Canada’s Economy and Government Policies in the Times of the COVID-19 Pandemic
Table of contents
Share
Metrics
Canada’s Economy and Government Policies in the Times of the COVID-19 Pandemic
Annotation
PII
S207054760010433-3-1
DOI
10.18254/S207054760010433-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Lyudmila Nemova 
Occupation: Leading Research Fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The outbreak of the COVID-19 pandemic was registered in the central regions of Canada in mid-March 2020. As was agreed between the federal government and the provinces, the latter in cooperation with municipalities are responsible for defining and implementing the necessary restrictions aimed at combating pandemic and regulating a gradual re-opening of the economy after the strict quarantine is over. At the same time, the central government took most of the financial and organizational responsibility for actions to support individuals and businesses affected by COVID-19. The author looks at the changes in economic situation in Canada in the first half of the 2020 as the evolving global pandemic crisis has been shutting down many industries and disrupting the transnational supply chains. Then follows an overview of the most recent forecasts of the depth and length of recession as well as the possible timing and pace of economic recovery in Canada. The concluding part of the article analyzes the contents and the initial economic, social, and financial implications of a host of the federal aid programs included in Canada’s COVID-19 Economic Response Plan.

Keywords
Canadian economy in 2020, forecasts for economic recovery, Canada’s COVID-19 Economic Response Plan
Received
05.06.2020
Date of publication
21.07.2020
Number of characters
45334
Number of purchasers
1
Views
74
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

Быстрое распространение эпидемии COVID-19 началось в канадских провинциях Онтарио и Квебек в первые недели марта 2020 года. Крупнейшие международные аэропорты страны в мегаполисах Торонто и Монреаль в течение нескольких дней приняли основную массу канадских граждан, возвращавшихся из разных регионов мира после того, как 11 марта Всемирная организация здравоохранения признала распространение пандемии COVID-19 в глобальном масштабе1. В зонах прилёта скапливались большие очереди, что способствовало распространению инфекции2. В течение 18–20 марта в Канаде был введён режим закрытых границ – въезд был разрешён только гражданам страны и лицам, имеющим статус постоянных резидентов. Между тем почти до конца марта требования о временной самоизоляции прибывших из-за рубежа (за исключением Китая) носили рекомендательный характер.

1. Fraser T., Welch M. ‘Scary as hell:’ Canadians describe scenes of lax screening at Pearson airport. The Star. 22.03.2020. >>>

2. Bronskill J., Farooqui S. Traveller says 'shocking' lack of COVID-19 prevention care in Canadian airports. The National Observer. 24.03.2020. >>>
2

С 25 марта, в соответствии с законом о карантине, режим 14-дневной самоизоляции стал обязательным на период до 30 июня 2020 года (с возможностью продления). Все прибывшие из-за рубежа пассажиры теперь обязаны проходить медицинский скрининг на наличие симптомов заболевания, но экспресс-тестирование на COVID-19 не проводится. Необходимо предоставить убедительное свидетельство о наличии соответствующего (требованиям режима) места для временной самоизоляции. В иных случаях вернувшиеся из поездки за рубеж направляются в места изоляции, определённые по решению специального представителя Министерства здравоохранения3. За нарушение режима предусмотрены штрафы в размере до 750 тыс. кан. долл., а за преднамеренное распространение инфекции – до 1 млн кан. долл. и тюремное заключение сроком до трёх лет.

3. New Order Makes Self-Isolation Mandatory for Individuals Entering Canada. Public Health Agency of Canada. March 25, 2020. >>>
3 В течение марта в Торонто, Монреале и некоторых других городах Онтарио и Квебека произошёл резкий скачок заболеваемости, начался быстрый рост числа погибших от коронавируса. Муниципальные власти городской агломерации «Большой Торонто» (с общей численностью жителей около 6 млн человек) ввели режим повышенной готовности уже в середине месяца. До начала летних каникул были закрыты школы и детские сады, введено строгое требование соблюдать «социальную дистанцию», до июня было запрещено посещение парков, спортивных площадок и т.п. Прекратили хозяйственную деятельность большинство предприятий и учреждений, не имеющих первостепенного значения для жизнеобеспечения граждан.
4 27 марта аналогичный строгий режим, поддерживаемый с помощью полиции, был введён в регионе «Большого Монреаля», где на тот момент была зарегистрирована почти четверть всех тяжёлых случаев заболевания коронавирусом COVID-19. За несоблюдение социальной дистанции и иные нарушения предусмотрены штрафы на сумму до 5–6 тыс. долларов. Различного рода ограничения стали так или иначе действовать в городах остальных провинций Канады.
5

Важно учитывать, что в Канаде тестируют узко определённую группу граждан. В этом числе работники системы здравоохранения, люди, у которых проявляются тяжёлые симптомы COVID-19, те, кто имеет серьёзные проблемы со здоровьем и при этом подозревается на инфицированность коронавирусом. В большинстве провинций Канады действовали прямые инструкции не тестировать пациентов с лёгкими симптомами или отсутствием таковых, пока не налажено массовое производство надёжных экспресс-тестов на наличие вируса4. В отличие от Германии и России, где в мае уже началось проведение массовых тестов на антитела, соответствующих средств и процедур проверки в Канаде на тот момент не было5.

4. Ashworth L. The Problem With The Way Canada Is Testing For COVID-19. The Huffington Post. 04.04.2020. >>>

5. Neustater B. Can I get tested for COVID-19? What the rules are in each province and territory. CTVNews.ca. 25.05.2020. >>>
6 Таким образом, до конца мая, когда во всех провинциях власти постепенно и весьма осторожно начали смягчать режим ограничений, региональные системы тестирования, как правило, не учитывали легко переболевших коронавирусом и бессимптомных носителей. Соответственно, не было возможности определять реальную стадию распространения инфекции и динамику выработки группового иммунитета, что весьма важно для принятия обоснованных решений об ослаблении рестрикций и возобновлении различных видов хозяйственной деятельности.
7

В рамках плана чрезвычайных мер правительство Канады выделило 1 млрд долл. на медицинские исследования и различного рода меры по борьбе с эпидемией COVID-19. В частности, на разработку новых средств тестирования на наличие инфекции и антител; внедрение более массовых репрезентативных обследований, чтобы иммунитета; разработку лекарств и вакцин и т.п. Предполагается, что проведение более массовых и достоверных обследований населения по репрезентативной выборке станет возможным до конца лета 2020 года6.

6. Zimonjic P., Kapelos V. Rapid COVID-19 test restricted by Health Canada will be fixed by summer, company's CEO says. CBC News. May 04, 2020. >>>
8

Наступление рецессии в экономике

 

В течение первых двух кварталов 2020 г. прогнозы роста мирового хозяйства и канадской экономики менялись несколько раз в худшую сторону и самым драматичным образом. По прогнозам, опубликованным в январе, предполагалось увеличение реального ВВП Канады в этом году на 2–2,2%. В середине апреля уже предполагался спад в размере минус 2,5-4% ВВП. А месяц спустя, с учётом развития ситуации в стране и в мире, появились прогнозы о существенно более глубокой и продолжительной рецессии.

9 Оценки сокращения ВВП в начале пандемического периода, как и в других странах, определялись, прежде всего, с учётом положения на рынке труда: численности закрытых рабочих мест, сокращения числа вакансий и роста заявок на пособия по безработице.
10 В марте в стране было закрыто около 1 млн рабочих мест. Уровень безработицы повысился до 7,8%, по сравнению с 5,6% в феврале. Альтернативные оценки (учитывают безработных, прекративших активные поиски вакансий, а также работников, вынужденно переведённых на частичную занятость) выросли до 9–10% всего экономически активного населения.
11

Наибольшее число рабочих мест было закрыто полностью или на неопределённый срок в сфере транспорта и логистики, услуг личного характера, в ресторанном и гостиничном бизнесе, в сфере информации, культуры, развлечений. До кризиса в этих отраслях канадской экономики работало около 2,5 млн человек из общего числа занятых в 18 млн7. Увольнения распространились и на отрасли материального производства.

7. Unemployment in COVID time. Global economics. Сlosing points. 08.04.2020. >>>
12 Следует отметить, что по состоянию на март – май 2020 г. общественный сектор канадской экономики не был затронут увольнениями, и это несколько стабилизировало ситуацию на рынке труда. В Канаде в данном секторе, в том числе в сфере госуправления, образования, здравоохранения и социальных услуг занято почти 20% общего числа наёмных работников.
13

По данным статистического обзора рынка труда на апрель 2020 г., в этом месяце было закрыто рекордное количество рабочих мест – почти 2 млн, а всего с начала кризиса – более 3 млн8. Численность безработных в Канаде увеличилась до 5,8 млн человек. Альтернативные оценки существенно выше: 6,5 млн человек. При этом в течение месяца около 1,1 млн канадцев прекратили поиски вакансий – соответственно перестали учитываться как безработные и формально считаются вышедшими из состава экономически активного населения.

8. Labour Force Survey, April 2020. Statistics Canada. 05.08.2020. >>>
14 Официальный уровень безработицы всего за один месяц поднялся с 7,8 до 13%. Среди молодёжи до 25 лет вынужденно незанятым оказался каждый четвёртый. В мае произошли массовые увольнения, потрясшие страну не только в экономическом, но и психологическом плане. Крупнейший национальный авиаперевозчик, корпорация «Эйр Кэнада» (в конце прошлого века – государственная компания, занимавшая практически монопольное положение в авиаперевозках внутри страны) объявила об увольнении почти половины своих сотрудников, порядка 20 тысяч человек.
15 По мнению экспертов, возможность продолжения спада в канадской экономике в II и III кварталах 2020 г. будут определять четыре основных фактора:
  • динамика эпидемии коронавируса внутри страны и её непосредственное влияние на здоровье и экономическую активность граждан, их доходы и уровень потребительских расходов;
  • развитие спада в глобальной экономике;
  • потрясения на биржевых рынках;
  • резкое падение цен на нефть.
16 Очевидно, что уровень предсказуемости действия этих императивов невысок. В плане оценки масштабов и продолжительности спада в глобальной экономике и, в частности, в экономике Соединённых Штатов, канадские эксперты опираются на зарубежные источники, главным образом – на исследования Международного валютного фонда.
17

Информационный бюллетень МВФ к выпущенному 15 апреля 2020 г. докладу из серии «Перспективы развития мировой экономики» (публикуются ежегодно в апреле и октябре) озаглавлен весьма выразительно и тревожно – «Великая самоизоляция: самый глубокий экономический спад со времён Великой депрессии»9. Прогноз экспертов МВФ основан на том, что в большинстве стран пик пандемии и принятия необходимых мер сдерживания придётся на II квартал. Затем ожидается продолжение спада, а в целом за год глобальный ВВП сократится на 3%. Между тем ещё в январе ожидался прирост примерно на ту же величину – от 2,9 до 3,2%10.

9. Международный валютный фонд. «Перспективы развития мировой экономики». Апрель 2020. Великая самоизоляция: самый глубокий экономический спад со времен Великой депрессии. 15 апреля 2020 г. >>>

10. Международный валютный фонд. «Перспективы развития мировой экономики». Январь 2020. Намечающаяся стабилизация, медленный подъем? 14.04.2020. >>>
18 Таким образом, говорится в апрельском докладе МВФ, «Великая самоизоляция становится самым сильным экономическим спадом со времён “Великой депрессии” и намного более серьёзным, чем мировой финансовый кризис». В 2009 г. глобальный ВВП уменьшился на 0,1%.
19 В то же время сохраняется надежда, что в 2021 г. рост мировой экономики может восстановиться до 5,8%. Это станет реальностью, если пандемия пойдёт на убыль летом 2020 г., а принятые по всему миру меры «смогут эффективно предотвратить масштабные банкротства компаний, широкое сокращение рабочих мест и финансовую напряжённость в системных масштабах».
20

Согласно данному (названному базовым) сценарию МВФ, сокращение реального ВВП Канады в 2020 г. составит минус 6,2%, а прирост в 2021 г. достигнет 4,2%.

21 Эксперты МВФ рассматривают и более пессимистичные варианты, предполагающие необходимость продолжения ограничительных мер, ухудшение финансовых условий и дальнейшее разрушение глобальных производственно-сбытовых цепочек. Как предполагают, при таком развитии событий мировой ВВП может уменьшиться в 2020 г. на 6%. Соответственно, более глубокий спад ожидается и в отдельных странах.
22

Эксперты аналитического отдела банковско-финансовой группы «Скошиабэнк» разработали прогноз динамики основных параметров экономики Канады в случае реализации неблагоприятного глобального сценария (таблица)11.

11. Global Devastation: Scotiabank’s Forecast Tables. April 17, 2020. >>>
23

Наряду с прогнозом МВФ в расчёт принимались также структурные проблемы внутреннего порядка, которые проявились в стране до «эпидемического кризиса», не связаны с ним напрямую, но могут привести к серьёзным осложнениям на этапе выхода канадской экономики на траекторию восстановления. Среди основных проблем: высокий уровень потребительской задолженности и торможение роста расходов населения, вялая инвестиционная активность частного бизнеса12. Дополнительный – и весьма значимый для Канады неблагоприятный фактор – падение цен на мировых рынках нефти и газа, вероятное снижение спроса и цен на основные виды сырьевых товаров из-за глобальной рецессии.

12. Подробнее см.: Немова Л.А. 2019. Экономическая ситуация в Канаде накануне выборов 2019 года. США & Канада: экономика, политика, культура. № 9. C.5-15. DOI: 10.31857/S032120680006294-7.
24

                                                                                                                                                                         Таблица 

Динамика основных показателей развития экономики Канады, 2000–2021 гг., 

% к предшествующему году 

 

 

2000–2018*

2018

2019

2020

(прогноз)

2021

(прогноз)

Реальный ВВП

2,0

2,0

1,6

–9,1

6,5

Потребительские расходы

2,6

2,1

1,6

–6,4

4,5

Инвестиции в секторе жилой недвижимости

2,7

–1,5

–0,5

–13,4

5,0

Частные инвестиции

2,4

 1,8

–0,8

–17,1

12,2

Государственные расходы

1,2

3,4

1,6

1,5

2,6

Прибыли корпораций до вычета налогов

5,8

2,5

0,3

–20,9

5,8

Промышленное производство

2,7

3,1

–1,1

–11,8

7,0

Занятость

1,2

1,3

2,1

–8,4

7,4

Уровень безработицы, % численности рабочей силы

7,0

5,8

5,7

10,9

7,9

Индекс цен на потребительские товары и услуги

1,7

2,3

1,9

0,5

0,8

Баланс федерального бюджета, млрд. долл.

–19,4

–19,0

–14,0

–26,6

–200,0

Баланс федерального бюджета, % ВВП

–1,6

– 0,9

– 0,6

–1,3

–9,2

* в среднем за год.

Scotiabank Global Economic Research. Global Devastation: Scotiabank’s Forecast Tables. April 17, 2020. >>>

25 Реализацию «пессимистичного» варианта прогноза канадские эксперты считают вполне вероятной в том случае, если экономический рост не возобновится во втором полугодии. В этих условиях на фоне существенного сокращения потребительских расходов (почти на 6,5%), инвестиций в секторе жилой недвижимости (более чем на 13%) и в предпринимательском секторе (на 17%) падение объёмов реального ВВП может составить порядка 9%.
26

Аналитики банка Торонто-Доминион (Toronto-Dominion Bank,TD), исходя из результатов моделирования динамики пандемии в Канаде и США, предполагали менее глубокую рецессию. В опубликованном в 23 апреля прогнозе отмечалось, что «постепенный перезапуск» экономики в крупнейших провинциях страны может начаться с июня 2020 г.13. В этом случае реальный ВВП Канады в целом за год уменьшится на 7,5%, а в 2021 г. вырастет почти на ту же величину. В апреле сохранялись надежды на то, что в III квартале текущего года возможно восстановление примерно половины рабочих мест и значительное снижение уровня безработицы.

13. Provincial Forecast Update. TD Economics. April 23, 2020.  >>>
27

Во всех прогнозах отмечается, что возвращение к «нормальным условиям» развития экономики в странах, охваченных пандемией, будет проходить поэтапно, с высокой вероятностью осложнений и временного возврата тех или иных ограничений. Это уже отчасти подтвердилось в Канаде, когда во второй половине мая власти провинций объявили о предстоящем смягчении карантинных рестрикций. В Онтарио в это время был зарегистрирован новый скачок «лабораторно подтверждённых» случаев заболевания коронавирусом, что медики и власти провинции связывают с массовыми нарушениями режима самоизоляции и социального дистанцирования в предыдущие праздничные дни. Намеченное ослабление требований карантинного режима для населения и бизнеса пришлось отложить. В мегаполисе Торонто ужесточились действия муниципальной полиции в отношении нарушителей, возросло число и размер взимаемых штрафов14.

14. Tsekours P. Ontario records another spike in new COVID-19 cases. CTV News Toronto. 24.05 2020. >>>
28

При оценке перспектив выхода из рецессии важно учитывать настроения в предпринимательской среде. В связи с этим аналитики «мозгового центра» «Конференс Борд оф Кэнада» провели в середине мая опрос частных компаний в различных регионах страны. Большинство опрошенных «не были в полной мере готовы вернуть сотрудников на рабочие места», многих беспокоили проблемы обеспечения безопасности и возможность второй волны инфицирования вирусом COVID-19. Только 8% предпринимателей подтвердили полную готовность возобновить хозяйственную деятельность, 40% были «близки к состоянию готовности», более половины испытывали серьёзные сомнения15. По данным опроса, проведённого Деловым советом провинции Британская Колумбия, в этом регионе только 26% предпринимателей были уверены, что, возобновив работу в июне 2020 г., смогут получить прибыль; остальные 74% опасались, что им не удастся привлечь достаточное число клиентов16.

15. Working Through COVID-19. Return to Work Survey. The Conference Board of Canada. 19.05.2020. >>>

16. Meissner D. Employers worry about safety, cash flow, second wave in COVID-19 restart. The Canadian Press . 24.05.2020. >>>
29

Антикризисный план правительства Канады

 

О планах предпринять решительные меры поддержки населения и бизнеса в условиях «пандемического кризиса» федеральное правительство заявило 18 марта. Показатели развития эпидемии в Канаде тогда ещё не вызывали большой тревоги. Однако ситуация в Европе показывала, как быстро всё может измениться к худшему, и как крупнейшие страны ЕС разворачивают масштабные антикризисные программы.

30 Следует отметить, что в чрезвычайных условиях решения по существу предложенных правительством мер и наращиванию затрат не вызывали длительных дебатов в парламенте и принимались по ускоренным процедурам. Тем не менее, от момента оглашения планов до реального поступления финансовой помощи в распоряжение граждан и предприятий проходило минимум две-три недели. Быстрее всего, уже к середине апреля были «включены» меры, которые требовали относительно меньше организационно-технических усилий. В более поздние сроки начали действовать программы, для которых потребовалась разработка и утверждение нового законодательства, внедрение новых процедур. Как и в других странах, в Канаде антикризисные планы развёртывались поэтапно, с учётом изменений в реальной экономической ситуации.
31 Стратегия поддержки населения нацеливалась на то, чтобы отчасти восполнить падение доходов тех категорий граждан, которые понесли финансовые потери в связи с эпидемией и экономическим кризисом. Цель программ поддержки бизнеса – «удержать на плаву» как можно больше предприятий, сократить риски увольнения работников, обеспечить компаниям разной величины более высокую степень финансовой устойчивости на период до выхода из рецессии.
32

К середине апреля 2020 г. антикризисный план федерального правительства обрёл более чёткие очертания по структуре и финансовым параметрам и получил название Канадский план экономического ответа на пандемию COVID-19 (Canada's COVID-19 Economic Response Plan)17.

17. Government of Canada. Canada’s COVID-19 Economic Response Plan. >>>
33

Наряду с этим Банк Канады поэтапно снизил учётную ставку и осуществил некоторые иные меры кредитно-денежной политики, нацеленные на поддержку экономики в условиях рецессии18.

18. Подробнее см. статью Е.Е. Хорошилова «Финансовая система Канады и социально-экономические вызовы 2020 года» в этом выпуске журнала.
34

Федеральное правительство обеспечивает более 80% финансовых ресурсов, направленных на поддержку населения и бизнеса. К моменту начала кризиса уровень федеральной задолженности в пропорции к ВВП составлял лишь около 31% (один из лучших показателей среди развитых рыночных стран), тогда как уровень накопленной задолженности провинций в последние несколько лет весьма высок, что ограничивает их возможности осуществлять антикризисные меры19.

19. См. подробнее: Немова Л.А. Экономика Канада в год 150-летия государства. США Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 5, с.24–42.
35

Канадский план экономического ответа на пандемию COVID-19 включает большое число прямых и косвенных мер поддержки населения и бизнеса, экономики в целом, а также здравоохранения и обеспечения безопасности в чрезвычайных условиях пандемического кризиса. Выделенные федеральным правительством финансовые ресурсы на разнообразные программы плана, по состоянию на конец апреля 2020 г., оценивались примерно в 820 млрд кан. долл. Эта гигантская сумма эквивалентна одной трети номинального ВВП Канады. Для сравнения можно указать, что в последнем предкризисном федеральном бюджете на 2019–2020 фин. г. (опубликован 19 марта 2019 г.) были заложены расходы в размере 355,6 млрд долл. В пропорции к номинальному ВВП, оцениваемому в 2 337,7 млрд долл., это составляло немногим более 15%20.

20. Budget 2019 - Canada.ca. 19.03.2020. >>>
36 Вместе с тем важно уточнить, что 820 млрд долл. – это примерный общий объём финансовых ресурсов плана чрезвычайных мер. Расходы как таковые, предназначенные для прямых денежных выплат (в форме пособий, доплат, субсидий, компенсаций) должны составить порядка 20% всех предполагаемых финансовых ресурсов. Остальные 80% средств связаны с налоговыми льготами, отсрочками и стимулами для населения и бизнеса, с предоставлением льготных займов и госгарантий под коммерческие кредиты и т.п. Иными словами, в этих случаях не осуществляются непосредственные расходы, а предполагается недополучение средств в федеральный бюджет, изменение графика пополнения его доходной части и иные косвенные меры.
37

Поддержка населения

 

Помощь населению осуществляется преимущественно в виде денежных выплат малообеспеченным гражданам, чьи доходы упали в связи с кризисом, семьям с детьми и пенсионерам. Кроме того, была предоставлена трёхмесячная отсрочка по уплате подоходных налогов. В число основных программ поддержки населения входят следующие.

38

Пособие в связи с чрезвычайными обстоятельствами (Canada Emergency Response Benefit, CERB) предоставляется в размере 2 тыс. долл. по случаю потери дохода в период пандемии из-за увольнения, болезни, карантина, ухода за членами семьи. Максимальный срок выплат – 16 недель. Первоначально пособие предназначалось только тем гражданам, которые не имели право на получение обычных страховых выплат по безработице. Однако вскоре стало очевидно, что получатели «чрезвычайных» пособий, не работая регулярно (или не регистрируя оплачиваемую занятость и не платя налоги) оказались в более выгодном положении, чем многие люди, признанные безработными в полном соответствии с действующим законодательством. Пособия «официально признанных» безработных зависят от предыдущих заработков, и нередко составляют существенно меньше двух тысяч долларов (максимальный размер страховки – 547 долл. в неделю). Учитывая эти обстоятельства, с мая 2020 г. были временно установлены доплаты к обычным страховым пособиям для повышения их до уровня «чрезвычайных».

39

Временно (на 4 месяца) увеличен размер пособий на детей на сумму 300 долл. в месяц на ребёнка. Следует отметить, что после реформ 2017 г., многие семьи, относящиеся к среднему классу, в принципе перестали получать такие пособия, а выплаты адресуются преимущественно малообеспеченным семьям. Для таких семей также предусмотрен возврат средств, уплаченных в прошлом году в виде налога с продаж товаров и услуг.

40

Пожилым гражданам предоставлена одноразовая доплата к пенсиям по возрасту в размере от 200 до 300 долл. в зависимости от величины их общих пенсионных доходов.

41

Помощь учащейся молодёжи поначалу сводилась к отсрочке уплаты процентов по студенческим займам на период в 6 месяцев. Предполагалось также выделить бюджетные средства на организацию сезонных работ для учащихся средних специальных учебных заведений и вузов. Однако в связи с резким ухудшением экономической ситуации, было принято решение выплачивать с мая по август 2020 г. ежемесячное пособие в размере 1250 долл. тем молодым людям, которые временно утратили возможность учиться и подрабатывать в летние месяцы.

42

Таким образом, в период пандемического кризиса правительство Канады развернуло несколько крупных программ финансовой помощи населению. Важная сопутствующая цель чрезвычайных мер – поддержка потребительского спроса и, тем самым, торможение спада в экономике. К концу мая 2020 г. затраты на программы прямой финансовой помощи достигли уже 152 млрд долл., что вызвало скачок в расчётных размерах дефицита федерального бюджета (по итогам текущего финансового года) до 260 млрд долл., или около 12,5% ВВП21. В 2018–2019 фин. г. этот показатель составлял лишь около 1%.

21. COVID-19 aid programs will have to end… Op. cit., others to be modified, Trudeau says. The Canadian Press. 28.05.2020. >>>
43

В адрес правительства стала звучать острая критика в связи с реализацией некоторых недостаточно продуманных программ. Политические оппоненты Либеральной партии обвинили правительство в слишком вольном обращении с государственными финансовыми ресурсами и в использовании чрезвычайных мер для укрепления позиций либералов среди избирателей22. 26 мая бюджетный комитет Палаты общин федерального парламента поставил вопрос о том, что масштабы текущих расходов правительства вышли из-под контроля. Было отмечено, что более чем 10-кратный скачок в размерах бюджетного дефицита угрожает финансовой стабильности и жёстко ограничивает возможности правительства содействовать экономическому росту на стадии выхода из рецессии. И если не приступить к свёртыванию чрезвычайных мер в намеченные ранее сроки, то уровень налогообложения в стране придётся поднимать «до невиданных высот»23.

22. Harris K. As provinces begin to reopen economies, Scheer says federal benefits deter Canadians from returning to work. CBC News Posted: May 04, 2020. >>>

23. COVID-19 aid programs will have to end… Op. cit.
44 Уже на следующий день после дебатов в парламенте, выступая с очередным обращением к народу Канады, премьер-министр Дж. Трюдо заявил о том, что некоторые программы помощи должны быть вскоре завершены, а условия других – пересмотрены.
45 Наиболее затратной и противоречивой по результатам оказалась программа пособий по чрезвычайным обстоятельствам. К концу мая число получателей пособия существенно превысило предварительные оценки и составило 8, 25 млн человек, почти на 2,5 млн больше численности официально зарегистрированных безработных. Уже выплаченные к этому времени суммы достигли 41 млрд долл., тогда как первоначальный фонд средств был заложен в размере 35 млрд. Между тем программа находилась «на середине пути», до окончания срока её действия ещё оставалось около 7 недель.
46

В средствах массовой информации были опубликованы свидетельства сотрудников федеральных органов соцзащиты о том, что «они получали прямые инструкции рассматривать заявки быстро, не обращая внимания на неполные, сомнительные и никак не подтверждённые данные», без проверки на параллельное получение от государства иных социальных и страховых пособий (например, пенсии по нетрудоспособности или по возрасту). Рекомендовалось назначать пособия даже в том случае, если заявитель добровольно уволился или был уволен работодателем из-за нарушения трудовой дисциплины24.

24. Cullen C., Everson K. Canadians who don't qualify for CERB are getting it anyway. CBC News. 01.05. 2020. >>>
47

В ответ на критику Джастин Трюдо признал, что правительство видело своей первостепенной задачей «как можно быстрее предоставить денежную помощь нуждающимся канадцам – даже если придётся принять один или два процента заявлений от обманщиков – но такой подход был выбран сознательно», вместо того, чтобы «затягивать процесс», долго и тщательно проверяя обоснованность заявок25. Аналогичные признания сделала министр занятости Карла Куалтроу (Carla Qualtrough). При этом было заявлено, что уже ведутся интенсивные консультации с федеральным Агентством по доходам (выполняет функции налоговой службы) и вновь назначенным Генеральным аудитором по вопросам разработки более совершенных механизмов выявления «нелегитимных заявок» и последующего возврата незаконно полученных средств.

25. Цит. по: Nardi C. COVID-19 financial aid programs should have mechanisms to identify fraud and recoup money, says new AG nominee. The National Post. 20.05.2020. >>>
48

Эксперты исследовательского центра Си Ди Хоу отмечают, что программа CERB оказывает негативное влияние на рынок, поскольку она «изначально построена таким образом, что условия получения пособий не стимулируют получателей к поиску вакансий и согласию работать». В отличие от страхования по безработице эта программа не требует активно искать вакансии и соглашаться на предложения, если они соответствуют профессии и квалификации работника. Эксперты центра рекомендовали правительству продлить программу CERB после июля только в том случае, если выплаты будут адресованы гражданам, возобновившим трудовую деятельность, но получающим небольшую зарплату.

49

Общественное объединение «За справедливое налогообложение» (Canadians for Tax Fairness) направило в адрес правительства петицию с требованием осуществлять программы финансовой помощи с большей степенью ответственности и подотчётности, чтобы граждане могли быть уверены, что бюджетные средства расходуются должным образом и не попадают в руки обманщиков. По мнению членов этой и некоторых других организаций, подобные программы нуждаются в регулярной оценке со стороны независимых экспертов, которым должна быть предоставлена необходимая детальная информация26.

26. Tasker P. Liberal finance chair says government hasn't been clear enough about risks of pandemic benefit fraud. CBC News. 14.05.2020. >>>
50

Программы помощи бизнесу

 

Самая крупная из расходных программ Канадского плана экономического ответа на пандемию – предоставление субсидий на выплату заработной платы (Wage subsidy program). На эти цели выделено 73 млрд долл. Субсидии предоставляются компаниям, сохраняющим рабочие места, притом, что их доходы упали на 15% и более в марте или на 30% и более в апреле. За счёт субсидии может быть покрыто до 75% величины заработной платы работника (максимум 847 долл. в неделю), на срок до 12 недель, начиная с 15 марта. Программа распространена на компании разной величины, а также некоммерческие организации. В целом её действие было рассчитано на три месяца – до середины июня.

51

По данным на конец мая, на получение субсидий были поданы заявки от примерно 188 тыс. частных компаний, сумма предоставленных средств достигла 7,9 млрд долл., а численность работников, получивших «субсидированную» зарплату, составила около 1,7 млн человек. Программа признана важной и успешной с точки зрения поддержания занятости и жизнеспособности предприятий, хотя в первые два месяца было востребовано лишь около 10% выделенных средств. Учитывая, что многие предприятия могут испытывать серьёзные трудности в ходе постепенного восстановления экономики, было принято решение продлить действие «зарплатных» субсидий до конца августа27.

27. Emergency COVID-19 wage subsidy program extended to end of August. CBC News. 15.05.2020. >>>
52

С целью оказания финансовой поддержки малым предприятиям реализуется Программа доступных займов для бизнеса (Credit Availability Program). Им предоставлена возможность получить от государственных кредитных учреждений беспроцентные займы в размере до 40 тыс. долл. сроком на один год. Возможен перевод 10 тыс. долл. в разряд безвозвратных субсидий. В середине мая программа была распространена на предприятия среднего размера (mid-sized companies). Возможно предоставление займов в размере 60 млн долл. на компанию или госгарантий по займам в размере не менее 80 млн долл., полученным у коммерческих банков.

53 Другая федеральная программа, ориентированная на поддержку малого бизнеса, предлагает арендодателям получить возмещение половины сумм арендных платежей за три месяца – с апреля по июнь, в случае если в этот период они снизят размер платежей для малых предприятий не менее чем на 75%.
54

Льготные займы и иные виды финансовой поддержки малого бизнеса и сельскохозяйственных предприятий предоставляются через государственные корпорации, в их числе Корпорация развития бизнеса (Business Development Corporation), Корпорация развития экспорта (Export Development Corporation), Корпорация фермерских кредитов (Farm Credit Canada).

55

11 мая федеральное правительство объявило о планах реализации новой программы, направленной на поддержку крупных компаний. Программа носит название Финансирование больших предприятий в чрезвычайных условиях (The large employer emergency financing facility). Помощь ориентирована на компании с большим числом занятых и годовыми доходами в размере не менее 300 млн кан. долл. , в случае если они не могут получить заемные средства у обычных кредитных учреждений. В связи с этим премьер-министр Джастин Трюдо заявил: «В идеале крупный бизнес должен обращаться к частным кредитным организациям, но в чрезвычайных условиях, когда потребность в заёмных средствах возрастает, правительство должно принять меры к тому, чтобы предотвратить большой ущерб работающим канадцам, их семьям и экономике в целом. Мы не должны допустить того, чтобы миллионы граждан потеряли средства к существованию в чрезвычайных обстоятельствах, находящихся вне нашего контроля»28.

28. Prime Minister announces additional support for businesses to help save Canadian jobs. May 11, 2020. Ottawa, Ontario >>>
56 Некоторые детали условий предоставления займов продолжали уточняться, но подчёркивалось главное: речь не идёт о безвозвратных субсидиях. Оказывая временную финансовую помощь крупным компаниям, правительство выступает в качестве кредитора «на крайний случай». Среди основных условий получения займов из бюджетных источников – их использование для поддержки занятости работников, выдачи зарплат, а также для реализации мер по охране окружающей среды.
57

По заявлению министра финансов Билла Морно, основная цель программы – «сохранить рабочие места, помогая бизнесу избежать банкротств и пережить экономические последствия пандемии»29. Поддержкой могут воспользоваться предприятия любых секторов, за исключением финансового, а также некоторые предприятия со статусом бесприбыльных, такие как аэропорты.

29. Harris K. Federal government offers bridge loans — not 'bailouts' — for big businesses hit by COVID-19. CBC News. 11.05.2020. >>>
58 Среди конкретных требований к получателям кредита по данной программе – его общая сумма не менее 60 млн долл. – большой размер бизнес-операций и численности занятых в Канаде, а также отсутствие крупных долгов, накопленных до начала рецессии. Подчёркивается, что правительство не намерено оказывать помощь тем компаниям, которые реально в этом не нуждаются, или спасать бизнес, у которого и до пандемии были серьёзные проблемы.
59

Заключение

 

Канадский план экономического ответа на пандемию COVID-19, по оценке экспертов, – «самый крупный комплекс экономических мер в новейшей истории страны». Выделение таких огромных финансовых и организационных ресурсов не имеет аналогов в истории Канады после Второй мировой войны. Значительное усиление активного участия государства в хозяйственной и социальной жизни в чрезвычайных условиях пандемического кризиса в целом принимается в канадском обществе с пониманием и встречает поддержку. По крайней мере, так происходило на начальном этапе, в первые три месяца кризиса.

60

Вместе с тем, со временем могут усилиться противоречивые и изначально не предполагавшиеся результаты предпринятых мер. Возрастёт цена ошибок, как в финансово-экономическом, так и в политическом плане. Такие суждения высказывает, в частности, один из наиболее авторитетных в Канаде специалистов по бюджетно-финансовым вопросам Кевин Пейдж, ныне возглавляющий институт фискальных исследований при Оттавском университете, а в недавнем прошлом – глава федеральной Счетной палаты. К. Пейдж предупредил о больших политических и финансовых рисках, связанных с ошибками в реализации масштабных расходных программ30. Очевидно, что политики всех уровней, особенно федерального, испытывают колоссальное давление требований оказать денежную помощь. Никогда прежде в Канаде не осуществлялись столь масштабные и затратные программы. Но именно поэтому ошибки даже в одном проценте случаев могут обойтись государственному бюджету в миллиарды нерационально израсходованных долларов. У ошибочных решений или недостаточно хорошо организованных программ может быть и немалая цена в социально-политическом плане – это снижение уровня доверия к федеральным властям и конкретным государственным структурам.

30. Цит. по: Cullen C., Everson K. Canadians who don't qualify for CERB are getting it anyway…
61

В ответ на критику в правительстве работают над улучшением координации между различными министерствами и ведомствами. Совершенствуются механизмы использования единого реестра социального страхования (в котором каждому постоянному жителю Канады присвоен уникальный номер социального страхования – Social Insurance Number, SIN). Будет учитываться, что по условиям программ чрезвычайных мер, каждый гражданин имеет право только на один вид денежной помощи. Теперь канадцев предупреждают, что если «второй вид пособия получен по ошибке, то его можно добровольно вернуть». Иначе в будущем, после проверки, эти средства всё равно будут изъяты из доходов нарушителей. Запланирована масштабная проверка и сопоставление данных органов соцзащиты и налоговых служб, которые по налоговым декларациям – или отсутствию таковых – могут судить о том, работал ли человек до подачи заявки и какой получал доход.

62 Интересно отметить, что одним из побочных эффектов осуществления чрезвычайных программ помощи населению и малому бизнесу стала возможность «выводить из тени» хозяйственную деятельность, находящуюся в так называемой серой зоне. Речь идёт о существенной в больших городах доле самозанятых или малых предприятий, которые не регистрируют свою деятельность (или «показывают» контролирующим и налоговым органам только её часть), нередко работают без лицензий, передают денежные средства из рук в руки, не платят налоги.
63 Самой серьёзной проблемой посткризисного периода станет необходимость сокращать резко возросшую разбалансированность федерального бюджета. По оценкам Счётной палаты и бюджетного комитета федерального парламента, дефицит бюджета в текущем финансовом году приблизится к 13% ВВП, а накопленная федеральная задолженность впервые превысит 1 трлн долл. В пропорции к валовому внутреннему продукту это составит около 48% вместо 31% прежде.
64 Отмечается, что в истории страны были времена, когда федеральный долг достигал гораздо более высокого уровня. К концу Второй мировой войны – 109% ВВП. Но за этим последовали два с лишним десятилетия, когда и население, и экономика страны росли весьма высокими темпами. В 1950-е и 1960-е годы среднегодовые темпы роста реального ВВП составляли 5,7%, что позволило довольно быстро сбалансировать бюджет, а потом использовать профициты для последовательного снижения уровня государственного долга.
65

По словам главы Счётной палаты Ива Жиру (Yves Giroux), «ожидать повторения послевоенного экономического чуда не приходится», после пандемического кризиса «скорее произойдёт бум разводов, а не беби-бум». В первые два десятилетия XXI века среднегодовые темпы роста экономики Канады составили 2,2%, а выработка на одного занятого росла ещё медленнее – всего на 0,8% в год. Согласно демографическим прогнозам, в ближайшие сорок лет соотношения числа работающих к числу пенсионеров снизится с четырёх до двух31.

31. Ivison J. Bill Morneau can fix Canada's 'unholy' debt mess — if he has the guts. The National Post. May 15, 2020. >>>
66 Всё это не даёт оснований рассчитывать, что рост экономики сам по себе позволит достаточно быстро сбалансировать государственный бюджет. Если не перекладывать бремя долгов на следующие поколения, то правительству придётся сделать более реалистичный – и более жёсткий – выбор: между повышением налогов и сокращением расходов. Принимать такого рода решения после самого серьёзного за последние 100 лет кризиса для Либеральной партии чревато риском потери власти и значительного ослабления позиций.

References

1. Fraser T., Welch M. ‘Scary as hell:’ Canadians describe scenes of lax screening at Pearson airport. The Star. 22.03.2020. https://www.thestar.com/news/gta/2020/03/22/its-keeping-me-awake-at-night-canadians-describe-scenes-of-pandemonium-at-pearson-airport.html

2. Bronskill J., Farooqui S. Traveller says 'shocking' lack of COVID-19 prevention care in Canadian airports. The National Observer. 24.03.2020. https://www.nationalobserver.com/2020/03/24/news/traveller-says-shocking-lack-covid-19-prevention-care-canadian-airports

3. New Order Makes Self-Isolation Mandatory for Individuals Entering Canada. Public Health Agency of Canada. March 25, 2020. https://www.canada.ca/en/public-health/news/2020/03/new-order-makes-self-isolation-mandatory-for-individuals-entering-canada.html

4. Ashworth L. The Problem With The Way Canada Is Testing For COVID-19. The Huffington Post. 04.04.2020. https://www.huffingtonpost.ca/entry/covid-19-testing-canada_ca_5e9596fcc5b6c5b3d6b0c95b

5. Neustater B. Can I get tested for COVID-19? What the rules are in each province and territory. CTVNews.ca. 25.05.2020. https://www.ctvnews.ca/health/coronavirus/can-i-get-tested-for-covid-19-what-the-rules-are-in-each-province-and-territory-1.4953618

6. Zimonjic P., Kapelos V. Rapid COVID-19 test restricted by Health Canada will be fixed by summer, company's CEO says. CBC News. May 04, 2020. https://www.cbc.ca/news/politics/spartan-bioscience-testing-device-back-out-summer-1.5555226

7. Unemployment in COVID time. Global economics. Slosing points. 08.04.2020. https://www.scotiabank.com/ca/en/about/economics/economics-publications.global-outlook-and-forecast-tables.html

8. Labour Force Survey, April 2020. Statistics Canada. 05.08.2020. https://www150.statcan.gc.ca/n1/daily-quotidien/200508/dq200508a-eng.htm

9. Mezhdunarodnyj valyutnyj fond. «Perspektivy razvitiya mirovoj ehkonomiki». Aprel' 2020. Velikaya samoizolyatsiya: samyj glubokij ehkonomicheskij spad so vremen Velikoj depressii. 15 aprelya 2020 g. https://www.imf.org/ru/News/Articles/2020/04/14/blog-weo-the-great-lockdown-worst-economic-downturn-since-the-great-depression

10. Mezhdunarodnyj valyutnyj fond. «Perspektivy razvitiya mirovoj ehkonomiki». Yanvar' 2020. Namechayuschayasya stabilizatsiya, medlennyj pod'em? 14.04.2020. https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2020/01/20/weo-update-january2020

11. Global Devastation: Scotiabank’s Forecast Tables. April 17, 2020. https://www.scotiabank.com/content/dam/scotiabank/sub-brands/scotiabank-economics/english/documents/forecast-tables/forecast_20200417.pdf

12. Podrobnee sm.: Nemova L.A. 2019. Ehkonomicheskaya situatsiya v Kanade nakanune vyborov 2019 goda. SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. № 9. C.5-15. DOI: 10.31857/S032120680006294-7.

13. Provincial Forecast Update. TD Economics. April 23, 2020. https://economics.td.com/pef-update

14. Tsekours P. Ontario records another spike in new COVID-19 cases. CTV News Toronto. 24.05 2020. https://toronto.ctvnews.ca/ontario-records-another-spike-in-new-covid-19-cases-1.4952266

15. Working Through COVID-19. Return to Work Survey. The Conference Board of Canada. 19.05.2020. https://www.google.ca/search?source=hp&ei=k_zMXsbSKYuMrwT7xY7gAQ&q=Conference+Board+of+Canada+survey+of+employers+&oq

16. Meissner D. Employers worry about safety, cash flow, second wave in COVID-19 restart. The Canadian Press. 24.05.2020. https://www.ctvnews.ca/health/coronavirus/employers-worry-about-safety-cash-flow-second-wave-in-covid-19-restart-1.4952182

17. Government of Canada. Canada’s COVID-19 Economic Response Plan. https://www.canada.ca/en/department-finance/economic-response-plan.html

18. Podrobnee sm. stat'yu E.E. Khoroshilova «Finansovaya sistema Kanady i sotsial'no-ehkonomicheskie vyzovy 2020 goda» v ehtom vypuske zhurnala.

19. Sm. podrobnee: Nemova L.A. Ehkonomika Kanada v god 150-letiya gosudarstva. SShA  Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2017. № 5, s.24–42.

20. Budget 2019 - Canada.ca. 19.03.2020. www.budget.gc.ca › toc-tdm-en

21. COVID-19 aid programs will have to end… Op. cit., others to be modified, Trudeau says. The Canadian Press. 28.05.2020. https://www.msn.com/en-ca/news/politics/covid-19-aid-programs-will-have-to-end-others-to-be-modified-trudeau-says/ar-BB14FylQ

22. Harris K. As provinces begin to reopen economies, Scheer says federal benefits deter Canadians from returning to work. CBC News Posted: May 04, 2020. https://www.cbc.ca/news/politics/economies-covid19-benefits-scheer-trudeau-1.5554650

23. COVID-19 aid programs will have to end… Op. cit.

24. Cullen C., Everson K. Canadians who don't qualify for CERB are getting it anyway. CBC News. 01.05. 2020. https://www.cbc.ca/news/politics/cerb-covid-pandemic-coronavirus-1.5552436

25. Tsit. po: Nardi C. COVID-19 financial aid programs should have mechanisms to identify fraud and recoup money, says new AG nominee. The National Post. 20.05.2020. https://nationalpost.com/news/politics/covid-19-financial-aid-programs-should-have-mechanisms-to-identify-fraud-and-recoup-money-says-new-ag-nominee

26. Tasker P. Liberal finance chair says government hasn't been clear enough about risks of pandemic benefit fraud. CBC News. 14.05.2020. https://www.cbc.ca/news/politics/wayne-easter-emergency-response-benefit-fraud-1.5570545

27. Emergency COVID-19 wage subsidy program extended to end of August. CBC News. 15.05.2020. https://www.cbc.ca/news/politics/wayne-easter-emergency-response-benefit-fraud-1.5570545

28. Prime Minister announces additional support for businesses to help save Canadian jobs. May 11, 2020. Ottawa, Ontario https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/05/11/prime-minister-announces-additional-support-businesses-help-save

29. Harris K. Federal government offers bridge loans — not 'bailouts' — for big businesses hit by COVID-19. CBC News. 11.05.2020. https://www.cbc.ca/news/politics/bridge-financing-big-business-1.5564218

30. Tsit. po: Cullen C., Everson K. Canadians who don't qualify for CERB are getting it anyway…

31. Ivison J. Bill Morneau can fix Canada's 'unholy' debt mess — if he has the guts. The National Post. May 15, 2020. https://nationalpost.com/news/politics/john-ivison-cleaning-up-canadas-unholy-debt-mess-needs-bill-morneau-to-become-paul-martin?utm_campaign=magnet&utm_source=article_page&utm_medium=recommendedarticles