Инструменты финансового участия ФРГ в НАТО: политика разоружения или вооружения?
Инструменты финансового участия ФРГ в НАТО: политика разоружения или вооружения?
Аннотация
Код статьи
S207054760013365-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хришкевич Татьяна Георгиевна 
Должность: Заведующая кафедрой всеобщей истории и регионоведения
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Выпуск
Аннотация

В статье рассматриваются финансовые инструменты, используемые единой Германией в обеспечении политики разоружения в начале XXI века. Основное внимание уделено деятельности трастовых фондов НАТО в рамках программы «Партнёрство ради мира» и различным видам финансового участия ФРГ. Проанализированы цели финансирования фондов, суммы, страны-получатели, отдельные проекты, а также изменение подходов в новой геополитической ситуации. Отмечается разнообразие финансового сотрудничества со странами-партнёрами на примере экспорта германского вооружения. Делается вывод об изменении подходов к финансированию в сторону увеличения взносов в благотворительные организации.

Цель данного исследования состоит в сравнительном анализе финансового участия ФРГ в поддержке политики разоружения, декларируемой трастовыми фондами НАТО, ООН и благотворительных организаций. А также ответить на вопрос насколько политика разоружения согласуется с производством и продажей оружия. Основным методом исследования является компаративный анализ, то есть изучение партнёрских программ НАТО, их содержания и объёмов финансирования, выделяемого через целевые фонды. Ключевыми источниками являются ежегодные доклады федерального правительства о состоянии усилий по контролю над вооружениями, по разоружению и нераспространению и о развитии Вооружённых сил с 2013 по 2019 гг., а также материалы программы НАТО «Партнёрство ради мира», в рамках которой действуют трастовые фонды.

 

Ключевые слова
Германия, США, НАТО, «Партнёрство ради мира», трастовые фонды, разоружение, экспорт вооружения
Классификатор
Получено
28.09.2020
Дата публикации
30.12.2020
Всего подписок
12
Всего просмотров
1627
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1

Введение

 

В последние десятилетия мир становится всё более непредсказуемым и неопределённым для всех ведущих мировых держав. Международные порядки и фундаментальные принципы, такие как многосторонность, международное право и универсальные права человека находятся под постоянным давлением. Последствия изменения климата, риски торговых войн, обладания ядерным оружием, региональные конфликты, нестабильность на Ближнем и Среднем Востоке, миграционные потоки, нарастающий национализм – вот небольшой перечень угроз, которые подвергают испытаниям международное сообщество. Стремление к подлинной безопасности в условиях глобализации становится в этих условиях скорее исключением, чем правилом, а партнёрские отношения и альянсы, в первую очередь с США, средством к достижению собственного доминирования. Особое место занимает в этих процессах ФРГ.

2 Внешнеполитический курс единой Германии, как и у любого другого государства, неотъемлемо связан с международной обстановкой и той позицией, которую занимают по тому или иному вопросу наднациональные организации. Германия, как член ООН и НАТО, не может этого не учитывать. ФРГ участвует в 15 специализированных учреждениях ООН, в реализации программ экономического развития и сотрудничества, неоднократно получала место в Совете Безопасности среди десяти непостоянных членов, занимает третье место по доле вклада в бюджет ООН и второе место в НАТО.
3

Место объединённой Германии в мировой политике и союзничестве с Соединёнными Штатами на рубеже XX–XXI веков изучено довольно полно как зарубежными, так и отечественными специалистами. Осмыслению подвергнуты становление внешнеполитических механизмов и взаимоотношения с США на современном этапе (Е.П.Тимошенкова1, А.В. Белинский и Ю.В. Никуличев2), роль бундесвера (И.С. Берг3, Н.К. Меден4), политика ФРГ в НАТО (Ф.О. Трунов5, А.Л. Белоногов6, G. Koslowski7, A.Hyde-Price8), в том числе проблема финансирования альянса (H. Hoffmann9). Все авторы единодушно отмечают амбиции немецкого правительства в стремлении играть всё большую роль на мировой арене. Однако партнёрские программы Североатлантического альянса, которые предоставляют финансовые механизмы участия, осмыслены не столь подробно.

1. Тимошенкова Е.П. Насколько суверенна объединённая Германия в действительности? // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, № 6. С. 172-176.

2. Белинский А.В., Никуличев Ю.В. «Американские горки»: Эволюция отношений между США и ФРГ в 1989–2019 гг. // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 4. С. 135-157. DOI: 10.31249/ape/2019.04.08

3. Берг И.С. Участие экспертов бундесвера и боннского международного центра по конверсии в усилении контроля за разоружением в Южном Судане. Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс]. URL: >>> 

4. Меден Н.К. Реформа бундесвера // Современная Германия. Экономика и политика. М., 2015. С. 539-571.

5. Трунов Ф.О. Политика ФРГ в НАТО на современном этапе: Проблемы и перспективы // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 4. С. 114-134. DOI: 10.31249/ape/2019.04.07; Трунов Ф.О. Проблемы и перспективы взаимодействия ФРГ и США в политико-военной области при администрации Д. Трампа // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 1. С. 146-168. DOI: 10.31249/ape/2019.01.07

6. Белоногов А.Л. Перспективы расширения программ партнерства НАТО в начале XXI века: постсоветское пространство, Балканы, «контактные страны» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. С. 299–310.

7. Koslowski G. Die NATO und der Krieg in Bosnien-Herzegowina: Deutschland, Frankreich und die USA im internationalen Krisenmanagement. Vierow bei Greifswald : SH-Verl., 1997.

8. Hyde-Price A. Germany and European order: enlarging NATO and the EU. Manchester, UK; New York: Manchester University Press: Distributed exclusively in the USA by St. Martin's Press, 2000.

9. Hoffmann H. Das NATO-2 %-Ziel: Faire Lastenteilung für Bündnis- und Landesverteidigung oder Treiber eines neuen Rüstungswettlaufs? // Zeitschrift für Außen- und Sicherheitspolitik, 2019. № 1.
4

Определение внешнеполитического курса ФРГ после объединения

 

Определение внешнеполитического курса ФРГ после объединения в 1990-х годах было связано не только с традиционными направлениями, оформившимися на протяжении 1950–1980-х годов в Боннской республике, но и оказалось в зависимости от опасений европейских держав относительно возрождения имперских амбиций. Приверженность мирному курсу была подтверждена в соглашении СДПГ и партии «Союз-90/Зелёные» от 20 октября 1998 г. «Прорыв и обновление – путь Германии в XXI столетие», которое декларировало, что новое правительство будет развивать основные принципы ранее проводимой внешней политики Германии: мирное и партнёрское сотрудничество с соседями, укрепление Трансатлантического партнёрства, укрепление и расширение Европейского Союза, общеевропейское сотрудничество в рамках ОБСЕ. Государство берёт на себя особую ответственность за демократию и стабильность в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе10. Преемственность германского курса на стабильность и безопасность, а также преданность политике разоружения, обусловлены очевидными последствиями Второй мировой войны, неоднократно подтверждались коалиционными соглашениями. Союзнические обязательства в рамках НАТО также были подтверждены в первые годы существования единой Германии, а инструментом становится финансовое участие и бундесвер. Объединённая Федеративная Республика Германия смогла участвовать в вооружённых акциях в рамках системы коллективной безопасности ООН и НАТО.

10. Aufbruch und Erneuerung – Deutschlands Weg ins 21. Jahrhundert Koalitionsvereinbarung zwischen der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands und Bündnis 90 / Die GRÜNEN Bonn, 20. Oktober 1998. s. 41. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 03.09.2020).
5

Последний по времени договор между ХДС/ХСС и СДПГ (2018 г.) по-прежнему подчёркивает, что главной задачей немецкой политики безопасности и стабильности в качестве основы мира является укрепление и развитие международного сотрудничества, институтов и организаций. Германия преследует две основные цели: Европа должна стать более самостоятельной и дееспособной на международном уровне, в то же время укреплять связь с США11. Таким образом, ни перемены в федеральном правительстве, ни накопление международного опыта А. Меркель в качестве канцлера (в том числе связанного с периодическими разногласиями с США) почти не оказали влияния на генеральную линию: стремление взять на себя «большую ответственность за безопасность и обороноспособность», направленную на укрепление европейского сотрудничества и Трансатлантического партнёрства. Коррекции подвергаются скорее методы «доступные для решения огромных международных проблем», к которым относятся, в том числе, «средства, выделяемые на эти задачи», которые Германия должна «адекватно увеличить». К ним следует отнести оборонные расходы и различные виды финансового участия в обеспечении политики безопасности. Рост расходов ФРГ в полной мере отвечает не только её собственным интересам, но и соответствует мнению главного партнёра – США, президент которых Д. Трампа, неоднократно поднимал тему недостаточного финансирования Североатлантического альянса со стороны стран-членов. Так, в рамках бюджета с 2018 по 2021 г. коалиция ХДС/ХСС и СДПГ объявила о дополнительном выделении средств на оборону.

11. Deutschlands Verantwortung für Frieden, Freiheit und Sicherheit in der Welt / Ein neuer Aufbruch für Europa. Eine neue Dynamik für Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. 19. Legislaturperiode. S. 144. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 03.09.2020).
6 Реализация данного курса требует активных действий и подтверждения статуса. ФРГ идёт в этом направлении тремя путями. Первый путь – это непосредственное использование бундесвера в мировой политике. В начале XXI века в различных миссиях по всему миру регулярно задействованы до 10 тысяч военнослужащих. К настоящему моменту бундесвер участвует в ряде как гуманитарных, так и военных зарубежных операций. Присутствие бундесвера было отмечено в таких странах и регионах, как Косово, Афганистан, Сомали, Ливан, Турция, Судан, Западная Сахара и Средиземное море. Второй – традиционная для Европы «мягкая сила»: проведение международных конференций и семинаров, дипломатические усилия по поддержанию региональной безопасности, в первую очередь на периферии ЕС, в частности в рамках участия в Нормандском формате и Приднестровском урегулировании. Третий путь – это финансовое участие в проектах, направленных на разоружение и нераспространение стрелкового вооружения, что должно подтверждать статус ФРГ как государства стремящегося к мирному сосуществованию. Если первые два аспекта германских внешнеполитических усилий изучены довольно широко, то партнёрские проекты, которые финансирует Германия, остаются за пределами пристального внимания. Преимущественно анализу подвергаются взносы ФРГ в бюджет НАТО.
7 Экономическое участие в деятельности Североатлантического альянса Германия предприняла уже в первые годы государственного единства. Первым примером стала поддержка западных союзников во время войны в Персидском заливе в 1991 г. Продолжением стало участие в конфликте в Югославии, где Германия впервые заявила о себе как о новой и сравнительно самостоятельной политической силе. Эти действия уже в 1990-х годах показали, что в ФРГ растёт стремление играть на мировой арене более заметную и самостоятельную роль. Не противопоставляя себя Соединённым Штатам, ФРГ попыталась перехватить инициативу, особенно в вопросах, касающихся решения европейских проблем, чему в немалой степени способствовала её позиция в создании Европейского Союза и участие в валютным союзе. Германия заявила о возрастании своей ответственности за поддержание мировой стабильности и безопасности. Глобализация её внешнеполитических интересов выразилась в стремлении получить место в Совете Безопасности ООН. В то же время способом поддержания статуса и взаимодействия с союзниками по НАТО стало финансирование трастовых фондов. Их основной целью, как правило, является повышение оперативной совместимости стран-партнёров с НАТО в интересах широкого привлечения внеблоковых государств к участию в операциях и миссиях альянса.
8

Финансовый вклад ФРГ в трастовые фонды НАТО

 

Политика трастовых фондов была разработана в сентябре 2000 г. в рамках программы «Партнёрство ради мира» (ПРМ) для предоставления ресурсов странам-партнёрам с целью осуществления проектов в области демилитаризации. Альянс декларировал возможность любой стране-партнёру обратиться за помощью, для чего создавался специальный фонд, позволяющий другим странам оказывать финансовую поддержку на добровольной основе или делать взносы (например, оборудованием или экспертной оценкой)12. За помощью могла обратиться любая из 20 стран-партнёров, участвующих в программе, однако предпочтение отдавалось государствам, подписавшим Оттавскую конвенцию. Предполагалось, что механизм фонда может также использоваться для поддержки проектов в странах, участвующих в других инициативах НАТО по сотрудничеству в области безопасности, например, в Юго-Восточной Европе в контексте Средиземноморского диалога и Стамбульской инициативы сотрудничества13.

12. Trust Funds: supporting demilitarization and defence transformation projects. [Electronic resource]: URL: >>> (accessed: 15.08.2020).

13. NATO/PFP Trust Fund Policy. [Electronic resource]: URL: >>> (accessed: 15.08.2020).
9 Подходы изменились после 2001 г. Программа стала декларироваться как практический инструмент борьбы с терроризмом. Для этого были сформулированы новые задачи: оборона и наращивание военного потенциала. Уничтожение избыточных запасов оружия и боеприпасов объявлялось средством уменьшения угрозы для отдельных стран-партнёров и их населения, а также для всего региона в целом. Безопасное уничтожение гарантирует, что избыточные запасы будут выведены за пределы досягаемости террористов и преступников.
10 За 20 лет реализации программы трастовых фондов основная работа преимущественно была сосредоточена на оказании помощи странам-партнёрам в уничтожении запасов противопехотных наземных мин, избыточных и неразорвавшихся боеприпасов, стрелкового оружия и лёгкого вооружения (СОЛВ), переносных зенитных ракетных комплексов, ракет, ракетного топлива, а также проведение военных реформ.
11

Механизм действия фондов предусматривает назначение для каждого проекта ведущей страны, которая определяет потенциальных участников и проводит проект через все этапы его развития. Проекты финансируются на добровольной основе. Общего финансирования НАТО для этих проектов не существует. Средства идут на оценку и процедуру уничтожения боеприпасов. Следует подчеркнуть, что размеры фондов существенно отличаются. Так, например, в 2003–2004 гг. в Сербии и Черногории было уничтожено 28 тыс. единиц СОЛВ при участии таких стран, как Канада, Франция, Великобритания. Ведущей страной проекта являлись Нидерланды, а общая сумма фонда составила 375 тыс. евро. В Грузии с 2003 г. было вложено более 1 млн евро в уничтожение 526 ракет класса «земля-воздух» и 45 боеголовок. Проект финансировали такие страны, как Канада, Чехия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Великобритания, Швейцария, Турция. Ведущей страной стал Люксембург14.

14. Trust Fund projects promoting security and defence reform. [Electronic resource]: URL: >>> (accessed: 19.08.2020);
12 За первые годы существования трастовых фондов были созданы такие проекты, как: «Украина», «Украина II», «Украина III», «Казахстан», «Беларусь», «Албания», «Молдова». Список ведущих стран состоял из Австрии, Бельгии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Румынии, Турции и Соединённых Штатов. За первые пять лет НАТО объявила о том, что общий взнос в них оставил 15 млн евро, которые помогли уничтожить 2,5 млн наземных мин, 325 зенитно-ракетных комплексов, 320 т ракетного топлива, 28 тыс. единиц СОЛВ, 1800 т боеприпасов.
13

Сфера интересов Федеративной Республики Германия в рамках партнёрских отношений с НАТО представлена весьма широко. Особое внимание федеральное правительство уделяет присутствию на постсоветском пространстве, но участвует и в совместных проектах на территории Юго-Восточной Европы и Западной Африки. Например, в таких фондах, как «Украина IV», совместно с Канадой и Великобританией (общий бюджет в 2018 г. 3,7 млн евро); «Армения» (1,42 млн евро)15. Согласно ежегодным отчётам федерального правительства о состоянии усилий по контролю над вооружениями, разоружению и нераспространению, а также о развитии Вооружённых сил с 2013 по 2019 г. ФРГ приняла участие в финансировании 16 различных фондов. Взносы ФРГ варьируются от 33% общей суммы (Украина) до 76% (Армения).

15. Summary of ongoing trust funds. [Electronic resource]: URL: >>> (accessed: 19.08.2020); Summary of ongoing NATO trust funds – august 2018. [Electronic resource]: URL: >>> (accessed: 19.08.2020).
14 Перед таблицей дать объяснение про неё. Изменение размеров взносов можно проследить по представленной ниже таблице, составленной на основании правительственных отчётов.
15

Таблица Взносы ФРГ в фонды по разоружению, тыс. евро

Год Назначение
  НАТО Сумма ООН/ UNODA/ Трастовый фонд UNSCAR Сумма Благотворительная организация HALO Сумма
2013 Армения: поддержка в подготовке технико-экономического обоснования для уничтожения стрелкового оружия 10 Реализация проектов программ в рамках Договора о торговле оружием (ATT) 600 Проект по обезвреживанию боевых средств датскими НПО «Danish Demining Group» DDG 734,348
2014 Грузия: закупка оборудования для обезвреживания частично разрушенного склада боеприпасов в Скра 100 Реализация проектов программ в рамках Договора о торговле оружием (ATT) 1 200 Афганистан: уничтожение остатков боевых средств 800
  Сербия: уничтожение обычных избыточных боеприпасов 100        
  Украина: уничтожения обычных боеприпасов и запасов противопехотных мин 600        
2015 Мавритания: строительство склада боеприпасов 200 Реализация проектов программ в рамках Договора о торговле оружием (ATT) 500 Афганистан: разминирование и обезвреживание боевых средств 500
  Черногория: уничтожения излишков боеприпасов 313     Южный Судан: разминирование и обезвреживание боевых средств 500
  Украина: уничтожения обычных боеприпасов и запасов противопехотных мин 465        
2016 Мавритания: строительство склада боеприпасов и уничтожение излишков боеприпасов 590 Реализация проектов программ в рамках Договора о торговле оружием (ATT) 600 Афганистан: уничтожение остатков боевых средств 800
  Черногория: уничтожение излишков боеприпасов 222        
  Сербия: уничтожение излишков боеприпасов 840        
  Грузия: обезвреживание и уничтожение взрывоопасных боеприпасов 100        
  Украина: уничтожение запасов противопехотных мин 1000        
2017 Мавритания: строительство склада боеприпасов в Фдерике 350 Реализация проектов программ в рамках Договора о торговле оружием (ATT) 600 Босния и Герцеговина: регистрация и маркировка вооружения 148
  Украина: меры по обеспечению физической безопасности и безопасного хранения оружия и боеприпасов 650     Украина: временный ремонт взорванного склада боеприпасов, обезвреживание неразорвавшихся снарядов 200
          Афганистан: уничтожение остатков боевых средств 800
2018 Черногория: уничтожение излишков боеприпасов 230 Реализация проектов программ в рамках Договора о торговле оружием (ATT) 600 Босния и Герцеговина: регистрация и маркировка вооружения 190
          Афганистан: уничтожение остатков боевых средств 800
          Камбоджа: разминирование и обезвреживание боевых средств 1 500
2019 Азербайджан: обеспечение склада боеприпасов в Хызы 30     Босния и Герцеговина: регистрация и маркировка вооружения 336
          Афганистан: уничтожение около 90 тыс. единиц оружия (стрелковое и лёгкое вооружение) афганской армии в Кабуле по просьбе афганского Министерства обороны 33
          Афганистан: уничтожение остатков боевых средств 1 000

Составлено по: Deutsche Projekte im Rahmen der Globalen Partnerschaft der G7 / Jahresabrűstungsbericht. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemuhungen um Rustungskontrolle, Abrustung und Nichtverbreitung sowie uber die Entwicklung der Streitkraftepotenziale 2013; Deutsche Projekte im Rahmen der Globalen Partnerschaft der G7 / Jahresabrűstungsbericht. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemuhungen um Rustungskontrolle, Abrustung und Nichtverbreitung sowie uber die Entwicklung der Streitkraftepotenziale 2014; Deutsche Projekte im Rahmen der Globalen Partnerschaft der G7 / Jahresabrűstungsbericht. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemuhungen um Rustungskontrolle, Abrustung und Nichtverbreitung sowie uber die Entwicklung der Streitkraftepotenziale 2015; Deutsche Projekte im Rahmen der Globalen Partnerschaft der G7 / Jahresabrűstungsbericht. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemuhungen um Rustungskontrolle, Abrustung und Nichtverbreitung sowie uber die Entwicklung der Streitkraftepotenziale 2016; Deutsche Projekte im Rahmen der Globalen Partnerschaft der G7 / Jahresabrűstungsbericht. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemuhungen um Rustungskontrolle, Abrustung und Nichtverbreitung sowie uber die Entwicklung der Streitkraftepotenziale 2017; Deutsche Projekte im Rahmen der Globalen Partnerschaft der G7 / Jahresabrűstungsbericht. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemuhungen um Rustungskontrolle, Abrustung und Nichtverbreitung sowie uber die Entwicklung der Streitkraftepotenziale 2018; Deutsche Projekte im Rahmen der Globalen Partnerschaft der G7 / Jahresabrűstungsbericht. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemuhungen um Rustungskontrolle, Abrustung und Nichtverbreitung sowie uber die Entwicklung der Streitkraftepotenziale 2019. Составлено по: Deutsche Projekte im Rahmen der Globalen Partnerschaft der G7 / Jahresabrűstungsbericht. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemuhungen um Rustungskontrolle, Abrustung und Nichtverbreitung sowie uber die Entwicklung der Streitkraftepotenziale 2013; Deutsche Projekte im Rahmen der Globalen Partnerschaft der G7 / Jahresabrűstungsbericht. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemuhungen um Rustungskontrolle, Abrustung und Nichtverbreitung sowie uber die Entwicklung der Streitkraftepotenziale 2014; Deutsche Projekte im Rahmen der Globalen Partnerschaft der G7 / Jahresabrűstungsbericht. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemuhungen um Rustungskontrolle, Abrustung und Nichtverbreitung sowie uber die Entwicklung der Streitkraftepotenziale 2015; Deutsche Projekte im Rahmen der Globalen Partnerschaft der G7 / Jahresabrűstungsbericht. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemuhungen um Rustungskontrolle, Abrustung und Nichtverbreitung sowie uber die Entwicklung der Streitkraftepotenziale 2016; Deutsche Projekte im Rahmen der Globalen Partnerschaft der G7 / Jahresabrűstungsbericht. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemuhungen um Rustungskontrolle, Abrustung und Nichtverbreitung sowie uber die Entwicklung der Streitkraftepotenziale 2017; Deutsche Projekte im Rahmen der Globalen Partnerschaft der G7 / Jahresabrűstungsbericht. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemuhungen um Rustungskontrolle, Abrustung und Nichtverbreitung sowie uber die Entwicklung der Streitkraftepotenziale 2018; Deutsche Projekte im Rahmen der Globalen Partnerschaft der G7 / Jahresabrűstungsbericht. Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemuhungen um Rustungskontrolle, Abrustung und Nichtverbreitung sowie uber die Entwicklung der Streitkraftepotenziale 2019.

16

Особое место в проектах ФРГ занимает Украина. Несмотря на то что трастовые фонды для неё действуют с начала 2000-х годов, Германия присоединилась только в 2014 г., с началом нового этапа, ознаменовавшегося большей широта охвата, не ограничивающегося традиционными ранее процедурами по обезвреживанию боеприпасов. С 2014 г. фонды финансируют мероприятия по модернизации командования, контроля и связи, логистики и стандартизации в вооружённых силах и пограничной службе; обеспечение кибернетической безопасности; переподготовку и социальную адаптацию военных; медицинскую реабилитацию (в первую очередь на Донбассе). Общий размер фондов НАТО на Украине составляет около 40 млн евро. Большая их часть была запущена в сентябре 2014 г. после Уэльского саммита НАТО как «ответ на агрессивные действия России против Украины». Ведущей страной-спонсором являются США, чей вклад составляет 25 млн евро. Помимо стандартного для ФРГ участия в уничтожения обычных боеприпасов и запасов противопехотных мин, Германия руководит программой утилизации радиоактивных отходов в Житомирской области (UKR Disposal of Radioactive Waste II), запущенной в 2016 г. Вклад ФРГ составляет более 1 млн евро. С 2016 г. ФРГ участвует в деятельности трастового фонда в Армении. Проект нацелен на выведение из строя активных бронированных боевых машин. В сербском Крагуеваце идёт работа по уничтожению запасов 1,3 млн противопехотных мин, а также нескольких тысяч единиц стрелкового оружия16.

16. Trust Fund projects promoting security and defence reform. [Electronic resource]: URL: >>> (accessed: 19.08.2020).
17

Финансирование трастовых фондов ООН и HALO

 

Трастовые фонды НАТО это не единственный пример финансового участия ФРГ в мероприятиях по разоружению. Приверженность европейскому партнёрству нашло выражение в финансировании британской благотворительной Организации жизнеобеспечения в опасных зонах (Hazardous Area Life-Support organization, HALO), а стремление к присутствию на мировом уровне – во взносах в Целевой фонд ООН в поддержку сотрудничества в сфере регулирования вооружений (United Nations Trust Facility Supporting Cooperation on Arms Regulation, UNSCAR).

18

Фонд был создан в 2016 г., он как и другие трастовые фонды предусматривает нескольких доноров и предназначается «для спонсирования проектов, которые направлены на поддержку осуществления Договора о торговле оружием и Программы действий по стрелковому оружию и легким вооружениям». Германия является председателем комитета Целевого фонда и в настоящее время его крупнейшим донором. До создания фонда ФРГ с 2013 г. вела работу в рамках бюро ООН по вопросам разоружения (United Nations Office for Disarmament Affairs, UNODA) в отдельных государствах АСЕАН, а также на Ближнем и Среднем Востоке. В сотрудничестве с региональным бюро UNODA по Азии она поддержала семинар по борьбе с незаконной торговлей оружием и боеприпасами в Индонезии. Вместе с региональным бюро UNODA по Латинской Америке были проведены семинары по улучшению контроля над стрелковым оружием в частном секторе безопасности в Коста-Рике, Сальвадоре и Перу. В целом с 2013 по 2018 г. ФРГ выделила более 3 млн евро на программы ООН по разоружению.

19

Организация HALO была основана в 1988 г. полковником британской армии Колином Кэмпбеллом Митчеллом. В настоящее время фонд ведёт широкую работу по выполнению Конвенции о запрещении противопехотных мин. Германия участвует преимущественно в проектах на территории бывшей Югославии, а также в Афганистане. В частности, на территории Боснии и Герцеговины, где население до сих пор страдает от неразорвавшихся противопехотных мин и кассетных боеприпасов, велась работа по регистрации и маркировке найденного и обезвреженного вооружения. Потребность в подобной деятельности возросла после наводнения 2014 г., которое затопило 70% территории вокруг минных полей17.

17. Sancanin G. Bosnia and Herzegovina: ITF Enhancing Human Security Perspective 20 Years After the Conflict // Journal of Conventional Weapons Destruction: 2017. Vol. 21. Iss. 1, Article 7 [Electronic resource]. URL: >>> (accessed: 19.08.2020).
20

Участвуя в финансировании программ по разоружению, федеральное правительство исходит из нескольких принципов. За необходимостью контроля над нестабильными регионами стоит желание подчеркнуть свою надёжность и незаменимость в качестве партнёра по НАТО. Именно слово «надёжность» является постоянным рефреном в коалиционных договорах политических партий. Правительство А. Меркель с 2005 г. неизменно отмечает тот факт, что НАТО остаётся незаменимым гарантом и основой безопасности государства, а цель ФРГ состоит в более тесном сотрудничестве с США, согласовании целей и ликвидации любых неиспользованных возможностей18. Контроль над вооружениями и разоружение остаются приоритетными целями немецкой внешней политики и политики безопасности на протяжении тридцати лет единства. В то же время финансовые инструменты позволяют ФРГ играть более заметную роль на мировой арене, наряду с миссиями бундесвера и посреднической ролью в урегулировании конфликтов.

18. Deutschlands Verantwortung für Frieden, Freiheit und Sicherheit in der Welt / Ein neuer Aufbruch für Europa. Eine neue Dynamik für Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. 19. Legislaturperiode. s. 144. [Elektronische Ressource]. URL: >>> (Behandlungsdatum: 03.09.2020).
21

Последовательную приверженность партнёрству с НАТО подтвердила и речь министра иностранных дел ФРГ Хайко Мааса, произнесённая 28 февраля 2020 г. в Гамбургском Сенате. Несмотря на то что, по его словам, «некоторые» сводят трансатлантический союз «к подсчёту затрат и выгод», а США повернули свои интересы в Азию, «только если мы, европейцы, укрепим способность больше выступать за собственную безопасность, только тогда мы сможем надолго удержать американцев в трансатлантическом союзе». По словам Х. Мааса внешняя политика Германии не должна быть разрушительной, но должна что-то противопоставлять разрушительной реальности. Решением этой проблемы может стать политика разоружения и усилия по контролю над вооружениями19. Х. Маас предпринял попытку объединить общность европейских, германских и американских целей партнёрством в Североатлантическом альянсе.

19. Rede von Außenminister Heiko Maas anlässlich der Matthiae-Mahlzeit auf Einladung des Hamburger Senats. [Elektronische Ressource]: URL: >>> (Behandlungsdatum: 19.08.2020).
22

Экспорт вооружения как инструмент сотрудничества со странами-партнерами

 

Финансовые инвестиции в разоружение рассматриваются в ФРГ не только как вложение в обеспечение безопасности, но и как способ сохранения тесных партнёрских связей с США. Однако этот миролюбивый посыл необходимо рассматривать в совокупности с тем фактом, что ФРГ является одним из мировых экспортёров вооружения и объёмы производства продукции военного назначения существенно выросли с 2005 по 2019 г. Кроме того, заметно возросло и число разовых разрешений на экспорт вооружения. Общая стоимость военных товаров, экспортированных с 2005 по 2009 г., составила 8,6 млрд евро, а за время правления коалиции консерваторов и либералов в 2009–2013 гг. – 6,6 млрд евро. Общая стоимость товаров, экспортированных по разовым разрешениям к 2013 г. возросла с 4,4 до 8,5 млрд евро. В 2017 г. было выдано индивидуальных разрешений на экспорт вооружений на сумму в 6,24 млрд евро. Причём, 2,45 млрд евро из этой суммы пришлись на страны ЕС и НАТО. Главным образом ФРГ продаёт подводные лодки, боевые корабли и танки, но стрелковое вооружение занимает в этом перечне немалую долю.

23

К импортёрам продукции немецкого военно-промышленного комплекса относятся и регионы с нестабильной политической ситуацией. Доля экспорта в Алжир, Катар, Египет, Саудовскую Аравию и ОАЭ с 2009 по 2017 г. колебалась. В первую очередь это коснулось стрелкового вооружения. К 2013 г. она возросла почти вдвое, с 43,2 до 83,5%. В 2016 г. такого оружия было поставлено на 16,4 млн евро, в 2017 г. – на 15,1 млн евро, но в 2017 г. в эти страны было поставлено почти на 1,5 млн евро меньше лёгкого стрелкового оружия, которое наиболее чисто используется во внутренних конфликтах. Преимущественно речь идёт об оружии, производимом компанией «Хеклер и Кох» (Heckler & Koch).

24

Подобные двойные стандарты являются регулярным объектом общественной критики, особенно активизировавшейся после 2011 г. За последние десятилетия стрелковое оружие и лёгкое вооружение нанесли больше урона, чем любой другой вид оружия. Оно используется во всех региональных конфликтах, дестабилизирует общество и препятствует безопасному сосуществованию. По оценкам ООН, во всём мире в обращении находится более 875 млн единиц стрелкового оружия со средним сроком использования от 30 до 50 лет, ещё 133 млн хранятся вооружёнными силами, 23 млн – правоохранительными органами20. Ещё долго после прекращения конфликта стрелковое оружие может представлять угрозу безопасности и привести к дестабилизации хрупких обществ и государств.

20. Kontrolle von Kleinwaffen und Munition / Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemühungen um Rüstungskontrolle, Abrüstung und Nichtverbreitung sowie über die Entwicklung der Streitkräftepo-tenziale (Jahresabrüstungsbericht 2019). S. 61. [Elektronische Ressource]. URL: >>> (Behandlungsdatum: 19.08.2020).
25

Парламентская оппозиция резко критикует правительство за продолжение экспорта вооружений на Ближний Восток. Непрекращающиеся дебаты в бундестаге провоцируются запросами фракции СДПГ. Общественную функцию контроля над вооружением и разоружением взял на себя Берлинский информационный центр трансатлантической безопасности (Berlin Information-center for Transatlantic Security, BITS), основанный в 1991 г. Эксперты центра ежегодно публикуют материалы, посвящённые немецкому вооружению и проблемам нераспространения оружия. Критике были подвергнуты введённые федеральным правительством стандарты выдачи разрешений на экспорт стрелкового оружия в страны, не входящие в НАТО. Эти правила были ужесточены в 2015 г. в рамках так называемых базовых ставок стрелкового оружия. С этого момента стрелковое оружие подлежало дополнительным проверкам «после отгрузки» (Post-Shipment), которые немецкие органы могли проводить на месте после доставки стрелкового оружия соответствующему государственному получателю. Однако, по словам аналитика Центра, Бьерна Мюллера, такими выборочными проверками контролируются только штурмовые винтовки и пистолеты, причём в 2017 г. были проведены только две контрольные проверки, а в 2018 г. – одна21. Подобный контроль не является обязательным и не затрагивает экспорт в страны НАТО и ЕС.

21. Müller B. Vor-Ort-Überprüfungen von Waffenexporten – Reform der deutschen Endverbleibskontrolle überfällig? [Elektronische Ressource]. URL: >>> (Behandlungsdatum: 19.08.2020).
26

В ответ на критику, министерства иностранных дел и обороны подчёркивают, что их проекты в первую очередь защищают интересы ФРГ. Они обеспечивают безопасность на внешних границах ЕС, особенно с началом миграционного кризиса. Они направлены на усиление контроля над стрелковым оружием на Африканском континенте с целью обуздания насилия и устранения одной из основных причин миграции22. Ещё одним аргументом сторонников производства вооружения являются 80 тыс. рабочих мест, что особенно важно в современных социально-экономических условиях.

22. Kontrolle von Kleinwaffen und Munition / Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemühungen um Rüstungskontrolle, Abrüstung und Nichtverbreitung sowie über die Entwicklung der Streitkräftepo-tenziale (Jahresabrüstungsbericht 2019). s. 61. [Elektronische Ressource]. URL: >>> (Behandlungsdatum: 19.08.2020).
27

Заключение

 

Подводя итоги, следует отметить, что стремление ФРГ играть всё более заметную роль на мировой арене и сохранение тесного партнёрства с США и НАТО требуют от правительства гибкости, а также использования всех доступных методов и ресурсов: как участия бундесвера в миссиях НАТО и продажи оружия, так и защиты принципов разоружения. Анализ вкладов ФРГ в различные трастовые фонды показывает, что за последние годы направленность финансирования меняется в сторону увеличения взносов в благотворительные организации, дающие позитивный общественный резонанс. Декларирование приверженности политике разоружения не приведёт к отказу от производства вооружения, а репутационный урон будет сглаживаться посредническими усилиями в региональных конфликтах, таких как украинский или приднестровский, а также организацией Мюнхенская конференция по безопасности. Нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что политика разоружения является только частью политики обеспечения безопасности, которая включает в себя и экспорт вооружения, способствующего сохранению немецкой обороноспособности и активизации сотрудничества со странами-партнёрами.

Библиография

1. Тимошенкова Е.П. Насколько суверенна объединённая Германия в действительности? // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, № 6. С. 172-176.

2. Белинский А.В., Никуличев Ю.В. «Американские горки»: Эволюция отношений между США и ФРГ в 1989–2019 гг. // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 4. С. 135-157. DOI: 10.31249/ape/2019.04.08

3. Берг И.С. Участие экспертов бундесвера и боннского международного центра по конверсии в усилении контроля за разоружением в Южном Судане. Институт Ближнего Востока [Электронный ресурс]. URL: http://www.iimes.ru/?p=14483.

4. Меден Н.К. Реформа бундесвера // Современная Германия. Экономика и политика. М., 2015. С. 539-571.

5. Трунов Ф.О. Политика ФРГ в НАТО на современном этапе: Проблемы и перспективы // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 4. С. 114-134. DOI: 10.31249/ape/2019.04.07; Трунов Ф.О. Проблемы и перспективы взаимодействия ФРГ и США в политико-военной области при администрации Д. Трампа // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 1. С. 146-168. DOI: 10.31249/ape/2019.01.07

6. Белоногов А.Л. Перспективы расширения программ партнерства НАТО в начале XXI века: постсоветское пространство, Балканы, «контактные страны» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. С. 299–310.

7. Koslowski G. Die NATO und der Krieg in Bosnien-Herzegowina: Deutschland, Frankreich und die USA im internationalen Krisenmanagement. Vierow bei Greifswald : SH-Verl., 1997.

8. Hyde-Price A. Germany and European order: enlarging NATO and the EU. Manchester, UK; New York: Manchester University Press: Distributed exclusively in the USA by St. Martin's Press, 2000.

9. Hoffmann H. Das NATO-2 %-Ziel: Faire Lastenteilung für Bündnis- und Landesverteidigung oder Treiber eines neuen Rüstungswettlaufs? // Zeitschrift für Außen- und Sicherheitspolitik, 2019. № 1.

10. Aufbruch und Erneuerung – Deutschlands Weg ins 21. Jahrhundert Koalitionsvereinbarung zwischen der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands und Bündnis 90 / Die GRÜNEN Bonn, 20. Oktober 1998. s. 41. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/Bundesparteitag/koalitionsvertrag_bundesparteitag_bonn_1998.pdf (Behandlungsdatum: 03.09.2020).

11. Deutschlands Verantwortung für Frieden, Freiheit und Sicherheit in der Welt / Ein neuer Aufbruch für Europa. Eine neue Dynamik für Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. 19. Legislaturperiode. S. 144. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.cdu.de/system/tdf/media/dokumente/koalitionsvertrag_2018.pdf (Behandlungsdatum: 03.09.2020).

12. Trust Funds: supporting demilitarization and defence transformation projects. [Electronic resource]: URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/topics_50082.htm (accessed: 15.08.2020).

13. NATO/PFP Trust Fund Policy. [Electronic resource]: URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_57702.htm?selectedLocale=en (accessed: 15.08.2020).

14. Trust Fund projects promoting security and defence reform. [Electronic resource]: URL: https://www.nato.int/docu/trust/trust-eng.pdf (accessed: 19.08.2020);

15. Summary of ongoing trust funds. [Electronic resource]: URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2019_02/20190214_190214-trust-funds.pdf (accessed: 19.08.2020); Summary of ongoing NATO trust funds – august 2018. [Electronic resource]: URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2018_08/20180802_180802-trust-funds.pdf (accessed: 19.08.2020).

16. Trust Fund projects promoting security and defence reform. [Electronic resource]: URL: https://www.nato.int/docu/trust/trust-eng.pdf (accessed: 19.08.2020).

17. Sancanin G. Bosnia and Herzegovina: ITF Enhancing Human Security Perspective 20 Years After the Conflict // Journal of Conventional Weapons Destruction: 2017. Vol. 21. Iss. 1, Article 7 [Electronic resource]. URL: https://commons.lib.jmu.edu/cisr-journal/vol21/iss1/7 (accessed: 19.08.2020).

18. Deutschlands Verantwortung für Frieden, Freiheit und Sicherheit in der Welt / Ein neuer Aufbruch für Europa. Eine neue Dynamik für Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. 19. Legislaturperiode. s. 144. [Elektronische Ressource]. URL: https://www.cdu.de/system/tdf/media/dokumente/koalitionsvertrag_2018.pdf (Behandlungsdatum: 03.09.2020).

19. Rede von Außenminister Heiko Maas anlässlich der Matthiae-Mahlzeit auf Einladung des Hamburger Senats. [Elektronische Ressource]: URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/maas-matthiae-mahl/2312370 (Behandlungsdatum: 19.08.2020).

20. Kontrolle von Kleinwaffen und Munition / Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemühungen um Rüstungskontrolle, Abrüstung und Nichtverbreitung sowie über die Entwicklung der Streitkräftepo-tenziale (Jahresabrüstungsbericht 2019). S. 61. [Elektronische Ressource]. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2338308/72907bb7d44eb603a2edd1ae88363f02/jab2019-data.pdf (Behandlungsdatum: 19.08.2020).

21. Müller B. Vor-Ort-Überprüfungen von Waffenexporten – Reform der deutschen Endverbleibskontrolle überfällig? [Elektronische Ressource]. URL: https://www.bits.de/public/gast/19mueller-01.htm 18. Mai 2019 (Behandlungsdatum: 19.08.2020).

22. Kontrolle von Kleinwaffen und Munition / Bericht der Bundesregierung zum Stand der Bemühungen um Rüstungskontrolle, Abrüstung und Nichtverbreitung sowie über die Entwicklung der Streitkräftepo-tenziale (Jahresabrüstungsbericht 2019). s. 61. [Elektronische Ressource]. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/blob/2338308/72907bb7d44eb603a2edd1ae88363f02/jab2019-data.pdf (Behandlungsdatum: 19.08.2020).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести