Кризис 2020 г. в США: испытание экономической модели
Кризис 2020 г. в США: испытание экономической модели
Аннотация
Код статьи
S207054760011707-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Супян Виктор Борисович 
Должность: Профессор
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена анализу причин и последствий экономического кризиса в США, начавшегося весной 2020 г. Так, рассмотрены причины кризиса, которые состояли, во-первых, в накоплении внутренних диспропорций в экономике и, во-вторых, в распространении пандемии короновируса в США и в мире в целом.

Показано, что предпосылки кризиса начали проявляться уже в 2019 г. после необычно длительного одиннадцатилетнего периода циклического подъёма. Продолжавшийся замедленный экономический рост давал основания надеяться на неглубокий, «мягкий» спад в экономике. Однако пандемия короновируса привела к резкому нарастанию кризисных проявлений в экономике – к падению ВВП, сокращению внутренних инвестиций и потребительского спроса и к масштабному росту безработицы. Таким образом, «двойной» кризис стал не только циклическим, но и во многом был вызван политикой государства, которая, стремясь не допустить распространение пандемии, ограничивала экономическую деятельность. Государство, проводя политику социального дистанцирования и самоизоляции одновременно пошло на беспрецедентные меры по поддержке населения и бизнеса, оцениваемые в 3 трлн долларов

Существующие тенденции в экономике и в эпидемиологической обстановке в США не дают оснований для оптимистических прогнозов о быстром выходе из кризиса. В ближайшие два года – 2020 и 2021 гг. в США будет иметь место заметное падение ВВП (около 6%) и его медленный рост в краткосрочной перспективе. При этом потребительские расходы и частные инвестиции будут сокращаться, безработица сохранится на высоком уровне в 10–11%.

Показаны различия кандидатов в президенты США в подходах по преодолению кризиса и экономическому развитию. Если Д. Трамп уповает прежде всего на рыночные силы экономики и снижение налогов, то кандидат демократов Д. Байден более склонен к государственным мерам поддержки экономики.

Отмечаются долгосрочные последствия кризиса структурного характера. В частности, будет нарастать перевод офисных работников на дистанционный режим работы. Те же тенденции будут присутствовать и в розничной торговле, а также в образовании. Можно ожидать усиление роли государства в американском здравоохранении, явно не справившемся с распространением с пандемией.

 

Ключевые слова
США, ВВП, экономический кризис, безработица, пандемия, роль государства в экономике, предвыборные позиции кандидатов в президенты
Классификатор
Получено
12.08.2020
Дата публикации
25.09.2020
Всего подписок
25
Всего просмотров
5383
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1

Введение

 

2020 год стал годом серьёзнейшего испытания для американской экономической модели как с точки зрения функционирования хозяйственного механизма, так и с точки зрения реакции государственных институтов на возникшие вызовы. Речь идёт о «двойном» кризисе, начавшемся в стране в конце I квартала 2020 г. С одной стороны, это был давно ожидавшийся циклический кризис, с другой – экономический кризис, вызванный короновирусной пандемией. Пожалуй, впервые в новейшей экономической истории США циклический кризис, обусловленный накопленными диспропорциями в экономике, был резко усугублён сознательными действиями государства, направленными на ограничение эпидемии и приведшими к закрытию многих предприятий в различных отраслях экономики.

2

Причины и масштабы кризиса

 

Предпосылки кризиса явственно проявились уже в 2019 г. Кризису предшествовал самый длительный с 1854 г. период экономического подъёма – 128 месяцев подряд, то есть почти 11 лет. Заметим, что в среднем обычный или так называемый нормальный цикл, включая все его фазы – падения, оживления и подъёма, длится 8–10 лет. Весь 2019 г. наблюдалось замедление темпов экономического роста – с 2,9% в 2018 г. до 2,3% в 2019 г. Темпы прироста инвестиций в основной капитал сократились за год с 6,4% до 2,1%, упали темпы прироста личных потребительских расходов – с 3,0% до 2,6%.

3 Вместе с тем эти и другие показатели демонстрировали рост, хотя и снижающийся. Ухудшились показатели экономической динамики в материальном производстве, особенно в промышленности и жилищном строительстве. Предполагалось, что назревший кризис можно было «спустить на тормозах», используя разнообразные методы государственного экономического регулирования, не допустив заметного и резкого спада.
4

Однако ситуацию кардинально изменила начавшаяся в марте-апреле 2020 г. пандемия короновируса, охватившая всю территорию страны. США с большим отрывом от других государств занимают первое место по масштабам пандемии – более 5,9 млн случаев заражений, с уровнем смертности более 182 тыс. человек, по данным на июль 2020 г.1 Государство, пытаясь снизить распространение пандемии не сразу, но в итоге достаточно последовательно начало фактически ограничивать экономическую деятельность в стране, проводя политику социального дистанцирования, самоизоляции и принудительного закрытия предприятий во многих отраслях экономики. Произошло резкое сокращение спроса и снижение производства вследствие приостановки деятельности предприятий, снижение потребления населения. В результате в I квартале 2020 г. ВВП в реальном выражении сократился на 5,0% по сравнению с ростом в 2,1% в IV квартале 2019 года2.

1. World Health Organization. Data and Statistics >>>

2. News Release. Gross Domestic Product 1st Quarter 2020 (Third Estimate), Corporate Profits. 1st Quarter 2020 (Revised Estimate) ( >>> -quarter-2020-third-estimate-corporate-profits-1st-quarter-2020)
5

При этом валовые внутренние инвестиции сократились в I квартале на 5,9%. Только за первые два месяца кризиса – март и апрель – потребительские расходы населения в сфере общественного питания сократились на 50%, на одежду – на 89%, на мебель – на 66%. Во II квартале 2020 г. реальный ВВП сократился на 31,7% в годовом выражении.3

3. BEA. Bureau of Economic Analyses. News Release. Gross Domestic Product, Second Quarter 2020 (Second Estimate), Corporate Profits, Second Quarter-2020 (Preliminary Estimate) >>> 
6 Кризис затронул практически все сферы и отрасли экономики. Среди лидеров по падению производства и занятости – общественное питание. Особое место в экономике США занимает именно общественное питание, где занято более 15 млн человек (около 10% всей рабочей силы США). С учётом обеспечивающих отраслей к этой цифре надо прибавить ещё около 2 млн человек. Ясно, что в условиях неопределённости в плане распространения пандемии, быстро потребительский спрос в этой сфере восстановиться не сумеет.
7

Также масштабные потери в доходах и занятости понесли такие отрасли, как туризм, рекреационные услуги и транспорт, здесь в среднем потери в доходах превысили 40%. Достаточно серьёзное положение и в реальном секторе экономики. Некоторые крупные корпорации, например «Эппл» (Apple), «Майкрософт» (Microsoft), были вынуждены частично приостановить производство из-за разрыва производственных цепочек, прежде всего с Китаем, а также из-за падения спроса. Собственно, падение спроса, в том числе на товары длительного пользования, ударило по всем отраслям экономики, так, в жилищном строительстве количество новостроек упало только с февраля по апрель на 43%. Объём продаж жилых домов в апреле 2020 г. составил 75% к уровню февраля. Инвестиции в жилищное строительство начали сокращаться ещё до кризиса – на 1,5% в 2018 г. и на 1,5% в 2019 г., но подлинный обвал случился в 2020 г., когда объём инвестиций в жилищное строительство сократился на 29,7%.

8 В целом частные прямые инвестиции в 2020 г. упали почти на 25%. Низкий спрос в 2020 г. и, вероятно, в 2021 г. не позволит им восстановить предкризисный уровень.
9 Катастрофические масштабы приняло сокращение занятости. Только за первые два месяца кризиса занятость упала на 20 млн человек. Почти 50% тех, кто трудился в общественном питании, рекреационных услугах и на транспорте, потеряли работу. В среднем в материальном производстве занятость сократилась на 10%.
10 В преддверии кризиса темпы роста занятости уже начали сокращаться. Так, в 2019 г. число новых рабочих мест увеличилось на 170 тыс. по сравнению со 192 тыс. годом раньше. В среднем в 2020 г. сокращение числа рабочих мест превысило 1,5 млн. Уровень безработицы достиг в среднем 14%. В сфере гостиничных и рекреационных услуг занятость в марте-апреле 2020 г. сократилась с 17 млн до 9 млн человек, то есть почти в 2 раза. Как обычно в кризисные периоды, наиболее высокие показатели безработицы фиксировались у афроамериканцев (15,4%), испаноязычных американцев (14,5%) и среди молодёжи в возрасте 16–19 лет (23,2%). Ещё 8 млн человек покинули рабочую силу, то есть не предпринимали попыток поиска работы.
11 Как и вся экономика под ударом оказалась и внешняя торговля. Экспорт перестал расти уже в 2019 г., в 2020 г. он сократился почти на 15%. Ещё больше пострадал импорт – падение составило более 17%.
12 Мощнейшее давление испытывает бюджетная система США. Если в 2019 фин. г. бюджетный дефицит составлял около 1 трлн долл., то только за первые 10 месяцев 2020 фин. г. он превысил 2,8 трлн долл. По итогам финансового года бюджетный дефицит ожидается в размере 3,7 трлн долл., то есть достигнет 18% ВВП.
13 Рост дефицита бюджета обусловлен как катастрофическим падением производства и соответственно резким падением поступлений налогов в бюджет, так и теми мерами поддержки экономики и населения, которые было вынуждено предпринять государство. Федеральное правительство и Конгресс США в качестве мер борьбы с распространением пандемии использовали несколько основных мер. Первое, что заметно повлияло на углубление экономической рецессии – это режим социального дистанцирования и самоизоляции, то есть режим пребывания дома, приведший к закрытию многих предприятий, прежде всего в сфере услуг. Собственно право не принятия такого рода решений было передано штатам. При этом федеральное правительство пошло на беспрецедентные меры финансовой поддержки населения. Было выделено 2,2 трлн долл., которые использованы по трём основным направлениям. Первое направление предполагает финансирование сферы здравоохранения, в частности, расширение производства и использования аппаратов искусственной вентиляции лёгких, дезинфицирующих средств и масок, разработку лекарств и вакцины, развёртывание временных госпиталей. На эти цели выделено 400 млрд долл., включая 150 млрд в качестве помощи больницам штатов. Второе направление предполагает оказание индивидуальной финансовой помощи потерявшим работу, а также всем гражданам. На эти цели ассигновано 500 млрд долл., которые пошли на пособия по безработице и прямые выплаты американцам. В соответствие с данным направлением поддержки семья из двух человек получает 2400 долл. и 500 долл. дополнительно на каждого ребенка. Третье направление включает экономическую помощь, в том числе субсидирование и кредиты для малого бизнеса в размере 350 млрд долл. и 500 млрд – на поддержку крупных корпораций. По мнению многих экспертов, этих мер будет явно недостаточно. Потребуются дополнительные стабилизационные меры, стоимость которых оценивают в 6,3 трлн долл., что приближается к 30% ВВП. Это, в свою очередь, приведёт к росту масштабов финансовых заимствований и к росту государственного долга. В нынешней ситуации, вероятно, государство пойдёт по традиционному пути, противоположному тому, который проводился после кризиса 2008–2009 гг. (политика так называемого количественного смягчения, то есть выкуп облигаций и вбрасывание денег в экономику через банковскую систему). В нынешней борьбе с кризисом будет скорее проводиться политика продажи облигаций Казначейства и получения таким образом средств в бюджет для финансирования программ поддержки населения и бизнеса.
14 Всё это может привести к усилению роли государства в экономике, по крайней мере, на обозримый среднесрочный период, что, безусловно, противоречит концептуальным постулатам Д. Трампа. Эксперты полагают, что в нынешней ситуации возможно возвращение к идее принятия программы развития транспортной инфраструктуры стоимостью 2 трлн долларов. Эта инициатива, выдвинутая Д. Трампом ещё на этапе первой президентской предвыборной компании в 2016 г., была затем заблокирована демократами. С целью выхода из кризиса 2020 г. эта идея, являющаяся по сути чисто кейнсианским проектом и похожая на программу общественных работ, реализованную президентом Ф. Рузвельтом, вполне может быть реанимирована в качестве средства стимулирования экономики и средства борьбы с безработицей.
15

Перспективы и прогнозы

 

Существующие прогнозы на течение кризиса и выход из него, во-первых, весьма неутешительны, а во-вторых, достаточно неопределённы. Об этом, в частности, говорит профессор Филлип Швейгел, директор Бюджетного управления Конгресса США. Он связывает неопределённость экономических прогнозов со всё ещё большой неясностью перспектив окончания пандемии, а также с влиянием политики социального дистанцирования и в целом политики и возможностями влияния государства на по сути «двойной кризис» – очередной циклический и пандемический4.

4. US Economy Faces Long-Term Recovery. CBO Says. New York Times. July 1, 2020 >>>
16 Бюджетное управление Конгресса США прогнозирует, что нынешний кризис будет стоить американской экономике 16 трлн долл. в течение ближайших 10 лет. С поправкой на инфляцию в реальном выражении «цена» кризиса составит 7,9 трлн долл., или 3% ВВП за период 2020–2030 годы.
17

По прогнозу консалтинговой компании Делойт энд Туш в 2020 г. ВВП сократится на 7%. Примерно такие же оценки приводит и Бюджетное управление Конгресса – 5,6%.Согласно другим прогнозам в ближайшие годы предполагается экономический рост в 3–5%, что вполне ожидаемо после столь глубокого падения5. Заметим, что даже в 2021 г. потребительские расходы населения продолжат сокращаться – до 3% согласно прогнозам. Не будут расти и частные прямые инвестиции – по итогам 2020 г. они сократятся на 24,6%, в 2021 г. – ещё на 5,1%. Лишь последующие годы продемонстрируют устойчивый рост этого важнейшего показателя – увеличение на 12,8% в 2020 фин. г. и на 11,6% – в 2023 фин. году.

5. US Economic Outlook for 2020 and Beyond. The Balance >>> 
18

Негативные тренды на ближайшие два года сохранятся и в других сферах экономики. Так, в жилищном строительстве отрицательные темпы прироста прогнозируются как на 2020, так и на 2021 фин. г. (соответственно -29,7% и -25%), во внешней торговле сохранится падение как экспорта (на 4,7% в 2020 г. и на 3% – в 2021 г.), так и импорта (на 17,3% в 2020 г., на 1% – в 2021 фин. г.). Прогнозируется высокий уровень безработицы – 9–11% в 2020 фин. г. и 6–9% в 2021 фин. году6.

6. Jeremy Weltman ECK Survey Results Q2 2020. Covid Crisis increases the economic and Political Risks for US, Europe and EM. >>>; Congressional Budget Office. Interim Economic Projections for 2020 and 2021 >>>
19 В своих экономических предвыборных программах 2020 г. оба претендента на пост президента США – Д. Трамп и Дж. Байден выдвигают амбициозные цели. В их подходах к преодолению кризиса и к экономическому развитию есть немало схожего, но есть и существенные различия.
20 Так, президент Д. Трамп выступает с проектом перестройки инфраструктуры США (дороги, мосты, аэропорты и пр.). На эти цели он намерен потратить 2 трлн долл. Схожая позиция по перестройке инфраструктуры страны есть и у кандидата демократов Д. Байдена, на что он готов потратить 1,2 трлн долл. Его цели в инфраструктурном проекте имеют отличия от целей Трампа – Байден делает упор на расходы на научные исследования и инновации (400 млрд долл.), модернизацию школ (100 млрд долл.), ремонт дорог и мостов (50 млрд) и развитие сельских районов (10 млрд долл.). Реализация таких целей, конечно, будет способствовать преодолению кризиса.
21 Заметны различия в подходах кандидатов к федеральному бюджету. Подходы Трампа зиждутся на принятом в 2017 г. законодательстве о снижении налогов, призванном стимулировать деловую активность. Байден намерен увеличить максимальную ставку подоходного налога на богатых с нынешних 37% до 39,6%, а максимальную ставку налогообложения корпораций увеличить с 21% до 28%. Байден также планирует распространить налоги по линии социального страхования на доходы свыше 400 тыс. долл. в год, ввести налоги на прирост капитала и дивиденды.
22

В сфере здравоохранения Трамп, как известно, пытается отменить принятый при президенте Обаме закон «О доступном здравоохранении», он предполагает сократить в 2021 г. расходы на медицинскую программу лиц с низкими доходами «Медикейд» (Medicaid) на 900 млрд долл., на медицинскую программу помощи пенсионерам «Медикэр» (Medicare) – на 450 млрд долл. Байден, напротив, привержен этому закону и намерен ввести систему государственного медицинского страхования, в качестве одного из вариантов медицинского обслуживания.

23 В области занятости Трамп ориентируется на создание рабочих мест частным сектором, Байден – в том числе, с помощью своих инфраструктурных проектов. Он также намерен поднять минимальный уровень заработной платы с 7,25 долл. до 15 долл. в час. В области внешнеэкономических связей усилия Трампа будут направлены на сокращение торгового дефицита и возвращение рабочих мест в США, на экономическое сдерживание Китая. Байден имеет схожие цели, считая, что конфронтация с Китаем на двустороннем уровне не достигает своих целей. Необходимо, он полагает, создавать альянсы с союзниками, чтобы не допустить превосходства Китая в интеллектуальной сфере и в мировой экономике.
24 В вопросе об изменении климата Трамп не разделяет экологически ориентированные теории и всячески поддерживает добычу традиционного минерального топлива. Байден, напротив, уделяет большое внимание альтернативным источникам энергии и защите окружающей среды. Он планирует построить 500 тыс. станций по всей стране для зарядки электромобилей.
25 В области образования Трамп планирует сократить бюджетные расходы на Министерство образования на 66 млрд долл. в 2021 фин. г., то есть на 7,6% по сравнению с 2020 г. В планах Байдена – аннулировать часть студенческих долгов в размере 10 тыс. долл. на одного студента, а также погасить студенческие долги для молодёжи из низкодоходных семей (с доходом до 125 тыс. долл. в год).
26 Нынешний «двойной» кризис может иметь более долгосрочные последствия структурного характера. Они могут иметь как позитивный, так и негативный вектор. В частности, будет нарастать перевод многих офисных работников на дистанционный режим работы. Собственно, процесс этот не новый, он происходит уже многие годы под влиянием научно-технического прогресса. Кризис 2020 г. стал мощным триггером ускорения этого процесса. С одной стороны, это приведёт к экономии издержек во многих компаниях, с другой – к росту безработицы административно-вспомогательного персонала. Связанное с этим негативное последствие – сокращение спроса на коммерческую недвижимость, возможное перепрофилирование коммерческих площадей.
27 Ещё одно прогнозируемое последствие – переход значительной части розничной торговли на режим онлайн. Соответственно и в этом случае ожидаем рост безработицы в торговле и избыток коммерческих площадей.
28 Третье долгосрочное последствие – сфера образования. Здесь тоже давно обозначилась тенденция перехода на онлайн-формат, кризис лишь ускорил наметившиеся ранее тенденции. В то же время в этой сфере всё не так однозначно. Конечно, дистанционное образование даёт возможность довести до студентов мнения лучших профессоров и экспертов. Однако фактор личного общения студентов с преподавателями и друг с другом вряд ли изменит кардинально нынешний облик системы образования. Университетские кампусы сохранят свою роль как центры образования и науки.
29 Можно предположить, что в сфере здравоохранения произойдёт усиление роли государства. Пандемия 2020 г. выявила очевидные слабости американской системы здравоохранения – она оказалась явно не готова противостоять массовой эпидемии на национальном уровне. В США действует только три программы государственной медицинской помощи – для ветеранов-военнослужащих, для людей с низкими доходами и для пенсионеров. Ими охвачено только 35–36% населения, остальные имеют частную страховку, а 9% не застрахованы вообще. Можно предположить, что будут предприняты определённые шаги, чтобы скорректировать рыночную модель здравоохранения либо на федеральном уровне, либо на уровне штатов.
30

Заключение

 

Неопределённость сроков окончания пандемии не позволит делать однозначные прогнозы относительно сроков преодоления экономического кризиса. Понимая, что экономике некуда отступать, американские власти постепенно снимают ограничения на ведение бизнеса. Ясно одно – этот кризис весьма необычен и его преодоление зиждется не только на традиционных рыночных механизмах выхода из спада и на используемых государством стимулах, но зависит и от факторов, пока не очень подвластных науке и человеку.

Библиография

1. World Health Organization. Data and Statistics (https://www.who.int/hivl/data/en/)

2. News Release. Gross Domestic Product 1st Quarter 2020 (Third Estimate), Corporate Profits. 1st Quarter 2020 (Revised Estimate) (http://bea.gov/news/2020/gross-domestic-product-1st-quarter-2020-third-estimate-corporate-profits-1st-quarter-2020)

3. BEA. Bureau of Economic Analyses. News Release. Gross Domestic Product, Second Quarter 2020 (Second Estimate), Corporate Profits, Second Quarter-2020 (Preliminary Estimate) (http://bea/gov/news/2020/gross-domestic-product-2nd-quartter-2020-second-estimate-corporate-profits-second-quarter-2020)

4. US Economy Faces Long-Term Recovery. CBO Says. New York Times. July 1, 2020 (nytimes.com/2020/06/01/business/stock-market.html)

5. US Economic Outlook for 2020 and Beyond. The Balance (https://www. thebalance.com/us-economic-outlook-3305669#:test=8%EF%BB%BF)

6. Jeremy Weltman ECK Survey Results Q2 2020. Covid Crisis increases the economic and Political Risks for US, Europe and EM. (Euromoney.com/articlt/b1mfm.2pdfwr765/ecr-survey-results-g2-2020-covid-crisis-increase-the-economic-and-political-rishs-for-us-japan-europe-and-ems); Congressional Budget Office. Interim Economic Projections for 2020 and 2021 (Cbo.gov/publications/56368)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести