Позиции США в сфере инноваций: вызовы и возможности для укрепления
Позиции США в сфере инноваций: вызовы и возможности для укрепления
Аннотация
Код статьи
S207054760009042-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Судакова Наталья Андреевна 
Должность: Заместитель директора по научной работе
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье показано, как изменились позиции США в научно-технической сфере в глобальном измерении на протяжении последних нескольких лет. США удалось восстановить ряд показателей инновационного развития, которые были ослаблены в результате рецессии 2008–2009 гг., и занять в 2019 г. третье место в глобальном рейтинге инноваций. 

Выявлено, что европейские страны, такие как Швейцария, Швеция, Великобритания, Нидерланды, Финляндия, Дания, Германия, сохраняют своё присутствие в первой десятке мирового рейтинга инноваций. Причём Швейцария устойчиво лидирует уже девятый год подряд. В 2019 г. Израиль впервые вошёл в ведущую мировую десятку и занял первое место по показателю интенсивности инноваций. Страны Восточной Азии, такие как Китай, Корея, Сингапур, постепенно усиливают свой научно-технический потенциал, создавая конкуренцию странам-лидерам. 

В современном мире инновации служат двигателем экономического роста. При этом увеличение глобальных расходов на НИОКР обеспечивается в основном за счёт частных инвестиций. А темпы роста государственных расходов замедляются. Это создаёт риски для развития фундаментальной науки, на которой базируются прорывные инновации. Прогнозируемое снижение темпов роста мировой экономики служит отражением глобальной экономической неопределённости. Кроме того, усиление протекционистских настроений может повлиять не в лучшую сторону на наукоёмкие секторы и потоки знаний в мире. 

Увеличение государственного финансирования науки, наблюдаемое в период президентства Д. Трампа, создаёт хороший задел для развития приоритетных направлений НИОКР, способных внести существенный вклад в укрепление конкурентных позиций США на мировой арене.

 

Ключевые слова
США, Европа, страны Восточной Азии, инновации, экономический рост, научно-техническая политика, государственные расходы на НИОКР
Источник финансирования
Статья подготовлена при поддержке программы фундаментальных исследований президиума РАН «Анализ и прогноз новых глобальных вызовов и возможностей для России» на 2018–2020 гг. Проект «Политика США в сфере безопасности в современном мире и российско-американские отношения»
Классификатор
Получено
29.01.2020
Дата публикации
06.04.2020
Всего подписок
40
Всего просмотров
4848
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2020 год
1

Введение

 

США является признанным мировым лидером в области инноваций. На протяжении многих десятилетий им удаётся сохранять первые позиции по многим показателям инновационной активности и качества нововведений. Вместе с тем наращивание конкурентных преимуществ ряда стран Европы и Азии создаёт определённые вызовы превосходству Соединённых Штатов в экономике и инновационной сфере.

2 В США любая администрация, придя к власти, получает хорошо отлаженный механизм управления наукой и инновациями. В связи с этим вопросы научно-технической политики обычно не занимают значимой позиции в предвыборных баталиях. Предвыборная кампания действующего президента США не явилась здесь исключением. Однако следует отметить, что проводимая научно-техническая политика в период правления Д. Трампа отмечается рядом особенностей, прежде всего, в части распределения государственных расходов на НИОКР в условиях жёстких бюджетных ограничений, связанным с продолжающимся ростом бюджетного дефицита и государственного долга. Вопрос заключается в том, создаётся ли такая политика дополнительные возможности для укрепления конкурентных позиций США на мировой арене.
3

Позиции США в сфере инноваций

 

В конце июля 2019 г. вышел в свет один из самых известных и авторитетных рейтингов стран в инновационной сфере, подготовленный при сотрудничестве Всемирной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization), Корнельского университета и международной бизнес-школы INSEAD «Глобальный индекс инноваций 2019», в котором представлены 80 показателей эффективности инноваций в 129 странах мира1.

1. Global Innovation Index 2019: Creating Healthy Lives—The Future of Medical Innovation. Available at: >>> (accessed 01.11.2019).
4

 Таблица Топ-10 стран в рейтинге “Глобальный индекс инноваций 2019” в сравнении с 2018 г.

