Russia and the United States: foreign trade priorities
Table of contents
Share
Metrics
Russia and the United States: foreign trade priorities
Annotation
PII
S207054760013322-1-1
DOI
10.18254/S207054760013322-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey Davydov 
Occupation: Research fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Russian and American foreign trade priorities are being discussed in the article. Foreign trade is important for Russian and American development. U.S. trade priorities are reflected in the President's Trade Policy Agenda 2020, which  calls for negotiating better trade deals and reforming the multilateral trading systems. The United States is one of the world's largest exporters. High technology products and services influence on economic relations. The largest export category is machinery. European Union, China and Canada are US main trading partners. The United States is a producer of primary energy products. Problems and possibilities of American liquid natural gas (LNG) export to Europe are being discussed in the article. Russian structure of foreign trade is corresponding to its industrial potential. American and European economic sanctions influence negatively on economic relations, decreasing import and export. The largest export categories are oil and natural gas, accounting nearly seventy percent of merchandise export. Russian imports are diversified: the largest import categories are machinery and mechanical appliances, vehicles and chemicals. Presently European Union is the main trading partner for Russia. Economic cooperation with regional organizations and leading industrial states of Asian-Pacific region is very important for Russia. Russia could supply different energy products to China, Japan, South Korea and other Pacific states. Problems and possibilities of Russian liquid natural gas (LNG) export to Asian countries are being discussed in the article. Cooperation in high technologies is also very prospective. Many Asian counties are interested to develop transport infrastructure in Russia. The major obstacle for cooperation with Asian and Pacific countries is lack of financial resources.

Keywords
U.S. economy, trade policy, export structure, import structure, free trade agreements, economic sanctions, foreign direct investments
Received
28.09.2020
Date of publication
30.12.2020
Number of purchasers
4
Views
121
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

2020-й год ознаменовался заметным ослаблением экономической динамики в большинстве регионов мира. Согласно предварительным оценкам Международного валютного фонда в 2020 г. мировое производство упадёт на 3,5% по сравнению с 2019 г. Валовой внутренний продукт (ВВП) США может уменьшиться в 2020 г. на 5,9%, странам Евросоюза грозит сокращение ВВП на 7,5%1.

1. World Economic Outlook Growth Projections. World Economic Outlook, April 2020. Available at: >>> (accessed 30.08.2020).
2 Преодолеть современный производственный спад помогло бы развитие внешней торговли. Обмен товарами и услугами между странами в последние десятилетия развивается более высокими темпами по сравнению с национальным производством. Даже в условиях экономической депрессии и падения нефтяных цен темпы роста международных торговых потоков продолжают оставаться стабильными.
3

К сожалению, страны Запада продолжают вводить новые экономические санкции против России, Китая, других стран. Ограничения сдерживают сотрудничество в инвестиционной и финансовой сферах. Российские банки не могут получить кредиты в США и странах ЕС. Наблюдается уход с российского фондового рынка американских и европейских институциональных инвесторов. Корпорация «Шелл» (Shell) приостановила сотрудничество с «Роснефтью» по освоению арктического шельфа, ушла из России корпорация «Дженерал моторс» (General Motors, GM). Российские нефтегазовые компании не могут закупать импортное оборудование даже для работы за пределами РФ.

4

В последние годы наблюдается снижение товарооборота между Россией и США2. В сентябре 2020 г. Европа на полгода продлила санкции в связи с присоединением Крыма3, одобрены санкции в связи с отравлением А. Навального. Указанные тенденции диктуют необходимость корректировки традиционной внешнеэкономической стратегии России, переориентации части торговых и финансовых потоков в сторону предсказуемых партнёров.

2. NAICS Total All Merchandise Export to Russian Federation. Available at: >>> (accessed 30.08.2020).

3. ЕС ещё на полгода продлила санкции против России. Available at: >>> (accessed 10.09.2020).
5

Позиции США в мировой торговле

 

Даже в условиях спада глобальной экономики Соединённые Штаты продолжают оставаться одним из лидеров мировой торговли. В I квартале 2020 г. на долю США приходилось 9% мирового экспорта товаров и услуг и 13% мирового импорта4. Доля других стран в мировой торговле заметно скромнее. Для сравнения: на долю России в 2020 г. приходилось всего 2% мирового экспорта и 1% мирового импорта5.

4. WTO Short-term Trade Statistics, 18.09.2020. Available at: >>> (accessed 10.09.2020).

5. Ibidem.
6

В настоящее время основные торговые потоки реализуются в рамках крупнейших экономических блоков – европейского, североамериканского, азиатско-тихоокеанского. Ведущее место во внешней торговле США занимают развитые страны: на них приходится более 50% американского экспорта и 44% импорта6. Основные торговые партнёры США – страны Евросоюза, Китай, Канада. Динамично развиваются торговые связи США с государствами, формально относимыми к развивающимся странам, но на деле ставшими уже индустриальными (45% экспорта США, более 50% импорта). Большинство этих стран входит в блок АСЕАН. Это Южная Корея, Сингапур, Гонконг и др. Менее 1% американского экспорта приходится на страны Восточной Европы.

6. NAICS Total All Merchandise Export to United States. Available at: >>> (accessed 30.08.2020).
7 Показатели динамики экспорта и импорта не являются абсолютными критериями эффективности участия страны в мировой торговле. Не менее важно учитывать товарную структуру экспорта, отражающую профиль страны в международном разделении труда. Здесь принципиальное значение имеет приоритет продукции обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичной. Как в экспорте, так и в импорте США главенство продукции обрабатывающей промышленности определилось давно, но тенденция к его дальнейшему усилению (как и к повышению степени наукоёмкости этой продукции) продолжает действовать. Это соответствует общемировым тенденциям экономического развития. В мировом экспорте продукции обрабатывающей промышленности США в начале XXI века восстановили своё лидерство (второе место занимает Германия). Ещё весомее роль США как рынка для реализации такой продукции, экспортируемой европейскими и азиатскими странами.
8

Важное направление глобальных структурных изменений в мировой торговле – снижение роли сырьевого компонента. Если говорить о минеральном сырье и топливе, то его доля в экспорте США ниже, чем в экспорте других стран, причём только за последнее десятилетие она понизилась в полтора раза7.

7. Trade Statistics Express Available at: >>> (accessed 30.08.2020).
9 В импорте США доля сырья выше, но его уровень снижается. В этом же направлении меняется доля сельскохозяйственных товаров в экспорте и импорте США.
10

В 2020 г. в структуре экспорта и импорта продукции обрабатывающей промышленности США ведущее место занимали машины, оборудование и транспортные средства, среди которых доминируют высокотехнологичные товары. На их долю приходится более 70% экспорта США. В составе этой группы крупнейшими категориями экспорта являются авиационная и космическая техника, фармацевтические товары, компьютеры, телекоммуникационное оборудование. Если применить классификацию по конечному использованию товаров, то очевидно, что участие США в мировой торговле даже в условиях замедления экономической активности, имеет инвестиционную направленность.

11 Доля промышленных потребительских товаров как в экспорте, так и в импорте США в последние два десятилетия держится примерно на одном уровне (12%). Показательно, что и на рынках этой сравнительно простой в технологическом отношении продукции американские компании нашли свою «нишу», с одной стороны, специализируясь на производстве высококачественных товаров, с другой – всемерно снижая себестоимость посредством развития трансграничной производственной кооперации (например, с мексиканскими предприятиями).
12

Сравнительно новая тенденция развития мировой торговли – динамичный рост сферы услуг.Доля США в мировом экспорте услуг составляла в 2019г. более 20%, уступая по общему объёму «невидимому экспорту» из стран Евросоюза.

13 Особенно динамично растёт в последние годы международная торговля компьютерными и информационными услугами, научными услугами. В предложении именно этих новых видов услуг американские компании, как правило, опережают конкурентов. Можно предположить, что в ближайшие годы именно этот сектор мировой торговли будет развиваться наиболее динамично.
14 Доминирующей статьёй американского импорта в последние десятилетия являются энергоносители. На долю нефти и нефтепродуктов в первом полугодии 2020 г. приходилось лишь около 5% американского импорта (в 2010 г. –23%). При этом администрация Д. Трампа проявляла заинтересованность в продвижении на мировые рынки американских энергоносителей, главным образом сжиженного природного газа (СПГ).
15

Приоритеты торговой политики США сформулированы в Стратегии национальной безопасности. (US National Security Strategy 2018). Исходя из этой стратегии предполагается:

16

1) одобрить новые торговые и инвестиционные соглашения со странами-партнёрами; 2) противодействовать несправедливой торговой практике; 3) противодействовать коррупции в других странах; 4) работать с партнёрами, придерживающимися тех же убеждений, что и Соединённые Штаты. 5) способствовать развитию новых рыночных возможностей8.

8. U.S. National Security Strategy 2017. Wash., GPO, 2017. Available at: >>> (accessed 30.08.2020).
17 Приоритеты торговой политики США в значительной мере определяются конкурентными преимуществами страны. К таким преимуществам можно отнести:
18
  • наличие крупных капиталов и хорошо развитой финансовой инфраструктуры;
  • ёмкий и платёжеспособный рынок сбыта;
  • наличие образованной и квалифицированной рабочей силы;
  • высокий научно-технический потенциал, в том числе лидирующие позиции по ряду направлений фундаментальной науки и в некоторых прикладных научно-технических областях, а также эффективные механизмы внедрения НИОКР в производство;
  • высокая степень обеспеченности экономики основными сырьевыми ресурсами;
  • огромный объём основных производственных фондов, позволяющий развивать многоотраслевую экономику и внешнюю торговлю.
19 Серьёзной проблемой для Соединённых Штатов продолжает оставаться дефицит торгового и платёжного балансов. Чтобы ослабить остроту проблемы, администрация Д. Трампа планировала существенно повысить импортные пошлины на сталь и алюминий, основными поставщиками которых являются Китай и государства Евросоюза. В настоящее время накал страстей уменьшился, и США пытаются решить проблему путём переговоров с ключевыми торговыми партнёрами.
20

Цели внешнеэкономической стратегии США сформулированы в Программе торговой политики (Trade Policy Agenda 2020)9. Исходя из этой программы, торговая политика администрации фокусируется на пяти приоритетах:

9. 2020 Trade Policy Agenda and 2019 Annual Report of the President of the United States. Wash., GPO, 2020 Available at: >>> b (accessed 30.08.2020).
21

1) осуществление торговой стратегии, которая поддерживает политику национальной безопасности США;

2) укрепление американской экономики;

3) достижение лучших условий торговых сделок в интересах всех американцев;

4) приведение американских законов о торговле в соответствие с существующими торговыми соглашениями;

5) реформирование многосторонней торговой системы.

22

Программа торговой политики предусматривает расширение экономического сотрудничества в Северной Америке и проведение переговоров с Канадой и Мексикой, чтобы усовершенствовать североамериканскую зону свободной торговли. Предусматривается совершенствовать Американо-корейское соглашение о свободной торговле (KORUS) и вести переговоры с Великобританией о торговом соглашении после выхода её из ЕС.

23 В Программе торговой политики декларируются основные цели проведения торговых переговоров. Эти цели сводятся к следующим пунктам:
24

1) получить более широкий и равноправный доступ к мировым рынкам;

2) снизить существующие барьеры для торговли и инвестиций, ограничивающие рыночные возможности для американской экономики;

3) усовершенствовать международную торговую и инвестиционную дисциплину, включая урегулирование споров;

4) ускорить экономический рост и повысить жизненные стандарты путём повышения конкурентоспособности и обеспечения полной занятости в Соединённых Штатах;

5) гарантировать поддержку торговой политики всеми заинтересованными странами;

6) уделять внимание тем положениям торговых соглашений, которые обеспечивают защиту окружающей среды и соблюдение трудового законодательства;

7) обеспечить доступ к международной торговле для малых и средних предприятий США;

8) обеспечить ратификацию всеми странами Конвенции Международной организации труда (МОТ) о запрещении детского труда.

25

Закон о торговых приоритетах (P.L. 114-26 TPA 2015) обновил принципиальные цели торговых переговоров: снижение барьеров для торговли инновационными товарами и цифровыми услугами, либерализацию торговли всеми видами услуг. В законе появились три новые цели торговых переговоров:

26

1) строгое соблюдение санитарных и фитосанитарных правил;

2) прозрачность при установлении тарифных ставок;

3) предотвращение неправильного обозначения географического места производства товара10.

10. Bipartisan Congressional Trade Priorities and Accountability Act of 2015 (P.L. 114-26) Available at: >>> (accessed 30.08.2020).
27 Администрация США проявляет серьёзную заинтересованность в продвижении американских товаров на мировые рынки. В последние годы это относится прежде всего к экспорту энергоносителей в страны Евросоюза.
28

Традиционно Соединённые Штаты являются одним из мировых лидеров в производстве и потреблении энергоносителей. В стране имеются значительные мощности по добыче каменного угля, производство которого долгие годы снижалось, но в последние два года стабилизировалось. В 2018 г. Соединённые Штаты стали мировым лидером по производству нефти, опередив Россию и Саудовскую Аравию (согласно американским оценкам)11. В последние 12 лет США активно развивают производство сланцевого природного газа, используя технологию гидроразрыва пласта (hydraulic fracturing). В результате «сланцевой революции» производство природного газа в США за этот период увеличилось в 9 раз и достигло в 2019 г. объёма 3 млрд куб. футов (90 млрд куб м)12.

11. Economic Report of the President 2019. Wash., GPO, 2019. Available at: >>> (accessed 30.08.2020).

12. Ibidem.
29 По мнению администрации США, сжиженный природный газ может стать важной перспективной статьёй американского экспорта и улучшить состояние торгового баланса. За период 2007–2019 гг. экспорт природного газа из США увеличился на 341%. При этом основными импортёрами газа являются Канада и Мексика, на долю которых приходится соответственно 21,4% и 49,25% американского экспорта данного энергоносителя. Потенциал увеличения экспорта природного газа в эти страны исчерпан.
30 Важная идея администрации Д. Трампа состояла в том, что США должны обеспечить себе энергетическое господство на планете. Речь идёт о доминировании в сфере энергетики, вытеснении всех конкурентов, установлении выгодных для американских производителей цен. Президент Трамп неоднократно объявлял о намерении расширить поставки СПГ на европейский и азиатский рынки, каменного угля – на Украину.
31 Ориентация на экспорт энергоносителей являлась одним из приоритетов торговой политики Трампа наряду с сокращением дефицита торгового баланса. Предполагалось, что доказанные запасы нефти в США больше, чем у Саудовской Аравии. А запасы природного газа (включая сланцевый газ) столь значительны, что могут удовлетворить внутренний спрос и экспорт в течение ста лет при нынешнем уровне потребления.
32

Экспорт сжиженного природного газа ориентирован в первую очередь на Европу. «Европейские рынки являются обещающими, но могут оказаться сложными для импорта из США. Европейские страны импортируют большую часть природного газа по трубопроводам с Ближнего Востока и из России, ограничивая предложение более дорогого СПГ из США. Трубопроводная транспортировка СПГ дешевле международной поставки из США более высокая стоимость поставок СПГ делает его менее привлекательным для долгосрочных коммерческих контрактов», – отмечается в Экономическом докладе президента 2018 г.13 Отметим, что в настоящее время на долю СПГ приходится лишь 12% европейского потребления природного газа.

13. Economic Report of the President 2018. Wash., GPO, 2018. Available at: >>> (accessed 30.08.2020).
33 Энергетическая политика Трампа могла иметь серьёзные политические последствия. Принятый Сенатом закон о новых санкциях против России предлагает наказывать компании, инвестирующие в строительство трубопроводов для поставки энергоносителей, а также предписывает Белому дому продолжать сдерживание проекта «Северный поток 2», который финансируют европейские компании.
34 Несмотря на то что американские цены на СПГ слишком высоки, чтобы конкурировать с российским трубопроводным газом на европейском рынке, именно расширение поставок сжиженного газа являлось одной из целей торговой политики администрации. Трамп знал, что Европа зависит от российских поставок энергоресурсов. Он хотел, чтобы она стала зависеть от американских поставок.
35

Позиции РФ в мировой торговле

 

Россия не является членом ведущих интеграционных блоков, хотя на долю стран дальнего зарубежья (по классификации Федерального агентства по статистике) в первом полугодии 2020 г. приходилось 87% российского внешнеторгового оборота. Ведущее место во внешней торговле РФ занимают страны Евросоюза (39% всего внешнеторгового оборота). На долю СНГ, где Россия играет роль лидера, в 2020 г. было ориентировано лишь 12% российского внешнеторгового оборота. На страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), составляющего ядро СНГ в 2020 г. приходилось 8% внешнеторгового оборота РФ14.

14. Внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными торговыми партнёрами. Available at: >>> (accessed 30.08.2020).
36 Современная модель специализации России в мировой торговле базируется на экспорте энергоносителей, а также электроэнергии. При этом доля энергоносителей в торговле России с различными странами и регионами (США, Евросоюз, страны СНГ) универсальна, она составляет около 40% российского экспорта в соответствующие страны и регионы.
37

Топливно-сырьевая модель специализации России в мировой торговле сформировалась ещё в 1970–1980-е годы, но в последние десятилетия приобрела выраженный характер. Подобная специализация может приносить выгоды, в случае если экспортные цены растут, ресурсы безграничны, а население малочисленно (как в Саудовской Аравии или Кувейте). Вместе с тем, в условиях падающих цен на сырьё и энергоносители необходимо рациональное изменение профиля России в международном разделении труда с учётом имеющихся у нас других конкурентных преимуществ (например, научно-технических заделов в ряде областей).

38

Оценивая структуру российского импорта в целом, следует отметить, что она выглядит прогрессивно: ведущее место здесь занимают машины и оборудование (45,9% импорта), химические продукты (19%). При этом доля оборудования в импорте в последние годы имеет тенденцию к росту. Российские корпорации даже в условиях экономического спада и санкций Запада продолжают импортировать технологическое оборудование, строительную технику, грузовые и легковые автомобили, медицинское оборудование, компьютеры, комплектующие для их производства, офисное оборудование. В условиях санкций снизился удельный вес продовольствия в российском импорте, его доля составляет 13%15.

15. Ibidem.
39 Сравнивая позиции России и индустриальных стран в мировой торговле, следует иметь в виду, что сегодня наша страна занимает одну из нижних ступеней в принятой классификации мирохозяйственных позиций государств (страна – прогрессирующий экспортёр товаров). Подобное место в системе мирохозяйственных связей США занимали в начале ХХ века. Сегодня в этой классификации они занимают высшую ступень (страна – импортёр финансовых ресурсов, мировой банкир и инвестор). Для того чтобы пройти всю лестницу мирохозяйственных связей, России понадобится не одно десятилетие. Однако при разумной системе государственного регулирования экономики и обеспечении достаточной свободы предпринимательства этот путь может занять меньше времени, чем у других государств.
40 В перспективе российский экспорт сохранит топливно-сырьевую направленность. Поэтому первостепенная задача состоит в укреплении материально-технической базы соответствующих отраслей – нефтегазовой промышленности, металлургии, базовой химии, лесной промышленности.
41 Вместе с тем, имеются значительные возможности повышения эффективности топливно-сырьевого экспорта за счёт увеличения глубины переработки и улучшения качества вывозимых за рубеж сырьевых товаров и полуфабрикатов.
42 Преобладание топливно-сырьевых товаров в российском экспорте является отражением реальных и наиболее значимых в настоящее время конкурентных преимуществ России в международном разделении труда. Однако это не снимает вопрос о необходимости расширения и улучшения структуры вывоза, прежде всего за счёт повышения доли машинно-технической продукции и готовых изделий.
43 Поскольку именно по этим товарным позициям существует наиболее острая конкуренция на мировом рынке, необходимо найти свои ниши, опираясь на преимущества, которыми располагает Россия – собственная топливно-сырьевая база, относительная дешевизна и достаточная квалификация рабочей силы, научно-технические достижения в ряде отраслей.
44 Ограниченность финансовых ресурсов в условиях санкций Запада диктует необходимость сосредоточить усилия и средства на расширении экспортного потенциала оборонных отраслей. Необходимо также сосредоточить усилия на восстановлении позиций российского машинно-технического экспорта в платёжеспособные развивающиеся страны, прежде всего в государства АТР.
45 Проблемы экономической интеграции России в международное экономическое пространство обусловлены комплексом факторов, включающих в себя не только экономические, но и социально-политические. Рассмотрим эту проблему.
46 В настоящее время наблюдаются различные оценки потенциальных возможностей и оптимальных путей интеграции современной России в мировое экономическое сообщество и отдельные региональные экономические структуры. Большинство исследователей сходятся в том, что главным условием эффективности подобной интеграции должно служить устойчивое развитие российской экономики и повышение качества выпускаемой в нашей стране продукции, что позволит устранить доминирование сырья в экспорте.
47 По всей вероятности, в перспективе многие промышленные товары российского производства по качеству не смогут соответствовать стандартам ЕС и не будут в широком объёме поставляться на западноевропейский рынок.
48 Значительный интерес к российским энергоносителям проявляют сегодня ведущие страны Тихоокеанского региона: Япония, Китай, Южная Корея. Ряд российских товаров и технологий представляются вполне конкурентоспособными на рынках СНГ и ряда развивающихся стран. Так, доля машин и оборудования в экспорте России в страны АСЕАН в 2019 г. составляла около 40%. Сохраняется интерес к российской продукции в силу её невысокой цены в странах Центральной и Восточной Европы, несмотря на их вступление в ЕС.
49 Следует отметить важность такого фактора, как расширение совместного производства российского вооружения и увеличение его экспорта в ряд стран Азии, в первую очередь в Китай и Индию, которые в последние годы развиваются весьма успешно. То же можно сказать и о сотрудничестве в космической области, в том числе с ведущими странами Евросоюза.
50 Заинтересованность многих стран в тесном экономическом сотрудничестве с Россией обусловлена наличием в нашей стране научного потенциала и квалифицированной рабочей силы. В этом отношении в качестве примеров можно привести реализации на территории России целого ряда совместных с американскими и западноевропейскими фирмами проектов по созданию и внедрению нефтедобывающего оборудования, оборудования для чёрной металлургии, а также проектов в других областях промышленности и коммуникаций. Впрочем, в этой сфере можно скорее говорить о потенциальных возможностях, чем о достигнутых результатах, что во многом обусловлено необходимостью формирования в России благоприятного инвестиционного климата и совершенствования законодательства.
51 Внешним фактором, определяющим возможности интеграции России в мировое экономическое пространство, является наличие дискриминационных мер в отношении российского экспорта со стороны ведущих государств Запада. Обычно это аргументируется мифическими выигрышами России за счёт снятия ограничений. В последние годы в этой области предпринимаются попытки ввести дискриминационные меры в отношении российского экспорта металлов и некоторых других видов продукции в страны Европейского Союза и США.
52 Евросоюз исходит из убеждения, что Россия в силу особенностей своей экономики вынуждена торговать с Западной Европой на любых условиях. Руководство ЕС в процессе переговоров с Россией преследует вполне прагматическую цель – добиться наилучших условий доступа своих компаний на российский рынок.
53 Примером этого могут служить требования об ускоренном повышении внутренних российских цен на газ и его транспортировку, установление квот на импорт российского металла в государства ЕС, требования к вновь вступившим в эту организацию странам ограничить в своём импорте долю российских товаров.
54 Дискриминационные меры оказывают негативное влияние на развитие экономического сотрудничества России с Европейским Союзом. Вместе с тем, отсутствие каких-либо дискриминационных ограничений в торговле и иных формах экономического сотрудничества между Российской Федерацией и крупнейшими странами Азии – Китаем, Индией, другими крупными государствами АТР благотворно сказывается на развитии такого сотрудничества с этими государствами.
55 Тесно связано с предыдущим фактором, влияющим на полноценную интеграцию России в мировое экономическое хозяйство, и стремление ряда стран Запада поставить экономическое сотрудничество с Россией в зависимость от чисто политических причин: «поведения» России в международных конфликтах, например, в Сирии и на Украине, её отношений с «третьими станами» (Ираном, Северной Кореей, Кубой и др.), а также внутренней политикой современного российского руководства.
56 Так, Соединённые Штаты, несмотря на то что прошло уже шесть лет после известных событий на Украине, вводят всё новые санкции, ограничивающие экспорт в РФ высокотехнологичной продукции. Сохранение такого анахронизма свидетельствует о продолжении попыток со стороны руководства США влиять на внешнюю и внутреннюю политику России методами экономического давления.
57 Является аксиомой тот факт, что географическое положение той или иной страны оказывает заметное влияние на потенциальные возможности ее интеграции в международные региональные экономические структуры и Россия в этом отношении занимает уникально положение.
58 Трансконтинентальное положение России позволяет ей осуществлять пограничную и транзитную торговлю как с Евросоюзом, так и со странами АТЭС, а также с государствами Малой и Средней Азии, не говоря уже о государствах СНГ. То же можно сказать и о транспортном сообщении, строительстве газо- и нефтепроводов и иных подобных структур. Вместе с тем, эти уникальные географические условия в настоящее время используются не полностью, следует говорить лишь о большом потенциальном значении географического фактора развития экономической интеграции. Эти возможности могут быть реализованы благодаря строительству транспортных структур с привлечением иностранных инвестиций.
59 Ещё одним особым фактором, обеспечивающим возможности успешного развития международной экономической интеграции России, является наличие у неё значительных запасов нефти и газа. Экспорт энергоносителей на Запад играл важнейшую роль во внешней торговле Советского Союза. Похожая ситуация наблюдается и в современной России, которая по объёму добычи и разведанным месторождениям природного газа, каменного угля и нефти занимает одно из первых мест в мире.
60 В какой же степени экспорт энергоносителей способен обеспечить устойчивый рост российской экономики и развитие её интеграции в международных рамках?
61 Снижение цен на нефть, имевшее место в 2015–2020 гг., способствовало уменьшению стабильности российской экономики, снижению золотовалютных запасов России, росту дефицита её бюджета и заметному (примерно на 50%) падению экспорта и импорта в ценовом выражении. К этому добавилось и негативное воздействие западных экономических санкций в связи с украинскими событиями. Все эти факторы понизили инвестиционную привлекательность России.
62 Обратимся к внутренним факторам, влияющим на международную экономическую деятельность. Несомненно, важнейшим из них является структура современного народного хозяйства нашей страны, которая в конечном счёте и определяет основные направления интегрирования российской экономики в мировую. В современной экономической науке используются различные показатели, характеризующие структуру народного хозяйства и открытость экономики для международной интеграции. В отношении нашей страны необходимо остановиться на важнейших из них. Так, наиболее конкурентоспособными отраслями российской промышленности являются ресурсные: нефтяная, газовая, лесная и в меньшей степени энергетическая и металлургическая. Они и обусловливают основной экспорт из России. Также конкурентоспособными и имеющими экспортный потенциал можно считать оборонную, атомную, космическую, отчасти химическую промышленности, тяжёлое машиностроение.
63 Структура народного хозяйства России определяет возможности нашей интеграции в мировое экономическое пространство. Наряду с определёнными преимуществами, рассмотренными выше, она обусловливает и значительные трудности такой полноценной интеграции. Эти трудности могут быть преодолены в первую очередь путём совершенствования законодательства и привлечения внутренних инвестиций в реальный сектор экономики.
64 Оценивая потенциальные возможности и специфику участия России в мировой торговле, представляется возможным выделить сильные и слабые стороны нашей страны. К преимуществам внешнеэкономического характера следует отнести:
65

1. Важное место в мировом хозяйстве по запасам энергоносителей и минерального сырья, а также земельных, водных и лесных ресурсов, в налаженном экспорте этих товаров и заинтересованности многих государств мира в сотрудничестве.

2. Достаточно высокий научно-технический потенциал нашей страны в отдельных видах высокотехнологичной промышленности, особенно оборонной, космической и атомной, и наличие квалифицированных специалистов в этой области.

3. Выгодное географическое местоположение России как единственной трансконтинентальной державы, являющейся естественным связующим мостом между Европейским и Тихоокеанским регионами.

4. Сохраняющуюся в нашей стране экономическую и политическую стабильность; устойчивое, даже при отсутствии экономического роста, состояние экономики; наметившиеся положительные структурные сдвиги.

66 Вместе с тем, экономика России имеет существенные недостатки:
67

1. Невысокую по сравнению со странами Запада производительность труда и низкую конкурентоспособность большинства видов российских промышленных товаров.

2. Одностороннюю ориентацию экспорта, в котором преобладают энергоносители и различные виды сырья.

3. Значительное отставание технологичных отраслей экономики и сферы услуг.

4. Недостаточное развитие транспортных структур, особенно в восточных регионах нашей страны.

5. Несовершенство российского законодательства в экономической сфере, тормозящее развитие народного хозяйства и снижающее инвестиционную привлекательность нашей станы.

68 Следует также отметить перманентные попытки политических элит Запада оказывать экономическое давление на Российскую Федерацию с целью обеспечить усиление зависимости нашей страны от Запада, повлиять на её внешнюю и внутреннюю политику.
69 Таким образом, можно констатировать, что в настоящий период у России есть значительные потенциальные возможности для успешной и полноценной интеграции в мировое экономическое пространство и более активного участия в работе региональных экономических группировок. Для реализации этих возможностей необходимо проведение взвешенной экономической политики, способной обеспечить стабильный рост народного хозяйства, изменение его структуры, повышение конкурентоспособности российских товаров и достижения соответствующих договорённостей с экономическими партнёрами.
70 Для более активного участия России в мировой торговле необходимо правильно определить вектор регионального развития, выявить ключевые направления развития интеграционных связей.
71 Весьма важной для нашей страны является интеграция России с международными экономическими организациями Азиатско-Тихоокеанского региона. Эта интеграция позволяет развивать экономическую инфраструктуру азиатской части РФ, участвовать в разработке правил международной экономической деятельности в регионе, увеличивать долю продукции машиностроения и оборонных отраслей в общем объёме экспорта, диверсифицировать источники валютных поступлений от продажи энергоносителей и т.д. В настоящее время экономическое сотрудничество России с государствами АТЭС в силу ряда причин, в том числе и некоторых деструктивных действий нашей страны, находится на невысоком уровне по сравнению с потенциальными возможностями. При этом сотрудничество базируется, в первую очередь, на двусторонних соглашениях, что препятствует полноценной экономической интеграции в масштабах всего региона. Для разрешения этого противоречия необходимо предпринять реальные шаги по укреплению всей организации АТЭС и роли в ней России.
72 Весьма перспективным является участие России в деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в первую очередь, в выстраивании особых экономических отношений с Китаем. Деятельность этой структуры, обусловленная общими политическими интересами её участников, способна существенно ускорить их экономическую интеграцию по ряду особо перспективных направлений: транспорт, добыча и транспортировка энергоносителей, военно-техническое сотрудничество.
73 В настоящее время на экономическом пространстве СНГ наблюдается много признаков дезинтеграции. Переход бывших советских республик к рыночной экономике сделал невозможным сохранение единого экономического пространства в том виде, в котором оно существовало в СССР. Кроме того, различные подходы к трансформации национальных экономик в рыночные привели к неодинаковым уровням приближения к рынку даже в таких странах, как Россия и Белоруссия. Это связано с разницей их экономических законодательств и препятствует интеграции экономик.
74 Международная специализация отечественной экономики во многом объясняется её современными реальными возможностями и традиционно складывавшимися экономическими связями СССР с различными регионами мира. К сожалению, в наши дни ситуация в этой области обстоит не самым благоприятным образом: доминирование в экспорте, особенно в Европейский регион энергоносителей и другого сырья и поставки различной продукции машиностроения, в том числе атомной и оборонной, в ряд стран с развивающейся экономикой. Реальным выходом из подобной ситуации в перспективе может стать постепенная диверсификация отечественного экспорта, проводящаяся по двум основным направлениям: расширение номенклатуры экспорта традиционных продуктов от энергоносителей и металлов до образцов авиационной и космической техники, и повышение степени обработки идущего на экспорт сырья. Равным образом это относится к торговле технологиями и разного рода экспортным услугам.
75

Заключение

 

Возможности интеграции России в мировую экономику во многом обусловлены не только внешними причинами, но и экономической политикой самой России. В настоящее время не существует универсального направления усиления внешнеэкономических позиций страны. Это связано с относительной слабостью российской экономики и меняющейся международной политической и экономической ситуацией. В сложившихся условиях России следует вести «прагматическую» политику: пользоваться улучшением отношений с любым из интеграционных блоков с целью заключения выгодных долгосрочных экономических договоренностей.

76 Не следует строить иллюзий относительно особой заинтересованности Запада в развитии торгово-экономических связей с Россией. Переоценка реальных возможностей в этом отношении тормозит разработку комплекса нормативно-правовых, институциональных и организационных мер, направленных на создание общепринятых условий условий для широкого выхода России на международный рынок и привлечения иностранных предпринимателей и инвесторов на российский рынок. Нельзя при этом выпускать из виду, что на международном рынке товаров, услуг, капиталов и технологий существует жёсткая конкуренция, и Россия с её экономической нестабильностью не является привлекательным партнёром.
77 На Западе не преодолен подход к экономическим отношениям с Россией как с потенциальным конкурентом. До сих пор не отменены ограничения в различных сферах связей с Россией, введённые много лет назад. Одобряются новые санкции, продиктованные политическими мотивами.
78 Вместе с тем нельзя упускать из виду, что наши торговые партнёры рассчитывают на более широкий и не дискриминационный допуск на российский рынок, на максимально свободный обмен товарами, услугами и капиталами. Поэтому со всей актуальностью стоит задача поэтапного движения к более открытой экономике и завершения структурных реформ в России. Это позволит нашей стране извлечь максимальные выгоды от участия в мировой торговле.

References

1. World Economic Outlook Growth Projections. World Economic Outlook, April 2020. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/04/14/weo-april-2020 (accessed 30.08.2020).

2. NAICS Total All Merchandise Export to Russian Federation. Available at: http://tse.export.gov/TSE/ChartDisplay.aspx (accessed 30.08.2020).

3. ES eschyo na polgoda prodlila sanktsii protiv Rossii. Available at: www.rbc.ru/politics/10/09/2020/5f5a37e39a79478a3701bad5 (accessed 10.09.2020).

4. WTO Short-term Trade Statistics, 18.09.2020. Available at: http://wto.org/english/res_e/statis_e/update/quarterly (accessed 10.09.2020).

5. Ibidem.

6. NAICS Total All Merchandise Export to United States. Available at: http://tse.export.gov/TSE/ChartDisplay.aspx (accessed 30.08.2020).

7. Trade Statistics Express Available at: http://tse.export.gov/TSE/HTMLOnlyTableDisplay.aspx (accessed 30.08.2020).

8. U.S. National Security Strategy 2017. Wash., GPO, 2017. Available at: www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (accessed 30.08.2020).

9. 2020 Trade Policy Agenda and 2019 Annual Report of the President of the United States. Wash., GPO, 2020 Available at: https://ustr.gov/sites/default/files/2020_Trade_Policy_Agenda_and_2019_Annual_Report.pdf b (accessed 30.08.2020).

10. Bipartisan Congressional Trade Priorities and Accountability Act of 2015 (P.L. 114-26) Available at: https://www.congress.gov./114/PLAW-114publ26.pdf (accessed 30.08.2020).

11. Economic Report of the President 2019. Wash., GPO, 2019. Available at: www.congress.gov/116/crpt/srpt58/CRPT-116srpt58.pdf (accessed 30.08.2020).

12. Ibidem.

13. Economic Report of the President 2018. Wash., GPO, 2018. Available at: www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2018/02/ERP_2018_Final-FINAL.pdf (accessed 30.08.2020).

14. Vneshnetorgovyj oborot Rossijskoj Federatsii s osnovnymi torgovymi partnyorami. Available at: https://rosstat.gov.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/155.htm (accessed 30.08.2020).

15. Ibidem.