On some peculiarities of the contemporary world system
Table of contents
Share
QR
Metrics
On some peculiarities of the contemporary world system
Annotation
PII
S207054760009050-2-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Sergey Samuilov 
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

In the article a number of the peculiarities of the contemporary world system are analyzed. The main context of the development of this system is step by step movement towards multipolar one. The author proves inability of the USA to establish unipolar world order, studies the certain rising structures in the world financial system, polemizes with an authoritative Russian expert of the prowestern thinking orientation, who denies movement towards multipolar world structure on the basis of his theoretical judgments. The last 2019 summits of the BRICS’ community and NATO alliance are also compared, while the Western military block is in certain disarray. The US renunciation of the 1987 Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty (IRNFT) and Washington’s refusal to prolong the START III are estimated as new steps to degrade global arms control regime. At the same time BRICS is converting more and more into a stabilizing force of the modern world. 

Keywords
world system, movement towards multipolar world order, new centers of power, counteraction of the USA and the West, BRICS, NATO, renunciation of the IRNFT, disruption of the arms control regime, bypolarity, long transitional period
Received
30.01.2020
Date of publication
06.04.2020
Number of purchasers
40
Views
3309
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2020
1

Введение

 

Современное состояние международных отношений характеризуется довольно острым геополитическим и геоэкономическим соперничеством западных государств во главе с США, с одной стороны, и преимущественно Китая, России, других стран объединения БРИКС – с другой.

2 Если после крушения Советского Союза и распада мировой социалистической системы страны Запада во главе с США главного врага видели в «мировом терроризме», то с приходом Дональда Трампа к власти согласно его стратегии национальной безопасности в мире вновь возродилось геополитическое соперничество великих держав.
3 При этом американцы вновь вернулись к традиционному для них чёрно-белому, манихейскому восприятию внешнего мира. В их представлении в современном мире идёт острая борьба, прежде всего, между «либеральным миропорядком» во главе с США, с одной стороны, и «авторитарным капитализмом» во главе с Китаем и Россией – с другой.
4 Бесконечно длящиеся тупиковые войны в Афганистане и Ираке ради, как первоначально планировалось, «продвижения демократии» стали наиболее убедительным подтверждением неспособности Вашингтона утвердить однополюсный мировой порядок, на что замахивались администрации У. Клинтона и Дж. Буша-младшего.
5 В настоящее время мир пребывает и, похоже, ещё в течение длительного времени будет находиться на этапе длительного переходного периода от однополярности к многополярности. В это время сосуществуют и будут сосуществовать как созданные после Второй мировой войны международные и постепенно ослабевающие институты, контролируемые Западом, так и нарождающиеся и усиливающиеся структуры полицентричного мироустройства.
6 Данный тренд отчётливо проявляется в развитии мировой финансовой системы. США противодействовали усилению роли Китая и других стран БРИКС в МВФ, Всемирном банке, Азиатском банке развития в соответствии с их увеличившимся весом в мировых делах. В итоге в 2014–2015 гг. возникли конкурирующие международные финансовые структуры – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Новый банк развития, где страны БРИКС представлены на равных.
7 Такие изменения в современном мироустройстве порождают острую идейную борьбу как политиков, так и внешнеполитических экспертов во всём мире. Сторонники однополярного миропорядка пытаются запугать мировое сообщество тем, что переходный период и сама многополярность будут означать повышенную конфликтность и непредсказуемость международных отношений, что в целом мир станет гораздо более опасным для человечества, поскольку примирить противоречия между многими центрами силы будет крайне сложно.
8 Так ли это на самом деле? Это один из главных вопросов, на который автор пытается найти ответ в данной статье.
9 Кроме того, в статье предпринимается попытка дать ответы на следующие важные вопросы. Каковы особенности постепенно складывающегося реального мироустройства при сохранении в нём по-прежнему лидирующей роли США? Каково значение в нём России, Китая, других стран БРИКС? Каково современное состояние военного блока НАТО?
10 Найти ответы на эти и другие вопросы далеко не просто, принимая во внимание неожиданную для многих победу на президентских выборах 2016 г. несистемного кандидата от Республиканской партии Дональда Трампа, активно пропагандировавшего антиглобализм во время избирательной кампании. Его приход к власти породил беспрецедентный раскол в политической элите США, острейшую борьбу в Вашингтоне, включая сферу внешней политики
11

Движется ли мир к многополярности?

 

В настоящее время вопреки сильнейшему противодействию американцев и в целом Запада Россия вновь обретает статус великой державы, Китай быстро догоняет в экономическом отношении США и превращается в экономическую сверхдержаву. Также появляются новые центры силы, в первую очередь, в лице Бразилии, Индии, Южно-Африканской Республики. Современное мироустройство всё больше утрачивает черты однополярной системы и всё больше обретает признаки многополярности.

12 Как отметил Министр иностранных дел России С.В. Лавров в одной из своих недавних статей: «Сегодня, очевидно, что попытки утвердить однополярную модель провалились. Процесс трансформации миропорядка обрёл необратимый характер. Новые крупные игроки, обладающие устойчивой экономической базой, стремятся активнее влиять на региональные и глобальные процессы, с полным на то основанием претендуют на более значимое участие в принятии ключевых решений…
13

Реакция Запада на происходящее позволяет судить о его истинных мировоззренческих установках. Риторика на темы “либерализма”, “демократии” и “прав человека” сопровождается продвижением подходов, основанных на неравенстве, несправедливости и эгоизме, убеждённости в собственной исключительности»1.

1. Лавров С.В. Мир на перепутье и система международных отношений будущего. Россия в глобальной политике. 20.09.2019. URL: >>> (дата обращения 20.12.2019).
14

Лавров также подчеркнул деструктивную роль США в современном мире в своём выступлении на 27-й Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) 13 апреля 2019 г. Он, в частности, сказал: «Что касается американской Администрации, то она, похоже, всё больше вживается в роль разрушителя международного правопорядка. Нежелание США смириться с реалиями XXI века очевидно. Оно несёт большой деструктивный заряд. Безусловно, Америка по-прежнему остаётся могущественнейшей державой. Но совокупный вес её влияния в мире всё-таки снижается. И чтобы сохранить за собой собственную, как они сами говорят, “возвышенную исключительность”, американцы намерены и прижимать, и топить другие страны… Очевиден настрой США и их ближайших союзников на создание некой параллельной международной реальности, в которой бы они сами устанавливали правила и вершили суд. Имею в виду настойчивые попытки навязать понятие “порядок, основанный на правилах”. Эти правила придумываются с целью обойти “неудобные” для Запада нормы международного права. А нас обвиняют в нарушении этих “правил”, на которых они хотят выстраивать свой порядок»2.

2. Выступление Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на XXVII Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике, Москва, 13 апреля 2019 года. URL: >>> (дата обращения 20.12.2019).
15

Интересно в этом выступлении и рассуждение министра о быстрой переориентации внешней торговли России из-за санкций, введённых США и Европой: «Укрепляется восточное направление нашей внешней политики в целом. Теперь уже не ЕС, а Китай, страны СНГ, азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и БРИКС – наши главные торговые партнёры. По данным ФТС России за 2013-2018 гг., европейская доля в товарообороте снизилась с 49,4% до 42,7%, а доля СНГ, Китая, других стран АТР и БРИКС выросла с 40,2% до 45,2%. Это - ответ пессимистам, не верившим в нашу способность быстро перестроиться и включиться выгодным для нас образом в процесс подъёма Азии».

16 Такая быстрая переориентация внешней торговли РФ в значительной мере произошла потому, что ряд развивающихся государств за последнее время совершили такой экономический рывок, что их роль в международных отношениях уже нельзя не учитывать. Главным образом, это касается стран Азии – Китая и Индии. Экономика однопартийного Китая с населением в полтора миллиарда начала расти ускоренными темпами с 1980-х годов. Благодаря беспрецедентной социально-экономической модернизации страны, инициированной Дэн Сяопином, Китай сегодня смог стать первым в мире по объёму ВВП по паритету покупательной способности и вторым в мире по объёму номинального ВВП.
17 Бурный экономический рост Индии, самой большой по численности населения демократии мира, начался с конца 1990-х в результате смены экономической политики и акцентирования внимания на инновационных отраслях. Будучи великими цивилизациями с историей, насчитывающей тысячелетия, Китай и Индия рассматривают доминирование Запада как явление временное и поэтому без агрессивности или чувства уязвлённого достоинства заявляют о своих правах.
18 Помимо азиатских стран, следует отметить экономический подъём Южно-Африканской Республики, ставший результатом падения режима апартеида, проведения грамотной экономической политики и использования богатого природно-ресурсного потенциала. Также, необходимо подчеркнуть роль Бразилии – экономического гиганта в Латинской Америке, производящего товары, способные успешно конкурировать на мировом рынке. Однако с рассуждениями о постепенном движении системы международных отношений к формированию многополярного мироустройства не согласен ряд российских экспертов. Один из наиболее ярких представителей этой группы, эксперт прозападной идейной направленности – Андрей Кортунов. Он является одним из руководителей Российского совета по международным делам (РСМД) – одного из известных у нас и на Западе российских «мозговых центров».
19

В своём аналитическом материале 2019 г. он приводит несколько, как ему представляется, весомых, опровергающих концепцию многополярности доводов. Ссылаясь на представления российского эксперта А.В. Фененко, он пишет, что для крушения однополярности необходимо «либо поражение США в крупной региональной войне», либо возникновение «тяжёлого внутриполитического кризиса», либо наступление экономического кризиса, сопоставимого с «Великой депрессией» 1929–1933 гг., и приходит к выводу: «Многополярность, таким образом, оказывается всего лишь агрегированным образом желаемого мирового порядка, к тому же пока прорисованным самыми тонкими пунктирными линиями»3. Другими словами, сторонники того, что мир движется в направлении многополярности, выдают желаемое за действительное.

3. Кортунов А.В. Между полицентризмом и биполярностью: о российских нарративах эволюции миропорядка. Рабочая тетрадь РСМД. № 52/2019. – М.: НП РСМД, 2019. С. 13.
20 Подобно многим как российским, так и американским экспертам, изучающим проблематику современного мироустройства, А.В. Кортунов слабо представляет, что же реально происходит, как внутри США, так и в их внешней политике.
21 А происходит то, что реализуются первые два сценария, хотя и не в таких мрачных и преувеличенно катастрофических представлениях, как их описал А.В. Фененко. Вашингтон проигрывает войны и в Афганистане, и в Ираке, хотя официально это не признаёт. Но официально американцы и ранее никогда не признавали очевидное – в 1970-е годы они потерпели сокрушительное поражение во Вьетнаме, где воевали 10 лет.
22 В Афганистане американцы воюют ни много, ни мало 19-й год. Это самая длительная война в истории США, а «воз и ныне там». Вместо становления проамериканской «стабильной демократии» в этой бедной отсталой исламской стране, как первоначально планировалось, идёт бесконечная гражданская война и война талибов против американцев. В результате погибло более 2400 и было ранено порядка 20 тыс. американцев. Осознав невозможность военной победы, администрация Д. Трампа ведёт трудные переговоры с руководством талибов о мирном урегулировании.
23

В Ираке Вашингтон воюет с марта 2003 г. И там вместо «маленькой победоносной войны», как предполагала администрация Дж. Буша-младшего, разразилась многолетняя кровопролитная гражданская война, а также война суннитов против американцев. Б. Обама вывел американские войска в конце 2011 г., некоторое время спустя возникло кровавое варварское ИГИЛ с претензией создания халифата на территориях Ирака и Сирии. Остатки ИГИЛ до сих пор не могут добить ни американцы и иракские войска на территории Ирака, ни сирийские войска при поддержке российских на территории Сирии. По состоянию на июнь 2019 г. в Ираке погибло более 4,5 тыс. американских военнослужащих4.

4. Number of U.S. soldiers killed in the Iraq war from 2003 to 2019. Statista. 04.06.2019. URL: >>> (аccessed 17.01.2020).
24 При этом американцы никак не могут понять, что их «универсальные» представления о демократии, которые худо-бедно прижились в бывших социалистических странах Восточной Европы, неприемлемы для исламского мира, для совершенно иной цивилизации.
25 На основе провального опыта этих двух войн Обама ещё во время избирательной кампании 2008 г. заявлял, что Америка не в состоянии в одиночку решать глобальные проблемы XXI века, но и мир не может с ними справиться без неё. Х. Клинтон, будучи государственным секретарём, в 2009 г. призывала начать создавать «вместо многополярного мира – многопартнёрский», то есть наладить партнёрское сотрудничество с новыми и «поднимающимися» центрами силы. Одним из проявлений такого курса была политика «перезагрузки» с Россией. Это ли не признание того, что США не под силу создать однополюсный миропорядок?
26 Д. Трамп пошёл гораздо дальше, активно пропагандируя свой антиглобализм и выдвинув ранее непопулярный лозунг «Америка прежде всего». Несмотря на всю его импульсивность и малую предсказуемость он отстаивает интересы белого запуганного христианского пока большинства американцев, которому претит глобализм вашингтонского истеблишмента. Он отказался от Транстихоокеанского партнёрства и создания зоны свободной торговли с ЕС, запретил иммиграцию из ряда исламских стран Ближнего Востока, строит, как обещал, непреодолимую стену на границе с Мексикой, начал возвращать производственные мощности американских промышленных корпораций на территорию США. Они были переведены в развивающиеся страны в результате глобализации. Он начал и добивается успеха в торговой войне с Китаем. Будь его воля, он вернул бы американские войска из Сирии, Ирака и Афганистана домой без всяких условий. Но ему не даёт это сделать ориентированная на глобализм вашингтонская элита, прежде всего, генералы и множество глобалистов в Конгрессе.
27 Указанные войны продолжаются, и осознание их бесперспективности и бессмысленности вашингтонским истеблишментом происходит крайне медленно и крайне болезненно.
28 Наконец, в Стратегии национальной безопасности администрации Д. Трампа, обнародованной в декабре 2017 г., однозначно указывается, что главным содержанием мировой политики вновь стало возрождённое геополитическое соперничество великих держав. При этом американцы вернулись к традиционному, чёрно-белому и, можно сказать, биполярному восприятию внешнего мира. В его рамках происходит острое геополитическое соперничество «либерального капитализма» во главе с США и «авторитарного» во главе с «ревизионистскими государствами» – Китаем и Россией. Кроме того, в тексте стратегии говорится, что США не собираются навязывать кому-либо свои ценности.
29

В связи с этим мною ранее было написано: «При таких официальных воззрениях Вашингтон в неявной форме признаёт, что США более не под силу быть общемировым лидером и что они намерены возглавлять лишь ту часть мира, которая на добровольной основе выбирает “либеральную модель” экономики и государственного устройства. При этом Соединённые Штаты будут конкурировать с Китаем и Россией ради демонстрации преимуществ “либеральной экономики” в сравнении с “авторитарным капитализмом”»5. Другими словами, и в тексте доктрины Трампа косвенно признаётся, что Вашингтону не под силу создать однополярный мировой порядок.

5. Самуйлов С.М. Россия и Китай в политике администрации Дональда Трампа: возвращение к чёрно-белому традиционализму. Росси и Америка в XXI веке [Электронный научный журнал]. 2018, № 1. URL: >>> (дата обращения 18.01.2020).
30 Приведённых доводов вполне достаточно, чтобы согласиться с точкой зрения С.В. Лаврова о том, что «попытки создания однополярной модели провалились».
31 Что касается внутриполитического кризиса, то в рамках политической элиты он разрастается полным ходом. При Трампе в ней возник беспрецедентный раскол по партийному признаку. Республиканцы всё в большей мере становятся партией «белой Америки», которая не без оснований опасается, что к середине этого столетия может утратить своё большинство. Демократы превращаются в партию расовых, национальных и сексуальных меньшинств, женщин и белых либералов. Их активно поддерживают доминирующие в США либеральные СМИ.
32 Явные признаки кризиса, охватившего политические верхи, таковы. Демократы и либералы не скрывают свою откровенную ненависть к Д. Трампу, его администрации и республиканцам, всячески противодействуют их курсу по защите интересов белых американцев, называя лидеров республиканцев «расистами», «неонацистами», «антисемитами» и т.п. Трамп в октябре 2018 г., в преддверии промежуточных выборов в Конгресс, публично назвал себя «националистом» и призвал белых американцев не бояться называть себя так. Ещё совсем недавно ярлык «националист», приписываемый демократами и либеральными СМИ какому-либо белому политику, означал конец его политической карьеры.
33 Кроме того, обе конфликтующие стороны отбросили в сторону традиционную политическую этику и толерантность, подвергают друг друга небывалым оскорблениям (Трамп называет Нэнси Пелоси – спикера Палаты представителей, «сумасшедшим лунатиком», она в ответ также называет его «сумасшедшим»). Трамп стал первым президентом, объявившим политическую войну либеральным СМИ, не без оснований обвиняя их в лживости. Его предшественники в Белом доме опасались это делать ввиду их значительного влияния на общественное мнение. В ответ либеральные СМИ развернули беспрецедентную травлю президента. Демократы и либералы отбросили в своей борьбе с «трампизмом» элементарные сдерживающие моральные нормы и элементарную человеческую порядочность, стали прибегать к грязным методам, о которых в научной статье лучше не упоминать. Никогда ранее в отношении только что избранного президента не возникала угроза импичмента, как это произошло с Трампом. Демократы и либеральные СМИ годами раздували миф о том, что Трамп является «марионеткой Путина». В итоге в результате ряда расследований оказалось, что это ложь. Главным проявлением ненависти и иррационализма демократов стало возбуждение процедуры импичмента Д. Трампа осенью 2019 г. при осознании, что она изначально была обречена на провал в силу наличия республиканского, поддерживающего Трампа большинства в Сенате.
34 Раскол в политической элите является отражением раскола в американском обществе, который пока не привёл к массовым межрасовым столкновениям, но это пока. В случае переизбрания Трампа, что представляется вполне вероятным, не следует исключать возможность распространения кризиса, охватившего политическую элиту, на массы рядовых американцев.
35 А.В. Кортунов верно рассуждает, что в предыдущие исторические эпохи смены мировых порядков проходили быстро, скачкообразно, в результате войн, когда победившие великие державы навязывали свою волю проигравшим и устанавливали новый порядок. Но в ядерную эпоху войны между великими державами стали невозможными, поскольку чреваты уничтожением всего человечества. Напрашивается вывод – переход к многополярному мироустройству займёт много лет, может быть, несколько десятилетий.
36 Но структуры многополярности появляются уже в настоящее время, прежде всего, в мировой финансовой системе. Сегодня США рассматривают Китай в качестве главного соперника на международной арене. Администрация Б. Обамы недвусмысленно держала курс на классическое «сдерживание» КНР. Одной из главных мер в этом направлении было создание Транстихоокеанского партнёрства (ТТП), то есть зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), охватившей 12 стран без участия Китая и России. В Азии существует масштабная и динамично развивающаяся сеть поставок товаров на разных этапах их производства. Заключение многостороннего соглашения о ТТП весной 2016 г. было попыткой вытолкнуть Китай из этой сети.
37 Однако Д. Трамп в январе 2017 г., реализуя свои предвыборные обещания по возвращению производственных мощностей американских транснациональных корпораций на территорию США, исполнительным указом отменил участие своей страны в проекте ТТП.
38 Известно, что Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) находятся в юрисдикции ООН, то есть де-юре являются международными органами. На деле – это кредитно-финансовые структуры США и Запада, их штаб-квартиры находятся в Вашингтоне. Финансовые власти США имеют значительное влияние на их руководство. Согласно неписаным правилам, президент ВБ и заместитель главы МВФ должны быть гражданами США, а глава МВФ – европейцем.
39 Китай по мере усиления его экономического могущества, в меньшей степени другие страны БРИКС в течение ряда лет требовали усиления их роли в руководстве МВФ и ВБ. Показательно – не эти структуры, а Конгресс США в течение почти 6 лет блокировал реформу МВФ. Такая политика была одной из форм проявления геополитического противоборства в сфере мировой финансовой системы.
40

Конгресс США утвердил реформу МВФ лишь в декабре 2015 г. В соответствии с ней число контролируемых Китаем голосов увеличилось с 3,8% до 6,16%. Но при этом у Вашингтона остался контрольный пакет в 16,73% голосов, позволяющий американцам наложить вето на неугодные решения, поскольку для принятия решений необходимо одобрение 85% голосов. Пакет голосов Японии был сокращён до 6,23%. Тем не менее, она оказалась второй в МВФ по степени влияния, хотя её экономика по объёму ВВП была третьей. Китай, естественно, со второй по номинальному объёму ВВП экономикой остался недоволен и крайней медлительностью, и содержанием такого реформирования6.

6. Сведенцов В.Л. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций как фактор политики «мягкой силы» КНР в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Проблемы национальной стратегии. 2017, № 3. С. 176.
41 В итоге КНР пошла на формирование альтернативных международных кредитно-финансовых структур. В октябре 2013 г. китайский лидер Си Цзиньпин выдвинул инициативу по созданию международного Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) для развития сети железных и автомобильных дорог, речного транспорта и других транспортных артерий, а также энергетических систем в наиболее бедных азиатских странах. Отсутствие таких артерий и систем выступает одним из главных препятствий на пути превращения Азии в экономически процветающий регион.
42 С самого начала США стали активно противодействовать процессу реализации этой инициативы, в частности, оказывая сильное давление на своих союзников. Однако им пришлось пережить унизительное поражение. К концу марта 2015 г. уже 57 государств вошли в состав банка в качестве партнёров, включая таких союзников, как Великобритания, Франция, Германия, Италия, Австралия и Южная Корея. Позднее представители 50 государств подписали устав банка. Главными финансовыми донорами банка выступили Китай, Индия и Россия. Уставной капитал составил приблизительно 100 млрд. долл. Штаб квартира располагается в Пекине.
43

Бывший министр финансов США Ларри Саммерс заявил, что март 2015 г. будет записан в анналы истории, как исторический рубеж, переступив который «Соединённые Штаты утратили роль гаранта мировой экономической системы. Ни одно событие со времён Бреттон­Вудской конференции в 1944 г. не сравнится с комбинацией действий Китая по созданию нового крупного финансового учреждения, а также с провалом усилий Соединённых Штатов, направленных на удержание своих традиционных союзников, начиная с Великобритании, от вступления в него»7.

7. Цит. по: Сведенцов В.Л. Указ. соч. С. 179.
44

Китай при принятии решений в АБИИ имеет, так сказать, контрольный пакет в 26,77% голосов и право вето. Индия имеет 7,669% голосов, Россия – 6,037%. Это самые влиятельные учредители банка. По состоянию на начало 2020 г. банк насчитывал 76 постоянных членов, как региональных, так и нерегиональных8. Возглавляет АБИИ, естественно, китаец. Один из пяти вице-президентов банка – представитель России, ещё один – представитель Индии. Остальные вице-президенты – англичанин, немец, индонезиец.

8. Members and prospective members of the bank. 01.2020. URL: >>> (аccessed 18.01.2020)
45

По состоянию на начало 2020 г. АБИИ одобрил и выделяет инвестиции на реализацию 64 проектов. Общая сумма займов составила 12,24 млрд. долларов9.

9. Quik facts. 01.2020. URL: >>> (аccessed 18.01.2020).
46

Хотя представители Китая, России и Индии официально заявляют, что АБИИ является «дополнением» к существующим международным финансовым организациям, на деле банк выступает реальным конкурентом МВФ, ВБ и Азиатского банка развития (АБР) приблизительно со сходными функциями, но в котором решающую роль играют Япония и США. Российский исследователь В.Л. Сведенцов писал по этому поводу в 2017 г.: «Таким образом, по замыслу китайской стороны, АБИИ на деле станет конкурентом АБР и ВБ»10.

10. . Сведенцов В.Л. Указ. соч. С. 180.
47 АБИИ при выдаче кредитов не предъявляет жёстких нефинансовых требований к государствам-получателям относительно соблюдения прав человека, других «либеральных ценностей» и экологических норм, как это делают МВФ, ВБ и АБР. Соответственно для азиатских государств и стран АТР данный банк становится более привлекательным в сравнении с традиционными международными финансовыми структурами, которые его подвергают резкой критике.
48 Поскольку КНР контролирует АБИИ, постольку можно подумать, что создание и успешная деятельность этого банка – это не столько движение к многополярности, сколько движение к биполярности в духе указанной Стратегии национальной безопасности Д. Трампа.
49 Но учреждение в июле 2014 г. Нового банка развития (НБР) стран БРИКС со штаб-квартирой в Шанхае стало недвусмысленным проявлением движения к многополярности. В уставном капитале этого банка все страны-акционеры представлены на равных условиях. Китай это не устраивало, он намеревался увеличить свою долю. Но другие участники БРИКС, особенно Индия, воспротивились этому.
50

В октябре 2014 г. соглашение о создании НБР подписали представители 21 государства. Объём оплаченного первоначального капитала составил 10 млрд. долл., который в перспективе может быть увеличен до 40 млрд. долл. Объём максимально возможного капитала установлен в размере 100 млрд. долларов11.

11. Новый банк развития БРИКС. Досье. ТАСС. 08.07.2015. URL: >>> (дата обращения 18.01.2020).
51

Представители стран БРИКС, включая заместителя министра иностранных дел России С.А. Рябкова, особо не скрывали, что главной причиной создания НБР стало затягивание реформ ВБ и МВФ. В этих международных финансовых учреждениях страны БРИКС не имели достаточного влияния на принимаемые решения, которые соответствовали бы их весу в мировой экономике и политике12.

12. Там же
52 Хотя официальные лица стран БРИКС также говорили, что НБР выступает в качестве «дополнения» к существующим международным финансовым организациям, в действительности он начал конкурировать с ними
53

В июле 2015 г. НБР начал свою деятельность. На официальной церемонии в Шанхае выступил министр финансов Китая Лоу Цзивэй. Он в частности подчеркнул: «Как НБР, сформированный пятью странами БРИКС, так и АБИИ, основанный по инициативе Китая, созданы развивающимися экономиками для стимулирования инфраструктурного строительства по всему миру и поддержки реформирования глобальной системы экономического управления»13.

13. В Шанхае открылся Новый банк развития БРИКС. ТАСС. 21.07.2015. URL: >>> (дата обращения 18.01.2020).
54

В декабре 2019 г. Совет директоров НБР одобрил очередной кредит России, эквивалентный 500 млн. долл., для реализации проекта по развитию образовательной инфраструктуры для подготовки высококвалифицированных инженерных кадров. В рамках этого проекта планируется создать передовые инженерные школы в 30 российских вузах для подготовки кадров по новым программам для конкретных промышленных предприятий и фирм. Данный проект должен содействовать повышению производительности труда в реальном секторе экономики. Он также соответствует Генеральной стратегии НБР на 2017–2021 годы. С одобрением этого проекта общий объём займов НБР достиг 15,1 млрд. долл. 2019 год стал четвёртым полным годом деятельности нового банка. В течение года было одобрено 22 инвестиционных проекта стран БРИКС общим объёмом 7,1 млрд. долл. США 14

14. NDB board of directors approves project in Russia, bringing bank’s lending approvals to USD 15,1 billion. 25.12.2019. URL: >>> (аccessed 18.01.2020).
55 Таким образом, Вашингтон своими попытками блокировать усиление роли Китая и других стран БРИКС в руководстве традиционных международных финансовых институтов сам спровоцировал начало процесса формирования полицентричной мировой финансовой системы.
56 Принимая во внимание многолетние тупиковые для американцев войны в Афганистане и Ираке, беспрецедентный раскол в политической элите и обострение межрасовых отношений, антиглобализм Д. Трампа, в целом неспособность США утвердить однополюсный миропорядок, создание и начало успешной деятельности АБИИ и НБР, можно утверждать: все эти явления подтверждают, что мир движется к многополярности. А вывод А.В. Кортунова о том, что многополярность – это «всего лишь агрегированный образ желаемого мирового порядка», не соответствует действительности, как внутриамериканской, так и международной.
57

Роль стран БРИКС в современном мироустройстве

 

Ещё один аргумент, который, по мнению А.В. Кортунова, ставит под вопрос будущую многополярность, заключается в следующем: «Ещё более показателен пример Бразилии, которая после выборов в октябре 2018 г. и прихода к власти правого кандидата и поклонника Дональда Трампа популиста Жоира Болсонару существенно поменяла свои внешнеполитические приоритеты. Многие эксперты считают, что такая переориентация, наряду с устойчивым движением Индии в сторону США и возросшими политическими рисками в ЮАР, ставит под вопрос не только будущую многополряность, но даже сохранение достигнутого к данному моменту уровня взаимодействия между странами – членами БРИКС»15.

15. Кортунов А.В. Указ. соч. С. 14.
58 Сразу же возникают сомнения относительно «устойчивого движения Индии в сторону США», если вспомнить, что в XXI веке она закупила российских вооружений более чем на 14 млрд. долл., а американских более чем на 2 млрд. Аналогично, индийские военно-воздушные силы и военно-морские силы более чем на 70% состоят из советских и российских вооружений.
59

С 2014 г. индийцы проводят политику «Сделано в Индии», в том числе в отношении производства военной техники. При этом Россия одна из немногих стран – поставщиков вооружений, которая разрешает производить свою военную технику и запасные части к ней по лицензии. Индийцы попытались наладить собственное производство современных танков Т-90 МС, но оказалось, что не всё так просто.

60

В итоге, как заявил глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Д. Шугаев, в сентябре 2019 г. портфель заказов Нью-Дели на закупки российской военной техники в 2018–2019 гг. стал «огромным по сравнению со всеми остальными годами» и составил 14,5 млрд. долларов16.

16. Индия заказала у России оружие и военную технику на $ 14,5 млрд. Коммерсантъ. 04.09.2019. URL: >>> (дата обращения 21.01.2020).
61

А в апреле 2019 г. правительственный комитет по безопасности Индии одобрил приобретение у России дополнительной партии современных танков Т-90 МС количеством в 464 единиц на общую сумму в 1,93 млрд. долл. У новых танков корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ) появилась новая система управления огнём, была повышена кучность стрельбы и живучесть 125-миллиметровой пушки. В боекомплекте, как и ранее, наряду с противотанковыми боеприпасами имеются управляемые ракеты17, не говоря об автоматическом заряжании пушки (у американских «абрамсов» и немецких «леопардов» заряжание производится вручную, экипаж составляет 4 человека, а у российских – 3).

17. Танки идут Гангом. Коммерсантъ. 10.04.2019. URL: >>> (дата обращения 21.02.2020).
62

Следует также напомнить, что в начале 2000-х годов Индия фактически спасла бронетанковую индустрию России, когда заключила первый контракт на поставку танков Т90. По его условиям УВЗ обязался поставить 124 готовых танка и 186 машинокомплектов для сборки танков на индийских предприятиях. В 2004 г. был подписан новый контракт, предусматривающий лицензионное производство уже одной тысячи танков Т-90 С на индийских предприятиях. А в 2007 г. в связи со сложностями лицензионного производства стороны заключили новый контракт на поставку 124 готовых машин и 223 машинокомплектов18. В итоге танковое производство на УВЗ было возрождено и приобрело большие масштабы после его развала в 1990-е годы «младореформаторами» времён Б.Н. Ельцина.

18. Там же.
63 Приведённых фактов достаточно, чтобы усомниться в том, что Индия «устойчиво движется в сторону США». Тем не менее, несмотря на сотрудничество с КНР в рамках АБИИ и НБР, Нью-Дели действительно главную угрозу видит в Китае и Пакистане. Индийское руководство очень раздражает быстрое сближение России и КНР, что является одним из главных стимулов расширения его взаимодействия с Вашингтоном и ограниченных закупок западной военной техники. В силу сказанного можно понять, что внешняя политика Нью-Дели носит многовекторный характер и далека от устойчивых односторонних движений.
64 Что касается «существенного изменения внешнеполитических приоритетов» Бразилии при новом президенте, то для оценки этого логично рассмотреть особенности саммита БРИКС, состоявшегося как раз в столице этой страны 13–14 ноября 2019 года.
65 В преддверии саммита С.В. Лавров опубликовал статью, в которой содержались интересные характеристики данного объединения. Показательно, что если ещё летом 2019 г. он называл БРИКС «форматом», то осенью это уже было «объединение». Причём, по его формулировкам, между членами «пятёрки» уже имелось «стратегическое партнёрство».
66

Характеризуя международные отношения, министр указал: «Мировую политику продолжает серьёзно лихорадить. В различных регионах планеты сохраняется значительный конфликтный потенциал. Целенаправленно расшатывается архитектура контроля над вооружениями – крайне опасным шагом стал односторонний выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Не преодолены структурные дисбалансы в мировом хозяйстве. Серьёзную угрозу глобальному экономическому росту представляют такие методы недобросовестной конкуренции, как односторонние экономические санкции, протекционизм, торговые войны, а также откровенное злоупотребление статусом американского доллара как мировой резервной валюты»19.

19. Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова для СМИ стран БРИКС «Стратегическое партнёрство БРИКС в интересах глобальной стабильности, общей безопасности и инновационного роста», 12 ноября 2019 года. URL: >>> (дата обращения 26.12.2019).
67

Министр особо подчеркнул, что «участники БРИКС твёрдо привержены демократизации международной жизни, её выстраиванию на принципах Устава ООН, уважения культурно-цивилизационного многообразия мира, права его народов самим определять свою судьбу».

68 Здесь следует отметить, что глобалистски настроенная политическая элита США отвергает «культурно-цивилизационное многообразие мира». Вашингтон пытался до прихода Д. Трампа навязать свои якобы универсальные ценности всему миру с помощью процессов, которые в США называют «продвижением демократии». И, как уже было сказано, в странах исламского мира попытки утверждения демократии закончилось провалом. Министр также подчеркнул в статье стабилизирующую роль БРИКС в мировой политике: «Можно с уверенностью констатировать, что, вступив во второе десятилетие своей деятельности, «пятёрка» – одна из ключевых опор формирующегося более справедливого полицентричного мироустройства – играет важную стабилизирующую роль в мировых делах…. На долю объединения приходится практически треть мирового ВВП по паритету покупательной способности. В прошлом году по этому показателю оно превзошло “Группу семи”». Это уже важное экономическое достижение объединения.
69 В заявлении руководителей стран объединения «на полях» саммита «Группы двадцати» в японской Осаке в июне было «чётко зафиксировано стремление пяти стран отстаивать основы равноправной многосторонней торговой системы и роль ВТО как её фундамента, продвигать реформу МВФ»
70 В 2020 г. председательствовать в БРИКС будет Россия. Работа по поступательному, комплексному углублению стратегического партнёрства государств объединения будет продолжена.
71

11-й саммит стран БРИКС в Бразилиа был организован и прошёл на высоком уровне. По его результатам была принята объёмная декларация20, состоящая из 74 пунктов и двух приложений. БРИКС пока не является международной организацией, не имеет своей штаб-квартиры и секретариата, то есть собственного бюрократического аппарата. Поэтому многочисленные положения, содержащиеся в декларации, носят рекомендательный характер.

20. Декларация Бразилиа по итогам XI саммита государств-участников БРИКС. 14.11.2019. URL: >>> (дата обращения 27.12.2019).
72 Тем не менее, в 2019 г. состоялось порядка 100 встреч и переговоров на различных уровнях представителей объединения. Частыми стали переговоры министров стран БРИКС: иностранных дел, финансов, торговли, связи, труда и занятости, по развитию информационных технологий, здравоохранения, сельского хозяйства и т.д. Часто стали формироваться временные рабочие экспертные группы для выработки единой позиции объединения в самых различные сферах государственной деятельности. Также началось формирование структур объединения по ряду проблем.
73 В частности, были созданы: Сеть инновационных исследований объединения, Управляющий комитет БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций, Антикоррупционная рабочая группа объединения, Женский деловой альянс.
74 В декларации подчёркнуто, что страны-участницы намерены и далее «поддерживать центральную роль ООН в международных делах и соблюдать нормы международного права, включая Устав Организации Объединённых Наций, его цели и принципы», и что необходимо реформировать такие международные организации, как ООН, ВТО, МВФ и другие. Относительно необходимости реформирования Совета Безопасности ООН сказано: «Китай и Россия вновь заявляют о том, что они придают важное значение статусу и роли Бразилии, Индии и ЮАР в международных делах и поддерживают их стремление играть более весомую роль в ООН».
75 Отдельное положение в декларации посвящено предотвращению гонки вооружений в космосе. В частности, говорится: «Мы выражаем серьёзную озабоченность в связи с возможной гонкой вооружений в космическом пространстве… Мы подчёркиваем насущную необходимость в согласовании юридически обязывающего многостороннего документа, который сможет заполнить вакуум в международно-правовом режиме применительно к космическому пространству, включая предотвращение размещения оружия в космическом пространстве… В этой связи мы приветствуем соответствующую работу в рамках Группы правительственных экспертов ООН по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК) и выражаем сожаление, что она не смогла достичь консенсуса относительно своего доклада».
76 Итак, БРИКС, вступив во второе десятилетие своей деятельности, увеличивает свою роль в мире, хотя пока и не является международной организацией. Гипотетически Ж. Болсонару мог заблокировать принятие итоговой декларации. Но этого не произошло. Наоборот, саммит стал подтверждением дальнейшего укрепления объединения. Другими словами, «существенного изменения внешнеполитических приоритетов» Бразилии даже при поклоннике Д. Трампа не произошло. А тенденция к повышению уровня взаимодействия стран БРИКС отчётливо просматривается (100 различных встреч и переговоров в течение 2019 года).
77 В этой связи уместно сравнить БРИКС с состоянием военного блока НАТО. Тем более что 3–4 декабря 2019 г. прошёл очередной саммит альянса в Лондоне. Он был юбилейным, поскольку блоку исполнилось 70 лет, и ожидалось, что саммит станет своеобразным праздником для его членов.
78

Особенности последнего саммита и состояния блока НАТО

 

Следует напомнить, что в настоящее время блок стал громоздким и неповоротливым, поскольку из-за нескольких волн расширений, то есть продолжения холодной войны против России, насчитывает 29 членов. Но только шесть из них платят в общий бюджет по 2% своего ВВП, как того требует Дональд Трамп.

79

У Североатлантического альянса сегодня немало проблем, которые препятствуют выработке единых внешнеполитических подходов. Во-первых, отсутствует единая объединяющая всех внешняя военная угроза, каковой была советская угроза во времена холодной войны. На словах руководство блока периодически заявляет, что главная угроза – это Россия. На деле мало, кто верит, что РФ собирается напасть на Европу. Как следствие, периодические стенания насчёт «российской угрозы» не играют серьёзной объединительной роли, за исключением Польши и стран Балтии. Они в силу своего исторического опыта традиционно опасаются России.

80

Во-вторых, большое количество членов альянса, интересы которых совершенно различны, приводит к тому, что выработать единую внешнеполитическую позицию становится крайне сложно. Это совсем не учли на Западе, когда на основе своей русофобии, расширяли и расширяли военный блок. Если, скажем, в Балтии опасаются России, то в Испании, Италии, Греции, Венгрии, Болгарии опасаются в первую очередь беспрецедентного наплыва иммигрантов-мусульман из Северной Африки и с Ближнего Востока.

81

В-третьих, президент Трамп, считающий НАТО явно устаревшей, потребовал увеличения взносов в общий бюджет членов альянса до 2% ВВП, что очень не понравилось многим членам блока, привыкшим к иждивенчеству по отношению к США в плане обеспечения своей безопасности.

82 Кроме того, президент Франции Эммануэль Макрон, ратующий за создание европейской армии и диалог с РФ, накануне сделал скандальное заявление о «смерти мозга НАТО». А во время саммита отказался его опровергнуть, утверждая, что сегодня неясно «кто наши друзья, а кто наши враги».
83

Эти и другие проблемы сказались на проведении и итогах саммита. Явно проявилось взаимное раздражение и праздника не получилось. «Перед открытием саммита глава НАТО Йенс Столтенберг просил союзников только об одном: давайте жить дружно. “НАТО остаётся единственной платформой, где Северная Америка и Европа ежедневно обсуждают, принимают решения и предпринимают действия для защиты почти 1 миллиарда человек. Поэтому, какими бы ни были наши разногласия: один за всех и все за одного» - заявил он»21.

21. Екатерина Выскребенцева. Праздника не вышло: итоги саммита НАТО в Лондоне. «ТВ Центр». 04.12.2019. URL: >>> (дата обращения 15.12.2019).
84 Трамп, как всегда, проявил традиционное американское высокомерие и задержал церемонию открытия на целый час. Накануне он припозднился и на встречу с канадским премьером Джастином Трюдо. Тот на ужине в Букингемском дворце на следующий день не удержался и сообщил об этом Э. Макрону и Борису Джонсону, премьер-министру Великобритании. Все посмеялись над Трампом. Насмешки сняла компания Си-эн-эн, и это стало важной новостью в американских СМИ. В ответ Трамп публично назвал премьера Канады «двуличным» и лишний раз напомнил, что Канада не платит 2% ВВП в общий бюджет, а вполне могла бы, поскольку у неё развитая экономика.
85

У Трампа состоялся отдельный разговор с президентом Р.Т. Эрдоганом. Вашингтону, как и другим членам альянса, очень не нравится, что Турция предпочла американским вооружениям российскую систему ПВО С-400. США даже подумывают о санкциях против Анкары22.

22. Там же.
86

Показательно, что на саммите члены альянса признали в итоговой декларации космос «сферой своей операционной деятельности»23. Разительный контраст с указанной позицией БРИКС. Правда, по словам генерального секретаря НАТО Й. Столтенберга, альянс будет использовать космос для обеспечения связи и наблюдения, а не для выведения оружия. По этому поводу можно напомнить, что в своё время М.С. Горбачёву клятвенно обещали, что никакого расширения НАТО на восток не будет. И грубейшим образом обманули.

23. НАТО признала космос сферой своей операционной деятельности. Российская газета. 04.12.2019. URL: >>> (дата обращения 16.12.2019).
87

В заключительной декларации Россия вновь фигурировала в качестве угрозы наряду с терроризмом. Однако в НАТО отказались считать тождественными понятиями «российская угроза» и «Россия как враждебное государство». Напротив, в декларации говорится об открытых для диалога с Москвой дверях24.

24. НАТО в тумане. Российская газета. 05.12.2019. URL: >>> (дата обращения 16.12.2019).
88 На перемены в подходах альянса к России немедленно отреагировал президент Польши Анджей Дуда. На пресс-конференции после саммита он внезапно объявил, что, несмотря на существующие между Москвой и НАТО разногласия, он, хотя и считает Россию сложным соседом, но речь не идёт о враждебности к ней. Дуда призвал наряду с жёсткой позицией в отношении РФ вести с ней переговоры и работать над улучшением диалога. Похоже, такое резкое изменение позиции польского лидера в отношении России было связано и с утверждённым на саммите Планом обороны для стран Балтии и Польши, и с тем, что никто не хочет, чтобы враждебная политика польских властей в отношении Москвы спровоцировала военный конфликт с Россией.
89 В последний момент Трамп, недовольный поведением лидеров государств – членов блока, в первую очередь их насмешками, отменил итоговую пресс-конференцию и вылетел в США ранее официального завершения саммита.
90 Никакого совместного стратегически важного документа, как ранее планировалось, принять не удалось из-за разногласий. Решили создать рабочую группу, которая займётся выработкой проекта в 2020 году.
91

Интересна реакция американского эксперта и одного из издателей журнала «Нэшнл интерест» Гарри Казианиса. В статье по поводу саммита он написал: «Президент должен ясно дать понять союзникам, что если они не будут тратить больше для обеспечения их обороны ради сохранения НАТО полезной, то НАТО должна умереть». При этом союзники будут недовольны, но такие жёсткие действия принесут результаты25. Его главный аргумент заключался в том, что Россия намного слабее Советского Союза и более не поднимется до уровня его военной мощи.

25. Harry Kazianis: NATO should die if allies won’t increase defense spending as Trump wants. Fox news. 04.12.2019. URL: >>>(аccessed 16.12.2019).
92 Получается, что, если эти идеи, озвученные Трампом в 2016 г. были радикальными и неприемлемыми, то спустя три года они постепенно перестают быть таковыми, хотя бы у некоторых консервативных экспертов.
93 В целом итоги юбилейного саммита лишний раз подтвердили, что оценки Д. Трампом НАТО как «устаревшей организации», являются обоснованными.
94 Свидетельством дальнейшего ослабления стратегической стабильности в мире стал выход Вашингтона из двустороннего Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Он был заключён между СССР и США в 1987 г. и обеспечил ликвидацию этих двух классов ракет, как баллистических, так и крылатых, обеими сторонами.
95

Выход США из ДРСМД – угроза международной безопасности

 

В октябре 2018 г., то есть в преддверии промежуточных выборов, Трамп заявил, что Вашингтон намерен выйти из ДРСМД. Это означало как минимум заметное ослабление стратегической стабильности в мире.

96

В начале декабря 2018 г. после завершения встречи министров иностранных дел стран – членов НАТО государственный секретарь Майк Помпео объявил, что России даётся 60 дней на то, чтобы вернуться в рамки ДРСМД26. Это означало, что за это время Москве необходимо уничтожить крылатые ракеты наземного базирования 9М729, которые Вашингтон считал нарушающими обязательства по договору. Данный срок истекал 2 февраля 2019 г. Фактически Москве предъявлялся унизительный ультиматум. Российская сторона постоянно утверждала, что радиус действия данной ракеты не нарушает предусмотренные договором параметры дальности от 500 до 5500 км.

26. США «дали России время» на возвращение к соблюдению ДРСМД. Известия. 04.12.2018. URL: >>> (дата обращения 20.11.2019).
97 Предпринятые российской стороной в январе 2019 г. попытки спасти договор, включая беспрецедентную демонстрацию иностранным военным атташе и журналистам ракету 9М729, не увенчались успехом.
98

1 февраля 2019 г. Помпео объявил, что США приостанавливают выполнение своих обязательств по ДРСМД. В заявлении Госдепартамента по этому поводу также говорилось, что через полгода Вашингтон вообще выйдет из этого договора, если Россия не уничтожит эти ракеты и их пусковые установки за этот период27.

27. U.S. intent to withdraw from the INF Treaty February 2019. U.S. Department of State. Washington, DC. 02.02.2019. URL: >>> (аccessed 22.11.2019).
99 Невзирая на беспрецедентный политический раскол между республиканцами и демократами в Конгрессе, в отношении России они довольно единодушно проявляли русофобию. Однако в отношении выхода США из ДРСМД лидеры демократов в Конгрессе неожиданно выступили против. Возможно, сказалась инерция в отношении того, что следовало во всём противодействовать Трампу.
100

В частности, спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси призвала Белый дом использовать все дипломатические возможности и «тесно работать с союзниками по НАТО в течение последующих шести месяцев с тем, чтобы избежать втягивания Соединённых Штатов в опасную гонку вооружений». Сенаторы-демократы в Комитете по делам вооружённых сил опасались раскола внутри НАТО, полагали, что выход США из этого договора сыграет на руку Путину28. Таким образом, демократы более всего опасались, что выход США из ДРСМД может нарушить единство НАТО, но в вине РФ они не сомневались.

28. Lokie A. NATO is on Trump’s side as Democrats attack him for pulling out of the nuke deal with Russia. Business Insider. 01.02.2019. URL: >>> (аccessed 22.11.2019)
101

У России было другое мнение. 2 февраля состоялось совещание российского президента В.В. Путина с министром иностранных дел С.В. Лавровым и министром обороны С.К. Шойгу. Лавров сообщил, что США начали нарушать ДРСМД с 1999 г., когда приступили к испытанию «боевых беспилотных летательных аппаратов», совпадающих по характеристикам с запрещёнными крылатыми ракетами наземного базирования. Затем Вашингтон начал использовать баллистические ракеты-мишени для испытания системы ПРО, а с 2014 г. развёртывать в Европе пусковые установки для своих позиционных районов противоракетной обороны, которые также пригодны и для запуска крылатых ракет средней дальности «Томагавк». К февралю 2019 г. такие установки уже были развёрнуты в Румынии и готовились к развёртыванию в Польше, а также в Японии29.

29. Латухина К. Приземление «Калибра». Российская газета. 03.02.2019. URL: >>> (дата обращения 22.11.2019).
102 Шойгу сообщил, что помимо научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) американцы уже приступили к производству ракет средней и меньшей дальности. Он предложил в качестве ответных мер начать НИОКР по разработке наземного варианта морской ракеты «Калибр», а также гиперзвуковых ракет средней и меньшей дальности.
103 Было решено отвечать американцам «зеркально», приостановить участие РФ в ДРСМД и начать разработку указанных новых систем вооружений.
104

Президент России вновь вернулся к этой теме в своём послании к Федеральному Собранию 20 февраля 2019 г. Он, в частности, заявил: «Россия не намерена первой размещать подобные ракеты в Европе. Если же они действительно будут произведены и поставлены на Европейский континент, а США такие планы имеют, то это резко обострит ситуацию в сфере международной безопасности, создаст для России серьёзные угрозы, ведь у некоторых классов этих ракет подлётное время до Москвы может составить до 10–12 минут… В таком случае мы будем вынуждены, я хочу это подчеркнуть, именно вынуждены предусмотреть зеркальные и асимметричные действия… Россия будет вынуждена создать и развернуть виды вооружений, которые могут быть использованы не только в отношении тех территорий, с которых для нас будет исходить соответствующая прямая угроза, но и в отношении тех территорий, где находятся центры принятия решений о применении угрожающих нам ракетных комплексов. Что в этой связи важно, и здесь много новизны. По своим тактико-техническим данным, в том числе по подлётному времени до указанных центров управления, эти вооружения будут вполне соответствовать тем угрозам, которые направлены против России»30.

30. Послание Президента Федеральному Собранию. 20.02.2019. URL: >>> (Дата обращения 22.11.2019).
105

В конце апреля 2019 г. был обнародован интересный аналитический материал Исследовательской службы Конгресса, посвящённый судьбе ДРСМД. В нём, в частности, сообщалось, что в законе о национальной обороне 2018 г., то есть уже при Д. Трампе и с его одобрения, выделялось финансирование на разработку новой крылатой ракеты наземного базирования. При этом некоторые члены Конгресса «критиковали решение выйти из договора и предложили проекты биллей, которые ограничивали бы производство и развёртывание новых систем»31. Проект этого оборонного бюджета разрабатывался в 2017 г. Получается, что уже тогда было принято решение о выходе США из ДРСМД, коль скоро ряд членов Конгресса «критиковали решение выйти из договора». А претензии к России насчёт ракеты 9М729 не более чем формальный предлог.

31. Woolf A. U.S. withdrawal from the INF treaty: what’s next? IF 11051. Wash.: Congressional Research Service. April 4, 2019.
106

2 августа 2019 г. Помпео объявил об окончательном выходе США из ДРСМД. В его заявлении всю вину за это вновь лживо приписывали России. Интересно, что в конце заявления говорилось: «Президент Трамп обязал администрацию открыть новую главу в поисках новой эры в сфере контроля над вооружениями, которая двинется дальше двусторонних соглашений прошлого. Двигаясь вперёд, Соединённые Штаты призывают Россию и Китай присоединиться к ним для достижения реальных результатов в сфере обеспечения безопасности нашим нациям и всему миру»32.

32. US Withdrawal from the INF Treaty on August 2, 2019. Press statement. 02.08.2019. URL: >>> (аccessed 28.11.2019).
107 18 августа 2019 г. США провели испытание наземного варианта крылатой ракеты «Томагавк», которая из Калифорнии пролетела порядка 500 км и поразила намеченную цель.
108 Следует повторить, что С.В. Лавров выход США из ДРСМД назвал «крайне опасным шагом». А президент России В.В. Путин оценил возможное повторное развёртывание американских РСМД в Европе как «резкое обострение ситуации в сфере международной безопасности».
109

В России сегодня активно обсуждается возможная судьба Договора СНВ-3 по сокращению стратегических наступательных вооружений, срок действия которого истекает в феврале 2021 г. 15 ноября 2019 г. глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин заявил: «Печальная судьба Договора о ракетах средней и меньшей дальности с высокой вероятностью ожидает и Договор о стратегических наступательных вооружениях…»33. Он подчеркнул, что Россия предпринимает решительные меры по спасению «архитектуры контроля над вооружениями, но мы не можем принудить к этому Вашингтон и его сателлитов». США же продолжают политику по подрыву международной безопасности. По состоянию на конец 2019 г. данная точка зрения была доминирующей в РФ.

33. Нарышкин предрёк договору СНВ-3 судьбу ДРСМД. Известия. 15.11.2019. URL: >>> (Дата обращения 28.11.2019).
110 Тем не менее, 16 января 2020 г. в Вене состоялись российско-американские переговоры, на которых была обсуждена стратегическая политика России и США «как средство уменьшения недопонимания и неправильного восприятия ключевых вопросов безопасности». Российскую делегацию возглавлял С.А. Рябков, американскую – помощник государственного секретаря по международной безопасности и нераспространению Кристофер Форд.
111

Как считал Рябков, в ходе переговоров так и не удалось понять планы США по Договору о стратегических наступательных вооружениях. В то же время стороны договорились интенсифицировать переговоры на уровне экспертов, наметили «круг тем» для них. По мнению заместителя министра иностранных дел, «это неплохой результат, учитывая важность стоящих перед нами проблем»34.

34. США не смогли объяснить России свои планы по СНВ-3. Взгляд. 16.01.2020. URL: >>> (дата обращения 24.01.2020).
112 21 января постоянный представитель США на Конференции по разоружению Роберт Вуд призвал КНР присоединиться к России и начать трёхсторонние переговоры (РФ, КНР, США) по стратегическим ядерным наступательным вооружениям. Он предположил, что ядерные арсеналы Китая могут удвоиться в течение последующих 20 лет.
113

На следующий день официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан очередной раз отверг попытки США подключить Китай к переговорам по сокращению стратегических наступательных вооружений. Он, в частности, заявил: «Китай не намерен участвовать в так называемых трёхсторонних переговорах по контролю над вооружениями. Вашингтон неоднократно пытался ввязать в это дело Китай, тем самым пытаясь избежать своей ответственности за ядерное разоружение и переложить её [на Китай]». Он добавил, что «мировое сообщество, в том числе Россия, приняло позицию Китая, о чём Вашингтон прекрасно знает»35.

35. Китай выразил протест из-за попыток США подключить его к переговорам по СНВ. ТАСС. 22.01.2020. URL: >>> (дата обращения 25.01.2020).
114 Российское предложение, сделанное в конце 2019 г., продлить срок действия двустороннего Договора СНВ-3 без всяких условий Вашингтон проигнорировал.
115 Таким образом, в начале 2020 г. судьба этого последнего договора в сфере контроля над ядерными вооружениями оставалась в значительной мере неопределённой.
116

Заключение

 

Напрашивается ряд выводов и обобщений. Во-первых, несмотря на воззрения некоторых российских экспертов, что многополярность – это лишь «образ желанного мирового порядка», мировая система медленно, но верно движется в направлении полицетричности.

117 Превращение Китая в экономическую сверхдержаву, возвращение Россией статуса великой державы при В.В. Путине, разногласия и противоречия в блоке НАТО, многолетние тупиковые для американцев войны в Афганистане и Ираке, в целом неспособность Вашингтона утвердить однополюсный миропорядок, антиглобализм Д. Трампа, беспрецедентный раскол в политической элите США и обострение межрасовых отношений, создание и начало успешной деятельности Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Нового банка развития стран БРИКС как конкурентов МВФ. ВБ, АНБ – все эти явления вполне однозначно свидетельствуют о том, что мир постепенно движется к утверждению многополюсного мирового порядка.
118 При этом выделяются две глобальные конкурирующие группировки – коллективный Запад во главе с США, с одной стороны, и объединение БРИКС, во главе в экономическом плане с Китаем – с другой. Главным военным блоком Запада выступает НАТО. БРИКС не является международной организацией и, следовательно, не имеет своей военной составляющей.
119 Тем не менее, БРИКС всё более утверждается как стабилизирующая сила мироустройства. Объединение ратует за сохранение центральной роли и реформирование ООН, ВТО, МВФ и других традиционных международных организаций; за справедливый, равноправный, демократический международный правопорядок на основе Устава ООН и норм международного права. БРИКС категорически против милитаризации ближнего космоса и размещения там систем вооружений. Россия и Китай активно поддерживают усиление роли Бразилии, Индии и Южно-Африканской Республики в ООН.
120 С другой стороны, как заявил С.В. Лавров, «очевиден настрой США и их ближайших союзников на создание некой параллельной международной реальности… Имею в виду настойчивые попытки навязать понятие “порядок, основанный на правилах”. Эти правила придумываются с целью обойти “неудобные” для Запада нормы международного права. А нас обвиняют в нарушении этих “правил”, на которых они хотят выстраивать свой порядок».
121

А.В. Кортунов трактует возвращение России к восприятию международной жизни в чёрно-белых тонах, как это было в Советском Союзе, как нечто плохое, как какой-то внешнеполитический откат назад36. Но при этом он замалчивает то, что это была вынужденная реакция российской стороны на, мягко говоря, негативное отношение к ней Запада и после крушения СССР. Холодную войну в одностороннем порядке завершил Советский Союз, а коллективный Запад и не думал этого делать. Обман советского президента М.С. Горбачёва и многоэтапное расширение блока НАТО на восток – убедительное тому подтверждение. Эксперты прозападной идейной ориентации предпочитают замалчивать данные реальные международные события, поскольку они выставляют западную цивилизацию не в лучшем свете.

36. Кортунов А.В. Указ. соч. С. 25-26, 32.
122

Во-вторых, понятно, что переход к подлинно многополярному миропорядку будет длительным, возможно, займёт несколько десятилетий. И это будет период турбулентности, неустойчивости, определённых потрясений мировой системы с элементами стихийности в её развитии.

123

По мнению А.В. Кортунова, данный переходный период будет некоей «серой зоной» «между старым и новым миропорядком». Она «представляет собой явно не слишком комфортное и не слишком безопасное место, в котором легко спрогнозировать отсутствие чётких правил игры, понятных и общепризнанных принципов функционирования международной системы, многочисленные конфликты между формирующимися «полюсами»»37. Данные теоретические рассуждения вполне логичны и выглядят убедительными. А что на практике?

37. Там же. С.13.
124 А реальная международная жизнь показывает, что между «полюсами», входящими в объединение БРИКС, «многочисленных конфликтов» не наблюдается. Наоборот, ради выработки общих подходов они научились и продолжают учиться сглаживанию определённых противоречий, существующих между ними.
125 Если уж говорить об «отсутствии чётких правил игры, понятных и общепризнанных принципов функционирования международной системы», то в настоящее время главной движущей силой, способствующей «игре без правил» в международной жизни, скорее, выступают США. Следует напомнить, что Вашингтон подрывает режим контроля над ядерными вооружениями в виде выхода из Договора по ПРО 1972 г, ДРСМД 1987 г. и не желает продлевать Договор СНВ-3. Вторжение и оккупация Ирака в марте 2003 г. были осуществлены без санкции СБ ООН, то есть с грубым нарушением международного права. К этому следует добавить выход из ядерной сделки с Ираном, из Парижского соглашения по климату, замедлившую глобальный экономический рост торговую войну с Китаем, а также курс НАТО на милитаризацию космоса.
126 Несмотря на всё это, катастрофических последствий в развитии мировой системы в настоящее время не наблюдается. Следует ещё раз повторить, что в ядерную эпоху вóйны между великими державами утратили смысл, так как чреваты гибелью всего человечества. Хотя бы по этой причине не стоит преувеличивать опасности переходного периода.
127

В-третьих, в переходный период, вероятнее всего, будут проявляться, как элементы биполярности (коллективный Запад – БРИКС), так и элементы многополярности в развитии мироустройства. Одно не исключает другого.

128 Логично предположить, что БРИКС и далее будет укрепляться и постепенно трансформируется в сильную международную организацию. Тогда также логично ожидать усиления биполярных начал в мировой системе во время, так сказать, первого этапа переходного периода. Понятно, что Запад во главе с США будет противодействовать данному процессу. С другой стороны, в рядах коллективного Запада нет былого единства. Внутри НАТО наблюдаются «разброд и шатания», поскольку исчезла в лице СССР главная объединяющая военная угроза. Трамп отказался от создания зоны свободной торговли с ЕС, не без оснований считает НАТО «устаревшей» организацией. Евроатлантическая солидарность явно ослабла.
129 Внутри США произошёл раскол политической элиты по партийному принципу. Накал политического противостояния республиканцев и демократов достиг небывалого ранее уровня. Обостряются межрасовые отношения. Белое пока большинство американцев опасается утраты своего численного превосходства к середине этого столетия.
130 Другими словами, западный «полюс» явно ослабевает. Тем не менее, он ещё очень силён и в течение продолжительного времени будет силён в военном, экономическом и политическом отношениях. И странам БРИКС предстоит длительная и упорная борьба по утверждению более или менее равноправного со странами Запада участия в мировых делах.
131 При достижении такого равноправия можно ожидать дальнейшего перехода к подлинно многополярному мировому порядку. Но каков будет механизм и принципы торжества глобальных интеграционных стимулов над национальным партикуляризмом великих держав, в настоящее время трудно предвидеть.

References

1. Lavrov S.V. Mir na pereput'e i sistema mezhdunarodnykh otnoshenij buduschego. Rossiya v global'noj politike. 20.09.2019. URL: globalaffairs.ru/global-processes/Mir-na-perepute-i-sistema-mezhdunarodnykh-otnoshenii-buduschego-20198 (data obrascheniya 20.12.2019).

2. Vystuplenie Ministra inostrannykh del Rossii S.V. Lavrova na XXVII Assamblee Soveta po vneshnej i oboronnoj politike, Moskva, 13 aprelya 2019 goda. URL: https://www.mid.ru/atr/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/3613993 (data obrascheniya 20.12.2019).

3. Kortunov A.V. Mezhdu politsentrizmom i bipolyarnost'yu: o rossijskikh narrativakh ehvolyutsii miroporyadka. Rabochaya tetrad' RSMD. № 52/2019. – M.: NP RSMD, 2019. S. 13.

4. Number of U.S. soldiers killed in the Iraq war from 2003 to 2019. Statista. 04.06.2019. URL: statista.com/statistics/263798/American-soldiers-killed-in-iraq/ (accessed 17.01.2020).

5. Samujlov S.M. Rossiya i Kitaj v politike administratsii Donal'da Trampa: vozvraschenie k chyorno-belomu traditsionalizmu. Rossi i Amerika v XXI veke [Ehlektronnyj nauchnyj zhurnal]. 2018, № 1. URL: https://rusus.jes.su/rossiyskoe-dose-kak-vnutripoliticheskiy-faktor-v-ssha/ (data obrascheniya 18.01.2020).

6. Svedentsov V.L. Aziatskij bank infrastrukturnykh investitsij kak faktor politiki «myagkoj sily» KNR v stranakh Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona. Problemy natsional'noj strategii. 2017, № 3. S. 176.

7. Tsit. po: Svedentsov V.L. Ukaz. soch. S. 179.

8. Members and prospective members of the bank. 01.2020. URL: aiib.org/en/about-aiib/governance/members-of-bank/index.html (accessed 18.01.2020)

9. Quik facts. 01.2020. URL: aiib.org/en/ (accessed 18.01.2020).

10. Svedentsov V.L. Ukaz. soch. S. 180.

11. Novyj bank razvitiya BRIKS. Dos'e. TASS. 08.07.2015. URL: tass.ru/info/2103898 (data obrascheniya 18.01.2020).

12. Tam zhe

13. V Shankhae otkrylsya Novyj bank razvitiya BRIKS. TASS. 21.07.2015. URL: tass.ru/ekonomika/2132483. (data obrascheniya 18.01.2020).

14. NDB board of directors approves project in Russia, bringing bank’s lending approvals to USD 15,1 billion. 25.12.2019. URL: ndb.int/press_release/ndb-board-directors-approves-project- Russia-bringing-banks-lending-approvals-usd-15-1-billion/ (accessed 18.01.2020).

15. Kortunov A.V. Ukaz. soch. S. 14.

16. Indiya zakazala u Rossii oruzhie i voennuyu tekhniku na $ 14,5 mlrd. Kommersant'. 04.09.2019. URL: kommersant.ru/doc/4081388 (data obrascheniya 21.01.2020).

17. Tanki idut Gangom. Kommersant'. 10.04.2019. URL: kommersant.ru/doc/3938803. (data obrascheniya 21.02.2020).

18. Tam zhe.

19. Stat'ya Ministra inostrannykh del Rossii S.V.Lavrova dlya SMI stran BRIKS «Strategicheskoe partnyorstvo BRIKS v interesakh global'noj stabil'nosti, obschej bezopasnosti i innovatsionnogo rosta», 12 noyabrya 2019 goda. URL: https://www.mid.ru/briks/-/asset_publisher/RdlYjVvdPAwg/content/id/3896426 (data obrascheniya 26.12.2019).

20. Deklaratsiya Brazilia po itogam XI sammita gosudarstv-uchastnikov BRIKS. 14.11.2019. URL: kremlin.ru/supplement/5458 (data obrascheniya 27.12.2019).

21. Ekaterina Vyskrebentseva. Prazdnika ne vyshlo: itogi sammita NATO v Londone. «TV Tsentr». 04.12.2019. URL: tvc.ru/news/show/id/173859/&Ir=21623&from=newsletter (data obrascheniya 15.12.2019).

22. Tam zhe.

23. NATO priznala kosmos sferoj svoej operatsionnoj deyatel'nosti. Rossijskaya gazeta. 04.12.2019. URL: rg.ru/2019/12/04/nato-priznala-kosmos-sferoj-svoej-operacionnoj-deiatelnosti.html (data obrascheniya 16.12.2019).

24. NATO v tumane. Rossijskaya gazeta. 05.12.2019. URL: rg.ru/2019/12/05/summit-nato-proiavil-chudesa-lingvistiki-v-otnoshenii-rossii.html (data obrascheniya 16.12.2019).

25. Harry Kazianis: NATO should die if allies won’t increase defense spending as Trump wants. Fox news. 04.12.2019. URL: foxnews.com/opinion/harry-kazianis-nato-should-die-if-allies-wont-increase-defense-spending-as-trump-wants.print (accessed 16.12.2019).

26. SShA «dali Rossii vremya» na vozvraschenie k soblyudeniyu DRSMD. Izvestiya. 04.12.2018. URL: https://iz.ru/820075/2018-12-04/ssha-dali-rossii-vremia-na-vozvrashchenie-k-sobliudeniiu-drsmd (data obrascheniya 20.11.2019).

27. U.S. intent to withdraw from the INF Treaty February 2019. U.S. Department of State. Washington, DC. 02.02.2019. URL: https://www.state.gov/secretary/remarks/2029/02/288722.html (accessed 22.11.2019).

28. Lokie A. NATO is on Trump’s side as Democrats attack him for pulling out of the nuke deal with Russia. Business Insider. 01.02.2019. URL: https://www.businessinsider.com/nato-sides-with-trump-on-inf-as-democrats-attack-his-decision-2019-2 (accessed 22.11.2019)

29. Latukhina K. Prizemlenie «Kalibra». Rossijskaya gazeta. 03.02.2019. URL: https://rg.ru/2019/02/03/prezident-rf-zerkalno-otvetil-na-zaiavlenie-ssha-o-vyhode-iz-drsmd.html (data obrascheniya 22.11.2019).

30. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu. 20.02.2019. URL: president/www.kremlin.ru/events/president/transcripts/59863 (Data obrascheniya 22.11.2019).

31. Woolf A. U.S. withdrawal from the INF treaty: what’s next? IF 11051. Wash.: Congressional Research Service. April 4, 2019.

32. US Withdrawal from the INF Treaty on August 2, 2019. Press statement. 02.08.2019. URL: state.gov/u-s-withdrawal-from-the-inf-treaty-on-august-2-2019/ (accessed 28.11.2019).

33. Naryshkin predryok dogovoru SNV-3 sud'bu DRSMD. Izvestiya. 15.11.2019. URL: iz.ru/943588/2019-11-15/naryshkin-predrek-dogovoru-snv-3-sudbu-drsmd (Data obrascheniya 28.11.2019).

34. SShA ne smogli ob'yasnit' Rossii svoi plany po SNV-3. Vzglyad. 16.01.2020. URL: vz.ru/news/2020/1/16/1018565.html (data obrascheniya 24.01.2020).

35. Kitaj vyrazil protest iz-za popytok SShA podklyuchit' ego k peregovoram po SNV. TASS. 22.01.2020. URL: tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7580643?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%2F%2F-yandex.ru%2Fnews (data obrascheniya 25.01.2020).

36. Kortunov A.V. Ukaz. soch. S. 25-26, 32.

37. Tam zhe. S.13.

Comments

No posts found

Write a review
Translate