Страна

2018

2019

Швейцария

1

1

Швеция

3

2

США

6

3

Нидерланды

2

4

Великобритания

4

5

Финляндия

7

6

Дания

8

7

Сингапур

5

8

Германия

9

9

Израиль

11

10

Источник: Global Innovation Index 2019: Creating Healthy Lives—The Future of Medical Innovation. Available at: >>> (accessed 01.11.2019)

5 Согласно рейтингу, в 2019 г. США занимали третье место в мире, поднявшись с шестой позиции в 2018 г., но уступая лидерам – Швейцарии и Швеции. Другие европейские страны, такие как Великобритания, Нидерланды, Финляндия, Дания и Германия, сохраняют места в первой десятке вместе с единственным представителем Восточной Азии – Сингапуром. Примечательно, что в 2019 г. Израиль впервые вошёл в ведущую мировую десятку рейтинга. Как и в предыдущие годы, топ-10 состоит исключительно из стран, классифицированных как страны с высоким уровнем дохода.
6 Надо отметить, что США удалось вернуть ряд позиций, которые они потеряли после глобальной рецессии 2008–2009 гг. В посткризисный период их место в рейтинге опускалось до одиннадцатого.
7

По прогнозу Всемирного банка рост мировой экономики в 2020 г. составит 2,5%. При этом ожидается, что экономический рост среди стран с развитой в том же году в целом снизится до 1,4%2. Несмотря на такие сдержанные прогнозы, в докладе «Глобальный индекс инноваций 2019» (далее по тексту – доклад) отмечается, что инновации «процветают» во всём мире и всё чаще становятся неотъемлемой составляющей политических амбиций государств. Подтверждением этому служат глобальные расходы на НИОКР, которые увеличились на 5,2% в 2017 г., достигнув самого высокого уровня с 2011 г. в основном за счёт частного сектора. Азиатские страны, включая Китай, Японию, Корею и Индию, обеспечили по меньшей мере 40% мировых расходов на исследования и разработки в 2017 г., по сравнению с 22% в 1996 г. Основной вопрос, поставленный авторами доклада, заключается в том, будет ли этот рост продолжаться, учитывая усиление протекционизма, который влияет на наукоёмкие секторы и потоки знаний.

2. ВБ: Рост мировой экономики в 2020 году составит 2,5%. Россия сегодня. 9 января 2020. Available at: >>> (accessed 09.01.2020).
8

Кроме того, в докладе отмечено, что в мире государственные расходы на НИОКР растут медленно или не растут вообще. Данная тенденция настораживает, так как государство играет важную роль в поддержке фундаментальных исследований, что имеет решающее значение для достижения научно-технического прогресса в ближайшие десятилетия. Большинство государственных бюджетов на научные исследования и разработки в странах с высоким уровнем инвестиций в НИОКР остаются ниже уровней, которые наблюдались до кризиса 2008–2009 гг. Несмотря на относительно высокую инновационную активности Китая, темпы роста государственных инвестиций в НИОКР в стране находятся на самом низком уровне с 1997 г. Проблема снижения американских государственных инвестиций в научные исследования и разработки также рассматривается в крупном докладе «Америка на втором месте? Растущие вызовы научно-техническому лидерству США», опубликованном в 2019 г. Целевой группой по американским инновациям3.

3. Second Place America? Increasing Challenges to U.S. Scientific Leadership. A Report by the Task Force on American Innovation. May 2019. Available at: >>> (accessed 01.11.2019).
9 США продолжают лидировать по нескольким ключевым показателям рейтинга «Глобальный индекс инноваций 2019», включая качество университетов, а также качество научных публикаций, которое определяется показателями цитирования. Принимая во внимание запатентованные изобретения, США возвращаются к наивысшей позиции в рейтинге по качеству инноваций и опережают Японию. США также лидируют в научно-техническом сотрудничестве университетов и промышленности, что подтверждается результатами опросов предприятий и академических учреждений. Первые позиции США сохраняют в сделках венчурного капитала, в глобальных исследовательских компаниях и развитии научных кластеров. В настоящее время в стране функционируют 26 кластеров, на втором месте Китай (18 кластеров).
10 Слабое место США в высшем образовании, направленном на развитие инноваций. По доле выпускников высших учебных заведений в области науки и техники страна занимает 73-е место в мире.
11

Среди европейских стран устойчиво лидирует Швейцария, занимая первое место в рейтинге уже девятый год подряд. Швеция сохраняет лидерство в области патентования, удерживая первую позицию по международным патентным заявкам в соответствии с Договором о патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty). Это место она разделяет со Швейцарией и Финляндией. Кроме того, Швеции удалось завоевать первую позицию по семействам патентов (патенты, выданные в двух или более странах). Великобритания сохраняет лидирующие позиции по качеству научных публикаций и уступает только США в рейтинге университетов. Между тем, Германия остаётся высоко ориентированной на инновации, занимая второе место в мире по компаниям, проводящим научные исследования и разработки, и развитию научных кластеров, третье место по качеству научных публикаций.

12 Страны Восточной Азии наращивают свой научно-технический потенциал и демонстрируют значительные улучшения в показателях инновационной деятельности. Так, Китай в 2019 г. занял уже 14-е место в рейтинге после попадания в топ-25 в 2016 г. В настоящее время Китай является единственной экономикой со средним уровнем дохода среди стран, занимающих в рейтинге первые 25 позиций. Для сравнения, Россия располагается на 27 месте.
13 Примечательно, что качество научных публикаций в Китае сейчас выше среднего по сравнению с экономиками с высоким уровнем дохода, так как Китай обращает своё внимание на эффективность инноваций. Страна занимает первое место в мире по нескольким ключевым показателям, включая чистый экспорт высокотехнологичных товаров, товарных знаков и промышленных образцов, а также экспорт креативных товаров. Согласно докладу, в 2017 г. китайские инвестиции частного сектора в НИОКР составили 27% общего общемирового объёма и находятся почти на одном уровне с американскими частными инвестициями. Китай занимает третье место в рейтинге по качеству университетов.
14

Корея также добилась значительных успехов, заняв 11-е место в целом и вторую позицию по величине интенсивности инноваций, определяемой как доля расходов на НИОКР в ВВП, уступив первое место Израилю. В 2017 г. Корея с показателем интенсивности инноваций 4,55% опережала Израиль, доля расходов на НИОКР в ВВП которого составила 4,54%4. Корейский сектор ИКТ занимает первое место в рейтинге. Между тем, Сингапур занимает первое место в сфере производства высоких технологий и по показателю занятости в наукоёмком производстве.

4. OECD Main Science and Technology Indicators, 2019 data release. Available at: >>> (accessed 20.12.2019).
15

Доклад 2019 г. посвящён теме «Создание здоровой жизни – будущее медицинских инноваций». В нём подчёркивается, что государственные расходы по-прежнему являются основным источником средств для проведения научных исследований в области здравоохранения во всем мире. Таким образом, жизненно важно уделять приоритетное внимание государственному финансированию, в первую очередь, фундаментальных исследований. Это важно для стран со средним и низким уровнем доходов, где расходы на НИОКР в сфере здравоохранения всё ещё относительно низкие. Это не менее важно для стран с высоким уровнем дохода, которые столкнулись с проблемой сокращения государственных бюджетов на НИОКР, особенно в государственных научно-исследовательских учреждениях, связанных со сферой здравоохранения. Как отмечено в докладе, это происходит на фоне замедления основных достижений в области медицины, одобрения лекарств и производительности исследований. Хотя в последние десятилетия производительность фармацевтических исследований, вероятно, снизилась, в докладе прогнозируется, что у новых медицинских технологий есть значительный потенциал для реформирования инноваций в области здравоохранения. Хотя медицинские прорывы трудно предсказать, в докладе обозначен ряд перспективных областей, включая точную медицину, редактирование генов и регенеративную медицину. США заняли лидирующее положение по патентным публикациям, связанным с медицинскими технологиями. Тем не менее, Китай в настоящее время доминирует в производстве фармацевтических патентов, а также усиливает число своих патентов в области биотехнологии.

16

Наращивание финансирования науки в эпоху Д. Трампа

 

С самого начала правления администрация Трампа заняла жёсткую финансовую позицию в отношении большинства программ научных исследований и разработок, отдавая предпочтение разработкам и закупкам Министерства обороны в ущерб фундаментальным и прикладным исследованиям, включая оборонные исследования данного типа. Но эти предложения решительно отклонялись Конгрессом, начиная с ассигнований на 2017 фин. г., которые Конгресс начал при Б. Обаме, но не закончил до вступления в должность президента Д. Трампа. Схожая политика проводилась в последующие годы, включая исторически щедрый для науки законопроект об ассигнованиях на 2018 фин. год.

17

Два пакета расходов, одобренные Палатой представителей 17 декабря, Сенатом – 19 декабря и подписанные в виде законопроектов о бюджетных ассигнованиях президентом 20 декабря 2019 г.5, предусматривают окончательные ассигнования на 2020 фин. г. для программ внутренней и национальной безопасности на общую сумму более 1,4 трлн долл.6 и обеспечивают дополнительное финансирование ряда исследовательских программ. В частности, они обеспечивают повышение финансирования на 2,6 млрд долл., или на 7%, для Национальных институтов здоровья (в том числе расширение специальной программы по диабету), а также придают значительный импульс для исследований в области низкоуглеродной энергетики, для космических (лунных) систем исследования.

5. Appropriations Status Table: FY2020. Congressional Research Service. Available at: >>> (accessed 20.12.2019).

6. Elis N., Brufke J. House approves massive $1.4T spending package. The Hill. 17.12.2019 Available at: >>> (accessed 17.12.2019).
18 Национальному научному фонду выделено дополнительно 203 млн долл., что увеличивает бюджет ведомства на 2,5%, до 8,28 млрд долл. Бюджет Управления науки Министерства энергетики вырастет на 415 млн долл., или на 6,3%, до ровно 7 млрд долл., а космическая наука в НАСА вырастет на 3,4% (233 млн долл.) до 7,14 млрд долл.
19

Напомним, что в июле 2019 г. демократы в Палате представителей заключили соглашение с республиканцами Сената и Белым домом на общую сумму в 320 млрд долл. на 2020 и 2021 фин. гг. Сделка была закрыта, когда демократы согласились выделить в 2020 фин. г. больше средств на оборону – 738 млрд долл., а Д. Трамп согласился увеличить расходы на внутренние программы, общий объём финансирования которых составит 632 млрд долл. Общий объём ассигнований на фундаментальные и прикладные исследования, согласно вышеуказанному бюджетному соглашению, подписанному Д. Трампом 2 августа 2019 г., составит 86,5 млрд долл. – это наибольшая величина, когда-либо планируемая для исследований данного вида. Примечательно, что наибольший объём средств получат фундаментальные исследования7. Но лидеры Палаты представителей и Сената не смогли договориться о том, как распределить деньги между 12 законопроектами об ассигнованиях, которые устанавливают расходы для отдельных агентств.

7. Судакова Н.А. Бюджетная политика США в сфере НИОКР: тенденции и прогнозы. США & Канада: экономика, политика, культура. 2019. №10. С. 54-77. DOI: 10.31857/S032120680006805-9. Available at: >>> (accessed 17.12.2019).
20

В конце декабря 2019 г. произошёл перелом и законодатели выработали окончательные поправки с рядом компромиссов. Например, в обмен на более высокие расходы на оборону демократы добились сокращения заявки Д. Трампа в размере 8,6 млрд долл. на стену вдоль границы между США и Мексикой до 1,4 млрд долл. наряду с повышением заработной платы гражданского населения на 3,1%. Подобные торги произошли по сотням других положений законопроектов8.

8. Jeffrey Mervis, David Malakoff. Final 2020 spending bill is kind to U.S. research. 16.12.2019. Available at: >>> (accessed 17.12.2019).
21

Напомним, что согласно запросу Белого дома на 2020 фин. г. бюджетные расходы на фундаментальные и прикладные исследования в общей сложности предполагалось уменьшить на 12 млрд долл., или 14,4%9.

9. Судакова Н.А. Бюджетная политика США в сфере НИОКР: тенденции и прогнозы. США & Канада: экономика, политика, культура. 2019. №10. С. 54-77. DOI: 10.31857/S032120680006805-9. Available at: >>> (accessed 17.12.2019).
22 Как можно наблюдать, в последние годы произошло существенное увеличение финансирования в энергетической сфере, включая фундаментальные науки, поддерживаемые Управлением науки Министерства энергетики США. Заметен значительный рост средств на НИОКР в области возобновляемых источников энергии и ядерной энергии, а также рост финансирования Агентства перспективных исследовательских проектов в области энергетики (ARPA-E). Это важный шаг в области развития науки и инноваций, поскольку некоторые из программ в сфере энергетики администрация Д. Трампа неоднократно пыталась существенно сократить или полностью закрыть.
23 Бюджет Национальных институтов здоровья вырос с 2017 фин. г. почти на 10 млрд долл.; бюджет НАСА увеличился на 3,3 млрд долл., а бюджет Национального научного фонда – на 784 млн долл.
24

Если подробнее рассмотреть наиболее заметные подвижки в области финансирования ключевых министерств и ведомств, отвечающих за науку, то надо отметить, что законодатели увеличили финансирование инициатив Министерства обороны США по фундаментальным исследованиям в университетах на 11%, или на 43 млн долл., по сравнению с уровнем 2019 фин. г. Законодатели также предусмотрели дополнительные 1,4 млрд долл. на рецензируемые исследования в области медицины, что на 200 млн долл. больше, чем в 2019 фин. г. Прочие увеличения по сравнению с прошлогодним финансированием включали 23 млн долл. дополнительного финансирования научно-технических программ в промышленности, 15 млн долл. на развитие инновационной сети национальной безопасности, 12 млн долл. на поддержку исторически «черных» колледжей, и ещё 8 млн долл. на программу образования в области национальной обороны (National Defense Education Program)10.

10. Matt Hourihan. Update: In the Age of Trump, Congress Keeps Boosting Science Funding. American Association for Advancement of Science. 17.12.2019. Available at: >>> (accessed 20.12.2019).
25

Конгресс распределил 25 млн долл. на исследования по предотвращению насилия с применением огнестрельного оружия между Национальными институтами здоровья и Центрами по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention) при Министерстве здравоохранения США, а также предоставил 50 млн долл. на развитие инициативы администрации по сбору данных о детском раке в Национальных институтах здоровья. Каждый институт здоровья получил увеличение инвестиций как минимум на 3,3% по сравнению с 2019 фин. г. Национальный институт по проблемам старения получил самый большой рост финансирования – на 14,9%, при этом исследования болезни Альцгеймера снова стали приоритетными (выделено дополнительно 330 млн долл.). Расходы на оборудование для Национальных институтов здоровья увеличились более чем вдвое и составили 425 млн долл.

26 Среди многих других приоритетов законодатели выделили 500 млн долл. на исследования опиоидов, при этом средства распределяются между Национальным институтом по борьбе со злоупотреблением наркотиками и Национальным институтом неврологических расстройств и инсульта.
27 Законодатели также расширили Целевой фонд исследований, ориентированных на пациентов, на 3,3 млрд долл. на десять лет, до 2029 г. Центрам по контролю и профилактике заболеваний финансирование увеличено на 600 млн долл. по сравнению с 2019 фин. годом.
28 В целом бюджетное финансирование Национальных институтов здоровья в 2020 фин. г. увеличено на 2,8 млрд долл.
29 Основной исследовательский счёт Службы сельскохозяйственных исследований Министерства сельского хозяйства США увеличился на 8,5%, до 111,1 млн долл., хотя общий бюджет данной службы сократился на 4,6%, до 1,607 млрд долл. Бюджет инициативы по исследованиям в области сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства США увеличился с 415 млн долл. в 2019 фин. г. до 425 млн долл. в 2020 фин. г., но оказался меньше бюджетного запроса администрации Д. Трампа в размере 500 млн долл. Конгресс также запретил чиновникам Министерства проводить любую реорганизацию без его явного одобрения. Данный шаг, по-видимому, частично нацелен на блокирование противоречивого плана Министерства сельского хозяйства США по изменению надзора за его ключевым статистическим управлением – Службой экономических исследований.
30

Управление науки Министерства энергетики США получило 75 млн долл. на исследования в области искусственного интеллекта и машинного обучения, 120 млн долл. на квантовую науку и 75 млн долл. на создание пяти национальных научно-исследовательских центров квантовой информации. Законопроекты о бюджетных ассигнованиях на 2020 фин. г. также предоставили 20 млн долл. на исследования технологий борьбы с вредными выбросами, при этом как минимум четверть этой суммы была выделена на технологию прямого захвата воздуха. На уровне отдельных программ Министерства энергетики исследования в области математики и информатики получили рост на 18,6%, или 24 млн долл. Международный проект в области термоядерной энергии ITER почти удвоился – до 242 млн долл. со 132 млн долл. в 2019 фин. г., но в ущерб другим исследованиям в области термоядерного синтеза, которые были сокращены на 4,2%.

31

Программа Центров исследований предельных возможностей энергии получила увеличение на 5 млрд долл. Финансирование проектов создания высокоэнергетических физических объектов DUNE (The Deep Underground Neutrino Experiment) и PIP-II (The Proton Improvement Plan-II) выросло на 41 млн долл. и 40 млн долл. соответственно, в последнем случае рост весьма значительный. Программа науки о Земле была защищена от крупных сокращений, предложенных Белым домом, в то время как исследования в области ядерной физики получили увеличение на 7,3%. Поддержка студентов, выпускников и преподавателей в области науки, технологий, инженерии и математики увеличена на 5,5 млн долл., или на 24%.

32 Касательно технологических программ Министерства энергетики США законодатели, как уже было сказано выше, уберегли Агентство перспективных исследовательских проектов в области энергетики от ликвидации, предложенной действующей администрацией, и даже увеличили его финансирование. Для программ НИОКР в области возобновляемых источников энергии, которые получили дополнительное финансирование на 2,4 млрд долл. выше уровня бюджетного запроса, рост в годовом исчислении варьируется от 13% (программы энергии ветра) до 41% (гидроэнергетика). Палата представителей и Сенат ранее договорились о выделении 25 млн долл. для Института критических минералов и 28 млн долл. на поддержку двух институтов промышленных инноваций, ни один из которых не предполагалось финансировать в бюджетном запросе Белого дома. Бюджетные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области аккумуляторной техники и электрификации увеличились на 7%, а на исследования в области фотогальваники – на 6%.
33 Законопроекты об ассигнованиях также направляют 230 млн долл. на развитие демонстрационной программы усовершенствованного реактора. Для строительства двух демонстрационных реакторов в первый год действия программы законопроектами наряду с другими мероприятиями предусмотрено развитие государственно-частного партнёрства. Программы НИОКР по улавливанию и хранению углерода снова были защищены от резких сокращений, предложенных администрацией, и получили увеличение финансирования на 9,6%, или 19 млн долл., в то время как другие передовые исследования и разработки в угольной сфере были сокращены.
34 Финальный бюджет Национального научного фонда на 2020 фин. г., несмотря на увеличение, остаётся ниже уровней, утверждённых Палатой представителей и Сенатом по отдельности. Его исследовательский бюджет вырастет на 3,4% – до 6,74 млрд долл. Бюджет управления образования будет расти аналогичными темпами, до 947 млн долл., хотя Д. Трамп добивался сокращения на 10%.
35

Исследования в Национальном институте стандартов и технологий при Министерстве торговли США получат рост бюджетного финансирования на 4%, до 754 млн долл. Бюджет программы усовершенствования промышленных технологий (Manufacturing Extension Program) фактически вырастет на 6 млн долл., до 146 млн долл.

36

В Национальном управлении океанических и атмосферных исследований программы исследований климата получат прирост в размере 10,5 млн. долл., до 169,5 млн долл., что на 82 млн превышает запрос администрации Д. Трампа11.

11. Jeffrey Mervis, David Malakoff. Final 2020 spending bill is kind to U.S. research. 16.12.2019. Available at: >>> (accessed 17.12.2019).
37

Заключение

 

В последние годы США удалось восстановить некоторые позиции в мировых рейтингах инноваций, которые они уступили ряду стран с высоким уровнем дохода в годы после глобального кризиса 2008–2009 гг., сохраняя при этом лидерство по многим показателям инновационной деятельности. Страны Восточной Азии, в том числе Китай, Корея, Сингапур, продолжают наращивать свой научно-технический потенциал. Надо отметить, что качество научных публикаций в Китае сейчас выше среднего по сравнению со странами с высоким уровнем дохода благодаря повышенному вниманию эффективности инноваций.

38 Это происходит на фоне роста глобальной экономической неопределенности, смутной перспективы наращивания темпов экономического роста в мире в условиях усиления протекционистских настроений, которые могут повлиять на наукоёмкие секторы экономики и потоки знаний. Также вызывает опасения, прежде всего, с точки зрения развития фундаментальной науки, глобальная тенденция к снижению государственных инвестиций в НИОКР. В частности, государственные расходы по-прежнему являются основным источником средств для проведения научных исследований в области здравоохранения и медицины во всём мире.
39 Особенностью бюджетной политики при администрации Д. Трампа стали многочисленные переговоры и ряд бюджетных сделок по увеличению верхних пределов дискреционных расходов, создающих основу для заметного роста бюджетов федеральных агентств на науку и способствующих развитию важных для экономики и инноваций научных программ и направлений. В результате принятия в декабре 2019 г. законопроектов об ассигнованиях большинство федеральных агентств и ведомств, отвечающих за науку, также получили значительный рост финансирования на 2020 фин. г. Такая политика создаёт хороший задел для увеличения количества инноваций и повышения их качества, необходимых для достижения устойчивого экономического роста. Однако надо учитывать тот факт, что в США по прогнозам на долгосрочную перспективу сохраняется рост бюджетного дефицита и расходов на выплату нетто-процентов. Это сохраняет риски недофинансирования науки со стороны государства, прежде всего, фундаментальных исследований, критически важных для реализации национальных приоритетов развития страны.

Библиография

1. Global Innovation Index 2019: Creating Healthy Lives—The Future of Medical Innovation. Available at: https://www.globalinnovationindex.org/Home (accessed 01.11.2019).

2. ВБ: Рост мировой экономики в 2020 году составит 2,5%. Россия сегодня. 9 января 2020. Available at: https://1prime.ru/state_regulation/20200109/830769949.html (accessed 09.01.2020).

3. Second Place America? Increasing Challenges to U.S. Scientific Leadership. A Report by the Task Force on American Innovation. May 2019. Available at: http://www.innovationtaskforce.org/wp-content/uploads/2019/05/Benchmarks-2019-SPA-Final4.pdf (accessed 01.11.2019).

4. OECD Main Science and Technology Indicators, 2019 data release. Available at: https://www.oecd.org/sti/msti2019.pdf (accessed 20.12.2019).

5. Appropriations Status Table: FY2020. Congressional Research Service. Available at: https://crsreports.congress.gov/AppropriationsStatusTable (accessed 20.12.2019).

6. Elis N., Brufke J. House approves massive $1.4T spending package. The Hill. 17.12.2019 Available at: https://thehill.com/policy/finance/474925-house-approves-massive-spending-bill (accessed 17.12.2019).

7. Судакова Н.А. Бюджетная политика США в сфере НИОКР: тенденции и прогнозы. США & Канада: экономика, политика, культура. 2019. №10. С. 54-77. DOI: 10.31857/S032120680006805-9. Available at: https://usacanada.jes.su/s032120680006805-9-1/?sl=ru (accessed 17.12.2019).

8. Jeffrey Mervis, David Malakoff. Final 2020 spending bill is kind to U.S. research. 16.12.2019. Available at: https://www.sciencemag.org/news/2019/12/final-2020-spending-bill-kind-us-research (accessed 17.12.2019).

9. Судакова Н.А. Бюджетная политика США в сфере НИОКР: тенденции и прогнозы. США & Канада: экономика, политика, культура. 2019. №10. С. 54-77. DOI: 10.31857/S032120680006805-9. Available at: https://usacanada.jes.su/s032120680006805-9-1/?sl=ru (accessed 17.12.2019).

10. Matt Hourihan. Update: In the Age of Trump, Congress Keeps Boosting Science Funding. American Association for Advancement of Science. 17.12.2019. Available at: https://www.aaas.org/news/update-age-trump-congress-keeps-boosting-science-funding (accessed 20.12.2019).

11. Jeffrey Mervis, David Malakoff. Final 2020 spending bill is kind to U.S. research. 16.12.2019. Available at: https://www.sciencemag.org/news/2019/12/final-2020-spending-bill-kind-us-research (accessed 17.12.2019).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести