Recognition of Israel Sovereignty over Golan Heights as Trump’s step into the history of Middle East conflict
Table of contents
Share
Metrics
Recognition of Israel Sovereignty over Golan Heights as Trump’s step into the history of Middle East conflict
Annotation
PII
S207054760009047-8-1
DOI
10.18254/S207054760009047-8
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Galina Tsaregorodtseva 
Occupation: Lecturer
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

This article covers the issue of recognition of Israel sovereignty over Golan Heights by D. Trump not only as a part of Middle East conflict history and the US involved in the solution of the problem, but as a part of contemporary president D. Trump’s foreign policy as well. The author came to the conclusion that Trump’s Near East policy depends not only on the national security strategy, but also on the personality of the President and his political ambitions.

Keywords
D. Trump, Golan Heights, US Foreign Policy, Middle East Conflict
Received
23.02.2020
Date of publication
06.04.2020
Number of characters
22816
Number of purchasers
4
Views
113
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

С момента окончания Второй мировой войны и выхода Соединённых Штатов на мировую арену как сверхдержавы и активного актора центральное место в их внешнеполитической стратегии занял Ближний Восток. Ключевым вопросом стал выбор партнёра среди региональных акторов, что позволило бы США укрепить свои позиции в регионе, вытеснить оттуда главного актора до Второй мировой войны – Великобританию – и не допустить там увеличения советского присутствия. В результате распада колониальной системы и предоставления независимости ряду подмандатных территорий стратегическим партнёром США стало государство Израиль, наравне с Ираном и Саудовской Аравией, с последней благодаря развитию американского нефтяного бизнеса. Однако Израиль изначально занимал особое место во внешней политике США в регионе. Советский Союз, напротив, искал пути сближения с арабскими странами, постепенно ряд арабских государств установили дружественные отношения с СССР, и арабо-израильский конфликт вплоть до окончания холодной войны подчёркивал противостояние сверхдержав.

2 Вместе с тем изначально именно эта международная проблема оставалась точкой соприкосновения интересов США и СССР. Центральным объединяющим событием стала их поддержка образования независимого государства Израиль, одновременно мировым лидером пришлось включиться в сложный, до сегодняшнего дня не завершённый процесс мирного урегулирования.
3 Лидеры Соединённых Штатов на протяжении десятилетий укрепляли дружественные отношения с Израилем, одновременно делали шаги навстречу арабским государствам, стараясь таким образом сбалансировать свою региональную политику. Отличительными чертами политики большинства администраций США от Г. Трумэна до Б. Обамы в отношении Израиля, на наш взгляд, были взвешенность и осторожность.
4

Ближневосточная политика действующего президента США Дональда Трампа отличается достаточно радикальными шагами, как-то: признание Иерусалима столицей Израиля в 2017 г. и принятие решения о переносе американского посольства в Иерусалим в 2018 г. стало новым шагом по сближению между США и его самым главным региональным партнёром – Израилем. Эти решения основывались на предыдущих этапах американо-израильских отношений, когда в 1995 г. в Конгрессе США появился проект и в конце концов была принята резолюция о переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим к 2000 году. Однако все президенты США, включая самого Трампа в его первый год в качестве президента, пользовались своим правом отложить реализацию этой резолюции1. Следовательно, в Белом ёоме понимали возможные последствия такого шага, связанные в первую очередь с ухудшением отношения к США в Ближневосточном регионе, поскольку Восточный Иерусалим был захвачен израильтянами во время Шестидневной войны 1967 г., вместе с Сектором Газа и Голанскими высотами. Организация Объединённых Наций приняла резолюцию, согласно которой Израиль должен был вернуть захваченные территории, но этого не произошло.

1. Царегородцева Г.И. США и признание Иерусалима столицей государства Израиль: истоки проблемы. // США в 2018 году, Круглый стол Совета молодых учёных ИСКРАН. М.: Весь мир, 2019. – С.139.
5 А президент Трамп пошёл ещё дальше, признав, вопреки резолюции, Голанские высоты частью Израиля.
6 Это признание выводит политику Трампа на Ближнем Востоке на принципиально новый уровень. До президентских выборов в США остаётся совсем немного времени, а значит, Дональду Трампу нужны крупные политические победы.
7 Таким образом, для объективного прогнозирования результатов выборов в 2020 г., а также для разностороннего анализа ситуации на Ближнем Востоке необходимо рассмотреть вопрос признания Голанских высот как самостоятельный политический акт и как продолжение общей стратегии Трампа по вхождению в историю.
8

Обзор источников

 

Внешняя политика Дональда Трампа ещё станет предметом ряда исследований, однако ярких моментов в ней фактически не так много, и ближневосточные решения как раз вносят дополнительные краски в довольно скромные достижения. Одно из, на наш взгляд, значимых отличий современного этапа формирования внешнеполитической стратегии Соединённых Штатов является то, что источником по внешнеполитическим решениям США стал Твиттер (Twitter) президента Д. Трампа2. Так, обо всех его ключевых решениях, касающихся Израиля, мировое сообщество узнало именно после публикации решения в Интернете, а уже потом эти решения были оформлены на законодательном уровне. Очевидно, что публикации Трампа в Интернете – сам по себе интересный источник, подвергшийся разностороннему анализу сразу после победы Трампа на выборах.

2.Trump D. J. @realDonaldTrump // URL: >>> (дата посещения: 26.01.2020).
9

Вопрос был подробно освещён в СМИ3, как в зарубежных, так и в отечественных; вместе с тем, для нас значимым источником станет доклад американского дипломата Роберта Блэквилла4, посвящённый предварительной оценке внешнеполитической деятельности администрации Д. Трампа, выпущенный нью-йоркским Советом по международным отношениям. Исходя из этого доклада, ближневосточная политика Трампа является едва ли не наиболее успешной частью его внешней политики. В настоящий момент в связи с ухудшением внешнеполитической ситуации в регионе, вероятнее всего, американо-израильские отношения могут стать наибольшим успехом по итогам первого президентского срока Д. Трампа. По мнению Блэквилла, единственным слабым местом внешнеполитической стратегии США в отношении Израиля являются отношения с Россией, которая не оказывает должного влияния на Иран, и действия последнего в Сирии, что может в будущем привести к столкновению Ирана и Израиля.

3. Александр Шумилин. С высоты Трампа. Новая газета 27.03.2019. URL: >>> (дата обращения: 20.12.2019); ТАСС. Международная панорама. 25.03.2019. URL: >>> (дата обращения: 24.12.2019); Golan Heights: Trump signs order recognising occupied area as Israeli. BBC. 25.03.2019. URL: >>> (дата обращения 25.01.2020).

4. Цит. по Кортунов А. Итоги внешней политики Трампа: взгляд справа. 9.07.2019 URL: >>> (дата обращения 25.01.2020).
10

История вопроса

 

Истоки данного вопроса заключены в последствиях Шестидневной войны 1967 г. События развивались стремительно, показав очевидное преимущество израильской армии над объединёнными арабскими силами, а также отчётливую поляризацию конфликта – США поддержали Израиль, СССР принял сторону арабов. Хотелось бы подробнее остановиться на событиях на сирийском фронте, которые развивались медленнее, поскольку израильское руководство осознавало ценность сирийского союзника для Советского Союза и боялось обострять ситуацию5. Первые четыре дня на Голанских высотах не было активного наступления. Шестого июня 1967 г. Совет Безопасности ООН призвал к прекращению огня. На него согласились Египет, Иордания и Сирия, а Израиль решил воспользоваться данной ситуацией. Министр обороны Израиля М. Даян позже вспоминал, что целью был именно захват земли. В более позднем интервью он говорил, что не согласен с тем, что, владея Голанскими высотами, сирийцы представляли угрозу для Израиля на четвертый день войны6, то есть целью Израиля была в первую очередь территория как жизненное пространство, а не просто как стратегический объект. В результате Шестидневной войны 1967 г. Израиль захватил Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим, Синайский полуостров, Сектор Газа и Голанские высоты, что привело к увеличению числа палестинских беженцев. 23 ноября 1967 г., через 20 лет после принятия решения о разделе Палестины Совет Безопасности ООН, вынужденный преодолевать последствия того судьбоносного решения, принял резолюцию № 2427, которая впервые включала принцип «территории в обмен на мир». Текст резолюции был составлен Великобританией весьма расплывчато, что в дальнейшем оказало существенное влияние на ситуацию на Ближнем Востоке. Израильское правительство использовало отсутствие определённого артикля the (в английской версии резолюции) перед словом «территории» в предложении, где обсуждался вывод израильских войск, что позволяло трактовать текст таким образом, что Израилю не пришлось освобождать все оккупированные территории. В результате в 1968 г. было начато строительство 35 израильских поселений на Голанских высотах. Шестидневная война окончательно сформировала особые, тесные отношения между США и Израилем. Руководство Белого дома не стало настаивать на полном освобождении оккупированных территорий, однако и не признала их законной частью государства Израиль. Неоднозначно сформулированный текст резолюции привёл к дальнейшей дестабилизации ситуации.

5. Звягельская И.Д., Карасова Т.А., Федорченко А.В. Государство Израиль. М.: ИВ РАН, 2005. С.181.

6. Там же. С. 179.

7. UN Resolution 242 November 22 1967. URL: >>> (дата обращения 25.01.2020).
11

В 1981 г. израильский парламент принял закон «О Голанских высотах», в котором в одностороннем порядке провозглашался суверенитет Израиля над этой территорией. В резолюции 497 Совета Безопасности ООН от 17 декабря 1981 г. данное решение провозглашалось не имеющим силы, а «аннексия Голанских высот – незаконной»8. Тем не менее, освоение Голанских высот израильтянами продолжалось.

8. Резолюция ООН 497 от 17.12.1981. // URL: >>> Дата обращения: 24.01.2020.
12

Для США в тот период главной целью становится попытка сохранить хрупкий мир в регионе и вывести Израиль из изоляции. Однако решить этот вопрос удалось лишь после «войны Судного дня» (четвёртой арабо-израильской войны) 1973 г. и длительных переговоров. Тем не менее, успех Кэмп-Дэвидских соглашений, завершившихся египетско-израильским договором, стал особым достижением администрации США и президента Джимми Картера. Именно этот успех стал ориентиром для будущих руководителей американского государства. Р. Рейган, сменивший Дж. Картера в Белом доме, стремился объединить дружественные арабские режимы и Израиль в блок, направленный на борьбу с «империей зла», но эта попытка стала неудачной, что в конечном счете сблизило США и Израиль, но крупных успехов в региональной политике администрация Р. Рейгана не добилась9.

9. Звягельская И.Д., Карасова Т.А., Федорченко А.В. Ук. соч. С.241–242.
13 Таким образом, территориальный вопрос, который стал камнем преткновения в урегулировании арабо-израильского конфликта с момента провозглашения независимого государства Израиль на территории Палестины, после Шестидневной войны встал особенно остро, а его решение могло сильно изменить баланс сил в регионе. Однако ситуация сохраняла статус-кво до недавнего времени.
14

Кроме того, после Шестидневной войны и «войны Судного дня», ставшей попыткой арабских стран взять реванш за поражение в Шестидневной войне, администрация Джимми Картера смогла достичь небывалого успеха в процессе урегулирования арабо-израильского конфликта – добиться заключения соглашения между Египтом и Израилем, выведя, таким образом, последнего из изоляции в регионе. Арабский мир признал существование этого государства на политической карте мира. Но повторение подобного успеха стало задачей, с которой последующие администрации пытались справиться, как правило, не слишком успешно. Исключением стал Билл Клинтон, при активном участии которого была подписана Декларация принципов 1993 года10, ставшая настоящим прорывом в палестино-израильских отношениях. «Соглашения в Осло стали первым за много лет успешным внешнеполитическим решением, которое в тот момент обещало мирное разрешение конфликта, длившегося почти полвека»11. В тот период, однако, администрации США не удалось вовлечь Сирию в это соглашение, принципиальной позицией президента Хафеза Асада было возвращение Сирии Голанских высот12.

10. Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению. URL: >>> (дата обращения 25.01.2020).

11. Царегородцева Г.И. Ук. соч. С.136.

12. Звягельская И.Д., Карасова Т.А., Федорченко А.В. Ук. соч. С. 242.
15

К окончанию второго срока президентства Клинтона его успехи были фактически сведены на нет. Достигнуть значимого результата в урегулировании сирийско-израильских отношений Клинтону также не удалось13.

13. US Department of State. URL: >>> (дата обращения 25.01.2020).
16

Современный этап

 

На Голанских высотах насчитывается более 30 израильских поселений, в которых проживает около 20 тыс. человек. В соответствии с международным правом они считаются незаконными, хотя Израиль оспаривает это. Также здесь проживают около 20 тыс. сирийцев, большинство из которых составляют арабы-друзы.

17

Ещё при Бараке Обаме США голосовали в ООН за резолюцию, осуждающую позицию Израиля, в том, что «он никогда не откажется от Голанских высот»14. Сирия всегда настаивала на том, что она не пойдёт на мирное соглашение с Израилем, если последний израильский гражданин не покинет Голанские высоты. Последние прямые мирные переговоры при посредничестве США между двумя конфликтующими сторонами были сорваны в 2000 году15. Администрация Дж. Буша-младшего вначале взяла курс на отказ от чрезмерного погружения в ближневосточные дела, а после событий 11 сентября 2001 г. своё внимание сконцентрировала в первую очередь на войне в Ираке и борьбе с терроризмом.

14. Макарычев М. Трамп: США пора признать Голанские высоты частью Израиля. Российская газета. 22.03.2019. URL: >>> (дата обращения 24.01.2020).

15. BBC. 25.01.2019 // URL: >>> Дата обращения: 26.01.2020.
18

Барак Обама уделял особое внимание Ближнему Востоку, однако предпринимать радикальные шаги для дальнейшего сближения с Израилем не стал. Турция выступила посредником в непрямых переговорах по урегулированию ближневосточного конфликта в 2008 г.16 Госсекретарь США при Б. Обаме Хиллари Клинтон так писала об этой инициативе: «Если бы Сирия могла отказаться от неудачного альянса с Ираном в обмен на гарантии прогресса в решении вопроса Голанских высот, которые она вынуждена была уступить Израилю в 1967 году (курсив мой - Г.Ц.), это также имело бы серьёзные стратегические последствия»17. Таким образом, мы видим, что накануне «арабской весны» американская администрация очень осторожно подходила к решению ближневосточного конфликта, не желая отталкивать арабские страны, в том числе Сирию, из-за сближения последней с Ираном. Вместе с тем США очень аккуратно касаются вопроса об оккупированных территориях, чтобы не позиционировать Израиль как агрессора. Тем не менее, в последние недели своего президентства Б. Обама утвердил значительную финансовую помощь Палестине18.

16. Хилари Клинтон. Ук. соч. С.390.

17. Там же. С. 390.

18. Администрация Обамы перед уходом перевела Палестине 221 миллион долларов. Лента.ру. 24.01.2017. URL: >>> (дата обращения: 26.01.2020).
19 Возможно, это во многом было связано с «арабской весной» и её последствиями, особенно с разгоревшейся войной в Сирии, которая перешла в затяжной конфликт и борьбу с «Исламским государством» (организация запрещена в России), но достичь каких-либо значимых успехов на сирийском направлении США не удалось. Активное участие в урегулировании конфликта России, Турции, Ирана, обострение курдского вопроса и угроза международной безопасности – всё это требовало решительных действий США по укреплению своих позиций в регионе, особенно с усилением позиций Ирана и его длительного противостояния с другим региональным лидером и уже традиционным партнёром США – Саудовской Аравией.
20 Дональд Трамп, в отличие от своего предшественника, сразу же высказался в поддержку территориальных притязаний Израиля, признав Иерусалим израильской столицей, а также приняв решение о переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим.
21

Однако признание Голанских высот не нашло поддержки даже у части наиболее лояльных групп американского электората. «Даже Джей-стрит (J Street), либеральная американская лоббистская группа, раскритиковала действия Трампа, заявив, что преждевременное признание США суверенитета Израиля над Голанами является излишне провокационным шагом, который нарушает международное право... Ясно, что этот циничный шаг Трампа связан не с долгосрочными интересами США или Израиля, а скорее с вручением еще одного политического подарка премьер-министру Нетаньяху в надежде повысить его шансы на переизбрание в следующем месяце», – сказал президент J Street Джереми Бен-Ами19.

19. Макарычев М. Ук. соч.
22

Анализируя внешнеполитический курс Трампа в отношении Израиля, Р. Блэквилл одобряет практически все шаги администрации Д. Трампа на израильском направлении, включая увеличение военно-технической помощи, перенос американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим, признание суверенитета Израиля над Голанскими высотами и т.д. Единственной слабостью Дональда Трампа автор доклада считает неспособность администрации оказать определяющее воздействие на израильско-российский диалог относительно роли Ирана в Сирии. Нежелание Москвы оказать давление на своих иранских партнёров способно, в конце концов, привести к масштабному военному столкновению Израиля и Ирана, в которое Соединённым Штатам так или иначе придётся вмешаться20.

20. Кортунов А. Ук. соч.
23

Так же высоко Блэквилл оценивает и политику Трампа в отношении Сирии. По его мнению, «первоначально поставленные перед американскими военными задачи противодействия международному терроризму в Сирии можно считать успешно выполненными, а сама Сирия как таковая не должна являться приоритетом внешней политики США. К тому же США сохраняют военное присутствие в соседнем Ираке, что позволяет американцам в случае необходимости оперативно вернуться в Сирию. Военное присутствие США не в состоянии ни содействовать турецко-курдскому политическому компромиссу, ни, тем более, реально балансировать военные возможности России и Ирана»21. Однако в начале ноября 2019 г. президент США «одобрил проведение расширенной американской военной миссии по обеспечению безопасности нефтяных месторождений на востоке Сирии»22. В настоящее время становится очевидно, что уход американских военных из Сирии не был окончательным, а нефтяные запасы стали весомым аргументом для того самого оперативного возвращения в Сирию.

21. Там же.

22. СМИ: Трамп одобрил расширенную военную миссию по защите нефти в Сирии.РИА НОВОСТИ // URL: >>> (Дата обращения 20.02.2020.)
24

И, наконец, политику США в отношении Ирана Блэквилл оценивает положительно, но считает, что «администрация Д. Трампа не имеет долгосрочной стратегии в отношении Ирана»23. Иранский фактор играет значительную роль в ближневосточной политике США, в том числе в отношениях с Израилем, и демонстрация поддержки своего союзника в контексте усиления влияния Ирана в регионе выглядит логично, однако перспективы развития внешнеполитической стратегии не позволяют делать прогнозы о дальнейшем развитии политики США на Ближнем Востоке.

23. Кортунов А. Ук. соч.
25 Окончательные выводы о внешнеполитическом курсе Дональда Трампа можно будет сделать только после завершения его президентства. Тем не менее, признание Голанских высот к 2020 г., наравне с признанием Иерусалима столицей Израиля, остаётся самым «историческим» достижением внешней политики Д. Трампа.
26

Заключение

 

Исторически Голанские высоты – яркое олицетворение колониальной политики великих держав. На протяжении десятилетий они принадлежали Сирии по решению тех же самых великих держав, а теперь один из мировых лидеров вновь передает эти земли другому государству. Причины, побудившие Израиль присоединить территорию в 1967 г., не полностью объясняются вопросами национальной безопасности еврейского государства, равно как и решение Д. Трампа не полностью можно ограничить актом поддержки дружественного государства в стратегически значимом регионе в сложный исторический период.

27 Признание Голанских высот частью еврейского государства Соединёнными Штатами основано в равной степени на представлениях американской администрации о безопасности своего ближневосточного партнёра и, на наш взгляд, на желании уже в первый срок своего президентства «войти в историю», как выразился премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху. С точки зрения актуальных событий в Сирии и в Ближневосточном регионе в целом, шаг выглядит логичным, поскольку Д. Трамп принял решение о выводе войск из Сирии, но хочет защитить Израиль от нарастающей иранской угрозы. С другой стороны, проблемы Сирии, беженцев и прекращения огня в регионе остаются проблемой европейских держав, которые не поддержали решение Белого дома, поскольку оно идёт вразрез с резолюцией ООН 1967 г., а также не способствует стабилизации ситуации в регионе. Следовательно, решение Трампа в большей степени направлено против усиления влияния Ирана в регионе, нежели на укрепление мира и стабильности.
28 И, наконец, заслуживают особого внимания перспективы дальнейшего развития американо-израильских отношений ввиду президентских выборов в США в 2020 г. Предпримет ли Д. Трамп ещё более радикальные шаги для укрепления партнёрских отношений с Израилем или постарается поддержать своих союзников в арабском мире, в обоих случаях это отразится на ситуации в Ближневосточном регионе, а также на мировой арене. Обострившиеся в начале 2020 г. отношения с Ираном, напряжённая ситуация в Ираке и Ливии – всё это в текущем году, вероятно, станет причиной и поводом для уточнения ближневосточного курса США.

References

1. Tsaregorodtseva G.I. SShA i priznanie Ierusalima stolitsej gosudarstva Izrail': istoki problemy. // SShA v 2018 godu, Kruglyj stol Soveta molodykh uchyonykh ISKRAN. M.: Ves' mir, 2019. – S.139.

2. Trump D. J. @realDonaldTrump // URL:https://twitter.com/Behind__News/status/1108780431938338816 (data posescheniya: 26.01.2020).

3. Aleksandr Shumilin. S vysoty Trampa. Novaya gazeta 27.03.2019. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2019/03/26/79994-s-vysoty-trampa (data obrascheniya: 20.12.2019); TASS. Mezhdunarodnaya panorama. 25.03.2019. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6256767/amp (data obrascheniya: 24.12.2019); Golan Heights: Trump signs order recognising occupied area as Israeli. BBC. 25.03.2019. URL:https://www.bbc.com/news/world-middle-east-47697717 (data obrascheniya 25.01.2020).

4. Tsit. po Kortunov A. Itogi vneshnej politiki Trampa: vzglyad sprava. 9.07.2019 URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/itogi-vneshney-politiki-trampa-vzglyad-sprava/ (data obrascheniya 25.01.2020).

5. Zvyagel'skaya I.D., Karasova T.A., Fedorchenko A.V. Gosudarstvo Izrail'. M.: IV RAN, 2005. S.181.

6. Tam zhe. S. 179.

7. UN Resolution 242 November 22 1967. URL: https://undocs.org/en/S/RES/242 (1967) (data obrascheniya 25.01.2020).

8. Rezolyutsiya OON 497 ot 17.12.1981. // URL: https://undocs.org/ru/S/RES/497 (1981) Data obrascheniya: 24.01.2020.

9. Zvyagel'skaya I.D., Karasova T.A., Fedorchenko A.V. Uk. soch. S.241–242.

10. Deklaratsiya printsipov o vremennykh merakh po samoupravleniyu. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/oslo_agreements.html (data obrascheniya 25.01.2020).

11. Tsaregorodtseva G.I. Uk. soch. S.136.

12. Zvyagel'skaya I.D., Karasova T.A., Fedorchenko A.V. Uk. soch. S. 242.

13. US Department of State. URL: https://www.state.gov/u-s-relations-with-syria/ (data obrascheniya 25.01.2020).

14. Makarychev M. Tramp: SShA pora priznat' Golanskie vysoty chast'yu Izrailya. Rossijskaya gazeta. 22.03.2019. URL: https://rg.ru/2019/03/22/tramp-ssha-pora-priznat-golanskie-vysoty-chastiu-izrailia.html (data obrascheniya 24.01.2020).

15. BBC. 25.01.2019 // URL: https://www.bbc.com/russian/news-47698944 Data obrascheniya: 26.01.2020.

16. Khilari Klinton. Uk. soch. S.390.

17. Tam zhe. S. 390.

18. Administratsiya Obamy pered ukhodom perevela Palestine 221 million dollarov. Lenta.ru. 24.01.2017. URL: https://lenta.ru/news/2017/01/24/palestine/ (data obrascheniya: 26.01.2020).

19. Makarychev M. Uk. soch.

20. Kortunov A. Uk. soch.

21. Tam zhe.

22. SMI: Tramp odobril rasshirennuyu voennuyu missiyu po zaschite nefti v Sirii.RIA NOVOSTI // URL: https://ria.ru/20191106/1560615891.html (Data obrascheniya 20.02.2020.)

23. Kortunov A. Uk. soch.