Particular Aspects of the D. Trump Administration National Security Strategy Implementation
Table of contents
Share
Metrics
Particular Aspects of the D. Trump Administration National Security Strategy Implementation
Annotation
PII
S207054760013356-8-1
DOI
10.18254/S207054760013356-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nataliya Stepanova 
Occupation: Research fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Article deals with a set of guiding principles of the United Stated National Security Strategy released by D. Trump administration in 2017 in the context of their implementation by the federal government departments directly related to national security sphere. These include Department of Defense, State Department and Department of Homeland Security. Each of them faced their own array of issues in the process of enabling strategic vision of the U.S. development in their operational plans. State Department struggled with personnel problem. DoD operated under the conditions of growing budget which was not reinforced with comprehensive logic of military organization and construction. DHS was pressured with ongoing COVID-19 pandemic and internal turmoil of 2020 in the United States.

Keywords
national security, homeland security, foreign and military policy, National Security Strategy, DoD, State Department, DHS
Received
10.11.2020
Date of publication
30.12.2020
Number of purchasers
4
Views
149
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

В декабре 2017 года – меньше чем через год после начала своего президентства – Дональд Трамп выпустил Стратегию национальной безопасности (СНБ), основной доктринальный документ, который должен был бы определить вектор работы основных федеральных ведомств на ближайшие несколько лет.

2 Говоря о СНБ 2017 г., необходимо отметить тот факт, что администрация Д. Трампа смогла подготовить такой масштабный документ в первый год своего пребывания у власти. Предыдущие администрации, включая администрацию У. Клинтона (в соответствии с законом ежегодно выпускавшую стратегии национальной безопасности), не могут похвастаться таким результатом. Стратегия была представлена общественности самим Трампом, хотя в предыдущие годы по традиции это делали советники президента по национальной безопасности.
3

Многие эксперты отмечают тот факт, что несмотря на огромные сложности, с которыми столкнулся Трамп в первые месяцы своего президентства, включая уход с поста советника национальной безопасности Майкла Флинна и последовавшие за ним кадровые перестановки в Совете национальной безопасности1, а также неоднозначные и зачастую противоречивые высказывания Трампа, в новой стратегии удалось сохранить преемственность предыдущих доктринальных документов2. Например, схожесть со стратегией Б. Обамы заключается в том, что значительная роль в обеспечении национальной безопасности отводится экономической мощи как основе американского геополитического превосходства.

* Документ был подготовлен в период с марта по декабрь 2017 г. сотрудником Совета по национальной безопасности Н. Шедлоу при новом советнике по национальной безопасности генерал-лейтенанте Макмастере.

1. Brannen K. Trump's National Security Strategy is Decidedly Non-Trumpian // The Atlantic, 08.12.2017. Available at: >>> (accessed 24.12.2020).
4 Жизненно важные интересы США обозначены в стратегии следующим образом:
5

1.защита американского народа, территории и образа жизни;

2.содействие процветанию США;

3.обеспечение «мира посредством силы»;

4.продвижение американского влияния.

6 Такие же или подобные формулировки звучали в доктрине каждого американского президента, начиная с Рональда Рейгана. Трампу удалось выпустить продукт, хоть и подвергшийся критике многих либеральных мозговых центров и СМИ, но в целом отвечавший запросам и республиканцев, и демократов, а потому получивший двухпартийную поддержку.
7 Стратегия национальной безопасности – 68-страничный документ, состоящий из введения, четырёх основных частей (жизненно важных интересов США), части, посвящённой региональным особенностям применения стратегии, и заключения. Сами авторы документа охарактеризовали его как стратегию принципиального реализма, в основе которой лежат не идеологические аспекты, а долгосрочные результаты, на достижение которых она направлена. Реализм заключается в том, что в доктринальном документе во главу угла ставится понятие «силы» (power) в качестве определяющего фактора международных отношений, а государство со своими национальными интересами называется основным актором мировой политической системы. Его принципиальность связана с тем, что глобальные мир и благосостояние напрямую зависят от продвижения американских ценностей. Представляется, что в этом и выражалась концепция «Америки превыше всего» – авторы совершили попытку уйти от её банального восприятия как стратегии, руководствующейся исключительно национальными интересами, при этом международным институтам и союзническим отношениям, поддерживаемым Соединёнными Штатами на протяжении более полувека, отводится важная роль – они являются основными факторами продвижения американского влияния в мире – одного из жизненно важных интересов США.
8

Ключевой темой стратегии стало понятие «соперничества» (competition): оно само и его производные встречаются в тексте 78 раз, причём в контексте не только борьбы с угрозами и вражескими силами, но и с партнёрами, которые выстраивают свои отношения с Соединёнными Штатами не всегда на равных условиях.

9

Внешнеполитическая часть доктрины базировалась на принципе «Мир посредством силы» (peace through strength). Его суть, по мнению администрации Д. Трампа, состоит в снижении глобальной напряжённости с учётом приоритетности американских интересов, которые США обеспечивают с помощью военной мощи. Эти положения созвучны «лидерству из-за спины» – подходу к ведению внешней политики Барака Обамы, деятельность которого в первую очередь определял экономический кризис, в разгаре которого он пришёл к власти, и дефицит ресурсов. Трамп, озвучив достаточно амбициозные планы во внутренней политике, также не был готов тратить огромные ресурсы на внешнеполитические инициативы, целью которых не являлась защита жизненно важных интересов США. Отказ от политики вмешательства, не предполагающего при этом изоляционизма, в приверженности к которому обвиняли 45-го президента, стал лейтмотивом внешней политики Дональда Трампа, который не начал ни одной военной кампании.

10 СНБ является главным доктринальным документом в сфере национальной безопасности США. Однако каждое из ведомств осуществляет своё собственное стратегическое планирование, пытаясь препарировать основные положения Стратегии. Некоторые министерства выпускают отдельные стратегии; также можно увидеть стратегические планы, обзоры и руководства. Помимо прочих, анализ планирования в краткосрочной перспективе можно осуществить за счёт бюджетных документов – законов, запросов, актов. Помимо СНБ основными доктринальными документами, опубликованными при администрации Д. Трампа, стали Национальная оборонная стратегия, Обзор ядерной политики и Обзор противоракетной обороны. Однако этими документами список далеко не исчерпывается.
11

Министерство обороны

 

Для анализа особенностей практического выполнения положений Стратегии национальной безопасности США и, в частности, положений Национальной оборонной стратегии, непосредственно затрагивающей американское военное ведомство, представляется важным рассмотреть представления администрации Д. Трампа об особенностях военного строительства, таких как ассигнования на различные военные нужды, структуру закупок и так далее. Основным источником здесь могут служить бюджетные запросы президента Соединённых Штатов, а также непосредственно Министерства обороны и отдельных видов вооружённых сил.

12 Основным вектором развития вооружённых сил, заданным доктринальными документами администрации Д. Трампа, стала подготовка к противостоянию с Китаем и Россией. Фактически, были продолжены тенденции, заданные администрацией Б. Обамы в виде «третьей стратегии компенсации» и «разворота в сторону Азии». Для осуществления своей военной стратегии у администрации Д. Трампа было как доктринальное сопровождение, получившее поддержку обеих партий, так и достаточные финансовые ресурсы. Однако на практике это вылилось в ряд особенностей.
13

Все бюджетные запросы Трампа за время его пребывания у власти, кроме запроса на 2021 год, имели тенденцию к росту, при этом в последнем случае это объясняется экономическими трудностями в США, нежели особенностями реализации военной стратегии. Военные расходы США за время пребывания у власти администрации Д. Трампа были примерно эквиваленты аналогичным расходам следующих за ними по этому показателю 11 стран – мировых лидеров. Значительное увеличение реальных оборонных расходов произошло в 2019 г. и составило 47,9% по отношению к предыдущему году. При этом их доля по отношению к ВВП в том же году составила 3,19%3. По абсолютному и относительному показателю эти расходы ниже аналогичных цифр при администрации Б. Обамы. Доля же общеоборонных расходов, то есть всех, не относящихся к расходам на виды вооружённых сил, увеличивалась в абсолютных цифрах, но сокращалась как доля по отношению к общему объёму военных расходов4. Это важная статья расходов, поскольку в неё входят в том числе и затраты на повышение эффективности работы военного ведомства, например, на автоматизацию и внедрение информационных технологий. Ещё одной важной тенденцией стало то, что расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание, а также на личный состав растут быстрее общего уровня инфляции, а к 2022 г. это должно произойти со всеми оборонными расходами5. Это означает, что с течением времени каждый вложенный в военные расходы доллар будет иметь меньшую покупательную способность. При администрации Д. Трампа росли и общие расходы на военные НИОКР, однако во всех бюджетных запросах (кроме запроса на 2021 г.) приоритет отдавался модернизации уже существующих систем вооружений6.

2. Military Balance 2020. The International Institute for Strategic Studies. P. 22, 39.

3. См. National Defense Budget Estimates for FY 2021. Department of Defense, Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller), April 2020. Available at: >>> (accessed 23.12.2020).

4. Ibid., p. 53-78.

5. Blume S. 2019. Strategy to Ask: Analysis of the 2020 Defense Budget Request, Center for New American Security, p. 5.
14

Структура военных расходов не раз становилась предметом манипуляций со стороны администрации. Это делалось с целью либо избежать обсуждения определённых статей в Конгрессе, либо обойти ограничения, наложенные законом «О контроле над бюджетом» 2011 года. Так, расходы на строительство знаменитой стены на границе с Мексикой были включены в военный бюджет (в статью расходов на строительство военной инфраструктуры). Помимо этого, для увеличения военного бюджета Трамп переводил часть основного военного бюджета на счета зарубежных чрезвычайных операций (OCO), поскольку эти расходы не подлежат бюджетным ограничениям в рамках закона 2011 года. В бюджетном запросе на 2020 г. сумма перераспределённых таким образом средств достигла 98 млрд долл.7, причём сделано это было на фоне заявлений администрации о сворачивании операций американских вооружённых сил в Сирии и Афганистане.

6. Ibid., p. 6.
15

Что касается расходов на виды вооружённых сил, то здесь одной из тенденций стало стремление к количественным показателям. Наиболее известно в этой связи намерение администрации увеличить число кораблей в американских ВМС до 355 единиц, однако, согласно прогнозам самих ВМС, при благоприятном сценарии таких показателей они смогут добиться только к 2034 году8. Критики данного подхода отмечали, что затраты на такое масштабное судостроительство негативно скажется на затратах на техническое обслуживание уже существующих единиц, подготовку личного состава и другие необходимые статьи. Эксперты отмечали, что инфраструктура техобслуживания военных судов и без того перегружена, из-за чего ВМС вынуждены пользоваться частными верфями9. Кроме того, без изменения планов набора личного состава нехватка моряков в американском флоте к 2023 г. составила бы более 18 тыс. человек10. Однако в дальнейшем эти планы были скорректированы. Дополнительную нагрузку на бюджет ВМС создаёт и значительное увеличение активности американского флота в Азиатско-Тихоокеанском регионе, одним из примеров являются так называемые операции по обеспечению свободы судоходства.

7. Ibid., p. 8.

8. Ibid., p. 11.

9. Sussis M., Gu Y. Navy’s planned shipbuilding spree overlooks looming sailor shortage // USA Today, 29.01.2018. Available at: >>>
16

В 2018 г. было озвучено требование о намерении довести число боеготовых эскадрилий ВВС США до 386. Чтобы эти планы не привели к нехватке пилотов, численность личного состава ВВС при Трампе постоянно росла. Одной из главных сложностей оставалось техническое устаревание некоторых модификаций самолётов, прежде всего F-15C и F-15D, срок эксплуатации которых был продлён (вместо их замены на истребители F-22). Важным шагом в модернизации истребительного парка ВВС является продолжение финансирования проекта по созданию истребителя шестого поколения (Next Generation Air Dominance). В сентябре 2020 г. было объявлено об испытании первого прототипа11.

10. Air Force Next-Generation Air Dominance Program: An Introduction. Congressional Research Service, 05.10.2020. Available at: >>> (accessed 21.12.2020).
17

Необходимая численность личного состава сухопутных войск росла в каждом последующем бюджетном запросе президента. Однако здесь вмешались трудности, связанные с набором личного состава. В 2018 фин. г. армия США не смогла достичь соответствующего целевого показателя, и не добрала 6500 солдат12. В структуре закупок военной техники по-прежнему преобладали уже имеющиеся системы вооружений, такие как танки «Абрамс» и БМП «Брэдли».

11. Cox M. Army Offers Big Bonuses, Races to Sign 10,000 New Recruits in 3 Days // Military.com, 17.06.2020. Available at: >>> (accessed 21.12.2020).
18

Одно из важнейших измерений провозглашённого соперничества между крупными державами – сфера высоких технологий. В Национальной оборонной стратегии перечисляются технологии, которые изменят характер военных действий в будущем: продвинутые вычислительные системы, аналитика “больших данных”, искусственный интеллект (ИИ), автономные системы, робототехника, системы направленной энергии, гиперзвуковые системы и биотехнологии13. Именно поэтому в 2017 г. был учреждён пост заместителя министра обороны по научным исследованиям и техническим разработкам (USD R&E). Приоритетами администрации Д. Трампа в сфере новых типов вооружений стали разработка гиперзвукового оружия, беспилотных систем и исследование военного применения искусственного интеллекта. В 2018 г. при Министерстве обороны был создан Объединённый центр искусственного интеллекта (JAIC), занимающийся исследованиями боевого применения ИИ. В бюджетных запросах расходы на исследования, связанные с гиперзвуковыми системами, постоянно росли. В запросе на 2020 фин. г. они составляли 2,6 млрд долл., на 2021 фин. г. – 3,2 млрд долл.14 То же можно сказать и о росте расходов на исследования в области ИИ, только суммы здесь значительно меньше – 780 млн долл. в 2020 г., 841 млн долл. – в 202115. Основной трудностью на этом направлении являются разногласия между Министерством обороны и американскими высокотехнологичными гигантами, такими как «Гугл» (Google) и «Майкрософт» (Microsoft), которые являются основным источником инноваций в этой области. При администрации Д. Трампа эти разногласия ещё больше усугубились тем, что к ним добавились обвинения со стороны администрации в сотрудничестве этих компаний с Китаем.

12. Summary of the 2018 National Defense Strategy of the United States of America. Department of Defense. P. 3. Available at: >>> (accessed 28.01.2019).

13. Hypersonic Weapons: Background and Issues for Congress. Congressional Research Service, 06.11.2020. Available at: >>> (accessed 18.12.2020).

14. Heckman J. Trump budget projects doubling federal AI research spending by FY 2022 // Federal News Network, 11.02.2020. Available at: >>>  (accessed 21.12.2020).
19 Согласно бюджетному запросу на 2020 фин. г. предполагаемые расходы Министерства обороны на автономные системы составляли 3,7 млрд долл. Особый интерес представляет активное развитие беспилотных систем ВМС, таких как беспилотные надводные корабли и подводные аппараты.
20

При администрации Д. Трампа бурное развитие переживала военно-космическая отрасль. В 2019 г. Космическое командование Военно-воздушных сил США было преобразовано в отдельный, шестой вид вооружённых сил – Космические силы США, которые должны взять на себя выполнение задач остальных видов ВС, связанных с космическим пространством. В бюджетном запросе на 2021 фин. г. расходы на Космические силы составляют 15,4 млрд долл. Для сравнения, расходы на ВВС равны 153,6 млрд долларов16.

15. Cohen R. Space Force Official Argues Funding Should Match ‘Huge’ Space Responsibilities // Air Force Magazine, 17.09.2020. Available at: >>> (accessed 21.12.2020).
21

Обзор ядерной политики, опубликованный Министерством обороны в 2018 г., предписывает провести модернизацию американской ядерной триады в соответствии с угрозами, которые представляют Россия и Китай. Пик расходов на модернизацию, согласно документу, должен прийтись на 2029 г., когда эти расходы должны составлять 3,7% военного бюджета, а расходы на поддержание боеспособности имеющегося ядерного арсенала – 2,7%17. Наземный элемент триады – межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) «Минитмен-3» (Minuteman III) должны быть заменены на ракеты GBSD (Ground-based Strategic Deterrent) начиная с 2029 г., на смену ПЛАРБ класса «Огайо» должны прийти подлодки класса «Колумбия» (по одной в год начиная с 2027 г.), стратегические бомбардировщики В-52 и В-2 должны сменить самолёты В-21.

16. Nuclear Posture Review. Office of the Secretary of Defense, February 2018. P. 52.
22

Что касается систем противоракетной обороны, основной тенденцией при администрации Д. Трампа стало намерение приспособить существующие противоракетные системы к перехвату ракет дальнего радиуса действия, в частности, систем «Иджис» (Aegis) и «ТХААД» (THAAD) для перехвата МБР. Однако бюджет Агентства по противоракетной обороне рос лишь до 2020 фин. г., с которого началось его снижение, сначала более чем на 1 млрд долл., а в запросе на 2021 фин. г. – ещё на 100 млн долл. В структуре расходов закупка уже существующих систем доминирует над разработками новых технологий в этой сфере18.

17. Blume S. 2019. Strategy to Ask… P. 18.
23

Кроме того, своё развитие получила и программа модернизации космического компонента системы раннего предупреждения о ракетном нападении, согласно которой инфракрасная спутниковая система SBIRS должна быть заменена на более совершенные спутники OPIR. Решение об ускорении реализации этой программы было принято в 2018 г. В бюджетном запросе на 2021 фин. г. расходы на неё составляют 2,3 млрд долларов19.

18. Hitchens T. 2021 Budget Will Fully Fund Next-Gen OPIR, Says Roper // Breaking Defense, 24.02.2020. Available at: >>> (accessed 21.12.2020).
24

Государственный департамент

 

При администрации Д. Трампа стало очевидно, что Соединённые Штаты в какой-то степени потеряли импульс к ведению активной внешней политики. Головокружение от успехов в вопросах поддержания глобального лидерства сменилось некой апатией. Если мировое сообщество не всегда понимало, почему США вмешиваются в различные глобальные и региональные процессы, то сейчас это вызывает сомнение даже в самих Штатах. Ричард Хаас, президент Совета по международным отношениям, в одном из своих интервью вынужден объяснять, что американская внешняя политика приносит пользу не только всему миру, но и США, и является не формой филантропии, а средством обеспечения национальной безопасности20.

19. Richard Haas, President of the Council on Foreign Relations, Interview with Margaret Warner // PBS NewsHour, 17.04.2017. Available at: >>> (accessed 18.06.2017).
25 Весь период правления администрации Д. Трампа сопровождался большими сложностями с назначением официальных лиц на ключевые посты в сферах, которые напрямую связаны с обеспечением национальной безопасности. Причины таких перегрузок коренятся в большей степени во внутриполитическом кризисе в США и в особенностях личности самого Трампа, являющегося довольно противоречивой фигурой.
26 В Стратегии национальной безопасности 2017 г. говорится о ряде направлений, которые должны были быть реализованы Государственным департаментом (в первую очередь, стратегическое противостояние с Китаем и Россией).
27 Однако некоторые особенности взаимодействия администрации с Государственным департаментом крайне негативно отразились на реализации основных положений СНБ. Эти особенности можно условно подразделить на три составляющие: сложности с назначениями на ключевые внешнеполитические посты; отток кадров из Государственного департамента; личное недоверие Трампа по отношению к американскому внешнеполитическому истеблишменту.
28

Результатом первой особенности стало то, что должности послов в ряде стран, а также посты в руководстве департамента уровня заместителя или помощника государственного секретаря оставались вакантными на протяжении нескольких месяцев, а в некоторых случаях – лет. К концу президентства Д. Трампа должности глав девяти дипломатических миссий, включая должность посла США в Китае (вакантна со 2 октября 2020 г.) остаются без номинации конкретной кандидатуры. Кроме того, без номинации остаются такие ключевые позиции, как заместитель госсекретаря по вопросам публичной дипломатии, помощники госсекретаря: по вопросам Европы и Евразии, по вопросам международных организаций, по вопросам Южной Азии; а также представитель США при ЕС, специальный представитель по вопросам соблюдения прав человека в Северной Корее и др.21. Эти должности в настоящее время заняты чиновниками в должности исполняющих обязанности. В ряде случаев кандидаты, назначенные на свои посты, пока не утверждены Сенатом. В частности, это заместитель госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности, помощник госсекретаря по вопросам Западного полушария, представители США в АСЕАН и ОЭСР, а также послы в ряде стран, включая Канаду, Германию, Японию, Пакистан, Афганистан, Белоруссию и Украину22.

20. Tracking how many key positions Trump has filled so far // The Washington Post. Available at: >>> (accessed 23.12.2020).

21. Ibidem.
29 Ключевыми препятствиями к заполнению вакантных должностей в Госдепартаменте стали затягивания с номинированием кандидатов, «кадровая чехарда» с частой сменой лиц на разных постах, а также долгий процесс утверждения кандидатов на должности в Сенате из-за проблем с обоснованием их профессиональной пригодности и некоторыми скандалами. Кроме того, свою роль сыграл и объявленный президентом в 2017 г. мораторий на набор сотрудников федеральных ведомств, фактически продлившийся для Госдепартамента на полтора года.
30

Так, например, заместитель госсекретаря по вопросам контроля над вооружениями был впервые назначен администрацией спустя почти год после инаугурации Д. Трампа. Андреа Томпсон была утверждена на этом посту в апреле 2018 г., однако покинула свой пост в октябре 2019 г. предположительно в связи с сокрытием информации о своей связи с Марией Бутиной, осуждённой в США на 18 месяцев23. С тех пор исполняющим обязанности заместителя госсекретаря по этим вопросам является Кристофер Форд. О своём намерении назначить на этот пост Маршалла Биллингсли Д. Трамп объявил в мае 2020 г., однако до сих пор эта кандидатура так и не была утверждена Сенатом. Также интересен пример Ричарда Гренелла, который в определённый период времени занимал должности посла США в Германии, исполняющего обязанности Директора национальной разведки и специального посланника президента США по вопросам мирных переговоров между Сербией и Косово24.

22. Стратегической стабильностью займутся новые люди // Коммерсант, 22.09.2019. Available at: >>> (accessed 23.12.2020).

23. Diplomacy in Crisis. The Trump Administration’s Decimation of the State Department. A Democratic Staff Report Prepared for the Use of the Committee on Foreign Relations, U.S. Senate. 28.07.2020. P. 14.
31 Недостаток политического опыта команды Трампа, по всей видимости, не позволил ей по достоинству оценить и подготовить план по транзиту власти после администрации Б. Обамы и дальнейшему скорейшему заполнению вакантных должностей в Госдепартаменте, вместо чего в кадровых решениях президент и его окружение делали ставку на оппортунизм и лояльность, тем самым значительно снизив требования к потенциальным кандидатам, в том числе и репутационные.
32 Ключевыми географическими направлениями деятельности Госдепартамента, пострадавшими от отсутствия назначенных должностных лиц, помимо контроля над вооружениями, стали Восточная и Южная Азия, Ближний Восток, Африка, Латинская Америка и постсоветское пространство. Так, о назначении помощника госсекретаря по вопросам Восточной Азии было впервые объявлено лишь в декабре 2017 г., по вопросам Западного полушария – в марте 2018 г., по вопросам Африки – в мае 2018 г., по вопросам Южной и Центральной Азии – в январе 2019 г. Кроме того, в течение долгого времени не были назначены послы в ключевые арабские страны – Египет, Саудовскую Аравию, Катар и Ливию, а также в важнейшие для США страны постсоветского пространства – Украину, Грузию и Эстонию.
33 Следует отметить, что лицо, находящееся в должности исполняющего обязанности, имеет куда меньший внешнеполитический авторитет, нежели официально назначенное. Особенно это справедливо для глав дипломатических миссий, где наличие официальной должности подтверждает всю полноту соответствующих полномочий, а также говорит о поддержке со стороны президента и государственного секретаря, что делает обсуждение внешнеполитической проблематики с иностранными акторами более продуктивным. Особенно это относится к взаимодействию с представителями стран с сильной традиционной культурой.
34

За время моратория на набор сотрудников штат Госдепартамента сократился на 1219 позиций25. За этот период ведомство покинули 722 работника – около 7% штата26. К концу 2017 г. Госдепартамент покинуло около 60% карьерных дипломатов в ранге посла27.

24. Bur J. State Department struggles after hiring freeze // Federal Times, 09.08.2019. Available at: >>>  (accessed 25.12.2020).

25. Diplomacy in Crisis… P. 17.

26. Ibid., p. 18.
35

За время своего пребывания у власти Д. Трамп не раз позволял себе резкие высказывания в отношении внешнеполитического ведомства, называя его «Департаментом глубинного государства» (в негативном смысле этого слова), в том числе и в присутствии государственного секретаря28. Госсекретарь Рекс Тиллерсон был уволен Трампом со своего поста путём опубликования сообщения в «Твиттере». После того, как в 2017 г. был объявлен запрет на въезд граждан семи мусульманских стран, несколько десятков американских дипломатов поставили свои подписи под письмом, выражающим протест против этого решения29. В ответ на это тогдашний пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер недвусмысленно заявил о том, что несогласные с этим решением могут покинуть ведомство.

27. 'Deep state department': Trump blasts agency workers while standing next to secretary of state // Washington Examiner. 20.03.2020. Available at: >>> (accessed 25.12.2020).

28. Несколько десятков дипломатов раскритиковали миграционный указ Трампа // Interfax, 30.01.2017. Available at: >>> (accessed 25.12.2020).
36

В ряде случаев Государственный департамент использовался Трампом не столько для продвижения внешнеполитической стратегии США, сколько для достижения своих личных целей. Примером здесь могут служить попытки повлиять на президента Украины В. Зеленского с тем, чтобы он начал расследование в отношении компании «Бурисма» (Burisma), где одним из членов совета директоров был сын Джо Байдена Хантер30.

29. Sheth S. 8 Trump officials made stunning revelations about how the president and Giuliani weaponized the State Department // Business Insider, 19.10.2019. Available at: >>>  (accessed 25.12.2020).
37

Министерство внутренней безопасности

 

Министерство внутренней безопасности США (МВБ) – ведомство, учреждённое администрацией Дж. Буша-младшего после терактов 11 сентября 2001 г. Его создание было подкреплено и в доктринальном смысле. В 2002 г. вслед за СНБ была выпущена Национальная стратегия внутренней безопасности, которая затем была обновлена в октябре 2007 года.

38

Основными целями стратегии 2007 г. назывались предотвращение и срыв террористических атак, защита американских граждан, критической инфраструктуры и ресурсов, реагирование и восстановление после чрезвычайных происшествий, а также укрепление фундамента, обеспечивающего долгосрочный успех31.

30. National Strategy for Homeland Security. Homeland Security Council. The White House. October 2007.
39 Вышедшая при администрации Б. Обамы в 2010 г. СНБ объединила в себе собственно Стратегию национальной безопасности и Национальную стратегию внутренней безопасности. Таким образом, концептуальное обеспечение деятельности Министерства описано именно в СНБ. Это можно сказать и про СНБ 2015 г., и про Стратегию 2017 г., выпущенную при администрации Д. Трампа.
40 В нынешней Стратегии целый ряд угроз национальной безопасности относится к работе Министерства внутренней безопасности. Среди ключевых указывается Северная Корея и её попытки заполучить оружие массового уничтожения (ОМУ), способное достичь территории США. Упоминается и Иран, поддерживающий террористические группировки, джихадистские организации, чья идеология направлена против американского населения, угрозы в сфере кибербезопасности. Первая глава, посвящённая защите американского народа, территории и образа жизни формулирует шесть ключевых сфер, в рамках которых планировалось улучшить защищённость и устойчивость критической инфраструктуры США. Это национальная безопасность, энергетика, банковская и финансовая системы, здравоохранение, коммуникационная, транспортная сферы.
41

СНБ предполагала работу Министерства по защите и укреплению важнейших инфраструктурных объектов, подверженных физическим атакам, в особенности морских и аэропортов, железных дорог, телекоммуникаций, транзитных систем. Большое внимание уделяется иммиграционной политике и строительству стены, призванной защитить американскую южную границу. В сфере кибербезопасности Стратегия призывает к совместной работе Министерства с властями штатов и с местными органами в вопросах защиты чувствительной информации, а также в противодействии государственным и негосударственным акторам использовать киберсредства в различных сферах с целью подрыва американского превосходства на суше и море, в воздухе, космосе и киберпространстве32.

31. National Security Strategy of the United States of America. The White House, December 2017. P. 27.
42

С практической точки зрения в Министерстве внутренней безопасности возник ряд проблем, помимо уже существовавших. Его создание изначально подверглось довольно жёсткой критике из-за громоздкости бюрократического аппарата – оно объединило 22 ведомства из различных министерств и сразу стало неповоротливой бюрократической машиной, задачи которой не всегда подвергались общей логике. Не раз слышались обвинения ведомства в неэффективности, чрезмерных расходах федерального бюджета, незаконном сборе данных33. Политика Трампа, в первую очередь жёсткий подход к иммиграционной проблеме, подняли новую волну призывов со стороны политических деятелей и экспертов упразднить или реформировать ведомство. С таким предложением выступила член Палаты представителей Александрия Окасио-Кортес34, бывший член Палаты представителей Барбара Боксер35, исполнительный директор Американского союза защиты гражданских свобод Энтони Д. Ромеро36 в связи с участием личного состава Министерства внутренних дел в подавлении протестов в Портленде. Дальнейшая политизация ведомства отнимет столь необходимые в настоящее время очки доверия у правительства.

32. Iati M. Ocasio-Cortez wants to ax Homeland Security. Some conservatives didn’t want it to begin with // The Washington Post, 11.07.2019. Available at: >>>  (accessed 25.12.2020).

33. Ibidem.

34. Barbara Boxer: DHS was a mistake. I regret voting for it // The Washington Post, 25.07.2020. Available at: >>> (accessed 25.12.2020).

35. Romero A. Dismantle the Department of Homeland Security. Its tactics are fearsome: ACLU director // USA Today, 09.08.2020. Available at: >>> (accessed 25.12.2020).
43

Весной 2020 г. Министерство внутренней безопасности пользовалось заметной поддержкой населения – 71% населения против 24% позитивно отзывались о ведомстве37. Этот показатель был выше чем аналогичный у Федеральной резервной системы и Министерства юстиции. Ведомство играет заметную роль в борьбе с коронавирусом. Целый комплекс мер реализуется через Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях, которое координирует федеральные усилия по борьбе с пандемией38. Эти действия согласуются с положениями Стратегии национальной безопасности, где борьба с биологическими угрозами и пандемиями прописана как одно из приоритетных направлений защиты американского народа.

36. Public Holds Broadly Favorable Views of Many Federal Agencies, Including CDC and HHS. Pew Research Center, 09.04.2020. Available at: >>> (accessed 25.12.2020).

37. DHS’ Role in Covid -19 Response. Senate RPC Policy Paper. 29.07.2020. Available at: >>> (accessed 01.09.2020).
44

Специальным документом, обеспечивающим связь СНБ и повседневной деятельности Министерства, является Стратегический план, принятый на 2020–2024 гг39. Этот план является комплексной стратегией среднесрочного развития ведомства, позволяющий разграничить отдельные задачи и их реализацию различными агентствами и службами, входящими в состав МВБ.

38. The DHS Strategic Plan. Fiscal Years 2020-2024. Department of Homeland Security, 2020. Available at: >>> (accessed 23.12.2020).
45 Основными задачами Министерства называются предотвращение атак, снижение угроз, ответные действия на чрезвычайные ситуации национального масштаба, обеспечение экономической безопасности и поддержание традиционных функций ведомства.
46

Ряд моментов, указанных в плане, представляет особый интерес. Например, большое внимание уделяется сотрудничеству с другими странами в вопросах борьбы с террористической угрозой и киберугрозами. Последние называются самой динамически развивающейся угрозой внутренней безопасности. Обеспокоенность вызывает потенциальное «кибер 11 сентября»40.

39. Ibid., p. 26.
47 Что касается распределения федеральных расходов (см. табл.), то за годы пребывания у власти администрации Д. Трампа существенно вырос как общий бюджет Министерства, так и бюджеты отдельных служб, к примеру, Погранично-таможенной, задачи которой являлись приоритетными для Трампа на протяжении всех четырёх лет. А вот темпы роста бюджета Федерального агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях крайне невысокие – в бюджетном запросе на 2021 фин. г. он и вовсе уменьшился по сравнению с 2019 годом.
48

Таблица Бюджетный запрос отдельных служб МВБ в 2017–2021 гг. (млрд долл.)

  2017 2018 2019 2020 2021
Погранично-таможенная служба 13,94 16,32 16,69 20,85 18,2
Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях 14,17 15,5 15,74 28,45* 14,53
Агентство по кибербезопасности и защите инфраструктуры - - 3,34 3,17 1,76
Общий бюджет Министерства 66,8 71,19 74,43 92,07 49,71

* 2,8 млрд долл. в этой бюджетной графе относятся к Фонду ликвидации последствий стихийных бедствий (затраты на восстановление после лесных пожаров). Источник: >>>

49 Таким образом, бюджетные показатели, а также направления деятельности Министерства внутренних дел довольно чётко отражают приоритеты, заявленные Трампом ещё во время президентской кампании. Однако в долгосрочной перспективе ведомство потеряло стратегические очки в связи с тем, что произошла разбалансировка общего видения развития организации и возник перекос в сторону ограниченного числа задач из целого спектра обозначенных в СНБ.
50

Заключение

 

Даже хорошо продуманная стратегия не является гарантом успешной внешней политики как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. А вот процесс принятий решений, характеризующийся своей адаптивностью и устойчивостью к кризисным ситуациям, может обеспечить стратегическое превосходство в любой из областей, в том числе и в сфере национальной безопасности.

51 Пожалуй, основной практической ошибкой, допущенной президентом и его командой в данной области, стало нежелание инвестировать ресурсы в союзнические и партнёрские отношения США. Как указывается в Стратегии национальной безопасности, совместные действия могут помочь в решении целого ряда проблем. Созданные США союзы стали фундаментом и в какой-то степени спасательным кругом их глобального лидерства на текущем этапе развития системы международных отношений. Соединённые Штаты многие годы пользовались мощной поддержкой ведущих мировых держав, являющихся ближайшими союзниками США. Такой поддержкой не может похвастаться ни одна другая страна, в том числе и Китай, находящийся на начальной стадии выстраивания своей собственной глобальной архитектуры союзнических отношений.
52

В ходе реализации стратегии обнажились и худшие аспекты современной американской бюрократической машины. Особенно показательным стал пример существенно увеличившегося военного бюджета. Военные структуры поторопились распределить средства, которых на самом деле у США не было, в то же время высшие и гражданские чины сконцентрировались на недальновидных планах развития военной инфраструктуры в ущерб общей стратегии. Таким образом, цели и средства, направляемые на их достижение, стали своего рода оторванными друг от друга. Помимо проблемы реализации стратегии возникли сложности с её адаптацией к разразившейся в 2020 г. пандемии коронавируса, внутриполитическому кризису и меняющемуся восприятию Соединённых Штатов международным сообществом.

References

1. Brannen K. Trump's National Security Strategy is Decidedly Non-Trumpian // The Atlantic, 08.12.2017. Available at: https://www.theatlantic.com/international/archive/2017/12/trump-nss-diplomacy-security-foreign-policy/547937/ (accessed 24.12.2020).

2. Military Balance 2020. The International Institute for Strategic Studies. P. 22, 39.

3. Sm. National Defense Budget Estimates for FY 2021. Department of Defense, Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller), April 2020. Available at: https://comptroller.defense.gov/Portals/45/Documents/defbudget/fy2021/FY21_Green_Book.pdf (accessed 23.12.2020).

4. Ibid., p. 53-78.

5. Blume S. 2019. Strategy to Ask: Analysis of the 2020 Defense Budget Request, Center for New American Security, p. 5.

6. Ibid., p. 6.

7. Ibid., p. 8.

8. Ibid., p. 11.

9. Sussis M., Gu Y. Navy’s planned shipbuilding spree overlooks looming sailor shortage // USA Today, 29.01.2018. Available at: //www.usatoday.com/story/news/politics/2018/06/29/navy-wants-more-ships-but-lacks-sailors-fill-them/711039002/ (accessed 21.12.2020).

10. Air Force Next-Generation Air Dominance Program: An Introduction. Congressional Research Service, 05.10.2020. Available at: https://fas.org/sgp/crs/weapons/IF11659.pdf (accessed 21.12.2020).

11. Cox M. Army Offers Big Bonuses, Races to Sign 10,000 New Recruits in 3 Days // Military.com, 17.06.2020. Available at: https://www.military.com/daily-news/2020/06/17/army-names-top-nine-moss-offering-big-signing-bonuses-new-recruits.html (accessed 21.12.2020).

12. Summary of the 2018 National Defense Strategy of the United States of America. Department of Defense. P. 3. Available at: https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf (accessed 28.01.2019).

13. Hypersonic Weapons: Background and Issues for Congress. Congressional Research Service, 06.11.2020. Available at: https://fas.org/sgp/crs/weapons/R45811.pdf (accessed 18.12.2020).

14. Heckman J. Trump budget projects doubling federal AI research spending by FY 2022 // Federal News Network, 11.02.2020. Available at: https://federalnewsnetwork.com/artificial-intelligence/2020/02/trump-budget-projects-doubling-federal-ai-research-spending-by-fy-2022/ (accessed 21.12.2020).

15. Cohen R. Space Force Official Argues Funding Should Match ‘Huge’ Space Responsibilities // Air Force Magazine, 17.09.2020. Available at: https://www.airforcemag.com/space-force-official-argues-funding-should-match-huge-space-responsibilities/ (accessed 21.12.2020).

16. Nuclear Posture Review. Office of the Secretary of Defense, February 2018. P. 52.

17. Blume S. 2019. Strategy to Ask… P. 18.

18. Hitchens T. 2021 Budget Will Fully Fund Next-Gen OPIR, Says Roper // Breaking Defense, 24.02.2020. Available at: https://breakingdefense.com/2020/02/2021-budget-will-finally-fully-fund-next-gen-opir-says-roper/ (accessed 21.12.2020).

19. Richard Haas, President of the Council on Foreign Relations, Interview with Margaret Warner // PBS NewsHour, 17.04.2017. Available at: https://www.pbs.org/newshour/show/former-diplomat-makes-sense-world-disarray (accessed 18.06.2017).

20. Tracking how many key positions Trump has filled so far // The Washington Post. Available at: https://www.washingtonpost.com/graphics/politics/trump-administration-appointee-tracker/database/ (accessed 23.12.2020).

21. Ibidem.

22. Strategicheskoj stabil'nost'yu zajmutsya novye lyudi // Kommersant, 22.09.2019. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4101811 (accessed 23.12.2020).

23. Diplomacy in Crisis. The Trump Administration’s Decimation of the State Department. A Democratic Staff Report Prepared for the Use of the Committee on Foreign Relations, U.S. Senate. 28.07.2020. P. 14.

24. Bur J. State Department struggles after hiring freeze // Federal Times, 09.08.2019. Available at: https://www.federaltimes.com/management/hr/2019/08/09/state-department-lost-critical-staff-in-the-recent-hiring-freeze/ (accessed 25.12.2020).

25. Diplomacy in Crisis… P. 17.

26. Ibid., p. 18.

27. 'Deep state department': Trump blasts agency workers while standing next to secretary of state // Washington Examiner. 20.03.2020. Available at: https://www.washingtonexaminer.com/news/deep-state-department-trump-blasts-agency-workers-while-standing-next-to-secretary-of-state (accessed 25.12.2020).

28. Neskol'ko desyatkov diplomatov raskritikovali migratsionnyj ukaz Trampa // Interfax, 30.01.2017. Available at: https://www.interfax.ru/world/547688 (accessed 25.12.2020).

29. Sheth S. 8 Trump officials made stunning revelations about how the president and Giuliani weaponized the State Department // Business Insider, 19.10.2019. Available at: https://www.businessinsider.com/trump-officials-reveal-state-department-ukraine-impeachment-2019-10 (accessed 25.12.2020).

30. National Strategy for Homeland Security. Homeland Security Council. The White House. October 2007.

31. National Security Strategy of the United States of America. The White House, December 2017. P. 27.

32. Iati M. Ocasio-Cortez wants to ax Homeland Security. Some conservatives didn’t want it to begin with // The Washington Post, 11.07.2019. Available at: https://www.washingtonpost.com/history/2019/07/11/ocasio-cortez-wants-axe-homeland-security-some-conservatives-didnt-want-it-begin-with/ (accessed 25.12.2020).

33. Ibidem.

34. Barbara Boxer: DHS was a mistake. I regret voting for it // The Washington Post, 25.07.2020. Available at: https://www.washingtonpost.com/outlook/2020/07/25/barbara-boxer-regret-dhs/ (accessed 25.12.2020).

35. Romero A. Dismantle the Department of Homeland Security. Its tactics are fearsome: ACLU director // USA Today, 09.08.2020. Available at: https://www.usatoday.com/story/opinion/2020/08/09/dhs-portland-civil-liberties-abuses-black-lives-matter-homeland-column/3319009001/ (accessed 25.12.2020).

36. Public Holds Broadly Favorable Views of Many Federal Agencies, Including CDC and HHS. Pew Research Center, 09.04.2020. Available at: https://www.pewresearch.org/politics/2020/04/09/public-holds-broadly-favorable-views-of-many-federal-agencies-including-cdc-and-hhs/ (accessed 25.12.2020).

37. DHS’ Role in Covid -19 Response. Senate RPC Policy Paper. 29.07.2020. Available at: https://www.rpc.senate.gov/policy-papers/dhs-role-in-covid-19-response (accessed 01.09.2020).

38. The DHS Strategic Plan. Fiscal Years 2020-2024. Department of Homeland Security, 2020. Available at: https://www.dhs.gov/sites/default/files/publications/19_0702_plcy_dhs-strategic-plan-fy20-24.pdf (accessed 23.12.2020).

39. Ibid., p. 26.