US-NATO at the final stage of the detente, 1977–1980
Table of contents
Share
Metrics
US-NATO at the final stage of the detente, 1977–1980
Annotation
PII
S207054760008215-3-1
DOI
10.18254/S207054760008215-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Marina Rosina 
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Vyatka State University
Address: Russian Federation, Kirov
Edition
Abstract

The article is devoted to identifying the place and role of the NATO military bloc in the US foreign policy during the presidency of J. Carter. The correlation of confrontation and cooperation trends in the US-Soviet relations at the final stage of the detente is examined. The issue of the arms race, which took place against the backdrop of the discussion of disarmament agreements, is touched upon. The reasons for the occurrence and the process of overcoming the crisis of confidence that arose in the US-NATO relations in the second half of the 1970s are considered. The Carter administration’s position on the prospects for detente, development trends of the US-Soviet relations and cooperation between the United States and European allies in the NATO bloc is examined. Particular attention is paid to the analysis of the unity and divergence of interests of Washington and European NATO members on the problem of the relations with the USSR. The reaction of leaders of states and ordinary citizens to the proposal to deploy new types of weapons in Western Europe is analyzed. The article identifies the basic principles and priority areas of the United States policy towards European members of the North Atlantic Treaty Organization, identifies the factors that have most influenced the formation of the American foreign policy. The author concludes that by the end of the 1970s, there was a deep crisis in the policy of detente of international tension and a real return to an open bipolar confrontation.

Keywords
the U.S. relations with NATO allies, administration of J. Carter, the detente, international relations, the arms race, the Cold War
Received
14.11.2019
Date of publication
20.12.2019
Number of characters
41088
Number of purchasers
6
Views
49
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

УДК 94

2

1970-е годы, отмеченные ослаблением международной напряжённости, интересны тем, что Советский Союз и Соединённые Штаты, являясь, по сути, идеологическими соперниками, позиционировали себя как политические партнёры, налаженный диалог которых должен был предотвратить ядерную войну1. Выступая в амплуа борца за мир, Москва выражала готовность к серьёзным изменениям. В 1971 г. состоялся XXIV съезд КПСС, на котором была озвучена «Программа мира». С целью обеспечения благоприятных условий для построения коммунизма предлагался ряд мер по укреплению международной стабильности. Одной из наиболее радикальных было предложение одновременно аннулировать Организацию Варшавского договора и Североатлантический союз либо полностью ликвидировать их военные организации2.

1. Самуйлов С.М. Внешнеполитический механизм США: эволюция, реформирование, проблемы (1947–2008 гг.): автореф. дис. … докт. ист. наук: 07.00.03. М., 2010.

2. XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза. 30 марта – 9 апреля 1971 года. Стенографический отчёт. Т. 1. с. 53-55.
3 Советский тезис не вызывал энтузиазма за океаном. Даже на фоне ослабления международной напряжённости при всех трёх администрациях 1970-х годов во внешней политике США сохранялась общая логика «сдерживания», для следования которой Североатлантический альянс был необходим.
4

Р. Никсон, являвшийся одним из вдохновителей разрядки, на рубеже 1960х – 1970х годов обозначил важнейшую для США задачу: избегать как гонки вооружений, так и изменения баланса сил в пользу СССР3. Для Вашингтона снижение напряжённости в отношениях с Москвой не означало признания советской гегемонии над Восточной Европой. Приоритетом было определение измеримых, контролируемых условий безопасности и сотрудничества сверхдержав.

3. APP. American Presidency Project. First Annual Report to the Congress on United States Foreign Policy for the 1970's, February 18, 1970 // >>> .
5

Никсон продолжал использовать в своей речи термин «сдерживание», явно указывавший на сохранение биполярной конфронтации. Стремясь сократить материальные затраты США за счёт привлечения европейских финансовых вливаний, он призывал к усилению НАТО, расширению возможностей организации, улучшению взаимодействия между членами4. Тем не менее, позднее администрация Никсона обвинялась оппозицией в «ослаблении военной мощи» США5.

4. APP. American Presidency Project. Fourth Annual Report to the Congress on United States Foreign Policy, May 03, 1973 // >>> .

5. Воробьёва Т.А., Юнгблюд В.Т. Взаимоотношения в треугольнике США–СССР–КНР в конце периода разрядки международной напряженности (1977–1980 гг.) // Вестник МГИМО–Университета. 2019. 1 (64). С. 61.
6

Президент Дж. Форд ориентировался на продолжение разрядки в отношениях с СССР и на укрепление связей со странами НАТО, называя это политикой поддержания безопасности и мира на глобальной основе. Он был сторонником усиления военного потенциала альянса, считая, что его ослабление затруднит продолжение разрядки6. В1976 г. в ходе предвыборной кампании Форд отмечал, что угроза со стороны СССР сохраняется, и союзники США по НАТО не должны обманываться ложным чувством безопасности7.

6. APP. American Presidency Project. Remarks and a Question-and-Answer Session at the Annual Convention of the American Society of Newspaper Editors, April 16, 1975 // >>> ; APP. American Presidency Project. The President's News Conference, May 30, 1975 // >>> ; APP. American Presidency Project. Message to the Congress Transmitting Annual Report of the United States Arms Control and Disarmament Agency, July 29, 1976 // >>>

7. APP. American Presidency Project. Republican Party Platform of 1976, August 18, 1976 // >>> 
7

Важнейшим международным событием того периода стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), увенчавшееся подписанием в 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта. Американским дипломатам удалось добиться привлечения особого внимания к общегуманитарным темам, в первую очередь к проблеме прав человека («третья корзина»)8. Это обстоятельство впоследствии дало западному миру важный «козырь» в отношениях с СССР, предоставив юридические основания для многочисленных обвинений в несоблюдении взятых на себя обязательств. Одновременно хельсинский акт узаконил территориальные итоги Второй мировой войны, что фактически означало признание разделения Германии. Многими американцами и жителями стран Западной Европы это было воспринято как предательство союзников и нанесло ущерб авторитету президента.

8. Зобнин А.В. Консультации Г. Киссинджера и А. Добрынина по вопросу разработки Хельсинского акта // Вестник Ивановского государственного университета. 2015. Вып. 4 (15). История. С. 18-19.
8 На выборах 1976 г. Форд потерпел поражение от кандидата Демократической партии Дж. Картера, который провозгласил приверженность правам человека основой внешней политики США. Международные отношения во второй половине 1970-х годов, когда у власти находилась администрация Картера, были насыщены важными событиями, развитие которых привело к свёртыванию политики разрядки и второму изданию холодной войны. Отношения США с европейскими союзниками были важной частью этого процесса. В этой связи особую значимость приобретают вопросы о месте Североатлантического альянса в стратегических приоритетах, целевых установках и алгоритмах политических действий США на международной арене и специфике отношений Вашингтона с партнёрами по НАТО в 1977–1981 годах.
9

Выдвигая свою кандидатуру на выборы, Картер выступал с программой моральной политики и сохранения лидерства США в мире. Став президентом, он фактически дебютировал в большой политике. До избрания он был малоизвестен, не имел богатого административного опыта и связей с политической элитой (В 1960-х годах он являлся сенатором штата Джорджия, а в 1971–1975 гг. – губернатором там же). Советник президента по национальной безопасности З. Бжезинский вспоминал, что на момент прихода в Белый дом Картер был мало сведущ в международных делах, однако не смущался этим обстоятельством, вникая во всё по ходу дела9. В первые месяцы внешнеполитическая стратегия новой администрации характеризовалась тем, что практические интересы США нередко заменялись нравственными категориями, цели определялись слишком широко и расплывчато. Речь идёт о проблемах защиты прав человека; силовой позиции в отношениях с СССР при продолжении разоруженческого процесса и политического диалога; участия в решении глобальных вопросов; расширения вовлеченности общественности и Конгресса во внешнеполитические дела. Формированием внешней политики занимались Дж. Картер, государственный секретарь С. Вэнс, помощник по национальной безопасности Зб. Бжезинский и представитель США при ООН Э. Янг, зачастую придерживавшиеся разных взглядов.

9. Brzezinski Zb. Power and Principle. Memoirs of the National Security Adviser 1977–1981. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux. 1983. P. 18.
10

В начале 1977 г. президентской командой были определены приоритетные цели: стабилизация военного баланса, усиление и сплочение НАТО, достижение соглашения по ОСВ-2, содействие реализации прав человека во всём мире. Планировалось, с одной стороны, улучшение экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, а с другой – развитие отношений со странами «третьего мира» с целью ослабления советского влияния10. Последнее свидетельствовало о продолжении «сдерживания» Советского Союза.

10. Brzezinski Zb. Op. cit. P. 53–54; Vance C. Hard Choices. Critical Years in America’s Foreign Policy. N.Y.: Simon and Schuster, 1983. P. 44; White House Diary Jimmy Carter. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2010. P. 45.
11

Смена администрации не могла не повлиять на отношения лидеров США и СССР. Советский посол в Бонне В. Фалин в декабре 1976 г. предупреждал Москву, что Картер будет «настоящей напастью», а его администрация возродит «дух холодной войны»11. Советской стороне было проще взаимодействовать с Никсоном и Фордом, предрасположенными к неформальному общению с Брежневым. Картер являлся более официальным и дистантным в контактах с СССР, он был религиозен, и его политика изначально позиционировалась как гуманистичная и моральная, вынуждающая думать о соотношении целей и средств их достижения12. К тому же во второй половине 1970-х годов ухудшилось состояние здоровья советского лидера Л.И. Брежнева, что ограничивало возможности его личного участия в управлении страной.

11. Фалин В. Без скидок на обстоятельства. М.: Республика, 1999. С. 335.

12. Brzezinski Zb. Op. cit. P. 48–49.
12

В первый год президентства Картер был настроен в отношении СССР достаточно миролюбиво. 23 сентября 1977 г. он сделал в своём дневнике запись о встрече с советским министром иностранных дел А.А. Громыко. В ней отмечалось, что нормализация отношений между Вашингтоном и Москвой важна для всего мира. Президент находил обнадёживающей перспективу налаживания диалога СССР с членами НАТО и США – со странами ОВД13. Со второй половины 1950-х годов альянс отслеживал особенности развития СССР и Восточной Европы, уделяя внимание как политическим, так и экономическим аспектам. В подготовленном в 1978 г. экспертами НАТО анализе социально-политической ситуации в СССР эпоха Брежнева была названа периодом стабильности, дававшим гражданам чувство немыслимой прежде личной безопасности14.

13. White House Diary ... P. 105.

14. Hatzivassiliou E. Pointing to the Emerging Soviet Dead Ends NATO Analysis of the Soviet Economy, 1971-1982. P. 7, 12. P. 56.
13

С первых же месяцев пребывания у власти новой администрации при выработке тактики в отношении Советского Союза стали возникать разногласия между государственным секретарём С. Вэнсом и советником президента по национальной безопасности З. Бжезинским. Первый считал необходимым сохранять стабильность в отношениях США и СССР в том числе ради продвижения процесса египетско-израильского урегулирования. Второй придерживался антисоветской позиции и являлся сторонником налаживания американо-китайских отношений15, что не нравилось Кремлю. Произошедшая во второй половине 1970-х годов череда кризисов в странах «третьего мира» безапелляционно трактовалась Бжезинским как успех СССР и усиливала антисоветские тенденции в американской политике16.

15. Воробьёва Т.А., Юнгблюд В.Т. Взаимоотношения в треугольнике... С. 68–69.

16. Воробьёва Т. А., Юнгблюд В. Т. Афганистан в политике СССР и США в 1979 г. // Вопросы истории. 2016. № 10.; Brzezinski Zb. Op. cit. P. 404.
14

Ситуация усугублялась тем, что президенту всё чаще стала поступать информация, о военном усилении Советского Союза и нарастающем отставании США. В 1976 г. СССР принял на вооружение новый ракетный комплекс с баллистическими ракетами средней дальности. В Советском Союзе этот подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) получил название «Пионер» (по договору РСМД он известен как РСД-10, а по классификации США и НАТО – SS-20). Каждый из мобильных ракетных комплексов такого вида имел три боеголовки с расширенным радиусом действия, покрывавшим все европейские столицы стран НАТО. Соглашения по ОСВ на такой тип ракет не распространялись, что позволяло размещать их в Европе.

15

Министерство обороны США, возглавляемое Г. Брауном, информировало президента, что силы НАТО ощутимо уступают ОВД по многим видам вооружений. В этой связи рекомендовалось использовать технологии, объединяющие разведку с системами вооружений, военным командованием и контролем17. Особое значение приобрела проблема космического оружия: спутники стали играть огромную роль в разведке, коммуникациях, координации действий вооружённых сил и т.д.18 В июле 1977 г. Картер публично признал, что без применения атомного оружия НАТО не способна отразить вторжение войск Варшавского договора, поэтому приоритетом в американском бюджете являются расходы на оборону19.

17. Документ не датирован, но расположен в архиве между материалами от 20 июня 1977 и 9 июля1977. FRUS. 1977–1980. Vol. XXVIII. Organization and Management of Foreign Policy. Wash., 2016. P. 284–285.

18. Подробнее см.: Юнгблюд В.Т., Збоев А.В. Советско-американские переговоры 1978–1979 годов по запрещению противоспутникового оружия // Международные процессы. 2019. Т. 17. № 1 (56). С. 6-21; Они же. Развитие военно-космических программ США в период разрядки // Россия и Америка в XXI веке. 2017. № 3. С. 10.

19. APP. American Presidency Project. The President's News Conference, July 12, 1977 // >>>
16

Президент находился в незавидном положении, поскольку предшествовавшими администрациями был взят курс на снижение военного бюджета США и усиление переговорной линии с СССР. Это соответствовало духу разрядки и импонировало широкой общественности не только США, но и всего мира. Увеличение расходов на вооружения являлось непопулярной мерой и было чревато риском закрепить за американским лидером репутацию поджигателя войны. Картеру не нравилось, что советская пропаганда успешно позиционировала СССР как единственную державу, выступающую за мир во всём мире. Подобный образ был очень важен и для Соединённых Штатов Америки. Урегулирование региональных споров путём переговоров, создание механизмов контроля над ядерными вооружениями в сочетании с последовательным укреплением военного потенциала, по его мнению, должны были закрепить за США образ миротворца20.

20. Carter J. Keeping Faith. Memoirs of a President Jimmy Carter. 1982. N.Y: Bantam Books. P. 223.
17

В сложившихся условиях рационально было действовать в единстве с партнёрами по Североатлантическому альянсу. Картер подчёркивал приверженность Соединённых Штатов идее укрепления НАТО как краеугольного камня безопасности Запада. Важнейшей задачей администрации он считал сохранение политического и военного баланса в Европе и укрепление американского лидерства в альянсе21. Советский посол в Вашингтоне А.Ф. Добрынин вспоминал, что девизом США в тот период было «вооружать саму Западную Европу и усиливать американское военное присутствие там»22.

21. Vance C. Op. cit. P. 64–65.

22. Добрынин А.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962–1986 гг.). М.: Международные отношения, 2019. С. 423.
18

Г. Браун утверждал, что безопасность США зависит от распределения их силы в мире и невозможна без чёткого взаимодействия с союзниками и предостерегал, что если не удастся решить эту проблему, то разобщённостью членов НАТО воспользуется Советский Союз23. Важно было осуществить переоценку роли альянса в межблоковых отношениях, чтобы повысить эффективность консультаций между союзниками и оборонных программ НАТО24.

23. FRUS. 1977–1980. Vol. II, Human Rights and Humanitarian. Wash., 2013. P. 229.

24. FRUS. 1977–1980. Vol. III. Foreign Economic Policy. Wash., 2013. P. 59–62.; Юнгблюд В.Т., Збоев А.В. Развитие военно-космических программ США… С. 10.
19

В мае 1977 г. на встрече лидеров блока в Лондоне Картер отметил, что альянс должен усиливаться и крепнуть. Он акцентировал внимание на позитивном опыте выработки западной стратегии СБСЕ, в том числе по «третьей корзине»25. Американский лидер призывал к увеличению бюджетов на стандартизацию военного оборудования альянса и усиление возможностей в ведении войны неядерными средствами и добился того, что Советом НАТО было принято решение о повышении ежегодных военных бюджетов членов блока на 3% с учётом инфляции26. Оказывая влияние на формирование повестки Совета НАТО и ратуя за всеобщую безопасность, Вашингтон стремился к сплочению с Западной Европой и увеличению финансирования вооружённых сил альянса.

25. FRUS. 1977–1980. Vol. XXX. Public Diplomacy. Wash., 2016. P. 188.

26. White House Diary… P. 51.; Brzezinski Zb. Op. cit. P. 56, 290, 293.; Vance C. Op. cit. P. 65; Добрынин А.Ф. Указ. соч. С. 423.
20

Картеру не хватало пространства для маневра: выполняя предвыборные обещания уменьшить военные расходы на 5–7 млрд долл., в 1977 г. он вынужден был обеспечить сокращение военных ассигнований (бюджет Форда на 1978 фин. г. составил 123 млрд долл., а Картера – 117 млрд долл., утверждённых Конгрессом)27. При этом уже в январе 1978 г. президент выступил перед Конгрессом с заявлением о необходимости увеличения расходов на оборону и улучшение боеспособности сил НАТО28.

27. См. APP. American Presidency Project. Administration's First-Year Accomplishments Summary of Domestic and National Security and Foreign Policy Accomplishments, December 17, 1977 // >>>

28. См. APP. American Presidency Project. he State of the Union Annual Message to the Congress, January 19, 1978 // >>>
21

В своих выступлениях Картер позиционировал НАТО как неотъемлемую часть национальной политики США и важнейший инструмент её реализации. Стремление к согласию внутри блока осложнялось как минимум двумя обстоятельствами. Первым из них была проблема Кипра, обострившая турецко-греческие отношения и приведшая к выходу Греции из военной организации НАТО. В июле 1974 г. на Кипре произошёл военный переворот, в ходе которого террористическая организация греков-киприотов (ЭОКА-В) свергла президента Кипра. Турция увидела в этом опасность своим интересам и отправила на остров тридцатитысячный военный корпус, который занял около 35% территории. 14 августа 1974 г. в условиях кипрского кризиса, премьер-министр К. Караманлис заявил о выходе Греции из военной организации НАТО, объясняя этот шаг неспособностью блока предотвратить вооружённый конфликт между двумя своими членами – Грецией и Турцией. Картер считал, что для альянса жизненно необходимо налаживание турецко-греческих отношений и возвращение Греции в блок29.

29. White House Diary… P. 128.
22 Второй, гораздо более серьёзной проблемой, стал кризис доверия европейских членов НАТО к США, постепенно склонявшимся к отходу от политики разрядки. Главной целью европейских членов альянса было обеспечение гарантий собственной безопасности и экономического благополучия. Многие из них выступали за продолжение стабилизации отношений с СССР. ФРГ и Франция стремились к укреплению своих позиций как независимых игроков на мировой арене, что предполагало отсутствие полного подчинения командам из Вашингтона. Однако обеспечение безопасности региона без участия США в тот период казалось невозможным.
23

Европейские члены НАТО были особенно обеспокоены тем, что процесс ОСВ оставлял за рамками переговоров ядерные средства средней дальности в Европе30. Развёртывание советских SS-20 создавало угрозу практически для всех европейских членов альянса. Поскольку ракеты были нацелены на Западную Европу, возникли опасения, что СССР может нанести превентивный удар по военным и коммуникационным объектам НАТО, чтобы не позволить США прийти на помощь европейцам. Ставилась под сомнение и решимость Вашингтона прибегнуть к ядерному возмездию при помощи оружия морского базирования либо оружия, размещённого на территории Северной Америки.

30. Vance C. Op. cit. P. 67; Добрынин А.Ф. Указ. соч. С. 451.
24

Наиболее решительно об этих опасениях заявлял западногерманский канцлер Г. Шмидт. ФРГ в тот период играла в альянсе особую роль. Фактически именно Шмидт озвучивал американцам опасения и пожелания европейских членов НАТО. Опасаясь, что США могут бросить Западную Европу или превратить её в поле битвы, сделав разменной монетой в советско-американском противостоянии, он настаивал на поддержании политического и военного равновесия как важнейшей предпосылки безопасности и разрядки. З. Бжезинский поставил задачу отслеживать контакты лидеров ФРГ и СССР, возможно, допуская, что немцы могут попытаться заручиться гарантиями Москвы на случай возникновения конфликта. В августе 1978 г. Г. Браун обратил внимание президента на то, что руководители ФРГ могут начать переговоры с СССР по вопросам безопасности31.

31. FRUS. 1977–1980. Vol. I. P. 452–453.
25

Для Соединённых Штатов было исключительно важно сохранить лидирующее положение в западном мире. США не рассматривали Европу как потенциально возможный театр военных действий, но для усиления своих возможностей ориентировались на укрепление единства с европейскими членами альянса32. К тому же призывы к поддержанию баланса сил и принятию ответных мер в отношении соцлагеря всё больше импонировали действовавшей администрации.

32. Hatzivassiliou E. Op. cit. P. 12.
26

По воспоминаниям президента, одной из самых сложных проблем, с которыми ему пришлось столкнуться, была проблема размещения на территории Западной Европы нейтронного оружия3334. На протяжении всего 1977 г. интерес членов НАТО к ней был достаточно высок. В то же время в США и странах Западной Европы проходили мощные антивоенные протесты35.

 ⃰ Является разновидностью ядерного оружия («оружие повышенной радиации»). Нейтронная бомба имеет высокую разрушительность при сравнительно небольшом взрыве. Нейтронные боеприпасы изначально предназначались для поражения бронетехники стран Варшавского договора. В 1970-е годы администрация Картера запустила программу создания оперативно-тактических ракет типа «Ланс», оснащенных нейтронными боезарядами (можно удалить).

33. Carter J. Op. cit. P. 225.

34. Климов Ю.М. Антивоенное движение под прицелом спецслужб // >>>
27

В начале 1978 г. Картер отправил заместителя советника по национальной безопасности Д. Аарона в Великобританию и ФРГ, чтобы прояснить позицию их руководства. Из информации, полученной по итогам этой поездки, а также из материалов, предоставлявшихся внешнеполитическим ведомством и помощником по вопросам национальной безопасности, для президента стало очевидно, что в странах НАТО не было согласия между политическими и военными лидерами. Представители военного командования хотели, чтобы оружие было развёрнуто в Европе, а политические лидеры, опасаясь недовольства электората, не решались открыто поддержать эту идею36. Президент стал сомневаться в целесообразности вложения средств в этот проект. Из-за небольшой дальности установки могли быть полезны только для защиты Западной Европы в случае советского вторжения, но не могли повысить эффективность американских вооружённых сил в других частях мира. К тому же, по его убеждению, европейцы рассчитывали, что основные материальные затраты возьмут на себя США, а они лишь предоставят территории для размещения ракет средней дальности с нейтронными боеголовками. В итоге Картер отказался от идеи производства нейтронного оружия, что, по его мнению, соответствовало желаниям европейской общественности и общей политике ограничения ядерных потенциалов37.

35. Carter J. Op. cit. P. 226.

36. Carter J. Op. cit. P. 226, 229.
28

Ситуация сложилась таким образом, что военные лидеры стран НАТО, рассчитывавшие на получение современного эффективного оружия, оказались разочарованы решением Белого дома. Вэнс вспоминал, что положению США в альянсе был нанесён удар, поскольку европейцы боялись за себя и зачастую воспринимали происходящее как одностороннее разоружение перед соцлагерем, отказ Вашингтона защищать их интересы. Трансатлантические отношения страдали и от того, что европейцам было невыгодно ужесточение политики в отношении СССР, особенно в экономических вопросах38. На карту был поставлен престиж США как лидера НАТО в Европе, поэтому для Вашингтона стало особенно важным, чтобы возникшие проблемы были решены единым альянсом под видимым американским руководством39.

37. Hatzivassiliou E. Op. cit. P. 60.

38. Vance C. Op. cit. P. 94, 96.
29

В ходе консультаций с европейскими лидерами, желая гармонизировать отношения в блоке, Картер предложил использовать вопрос о нейтронном оружии в переговорах с СССР. Для этого страны НАТО во главе с США должны были заявить, что оставляют за собой право производить и развёртывать нейтронное оружие в будущем, но готовы отказаться от его размещения на территории Западной Европы при условии отказа СССР от размещения SS–2040.

39. Carter J. Op. cit. P. 228; Vance C. Op. cit. P. 92.
30

Эксперты НАТО уделяли большое внимание тенденциям развития Советского Союза. В ноябре 1977 г. С. Хантингтон охарактеризовал его как «неполноценную сверхдержаву», специализирующуюся исключительно на военной силе, и имеющую ярко выраженный дисбаланс военной мощи и экономической слабости41. В мае 1978 г. постоянный представитель США в НАТО У. Беннет отправил в Госдепартамент сообщение о перспективах «блестящего будущего для НАТО. В нём говорилось о системных экономических и политических проблемах главного противника. СССР остро нуждался в развитии технологий, содержал гигантский административный аппарат, в стране развивался теневой сектор экономики и при этом не проводились необходимые реформы. Коллега У. Беннета из Великобритании Дж. Киллик разделял его оптимизм, и в целом эксперты НАТО считали консерватизм советской системы главным препятствием для восстановления его экономики42.

40. Hatzivassiliou E. Op. cit. P. 54–55.

41. Ibid. P. 4–7, 40, 48, 58, 83, 85–86, 88, 96.
31

Хотя всё это и давало возможность с оптимизмом смотреть в будущее, военная мощь СССР, его огромные размеры и природные ресурсы вынуждали аналитиков НАТО, описывая Советский Союз как «неполноценную сверхдержаву», всё-таки относиться к нему с серьёзными опасениями43.

42. Ibid. P. 58.
32

В своём дневнике Картер отмечал, что помимо вопросов, связанных с вооружениями, на пути эффективного американо-советского сотрудничества стояла проблема прав человека. СССР и страны социализма обвинялись в неисполнении Всеобщей декларации прав человека и Заключительного акта хельсинского соглашения, которые они добровольно подписали44. Картер подчёркивал, что озабоченность США реализацией прав человека является глобальной и не ограничивается какой-либо нацией или регионом. По его словам, американская идеология сохраняла свою привлекательность для людей, поскольку основывалась на свободе и правах человека, в то время как идеология коммунизма и реальное положение дел в соцстранах не способствовали росту количества приверженцев социализма, поэтому СССР вынужден распространять своё влияние в мире силой45.

43. Brzezinski Zb. Op. cit. P. 292.; APP. American Presidency Project. Interview With the President Question-and-Answer Session With Heinz Lohfeldt of Der Spiegel Magazine, July 11, 1978 // >>> 

44. APP. American Presidency Project. American Society of Newspaper Editors Remarks and a Question-and-Answer Session at the Society's Annual Convention, April 10, 1980 // >>>
33

Выступая перед соотечественниками и во время визитов в Западную Европу, Картер часто заявлял о сохранении и нарастании советской угрозы. Членам альянса регулярно предлагалось укреплять войска, дислоцированные в Западной Европе, и улучшать способность перебрасывать туда сухопутные и воздушные силы США на случай кризиса, поскольку безопасность европейских союзников крайне важна для Вашингтона. Президент подчёркивал, что НАТО – оборонительный союз, предназначенный для поддержания мира, и без него невозможно продолжение политики разрядки; наличие у западных демократий эффективных боевых средств во всех районах, где их жизненные интересы подвергаются опасности, он называл основой стабильности во всём мире46.

45. FRUS. 1977–1980. Vol. I. P. 352; APP. American Presidency Project. Paris, France Remarks at the Palais des Congres, January 04, 1978 // >>> ; APP. American Presidency Project. The State of the Union Annual Message to the Congress, January 25, 1979 // >>> ; APP. American Presidency Project. Spokane, Washington Remarks and a Question-and-Answer Session at a Town Meeting, May 05, 1978// >>> ; APP. American Presidency Project. North Atlantic Alliance Summit Remarks at the Opening Ceremonies, May 30, 1978 // >>>
34

В одном из интервью в июле 1978 г. Картер заявил, что отношения с Москвой будут представлять смесь сотрудничества и конкуренции. Разрядка – не панацея, способная положить конец противостоянию двух принципиально различных систем. Она всего лишь противоядие от неконтролируемой конкуренции сверхдержав, угрожающей всему миру. США готовы сотрудничать с СССР всегда, когда это возможно. Они верят в мир, независимость государств, соблюдение прав человека и демократические принципы, которым противостоит Советский Союз. Кремль должен разделить с США ответственность за решение мировых проблем, а не усугублять их47.

46. APP. American Presidency Project. Interview With the President Question-and-Answer Session With Western European and Japanese Reporters, July 11, 1978 // >>>.; APP. American Presidency Project. Interview With the President Question-and-Answer Session With Heinz Lohfeldt of Der Spiegel Magazine…
35

В 1977–1979 гг. во взаимоотношениях СССР и стран ОВД, с одной стороны, и США и НАТО – с другой, прослеживались две противоположные тенденции. Первая выражалась в курсе на продолжение разрядки международной напряжённости, подписание ОСВ-2, обсуждение проблемы ракет средней дальности. Вторая – в стремлении каждой из сторон к получению преимуществ на международной арене. Вторая тенденция постепенно становилась приоритетной. С 1977 г. СССР установил вдоль своих западных границ около 650 ракет SS–20, а в 1979 г. Североатлантический альянс, вместо того чтобы на время переговоров по ОСВ-2 «заморозить» размещение новых ракет, руководствовался линией «продолжай переговоры и размещай»48.

47. Николс Т. Война за мир: СССР, США и политика разрядки в "долгие" 1970-е // >>>  
36 В условиях, когда шло совершенствование и производство вооружений, стороны были вынуждены помнить, что худой мир лучше доброй ссоры. К сохранению атмосферы разрядки особенно стремились европейские члены НАТО. Их важнейшими задачами было добиться размещения на своих территориях американских РСД, чтобы предотвратить возникновение конфликтных ситуаций с СССР, и получить от США гарантии защиты в случае, если такие ситуации всё-таки возникнут.
37

В январе 1979 г. на встрече с Г. Шмидтом, В. Жискар д’Эстэном и Дж. Каллагэном в Гваделупе перед американским президентом был поставлен вопрос об эффективности НАТО в противодействии «советской угрозе». Картер пообещал разместить в Европе американские ракеты средней дальности49. При этом руководители Германии и Великобритании настаивали на параллельном проведении политики согласованного с СССР сокращения ракет. Для этого необходимо было доработать американо-советское соглашение ОСВ-2, чтобы открыть дорогу переговорам по проблеме ограничения РСД в Европе.

48. Добрынин А.Ф. Указ. соч. С. 459–460.
38

Следует отметить, что в связке США – НАТО, несмотря на определённое совпадение целей, стороны не всегда считали нужным консультироваться друг с другом. Есть свидетельство, что летом 1979 г. Г. Шмидт в беседе с А. Косыгиным дал понять, что по вопросу о евроракетах возможен компромисс. СССР предлагалось «раскрыть карты», заявить, что он не станет развёртывать больше ракет SS-20 (в пересчёте на боеголовки), чем было ракет Р-12 и Р-14 (SS-4 и SS-5 соответственно), а может даже ограничится несколько меньшим их числом с учётом более высоких качественных характеристик. При таком повороте событий, по его мнению, возникала возможность снять с повестки вопрос о размещении новых американских ракет в Европе50. Примечательно, что, излагая суть этого компромисса, канцлер ФРГ никак не обозначил позиции Вашингтона. Европейцы в первую очередь были обеспокоены своей безопасностью.

49. Там же. С. 461–462. 50. Там же. С. 461–462.
39

18 июня 1979 г. в Вене главы СССР и США подписали договор ОСВ-2, который предполагал ограничение количества пусковых установок. Однако это не означало достижения полного согласия между конкурирующими полюсами силы.

40

Понимая опасность установки американских РСМД в Европе (на таком расстоянии от СССР они становились стратегическими, так как могли достичь советских городов в течение 8-10 минут)51, 6 октября 1979 г. Брежнев выразил готовность сократить часть советских ракетных сил в регионе, если НАТО не будет размещать там американские «Першинги». Он предложил также вывести из ГДР 20 тыс. советских войск и 1000 танков в течение следующего года. 9 октября Картер отверг это предложение и высказался за программу модернизации сил альянса. Не дожидаясь сессии Совета НАТО, он отклонил и последующее предложение Брежнева немедленно начать переговоры по вопросам развёртывания ракет в Европе. Администрация стремилась сохранить преобладающее влияние США в делах НАТО. Был взят твёрдый курс на то, чтобы вначале обеспечить принятые союзниками решения о размещении американских ракет в Европе и только потом обсуждать этот вопрос с СССР52.

 ⃰ При размещении в Европе эти ракеты становились стратегическими, так как могли достичь советских городов в течение 8-10 минут (перенесено в основной текст статьи).


41

12 декабря 1979 г. на сессии Совета НАТО в Брюсселе было одобрено «двойное решение», которое предусматривало размещение на территории европейских стран 572 американских РСД «Першинг-2» и крылатых ракет (соответственно 108 и 464) параллельно с инициированием переговоров с СССР о восстановлении военно-политического равновесия53. Картер отметил, что Североатлантический альянс принял решение компенсировать фактическое развёртывание сил Советского Союза, что открыло возможность вести переговоры о сокращении ядерного оружия и уменьшении обычных вооружений на всей территории Европы.

 ⃰ Политику «двойного решения» постигла неудача. До ноября 1981 г. переговоры по «евроракетам» так и не были начаты (можно удалить).
42

Несмотря на недостатки подписанного в июне ОСВ-2, главы стран НАТО призывали к его ратификации. По их мнению, укреплять единство и возможности альянса было лучше с этим договором, чем без него54. Одобрительно к ратификации ОСВ относился Г. Браун, считая, что соглашение поможет «поддерживать гибкое и надёжное сдерживание, стабильность и паритет»55.

51. FRUS. 1977–1980. Vol. I. P. 674; APP. American Presidency Project. Visit of Chancellor Schmidt of the Federal Republic of Germany Joint Press Statement, March 05, 1980 // >>> 

52. FRUS. 1977–1980. Vol. I. P. 609–611.
43

К ратификации договора стремился и Картер. При этом ему было важно выглядеть лидером, который «не бросился бездумно в объятия русских»56. Когда вопрос о ратификации ОСВ-2 встретил серьёзные препятствия в Сенате, президент призвал не снимать его полностью, а временно отложить. В итоге США так и не ратифицировали договор, выразив этим протест против ввода советских войск в Афганистан. Тем не менее, фактически условия этого договора соблюдались американской стороной вплоть до 1986 года.

53. Добрынин А.Ф. Указ. соч. С. 448–449, 456.
44

По утверждению Вэнса, в ходе консультаций 1977–1979 гг. по вопросам ОСВ-2 и модернизации ядерных сил, кризис доверия европейских членов НАТО к США был преодолён57 [Vance, 1983: 98]. Вашингтон восстановил доверие союзников. Одновременно с этим антизападные и антиамериканские настроения в Греции начали сходить на нет, страна встала на путь возвращения к участию в военной организации альянса, что помогло укрепить южный фланг НАТО58.

54. Vance C. Op. cit. P. 98.

55. White House Diary… P. 407, 454, 474; APP. American Presidency Project. The State of the Union Annual Message to the Congress? January 25, 1979 // >>>.
45

На протяжении президентского срока Картер часто отмечал, что перспективы международной стабильности зависят от СССР. Возможно, он стремился снять с США ответственность за судьбу разрядки и ждал неверных шагов Москвы, чтобы начать новый виток конфронтации. Подходящим резонансным поводом для этого стала ситуация в Афганистане. Как правило, именно с ней связывают крах разрядки международной напряженности59. Западные аналитики констатировали, что советская агрессия в Афганистане демонстрирует необходимость атлантического единства. Г. Браун докладывал президенту, что в американском обществе сформировался консенсус в поддержку роста военной мощи60. По его мнению, европейская общественность, обеспокоенная советской угрозой, также решительно поддержала НАТО и одобрила более высокие оборонные бюджеты61.

56. Воробьёва Т.А., Юнгблюд В.Т. Афганистан в политике СССР и США…

57. FRUS. 1977–1980. Vol. I. P. 801–802.

58. FRUS. 1977–1980. Vol. XXX. P. 604, 607.
46

Несмотря на обострение международной обстановки, глава Белого дома заявлял, что решение, принятое странами НАТО 12 декабря 1979 г., не будет представлять наступательную угрозу для СССР62. Он отмечал, что приверженность моральным нормам, с одной стороны, и адекватное, устойчивое наращивание военного потенциала США и их союзников в условиях нарастания угрозы со стороны СССР – с другой, совместимы друг с другом в рамках политики разрядки, которая должна строиться на основе сдерживания. Путь к улучшению отношений, по его словам, продолжал оставаться открытым при условии, что СССР изменит своё поведение63. Однако в последнем ежегодном выступлении перед Конгрессом Картер заявил, что ввод советских войск в Афганистан подтвердил агрессивность СССР и подчеркнул необходимость увеличивать расходы США на оборону в предстоящие годы64.

59. FRUS. 1977–1980. Vol. VI. Soviet Union. Wash., 2013. P. 813–814.

60. APP. American Presidency Project. Interview with the President Question-and-Answer Session with Foreign Correspondents, April 12, 1980 // >>>; APP. American Presidency Project. Philadelphia, Pennsylvania Address before the World Affairs Council of Philadelphia, May 09, 1980 // >>> 

61. APP. American Presidency Project. The State of the Union Annual Message to the Congress, January 16, 1981 // >>>
47 Период президентства Картера характеризовался постепенной эрозией разрядки международной напряжённости и фактическим возвратом к открытой биполярной конфронтации. Он воспринимался американской стороной как своеобразный этап холодной войны, который позволял снизить экономическое и эмоциональное напряжение от соперничества с СССР и минимизировать угрозу ядерного конфликта. Разрядка не остановила гонку вооружений. Шло совершенствование качества оружия, а по некоторым его видам (РСД) отсутствовали количественные ограничения.
48 США оставались верны своей главной стратегической цели – ослабить позиции СССР на международной арене и обеспечить себе мировое лидерство. Важнейшим инструментом для её реализации являлся Североатлантический альянс.
49 Несмотря на антураж улучшения американо-советских отношений, США не допускали возможности роспуска НАТО или уменьшения роли альянса в их внешней политике, речь шла исключительно об усилении блока. Хотя разрядка и сопутствующее ей ежегодное сокращение бюджета на военные нужды, лишали президента свободы действий, Картеру удалось добиться реального увеличения расходов США на оборону и развитие НАТО, совершенствование и развёртывание вооружений.
50 США встали на путь отхода от разрядки и увлекали за собой Западную Европу, которая ввиду географической близости к СССР в большей степени стремилась к снижению международной напряжённости. Несмотря на отсутствие идиллии в отношениях США – НАТО, обе стороны были крайне заинтересованы друг в друге. Приоритетными целевыми установками США в тот период были обеспечение единства стратегических целей с европейскими союзниками, увеличение оборонного бюджета, военное усиление НАТО, ослабление позиций СССР в мире всеми доступными способами.

References

1. Samujlov S.M. Vneshnepoliticheskij mekhanizm SShA: ehvolyutsiya, reformirovanie, problemy (1947–2008 gg.): avtoref. dis. … dokt. ist. nauk: 07.00.03. M., 2010.

2. XXIV s'ezd Kommunisticheskoj partii Sovetskogo Soyuza. 30 marta – 9 aprelya 1971 goda. Stenograficheskij otchyot. T. 1. s. 53-55.

3. APP. American Presidency Project. First Annual Report to the Congress on United States Foreign Policy for the 1970's, February 18, 1970 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/first-annual-report-the-congress-united-states-foreign-policy-for-the-1970s.

4. APP. American Presidency Project. Fourth Annual Report to the Congress on United States Foreign Policy, May 03, 1973 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/fourth-annual-report-the-congress-united-states-foreign-policy.

5. Vorob'yova T.A., Yungblyud V.T. Vzaimootnosheniya v treugol'nike SShA–SSSR–KNR v kontse perioda razryadki mezhdunarodnoj napryazhennosti (1977–1980 gg.) // Vestnik MGIMO–Universiteta. 2019. 1 (64). S. 61.

6. APP. American Presidency Project. Remarks and a Question-and-Answer Session at the Annual Convention of the American Society of Newspaper Editors, April 16, 1975 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/remarks-and-question-and-answer-session-the-annual-convention-the-american-society; APP. American Presidency Project. The President's News Conference, May 30, 1975 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/the-presidents-news-conference-66; APP. American Presidency Project. Message to the Congress Transmitting Annual Report of the United States Arms Control and Disarmament Agency, July 29, 1976 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/message-the-congress-transmitting-annual-report-the-united-states-arms-control-and-4

7. APP. American Presidency Project. Republican Party Platform of 1976, August 18, 1976 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/republican-party-platform-1976.

8. Zobnin A.V. Konsul'tatsii G. Kissindzhera i A. Dobrynina po voprosu razrabotki Khel'sinskogo akta // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. Vyp. 4 (15). Istoriya. S. 18-19.

9. Brzezinski Zb. Power and Principle. Memoirs of the National Security Adviser 1977–1981. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux. 1983. P. 18.

10. Brzezinski Zb. Op. cit. P. 53–54; Vance C. Hard Choices. Critical Years in America’s Foreign Policy. N.Y.: Simon and Schuster, 1983. P. 44; White House Diary Jimmy Carter. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2010. P. 45.

11. Falin V. Bez skidok na obstoyatel'stva. M.: Respublika, 1999. S. 335.

12. Brzezinski Zb. Op. cit. P. 48–49.

13. White House Diary ... P. 105.

14. Hatzivassiliou E. Pointing to the Emerging Soviet Dead Ends NATO Analysis of the Soviet Economy, 1971-1982. P. 7, 12. P. 56.

15. Vorob'yova T.A., Yungblyud V.T. Vzaimootnosheniya v treugol'nike... S. 68–69.

16. Vorob'yova T. A., Yungblyud V. T. Afganistan v politike SSSR i SShA v 1979 g. // Voprosy istorii. 2016. № 10.; Brzezinski Zb. Op. cit. P. 404.

17. Dokument ne datirovan, no raspolozhen v arkhive mezhdu materialami ot 20 iyunya 1977 i 9 iyulya1977. FRUS. 1977–1980. Vol. XXVIII. Organization and Management of Foreign Policy. Wash., 2016. P. 284–285.

18. Podrobnee sm.: Yungblyud V.T., Zboev A.V. Sovetsko-amerikanskie peregovory 1978–1979 godov po zaprescheniyu protivosputnikovogo oruzhiya // Mezhdunarodnye protsessy. 2019. T. 17. № 1 (56). S. 6-21; Oni zhe. Razvitie voenno-kosmicheskikh programm SShA v period razryadki // Rossiya i Amerika v XXI veke. 2017. № 3. S. 10.

19. APP. American Presidency Project. The President's News Conference, July 12, 1977 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/the-presidents-news-conference-109.

20. Carter J. Keeping Faith. Memoirs of a President Jimmy Carter. 1982. N.Y: Bantam Books. P. 223.

21. Vance C. Op. cit. P. 64–65.

22. Dobrynin A.F. Sugubo doveritel'no. Posol v Vashingtone pri shesti prezidentakh SShA (1962–1986 gg.). M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2019. S. 423.

23. FRUS. 1977–1980. Vol. II, Human Rights and Humanitarian. Wash., 2013. P. 229.

24. FRUS. 1977–1980. Vol. III. Foreign Economic Policy. Wash., 2013. P. 59–62.; Yungblyud V.T., Zboev A.V. Razvitie voenno-kosmicheskikh programm SShA… S. 10.

25. FRUS. 1977–1980. Vol. XXX. Public Diplomacy. Wash., 2016. P. 188.

26. White House Diary… P. 51.; Brzezinski Zb. Op. cit. P. 56, 290, 293.; Vance C. Op. cit. P. 65; Dobrynin A.F. Ukaz. soch. S. 423.

27. Sm. APP. American Presidency Project. Administration's First-Year Accomplishments Summary of Domestic and National Security and Foreign Policy Accomplishments, December 17, 1977 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/administrations-first-year-accomplishments-summary-domestic-and-national-security-and

28. Sm. APP. American Presidency Project. he State of the Union Annual Message to the Congress, January 19, 1978 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/the-state-the-union-annual-message-the-congress-2

29. White House Diary… P. 128.

30. Vance C. Op. cit. P. 67; Dobrynin A.F. Ukaz. soch. S. 451.

31. FRUS. 1977–1980. Vol. I. P. 452–453.

32. Hatzivassiliou E. Op. cit. P. 12.

33. Carter J. Op. cit. P. 225.

34. Klimov Yu.M. Antivoennoe dvizhenie pod pritselom spetssluzhb // http://www.antimilitary.narod.ru/antology/sborniki/1984_at_gun/at_gunpoint.htm

35. Carter J. Op. cit. P. 226.

36. Carter J. Op. cit. P. 226, 229.

37. Hatzivassiliou E. Op. cit. P. 60.

38. Vance C. Op. cit. P. 94, 96.

39. Carter J. Op. cit. P. 228; Vance C. Op. cit. P. 92.

40. Hatzivassiliou E. Op. cit. P. 54–55.

41. Ibid. P. 4–7, 40, 48, 58, 83, 85–86, 88, 96.

42. Ibid. P. 58.

43. Brzezinski Zb. Op. cit. P. 292.; APP. American Presidency Project. Interview With the President Question-and-Answer Session With Heinz Lohfeldt of Der Spiegel Magazine, July 11, 1978 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/interview-with-the-president-question-and-answer-session-with-heinz-lohfeldt-der-spiegel.

44. APP. American Presidency Project. American Society of Newspaper Editors Remarks and a Question-and-Answer Session at the Society's Annual Convention, April 10, 1980 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/american-society-newspaper-editors-remarks-and-question-and-answer-session-the-societys.

45. FRUS. 1977–1980. Vol. I. P. 352; APP. American Presidency Project. Paris, France Remarks at the Palais des Congres, January 04, 1978 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/paris-france-remarks-the-palais-des-congres; APP. American Presidency Project. The State of the Union Annual Message to the Congress, January 25, 1979 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/the-state-the-union-annual-message-the-congress-1; APP. American Presidency Project. Spokane, Washington Remarks and a Question-and-Answer Session at a Town Meeting, May 05, 1978// https://www.presidency.ucsb.edu/documents/spokane-washington-remarks-and-question-and-answer-session-town-meeting; APP. American Presidency Project. North Atlantic Alliance Summit Remarks at the Opening Ceremonies, May 30, 1978 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/north-atlantic-alliance-summit-remarks-the-opening-ceremonies.

46. APP. American Presidency Project. Interview With the President Question-and-Answer Session With Western European and Japanese Reporters, July 11, 1978 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/interview-with-the-president-question-and-answer-session-with-western-european-and.; APP. American Presidency Project. Interview With the President Question-and-Answer Session With Heinz Lohfeldt of Der Spiegel Magazine…

47. Nikols T. Vojna za mir: SSSR, SShA i politika razryadki v "dolgie" 1970-e // http://magazines.russ.ru/nz/2007/2/ni10-pr.html#_ftn47

48. Dobrynin A.F. Ukaz. soch. S. 459–460.

49. Tam zhe. S. 461–462.

50. Tam zhe. S. 461–462.

51. FRUS. 1977–1980. Vol. I. P. 674; APP. American Presidency Project. Visit of Chancellor Schmidt of the Federal Republic of Germany Joint Press Statement, March 05, 1980 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/visit-chancellor-schmidt-the-federal-republic-germany-joint-press-statement

52. FRUS. 1977–1980. Vol. I. P. 609–611.

53. Dobrynin A.F. Ukaz. soch. S. 448–449, 456.

54. Vance C. Op. cit. P. 98.

55. White House Diary… P. 407, 454, 474; APP. American Presidency Project. The State of the Union Annual Message to the Congress? January 25, 1979 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/the-state-the-union-annual-message-the-congress-1.

56. Vorob'yova T.A., Yungblyud V.T. Afganistan v politike SSSR i SShA…

57. FRUS. 1977–1980. Vol. I. P. 801–802.

58. FRUS. 1977–1980. Vol. XXX. P. 604, 607.

59. FRUS. 1977–1980. Vol. VI. Soviet Union. Wash., 2013. P. 813–814.

60. APP. American Presidency Project. Interview with the President Question-and-Answer Session with Foreign Correspondents, April 12, 1980 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/interview-with-the-president-question-and-answer-session-with-foreign-correspondents; APP. American Presidency Project. Philadelphia, Pennsylvania Address before the World Affairs Council of Philadelphia, May 09, 1980 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/philadelphia-pennsylvania-address-before-the-world-affairs-council-philadelphia.

61. APP. American Presidency Project. The State of the Union Annual Message to the Congress, January 16, 1981 // https://www.presidency.ucsb.edu/documents/the-state-the-union-annual-message-the-congress.