The State of U.S.-Japan Relations and Their Prospects after the Conclusion of the 2019 Trade Agreement
Table of contents
Share
Metrics
The State of U.S.-Japan Relations and Their Prospects after the Conclusion of the 2019 Trade Agreement
Annotation
PII
S207054760008223-2-1
DOI
10.18254/S207054760008223-2
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Ksenia Chudinova 
Occupation: Junior Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

On September 25, 2019, a trade agreement between Japan and the United States was announced. US President D. Trump holds that this is a victory for his administration, which will help reduce the trade deficit with Japan. In general, the new agreement provides American farmers with access to the Japanese market and, to some extent, creates an atmosphere of stability in bilateral relations.

However, over the time that has passed since the United States exited the TPP, the countries remaining in the free trade zone received significant advantages. For example, access to the Japanese market has become much easier for major agricultural exporters such as Australia, Canada and New Zealand. The Economic Partnership Agreement (EPA) between Japan and the EU entered into force in February 2019. This led to the situation when American manufacturers are already at a disadvantage, and it will not be easy for them to withstand the competition for the Japanese market, even if the new trade agreement enters into force in 2020.

What is extremely important in the light of the U.S. trade war with China and the attempts of the Trump administration to reduce the trade deficit with major partners, the agreement does not include any provisions concerning American tariffs on Japanese vehicles and parts. Thus, the threat of imposing restrictions on these categories of goods, constantly used by the Trump administration as an instrument of pressure in negotiations with Japan (as well as with other countries), remains, although its implementation is still unlikely.

 

Keywords
USA, Japan, trade agreement, trade deficit, import, Trans-Pacific Partnership, election 2020
Received
16.10.2019
Date of publication
20.12.2019
Number of characters
24757
Number of purchasers
12
Views
292
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

Одним из ярких примеров, иллюстрирующим разворот администрации Д. Трампа от многосторонних торговых отношений к двусторонним и от политики поддержки глобализации и многосторонней экономической интеграции при лидирующей роли США к политике протекционизма, является заключённое в сентябре 2019 г. торговое соглашение США с Японией. На его примере можно рассмотреть, кто потенциально станет основным получателем выгоды – США или Япония, является ли это соглашение прогрессом по сравнению с соглашением о Транстихоокеанском партнёрстве, из которого президент Трамп вывел Соединённые Штаты в январе 2017 г., и действительно ли действия администрации в достаточной мере обоснованы экономически или же у них есть иные причины.

2

Состояние двусторонних отношений

 

Место Японии в системе внешнеторговых связей США остаётся важным – в 2018 г. она занимала четвёртое место как торговый партнер Америки, четвёртое место как источник ПИИ и первое – как крупнейший держатель американских государственных ценных бумаг. Доля Японии составляла 4,8% всего американского экспорта, а на японские товары и услуги приходилось 5,7% всего американского импорта1. В 2018 г. экспорт американских товаров и услуг в Японию составлял 121,2 млрд долл., что на 6% больше, чем в 2017 г.: а импорт из Японии – 179,1 млрд долл., что превышает показатель 2017 г. на 4,5%. В итоге дефицит торгового баланса в торговле товарами равнялся 67,6 млрд долл. Необходимо, однако, отметить, что в торговле услугами у США устойчивое положительное сальдо торгового баланса с Японией, равное примерно 10 млрд долларов2.

1. Williams B.R., Cimino-Isaacs C.D. U.S.-Japan Trade Agreement Negotiations // Congressional Research Service. 2019. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 10.10.2019).

2. Japan - International Trade and Investment Country Facts // Bureau of Economic Analysis. 2019. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 01.10.2019).
3

Основными категориями американского экспорта были промышленное оборудование и материалы – их доля составляла 20,3% (24,6 млрд долл.), а импорта – автомобили, автозапчасти и двигатели, на которые приходилось 31,3% (56 млрд долл.) всего японского импорта в США3.

3. Ibid.
4

За последние десятилетия Япония стала одним из крупнейших инвесторов для Соединённых Штатов. Объём японских ПИИ в экономике США вырос по сравнению с 2017 г. на 3,3% и достиг 484,4 млрд долл. Объём же накопленных ПИИ американских фирм в Японии, напротив, в 2018 г. сократился на 2,8% по сравнению с 2017 г. и составлял 125,5 млрд долларов4.

4. Ibid.
5

Взаимосвязь японских ПИИ и экспорта можно показать на примере автомобильной промышленности. В 2018 г. Япония экспортировала в США 1 731 025 автомобилей и грузовиков (при общем количестве 4 817 470)5. Однако, если взять японские активы в США, то на автопром приходится примерно 51 млрд накопленных инвестиций. В 2018 г. на японских заводах в США было выпущено около 3,7 млн автомобилей и грузовиков (и 4,4 млн двигателей). Данные предприятия создают рабочие места для 93 тыс. американцев, если считать только занятых на производстве (а если добавить занятых в продажах и проч., то число рабочих мест значительно увеличивается). 424 тыс. автомобилей были затем экспортированы из США на другие рынки6. Из данного примера понятно, что две экономики отличаются высокой степенью интеграции и взаимозависимости в различных связанных между собой секторах экономики. Безусловно, тарифные ограничения вряд ли могут быть подходящим способом регулирования таких торговых отношений.

5. Motor Vehicle Statistics of Japan // Japan Automobile Manufacturers Associatlon, Inc. 2019. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 14.10.2019).

6. Japanese-brand Automakers Celebrate Their Enduring Partnerships across America // Japan Automobile Manufacturers Associatlon, Inc. 2019. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 14.10.2019).
6 Торговый дефицит много лет оставался источником разногласий между двумя странами и претензий со стороны США, поскольку, хотя формальные тарифные ограничения у Японии остаются довольно низкими, долгое время существовали значительные нетарифные барьеры, препятствовавшие иностранным компаниям успешно функционировать на японском рынке. Особенно сложным периодом в двусторонних отношениях были 1980-е и 1990-е годы, но потом, отчасти из-за периода интенсивного роста экономики США и кризиса в японской экономике, а также в связи с ростом дефицита торгового баланса США с Китаем, уровень беспокойства относительно импорта из Японии снизился. Способствовали этому и японские масштабные инвестиции в американскую промышленность.
7 Можно сказать, что пока Дональд Трамп не стал президентом США, двусторонние американо-японские отношения долгое время развивались довольно спокойно и поступательно. Стороны шли к заключению соглашения о свободной торговле, призванному решить многие старые проблемы во взаимодействии двух экономик.
8

США и Япония в ТТП

 

Таким договором стало Транстихоокеанское партнёрство (ТТП). Для США оно было необходимо в том числе потому, что одной из важнейших проблем американских экспортёров было и отчасти остаётся проведение Японией политики по защите своего рынка от ввоза ряда продуктов (например, ограничение импорта говядины из США).

9

Заинтересованность США в ТТП объяснялась также и тем, что оно могло стать шагом к созданию Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. А Китай, как предполагалось, был бы приглашён к участию уже после того, как основные правила приёма новых государств были бы установлены7.

7. JETRO Global Trade and Investment Report. 2011 // Japan External Trade Organization (JETRO) Overseas Research Department. 2011. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 14.10.2019).
10

Присоединение Японии к ТТП несколько лет являлось предметом дебатов в японском обществе. И лишь в марте 2013 г. было официально заявлено о том, что Япония будет стремиться к участию в переговорах о создании ТТП. Премьер-министру Синдзо Абэ пришлось преодолевать сильное сопротивление оппозиции, обещая, что защита будет сохранена для шести категорий «священных» для японцев сельскохозяйственных продуктов: риса, пшеницы, говядины и свинины, сахара и молочных продуктов8. При значительных усилиях представителей администрации Б. Обамы переговоры по ТТП были завершены, и в феврале 2016 г. договор был подписан. Считалось, что ТТП было образцовым «торговым соглашением XXI века» с высоким уровнем либерализации торговли и инвестиций и широким кругом подпадающих под его действие вопросов в дополнение к торговле товарами, услугами, инвестициями и другим стандартным статьям, включая регламентации по электронной торговле, деятельности государственных предприятий, государственным закупкам, рабочей силе и окружающей среде. Это стало большим шагом как для развития двусторонних отношений, так и для продвижения соглашений об экономическом партнёрстве высокого уровня в регионе. США получили более широкий доступ к японскому рынку не только в сфере торговли товарами, но, как они и добивались в течение долгого времени, в сфере услуг, например, страхования.

8. Urata S. Japan-US Trade Frictions: The Past, the Present and Implications for China-US Trade War // Japan Center for Economic Research. 2019. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 14.10.2019).
11

В ходе переговоров для Японии одной из наиболее противоречивых и сложных тем была либерализация торговли сельскохозяйственной продукцией. Несмотря на противодействие оппозиции, были достигнуты гораздо более серьёзные результаты в этой области, чем в рамках других ССТ. Предполагалось отменить тарифы на ввоз 81% общего объёма сельскохозяйственной продукции после переходного периода. Даже для шести «священных» сельскохозяйственных продуктов было достигнуто снижение тарифов и увеличение импортных квот. Кроме того, США были предоставлены льготные условия в виде специальных квот на ввоз в Японию риса и пшеницы. Для Америки же сложным вопросом была отмена тарифов на автомобили и запчасти, но и эта цель была во многом достигнута9.

9. Ibid.
12

По оценкам П. Петри и М. Пламмера, США должны были получить наибольшую выгоду от ТТП – к 2030 г. соглашение могло увеличить реальные доходы населения США на 131 млрд долл., а годовой экспорт на 357 млрд долл., или на 9,1%10.

10. Petri P.A., Plummer M.G. The Economic Effects of the Trans-Pacific Partnership: New Estimates // Peterson Institute for International Ecomomics. 2016. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 14.10.2019).
13

Внешнеэкономическая политика президента Д. Трампа и переговоры о двустороннем торговом соглашении с Японией

 

Президент Дональд Трамп вывел США из ТТП на третий день своего пребывания на посту – в январе 2017 г. Д. Трамп негативно относится к многосторонним торговым соглашениям и считает, что двусторонние договорённости дают США больше преимуществ. После выхода США оставшиеся 11 членов ТТП под руководством Японии сформировали ЗСТ – Всестороннее прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве (CPTPP), договор был подписан в марте 2018 г. и вступил в силу в декабре того же года.

14

Одной из «тарифных волн» президента Трампа, которые затронули Японию, был ввод тарифов на импорт продукции из стали и алюминия (25% и 10% соответственно), которые были применены в марте 2018 г. в целях «обеспечения национальной безопасности» согласно разделу 232 закона «О расширении торговли» 1962 г.11 Нужно отметить, что Япония, в отличие от многих стран, не ввела контрмеры и не подала жалобу в ВТО, хотя и возражала против применения новых тарифов к своей продукции.

11. Urata S. Japan-US Trade Frictions: The Past, the Present and Implications for China-US Trade War // Japan Center for Economic Research. 2019. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 14.10.2019).
15

Позднее Д. Трамп попросил Министерство торговли провести расследование импорта продукции автомобильной промышленности. В мае 2019 г., по результатам расследования, он объявил, что импорт продукции автомобильной промышленности, в особенности импорт из Японии и ЕС, является угрозой для национальной безопасности, и поручил торговому представителю США в течение полугода провести переговоры по этому вопросу. С тех пор угроза ввода тарифов использовалась американской администрацией для давления на партнёров крайне активно. Так как это важнейшая категория японского экспорта, и на автомобили, автозапчасти и двигатели, к примеру, в 2018 г. приходилось 31,3% (56 млрд долл.) всего японского импорта в США12, для Японии крайне важно было достигнуть компромисса и получить гарантии, что на эту статью экспорта не будут наложены новые ограничения.

12. Japan - International Trade and Investment Country Facts // Bureau of Economic Analysis. 2019. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 01.10.2019).
16 В сентябре 2018 г., в условиях, когда администрация президента Трампа постоянно возвращалась к угрозе введения новых тарифных ограничений на японскую продукцию, США и Япония договорились начать двусторонние торговые переговоры. Для США приоритетными направлениями оставались сельское хозяйство и автомобильный рынок. Одной из причин, по которой США старались обеспечить своим компаниям лучший доступ к японскому рынку сельхозпродукции, была конкуренция с производителями из стран – членов CPTPP, находящимися в лучшем положении, такими как Австралия и Канада. США также традиционно пытались ограничить импорт японских автомобилей и увеличить экспорт американских автомобилей в Японию. Вообще круг обсуждаемых вопросов, что вполне естественно, был довольно близок к ТТП – торговля не только товарами, но и услугами, инвестиции, валютное регулирование.
17

США добились ряда решений в свою пользу при пересмотре Соглашения о свободной торговле с Республикой Корея, а также Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), используя угрозы или зависимость этих стран от американского рынка. Однако японское правительство ясно дало понять, что максимум, который они могут предложить на переговорах, – это условия, ранее зафиксированные в ТТП13. В какой-то степени это решение сузило для японской стороны свободу манёвра, обозначив чёткие границы, в рамках которых они были готовы идти на уступки.

13. Urata S. Japan-US Trade Frictions: The Past, the Present and Implications for China-US Trade War // Japan Center for Economic Research. 2019. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 14.10.2019).
18 Важно, что действия американской стороны во многом подтолкнули другие страны к созданию альтернативных зон свободной торговли, не включающих США. К примеру, были завершены долгие переговоры по ЗСТ между Японией и ЕС, и в феврале 2019 г. соглашение об экономическом партнёрстве вступило в силу. На эти страны в 2018 г. приходилось около 30% американской торговли.
19

Разумеется, американские производители были крайне озабочены тем фактом, что их конкуренты из стран, входящих в CPTPP, а позднее и стран ЕС получили лучшие условия на японском рынке, в том числе, для заключения долгосрочных контрактов. В особенности это затрагивало фермеров, например, тариф на ввоз в Японию говядины, сниженный для импортёров из ЗСТ, для американских фермеров оставался 38,5%14.

14. Williams B.R., Cimino-Isaacs C.D. U.S.-Japan Trade Agreement Negotiations // Congressional Research Service. 2019. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 10.10.2019).
20

Торговое соглашение 2019

 

Итак, переговоры завершены, и первоначальное соглашение достигнуто. Стороны пришли к следующим условиям.

21 Япония обязуется обеспечить американским производителям продуктов питания и сельскохозяйственной продукции расширенный доступ на свой рынок путём отмены тарифов, значительного снижения тарифов или предоставления квот на определённый объём импорта, облагаемый низкими пошлинами (обычно нулевыми). Важно отметить, что тарифный режим в отношении товаров, указанных в соглашении, соответствует режиму, которые Япония предоставляет преимущественно странам, входящим в CPTPP.
22

По данным американского торгового представителя, из общего объёма американских сельскохозяйственных товаров на 14,1 млрд долл., импортированных Японией в 2018 г., беспошлинно были ввезены товары на 5,2 млрд. В соответствии с новым соглашением Япония отменит или снизит тарифы на дополнительные 7,2 млрд долл. на продукты питания и сельскохозяйственную продукцию. После вступления соглашения в силу более 90% импорта продовольствия и сельскохозяйственной продукции из США будут ввозиться в Японию либо беспошлинно, либо в рамках преференциального тарифного режима15.

15. Fact Sheet on Agriculture Related Provisions of the U.S.-Japan Trade Agreement // Office of the United States Trade Representative. 2019. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 14.10.2019).
23

Япония будет поэтапно снижать тарифы на продукцию общей стоимостью 2,9 млрд долл., в том числе на говядину и свинину. К примеру, тариф на импорт говядины постепенно снизится с уже упомянутых 38,5% до 9%, то есть до уровня, согласованного в рамках ТТП16. Тарифы будут немедленно отменены на сельскохозяйственную продукцию стоимостью более 1,3 млрд долл., включая, например, миндаль, грецкие орехи, чернику, клюкву, сорго, брокколи. Поэтапно будут отменены тарифы на другие продукты стоимостью 3,0 млрд долл. Эта группа товаров включает сыры, свинину, птицу, этанол, вино, замороженный картофель, апельсины, свежую вишню, томатную пасту и проч. Для некоторых продуктов преференциальный доступ к рынкам будет обеспечиваться путём введения квот, которые откроют доступ для определённого объёма импорта из Соединённых Штатов по льготной тарифной ставке, обычно нулевой. Под действие данных квот подпадают следующие товары: пшеница, солод, глюкоза, фруктоза, кукурузный крахмал, картофельный крахмал, инулин17.

16. Sugiyama S., Yoshida R. Tokyo touts pact with U.S., but trade experts highlight lack of strong commitments // The Japan Times. 2019. [Electronic resource]. URL: >>> (дата обращения: 04.10.2019).

17. Fact Sheet on Agriculture‐Related Provisions of the U.S.-Japan Trade Agreement // Office of the United States Trade Representative. 2019. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 14.10.2019).
24 Таким образом, когда соглашение вступит в силу, американские фермеры будут иметь примерно одинаковые условия на японском рынке с импортёрами из стран, входящих в CPTPP.
25

Соединённые Штаты в свою очередь обеспечат отмену или сокращение тарифов на импорт сельскохозяйственной продукции из Японии, объём которого в 2018 г. составил около 40 млн долл. В эту группу товаров включены такие продукты, как хурма, зелёный чай, жевательная резинка и соевый соус. США также планируют снижать или отменять тарифы на определённые промышленные товары из Японии, такие как станки, паровые турбины, велосипеды, велосипедные детали, музыкальные инструменты18.

18. Ibid.
26 Важно отметить, что рис и некоторые продукты молочной промышленности (например, масло) не вошли в перечень товаров, по которым Япония отменяет или существенно снижает тарифы. Также останутся в силе тарифы на продукцию авиастроения, оборудование для производства полупроводниковой продукции, бурбон и виски.
27 Но, как видно, японская сторона пошла на значительные уступки.
28

В то время как американские компании в целом поддерживают соглашение, некоторые отрасли, в том числе молочные хозяйства и фермеры, выращивающие рис, выразили обеспокоенность по поводу ограничения их доступа на японский рынок, а также по поводу недостаточной проработки других ключевых вопросов, таких как указание происхождения товара и санитарные и фитосанитарные стандарты. Подобные нетарифные меры часто служат эффективным способом затруднить доступ на японских рынок для иностранных компаний. Обычно эти вопросы входят в число договорённостей в рамках соглашений о свободной торговле19.

19. Williams B.R., Cimino-Isaacs C.D. U.S.-Japan Trade Agreement Negotiations // Congressional Research Service. 2019. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 10.10.2019).
29

Более прогрессивно второе подписанное соглашение – о цифровой торговле. В данной области обе стороны имеют в значительной степени сходные цели, и соглашение отличается высоким уровнем, следуя стандартам, заложенным в ходе переговоров о соглашении между США, Канадой и Мексикой – ЮСМКА (USMCA)20. Ключевые положения договора включают запрет на требования по локализации данных, в том числе для поставщиков финансовых услуг. Запрещён ввод таможенных пошлин на цифровые продукты, передаваемые в электронном виде, такие как видео, музыка, электронные книги, программное обеспечение и игры. Должен быть обеспечен недискриминационный подход к цифровым продуктам, включая их налогообложение. Должна быть обеспечена беспрепятственная трансграничная передача данных. Запрещается произвольный доступ к исходному компьютерному коду и алгоритмам21.

20. Ibid.

21. Fact Sheet on U.S.-Japan Trade Agreement // Office of the United States Trade Representative. 2019. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 14.10.2019).
30 Вопрос только в том, что данное соглашение, в отличие от договора по торговле, требует ратификации Конгрессом, и остаётся неизвестным, удастся ли администрации этого добиться.
31

Возможно, самым значимым является тот факт, что за рамками торгового соглашения остались договорённости по американским тарифным ограничениям на ввоз продукции японской автомобильной промышленности. Представители американской администрации, включая президента, давали устные обещания, что новые тарифы, которыми США долго угрожали Японии, введены не будут. Снижение тарифов на автомобили (сейчас они составляют 2,5%) предусматривалось в ТТП – в течение 25 лет после вступления соглашения в силу (через 25 лет должны были быть отменены все тарифы на ввоз японских автомобилей, через 30 лет – грузовиков)22.

22. The Trans-Pacific Partnership. Bilateral U.S.-Japan Outcomes // Unites States Trade Representative. 2015. [Electronic resource]. URL: >>> (дата обращения: 14.10.2019).
32 Однако в новом соглашении эти статьи отсутствуют, и японской стороне, видимо, пришлось удовлетвориться устными заверениями администрации Д. Трампа в том, что увеличение тарифов в ближайшее время не планируется. Это вполне понятно – президент не хочет терять своих избирателей, занятых в автомобильной промышленности.
33

Заключение

 

По сути, Япония отчасти пожертвовала интересами своих фермеров, чтобы защитить производителей автомобилей.

34 Что любопытно, обратная ситуация сложилась в США: после введения тарифов на импорт продукции из стали и алюминия, многие страны, на которые приходилась значительная часть американского экспорта сельскохозяйственной продукции, (например, Китай), ввели ответные пошлины, от которых в итоге пострадали американские фермеры. Разумеется, перед президентскими выборами администрация сочла необходимым попытаться улучшить их положение.
35

Также данное ограниченное соглашение, по мнению ряда специалистов, противоречит статье XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в рамках ВТО, которая требует, чтобы соглашения о свободной торговле охватывали «практически всю торговлю»23. Однако стороны собираются начать второй этап переговоров в течение четырёх месяцев после вступления в силу первоначального соглашения. Деловые круги США выступают за дальнейшее продвижение к более масштабной сделке с Японией, в то время как другие заинтересованные стороны задаются вопросом: будет ли в обеих странах достаточный политический импульс для достижения прогресса в будущих переговорах?

23. Ibid.
36 В итоге США получают торговое соглашение, позволяющее американским фермерам хотя бы отчасти быть на равных условиях с конкурентами из стран CPTPP и ЕС. Президент Трамп может надеяться на голоса фермеров на выборах 2020 года.
37 А вот каков результат для Японии? И почему японцы согласились на такие условия?
38 Япония в условиях слабого экономического роста, просто не может себе позволить потерять хотя бы часть американского рынка автомобилей и запчастей. И США активно использовали эту зависимость для оказания давления в ходе переговоров.
39 Пока нет оснований считать, что в результате политики администрации Д. Трампа США или Япония получат от двустороннего торгового соглашения ощутимую экономическую выгоду – скорее, речь идёт о минимизации убытков от предыдущих действий администрации по выходу из ТТП.
40 Перспективы представляются не очень утешительными для Японии. Поскольку предполагается заключение более масштабного соглашения о свободной торговле, в ходе переговоров американская сторона, скорее всего, продолжит прибегать к угрозам ввода тарифов на импорт японских автомобилей и запчастей. В этой ситуации Японии останется лишь уклоняться от переговоров или идти на дальнейшие уступки. Шагов навстречу с американской стороны по этому вопросу пока не предвидится – он слишком важен для предвыборной кампании президента Трампа. Маловероятно, что будущее соглашение достигнет уровня Транстихоокеанского партнёрства. Также сомнительно, что оно станет равноценным для обеих сторон и взаимовыгодным.

References

1. Williams B.R., Cimino-Isaacs C.D. U.S.-Japan Trade Agreement Negotiations // Congressional Research Service. 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF11120 (data obrascheniya: 10.10.2019).

2. Japan - International Trade and Investment Country Facts // Bureau of Economic Analysis. 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://apps.bea.gov/international/factsheet/factsheet.cfm?Area=614 (data obrascheniya: 01.10.2019).

3. Ibid.

4. Ibid.

5. Motor Vehicle Statistics of Japan // Japan Automobile Manufacturers Associatlon, Inc. 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.jama-english.jp/publications/MVS2019.pdf (data obrascheniya: 14.10.2019).

6. Japanese-brand Automakers Celebrate Their Enduring Partnerships across America // Japan Automobile Manufacturers Associatlon, Inc. 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.jama.org/japanese-brand-automakers-celebrate-their-enduring-partnerships/ (data obrascheniya: 14.10.2019).

7. JETRO Global Trade and Investment Report. 2011 // Japan External Trade Organization (JETRO) Overseas Research Department. 2011. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.jetro.go.jp/ext_images/en/reports/white_paper/trade_invest_2011.pdf (data obrascheniya: 14.10.2019).

8. Urata S. Japan-US Trade Frictions: The Past, the Present and Implications for China-US Trade War // Japan Center for Economic Research. 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.jcer.or.jp/jcer_download_log.php?post_id=45475&file_post_id=45592 (data obrascheniya: 14.10.2019).

9. Ibid.

10. Petri P.A., Plummer M.G. The Economic Effects of the Trans-Pacific Partnership: New Estimates // Peterson Institute for International Ecomomics. 2016. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.piie.com/publications/wp/wp16-2.pdf (data obrascheniya: 14.10.2019).

11. Urata S. Japan-US Trade Frictions: The Past, the Present and Implications for China-US Trade War // Japan Center for Economic Research. 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.jcer.or.jp/jcer_download_log.php?post_id=45475&file_post_id=45592 (data obrascheniya: 14.10.2019).

12. Japan - International Trade and Investment Country Facts // Bureau of Economic Analysis. 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://apps.bea.gov/international/factsheet/factsheet.cfm?Area=614 (data obrascheniya: 01.10.2019).

13. Urata S. Japan-US Trade Frictions: The Past, the Present and Implications for China-US Trade War // Japan Center for Economic Research. 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.jcer.or.jp/jcer_download_log.php?post_id=45475&file_post_id=45592 (data obrascheniya: 14.10.2019).

14. Williams B.R., Cimino-Isaacs C.D. U.S.-Japan Trade Agreement Negotiations // Congressional Research Service. 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF11120 (data obrascheniya: 10.10.2019).

15. Fact Sheet on Agriculture Related Provisions of the U.S.-Japan Trade Agreement // Office of the United States Trade Representative. 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/fact-sheets/2019/september/fact-sheet-agriculture%E2%80%90related (data obrascheniya: 14.10.2019).

16. Sugiyama S., Yoshida R. Tokyo touts pact with U.S., but trade experts highlight lack of strong commitments // The Japan Times. 2019. [Electronic resource]. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2019/09/26/business/u-s-japan-agree-first-stage-phenomenal-new-trade-accord-trump/#.XabNsi2B3-Y (data obrascheniya: 04.10.2019).

17. Fact Sheet on Agriculture‐Related Provisions of the U.S.-Japan Trade Agreement // Office of the United States Trade Representative. 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/fact-sheets/2019/september/fact-sheet-agriculture%E2%80%90related (data obrascheniya: 14.10.2019).

18. Ibid.

19. Williams B.R., Cimino-Isaacs C.D. U.S.-Japan Trade Agreement Negotiations // Congressional Research Service. 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF11120 (data obrascheniya: 10.10.2019).

20. Ibid.

21. Fact Sheet on U.S.-Japan Trade Agreement // Office of the United States Trade Representative. 2019. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/fact-sheets/2019/september/fact-sheet-us-japan-trade-agreement (data obrascheniya: 14.10.2019).

22. The Trans-Pacific Partnership. Bilateral U.S.-Japan Outcomes // Unites States Trade Representative. 2015. [Electronic resource]. URL: https://ustr.gov/sites/default/files/TPP-Summary-US-Japan-Motor-Vehicle-Trade-Non-Tariff-Measures.pdf (data obrascheniya: 14.10.2019).

23. Ibid.