Russia-Canada: cultural cooperation
Table of contents
Share
Metrics
Russia-Canada: cultural cooperation
Annotation
PII
S207054760008224-3-1
DOI
10.18254/S207054760008224-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatiana Shchukina 
Occupation: Senior researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article deals with the cultural aspects of the Russian-Canadian recent relations as well as cooperation in theatre and cirque arts spheres.

A special attention is paid to the figure of Robert Lepage, one of the Canada's most honored theatre artists, playwright, actor, film and stage director, and his contribution to the Russian-Canadian collaboration in cultural sphere. His productions from the start were marked by different kind of experimentation. His reputation as a theatrical innovator made Lepage a giant of international scene. Since 2007 he is a regular participant of the Moscow International Chekhov's Festival. His productions in the Moscow Theatre of Nations could be regarded as the most visible and fruitful examples of Russian-Canadian theatre cooperation. 

The arts collective "7 fingers" was founded in 2002. From the very beginning the company has consistently spread its horizons by mixing genres and exploring new ways to tell stories. Its productions are always admired by Moscow public and highly appreciated by arts critics. 

 

Keywords
Canadian theatre, Robert Lepage, Chekhov International Theatre Festival, Theatre of nations, Canadian cirque "7 fingers", Moscow musical theatre
Received
10.10.2019
Date of publication
20.12.2019
Number of characters
35238
Number of purchasers
12
Views
242
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

Несмотря на заметное ухудшение отношений между Россией и Канадой в течение последних нескольких лет, российско-канадские культурные связи, особенно в сфере театрального искусства, не только не прекратились, но и продолжают развиваться, демонстрируя стремление обеих сторон вывести двусторонние отношения на новый уровень. Бесспорно, главная заслуга в поддержании контактов между двумя странами принадлежит выдающемуся канадскому деятелю театра и кино Роберу Лепажу (Robert Lepage), который с 2007 г. принимает участие в каждом Международном чеховском театральном фестивале, проходящем в Москве каждые два года1. Но его интерес не ограничивается только участием в фестивалях, он на протяжении ряда лет успешно сотрудничает с московским Театром наций2. Представители канадской цирковой школы, известной во всём мире благодаря феномену Цирка дю Солей (Cirque du Soleil), регулярно привозят свои постановки в Россию, что также можно считать важной составляющей культурного сотрудничества между двумя странами3. Такие коллективы, как «Цирк Элоиз» (Cirque Éloize) и театр-цирк «7 пальцев» (7 fingers) – частые гости на российской театральной сцене.

1. Щукина Т.А. Канадский театр в России. США Канада: экономика, политика, культура. 2010, №1. с.82-88

2. Щукина Т.А. Российско-канадский проект в Театре наций. США Канада: экономика, политика, культура. 2016, №12. с. 75-82.

3. Щукина Т.А. Цирк дю Солей: великий проект канадца Ги Лалиберте. США Канада: экономика, политика, культура . 2014, № 6. с. 71-78.
2

Робер Лепаж и его проекты в России

 

Робер Лепаж принадлежит к разряду тех режиссеров, которые практически с начала карьеры получили международное признание. На сегодняшний день он обладает репутацией одного из крупнейших театральных режиссёров-авангардистов мирового уровня, с успехом совмещая профессии актёра, сценариста, драматурга. Его часто приглашают для постановки различных музыкальных представлений и оперных спектаклей, сотрудничает он и со знаменитым канадским Цирком дю Солей. Как справедливо отмечает театральная критика, «канадец Робер Лепаж – главный в мире специалист по организации встреч самого нового с самым старым: новейшей техники и первобытной любви к чудесам. Именно Лепажу в значительной мере принадлежит заслуга возвращения чуда как такового в арсенал серьёзного искусства: никто другой не сумел бы так убедительно доказать, что современный волшебник – художник, а не клоун»4.

4. Ольга Федянина. Одиночество человека-оркестра. Коммерсант Weekend. №22 от 30.06.2017, с. 26 >>> 
3

Во многих интервью Робер Лепаж не раз подчёркивал, что ему интересна Россия, «страна Чехова, Станиславского и Булгакова», её богатые театральные традиции. «Я бы хотел заметить, что русская театральная традиция, школа, очень сильно отличается от североамериканской, канадской или квебекской... К сожалению, североамериканский театральный мир достаточно безразличен к сокровищам и богатствам русского театра, а вот русское театральное сообщество стремится открыться и найти новые пути взаимодействия и развития... Мне кажется, что русская публика жадна до нового театра, новых подходов и решений, им интересно и любопытно все новое», – поделился своим мнением режиссёр во время одного из своих визитов в Россию. Лепажу не всё равно, перед какой публикой он играет, и российский зритель, по его мнению, один из самых понимающих и сопереживающих. «Мне всегда казалось, что у людей в России и Канаде много общего, – считает Лепаж. – У нас много общих ценностей: и вы, и мы – люди северных краёв. У нас схожее восприятие ландшафта, смены времен года, погоды, света и, главное, семьи. Какой бы имидж Россия ни пыталась сегодня транслировать, это очень матриархальное общество, так что, да, у нас много общего»5.

5. "Канадский режиссер Робер Лепаж заявил, что надеется осуществить новые проекты в России". ТАСС. Информационное агентство России. Культура. 09.06.2017. >>> обращения – 15.09.2017).
4 На юбилейном XIII фестивале 2017 г. (Чеховфесту исполнялось 25 лет) Лепаж, один из самых востребованных мировых режиссеров в настоящее время, был среди самых почётных и с нетерпением ожидаемых участников. Но надо отметить, что интерес и тёплое отношение между московской публикой и канадским режиссером – процесс двусторонний. Он сам отметил на пресс-конференции по поводу открытия театрального смотра, что очень рад продолжающейся вот уже 10 лет дружбе с фестивалем и признателен за приглашение посетить Москву в очередной раз.
5

Во всех произведениях мастера явно прослеживается очень сильное авторское начало, посредством которого он, пусть и в иносказательной форме, раскрывает свой внутренний мир и, не боясь, говорит о таких личных моментах своей жизни, как раннее знакомство с наркотиками и нетрадиционная сексуальная ориентация. Творчество режиссера во многом носит автобиографичный характер. «В моих спектаклях очень много автобиографичного, но я никогда не ставлю своей задачей сделать спектакль про себя. Я не Нарцисс и не эгоцентрик. Просто что-то меня интересует, я начинаю в этом копаться, в этом рыться, и независимо от меня, без моей воли выходят какие-то вещи из моей биографии, из моей истории, и они становятся про меня»6, – говорит Робер Лепаж.

6. "Проект Андерсен" Робера Лепажа в Москве. Новости культуры. 12.07.2007. >>> (дата обращения – 05.09.2017).
6 Важнейшей отличительной характеристикой большинства его работ является то, что он – один из немногих на сегодняшний день режиссёров, который обладает умением складывать из частных эпизодов картину эпохи, прослеживая судьбу маленького человека на фоне большой истории. В качестве драматургической основы своих постановок он использует собственные тексты, но даже не облекает их в определённую литературную форму. Каждый раз импровизируя, он никогда не записывает произнесённый со сцены текст. У Лепажа нет цели поставить какой-то волшебный спектакль, главное для него – рассказать историю, а дальше он подключает новшества и технологии, пользуясь ими как инструментом, чтобы лучше преподнести повествование.
7 На юбилейный чеховский смотр знаменитый канадец привёз свой моноспектакль «887», с которым уже успел объездить много фестивалей и стран. Как уже отмечалось, во многих работах Лепажа прослеживаются автобиографические мотивы, но эта постановка – самая искренняя и личная из всех его сценических созданий. Свои знаменитые моноспектакли «Обратная сторона Луны» и «Андерсен проект» он со временем передавал другим исполнителям, но «887» Лепаж может играть только сам, от первого лица рассказывая о своих родителях, родном городе, детстве, которое прошло на фоне драматических политических событий в Квебеке 60-х годов прошлого века.
8

В маленьком прологе Лепаж рассказывал историю, как его пригласили выступить на концерте и прочитать стихотворение франкоязычной поэтессы Мишель Лалонд (Michel Lalonde) «Говори как белый» (Speak White) – полный ярости и горечи памфлет, протест против колониализма и угнетения, ставший культурным манифестом национально-освободительной борьбы Квебека в 1960-х годах. Но текст Лепажу никак не давался, несмотря на его опытность как актера, и он позвал на помощь своего бывшего однокурсника Фреда, спившегося ведущего с канадского радио. Так начиналась постановка – по словам автора, спектакль о памяти. На протяжении жизни каждый человек задаёт себе вопросы: «Кто я? Что делает меня тем, что я есть?» Робер Лепаж как признанный маг и чародей даёт точный и универсальный ответ – это память как одна из самых главных составляющих человеческой личности.

9

887 – это номер дома, в котором жила семья Лепажа на авеню Мюррей (Avenue Murray) в Квебеке. Для режиссера это очень личный спектакль, впервые персонаж носит его собственное имя, рассказывая историю своей семьи. Как и в других работах режиссёра, сценография полна технических чудес. Откуда-то из темноты выкатывалась модель многоквартирного дома, в его окнах зажигался свет, появлялись фигурки соседей, о которых вспоминал рассказчик. Потом дом трансформировался в современную квартиру режиссера и гараж, в котором когда-то держал машину его отец, работавший обычным шофером.

10 Игра самого Лепажа в спектакле, хотя она спокойна, почти нейтральна, без сентиментальных, ностальгически-слащавых тонов, оказывает такое мощное завораживающее воздействие, что зритель, по сути, оказывается свидетелем публичной исповеди или сеанса психотерапии, настолько эмоционально и проникновенно рассказывает автор свою историю, в то же время с удивительной лёгкостью обнаруживая в частном – общее, в национальном – глобальное, в особенном – универсальное. Уникальность лепажевской интонации, которой одновременно свойственна наивность и проницательность, покоряет тем, что он представляет мир и населяющих его людей с сочувствием, иронией, любопытством и оттенком удивления по отношению к жизни.
11 Но Лепаж не был бы самим собой, если бы не постарался, как он сам пояснял, найти равновесие между «историей» с маленькой буквы и «Историей» с большой буквы, поскольку одна отсылает к другой. Через рассказ о своём детстве в 1960-е годы, через историю своего дома, жизнь своего двора режиссер выходит на рассказ о политической ситуации в родной провинции в то время. Для Лепажа, как и для остальных квебекцев, очень важна возможность говорить о Квебеке как о самобытной, специфической культуре, которой они очень гордятся. В своём повествовании автор спектакля хотел отобразить, и это ему блестяще удалось, как переплелись история его собственного детства и история общества, которое постепенно начинало обретать самосознание.
12 На Чеховский фестиваль 2019 г. Лепаж привёз свою театральную сагу «Семь притоков реки Ота» – семичасовое путешествие во времени и пространстве, в котором режиссер размышляет о том, как трагедии Хиросимы и Холокоста изменили ход человеческой истории. И хотя в расписании смотра этот показ анонсировался как мировая премьера, таковой её назвать можно довольно условно. Работу над спектаклем Лепаж начал ещё в 1992 г., после поездки в Японию. Первый вариант постановки вышел в 1994 г., а в 1995 г., в год 50-летия с момента бомбардировки, была показана полная семичасовая версия и сыграли её сначала в Квебеке.
13

Лепаж во многих своих интервью не раз подчёркивал, что театр – это искусство памяти, и именно эта составляющая в какой-то степени объединяет два спектакля, о которых идёт речь, хотя по стилистике они совершенно разные. Режиссер поясняет: «…я часто пытаюсь анализировать ключевые исторические события. Но я заметил, что выросло уже несколько поколений, не знающих истории и её цены. И думаю, что именно театр должен сегодня стать настоящим хранилищем человеческой памяти. В театре время гораздо более гибкое, чем в реальной жизни, и позволяет делать то, что кажется невозможным»7.

7. Мария Балабова. Реальность невозможного – спектакль Робера Лепажа на Чеховском фестивале. Вечерняя Москва, 21 июля 2019 г. >>>  
14

В 2020 г. исполняется 75-ая годовщина мировой атомной трагедии, в связи с чем Международный чеховский фестиваль в содружестве с театральной компанией Р. Лепажа «Экс Макина» (Ex Machina) создали обновлённую версию знаменитого спектакля. Эту работу по праву можно считать российско-канадским совместным проектом, так как без помощи российской стороны он вряд ли бы состоялся в виду того, что спектакли канадского мастера требуют очень дорогостоящего технического оснащения. Показ прошёл на сцене театра «Геликон-опера» 19, 20 и 21 июля 2019 года.

15 Постановка состоит из семи актов, разделенных несколькими антрактами от 5 до 45 минут, идёт на французском, английском, немецком и испанском языках с бегущей строкой русских субтитров. В названии фигурирует река Ота, одна из наиболее известных и красивых рек Японии, протекающая по западной территории префектуры Хиросима. По аналогии с ней, внутри сюжета – множество притоков и ручейков, большая история дробится на маленькие, и зрители становятся свидетелями перетекания времён и пространств друг в друга.
16 Отправной точкой создания этой великой театральной работы стал визит Лепажа в Японию в 1992 г. Режиссер не раз признавался в своей любви к этой стране и говорил, что она полностью перевернула его представление о театре и мире. В Хиросиме он встретился с хибакуся – людьми, которые пережили атомную бомбардировку. В Японии эти люди – синоним одиночества: их предпочитают не брать на работу, с ними избегают вступать в брак, так как существует риск рождения детей с отклонениями от нормы. Ему рассказали историю о девушке, которая была обезображена в результате взрыва, и в доме, где она жила, были спрятаны все зеркала. Но однажды соседи нашли у неё под подушкой маленькое зеркальце и губную помаду. Она красила губы, но чтобы никто не заметил, потом стирала и прятала помаду под подушку. Эта история не только тронула Лепажа, но и вдохновила на создание настоящей эпической саги.
17 Спектакль рассказывает о последствиях атомной бомбардировки Хиросимы как прямых, так и опосредованных. Семь глав – это истории разных людей, а связующее их звено – биография японской девочки Ханаке, ослепшей в результате взрыва. В начале спектакля она – маленький ребёнок с завязанными глазами, а в конце – изящная 60-летняя женщина в тёмных очках, которая доживает свою жизнь в семейном доме, выставленном на продажу. Остальные события разбросаны в пятидесятилетнем временном интервале, география охватывает и Японию, и США, и Европу. Вокруг Ханаке концентрируются герои спектакля – её родственники и друзья, судьбы которых то сталкиваются, то расходятся во времени и пространстве. По сути, все действующие лица – своего рода хибакуся, рожденные по обе стороны океана.
18 В этой работе, как и в 9-часовом "Липсинке", восторженно принятым московской публикой в 2009 г., режиссер в очередной раз выступил как непревзойденный рассказчик. Следует отметить, что возрождённый спектакль об историческом времени продемонстрировал движение времени театрального. Размеренный, повествовательный ритм, в поэтике которого был создан спектакль в середине 1990-х годов, в настоящее время воспринимается как особый сценический язык, сейчас не часто встречающийся на театральной сцене и даже уходящий. За двадцать лет изменилось отношение между публикой и сценой, зритель привык к другому театру, более острому, прямолинейному и даже провокационному.
19

Лепаж, следуя тенденциям современного театра, который всё больше уходит от повествовательно-нарративного стиля, основным жанровым элементом своей работы определил его визуальное и звуковое оформление. Недаром в прологе он обозначил жанр работы как «движущиеся картины» (moving pictures). Центральной частью сценографии является фасад дома с черепичной крышей и традиционными для Японии раздвижными дверями. Они работают и как ширмы, и как экраны, и как театр теней, постоянно находясь в движении и взаимодействии. Так, например, раздвижные японские ширмы за несколько секунд превращаются в тесные меблированные комнатки в Нью-Йорке.

20 Следует отдать должное великолепной актерской игре канадских артистов, которые исполняют по несколько ролей одновременно. Как всегда в постановках Лепажа, актерский состав подобран безупречно. Артисты его театральной компании «Экс Макина», занятые в постановке, играют в лучших традициях психологического театра.
21 Лепаж позволяет посмотреть на трагедию Хиросимы из разных точек земного шара, удаляясь и возвращаясь во времени. Но она видится ему не только как конец определённой эпохи и крах человечности, ибо перед лицом смерти все люди беззащитны, сколько как событие, положившее начало новому в человеческом развитии – осознанию того, что границы ничего не стоят. По мнению режиссера, в глобальном смысле атомная катастрофа повлияла на каждого человека, изменила весь ход человеческой истории и разделила мир на «до» и «после».
22

Но спектакль не может дать каких-либо определённых ответов на вопросы, которые он затрагивает, это не в компетенции искусства, оно, как хороший психолог, только подталкивает зрителя к созревшему уже внутри него решению. Как справедливо отмечается в одной из рецензий, «его спектакли не ограничены тем временем, на протяжении которого они идут. Работы Лепажа не заканчиваются им самим, он отдаёт финал на откуп зрителям. Именно поэтому нужно быть внимательным не только к происходящему на сцене, но и к самому себе, к тому контексту, в котором ты сам находишься, и который обязательно обусловит персональное понимание работы, проделанной Лепажем. Не нужно ждать от режиссёра, что он скажет, о чём это или для чего сделано, – надо отвечать на такие вопросы самому»8.

8. Виктор Вилисов. Кто такой Робер Лепаж и почему на его спектакли надо идти даже в кино. Buro 24/7 Russia (независимое он-лайн издание), 24.01.17 >>> 
23 Но не только театр и кинематограф составляют сферу многогранных художественных интересов Лепажа. В творчестве режиссера, в котором очень органично соединяются высокое искусство и новейшие технологии, отчётливо прослеживается тенденция, свойственная современному канадскому искусству – сплав различных жанров и превращение сцены в некое мультимедийное пространство. По мнению Лепажа, сохранение и выживание театрального искусства зависит от его способности видоизменяться, используя новые инструменты и новый язык. Поиски новых средств художественного выражения провоцируют режиссёра на создание мультимедийных проектов, насыщенных виртуальными спецэффектами, которые впоследствии демонстрируются в рамках мировых гастрольных туров.
24 Российский зритель имел возможность познакомиться с этой стороной творчества канадского мастера, посетив международный фестиваль-школу современного искусства «Территория», который объединяет театр, музыку, изобразительное искусство, перфоманс и проекты, созданные на стыке жанров и не всегда вписывающиеся в какую-то одну художественную дисциплину. В октябре – ноябре 2017 г. режиссер в рамках фестиваля выступил не с привычной для себя формой драматической постановки, а со спектаклем виртуальной реальности «Ночь в библиотеке», который был показан в Мультимедиа Арт Музее в Москве. Этот показ был осуществлён с помощью самой современной визуальной техники с использованием технологии видео 360 градусов. Посетители, надев шлемы виртуальной реальности, имели возможность отправиться в воображаемое путешествие по десяти самым знаменитым книгохранилищам по всему миру.
25

Литературным первоисточником спектакля, который Лепаж посвятил 10-летнему юбилею Национальной библиотеки родного Квебека, стала одноимённая книга Альберто Мангеля (Alberto Manguel), канадского писателя, журналиста, переводчика. В отличие от Мангеля, который в своей работе в большей степени сосредоточился на философских и социологических умозаключениях, Лепаж в своей театральной фантазии пошел дальше и придумал целый мир. Воображение режиссёра, для которого не существует преград, объединило в одном действе разные времена – Средние века и современность, разные города и континенты – Сараево, Мехико, Вашингтон, Александрию, Париж, Копенгаген. Вывод, к которому автор подводит современного зрителя: цифровая революция, в эпоху которой мы живём, не столько не обесценивает значение традиционных библиотек, сколько способствует изменению их обликов и функций в сегодняшнем мире. По мнению Лепажа, настоящая библиотека может играть роль и музея, и университета, и храма, и политического клуба.

26

В ходе этого же фестиваля в 2018 г. в Московском музее современного искусства была продемонстрирована видео-инсталляция ученика Р. Лепажа, режиссера из Аргентины Матиаса Умпьереса (Matias Umpierrez) «Музей вымысла I. Империя», в которой знаменитый мэтр согласился принять участие как актер. Когда ученик обратился с этой просьбой к учителю, то Лепаж даже не сразу понял, что это будет за проект, но тем не менее дал согласие, так как ему cамому крайне интересно всё новое и он старается поддерживать новаторские идеи своих более молодых соратников9. Видео-инсталляция создана по мотивам «Макбета» У. Шекспира, в которой действие перенесено в посттоталитарную Испанию 1990-х годов. Лепаж как актер разговаривает репликами леди Макбет.

9. Менторы и филантропы. Елена Стафьева о 15-летии культурной программы Rolex Mentor And Protege. Коммерсант Weekend, №5 от 21.02.2018, с. 32 >>> 
27

Действие разворачивается на четырёх видеоэкранах, которые окружают сидящих в центре зрителей. Смонтированная с помощью видео-арта и перфоманса шекспировская трагедия, когда пуля, вылетающая с одного экрана, попадает в героя на противоположном, вызывает ощущение полной погруженности в происходящее. «При минимальных изобразительных средствах и декорациях перед вами полноценный спектакль, отлично сыгранный, идеально технически собранный, физически погружающий зрителя в центр действия без дополнительных VR-приспособлений, заставляющий переживать»10, – так оценила критика представленную работу. Возможно, согласившись на участие в этом эксперименте, Лепаж со своим учеником хотели показать, как может видоизменяться современный театр, какие новые формы могут быть ему подвластны и органичны.

10. Юлия Короткова. Фестиваль "Территория" сделал ММОМА "Музеем вымысла". The Art Newspaper Russia, 16 октября 2018г. >>> 
28

После имеющей до сих пор огромный успех постановки Лепажа в Театре наций «Гамлет|Коллаж», которую он осуществил в 2013 г. в сотрудничестве с художественным руководителем театра Евгением Мироновым, театральная общественность и простые театралы с нетерпением ждали продолжения работы мастера на российской сцене. В сентябре 2018 г. на сборе труппы Театра наций канадский мэтр, присутствовавший в то время в Москве, и Евгений Миронов объявили о том, что приступают к новой совместной работе. На этот раз свой выбор Лепаж остановил на русской классике – «Мастере и Маргарите» М. Булгакова. Режиссер отметил, что схема подготовки спектакля будет такой же, которой он пользовался в постановке «Гамлет|Коллаж». Все актеры, а их мастер отобрал 13 человек, будут играть по несколько ролей. В сентябре 2019 г. - начало репетиций в Москве, а затем – продолжение работы в Квебеке.. Премьера намечена на 2020 г. Анонсируя свою новую (работу - снять) (постановку), Лепаж заметил: «Для артистов эта работа будет, безусловно, вдохновляющей, поскольку она даёт им возможность выступить в разных образах. А что касается меня, то о чём тут говорить – всем известно, что я очень люблю работать в России и люблю русских артистов»11.

11. "Робер Лепаж поставит "Мастера и Маргариту" в Театре наций". Colta.ru. 19.07.2019 (Общественное СМИ). >>> 
29

Содружество театра-цирка "7 пальцев" и Московского театра мюзикла

 

Не менее плодотворно в российско-канадских культурных связях последнего времени развивается сотрудничество в области циркового искусства. В связи с этим следует отметить, что Канада в настоящее время является общепризнанным мировым цирковым центром. Несомненно, главная заслуга в этом принадлежит феномену успеха знаменитого Цирка дю Солей, который вот уже больше трёх десятилетий радует зрителей по всему миру. Новаторские идеи его создателя Ги Лалиберте, а именно отказ от стереотипов традиционного циркового искусства и от участия животных в цирковых представлениях, оказали огромное влияние на его дальнейшее развитие. Лалиберте и его соратники создали особый творческий стиль, где нашли органичное соединение эстетика театрального спектакля и зрелищность циркового представления. Это направление получило название «новый цирк» (cirque nouveau).

30 В Канаде, а именно в Монреале, в рамках этого направления сформировалась самобытная цирковая школа, которая активно развивается как в художественном, так и в техническом планах. В отличие от российской школы, которая очень сильно привержена традициям, канадская в большей степени открыта новым веяниям в цирковом искусстве. Этому способствует тот факт, что Канада привлекает самых лучших специалистов и тренеров со всего мира. К тому же цирковые компании получают довольно существенное финансирование от правительства и от различных фондов, которые занимаются поддержкой циркового искусства.
31

Наибольшую известность, помимо Цирка дю Солей, на международном уровне имеют канадские театрально-цирковые компании «Цирк Элоиз» и «7 пальцев». Оба коллектива были созданы на волне успеха Цирка дю Солей его бывшими участниками, соответственно в 1993 г. и в 2002 г. «Цирк Элоиз», который впервые приехал в нашу страну в 2007 г. для участия в Международном чеховском фестивале, с тех пор неоднократно гастролировал в России. Так, например, в 2014 г. он привозил в Москву и Санкт-Петербург шоу «Айди» (ID).

32 Компания «7 пальцев» за 17 лет работы прочно заняла свою нишу на международной театральной сцене, демонстрируя устойчивый рост популярности и развития: каждый год приносит новые проекты, из каждого проекта рождаются новые идеи. В творческой лаборатории этой по-настоящему креативной команды, в которой отсутствует постоянная актёрская труппа, работают семь единомышленников – они и художественные руководители, и авторы сценария, и хореографы, и, если надо, актёры. Проекты «7 пальцев» очень разнообразны и не похожи друг на друга – это и собственные спектакли, и бродвейские шоу, создание эксклюзивных мероприятий, работа на телевидении, постановка номеров для олимпийских церемоний и многое другое. Кстати, труппа участвовала в церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
33

В репертуаре «7 пальцев» почти два десятка постановок, коллектив постоянно выступает на крупнейших фестивалях искусств в Европе и Америке. Одним из знаковых проектов стала восстановленная версия бродвейского мюзикла «Пиппин» (Pippin). В 2013 г. спектакль выиграл в четырёх из десяти номинаций главной американской театральной премии «Тони» (в том числе за режиссуру и как лучший восстановленный мюзикл). Ежегодно по всему миру коллектив показывает более 500 спектаклей.

34

Российские зрители познакомились с этой труппой в 2009 г. во время Международного театрального чеховского фестиваля, на котором был показан спектакль «Жизнь» (LaVie). После успешного выступления генеральный продюсер Московского театра мюзикла Давид Смелянский пригласил труппу на гастроли в нашу страну. В 2013 г. театр-цирк «7 пальцев» привёз постановку «Следы» (Traces) – спектакль-размышление о смысле бытия, дополненное сложнейшими цирковыми трюками, выполняемыми без страховки, с элементами скейтбординга и баскетбола, современного танца и кабаре. Через два года, в 2015 г., канадская труппа показала новое акробатическое шоу «Кухня. Откровения» – микс из акробатики, танцевальных элементов, жонглирования, готовки, в котором актёры призывали зрителей при просмотре использовать не только слух и зрение, но и осязание с обонянием.

35

Канадские мастера со всей убедительностью доказали, что создали самостоятельный театр-цирк со своей эстетикой и стилем, где-то провокационным, где-то дерзким, но всегда интеллектуально-ироничным. Не случайно, что постановщик шоу «Кухня. Откровения» Себастьян Солдевилья (Sebastien Soldelvila) был приглашён в качестве режиссёра для большого совместного российско-канадского проекта – мюзикла «Принцесса цирка», сложнейшего синтетического спектакля, в котором нашли органичное соединение театр, музыка и цирк. Как сказала в одном из интервью арт-директор Театра мюзикла Марина Швыдкая, руководившая подготовкой с российской стороны, канадский режиссёр был приглашён, так как в России на данный момент нет такого уровня постановщика, который обладал бы на требуемом уровне искусством соединения цирка и театра.

36

Постановку мюзикла «Принцесса цирка», премьера которого состоялась 12 сентября 2016 г. на сцене Московского театра мюзикла, можно считать успешным примером российско-канадского культурного сотрудничества последних лет. О значимости этого проекта говорит тот факт, что спектакль был включён в программу Чеховского фестиваля 2017 г. В качестве сюжетного мотива был взят знаменитый советский фильм 1958 г. «Мистер Икс», в котором звучала прекрасная музыка Имре Кальмана. «Мы пытались сохранить ностальгический элемент, потому что мне стало понятно, что этот фильм – важная составляющая советского культурного наследия. Это как для Америки "Вестсайдская история"»12, – отметил Себастьян Солдевилья. В представлении задействован сложный актёрский состав – драматические актёры, вокалисты, танцоры, цирковые артисты, хор, поэтому канадский режиссёр очень тщательно подошёл к отбору российских артистов, где главным критерием было умение работать во всех этих жанрах.

12. Интервью Себастьян Солдевилья :"Без смертельного трюка Мистера Икса "Принцессы цирка" не было бы". ТАСС, 16.08.2016г. >>> 
37

Уже стало доброй традицией, что канадская театрально-цирковая компания «7 пальцев» обязательно включает Москву в свой гастрольный график, привозя сюда свои самые свежие работы. 18 ноября 2018 г. в Монреале было представлено новое шоу «Пассажиры» (Passengers). Отраден тот факт, что почётная миссия открыть мировой тур этого проекта была отдана Москве, где 18 января 2019 г. прошла мировая премьера. А уже в июне московские зрители имели возможность посмотреть спектакль «Сны Босха» (Bosch Dreams).

38

Режиссёр спектакля «Пассажиры» Шана Кэролл (Shana Carroll) представила его как рассказ о нескольких случайных попутчиках, встретившихся в вагоне поезда. Их истории – трогательные, иногда резкие, а порой очень чувственные – восемь актёров передают при помощи языка тела, демонстрируя сложнейшую акробатику и потрясающую хореографию. Как всегда, канадские артисты выступают сразу в нескольких жанрах, здесь они также поют и играют на музыкальных инструментах. Общую картину дополняют видео-проекции на огромном экране, которые очень уместно и гармонично оттеняют то, что происходит непосредственно на сцене.

39

При этом немыслимая акробатика, которую показывают канадские артисты, несёт и театрально-смысловую нагрузку. Каждый актёр играет определённого героя, участвующего в своеобразном путешествии – кто-то запутался в жизни, кто-то спасается в поезде от несчастной любви, для кого-то это сеанс психотерапии. Зритель, погружаясь в это действо, может спроецировать обыгрываемую ситуацию на себя, почувствовать себя в дороге, которая, по сути, называется жизнью. Как поясняет идею спектакля его автор Шана Кэрролл, «в путешествии время для недавних незнакомцев останавливается. Размышляя над своим прошлым и будущим, они то грустят о нереализованных возможностях, то предаются утопическим фантазиям. Вдохновлённые движением и сменой пейзажа, они делятся своими историями о бегствах и встречах, потерях и обретениях. И пока пространство заполняют ритмичные звуки поезда, срывая покровы с их жизненного багажа, они срывают покровы с самих себя – друг перед другом и зрителем»13.

13. Анна Ильина. Вагончик тронется. Российская газета. 17.01.2019 [Федеральный выпуск №10]. >>> 
40

«Сны Босха» – спектакль, вдохновлённый картинами великого нидерландского живописца Иеронима Босха, в котором оживают таинственные миры и загадочные персонажи самого мистического художника Северного Возрождения. Постановка спектакля была приурочена к 500-летней годовщине со дня смерти художника и осуществлена совместно с театром «Републик» (Republique), Дания, международным фондом «Иероним Босх – 500» и фестивалем Circolo (Нидерланды). «Не могу представить себе более подходящего жанра для одушевления картин Босха, чем современный цирк! – отмечает автор идеи и режиссер Самюэль Тетро (Samuel Tetreault). – Фантастическая природа и странные летающие существа, люди с их низменными страстями и божественной тягой к свету прямо просятся на театральную сцену, чтобы воплотиться в пластике концептуальной хореографии и акробатики»14.

14. Канадский театр-цирк "7 пальцев" представит спектакль "Сны Босха" в Москве. ТАСС. 03.04.2019. >>>  
41 Несколько прозрачных экранов позволили создать многослойные подвижные картинки, среди которых в какой-то момент возникали актёры, как бы предлагая увидеть то, что осталось за кадром каждой из картин, написанных гениальным художником. В центре представления – одно из самых известных произведений и триптих «Сад земных наслаждений». В шоу задействованы 25 персонажей, выступающих в специальных масках, всё действие сопровождается очень высокого уровня анимацией. Музыка подобрана отлично, а местами становится почти «действующим лицом» представления.
42 Естественно, в цирковом представлении невозможно показать всю сложность и многогранность Босха как художника, но такую задачу и не ставили перед собой авторы. Через красивый визуальный ряд, через музыку, через игру воображения они подводят зрителя к большой истории человеческого самовыражения, а исследовать ли её дальше вглубь – личное дело каждого. Театр-цирк «7 пальцев» даёт нам возможность расширить наше понимание Босха и делают это нестандартно, легко, в соответствии с духом оригинала и на языке XXI века.
43

Заключение

 

В заключение хотелось бы отметить, что существующий уровень российско-канадского культурного взаимодействия, несмотря на ряд успешно осуществленных проектов, может быть гораздо выше, так как обладает большим потенциалом для своего развития исходя из богатого культурного наследия обеих стран. Культура как сфера общественной жизни достаточно далека от политики и экономики и на первый взгляд мало чем может помочь в налаживании полноценных двусторонних связей между Россией и Канадой. Но поддержание культурного диалога, чему мы являемся свидетелями в последнее время, безусловно, в долгосрочном плане будет играть в этом процессе позитивную роль и способствовать устранению непонимания и разногласий между обоими государствами.

References

1. Schukina T.A. Kanadskij teatr v Rossii. SShA  Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2010, №1. s.82-88

2. Schukina T.A. Rossijsko-kanadskij proekt v Teatre natsij. SShA Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2016, №12. s. 75-82.

3. Schukina T.A. Tsirk dyu Solej: velikij proekt kanadtsa Gi Laliberte. SShA  Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura . 2014, № 6. s. 71-78.

4. Ol'ga Fedyanina. Odinochestvo cheloveka-orkestra. Kommersant Weekend. №22 ot 30.06.2017, s. 26 www.kommersant.ru/doc/3331286

5. "Kanadskij rezhisser Rober Lepazh zayavil, chto nadeetsya osuschestvit' novye proekty v Rossii". TASS. Informatsionnoe agentstvo Rossii. Kul'tura. 09.06.2017. http://tass.ru/kultura/4325572 (data obrascheniya – 15.09.2017).

6. "Proekt Andersen" Robera Lepazha v Moskve. Novosti kul'tury. 12.07.2007. http://tvkultura.ru/article/show/article_id/42887 (data obrascheniya – 05.09.2017).

7. Mariya Balabova. Real'nost' nevozmozhnogo – spektakl' Robera Lepazha na Chekhovskom festivale. Vechernyaya Moskva, 21 iyulya 2019 g. www.vm.ru/news/683029.html

8. Viktor Vilisov. Kto takoj Rober Lepazh i pochemu na ego spektakli nado idti dazhe v kino. Buro 24/7 Russia (nezavisimoe on-lajn izdanie), 24.01.17 www.buro247.ru/culture/theatre/kto-takoy-rober-lepazh-i-pochemu-na-ego-spektakli.html

9. Mentory i filantropy. Elena Staf'eva o 15-letii kul'turnoj programmy Rolex Mentor And Protege. Kommersant Weekend, №5 ot 21.02.2018, s. 32 www.kommersant.ru/doc/3548065

10. Yuliya Korotkova. Festival' "Territoriya" sdelal MMOMA "Muzeem vymysla". The Art Newspaper Russia, 16 oktyabrya 2018g. www.theartnewspaper.ru/posts/6194/

11. "Rober Lepazh postavit "Mastera i Margaritu" v Teatre natsij". Colta.ru. 19.07.2019 (Obschestvennoe SMI). www.colta.ru/news/21927-rober-lepazh-postavit-mastera-i-margaritu-v-teatre-natsiy

12. Interv'yu Sebast'yan Soldevil'ya :"Bez smertel'nogo tryuka Mistera Iksa "Printsessy tsirka" ne bylo by". TASS, 16.08.2016g. www.tass.ru/opinions/interviews/3542176

13. Anna Il'ina. Vagonchik tronetsya. Rossijskaya gazeta. 17.01.2019 [Federal'nyj vypusk №10]. www.rg.ru/2019/01/17/reg/cfo/cirk/7/palcev-privezet-v-moskvu-mirovuiu-premeru-passzhiry.html

14. Kanadskij teatr-tsirk "7 pal'tsev" predstavit spektakl' "Sny Boskha" v Moskve. TASS. 03.04.2019. www.tass.ru/kultura/6289800