The 2014 midterm elections in the USA: a gender perspective
Table of contents
Share
Metrics
The 2014 midterm elections in the USA: a gender perspective
Annotation
PII
S207054760011133-3-1
DOI
10.18254/S207054760011133-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nadezhda Shvedova 
Occupation: Head of the Center of Socio-Political Studies
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Canada deservedly gained worldwide prestige of the country that succeeds in solving problems as a multinational state, which include indigenous peoples, as well as gender equality. That is why the experience of this country deserves attention.

Keywords
Gender, indigenous peoples, aboriginal women, the Royal Commission on Aboriginal Peoples, national mechanisms for gender equality, Status of Women Canada, Canada's Women's Program
Received
15.07.2014
Date of publication
01.10.2014
Number of purchasers
0
Views
765
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
1 Канада заслуженно снискала в мире авторитет страны, которая преуспевает в решении как проблем многонационального государства, в число которых входят и коренные народы, так и гендерного равенства. Именно поэтому опыт этой страны заслуживает пристального внимания. Разумеется, позитивный канадский опыт не означает полную идиллию, при которой отсутствуют насущные задачи, требующие своего решения в данных сферах. Подчеркнем главное: в Канаде уделяется существенное внимание политике равенства полов и государственному курсу в отношении коренного населения (аборигенов) страны.
2 Почему сложилось так? Какие факторы способствуют этому? Что такое государственная политика Канады в отношении коренного населения (аборигенов)? Какова законодательная база политики государства в отношении коренных народов? Какова государственная система управления делами аборигенов? Какие существуют программы, касающиеся женщин-аборигенов? Как они реализовываются?
3 * * *
4

Общая характеристика

 

Женщины - аборигены сталкиваются со многими теми же проблемами и заботами, что и другие женщины в Канаде. Тем не менее, из-за своего особого демографического, культурного, социально-экономического и общественно-политического статуса они представляют собой уникальную когорту населения. Однако, как справедливо подчеркивают многие аналитики, нельзя считать эту когорту монолитной общностью. В ее рамках также существует большое разнообразие, и необходимо рассматривать коренное население как три отдельные группы: «первая нация» (североамериканские индейцы), метисы и инуиты. Причем в каждой из них присутствует многообразие культурных подгрупп [23]. Кого относят к «коренным народам» или «аборигенам»? При наличии множества дефиниций в научной и научно популярной литературе, касающихся термина «коренные народы» или «аборигены», в данной работе используется определение «коренные народы», которое подразумевает, что оно относится к тем лицам, которые сообщили о себе как о членах одной из трех групп - североамериканских индейцев, метисов или инуитов в соответствии с существующим канадским законодательством.

