Культурная политика Канады: международный ракурс
Культурная политика Канады: международный ракурс
Аннотация
Код статьи
S207054760013367-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Щукина Татьяна Александровна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

С приходом к власти либеральное правительство Канады вывело культурную проблематику из тени, акцентировав внимание на обсуждении роли и возможной степени участия государства в современных культурных процессах, претерпевающих кардинальные изменения под воздействием цифровых технологий. Оказание на разных уровнях государственной поддержки производству и распространению канадского контента внутри Канады и за её пределами было определено как один из основных приоритетов государственной культурной политики, взятой на вооружение либералами на предстоящие годы. На международном уровне это нашло отражение в ряде инициатив и интернациональных форумов, в которых приняла участие Канада в 2018–2019 гг. К ним можно отнести выдвинутую Министерством по делам канадского наследия стратегию международного взаимодействия (international engagement strategy). Её цель – активизировать на самых разных уровнях дискуссию и международное взаимодействие по вопросам защиты разнообразия контента (diversity of content), его размещения и обеспечения доступа к нему в современном мировом цифровом пространстве.

Ключевые слова
культурная политика Канады, канадский контент, "Креативная Канада", стратегия международного взаимодействия, разнообразие контента в цифровом пространстве, Американский культурный саммит
Классификатор
Получено
27.09.2020
Дата публикации
30.12.2020
Всего подписок
12
Всего просмотров
2658
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1

Введение

 

Культурная политика в последние годы заняла более заметное место в общей стратегии правительства либералов, которые находятся у власти в Канаде с 2015 г. В сентябре 2017 г. либеральным правительством была выдвинута новая концепция культурной политики, получившая название "Креативная Канада" (Creative Canada)1. Это можно считать одним из самых существенных мероприятий канадского правительства в области культурной политики, предпринятых с начала 2000-х годов. По сути, положения этой концепции предусматривают широкомасштабный пересмотр практически всех аспектов государственной политики в сфере культуры. Ключевым вопросом, вынесенным на повестку дня либеральным правительством Канады, стало обсуждение роли и возможной степени участия государства в современных культурных процессах, резко меняющихся под воздействием цифровых технологий. Свою позицию по этому вопросу правительство продемонстрировало, активно выступив за оказание на разных уровнях государственной поддержки производству и распространению канадского контента как внутри Канады, так и за её пределами2. На международном уровне это нашло отражение в ряде инициатив и международных форумов, в которых приняла участие Канада в 2018-2919 гг. К ним можно отнести выдвинутую Министерством по делам канадского наследия стратегию международного взаимодействия (international engagement strategy). Её цель – активизировать на самых разных уровнях дискуссию и международное взаимодействие по вопросам защиты разнообразия контента (diversity of content), его размещения и обеспечения доступа к нему в современном мировом цифровом пространстве. Тот факт, что Канада старается активизировать внимание к этим проблемам и привлечь различные страны к их обсуждению, имеет под собой давние исторические корни.

1. Сreative Canada Policy Framework. Government of Canada. >>>

2. Щукина Т.А. Актуальные аспекты культурной политики в Канаде. США Канада: экономика, политика, культура", 2018, №10, с.113-126. DOI: 10.31857/S032120680001079-0.
2

Историческая ретроспектива

 

В конце 1990-х – начале 2000-х годов Канада занимала активную позицию на международной арене по продвижению идеи культурного разнообразия и сохранения национальной культурной идентичности в связи с усилением процессов мировой глобализации. Это было связано с тем, что внутри страны в тот период проблемы, связанные с осмыслением места и роли культуры в современном обществе, выдвинулись на одно из центральных мест общественных и политических дискуссий. Идеи о переоценке роли культуры были зафиксированы в различных правительственных документах, которые определили продвижение канадской культуры на международный уровень и поощрение системы ценностей канадского общества наряду с обеспечением экономического роста и занятости, а также безопасности страны как главные составляющие внешнеполитической стратегии страны на рубеже веков.

