COVID-19 Stress-Test for Canada-U.S. Relations
Table of contents
Share
Metrics
COVID-19 Stress-Test for Canada-U.S. Relations
Annotation
PII
S207054760010481-6-1
DOI
10.18254/S207054760010481-6
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Elena G. Komkova 
Occupation: Leading Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The present article considers the coronavirus pandemic as an external shock affecting the Canada-U.S. relations. It has intensified the existing problems and created the new ones. At the same time, it was a great chance for Canada to apply creatively the methods and techniques, which had been elaborated by its diplomacy in the process of protracted negotiations with the Trump administration on NAFTA revision.

Keywords
Canada-U.S. relations in 2020, COVID-19 pandemic, ‘COVID-19 diplomacy’, Trump-Trudeau personal relationship
Received
15.05.2020
Date of publication
21.07.2020
Number of characters
17500
Number of purchasers
7
Views
169
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 С избранием Д. Трампа президентом США канадско-американские отношения постоянно лихорадит по поводу и без повода. На этот раз поводом стала коронавирусная пандемия, объявленная ВОЗ 11 марта 2020 года.
2

Неровный событийный ряд

 

Впрочем, начиналось всё хорошо. 13 марта, в последний день работы перед закрытием в связи с пандемией, канадский парламент умудрился принять имплементирующее ЮСМКА законодательство (United States-Mexico-Canada Agreement, USMCA) в третьем чтении в палате общин и сразу в трёх чтениях в сенате. В тот же день было получено и согласие генерал-губернатора Канады – финальный штрих, нужный для того, чтобы законопроект стал законом. А поскольку Канада была последней страной, осуществлявшей ратификацию, то это открыло путь к вступлению ЮСМКА в силу с 1 июля 2020 года1.

1. Комкова Е.Г. Соглашение США – Мексика – Канада на финишной прямой. США & Канада: экономика, политика, культура. 2020. № 4. С.43‒57. DOI: 10.31857/S268667300008878-5 [Komkova E.G. United States-Mexico-Canada Agreement at the Finish Line. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2020. No. 4. P. 43‒57. (In Russ.) DOI: 10.31857/S268667300008878-5].
3

Другим лёгким успехом стала канадско-американская договорённость о закрытии с 21 марта общей границы для «неосновных» путешественников сроком на 30 дней (с последующим продлением). Под «неосновными» путешественниками понимаются туристы, шопоголики, любители развлечений и ресторанов, другая праздная публика. Для других же категорий – водителей-дальнобойщиков, граждан одной страны, работающих в другой стране, студентов, следующих на лечение больных и других интересантов с неотложными нуждами граница была оставлена открытой. Не ограничивался и товаропоток – один из крупнейших в мире. Его особенность в высокой доле полупродуктов, которые нужны для обеспечения бесперебойной работы разветвлённых континентальных цепочек создания стоимости. Интересно, что инициатором этого шага выступили не США, обычно сильно радеющие о национальной безопасности, а Канада, благосостояние и экономика которой как страны, глубоко вовлечённой в мирохозяйственные связи, прямо зависят от беспрепятственного доступа к рынку США. Канадское предложение нашло живой отклик в Вашингтоне. Как свидетельствует заголовок в «Торонто стар», всё, что потребовалось для принятия решения о закрытии границы для «неосновных» путешественников, это «Два телефонных разговора [между лидерами двух стран] и один твит президента США»2.

2. Boutilier A. Two Phone Calls, One Presidential Tweet: How Canada and U.S. Decided to Close Their Border. The Toronto Star. 18.03.2020. Available at: >>> (accessed 19.03.2020).
4 Однако потом что-то «пошло не так». Последовали болезненные для Канады проявления политики «Америка прежде всего» и эксцессы «пандемического протекционизма».
5

В конце марта с.г. появилась информация о том, что США рассматривают возможность направить на границу с Канадой тысячу военнослужащих. Отвечая на вопрос о необходимости такой меры на пресс-конференции 26 марта, президент Д. Трамп умудрился связать отправку военнослужащих с торговыми претензиями к Канаде. «К нам в Америку из Канады много чего поступает. Ведётся торговля. Есть нелегальная торговля, против которой мы возражаем. На некоторые канадские товары введены строгие санкции. Мы установили высокие тарифы на сталь по демпингу. И нам не нравится, что через границу к нам поступает сталь, ввезённая в Канаду по демпинговым ценам, что позволяет другим государствам не платить таможенные пошлины»3. Как это соотносится с идеей отправки на границу американских военнослужащих, сказать трудно. Но после интенсивного закулисного лоббирования и публично выраженного несогласия Канады в виде заявления заместителя премьер-министра о «неприемлемости и отсутствии необходимости» в американских военнослужащих, этот вопрос с повестки дня был снят.

3. Remarks by President Trump, Vice President Pence, and Members of the Coronavirus Task Force in Press Briefing. White House, Wash., 26.03.2020. Available at: >>> (accessed 27.03.2020).
6

Следующей неприятной неожиданностью стало распоряжение, направленное администрацией Д. Трампа в начале апреля крупному американскому производителю медицинских масок и респираторов компании 3М прекратить отгрузку этих товаров в Канаду и Латинскую Америку под предлогом того, что их не хватает самим американцам. Такое распоряжение с учётом того, что с компанией 3М у Канады подписан долгосрочный контракт и она является крупнейшим поставщиком этих изделий, в сложившихся условиях выглядело не просто недружественным, а откровенно негуманным и аморальным действием. Маски и респираторы закупались для канадских врачей, задействованных в оказании помощи заболевшим коронавирусом. Первой возмутилась сама 3М, которая заявила, что эти поставки критически важны для Канады и что той больше негде их приобрести. Затем в обсуждение животрепещущей проблемы включились премьеры канадских провинций, граничащих с США. Премьер Онтарио Д. Форд отметил, что неприятно разочарован, и пожаловался по телефону представителю США на торговых переговорах Р. Лайтхайзеру. Премьер Альберты Дж. Кинни назвал распоряжение Д. Трампа граничащим с оскорблением. Но самые точные слова нашёл премьер периферийного Ньюфаундленда и Лабрадора Д. Болл, который сравнил нынешнюю ситуацию с событиями 11 сентября 2001 г. Тогда жители маленького городка Гандер приютили в своих домах многие тысячи американцев с самолётов, которых США не принимали на своей территории несколько дней. «Сказать, что я взбешён последними действиями президента Трампа это сильно приукрасить моё состояние», – заявил Д. Болл. «Провинция Ньюфаундленд и Лабрадор никогда не поведёт себя негуманно. И не будет ни секунды колебаться в оказании помощи тем, кому она требуется. И если понадобится повторить то, что мы сделали [для американцев] 11 сентября 2001 г., то мы это сделаем снова»4.

4. Цит. по: Delacourt S. If Donald Trump Turns the COVID-19 Pandemic into a Trade War, Justin Trudeau Knows Just How to Fight It. The Toronto Star. 6.04.2020. Available at: >>> (accessed 7.04.2020).
7

Премьер-министр Дж. Трюдо в своих комментариях проявил обычную сдержанность. Он отказался напрямую критиковать действия президента США и выразил дежурную уверенность в прочности двусторонних отношений. Тем не менее, полунамёками он дал понять, что торговля товарами медицинского назначения в Северной Америке – это улица с двусторонним движением: ведь ту же волокнистую массу для изготовления масок и медицинских халатов компания 3М закупает в Британской Колумбии. Привёл он и такой довод: «тысячи медсестёр» из канадского Уинсора (на самом деле речь идёт о цифре в полторы тысячи. – Е.К.) ежедневно ездят на работу в больницы и другие медицинские учреждения соседнего Детройта»5.

5. Цит. по: Blatchford A. Trudeau Waits Out Trump’s Coronavirus Provocations. Politico. 21.04.2020. Available at: >>> (accessed 22.04.2020).
8

В результате в Вашингтоне видимо поняли, что перегнули палку, и компания 3М смогла довольно быстро договориться с властями о продолжении поставок респираторов и масок в Канаду. А к 23 апреля США и вовсе согласились предоставить Канаде и Мексике бессрочное исключение из действия американских ограничений на экспорт товаров медицинского назначения6.

6. Palmer D. U.S. Dismisses ‘Invalid’ Appellate Body Ruling. Morning Trade – Politico. 23.04.2020. Available at: >>> (accessed 24.04.2020).
9 Ещё одно разночтение проявилось, когда решался вопрос о продлении режима закрытия границы после 21 апреля для «неосновных» путешественников. Судя по высказываниям президента Трампа, Америка готовится к раннему открытию своей экономики, тогда как Канада занимает более осторожную позицию и предпочитает повременить. Компромисс был найден в продлении режима закрытия границы для «неосновных» путешественников сначала на следующие 30 дней, до 21 мая, а потом и до 21 июня.
10

Особенности канадской «коронавирусной дипломатии»

 

Удачное в целом лавирование Оттавы в противостоянии с Вашингтоном на фоне коронавирусного кризиса не могло в очередной раз не привлечь внимания обозревателей и аналитиков. В апреле с.г. в американских и канадских СМИ появилось несколько примечательных публикаций с характерными заголовками: «Если Дональд Трамп хочет превратить пандемию в торговую войну, то Джастин Трюдо знает, как сражаться»7, «Трюдо “пересидел” коронавирусные провокации Трампа»8 и «Новый посол Канады в Вашингтоне постигает искусство коронавирусной дипломатии»9.

7. Delacourt S. Op. cit.

8. Blatchford A. Op. cit.

9. Gardner L. Canada’s New Ambassador in D.C. Learns Art of Covid-19 Diplomacy. Politico. 23.04.2020. Available at: >>> (accessed 24.04.2020).
11 Практические навыки обращения с администрацией Д. Трампа и с «самым непредсказуемым» американским президентом Оттава приобрела загодя, в ходе продолжавшихся три года жёстких переговоров о пересмотре соглашения НАФТА и ратификации ЮСМКА. Именно тогда ответственные канадские лица наработали нужные связи в Вашингтоне на самом высоком уровне и научились их использовать. Также они приобрели привычку ничему не удивляться и без промедления реагировать на болезненные для их страны повороты в американской политике, нажимая на нужные кнопки в вашингтонской телефонной книге.
12 Хорошо выученные тогда уроки пригодились сейчас. «Коронавирусная дипломатия» включает в себя следующие стадии:
13 – интенсивные телефонные переговоры канадских министров, высокопоставленных сотрудников Управления премьер-министра и посла в США со своими американскими визави. К числу таких устоявшихся контактов, эффективность которых прошла проверку временем, можно отнести следующие пары: Х. Фриланд – М. Пенс, Х. Фриланд – Р. Лайтхайзер; канадский министр иностранных дел Ф.Ф. Шампань – М. Помпео; канадский министр по делам общественной безопасности Б. Блэр – американский секретарь по делам внутренней безопасности Ч. Вулф; руководитель аппарата Управления премьер-министра К. Телфорд – старший советник президента США Дж. Кушнер. Ценные знакомства в Вашингтоне имеют исполнительный директор по канадско-американским отношениям в Управлении премьер-министра Б. Клоу и новый посол Канады в США К. Хиллман.
14 Следует отметить, что нынешняя ситуация с доступом к лицам, принимающим решения в США, отличается от той, которая была при президенте Б. Обаме. В бытность Обамы Оттава могла решать свои проблемы с Вашингтоном на более низком рабочем уровне. Теперь же апеллировать к чиновникам из Госдепа или других правительственных структур недостаточно, нужен выход на людей из ближнего окружения президента. Повысилось требование и к скорости канадского реагирования – речь идёт не о неделях и даже не днях, а о реакции «в моменте», дабы успеть отыграть назад, или хотя бы смягчить планируемое в США решение;
15 – чтобы усилить свой вес в диалоге с десятикратно превосходящими их по основным параметрам США, канадцы «играют командой». Это предполагает координацию действий между федеральным и провинциальным уровнями власти. При этом между ними, похоже, существует определённое разделение труда: премьеры провинций чаще допускают прямолинейные и резкие высказывания, играют роль «плохих парней», не связанных протоколом. Официальная же Оттава более дипломатична и старается придерживаться ролевой установки «хороший парень»;
16

– особенно осторожно ведёт себя премьер-министр. У него самые обширные полномочия, но и самая большая ответственность. Один его неверный шаг или непродуманное слово могут обрушить все наведённые мосты. Свой стандартный ответ на одиозные действия американцев он заготовил довольно давно и с тех пор от него не отступает. Это случилось в январе 2017 г. на пресс-конференции в Калгари, когда его спросили, считает ли он Д. Трампа женоненавистником. Ответ Дж. Трюдо звучал так: «В обязанности премьер-министра Канады не входит критика американского процесса. В его обязанности входит поддержание конструктивных рабочих отношений с президентом США, что я и собираюсь делать»10]. К тому же после декабрьского (2019 г.) недоразумения между ним и президентом Трампом на юбилейном саммите НАТО в Лондоне, когда американский президент заподозрил его в злословии в свой адрес и назвал «двуличным политиком»11], холодок в их отношениях, судя по всему, остался. По наблюдению хорошо осведомлённой «Торонто стар» сейчас «Трамп и Трюдо сводят свои личные контакты к минимуму, и Трюдо стремится говорить как можно меньше, чтобы не раздражать президента»12. Американский портал «Политико» образно назвал такое сверхосмотрительное поведение Дж. Трюдо по отношению к Трампу «хождением по яичной скорлупе» (walk-on-egg-shells strategy)13.

10. Цит. по: Комкова Е.Г. Канадско-американские отношения в 2018 г.: от пересмотра НАФТА к переходу на личности. Россия и Америка в XXI веке. 2019. № 1. [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: >>> (дата обращения: 29.04.2020). DOI: 10.18254/S207054760004628-7 [Canada-U.S. Relations in 2018: From NAFTA Re-Negotiation to Personal Insult. Russia and America in the XXI Century. 2019. Issue 1. [Electronic resource] (In Russ.). Access for registered users. URL: >>> (circulation date: 29.04.2020). DOI: 10.18254/S207054760004628-7

11. Комкова Е.Г. Канадско-американские отношения в 2019 г.: меморандум о «критически важных» минералах, «двуличный» Трюдо. Россия и Америка в XXI веке. 2020. № 1. [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: >>> (дата обращения: 29.04.2020). DOI: 10.18254/S207054760008993-9 [Canada-U.S. Relations in 2019: Memorandum on Critical Energy Minerals, ‘Two-Faced’ Trudeau. Russia and America in the XXI Century. 2019. Issue 1. [Electronic resource] (In Russ.). Access for registered users. URL: >>> (circulation date: 29.04.2020). DOI: 10.18254/S207054760008993-9

12. Delacourt S. Op. cit.

13. Blatchford A. Op. cit.
17

Заключение: прогнозные оценки

 

Говоря о перспективах развития канадско-американских отношений в 2020 году, можно отметить следующее. Первое испытание, которое уже на подходе, это вопрос о скоординированном по времени и охвату выходе трёх тесно связанных узами экономической интеграции североамериканских стран из состояния подавленной экономической активности. В ноябре Трампа ожидают президентские выборы, в преддверии которых ему надо успеть реанимировать американскую экономику. Канада же и Мексика, где выборы прошли относительно недавно, под таким политическим прессом не находятся и предпочитают следовать рекомендациями эпидемиологов и вирусологов, которые призывают не торопиться. Однако североамериканская экономика в своей значительной части функционирует как единый народнохозяйственный комплекс, и запаздывание с запуском производства в Канаде и Мексике может привести к сбоям в американской экономике.

18 Второй вызов – предстоящие в ноябре выборы президента США, за которыми будут внимательно наблюдать и в Оттаве, и в Мехико.
19 Наконец, ждут своего разрешения несколько более узких проблем в двусторонних отношениях, одни из которых давно известны, но под натиском коронавирусной пандемии отошли на задний план, а другие образовались недавно. В их числе:
20 – строительство злополучного нефтепровода “Кистоун XL” из канадской Альберты в американский Техас;
21 – модернизация канадско-американского соглашения 2004 г. «О безопасной третьей стороне»;
22 – вопросы надзора и контроля за исполнением странами-участницами взятых на себя обязательств по Соглашению США – Мексика – Канада, которое вступает в силу 1 июля 2020 г.

References

1. Komkova E.G. Soglashenie SShA – Meksika – Kanada na finishnoj pryamoj. SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2020. № 4. S.43‒57. DOI: 10.31857/S268667300008878-5 [Komkova E.G. United States-Mexico-Canada Agreement at the Finish Line. USA & Canada: Economics, Politics, Culture. 2020. No. 4. P. 43‒57. (In Russ.) DOI: 10.31857/S268667300008878-5].

2. Boutilier A. Two Phone Calls, One Presidential Tweet: How Canada and U.S. Decided to Close Their Border. The Toronto Star. 18.03.2020. Available at: https://www.thestar.com/politics/federal/2020/03/18/two-phone-calls-one-presidential-tweet-how-canada-and-us-decided-to-close-their-border.html (accessed 19.03.2020).

3. Remarks by President Trump, Vice President Pence, and Members of the Coronavirus Task Force in Press Briefing. White House, Wash., 26.03.2020. Available at: https://www.whitehouse.com/briefings-statements/remarks0president-trump-vice-president-pence-members-coronavirus-task-force-press-briefins-12/ (accessed 27.03.2020).

4. Tsit. po: Delacourt S. If Donald Trump Turns the COVID-19 Pandemic into a Trade War, Justin Trudeau Knows Just How to Fight It. The Toronto Star. 6.04.2020. Available at: https://www.thestar.com/amp/politics/political-opinion/2020/04/06/if-donald-trump-turns-the-covid-19-pandemic-into-a-trade-war-justin-trudeau-knows-just-how-to-fight-it.html (accessed 7.04.2020).

5. Tsit. po: Blatchford A. Trudeau Waits Out Trump’s Coronavirus Provocations. Politico. 21.04.2020. Available at: https://www.politico.com/news/2020/04/21/trudeau-canada-trumpcoronavirus-provocations-197014 (accessed 22.04.2020).

6. Palmer D. U.S. Dismisses ‘Invalid’ Appellate Body Ruling. Morning Trade – Politico. 23.04.2020. Available at: https://www.politico.com/newsletters/morning-trade/2020/04/23/us-dismisses-invalid-wto-appellate-body-ruling-787082 (accessed 24.04.2020).

7. Delacourt S. Op. cit.

8. Blatchford A. Op. cit.

9. Gardner L. Canada’s New Ambassador in D.C. Learns Art of Covid-19 Diplomacy. Politico. 23.04.2020. Available at: https://www.politico.com/news/2020/04/23/canadas-new-ambassador-in-dc-learns-art-of-covid-19-diplomacy-205710 (accessed 24.04.2020).

10. Tsit. po: Komkova E.G. Kanadsko-amerikanskie otnosheniya v 2018 g.: ot peresmotra NAFTA k perekhodu na lichnosti. Rossiya i Amerika v XXI veke. 2019. № 1. [Ehlektronnyj resurs]. Dostup dlya zaregistrirovannykh pol'zovatelej. URL: https://rusus.jes.su/s207054760004628-7-1/ (data obrascheniya: 29.04.2020). DOI: 10.18254/S207054760004628-7 [Canada-U.S. Relations in 2018: From NAFTA Re-Negotiation to Personal Insult. Russia and America in the XXI Century. 2019. Issue 1. [Electronic resource] (In Russ.). Access for registered users. URL: https://rusus.jes.su/s207054760004628-7-1/ (circulation date: 29.04.2020). DOI: 10.18254/S207054760004628-7]

11. Komkova E.G. Kanadsko-amerikanskie otnosheniya v 2019 g.: memorandum o «kriticheski vazhnykh» mineralakh, «dvulichnyj» Tryudo. Rossiya i Amerika v XXI veke. 2020. № 1. [Ehlektronnyj resurs]. Dostup dlya zaregistrirovannykh pol'zovatelej. URL: https://rusus.jes.su/s207054760008993-9-1/ (data obrascheniya: 29.04.2020). DOI: 10.18254/S207054760008993-9 [Canada-U.S. Relations in 2019: Memorandum on Critical Energy Minerals, ‘Two-Faced’ Trudeau. Russia and America in the XXI Century. 2019. Issue 1. [Electronic resource] (In Russ.). Access for registered users. URL: https://rusus.jes.su/s207054760008993-9-1/ (circulation date: 29.04.2020). DOI: 10.18254/S207054760008993-9]

12. Delacourt S. Op. cit.

13. Blatchford A. Op. cit.