Young Illegal Immigrants' Political Movement: origins and prospects
Table of contents
Share
Metrics
Young Illegal Immigrants' Political Movement: origins and prospects
Annotation
PII
S207054760008221-0-1
DOI
10.18254/S207054760008221-0
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alexandra Filippenko 
Occupation: Researcher
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

For almost 30 years, Democrats and Republicans have been unable to agree on the urgently needed immigration reform. The only shift in this matter was B. Obama's executive order protecting from deportation the so-called "dreamers" (young illegal immigrants brought into the U.S. by their parents before the age of 18). "Dreamers" struggled to assert themselves as a political force, they managed to overcome the influence of major lobbying organizations and gain White House’s attention. In 2020 Supreme Court will rule on the executive order that D. Trump decided to abolish. This could not only affect almost a million young people, but also the immigrant community as a whole. "Dreamers" have been able to find surprising allies among conservative lawyers and Republican Party donors, which undoubtedly increases their chance of success and gives hope for possible overcoming the conservatives’ and liberals’ polarization.

Keywords
illegal immigrants, immigrants in the US, dreamers, immigration reform, US immigration politics, DACA, DREAM Act
Received
15.10.2019
Date of publication
20.12.2019
Number of characters
38033
Number of purchasers
6
Views
50
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

Кажется, что в предвыборный год невозможно и помыслить об иммиграционной реформе. Особенно сейчас, когда по ключевым вопросам законодатели из Демократической и Республиканской партий разделены строго по партийной линии. Тем не менее, в 2020 г. Верховный суд США вынесет решение, напрямую связанное с нелегальными иммигрантами и которое может быть стимулом для проведения долгожданной реформы.

2

Судьям Верховного суда надлежит постановить, были ли у администрации Д. Трампа достаточно веские причины для отмены исполнительного указа Б. Обамы, который привёл в действие программу «Отложенная депортация для въехавших детьми» (Deferred Action for Childhood Arrivals – DACA). В 2012 г. нелегальным иммигрантам, соответствующим строгим критериям (въехали в Соединённые Штаты до 16 лет, постоянно проживают на территории страны более пяти лет, возраст не более 30 лет, не имеют административных и уголовных взысканий, учатся в старших классах школы или университете, закончили школу/университет или являются ветеранами армии США) было предоставлено право подать прошение о получении платных рабочих виз на два года, с возможностью их последующего продления.

3 Суды низшей инстанции указали, что решение о сворачивании программы, принятое Д. Трампом в 2017 г., не имело достаточного правового обоснования и подчеркнули, что администрация 45-го президента США не смогла предоставить убедительных аргументов в свою пользу в ходе рассмотрения дела.
4

Стоит отметить, что попытка администрации Б. Обамы каким-то образом упорядочить жизнь молодых людей, ввезённых в США до совершеннолетия, стала важнейшим сдвигом в закостеневшей иммиграционной системе США, требовавшей реформирования ещё с начала 2000-х годов. Что особенно интересно – исполнительный указ был подписан не с подачи обширного проиммиграционного лобби, а в связи с растущей поддержкой среди граждан США движения молодых нелегальных иммигрантов, называющих себя «мечтатели» (DREAMers).

5

Предыстория

 

История движения «мечтатели» началась в 2000 г., когда в кулуарах Конгресса шло обсуждение нового иммиграционного законодательства. Тогда (как и сегодня) большинство американцев выступали за предоставление легального статуса постоянно проживающим в США детям, ввезённым в страну по решению родителей. Согласно опросам службы Гэллапа идею легализации молодых людей поддерживают 83% американцев1.

 

1. Newport F. Americans Oppose Border Walls, Favor Dealing With DACA. / Gallup. June 20, 2018. Available at: >>> (accessed 10.10.2019).
6

В 1990-е годы школу ежегодно оканчивали около 65 тыс. нелегальных иммигрантов, живущих в США более пяти лет. Возможность учиться предоставляется нелегальным иммигрантам согласно решению Верховного суда от 1982 г. в деле «Плайер против Доу» (Plyler vs. Doe), где запрещается отказывать в получении образования на основании гражданства детям, постоянно проживающим на территории США.

7 В отношении детей нелегальных иммигрантов американцы стояли на либеральных позициях, большинство граждан США были готовы предоставить разрешение на пребывание тем, кто въехал в страну не по своей воле и соглашались с тем, что тратить государственные средства необходимо в первую очередь на арест и выдворение потенциально опасных нелегальных иммигрантов, а не молодых людей, не совершивших правонарушений.
8 В конце 1990-х годов из США депортировали примерно по 180 тыс. человек в год, 30% из них были задержаны в связи с совершением преступления, а остальные 70% «попадались» во время рейдов по поиску нелегальных иммигрантов. При этом стоимость задержания и депортации каждого составляла в среднем пять тыс. долл. (в 2019 г. – около 10 800 долл.). В 2000 г., по согласованию с Белым домом глава Службы иммиграции и натурализации Д. Мейснер издала распоряжение, согласно которому сотрудникам ведомства надлежало 1) сконцентрироваться на поиске нелегальных иммигрантов, которые могут представлять угрозу для граждан США, и оставить в стороне тех, кто не нарушает закона, 2) сократить число рейдов для поиска нелегальных иммигрантов и перенести акцент проверок и наказаний с работников на работодателей.
9

Развивая идею перераспределения средств для более эффективной работы иммиграционных служб и поиска преступников, 1 августа 2001 г. демократ Ричард «Дик» Дурбин (Richard "Dick" Durbin) и республиканец Оррин Хэтч (Orrin Hatch) внесли на рассмотрение Сената межпартийный законопроект «Развитие, помощь и образование для несовершеннолетних иммигрантов», закон о мечте (Development, Relief, and Education for Alien Minors Act, известный под аббревиатурой DREAM Act), согласно которому статус временной защиты от депортации получали тот, кто:

10
  • на момент первого въезда в Соединённые Штаты был моложе 18 лет;
  • может предоставить доказательство постоянного проживания в Соединённых Штатах на протяжении как минимум четырёх лет;
  • находится в возрасте от 12 до 35 лет на момент принятия законопроекта;
  • учится в школе, поступил или окончил высшее учебное заведение;
  • не имеет административных или уголовных взысканий.
11 Законопроект не был принят, а уже через месяц произошли террористические акты 11 сентября 2001 г., из-за чего все вопросы, непосредственно не касавшиеся обеспечения безопасности американцев, отошли на второй план.
12

Консервативные противники иммиграционной реформы воспользовались тем, что преступники, захватившие самолёты, были иностранцами и, не уточняя, что все террористы въехали в США легально по туристическим, студенческим и бизнес-визам, объявили, что в произошедшем виноваты недостаточно укреплённая граница и сторонники послаблений для иммигрантов. Первым об этом заговорил Дэн Штайн (Dan Stein) директор Федерации американской иммиграционной реформы (Federation for American immigration reform – FAIR), одной из наиболее известных рестрикционистских организаций. Д. Штайн называл закон о мечте видением «из кошмарного сна» (Nightmare Act) и Троянским конём, из-за которого в страну хлынет масса опасных преступников. Идея связи между терроризмом, иммиграцией и безопасностью границ нашла отражение в публичных заявлениях видных правительственных чиновников и известных политиков. Враждебность по отношению к иммиграции де-юре привела к ужесточению пограничного контроля и де-факто к локализации иммиграционной политики путём возложения ответственности за поиск нелегальных иммигрантов на местных должностных лиц.

13

Но неожиданно для себя рестрикционисты встретили серьёзную волну сопротивления в американском обществе, и произошло это благодаря концентрации проиммиграционных организаций вокруг тех, кто продвигал идею легализации детей нелегальных иммигрантов. Традиционно антирестрикционистское лобби было раздробленным, а организации, отстаивавшие права иммигрантов характеризовалась относительно небольшим количеством активных членов, часто вступали в коалиции с различными союзами, представлявшими интересы определённых групп (беженцев, сельскохозяйственных рабочих, кубинцев и др.). Коалиции формировались и разрушались по мере появления различных задач и тем. Только в 2001 г., основанная в честь Роберта Кеннеди Организация за трансформацию общества (Community Change), предприняла усилия по обеспечению большего единства и согласованности действий различных ассоциаций по защите прав иммигрантов. И в конце 2000-х годов законопроект «Развитие, помощь и образование для несовершеннолетних иммигрантов» стал той самой реактивной тягой, которая перезапустила пробуксовывающую иммиграционную реформу и объединила разные антирестрикционистские организации.

14

Становление движения «мечтателей»

 

Сотни тысяч молодых людей, постоянно проживающих в США, сталкивались со специфическим комплексом вызовов, обусловленных их неоднозначным положением. Они ходили в американские школы, играли на улицах, общались только по-английски и стремились двигаться к более масштабным и интересным целям, осуществлять «американскую мечту». Они ощущали себя «нормальными» американцами и оказывались вне закона только когда достигали совершеннолетия, пытались получить водительские права, открыть банковский счёт, найти работу, поступить на службу в армию или подать заявление в высшее учебное заведение. Им требовалось документальное свидетельство своего права на проживание в той стране, которую они считали домом, но к которой формально не принадлежали.

15 Общий жизненный опыт сделал молодых нелегальных иммигрантов особой социальной группой, которая до 2000-х годов не имела обозначения. У них не было политической или общественной силы, представлявшей их интересы, не было общих подходов к иммиграционной реформе и общего понимания истории, не было единого политического голоса. Да и какой политический голос, казалось бы, мог быть у нелегальных иммигрантов? Тот факт, что молодые люди, проживавшие в США нелегально, въехали в страну не самостоятельно (некоторых ввозили в младенчестве, средний возраст въезда у этой группы – шесть лет) вызывал сочувствие у американцев, однако политический климат и эмоциональный накал в Конгрессе не предполагали даже теоретического обсуждения легализации кого бы то ни было, стимулируя более репрессивные меры. Вашингтонские сторонники «закона о мечте» оказались в меньшинстве, и в отсутствие организованной базы он мог бы затеряться, но этого не произошло благодаря нелегальным иммигрантам, не побоявшимся громко заявить о себе всей стране.
16 Политически-активные лица, которых закон затрагивал напрямую, стали называть себя «мечтатели» (dreamers), что постепенно подхватили проиммиграционные группы, либеральные законодатели, а затем и все американцы. Сегодня в социологических опросах и выступлениях политических обозревателей уже не уточняется, кто стоит за термином «мечтатели» – всем известно, что речь о молодых нелегальных иммигрантах. Удивительно, что эта, зародившаяся в общежитиях американских университетов политическая организация, стала движущей силой в борьбе за права иммигрантов и сумела добиться подписания президентом Б. Обамой исполнительного указа, который в Верховном суде пытается оспорить администрация президента Д. Трампа. Ещё больше поражает воображение то, что борьбу в высших эшелонах власти начали группы студентов – нелегальных иммигрантов, людей, которым полагается бояться соприкасаться с государственными органами под страхом депортации или тюремного заключения. Возможно, именно самоотверженность и бесстрашие помогли «мечтателям» завоевать голоса граждан США.
17 После первой неудачной попытки принятия законопроекта «Развитие, помощь и образование для несовершеннолетних иммигрантов» в различных учебных заведениях штата Калифорния начали создаваться маленькие группы, популяризировавшие его среди своих американских друзей. Первыми «мечтателями» стали дети, чьи родители смогли найти деньги на их обучение без грантов, выдающиеся студенты, которые чувствовали свою ответственность за судьбы своих сверстников, которые не могут позволить себе учиться. Группы существовали разрозненно, но, как выяснилось, действовали по схожей схеме: проводили лекции и встречи, где знакомили американцев с историей своего переезда и создавали образ «хорошего иммигранта» в противовес образу террориста и наркоторговца, который рисовали рестрикционисты после трагических событий 11 сентября 2001 года.
18

До эпохи социальных сетей группы объединялись медленно, только к 2003 г. было создано Калифорнийское сообщество «мечтателей», членами которого стали около ста студентов – нелегальных иммигрантов и сочувствующих граждан США. После второй неудачной попытки принятия «закона о мечте» члены сообщества решили провести акцию протеста на Капитолийском холме, о чём разослали информацию в студенческие газеты разных вузов, и калифорнийских «мечтателей» приехали поддержать сотни сверстников из разных штатов. После акции в Вашингтоне небольшие группы «мечтателей» стали возникать по всей стране. В 2004 г. «мечтателями» себя называли уже несколько тысяч человек, тогда же Организация за трансформацию общества создала Движение за справедливую иммиграционную реформу (Fair Immigration Reform Movement – FIRM) с целью координации действий проиммиграционных организаций и продвижения идеи Всеобъемлющей иммиграционной реформы. На тот момент большие иммиграционные лоббисты не восприняли «мечтателей» всерьёз и давали им возможность участвовать в Движении только в качестве волонтёров, без права голоса. Но «мечтатели» удачно воспользовались Движением и сплотились в коалицию «Мы мечтаем вместе» (United we dream). Когда количество постоянных членов коалиции перевалило за 10 тыс. человек, Движение за справедливую иммиграционную реформу взяло на себя юридическую сторону организации работы «Мы мечтаем вместе» (разными группами руководили сами же «мечтатели», поэтому проблемы возникали на каждом шагу – от аренды помещений под мероприятия до организации благотворительных взносов). Но, несмотря на растущее членство, коалиция не имела веса в глазах крупных проиммиграционных групп, которые настаивали на реформировании иммиграционного законодательства в целом и не поддерживали стремление конгрессменов продвигать отдельный законопроект («Развитие, помощь и образование для несовершеннолетних иммигрантов») для «мечтателей».

19

Быстро меняющийся политический климат 2005–2007 гг. способствовал активизации усилий по продвижению иммиграционной реформы. В ходе своего второго срока президент Дж. Буш-младший предпринимал шаги для получения двухпартийной поддержки всеобъемлющей иммиграционной реформы. Одновременно антииммиграционное лобби добивалось принятия ряда рестрикционистских мер, наиболее известной из которых стал законопроект конгрессмена от штата Висконсин Джеймса Сенсенбреннера «Об охране границ, борьбе с терроризмом и нелегальной иммиграции» – самый жёсткий антииммиграционный законопроект за полвека, где нелегальное пересечение границ приравнивалось к уголовному преступлению, облегчался процесс депортации, а любого гражданина США (включая священников), который сознательно помогал нелегальному иммигранту, предлагалось сажать в тюрьму2. Массовые демонстрации против законопроекта Д. Сенсенбреннера в 2006 г. предоставили отличную возможность для координации усилий «мечтателей» в национальном масштабе.

2. Филиппенко А.А. Иммиграционная политика США: очерки истории. / Институт США и Канады РАН. М.: Издательство «Весь мир», 2018. С. 109.
20

Несмотря на нарастающее противостояние многие консервативные конгрессмены одобрительно оценивали «закон о мечте», который неоднократно предлагали рассматривать повторно в качестве отдельного билля. Но крупные иммиграционные лоббисты, не представлявшие интересы «мечтателей», хотели воспользоваться тем, что из всех групп легальных иммигрантов (включая беженцев) граждане США наиболее благожелательно относились к студентам, что ещё важнее – «мечтатели» были единственной группой нелегальных иммигрантов, которую не осуждали 70% американцев (76% демократов и 60% республиканцев)3. Поэтому после консультаций с проиммиграционными организациями демократы решили настаивать на том, чтобы законопроект «Развитие, помощь и образование для несовершеннолетних иммигрантов» стал частью всеобъемлющей реформы. История «мечтателей» действительно находила отклик в душах американцев, она не противоречила морально-этическим и гуманистическим нормам. «Мечтатели» оказались символическими фигурами движения за права иммигрантов, не получив права голоса в общем движении.

3. Khan M. 5 Reasons to Support the DREAM Act. / America’s Voice. September 15, 2010. Available at: >>> (accessed 10.10.2019)
21 Среди членов коалиции «Мы мечтаем вместе» начались дебаты относительно необходимости находиться под руководством крупных организаций, однако с избранием в 2006 г. демократического Конгресса и в 2008 г. президента-демократа, появились надежды на то, что всеобъемлющая реформа может произойти в 2008–2009 гг. Необходимость получения 279 голосов в Конгрессе отодвинула разногласия на второй план, укрепила единство «мечтателей» с крупными лоббистскими организаций, хоть и ненадолго.
22 После провала законопроектов Кеннеди – Маккейна о всеобъемлющей иммиграционной реформе между «мечтателями» и крупными лоббистами вспыхнул конфликт. Переломным моментом, ознаменовавшим важный рывок в эволюции движения за права иммигрантов и становление «мечтателей» как автономной группы, стал 2009 г. Тогда коалиция «Мы мечтаем вместе» заявила себя как самостоятельную и независимую группу. «Мечтатели» перестали быть «детьми» проиммиграционных групп в прямом и переносном смысле – с 2001 г. значительно повысился средний возраст участников движения, к ним присоединялось всё больше граждан США, что давало им возможность занять место за столом официальных переговоров с конгрессменами и влиять на принятие решений о стратегии развития движения за права иммигрантов.
23 «Мечтатели» смогли стать политической силой благодаря созданию единой схемы работы разрозненных ячеек и общей инфраструктуры. Налаженные связи между студентами вузов по всем Соединённым Штатам позволила им постоянно присутствовать в общественной сфере: пикеты, выступления, «неудобные вопросы» конгрессменам на встречах с избирателями – всё это происходило повсеместно, вдобавок к активной кампании в социальных сетях. Горизонтальная структура, разнообразие способов привлечения внимания и позитивная повестка (главная цель – рассказать американцем о том, что «мечтатели» достойны гражданства США и являются лучшими представителями своих народов) – всё это значительно отличало их от движения «Оккупируй Уолл-стрит». Несмотря на то, что движение «Оккупируй Уолл-стрит» смогло добиться пристального внимания публики и прорыва в общественном дискурсе благодаря своим решительным действиям и обширному присутствию в Интернете, у них отсутствовала инфраструктура и общее видение будущего. Без развитых связей и общей цели, новое поколение «мечтателей» постигла бы та же участь, что и активистов «Оккупируй Уолл-стрит». Способность использовать низовые ресурсы и сегодня позволяет новому поколению «мечтателей» оставаться наиболее заметными и сохранять автономию в рамках широкого движения за права иммигрантов.
24

«Отложенная депортация для въехавших детьми» – борьба продолжается

 

Согласно президентскому указу вводилась программа «Отложенная депортация для въехавших детьми» 2012 г., по которой нелегальным иммигрантам, соответствующим строгим критериям, предоставляются рабочие визы на два года с возможностью их последующего продления. Указ стал своеобразной копией законопроекта «Развитие, помощь и образование для несовершеннолетних иммигрантов», отличие заключалось в том, что лица, получившие визы по программе не имели права претендовать на получение другого типа виз, вида на жительство и гражданства. Но даже в таком виде указ изменил к лучшему жизнь «мечтателей», большинство из которых не помнили свою родину и не представляли себе другого дома, кроме США.

25

Почти 700 тыс. молодых людей смогли легально работать, посещать учебные заведения и планировать свою жизнь без постоянной угрозы депортации. Однако, после вступления в должность президента Д. Трампа была объявлена политика «полной нетерпимости» по отношению к нелегальным иммигрантам, включая «мечтателей». 5 сентября 2017 г. генеральный прокурор США Джефф Сешнс (Jeff Sessions) объявил о «свёртывании» визовой программы. Была прекращена процедура приёма новых заявок (многие «мечтатели» не могли подать документы на вступление в программу сразу, так как учились в младшей или средней школе), бенефициарам, чья виза заканчивалась 6 марта 2018 г., не разрешалось более подавать документы на продление. С окончанием виз всех «мечтателей» предполагалось депортировать. В опубликованной служебной записке Белого дома указывалось, что получателям виз по программе следует «использовать оставшееся время для подготовки и организации своего отъезда из Соединённых Штатов»4.

4. Kopan T., Acosta J. Talking Points – DACA Rescission / Tal Kopan, Jim Acosta / CNN. September 6, 2017 Available at: >>> 
26 После обнародования решения о свёртывании программы отдельные штаты решили облегчить жизнь «мечтателей» в рамках своих полномочий. Некоторые штаты (Иллинойс, Калифорния) решили не предоставлять в ведение федеральных властей информацию о получателях виз по программе. Некоторые штаты решили упросить финансовую сторону поступления в высшие учебные заведения. В различных вузах всегда действовали разные правила приёма студентов без документов, но объединяло их одно – расценки на обучение для «мечтателей» были значительно выше, чем для граждан США. Кроме того, «мечтатели», не имеют права на федеральные студенческие займы, а также на совмещение работы и учёбы. Штаты Вашингтон, Вирджиния, Иллинойс, Калифорния, Канзас, Колорадо, Коннектикут, Миннесота, Мэриленд, Небраска, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Нью-Мексико, Оклахома, Орегон, Род-Айленд, Техас, Флорида, Юта приняли законы, согласно которым наиболее выдающимся «мечтателям» было разрешено получать грант на обучение. Таким образом, в случае депортации, уже обучавшиеся в американских университетах молодые люди смогли бы подавать документы на студенческие визы со своей родины.
27

Сотни тысяч людей, долгое время проживавших под страхом депортации, оказались в худшем положении, чем раньше – государству было о них известно абсолютно всё, и выслать их из страны не составило бы никакого труда. «Предполагалось, что политика “полной нетерпимости” станет средством давления на демократов»5 – Д. Трамп предложил продлить программу на три года в обмен на финансирование строительства оградительного барьера («стены») на границе с Мексикой. По данным на 2018 г. большинство американцев выступали против строительства стены (57%) и за легализацию «мечтателей» (83%)6, поэтому демократы в Конгрессе не пошли на сделку с Белым домом и борьба за будущее «мечтателей» переместилась в стены судов.

5. Александров Г.В. Особенности иммиграционной политики администрации Д. Трампа на примере политики разделения семей // Россия и Америка в XXI веке. 2019. Спецвыпуск [электронный ресурс]. Available at: >>> (accessed 10.10.2019). DOI: 10.18254/S207054760005249-0

6. Newport F. Americans Oppose Border Walls, Favor Dealing With DACA. / Gallup. June 20, 2018. Available at: >>> (accessed 10.10.2019)
28

«Мечтатели» в Верховном суде

 

9 января 2018 г. федеральный суд Калифорнии заблокировал прекращение программы Б. Обамы и разрешил возобновление приёма заявлений. Вслед за этим, 13 февраля 2018 г., федеральный суд Нью-Йорка вынес предварительный судебный запрет относительно отмены исполнительного указа Б. Обамы. По состоянию на 2019 г. бенефициары программы могут продлевать свои двухгодичные визы, но новые заявления не принимаются. За 2018 г. по меньшей мере 1 900 человек получили отказ в продлении виз по причине задержек в работе почтовых отделений и были арестованы Иммиграционной и таможенной службой (ICE). На данный момент визы по программе получили 690 тыс. человек. Ситуация остаётся неопределённой и в разгар президентской кампании 2020 г. Верховному суду предстоит принять решение о судьбах сотен тысяч «мечтателей».

29

Администрация Д. Трампа обосновала свёртывание программы тем, что, по мнению Белого дома, исполнительный указ Б. Обамы был неконституционен. В ответ коалиция из 17 штатов (Айова, Вашингтон, Вермонт, Вирджиния, Гавайи, Делавэр, Иллинойс, Колорадо, Коннектикут, Массачусетс, Нью-Йорк, Нью-Мексико, округ Колумбия, Орегон, Пенсильвания, Род-Айленд, Северная Каролина) под руководством прокурора штата Нью-Йорк Летиции Джеймс (Letitia James) подала иск, где утверждается, что попытка администрации Д. Трампа свернуть программу была основана на неправовом доводе. Вопрос о конституционности исполнительного указа Б. Обамы не рассматривался в суде, поэтому решение Министерства внутренней безопасности не может носить юридическую силу, так как основывается лишь на мнении Белого дома относительно нормативно-правовой обоснованности программы.

30 Верховный суд может подтвердить, что решение администрации Д. Трампа было необоснованным и/или представляло собой злоупотребление полномочиями. Тогда Белый дом может начать процесс сначала, но с другим обоснованием и согласно процедуре. Или же суд отменит решения судов низшей инстанции и фактически прекратит программу.
31

Невозможно предугадать решение судей, однако можно с уверенностью утверждать, что шансы на успех «мечтателей» вырасли с 26 сентября 2019 г. Именно тогда стало известно, кто будет представлять организацию «Мы мечтаем вместе» и отдельных бенефициаров программы в Верховном суде. «Мечтатели» обрели неожиданного союзника (которому президент Д. Трамп дважды предлагал должности – в своей администрации и личного адвоката) Теодора Б. Олсона (Theodore B. Olson), одного из основателей общества федералистов, известного правоведа, выступавшего за сильную исполнительную власть, будучи помощником генерального прокурора при президенте Р. Рейгане и заместителем министра юстиции при президенте Дж. Буше-младшем. Бывший высокопоставленный чиновник, Т. Олсон столкнётся с новыми представителями Министерства юстиции на стороне молодых нелегальных иммигрантов. За свою карьеру Т. Олсон представлял в Верховном суде 63 дела, в том числе такие известные, как «Буш против Гора» (Bush vs. Gore), на стороне Дж.У. Буша и «Ситизенс Юнайтед против Федеральной избирательной комиссии» (Citizens United vs. Federal Election Commission), на стороне «Ситизенс Юнайтед». Присоединение к делу именитого коллеги приветствовали адвокат, представляющий коалицию штатов, Майкл Дж. Монган (Michael J. Mongan) и адвокат, представляющий отдельных заявителей, Луис Кортес (Luis Cortes), сам являющийся «мечтателем».

32

В октябре 2019 г. генеральный директор компании «Эппл» (Apple) Тимоти Кук (Timothy Cook) представил в Верховный суд меморандум «друзей суда» (amici curiae), где поддержал коалицию «Мы мечтаем вместе», бенефициаров программы и штаты, выступающие против отмены программы. Т. Кук указал на невозможность существования «Эппл» без иммигрантов, в первую очередь поскольку учредитель компании Стив Джобс – сын иммигранта, а также потому что на данный момент у них трудятся 443 «мечтателя». «Мы наняли их не из доброты или милосердия, а потому что эти “мечтатели” воплощают инновационную стратегию “Эппл”»7, – говорится в заключении меморандума. В прошлом компания подавала amicus curiae касательно других дел, но никогда за подписью генерального директора. Технические гиганты «Амазон», «Гугл», «Майкрософт» и «Фейсбук» присоединились к противникам отмены программы в числе ста компаний, выразивших поддерку «мечтателям».

7. Apple DACA Amicus brief. / Supreme Court of the United States. October 2, 2019. >>> (accessed 10.10.2019)
33 Суд может как рассмотреть, так и оставить в стороне меморандум «Эппл». Однако, что касается общественного резонанса – шаг Т. Кука спровоцировал множество публикаций в прессе и вернул «мечтателей» на первые строчки повестки дня ещё до начала рассмотрения дела в Верховном суде.
34

«Мечтатели» в предвыборный год

 

Позиция президента Д. Трампа относительно «мечтателей» (как и по некоторым другим вопросам, связанным с иммиграционной политикой) изменялась на протяжении предвыборной кампании 2016 г. Но поскольку антииммиграционная риторика принесла Д. Трампу популярность, ожидается, что в 2020 г. президент будет снова настаивать на жёсткой позиции и призовёт депортировать всех нелегальных иммигрантов, вне зависимости от обстоятельств их въезда в США.

35 В Конгрессе «двигателями» законопроекта «Развитие, помощь и образование для несовершеннолетних иммигрантов» всегда становились демократические законодатели. Защитивший «мечтателей» исполнительный указ был подписан президентом-демократом, а решил отменить его президент-республиканец. И хотя «мечтатели» пользуются поддержкой избирателей обеих партий, больше шансов на подписание «закона о мечте» президентом-демократом. В период предвыборной кампании вопросы иммиграции остаются «ахиллесовой пятой» Демократической партии. Проблема для демократов заключается в отсутсвии единого подхода к двум связанным между собой вызовам 1) что фактически делать на границе с Мексикой и на территории США с нелегальными иммигрантами; 2) как противостоять администрации Д. Трампа, которая использовала кризис на границе в качестве предлога для увеличения числа депортаций (всех без разбора), ужесточения иммиграционного контроля (хаос из-за запрета на въезд мусульман) и демонтажа системы защиты беженцев (разделение семей).
36

«Ядерный электорат» демократов потребовал более радикального противостояния с Белым домом и в дебатах демократических праймериз стали высказываться гораздо более либеральные, чем в предыдущих президентских кампаниях, идеи по вопросу иммиграции. Сенатор Берни Сандерс (Bernie Sanders) предложил распространить бесплатное медицинское обслуживание на 11 млн нелегальных иммигрантов. Сенатор Камала Харрис (Kamala Harris) представляла законопроект, разрешающий молодым людям, не имеющим документов, работать в Конгрессе. Бывший министр жилищного строительства Хулиан Кастро (Julian Castro) обещал приравнять незаконное пересечение границы к гражданским правонарушениям (ныне считается уголовным преступлением).

37 Вследствие чего возникают вопросы: пытаясь мобилизовать левых избирателей, не преуменьшает ли партия опасения граждан США относительно иммигрантов, не даёт ли тем самым Д. Трампу преимущество в ключевых колеблющихся штатах и не лишает ли «мечтателей» надежды на принятие законопроекта «Развитие, помощь и образование для несовершеннолетних иммигрантов»?
38

В основе лежит резкий разрыв между мнением либеральных избирателей на демократических праймериз и избирателей на всеобщих выборах по вопросам безопасности и иммиграции, о чём наиболее ярко свидетельствует обширный опрос, проведённый прогрессивной правозащитной группой «Иммиграционный центр» (Immigration Hub) в колеблющихся штатах (в том числе в Пенсильвании и Мичигане, где в 2016 г. Д. Трамп победил с перевесом менее одного процента голосов).

39

Большинство опрошенных избирателей не согласились с высказыванием Д. Трампа о том, что страна «переполнена» и указали, что США должны допускать новых иммигрантов (64%). Большинство (77%) высказались за предоставление «мечтателям» права жить и работать в США. Большинство (52%) негативно оценили иммиграционную политику Д. Трампа. Респонденты, казалось, поддерживают Демократическую партию. Но когда был задан вопрос: «Кому вы больше доверяете в отношении иммиграционной реформы?», большинство (43%) указали на республиканцев. При этом в Пенсильвании и Мичигане первым по популярности был ответ «не знаю» (43%), следом шли республиканцы (37%) и только потом демократы (20%)8.

8. Immigration and the 2020 Elections / Immigration Hub. June 26, 2019. Available at: >>> (accessed 10.10.2019)
40 Это объясняет стратегию Д. Трампа по нагнетанию тревоги, которая подпитывает его электорат, одновременно порождая недовольство кандидатами от Демократической партии среди демократов-центристов и неопределившихся избирателей. По вопросам иммиграции Д. Трамп привлекает на сторону республиканцев белых представителей рабочего класса, которые в противном случае могли бы выбрать демократов. Иммиграционная политика остаётся крайне важна для избирателей, а расхождения между голосующими на праймериз и реалиями всеобщих выборов могут снова принести победу Д. Трампу в штатах Висконсин, Мичиган и Пенсильвания.
41

Перспективы «мечтателей»

 

Конгрессмены предлагали на рассмотрение билль «Развитие, помощь и образование для несовершеннолетних иммигрантов» в 2003, 2004, 2005, 2010, 2011, 2012 гг. В различных версиях содержался ряд принципиальных отличий, но все законопроекты обеспечивали возможность получения легального правового статуса молодым людям, ввезённым в США в детстве. «Закон о мечте» прикрепляли в качестве поправки к законопроектам Кеннеди – Маккейна 2006 и 2007 гг. Ряд законодателей выносили на рассмотрение варианты этого же закона под другим названием. В некоторых случаях он был согласован с 48 соавторами в Сенате и 152 – в Палате представителей. Ближе всего к принятию законопроекта конгрессмены подошли в 2010 г., когда он был одобрен Палатой представителей, но не набрал всего пять голосов, необходимых для прохождения в Сенате.

42 Сегодня, когда вопрос о «мечтателях» переместился в стены суда, есть перспектива компромисса. Поскольку ни демократы, поддерживающие программу Б. Обамы, ни республиканцы, высказывающиеся против неё, не уверены, что выиграют в Верховном суде, они в большей степени склонны уступать и, возможно, согласовать «закон о мечте» в обмен на другие уступки по вопросам иммиграции.
43

«Мечтатели» могут похвастаться неожиданным союзником не только в суде. Молодые нелегальные иммигранты наверняка останутся в поле зрения американских избирателей, поскольку к популяризации идеи их легализации в 2019 г. присоединились миллиардер Чарльз Кох (Charles Koch) владелец мультинациональной корпорации «Кох индастриз» (Koch Industries), которая на протяжении долгих лет щедро спонсировала консервативное крыло Республиканской партии и сегодня является одной из самых мощных сил в консервативных кругах. Когда корпорацией руководили два брата (вместе с Ч. Кохом половиной владел и Девид Кох (David Koch), она сыграла важную роль в резком поднятии шестой консервативной волны в политике и становлении «ультраконсервативного “Движения чаепития” – наспех сколоченного движения белых американских обывателей, пришедших в ужас от “коммунистической” политики Обамы»9. Но после отхода от дел и последующей кончины Д. Коха акцент на поляризации избирателей и партийной политике стал ослабевать.

9. Гарбузов В.Н. Американские консервативные волны // США Канада: экономика, политика, культура. 2016. № 5. С. 6–7.
44

В этом предвыборном цикле сеть доноров под руководством Ч. Коха планирует использовать свои громадные ресурсы для содействия реформированию иммиграционной системы, включая принятие «закона о мечте». В письме, опубликованном журналом «Тайм» Ч. Кох так отозвался о «мечтателях»: «это люди, которые уже продемонстрировали свою приверженность американским ценностям и внесли свой вклад в развитие этой страны, и теперь мы можем сделать что-то для них»10. Однако, стоит оговориться, что внезапный переход на сторону нелегальных иммигрантов не является лишь жестом гуманизма, возможно это связано с тем, что в 2018 г. Иммиграционная и таможенная полиция совершила рейд на сельскохозяйственных предприятиях «Кох индастриз» в Миссисипи и арестовала 680 нелегальных иммигранта. После этого пяти компаниям, входящим в империю Коха, были предъявлены обвинения в нарушении трудового законодательства (включая угрозы, давление и эксплуатацию труда нелегальных иммигрантов).

10. Elliott Philipp Koch Network to Push for Legal Status for Dreamers in 2019 // Time. January 2, 2019. Available at: >>> (accessed 10.10.2019).
45 За многие годы в политике братья Кох собрали вокруг себя самых крупных консервативных доноров. Пока неизвестно, одобрят ли они неожиданный разворот в сторону молодых нелегальных иммигрантов. Но если традиционные спонсоры консервативных республиканцев последуют примеру Ч. Коха, то имея наготове сотни миллионов долларов, они смогут «развернуть» консервативных американцев вслед за собой. Возможно, в 2020 г. будет наконец-то преодолён политический тупик в иммиграционной реформе и будет открыта новая глава в истории «мечтателей».
46

Статистика «мечтателей»

Общее количество нелегальных иммигрантов, проживающих в США

11–11,3 млн. человек

Количество людей, ввезённых в США до совершеннолетия

3,6 млн. человек

Бенефициары программы Б. Обамы

690 тыс. человек

Потенциальные бенефициары на 2019 г. (поступившие в старшие классы школы после отмены программы)

1,8 млн. человек

Средний возраст «мечтателей»

25 лет

Средний возраст, въезда «мечтателей» в США

6 лет

Бенефициары программы, зачисленные или закончившие высшие учебные заведения

97%

Бенефициары программы, проходящие службу в вооруженных силах США за границей в 2019 г.

 

900 человек

Процентная доля бенефициаров программы, статус которых был аннулирован из-за правонарушений (2012 – 2017 гг.)

0,2%

References

1. Newport F. Americans Oppose Border Walls, Favor Dealing With DACA. / Gallup. June 20, 2018. Available at: https://news.gallup.com/poll/235775/americans-oppose-border-walls-favor-dealing-daca.aspx (accessed 10.10.2019).

2. Filippenko A.A. Immigratsionnaya politika SShA: ocherki istorii. / Institut SShA i Kanady RAN. M.: Izdatel'stvo «Ves' mir», 2018. S. 109.

3. Khan M. 5 Reasons to Support the DREAM Act. / America’s Voice. September 15, 2010. Available at: https://americasvoice.org/research/reasons_to_support_the_dream_act/ (accessed 10.10.2019)

4. Kopan T., Acosta J. Talking Points – DACA Rescission / Tal Kopan, Jim Acosta / CNN. September 6, 2017 Available at: http://i2.cdn.turner.com/cnn/2017/images/09/05/daca.talking.points[8].pdf (accessed 10.10.2019).

5. Aleksandrov G.V. Osobennosti immigratsionnoj politiki administratsii D. Trampa na primere politiki razdeleniya semej // Rossiya i Amerika v XXI veke. 2019. Spetsvypusk [ehlektronnyj resurs]. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760005249-0-1/ (accessed 10.10.2019). DOI: 10.18254/S207054760005249-0

6. Newport F. Americans Oppose Border Walls, Favor Dealing With DACA. / Gallup. June 20, 2018. Available at: https://news.gallup.com/poll/235775/americans-oppose-border-walls-favor-dealing-daca.aspx (accessed 10.10.2019)

7. Apple DACA Amicus brief. / Supreme Court of the United States. October 2, 2019. https://www.supremecourt.gov/DocketPDF/18/18-587/117794/20191002154056089_Apple%20Amicus%20Brief.pdf (accessed 10.10.2019)

8. Immigration and the 2020 Elections / Immigration Hub. June 26, 2019. Available at: https://static1.squarespace.com/static/5b60b2381aef1dbe876cd08f/t/5d38b9c91a39bc0001416ecd/1563998672198/Hub+-+GSG+-+2020+Immigration+Survey+-+Analysis+FINAL.pdf (accessed 10.10.2019)

9. Garbuzov V.N. Amerikanskie konservativnye volny // SShA  Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2016. № 5. S. 6–7.

10. Elliott Philipp Koch Network to Push for Legal Status for Dreamers in 2019 // Time. January 2, 2019. Available at: https://time.com/5491587/koch-brothers-network-immigration-reform/ (accessed 10.10.2019).