The U.S. missile defense policy after 2019 Missile Defense Review: Implementation of a plan or departure from it?
Table of contents
Share
Metrics
The U.S. missile defense policy after 2019 Missile Defense Review: Implementation of a plan or departure from it?
Annotation
PII
S207054760010492-8-1
DOI
10.18254/S207054760010492-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Oleg Krivolapov 
Occupation: Research fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Donald J. Trump administration have not made final decisions regarding missile defense policy yet. Plans continue to change. The article delivers an analysis of how missile defense budget requests on FY 2020 and FY 2021 correlate with 2019 Missile Defense Review priorities. The first section of the article is about U.S. homeland defense policy. Curtailing and cancelling of main homeland defense programs were due to a combination of several factors. Further development of regional missile defense programs towards intercepting intercontinental ballistic missiles gains momentum, though perspectives of such development are unclear. The second section of the article is about regional missile defense policy. There are certain features of quantitative and qualitative development of these systems after 2019 Missile Defense Review release. As part of regional missile defense development certain efforts are devoted to cruise missile defense and hypersonic defense. The third section of the article contain an analysis of policy regarding advanced missile defense projects. The current set of these projects does not correspond with the set proposed in 2019 Missile Defense Review. It is still unclear how soon the new systems will be developed and declared operationally capable. The fourth section of the article is about missile defense funding perspectives. There are several factors which could influence the funding of certain programs and, as a result, either expedite or hold them. These factors should be taken into account during analysis of trends in the U.S. missile defense policy and its influence on global and regional security.

Keywords
2019 Missile Defense Review, ballistic missile defense, cruise missile defense, hypersonic defense, homeland defense, regional missile defense, “left of launch” measures, boost-phase intercept, space-based missile defense, space-based sensors, missile defense funding
Received
12.05.2020
Date of publication
21.07.2020
Number of characters
40821
Number of purchasers
1
Views
79
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

После выпуска «Обзора ПРО-2019» администрация Д. Трампа опубликовала бюджетный запрос на 2020 фин. г., в котором отсутствовали планы на некоторые программы ПРО. В течение 2019 и 2020 годов одни ключевые программы были сокращены либо отменены, другие были расширены, третьи – так и остались без существенного финансирования. Чтобы ответить на вопрос, насколько нынешняя политика США в сфере ПРО соответствует положениям, изложенным в «Обзоре ПРО-2019» и Национальной оборонной стратегии 2018 г., рассмотрим три основных сегмента политики администрации Д. Трампа в сфере ПРО, а также перспективы финансирования этих программ с учётом текущей бюджетной ситуации.

2 К трём составляющим политики в сфере ПРО относятся национальная ПРО, региональная ПРО и передовые разработки, в рамках обоих видов противоракетной обороны. Напомню, что с национальной ПРО (НПРО, стратегической ПРО), в основном ассоциируется защита от ракет с дальностью более 5500 км (межконтинентальные баллистические ракеты). С ПРО театра военных действий (ПРО ТВД, региональной ПРО) ассоциируется защита от ракет дальностью от 500 до 5500 км (ракеты малой и средней и промежуточной дальности).
3

Национальная ПРО

 

В сфере НПРО одним из закреплённых в «Обзоре ПРО-2019» новшеств стал отказ от формулировки «ограниченная ПРО» как концепции построения национальной ПРО. Другим новшеством было рассмотрение возможности повышения числа противоракет, способных перехватывать МБР, путём добавления противоракеты SM-3 IIA (которая изначально создавалась для региональной ПРО) к системам НПРО.

4

Уже после выхода «Обзора ПРО-2019» произошёл первый отход от ориентира, указанного в этом документе. Из-за технологических проблем в разработке новой боевой части реконструированного перехватчика (Redesigned Kill Vehicle, RKV) кинетического перехватчика наземного базирования (Ground-Based Interceptor, GBI,) развёртывание дополнительных 20 единиц перехватчиков наземного базирования сместилось с 2023 на 2025 г.1 В мае 2019 г. замминистра обороны по НИОКР М. Гриффин решил остановить программу RKV. В июне Управление правительственной отчётности раскритиковало эту программу. Установленный график был невыполним, перерасходы превысили 600 млн долл. (средняя сумма ежегодного финансирования этой программы в 2018–2019 фин. гг.2, а военные сомневались в эффективности новой конструкции).

1. Missile Defense Agency Fiscal Year (FY) 2020 Budget Estimates, Overview, P. 4.

2. Hitchens T. HASC Markup Punts Space Force Decision, Chops Next-Gen OPIR // Breaking Defense, June 10, 2019.
5

В августе программа реконструированного перехватчика была закрыта и стало ясно, что возникнет серьёзный пробел в и без того пока ещё ограниченной НПРО США, а предписание «Обзора ПРО-2019» будет выполнено с опозданием, как минимум, в 6 лет. Срок службы старых боевых частей заатмосферного перехватчика (Exoatmospheric Kill Vehicle, EKV), которые нужно было заменять на RKV, закончится во второй половине 2020-х годов. Новые модели EKV не делались, так как все ресурсы ушли на RKV3.

3. Reif K. National Missile Defense Set Back // Arms Control Today, July/August 2019.
6

Производство новых перехватчиков наземного базирования не планируется. В МО и в компании «Рейтион» считают, что идущий ему на смену «перехватчик следующего поколения» (Next-Generation Interceptor, NGI) должен быть способным противостоять более широкому спектру ракетных угроз территории США4. По данным источников в МО и в ВПК, новая противоракета также будет кинетической. Возможно, по типу программы этот перехватчик мог бы быть основой многозарядного перехватчика (Multi-object Kill Vehicle, MOKV) для поражения нескольких объектов в облаке целей, в котором летит боеголовка5. Но Конгресс и Белый дом уже выразили скепсис насчёт первых планов НИОКР и затрат на новую противоракету в следующие 10 лет. Увеличение финансирования программы «Перехватчик следующего поколения» может отрицательно сказаться на других важных программах (например, на создании сенсоров космического базирования)6.

4. Burns R. Pentagon cancels billion-dollar missile defense project // The Associated Press, August 21, 2019.

5. Thompson L. Inside The U.S. Missile Defense Agency's Secret Next Generation Interceptor // Forbes, October 8, 2019.

6. Daniels S., Cancian M., Hunter A., Karako T., Rumbaugh W., Harrison T. What to Look for in the FY 2021 Defense Budget Request. Center for Strategic & International Studies, February 2020. P. 5.
7

В свою очередь, сама программа «Многозарядный перехватчик» всё ещё не справилась с огромными технологическими вызовами. Изначально планировалось развернуть её к 2025 г., но в запросе Агентства по ПРО (АПРО) на 2020 фин. г. этой программе отведено всего лишь 13,6 млн долл. До этого два года подряд Конгресс ассигновывал на неё суммы в три раза меньше запроса администрации7. Таким образом, выполнение этой программы, указанной в «Обзоре ПРО-2019», остаётся под сомнением.

7. Reif K. National Missile Defense Set Back…
8

По мнению Т. Карако (Центр стратегических и международных исследований), запрос АПРО на 2020 фин. г. в сфере НПРО не соответствовал курсу Национальной оборонной стратегии 2018 г. на противостояние с великими державами, так как не способствовал созданию систем для отражения комплексных воздушных и ракетных угроз от этих держав. Та же программа MOKV оказалась сокращена, как когда-то в 2010 г., и попала в список так называемых «нефинансированных приоритетов» АПРО8, то есть в том случае если законодатели найдут дополнительные суммы финансирования, данная программа может быть продолжена. Но эта программа отнюдь не в первых строках списка «нефинансированных приоритетов».

8. Karako T., Rumbaugh W. Masterpiece Theater: Missed Opportunities for Missile Defense in the 2020 Budget. Center for Strategic & International Studies, March 2019, P. 2, 6.
9

Другой пункт улучшения НПРО США – внедрение противоракеты SM-3 IIA как дополнительного уровня в НПРО – предварительно запланировано на 2025 г.9 Уже была проведена компьютерная симуляция перехвата МБР с её помощью10. Демократы в Палате представителей в 2019 г. выступили против проведения реального испытания. Это связано с тем, что в случае его успеха речь пойдёт о серьёзном количественном увеличении возможностей НПРО. Это обострит отношения с Россией и Китаем, которые считают, что НПРО США могла бы снизить их потенциалы ядерного сдерживания. Тем не менее демократам не удалось отменить испытание. В итоговой версии закона «Об оборонных расходах на 2020 фин. г.» эта статья осталась11.

9. Ibid., p. 10.

10. Statement by Lt Gen James H. Dickinson, USASMDC/ARSTRAT Commander, JFCC IMD Commander before the Senate Armed Services Committee, FY 2020 Authorization Request for Missile Defense, April 3, 2019, P. 24.

11. Reif K. Congress OKs Trump Nuclear Priorities // Arms Control Today. January/February 2020.
10

В феврале 2020 г. директор АПРО вице-адмирал Дж. Хилл сообщил, что как и противоракета SM-3 IIA, региональная система ПРО «ТХААД» (THAAD) будет исследована на предмет возможности решения задач перехвата МБР на границе заатмосферного и конечного участка её траектории. Начнётся разработка новой противоракеты «ТХААД» для национальной ПРО, первые испытания которой запланированы на 2023 фин. г. Он отметил, что при входе боеголовки в атмосферу решать проблему отличия её от ложных целей проще12. Подобное направление развития «ТХААД» не было упомянуто в «Обзоре ПРО-2019», то есть несмотря на неудачу в НПРО (закрытие RKV) исследуется возможность участия систем ПРО ТВД в защите от МБР. Успешность таких исследований пока что неясна. В то же время курс на интеграцию РЛС региональной ПРО (например, AN/TPY-2) в защиту от МБР был подтверждён в «Обзоре ПРО-2019»13. Таким образом, данное направление развития «ТХААД» является в некоторой степени логичной попыткой. В случае продолжения это вызовет негативную реакцию с стороны РФ и КНР.

12. Department of Defense Press Briefing on the President's Fiscal Year 2021 Defense Budget for the Missile Defense Agency, February 10, 2020.

13. Missile Defense Review 2019, Office of Secretary of Defense. P. 35.
11

Планы по расширению сети РЛС для НПРО были сильно сокращены14. Это ещё один отход от положений «Обзора ПРО-2019». В силе остался только план постройки РЛС LRDR на Аляске. Откладывание постройки двух РЛС (на Гавайях и в Японии) на неопределённый срок может быть следствием необходимости учитывать угрозы от гиперзвуковых систем, в борьбе с которыми эти дорогостоящие РЛС малоэффективны.

14. Department of Defense Press Briefing …
12

В «Обзоре ПРО-2019» речь также шла о развитии защиты от крылатых ракет. Глава Северного командования США генерал Т. О’Шонесси, повторив тезисы об угрозе крылатых ракет большой дальности со стороны России для континентальных США, говорил о постепенном движении от объектовой ПРО от крылатых ракет к защите от них всей территории Соединённых Штатов. Три элемента программы «План обороны страны» (Homeland Defense Design) включали сеть сенсоров и РЛС, «Совместную всеохватную систему командования, контроля и боевого управления» (Joint All-Domain Command and Control, JADC2), а также новые средства противодействия передовым угрозам от баллистических и крылатых ракет (БР и КР), гиперзвуковых систем (ГЗС) и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)15.

15. Statement of General Terrence J. O’Shaughnessy, USAF, Commander of USNORTHCOM and NORAD before the Senate Armed Services Committee, February 13, 2020. P. 9, 12-15.
13

Региональная ПРО

 

Напомню, что в «Обзоре ПРО-2019» внимание обращено также на угрозу для войск США и их союзников в различных регионах мира от ракетных угроз. В частности, речь шла о наличии у РФ и КНР ракет малой, средней и промежуточной дальности. Предполагается, что для защиты войск США и их союзников необходимо построение интегрированной ПВО/ПРО.

14

Официально США до сих пор связывают построение европейской ПРО («Европейский поэтапный адаптивный подход») с ракетной угрозой со стороны Ирана. Хотя противоречия между США и Ираном в период президентства Д. Трампа и обострились, выполнение плана по развёртыванию системы «Иджис Эшор» (Aegis Ashore) в Польше откладывается теперь с 2020 на 2022 год16.

16. Department of Defense Press Briefing …
15

Эта уже вторая отсрочка могла быть одной из причин заявления главы Европейского командования США генерала Т. Уолтерса о необходимости наращивания численности кораблей с системой «Иджис» в Средиземном море с 4 до 6. Предложение было поддержано начальником штаба ВМС США адмиралом М. Гилдеем, но перспективы осуществления сомнительны. Во-первых, это не сочетается с тезисом «Обзора ПРО-2019» о выдвижении кораблей с системами ПРО в определённый район только во время кризиса17. Во-вторых, это отвлечение сил будет означать ослабление авианосных ударных групп18.

17. Missile Defense Review 2019… P. 48.

18. Larter D., Sprenger S. Push to base six US Navy destroyers in Spain could be gaining steam // Defense News, March 3, 2020.
16

В развитии систем «Иджис» планируется интеграция новой корабельной РЛС SPY-6 вместо SPY-1. Представители АПРО давно отмечали, что РЛС SPY-6 благодаря большей дальности могла бы помочь в отслеживании гиперзвуковых угроз19. Есть мнение, что в связи с угрозой от противокорабельных КР Китая и России командование ВМС США хочет форсировать процесс развёртывания РЛС SPY-6 на кораблях20. АПРО упомянуло возможность применения перехватчиков SM-6 против противокорабельных баллистических ракет21. Данный тезис также связан с региональной ракетной угрозой со стороны Китая, поскольку это пока единственная страна, имеющая противокорабельные баллистические ракеты.

19. New Layers. Missile Defense Advocacy Alliance Capitol Hill Briefing, May 16, 2018, P. 30. Available at: >>> (accessed 28.05.2018)

20. Larter D. With an eye to China and Russia, the US Navy plans a lethal upgrade to its destroyers // Defense News, March 20, 2019.

21. Missile Defense Agency Fiscal Year (FY) 2020 … P. 7.
17

Продолжается курс на наращивание численности кораблей с системами «Иджис». Сейчас есть 38 таких кораблей, планируется увеличить их число до 59 к концу 2024 фин. г.22 Подтверждено положение «Обзора ПРО-2019» на многолетние закупки противоракет SM-3 IB до 2023 фин. г. включительно, к концу 2021 фин. г. планируется довести их численность до 395, а численность SM-3 IIA до 60 единиц23. Кроме того, закупки дополнительных единиц SM-3 IIA оказались в первых строках списка «нефинансированных приоритетов» на 2021 фин. г. Это говорит об их высоком значении для МО.

22. Navy Aegis Ballistic Missile Defense (BMD) Program: Background and Issues for Congress. Congressional Research Service, December 17, 2019.

23. Department of Defense Press Briefing …
18

Также наверху списка «нефинансированных приоритетов» на 2021 фин. г. значится создание 8-й батареи «ТХААД»24. К концу 2021 фин. г. планируется довести численность противоракет «ТХААД» до 625 единиц25. Дальнейшее развитие РЛС AN/TPY-2 идёт в направлении способности отслеживания гиперзвуковых целей, а не только интеграции комплексов «Пэтриот» (Patriot) PAC-3 MSE. Остаётся общий курс на объединение систем ПРО в эшелонированную интегрированную архитектуру. «Система командования, контроля, боевого управления и связи» (C2BMC) должна в итоге обмениваться данными с системами GMD (национальная ПРО), «Иджис», «ТХААД», РЛС LRDR на Аляске, элементами ПВО/ПРО Армии США и инфракрасными сенсорами космического базирования (OPIR)26.

24. O’Brien C. Missile Defense Agency wish list includes more interceptors, THAAD battery // Politico. February 21, 2020.

25. Department of Defense Press Briefing …

26. Missile Defense Agency Fiscal Year (FY) 2020 … P. 10, 14.
19

По мнению Т. Карако, пункты запроса АПРО на 2020 фин. г. по развитию региональной ПРО гораздо больше соответствовали установке на соперничество с великими державами, чем пункты по НПРО27. А закупка двух батарей израильской системы «Железный купол» (Iron Dome) в 2020 г. официально связана с защитой войск США от российских и китайских крылатых ракет28.

27. Karako T., Rumbaugh W. Masterpiece Theater… P. 2.

28. Statement by Lt Gen James H. Dickinson… P. 16.
20

Тема угрозы крылатых ракет (КР) для войск США и их союзников получила развитие в сентябре 2019 г. в связи атаками крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на объекты саудовской нефтяной инфраструктуры. Ещё до этих атак аналитики отмечали, что крылатые ракеты дадут Ирану возможность обойти системы, предназначенные для перехвата баллистических ракет. КР сложнее заметить в полёте и для их обслуживания нужно меньше инфраструктуры, чем для баллистических ракет29. влиятельных «мозговых центров» (Центр стратегических и международных исследований, Хадсонский институт, «Фонд защиты демократии»30) выдвинули тезис о том, что успешная атака на саудовские объекты показывает наличие больших пробелов в ПВО/ПРО войск США перед российскими и китайскими КР. Системы «Пэтриот», присутствовавшие среди прочих систем вблизи объектов нападения, не могли защитить предприятия, так как КР и БПЛА летели на более низкой высоте и не были своевременно замечены имеющимися радарами ПВО/ПРО. Эксперты утверждали, что Армии США нужны, в частности, новые РЛС для «Пэтриот» с обзором на 360 градусов, актуальность которых назрела уже давно. Отмечалось, например, что ВМС США лучше подготовлены к таким угрозам и активно используют средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в рамках ПВО/ПРО.

29. Taleblu B. Iran’s “New” Land-Attack Cruise Missile in Context // FDD’s Long War Journal, February 4, 2019.

30. Williams I. How drone attacks reveal fixable flaws with American air defenses // The Hill, September 24, 2019; Heinrichs R. Missile Defense Needs Trump's Attention // Real Clear Politics, October 25, 2019.; Bowman B., Gabel A. 3 ways America can fix its vulnerability to cruise missiles // Defense News, October 29, 2019.
21

Космические сенсоры, защита от гиперзвуковых систем, меры «до пуска»

 

Среди передовых разработок ПРО, отмеченных в «Обзоре ПРО-2019», были выделены, как уже говорилось, НИОКР по защите от гиперзвуковых систем (ГЗС), а также создание сети сенсоров космического базирования. Новые концепции ПРО, указанные в «Обзоре ПРО-2019»: меры «до пуска» и перехват БР на разгонном участке.

22

Летом 2019 г. должен был быть представлен доклад относительно возможности создания ударных средств ПРО космического базирования, будь то перехватчики или лазеры (SBI/SBL). Но среди высокопоставленных чиновников МО только замминистра обороны по НИОКР М. Гриффин чётко высказывался в пользу данного проекта. Остальные высокопоставленные чиновники и военные в США не поддержали данный проект. Сама идея создания ударных средств ПРО в космосе имеет множество недостатков. Основные сторонники SBI – сенаторы-республиканцы Т. Круз и Дж. Кайл – больше не в комитете по делам вооружённых сил. А лидеры демократического большинства в Палате представителей уже сказали, что собираются усилить надзор за ПРО и будут отвергать программы, которые способствуют гонке вооружений31. Так, оборонный подкомитет комитета по ассигнованиям в своём законопроекте «Об оборонных расходах на 2020 фин. г.» обнулил финансирование НИОКР по лучу на нейтральных частицах, а также по другим проектам ударных средств ПРО в космосе (программа SBI). Интересно, что республиканцы не выразили серьёзной поддержки этим программам. Администрация и так запрашивала на эти статьи совсем мало средств – 34 млн и 15 млн долл. соответственно32. Уже в сентябре 2019 г. М. Гриффин признал, что разработка луча на нейтральных частицах отменена, так как общее финансирование ПРО ограничено, а эта программа не даст результатов в ближайшем будущем33. В итоговой версии закона «Об оборонных расходах на 2020 фин. г.» было отменено важное положение о создании космической испытательной площадки для программы SBI. В то же время законодатели поддержали программу создания космических сенсоров для отслеживания БР и ГЗС34.

31. Grego L. Assessing the 2019 Missile Defense Review: Mixed Messages on Missile Defense // Arms Control Today, March 2019.

32. Summary: FY 2020 House Defense Appropriations Bill (HR. 2968), Center for Arms Control and Non-Proliferation, June 5, 2019.

33. Mehta A. Bioengineering, lasers and more drones: Griffin outlines the Pentagon’s tech wish list // Defense News, September 4, 2019.

34. National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020. Conference Report to accompany S. 1790. December 2019. P. 1480-1482.
23

Разработка лазера для ПРО хоть и остаётся одним из приоритетов НИОКР, но, как признал директор АПРО в феврале 2020 г., в запросе Агентства нет программ направленной энергии, все НИОКР по ним ведутся на уровне МО. Программа создания к 2025 г. лазера минимально необходимой для перехвата БР мощности в 500 кВт была среди «нефинансированных приоритетов» на 2020 фин. г., а нынешние ассигнования на неё – это лишь часть того, что в 2000-е годы получала программа «Лазера воздушного базирования» (ABL)35. В марте 2020 г. появились сведения об остановке программ, связанных с перехватом БР на разгонном участке с помощью средств воздушного базирования36. Среди тех программ было не только создание БПЛА с лазером, но и интеграция истребителя F-35 в решение задачи перехвата БР. Если так, это станет ещё одним отходом от положений «Обзора ПРО-2019».

35. Karako T., Rumbaugh W. Masterpiece Theater… P. 10.

36. MDA Halts Airborne Concepts for Boost-Phase Intercept // Aviation Week & Space Technology, March 5, 2020.
24

Одна из самых перспективных программ – сенсоры космического базирования, создание которых связано с более долгосрочным проектом по построению защиты от ГЗС. Планируется, что эшелон сенсоров космического базирования будет состоять из двух отдельных группировок. Одна – для сопровождения и распознавания БР, другая – гиперзвуковых ракет (программа «Космические сенсоры для отслеживания гиперзвуковых и баллистических целей» (Hypersonic and Ballistic Tracking Space Sensor, HBTSS). Это позволит США использовать арсенал перехватчиков более эффективно для борьбы с широким спектром угроз37. По мнению М. Гриффина, ГЗС заметить и отследить в 10–20 раз тяжелее, чем МБР. Поэтому нужна широкая сеть сенсоров на низких орбитах. ГЗС невозможно засечь с помощью спутников на геостационарной орбите38.

37. Unclassified Statement of Lt Gen Samuel A. Greaves, Director of Missile Defense Agency before the Senate Armed Services Committee, April 3, 2019, P. 21.

38. Ensuring U.S. Technological Superiority: An Update from Under Secretary Michael D. Griffin. Hudson Institute event, August 13, 2019, P. 5. Available at: >>> (accessed 31.08.2019).
25

Создаваемая Агентством по ПРО сеть HBTSS будет входить в более массивную космическую архитектуру сенсоров на низких орбитах (Proliferated Low Earth Orbit, P-LEO), планируемую Агентством по космическим разработкам (образовано в 2019 г. в рамках создания Космических сил США). Также эта сеть будет частично входить в эшелонированную архитектуру постоянных инфракрасных сенсоров на высоких орбитах (Overhead Persistent Infrared, OPIR) для обнаружения и сопровождения появляющихся угроз. Кроме того, АПРО будет координировать программу «Блэкджек» (Blackjack) совместно с Агентством передовых оборонных исследовательских проектов (ДАРПА)39. Одна из задач программы – создать возможность обмена данными между спутниками без необходимости отправлять информацию в наземные центры для обработки40.

39. Unclassified Statement of Lt Gen Samuel A. Greaves … P. 22.

40. Erwin S. Next steps for the Pentagon’s new space sensors for missile defense // SpaceNews, January 21, 2019.
26

М. Гриффин является сторонником построения архитектуры в несколько сотен малых спутников. Они могут быть задействованы для ПРО, а также для «позиционирования, навигации и согласования». Он считает, что со временем расходы на выполнение задач будут уменьшаться. Наличие множества спутников также даёт бóльшую гибкость при атаке со стороны противника. В случае атаки возможности сократятся, но не исчезнут. Шесть больших спутников на средней орбите легче вывести из строя, чем несколько сотен на более низкой орбите41.

41. Stenographic Transcript before the Senate Subcommittee on Strategic Forces to receive testimony on Missile Defense Policies and Programs, April 3, 2019, P. 55. Available at: >>> (accessed 05.05.2019)
27

По мнению Т. Карако, объём и конфигурация бюджета на 2020 фин. г. неадекватны для разработки и развёртывания сенсоров в космосе в обозримом будущем. В запросе на 2020 фин. г. эта программа была среди «нефинансированных приоритетов»42. Тем не менее АПРО заявляет о возможности развёртывания HBTSS «в течение трёх лет»43.

42. Karako T., Rumbaugh W. Masterpiece Theater… P. 4.

43. Trimble S. New Hypersonic Interceptor Design Limited to Ship Launch // Aviation Week & Space Technology, March 4, 2020.
28 Идёт развитие всех трёх частей программы защиты от ГЗС: (1) улучшение РЛС и сенсоров (об этом говорилось выше); (2) модернизация имеющейся системы командования, контроля и боевого в рамках создания эшелонированной обороны, интеграции космических сенсоров с наземными РЛС; (3) отдельной технологической проблемой является создание средств перехвата ГЗС.
29

В рамках последнего обсуждаются некинетические средства, например, лазеры. Но лазеры теоретически эффективны только против БР на разгонном участке, когда она выводит гиперзвуковой планирующий блок (ГПБ) на нужную высоту. Сами ГПБ и гиперзвуковые КР могут выдержать попадание лазера, ведь они изначально созданы так, чтобы выдерживать экстремально высокие температуры, вызванные полётом на гиперзвуковой скорости44. Кибероперации и РЭБ возможны только в рамках мер «до пуска», так как радиосигнал к ГПБ извне не проходит сквозь плазму, образующуюся при полёте на гиперзвуковой скорости45.

44. DiMascio J. Can Spread of Hypersonics Be Slowed? // Aviation Week & Space Technology, September 29, 2017.

45. «Догоняя американцев в работах по гиперзвуку, мы их существенно перегнали», интервью А. Арбатова // Красная звезда, 6 марта 2018; Norris G. U.S. Hypersonics Face Uphill Struggle To Match China, Russia // Aviation Week & Space Technology, September 21, 2018.
30

Обсуждается возможность перехватить ГЗС кинетической противоракетой (1) на этапе полёта на границе атмосферы на скорости более 5000 км в час (в 5 раз больше обычной КР) или (2) на конечном участке, когда скорость объективно снижается из-за входа в атмосферу и активного маневрирования. Уже в «Обзоре ПРО-2019» утверждалось, что МО успешно показало ограниченную возможность защиты от ГПБ на конечном участке46. Замминистра обороны М. Гриффин выступил за разработку системы перехвата ГЗС до её входа в атмосферу, так как это сравнительно долгая стадия полёта, когда снаряд не меняет курс неожиданно. На конечном участке ГЗС начинает маневрировать и перехватить его становится в разы сложнее. Для такого сопровождения нужно увеличивать дальность РЛС47. Как было указано выше, именно этим улучшением заняты производители радаров региональной ПРО (AN/TPY-2 и AN/SPY-6).

46. Missile Defense Review 2019… P. 58.

47. Vergun D. DOD Scaling Up Effort to Develop Hypersonics. DoD News, December 13, 2018; China's Hypersonic Missile Advances and U.S. Defense Responses, Event at the Hudson Institute, March 11, 2019, P. 7. Available at: >>> (accessed 03.08.2019)
31

Программа разработки кинетического перехватчика для ГЗС (проект «Глайд брейкер» (Glide Breaker) ведётся в ДАРПА, хотя в бюджетном запросе на 2019 фин. г. об этом не упоминалось48. В то же время целый ряд экспертов из разных центров утверждают, что нынешние системы региональной ПРО («Пэтриот», «ТХААД», SM-3, SM-6) имеют определённую возможность обеспечить объектовую ПРО от гиперзвуковых блоков и ракет на конечном участке. Говорится, что, хотя ГПБ маневрирует при подходе к цели, его скорость в атмосфере становится ниже, чем у боеголовки БР49. Кроме того, рядом с ним нет ложных целей, которые обычно имеются рядом с боеголовкой БР в полёте50. Указанные системы ПРО надо разворачивать вблизи предполагаемых целей ударов ГЗС, хотя, признаётся, что даже это не даёт гарантий какой-либо защиты51. Эксперты из числа бывших военных поддерживают улучшение имеющихся противоракет, чтобы они могли решать задачи перехвата ГЗС, а создание новой противоракеты слишком затратно и технически неосуществимо. Также они отмечают, что стоимость перехвата остаётся проблемой, поэтому нужно рассматривать доктринальные и технологические решения (например, опять же меры «до пуска»)52.

48. Trevithick J. DARPA Starts Work On "Glide Breaker" Hypersonic Weapons Defense Project // The Drive, September 6, 2018.

49. Nichols T. Hypersonics in enemy hands are immeasurable threat to America // The Hill, April 2, 2018; Gault M. Russia’s New Nuclear Missiles Squeeze Response Time // Scientific American, March 27, 2019. Oelrich I. Cool your jets: Some perspective on the hyping of hypersonic weapons // Bulletin of the Atomic Scientists. 2020. Vol. 76. No 1. P. 39.

50. China's Hypersonic Missile Advances and U.S. Defense Responses … P. 10.

51. Acton J. China’s Ballyhooed New Hypersonic Missile Isn’t Exactly a Game-Changer // The Washington Post, October 4, 2019; Van Loon, M. Hypersonic Weapons: A Primer // Defense Technology Program Brief, No. 18, May 2019, P. 3; Strategic Premier: Hypersonic Weapons. American Foreign Policy Council, July 2019. P. 14; Marlowe M. Hypersonic threats need an offense-defense mix // Defense News, August 2, 2019.

52. Dolan J., Gallagher R., Mann D. Hypersonic Weapons – A Threat to National Security // Real Clear Defense, April 23, 2019.
32

Тенденция на совершенствование систем региональной ПРО с целью придания им возможности (хотя бы ограниченно) решать задачи перехвата ГЗС была видна в «Обзоре ПРО-2019». Там говорилось об угрозе ГЗС как для территории США, так и для их войск и союзников в различных регионах мира53. Соответственно, в запросе на 2021 фин. г. появилась новая программа «Региональной системы для защиты на планирующей фазе» (Regional Glide Phase Weapon System). При этом, если в запросе на 2020 фин. г. разработка защиты от ГЗС была не в первых строках «нефинасированных приоритетов», то в запросе на 2021 фин. г. эта программа уже наверху подобного списка54. АПРО обдумывает возможность развёртывания первой системы (морского базирования) до конца 2020-х годов55.

53. Криволапов О.О. «Обзор ПРО-2019»: новые черты и подходы // Россия и Америка в XXI веке. 2019. Спецвыпуск. Available at: >>> (accessed 07.06.2019)

54. O’Brien C. Missile Defense Agency wish list…

55. Trimble S. New Hypersonic Interceptor Design Limited To Ship Launch…
33

Как известно, концепция ПРО «до пуска» широко упоминались в тексте «Обзора ПРО-2019». В рамках технического развития данной концепции аппарат замминистра обороны по НИОКР разместил заказ на разработку соответствующей системы для установки на космические спутники «Прототип устройства своевременного целеуказания» (Time-Sensitive Target Mission Payloads Demonstration). Цель – снизить время обнаружения ПУ с помощью спутников56. Позиция Комитета начальников штабов относительно данной концепции снова была подтверждена генералом П. Селвой, который сказал, что кинетический перехват всегда будет давать преимущество атакующей стороне. При этом он сделал акцент на выведении из строя систем командования и контроля противника, а не только на уничтожение ракет противника до их пуска57.

56. Erwin S. Pentagon seeking proposals for how to use sensors in space to quickly target enemy missiles // SpaceNews, February 17, 2019.

57. The future of U.S. defense strategy: A conversation with General Paul J. Selva. Event at the Brookings Institution, June 28, 2019. P. 8-9. Available at: >>> (accessed 17.11.2019)
34

Перспективы финансирования

 

Сразу после выпуска «Обзора ПРО-2019» эксперт из числа сторонников наращивания ПРО, Р. Хайнрикс (Хадсонский институт), сообщала, что «представители администрации говорили, что в бюджете может просто не быть денег на ПРО». По мнению Ф. Роуза (Брукингский институт), МО из-за нехватки денег, возможно, не сумеет одновременно и поддерживать имеющиеся системы и создавать новые. Бывший сотрудник аппарата сенатского комитета по делам вооружённых сил Р. Филдхауз подтверждал, что демократы, имеющие большинство в Палате представителей, будут оказывать наибольшее влияние на бюджет58. Это может серьёзно отразиться на выполнении администрацией Д. Трампа всех тех проектов в военной сфере, которые она наметила. Например, наращивание ВМФ до 355 кораблей, полное обновление всех трёх частей стратегических ядерных сил (новые МБР GBSD, новые ПЛАРБ класса «Колумбия», новые стратегические бомбардировщики B-21) и другие планы. Скорее всего, администрации и дальше придётся выбирать, какие программы ПРО сократить, а какие отложить на неопределённый срок.

58. Twardovski A. Highlights from a recent discussion on the Missile Defense Review, Brookings Institution, February 6, 2019.
35

Запрос администрации на 2020 фин. г. на все программы ПРО (13,6 млрд долл.) немного выше, чем за год до того, но всё равно был на 12% ниже суммы, ассигнованной на 2019 фин. г. По мнению Т. Карако, АПРО, как и другие агентства, может столкнуться с давлением в условиях модернизации ядерных и неядерных вооружений США59. В 2019 фин. г. АПРО достигло самого высокого уровня финансирования за счёт закупок старых систем. В то же время суммы НИОКР новых систем сокращаются. Например, на технологию отличия БГ от ложных целей было запрошено всего 15 млн долл. Среди «нефинансированных приоритетов» на 2020 фин. г. оказались такие программы, как разработка космических сенсоров, программа MOKV, перехватчик для ГЗС, лазеры для ПРО60. Помощник министра обороны Дж. Андерсон признавал, что МО ещё только предстоит решить какие из передовых разработок продолжать дальше61. Судя по развитию событий в сфере передовых проектов, первые сокращения уже произошли.

59. Karako T., Rumbaugh W. Masterpiece Theater… P. 3.

60. Ibid., p. 4, 5, 6, 9, 10.

61. The Arms Control Landscape. Event at the Hudson Institute. May 29, 2019, P. 23. Available at: >>> (accessed 06.09.2019)
36

Запрос на все программы ПРО на 2021 фин. г. – 20,3 млрд долл. Из них 9,2 млрд долл. – для АПРО. 7,9 млрд долл. – на программы ПРО вне Агентства (спутники OPIR; и РЛС большой дальности; закупки перехватчиков PAC-3 MSE, SM-2 и SM-6). 3,2 млрд долл. – на меры ПРО «до пуска» (разработка ГЗС и киберсредства)62. Примечательно, что несмотря на найденные в результате аудита в МО дополнительные средства и несмотря на снижение суммы всего бюджетного запроса на национальную оборону на 2021 фин. г. (в сравнении с запросом на 2020 фин. г.), администрация Д. Трампа распределяет новое финансирование в сокращённом круге программ ПРО63. Изначально запрос делался в декабре 2019 г., а результаты аудита стали известны только к февралю 2020 г. Поэтому составляемый в феврале список «нефинансированных приоритетов» на 2021 фин. г. (точнее его первые несколько статей) лучше всего отразили, основные акценты администрации в сфере ПРО на данный момент. Учитывая всё вышесказанное, это следующие программы: NGI, SM-3 IIA, THAAD, HBTSS, защита от ГЗС.

62. Defense Budget Overview. Fiscal Year 2021 Budget Request. Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller), February 2020. P. 4-9 – 4-11.

63. Mehta A. Here’s how much money the Pentagon found through internal savings — and where it’s going // Defense News, February 5, 2020.
37

Заключение

 

В сфере национальной ПРО из-за технологических проблем имеет место тактический отход от положений, изложенных в «Обзоре ПРО-2019». Закрытие программы RKV означает новую задержку в развитии НПРО США, то есть даже при второй администрации Д. Трампа Соединённым Штатам ещё может не удастся повысить количество развёрнутых GBI. Тем не менее это именно тактический отход от планов, так как НПРО остаётся среди приоритетов. Важность создания нового перехватчика для НПРО никем не оспаривается. По сути, основной вопрос – дата развёртывания (до или после 2030 г.). Сокращены планы по развитию сети РЛС для НПРО. Медленно идёт развитие программы защиты континентальной территории США от крылатых ракет. Единственным выполняемым положением «Обзора ПРО-2019» в сфере НПРО является интеграция систем региональной ПРО в защиту от МБР. Демократы безуспешно пытались отменить испытания SM-3 IIA против МБР. Соответствующее развитие программы «ТХААД», хоть и не было упомянуто в «Обзоре ПРО-2019», в 2020 г. уже оформлено как статья в бюджетном запросе. Успешность подобных исследований неясна, а пока система GMD развивается меньшими темпами по сравнению с развитием систем региональной ПРО.

38 Продолжаются усилия по интеграции различных систем ПРО ТВД и ПВО/ПРО в пределах регионов. В то же время развитие европейской региональной ПРО от БР отстаёт от графика, а предлагаемое повышение численности кораблей с системами ПРО в Европе может привести к ослаблению авианосных групп. По мере того, как чиновники администрации Д. Трампа продолжают говорить о региональных ракетных угрозах со стороны России и Китая, растёт актуальность защиты от множественных пусков КР, а в долгосрочной перспективе и от ГЗС в рамках региональной ПРО.
39 В сфере разработки передовых технологии и новых концепций ПРО всё ещё под вопросом остаётся быстрое создание и развёртывание сенсоров космического базирования. Для перехвата БР на разгонном участке продолжаются исследования в сфере направленной энергии, но они мало финансируются, а программа создания луча на нейтральных частицах не получила поддержки ни одной палаты Конгресса. Определённые усилия делаются в исследованиях в области защиты от ГЗС в рамках региональной ПРО. Даже самые актуальные передовые разработки в сфере космических сенсоров и в сфере защиты от ГЗС всё ещё мало финансируются. В свою очередь, развитие доктринального и технического обеспечения мер ПРО «до пуска» продолжается.
40 Напомню, что «Обзор ПРО-2019», как доктринальный документ, закрепил целый ряд новых элементов и стратегии развития ПРО, и стратегии применения ПРО, в том числе, отсутствие акцента на какую-либо одну сферу ПРО (НПРО или ПРО ТВД), за равномерное развитие по всем направлениям. На политику администрации Д. Трампа в сфере ПРО, в числе прочих, влияют такие факторы, как нехватка финансирования на все намеченные проекты в военной сфере, а также контроль демократов над Палатой представителей. В то же время, исходя из анализа запросов на 2020 и 2021 фин. годы и общей политики США в сфере ПРО, видно, что администрация (1) всё ещё не решила, что ей нужно в сфере архитектуры ПРО. Планы продолжают изменяться уже второй год подряд после выхода «Обзора ПРО-2019». (2) На данном этапе администрация отдаёт предпочтение скорее развитию региональных систем ПРО, в том числе, исследованию их возможностей в сфере перехвата МБР и ГЗС. Возможно, это также связано с тем, что создание систем региональной ПРО исторически шло в США успешнее, чем создание систем НПРО.

References

1. Missile Defense Agency Fiscal Year (FY) 2020 Budget Estimates, Overview, P. 4.

2. Hitchens T. HASC Markup Punts Space Force Decision, Chops Next-Gen OPIR // Breaking Defense, June 10, 2019.

3. Reif K. National Missile Defense Set Back // Arms Control Today, July/August 2019.

4. Burns R. Pentagon cancels billion-dollar missile defense project // The Associated Press, August 21, 2019.

5. Thompson L. Inside The U.S. Missile Defense Agency's Secret Next Generation Interceptor // Forbes, October 8, 2019.

6. Daniels S., Cancian M., Hunter A., Karako T., Rumbaugh W., Harrison T. What to Look for in the FY 2021 Defense Budget Request. Center for Strategic & International Studies, February 2020. P. 5.

7. Reif K. National Missile Defense Set Back…

8. Karako T., Rumbaugh W. Masterpiece Theater: Missed Opportunities for Missile Defense in the 2020 Budget. Center for Strategic & International Studies, March 2019, P. 2, 6.

9. Ibid., p. 10.

10. Statement by Lt Gen James H. Dickinson, USASMDC/ARSTRAT Commander, JFCC IMD Commander before the Senate Armed Services Committee, FY 2020 Authorization Request for Missile Defense, April 3, 2019, P. 24.

11. Reif K. Congress OKs Trump Nuclear Priorities // Arms Control Today. January/February 2020.

12. Department of Defense Press Briefing on the President's Fiscal Year 2021 Defense Budget for the Missile Defense Agency, February 10, 2020.

13. Missile Defense Review 2019, Office of Secretary of Defense. P. 35.

14. Department of Defense Press Briefing …

15. Statement of General Terrence J. O’Shaughnessy, USAF, Commander of USNORTHCOM and NORAD before the Senate Armed Services Committee, February 13, 2020. P. 9, 12-15.

16. Department of Defense Press Briefing …

17. Missile Defense Review 2019… P. 48.

18. Larter D., Sprenger S. Push to base six US Navy destroyers in Spain could be gaining steam // Defense News, March 3, 2020.

19. New Layers. Missile Defense Advocacy Alliance Capitol Hill Briefing, May 16, 2018, P. 30. Available at: http://missiledefenseadvocacy.org/wp-content/uploads/2018/05/New-Layers-CRT-Transcript.pdf (accessed 28.05.2018)

20. Larter D. With an eye to China and Russia, the US Navy plans a lethal upgrade to its destroyers // Defense News, March 20, 2019.

21. Missile Defense Agency Fiscal Year (FY) 2020 … P. 7.

22. Navy Aegis Ballistic Missile Defense (BMD) Program: Background and Issues for Congress. Congressional Research Service, December 17, 2019.

23. Department of Defense Press Briefing …

24. O’Brien C. Missile Defense Agency wish list includes more interceptors, THAAD battery // Politico. February 21, 2020.

25. Department of Defense Press Briefing …

26. Missile Defense Agency Fiscal Year (FY) 2020 … P. 10, 14.

27. Karako T., Rumbaugh W. Masterpiece Theater… P. 2.

28. Statement by Lt Gen James H. Dickinson… P. 16.

29. Taleblu B. Iran’s “New” Land-Attack Cruise Missile in Context // FDD’s Long War Journal, February 4, 2019.

30. Williams I. How drone attacks reveal fixable flaws with American air defenses // The Hill, September 24, 2019; Heinrichs R. Missile Defense Needs Trump's Attention // Real Clear Politics, October 25, 2019.; Bowman B., Gabel A. 3 ways America can fix its vulnerability to cruise missiles // Defense News, October 29, 2019.

31. Grego L. Assessing the 2019 Missile Defense Review: Mixed Messages on Missile Defense // Arms Control Today, March 2019.

32. Summary: FY 2020 House Defense Appropriations Bill (HR. 2968), Center for Arms Control and Non-Proliferation, June 5, 2019.

33. Mehta A. Bioengineering, lasers and more drones: Griffin outlines the Pentagon’s tech wish list // Defense News, September 4, 2019.

34. National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020. Conference Report to accompany S. 1790. December 2019. P. 1480-1482.

35. Karako T., Rumbaugh W. Masterpiece Theater… P. 10.

36. MDA Halts Airborne Concepts for Boost-Phase Intercept // Aviation Week & Space Technology, March 5, 2020.

37. Unclassified Statement of Lt Gen Samuel A. Greaves, Director of Missile Defense Agency before the Senate Armed Services Committee, April 3, 2019, P. 21.

38. Ensuring U.S. Technological Superiority: An Update from Under Secretary Michael D. Griffin. Hudson Institute event, August 13, 2019, P. 5. Available at: https://s3.amazonaws.com/media.hudson.org/Transcript%20--%20An%20Update%20from%20Under%20Secretary%20Michael%20Griffin2.pdf (accessed 31.08.2019)

39. Unclassified Statement of Lt Gen Samuel A. Greaves … P. 22.

40. Erwin S. Next steps for the Pentagon’s new space sensors for missile defense // SpaceNews, January 21, 2019.

41. Stenographic Transcript before the Senate Subcommittee on Strategic Forces to receive testimony on Missile Defense Policies and Programs, April 3, 2019, P. 55. Available at: https://www.armed-services.senate.gov/imo/media/doc/19-33_04-03-19.pdf (accessed 05.05.2019)

42. Karako T., Rumbaugh W. Masterpiece Theater… P. 4.

43. Trimble S. New Hypersonic Interceptor Design Limited to Ship Launch // Aviation Week & Space Technology, March 4, 2020.

44. DiMascio J. Can Spread of Hypersonics Be Slowed? // Aviation Week & Space Technology, September 29, 2017.

45. «Dogonyaya amerikantsev v rabotakh po giperzvuku, my ikh suschestvenno peregnali», interv'yu A. Arbatova // Krasnaya zvezda, 6 marta 2018; Norris G. U.S. Hypersonics Face Uphill Struggle To Match China, Russia // Aviation Week & Space Technology, September 21, 2018.

46. Missile Defense Review 2019… P. 58.

47. Vergun D. DOD Scaling Up Effort to Develop Hypersonics. DoD News, December 13, 2018; China's Hypersonic Missile Advances and U.S. Defense Responses, Event at the Hudson Institute, March 11, 2019, P. 7. Available at: http://s3.amazonaws.com/media.hudson.org/China%27s%20Hypersonic%20Missile%20Advances%20and%20U.S.%20Defense%20Responses%20-%20Final%20Transcript.pdf (accessed 03.08.2019)

48. Trevithick J. DARPA Starts Work On "Glide Breaker" Hypersonic Weapons Defense Project // The Drive, September 6, 2018.

49. Nichols T. Hypersonics in enemy hands are immeasurable threat to America // The Hill, April 2, 2018; Gault M. Russia’s New Nuclear Missiles Squeeze Response Time // Scientific American, March 27, 2019. Oelrich I. Cool your jets: Some perspective on the hyping of hypersonic weapons // Bulletin of the Atomic Scientists. 2020. Vol. 76. No 1. P. 39.

50. China's Hypersonic Missile Advances and U.S. Defense Responses … P. 10.

51. Acton J. China’s Ballyhooed New Hypersonic Missile Isn’t Exactly a Game-Changer // The Washington Post, October 4, 2019; Van Loon, M. Hypersonic Weapons: A Primer // Defense Technology Program Brief, No. 18, May 2019, P. 3; Strategic Premier: Hypersonic Weapons. American Foreign Policy Council, July 2019. P. 14; Marlowe M. Hypersonic threats need an offense-defense mix // Defense News, August 2, 2019.

52. Dolan J., Gallagher R., Mann D. Hypersonic Weapons – A Threat to National Security // Real Clear Defense, April 23, 2019.

53. Krivolapov O.O. «Obzor PRO-2019»: novye cherty i podkhody // Rossiya i Amerika v XXI veke. 2019. Spetsvypusk. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760005319-7-1/ (accessed 07.06.2019)

54. O’Brien C. Missile Defense Agency wish list…

55. Trimble S. New Hypersonic Interceptor Design Limited To Ship Launch…

56. Erwin S. Pentagon seeking proposals for how to use sensors in space to quickly target enemy missiles // SpaceNews, February 17, 2019.

57. The future of U.S. defense strategy: A conversation with General Paul J. Selva. Event at the Brookings Institution, June 28, 2019. P. 8-9. Available at: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2019/07/fp_20190628_selva_defense_transcript.pdf (accessed 17.11.2019)

58. Twardovski A. Highlights from a recent discussion on the Missile Defense Review, Brookings Institution, February 6, 2019.

59. Karako T., Rumbaugh W. Masterpiece Theater… P. 3.

60. Ibid., p. 4, 5, 6, 9, 10.

61. The Arms Control Landscape. Event at the Hudson Institute. May 29, 2019, P. 23. Available at: http://s3.amazonaws.com/media.hudson.org/Hudson%20Transcript%20-%20The%20Arms%20Control%20Landscape.pdf (accessed 06.09.2019)

62. Defense Budget Overview. Fiscal Year 2021 Budget Request. Office of the Under Secretary of Defense (Comptroller), February 2020. P. 4-9 – 4-11.

63. Mehta A. Here’s how much money the Pentagon found through internal savings — and where it’s going // Defense News, February 5, 2020.