5 Размышляя о положении женщин-аборигенок в Канаде, следует подчеркнуть, что позиция государства, т.е. проводимая политика государства в отношении данного сегмента населения, играет чрезвычайно важную роль. В основе этой политики лежат два компонента: принятая и осуществляемая на государственном уровне концепция равенства полов и концепция культурного многообразия, которые переплетаются в комплексный интегральный подход при решении проблем.
6 В Канаде на официальном уровне признается, что равенство полов – женщин и мужчин - это критическая составляющая для будущего Канады. Ведь женщины представляют собой жизненно важную часть как экономических, так и социальных ресурсов в стране. Отсюда равенство между женщинами и мужчинами – интегральная часть канадского подхода к правам человека [4].
7 Официально признав равенство по признаку пола одним из принципов демократического правового государства, Канадское правительство предпринимает разносторонние и зачастую новаторские шаги в этом направлении: создан продуманный и эффективный механизм по достижению гендерного равенства (в частности, по продвижению интересов женского населения), проводятся широкие программы по борьбе с насилием против женщин, принят Федеральный план обеспечения гендерного равенства. В 1970-80-х годах женщины Канады получили юридическое и конституционное равноправие. Главным достижением женщин в период "Десятилетия женщины" ООН (1976-1985) было конституционное закрепление их равноправия в Хартии о Правах и Свободах, являющейся первой частью канадской Конституции 1982 года.
8 Все это сыграло свою роль в том, что Канада стала признанным мировым сообществом лидером в сфере защиты прав женщин, выступившим с рядом полезных и конструктивных инициатив в Комиссии ООН по положению женщин, Комиссии ООН по правам человека, на встречах стран Содружества и на других международных форумах [5].
9 Канада – среди тех стран мира, которые подписали и ратифицировали шесть основных документов Организации Объединенных Наций по правам человека (Пакт о гражданских и политических правах, Международный Пакт по экономическим, социальным и культурным правам, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Конвенция о правах ребенка), положения которых применяются через посредство различных мер, в том числе мер законодательного, политического и программного характера.
10 На ряду с этим в государстве предпринимаются широкомасштабные и разнообразные усилия по созданию качественных условий жизни для своих коренных народов - граждан страны. Еще в 1971 году Канада стала первой страной в мире, которая приняла концепцию культурного многообразия в качестве официальной политики, подтвердив свою приверженность ценности и достоинству всех канадских граждан независимо от их расовой или этнической принадлежности, их языка или вероисповедания. Политика культурного многообразия была закреплена законодательно: Закон о канадском культурном многообразии был принят в 1988 году.
11 Принципиальной чертой характера взаимоотношений правительства Канады с национальными организациями аборигенов страны становится сотрудничество. В государстве провозглашается Национальный день аборигенов - 21 июня. Дата выбрана неслучайно: она совпадает с днем летнего солнцестояния, самым длинным днем в году - из поколения в поколение многие группы аборигенов проводят мероприятия, связанные со своим культурным наследием, именно в это время. Уже в выборе данной даты выражено уважение и признание традиций коренного населения.
12 Провозглашение Национального дня аборигенов – не только дань уважения коренному населению страны, а еще и реальная возможность для всех канадцев ближе познакомиться с культурным разнообразием инуитов, метисов и коренных индейцев, открыть для себя уникальные достижения коренных народов в таких разнообразных областях деятельности, как сельское хозяйство, окружающая среда и кустарные промыслы, а также отметить их значительный вклад в развитие канадского общества.
13 Права человека и основные свободы всех канадцев гарантируются Канадской Хартией Прав и Свобод (The Canadian Charter of Rights and Freedoms). По инициативе женского движения и под его неослабевающим давлением в Хартию прав и свобод была в 1985 г. включена статья о равных правах женщин и мужчин. Кроме того, в разделе 35 Конституционного акта 1982 года признаются и подтверждаются существующие договорные и исконные права коренных народов Канады. Эти права гарантируются на равной основе мужчинам и женщинам. По инициативе женского движения и под его неослабевающим давлением в Хартию прав и свобод была в 1985 г. включена статья о равных правах женщин и мужчин [11].
14 Канада включает специальный раздел, посвященный коренным народам, и, в частности, женщинам из их числа, в свои доклады Комитету ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
15 Конституция Канады устанавливает раздельную юрисдикцию органов управления федерального, провинциального и территориального уровней. И несмотря на то, что вопросы коренного населения формально подпадают под юрисдикцию федерального правительства, правительства провинций и территорий также предлагают канадцам из числа коренного населения программы и услуги в тех областях, в которых они имеют определенные полномочия. К их числу относятся области здравоохранения, среднего образования, профессиональной подготовки и охраны окружающей среды. Любая провинция или территория может предлагать программы и принимать инициативы в интересах коренного населения, проживающего в резервациях или за их пределами.
16 Таким образом, в каждой административной единице существуют программы и услуги, направленные на удовлетворение потребностей отдельных лиц, групп и предпринимателей из числа коренных народов. Одни из них специально предназначены для коренных жителей Канады, а другие охватывают более широкие слои населения, включая в себя в то же время компоненты, затрагивающие коренные народы. Такие программы в целом имеют отношение к вопросам образования, здравоохранения, трудоустройства и культуры. Муниципалитеты также могут вступать в партнерские отношения с проживающими на их территории аборигенами в целях улучшения условий их жизни. Это может находить выражение в форме заключения соглашений о предоставлении услуг, участия представителей коренного населения в работе местных советов или совместных совещаниях.
17 19 апреля 2004 года премьер – министр Канады Пол Мартин встретился с представителями коренных народов со всей страны в ходе впервые проведенного «круглого стола» коренных народов Канады. Цель этой беспрецедентной встречи министров, парламентариев и лидеров коренных народов состояла в том, чтобы возобновить диалог, который способствовал бы трансформации и улучшению условий жизни коренного населения в Канаде и одновременно укреплению взаимоотношений в целях налаживания прочного и устойчивого партнерского взаимодействия с общинами коренных народов. Многие из вопросов, которые поднимаются в работе Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов, в том числе вопросы экономического развития, образования и здравоохранения, затрагивались в рамках обсуждений «круглым столом».
18 На наш взгляд, состоявшийся «круглый стол» коренных народов Канады, в котором был представлен самый высокий уровень исполнительной власти в стране, и проведенные по его итогам заседания свидетельствуют о готовности правительства Канады наполнить отношения с канадскими аборигенами новым содержанием. В ходе заседаний «круглого стола» и последующих встреч было особо отмечено значение языков и культуры коренных народов.
19 В работе федерального/провинциального/территориального/форума по делам аборигенов, занимающегося рассмотрением вопросов, представляющих интерес для аборигенных народов, участвуют женские организации коренного населения. Гендерная проблематика затрагивалась в ходе каждой из встреч за круглым столом, проведенных премьер-министром по таким вопросам, как жилье, образование и управление. Кроме того, женщины-аборигены принимают участие в составлении отчета о прогрессе в деле улучшения положения коренных народов.
20 Таким образом, Правительство Канады стремится поддерживать тесные рабочие контакты с коренными народами как на директивном, так и на программном уровнях, преследуя цели повышения качества их жизни и обеспечения им более благоприятного будущего. В качестве примера можно сослаться на работу Министерства по делам индейцев и развитию северных территорий Канады по реализации его долгосрочной цели, предусматривающей разработку стратегии расширения экономических прав женщин из числа коренного населения с особым упором на развитие их предпринимательской деятельности.
21

Женщины коренных народов

 

Известно, что 16-27 мая 2005 года состоялась Четвертая сессия Постоянного форума по вопросам коренных народов, который был учрежден в соответствии с принятой резолюцией Комиссией по правам человека (апрель 2000 год), а Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций поддержал эту резолюцию. На сессии рассматривалась специальная тема «Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, и коренные народы». Канада, как и правительства других стран, представила информацию [7] о приоритетных направлениях деятельности государства в сфере коренных народов, об усилиях Канады по улучшению положения и условий жизни коренного населения Канады. Доклад следует рассматривать как документ, посвященный конкретным аспектам программ и стратегий федерального правительства. В нем перечислены семь направлений: женщины - коренных народов; образование; культура и другие области, касающиеся коренных народов; права человека; экономическое и социальное развитие; окружающая среда и здравоохранение.

22 Специальный приоритетный раздел посвящен женщинам коренных народов [7]. Хотя прогресс в улучшение статуса канадок в обществе не вызывает сомнения, однако и официальная властная элита вынуждена признать наличие все еще нерешенных проблем в этой области. При этом все формальные юридические барьеры гендерного неравенства отсутствуют, но в действительности, в реальной жизни, женщины сталкиваются с проявлениями дискриминации по признаку пола и этничности - проблемы неравенства продолжает давать о себе знать [24,стр.3 ]
23 Основываясь на современных докладах и рекомендациях, Управление по делам женщин Канады определило главные направления своей деятельности, обозначив их как приоритетные направления политики – экономическую независимость женщин и положение женщин-аборигенок [24,стр.5]. «Особое внимание уделяется тем проблемам, с которыми сталкиваются канадские женщины. Это такие проблемы как экономическая стабильность для женщин и положение женщин-аборигенок» [24,стр.1 ], - заявила Беверли Дж. Ода (Beverley J. Oda), министр канадского наследия и по делам женщин (Minister of Canadian Heritage and Status of Women), предваряя свой доклад «2006-2007 гг. Доклад о планах и приоритетах», подготовленный вверенным ей министерством, в рамках которого действует и упомянутое Управление.
24 В Канаде, также как и в США, ежегодно проводится Месяц истории женщин. Каждый год делается акцент на определенной теме. В 2006 г. он был посвящен специально женщинам-коренных народов под девизом «Женщины-коренных народов: в пути». Ставилась цель добиться от канадцев признания вклада женщин-аборигенов в развитие общин и их семей, а также привлечь внимание широкой канадской общественности к реалиям жизни канадок – коренных народов и уникальных задач и проблем, с которыми они сталкиваются. Этот год был выбран не случайно, поскольку на него припадал ряд знаковых юбилеев: 25-летие ратификации Канадой Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 15-летие со дня учреждения Королевской комиссии по делам коренных народов (the Royal Commission on Aboriginal Peoples) и 10-летия выпуска ею итогово (окончательного) доклада «Люди - к людям, народ - к народу» (People to People, Nation to Nation) [24].
25 В 2013 году канадки составляли 47,3% рабочей силы, по сравнению с 45,7% в 1999 году и 37,1% в 1976 [22]. Хотя разрыв между участием женщин и мужчин на рынке труда сокращается, однако охват женщин все еще ниже: доля занятости женщин в возрастной категории от 15 до 74 лет составляет 68 процентов в 2012 по сравнению с 76 процентами мужчин в той же возрастной группе [5]. Уровень участия женщин коренного населения было незначительно ниже по сравнению с общей численностью женского населения (59,2% и 62,6% соответственно [12]). Уровень занятости женщин-аборигенов в 2009 году был 53,7% по сравнению с 58,4% для женщин некоренного населения [19]. Уровень безработицы в этом же году для женщин-коренного населения в возрастной группе от 15 лет и старше составил 12,7% по сравнению с 6,9% с группой женщин некоренного населения и 15,1% для мужчин-некоренного населения [20]. Очевидно, что разница между мужчинами и женщинами коренного населения не в пользу мужчин.
26 Женщины коренного населения составляют 37% от всех работающих по самонайму коренного населения. Доля женщин-аборигенок среди собственников малого и среднего бизнеса равна 51% от общего принадлежащего коренному населению (либо в полной или частичной собственности) [13].
27 Как показали многочисленные исследования, несмотря на изменение ситуации к лучшему для женщин и девочек с точки зрения достижения гендерного равенства и справедливости в Канаде, однако неравенство продолжает существовать в нескольких ключевых социальных и экономических сферах.
28 В 2011 женщины зарабатывали 87 центов на каждый доллар, заработанный мужчиной, что означает увеличение на 10 центов в течение тридцати лет с 1981 года [18]. В 2005 году средний доход женщин коренных народов в Канаде равнялся 15 654 долл. - почти на 5 тысяч меньше по сравнению с женщинами некоренного населения и на 3 тысячи меньше мужчин-коренного населения, чей средний доход составлял 18 714 долл. [21]
29 При этом две трети неоплачиваемого рабочего времени приходится на женщин (уход за детьми, за больными и пожилыми). К концу ХХ века женский неоплачиваемый труд был равен работе 12,8 миллионам рабочих мест в экономике Канады. Стоимость этой работы оценивалась от одной трети до половины ВВП, т.е. равная сумме 374 миллиардов канадских долларов. А в результате, в целом, женщины продолжают обладать значительно меньшими по сравнению с мужчинами доходами. Женщины-иммигрантки, представительницы видимых меньшинств и женщины-аборигены чаще живут в бедности, чем мужчины [3].
30 Остро продолжает стоять проблема насилия в отношении женщин и девочек, и особенно в отношении женщин коренных народов.Женщины и девочки начинают сталкиваться с насилием уже в ранних периодах своей жизни, а женщины-аборигены - с серьезными барьерами на пути к равенству. Как свидетельствует официальная статистика, ожидаемый период жизни для женщин-аборигенок на 5 лет короче по сравнению с канадками в целом. Женщины коренных народов живут в бедности - 36,4% по сравнению с 17,7% всех канадок. Они в три раза чаще, чем канадки в целом, подвергаются насилию со стороны своих партнеров-супругов и с восьми кратной вероятностью чаще могут быть убитыми своими бывшими мужьями после разъезда, т.е. для раздельного проживания. Женщины-аборигены в возрастной категории от 25 до 44 лет, обладающие статусом по Закону об индейцах, в пять раз чаще могут подвергаться насилию с летальным исходом, чем другие канадские женщины в этой же возрастной группе [24,стр.6].
31 Достижение цели реального гендерного равенства требует кропотливой работы всех уровней власти в кооперации с частным сектором и неправительственными организациями (НПО) – это признание официальных кругов Канады. В перечень основных ведомств канадского правительства, занимающихся вопросами женщин из числа коренных народов, входят:
32 · Управление по делам женщин Канады (Status of Women Canada (SWC) (входят четыре подразделения);
33 · Министерство по делам индейцев и развитию северных территорий Канады
34 Управление по делам женщин Канады было учреждено почти 40 лет тому назад (в 1976 г) с целью – «координировать политику в отношении положения женщин и управлять программами, которые касаются женщин»[24,стр.3]. Управление по делам женщин Канады в своей деятельности опирается на Канадскую Хартию Прав и Свобод, а также на важнейшие международные документы о гендерном равенстве, которые были подписаны Канадским Правительством и ратифицированы высшим законодательным органом страны. Среди этих документов: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинская Платформа Действий (1995) и подтвердившие ее последующие международные документы.
35 Данный государственный орган исполнительной ветви власти играет важную роль в жизни канадцев: Управление ответственно за реализацию идеи гендерного равенства, работает над достижением этой цели, поддерживая полное участие канадок во всех сферах жизни [9].
36 В состав Управления входят четыре органа, планирующие и осуществляющие мероприятия, которые непосредственно связаны с рекомендациями Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. Эта работа во многих случаях ведется в сотрудничестве с другими ведомствами канадского правительства, в том числе с Министерством по делам индейцев и развитию северных территорий Канады, и направлена на поддержку интересов женщин из числа коренного населения.
37 Директорат по вопросам исследований: Фонд стратегических исследований оказывает поддержку проведению учитывающих гендерную специфику стратегических исследований по вопросам государственной политики, затрагивающим интересы женщин Канады. Что касается конкретно женщин – аборигенок Канады, [7] то Фонд опубликовал ряд докладов об исследованиях по вопросам их положения в стране и обществе [16].
38 Директорат исследований принял также самое активное участие в планировании Конференции по вопросам исследования политики в отношении аборигенов под эгидой Министерства по делам индейцев и развитию северных территорий Канады. В работе этой Конференции (ноябрь 2005 г.) участвовали исследователи из числа коренного населения, сотрудники директивных органов и неправительственных организаций. Ее задача заключалась в налаживании обмена идеями и информацией по социальным, экономическим и демографическим вопросам, касающимся благосостояния коренного населения. Директорат исследований организует проведение нескольких тренингов (обучающих семинаров), посвященных вопросам, представляющим интерес для женщин коренного населения и поощряющих практику проведения учитывающих гендерную специфику исследований.
39 Программа для женщин: в 2003 году Управление по делам женщин Канады приняло на себя обязательства использовать ежегодно выделяемые ему на реализацию Инициативы по борьбе с насилием в семье средства (1 млн. канадских долларов в течение четырех лет, с 2003-2004 года по 2006-2007 год) [7] для финансирования национальных инициатив женских организаций коренного населения по борьбе с проблемой насилия в отношении женщин - аборигенок. Кроме того, по линии этой программы выделялись средства на реализацию на местном, региональном и национальном уровнях инициатив, направленных на борьбу с насилием в отношении женщин - и решение других вопросов, представляющих для них интерес, включая супружеские права женщин на недвижимость, создание потенциала для женских организаций коренного населения, участие женщин – аборигенок в рыбном промысле в арктических водах, вовлечение женщин коренного населения в процесс принятия решений, вопросы управления и препятствия, мешающие женщинам – аборигенкам заниматься предпринимательской деятельностью.
40 При подготовке вышеупомянутого доклада о планах и приоритетах на 2006-2007 гг Управление по делам женщин Канады организовало обширную исследовательскую работу, результаты которой отразились в представленном докладе. Консультации по всей стране, получение свидетельств и мнений в режиме «открытой линии» в Интернете охватили более 2600 человек. Выяснилось, что в обществе существует мощная поддержка приоритету гендерного равенства в государственной политике. Особенная тревога звучала по поводу того, что женщины становятся «невидимыми» и распространению обманчивого представления о том, что равенство для женщин достигнуто.
41 В связи с этим в обществе выражалось настоятельное требование усовершенствовать механизмы государственной подотчетности и применения гендерного анализа при разработке политики и программ в различных сферах деятельности. Итоговый вывод в докладе сводился к тому, что «фокус должен быть на борьбе с бедностью среди женщин» и улучшении общей «ситуации женщин-аборигенок».. Общий бюджет средств (по оценкам) Управления по делам женщин Канады на 2006-2007 г.г. составил 24,6 миллиона кан. долл., из которых 11 миллионов должны распределяться через Женскую Программу неправительственным организациям для реализации проектов, нацеленных на гендерное равенство [24,стр.1].
42 С 2007 года действующей в стране «Канадской женской программе» (Canada's Women's Program) было выделено более 54 млн.долл. на проекты, которые способствуют экономической безопасности и процветанию женщин, включая более 9 млн.долл. на помощь в предпринимательстве и поддержку женщин. Еще дополнительно 21 млн. долл. пошло на проекты, которые способствуют продвижению женщин на руководящие позиции и усилению их роли в процессе демократического принятия решений [14].
43 Группа гендерного анализа подготовила учебные материалы, которые используются министерством по делам индейцев и развитию северных территорий Канады в качестве основы для разработки своих собственных программ с учетом конкретных потребностей коренного населения.
44 Группа по вопросам политики и внешних связей: деятельность Группы по вопросам политики и внешних связей в сотрудничестве с другими департаментами направлена на решение вопросов, беспокоящих женщин. Она предоставляет материалы и выносит рекомендации правительственным ведомствам и агентствам по различным документам Кабинета (Правительства Канады), касающимся интересов коренных народов, особенно женщин. Она также координирует текущую работу отвечающих за вопросы положения женщин министров федерального, провинциального и территориального уровней, которые уделяют первоочередное внимание предупреждению насилия в отношении женщин - аборигенок. В целях улучшения положения женщин коренного населения министры согласились предпринимать совместные и индивидуальные действия на правительственном уровне в отношении:
45 · доступа к программам и услугам,
46 · государственного образования и просвещения,
47 · создания потенциала и мер по повышению эффективности политики с учетом своих соответствующих приоритетных задач и потребностей.
48 Регулярные встречи федеральных и провинциальных министров обеспечивают достаточно обновленную информацию о достигнутом прогрессе.
49 Правительство Канады выражает приверженность цели добиваться устранения тех неблагоприятных факторов, с которыми сталкиваются женщины – аборигены. Оно поддерживает тесные связи сотрудничества с учреждениями гражданского общества, в частности, работает над предложением Ассоциации женщин из числа коренного населения Канады, которое направлено на решение вопросов, касающихся насилия в отношении женщин, особенно насилия, совершаемого на расовой и сексуальной почве[24,стр.1].
50 Почему речь идет о насилии? Ответ весьма прост: борьба с этим одиозным недугом раскрепощает женщин, открывая им возможности для самореализации и поддержки своей семьи через развитие творческого потенциала в предпринимательстве. Такое понимание присутствует в проводимой программной деятельности в Канаде.
51

Женщины и предпринимательство

 

В Канаде достаточно быстрыми темпами развивается женский бизнес. Немалая заслуга в этом принадлежит и благоприятной государственной политике. Еще в августе 1988 г. федеральное правительство обнародовало Национальную политику по предпринимательству, нацеленную на улучшение климата для предпринимательства в Канаде. Развитию женского бизнеса отводилось в ней приоритетное место. Затем в течение ряда последующих лет был осуществлен и продолжает действовать целый комплекс программ по поддержке женского малого бизнеса в Канаде, что, несомненно, способствует вхождению женщин в сферы делового мира.

52 Для сравнения следует подчеркнуть, что государственная система поддержки женского предпринимательства в мире получила достаточно широкое распространение. Так, под эгидой Европейского союза были осуществлены многие успешные программы, нацеленные на развитие женского предпринимательства. В большинстве европейских стран правительство оказывает поддержку женщинам-предпринимателям (в Западной Европе очень развита помощь тем предприятиям, которые работают в области индустрии) [1], что находит свое выражение в создании специальных подразделений в рамках исполнительных органов власти. Как правило, секция поддержки женщин-предпринимателей входит в правительственные комитеты по развитию предпринимательства. Например, в Швеции поддержка женского предпринимательства является задачей, сформулированной на уровне государственной политики с 1993 года. Правительство и парламент Швеции помогают финансировать деятельность по развитию женского предпринимательства. Под руководством правительства в Швеции содействуют развитию женского предпринимательства с помощью информационных, обучающих и консалтинговых программ. Если количество предприятий, организуемых женщинами в 90-е годы ХХ века в Швеции, составляло примерно 17% от общего числа всех новых предприятий, то в 2005 году этот показатель вырос значительно - и составил 29-30%. В результате ежегодно почти 30% вновь стартующих предприятий в Швеции открывают женщины [1].
53 А в Канаде в конце ХХ века канадки начинали свое дело в два раза чаще, чем мужчины. В период с 1981 по 1994 г.г. число женщин, владевших бизнесом, включая заново его начавших, удвоилось, что привело к созданию множества новых рабочих мест [6, стр.1]. В середине 1990-х г.г. женщины составляли 32% работников по самонайму и 22 % - собственников компаний, зарегистрированных как корпорации[10, стр.В-37]. Поскольку большинство женщин занято в мелком бизнесе, меры канадского правительства (льготное налогообложение, кредитная политика, программы помощи), направленные на создание условий для развития мелкого и среднего бизнеса в стране, оказывают существенное воздействие на положение женщин в этой сфере. Здесь государственная система поддержки женского предпринимательства складывается из нескольких основных направлений, которые можно встретить и в других странах. Например, в Швеции после создания специальной секции в правительстве по женскому предпринимательству были привлечены научные кадры, т.е. пригласили 55 специалистов, советников, для изучения специфики районов и выработки соответствующих программ) [1]. Прослеживается общая методика – обеспечение научно-преподавательскими ресурсами, благодаря которым были разработаны программы, основанные на знании районов, тенденций их развития, а также всех проблем, с которыми приходится сталкиваться женщинам. Важен принцип «дойти до каждого дома».
54 В нынешнем году (октябрь, 2014) Месяц истории женщин проходит под девизом «Канадские женщины – растущая экономическая сила». Цель мероприятия, а точнее целая серия событий, приуроченных месячнику, привлечь внимание и показать роль и достижения деловых женщин, вклад которых в канадскую экономику «трудно переоценить» [14]. Отмечается выдающийся их вклад в бизнес и предпринимательство, хотя «степень и характер их участия, особенно в ранней истории, недостаточно документированы» [14].
55 На протяжении Месяца истории женщин правительство Канады стремится стимулировать канадцев «узнать больше и чтить больше достижения женщин в бизнесе и предпринимательстве», чтобы «вдохновить талантливых инновационных (креативных) и предприимчивых женщин и девочек по всей Канаде к использованию возможностей в мире бизнеса и принять участие в построении более сильной экономики для всех» [14], поскольку «Правительство Канады работает на свой приоритет: рабочие места, рост и долгосрочное процветание» [25].
56 Сухие цифры говорят о том, что по состоянию на 2011 год, 15,6% малых и средних предприятий в Канаде находились в руках женщин. Вклад «женского бизнеса» в канадскую экономику оценивается в 148 млрд. долларов. На предприятиях, принадлежащих канадкам, в настоящее время занято более 1,5 миллиона канадцев [14]. В 2011 году женщины держали контрольный пакет акций в 16% малых и средних предприятий. Однако женщины чаще владеют малым бизнесом, чем средним. В 2011 году женщины обладали исключительным владением 14% малых предприятий и лишь 4% средних предприятий [17].
57 В Канаде практикуется распространение опыта успешных программ через женские конференции, с учетом специфики местного уровня, издание для женщин-предпринимателей брошюр о финансах, о том, как развивать бизнес, как правильно определять уровень цен. Оказывается помощь женщинам-предпринимательницам в самоорганизации: создание групп, в которых они могут консультироваться друг с другом и определять, какие суммы они должны получить за свои товары или услуги.
58 Всегда в поле зрения обратная связь с женщинами-предпринимательницами и работа по преодолению в обществе сложившихся стереотипов: образ профессионального предпринимателя как предпринимателя-мужчины, со всеми его "мужскими" качествами - логикой, сноровкой, силой, четкостью - подвергается сомнению и обсуждению.
59 Заметна поддержка женских предпринимательских проектов и в сельской местности, в регионах и в тех сферах деятельности, где женщины давно привыкли работать - в обслуживании, медицине, образовании. Регулярные встречи консультантов, работающих с предпринимательницами в сельских районах, обсуждение новых методов и технологий. Женщины, работающие в сельском хозяйстве, должны овладеть дополнительными знаниями и профессиями, чтобы больше заработать и привлечь больше денег для развития своего дела. Именно им нужны дельные советы для развития своего бизнеса.
60 Однако не все так гладко складывается и в Канаде [3]. Экономические рычаги высокого уровня находятся в значительной степени в руках одной гендерной группы, что, в свою очередь, означает отсутствие гендерной сбалансированности в распределении экономической власти, ответственности и доступе к ресурсам. Канадки, как и женщины во многих других странах, в частности, в США, сталкиваются с препятствиями на пути развития собственного масштабного, не говоря уже о крупно масштабном, бизнеса. Эти препятствия типичны и носят международный характер. Серьезнейшие среди них:
61 · ограниченный доступ к финансово-кредитным потокам;
62 · дискриминация по признаку пола, осложненная национальными, этническими, культурными и другими факторами;
63 · необходимость сочетания семейных, репродуктивных и родительских функций;
64 · маскулинная модель жизнедеятельности мира бизнеса;
65 · глобализация экономики, обостряющая международную конкуренцию;
66 · недостаточная представленность женщин на уровне принятия решений во всех сферах жизни, включая экономическую;
67 · недостаток осознания существования специфических барьеров для женщин как группы, которая сталкивается с препятствиями в этой сфере;
68 · наследие исторической дискриминации женщин, неравенство «де-факто»;
69 · живучесть гендерных стереотипов и предрассудков.
70 Так, согласно исследованию, проведенному Канадской Федерацией Независимого Бизнеса, женщины-владелицы частного дела гораздо чаще получают отказ в кредите от финансовых институтов по сравнению с мужчинами даже в случаях аналогичной собственности (сравнительная характеристика проводилась по таким критериям как размер бизнеса, срок его существования, сфера деятельности, объем продаж и другим показателям)[6, стр.15]. В случае же предоставления финансирования при одних и тех же характеристиках женщины-предпринимательницы платят более высокие процентные ставки за кредит, чем их коллеги-мужчины[6, стр.19].
71 Некоторые женщины и мужчины из мира бизнеса не признают наличия дискриминации по признаку пола в сфере кредитования, однако систематический анализ показывает, что она существует.
72 Женщины, канадки-представительницы коренного населения, которые владеют собственным бизнесом, сталкиваются с еще большими сложностями на старте своего дела, их доступ к кредитным потокам порой значительно затруднен.
73 Однако, благодаря наличию политической воли, реализованной в государственной политике в отношении соблюдения принципов гендерного равенства и поддержке многонациональной культурной среды в стране происходят позитивные сдвиги в данной сфере. На самом деле, деятельность финансовых институтов регулируется федеральным правительством, что создает возможности для партнерства в решении проблемы дискриминации по признаку пола в деле доступа к кредитам.
74 В частности, в интересах женщин разработаны две крупные инициативы. Первая из них – это руководство по планированию предпринимательской деятельности для женщин из числа коренных народов, озаглавленное «Путь к успеху» [2] , в котором содержится полезная и конструктивная информация для тех женщин из числа коренного населения, которые заинтересованы в организации своего собственного дела. Его разработало Министерство по делам индейцев и северных территорий (МДИСТ) при поддержке других административных органов страны. Руководство вызвало заметный интерес как внутри страны, так и вне ее пределов: оно было представлено на Постоянном форуме ООН по вопросам коренных народов в мае 2004 года, а также на Форуме Азиатско - экономического сотрудничества в сентябре 2004 года в Чили. Пособие оказалось чрезвычайно популярным и было переведено и издано на пяти языках: языке инуитов, французском, английском, испанском и русском.
75 Для сравнения: в Швеции также наблюдается широкое издание специальной литературы для женщин-предпринимателей: для новичков, которые хотят открыть свое дело; для муниципальных образований, которые заинтересованы в поддержке предпринимательства в регионах и поэтому предлагают свои проекты [1]. Проекты для школы, чтобы со школьной скамьи ребенок думал, что можно стать предпринимателем, а не только работать на частных или государственных предприятиях. Разрабатываются специальные программы "Как стать предпринимателем?" - отдельно для мальчиков, и отдельно для девочек. Очень важно, чтобы девушки видели свое будущее в женщинах-предпринимательницах, видели их уверенными в себе и своем деле - ведь это ключевое качество для успешного предпринимателя.
76 Вторая инициатива в Канаде - проведение обучающей программы-треннинга, которая представляет собой практические занятия по теме «Женщины за будущее». Данное мероприятие профинансировало Министерство по делам индейцев и северных территорий, а реализовывается оно через отделение по вопросам оказания услуг коренному населению Канадской организации административного обслуживания. Цель данной программы состоит в том, чтобы женщины из числа коренного населения могли получить общее представление по следующим вопросам:
77 · предпринимательская деятельность;
78 · развитие навыков управления собственностью;
79 · осуществление конкретных деловых и финансовых операций;
80 · кадровое планирование;
81 · подготовка к организации предпринимательской деятельности.
82 Осуществление первого экспериментального проекта началось в 2004 году в Саскачеване (провинция Канады), которое позже охватило 10 общин из различных районов Саскачевана, принявших участие в серии занятий-тренингов, посвященных вопросам развития навыков управления. Кроме того, в 2005 года такие тренинги были организованы для общин коренного населения в провинции Онтарио и для общин инуитов в территории Нунавут [7].
83 Правительство Канады осуществляет другие проекты и программы. В частности, Министерство по делам индейцев и северных территорий координирует свои усилия по расширению участия представителей коренного населения в решении торговых вопросов, поддерживая рабочие контакты с Комитетом по развитию международной предпринимательской деятельности аборигенов, своего рода консорциумом, членами которого являются 23 федеральных департамента и агентства, координирующих мероприятия по развитию торговли в интересах предпринимателей из числа коренного населения. Оказывается помощь тем предприятиям, которые готовы работать на экспорт.
84 Иными словами, как и в других странах, Правительство стремится к созданию инфраструктуры поддержки предпринимательства на местах. (Для сравнения, в Швеции одна из предпринимательниц организовала выпечку экологически чистых блинов, тортов и т.п. и продает их теперь не только в Швеции, но и в Германии, где большой спрос на экологически чистую продукцию, а другая - выкупила небольшой пивной завод, и смогла сделать его достаточно рентабельным [1].
85 Правительство Канады также поддержало подготовку подборки материалов о примерах успешного ведения предпринимательской деятельности на компакт - диски, чтобы повысить осведомленность общественности о деловых возможностях коренного населения и их потребностях. Материалы компакт – дисков переведены также на испанский язык и распространяются через торговую сеть Канады, включая посольства, Канадские деловые центры, общины коренных народов и другие субъекты. В перечне проектов, осуществленных при поддержке Канадского правительства, - организация виртуальной торговой выставки коренных народов - онлайновый справочник предприятий коренного населения, дающий им выход на внутренние и международные рынки. Причем, материалы представлены на семи языках.
86 Картина не будет полной, если не упомянуть о других шагах Правительства Канады, в которых отражен комплексный подход к решению проблем гендерного равенства. Для того чтобы помочь женщинам из числа коренного населения обрести свой голос в своих общинах, Департамент по вопросам канадского наследия осуществляет финансирование Программы в интересах развития женщин из числа коренного населения, которая дает женщинам из числа коренного населения возможность оказывать влияние на процессы формирования стратегий, программ, законодательства и принятия решений, затрагивающих интересы их социального, культурного, экономического и политического бытия внутри их собственных общин и в канадском обществе в целом при сохранении своего культурного своеобразия и самобытности. Программа включает два компонента:
87 1. Проект (программа) по борьбе с насилием в семье, которая дает женщинам из числа коренного населения возможность на ежегодной основе в рамках нуклеарной и расширенной семьи общин коренных народов решать вопросы, связанные с насилием, при соблюдении соответствующих культурных традиций.
88 2. Программа в области самоуправления, которая дает женщинам из числа коренного населения возможность на равноправной основе принимать полноценное участие в процессе консультаций и принятия решений, касающихся вопросов самоуправления коренных народов.
89 В Канаде действуют программы обеспечения равных возможностей в области занятости, распространяющиеся на женщин и других представителей коренных народов в целом. Что касается федеральной государственной службы, то в соответствии с Законом о равных возможностях в области занятости Комиссия по вопросам государственной службы в рамках своих полномочий и мандата, определенных в Законе о государственной службе, отвечает за выявление и устранение недостатков в своих собственных системах, методах и приемах работы, препятствующих набору и укомплектованию штатов на принципах равенства [7].
90 Кроме того, Закон о равных возможностях в области занятости обязывает Комиссию по вопросам государственной службы принимать «позитивные меры», направленные не только на устранение выявленных недостатков, но и на активное содействие формированию более представительной государственной службы, чтобы ускорить прогресс в деле сокращения разрыва в плане представленности.
91 Правительство Канады в контексте рекомендаций Королевской комиссии по вопросам коренных народов выделила на осуществление пятилетней стратегии бюджетную сумму в размере 1,6 млрд. канадских долларов, чтобы помочь общинам и организациям коренных народов самостоятельно разрабатывать и осуществлять свои собственные программы в области занятости и людских ресурсов. Срок действия стратегии был продлен до 31 марта 2005 года Стратегия, осуществлением которой занимаются 79 участников Соглашения о развитии людских ресурсов аборигенного населения, была разработана с таким расчетом, чтобы удовлетворять меняющиеся потребности отдельных общин коренного населения и учитывать их широкое культурное разнообразие [7].
92 Поскольку стратегия призвана помочь коренным канадцам повысить свою самодостаточность, укрепить общины и создать долгосрочные рабочие места, самая крупная доля общего объема финансовых средств выделяется на цели создания программ и служб занятости. В плане удовлетворения потребностей коренного населения Канады в трудоустройстве самыми значимыми элементами стратегии являются прямое участие организаций коренных народов и формирование сети партнерского взаимодействия. Организации коренных народов разрабатывают программы с учетом интересов и потребностей своих общин, а также отвечают за реализацию этих программ в рамках стратегии развития людских ресурсов аборигенного населения. В их число входят программы развития навыков и обеспечения занятости, которые помогают коренному населению подготовиться к устройству на работу, получить и сохранить за собой рабочее место, включая самостоятельную занятость.
93 Руководит осуществлением стратегии Канадская организация по вопросам развития людских ресурсов и производственных навыков, которая работает в партнерстве с пятью национальными организациями коренных народов: Ассамблеей коренных народов, организацией «Тапириит Канатами», Национальным советом метисов, Конгрессом коренных народов и Канадской национальной ассоциацией индейских женщин. Причем, финансовые ресурсы предоставляются 79 участникам соглашения по шести программным компонентам [7]: рынок труда; городские программы; создание потенциала; детские учреждения; молодежь; инвалиды.
94 Что касается охвата и сферы действия, то соглашения применяются как на обширных географических территориях с местами компактного проживания коренного населения, так и в густонаселенных городских районах. Все они предполагают создание базирующихся на основе общин структур, в задачу которых входит реализация программ и услуг в области трудоустройства, удовлетворяющих потребностям рынка труда и содействующих развитию навыков, требующихся для получения и сохранения рабочего места.
95 Для того чтобы помочь своим клиентам из числа коренного населения подготовиться и получить постоянную работу, участники Соглашения применяют индивидуальный подход, в рамках которого помощь клиенту может предоставляться по одному или нескольким направлениям. Сюда может входить оценка потребностей, консультирование по вопросам трудоустройства, развитие навыков, помощь в обретении рабочих навыков или в организации своего дела. В частности, женщинам из числа коренных народов Канады гарантируется доступ к программам развития людских ресурсов и навыков. Такой подход также непосредственно закреплен в соглашениях о развитии людских ресурсов, что позволяет организациям коренных народов разрабатывать и осуществлять программы в области развития навыков и занятости в интересах всего коренного населения независимо от пола. Во всех таких соглашениях содержатся положения об обеспечении доступа женщин к таким программам.
96 Для разработки действенных и эффективных программ в области трудоустройства необходим потенциал в области планирования, осуществления и представления отчетности по программам и услугам, который удовлетворял бы потребностям клиентов, нанимателей и общин коренных народов. Постоянно действующая система отчетности и оценки дает участникам соглашения информацию, необходимую им для обеспечения того, чтобы деятельность по составлению программ в области трудоустройства отвечала требованиям времени и сохраняла свою актуальность. Одна из ключевых черт общей стратегии заключается в привлечении потенциала участников соглашения в целях управления и руководства всеми аспектами его осуществления.
97 * * *
98 Деятельность государства в социальной сфере в Канаде носит гендерно-чувствительный характер и выросла до масштабов социальной функции, став одной из главных его внутренних функций. Причем степень непосредственного участия канадского государства и его структур в осуществлении программ, направленных на гендерное равенство, гораздо выше, чем, например, в США. Государство напрямую занимается распределением ресурсов через систему социального заказа, воздействуя на процессы внедрения гендерного компонента. Оно занято проведением в жизнь важнейших гендерных программ федерального правительства, таких, как «Женская программа», призванных создавать и поддерживать гендерное равенство в обществе, охватывая и интегрируясь во все сферы жизни.
99 Опыт Канады показывает, что решение может быть найдено, если накопленное богатство, созданное трудом всего населения, используется в том числе и для поддержания традиционного образа жизни малочисленных коренных народов, а развитие современной экономики вполне может сочетаться с сохранением локальных ареалов традиционного природопользования. В Канаде создана система пере­распределения средств для поддержки малочисленных народов, при соблюдении уважительного тона в выстраивании взаимоотношений с коренными народами, которым не навязывается модернизация и интеграция в доминирующую часть общества. Признается и принимается право коренных народов на сохранение их культурных ценностей и институтов и осуществление более широкого контроля над их собственным развитием, чему уделяется серьезное внимание.
100 В Канаде современная государственная политика в отношении женщин как социальной группы отражает не столько линию того или иного правительства, сколько долгосрочный курс всей государственной надстройки, для которого характерны преемственность и последовательность. Этот курс отражает в целом осознание правящими структурами равенства субъектности женского населения, без сознательного участия которого в жизни государства немыслимо демократическое устройство и функционирование ни одной общественной системы, признание объективного вклада и необходимости участия половины населения в развитии экономики страны.
101 Все изменения в статусе женского населения, несмотря на их объективную неизбежность, произошли и продолжают реализовываться в результате конкретной длительной и упорной работы женского движения, ставшего фактом и влиятельной силой в политической жизни. Практика свидетельствует, что именно благодаря давлению канадского женского движения стало возможным создание в Канаде национальной системы интеграции интересов женского населения, системы ставшей известной как государственный механизм по статусу женщин.
102 Все выше сказанное не означает, что в Канаде все проблемы решены, и канадки в целом как социально-половая группа населения, включая женщин коренных народов, пребывают в «идиллической» обстановке, только «наслаждаясь» плодами гендерного равноправия и вкушая равные гендерные возможности. “Женский вопрос“ и в Канаде окончательно и безусловно не решен.
103 Однако много делается для его решения. В целом процесс гендерной модернизации канадского общества носит достаточно централизованный характер (наличие организационной государственной структуры сверху донизу по гендерному равенству), что обеспечивает широкие возможности для использования рычагов административного контроля со стороны государства за социальными процессами, происходящими в стране и в обществе. Канадское Правительство при выработке и осуществлении политики, нацеленной на создание равных гендерных возможностей с учетом специфики жизнедеятельности коренных народов, развитие предпринимательства рассматривает как один из действенных инструментов для преодоления бедности и создания благополучия достойной жизни.

References

1. Biznes dlya vsekh. № 13 (485) 06.04.2005

2. Dzhemison M. Put' k uspekhu. Posobie po planirovaniyu predprinimatel'skoj deyatel'nosti dlya zhenschin, predstavitel'nits malykh korennykh narodov. Ministerstvo po delam indejtsev i severnykh territorij (MDIST). Kanada, 2004.

3. Israelyan E.V. Prava cheloveka: ritorika i praktika pravitel'stva Kanady //Rossiya i Amerika v XXI veke, №3, 2012 http://www.rusus.ru/?act=read&id=351

4. Israelyan E.V. Problemy gendernogo ravenstva v Kanade: vnutripoliticheskie i mezhdunarodnye aspekty.// SShA * Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2001. № 3 S. 24-41

5. Israelyan E.V., Evtikhevich N.S.Gumanitarnye aspekty vneshnej politiki Kanady / Otv. redaktor Sokolov V.I. M.: Institut SShA i Kanady RAN, 2013. 212 str.

6. Kanadskaya Federatsiya Nezavisimogo Biznesa. Dvojnoj standart: Problemy finansirovaniya, stoyaschie pered zhenschinami-vladel'tsami biznesa» (Toronto: Kanadskaya Federatsiya Nezavisimogo Biznesa, 1995) str.1, str15, str. 19. (Tsit. po Morris M. “Posobie po gendernomu analizu”. M.: Ehslan, 2001).

7. OON. Ehkonomicheskij i Sotsial'nyj Sovet. Postoyannyj forum po voprosam korennykh narodov. Chetvertaya sessiya. N'yu -Jork, SShA, 16-27 maya 2005 goda. Zapiska Sekretariata. Kanada. E/C.19/2005/5/Add.1.

8. Sm. podrobnee «Predprinimatel'stvo i zhenschiny korennykh malochislennykh narodov Severa cherez prizmu gendernogo obrazovaniya. (Shkola predprinimatel'stva). Otvetstvennyj redaktor N.A.Shvedova M.: OOO «Tsentr informatsionnykh tekhnologij v prirodopol'zovanii», 2007 http://openlibrary.rc.ru/item/?i_id=574

9. Sm. Shvedova N.A. Mekhanizmy gendernogo ravenstva v Kanade. Glava v kn. «Gendernoe ravenstvo v sovremennom mire: rol' natsional'nykh mekhanizmov». M.: MAKS Press, 2008

10. Statistika Kanady, Ezhegodnye pokazateli trudovykh resursov 1995 (Ottava: Ministr Promyshlennosti, 1996) Tablitsa 13, str.V-37. (Tsit. po Morris M. “Posobie po gendernomu analizu”. M.: Ehslan, 2001).

11. Shvedova N.A. Zhenschiny v Kanade: kak dejstvuet mekhanizm gendernogo ravenstva. //Zhenschina v rossijskom obschestve. Rossijskij nauchnyj zhurnal. №2, 2008.

12. Aboriginal Women in Canada (2012). http://www.aadnc-aandc.gc.ca/DAM/DAM-INTER-HQ/STAGING/texte-text/ai_rs_pubs_ex_abwch_pdf_1333374752380_eng.pdf

13. BMO Financial Group. BMO Women’s Day Study (March 2012).

14. Canadian Business Women – A Growing Economic Force http://www.swc-cfc.gc.ca/med/news-nouvelles/2014/0813-eng.html

15. Jobs Report: the State of the Canadian Labour Market. (Feb 2014).

16. From the Fur Trade to Free Trade: Forestry and First Nations Women in Canada, Connie Deiter and Darlene Rude, 2004 g.; A Holistic Framework for Aboriginal Policy Research, Carolyn Kenny, with Emily Faries, Jo-Anne Fiske and Cora Voyageur, 2005 g.; Seeking Alternatives to Bill C-31: An investigation of matrilineal models of First Nations citizenship and community membership policies, Jo-Anne Fiske and Evelyn George, 2005 g. Bill C-31 Membership and Status: Unrecognized and Unstated Paternityla, Michelle Mann, 2005 g. i dr.

17. Industry Canada, Key Small Business Statistics (August 2013)

18. Morissette, Picot and Lu The Evolution of Canadian Wages over the Last Three Decades. Statistics Canada (March 2013).

19. Women in Canada. Chapter 5Paid Work (March 2012)

20. Paid Work chapter. Accessed on July 19, 2012:http://www.statcan.gc.ca/pub/89-503-x/2010001/article/11387-eng.htm

21. Statistics Canada (2011) Women in Canada: a gender-based statistical report, First Nations, Métis and Inuit Women chapter. Accessed on July 19, 2012 at: http://www.statcan.gc.ca/pub/89-503-x/2010001/article/11442-eng.htm

22. "Labour Force Survey" Table 282-0087 (December 2013).accessed February 19, 2014 http://www5.statcan.gc.ca/cansim/a26?lang=eng&retrLang=eng&id=2820087&pattern=282-0069..282-0089&tabMode=dataTable&srchLan=-1&p1=-1&p2=31

23. Statistics Canada. Social and Aboriginal Statistics Division. Women in Canada: A Gender-based Statistical Report . First Nations, Métis and Inuit Women http://www.statcan.gc.ca/pub/89-503-x/2010001/article/11442-eng.pdf

24. Status of Women Canada. 2006–2007 Report on Plans and Priorities. www.swc-cfc.gc.ca

25. Women's History Month http://www.swc-cfc.gc.ca/commemoration/whm-mhf/previous-precedent-eng.html

Comments

No posts found

Write a review
Translate