3 В тот период на пути реализации этой задачи Канада добилась заметных практических результатов. Она активно участвовала в многосторонних форумах и двусторонних встречах, посвященных проблемам культурного развития и культурной политики, и сама являлась инициатором международных проектов в этой области. Так, например, в 1998 г. при содействии Канады был создана организация под названием Международная сеть по культурной политике, объединявшая страны на уровне министров по делам культуры, деятельность которой была направлена на защиту и сохранение культурного разнообразия во всех его проявлениях в эпоху глобализации и информационной революции. Для координации деятельности неправительственных организаций и представителей гражданского общества в 2000 г. была образована Международная сеть по культурному разнообразию. Активная канадская позиция в области международной культурной политики была во многом связана со своеобразным культурным положением, которое занимала Канада среди стран мирового сообщества, а именно, её двуязычием и многокультурностью.
4

Усилия Канады по расширению международного сотрудничества в долгосрочном плане были направлены на создание специального механизма, который должен был обеспечить признание исключительной важности культурного разнообразия и дифференцированного подхода к торговле культурными товарами и услугами. Авторство этой идеи принадлежало канадской стороне, и она готова была взять на себя инициативу по созданию такого международного органа. Чтобы быть эффективным, он должен был охватывать торговлю культурными товарами и услугами, финансовые и налоговые меры, контроль над иностранными инвестициями и уровнем концентрации производства, защиту авторских прав3. Рассматривались различные варианты практической реализации такого механизма, включая Организацию Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

3. Canadian Culture in a Global World. Global Affairs Canada. Government of Canada. >>>
5

С начала 2000-х годов, после террористических актов в США, приоритеты повестки международной политики и взаимодействия сместились в сторону обеспечения борьбы с терроризмом, в результате чего канадский проект так и остался на бумаге. Канада вынуждена была переформатировать свою деятельность в области международной культурной политики, сконцентрировав её на работе канадской комиссии при Юнеско (Canadian Commission for UNESCO), важным итогом которой стало принятие ЮНЕСКО 20 октября 2005 г. Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения4. По данным на январь 2020 г. к конвенции присоединились и ратифицировали её 148 стран как отдельные государства и Европейский Союз как региональная экономическая организация.5.

4. Конвенция об охране и поощрении разнообразных форм культурного самовыражения. >>>

5. UNESCO. Diversity of Cultural Expressions. The Convention. Parties. >>>
6 В этом документе нашли отражение основные идеи в области культурной политики, с которыми выступала канадская сторона на международной арене. Конвенция признает, что защита, поощрение и поддержание культурного разнообразия является важным условием для устойчивого развития в интересах нынешнего и будущих поколений. Одна из главных целей конвенции состоит в том, что она, как международное соглашение, имеющее обязательную юридическую силу, закрепляет суверенное право государств проводить самостоятельную политику в области культуры по поддержке своих культурных отраслей.
7 В конце 2000-х – начале 2010-х годов политика в области культуры в Канаде, как её внутриполитический, так и внешнеполитической компоненты, находилась на периферии правительственной стратегии. С приходом к власти либерального правительства во главе с Дж. Трюдо в 2015 г. произошло заметное смещение акцентов в сторону усиления интереса к культурной составляющей в ходе дальнейшего развития страны. В немалой степени это было связано с тем, что в 2017 г. Канада отмечала 150-ю годовщину образования своей государственности. В опубликованных правительством к этой дате документах подчёркивалось, что именно в этот период очень своевременно начать обсуждение вопросов, связанных с ролью и значением культуры в будущем развитии Канады и участия государства в культурных процессах. Также прозвучало заявление о необходимости реформирования, и даже кардинальной перестройки модели, согласно которой государство должно обеспечить поддержку культурным и творческим процессам в условиях образования глобального рынка культурных товаров и услуг, существующего в едином мировом цифровом пространстве. Были определены три главных составляющих, на которых базируется новая концепция правительства, получившая название «Креативная Канада»: 1) оказание финансовой помощи представителям творческих профессий и менеджерам в сфере культуры; 2) стимулирование создания и продвижения канадского контента внутри страны и за её пределами; 3) укрепление системы национального вещания и сети производства региональных и местных новостей.
8

Особое внимание в период её подготовки было уделено анализу роли и места канадского контента в условиях глобального цифрового пространства. С этой целью в Канаде была развёрнута общенациональная дискуссия, которую инициировало Министерство по делам канадского наследия в апреле 2016 г. Были сформулированы два главных направления дискуссии: во-первых, как сделать культурную продукцию, содержащую канадский контент, конкурентоспособной в условиях глобального цифрового пространства, во-вторых, какую поддержку этому процессу может оказать государство. Итоги дискуссионного процесса были подведены и опубликованы в докладе «Канадская культура в цифровом пространстве»6.

6. What we heard across Canada: Canadian Culture in a Digital World. Consultation Report. February 21, 2017. Government of Canada. >>> Digital-World
9 В целом идея о необходимости оказания в той или иной мере государственной поддержки производству продукции с канадским контентом была поддержана всеми сторонами, выступавшими в дискуссии. В этой связи подчёркивалось, что должен быть соблюдён главный принцип существования современного культурного пространства в стране, предусматривающий, с одной стороны, создание системы эффективных мер по поощрению производителей канадского контента, с другой стороны, гарантирование максимально широкого доступа своих граждан как потребителей не только к национальному, но и зарубежному культурному продукту.
10 Важно подчеркнуть, что либеральное правительство вывело культурную проблематику из тени, акцентировав внимание на обсуждении роли и возможной степени участия государства в современных культурных процессах, претерпевающих кардинальные изменения под воздействием цифровых технологий. Оказание на разных уровнях государственной поддержки производству и распространению канадского контента внутри Канады и за её пределами было определено как один из основных приоритетов государственной культурной политики, взятой на вооружение либералами на предстоящие годы.
11

Стратегия международного взаимодействия

 

Это направление7, которое канадское правительство старается продвигать на международной арене в последние годы, можно считать важной составной частью культурной концепции либералов, охватывающей ее внешнеполитические аспекты. Они связаны с тем, что в Канаде, так же как и в других странах, осознают опасность того факта, что распространение цифрового контента и информации в мировом масштабе монополизировано несколькими компаниями-гигантами, такими как «Фейсбук», «Гугл», «Твиттер» и некоторыми др. В то же время нельзя отрицать, что их деятельность, наряду с негативными моментами, предоставляет практически неограниченные возможности для реализации самых разных видов человеческой деятельности, в том числе культурной.

7. International Engagement Strategy. Government of Canada. >>>
12 То, что Канада выступает активным инициатором международной дискуссии по проблемам разнообразия контента в мировом цифровом пространстве, является логическим продолжением взятого ею курса культурной политики внутри страны, направленного на поддержку канадского контента. Обеспечение доступа канадских граждан к самому широкому спектру информации, включая местные новости, рассматривается как одна из целей концепции «Креативная Канада» и способствует устойчивости процессов демократизации в стране. В свою очередь, возможность получения информации из разных источников стимулирует общественное обсуждение, повышает социальную активность и облегчает взаимопонимание между различными сообществами и странами.
13

Исходя из этих факторов, Министерство по делам канадского наследия выступило с инициативой организации международного взаимодействия (пока в рамках дискуссий и консультаций) с целью разработки практических рекомендаций и, впоследствии, введения новых правовых норм и реализации бизнес-моделей для защиты и обеспечения разнообразия контента и информации в мировом цифровом пространстве. По мнению канадской стороны, эта задача должна решаться с участием различных сторон, включая представителей цифровой индустрии, государственных структур, экспертного сообщества, а также гражданского общества. Базовые принципы, на которых может строиться такое взаимодействие, заложены в документах ЮНЕСКО: в упоминавшейся выше Конвенции об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения, а также принятой в 2017 г. декларации «Руководство по реализации конвенции в цифровом пространстве»8.

