. Available at: >>> (accessed 01.10.2020); The World of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2020. Research Institute of Organic Agriculture FiBL @ IFOAM – Organics International Edited by Helga Willer, Bernhard Schlatter, Jan Trávníček, Laura Kemper and Julia Lernoud. Available at: >>> (accessed 23.10.2020).

15 Две трети органических сельскохозяйственных земель в мире, или 48,2 млн га, являются пастбищами, 19%, или 13,3 млн га, – пахотные земли, на которых выращивают преимущественно зерновые, кормовые травы, масличные, бобовые культуры и хлопчатник, 7%, или 4,7 млн га, отведено под многолетние культуры для получения кофе- и какао-бобов, тропических и субтропических фруктов, винограда, оливок и орехов. Данные об особенностях использования оставшихся 7% земель отсутствуют.
16 Помимо сельскохозяйственного производства, органические земли используют для других видов деятельности – в пчеловодстве, для сбора дикорастущих трав, грибов, ягод и фруктов, роз, к ним относят леса и дикие выпасы, находящиеся не на сельскохозяйственных землях, а также водоёмы, используемые для аквакультуры и сбора водорослей.
17 Всего в мире площадь органических земель несельскохозяйственного назначения в 2018 г. составила 35,7 млн га. Таким образом, общая площадь органических земель в мире составила 107,2 млн га
18

В мире стремительно растёт численность производителей органической продукции. Относительно 1999 г. она увеличилась в 14 раз. В 2018 г. в мире насчитывалось 2,8 млн сертифицированных производителей органической продукции. Из них 47% находилось в Азии (только в Индии – более 1,1 млн человек), 28% – в Африке, 15% – в Европе, 8% – в Латинской Америке, по 1% – в Северной Америке, Австралии и Океании1.

1. The world of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2019. Research Institute of Organic Agriculture FIBL @ IFOAM – Organics International 2019. Edited by Willer Helgo, Julia Lernoud. Available at: >>> (accessed 01.10.2020).
19 Основная масса органической продукции реализуется в высокоразвитых индустриальных странах мира. В частности, около 78% общего потребления приходится на страны Западной Европы и Северной Америки.
20

Органическое сельское хозяйство США

 

Органические продукты завоёвывают позиции в рационе питания американцев. Мода на здоровый образ жизни, масштабная рекламная кампания органических продуктов и напитков как более безопасных, полезных, обеспечивающих полноценное питание, способствуют устойчивому спросу на экологически чистые продукты и росту продаж. Диетологи настаивают на более высоких вкусовых качествах и пользе для здоровья органического мяса, полученного при пастбищном содержании животного. В органической говядине выше содержание жирных кислот омега-3, линолевой кислоты (которая снижает риск сердечных заболеваний и рака), антиоксидантов, таких как витамин Е. Те же преимущества имеют органическое молоко и молочные продукты: в них выше содержание омега-3, нет следов токсичных пестицидов и антибиотиков, искусственных гормонов роста. В результате, только за 2015–2018 гг. потребление органических молочных продуктов в США выросло в 4 раза, а ассортимент – на 50 наименований.

21

Самая популярная категория органической продукции – овощи и фрукты. Причём не только свежие, но также консервированные, сушёные и замороженные. На них приходится более 43% розничных продаж (табл.2).

22 Вторая ведущая категория органической продукции – молочные продукты и яйца. Их доля на розничном рынке – 15%. Причём, если недавно высоким спросом пользовалось обезжиренное молоко и продукты с низким содержанием жира, то в настоящее время популярны продукты с высоким содержанием жира и белка (тогда как молодёжь всё чаще продуктам животноводства предпочитает продукты и напитки на растительной основе).
23 За ними следуют соевое молоко и другие напитки, в том числе на растительной основе, – 11%, фасованные продукты – 11%, хлебобулочные и зерновые продукты – 9%, лёгкие закуски – 5%, мясо, птица, рыба – 3% и приправы, соусы, пряные травы – 3%.
24 Опережающими темпами растёт спрос на непродовольственные органические продукты – средства личной гигиены, декоративную косметику, корм для домашних животных, цветы, постельное белье и одежду. Данный факт позволяет делать оптимистические прогнозы развития производства непродовольственной органической продукции, несмотря на то, что сегодня на них приходится менее 10% розничных продаж всей органической продукции в США.
25

Таблица 2 Структура рынка органических продуктов питания и напитков в США, 2018 г.

Вид продукции Рыночная доля, % Вид продукции Рыночная доля, %
Фрукты, овощи 43 Хлебобулочные и зерновые продукты 9
Молочные продукты 15 Лёгкие закуски 5
Напитки* 11 Мясо, птица, рыба 3
Фасованные продукты 11 Соусы, специи и пряные травы 3

* Включая рисовое, овсяное, соевое молоко и напитки, пиво, вино ERS. USDA. Organic Market Overview. Available at: >>> (accessed 24.10.2020).

26

Растущий интерес потребителей к экологически чистым продуктам привёл к трансформации ряда отраслей пищевой промышленности и торговли. На рынок вышли корпорации, которые, оценив рост и потенциал органического сектора, расширили диапазон своей деятельности за счёт органической продукции, что усилило конкуренцию и способствовало росту розничных продаж. Когда-то доступные только в магазинах натуральных продуктов, сегодня органические продукты продаются в сетевых супермаркетах, таких как «Хол фудс маркет» (Whole Foods Market), «Уол-Март» (Wal-Mart), «Таргет» (Target), и «Костко» (Costco). В то же время крупные производители традиционных продуктов питания, такие как «Дженерал Миллс» (General Mills), «Келлогс» (Kellogg's), «Хейн Силестиел груп» (Hain Celestial Group), «Эмис китчен» (Amy’s Kitchen Inc.), «Крафт фудс» (Kraft Foods) и «Дин фудс» (Dean Foods), вышли на рынок с органическими версиями своей традиционной продукции. Таким образом, органическое сельское хозяйство в США из любительского направления деятельности мелких фермеров превратилось в самостоятельную коммерческую отрасль с многомиллиардными оборотами.

27

На сегодняшний день США являются крупнейшим в мире рынком органической продукции с оборотом розничной торговли в 52,5 млрд долл. По предварительным данным Органической торговой ассоциации США, в 2019 г. он вырос до 55,1 млрд долл., из которых 50,1 млрд приходились на продовольственную продукцию. Однако в масштабе огромного продовольственного рынка США органические продукты занимают всего 6% (диагр.3)

28

Рынок органической продукции занимает одно их первых мест среди самых быстрорастущих сегментов сельскохозяйственного рынка страны. С 1997 по 2018 г. его товарооборот вырос в 14,5 раза, а с учётом показателей 2019 г. – в 15,3 раза. Ожидают, что отрасль сохранит высокие темпы развития в среднесрочной перспективе.

29

Диаграмма 3 Динамика рынка органической продукции в США US Organic Trade Data: 2011 to 2016. Report of the Organic Trade Association. The Ohio State University. 2017. Available at: >>> (accessed 25.08.2020); 2017 Census of Agriculture. 2019 Organic Farm Data. USDA. NASS. Available at: >>> style="text-decoration: underline;">_(accessed 25.08.2020).

30

По данным Ассоциации органической торговли США (Organic Trade Association, OTA), большая часть розничных продаж органической продукции (93%) осуществляется через сетевые супермаркеты, продовольственные магазины и магазины органических продуктов питания, 7% продаж – через фермерские рынки, предприятия общественного питания и др.

31

Согласно отчётам Службы сельскохозяйственного маркетинга Минсельхоза США (Agricultural Marketing Service), оптовые цены на некоторые органические продукты – фрукты и овощи, зерно, мясо бройлеров, яйца, молоко – выше, чем на их обычные аналоги. Диапазон ценовой премии в 2005 г. колебался от 30% на фрукты и овощи до 60% на молоко и до 100% на чернику2.

2. U. S. Department of Agriculture National Agricultural Statistics Service . 2014 Statistics Survey. Wisconsin. Available at: >>> (accessed 24.03.2020).
32

Ценовые разрывы между традиционными и органическими продуктами питания возникают вследствие более низкой продуктивности органического сельского хозяйства, более высокой себестоимости производства. В то же время это более прибыльное производство3. Так, если доля фермера в конечной продукции, полученной в традиционном аграрном секторе, составляет 10%, то в случае с органической продукцией она возрастает до 18%.

3. Шульце Э., Пахомова Н.В., Нестеренко Н.Ю., Крылова Ю.В., Рихтер К.К.Традиционное и органическое сельское хозяйство: анализ сравнительной эффективности с позиции концепции устойчивого развития. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2015. Сер. 5, вып. 4, с.4-39. Available at: >>> (accessed 04.11.2020).
33

Фермерское производство органической продукции

 

Сектор органического производства – молодая, но быстро развивающаяся отрасль сельского хозяйства США. В 2019 г. американские фермеры вырастила продукцию на рекордную сумму 9,9 млрд долл., что в 3 раза больше, чем в 2008 г. Среднегодовые темпы роста последние четыре года составляют 7,8%, тогда как в традиционном сельском хозяйстве они не превышают 1,2%.

34

Растут площади органических земель и численность ферм, специализирующихся на производстве органической продукции. Размер сельскохозяйственных угодий за тот же период увеличился почти в 1,4 раза, количество ферм – в 1,5 раза. По данным последней сельскохозяйственной переписи США, в 2019 г. в стране органическую продукцию выращивали более 16,5 тыс. фермерских хозяйств, используя для этого 2224 тыс. га сертифицированных земель (табл.3).

35

Таблица 3 Динамика развития органического сектора в США

  2008г. 2014г. 2016г. 2019г. Рост за 2008–2019 гг., % Доля в сельском хозяйстве, %
Количество ферм 10903 12634 14217 16585 52 0,8
Площадь земель, тыс. га 1620 1474 2031 2224 37 0,6
В том числе пашня 902 - 1098 1423 58  
пастбища 748 - 933 800 7  
Стоимость реализованной продукции, млн долл. 3164 5457 7555 9926 215 2,5
В том числе продукции растениеводства 1942 3292 4193 5787    
продукции животноводства 1222 2165 3362 4139    

2017 Census of Agriculture. 2019 Organic Farm Data. USDA. NASS. Available at: >>> 20.10.2020

36 Однако несмотря на опережающее развитие органического сектора его роль в сельском хозяйстве США незначительна. Доля в объёме выращиваемой аграрной продукции – всего 2,5%, в площадях сельскохозяйственных земель – 0,6%, в общей численность фермерских хозяйств – 0,8%. При этом ещё 2500 ферм и более 130 тыс. га земель находятся в так называемой стадии конверсии – перехода на органическое земледелие, то есть в ближайшие три года станут органическими.
37

Большую часть органической продукции выращивают крупные хозяйства, с объёмом продаж более 500 тыс. долл. в год. Это малочисленная группа хозяйств, на которую приходится 17% органических ферм, но которые обеспечивают 84% валового производства сектора.

38

Половину органических ферм составляют мелкие хозяйства, с объёмом продаж менее 100 тыс. долл. На эту многочисленную группу приходится всего 3% производства. Такие хозяйства выживают в значительной степени благодаря финансовой поддержке государства. Например, за счёт покрытия части фермерских расходов на сертификацию земель или продукции.

39

Промежуточное положение занимают средние фермы, с объёмов продаж от 100 тыс. до 500 тыс. долл. Их доля в численности органических ферм – около 35%, в доля в производстве – 13%.

40

В отрасли идёт объективный процесс концентрации производства, которое сосредотачивается в крупных хозяйствах, значение которых в экономике сектора повышается. По сравнению с 2008 г. роль крупных ферм в производстве органической продукции существенно выросла: их доля в валовом производстве увеличилась на 12 п.п., а численность и доля в общем количестве органических хозяйств выросли более, чем в 2 раза4.

4. Census of Agriculture. 2019 Organic Farm Data. USDA. NASS. Available at: >>> (accessed 15.09.2020);
41

Ассортимент продукции, поставляемой органическим сектором США, разнообразен – от соевых бобов и пшеницы до яиц, кленового сиропа и новогодних елей. Доминирующее положение занимает продукция растениеводства, на которую приходится 58%, включая фрукты, ягоды, орехи и овощи – 41%, или 4,1 млрд долл., пропашные культуры, в том числе зерновые, масличные, кормовые травы и рис, – 12%, или 1,18 млрд долл., а также рассаду, новогодние ели, цветы, пряные травы, грибы и др., – 5%. На продукцию животноводства приходилось 42% суммарного объёма органической аграрной продукции. Её рыночная стоимость составила 4,14 млрд долл. (табл.4).

42

Таблица 4 Основные виды продукции органического сектора США, 2019г.

Категории продукции Стоимость реализованной фермерской продукции, млрд долл. Доля, % Основные виды продукции по категориям
Продукция животноводства 4,14 42 Молоко, мясо бройлеров, яйца
Овощи* 2,08 21 Салат латук, шпинат, картофель
Фрукты, ягоды, орехи 2,02 20 Яблоки, виноград, клубника, голубика
Пропашные культуры 1,18 12 Кукуруза, люцерна, пшеница, соя
Другие 0,51 5 Рассада, саженцы, цветы, грибы
Всего 9,926 100  

* 95% овощей выращивают в открытом грунте. Census of Agriculture. 2019 Organic Farm Data. USDA. NASS. Available at: >>> (accessed 15.09.2020).

43

Размещение органического производства

 

Производство органической продукции развивается во всех штатах страны, от Аляски до Гавайев, но размещено оно неравномерно. Штат Калифорния является абсолютным лидером по площади обрабатываемых земель, объёму выращиваемой продукции и количеству ферм. Здесь находится около 18% органических хозяйств и более 18% земель, а стоимость реализованной фермерами Калифорнии продукции составляет треть всей продукции сектора. В этом штате выращивают 65% органических овощей, 95% цитрусовых, 77% ягод, более 80% орехов и винограда, развивается мясное скотоводство и птицеводство.

44

С большим отрывом от Калифорнии следуют штаты Вашингтон, который часто называют «яблочным штатом» за его специализацию на производстве этой продукции, и Пенсильвания, который даёт 40% грибов, 45% мяса бройлеров.

45

По 4,5% продукции органического сектора приходится на штаты Орегон и Техас, где выращивают пропашные культуры, цветы, томаты закрытого грунта, кормовые травы и др. (табл.5).

46 Замыкают список ведущих производителей органической продукции штаты Нью-Йорк и Висконсин. Их особенностью является высокая доля животноводства в доходах фермеров, до 75%, хотя уровень этих доходов в 2,5 раза ниже, чем у фермеров в штатах Вашингтон и Пенсильвания.
47 Таким образом, в семи ведущих штатах страны сосредоточено 68% производства органической продукции, 50% ферм и 40% земель.
48

Таблица 5 Ведущие штаты-производители органической продукции в США, 2019 г.

Штаты Площади органических сельскохозяйственных земель, тыс. га Количество органических ферм Стоимость реализованной органической продукции, млн долл. Основные виды продукции и доля в её производстве
Калифорния 390,6 3012 3597 Овощи 65%, цитрусовые 95%, ягоды 77%, орехи 84%, виноград 88%, мясо бройлеров 40%, молочное скотоводство 17%, мясное скотоводство 55%
Вашингтон 45,3 745 886 Яблоки 90%, овощи 4%
Пенсильвания 43,5 1048 742 Мясо бройлеров 45%, куриные яйца 15%, грибы 40%
Орегон 79,3 456 454 Кормовые травы 7%, виноград 7%, ягоды 5%, овощи 6%, пропашные культуры 11%
Техас 99,7 233 424 Цветы 17%, томаты закрытого грунта 17%, пропашные культуры 7%
Нью-Йорк 130,3 1321 298 Молочное скотоводство 10%, молоко 8%,
Висконсин 101,6 1364 269 Молочное скотоводство 10%, свиноводство 12%, козье молоко 10%, коровье молоко 9%
США, всего 2224 16585 9926  

Census of Agriculture. 2019 Organic Survey. USDA. NASS. October 2020. Available at: >>> (accessed 11.00.2020); Organic Agriculture USDA. ERS. Available at: >>> (accessed 11.09.2020).

49

Особенности агротехники

 

Американские фермеры строго придерживаются правил производства органической продукции, предусмотренных законодательством США. Для повышение плодородия почвы и защиты растений от вредителей и болезней, сохранения биоразнообразия экосистемы применяют такие агротехнические приемы, как:

  • внесение биоудобрений и биопестицидов, препаратов с эффективными микроорганизмами, которые способствуют биологическому разнообразию окружающей среды;
  • планирование посадок, создание защитных лесополос, чтобы избежать перекрестного опыления и распространения болезней и вредителей;
  • мульчирование посадок, применение компоста, навоза, «зелёных» удобрений, посев покровных культур. Например, в США более половины производителей органических яблок и более 20% производителей органической кукурузы используют компост;
  • применение почвозащитных технологий обработки почвы – минимальной или нулевой – для предотвращения эрозии и уплотнения почвы;
  • ротационный выпас скота. Регламент МСХ США требует, чтобы все органические молочные коровы и другие жвачные животные получали не менее 30% корма (сухого вещества) на пастбищах в течение 120 дней в год. В 2014 г. ротационный выпас применяли 65% производителей в органическом животноводстве;
  • севооборот, что улучшает структуру и повышает плодородие почвы.
50

Каналы сбыта фермерской продукции

 

По данным Службы экономических исследований МСХ США, половину органической продукции обрабатывают и реализуют в зонах производства. Так, в 2004 г. 24% продаж органических продуктов были произведены на месте (в часе езды от предприятий по обработке), а ещё 30% – в регионе производства и обработки5.

5. Catherine Greene, Carolyn Dimitri, Biing-Hwan Lin, William McBride, Lydia Oberholtzer, and Travis Smith. Emerging Issues in the U.S. Organic Industry. Economic Information Bulletin, Number 55, June 2009 Available at: >>> (accessed 11.09.2020).
51

Американские фермеры, производящие органическую продукцию, основную часть выращенного урожая поставляют напрямую на розничный рынок, учреждениям питания, местным или региональным центрам оптовой торговли. Поставки совершаются на основании соглашения между фермерами и представителями компаний или торговых сетей. Таким образом в 2019 г. была реализована продукция на сумму 2035 млн долларов.

52

Важную роль для экономики фермерского хозяйства играет сбыт продукции перерабатывающим компаниям или предприятиям, которые прошли сертификацию (мельницы, пекарни, молокозаводы, пивоварни и т.д.). Такие поставки, как правило, осуществляются по контракту между фермером и перерабатывающей компанией. Доля поставок органической продукции по контракту составляет 10%.

53

Третий канал – местные фермерские рынки и магазины (булочные, мясные лавки), придорожные лотки или киоски, интернет-торговля или самостоятельный сбор потребителями продукции на фермерских угодьях. Объём реализации – 300 млн долл. Несмотря на небольшие объёмы торговли, число фермерских рынков в США неуклонно растёт – с 1755 рынков в 1994 г., когда МСХ США начало учитывать их, до более 8144 в 2013 году.

54 В последние годы растёт доля реализации органических продуктов собственного производства, выращенных и переработанных фермером в своём хозяйстве, например, в виде варенья или джема, вина, сыра и т.п. Объём такой торговли в 2019 г. составил 727 млн долл. Поскольку спрос на переработанные фермерские продукты увеличивается, треть фермеров, практикующих такой вид деятельности, планирует расширить этот канал сбыта.
55

Стандарты на органическую продукцию

 

Первые попытки стандартизации органической продукции были сделаны в 1970–1980-х годах, когда, желая защитить потребителей от некачественной продукции и одновременно поддержать производство, частные американские компании начали разрабатывать собственные стандарты и предлагать услуги по её сертификации. Однако большое число несогласованных стандартов лишь осложнило ситуацию на рынке органической продукции.

56

Регулирование органического производства на федеральном уровне началось в 1990 г. с принятия закона «О производстве органических пищевых продуктов» (Organic Foods Production Act), который вступил в силу в 2002 году. В нём были сформулированы требования к производству, переработке и сертификации органических пищевых продуктов.

57

Для реализации норм, предусмотренных законом, в 2002 г. Министерством сельского хозяйства США была принята Национальная органическая программа (National Organic Program, NOP), которая определяла правила производства, переработки, проведения инспекций и сертификации органической продукции и ввела национальные стандарты на неё.

58

Отныне вся произведённая, проданая, маркированая или заявленная как органическая продукция должна соответствовать этим требованиям, согласно которым органические производители, посредники и переработчики (включая пищеперерабатывающие компании и дистрибьюторов) должны пройти сертификацию на право работать с органической продукцией в государственных или частных агентствах, имеющих аккредитацию МСХ США, а продукция должна соответствовать единым стандартам, разработанным министерством. От сертификации освобождаются фермеры и переработчики с объёмом продаж менее 5000 долл. в год и розничные продовольственные магазины, которые продают экологически чистые продукты, но не обрабатывают/перерабатывают их6.

6. USDA. Agricultural Marketing Service. National Organic Program. Available at: >>> (accessed 22.08.2020).
59 Национальные стандарты на органические продукты регламентируют агротехнические приёмы и вещества, используемые при выращивании и переработке сельскохозяйственной продукции, включая запрет на использование методов генной инженерии, ионизирующего излучения или сточных вод для полива, а также содержат «национальный список» разрешённых синтетических и запрещённых несинтетических веществ для использования в производстве и переработке органических продуктов.
60 Маркировке подлежат, в соответствии с национальными стандартами, сырьевые, свежие и переработанные продукты, которые содержат органические ингредиенты.
61

Национальная органическая программа устанавливает три уровня маркировки, которые определяются процентным содержании органических ингредиентов в продукте.

  1. Продукты с маркировкой «100%-ный органический» (100% organic) должны содержать (исключая воду и соль) только органически произведенные ингредиенты.
  2. Продукты с маркировкой «органический» (organic) должны состоять как минимум на 95% из органических ингредиентов.
  3. Продукты с надписью «сделаны из органических ингредиентов» (made with organic ingredients) – должны содержать не менее 70% органических ингредиентов.
62 Продукты с менее чем 70%-ным содержанием органических ингредиентов не могут использовать термин «органический», но на этикетке может содержаться информация об ингредиентах, которые были произведены органическим способом.
63

Логотип Министерства сельского хозяйства «МСХ США органическое» (USDA organic) может быть использован для маркировки продукции, содержащей не менее 95% органических ингредиентов.

64 За нарушение установленных правил маркировки предусмотрен штраф в размере до 11 тыс. долларов.
65 МСХ США является федеральным уполномоченным органом власти, регулирующим органический сектор. Для оказания сертификационных и инспекционных услуг Служба сбыта сельскохозяйственной продукции МСХ США аккредитовала 100 контролирующих органов. Более того, она имеет представителей в нескольких странах, что позволяет импортировать органические продукты в США без дополнительной сертификации.
66 Таким образом, Национальная органическая программа США ввела стандарты и одновременно упростила проведение внешнеторговых операций. Производителям в любой точке мира разрешено ввозить в США органические продукты, если они соответствуют стандартам Национальной органической программы и сертифицированы государственным или частным органом, аккредитованным МСХ США.
67 Более того, для беспрепятственного движения сертифицированных органических продуктов между странами в 2009 г. было подписано соглашение об эквивалентности органического производства между США и Канадой, в 2012 г. – между ЕС и США, в 2014 г. – с Японией и Южной Кореей, в 2015 г. – со Швейцарией, в 2020 г. – с Тайванем. Это означает, что страны взаимно признали правила органического производства и систему контроля как эквивалентные, и органическая продукция, сертифицированная по стандартам США, Канады и ЕС может продаваться, маркироваться, позиционироваться как органическая. Эти соглашения устраняют необходимость дополнительной сертификации органических производителей США в соответствии со стандартами ЕС или Канады и наоборот.
68

Меры государственной поддержки органического сектора

 

Американское правительство проводит политику стимулирования производства органической продукции. Комплекс мер направлен на поддержку доходов фермеров, развитие производства и стимулирование экспорта. Главным инструментом государственного регулирования являются государственные программы, которые разрабатывает и реализует Министерство сельского хозяйства. Основные финансовые рычаги – прямые государственные платежи и кредиты, предоставляемые фермерам государством.

69

МСХ США реализует десятки программ фермерской поддержки и стимулирования органического производства7. Назовём некоторые из них, что поможет оценить диапазон государственного регулирования.

7. USDA. Farm Service Agency FAS Help for Organic Farming Available at: >>> (accessed 25.08.2020).
70

Программа разделения затрат на сертификацию органической продукции (The OrganicCertificationCost-ShareProgram ) позволяет фермеру получить компенсацию до 75% расходов на сертификацию, но не более 750 долл. (согласно Сельскохозяйственному закону 2018 г.).

71

Агентство по обслуживанию фермерских хозяйств (The Farm Service Agency) МСХ США реализует программы кредитования и субсидирования, помогая фермерам оплатить расходы при переходе с традиционного на органическое сельское хозяйство, на строительство и ремонт зданий, на страхование урожая, текущие операционные расходам, на хранение органической продукции, транспортировку оборудования, при потере урожая от стихийных бедствий, на картирование границ полей и др.

72

Программа финансовой помощи для создания охранных буферных зон (Financial Assistance to Establish Conservation Buffer Zones) помогает фермерам, выращивающим экологически чистые продукты, покрыть расходы на создание лесополос для защиты полей, на которых выращивают органические культуры.

73

Программа природоохранного резерва (Conservation Reserve Program) предоставляет фермерам природоохранные займы по низким процентными ставками и с долгосрочным периодом погашения для того, чтобы эродируемые земли длительное время не обрабатывались и не выпасались, что позволит сохранить или восстановить их качество и впоследствии перевести их в категорию органических. Срок действия программы – от 10 до 15 лет.

74

Программа помощи при потере урожая незастрахованных сельскохозяйственных культур в случае стихийных бедствий (The Noninsured Crop Disaster Assistance Program) в случае неурожая или потери урожая в результате стихийного бедствия предоставляет её участнику финансовую помощь, покрывающую стоимость от 50 до 65% ожидаемого урожая по ценах, составляющим от 55 до 100% средней рыночной. Размер кредита – до 300 тыс. долл. в год.

75

Программа промежуточного финансирования после сбора урожая (Marketing Assistance Loans Program) предоставляет ссуды под низкие проценты, что обеспечивает временное финансирование и даёт возможность фермеру не продавать без необходимости урожай в период его массового сбора по низким рыночным ценам.

76

Программа ссуд на помещения для хранения (The Farm Storage Facility Loan Program) предоставляет ссуды под низкий процент для строительства или модернизации складских помещений и хранилищ для органических товаров, включая холодильные камеры, зерновые бункеры, резервуары для сыпучих материалов, сушильное и погрузочно-разгрузочное оборудование.

77

Программа микрозаймов (The Microloan Program) предлагает ссуды под низкий процент при переходе на органическое производство для оплаты эксплуатационных расходов, включая покупку машин, оборудования, семян, ремонт, работы по восстановлению земли и водных ресурсов, приобретение недвижимости и многое другое.

78

Помимо перечисленных выше программ, МСХ США проводит четыре программы страхования урожая, три программы помощи в маркетинге органической продукции, несколько программ помощи органическим фермерам и особенно фермерам в стадии конверсии (перехода) на органическое производство в управлении фермой, проведении почво- и природоохранных мероприятий в соответствие в требованиями Национальной органической программы.

79 Поддержка органического производства осуществляется по вспомогательным направлениям: сохранение земельных и водных ресурсов, развитие системы пропаганды и внедрения сельскохозяйственных знаний, информационное обеспечение, формирование спроса на органическую продовольственную продукцию внутри страны, обучение фермеров, помощь в маркетинге и экспорте органической продукции.
80

Международная торговля органической продукцией

 

Внешняя торговля США органической продукцией не отличается большим размахом. Несмотря на то что страна поддерживает торговые отношения более чем со 120 государствами мира, внешнеторговый оборот в части органической продукции в 2019 г. составил 2,9 млрд долл., или 1% объёма внешней торговли сельскохозяйственной продукцией8.

8. USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online. Standard Query. Available at: >>> Accessed 11.11.2020 USDA. ERS. Organic Trade. Available at: >>> (accessed 11.11.2020).
81 Страна являются нетто-импортёром органической продукции. Торговый дефицит с каждым годом увеличивается, поскольку импорт растёт опережающими темпами, в среднем на 3 п.п. в год быстрее экспорта. За период 2015–2019 гг. стоимость импорта выросла на 40%, до 2199,9 млн долл., а доля экспорта – на 25%, или до 682,9 млн долларов.
82 В товарной структуре органического экспорта преобладают яблоки, виноград, салат латук, клубника, шпинат, морковь, томатная паста, на которые приходится более 60% стоимости поставок. Основные экспортные потоки направлены в две страны – в Канаду и Мексику, на которые приходится более 70% поставок. В Канаду идёт 43% американского экспорта, преимущественно овощей, в Мексику – 28%, в основном яблок и овощей. Крупными импортёрами американской органической продукции являются Япония (7%), Южная Корея и Тайвань (по 3%).
83 Круг основных поставщиков органической продукции в США значительно шире, как и ассортимент ввозимых в страну товаров. Ведущими торговыми партнёрами являются Мексика – 17% импорта органических продуктов, Перу – 11%, Аргентина – 7%, Испания, Италия, Колумбия, Бразилия – по 6%, Эквадор, Канада, Чили – по 5%. Основными статьями импорта являются соевые бобы, кукуруза, идущие на корм скоту, кофе, бананы, оливковое масло, мёд, авокадо, вино. На перечисленные товары приходится более 80% американского импорта органической продукции.
84

Заключение

 

Органическое сельское хозяйство – быстрорастущий сектор, создающий рабочие места и возможности для роста аграрной экономики. Растущий интерес потребителей к органически выращенным продуктам открыл новые рыночные возможности для фермеров, компаний по транспортировке, переработке, торговых сетей, сетей общественного питания. Растёт ассортимент экологически чистых сельскохозяйственных и пищевых продуктов в торговых сетях, расширяются земельные площади, увеличиваются объёмы производства, число органических ферм.

85 Однако сектор органического производства сельскохозяйственной продукции по многим показателям уступает традиционному, индустриальному сельскому хозяйству. Более низкие показатели продуктивности и более высокие издержки на единицу продукции снижают её конкурентоспособность, а более высокие цены на конечную продукцию делают её менее доступной для населения. При этом неоспоримыми достоинствами органической продукции является высокое качество и экологическая безопасность её производства.
86 Традиционное сельское хозяйство способно обеспечить продовольственную безопасность за счёт высокой продуктивности и потенциала роста производства за счёт внедрения инновационных технологий, особенно в условиях ограниченности природных ресурсов. Но вряд ли следует противопоставлять органическое производство традиционному высокоинтенсивному, массовому производству. Более перспективным представляется сбалансированное развитие обоих типов сельского хозяйства.

References

1. The world of Organic Agriculture. Statistics and Emerging Trends 2019. Research Institute of Organic Agriculture FIBL @ IFOAM – Organics International 2019. Edited by Willer Helgo, Julia Lernoud. Available at: http://www.organic-world.net/yearbook/yearbook-2019.html (accessed 01.10.2020).

2. U. S. Department of Agriculture National Agricultural Statistics Service . 2014 Statistics Survey. Wisconsin. Available at: https://www.nass.usda.gov/Statistics_by_State/Wisconsin/Publications/WI_Organic_Release.pdf (accessed 24.03.2020).

3. Shul'tse Eh., Pakhomova N.V., Nesterenko N.Yu., Krylova Yu.V., Rikhter K.K.Traditsionnoe i organicheskoe sel'skoe khozyajstvo: analiz sravnitel'noj ehffektivnosti s pozitsii kontseptsii ustojchivogo razvitiya. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2015. Ser. 5, vyp. 4, s.4-39. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnoe-i-organicheskoe-selskoe-hozyaystvo-analiz-sravnitelnoy-effektivnosti-s-pozitsii-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya (accessed 04.11.2020).

4. Census of Agriculture. 2019 Organic Farm Data. USDA. NASS. Available at: https://www.nass.usda.gov/Publications/AgCensus/2017/Online_Resources/Organics/organics_1_002%20_002.pdf (accessed 15.09.2020); Census of Agriculture. 2008 Organic Farm Data. USDA. NASS. Available at: https://www.nass.usda.gov/Surveys/Guide_to_NASS_Surveys/Organic_Production/index.php (accessed 15.09.2020).

5. Catherine Greene, Carolyn Dimitri, Biing-Hwan Lin, William McBride, Lydia Oberholtzer, and Travis Smith. Emerging Issues in the U.S. Organic Industry. Economic Information Bulletin, Number 55, June 2009 Available at: https://www.ers.usda.gov/webdocs/publications/44406/17258_eib55a_1_.pdf?v=0 (accessed 11.09.2020).

6. USDA. Agricultural Marketing Service. National Organic Program. Available at: https://www.ams.usda.gov/about-ams/programs-offices/national-organic-program (accessed 22.08.2020).

7. USDA. Farm Service Agency FAS Help for Organic Farming Available at: https://www.fsa.usda.gov/programs-and-services/outreach-and-education/help-for-organic-farming/index (accessed 25.08.2020).

8. USDA. FAS. Global Agricultural Trade System Online. Standard Query. Available at: https://apps.fas.usda.gov/gats/ExpressQuery1.aspx Accessed 11.11.2020 USDA. ERS. Organic Trade. Available at: https://www.ers.usda.gov/topics/natural-resources-environment/organic-agriculture/organic-trade/ (accessed 11.11.2020).