Retirement Savings under coronavirus pandemic challenges in U.S.
Table of contents
Share
Metrics
Retirement Savings under coronavirus pandemic challenges in U.S.
Annotation
PII
S207054760011674-8-1
DOI
10.18254/S207054760011674-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Evgeny Emelianov 
Occupation: Senior researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The outbreak of coronavirus pandemic has presented a serious challenge for economics, social institutions; and strengthened risks for pension funds in particular. The previous dynamics of pension funds all over the world showed different approaches to retirement savings and the regulation of their investment by national governments. The economic consequences of coronavirus pandemic show big stress for the pensions industry in the Unites States as well as in other countries. Wild market swings have challenged pension asset managers, but the diversification of the asset bases is an important but not the only issue of the day. The current situation reinforced many other points. Widespread job losses and business closures threaten pension plans revenues of future retirees. At the same time the economic downturn would cut the ability of Americans for bigger pension contributions.

Keywords
retirement savings, US, government regulation, coronavirus pandemic
Received
11.08.2020
Date of publication
25.09.2020
Number of characters
25171
Number of purchasers
3
Views
45
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

Пандемия коронавируса COVID-19 привела к обострению проблем по целому ряду направлений развития социальной защиты населения в Соединённых Штатах, в том числе стала тестом на устойчивость накопительных пенсионных систем. В кризисные для национальных экономик периоды такие системы сталкиваются с повышенными инвестиционными рисками и уменьшающимися суммами собранных взносов.

2

Об этом говорят и последствия глобального экономического кризиса конца первого десятилетия текущего века, которые отразились на функционировании пенсионных фондов большинства стран мира. В 2007 г. пенсионные фонды Соединённых Штатов потеряли четвёртую часть своих активов, объём которых сократился с 11 173 млрд долл. в 2006 г. до 8 688 млрд долл. в 2007 г. и лишь в 2012 г. (12 129 млрд долл.) превысил уровень 2006 года1. Другим странам для восстановления позитивной динамики функционирования пенсионных фондов после мирового кризиса 2008–2009 гг. также потребовалось немало времени и усилий по пересмотру их инвестиционной политики. Хотя финансово-экономический кризис нанёс серьёзный урон накопительным пенсионным системам, большинство стран сохранили накопительную модель в своей системе пенсионного обеспечения; а США прочно держат мировое лидерство по объёму активов пенсионных фондов.

1. Pension funds assets. OECD. Pensions at a glance. OECD. November 2019. >>> 
3 В начале третьего десятилетия этим фондам, наряду с разнообразными вопросами адаптации политики инвестирования пенсионных средств к новой реальности, предстоит столкнуться с переоценкой отношения американцев к разным видам пенсионных планов и, прежде всего, с установленными взносами, по которым ответственность несёт будущий пенсионер.
4

Коронавирусный тест

 

Растущее участие американцев «в накопительных пенсионных планах призвано в долгосрочной перспективе увеличить доходы пенсионеров. Уже сегодня восемь из десяти работников ожидают, что на пенсии они получат доход в рамках сберегательных планов по месту работы»2 – так считали американцы незадолго до пандемии, в условиях экономического роста, увеличения доходов домохозяйств, беспрецедентно низкой безработицы.

2. Лебедева Л.Ф. Социальные ориентиры администрации Д. Трампа и их восприятие в американском обществе // США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. № 6. С. 5-19. DOI: 10.31857/S268667300009767-3
5 Ускорение постарения населения, рост числа лиц пенсионного возраста, приходящихся на число лиц трудоспособного возраста, а также прогнозируемое или уже зафиксированное превышение расходов на пенсионные выплаты над поступлениями в государственных распределительных пенсионных системах, стимулируют создание альтернативных вариантов пенсионного обеспечения. Накопительные пенсионные планы обычно дополняют систему выплат пенсионерам из поступивших взносов работающих граждан.
6 Инвестиции пенсионных накоплений показали свой потенциал как механизма обеспечения пенсионеров ещё в прошлом веке. Кроме того, возрастающий объём взносов и доходов от инвестиций стал значительным источником долгосрочных предсказуемых инвестиций в национальную экономику.
7 Широкое распространение и усиление роли накопительных схем в Соединённых Штатах объясняются разнообразными факторами, которые связаны как с демографическими изменениями, с высокой предпринимательской активностью населения; развитым финансовым рынком, так и с нарастающими проблемами финансирования государственной распределительной пенсионной системы, когда приток взносов не успевает за более быстро увеличивающимися объёмами выплат пенсионерам.
8

В 2018 г. в США впервые с середины 1980-х годов расходы государственного фонда пенсионного страхования и на случай потери кормильца превысили поступления на 22,4 млрд3 при прогнозируемом дальнейшем росте дефицита.

3. SSA government policy. OASI. November 2019. >>>
9

Стремление ослабить зависимость содержания пенсионеров от взносов ныне работающих граждан, диверсифицировать источники финансирования пенсионных выплат способствовало в Соединённых Штатах широкому развитию накопительных систем.

10

США стали страной с одной из наиболее длительных историй дополнения государственных гарантированных пенсий добровольными частными накоплениями. К концу второго десятилетия свыше половины населения США в возрасте 15–64 лет были охвачены накопительными планами, в том числе 44% по месту работы, 19% – индивидуальными планами4, а некоторые американцы и теми, и другими.

4. Pensions at a Glance 2019. OECD. November 2019.
11 Последствия распространения эпидемии COVID-19, а также ограничений жизнедеятельности, связанной с межличностными контактами; введения социального дистанцирования в борьбе с коронавирусом привели к скачкообразному росту рисков инвестирования пенсионных накоплений и одновременно к переоценке возможностей увеличения (или хотя бы сохранения на прежнем уровне) новых взносов и доступа к накопительным схемам. По оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в I квартале 2020 г. активы пенсионных фондов стран ОЭСР уже снизились на 8% в сравнении с 2019 г., когда был отмечен рост их объёма на 14% относительно 2018 года.
12 Сложившаяся ситуация поставила под угрозу инвестиционный доход пенсионных фондов и стабильно растущий приток взносов. Синхронизация падения доходов от инвестиций и регулярных взносов участников в условиях неопределённости восстановления и необходимости учёта эпидемиологического фактора в деятельности пенсионных фондов может привести к ещё более неблагоприятным последствиям для их функционирования в сравнении с теми, что институциональные инвесторы пережили в период глобального кризиса.
13 Период восстановления в начале второго десятилетия при высокой волатильности на финансовых рынках протекал у пенсионных фондов сложно и крайне неравномерно. У многих из них динамика доходов начала показывать рост лишь с 2012 г. В течение последующего периода на уровне национальных регуляторов и отдельных пенсионных фондов были внесены изменения в условия инвестирования пенсионных средств, распределение рисков между учредителями и участниками пенсионных планов. В Соединённых Штатах был отмечен наибольший рост числа пенсионных планов с установленными взносами, по которым основной риск несёт участник.
14 Данные за 2019 г. давали основания для оптимистичного настроя: в 29 странах уровень доходности инвестиций пенсионных фондов превысил 5%, а в 13 из них – 10%, в том числе в США – 10,1%.
15 Однако пандемия коронавируса COVID-19 с сопровождающими её ограничениями и последствиями для экономической динамики нарушила тренд доходности и увеличения активов пенсионных фондов в последние годы.
16

Предварительные оценки показывают снижение активов пенсионных фондов по странам ОЭСР к концу I квартала до 29,8 трлн долл., или на 8%, в сравнении с 32,3 трлн долл. в 2019 г.5 Эти оценки базируются в основном на данных пенсионных фондов США, Канады, Великобритании, Нидерландов, Австралии, Японии, Швейцарии, на которые в конце 2019 г. приходилось 90% активов пенсионных фондов стран ОЭСР, а также на расчётах фондов в других странах с учётом пропорции их инвестиций в акции, облигации, и изменений на рынках в I квартале 2020 года.

5. Pension Funds in Figures. OECD. June 2020. >>>
17

Под ударом пандемии оказались пенсионные накопления миллионов участников накопительных планов. В Соединённых Штатах, по оценке международного рейтингового агентства Муди’с инвесторс сервис (Moody’s investors service) на конец марта, только пенсионные фонды на уровне штатов и местных органов власти потеряли один триллион доллар на падении рынка, начавшемся в феврале6. Их финансовое положение ухудшилось до самого низкого уровня по крайней мере за три десятилетия.

6. US state pension system hit hard by coronavirus pandemic >>>
18

Активы и структура инвестиций пенсионных фондов

 

В преддверии пандемии пенсионные фонды США аккумулировали активы в объёме 18,75 трлн долл., или 58% всех активов стран ОЭСР, более чем в 5 раз опережая по этому показателю следующую за ними Великобританию и более чем в 10 раз каждую из других стран – лидеров по объёму активов пенсионных фондов (табл. 1).

19

Таблица 1

Страны ОЭСР с активами пенсионных фондов более 200 млрд. долл.*

 

 

Страны Объём активов пенсионных фондов Доля активов пенсионных фондов, % ВВП
США 18 750,788 87,5
Великобритания 3 582,910 123,3
Австралия 1 779,374 132,0
Нидерланды 1 746,262 191,4
Канада 1 531,845 89,1
Япония 1 443,125 28,4
Швейцария 1 018,080 141,1
Германия 285,522 7,4
Израиль 259,905 63,8
Мексика 225,519 17,5
Страны ОЭСР 32 270,567 60,1
20

*Предварительные данные за 2019 г.

21

Источник: Pension Funds in Figures. OECD. June 2020. Тable 1. Assets in pension funds and all retirement vehicles in 2019 (preliminary)

22

Активы пенсионных фондов, как показано в таблице 1, превышают 1 трлн долл. в семи странах; а следующие за ними страны значительно уступают лидерам, в том числе Германия, Израиль, Мексика с активами более 200 млрд долл. Из стран, не входящих в ОЭСР, по объёму активов пенсионных фондов выделяется Бразилия (218,4 млрд долл.). При рассмотрении активов пенсионных фондов относительно ВВП наблюдается варьирование от 0,1% (Пакистан) до 191,4% (Нидерланды)7. Активное развитие пенсионных накопительных планов в США связано в том числе и с особенностями регулирования инвестирования пенсионных средств8, когда по большинству видов активов не накладываются количественные ограничения в отношении инвестиций пенсионных фондов.

7. Pension Funds in Figures. OECD. June 2020, Тable 1. Assets in pension funds and all retirement vehicles in 2019 (preliminary). >>> 

8. Annual survey of investment regulation of pension funds. OECD. OECD, 2019. pp. 90-145
23 К концу второго десятилетия доля американских пенсионных фондов в общем объёме пенсионных активов стран ОЭСР (58% в 2019 г.) была немного ниже, чем в начале десятилетия (62% в 2013 г.). Но по объёму активов они многократно превышают активы пенсионных фондов даже следующей за США Великобритании, занимающей 2-е место, более чем в 5 раз.
24 За период восстановления после глобального кризиса в большинстве страны ОЭСР были уточнены условия функционирования накопительных пенсионных систем, регламент инвестирования пенсионных накоплений. Основной вектор изменений был направлен на повышение финансовой устойчивости пенсионных планов, эффективности их управления в ответ на последствия этого кризиса.
25 Активы пенсионных фондов в Соединённых Штатах, как и во многих других странах, с 2012 г. демонстрировали вполне уверенный рост, но структура их инвестиционных портфелей существенно различалась.
26 В инвестиционных портфелях пенсионных фондов, базирующихся в Соединённых Штатах, а также в Австралии, отмечена наиболее высокая доля акционерного капитала, в сравнении с другими странами.
27 По данным Доклада ОЭСР (2019 г.), доля акций в совокупных инвестициях пенсионных накоплений в Соединённых Штатах (30,7%) уступала аналогичному показателю в Австралии (43,7%), Франции (38,1%) и была близка к значению по пенсионным фондам в Канаде (28,7 %), Нидерландах (28,6%) и Швейцарии (28,1%).
28 Учитывая неопределённость экономического восстановления в 2020–2021 гг. и более долгосрочных прогнозов, в краткосрочной перспективе в инвестиционных портфелях американских пенсионных фондов возможно изменение структуры в направлении повышения доли облигаций, на которые в 2019 г. приходилось около 24,5%. Это больше, чем в Австралии (14,0 %), Франции (22,4%), но значительно меньше, чем в ряде других стран, где получили распространение накопительные планы.
29

В Нидерландах доля облигаций в инвестиционных портфелях пенсионных фондов составляет 46,2%, в Италии – 45,1%, в Канаде – 31,7%, в Швейцарии – 31,3%, в Великобритании – 30,2%.9 В свете финансово-экономических последствий ограничений, вызванных пандемией коронавируса, в политике пенсионных фондов ожидается тенденция к перераспределению активов в пользу менее рискованных, в том числе к снижению доли акций.

9. Pensions at a Glance. OECD, 2019.
30 Стимулы к участию в накопительных планах сохраняются, но их сфера действия в период неопределённости на рынках снижается. Кроме того, требуется переоценка инвестиционных рисков. История регулирования порядка инвестиций пенсионных накоплений продемонстрировала, что кризисные периоды заставляют пересматривать инвестиционные портфели пенсионных фондов и адаптировать их на принципах поддержания сохранности средств участников частных пенсионных планов.
31

Видение перспектив пенсионных накоплений инвесторами и будущими пенсионерами

 

При оценке перспектив развития пенсионных накопительных систем необходимо будет учитывать, наряду с рисками инвестирования, фактор снижения возможностей увеличения взносов в эти системы10.

10. Coronavirus Is Making the Public Pension Crisis Even Worse >>>
32 Сложность формирования инвестиционных портфелей пенсионных фондов в сложившейся ситуации усиливается неопределённостью прогнозов развития рынков, восстановления деловой активности; необходимостью учитывать новой фактор – эпидемиологический. Появившиеся в апреле-июне прогнозы широко варьируют.
33 По прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития, например, после периода роста ВВП Соединённых Штатов в 2017–2019 гг. (хотя в прошлом году и более низкими темпами), в 2020 г. ожидается падение в диапазоне 7,3%–8,4%, а в 2021 г. неустойчивое восстановление с увеличением ВВП от 1,9% до 4,1% (табл. 2).
34

Таблица 2

Динамика показателей экономического развития США



Показатели 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
ВВП, изменение* в сравнении с предыдущим годом, % 2,4 2,9 2,3 -8,4/-7,3 1,9/4,1
Частное потребление, изменение* в сравнении с предыдущим годом, % 2,6 3,0 2,6 -9,5/-7,8 2,5/6,2
Государственное потребление, изменение* в сравнении с предыдущим годом, % 0,6 1,7 1,8 2,5/2,3 2,0/1,3
Уровень безработицы, % 4,4 3,9 3,7 12,9/11,3 11,5/8,5
Государственный долг, % ВВП 105,7 106,7 108,5 131,8/128,8 140,1/133,1
35 *изменения объёмов (в ценах 2012 г.), в сравнении с предыдущим годом 2020, 2021 – прогноз.
36

Источник: OECD Economic Outlook, Volume 2020, June 10, 2020 (327 p.), p. 330

37 Приведённые в таблице 2 показатели характеризуют финансово-экономическую ситуацию, которая ставит под угрозу доходы от инвестиций пенсионных фондов и одновременно усложняет систему оценки рисков использования пенсионных накоплений.
38

Резкий скачок безработицы после периода, когда значения этого показателя были рекордно низкими, создаёт проблемы с поступлением взносов в накопительные системы и усиливает неуверенность их участников. Как показано в таблице 2, в 2020 г. прогнозируется уровень безработицы в диапазоне 11,3–12,9%11, а в 2021 г. её снижение не обещает быть быстрым.

11. OECD Economic Outlook, Volume 2020. June 10, 2020.
39

По результатам исследования Федеральной резервной системы (ФРС) о влиянии коронавирусных последствий на состояние домохозяйств в Соединённых Штатах, почти четыре из пяти респондентов (77%), лишившихся рабочего места в период эпидемии, ответили, что их обещали восстановить на работе, правда, не конкретизировав сроки12. Несмотря на беспрецедентный объём государственных мер поддержки бизнеса, домохозяйств, в том числе помощи наиболее пострадавшим от пандемии предприятиям, экстренно выделенные средства не спасают от падения уверенности предпринимателей, работников в будущих доходах.

12. Report on the Economic Well-Being of U.S. Households. Federal Reserve System. Washington. May 2020.
40

В особо уязвимом положении оказались предприятия малого бизнеса. Накопительные пенсионные планы здесь и раньше были в меньшей степени доступности, чем на крупных предприятиях13. Но в начале 2020 г., по мере распространения коронавируса, малый бизнес, обеспечивающий около половины занятости в стране, оказался в ловушке мер, ограничивающих экономическую и социальную активность.

13. Лебедева Л.Ф. Стратегии пенсионного обеспечения: американский выбор // МЭиМО. 2016. №8. С. 44-52. DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-8-44-52
41

Согласно результатам опроса Голдман Сакс (Goldman Sachs) 16–17 марта 2020 г. более 1500 владельцев малого бизнеса, свыше половины из них (51%) считали, что не смогут продолжать свою деятельность более трёх месяцев14.

14. Small business owners coronavirus survey. >>>
42

По результатам исследования, подготовленного в мае при поддержке Всемирного банка и ОЭСР и охватывающего около 86 тысяч владельцев и управляющих в сфере малого бизнеса, выяснилось, что в Соединённых Штатах 31% этих предприятий «в настоящее время не функционируют»15.

15. Small Business Report. Small Business Roundtable. May 2020. >>> 
43 Предоставление непосредственно малому бизнесу внушительной поддержки (около 380 млрд долл.) – на заработную плату; на аренду, оплату иных услуг – безусловно важно для восстановления функционирования малых предприятий. Но развитие пенсионных планов вряд ли будет в ближайшее время входить в их приоритетные задачи.
44

Оценивая состояние и перспективы накопительных пенсионных программ в постпандемический период, ряд экспертов пришли к выводу, что коронавирусная вспышка «протестировала» их более серьёзно, чем кризис 2008 г.16 У одних фондов восстановление инвестиционной активности может занять месяцы, у других – не один год, а третьи могут принять решение, например, о слиянии, или иной реорганизации.

16. Williams Walsh Mary. Coronavirus Is Making the Public Pension Crisis Even Worse // The New York Times. April 2, 2020. >>>
45 Учитывая потребность в снижении рисков инвестирования пенсионных средств, в структуре инвестиционных портфелей возможно увеличение доли облигаций, в сопоставлении с предшествующими периодами, когда пенсионные фонды в Соединённых Штатах инвестировали в акции большую часть активов, по сравнению с фондами других стран.
46 Как показывают опросы общественного мнения, уже 15 марта уверенность американцев в том, что они инвестировали достаточно средств в своё обеспечение на пенсии была значительно ниже, чем 26 января 2020 г. Менее чем за два месяца доля уверенных в достаточности средств упала с 34% до 29% числа ответивших (табл. 3).
47

Таблица 3

Доля респондентов по ответам на вопрос «Считаете ли вы, что инвестировали достаточно средств (включая пенсионные планы) для жизни на пенсии

 

 

Ответы 26 января 2020 г. 15 марта 2020 г.
Вполне, возможно больше, чем достаточно 16 12
Достаточно 18 17
Недостаточно, не совсем достаточно 66 71
48

Источник: CivicScience surveys; 14,940 total respondents; Axios Visuals. >>>

49 Снижение уверенности американцев в достаточности средств для жизни на пенсии в первые месяцы текущего года подтверждается также результатами опросов Института исследований выплат работникам.
50

Среди работающих респондентов 25 лет и старше в начале января 2020 г. (опрос 6–21 января) доля тех, кто очень уверен в достаточности средств была самой высокой (27%) с начала 1990-х годов, но уже в марте снизилась до 24%; а тех, кто был очень уверен или уверен в какой-то степени, – упала с 69% до 63% всего за два месяца (табл. 4).

51

Таблица 4

Доля американцев, уверенных в том, что у них будет достаточно средств для жизни на пенсии, % респондентов



  Работающие респонденты Пенсионеры
Годы Очень уверены Очень уверены или уверены в какой-то степени уверены Очень уверены или уверены в какой-то степени
1993 18 74 28 76
1994 20 64 27 64
1999 22 69 31 70
2004 24 68 42 70
2005 25 64 40 80
2009 13 54 20 67
2014 18 55 28 67
2015 22 59 37 71
2016 21 64 39 75
2017 18 60 32 79
2018 17 64 32 75
2019 23 67 35 82
2020 январь 27 69 30 77
2020 март 24 63 26 76
52

Источник: 2020 Retirement Confidence Survey. EBRI, April 23,2020.

53

Среди пенсионеров доля тех респондентов, кто очень уверен в достаточности средств, хотя и снизилась, в сравнении с предыдущим годом, была 30%, и только в марте упала до 26% самого низкого показателя после 2009 г., когда он составлял 20%. В начале 2020 г. 87% работающих респондентов считали пенсию в рамках федеральной программы источником дохода, в том числе 35% – основным17.

17. Retirement Confidence Survey. EBRI 2020. >>>
54

Опасения по поводу недостаточности средств для жизни на пенсии вызваны не только тем, что у части населения нет накоплений, а это, по данным исследования Федеральной резервной системы, четвёртая часть взрослого населения (из тех, кто пока не на пенсии). Вопрос ещё в том, что среди тех, кто имеет какие-либо сбережения к пенсии (таких почти три четверти), 55% ответили, что их накопления в наиболее рискованных пенсионных планах с установленными взносами18.

18. Report on the Economic Well-Being of U.S. Households. Federal Reserve System. Washington. May 2020.
55 Сомнения в устойчивости экономического восстановления могут стать одним из факторов снижения уровня участия американцев в накопительных пенсионных планах и роста доли тех, для кого пенсионные выплаты в рамках федеральной программы – основной источник доходов.
56

Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития обобщили возможные направления политики в отношении пенсионных накоплений в условиях пандемии и последующий период. Обсуждаемые меры охватывают участников планов пенсионного обеспечения, работников, пенсионеров, а также пенсионные фонды19. Среди основных направлений – сохранение пенсионных планов с гарантированными выплатами, поддержка их учредителей, субсидии для покрытия взносов.

19. Retirement savings in the time of COVID-19. OECD. June 2020.
57 В Соединённых Штатах, как и в большинстве стран ОЭСР, придерживаются политики сохранности пенсионных планов и бизнесов их открывающих; совершенствования регламента дистанционной работы, предоставления услуг в дистанционном формате и обеспечения их безопасности.
58 В зоне внимания национальных регуляторов также предотвращение операционных сбоев, защита учредителей пенсионных планов и их участников от киберрисков. Кроме того, актуализируется разъяснение важности сохранения счетов в свете того, что для восстановления активов пенсионных фондов после кризиса в большинстве стран потребовалось около двух лет.
59

Заключение

 

В США, как и во многих других странах, накопительные пенсионные планы стали существенным источником доходов для пенсионеров. После роста активов в течение почти десятилетия пенсионные фонды столкнулись в начале 2020 г. с их сокращением в условиях пандемии и экономических последствий борьбы с ней. Поскольку поступления пенсионных фондов зависят в основном от объёмов взносов и дохода от инвестиций, их приток в текущей рыночной ситуации уменьшается. На фоне неустойчивости экономического восстановления, волатильности на финансовых рынках наблюдается снижение уверенности американцев в достаточности накоплений для жизни на пенсии, а в перспективе «коронавирусный тест» может стать фактором переоценки участия в тех или иных накопительных пенсионных планах. Для будущих пенсионеров в Соединённых Штатах новые вызовы особо чувствительны в связи с тем, что они отдавали предпочтение накопительным планам с установленными взносами, по которым сами и несут риски инвестирования пенсионных средств. 

References

1. Pension funds assets. OECD. Pensions at a glance. OECD. November 2019. ttps://data.oecd.org/pension/pension-funds-assets.htm

2. Lebedeva L.F. Sotsial'nye orientiry administratsii D. Trampa i ikh vospriyatie v amerikanskom obschestve // SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2020. № 6. S. 5-19. DOI: 10.31857/S268667300009767-3

3. SSA government policy. OASI. November 2019. https://www.ssa.gov/policy/docs/statcomps/supplement/

4. Pensions at a Glance 2019. OECD. November 2019.

5. Pension Funds in Figures. OECD. June 2020. http://www.oecd.org/daf/fin/private-pensions/Pension-Funds-in-Figures-2020.pdf

6. US state pension system hit hard by coronavirus pandemic https://www.ft.com/content/390f168b-1adc-4ba2-86e3-cbd839394c2b

7. Pension Funds in Figures. OECD. June 2020, Table 1. Assets in pension funds and all retirement vehicles in 2019 (preliminary). http://www.oecd.org/daf/fin/private-pensions/Pension-Funds-in-Figures-2020.pdf

8. Annual survey of investment regulation of pension funds. OECD. OECD, 2019. pp. 90-145

9. Pensions at a Glance. OECD, 2019.

10. Coronavirus Is Making the Public Pension Crisis Even Worse https://www.nytimes.com/2020/04/02/business/dealbook/coronavirus-public-pension.html

11. OECD Economic Outlook, Volume 2020. June 10, 2020.

12. Report on the Economic Well-Being of U.S. Households. Federal Reserve System. Washington. May 2020.

13. Lebedeva L.F. Strategii pensionnogo obespecheniya: amerikanskij vybor // MEhiMO. 2016. №8. S. 44-52. DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-8-44-52

14. Small business owners coronavirus survey. https://www.axios.com/small-business-owners-coronavirus-survey-06e04322-7788-4de4-8216.html

15. Small Business Report. Small Business Roundtable. May 2020. https://data.fb.com/wp-content/

16. Williams Walsh Mary. Coronavirus Is Making the Public Pension Crisis Even Worse // The New York Nimes. April 2, 2020. https://www.nytimes.com/2020/04/02/business/dealbook/coronavirus-public-pension.html

17. Retirement Confidence Survey. EBRI 2020. https://www.ebri.org/docs/default-source/

18. Report on the Economic Well-Being of U.S. Households. Federal Reserve System. Washington. May 2020.

19. Retirement savings in the time of COVID-19. OECD. June 2020.