8. UNESCO. Operational Guidelines on the Implementation of the Convention in the Digital Environment. >>>
14

Первый практический шаг по воплощению стратегии международного взаимодействия был сделан в марте 2018 г., когда в Стэнфордском университете (США), состоялась встреча под названием «Управленческие инновации для взаимозависимого мира: защищая свободу выражения, разнообразие и гражданское участие в глобальной цифровой экосистеме»9. Она была организована Министерством по делам канадского наследия, центром международного управления инновациями (Centre for International Governance Innovation)10 и центром глобальной цифровой политики (Global Digital Policy Incubator)11 при Стэнфордском университете. Так как круг вынесенных на обсуждение вопросов – сравнительно новая повестка дня в сфере международного сотрудничества, в целях повышения продуктивности дискуссии встреча была проведена по так называемому правилу Чатем Хаус (Chatam House)12, когда участники анонимно имели возможность высказывать самые разные точки зрения.

9. Governance Innovation for a Connected World: Protecting Free Expression, Diversity and Civic Engagement in the Global Digital Ecosystem. Conference Report - Stanford, California, March 8-9, 2018. >>>

* Центр по международному управлению инновациями (Centre for International Governance Innovation, CIGI) – независимый, непартийный аналитический центр по вопросам глобального управления со штаб-квартирой в Ватерлоо, Канада. >>> 

** Центр глобальной цифровой политики (Global Digital Policy Incubator, GDPi) - центр в Стэнфордском университете (США), занимающийся изучением и прогнозированием политических и управленческих инноваций, направленных на укрепление демократических ценностей, защиту прав человека, а также соблюдение правовых норм в цифровом пространстве. >>> 

*** Chatam House Rule представляет собой правило для проведения дискуссий и обсуждений в группах по спорным вопросам, названное в честь штаб-квартиры британского Королевского института международных отношений, базирующейся в Chatam House, Лондон. Согласно этому правилу, любой, кто приходит на встречу, может использовать информацию для обсуждения, но не имеет права раскрывать, кто сделал какие-либо комментарии. Оно направлено на повышение открытости дискуссии.
15 В ходе прений были затронуты различные аспекты деятельности цифровой индустрии и её воздействия на политические, экономические, социокультурные сферы жизни общества. Одним из важных тезисов прозвучало утверждение, что современное интернет пространство представляет собой не совокупность деятельности отдельных компаний, а является глобальной цифровой экосистемой, которая оказывает громадное влияние и пронизывает всю человеческую деятельность в мировом масштабе. Положение усугубляет тот факт, что несколько мировых сетевых гигантов, деятельность которых практически никак не регулируется, имеют доминирующее положение на рынке, вследствие чего поток их информационного и культурного воздействия на пользователей все время растет в ущерб небольшим компаниям, поставляющим информацию и контент национального, местного и локального значения.
16 Участники дискуссии отмечали, что размещение и доступность информации и контента в сети из самого широкого спектра источников гарантирует базовую демократическую свободу – свободу высказывания своего мнения, которая непосредственно влияет на состояние гражданского общества. Негативное влияние на свободу выражения оказывают такие практики, как подача информации и контента через систему фильтров, применения специальных алгоритмов, которыми широко пользуются глобальные компании, а также распространение заведомо ложной информации, хейтерство, троллинг и доксинг. Особую озабоченность также вызывает проблема сохранения персональных данных миллионов людей, которые аккумулируются на серверах глобальных компаний, так как случаи раскрытия тайны такой информации происходят всё чаще.
17 С самого начала возникновения глобальной сети деятельность компаний, действующих в ней, никак не регулировалась, и интернет воспринимался как самая свободная площадка для размещения разного рода информации и контента, выражения любых мнений и точек зрения. Такую позицию до недавнего времени отстаивали и представители цифровой индустрии, ссылаясь на то, что любой вид контроля будет ограничивать свободу выражения. В настоящее время в сложившейся ситуации, когда негативное влияние вызовов, перед которыми оказалось дальнейшее развитие глобальной сети, нарастает, практически ни у кого не остаётся сомнений в необходимости введения в этой сфере юридических норм и механизмов регулирования. В этой связи следует отметить, что отдельные страны уже взяли на вооружение эту стратегию и вводят определённые меры ограничения в своих сегментах цифрового пространства.
18 Хотя во время прошедшей в Стэнфорде встречи никаких конкретных решений не было принято, главным её итогом можно считать то, что её участники постарались привлечь внимание на международном уровне к проблеме регулирования деятельности глобальных интернет-компаний. По их мнению, несмотря на то что отдельные страны уже вводят определённые ограничительные меры, её решение требует многофункционального подхода и совместных усилий многих сторон, включая представителей правительственных структур, гражданского общества и частного бизнеса. Особая трудность в достижении этой задачи состоит в поиске компромиссного баланса между свободой выражения, которую предоставляет интернет, и разумной степенью её ограничения.
19

Пример активного двустороннего сотрудничества в продвижении стратегии международного взаимодействия – подписание в апреле 2018 г. «Совместной декларации по культурному разнообразию и цифровому пространству»13 между Канадой и Францией. По мнению сторон, декларация может явиться отправной точкой в направлении разработки и заключения мирового соглашения по защите культурного разнообразия в цифровом пространстве. В ней сформулированы пять основных положений, которые должны найти отражение в будущем соглашении, если оно будет достигнуто: 1) содействие созданию местного, регионального и национального контента и обеспечение мер доступа к нему; 2) гарантирование финансовой поддержки производителям контента и соблюдение авторского права; 3) создание условий, благоприятных для производства, распространения и повторного использования цифрового культурного контента, 4) введение мер контроля за качеством и достоверностью информации, распространяемой глобальными сетевыми компаниями, с целью пресечения ложных сведений и фейковых новостей; 5) обеспечение большей открытости в формировании системы алгоритмов по поиску и предоставлению информации и контента.

10. Joint Declaration on Cultural Diversity and the Digital Space. Justin Trudeau, Prime Minister of Canada. >>>
20

В феврале 2019 г. в Оттаве состоялась вторая международная конференция по вопросам разнообразия контента в цифровую эпоху, которая была организована совместно Министерством по делам канадского наследия и канадской комиссией при ЮНЕСКО. В мероприятии, которое, как и предыдущее в США, проходило по правилу Чатем Хаус, приняли участие более 70 представителей из разных сфер – государственных органов, цифровых платформ, академической общественности, гражданского общества. Географический спектр участников охватывал все регионы Канады, страны Европы, Южной Америки и США. Обсуждение было сфокусировано вокруг трёх основных направлений: 1) расширение возможностей поиска и обнаружения в сети информации местного, регионального и национального значения; 2) создание справедливых условий для финансовой поддержки производителей контента; 3) изучение влияния алгоритмов, применяемых цифровыми платформами, на распространение и потребление контента. Итоги работы Оттавской встречи были подведены в докладе, который был опубликован после её завершения14.

11. Report- International Meeting on Diversity of Content in the Digital Age. Ottawa, Feb. 7-8, 2019. Government of Canada. >>> 
21 В нём был сделан ряд уточняющих замечаний общего характера, которые, по мнению авторов, следует иметь в виду при обсуждении. Было отмечено, что в современном цифровом пространстве понятие «качество контента» не всегда подразумевает его «разнообразие». В свою очередь, последнее расширяет концепцию культурного разнообразия, так как контент может быть представлен не только как культурный продукт, но и выступать в информационно-новостном качестве, представляющем различные точки зрения. С одной стороны, свободное размещение и возможности ознакомления с таким контентом повышают уровень осведомлённости потребителя, и, соответственно, его включённости в те или иные социальные процессы, что способствует развитию демократических тенденций в обществе. С другой стороны, этому противостоят глобальные цифровые платформы, которые через предлагаемые ими алгоритмы сужают систему поиска информации для рядового потребителя. Таким образом, как подчеркивали многие участники дискуссии, поддержание и продвижение разнообразия контента в цифровом пространстве в значительной степени влияет на устойчивость и дальнейшее развитие принципов демократии.
22 Несмотря на то что многие вопросы, поднимавшиеся в ходе обсуждения, носили дискуссионный характер, участники Оттавской встречи отмечали важность и своевременность вынесения проблем регулирования сферы интернета на международную повестку дня. Формат конференции, организованной канадской стороной, показал, что их решение возможно только через многосторонний подход, при участии представителей цифровых платформ, государственных структур, экспертов и гражданского общества. Интересно отметить, что после завершения встречи в Оттаве среди её участников был проведён опрос, согласно которому 95% отмечали высокий уровень её результативности, а 98% – необходимость проведения дальнейших совместных консультаций и мероприятий.
23

Американский культурный саммит

 

Важной международной инициативой в области культурной политики, с которой выступила Канада в последнее время, можно считать проведение первого американского культурного саммита, состоявшегося в Оттаве 8-9 мая 2018 г. Это мероприятие было организовано Канадским советом по искусству (Canada Council for the Arts) при содействии Международной федерации советов по искусству и культурных агентств (International Federation of Arts Councils and Culture Agencies) а также Министерства культуры Аргентины. В нём приняли участие более 160 представителей различных культурных институций, как менеджерских, так и творческих, из 33 стран, 25 из которых – с Американского континента.

24

Хотя саммит не имел конкретного названия, его тематика сводилась к спектру вопросов, связанных со взаимодействием государства и культуры как фактора развития современного общества. Особый акцент в ходе встречи был сделан на концепции культурного гражданства с точки зрения политических, социальных, экономических аспектов, а именно – как государство может помочь своим гражданам наиболее активно участвовать в культурной жизни, при этом поддерживая культурную идентичность и разнообразие различных культурных практик. Как отметил, выступая на саммите, Симон Бро, исполнительный директор Канадского совета по искусству и одновременно президент Международной федерации советов по искусству и культурных агентств, реализация культурного гражданства на практике «создаёт условия для развития творческого потенциала художественной элиты, а для граждан возможность наслаждаться произведениями искусства и культуры, тем самым проявляя персональную и коллективную свободу»15.

12. Americas Cultural Summit. May 9 to 11, 2018. Ottawa, Canada. Canada Council for the Arts. >>>
25 По итогам работы саммита было принято совместное заявление, в котором были сформулированы принципы дальнейшего международного сотрудничества:
26

1) признание ценности культуры и искусства для развития общества; расширение взаимодействия государственных и неправительственных структур в этом отношении; 2) обеспечение и защита прав граждан на свободу творческого выражения и участие в культурной деятельности; 3) развитие сотрудничества в сфере культурных обменов и торговли продуктами культуры; 4) уважение и необходимость соблюдения неотъемлемых прав коренных народов, исходя из их исторических и культурных традиций; 5) поддержание культурного разнообразия в современном цифровом контенте16.

13. Americas Cultural Summit. May 9 to 11, 2018. Ottawa, Canada. Post-Event Report. Canada Council for the Arts. >>>
27

Проведение первого американского культурного саммита, созванного по инициативе Канады, дало толчок активизации интереса к вопросам культуры и культурной политики на глобальном уровне. Принципы и направления сотрудничества, зафиксированные в совместном заявлении, нашли отражение в повестке дня международных встреч, состоявшихся в 2019 г. Среди них следует отметить 8-й Всемирный саммит по искусству и культуре, который прошёл в Куала-Лумпуре, Малайзия17, а также второй американский культурный саммит, состоявшийся в Буэнос-Айресе, Аргентина18, Оба форума были посвящены проблеме изменения традиционных культурных парадигм и в связи с этим поиску новых моделей культурного менеджмента.

14. Mobile Minds: Culture, Knowledge and Change. 8th World Summit on Arts and Culture. 11-14 March, 2019. Kuala Lumpur, Malaysia. >>>

15. Cultural Change in a Diverse Territory. Americas Cultural Summit 2019. 28-29 June, 2019. Buenos Aires, Argentina. International Federation of Arts Councils and Culture Agencies. >>>
28

Заключение

 

Инициативы либерального правительства Канады в области культурной политики как внутри страны, так и за её пределами, свидетельствуют о том, что культурная составляющая постепенно занимает одно из заметных мест в фокусе внимания правительственной стратегии. По сравнению с другими политическими силами страны Либеральная партия традиционно уделяет гораздо больше внимания культурно-ценностным ориентирам своей политики. Формирование её нынешней позиции в этом отношении связано с продвижением идеи о необходимости международного сотрудничества по сохранению и защите культурного разнообразия в мировом цифровом пространстве. В практической плоскости это выражается в выдвинутой Канадой стратегии международного взаимодействия и её участием в международных культурных форумах, что говорит об усилении внешнеполитического компонента канадской культурной политики.

Библиография

1. Сreative Canada Policy Framework. Government of Canada. https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/campaigns/creative-canada/framework.html

2. Щукина Т.А. Актуальные аспекты культурной политики в Канаде. США и Канада: экономика, политика, культура", 2018, №10, с.113-126. DOI: 10.31857/S032120680001079-0.

3. Canadian Culture in a Global World. Global Affairs Canada. Government of Canada. https://www.international.gc.ca/trade-agreements-accords-commerciaux/topics-domaines/ip-pi/canculture.aspx?lang=en

4. Конвенция об охране и поощрении разнообразных форм культурного самовыражения. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/cult_diversity.pdf

5. UNESCO. Diversity of Cultural Expressions. The Convention. Parties. https://pax.unesco.org/la/convention.asp?KO=31038&language=E&order=alpha

6. What we heard across Canada: Canadian Culture in a Digital World. Consultation Report. February 21, 2017. Government of Canada. https://www.canadiancontentconsultations.ca/What-we-heard-across-Canada-Canadian-Culture-in-a-Digital-World

7. International Engagement Strategy. Government of Canada. https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/services/diversity-content-digital-age/international-engagement-strategy.html

8. UNESCO. Operational Guidelines on the Implementation of the Convention in the Digital Environment. https://en.unesco.org/creativity/sites/creativity/files/sessions/digital_operational_guidelines_en.pdf

9. Governance Innovation for a Connected World: Protecting Free Expression, Diversity and Civic Engagement in the Global Digital Ecosystem. Conference Report - Stanford, California, March 8-9, 2018. https://www.cigionline.org/publications/governance-innovation-connected-world-protecting-free-expression-diversity-and-civic

10. Joint Declaration on Cultural Diversity and the Digital Space. Justin Trudeau, Prime Minister of Canada. /https://pm.gc.ca/en/news/backgrounders/2018/04/16/joint-declaration-cultural-diversity-and-digital-space

11. Report- International Meeting on Diversity of Content in the Digital Age. Ottawa, Feb. 7-8, 2019. Government of Canada. https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/services/diversity-content-digital-age/international-engagement-strategy/report.html#a4

12. Americas Cultural Summit. May 9 to 11, 2018. Ottawa, Canada. Canada Council for the Arts. file:///C:/Users/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD/Downloads/SummitofAmericasSummaryProgramme%20(3).pdf

13. Americas Cultural Summit. May 9 to 11, 2018. Ottawa, Canada. Post-Event Report. Canada Council for the Arts. file:///C:/Users/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD/Downloads/AmericasCulturalSummitReport.pdf

14. Mobile Minds: Culture, Knowledge and Change. 8th World Summit on Arts and Culture. 11-14 March, 2019. Kuala Lumpur, Malaysia. https://www.artsummit.org/

15. Cultural Change in a Diverse Territory. Americas Cultural Summit 2019. 28-29 June, 2019. Buenos Aires, Argentina. International Federation of Arts Councils and Culture Agencies. https://ifacca.org/media/filer_public/61/1a/611ad44e-3131-4178-a2c0-104c12cdb938/americas_cultural_summit_programme_-_3_june_2019_-_eng.pdf

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести