Военная политика правительства Дж. Трюдо после парламентских выборов 2019: обещания и реальность
Военная политика правительства Дж. Трюдо после парламентских выборов 2019: обещания и реальность
Аннотация
Код статьи
S207054760010359-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Володин Дмитрий Анатольевич 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Военная политика правительства Дж. Трюдо отличается осмотрительностью и бережливостью. Канада отказалась от серьёзной роли в миротворческих операциях ООН и отказывается выполнять требование НАТО (и США) об увеличении военных расходов до 2% ВВП. Основное влияние эпидемии COVID-19 на канадскую военную политику заключается в том, что из-за огромных расходов на борьбу с эпидемией правительство Дж. Трюдо может отложить или даже отменить дорогостоящие проекты по закупке новой военной техники.

Ключевые слова
Канада, миротворчество, НАТО, Арктика, НОРАД
Классификатор
Получено
03.05.2020
Дата публикации
21.07.2020
Всего подписок
29
Всего просмотров
1849
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1 В Канаде военной политике традиционно уделяется гораздо меньше внимания, чем в США. Страна не имеет глобальных военных обязательств, а соседство и союз с Соединёнными Штатами снимают большинство проблем, связанных с обеспечением обороны.
2 В программе, опубликованной Либеральной партией перед парламентскими выборами 2019 г., военный раздел находился в самом конце и являлся одним из самых коротких. Это красноречиво показывало значимость вопросов обороны для канадских политиков и их избирателей.
3

В самом оборонном разделе не содержалось каких-либо радикальных предложений.

 

4

Во-первых, Канада должна продолжить вносить позитивный вклад в укрепление мира и международной безопасности через поддержку миротворческих усилий ООН.

5

Во-вторых, обещано увеличение роли Канады в многосторонних организациях, таких как НАТО и ООН, и что канадские вооружённые силы будут обеспечены всем необходимым для успешного выполнения своей работы.

6

В-третьих, было сказано, что правительство будет «защищать права и суверенитет Канады в Арктике и усиливать континентальную оборону».

7

Также было заявлено о намерении создать новую систему сбора и использования данных военной разведки1.

1. Forward: A Real Plan for the Middle Class. Liberal Party Platform 2019. Available at: >>> (accessed 27.04.2020).
8 Теперь необходимо более подробно рассмотреть эти обещания, используя их как точку отсчёта.
9 Логично начать с миротворческих обязательств, поскольку на прошлых парламентских выборах 2015 г. именно обещание возродить участие Канады в миротворческих операциях стало центральным элементом внешнеполитического и оборонного разделов предвыборной программы партии Дж. Трюдо.
10 Если посмотреть, что сделано канадским правительством за последние четыре года для возрождения роли Канады как миротворца, то окажется, что совсем немного.
11

Фактически происходило постоянное понижение миротворческой планки Канады, которую так высоко подняли предвыборные обещания Дж. Трюдо в 2015 году. Первоначально, в августе 2016 г., было обещано, что Канада направит на миротворческие операции ООН до 600 военнослужащих, 150 полицейских и 450 млн. кан. долларов. По мере получения новой информации и лучшего понимания многочисленных вызовов и опасностей, стоящих перед современным миротворчеством, правительство Дж. Трюдо демонстрировало всё меньшую готовность брать на себя эти риски2. На саммите по миротворчеству в Ванкувере (ноябрь 2017 г.) миротворческая планка для Канады была резко снижена, даже несмотря на то что страна была хозяйкой саммита и по идее, наоборот, должна была показать другим странам пример. Вместо 600 военнослужащих на этот раз было обещано лишь 200 солдат, несколько вертолётов и военно-транспортный самолёт3.

2. Подробнее об этом см.: Володин Д.А. Эволюция канадского миротворчества: от Афганистана к Африке. США & Канада: экономика, политика, культура, 2018, № 1, С. 43–58.

3. Там же, С. 56.
12

Однако даже эти уменьшенные обязательства оказались невыполненными. По состоянию на апрель 2020 г. так и не реализовано обещание о предоставлении 200 канадских военнослужащих для сил быстрого реагирования ООН. Как отмечает представитель Министерства обороны Канады Т. Лейн, тот факт, что Канада не включила обещанный контингент в базу данных миротворцев ООН «не означает, что правительство не собирается выполнять своё обещание», поскольку временные рамки для выполнения этих трёх обещаний (200 солдат, вертолёты и военно-транспортный самолёт) продлены до ноября 2022 года4. Фактически единственное, чем отметилась Канада на миротворческом поприще за первые четыре года работы правительства Дж. Трюдо, – это отправка эскадрильи из восьми вертолётов для операции ООН в Мали. Вертолёты использовались для перевозки раненных и грузов, а сама эта операция продолжалась ровно год (август 2018 – август 2019 г.). Примечательно, что именно в Мали правительство Дж. Трюдо изначально планировало отправить крупный контингент канадских миротворцев, но, испугавшись больших возможных потерь в этой африканской стране, решило сосредоточить свои усилия на более безопасной перевозке других миротворцев.

4. Berthiaume L. Canada Yet to Deliver UN Peacekeeping Team. The Toronto Star, 10.07.2019.
13 В августе 2019 г., после завершения канадской миротворческой операции в Мали, было объявлено об отправке Канадой военно-транспортного самолёта в Уганду. Вместе с самолётом будут направлены 25 канадских военнослужащих. Срок этой операции также рассчитан на один год. Таким образом, формально к августу 2020 г. будут выполнены два из трёх миротворческих обещания Канады.
14 Тем не менее, объём этих миротворческих обязательств был настолько мал (особенно если учитывать, что они реализуются по очереди, а не одновременно), что не позволяет говорить о каком-либо серьёзном возрождении участия Канады в миротворческих операциях ООН при правительстве Дж. Трюдо.
15 Не всё так однозначно и с предвыборным обещанием либералов увеличить роль Канады в многосторонних организациях и, в частности, в НАТО. С одной стороны, после начала украинского кризиса Канада и другие страны Запада укрепили восточный фланг НАТО за счёт проведения учений в этом регионе и размещения на территории восточноевропейских членов альянса дополнительных воинских контингентов. На саммите НАТО в 2016 г. было принято решение о развёртывании на территории Польши и государств Балтии четырёх батальонных групп альянса, причём Канада наряду с Соединёнными Штатами, Великобританией и Германией возглавила одну из этих групп. В результате с 2017 г. в Латвии находятся около 500 канадских военнослужащих (общая численность этой многонациональной группы порядка 1400 человек). В 2018 г. было объявлено, что канадские войска останутся в Латвии как минимум до марта 2023 года. Фактически даже произошло увеличение численности канадского контингента (с 450 до 540 человек).
16

С другой стороны, канадское руководство, причём это было характерно и для правительства консерваторов С. Харапера и для правительства либералов Дж. Трюдо, отчаянно сопротивляется попыткам США добиться увеличения канадских военных расходов и доведения их до 2% ВВП – норматива, установленного для всех членов НАТО в 2014 году. Согласно оценкам НАТО, в 2019 г. военные расходы Канады составляли 1,31% ВВП (22,4 млрд амер. долларов5), то есть для выполнения требования альянса Канаде пришлось бы увеличить военные расходы в полтора раза.

5. Defence Expenditure of NATO Countries (2013-2019). NATO Public Diplomacy Division. Press Release. 29.11.2019. Available at: >>> (accessed 27.04.2020).
17 Для нейтрализации американского давления по вопросу о размере военных расходов нынешний канадский премьер-министр Дж. Трюдо во многом использует тактику своего предшественника С. Харпера, подчёркивая, что роль той или иной страны в НАТО надо оценивать не с точки зрения уровня её военных расходов к ВВП, а учитывать то, насколько активно страна участвует в деятельности альянса. В данном случае Канада постоянно ссылается на нахождение сотен своих военнослужащих в Латвии. Пример с Латвией хорош для Канады ещё и тем, что Латвия как раз выполняет норматив НАТО по поддержанию военных расходов на уровне 2% ВВП, но не вносит сколько-нибудь заметной роли в усиление военного потенциала альянса и требует отвлечения военных ресурсов других стран для своей обороны.
18

Последний раз тему недостаточности канадских военных расходов американская сторона поднимала на саммите НАТО в Лондоне (3–4 декабря 2019 г.). Американский президент Д. Трамп прямо спросил у Дж. Трюдо, сколько Канада тратит на оборону. Первоначальный ответ Трюдо об увеличении канадских военных расходов на 70% за последние несколько лет не устроил американского президента, и он заставил Трюдо назвать конкретную цифру – 1,4% ВВП6. Это, однако, тоже было воспринято достаточно благосклонно американским президентом, даже противопоставившим Канаду другим членам альянса, которые тратят ещё меньше. Положительный итог для Дж. Трюдо и для Канады от этого саммита был перечёркнут последующими шутками канадского премьер-министра над американским президентом, ставшими достоянием СМИ. В результате Трамп назвал Трюдо «двуличным», а сам этот эпизод ещё больше осложнил отношения между двумя лидерами.

6. Berthiaume L. Trump Presses Trudeau Over NATO Defence Spending. The Windsor Star, 4.12.2019
19

Помимо войск в Латвии Дж. Трюдо (как и С. Харпер) указывали на поддержание значительных канадских военных контингентов в Ираке и на Украине. В частности, Канада играет ведущую роль в миссии НАТО по подготовке иракских сил безопасности. Формально решение об открытии этой миссии было принято на саммите НАТО в Брюсселе в 2018 г. и тогда же было объявлено, что Канада возглавит эту миссию. Фактически начало канадской операции в этом регионе надо датировать октябрём 2014 г., когда тогдашний канадский премьер-министр С. Харпер объявил, что Канада направит свои войска в состав международной коалиции для действий против ИГИЛ в Ираке. В рамках военной помощи в Ираке в 2014 г. были размещены и канадские военные советники для обучения иракских вооружённых сил. Военное присутствие Канады в Ираке и на всём Ближнем Востоке резко возросло с приходом к власти в Канаде в 2015 г. Либеральной партии во главе с Дж. Трюдо. Дело в том, что в ходе тогдашней предвыборной кампании либералы говорили о необходимости смещения акцентов операции Канады в Ираке от ведения боевых действий в сторону подготовки местных вооружённых сил7. В результате в феврале 2016 г. Дж. Трюдо объявил о реорганизации канадской операции в Ираке. Ссылаясь на то, что авиаудары не могут обеспечить реализацию долгосрочных целей в Ираке и Сирии, он объявил о прекращении участия канадских ВВС в таких налётах, но при этом втрое увеличивалось количество канадских военных советников (с 69 до более 200 человек)8. Таким образом, решение НАТО в 2018 г. о начале своей миссии лишь несколько меняло статус канадских войск в Ираке, но не требовало от Канады отправки в Ирак значительных дополнительных подкреплений. К 2020 г. в Ираке находилось около 500 канадских военнослужащих, однако на фоне приостановки миссии НАТО в Ираке в связи с коронавирусной инфекцией COVID-19 Канада приняла решение вернуть на родину большую часть своих военнослужащих. К началу апреля 2020 г. канадский военный контингент в Ираке сократился примерно в пять раз и составляет менее 100 человек9.

7. A New Plan for a Strong Middle Class. Liberal Party Platform 2015. p. 71. Available at: >>> (accessed 27.04.2020).

8. Mas S. ISIS Airstrikes by Canada to End by Feb. 22, Training Forces to Triple. CBC. 8.02.2016. Available at: >>> (accessed 27.04.2020).

9. Operation Impact. Available at: >>> (accessed 27.04.2020).
20

В связи с эпидемией COVID-19 Канаде приходится проводить реорганизацию своего военного контингента и на Украине. Решение направить 200 канадских военнослужащих на Украину для подготовки местных вооружённых сил было принято правительством С. Харпера ещё в апреле 2015 года. Первоначально они должны были находиться в этой восточноевропейской стране до марта 2017 г., однако затем уже правительство Дж. Трюдо несколько раз продлевало эту миссию, в результате чего канадские военные инструкторы должны остаться на Украине как минимум до марта 2022 года. Обучение ведётся на четырёх украинских военных объектах: (Старичи, Каменец-Подольский, Десна, Львов). В марте 2020 г. было принято решение уменьшить канадский контингент на Украине более чем втрое – с 200 до 60 человек. Как подчёркивалось в заявлении канадского военного ведомства, «в свете нынешней эпидемии COVID-19 в Канаде и в других странах и приостановки канадскими войсками за рубежом деятельности, не имеющей критически важного значения, произойдёт сокращение контингента отправляемого в начале апреля 2020 г. на Украину»10.

10. Pugliese D. Canadian Forces Cuts Numbers of Training Personnel to Ukraine Because of COVID-19. Ottawa Citizen. 26.03.2020. Available at: >>> (accessed 27.04.2020).
21

Главное значение COVID-19 для канадской военной политики заключается не просто в сокращении численности канадских военных контингентов за рубежом, а в том, что огромные расходы канадского правительства на борьбу с этой эпидемией не только окончательно ставят крест на доведении канадских военных расходов до 2% ВВП, но и заставляют сомневаться в реализации той масштабной программы по перевооружению канадских вооружённых сил, которая содержится в опубликованной в июне 2017 г. Белой книги по обороне. По оценкам Бюджетного управления парламента (Parliamentary Budget Officer), в 2020 фин. г. дефицит государственного бюджета Канады составит 184,2 млрд кан. долларов, или 8,5% ВВП11. На фоне такой гигантской дыры в бюджете и с учётом того, что военная проблематика занимает сравнительно скромное место в общественно-политической жизни Канады, возникает большая вероятность, что проекты правительства Дж. Трюдо по закупке новых истребителей и новых военных кораблей стоимостью в десятки миллиардов долларов будут отложены на неопределённое время.

11. Snyder J. COVID-19: Federal Deficit Projected to Reach $184B as Economic Response Rolled Out. National Post. 9.04.2020. Available at: >>> (accessed 27.04.2020).
22 Наиболее интересен «арктический» раздел оборонной программы Дж. Трюдо. Традиционно в таких разделах говорится о защите канадскими вооружёнными силами суверенитета Канады в регионе. С одной стороны, либералы подтверждают эти обязательства, но, с другой – партия Дж. Трюдо включила в этот северный раздел такую цель, как усиление континентальной обороны. Дело в том, что отношения с США в сфере обороны всегда рассматривались в Оттаве не просто как самостоятельный вопрос, а как во многом определяющий всю канадскую военную политику. В этом плане подчинение канадско-американских военных связей северной тематике выглядит несколько странным. Нынешнее изменение отражает растущую значимость Канадского Севера для обороны двух стран. Стоит отметить, что территория США и Канада рассматривается руководством этих стран как единый театр военных действий, свидетельством чего является их совместное Командование по воздушно-космической обороне Северной Америки (НОРАД). Важнейший вклад Канады в это Командование – предоставление своей территории для размещения радиолокационных станций (РЛС). Подавляющее большинство этих радаров расположено именно на Канадском Севере, а все вместе (включая и те, что находятся на Аляске) они образуют Северную систему предупреждения (ССП).
23

В течение нескольких последних лет военное руководство двух стран говорит о необходимости модернизации НОРАД. Причём, по словам американских и канадских военных, именно радары являются сейчас самым слабым звеном Командования. Невозможность их использования против всё более расширяющегося спектра воздушно-космических угроз не позволяет Командованию решать свою главную задачу – обеспечивать защиту Северной Америки. Как отмечал в январе 2020 г. заместитель директора по вопросам стратегии НОРАД Дж. Кларк, «в настоящее время Северная система предупреждения неспособна опознать и отследить российские стратегические бомбардировщики до того, как они нанесут ракетный удар или пролетят через Арктику»12. Об этом говорят и его американские коллеги. На слушаниях в американском Сенате в феврале 2020 г. командующий НОРАД генерал Т. О' Шонесси отмечал, что усиление российского военного присутствия в Арктике путём развёртывания стратегических бомбардировщиков и судов с крылатыми ракетами создаёт прямую военную угрозу Соединённым Штатам. По его словам, «чтобы вернуть стратегическое превосходство США и Канады на Крайнем Севере, очень важно улучшить способность наших двух стран обнаруживать и отслеживать надводные суда и авиацию на американских и канадских арктических подступах»13.

12. Senior Officer Warns NORAD Can't Detect Russian Bombers in Time, Needs Upgrades. CBC. 31.01.2020. Available at: >>> (accessed 27.04.2020).

13. Berthiaume L. Canada, U.S. Have Lost Military Edge Over Russia in the Arctic: NORAD Commander. National Post. 13.02.2020. Available at: >>> (accessed 27.04.2020).
24

По самым скромным оценкам экспертов, замена радаров обойдётся двум странам в 11 млрд кан. долл., причём 40% этой суммы должна будет оплатить Канада14. Однако главную проблему будет представлять даже не финансовая сторона, а политическая: модернизация НОРАД вновь неизбежно поднимет вопрос об участии Канады в американской программе противоракетной обороне.

14. Brewster M. Sajjan Given Mandate to Modernize NORAD, Buy Fighter Jet Fleet. CBC. 13.12.2019. Available at: >>> (accessed 27.04.2020).
25 В целом, можно отметить всё более усиливающийся разрыв между официальными установками правительства Дж. Трюдо в военной сфере, сформулированными в Белой книге по обороне 2017 г. и в предвыборных программах Либеральной партии 2015 и 2019 гг., и гораздо более скромными действиями этого правительства по их реализации. Ещё до начала мирового кризиса, вызванного эпидемией COVID-19, правительство Дж. Трюдо уклонялось от выполнения высокорисковых или финансово затратных военно-политических обязательств. Это видно на примере отказа Оттавы от серьёзного участия в новых миротворческих операциях ООН и нежелания доводить канадские военные расходы до 2% ВВП. Фактор самой эпидемии на канадскую военную политику скажется двояким образом: с одной стороны, канадское руководство будет стремиться свести к минимуму возможность заражения своих военнослужащих, что приведёт помимо всего к сворачиванию канадского военного присутствия за рубежом (это уже произошло с канадскими контингентами в Ираке и на Украине), с другой стороны, более важен финансовый аспект: в условиях огромного дефицита правительство Дж. Трюдо будет готово тратить средства только на проекты, которые имеют для Канады жизненно важное значение. В этом плане проект по модернизации НОРАД имеет всё же достаточно неплохие перспективы, поскольку это напрямую затрагивают военное партнёрство с США и с учётом того, что американцы могут взять на себя бóльшую часть расходов.

Библиография

1. Forward: A Real Plan for the Middle Class. Liberal Party Platform 2019. Available at: https://2019.liberal.ca/wp-content/uploads/sites/292/2019/09/Forward-A-real-plan-for-the-middle-class.pdf (accessed 27.04.2020).

2. Подробнее об этом см.: Володин Д.А. Эволюция канадского миротворчества: от Афганистана к Африке. США & Канада: экономика, политика, культура, 2018, № 1, С. 43–58.

3. Там же, С. 56.

4. Berthiaume L. Canada Yet to Deliver UN Peacekeeping Team. The Toronto Star, 10.07.2019.

5. Defence Expenditure of NATO Countries (2013-2019). NATO Public Diplomacy Division. Press Release. 29.11.2019. Available at: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2019_11/20191129_pr-2019-123-en.pdf (accessed 27.04.2020).

6. Berthiaume L. Trump Presses Trudeau Over NATO Defence Spending. The Windsor Star, 4.12.2019

7. A New Plan for a Strong Middle Class. Liberal Party Platform 2015. p. 71. Available at: https://www.liberal.ca/wp-content/uploads/2015/10/New-plan-for-a-strong-middle-class.pdf (accessed 27.04.2020).

8. Mas S. ISIS Airstrikes by Canada to End by Feb. 22, Training Forces to Triple. CBC. 8.02.2016. Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/justin-trudeau-canada-isis-fight-announcement-1.3438279 (accessed 27.04.2020).

9. Operation Impact. Available at: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/services/operations/military-operations/current-operations/operation-impact.html (accessed 27.04.2020).

10. Pugliese D. Canadian Forces Cuts Numbers of Training Personnel to Ukraine Because of COVID-19. Ottawa Citizen. 26.03.2020. Available at: https://ottawacitizen.com/news/national/defence-watch/canadian-military-reduces-training-to-ukraine-because-of-covid-19/ (accessed 27.04.2020).

11. Snyder J. COVID-19: Federal Deficit Projected to Reach $184B as Economic Response Rolled Out. National Post. 9.04.2020. Available at: https://nationalpost.com/news/covid-19-federal-deficit-projected-to-reach-184b-as-economic-response-rolled-out (accessed 27.04.2020).

12. Senior Officer Warns NORAD Can't Detect Russian Bombers in Time, Needs Upgrades. CBC. 31.01.2020. Available at: https://www.cbc.ca/news/canada/north/norad-needs-ugrades-1.5447902 (accessed 27.04.2020).

13. Berthiaume L. Canada, U.S. Have Lost Military Edge Over Russia in the Arctic: NORAD Commander. National Post. 13.02.2020. Available at: https://nationalpost.com/pmn/news-pmn/canada-news-pmn/canada-u-s-have-lost-military-edge-over-russia-in-the-arctic-norad-commander (accessed 27.04.2020).

14. Brewster M. Sajjan Given Mandate to Modernize NORAD, Buy Fighter Jet Fleet. CBC. 13.12.2019. Available at: https://www.cbc.ca/news/politics/sajjan-mandate-letter-defence-priorities-1.5395390 (accessed 27.04.2020).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести