Тенденции развития партнёрства университетов и бизнеса в США
Тенденции развития партнёрства университетов и бизнеса в США
Аннотация
Код статьи
S207054760008219-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Судакова Наталья Андреевна 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Статья раскрывает современное состояние и основные тенденции развития сотрудничества университетов и бизнеса в США. Подчёркивается, что в условиях новых социально-экономических вызовов объединение совместных усилий университетов и частных компаний при поддержке государства становится одним из важнейших компонентов эффективно функционирующей национальной инновационной системы.

В последние годы появились новые формы и модели взаимодействия с учётом сложившейся тенденции к постепенному усложнению взаимосвязей, различные типы которых имеют разные цели, масштабы и институциональные механизмы развития. 

Сохраняется перманентная необходимость в государственной поддержке НИОКР в университетах. Государственное финансирование дополняет и стимулирует, а не заменяет поддержку со стороны частного сектора. Его увеличение способно привести к большему количеству частных инноваций, ускорению экономического роста и созданию новых рабочих мест.

Хотя большая часть инструментов и механизмов государственной поддержки партнёрства разрабатывается и применяется на федеральном уровне, важную роль играют меры, предпринимаемые на региональном и местном уровнях. Как показывает практика, отдельные меры региональной инновационной политики могут оказывать даже большее влияние на развитие кооперации, например, в региональных кластерах. В настоящее время всё большее число штатов активизируют разработку мер, непосредственно влияющих на развитие НИОКР.

Перед экспертным сообществом и представителями власти встают вопросы эффективности действующих мер государственной инновационной политики, их способности оказать необходимое содействие развитию кооперации в научно-инновационной сфере для обеспечения конкурентных преимуществ страны на мировой арене. Показано, что среди новых государственных инициатив, разработанных действующей администрацией Д. Трампа, Американская инициатива в области искусственного интеллекта может иметь существенный потенциал в части развития приоритетных направлений научных исследований и подчёркивает растущую значимость объединения усилий государства, университетов и бизнеса. 

 

Ключевые слова
США, инновационная экосистема, партнерство университетов и бизнеса, государственная поддержка, открытые инновации
Классификатор
Получено
07.11.2019
Дата публикации
20.12.2019
Всего подписок
84
Всего просмотров
2295
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1

Введение

 

Экономическая модель США уже на протяжении длительного времени демонстрирует высокую степень социально-экономической эффективности и научно-технологического развития в значительной степени благодаря взвешенной научно-технической и инновационной политике, которая проводится на всех уровнях власти и охватывает все ключевые субъекты инновационной деятельности, включая университеты и промышленные компании.

2 Растущее конкурентное давление в сфере науки, образования и инноваций со стороны отдельных развитых стран Европы и быстроразвивающихся стран Азии, прежде всего, Китая, сдвиги в сторону открытых инноваций, когда новый продукт или технология становятся доступными для всех на безвозмездной основе, в том числе для конкурентов, создают новые вызовы для поддержания лидирующих позиций США на мировой арене и обеспечения социально-экономической стабильности внутри страны. Эти обстоятельства вынуждают экономику США адаптироваться к новым условиям и создают предпосылки для дальнейшего развития партнёрских отношений исследовательских университетов и бизнеса, а также для совершенствования действующих и создания новых форм и инструментария государственной поддержки сотрудничества в научно-инновационной сфере.
3

Роль в развитии инновационной экономики

 

Высшие учебные заведения (университеты и колледжи) и промышленные компании – это две значимые составляющие национальной инновационной системы США. Исследовательские университеты несут главное бремя ответственности за реализацию выделенных из всех источников финансовых средств на развитие фундаментальной науки, лежащей в основе успешных инноваций и составляющей базу для процветания страны. Бизнес традиционно берёт на себя основную ответственность по финансированию и реализации средств на прикладные исследования и разработки.

