Russia in world economy: factors of influence at the second decade of XXI century
Table of contents
Share
Metrics
Russia in world economy: factors of influence at the second decade of XXI century
Annotation
PII
S207054760011146-7-1
DOI
10.18254/S207054760011146-7
Publication type
Theses
Status
Published
Authors
Liudmila Lebedeva 
Occupation: Head of the Center
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The study is focused on the key factors of influence, that determine Russia global position; including financial, economic issues; new technologies; geopolitical and geoeconomic changes; interdependence between national and global development.

Keywords
Russia global position, BRICS, geopolitical changes, world economy, global risks
Received
09.06.2014
Date of publication
01.10.2014
Number of purchasers
0
Views
584
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1

Усложнение взаимосвязей между национальными и глобальными процессами развития, между экономическими и политическими интересами стран и их объединений проявилось в середине второго десятилетия XXI века в резком изменении условий торгово-экономического и финансового взаимодействия России со странами мира. Внешнеэкономические отношения России оказались фактически «заложниками» политически мотивированных внешних санкций.

Тезисы выступления Лебедевой Людмилы Федоровны - доктора экономических наук, профессора, руководителя Центра социально-экономических исследований Института США и Канады, сопредседателя Оргкомитета Конференции «Геополитические риски современной мировой экономики», приуроченной к 30-летию кафедры Мировой экономики. РЭУ им. Г.В. Плеханова. 08 Декабря 2014 г.
2 Как отметил президент РФ В.В.Путин в ходе итоговой пленарной сессии XI заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 24 октября 2014 г., «Санкции уже подрывают основы мировой торговли и правила ВТО, принципы незыблемости частной собственности, расшатывают либеральную модель глобализации, основанную на рынке, свободе и конкуренции».
3 В условиях формирования полицентричной международной системы, когда возможности влиять на другие страны становятся более ограниченными, западные государства все чаще прибегают к финансово-экономическим инструментам давления.
4 Использование экономических мер для решения внешнеполитических задач - явление не новое. В США почти 40 лет назад был принят закон о чрезвычайных экономических полномочиях (1977), который позволяет вводить такого рода санкции даже без одобрения Конгресса.
5 Сегодня, учитывая растущую вовлеченность всех субъектов мирового хозяйства в экономические отношения, финансовые операции, а также расширение спектра финансовых инструментов, эта тенденция становится еще более дестабилизирующей сложившиеся отношения.
6 Учитывая изменения геополитических и геоэкономических реалий, возможности укрепления международных позиций России в кратко - и в средне- срочной перспективе ограничены жесткими внутренними и внешними финансово-экономическими условиями.
7 Подписание документов о тех или иных санкциях занимает минуты, а последствия растягиваются на годы, иногда на десятилетия. Известная Поправка Джексона — Вэника (1974 года) к Закону о торговле США просуществовала 38 лет и была официально отменена всего два года назад.
8 При оценке последствий принятых в отношении России санкций и ответных мер необходимо учитывать не только их непосредственное влияние на доступ банков и не финансовых корпораций к международным источникам финансирования, на значительное обесценение национальной валюты; на потребительский рынок; но также их воздействие на общий уровень напряженности в международных отношениях России, на степень доверия в торгово-экономическом взаимодействии; на финансовую позицию, чутко реагирующую на состояние неопределенности.
9 Ситуация сегодня усугубляется тем, что Россия интегрировалась в мировое хозяйство преимущественно благодаря экспорту сырьевых ресурсов, и финансовая устойчивость российской экономики во многом находится под воздействием волатильности, обусловленной колебаниями цен и/или спросом на природные ресурсы. Падение цен на нефть, продолжающееся с июня 2014 г., вносит значительную долю неопределенности как в вопросы бюджетного финансирования, так и в поддержание финансовой стабильности российской экономики в целом.
10 В III квартале текущего года Россия еще входила в первую десятку стран – лидеров по товарному экспорту (2,8% мирового экспорта). Но! При этом Индекс концентрации экспорта России увеличился за первые 13 лет XXI века более чем в 1,5 раза. Сырьевая направленность российского экспорта - даже выше, чем в других странах БРИКС, не говоря уж о развитых странах.
11 А в мировом экспорте высокотехнологичных товаров, доля России остается крайне низкой - 0,36%, уступая по аналогичному показателю не только Китаю – 28%, но и остальным странам БРИКС (Индия – 0,63%, Бразилия – 0,45%), кроме ЮАР (0,1%)%.
12 Формирование ответов на новые вызовы, связанные с использованием США, ЕС, а также присоединившимися к ним странами, финансово - экономических инструментов давления на политику России, является сегодня первоочередной задачей. Вместе с тем, сложившаяся ситуация актуализировала вопросы долгосрочного укрепления позиций страны на мировых рынках, решения проблем международной безопасности, в том числе финансовой, энергетической, информационной, продовольственной, экологической; участия России в разработке мер повышения международных стандартов финансового регулирования, в укреплении международного сотрудничества.
13 Повышение финансово- экономического, научно-технологического потенциала страны является основой для укрепления ее позиций в международном сообществе и снижения уязвимости в случае внешнего давления посредством финансовых, экономических, информационных инструментов.
14 В средне- и долго- срочной перспективе на развитие ситуации на мировых рынках высокотехнологичной продукции и услуг будут оказывать влияние такие факторы, как ускорение внедрения и международного обмена инновациями; повышение энерго - эффективности и расширение использования альтернативных видов энергии; потребности решения вопросов, связанных с глобальным изменением климата, дефицитом пресной воды и др.
15 В свете этих тенденций позиции на рынках высокотехнологичной продукции и услуг будут одним из ключевых факторов, в значительной мере определяющих роль и место страны на мировой арене. Низкий уровень ресурсного обеспечения науки, слаборазвитая инфраструктура содействия развитию и внедрению результатов НИОКР остаются одним из наиболее уязвимых аспектов современного развития российской экономики, тормозящих повышение национальной конкурентоспособности.
16 В краткосрочной перспективе ухудшение ожиданий иностранных инвесторов в отношении российского рынка, замедление экономического роста, отсутствие предсказуемости в торговых отношениях, безусловно, окажут негативное влияние на развитие внешнеэкономических отношений России, в том числе на импорт передовых промышленных технологий, электротехнического оборудования, измерительных приборов, и др. Однако в ряде отраслей, в том числе в космической машиностроительной промышленности, космических услуг, имеется задел для укрепления позиций страны на мировых рынках.
17 По объему бюджета космического сектора в 2013 г. Россия (8,7 млрд.долл. ППС) занимала третье место в мире после США (39,3 млрд. долл. ППС) и Китая (10,8 млрд. долл. ППС); существенно опережая другие страны-лидеры по этому показателю, в том числе Индию (4,3 млрд. долл. ППС), Японию (3,4 млрд. долл. ППС). Вместе с другими странами БРИКС Россия контролирует почти половину (24 млрд.долл. ППС) объема деятельности в данном секторе всех стран ОЭСР(50,8 млрд.долл. ППС).
18 Глобализация космического сектора на всех стадиях исследований и разработок, освоения их результатов, проектирования, промышленного производства и услуг открывает новые возможности для отечественных предприятий по использованию своего потенциала на мировом рынке.
19 Укрепление и даже сохранение имеющихся позиций в мировой экономике возможно лишь при условии повышения конкурентоспособности на базе инноваций; осуществления комплекса мер научно-технической, промышленной, торговой политики в их взаимосвязи, в том числе значительных инвестиций на постоянной основе в сферу НИОКР, создания условий для коммерциализации результатов исследований и разработок. При этом речь идет не только о высоких технологиях, но и об инновациях в секторе низкотехнологичных производств и услуг, составляющих большую часть российской экономики; об устранении значительного разрыва между имеющимися разработками и степенью их использования – патентованием, производственным освоением, экспортом высокотехнологической продукции и технологий.
20 Экономическое развитие, позиции России в мировом хозяйстве не только в кратко-, но и в долго- срочной перспективе остаются неразрывно связанными с национальными природными ресурсами. Однако снижение зависимости от внешних рисков требует более эффективного использования других составляющих экономического потенциала страны - человеческого капитала, производственного, технологического; институтов управления, в том числе сырьевыми доходами; а также поддержки секторов, которые в меньшей степени связаны с добывающей отраслью и в большей степени ориентированы на инновации.

References

1. Global financial stability report. IMF. Wash., October 2014.

2. World Economic Outlook. IMF. October 2014

3. World Trade Report 2014. WTO, 2014

Comments

No posts found

Write a review
Translate