US Congress and Russian-American Relations in the Pre-Election Year
Table of contents
Share
Metrics
US Congress and Russian-American Relations in the Pre-Election Year
Annotation
PII
S207054760013362-5-1
DOI
10.18254/S207054760013362-5
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Oleg Terebov 
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article deals with the debates and activities of US Congress relating to Russia, in the end of 2019 through 2020. It is argued that both congressional parties demonstrated generally negative or hostile attitude toward Russia and toward its leadership’s activities on the wide range of issues. However, there were few practical legislative actions, and not a single act directly aimed against Russia’s interests was passed. Harsh criticism of Donald Trump’s position with regard to Russia was intended to produce political difficulties for the president, in particular, by speculating on the so called Russian bounties in Afghanistan. Practically no alternative agenda on the Russian policy was forwarded, except, for example, proposals to extend the New START treaty. In the author’s opinion, the developments in Congress confirm that the US ruling class as a whole treats Russia as an adversary, there are no elements in it which would be practically interested in normalization of the American-Russian relations.

Keywords
Russian-American relations, U.S. Congress, Republican party, Democratic party, President Donald Trump, sanctions, Afghanistan
Received
02.12.2020
Date of publication
30.12.2020
Number of purchasers
4
Views
119
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

Внутриполитический фактор в российско-американских отношениях чаще всего остаётся не понятым и не исследованным. Самый очевидный, хотя ни в коем случае не исчерпывающий метод его изучения – анализ дебатов и действий Конгресса США. Цель настоящей статьи – выявить позицию Демократической и Республиканской партий в Конгрессе по отношению к России и «русской политике» президента Д. Трампа с конца 2019 г. до выборов 3 ноября 2020 г. Мы обратимся в основном к вопросам чисто политическим, имеющим конфликтогенный потенциал, оставив за скобками, например, импорт из России урана для атомной энергетики США, трубопровод «Северный поток-2» и расследование «российского вмешательства» в выборы 2016 года сенатским Комитетом по разведке. Ограничусь ссылкой на его итоговый доклад1.

1. Congressional Record, Vol. 166, No. 120 (June 30, 2020), p. S3980.
2

К 2019 г. в Конгрессе сложилась двухпартийная группировка, требовавшая ужесточения политики в отношении России и добившаяся принятия законов «О санкциях для противодействия недругам Америки» (КААТСА) и «О ревизии санкций против России»2. Однако в 2019 г. двухпартийный «антироссийский блок» начал давать трещины, и в 2020 г. основным российским мотивом в Конгрессе стали обвинения демократами Трампа в капитулянтстве и попустительстве России («администрация Трампа удивительно слаба в коленках, когда доходит до авторитарных лидеров вроде Путина»3). На работе Конгресса сказались и начавшаяся в 2019 г. в Китае пандемия COVID-19, и ограничение в том же году Китаем автономии специального административного района Гонконг (Сянган). В Конгрессе усиленно обсуждались военная мощь Китая, репрессии против тюркоязычных меньшинств в КНР, её попытки дезинформировать весь мир о причинах и ходе пандемии, усиление китайского проникновения в США.

2.  Теребов О.В. Конгресс США и политика администрации Д. Трампа в отношении России // США & Канада: экономика, политика, культура, 2019, № 7, с. 78–95.

3.  Congressional Record, Vol. 166, No. 120 (June 30, 2020), p. S3980.
3 Китай явно стал врагом № 1, но и Россия по-прежнему воспринималась как стратегический противник США, с широким списком претензий к ней: наращивание военной мощи, конфликт на Украине, участие в войне в Сирии на стороне правящего режима, сотрудничество с Китаем и Ираном, «злонамеренные действия» по подрыву демократии в США и других странах, авторитарные тенденции внутри страны. Практическая законодательная работа, касающаяся России, была более ограниченной, чем в 2017–2019 гг. В Сенате республиканцы имели 52 места, демократы – 46, 2 независимых обычно солидаризовались с демократами. В Палате представителей большинство было за демократами – в разные месяцы 232 или 233 места, республиканцы имели от 196 до 198 мест, один конгрессмен перешёл в Либертарианскую партию, 3–5 мест оставались вакантными. Принятие закона, совместной или параллельной резолюций было возможно только при двухпартийной поддержке, но в предвыборный год главной заботой республиканцев стала защита президента от атак оппозиции или покушений на его прерогативы, а именно на это были направлены многие инициативы демократов. Верность республиканского большинства в Сенате президенту была не монолитной, но достаточной, чтобы блокировать подобные инициативы.
4

В 2019 г. состоялись всего четыре поимённых голосования по связанным с Россией вопросам, в 2020 г. до ноября – ни одного. О голосовании номер 42 в Палате представителей 17 января 2019 г. сказано в моей упомянутой выше статье. Следующим было голосование номер 643 в Палате представителей 3 декабря 2019 г. – принять резолюцию H. Res. 546, в которой выражалась полная поддержка исключения России из «Группы восьми» (G8); всем участникам «Группы семи» (G7) предлагалось выступать против возвращения в неё России до тех пор, пока она не прекратит оккупацию всех территорий Украины, включая Крым, и «атаки на демократию во всём мире»; выражалось несогласие с участием России в будущих саммитах «Группы семи», пока она не уважает территориальную целостность соседних стран и стандарты демократического общества. Резолюцию внёс 30 августа 2019 г. демократ А. Сайрес (Нью-Джерси), в итоге в число спонсоров вошли ещё 45 демократов и только один республиканец. Резолюция принималась во внеочередном порядке, для чего необходимо не менее 2/3 голосов4.

4.  «H. Res. 546» ( >>>  ; >>>  ).
5

Голосования номер 392 и 396 в Сенате об утверждении Дж. Салливана на должность посла в Москве состоялись 11 и 12 декабря 2019 г. Его кандидатуру президент представил 17 октября, слушания в Комитете по международным отношениям прошли 30 октября, 20 ноября он рекомендовал утвердить Салливана 5. Первым голосовалось предложение прекратить прения по этому вопросу, вторым – собственно утверждение. Оба предложения были приняты, оба раза все республиканцы голосовали «за», а раскол произошёл у демократов – более половины из них дважды проголосовало «против», напомнив президенту, что его «русская политика» находится под постоянным прицелом.

5.  Statement of John J. Sullivan Nominee to be U.S. Ambassador to the Russian Federation. Senate Committee on Foreign Relations. October 30, 2019 ( >>>  ).
6

Таблица Поимённые голосования по «русскому вопросу» в Конгрессе в 2019 г.

Номер Партийность За Против Не голосовали
643 Республиканцы 116 71 10
  Демократы 222   10
  Независимые 1    
  Итого 339 71 20
392 Республиканцы 51   2
  Демократы 17 25 3
  Независимые 1   1
  Итого 69 25 6
396 Республиканцы 50   3
  Демократы 19 22 4
  Независимые 1   1
  Итого 70 22 8

Составлено по: Congressional Record. Vol. 165. No. 192 (December 3, 2019). P. H9197-H9198, H9208-H9209, H9211; Final Vote Results for Roll Call 643 ( >>>  ); Congressional Record. Vol. 165. No. 198 (December 11, 2019). P. S6986; No. 199 (December 12, 2019). P. S7009-S7010.

7

Спасение от агрессии Кремля

 

Самым масштабным начинанием Конгресса в сфере российско-американских отношений стал законопроект «О защите безопасности Америки от агрессии Кремля», ДАСКА (Defending American Security from Kremlin Aggression Act of 2019, DASKA), идея которого возникла во времена двухпартийной антироссийской коалиции. 1 августа 2018 г. в Сенате республиканцы Л. Грэм (Южная Каролина), К. Гарднер (Колорадо) и Дж. Маккейн (Аризона), демократы Р. Менендез (Нью-Джерси), Б. Кардин (Мэриленд) и Джинн Шэйхин (Нью-Хэмпшир) внесли законопроект S. 3336, который, по словам авторов, предусматривал «сокрушительные» меры в ответ на «агрессию Кремля» и должен был «сотрясти режим Путина до самого основания»6. Законопроект не получил дальнейшего движения, вероятно, из-за возражений администрации.

6.  Congressional Record, Vol. 164. No. 130 (August 1, 2018), p. S5582; «Graham, Menendez, Gardner, Cardin, McCain, Shaheen Introduce Hard-Hitting Russia Sanctions Package», August 2, 2018 ( >>>  ).
8

Тогда пять из шести авторов (Маккейн 25 августа 2018 г. скончался) 13 февраля 2019 г. внесли законопроект S. 4827. Кратко отметим его положения, прямо относящиеся к России. В статье 2 выдвигалось требование немедленно мобилизовать все силы правительства на противодействие вмешательству России и других государств в институты и демократические процессы США. Президенту предлагалось публично призвать РФ вернуть Крым Украине, прекратить поддержку «руководимых Россией» сил на востоке Украины, в Грузии и Молдове и режима Б. Асада в Сирии. От России требовалось уважать свободу судоходства, разрешив проход украинских судов «через пролив» (название «Керченский» авторы пропустили, равно как не уточнили, идёт ли речь о военных кораблях и/или гражданских судах). В отдельной статье конкретизировалась позиция по Крыму: США «никогда не признают незаконную попытку аннексии Крыма» Россией, он является частью суверенной территории Украины, США отвергают попытки изменить «статус, демографию или политическую природу» Крыма, осуждают нарушения прав человека в Крыму российскими властями. Предлагалось совместно с Европейским Союзом, НАТО и всем международным сообществом предотвратить «дальнейшее укрепление незаконной оккупационной власти в Крыму» и подтвердить «единую оппозицию» России по Крыму.

7.  Congressional Record, Vol. 165. No. 28 (February 13, 2019), p. S1326.
9

В разделе III «О нераспространении химического оружия» утверждалось, что с 2012 г. Сирия, КНДР, Россия и Исламское государство Ирака и Сирии применяли химическое оружие, 2 марта 2018 г. Россия применила «смертоносный химический агент» при покушении на двух человек в Великобритании; она пыталась помешать Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) усилить контрольные функции. Ставились задачи оказать давление на Россию с целью прекратить её регулярные попытки «парализовать действия [ООН и ОЗХО. – О.Т.] по расследованию боевого использования химического оружия и выявлению виновных»; изыскать дополнительные средства для расследования и привлечения виновных к ответственности, если РФ «продолжит свои попытки блокировать или затормозить расследования» ОЗХО. Предлагалось путём санкций, дипломатической изоляции и мер, предусмотренных Конвенцией о запрете химического оружия, «наказать» РФ за «какое-либо производство химического оружия» и предотвратить таковое.

10 Статья 304 поручала государственному секретарю докладывать Конгрессу о химическом и бактериологическом оружии РФ, применении ею такого оружия, поддержке создания такого оружия другими государствами или негосударственными организациями. Государственному секретарю разрешалось в 2020–2025 фин. гг. выплачивать ОЗХО 25 млн долл. на усиление контрольных функций. Предписывалось учредить в Государственном департаменте подразделение по координации работы в киберпространстве, в том числе борьбы с действиями России или по поручению России «по подрыву кибербезопасности и демократических ценностей» США и других стран.
11 Раздел VI «Санкции в отношении Российской Федерации» обязывал государственного секретаря и директора Национальной разведки регулярно представлять Конгрессу заключение и оценку по вопросу, участвует ли Россия или сознательно поддерживает «операции по вмешательству в демократический процесс, включая управление выборами» в США. В закон «О санкциях для противодействия недругам Америки» включались новые статьи, с 235 по 239 и с 239A по 239H (вместо статей с 235 по 238). Они поручали президенту вводить санкции против российских политических деятелей, «олигархов», других лиц, членов их семей, квазигосударственных организаций и финансовых учреждений, участвующих в «незаконных и подрывных действиях» по поручению президента РФ; против лиц и финансовых учреждений, которые осуществляют «значительные транзакции», то есть сделки с российскими участниками таких действий, принадлежат, контролируются или действуют в интересах таких участников. Президенту, в случае выявления атак России на избирательную систему США, поручалось запретить гражданам США операции с долговыми обязательствами (суверенным долгом) РФ.
12 Предписывалось введение санкций против финансовых учреждений РФ, оказывающих поддержку своему правительству при вмешательстве в демократический процесс в других странах. Государственному секретарю и директору Национальной разведки поручалось информировать Конгресс о том, осуществляет ли Россия или сознательно поддерживает наступательные военные операции в Украине. Президенту поручалось ввести санкции против лиц, вкладывающих средства в принадлежащие России предприятия по разведке и добыче нефти и газа за пределами России, если им принадлежит не менее 33% собственности или большинство голосов акционеров, или общая сумма его инвестиций превышает 250 млн долл. Санкции предлагалось ввести против лиц, предоставляющих России товары, услуги, денежные средства на сумму не менее 1 млн долл. или не менее 5 млн в течение 12 месяцев, которые позволят России наращивать добычу нефти на своей территории, строить и модернизировать инфраструктуру для такой нефтедобычи.
13 Государственный секретарь был должен регулярно направлять в Конгресс и публиковать заключения о том, не нарушала ли Россия свободу судоходства в Керченском проливе или где-либо ещё. Если это имело место, то в течение 90 дней после такой публикации на судостроительные предприятия России должны быть наложены такие же ограничения, как и на тех, кто внесён в «чёрный список» Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов. Ограничения должны были действовать, пока государственный секретарь не уведомит о том, что нарушения со стороны России прекратились и она обязалась не допускать их в будущем.
14

В статье 611 Россия фактически назначалась подозреваемым в ещё не состоявшихся политических убийствах: «Не позднее чем через 90 дней после убийства на территории Соединённых Штатов или страны – члена НАТО индивидуального лица, в котором подозревается правительство [РФ. О.Т.], директор Национальной разведки должен установить, совершено ли убийство по указанию правительства» РФ. Если это окажется так, то президент должен наложить на всех ответственных за убийство санкции, предусмотренные законом «О глобальной ответственности за права человека». В связи с этим отменялся срок действия этого закона – 6 лет по вступлении в силу 23 декабря 2016 г. От президента требовалось укреплять сотрудничество с «европейскими и другими ключевыми союзниками» в применении санкций против России, для этого и для межведомственного взаимодействия в США предлагалось создать в Государственном департаменте Управление координации санкций.

15 Раздел VII «Другие вопросы, касающиеся Российской Федерации» поручал государственному секретарю представить в Конгресс заключение о том, соответствует ли Россия понятию «государство – спонсор терроризма» (эту статью предложил Гарднер). Предусматривалось создание Национального координационного центра для реагирования на гибридные угрозы (НКЦ), прежде всего со стороны России – пропаганду и дезинформацию, «формирование и проникновение» в общественные организации и партии, поддержку коррупции, преступности, полувоенных формирований, энергетические рычаги давления и проч. НКЦ должен был координировать действия Государственного департамента, министерств финансов, обороны, государственной безопасности, разведывательного сообщества, других гражданских ведомств и военных командований.
16 На 2021 и 2022 фин. гг. Фонду противодействия российскому влиянию выделялось 250 млн долл. на защиту стран Европы и Евразии от «злонамеренного влияния» России – контрпропаганду, борьбу с коррупцией, укрепление правосудия, поддержку гражданского общества; реагирование на «гуманитарные кризисы и нестабильность, вызванные или усугублённые вторжениями и захватами в Грузии, Молдове и Украине» со стороны России. Ряду нескольких ведомств США поручалось представить доклады об «ответственности за военные преступления и преступления против человечности», совершённые Россией в Сирии.
17

Государственному секретарю и директору Национальной разведки предлагалось доложить об обстоятельствах убийства в Москве 27 февраля 2015 г. оппозиционера Б.Е. Немцова и представить список ответственных за него; директору Национальной разведки представить подробный доклад о личном состоянии, активах, собственности В.В. Путина и членов его семьи, содержащий перечень близких к нему видных иностранных политических деятелей и российских олигархов. Государственный секретарь, директор Национальной разведки и министр обороны должны были в специальном докладе определить, какую угрозу США представляет россиянин Е.В. Пригожин и связанные с ним организации и предприятия, в том числе «наёмнические организации», и в каком отношении они находятся с «военными и правительством» РФ. Подтверждалось, что США осуждают преследования «политических заключённых» в РФ, к числу которых были отнесены «мирные протестующие, активисты гражданского общества, правозащитники, журналисты, крымские татары, члены политических организаций, считающихся в Российской Федерации “нежелательными”, и сторонники религиозной группы, запрещённой в Российской Федерации» (названия не приводилось). Президенту предлагалось рассмотреть возможность ввести санкции против организаторов этих преследований8.

8.  «All Information (Except Text) for S.482» ( >>>  ). Первоначальный текст законопроекта и текст с учётом поправки см.: «Calendar No. 389 116th Congress 1st Session S. 482» ( >>>  ).
18 Законопроект носил во многом декларативный характер, был настолько рыхлым и всеобъемлющим, что утратил целевой характер. Однако в случае принятия закона Конгрессом и его подписания президентом вся эта риторика должна была приобрести, пусть и на бумаге, обязательную силу. Можно полагать, что именно этого не желала администрация, вовсе не из-за симпатий к России, а не считала нужным загромождать действующее санкционное законодательство новыми нормами. Так или иначе, но законопроект «уверенно застрял» в Сенате и только 3 декабря 2019 г. Комитет по международным отношениям провёл слушания «Будущее политики США по отношению к России». Выступившие со вступительным словом председатель комитета республиканец Дж. Риш (Айдахо) и старший демократ в комитете Менендез кратко изложили позиции своих партий по российской проблеме и согласились в осуждении России, её президента, «его подручных», внутренней и внешней политики.
19 Риш уверил, что в ответ США ведут достаточно жёсткую линию, но признал, что ответные меры пока не складываются в единую стратегию, которую не следует строить на санкциях, являющихся лишь инструментом стратегии. Он заявил: «Хотя финансовое господство США делает санкции простым и иногда эффективным орудием, я обеспокоен последствиями их избыточного применения. Больше санкций не обязательно сделает нас жёстче в отношении России. Новые санкции общего характера, не связанные с конкретными целями, могут оказаться контрпродукттивными, а санкции, не скоординированные с нашими европейскими союзниками – опасное дело, которое может подорвать наши союзы. В некоторых случаях недостаточно продуманные акции, наоборот, помогали Путину достичь целей экономической консолидации и укрепления российской экономики».
20 Менендез ответил программой из пяти пунктов:
21

1. США должны «недвусмысленно отвергать» внешне- и внутриполитические действия России, и ей не место в G7, «что бы ни думал президент Трамп». 2. Незамедлительно необходим «ясный санкционный режим, чтобы Кремль изменил своё поведение»; действующие санкции не работают, поскольку администрация их по-настоящему не применяет. Новое санкционное законодательство должно иметь ясную цель, то есть изменение поведения России, а если это обернётся убытками для экономики США, то с этим придётся смириться – национальная безопасность важнее. 3. Прекращение действия Договора СНВ-3, пока Россия его соблюдает и готова продлить, будет иметь опасные последствия для США, поскольку развяжет России руки для наращивания ядерного потенциала. 4. Необходимо защищать демократию, права человека и «универсальные ценности» в России, от чего Трамп отступается. 5. США должны поддерживать союзников в Европе, особенно находящихся «на переднем крае российской агрессии»; сокращение президентом средств на «Европейскую инициативу сдерживания» недопустимо9.

9.  US Congress. Senate. Committee on Foreign Relations. The Future of U.S. Policy Towards Russia: Hearing (…) December 3, 2019. Washington: U.S. Government Publishing Office, 2020. P. 1-4.
22

11 декабря 2019 г. комитет рассмотрел законопроект «О защите безопасности Америки от агрессии Кремля» и отложил голосование по нему, 15 декабря появилась информация, что оно назначено на 18 декабря10. Тогда комитет 17 голосами «за» при 5 «против» рекомендовал законопроект к принятию. «За» проголосовали 10 демократов: К. Букер (Нью-Джерси), Кардин, Т. Кейн (Виргиния), К. Кунз (Делавэр), Э. Марки (Массачусетс), Дж. Меркли (Орегон), Менендез, К. Мёрфи (Коннектикут), Дж. Шейхин, Т. Юдолл (Нью-Мексико); и семь республиканцев: Гарднер, Грэм, Т. Круз (Техас), Р. Портмэн (Огайо), М. Ромни (Юта), М. Рубио (Флорида), Т. Янг (Индиана). «Против» проголосовали пять республиканцев: Дж. Риш, Дж. Баррассо (Вайоминг), Р. Джонсон (Вайоминг), Дж. Айзексон (Джорджия), Р. Пол (Кентукки) 11. В итоге S. 482 не был рассмотрен.

10.  Prince, Todd. «U.S. Senate Panel To Debate Russian Sanctions Bill ‘From Hell’ This Week», December 15, 2019 ( >>>  ).

11.  U.S. Senate. Committee on Foreign Relations. Business Meeting. December 18, 2019 ( >>> ); Congressional Record. Vol. 165. No. 205 (December 18, 2019), p. S7155, D1399; No. 103 (June 3, 2020). P. S2699-S2700.
23

«Афганские премиальные»

 

В конце июня 2020 г. газеты сообщили, что разведка ещё в 2019 г. получила сведения о «премиальных» (bounties), которые российские спецслужбы якобы выплачивали или обещали выплачивать боевикам движения «Талибан» и «сети Хаккани» в Афганистане за убитых теми американских военнослужащих, и что Трампу доложили об этом в феврале 2020 г. Он заявлял, что ему ничего не докладывали, он не обсуждал этот вопрос с президентом РФ, и всё это – «фуфло газет и демократов» (да простит меня читатель за такой перевод любимого слова Трампа «hoax»). Демократы охотно обвиняли администрацию в сокрытии фактов, бездействии и едва ли не предательстве американского солдата на переднем крае.

24

29 июня 2020 г. для членов Конгресса были проведены закрытые брифинги, но проводили их сотрудники не разведки, а аппарата Белого дома, главной целью которых было оправдать действия собственного начальника. Поэтому 30 июня конгрессмен-демократ Б. Шнейдер (Иллинойс) потребовал, чтобы «ЦРУ и разведывательное сообщество проинформировали каждого члена Конгресса», а «Россия получила по заслугам за эти изуверские действия». Сенатор-демократ Ч. Шумер (Нью-Йорк) заявил, что администрация должна немедленно провести брифинг для всех сенаторов, они должны заслушать непосредственно директора ЦРУ, а если информация подтвердится, то последствия для президента РФ и его подчинённых должны быть «быстрыми и суровыми». За своего лидера заступился республиканец Дж. Инхоуф (Оклахома), по словам которого, на брифинге он убедился, что президенту ничего не докладывали, поскольку у разведслужб нет ни точных фактов, ни согласия по поводу того, что происходит. Все мы и так знаем, добавил сенатор, что «Путин – убийца и разбойник, он ненавидит Америку, ненавидит наши интересы, и мы не бездействуем: президент Трамп предпринял целую серию мероприятий, чтобы защитить наши войска и противостоять действиям России»12.

12.  Congressional Record. Vol. 166. No. 120 (June 30, 2020). P. H2681, S3980-S3981, S3991.
25

29 июня координатор демократического меньшинства в Сенате Р. Дурбин (Иллинойс), Менендез и старший демократ в Комитете по делам вооружённых сил Дж. Рид (Род-Айленд) обратились с открытым письмом к государственному секретарю М. Помпео и министру обороны М. Эсперу, требуя ответить, когда они узнали о «премиальных», как отреагировали и как затрагивали вопрос при контактах с российскими представителями и партнёрами по коалиции; понесли ли США потери благодаря «премиальным» и какие меры защиты приняты. Обоим министрам предлагалось на той же неделе явиться в Сенат и ответить на все вопросы лично13.

13.  "Durbin, Menendez, Reed Seek Details On Pompeo's, Esper's Awareness Of Russian Bounties On U.S. Troops", June 30, 2020 ( >>>  ).
26

1 июля вопрос подняли в Сенате демократы Кейн и Р. Кейси-младштй (Пенсильвания) и потребовали немедленно проинформировать о происходящем всех членов Конгресса, а не только свою партию. В конце месяца Кейси отметил, что президент продолжает уклоняться от ответов, а в ходе очередного телефонного разговора с В.В. Путиным и не подумал заявить ему протест14. 9 июля демократы С. Мёрфи (Флорида) и Дж. Каннингем (Южная Каролина) внесли в Палате представителей законопроект H.R. 7553, обязывающий директора Национальной разведки информировать Конгресс, если он «с высокой или средней степенью достоверности» выяснит, что иностранное государство, с которым США не находятся в состоянии войны, пытается причинить смерть или серьёзные ранения военнослужащим США. В тот же день Комитет по международным делам провёл слушания «Российские премиальные за войска США: почему администрация не реагирует?». 13 июля подкомитет по Европе, Евразии, энергии и окружающей среде того же комитета провёл слушания «Американские жизни на линии огня: уроки для ответа на российскую угрозу»15.

14.  Congressional Record. Vol. 166. No. 121 (July 1, 2020). P. S4097-S4098, S4128-S4129; No. 134 (July 29, 2020). P. S4561-S4562.

15.  Congressional Record. Vol. 166. No. 124 (July 9, 2020). P. H3075, D584; No. 125 (July 13, 2020). P. D588.
27

Вопрос о «премиальных» получил развитие при рассмотрении законопроектов «Об ассигнованиях на национальную оборону на 2021 финансовый год», которые были внесены в Палату представителей и Сенат 26 марта 2020 г. (соответственно H.R. 6395 и S. 4049). 30 июня Менендез внёс поправку SA 2376 о включении подраздела о санкциях против России за «премиальные». Директору Национальной разведки поручалось в течение 15 дней по вступлении закона в силу представить в Конгресс уведомление о том, предлагало ли правительство РФ или его подставные лица «премиальные», и получали ли президент, вице-президент и другие руководители США информацию об этом. Министру обороны в тот же срок поручалось представить доклад о дополнительных мерах защиты военнослужащих в Афганистане. В случае, если такая информация подтвердится, ещё в течение 15 дней президенту предлагалось ввести в отношении виновных санкции. Министру финансов поручалось запретить всем финансовым учреждениям США вступать в сделки с «военным и разведывательным секторами» РФ. Эти нормы распространялись на президента РФ и любое лицо, действующее по его поручению; любое старшее должностное лицо правительства РФ или любое должностное лицо в военном или разведывательном подразделении РФ, которые участвуют в выплате «премиальных». Блокирование активов предписывалось ввести в отношении российских политических деятелей, олигархов, других лиц и квазигосударственных организаций, которые «прямо или косвенно содействуют незаконной и коррупционной деятельности» России. Президенту поручалось согласовать с Европейским Союзом процедуры, которые закроют лицам, подпадающим под санкции, доступ к финансовым учреждениям и недвижимости в США и ЕС16.

16.  Congressional Record. Vol. 166. No. 120 (June 30, 2020). P. S4043; Vol. 166. No. 121 (July 1, 2020). P. S4152-S4153.
28

В Палате представителей член Демократической партии Элисса Слоткин (Мичиган) внесла поправку номер 350, поручавшую министру обороны, директору Национальной разведки и государственному секретарю представить в Конгресс доклад обо всех угрозах вооружённым силам США со стороны России, её «ассоциированных агентов, организаций и подставных лиц» во всех регионах, где действуют войска США; обо всех мероприятиях по защите войск и дипломатов США и всех невоенных мерах давления на Россию. В Сенате аналогичную поправку SA 2467 в тот же день внесла будущая вице-президент, член Демократической партии Камала Харрис (Калифорния).

29

Поправка Э. Слоткин вошла в блок поправок №2, который внёс председатель Комитета по делам вооружённых сил демократ А. Смит (Вашингтон). Блок был принят без поимённого голосования. Поправка К. Харрис в сенатский законопроект не вошла17. В совместном заявлении обе законодательницы отмечали, что их поправки – ответ на «дело о премиальных», с учётом того, что собственный президент «подлизывается к русским»18. Законопроект Палаты представителей был принят 21 июля, 23 июля свой законопроект принял Сенат. Согласительные процедуры по H.R. 6395 начались после выборов. Не дожидаясь их окончания, Э. Слоткин 9 октября внесла законопроект H.R. 8575, аналогичный своей поправке, на голосование он не ставился19.

17.  Congressional Record. Vol. 166. No. 127 (July 20, 2020). P. H3558, H3584, S4297.

18.  “Congresswoman Slotkin, Senator Harris Partner on Amendment Requiring First Comprehensive Russia Threat Assessment on U.S. Troop Safety”, July 21, 2020 ( >>>  ).

19.  Congressional Record. Vol. 166. No. 175 (October 9, 2020). P. H5677.
30

Попыткой оживить вопрос о «премиальных» стал и законопроект S. 4559 «О реагировании на российские премиальные», который 10 сентября внесли сенаторы-демократы Менендез, Шейхин, Дурбин, Т. Дакуорт (Иллинойс), Р. Блюментал (Коннектикут), Меркли и Кирстен Джиллибренд (Нью-Йорк; присоединилась 16 сентября)20. Законопроект поручал президенту установить, предлагало ли российское правительство или иным способом участвовало в выплате «премиальных», и если да, то заблокировать активы и запретить выдачу виз «Владимиру Путину или любому лицу, работающему на него или от его имени», любому высокопоставленному должностному лицу российского правительства, военного ведомства или разведки, замешанному в выплатах. Далее следовало поручение о блокировании активов «лиц, которые содействуют незаконным и коррупционным действиям по поручению президента Путина, включая олигархов, политических деятелей и членов их семей». Государственному секретарю предписывалось создать американо-афганскую рабочую группу по реагированию на возможную угрозу безопасности Афганистана со стороны России.

20.  Congressional Record. Vol. 166. No. 156 (September 10, 2020). P. S5549; No. 160 (September 16, 2020). P. S5654; «Menendez, Shaheen, Durbin, Blum, Merkley, Duckworth Introduce Russia Bounty Response Act of 2020», September 10, 2020 ( >>>  ).
31

Государственному департаменту поручалось разработать «региональную стратегию дипломатического противостояния» России в Южной и Центральной Азии; учредить должности заместителя государственного секретаря по Южной и Центральной Азии и специального представителя по вопросам противодействия влиянию России. Законопроект выделял на 2021–2026 фин. гг. по 50 млн долл. в год на выплату вознаграждений лицам, предоставляющим информацию о «премиальных», и по 30 млн – Центру глобального взаимодействия Государственного департамента на борьбу с российским влиянием. Полномочия Фонда по противодействию российскому влиянию распространялись на этот регион. Государственному секретарю и директору Национальной разведки поручалось представить Конгрессу детализированный доклад об активах В.В. Путина21. Законопроект не получил дальнейшего хода.

21.  Полный текст законопроекта см.: «116th Congress 2d Session S. 4559» ( >>>  ).
32 «Дело о премиальных», несмотря на свой поначалу резонансный характер, не переросло в полноценный политический конфликт – к процессу об импичменте оно опоздало, а к выборам утратило актуальность. Для использования в пропагандистских целях необходимо было подкреплять его новой информацией, но её не было и быть не могло. Вся эта история оказалась ошибкой или провокацией, и «Баунтигейт», как его успели прозвать в электронных СМИ, закончился не начавшись.
33

«Семерка» без России

 

1 июня 2020 г. Д. Трамп в телефонном разговоре с В.В. Путиным выразил готовность пригласить его на саммит «Группы семи». Президент и ранее выступал за участие России в «семёрке», демократы и ранее возражали против этого. 2 июля сенатор Дурбин сообщил, что внёс поправку к закону о военных ассигнованиях о недопустимости российского участия в «Группе семи» или восстановления «Группы восьми» с участием РФ22. В принятом Сенатом законопроекте поправка не учтена, упоминаний о «семёрке» в нём нет.

22.  Congressional Record. Vol. 166. No. 122 (July 2, 2020). P. S4212; No. 135 (July 30, 2020). P. S4604.
34

Поэтому 20 июля Дурбин и ещё 13 демократов – Ш. Браун (Огайо), Блюментал, М. Хироно (Гавайи), Букер, К. Ван Холлен (Мэриленд), Т. Болдуин (Висконсин), Кейси, Д. Фейнстейн (Калифорния), Харрис, Марки, Кунз, Уайден, Меркли (присоединился 29 июля) – внесли резолюцию S. Res. 652 об условиях возвращения РФ в воссозданную «Группу восьми» или её участия в «Группе семи». Мнение было лаконичным: восстановление «Группы восьми» или участие России в «Группе семи» возможны лишь при условии: 1) прекращения российской оккупации Крыма и Донбасса; 2) прекращения подрывных действий против демократий США и их союзников; и 3) прекращения выплаты любых возможных «премиальных»23.

23.  Congressional Record. Vol. 166. No. 127 (July 20, 2020). P. S4270 (текст резолюции); No. 134 (July 29, 2020). P. S4593.
35

Эстафету с относительно бóльшим успехом приняли демократы в Палате представителей, очевидно, в ответ на повторённое Трампом 10 августа намерение пригласить президента РФ на следующий саммит «семёрки». 15 сентября Г. Микз (Нью-Йорк), ещё 10 демократов и 4 республиканца, к которым позднее присоединились ещё 4 демократа, внесли законопроект H.R. 8259, запрещающий расходование федеральных бюджетных средств на обеспечение участия РФ в «Группе семи» или восстановления «Группы восьми». Запрет отменяется, если государственный секретарь и директор Национальной разведки удостоверят, что Россия прекратила всякое вмешательство в выборы в США и других странах; если государственный секретарь удостоверит, что Россия прекратила оккупацию Крыма, Южной Осетии и Абхазии и вывела все войска из Приднестровья. Указанные должностные лица должны представить Конгрессу доклад об угрозах и вызовах со стороны России Соединённым Штатам и НАТО в Афганистане и об ответных действиях США: о поддержке Россией «Талибана» и других боевиков, включая поставки военного снаряжения и услуг и финансовую помощь; о «предполагаемой программе стимулирования» Россией или другими иностранными государствами убийства солдат США и НАТО. 1 октября Комитет по международным делам рекомендовал законопроект с поправками к принятию, и 18 ноября Палата представителей приняла его без поимённого голосования во внеочередном порядке24.

24.  Congressional Record. Vol. 166. No.159 (September 15, 2020). P. H4427; No. 169 (September 29, 2020). P. H5054; No. 171 (October 1, 2020). P. H5641, D893; No. 196 (November 18, 2020). P. H5907-H5907 (включает итоговый текст законопроекта).
36

Продление СНВ-3

 

Накануне предстоящего 2 августа 2019 г. выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 18 сенаторов-республиканцев 31 июля и 1 августа внесли резолюцию S. Res. 298 «О поддержке решения прекратить участие Соединённых Штатов в Договоре о РСМД»25. Резолюция была чисто формальной, она просто подтверждала освобождение США от обязательств по договору.

25.  Congressional Record. Vol. 165. No. 130 (July 30, 2019). P. S5258; No. 131 (August 1, 2019). P. 5315.
37

В США активно обсуждается возможность продления Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), подписания нового договора и участии в нём Китая. Договор вступил в силу 5 февраля 2011 г. со сроком действия 10 лет и возможностью продления на пять лет не позднее 5 февраля 2021 г. Не остался в стороне и Конгресс. Так, 25 июля 2019 г. подкомитет по Европе, Евразии, энергетике и окружающей среде Комитета по международным делам Палаты представителей провёл слушания «Россия и контроль над вооружениями: продлить СНВ-3 или начать заново?»26.

26.  Congressional Record. Vol. 166. No.136 (July 25, 2019). P. D919; Russia and Arms Control: Extending New START or Starting Over? July 25, 2019 ( >>> ).
38

21 мая 2020 г. сенатор Менендез внёс законопроект S. 3843 «О будущем контроле над вооружениями». Он предусматривал продление СНВ-3, если Россия в целом соблюдает его, а если продлить не удастся, США предлагалось до 1 марта 2021 г. не нарушать договор. Президенту разрешалось не соблюдать это ограничение, направив в Конгресс уведомление, доказывающее, что Россия существенным образом нарушила договор и это серьёзно угрожает безопасности США. Конгресс мог в течение 15 дней после уведомления принять совместную резолюцию о несогласии с решением президента. Предлагались достичь с Россией договорённостей о сокращении её стратегического ядерного арсенала и тактических вооружений, представляющих прямую угрозу союзникам и партнёрам США в Европе и Индо-Тихоокеанском регионе; о мерах доверия, снижающих риск «ядерной, конвенциональной или неконвенциональной военной эскалации» между США и РФ; и о создании «механизмов строгой инспекции и мониторинга»27.

27.  Congressional Record. Vol. 166. No. 96 (May 21, 2020). P. S2586; «S. 3843» ( >>> ).
39

6 августа 2020 г. сенатор Марки, ещё 15 демократов [Ван Холлен, Фейнстейн, Меркли, Дурбин, Джиллибренд, Э. Уоррен (Массачусетс), Кардин, Кунз, Болдуин, Уайден, М. Хироно (Гавайи), Мёрфи, П. Лихи (Вермонт), М. Кэнтвелл (Вашингтон), Т. Смит (Миннесота)] и независимый Б. Сандерс (Вермонт) внесли резолюцию S. Res. 673. 11 августа к спонсорам присоединился Ш. Браун (Д, Огайо), а 15 сентября – Кейси. В резолюции отмечалось, что Россия соблюдает СНВ-3, но если он не будет продлён, то Россия сможет значительно усилить свой ядерный потенциал. Поэтому президенту предлагалось незамедлительно продлить СНВ-3 до 2026 г. и распространить его на некоторые новые типы российских стратегических вооружений, которые появились после подписания договора. К России был обращён призыв прекратить проектирование новых «вредоносных и провокационных систем вооружений»28.

28.  Congressional Record. Vol. 166. No. 140 (August 6, 2020). P. S5271, S5287-S5287 (текст резолюции); No. 143 (August 11, 2020). P. S5390; No. 159 (September 15, 2020). P. S5611.
40

«Украина - наш друг, Россия - враг»

 

«Украину продолжают атаковать сепаратисты в Крыму, которых поддерживает Россия. Украина – наш друг, Россия – враг. Украина – демократия, Россия – диктатура. Соединённые Штаты, вероятно, остаются последним рубежом между Россией и полным разгромом Украины». Эту сентенцию изрёк 22 января 2020 г. конгрессмен-демократ Х. Джеффрис (Нью-Йорк). Никаких пророссийских сепаратистов в Крыму уже шесть лет как не было, Джеффрис просто перепутал Крым с Донбассом. Но его заявление иллюстрирует отношение к России как новой «империи зла», с которой Украина «ведёт героическую борьбу, отстаивая свободу и суверенитет», и «находится на переднем крае борьбы за свободу на Европейском континенте и во всём мире»29.

29.  Congressional Record. Vol. 166. No.13 (January 22, 2020). P. S468; No.8 (January 14, 2020). P. H224.
41

17 декабря 2019 г. сенатор-республиканец Р. Уикер (Миссисипи) внёс законопроект S. 3064 «О поддержке религиозной свободы Украины». В число спонсоров 17 июня, 20 и 28 июля, 13 августа и 29 сентября 2020 г. «по конвейеру» включились 7 республиканцев: Гарднер, Дж. Лэнкфорд (Оклахома), Т. Тиллис (Северная Каролина), Дж. Эрнст (Айова), М. Браун (Индиана), Янг, П. Туми (Пенсильвания), а также Джинн Шехин и Мэгги Хассан (Нью-Хэмпшир), обе от Демократической партии. В законопроекте утверждалось, что в Крыму и Донбассе религиозные меньшинства, от крымских татар до «свидетелей Иеговы», подвергаются преследованиям, их арестовывают, пытают, избивают, конфискуют собственность, включая культовые здания, штрафуют и ограничивают обрядовую деятельность. При рассмотрении вопроса о признании России «страной, вызывающей особое беспокойство с точки зрения свободы религии» президенту предлагалось учитывать особенно серьёзные нарушения на территориях Украины, которые контролирует Россия30.

30.  Congressional Record. Vol. 165. No.204 (December 17, 2019). P. S7113; Vol. 166. No.112 (June 17, 2020). P. S3064; No. (July 20, 2020). P. S4264; No. 133 (July 28, 2020). P. S4545; No.145 (August 13, 2020). P. S5409; No.169 (September 29, 2020). P. S5895; «116th Congress 1st Session S. 3064» ( >>>  ).
42

В Палате представителей сторонники Украины начали 2020 год с того, что сопредседатель двухпартийного украинского кокуса член Демократической партии Марси Кэптур (Огайо), ещё 10 демократов [М. Квигли (Иллинойс), Б. Раш (Иллинойс), Б. Бойл (Пенсильвания), Д. Сисиллайн (Род-Айленд), Дж. Коста (Калифорния), Т. Райэн (Огайо), Ш. Джексон Ли (Техас), С. Коэн (Теннеси), Д. Прайс (Северная Каролина), Д. Липински (Иллинойс)] и 5 республиканцев [Э. Харрис (Мэриленд), Б. Фитцпатрик (Пенсильвания), П. Кук (Калифорния), Д. Лэмборн (Колорадо) и Р. Уэбер-старший (Техас)] внесли резолюцию H. Res. 802, «подтверждающую жизненную заинтересованность Соединённых Штатов в свободе Европы и их решительную поддержку Украины в её противостоянии российской агрессии и продолжении её пути в сообществе демократий»31.

31.  Congressional Record. Vol. 166. No.10 (January 16, 2020). P. H325.
43

9 июля демократы М. Роуз (Нью-Йорк) и К. Хорн (Оклахома) внесли законопроект H.R. 7561 «О блокировании злонамеренных действий российского терроризма». Затем в число спонсоров вошли демократы В. Гонсалез (Техас) и М. Томпсон (Калифорния). Законопроект поручал государственному секретарю определить, не является ли Россия государством – спонсором терроризма, и не являются ли иностранными террористическими организациями вооружённые формирования в Донбассе, которые «контролирует или поддерживает» Россия32.

32.  Congressional Record. Vol. 166. No. 124 (July 9, 2020). P. H3075; No.128 (July 21, 2020). P. H3613; No.134 (July 29, 2020). P. H3983; «116th Congress 2d Session H.R. 7561» ( >>>  ).
44

Желание поддержать другую бывшую советскую республику обернулось одной из немногих частично успешных законодательных акций. Законопроект H.R. 598 «О поддержке Грузии» 16 января 2019 г. внесли в Палате представителей демократ Дж. Коннолли (Виргиния) и республиканец А. Кинзингер (Иллинойс), затем как спонсоры присоединились ещё 11 демократов и 18 республиканцев. 22 октября 2019 г. законопроект был без поимённого голосования во внеочередном порядке принят Палатой представителей.

45

Абхазия и Южная Осетия фигурируют в нём исключительно как «регионы Грузии, насильственно оккупированные Российской Федерацией»; политикой США провозглашается непризнание «территориальных изменений, осуществлённых силой, включая незаконные вторжения и оккупации грузинских регионов». Осуждаются «задержания, похищения и другие нарушения прав человека в указанных регионах; поддерживаются требования создать международные механизмы безопасности в обоих регионах и обеспечить возвращение перемещённых лиц и беженцев. Рекомендовалось расширить сотрудничество с Грузией в повышении её обороноспособности, безопасности и кибербезопасности, включая сокращение использования российских информационных технологий; помочь Грузии «противостоять «российским кампаниям дезинформации и пропаганды, направленным на подрыв суверенитета и демократических институтов Грузии». Президенту предлагалось вводить санкции против иностранных лиц, «замешанных или ответственных за серьёзные нарушения прав человека, включая право на жизнь», в Абхазии и Южной Осетии. Предлагалось также активизировать переговоры о заключении соглашения о свободной торговле с Грузией33.

33.  «H.R.598» ( >>>  ); Congressional Record. Vol. 165. No. 167 (October 22, 2019). P. H8359-H8362.
46

Борьба за права человека в России

 

Современная Россия уже привычно видится в США как авторитарный режим, попирающий права и свободы человека и преследующий политических противников. Конгресс не оставил этот вопрос своим вниманием, но ему пришлось вступаться и за своих соотечественников в России. Гражданин США и ещё трёх государств, житель штата Мичиган П. Уилан, арестованный 28 декабря 2018 г. в Москве по обвинению в шпионаже, был 15 июня 2020 г. приговорён к 16 годам лишения свободы. 11 сентября 2019 г. в Сенате оба сенатора от Мичигана демократы Г. Петерс и Д. Стейбнау (затем как спонсоры присоединились демократы Марки и Фейнстейн) внесли резолюцию S. Res. 308 с призывом к правительству РФ предоставить доказательства вины Уилана или освободить его34. Ни один республиканец своего соотечественника не поддержал, резолюция на голосование не выносилась. В тот же день аналогичную резолюцию H. Res. 631 в Палате представителей внесли демократ Х. Стивенс (Мичиган), ещё 6 демократов и 5 республиканцев от Мичигана, а также республиканец из штата Нью-Йорк. В сентябре-октябре к ним присоединились 5 демократов и 4 республиканца из нескольких штатов. 25 сентября Комитет по международным делам рекомендовал резолюцию к принятию, 22 октября она была принята без поимённого голосования во внеочередном порядке35.

34.  Congressional Record. Vol. 165. No. 145 (September 11, 2019). P. S5448; No. 162 (October 15, 2019). P. S5797; Vol. 166. No. 45 (March 9, 2020). P. S1626.

35.  Congressional Record. Vol. 165. No. 145 (September 11, 2019). P. H7665; No. 151 (September 19, 2019). P. H7838; No. 154 (September 24, 2019). P. H7905; No. 154 (September 25, 2019). P. H7991, D1073; No. 160 (October 8, 2019). P. H8103; No. 166 (October 21, 2019). P. H8300; No. 167 (October 22, 2019). P. H8362-8364, H8389.
47 30 июля 2020 г. гражданин США из штата Техас Т. Рид был приговорён Головинским районным судом Москвы к 9 годам лишения свободы. По версии следствия, в 2019 г. он был задержан полицией за нарушение общественного порядка в состоянии сильного алкогольного опьянения и при доставке в отделение полиции затеял в автомобиле потасовку с обоими полицейскими, «автомобиль свернул с траектории движения», что поставило их жизни под угрозу (приговор предусматривал возмещение физического и морального ущерба в сумме 100 тыс. руб. каждому из них).
48

В Палате представителей спохватились 16 сентября, когда республиканец М. Конвэй (Техас) и ещё 15 республиканцев и 5 демократов от этого штата, а также лидер республиканского меньшинства К. Маккарти (Калифорния) внесли резолюцию H. Res. 1115. Делегация «Одинокой звезды» в Палате представителей составляет 36 человек, но республиканец Дж. Рэтклифф 22 мая 2020 г. подал в отставку и 26 мая занял должность директора Национальной разведки. Из 35 оставшихся техасцев 22 были республиканцами, 13 – демократами. В ближайшие недели в число спонсоров резолюции вошли ещё 2 республиканца и 1 демократ из Техаса, 7 республиканцев и 2 демократа из других штатов, так что под резолюцией подписались 26 республиканцев и 8 демократов. В ней утверждалось, что в предварительном заключении Риду было отказано в консульской поддержке, связи с внешним миром и лечении, к нему не пускали родственников; следствие допускало процессуальные нарушения, замалчивало доказательства и свидетелей защиты, Риду отказали в освобождении под залог. Правительству США предлагалось на всех переговорах с РФ ставить вопрос об освобождении Рида; России – незамедлительно освободить его и «всех других заключённых, арестованных по политическим мотивам», обеспечить доступ дипломатов к Риду и лечение под контролем посольства США. 1 октября Комитет по международным делам рекомендовал резолюцию с поправками к принятию36, но этого не произошло.

36.  Congressional Record, Vol. 166. No.160 (September 16, 2020). P. H4490; No. 161 (September 17, 2020). P. H4544; No. 166 (September 24, 2020). P. H4960; No.169 (September 29, 2020). P. H5055; No.170 (September 30, 2020). P. H5107; No. 171 (October 1, 2020). P. H5641, D893; «H. Res. 1115» ( >>>  ).
49

Политзаключённых в России касалась резолюция S. Res. 524 от 2 марта 2020 г. Её внесли в Сенате демократы Кардин, Джинн Шехин, Кунз, Дурбин (присоединился 9 сентября) и республиканцы Рубио, Джонсон, Уикер (27 июля) и Гарднер (6 августа). Они заявляли, что в России сейчас более 300 политзаключённых, или в 6 раз больше, чем в 2015 г. Резолюция гласила, что Сенат осуждает «практику тюремного заключения по политическим мотивам» в России, призывает её правительство немедленно освободить политзаключённых и предлагает США требовать этого при любых контактах с РФ. Государственному секретарю и министру финансов настоятельно предлагалось ввести санкции против российских должностных лиц, виновных в таких нарушениях прав человека37. 8 мая аналогичную резолюцию H. Res. 958 внесли председатель Комитета по международным делам Палаты представителей демократ Э. Энджел (Нью-Йорк) и старший республиканец в этом комитете М. Маккол (Техас), затем к ним присоединились ещё 18 демократов и 8 республиканцев. 1 октября Комитет по международным делам рекомендовал резолюцию с поправками к принятию, но на этом дело и остановилось38.

37.  Congressional Record. Vol. 166. No. 41 (March 2, 2020). P. S1256, S1258-S1259; No. 132 (July 27, 2020). P. S4507; No. 140 (August 6, 2020), P. S5274; No.155 (September 9, 2020). P. S5513.

38.  Congressional Record. Vol. 166. No. 87 (May 8, 2020). P. H1985; "H.Res.958" ( >>>  ).
50

Критики России прямо не обвиняли власти РФ в покушениях на оппозиционеров, но «подразумевали» это более чем прозрачно. Они напоминали об убийстве Б.Е. Немцова, требуя «расширить жёсткие целевые санкции» против России, а не «отступать перед врагом свободы, как до сих пор поступала администрация Трампа», о госпитализациях В.В. Кара-Мурзы в 2015 и 2017 гг. по подозрению в отравлении. Новый поводом для выпадов стало предполагаемое отравление в августе 2020 г. лидера российской оппозиционной партии «Россия будущего» (юридической регистрации не имеет) А.А. Навального39.

39.  Congressional Record. Vol. 166. No. 38 (February 26, 2020). P. H1215; No. 158 (September 14, 2020). P. S5563.
51

Отреагировали на это и конгрессмены – демократы Дж. Макгаверн (Массачусетс), Т. Малиновски (Нью-Джерси), республиканцы Б. Фитцпатрик и К. Смит (Нью-Джерси), внесшие 23 сентября резолюцию H. Res. 1145. В качестве спонсоров к ним присоединились ещё 23 конгрессмена, республиканцев из них было только двое. Авторы резолюции призывали международные правозащитные организации взять «преднамеренное отравление» на контроль, правительство РФ – «сотрудничать в независимом, беспристрастном и полном расследовании», правительство США – поддержать такое расследование, при любых контактах с РФ призывать привлечь организаторов и исполнителей отравления к ответственности и включить их в санкционный «чёрный список». Президенту предлагалось установить, явилось ли отравление применением химического оружия Россией, и если да, то применить санкции, предусмотренные законом США «О контроле за химическим и биологическим оружием». 1 октября Комитет по международным делам рекомендовал резолюцию с поправками к принятию40.

40.  Congressional Record. Vol. 166. No. 165 (September 23, 2020). P. H4884; No. 171 October 1, 2020). P. D893; «H. Res. 1145» ( >>>  ).
52

24 сентября в Сенате демократы Кунз, Кардин, Ван Холлен, Дурбин (присоединился 20 октября) и республиканцы Рубио и Ромни внесли законопроект S. 4728 о введении санкций в отношении должностных лиц РФ, «причастных к отравлению своих граждан по политическим мотивам». 2 октября законопроект H.R. 8507 с таким же названием внесли в Палате представителей демократы С. Коэн (Теннеси) и Г. Микз (Нью-Йорк) и республиканцы Дж. Уилсон (Южная Каролина) и Б. Фитцпатрик, к которым 13 октября присоединилась Кэптур41. Оба законопроекта постигла привычная судьба – они остались без рассмотрения.

41.  Congressional Record, Vol. 166. No.166 (September 24, 2020). P. S5865; No. 172 (October 2, 2020). P. H5666-H5667; No. 176 (October 13, 2020). P. H5683; No.178 (October 20, 2020). Part II. P. S6378.
53

Заключение

 

В предвыборный год в Конгрессе не наблюдалось целенаправленной активности по вопросам отношений с Россией, они использовались оппозицией лишь как предлог для критики Трампа. На это же было направлено большинство законопроектов и резолюций, предложенных Демократической партией и не имевших шансов на принятие из-за противодействия администрации и республиканского большинства в Сенате. За исключением предложений продлить СНВ-3, Демократическая партия практически уклонилась от выдвижения собственной программы по «русскому вопросу». Все мероприятия в Конгрессе в итоге приняли характер «тревожащего огня» и принципиально не сказались на развитии отношений между США и РФ. Но самое важное для нас состоит в следующем: действия и сюжеты риторики в Конгрессе вновь подтверждают, что в политическом классе США нет и в ближайший период не появится ни сторонников нормализации двусторонних отношений с Россией, ни тем более дружественных ей элементов.

References

1. Congressional Record, Vol. 166, No. 120 (June 30, 2020), p. S3980.

2. Terebov O.V. Kongress SShA i politika administratsii D. Trampa v otnoshenii Rossii // SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura, 2019, № 7, s. 78–95.

3. Congressional Record, Vol. 166, No. 120 (June 30, 2020), p. S3980.

4. «H. Res. 546» (https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-resolution/546 ; https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-resolution/546/text ).

5. Statement of John J. Sullivan Nominee to be U.S. Ambassador to the Russian Federation. Senate Committee on Foreign Relations. October 30, 2019 (https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/103019_Sullivan_Testimony.pdf ).

6. Congressional Record, Vol. 164. No. 130 (August 1, 2018), p. S5582; «Graham, Menendez, Gardner, Cardin, McCain, Shaheen Introduce Hard-Hitting Russia Sanctions Package», August 2, 2018 (https://www.lgraham.senate.gov/public/index.cfm/press-releases?ID=E4AC5E4C-EFD0-4F25-9808-745E1737EF65 ).

7. Congressional Record, Vol. 165. No. 28 (February 13, 2019), p. S1326.

8. «All Information (Except Text) for S.482» (https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/482/all-info ). Pervonachal'nyj tekst zakonoproekta i tekst s uchyotom popravki sm.: «Calendar No. 389 116th Congress 1st Session S. 482» (https://www.congress.gov/116/bills/s482/BILLS-116s482rs.pdf ).

9. US Congress. Senate. Committee on Foreign Relations. The Future of U.S. Policy Towards Russia: Hearing (…) December 3, 2019. Washington: U.S. Government Publishing Office, 2020. P. 1-4.

10. Prince, Todd. «U.S. Senate Panel To Debate Russian Sanctions Bill ‘From Hell’ This Week», December 15, 2019 (https://www.rferl.org/a/russia-congress-sanctions-bill/30326302.html ).

11. U.S. Senate. Committee on Foreign Relations. Business Meeting. December 18, 2019 (https://www.foreign.senate.gov/imo/media/doc/12%2018%2019%20Business%20Meeting2.pdf ); Congressional Record. Vol. 165. No. 205 (December 18, 2019), p. S7155, D1399; No. 103 (June 3, 2020). P. S2699-S2700.

12. Congressional Record. Vol. 166. No. 120 (June 30, 2020). P. H2681, S3980-S3981, S3991.

13. "Durbin, Menendez, Reed Seek Details On Pompeo's, Esper's Awareness Of Russian Bounties On U.S. Troops", June 30, 2020 (https://www.durbin.senate.gov/newsroom/press-releases/durbin-menendez-reed-seek-details-on-pompeos-espers-awareness-of-russian-bounties-on-us-troops ).

14. Congressional Record. Vol. 166. No. 121 (July 1, 2020). P. S4097-S4098, S4128-S4129; No. 134 (July 29, 2020). P. S4561-S4562.

15. Congressional Record. Vol. 166. No. 124 (July 9, 2020). P. H3075, D584; No. 125 (July 13, 2020). P. D588.

16. Congressional Record. Vol. 166. No. 120 (June 30, 2020). P. S4043; Vol. 166. No. 121 (July 1, 2020). P. S4152-S4153.

17. Congressional Record. Vol. 166. No. 127 (July 20, 2020). P. H3558, H3584, S4297.

18. “Congresswoman Slotkin, Senator Harris Partner on Amendment Requiring First Comprehensive Russia Threat Assessment on U.S. Troop Safety”, July 21, 2020 (https://slotkin.house.gov/media/press-releases/congresswoman-slotkin-senator-harris-partner-amendment-requiring-first ).

19. Congressional Record. Vol. 166. No. 175 (October 9, 2020). P. H5677.

20. Congressional Record. Vol. 166. No. 156 (September 10, 2020). P. S5549; No. 160 (September 16, 2020). P. S5654; «Menendez, Shaheen, Durbin, Blum, Merkley, Duckworth Introduce Russia Bounty Response Act of 2020», September 10, 2020 (https://www.menendez.senate.gov/news-and-events/press/menendez-shaheen-durbin-blumenthal-merkley-duckworth-introduce-russia-bounty-response-act-of-2020 ).

21. Polnyj tekst zakonoproekta sm.: «116th Congress 2d Session S. 4559» (https://www.congress.gov/116/bills/s4559/BILLS-116s4559is.pdf ).

22. Congressional Record. Vol. 166. No. 122 (July 2, 2020). P. S4212; No. 135 (July 30, 2020). P. S4604.

23. Congressional Record. Vol. 166. No. 127 (July 20, 2020). P. S4270 (tekst rezolyutsii); No. 134 (July 29, 2020). P. S4593.

24. Congressional Record. Vol. 166. No.159 (September 15, 2020). P. H4427; No. 169 (September 29, 2020). P. H5054; No. 171 (October 1, 2020). P. H5641, D893; No. 196 (November 18, 2020). P. H5907-H5907 (vklyuchaet itogovyj tekst zakonoproekta).

25. Congressional Record. Vol. 165. No. 130 (July 30, 2019). P. S5258; No. 131 (August 1, 2019). P. 5315.

26. Congressional Record. Vol. 166. No.136 (July 25, 2019). P. D919; Russia and Arms Control: Extending New START or Starting Over? July 25, 2019 (https://foreignaffairs.house.gov/2019/7/russia-and-arms-control-extending-new-start-or-starting-over ).

27. Congressional Record. Vol. 166. No. 96 (May 21, 2020). P. S2586; «S. 3843» (https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/3843/text ).

28. Congressional Record. Vol. 166. No. 140 (August 6, 2020). P. S5271, S5287-S5287 (tekst rezolyutsii); No. 143 (August 11, 2020). P. S5390; No. 159 (September 15, 2020). P. S5611.

29. Congressional Record. Vol. 166. No.13 (January 22, 2020). P. S468; No.8 (January 14, 2020). P. H224.

30. Congressional Record. Vol. 165. No.204 (December 17, 2019). P. S7113; Vol. 166. No.112 (June 17, 2020). P. S3064; No. (July 20, 2020). P. S4264; No. 133 (July 28, 2020). P. S4545; No.145 (August 13, 2020). P. S5409; No.169 (September 29, 2020). P. S5895; «116th Congress 1st Session S. 3064» (https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/3064/text ).

31. Congressional Record. Vol. 166. No.10 (January 16, 2020). P. H325.

32. Congressional Record. Vol. 166. No. 124 (July 9, 2020). P. H3075; No.128 (July 21, 2020). P. H3613; No.134 (July 29, 2020). P. H3983; «116th Congress 2d Session H.R. 7561» (https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/7561/text ).

33. «H.R.598» (https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/598 ); Congressional Record. Vol. 165. No. 167 (October 22, 2019). P. H8359-H8362.

34. Congressional Record. Vol. 165. No. 145 (September 11, 2019). P. S5448; No. 162 (October 15, 2019). P. S5797; Vol. 166. No. 45 (March 9, 2020). P. S1626.

35. Congressional Record. Vol. 165. No. 145 (September 11, 2019). P. H7665; No. 151 (September 19, 2019). P. H7838; No. 154 (September 24, 2019). P. H7905; No. 154 (September 25, 2019). P. H7991, D1073; No. 160 (October 8, 2019). P. H8103; No. 166 (October 21, 2019). P. H8300; No. 167 (October 22, 2019). P. H8362-8364, H8389.

36. Congressional Record, Vol. 166. No.160 (September 16, 2020). P. H4490; No. 161 (September 17, 2020). P. H4544; No. 166 (September 24, 2020). P. H4960; No.169 (September 29, 2020). P. H5055; No.170 (September 30, 2020). P. H5107; No. 171 (October 1, 2020). P. H5641, D893; «H. Res. 1115» (https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-resolution/1115/text ).

37. Congressional Record. Vol. 166. No. 41 (March 2, 2020). P. S1256, S1258-S1259; No. 132 (July 27, 2020). P. S4507; No. 140 (August 6, 2020), P. S5274; No.155 (September 9, 2020). P. S5513.

38. Congressional Record. Vol. 166. No. 87 (May 8, 2020). P. H1985; "H.Res.958" (https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-resolution/958 ).

39. Congressional Record. Vol. 166. No. 38 (February 26, 2020). P. H1215; No. 158 (September 14, 2020). P. S5563.

40. Congressional Record. Vol. 166. No. 165 (September 23, 2020). P. H4884; No. 171 October 1, 2020). P. D893; «H. Res. 1145» (https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-resolution/1145/text ).

41. Congressional Record, Vol. 166. No.166 (September 24, 2020). P. S5865; No. 172 (October 2, 2020). P. H5666-H5667; No. 176 (October 13, 2020). P. H5683; No.178 (October 20, 2020). Part II. P. S6378.