4 Так, в 2015 г. 49,1% (40,9 млрд долл.) общих расходов на фундаментальные исследования из всех источников в размере 83,5 млрд долл. осваивались в университетах, а 26,1% (21,8 млрд долл.) – в промышленности. Для прикладных исследований данные показатели составили 18% (17,4 млрд долл.) и 58,1% (56,5 млрд долл.) соответственно при общем объёме выделенных средств на данный тип исследований в размере 97,1 млрд долл., а для разработок – 1,9% (6,2 млрд долл.) и 88,2% (277,5 млрд долл.) соответственно при общем объёме выделенных средств на данный тип исследований в размере 314,5 млрд долл. (см. рис.).
5

Рисунок

Распределение финансовых средств на фундаментальные, прикладные исследования и разработки по видам исполнителей, 2015 г.,% 

6

Рассчитано по: National Science Foundation. National Science Board. Science and Engineering Indictors, 2018. Appendix Tables 4-3, 4-4, 4-5.Available at: https://www.nsf.gov/statistics/2018/nsb20181/data/appendix (accessed 30.09.2019).

7 В целом по данным за 2015 г. в промышленных лабораториях было освоено 71,8% (355,8 млрд долл.) общего объёма финансирования, выделенного на НИОКР в размере 495,1 млрд долл., а в высших учебных заведениях – 13,1% (64,6 млрд долл.). При этом промышленные компании и исследовательские университеты в совокупности профинансировали 71% (351 млрд долл.) средств на НИОКР при подавляющей доле бизнеса 67% (333,2 млрд долларов).
8

На прикладные исследования компании потратили в том же году 51,7 млрд долл. (53% общего объёма финансирования исследований данного типа в размере 97,1 млрд долл.), а на разработки – 258,8 млрд долл. (82,2% общего объёма средств на разработки в размере 314,5 млрд долларов)1.

1. National Science Foundation. National Science Board. Science and Engineering Indictors, 2018. Appendix Tables 4-6, 4-8, 4-9. Available at: >>> (accessed 30.09.2019)
9 В условиях современных социально-экономических вызовов, связанных с усилением процессов интеграции национальных экономик в глобальную инновационную экосистему, объединение совместных усилий университетов и частных компаний при поддержке государства становится одним из важнейших компонентов эффективно функционирующей национальной инновационной системы. Оно необходимо для совершенствования профессиональных навыков, генерирования, приобретения, адаптации новых знаний и технологий и применения их на практике, а также для стимулирования предпринимательской активности в стране.
10

Как показывает опыт США и ряда других развитых стран, взаимодействие государства, университетов и бизнеса в сфере инноваций даёт массу преимуществ всем его участникам и экономике страны в целом. Оно “позволяет повысить качество финансируемых государством научных исследований, развивать их в приоритетных направлениях государственной научно-технической и инновационной политики”2, а также доводить их до стадии разработки и выведения на рынок. Также растёт динамика движения рабочей силы между государственным и частным сектором.

2. Судакова Н.А. Партнёрство университетов и бизнеса как важный фактор научно-технического лидерства США // США Канада: экономика, политика, культура, 2016, №12 (564), с. 91.
11

“Для университетов такие преимущества партнёрских отношений, как выход на рынок, диверсификация источников финансирования НИОКР, доступ к промышленным базам данных, возможность применения передового и современного оборудования, способны повысить эффективность исследований и увеличить их масштабы”3, расширить образовательные возможности для студентов и профессорско-преподавательского состава, обеспечить доходы в рамках успешных лицензионных соглашений и венчурных предприятий. В результате сотрудничества с бизнесом новые идеи и технологии, рождённые в университетских лабораториях, получают возможности дальнейшего развития и практического использования.

3. Там же. С. 91-92.
12 Промышленным компаниям сотрудничество с образовательными организациями позволяет увеличивать приток высококвалифицированных кадров, получать доступ к университетским лабораториям и оборудованию, экспертным знаниям, интеллектуальной собственности, государственному финансированию и программам поддержки, улучшать коммерческие разработки и технологии, а также сокращать риски путём разделения затрат на НИОКР.
13 Важно и то, что сотрудничество позволяет восполнить нехватку финансирования, которая часто существует на стадии технологической разработки и маркетинга. Таким образом, создаются стимулы к трансферу технологий, росту числа инноваций, расширению рынков сбыта новых знаний и технологий.
14 Таким образом, партнёрство является взаимовыгодным и позволяет высшим учебным заведениям и промышленным компаниям объединять ресурсы и знания для достижения общих целей.
15

Тенденции развития партнёрства при поддержке государства

 

Последние годы отмечены появлением новых форм и моделей взаимодействия научно-образовательных организаций и бизнеса с учётом сложившейся тенденции к постепенному усложнению взаимосвязей, различные типы которых имеют разные цели, масштабы и институциональные механизмы развития. Компании и университеты находятся в перманентном поиске взаимной выгоды в рамках сотрудничества.

16 С одной стороны, постепенный переход частных фирм к стратегии открытых инноваций для повышения доступа к внешним источникам знаний приводит к росту заинтересованности в кооперации с университетами. С другой стороны, начиная с 1990-х годов стратегические миссии университетов уже не ограничиваются традиционным преподаванием и научно-исследовательской деятельностью и дополняются так называемой “третьей” миссией, в большей степени отвечающей потребностям промышленности и способной внести прямой вклад в экономический рост.
17 Указанные три миссии послужили началом отличных друг от друга концепций университета – как образовательной организации, исследовательского и предпринимательского университетов. Партнёрство высших учебных заведений и компаний может иметь место во всех трёх случаях, однако в центре внимания находятся разные виды деятельности. В первом случае это образовательная деятельность, во втором – научно-исследовательская, в третьем – коммерциализация технологий и создание компаний с участием университетов. В любом случае между партнёрами существуют различные взаимные связи.
18 Например, соглашения по развитию совместных исследований могут увеличивать возможности для обучения аспирантов и докторантов. Подобным образом сотрудничество в исследованиях способно привести к созданию стартовых компаний при участии университетов или выдаче лицензий на запатентованные изобретения.
19

В экономической литературе отдельные авторы отмечают некоторые практические сдвиги в сторону создания так называемых университетов развития (developmental universities), которые сотрудничают с внешними агентами (включая компании) не столько с целью коммерциализации изобретений, сколько с более широкой целью – внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны4.

4. Promoting University-Industry Collaboration in Developing Countries/ By Jose Guimon. The Innovation Policy Platform, World Bank, 2013. P. 3. Available at: >>> (accessed 01.09.2019).
20 Параллельно с этим сохраняются многочисленные риски и препятствия для взаимодействий, во многом обусловленные культурными различиями двух основных участников инновационной деятельности. Научное сообщество озадачено выработкой норм сотрудничества с наименьшим ущербом для основных миссий каждого участника.
21

Например, в 2006 г. Национальным советом администраторов университетских исследований (National Council of University Research Administrators, NCURA) и Институтом промышленных исследований (Industrial Research Institute) были разработаны следующие руководящие принципы взаимодействия частных компаний и университетов (Guiding Principles for University-Industry Endeavors):

22 - успешное сотрудничество университетов и бизнеса должно поддерживать миссию каждого партнёра; любая попытка идти вразрез с миссией любого из партнёров обречена на неудачу;
23 - установленные методы и национальные ресурсы должны оказывать содействие долгосрочному партнёрству высших учебных заведений и бизнеса;
24

- университеты и бизнес должны сосредоточиться на преимуществах для каждой из сторон, которые могут возникнуть в результате сотрудничества, направленного на своевременное проведение исследований и их разработку5.

5. Guiding Principles for University-Industry Endeavors. Available at: >>> (accessed 01.10.2019)
25 Данные принципы в одинаковой степени относятся ко всем странам, хотя, как показывает практика, барьеры для кооперации особенно ощутимы в низкодоходных странах. В этих странах университеты зачастую испытывают нехватку финансовых и человеческих ресурсов, мощностей для получения результатов исследований, которые могут быть преобразованы в доходы посредством патентования изобретений, участия в капитале стартовых компаний, консультационных услуг и заключения контрактов. Что касается промышленного сектора, то низкие технологические мощности и незначительная заинтересованность в технологических инновациях часто ограничивают спрос предприятий на внешние знания, которые могут обеспечить университеты.
26 Различные типы взаимосвязей научно-образовательных учреждений и промышленности имеют разные цели, масштабы и институциональное устройство. Сотрудничество может быть более и менее интенсивным и фокусироваться на обучении или научно-исследовательской деятельности. Его также можно охарактеризовать как формальное и неформальное. В первом случае отношения строятся на контрактной основе, участии в капитале партнёрства, участия в исследовательских проектах, патентовании и лицензировании. Во втором – речь идёт о мобильности человеческого капитала, публикациях, взаимодействии на конференциях и заседаниях экспертных групп.
27 По временному интервалу партнёрство подразделяют на краткосрочное и долгосрочное. Краткосрочное партнёрство обычно опирается на решение конкретной проблемы c определённым результатом в рамках контрактных исследований, в процессе консультирования и лицензирования. Долгосрочное партнёрство ассоциируется с совместными проектами и государственно-частными партнёрствами, включая университеты, финансируемые частным сектором, совместные университетско-промышленные исследовательские центры, исследовательские консорциумы. Такое сотрудничество позволяет компаниям заключать контракты на базовый набор услуг и периодически пересматривать их под определённые потребности. В отличие от краткосрочного партнёрства это более гибкое и не ограничивается временными рамками, обеспечивает многофункциональную основу для развития инновационного потенциала компаний в долгосрочной перспективе на базе университетских мощностей.
28 В таблице представлена типология взаимосвязей университетов и бизнеса в зависимости от интенсивности взаимоотношений.
29

Таблица

Взаимосвязь университетов и бизнеса

Интенсивность Тип Характеристика
Высокая (сотрудничество) Исследовательское партнёрство Совместные мероприятия для проведения НИОКР, включая исследовательские консорциумы и совместные проекты
  Исследовательские услуги Связанные с исследованиями виды деятельности, проводимые университетами по поручению индустриальных партнёров, включая контрактные исследования, консультирование, контроль качества, тестирование, сертификацию, разработку прототипов
  Совместно используемая инфраструктура Компании используют университетские лаборатории и оборудование, бизнес-инкубаторы, технопарки, расположенные на территории университетов
Средняя (мобильность) Академическое предпринимательство Разработка и коммерческое применение технологий, выполняемые академическими изобретателями в рамках компаний, которыми они полностью или частично владеют (спин-офф компании)
  Развитие и трансфер человеческих ресурсов Обучение наёмных работников компаний, последипломная специализация выпускников, стажировка профессорско-преподавательского состава и исследователей на предприятиях, привлечение приглашённых преподавателей для обучения представителей бизнеса
Низкая (трансфер) Коммерциализация интеллектуальной собственности Передача компаниям технологий, разработанных и запатентованных университетами, путём предоставления лицензий
  Научные публикации Использование кодифицированных научных знаний в промышленности
  Неформальные контакты Формирование социальных взаимоотношений (конференции, встречи, социальные сети и т.п.)

Источник: Promoting University-Industry Collaboration in Developing Countries/ By Jose Guimon. The Innovation Policy Platform, World Bank, 2013. P. 2. Available at: >>> (accessed 01.09.2019).

30 История становления и развития сотрудничества компаний и университетов в США доказала значимость его поддержки инструментами государственной политики. Именно благодаря такой поддержке в 1980-х годах произошёл расцвет этих взаимоотношений. В тот период были приняты основные законы, создавшие мощную институциональную базу для проведения совместных НИОКР и передачи технологий из академической среды в частный сектор. Главные положения этих законов стали основой для юридического закрепления сотрудничества в сфере инноваций в других развитых странах.
31

Сохраняется перманентная необходимость в государственной поддержке НИОКР в университетах, обусловленная тем, что в практике финансирования бизнесом исследований и разработок в университетах его доля расходов в общем объёме финансовых средств на НИОКР, поступающих в высшие учебные заведения, за весь период ведения официальной статистики (с 1953 г.) не превышала 8%. Исследования показывают, что государственное финансирование дополняет и стимулирует, а не заменяет поддержку со стороны частного сектора. Его увеличение способно привести к бóльшему количеству частных инноваций, ускорению экономического роста и созданию рабочих мест6.

6. Gruber J., Johnson S. Jump-Starting America. How Breakthrough Science Can Revive Economic Growth and the American Dream. Public Affairs, New York. April 2019. P.136.
32

К настоящему времени инновационная политика США накопила достаточно большой арсенал инструментов и механизмов поддержки и стимулирования партнёрства в научно-инновационной сфере, включая прямую финансовую помощь (государственные субсидии, в том числе связанные гранты, целевые кредиты и др.), финансирование специально разработанных программ, прежде всего, многочисленных программ Национального научного фонда США7, совершенствование законодательной базы (налоговое, патентное, антимонопольное законодательство), создание инновационной инфраструктуры (научные и технопарки, бизнес-инкубаторы) и благоприятного климата, оказание услуг в поиске партнёров и построении инновационных сетей, повышение уровня осведомлённости о роли и значении совместной научно-инновационной деятельности и др.

7. Обеспечение социально-экономической безопасности в начале XXI века: опыт США / под. ред. д.э.н., проф. В.Б. Супяна. – М.: Издательство “Весь Мир”, 2017. – 496 с. – С. 198-201. ISBN 978-5-7777-0708-6.
33

Государственно-частное партнёрство в инновационной сфере в США, как известно, опирается на широкую законодательную базу. “Одним из первых и наиболее значимых шагов по налаживанию партнёрских отношений стал закон. Бэя – Доула 1980 г. (The Bayh-Dole Act of 1980), который предоставил университетам, малому бизнесу, другим бесприбыльным организациям патентные права на изобретения, профинансированные в значительной степени за счёт федеральных контрактов и грантов.

34

Закон Стивенсона – Уайдлера “О технологических инновациях” того же года (Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980) обязал федеральные лаборатории способствовать трансферту принадлежащих федеральному правительству технологий в инновационные центры на уровне штатов и на местном уровне, а также в частный сектор, включая университеты.

35

В соответствии с законом “Об инновационном развитии в малом бизнесе” 1982 г. (Small Business Innovation Development Act of 1982) была создана программа поддержки малого бизнеса в инновационных исследованиях (Small Business Innovation Research Program), которая обязала федеральные агентства выделять средства малому бизнесу для участия в научно-технических проектах, связанных с миссиями этих агентств. В 1992 г. вступил в силу одноименный закон “Об инновационном развитии в малом бизнесе” (Small Business Innovation Development Act of 1992), который пересмотрел существующую программу поддержки малого бизнеса в инновационных исследованиях в части увеличения доли бюджета федеральных агентств, направляемой на финансирование инновационных проектов. В соответствии с данным законом была запущена ещё одна значимая программа под управлением Администрации по делам малого бизнеса – программа поддержки трансферта технологий в малом бизнесе (Small Business Technology Transfer Program). Она предусматривает включение малых фирм в совместные исследования при участии федеральных лабораторий, бесприбыльных организаций, университетов, а также в процесс трансфера технологий.

36

Федеральный закон “О трансферте технологий” 1986 г. (Federal Technology Transfer Act of 1986) представляет собой закон Стивенсона – Уайдлера с внесёнными поправками. Он позволяет заключать договоры о совместных исследованиях и разработках (Cooperative Research and Development Agreement, CRADA) между федеральными лабораториями, входящими в консорциум федеральных лабораторий, и научно-исследовательскими подразделениями штатов, промышленными организациями, университетами и другими партнёрами. По договору заключается лицензионное соглашение о передаче запатентованного изобретения, произведённого в федеральной лаборатории, для последующей коммерциализации”8.

8. Судакова Н.А. Партнёрство университетов и бизнеса как важный фактор научно-технического лидерства США //США Канада: экономика, политика, культура, 2016, №12 (564), с. 101-102.
37

Федеральный закон “О трансфере технологии и национальной конкурентоспособности” 1989 г. (National Competitiveness Technology Transfer Act of 1989) внёс изменения в федеральный закон “О трансфере технологий” и расширил сферу применения договоров о совместных исследованиях и разработках на федеральные лаборатории, находящиеся в собственности федерального правительства, но управляемые подрядчиком. Позже закон “О передаче и развитии технологий” 1995 г. (National Technology Transfer and Advancement Act of 1995) дополнил закон Стивенсона – Уайдлера и сделал договоры о совместных исследованиях и разработках более привлекательными для федеральных лабораторий, учёных и промышленности. А закон “О коммерциализации и передаче технологий” 2000 г. (Technology Transfer Commercialization Act of 2000) расширил права по лицензированию в рамках этих договоров для ускорения передачи федеральных технологий.

38

Нельзя не упомянуть выпущенный в октябре 2011 г. президентом США Бараком Обамой меморандум под названием “Ускорение передачи технологии и коммерциализации федеральных исследований в поддержку быстрорастущих компаний” (Accelerating Technology Transfer and Commercialization of Federal Research in Support of High-Growth Businesses), согласно которому федеральным агентствам, обладающим научными лабораториями и в значительной мере вовлечённым в научно-исследовательскую деятельность, следовало разработать планы по стимулированию трансфера технологий и коммерциализации НИОКР, созданных при финансовой поддержке федерального правительства, в партнёрстве с частным сектором, включая университеты, промышленные консорциумы, организации экономического развития, а также региональные и местные органы власти. Эти планы, рассчитанные на пятилетний период (с 2013 по 2017 г.), должны были содержать цели, систему показателей и методы оценки прогресса относительно намеченных целей. После выхода меморандума многие федеральные агентства, включая Национальный институт стандартов и технологий, выпустили доклады, в которых делились опытом лучших практик сотрудничества с университетами и промышленностью9.

9. The Innovative and Entrepreneurial University: Higher Education, Innovation & Entrepreneurship in Focus. U.S. Department of Commerce. Economic Development Administration. Office of Innovation and Entrepreneurship. October 2013. P. 31. Available at: >>> (accessed 01.10.2019).
39

Принятый 6 января 2017 г. закон «Об американских инновациях и конкурентоспособности» (American Innovation and Competitiveness Act of 2017) подчеркнул необходимость стимулирования инновации и трансфера технологий, поддержки участия предприятий частного сектора в научно-исследовательской деятельности на конкурсной основе. Он также внёс ряд изменений и дополнений к закону. «О создании условий в Америке для продвижения передового опыта в технологиях, образовании и науке» 2007 г. (The America COMPETES Act of 2007) и к закону. «О создании условий в Америке для продвижения передового опыта в технологиях, образовании и науке» 2010 г. (The America COMPETES Reauthorization Act of 2010), которые отражают обеспокоенность американских властей сохранением конкурентоспособных позиций страны на мировой арене.

40

Хотя большая часть инструментов и механизмов поддержки сотрудничества университетов и бизнеса разрабатывается и применяется на федеральном уровне, важную роль играют меры, предпринимаемые на региональном и местном уровнях. Как показывает практика, отдельные меры региональной инновационной политики могут оказывать даже большее влияние на развитие кооперации, например, в региональных кластерах. В настоящее время всё больше штатов активизируют разработку мер, непосредственно влияющих на развитие НИОКР.

41 Так, в повестку дня региональных конференций включаются вопросы создания условий для развития внутриштатных инновационных экосистем, поддержки на уровне штатов американской промышленности, создания возможностей для сотрудничества руководства штатов с федеральным правительством.
42 Перед экспертным сообществом и представителями власти встают вопросы эффективности действующих мер государственной инновационной политики, их способности оказать необходимое содействие развитию кооперации в научно-инновационной сфере для ответа на новые вызовы, с которыми столкнулись Соединённые Штаты в последние десятилетия. Отсутствие политической воли в отдельных случаях тормозит принятие важных с точки зрения научного сообщества решений по коррекции этих мер.
43 Пересмотр принципов инновационной политики в пользу сокращения крупных государственных программ научно-технологического развития или повышения избирательности их финансирования в условиях бюджетных ограничений наблюдаются в последние годы во многих развитых странах, включая США. Бюджетные предложения действующего президента страны Д. Трампа на 2018, 2019 и 2020 фин. гг. содержали предложения по сокращению расходов на фундаментальные и прикладные исследования, сокращению ряда программ развития энергетических технологий, экологических исследований, ликвидации программы грантов на морские исследования, главным образом за счёт увеличения бюджета Министерства обороны США. В этой связи актуальными становятся вопросы выработки на государственном уровне новых механизмов для стимулирования активности и взаимодействия всех участников инновационной деятельности, включая университеты и промышленные компании.
44

В данных условиях повышается значимость инструментов косвенного регулирования инновационных процессов, в частности, налоговых стимулов. Например, инструмент налогового исследовательского кредита, разработанный в США в 1981 г. для стимулирования компаний к инновационной деятельности и сотрудничеству с научно-образовательными организациями, активно и результативно применяется до сих пор. С 2015 г. он стал постоянной мерой инновационной политики страны. Однако экспертное сообщество приходит к единому мнению, что необходим пересмотр данного налогового инструмента для создания больших стимулов к сотрудничеству бизнеса с университетами в сфере НИОКР. Налоговая реформа президента Д. Трампа предусматривает изменения в части учёта срока налоговых вычетов, если компании планируют воспользоваться налоговым кредитом на исследования в налоговых периодах после 31 декабря 2021 года10.

10. Daniel F. Laughlin. The TCJA’s effect on future R&D tax credit planning. The Tax Adviser. January 10, 2019. Available at: >>> (accessed 30.09.2019)
45

Налоговая реформа Д. Трампа предусматривает также изменения правил амортизации расходов на научные исследования и разработки. Так, с 1 января 2022 г. компании должны будут амортизировать свои расходы на НИОКР в течение пяти лет и потеряют возможность вычитать их немедленно каждый год, как это было до вступления в силу закона «О сокращении налогов и создании рабочих мест»11. Для зарубежных исследований период амортизации составит 15 лет12. Последствия данной меры оцениваются экспертами неоднозначно и могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на различные экономические показатели.

11. Tax Foundation. Amortizing Research and Development Expenses Under the Tax Cuts and Jobs Act. February 5, 2019. Available at: >>> (accessed 30.09.2019)

12. Daniel F. Laughlin. The TCJA’s effect on future R&D tax credit planning. The Tax Adviser. January 10, 2019. Available at: >>> (accessed 30.09.2019)
46

Как отмечают эксперты Исследовательской службы Конгресса 116-го созыва, к прорывным и конвергентным технологиям, способным внести ощутимый вклад в социально-экономическое развитие страны на современном этапе, относятся мобильные компьютерные системы, социальные сети, облачные технологии, методы обработки “больших данных”, искусственный интеллект, технология блокчейн, автономные транспортные средства, технологии аккумулирования энергии, интернет вещей, редактирование генома13.

13. Gottron F. Science and Technology Issues in the 116th Congress. Congressional Research Service. February 6, 2019. P. 3. Available at: >>> (accessed: 11.09.2019).
47

Среди новых государственных инициатив, разработанных действующей администрацией Д. Трампа, которые обладают существенным потенциалом в части развития приоритетных направлений научных исследований и требуют объединения усилий государства, университетов и бизнеса, особого внимания заслуживает следует выделить Американскую инициативу в области искусственного интеллекта (American Artificial Intelligence Initiative). Она была анонсирована 11 февраля 2019 г. в рамках исполнительного указа президента №13859. Инициатива направлена на продвижение и защиту национальных технологий и инноваций в области искусственного интеллекта. Она реализует общегосударственную стратегию сотрудничества и взаимодействия федерального правительства с частным сектором, научными кругами, общественностью и единомышленниками из числа международных партнёров в рассматриваемой области. Эта стратегия была опубликована 21 июня 2019 г. в рамках обновленной версии национального стратегического плана развития НИОКР в сфере искусственного интеллекта14, и стала восьмой инициативой в дополнение к семи ключевым стратегическим направлениям, первоначально разработанным в 2016 г. Национальным советом по науке и технике. Составители плана исходили из тех соображений, что искусственный интеллект открывает многочисленные возможности, которые ведут к революционным достижениям в области здравоохранения, более безопасной и эффективной транспортировке грузов, персонализированному образованию, передовым научным открытиям, усовершенствованию производства, более точному прогнозированию погоды и т.д.

14. National Science and Technology Council. National AI R&D Strategic Plan: 2019 Update. Available at: >>> (accessed 30.09.2019)
48

Инициатива предписывает федеральному правительству придерживаться пяти основных принципов развития искусственного интеллекта: (1) обеспечение стабильных инвестиций в НИОКР; (2) использование федеральных ресурсов в области искусственного интеллекта; (3) устранение барьеров для инноваций в области искусственного интеллекта; (4) расширение возможностей для получения американскими работниками образования, ориентированного на искусственный интеллект; (5) обеспечение развития международной среды, поддерживающей американские инновации в области искусственного интеллекта, и её ответственного использования15.

15. Artificial Intelligence for the American People. The White House. Available at: >>> (accessed 01.10.2019).
49

Заключение

 

В США сотрудничество академических институтов и частного сектора имеет длинную историю, которая берёт своё начало ещё во второй половине XIX века. Но в последние десятилетия развитие партнёрства при поддержке государства приобретает особую актуальность и значимость на фоне усиления процессов глобализации и международной конкуренции, необходимости обеспечения национальной безопасности и применения междисциплинарных подходов к решению комплексных проблем.

50 Как показывает практика, кооперация усилий университетов и бизнеса в научно-инновационной сфере создаёт мощный противовес многим современным вызовам, способствует дальнейшему развитию науки, инноваций и технологий. Следует учитывать, что национальные инновационные системы большинства развитых стран становятся более интегрированными в глобальные инновационные сети и более зависимыми от внешних источников знаний.
51 Сотрудничество местных компаний с иностранными университетами может играть ключевую роль в приобретении и адаптации знаний, полученных за рубежом. Многие мультинациональные компании рассматривают свои взаимосвязи с университетами в форме офшорных научно-исследовательских центров как главный драйвер интернационализации их научно-технических центров. Задача государства в данном случае заключается в создании стимулов для сотрудничества между дочерними компаниями и местными университетами с целью повышения активности в научно-технической сфере и налаживания процесса передачи знаний и технологий.
52 В сложившихся условиях разработанные и внедрённые в практику инструменты и механизмы государственной инновационной политики США не всегда обеспечивают решение возникающих проблем и противоречий. Новая государственная инициатива в области искусственного интеллекта с опорой на стимулирование государственно-частного партнёрства служит отражением обеспокоенности властей сохранением лидирующих позиций США в экономике и инновационной сфере. Университеты и бизнес в свою очередь стараются найти новые сферы пересечения взаимных интересов для дальнейшего развития партнёрских отношений.

Библиография

1. National Science Foundation. National Science Board. Science and Engineering Indictors, 2018. Appendix Tables 4-6, 4-8, 4-9. Available at: https://www.nsf.gov/statistics/2018/nsb20181/data/appendix (accessed 30.09.2019)

2. Судакова Н.А. Партнёрство университетов и бизнеса как важный фактор научно-технического лидерства США // США  Канада: экономика, политика, культура, 2016, №12 (564), с. 91.

3. Там же. С. 91-92.

4. Promoting University-Industry Collaboration in Developing Countries/ By Jose Guimon. The Innovation Policy Platform, World Bank, 2013. P. 3. Available at: https://www.researchgate.net/publication/278961909_Promoting_university-industry_collaboration_in_developing_countries_Innovation_Policy_PlatformOECD_and_World_Bank (accessed 01.09.2019).

5. Guiding Principles for University-Industry Endeavors. Available at: https://sites.nationalacademies.org/cs/groups/pgasite/documents/webpage/pga_044335.pdf (accessed 01.10.2019)

6. Gruber J., Johnson S. Jump-Starting America. How Breakthrough Science Can Revive Economic Growth and the American Dream. Public Affairs, New York. April 2019. P.136.

7. Обеспечение социально-экономической безопасности в начале XXI века: опыт США / под. ред. д.э.н., проф. В.Б. Супяна. – М.: Издательство “Весь Мир”, 2017. – 496 с. – С. 198-201. ISBN 978-5-7777-0708-6.

8. Судакова Н.А. Партнёрство университетов и бизнеса как важный фактор научно-технического лидерства США //США Канада: экономика, политика, культура, 2016, №12 (564), с. 101-102.

9. The Innovative and Entrepreneurial University: Higher Education, Innovation & Entrepreneurship in Focus. U.S. Department of Commerce. Economic Development Administration. Office of Innovation and Entrepreneurship. October 2013. P. 31. Available at: https://www.eda.gov/pdf/the_innovative_and_entrepreneurial_university_report.pdf (accessed 01.10.2019).

10. Daniel F. Laughlin. The TCJA’s effect on future R&D tax credit planning. The Tax Adviser. January 10, 2019. Available at: https://www.thetaxadviser.com/newsletters/2019/tcja-effect-research-development-tax-credit-planning.html (accessed 30.09.2019)

11. Tax Foundation. Amortizing Research and Development Expenses Under the Tax Cuts and Jobs Act. February 5, 2019. Available at: https://files.taxfoundation.org/20190204170826/Amortizing-Research-and-Development-Expenses-under-the-Tax-Cuts-and-Jobs-Act-FF635.pdf (accessed 30.09.2019)

12. Daniel F. Laughlin. The TCJA’s effect on future R&D tax credit planning. The Tax Adviser. January 10, 2019. Available at: https://www.thetaxadviser.com/newsletters/2019/tcja-effect-research-development-tax-credit-planning.html (accessed 30.09.2019)

13. Gottron F. Science and Technology Issues in the 116th Congress. Congressional Research Service. February 6, 2019. P. 3. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/R45491.pdf (accessed: 11.09.2019).

14. National Science and Technology Council. National AI R&D Strategic Plan: 2019 Update. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2019/06/National-AI-Research-and-Development-Strategic-Plan-2019-Update-June-2019.pdf (accessed 30.09.2019)

15. Artificial Intelligence for the American People. The White House. Available at: https://www.whitehouse.gov/ai/ (accessed 01.10.2019).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести