The article describes the main principles of organization and spheres of activities of the National Academy of Sciences, National Academy of Engineering, Institute of Medicine and National Research Council. Special attention is made to methods of founding and financial sources of the budgets of these organizations.
To download PDF you should sign in
США остаются безусловным лидером в области научно-технического прогресса и развития науки в мире. В 2013 г. на долю США приходилось 31,4% общемировых расходов на научные исследования. Совокупные расходы Евросоюза в том же году составили 22,4%, а Китая и Японии, занимающих вторую и третью позиции в рейтинге стран по данному показателю, 16,5% и 10,5% соответственно. В соответствии с прогнозом, по итогам 2014 г. доли США и Европы незначительно сократятся (до 31,1% и 21,7% соответственно), доля Китая возрастет до 17,5%, а Японии – сократится до 10,2%. Масштабы ассигнований на НИОКР в США в 2014 г. увеличатся на 1,2% и должны составить 465 млрд. долл. по сравнению с расходами в 450 млрд. долл. в 2013 г. (см. табл. 1).
Регионы
и страны
Расходы на НИОКР в 2013 г.
(в млн. долл. США по ППС) (в скобках – доля от мировых расходов)
Расходы на НИОКР в 2013 г. в % от ВВП
Расходы на НИОКР в 2014 г. (в млн. долл. США по ППС)
Расходы на НИОКР в 2014 г. в % от ВВП
Америка
529,7 (33,9%)
2,4
548,5 (38,9%)
2,5
США
450 (31,4%)
2,8
465,0 (31,1%)
Азия
596,7 (38,3%)
1,77
632,6 (39,1%)
1,9
Япония
163 (10,4%)
3,48
165,0 (10,2%)
3,4
Китай
258 (16,5%)
1,6
284 (17,5%)
2,0
Индия
42 (2,6%)
0,85
44 (2,7%)
0,9
Европа
348,9 (22,4%)
1,88
351 (21,7%)
1,8
Остальной мир
40 (2,6%)
0,87
42 (2,5%)
0,4
Всего
1558 (100%)
1618 (100%)
Источник: 2014 Global R&D Funding Forecast. December 2013, p. 5.
Основными источниками расходов на научные исследования в США в 2014 г. должны были стать: 1) промышленность – 307,5 млрд. долл., что на 4% больше, чем в 2013 году; 2) федеральное правительство – 123,0 млрд. долл. (на 1,5% меньше); 3) университеты – 13,3 млрд. долл. (рост на 1,9%); 4) прочие государственные органы (в основном штатные и муниципальные) – 4,0 млрд. долл. (рост на 1,0%); и 5) бесприбыльные организации – 16,7 млрд. долл. (рост на 3,4%) (см. табл. 3).
По источнику средств
По освоению средств
Федера-льное прави-тельство
Исследовательские центры, финансируемые федеральным правитель-ством
Промыш-ленность
Универ-ситеты
Беспри-быльные органи-зации
Федеральное правительство
$35,7
1,0%
$16,5
1,1%
$27,8
1.1%
$37,1
2,5%
$6,0
$123,0
1,5%
Промышленность
$0,3
0,7%
$302,5
4,1%
$3,3
1,7%
$1,4
0,5%
$307,5
4,0%
Университеты
$0,1
0,1%
$13,2
2,0%
$13,3
1,9%
Прочие гос. органы
$0,0
$4,0
Бесприбыльные организации
0,2%
$5,3
2,2%
$11,3
$16,7
3,4%
$17,0
$330,3
3,8%
$62,9
$18,7
2,7%
$464
3,2%
Источник: Battelle, R&DMagazine December 2014, p. 8
2012
2013
2014
Доля от мировых расходов в %
Расходы на НИОКР в % от ВВП
Расходы на НИОКР по ППС в млрд. долл.
32,0
447
31,4
450
31,1
465
15,3
232
16,5
258
17,5
284
10,5
160
163
10,2
165
Германия
6,1
92
5,7
2,9
Южная Корея
3,8
3,6
59
3,9
61
63
Франция
2,3
52
3,3
3,2
2,7
43
0,8
42
44
Великобритания
2,6
40
Россия
1,5
38
Бразилия
1,3
30
31
33
Канада
29
Италия
23
1,4
1,2
22
Австралия
Тайвань
21
Испания
19
1,0
18
1,1
Швеция
14
Нидерланды
15
2,1
Турция
0,6
10
0,7
11
Швейцария
Израиль
4,3
4,2
34,2
471,8
34,0
529,7
33,9
548,5
37,0
561,2
38,3
596,7
39,1
632,6
23,1
350,4
22,4
348,9
21,7
351,1
Весь мир
100,00
2,00
1517
100
1558
1618
Рассчитано по: Battelle, R&DMagazine. December 2013. p.7
Рассматривая структуру государственных расходов на науку по видам научных исследований (фундаментальные, прикладные, опытно-конструкторские работы) можно сделать вывод о преимущественном финансировании опытно-конструкторских работ (доля данной статьи расходов в общих расходах на НИОКР за последние пять лет составляет порядка 55%), также нельзя не отметить еще одну особенность - соблюдение некоторого баланса при государственном финансировании фундаментальных и прикладных исследований (их доля в структуре расходов на НИОКР составляет в среднем 22,5%)[5]. Необходимо также отметить, что за последние 12 лет наблюдался значительный рост государственного финансирования по этим трем категориям (см. табл. 4). Так, если в 2000 г. расходы на финансирование фундаментальных исследований государственным сектором составляли 19,6 млрд. долл., то в 2012 г. – 30,9 млрд. долл., аналогично расходы на финансирование прикладных исследований, составившие в 2000 г. 18,9 млрд. долл., выросли до 30,9 млрд. долл. в 2012 г., расходы по статье «опытно-конструкторские работы» увеличились с 37,5 млрд. долл. в 2000 г. до 76,5 млрд. долл. в 2012 г. соответственно. Существенны государственные вложения в поддержку материально-технической базы НИОКР, в 2012 г. затраты по этой статье составили 2,2 млрд. долл.
Год
НИР всего
Фундаментальные исследования
Прикладные исследования
Опытно-конструкторские работы
2000
75,9
19,6
18,9
37,4
2003
103,5
24,7
26,3
52,4
2005
118,8
27,1
26,6
65,1
2010
140,3
31,8
31,9
76,6
138,5
30,9
76,5
Источник:. National Science Foundation, National Center for Science and Engineering Statistics, Survey of Federal Funds for Research and Development, Table 1. FY 1951-2014
Национальный научный фонд США (ННФ) является независимым федеральным агентством, созданным Конгрессом в 1950 г. «для развития научных исследований, национального здравоохранения и благосостояния, для обеспечения национальной обороны…». Имея годовой бюджет в 7,2 млрд. долл. (на 2014 ф.г.), ННФ финансирует примерно 24% федеральных исследований, реализуемых университетами и колледжами. Во многих сферах фундаментальных наук, особенно в математике, компьютерных науках и в социальных науках, ННФ является основным источником федерального финансирования.[6]
Будучи единственным автономным федеральным агентством, отвечающим за поддержку и развитие американской фундаментальной науки немедицинского значения, ННФ финансирует порядка 24% всех фундаментальных научных исследований, проводимых учебными заведениями США; 40% исследований в области техники и инженерии; 44% – в области физики, 65% – в области социологии; 62% – в области математики; 61% – в области науки о Земле, 66% – в области биологии; 89% – в области информатики (см. рис. 1). Следует отметить, что университеты и колледжи являются основными исполнителями фундаментальных НИОКР в США (на их долю приходится более 57% всех проводимых фундаментальных исследований).
Нужно отметить, что первые три статьи расходов, на которые приходится порядка 95% бюджета, финансируют основную его деятельность по поддержке науки в форме грантов на совместные исследовательские и образовательные проекты, международные научные стипендии, стипендии для написания диссертации, летние курсы, семинары. По статье «Хозяйственно-операционные нужды и управление вознаграждениями» выделяются средства на внутренние административно-хозяйственные операционные расходы ННФ, связанные с обслуживанием и ведением выделенных грантов.
2011
2015**
Научные исследования и разработки и связанные с ними расходы
2966
4220,56
5617,92
5563,87
5719
5543,72
5775,3
5933,65
Образование и возобновление человеческих ресурсов
696,6
841,42
878,76
861,03
829
833,31
832,02
866,00
Дорогостоящее научное оборудование и строительство научных объектов
95
173,65
117,29
117,06
167,06
196,17
200
200,76
Хозяйственно-операционные нужды и управление вознаграждениями*
149
223,20
300
299,40
293,60
305,95
325
Управление главного аудитора
5,45
10,03
13,97
14,20
13,19
13,84
14,43
Национальный научный совет
0
3,97
4,54
4,53
4,40
4,12
4,25
4,37
Расходы всего
3912
5472,82
6926,51
6859,87
7033,06
6884,11
7131,39
7344,21
* До 2008 г. статья носила название «Зарплата и расходы» (Salaries and Expenses).
** ожидаемые значения
Источник: National Science Foundation FY 2016 Budget Request to Congress, p2.
Исходя из представленных в табл. 6 данных можно сделать вывод о значительном (на 33%, или 1380,51 млн. долл.) увеличении фактически выделенных средств на научные исследования по всем направлениям расходования в рамках обозначенной статьи за пять лет (с 2005 г. по 2010 гг.) с дальнейшим трендом на небольшое (на 1 п.п., или на 56,45 млн.) сокращение финансирования начиная с 2010 г. по 2013 г. главным образом за счет таких направлений, как: физико-математические науки – на 118,61 млн. долл., биологические науки – на 35,56 млн. долл., социологические, психологические и экономические науки и комиссия по арктическим исследованиям. Напротив, тренд на увеличение выделяемых средств по научным исследованиям и разработкам и связанным с ними расходами наблюдался до 2012 г. по следующим статьям: компьютерная наука и информационные технологии – с 618,71 млн. долл. до 937,16 млн. долл. (на 51,5%) до 2012 г.; технические науки и инженерное дело – с 775,92 млн. долл. до 824,55 млн. долл. (на 6%); науки о Земле – с 891,87 млн. долл. до 1321,37 млн. долл. (на 48%); интеграционная деятельность – 274,89 млн. долл. до 398,60 млн. долл. (на 45%). Следует отметить, что если в 2013 г. по указанным статьям происходило незначительное (от 2 до 5%) сокращение финансирования, то в 2014 г., напротив, наметилась тенденция к увеличению расходов по всем статьям раздела «Научные исследования и разработки и связанные с ними расходы» ННФ с превышением уровня 2010 г. на 159,99 млн. долл., за исключением статей «интеграционная деятельность» и «комиссия по арктическим исследованиям».
Таблица 6
Биологические науки
576,78
714,77
712,28
679,21
720,84
Компьютерная наукаи информационные технологии
490,20
618,71
937,16
858,13
892,6
Технические науки и инженерное дело
557,09
775,92
824,55
820,18
833,12
Науки о Земле
697,17
891,87
1321,37
1273,77
1321,32
Физико-математические науки
1069,36
1367,95
1308,70
1249,34
1267,86
Социологические, психологическиеи экономические науки
196,80
255,31
254,19
242,62
256,84
Интеграционная деятельность
130,92
274,89
398,60
434,28
433,12
Комиссия по арктическимисследованиям
1,19
1,58
1,45
1,39
1,30
4234,82
5615,33
5758,30
5558,88
5775,32
Источник:National Science Foundation (http://www.nsf.gov/about/budget/index.jsp#) National Science Foundation FY 2016 Budget Request to Congress, Table National Science Foundation Summary Table FY 2016 Request to Congress
Национальная академия наук США
Общая характеристика: роль и задачи
Национальная академия наук США – это независимая бесприбыльная неправительственная организация, объединяющая выдающихся ученых страны. Она была учреждена Конгрессом США в 1893 г. В ее обязанности, по закону, входит предоставление рекомендаций в государственные органы власти в интересах страны по вопросам развития науки и технологий. Новые члены академии избираются на собрании ее существующего состава за выдающийся вклад в науку. Академия призвана способствовать развитию науки в США и содействовать международному научному общению и международной кооперации в сфере научных исследований. Ее членами являются почти 500 Нобелевских лауреатов со всего мира, ее журнал «Работы Национальной академии наук», основанный в 1914 г., является одним из наиболее престижных научных журналов мира.
Если деятельность академии по подготовке экспертных заключений и консультированию осуществляется на общественных началах, то затраты по организации конференций, проведению целевых научных исследований, приобретению основных фондов, изданию книг и журналов финансируются за счет многочисленных грантов и пожертвований (частных и государственных), а также за счет прибыли, полученной от создания и управления доверительными фондами и ведения иной инвестиционной деятельности в рамках Устава[16].
Не менее интересной статьей бюджета НАН является статья Издание журнала Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, которая отдельно учитывается в балансе НАН. Финансовые результаты по данной статье с 2010 по 2013 гг. представлены в табл. 7.
Таблица 7 Доходы и расходы издательского фонда НАН с 2010 по 2013 гг., тыс. долл.
Наименование статьи
2010 г.
2012 г.
2013 г.
Доходы
Подписка на журнал
6880
6300
8720
Оплата за публикацию
7234
6740
6793
Прочие
141
102
28
Итого
14255
13142
15541
Расходы
Издание журнала
6468
7123
8030
5294
5845
5708
11762
12968
13738
Источник: Report of the Treasurer of the National Academy of Sciences for the Year Ended December 31, 2010. P. 3; Report of the Treasurer of the National Academy of Sciences for the Year Ended December 31, 2013. P. 3.
Министерство/ведомство
2011 г.
Министерство сельского хозяйства
Министерство торговли
12,2
8,0
Министерство обороны
37,5
38,4
Министерство образования
0,04
Министерство энергетики
11,6
7,3
Министерство здравоохранения
16,4
Министерство внутренней безопасности
3,1
Министерство внутренних дел
Министерство юстиции
Министерство труда
0,5
0,2
Государственный департамент
7,6
Министерство транспорта
120,3
107,5
Министерство финансов
Министерство по делам ветеранов
3,0
Управление по охране окружающей среды
6,2
4,1
Исполнительное управление президента
Счетная палата
0,1
Институт музейного и библиотечного обслуживания
НАСА
9,3
Национальный научный фонд
18,4
13,4
Комиссия по ядерному надзору
Агентство США по международному развитию
8,7
Прочие агентства и ведомства
280,2
230,54
Источник: Annual Report of the National Academy of Sciences to Congress 2013. P. 50.
Национальная инженерная академия (НИА) была основана в 1964 г. Она является частной, независимой, бесприбыльной организацией, которая призвана поддерживать лидерство США в инженерных исследованиях.
Фонды бюджета Национальной инженерной академии на ведение уставной деятельности, формируются, как и фонды НАН, во-первых, за счет «программного дохода», складывающегося из средств спонсоров (грантодателей и жертвователей) и за счет средств благотворительного (основного) фонда. Для целей финансирования деятельности НИА был создан специальный фонд – Фонд Национальной инженерной академии – независимая организация, имеющая освобождение от уплаты налога на прибыль корпораций.
Институт медицины является независимой бесприбыльной неправительственной организацией, призванной разрабатывать рекомендации государственным органам и обществу в сфере здравоохранения и медицинской науки.
Бюджет Института медицины в 2013 г. составил 43,9 млн. долл., при этом основными источниками финансирования программной деятельности ИМ в 2013 г. являлись средства, выделяемые НИС, доходы фондов ИМ (4%), частные пожертвования (41%), примечательно, что большая часть (55%) расходов Института финансировалась из средств федерального бюджета США следующих министерств и ведомств: министерства обороны (4%), министерства сельского хозяйства (2%), министерства здравоохранения и социального обеспечения (28%), министерства по делам ветеранов (10%), министерства внутренней безопасности США (4%), прочие министерства и ведомства (7%). Затраты на основные программы Института составили в 2013 г. 39,3 млн. долл., планируется, что в 2014 г. эта сумма превысит 41 млн. долл., что соответствует уровню 2010 г. Важно отметить, что наиболее высокий показатель расходов за пятилетний период деятельности ИМ наблюдался в 2011 г. (48,9 млн. долл.)[33].
Национальный научный совет, являясь координирующим и рабочим органом 3-х академий, реализовал в 2013 г. ряд научно-исследовательских проектов и провел экспертизу научных проектов по запросам различных государственных ведомств по основным приоритетным направлениям научно-исследовательской деятельности.[34]