Current issues of Canada's foreign policy against the background of the pandemic
Table of contents
Share
Metrics
Current issues of Canada's foreign policy against the background of the pandemic
Annotation
PII
S207054760010403-0-1
DOI
10.18254/S207054760010403-0
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Evgenia Issraelyan 
Occupation: Leading researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article attempts to examine the impact of covid-19 on the foreign policy of Canada, which, like other States, was completely unprepared for its attack. The following issues were selected for analysis: the UN response to coronavirus; the upcoming elections to the UN Security Council; and Canada's participation in the international development programs for countries affected by the infection.

The pandemic is a temporary phenomenon, and it will eventually be overcome. In this logic, the following questions will inevitably arise: what will be the global post-virus world order and megatrends of the political model of the world? Will there be new centers of power? Will the parameters and format of international institutions and multilateral cooperation change? Whether there will be a strengthening of the national sovereignty paradigm? All these and many other issues are of permanent importance for Canada, which will have to make adjustments to its foreign and domestic policy agenda after the crisis ends.

 

Keywords
Canadian foreign policy, pandemic, coronavirus, Justin Trudeau, UN Security Council, UN reforms, international development assistance, international scientific cooperation, Canada-China relations
Received
14.05.2020
Date of publication
21.07.2020
Number of characters
32946
Number of purchasers
1
Views
48
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

Один из самых известных американских политиков и экспертов, лауреат Нобелевской премии мира Генри Киссинджер недавно опубликовал программную статью под названием «Пандемия коронавируса навсегда изменит мировой порядок»1. Его оценки и рекомендации вызвали широкий резонанс и неоправданно резкие возражения в научных кругах и СМИ России. Не вдаваясь в детали ведущейся полемики, отметим, что общая идея Г. Киссинджера о том, что распространение пандемии окажет огромное влияние как на будущую международную повестку дня, так и на национальные приоритеты государств, представляется вполне обоснованной. В нашей статье сделана попытка рассмотреть воздействие КОВИД-19 на внешнюю политику Канады, которая, как и все другие государства, оказалась к его атаке совершенно неподготовленной. Для анализа выбраны следующие вопросы: реакция ООН на короновирус; предстоящие выборы в состав СБООН; участие Канады в программах помощи странам, пострадавшим от инфекции.

1. Kissinger, H. The Coronavirus Pandemic Will Forever Alter the World Order. Wall Street Journal, April 3, 2020 Available at: >>> (accessed at: April, 28, 2020).
2 Важно сразу оговориться, что заключения, основанные на текущих событиях, могут иметь самый предварительный характер, так как речь идёт об очень быстро меняющейся ситуации. Одни сферы воздействия пандемии уже наметились и подтвердились в различных страновых контекстах. Другие тренды пока не вполне проявились и нуждаются в дополнительном изучении. Анализ политики Канады по обоим указанным выше направлениям потребует сбора, обновления и систематизации различных данных, для обоснования или опровержения первоначальных рабочих гипотез.
3

ООН, Канада и коронавирус

 

Понятно, что пандемия – явление временное, она будет в итоге преодолена. И в этой логике неизбежно встанут следующие вопросы: какими будут глобальное поствирусное мироустройство и мегатренды политической модели мира? Возникнут ли новые центры сил? Изменятся ли параметры и формат международных институтов и многостороннего сотрудничества? Произойдёт ли усиление национальных государств и вернёмся ли мы вновь к идее Вестфальской системы? Все эти и многие другие вопросы имеют непреходящее значение для Канады, которой придётся вносить коррективы в свою внешне- и внутриполитическую повестку дня после окончания кризиса.

4

Известно, что одним из главных векторов внешней политики Канады является мультилатерализм – политика, ориентированная на международное сотрудничество и многосторонние организации. На этом направлении перед правительством стоит важная задача: ещё в 2016 г. оно объявило о решении выдвинуть кандидатуру Канады на избрание в состав непостоянных членов Совета Безопасности ООН на 2021–2022 годы2.

Примечание 1. Известно, что Генеральная Ассамблея ООН ежегодно избирает на двухлетний срок пять непостоянных членов Совета Безопасности. Критерии отбора следующие: вклад государства-номинанта в поддержание международного мира и безопасности и в другие ключевые сферы деятельности ООН, a также принцип географического распределения. Канада - кандидат от группы западноевропейских и других государств, от которой в СБООН войдут два представителя. (по одному от каждой избранной страны).
5 Канада имеет многолетний опыт участия в работе Совета. За период после Второй мировой войны она была представлена в СБООН шесть раз. По длительности срока пребывания в этом авторитетном органе (в общей сложности 12 лет) страна входит в десятку лидеров. Вместе с тем у Канады были на этом поле и крупные неудачи. Так, при консервативном правительстве С. Харпера (2006–2015 гг.) Канада потерпела поражение на выборах в СБООН в 2010 г. Провал был болезненно воспринят в политических и общественных кругах страны. Предлагая кандидатуру Канады на этот пост, премьер-министр Дж. Трюдо рассчитывал вернуть прежний «блеск» изрядно потускневшей международной репутации Канады и приобрести серьёзный политический капитал внутри страны.
6 Голосование должно пройти на заседании 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в июне 2020 г. в Нью-Йорке. Атака коронавируса может, однако, расстроить эти планы: некоторые эксперты высказывают опасения, что дата и место проведения выборов могут быть изменены. Тем не менее, подготовка к ним набирает обороты.
7 За руководство кампанией в Канаде отвечает министр иностранных дел Ф. Шампань. Назначая Ф. Шампаня главой МИД в ноябре 2019 г., Дж. Трюдо рассчитывал использовать его международные контакты, коммуникабельность и энергию в борьбе Канады за престижное кресло. В лоббирование кандидатуры на международном уровне вовлечены такие именитые политические деятели, как экс-премьер-министры Ж. Кретьен (1993–2003 гг.) и Дж. Кларк (1979–1980 гг.). Для этого они используют многосторонние организации, двусторонние межгосударственные связи и неформальное общение.
8

Специалисты считают, что шансы на победу в соревновании у Канады отнюдь не бесспорны. Её конкурентами на место от группы западноевропейских и других развитых стран, являются крупный донор ООН Норвегия и Ирландия, член ЕС, которая пользуется его поддержкой. По основным показателям вклада в международные отношения – участию в миротворчестве и объёмам помощи развитию – Канада явно уступает обоим номинантам. Вместе с тем по сравнению с соперниками у неё есть и сильные стороны, такие как членство в «Большой семёрке» и «Большой двадцатке», репутация посредника в улаживании конфликтов, лидерство в продвижении гендерного равенства в мировую повестку дня3. Среди недавних достижений, повышающих международный авторитет страны, дипломаты выделяют активную роль канадских представителей в расследовании инцидента с украинским лайнером, сбитым в Иране4, и успешное заключение ЮСМКА.

2. Исраелян Е.В. Международные инициативы правительства Дж. Трюдо: оценки канадских экспертов. Россия и Америка в XXI веке. Электронный научный журнал. 2018. №2. DOI: 10.18254/S0000017-5-1. Available at: >>> (accessed at: 5.03.2020).

Примечание 2. Во время катастрофы погибли 63 канадца
9

Исход предстоящих выборов бесспорно важен как для самой Канады, так и для текущей ситуации в СБООН. Однако в долгосрочном плане главное значение в условиях коронавируса имеет вопрос о «пригодности» международных организаций для действий в чрезвычайных кризисных ситуациях. Повысит ли ООН и другие многосторонние институты эффективность своей работы или опять, как это уже было не раз, они окажутся под огнём критики? Пока создаётся впечатление, что велика вероятность развития второго сценария. По данным на апрель 2020 г., около 80 стран запросили финансовую поддержку Международного валютного фонда из-за пандемии коронавируса. Пообещав быстро прореагировать на заявки, руководство МВФ напомнило об отсутствии опыта работы по нескольким обращениям одновременно5.

3. Пандемия коронавируса. РБК, 02 апреля 2020 Available at: >>> (accessed at: 5.05.2020).
10

Судя по всему, ООН также не переходит на работу в оперативном режиме. СБ ООН провёл первое заседание, посвящённое КОВИД-19, лишь 10 апреля 2020 г., когда пандемия уже стремительно нарастала. Для справки: ВОЗ объявила о начале эпидемии ещё 11 марта. Причём Совбез собрался лишь потому, что этого потребовали девять его непостоянных членов6. К моменту завершения работы над этой статьей СБ ООН так и не принял резолюцию по теме коронавируса, упустив редкий шанс объединить усилия государств и заложить основы сотрудничества для борьбы со смертоносной глобальной угрозой.

4. Джгаркава Н. Ответ на кризис: Макрон и Трамп созывают Совбез ООН. Газета.ru. 27.04.2020, Available at: >>> (accessed at: 4.05.2020).
11 Обсуждение проекта резолюции СБ ООН было политизированным, проходило в условиях жёсткого торгово-экономического и политического противостояния между Китаем и США, характерного для двусторонних отношений последних лет. Оно вылилось в резкие разногласия между двумя странами относительно формулировок документа. США настаивали на том, чтобы вирус назывался «китайским» или «уханьским», возлагая главную ответственность за пандемию на Китай. Понятно, что для Пекина подобные определения неприемлемы.
12

Однако, как справедливо отмечает генеральный директор РСМД А.В. Кортунов, за этими спорами кроются более глубокие противоречия среди членов мирового сообщества. Они связаны с отсутствием консенсуса по вопросу о границах национального суверенитета и, соответственно, о степени свободы действий государств в важнейших сферах мировой политики. Речь идёт об управлении миграционными потоками, о введении противоэпидемических карантинов, борьбе с изменением климата и многих других7. Например, Китай, который председательствовал в Совбезе в марте, препятствовал созыву его заседания, настаивая на том, что пандемия не входит в его мандат. Есть основания полагать, что и другие страны не готовы предоставить полную информацию о состоянии дел в их национальном здравоохранении, относящемуся к сфере их национальных суверенитетов.

5. Кортунов А.В. Почему молчит Совбез? РСМД, 31 марта 2020 Available at: >>> (accessed 4.05.2020).
13 Принятие резолюции было бы демонстрацией коллективной решимости членов СБ, сделало бы призывы генерального секретаря ООН А.А. Гутерриша фактически обязательными для исполнения, позволило бы привлечь дополнительные финансовые и политические ресурсы. Однако этого не произошло. Мировое сообщество ограничилось лишь резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, содержащими в основном общие фразы и носившими символический характер.
14

Неспособность Совбеза отреагировать на вирусную инфекцию особенно разочаровывает ещё и потому, что у него уже есть опыт деятельности в схожих ситуациях. В 2012 г. Совет одобрил резолюцию по поводу эпидемии Эболы, признав её угрозой миру и международной безопасности. По словам известного специалиста по проблематике ООН Р. Гоуэна (Gowan), «поведение Совета показало всему миру полную разобщённость его членов. Нанесён ущерб [его репутации. – Е.И.]». На молчание СБ ООН обратил внимание и Л. Шарбонно, директор «Хьюман Райтс Вотч» по работе с ООН, заметивший, что «СБ ООН пропал без вести» во время коронавируса8.

6. Gladstone R. UN Security Council ‘Missing In Action’ in Coronavirus Fight. The New York Times. April 2, 2020. Available at: >>> (accessed 14.04.2020).
15

Помимо зарубежных экспертов, к критике СБ ООН присоединились и канадские политики. В их числе – бывший министр иностранных дел Л. Экзуорзи, послы А. Рок П. Хейнбейкер, представлявшие Канаду в ООН. Они также недовольны результатами работы этого органа и видят «тревожные симптомы его недееспособности»9. Предлагаемый ими рецепт – преобразование Совета.

7. Blanchfield M. Canada keeps up push for UN Security Council seat during coronavirus crisis. The Globe and Mail, March 29, 2020 Available at: >>> (accessed 24.04.2020).
16 Разговоры о реформе Совета Безопасности ведутся уже много лет. Основной довод реформаторов заключается в том, что представительство в этом элитном клубе должно быть расширено в соответствии с современными международными реалиями, существенно изменившимися с момента создания ООН. Появились новые центры силы и мощные развивающиеся экономики, с которыми нельзя не считаться при формировании мировой политики.
17 Их оппоненты утверждают, что такой важный орган, отвечающий за мир и безопасность, в случае увеличения числа членов станет «неповоротливым». Рассматриваются различные сценарии трансформации Совета за счёт увеличения количества постоянных и непостоянных мест.
18

Канада – одна из последовательных и решительных противниц расширения постоянного состава СБ ООН. Главный мотив Оттавы: увеличение числа привилегированных государств, имеющих право вето, автоматически снизит влияние и роль Канады в мире. Она является членом коалиции стран, «объединившихся ради консенсуса» (Uniting for Consensus – UfC), в которую также входят Италия, Мексика, скандинавские страны, Испания, часть азиатских и латиноамериканских стран. Они возражают против принятия новых постоянных членов в СБ ООН (Бразилии, Германии, Индии и Японии) и согласны расширять его состав только за счёт непостоянных участников. По мнению некоторых канадских специалистов, позиция Канады отрицательно сказывается на её отношениях с претендентами на полноправное членство в Совете и может повлиять на исход предстоящего голосования10.

8. Akin D. In bid for UN Security Council seat, Canada’s position on reform could be a barrier: analyst. Global News, March 30, 2020. Available at: >>> (accessed at: 7.05.2020).
19 Одновременно канадская дипломатия продвигает предложение об увеличении квоты непостоянных выборных членов СБ ООН. Эта идея впрямую не затрагивает интересы Канады и, по-видимому, рассчитана на повышение её реноме среди развивающихся стран, которые больше всего выиграют от такой модификации.
20 Позиция Канады отличается от подходов её ближайших союзников, которые поддерживают принятие новых постоянных членов в элитный клуб (Великобритания – активно, США – сдержаннее). США готовы видеть в постоянных членах Японию, известную своими крупными ассигнованиями в бюджет организации, а также с недавних пор Индию и Бразилию – с ограничением права вето. Франции было бы комфортно включить Великобританию, так как после брекзита Париж остаётся единственным представителем Евросоюза в Совете. Что касается России, то в последние годы она стала высказываться за принятие в члены СБ ООН Индии, Бразилии, а также представителя Африканского континента. Есть основания полагать, что пока реформа Совета Безопасности продвигается только на уровне заявлений и деклараций. Не исключено, что пандемия станет фактором, который ускорит этот процесс.
21

Канада и международная помощь в борьбе с пандемией

 

Участие в финансировании международных проектов в развивающихся странах является важным направлением внешней политики страны. Оттава предоставляет средства как на двусторонней основе, так и через международные организации, куда направляются весьма крупные государственные ассигнования. Средства поступают в многосторонние финансовые институты, ООН и её специализированные учреждения, в Содружество и Франкофонию. Канада также вносит вклад в формирование стратегии и политики доноров в составе «Большой семёрки», «Большой двадцатки», Комитета по содействию развитию ОЭСР и др. Такое участие является проявлением канадской внешнеполитической традиции многосторонних действий и позволяет руководству страны быть в курсе перемен, происходящих в отношениях Север — Юг.

22 Правительство Дж. Трюдо быстро откликнулось на призыв Генерального секретаря ООН А. Гутерриша о создании фонда борьбы с распространением вируса в странах Южной Америки, Африки, Ближнего Востока и Азии. План предусматривает доставку индивидуальных средств защиты и лекарственных препаратов, установку станций для мытья рук в лагерях для беженцев, проведение информационных кампаний о мерах противодействия заражению, переброску сотрудников гуманитарных организаций. На реализацию мер, озвученных А. Гутерришем 26 марта, потребуется 2 млрд долларов.
23

Через несколько дней министр международного развития К. Гоулд объявила о выделении на запрос А. Гутерриша 159,5 млн кан. долл.11 В этот транш войдут 50 млн кан. долл., ранее обещанных Дж. Трюдо для использования на нужды коллективной обороны от пандемии. Кроме того, в феврале Канада направила 2 млн кан. долл. Всемирной организации здравоохранения и 8 млн кан. долл другим многосторонним организациям (Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Красному Кресту и др.). К. Гоулд не исключила, что в случае ухудшения ситуации понадобится дополнительное финансирование.

9. Canada’s support for international efforts to fight the COVID-19 pandemic // News release. Global Affairs Canada. Ottawa, April 5, 2020. Available at: >>> (accessed at: 9.05.2020).
24

Взнос Оттавы в международную «копилку» выглядит вполне достойно. На наш взгляд, он соответствует её месту в мировых экономических рейтингах (обладая высокоразвитой экономикой, Канада всё же занимает в них не самые верхние позиции) и политическому статусу средней державы. По объёму вклада в указанный выше фонд ООН Канада опережает своих конкурентов на место в составе СБ ООН (Норвегию и Ирландию), а также Швецию, Швейцарию, Финляндию, Францию и Австрию12. Канада неплохо выглядит и по размеру инвестиций в оба фонда ВОЗ по борьбе с пандемией. Особенно в Резервный фонд по чрезвычайным ситуациям (WHO’s Contingency Fund for Emergencies), где она входит в семёрку лидеров13.

10. Coronavirus disease Outbreak - COVID -19. OCHA Financial Tracking Service. Available at: >>> (accessed at: 8.05.2010).

11. Contributions to WHO CFE for COVID-19 response. World Health Organization. Available at: >>> (accessed at: 8.05.2010).
25

Понятно, что её материальный вклад в международный финансовый задел несопоставим с пожертвованиями таких «тяжеловесов, как США, Великобритания, Германия и Япония. Не обойдём молчанием и тот факт, что политика Оттавы в области помощи развитию уже не первый год находится под огнём критики как в Канаде, так и в донорском сообществе. По данным статистики, доля официальной помощи в валовом национальном доходе Канады значительно ниже среднего показателя по странам ОЭСР и составляет лишь 0,28%. Но правда и то, что канадские программы имеют ряд особенностей, которые, как говорится в официальных документах, важнее, чем мощные финансовые вливания14.

12. Сanada Making a Difference in the World. A Policy Statement on Strengthening Aid Effectiveness // Canadian International Development Assistance. Hull: International Development Agency. September 2002. P. 2.
26

Выделим две отличительные черты политики помощи Канады, имеющие отношение к заявленной в нашей статье тематике. Это, во-первых, особое внимание, уделяемое обеспечению гендерного равенства и интересам женщин. Достаточно упомянуть, что государственная программа помощи развитию, принятая Оттавой в 2017 г., официально называется «феминистской». Её главная установка – внедрение принципа гендерного равенства во все без исключения виды деятельности, финансируемые Канадой15. Все программы и проекты, поддержанные Канадой в рамках борьбы с пандемией, также будут сфокусированы на интересах девочек и женщин.

13. Canada launches new Feminist International Assistance Policy // News Release. Global Affairs, 2017, June, Ottawa. Available at: >>> (accessed 15.02.20120).
27 Вторая особенность «донорского досье» Канады также накладывает отпечаток на её участие в действиях по прекращению вспышки эпидемии. Предоставляя помощь, канадцы всегда отдавали предпочтение передаче ноу-хау, опыта, разработок, методик и апробированных моделей.
28

Важной частью международной повестки дня в условиях КОВИД-19 становится сотрудничество учёных, практиков и экспертов различных областей в поисках лечения смертоносной болезни. В этой деятельности активную роль играют канадские врачи, известные своими крупными открытиями, оригинальными идеями и новаторскими подходами. Совместно со специалистами из других стран медики из Канады участвуют в медицинских научных исследованиях под эгидой ВОЗ, получивших звучное название «Проверка солидарности»16.

14. UN health chief announces global ‘solidarity trial’ to jumpstart search for COVID-19 treatment. March 18, 2020. Available at: >>> (accessed at: 15.04.2020).
29

Канада выступила одним из организаторов очень крупной международной акции – кампании по сбору средств на совместные разработки вакцины против коронавируса. Марафон стартовал 4 мая во время видеоконференции, проведённой при поддержке ВОЗ и международных благотворительных фондов. Фандрайзинг продлится до конца мая, но уже в первый день удалось практически полностью собрать ожидаемую сумму – 7,4 млрд евро из 7,5 млрд. Как свидетельствуют СМИ, взносы продолжают поступать17.

15. Мишина В., Дудина Г. Регулирование вакцинообразования. Коммерсантъ. №80, 07.05.2020. Available at: >>> (accessed at 10.05.2020).
30

Канада сразу выделила 850 млн кан. долл., что эквивалентно 565 млн евро18. По канадским масштабам, это весьма крупная сумма, сопоставимая с пожертвованиями европейских доноров. Как известно, Дж. Трюдо иначе видит формы и методы борьбы с коронавирусом, чем Д. Трамп. Премьер-министр Канады – сторонник коллективных действий и сотрудничества в научных разработках. Сошлёмся на его выступление на упомянутой выше видеоконференции, где он сказал: «никто из нас не защищён от воздействия КОВИД-19, и никто не может справиться с ним в одиночку. Только охраняя других, мы можем сохранить себя… Вместе мы победим».

16. Justin Trudeau, Prime Minister of Canada. Canada and international partners launch the Coronavirus Global Response. May 4, 2020. Ottawa. Available at: >>> (accessed at 10.05.2020).
31 В отличие от Трюдо, президент США, проводящий политику «Америка прежде всего», не склонен к кооперации. Приостановив во время эпидемии финансирование ВОЗ, он продвигает принцип «каждый за себя» и рассчитывает исключительно на научный потенциал собственной страны. Показательно, что представитель США отказался даже от формального участия в сборе средств.
32 Стоит обратить внимание на ещё один наметившийся тренд в международной политике помощи развитию. Из-за замедленной деятельности многосторонних институтов сотрудничество государств в деле борьбы с КОВИД-19 перешло на двусторонний уровень. Как отмечают эксперты, взаимодействие в формате «государство-государство» сейчас оказывается эффективней, чем кооперация посредством международных организаций. Государство – более подвижная структура, которая быстрее адаптируется к новым реалиям, чем международные организации с их многочисленным составом участников и громоздким бюрократическим аппаратом. Примерами такого сотрудничества могут послужить помощь, оказанная Россией Италии, Сербии и США, поставки Китаем и Соединёнными Штатами медицинских товаров России и акты доброй воли других стран.
33

После начала вспышки к Канаде как известному международному донору обратились свыше 100 государств. Правительство выделило на двусторонние проекты 30 млн кан. долл., распределением которых в режиме «неотложной помощи» занимается Министерство международного развития19. При этом в адрес Дж. Трюдо нередко звучит критика за нерациональное распределение средств. Консерваторы, находящиеся в оппозиции, убеждены в том, что приоритет надо отдавать безопасности канадцев, а помощь зарубежным странам следует пока отложить20. В более общем виде эту позицию можно сформулировать следующим образом: никто, кроме собственного государства, не способен обеспечить людей общественными благами, а борьба с эпидемией должна вестись в рамках суверенного государства. В целом, опираясь на канадские реалии, говорить о ренессансе института государства еще преждевременно. Однако подвижки в этом направлении просматриваются в заявлениях политиков и экспертных оценках и заслуживают наблюдения в дальнейшем.

17. Backgrounder - Canada provides funding to address COVID-19 pandemic. Global Affairs Canada April 5, 2020. Ottawa. Available at: >>> (accessed at: 5.05.2020).

18. von Scheel E. Canada's plan for COVID-19 international aid just beginning, minister says. CBC News, April 08, 2020. Available at: >>> (accessed: 9.05.2020).
34

Пандемия вносит изменения и в межгосударственные отношения. Так происходит на канадско-китайском векторе. Напомним, что отношения между Оттавой и Пекином резко ухудшились после ареста в Ванкувере финансового директора крупнейшей китайской корпорации «Хуавей» Мэн Ваньчжоу в декабре 2018 г. Компания была обвинена Государственным департаментом США в промышленном шпионаже. Спустя короткое время в Китае были задержаны два гражданина Канады, которым власти инкриминируют заговор с целью подрыва безопасности Китая. Затем под предлогом нарушения правил сертификации Китай жёстко сократил импорт из Канады сои, соевого масла и свинины21.

19. Немова Л.А. 2019. Экономическая политика правительства Джастина Трюдо. США & Канада: экономика, политика, культура. № 12. C. 22–36. DOI: 10.31857/S268667300007686-4
35

Ситуация для Канады исключительно не удобна. Она оказалась непосредственно вовлечённой в конфликт между своими главными торгово-экономическими партнёрами – США и КНР, к тому же находящимися в состоянии торговой войны. Очутившись «между двух огней», Оттава воспользовалась вспышкой эпидемии, чтобы снизить градус напряжённости в отношениях с Пекином. В феврале, в самый пик пандемии, представители Канады, вывозившие канадцев из Уханя, передали средства индивидуальной защиты для китайского медицинского персонала. 16 тонн медицинских товаров были предоставлены в виде безвозмездной помощи22.

20. Stephens H. Canada, China and COVID: Threat or Opportunity?// School of Public Policy, University of Calgary. April 21, 2020. Available at: >>> (accessed at: 11.05.2020).
36

Вскоре, в марте-апреле, когда инфекция перекинулась на Канаду, Оттава и Пекин поменялись ролями. Китай с размахом ответил на благотворительный «жест» Канады. Медицинское оснащение поступает в Канаду как по линии межправительственных связей, так и от частных фондов и компаний. Например, в начале марта Банк Китая направил в Канаду в качестве первого транша 30 тыс. медицинских масок, 10 тыс. защитных костюмов, 10 тыс. пар очков и 50 тыс. пар перчаток23. В благотворительных поставках активно участвуют Фонды «Алибаба» (Alibaba) и Джека Ма, китайская туристическая компания «Трип.ком» (Trip.com) и инвестиционная холдинговая компания «Тенсент» (Tencent). Интересная деталь: несмотря на арест Мэн Ваньчжоу, «Хуавэй» делает крупные пожертвования. По данным на апрель, компания подарила более миллиона масок, 30 тыс. пар защитных очков и свыше 50 тыс. пар перчаток24. Аналитики объясняют такую «щедрость» заинтересованностью руководства компании в получении заказа на установление в канадских сетях её оборудования с элементами технологии 5G.

21. Shakeri S. China Donates Medical Supplies To Canada To Fight COVID-19: Embassy. Huffington Post, March 28, 2020. Available at: >>> (accessed at: 9.04.2020).

22. Vanderklippeasia N. Huawei sending millions of masks to Canada as supplies grow short. The Globe and Mail, April 6, 2020 Available at: >>> (accessed at: 12.04.2020).
37 На фоне оживления благотворительной активности СМИ заговорили о впечатляющих успехах медицинской дипломатии и даже о перспективах перезагрузки канадско-китайских отношений. Этого не случилось – Канада остаётся заложницей своих отношений с США и не может автономно действовать на китайском векторе. Во многом из-за этого по-прежнему не найдено решения политико-дипломатических конфликтов, препятствующих нормализации двусторонних отношений. Вместе с тем восстановлены некоторые из прежних торговых цепочек и созданы новые партнёрства, состоялись официальные контакты по линии МИД. Резюмируя, отметим, что форс-мажор позволил чуть-чуть продвинуться по пути создания предпосылок для возможного возрождения канадско-китайского диалога в поствирусном мире.
38

Заключение

 

Международники и политологи, исследующие современный глобальный кризис, подтверждают мнение Г. Киссинджера о небывалом по масштабам и глубине воздействии пандемии на будущее мироустройство. Специалисты сходятся и в том, что пандемия не столько поставила принципиально новые проблемы развития, сколько обострила уже существующие. В их числе: слабость, точнее, беспомощность многосторонних организаций и институтов; формирование американско-китайской биполярности; регионализация мировой экономики и политики; рост национализма, вплоть до закрытия границ и перехода, насколько это возможно, на «самообеспечение». Пандемия коронавируса к тому же совпала с мировым экономическим кризисом, что делает текущую ситуацию ещё более сложной и непредсказуемой.

39 Для внешней политики Канады КОВИД-19 не только несёт дополнительные риски и опасности, но и открывает новые возможности и перспективы. В случае избрания в СБ ООН Канада может выйти с инициативами реформирования ООН и других многосторонних институтов, а пандемия может оказаться фактором, способствующим их принятию.
40 Учитывая, что голоса в пользу «закрытия» Канады для международного сотрудничества в борьбе с пандемией пока ещё звучат слабо, Оттава продолжит, а, возможно, активизирует, своё участие в многосторонней и двусторонней донорской помощи. Её политика в этой области подтверждает известное положение о том, что политический вес Канады в мире определяется её способностью предлагать оригинальные идеи и новаторские подходы. А потому её вклад в борьбу с пандемией следует оценивать не столько по размерам финансирования, сколько по интеллектуальному вкладу в решение актуальных проблем. Стоит отметить, что канадцы занимают ведущие позиции в научном сотрудничестве в поисках лечения от короновируса.
41 Современная ситуация, при всей её трагичности, открывает для Канады возможности использования «медицинской дипломатии», «дипломатии масок», для возможной реанимации китайско-канадских политических и деловых контактов.
42 На фоне эпидемии канадские специалисты рекомендуют провести пересмотр приоритетов внешней политики Канады. Их разработку предполагается поручить специально образованной Королевской комиссии.
43 В заключение вновь отметим, что наш анализ носит предварительный характер, а заявленная проблематика не исчерпывается рассмотренными выше вопросами, нуждается в дальнейшем изучении и научном осмыслении предстоящих перемен.

References

1. Kissinger, H. The Coronavirus Pandemic Will Forever Alter the World Order. Wall Street Journal, April 3, 2020 Available at: https://www.wsj.com/articles/the-coronavirus-pandemic-will-forever-alter-the-world-order-11585953005 (accessed at: April, 28, 2020).

2. Israelyan E.V. Mezhdunarodnye initsiativy pravitel'stva Dzh. Tryudo: otsenki kanadskikh ehkspertov. Rossiya i Amerika v XXI veke. Ehlektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018. №2. DOI: 10.18254/S0000017-5-1. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760000017-5-1 (accessed at: 5.03.2020).

3. Pandemiya koronavirusa. RBK, 02 aprelya 2020 Available at: https://www.rbc.ru/economics/02/04/2020/5e8540029a7947b0940821ae (accessed at: 5.05.2020).

4. Dzhgarkava N. Otvet na krizis: Makron i Tramp sozyvayut Sovbez OON. Gazeta.ru. 27.04.2020, Available at: https://www.gazeta.ru/politics/2020/04/27_a_13064593.shtml (accessed at: 4.05.2020).

5. Kortunov A.V. Pochemu molchit Sovbez? RSMD, 31 marta 2020 Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/pochemu-molchit-sovbez/ (accessed 4.05.2020).

6. Gladstone R. UN Security Council ‘Missing In Action’ in Coronavirus Fight. The New York Times. April 2, 2020. Available at :https://www.nytimes.com/2020/04/02/world/americas/coronavirus-united-nations-guterres.html (accessed 14.04.2020).

7. Blanchfield M. Canada keeps up push for UN Security Council seat during coronavirus crisis. The Globe and Mail, March 29, 2020 Available at: https://www.theglobeandmail.com/canada/article-canada-keeps-up-push-for-un-security-council-seat-during-coronavirus/ (accessed 24.04.2020).

8. Akin D. In bid for UN Security Council seat, Canada’s position on reform could be a barrier: analyst. Global News, March 30, 2020. Available at: https://globalnews.ca/news/6361391/canada-united-nations-security-council-reform/ (accessed at: 7.05.2020).

9. Canada’s support for international efforts to fight the COVID-19 pandemic // News release. Global Affairs Canada. Ottawa, April 5, 2020. Available at: https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2020/04/canadas-support-for-international-efforts-to-fight-the-covid-19-pandemic.html (accessed at: 9.05.2020).

10. Coronavirus disease Outbreak - COVID -19. OCHA Financial Tracking Service. Available at: https://fts.unocha.org/emergencies/911/donors/2020?order=total_funding&sort=desc (accessed at: 8.05.2010).

11. Contributions to WHO CFE for COVID-19 response. World Health Organization. Available at: https://www.who.int/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019/donors-and-partners (accessed at: 8.05.2010).

12. Sanada Making a Difference in the World. A Policy Statement on Strengthening Aid Effectiveness // Canadian International Development Assistance. Hull: International Development Agency. September 2002. P. 2.

13. Canada launches new Feminist International Assistance Policy // News Release. Global Affairs, 2017, June, Ottawa. Available at: https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2017/06/canada_launches_newfeministinternationalassistancepolicy.html (accessed 15.02.20120).

14. UN health chief announces global ‘solidarity trial’ to jumpstart search for COVID-19 treatment. March 18, 2020. Available at: https://news.un.org/en/story/2020/03/1059722 (accessed at: 15.04.2020).

15. Mishina V., Dudina G. Regulirovanie vaktsinoobrazovaniya. Kommersant'. №80, 07.05.2020. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4337362 (accessed at 10.05.2020).

16. Justin Trudeau, Prime Minister of Canada. Canada and international partners launch the Coronavirus Global Response. May 4, 2020. Ottawa. Available at: https://pm.gc.ca/en/news/news-releases/2020/05/04/canada-and-international-partners-launch-coronavirus-global-response (accessed at 10.05.2020).

17. Backgrounder - Canada provides funding to address COVID-19 pandemic. Global Affairs Canada April 5, 2020. Ottawa. Available at: https://www.canada.ca/en/global-affairs/news/2020/04/backgrounder---canada-provides-funding-to-address-covid-19-pandemic.html (accessed at: 5.05.2020).

18. von Scheel E. Canada's plan for COVID-19 international aid just beginning, minister says. CBC News, April 08, 2020. Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/covid-pandemic-coronavirus-foreign-aid-1.5525508 (accessed: 9.05.2020).

19. Nemova L.A. 2019. Ehkonomicheskaya politika pravitel'stva Dzhastina Tryudo. SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. № 12. C. 22–36. DOI: 10.31857/S268667300007686-4

20. Stephens H. Canada, China and COVID: Threat or Opportunity?// School of Public Policy, University of Calgary. April 21, 2020. Available at: https://www.policyschool.ca/canada-china-and-covid-threat-or-opportunity/ (accessed at: 11.05.2020).

21. Shakeri S. China Donates Medical Supplies To Canada To Fight COVID-19: Embassy. Huffington Post, March 28, 2020. Available at: https://www.huffingtonpost.ca/entry/china-donates-medical-supplies_ca_5e7fc28bc5b6256a7a2be1fc (accessed at: 9.04.2020).

22. Vanderklippeasia N. Huawei sending millions of masks to Canada as supplies grow short. The Globe and Mail, April 6, 2020 Available at: https://www.theglobeandmail.com/world/article-huawei-sending-millions-of-masks-to-canada-as-supplies-grow-short/ (accessed at: 12.04.2020).