The Kurdish question in the context of the Middle East policy of the R. Reagan administration in 1981-1987
Table of contents
Share
Metrics
The Kurdish question in the context of the Middle East policy of the R. Reagan administration in 1981-1987
Annotation
PII
S207054760007177-1-1
DOI
10.18254/S207054760007177-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alexey Sennikov 
Occupation: Postgraduate student
Affiliation: Vyatka State University
Address: Russian Federation, Kirov
Edition
Abstract

The article is devoted to U.S. Middle East policy under Reagan administration in 1981–1987 and determining what role the Kurdish question played in it. The author is reviewing U.S. bilateral relations with Turkey, Iran, Iraq and Syria and dialogue with governments of these states on Kurdish issue. The activity of key Kurdish national movements in Turkish, Iraqi, Iranian and Syrian Kurdistan, and attitudes towards them on the part of Washington is in the spotlight. Attention is paid to Kurdish lobbying and Kurdish supporters among the U.S. ally, and first among them – Israel. The article is concentrate on the CIA activities, aimed at assessing the potential of the Kurdish movement, its ability to destabilize the existing regimes and the consequences that Kurdish activity could lead to. The author is summarize the reasons for U.S. reluctance to involve in deal with the Kurdish national movement during the period under review are. The article is adopted on the basis of a wide range of American sources.

Keywords
U.S. Middle East Policy, Kurdish question, Ronald Reagan, Alexander Haig, George Shultz, William Casey, CIA, Saddam Hussain, Iran-Iraq War
Received
14.06.2019
Date of publication
29.10.2019
Number of characters
53444
Number of purchasers
12
Views
148
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

Президентство Рональда Рейгана – яркий этап в современной истории США и международных отношений. Победа Рейгана на выборах совпала с началом новой фазы американо-советского противостояния. Переговоры с генеральным секретарём ЦК КПСС М.С. Горбачёвым, ирано-иракская война, события в Иране и Афганистане, гражданская война в Ливане, восстание курдов в Турции – все эти события существенно повлияли на содержание американской внешней политики и нашли отражение в документах, фиксирующих разные стадии её планирования1.

1. Воробьёва Т.А., Юнгблюд В.Т. Афганистан в политике СССР и США в 1979 г. // Вопросы истории 2016. № 10. С. 105; Юнгблюд В.Т. Рецензия на монографию «Многосторонняя дипломатия в биполярной системе международных отношений. М., 2012» // Новая и новейшая история. 2014. № 3. С. 226-229.
2

Курдский вопрос, который занял в современной мировой политике заметное место, является важной частью ближневосточного политического процесса. Курды компактно проживают на территории Ирана, Ирака, Турции и Сирии2, поэтому данный вопрос имеет комплексный характер. При его изучении должны учитываться внутриполитическая ситуация и роль в регионе каждого из названных субъектов международных отношений.

2. Лазарев М.С. Курды и Курдистан (факторы становления проблемы) // Национальный вопрос в освободившихся странах Востока. М.: «Наука», 1986. С. 49.
3 Во время референдума о независимости (сентябрь 2017 г.) Иракский Курдистан оказался в блокаде со стороны Ирака, Ирана и Турции, а США заняли позицию молчаливого невмешательства. Обострение курдского вопроса на современном этапе актуализирует изучение истории американо-курдских отношений. Важный её период приходится на годы президентства Рональда Рейгана. В данной статье представлены результаты изучения подходов американского руководства к курдскому вопросу в 1980-е годы.
4 Рассредоточенность анклавов проживания данного этноса придавала специфические черты планированию американской политики в отношении движения курдов. С одной стороны, оно рассматривалось как цельное движение, имевшее глубокие исторические корни и сложную внутреннюю структуру. Вместе с тем курдская тема учитывалась при планировании и проведении политики в отношении каждого из названных ближневосточных государств. Соотношение в целеполагании и в реальной политике США в курдском вопросе «крупного» и «локального» планов (то есть отношения к движению в целом и к его конкретным проявлениям внутри Ирана, Ирака, Турции и Сирии в частности) является целью настоящей статьи.
5

Отечественная и зарубежная историографии курдского вопроса обширны, однако вопросы восприятия в США курдского движения и формирования политики Вашингтона в 1980-е годы в отношении курдов остаются малоизученными. Внимание, как правило, концентрируется либо на роли курдов в ближневосточных делах, либо на связях США с конкретными странами, где компактно проживал курдский этнос3.

3. Gunter M. The Kurds Ascending. The Evolving Solution to the Kurdish Problem in Iraq and Turkey. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2008; Tucker E. The Middle East in Modern World History. N.Y.: Routledge. 2016; Курдский вопрос на рубеже тысячелетий (круглый стол 19.02.2004 г.). М., 2004.
6

Внешней политике администрации Рейгана в 1980-х годах посвящён ряд работ американских и российских историков4. В то же время проблема планирования курса в отношении движения курдов остаётся малоизученной. Ключевым фактором расширения возможностей изучения данной темы является открытие архивов, в первую очередь документов Государственного департамента США и Центрального разведывательного управления.

4. Wilson J.G. The triumph of improvisation: Gorbachev’s adaptability, Reagan’s engagement, and the end of Cold War. N.Y.: Cornell University Press, 2014; Гарбузов В.Н. Александр Хейг, или Три карьеры одного генерала. М.: Наука, 2004; Гарбузов В.Н. «Рейгановская революция»: теория и практика американского консерватизма (1981–1988). СПб-Псков: Псковский государственный педагогический институт, 1999; Иванян Э.А. Рональд Рейган. Хроника жизни и времени. М.: «Мысль», 1991; Шлезингер А.М. Циклы американской истории / Пер. С англ. Закл. ст. Терехова В.И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.
7

Ближневосточная политика Рейгана

 

Президент Рейган не принимал заметного участия в выработке внешнеполитического курса, сконцентрировавшись на начальном этапе своего президентства на внутренних проблемах страны. Как отмечает российский историк В.Н. Гарбузов, Рейган отдавал предпочтение системе «кабинетного правления», при которой президент оставлял себе роль идеолога, закладывавшего основной посыл политики, в то время как интерпретация исходных данных, подготовка и реализация решений поручалась его подчиненным5. Такая же схема распределения полномочий применялась им и в области международных отношений6.

5. Гарбузов В.Н. Рейгановская модель руководства государством // США – экономика, политика, идеология. 1997. № 9. – С. 40-53.

6. Petersen T. Ronald Reagan: leadership style and foreign policy // Transactions of the Historical Society of Ghana, New Series, No. 8, 2004. P. 136–137; Гарбузов В.Н. Александр Хейг… С. 65-66, 78-79.
8

Внешнеполитическая программа Рейгана была одухотворена стремлением покончить с разрядкой, выгодной, по его мнению, лишь советской стороне. Президент считал нужным проводить более жёсткую политику в отношении СССР и стран социалистической ориентации7. При этом администрация откровенно использовала двойные стандарты: «своих», в число которых входили проамериканские авторитарные режимы, следовало поддерживать, независимо от того, как в этих государствах обстояло дело с правами человека8; «чужих», а к таковым были отнесены все просоветские режимы левого толка, следовало бескомпромиссно оценивать на предмет соответствия западным стандартам прав человека, и такой подход служил моральной основой внешней политики США9.

7. Wilson J.G. Op. cit. P. 10; Гарбузов В.Н. Александр Хейг… С. 70.

8. Гарбузов В.Н. Александр Хейг… С. 73, 89.

9. Юнгблюд В., Збоев А. Деятельность американских неправительственных организаций на постсоветском пространстве в 1990-е гг. // Quaestio Rossica. Т. 6. 2018. № 1. С. 251.
9

Как отмечает американский историк Б. Рейх, в отношении Ближнего Востока у администрации Рейгана не было чёткого плана действий10. Большую часть команды нового президента, за исключением госсекретаря А. Хэйга, арабо-израильские противоречия интересовали мало, поскольку после подписания кэмп-девидских соглашений конфликтность в этом регионе временно снизилась11. Одновременно Персидский залив стал местом столкновения интересов СССР и США. Подспорьем для выработки ближневосточной политики администрации стала «доктрина Картера», озвученная предыдущим президентом в январе 1980 г. в ответ на вооружённое советское вмешательство в афганские дела. Доктрина обосновала необходимость военного присутствия американских сил в «жизненно важном» регионе для защиты национальных интересов от внешней агрессии12.

10. Reich B. United States Middle East Policy in the Carter and Reagan administrations // Australian Outlook, 1984. No. 38 Vol. 2. P. 74.

11. Гарбузов В.Н. Александр Хейг… С. 85-86.

12. «Доктрина Картера» // Внешняя политика США. Хрестоматия / Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2014. С. 479.
10

Администрация Рейгана видела в СССР главную угрозу стабильности в районе Персидского залива. В непосредственной близости от зоны прямых американских интересов находился Афганистан, на территории которого располагался значительный контингент советских войск. К тому же США полностью утратили влияние в Иране, где в ходе Исламской революции 1979 г. левые силы кооперировались с режимом Р. Хомейни против либеральной оппозиции и потенциальных сторонников США13. Существенным дестабилизирующим фактором стала ирано-иракская война14, представлявшая угрозу для стран Запада с точки зрения возможных перебоев с поставками нефти. В течение 1981 г. США, используя сложившуюся обстановку в зоне Персидского залива как предлог, сохраняли своё военное присутствие в регионе15.

13. Воробьева Т.А., Юнгблюд В.Т. США теряют союзника на Ближнем Востоке: политика администрации Дж. Картера в отношении Ирана, 1977—1980 гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. T. 10. Выпуск 3 (77) [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019); Mansfield P. A History of the Middle East. 4th ed. N.Y.: Penguin Books, 2013. P. 282; Wright S. The United States and Persian Gulf Security. The Foundations of the War on Terror. N.Y.: Ithaca Press, 2007. P. 3.

14. Wright C. Implications of the Iraq-Iran War // Foreign Affairs, Vol. 58, No. 2, 1980, PP. 272.

15. Amin S.H. The Iran-Iraq war. Legal implications // Marine Policy, Vol. 6, Is. 3, 1982 P. 206.
11 Разработка политической стратегии и подготовка ключевых решений по ближневосточным проблемам были сосредоточены преимущественно в Государственном департаменте, Совете национальной безопасности и Центральном разведывательном управлении. За время президентства Рейгана (1981–1989 гг.) можно выделить три этапа их взаимодействия по этой проблеме, включая входивший в неё курдский вопрос: 1) 1981–1982 гг. – этап конфронтации структур; 2) 1982–1987 гг. – этап консенсуса при доминировании в курдском вопросе ЦРУ; 3) 1987–1989 гг. – этап главенствующей роли Государственного департамента.
12

Первый этап был связан с личностью государственного секретаря США – Александра Хейга-младшего (в должности 22 января 1981 – 5 июля 1982 гг.) – четырёхзвёздного генерала, работавшего в структуре СНБ при Г. Киссинджере (1969–1973), в аппарате Белого дома при Р. Никсоне и Дж. Форде (1973–1974), а затем возглавлявшего Верховное объединённое командование стран НАТО (1974–1979)16.

16. Гарбузов В.Н. Александр Хейг… С. 199–200.
13

Его взгляды во многом были созвучны предвыборной программе президента, согласно которой внешнюю политику США следовало сопровождать укреплением военного могущества, а противодействие советской угрозе виделось приоритетной задачей17. С точки зрения госсекретаря, ближневосточные государства от Пакистана до Египта, от Саудовской Аравии до Турции находились в зоне непосредственной советской угрозы, о чём он заявил 20 марта 1981 г. на встрече с законодателями в комитете Сената по иностранным делам18. На той же встрече он озвучил возможность улучшения отношений с Ираком, политика которого «сдвинулась, из-за чувства беспокойства в отношении советского империализма на Ближнем Востоке».

17. Там же. С. 73.

18. Haig says U.S. seeks consensus strategy in the Middle East // The New York Times, March 20, 1981. P. 1.
14

В то же время госсекретарь заверил дипломатических представителей США на Ближнем Востоке, что Вашингтон продолжит придерживаться картеровской линии строгого невмешательства в ирано-иракскую войну19. Как отметил американский историк Д. Уолкер, США предпочитали стратегический паритет в ирано-иракской войне и надеялись путём нейтралитета сохранить для себя шансы на восстановление отношений с обеими сторонами конфликта20. Тем не менее, уже при Хейге были заложены основы для улучшения американо-иракских отношений, поскольку стороны смогли сформировать взаимоприемлемую политическую повестку и обменяться мнениями по большинству её пунктов21.

19. Department of State Cable from Alexander M. Haig, Jr. to All Near Eastern and South Asian Diplomatic Posts. "Military Equipment for Iran and Iraq," February 16, 1981 // National Security Archive Electronic Briefing Book No. 82 (далее – NSA-82) [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

20. Walker D.M. “An agonizing death”: 1980s U.S. policy on Iraqi chemical weapons during the Iran-Iraq War // The Journal of the Middle East and Africa, Vol. 8, Issue 2, 2017 P. 181.

21. Ibid. P. 182.
15

Осенью 1981 г. команда Рейгана развернула лоббистскую кампанию в Конгрессе за исключение Ирака из списка стран – спонсоров терроризма22. Хейг, несмотря на личные возражения, в конечном итоге поддержал эту линию. В результате усилий администрации 27 февраля 1982 г. Ирак был вычеркнут из списка стран – спонсоров терроризма, что способствовало улучшению американо-иракских торговых связей23.

22. Ibid.

23. Fredman Z. Shoring Up Iraq, 1983 to 1990: Washington and the Chemical Weapons Controversy // Diplomacy & Statecraft. Vol. 23, Issue 3, 2012. P. 536;
16

Хейг рассчитывал, что, встав во главе Госдепартамента, он будет играть ключевую роль в реализации внешней политики. Согласно директиве национальной безопасности (NSDD) №2 проблемы планирования и реализации внешней политики сосредотачивались в руках государственного секретаря, тогда как роль советника по национальной безопасности потеряла важность, присущую ей в предыдущие годы24. Однако стремление Хейга единолично принимать решения по внешнеполитическим вопросам (вплоть до отстранения от них даже президента), а также его вспыльчивый, самовластный характер и нежелание сотрудничать с другими членами администрации стали причиной многих внутренних конфликтов25. В конце концов противостояние А. Хейга с большинством президентской команды привело к отставке госсекретаря и его замене на более умеренного и командного политика Дж. Шульца26. В этот период курдский вопрос в работе Госдепартамента или СНБ существенного места не занимал.

24. NSDD-2: National Security Council Structure, January 12, 1982 // Ronald Reagan Presidential Library & Museum [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

25. Wilson J.G. Op. cit. P. 11; Гарбузов В.Н. Александр Хейг… С. 99, 109-110, 121-122; Иванян Э.А. Указ. соч. С. 277, 294-296.

26. Haig resigns over foreign policy course, but cites no issues; Reagan names Shultz // The New York Times, June 26, 1982, P. 1; Гарбузов В.Н. Александр Хейг… С. 126-127; Иванян Э.А. Указ. соч. С. 296.
17

С приходом на пост госсекретаря Дж. Шульца в июне 1982 г начался второй этап. К началу 1983 г. сотрудники СНБ в соответствии с президентской исследовательской директивой № 4-8227 смогли выработать национальную стратегию США для Ближнего Востока (которая будет сформулирована в президентской политической директиве № 99 от 12 июля 1983 г.28). Госдепартамент взял курс на сближение с Ираком и восстановление двусторонних дипломатических отношений. Была открыта возможность для поездки американских представителей в Ирак: в январе 1983 г. американская сторона готова была встретиться с иракской делегацией29, однако болезнь министра иностранных дел С. Хаммади тогда помешала этим планам. Наконец, 10 мая 1983 г. в Париже состоялась встреча Дж. Шульца и министра иностранных дел Ирака Т. Азиза30, на которой госсекретарь подтвердил намерение США придерживаться нейтралитета в ирано-иракской войне, при этом отметив, что им удалось помочь Ираку «иными способами».

27. NSSD 4-82, March 19, 1982 // Ronald Reagan Presidential Library & Museum [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

28. NSDD-99: United States Security Strategy for the Near East and South Asia, July 12, 1983 // Ronald Reagan Presidential Library & Museum [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

29. Department of State Cable from George P. Shultz to the United States Interests Section in Iraq. "Visit of Iraqi Foreign Minister," January 15, 1983 // NSA-82 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

30. Department of State, Office of the Secretary Delegation Cable from George P. Shultz to the Department of State. "Secretary's May 10 Meeting with Iraqi Foreign Minister Tariq Aziz," May 11, 1983 // NSA-82 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
18

В октябре 1983 г. представители Госдепартамента обсудили последствия сближения между США и Ираком, а также экономические, дипломатические и иные (подразумевались военные и разведывательные) действия, которые необходимо будет предпринять после восстановления двусторонних отношений31. Началась подготовка поездки специального представителя президента США в Ирак, на которую не повлияли даже сообщения об использовании иракской армией химического оружия против иранских войск и курдских инсургентов32.

31. Department of State, Bureau of Near Eastern and South Asian Affairs Information Memorandum from Jonathan T. Howe to Lawrence S. Eagleburger. "Iran-Iraq War: Analysis of Possible U.S. Shift from Position of Strict Neutrality," October 7, 1983 // NSA-82 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

32. Department of State, Bureau of Politico-Military Affairs Information Memorandum from Jonathan T. Howe to George P. Shultz. "Iraq Use of Chemical Weapons," November 1, 1983 // NSA-82 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
19

Проблема применения химического оружия баасистским режимом волновала дипломатическое ведомство прежде всего из-за его негативного воздействия на общественное мнение в отношении Ирака. Известия об участии американских фирм в поставках иракской стороне компонентов для создания оружия массового уничтожения также могли сыграть негативную роль в американских внутриполитических дебатах33. Обоснование улучшения отношений было высказано в президентской директиве №114, касавшейся хода ирано-иракской войны34.

33. Department of State, Office of the Assistant Secretary for Near Eastern and South Asian Affairs Action Memorandum from Jonathan T. Howe to Lawrence S. Eagleburger. "Iraqi Use of Chemical Weapons" [Includes Cables Entitled "Deterring Iraqi Use of Chemical Weapons" and "Background of Iraqi Use of Chemical Weapons"], November 21, 1983 // NSA-82 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

34. NSDD-114: U.S. Policy Toward The Iran-Iraq War // Ronald Reagan Presidential Library & Museum [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
20

В декабре 1983 г. Ирак посетил специальный представитель президента США Д. Рамсфельд. Он обменялся рукопожатиями с С. Хусейном и передал послание Рейгана, содержавшее предложения по нормализации отношений между двумя странами35. Во время визита Рамсфельда в Багдад обсуждались перспективы восстановления дипломатических контактов, способы активизации экономических связей, возможность ускорения поставок иракской нефти на Запад, условия предоставления баасистскому правительству кредитов, а также возможности закупки Ираком западных вооружений и технологий двойного назначения. Обе стороны подтвердили готовность восстановить дипломатические отношения в полном объёме после урегулирования экономических вопросов.

35. Department of State Cable from Kenneth W. Dam to the United States Interests Section in Iraq. "Rumsfeld Visit to Iraq," December 7, 1983 // NSA-82 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).; United States Embassy in United Kingdom Cable from Charles H. Price II to the Department of State. "Rumsfeld Mission: December 20 Meeting with Iraqi President Saddam Hussein," December 21, 1983 // NSA-82 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
21 Возобновление американо-иракских отношений стало возможным только лишь через год. Столько времени потребовалось для того, чтобы достичь компромисса по ключевым экономическим вопросам, по которым ещё с 1967 г. имелись неустранённые разногласия. 26 ноября 1984 г. Т. Азиз посетил Вашингтон и во время торжественной встречи с президентом Р. Рейганом и госсекретарём Дж. Шульцем подписал протокол о восстановлении американо-иракских двусторонних отношений.
22

На втором этапе важная роль в осуществлении американской политики отводилась ЦРУ. Руководитель разведки У. Кейси (20 января 1981 – декабрь 1986 г.) получил от президента карт-бланш на секретные операции, направленные против просоветских и антиамериканских режимов36. ЦРУ изучило сложный многоугольник отношений США, СССР, Ирака, Ирана, Турции и Сирии в зоне Персидского залива и специфику курдского национального движения в этих странах. На основе оценок ЦРУ, доводимых лично до Рейгана и Шульца, происходило формирование официальной дипломатической позиции по курдской проблеме в Совете национальной безопасности и Госдепартаменте.

36. Wilson J.G. Op. cit. P. 23; Ronald Reagan: Intelligence and the End of the Cold War. Wash.: Government Printing Office, 2012. P. 10.
23 Начало третьего периода и переход лидирующей роли в разработке ближневосточной политики в руки Государственного департамента связаны событиями 1986–1987 
24

гг. В первую очередь изменилась сама динамика международных отношений: встреча Рейгана и Горбачёва в Рейкьявике в октябре 1986 г. положила начало выстраиванию американо-советского диалога37 и отодвинула на второй план взаимные претензии. Вашингтон, декларируя стремление найти точки соприкосновения с СССР по ключевым мировым проблемам, не собирался отказываться от стремления ослабить влияние СССР в мире, и снижать давление на антиамериканские режимы, остававшиеся клиентами СССР38.

37. Reagan Radio Address to the Nation on the Meeting with Soviet General Secretary Gorbachev in Reykjavik, Iceland. October 4, 1986.

38. Wilson J.G. Op. cit. P. 129.
25

Большое влияние на ближневосточную политику США оказал скандал Иран-контрас («Ирангейт»). Скандал был связан с выявлением фактов продажи американского оружия Ирану в обход наложенного Конгрессом эмбарго и ряда законов, поддержанных в том числе администрацией Рейгана. Получаемые с продажи средства должны были идти на поддержку никарагуанских антиправительственных сил – контрас. Также команда Рейгана рассчитывала, что Иран в обмен на поставки оружия и военных материалов поможет с освобождением американских заложников в Ливане (захваченных проиранскими террористическими организациями). Промежуточным звеном в американо-иранской связи оказался Израиль, осуществивший трансфер вооружений39.

39. Fredman Z. Op. cit. P. 540.
26

Скандал пошатнул престиж администрации Рейгана и внутри страны, и среди арабских государств40. «Ирангейт» повлиял на состав СНБ и ЦРУ: в отставку были отправлены советник по национальной безопасности Дж. Пойндекстер и директор разведки У. Кейси (с 18 декабря 1986 г. по 26 мая 1987 г. обязанности директора Центральной разведки исполнял Роберт Гейтс). Косвенно был задет скандалом и госсекретарь, но прямых обвинений ему не предъявлялось. Шульц получил полную поддержку Рейгана и продолжил осуществлять свою деятельность до конца его президентства.

40. Примаков Е.М. Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX – начало XXI века). М.: ИИК «Российская газета», 2006. С. 352.
27

Скандал Иран-контрас стал тревожным сигналом для иракского руководства. Оно увидело в американо-ирано-израильской сделке прямую угрозу. Доверие к американской стороне было поколеблено. Саддам Хусейн, и до того подозрительно относившийся к американской дипломатии, получил основания считать, что США в любой момент могут прямо или опосредованно выступить в поддержку Ирана в войне, в том числе через поддержку курдских сепаратистов41. Стремясь нейтрализовать курдскую угрозу и подорвать экспансионистские планы Тегерана, Багдад сделал ставку на применение в войне оружия массового уничтожения.

41. Walker D.M. Op. cit. PP. 175–176.
28

Использование иракской армией в 1987–1988 гг. химического оружия, от которого пострадало собственное мирное население (в первую очередь иракские курды), вызвало международный скандал. Вашингтон, несмотря на протесты мировой общественности и части американского общества, не стал предпринимать каких-либо антииракских акций. В ООН США наравне с СССР фактически поддержали Ирак42, а президент Рейган наложил вето на акт Конгресса против геноцида курдов43. Рейган до конца президентства надеялся, что выстраивание хороших американо-иракских отношений будет служить интересам США на Ближнем Востоке, даже если для этого необходимо будет принести курдов в жертву. Ни сам президент Рейган, ни первые лица его администрации, конечно же, напрямую о подобном в публичных выступлениях не говорили. Однако сами за себя говорят действия администрации, направленные на поддержку Ирака: стремление снять с Багдада вину за применение химического оружия, попытки обвинить в этом Иран, наконец, замалчивание масштабов трагедии и роли самих США. Есть также свидетельства работников низшего звена американского дипломатического ведомства. Так полковник Р. Франкона, бывший в 1988 г. военным атташе при американском посольстве в Ираке, в интервью 2013 г. сказал: «Иракцы никогда не предупреждали нас о намерении применить [нервно-паралитический] газ [против курдов]. Им и не нужно было. Мы заранее знали [об этом]»44.

42. Note by the President of the Security Council, UN document S/18863, 14 May 1987.

43. Kurdish question in U.S. foreign policy: a documentary sourcebook / [compiled by] Lokman I. Meho. Westport, Conn.: Praeger, 2004. P. 62.

44. Harris S., Aid M. Exclusive: CIA Files Prove America Helped Saddam as He Gassed Iran // Foreign Policy, August 26, 2013, 2:40 AM [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
29

Место курдского вопроса в ближневосточной политике Рейгана

 

Ещё при президентах Дж. Форде и Дж. Картере был выработан подход, заключавшийся в дипломатическом дистанцировании от курдов, при сохранении контактов с их ключевыми политическими лидерами через спецслужбы45.

45. Сенников А.И. Иракские курды в политике США в 1969–1976 гг. // Вестник Вятского государственного университета. 2017. №10. С. 82;
30

После 1975 г. курдский вопрос оставался зоной компетенции ЦРУ. Интенсивно его проработка началась после Исламской революции в Иране в 1979 г.46, и была связана с изучением потенциала курдов на случай их использования в противостоянии с режимом Хомейни47. Тем не менее, Картер не решился задействовать курдское национальное движение в Иране. Администрация Рейгана унаследовала подходы предшественников к курдской проблеме.

46. Сенников А.И. Курдский вопрос в ближневосточной политике администрации Дж. Картера в 1977–1978 гг. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 1, С. 46.

47. Gasiorowski M. US Covert Operations toward Iran, February–November 1979: Was the CIA Trying to Overthrow the Islamic Regime? // Middle Eastern Studies, Vol. 51 2015. P. 130.
31 Курдское движение, политически разрозненное и территориально разделённое между четырьмя государствами (Турцией, Ираком, Ираном и Сирией), не попадало в поле зрения высших деятелей рейгановской администрации, в то же время некоторые дипломаты (как Д. Корн), журналисты (как П. Гелбрейт) не прекращали обращать внимание на курдов.
32 Роль ЦРУ в изучении курдского движения и снабжении информацией Белого дома была существенной. Разведку интересовали вопросы взаимодействия курдских повстанцев в Ираке, Иране, Турции и Сирии с СССР; участие курдов в международной наркоторговле и причастность курдов к международному терроризму.
33

Среди государств – союзников США, имевших ключевое значение на Ближнем и Среднем Востоке, было одно, симпатизировавшее курдскому национальному движению (в большей степени в Ираке) – Израиль. У Тель-Авива были давние доверительные отношения с лидерами курдов, начиная с Муллы Мустафы Барзани и заканчивая его сыновьями Идрисом и Масудом48. Израильское руководство считало баасистское правительство Ирака своим главным врагом в регионе, поэтому в противовес ему поддерживало курдский сепаратизм. Как утверждает беглый офицер Моссада В. Островский, в 1980-е годы Израиль придерживался политики «ограниченного сотрудничества» с курдами, которое «расширилось» в годы ирано-иракской войны49.

48. Bishku M. Israel and the Kurds: A Pragmatic Relationship in Middle Eastern Politics // Journal of South Asian and Middle Eastern studies. No. 42, Vol. 2, 2018. PP. 53-54.

49. Ostrovsky V. Capture of Kurdish Rebel Leader Ocalan Recalls Mossad Collaboration With Both Turkey, Kurds // Washington Report on Middle East Affairs, April/May 1999. P. 60.
34

Курдская проблематика упоминалась на встрече специального представителя Госдепартамента по ближневосточным делам Ф. Хабиба и посла США в Израиле С. Льюиса с израильской военной делегацией во главе с замминистра обороны (одновременно министром связи) М. Ципори и главой израильского генштаба генералом Р. Эйтаном 12 мая 1981 г.50 На встрече израильская сторона уделяла большое внимание вопросу сирийско-израильских отношений, были затронуты вопросы ирано-иракской войны и места курдского движения в ней.

50. Habib Mission: Meeting With Israeli Military Delegation, May 12, 1981 // U.S. Department of State Freedom of Information Act Reading Room [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
35

Существовал также фактор курдского лоббизма в США. Сплочение курдской диаспоры произойдёт лишь в марте 1988 г., после иракской химической атаки на курдский город Халабджа в Иракском Курдистане, тем не менее, ещё со времён пребывания в США Мустафы и Масуда Барзани во второй половине 1970-х годов51, отдельные представители курдов старалась наладить отношения с американскими политиками и законодателями. В поддержку курдского народа выступали такие политические деятели, как сенаторы-демократы Г. Джексон, У. Проксмайер, конгрессмены демократ Т. Дэшл и республиканец Р. Майкл52. Проводником лоббизма курдских интересов в США стал американский гражданин курдского происхождения доктор Наджмалдин Карим53. Каких-либо определённых успехов, кроме нескольких выступлений законодателей в Конгрессе и статей в американской прессе по курдской проблеме, курдским лоббистам добиться не удалось.

51. Сенников А.И. Деятельность Мустафы Барзани в США в 1977–1979 гг. // Человек, общество, государство: история, современность, перспективы взаимодействия: сборник статей Международной научно-практической конференции (4 декабря 2017 г., г. Уфа). Западный: Научно-исследовательский центр «АнтроВита», 2017. С. 23-29.

52. Kurdish question in U.S. foreign policy: a documentary sourcebook / [compiled by] Lokman I. Meho. Westport, Conn.: Praeger, 2004. P. 33–34.

53. Galbraith P. W. Why the Kurds Are Paying for Trump’s Gift to Iran, November 2, 2017 // New York Review Daily [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
36

Курдский вопрос в политике США в контексте ирано-иракской войны

 

С начала Исламской революции 1979 г. в Иране между Тегераном и Вашингтоном сохранялись напряжённые отношения. В то же время из Багдада поступали сообщения о готовности к диалогу с американской администрацией. Иракцы рассчитывали заручиться нейтралитетом, а возможно даже военно-технической и политической поддержкой США. В Вашингтоне положительно воспринимали сигналы из Багдада по урегулированию давних разногласий.

37

В американском руководстве опасались, что победа любой из стран приведёт к становлению нового регионального гегемона, не имеющего альтернативы, а их ослабление может быть использовано Советским Союзом для расширения экспансии54. Подтверждению этой позиции служили доклады ЦРУ о ходе и перспективах ирано-иракской войны, представленные в феврале и июне 1982 г. директору разведки У. Кейси и доведённые до сведения президента55. Одним из важных моментов этих докладов было упоминание курдского движения, используемого обеими сторонами конфликта.

54. Iran, April 22, 1981 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019); Soviet Support For International Terrorism and Revolutionary Violence, May 27, 1981 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

55. Iraq: The Uses of Terror, February 1, 1982 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019); Implications Of Iran's Victory Over Iraq, June 8, 1982 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
38

В ЦРУ отмечали, что Иран является желанной целью для советской политики в регионе, и Москва прилагает усилия для поддержания антизападных настроений среди фундаменталистов56. Но, несмотря на продолжение действия советско-иракского договора о дружбе 1972 г., отношения между Москвой и Багдадом в 1981 г. были напряжёнными57. Причиной тому стали, с одной стороны, проведенные режимом Саддама Хусейна репрессии в отношении иракских коммунистов (1979–1980 гг.), с другой стороны, непрямая поддержка Советским Союзом левых курдских движений. Закономерным следствием этих осложнений явилось решение советской стороны заморозить поставки оружия воюющим сторонам в начале ирано-иракской войны (впрочем, уже к маю 1982 г. разногласия между Москвой и Багдадом были урегулированы и продажа оружия в Ирак была восстановлена).

56. Iran, April 22, 1981 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

57. Iraq’s Dissidents, June 8, 1981 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
39

В 1982 г. стратегическое положение стран в ирано-иракской войне изменилось, что повлияло на американскую политику. Заняв ряд пограничных иранских территорий, Саддам Хусейн принял решение перейти к стратегической обороне. Восстановив силы, Иран начал контрнаступление летом 1982 г. В июне 1982 г. ЦРУ рисовало неутешительную картину положения иракской армии и возможного будущего, если Иран окажется победителем в войне58. С точки зрения экспертов разведывательного сообщества, иранская победа грозила утратой США влияния в зоне Персидского залива и расползанием Исламской революции на ближайшие арабские страны. К середине 1983 г. иракские войска были выбиты с иранской территории, а иранские силы перешли границу и стали угрожать Ираку59.

58. Implications Of Iran's Victory Over Iraq, June 8, 1982 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

59. National Intelligence Daily (Cable), July 9, 1982 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
40

Перелом в войне стал сигналом для США к ускорению действий по восстановлению американо-иракских отношений, также как он стал сигналом для СССР. Ирак смог стабилизировать своё положение на фронте благодаря возобновлению поставок советского оружия и техники60 и финансовой помощи ряда арабских стран (в первую очередь Иордании, Кувейта и Саудовской Аравии)61, а также поставкам технологий «двойного назначения» и кредитов, предоставленных западными странами (США и Францией)62.

60. Абалян А.И. Причины и предпосылки ирано-иракского вооруженного конфликта // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2014. Вып. 2. С. 56; Белоусова К.А. Ирано-иракская война (1980–1988) и политика США в Ираке // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. №2. 2005. С. 5.

61. Tucker E. Op. cit. P. 299.

62. Walker D. M. Op. cit. P. 180.
41

После вторжения в Иран в 1980 г., баасистское правительство организовало поддержку иранским курдам во главе с А.-Л. Касемлу (глава Демократической партии Иранского Курдистана – ДПИК)63. Иран в свою очередь сделал ставку на клан Барзани: режиму Хомейни удалось договориться с Масудом (лидером Демократической партии [Иракского] Курдистана – ДПК) и его братом Идрисом. Силы ДПК оказали иранской армии помощь в подавлении движения Касемлу. Тегеран спонсировал создание Народного демократического фронта (НДФ) во главе с ДПК, объединившего вокруг себя разрозненные организации иракских курдов (в первую очередь исламского и умеренно-левого толка), желавших взять реванш за поражение 1975 г.64 Прямая взаимосвязь между режимом Хомейни и НДФ давала иракским официальным лицам возможность назвать это движение «пятой колонной» в Ираке.

63. McDowall D. Op. cit. P. 349; Воробьева Т.А., Юнгблюд В.Т. США теряют союзника…

64. Iran, April 22, 1981 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
42

Параллельно НДФ существовал Народный демократический и патриотический фронт (НДПФ), основанный лидером Патриотического союза Курдистана (ПСК) Дж. Талабани и представителями левых курдских организаций. НДПФ финансировался Сирией – опосредованным союзником Ирана в войне, а по оценкам ЦРУ, через Дамаск в финансировании движения Талабани участвовал СССР65. НДПФ пришлось вести борьбу на два фронта: против режима Саддама Хусейна, ввиду острого антагонизма между Дамаском и Багдадом, и против НДФ за власть в Иракском Курдистане66.

65. Iraq’s Dissidents, June 8, 1981 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

66. Степанова Н.В. Курдская проблема в Ираке. Аналитические записки МГИМО. Выпуск 10 (12) М.: МГИМО–Университет, 2005. С. 15.
43 Когда иранские силы смогли пробиться к границам Иракского Курдистана в августе 1982 г., сторонники исламского режима из числа иракских курдов сформировали совместный курдско-иранский фронт против Багдада. Вторжение иранцев на иракскую землю привело к подъёму национального самосознания иракцев, в том числе иракских курдов. Курды и иракские шииты стали вступать добровольцами в иракскую армию. Багдад воспользовался таким положением дел и возобновил практику формирования лояльных курдских подразделений («фурсан»).
44

Поддержка Ираном ДПК не осталась без внимания со стороны режима Саддама Хусейна. Опасаясь развёртывания наступления в Иракском Курдистане после взятия в июне 1983 г. иранцами пограничного города Хадж-Умран и стремительного роста контролируемой ДПК территории, Багдад пошёл на переговоры со второй по силе партией иракский курдов – ПСК67. Дж. Талабани была обещана финансовая и военно-техническая поддержка, а также пересмотр закона о курдской автономии и предоставление мест в правительстве и парламенте. Взамен ПСК в кооперации с лояльными центральному правительству курдскими отрядами фурсан должен был сдерживать силы ДПК и союзных им иранцев68. Благодаря этому политическому ходу, баасисты способствовали скорому развалу НДПФ, устранили (на время) влияние Дамаска на Талабани69 и смогли вывести резервные силы с северного фронта. В тяжелый период иранского наступления летом 1983 г. переброска сил из Иракского Курдистана на южный фронт серьезно усилила армию и укрепила моральный дух иракцев70.

67. Prospects For Iraq, July 19, 1983 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019); Iran-Iraq War. Threats to Gulf Oil Exports, November 1, 1983 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019); Iraqi Opposition. Status And Prospects, December 1, 1983 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

68. National Intelligence Daily, October 20, 1984 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

69. Near East And South Asia Review, February 1, 1985 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

70. 1984-03-05 National Intelligence Daily Monday, March 5, 1984 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
45

1984 год стал переломным для курдского движения: в Турции началось восстание Рабочей партии Курдистана (РПК) во главе с А. Оджаланом, в Ираке курды под руководством Масуда и Идриса Барзани и Дж. Талабани смогли де-факто установить контроль над Иракским Курдистаном. Продолжалось сопротивление режиму аятоллы Р. Хомейни иранских курдов. Как отмечают специалисты ЦРУ, впервые за 50 лет курдское движение охватило практически все страны, где проживает этот народ71.

71. Persian Gulf in 1985, February 15, 1985 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
46

Вашингтон воспринимал продолжавшуюся ирано-иракскую войну как угрозу своим национальным интересам в регионе и для союзных режимов в Персидском заливе. ЦРУ активно следило за курдскими действиями на фронтах войны, предоставляя Белому дому информацию об организациях, связанных с Багдадом и Тегераном. Специалисты из американской разведки докладывали, что Иран стремится дестабилизировать ситуации и по возможности навредить тем странам, которые оказывают поддержку Ираку в войне (в первую очередь Саудовской Аравии)72.

72. Iran: Outlook for the Islamic Republic, May 5, 1983 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
47

В докладах ЦРУ, рассматривавших позицию Ирака, сообщалось, что баасистский режим, переживая трудности в ходе войны, стремится к сближению с умеренными арабскими режимами, большинство из которых – союзники США. В отношении самих США Багдад также занял умеренную позицию и стремится к устранению разногласий73. СССР пытался наладить связи с Ираком и повлиять на политику Багдада по курдскому вопросу, однако Саддам в тот момент с настороженностью отнёсся к советской дипломатической игре74.

73. Prospects for Iraq, July 19, 1983 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

74. USSR Review, April 1, 1985 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
48

Выводы американских спецслужб по курдской проблеме в Ираке эволюционировали от оценки курдов как незначительной силы, способной лишь на то, чтобы стать источником легкого беспокойства для баасистского режима в 1983 г.75, к заключению, что они настолько сильны, что способны открыть второй фронт в ирано-иракской войне и значительно осложнить жизнь Багдаду в 1985 году76.

75. Prospects for Iraq, July 19, 1983 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

76. Near East and South Asia Review Supplement, January 18, 1985 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
49 Восстановление отношений и «уклон» США в сторону Ирака привели к появлению у багдадского режима патетических настроений. Багдад пошёл на срыв перемирия с ПСК Талабани и, фактически, настроил против себя наиболее крупные оппозиционные группировки иракских курдов.
50

Разразившийся в 1986 г. в США скандал «Иран-контрас» имел отклик у баасистского режима в Ираке. Саддам Хусейн увидел в американских действиях прямую угрозу целостности и суверенитету Ирака77. Он стал опасаться, что американцы вместе с израильтянами могут оказать поддержку иракским курдам, как это было в 1970-е годы, и потому сделал ставку на применение химического оружия против повстанцев. В 1987 г. началась печально известная операция под кодовым названием «Аль-Анфаль» (с араб. – трофеи) – программа по выселению курдского населения из пограничных зон Северного Ирака в отдельные резервации, а также по борьбе с курдскими повстанцами с применением химического оружия, которая реализовывалась с 29 марта 1987 по 23 апреля 1989 гг.78

77. “Saddam Discussing „Irangate‟ (Iran-Contra) Revelations with His Inner Circle // Conflict Record Research Center. Document Date: Undated (circa late 1986), CRRC Record Number: SH-SHTP-A-000-556

78. Iraq Between Occupations. Perspectives from 1920 to the Present / Ed. by A. Baram, A. Rohde, R. Zeidel. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2010. P. 52; Human Rights Watch, Genocide in Iraq. The Anfal Campaign Against the Kurds. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
51

Политика США в отношении турецких курдов

 

Американо-турецкие отношения в 1981–1983 гг. характеризовались прагматическим взаимодействием, направленным на поддержание региональной стабильности. Турция, несмотря на предсказания американских экспертов в 1981 г., не пострадала от ирано-иракской войны. Наоборот, обе воюющие стороны стремились к улучшению отношений с Анкарой. Для Ирака это направление стало жизненно важным после того, как Сирия перекрыла иракский нефтепровод, проходивший через её территорию. Единственный действующий трубопровод проходил по турецкой территории и имел меньшие мощности. Турция, эффективно использовавшая ирано-иракскую войну, смогла добиться существенного роста товарооборота с обеими странами. Совокупный товарооборот между Турцией и каждой из стран по отдельности составил 2 млрд долларов79.

79. Borovali A. Kurdish Insurgencies, the Gulf War, and Turkey's Changing Role // Conflict Quarterly. 1987. Vol. 7, No. 4., P. 37.
52

Помимо экономических, у Ирака и Турции были похожие геополитические интересы – в сдерживании курдского национализма. В США терпимо относились к турецкой позиции и стремились выстроить хорошие отношения с военным правительством К. Эврена, обещавшим после установления порядка в стране вернуться к демократическому правлению. В ноябре 1982 г. была принята новая конституция Турции, президентом стал сам Эврен. Курс на демократизацию был положительно оценен Вашингтоном80. Ещё через год, в ноябре 1983 г. прошли парламентские выборы.

80. Gunter M. Foreign Influences on the Kurdish Insurgency in Iraq // Conflict Quarterly. 1992.Vol. 12, No. 40, P. 14.
53

Окончание военного правления позволило выйти из подполья оппозиционным организациям, в том числе РПК, руководство которой взяло курс на подготовку восстания в районах проживания турецких курдов. Появление «зоны безопасности» в виде курдского анклава в Северном Ираке сыграло на руку РПК: они организовали базы в приграничных районах, чтобы при необходимости иметь возможность уйти от преследования вооружённых сил Турции в Иракский Курдистан81. В августе 1984 г., началось подготовленное РПК восстание в юго-восточных провинциях Турции82.

81. National Intelligence Daily, October 3, 1984 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).

82. Gunter M. The Kurds Ascending... P. 6.
54

Позиция США в отношении турецких курдов оставалась неизменной. Американское руководство видело в Анкаре надёжного военно-политического партнёра и главного союзника в регионе, а турецкие курды причислялись к леворадикальным просоветским элементам83. Последние также обвинялись турецким правительством в организации терактов и участии в глобальной торговле наркотиками, что подтверждалось донесениями ЦРУ84. Именно эти факты имели решающее значение при определении политики США в отношении турецкого Курдистана.

83. The Kurdish Insurgency in Turkey, August 26, 1985 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019); Лукоянов А.К. Курдистан и Израиль (перспективы сотрудничества) // Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века (сборник статей) / отв. ред. О.И. Жигалина. М., 2006. С. 48.

84. International Terrorism: Hostage Seizures, March 1, 1983 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019); Terrorism Review, September 1, 1983 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019); Drug Trafficking: the role of Insurgents, Terrorists, and Sovereign States, November 1, 1983 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
55

Специфика сирийского курдского вопроса и позиция США

 

Сирийский вопрос был одним из ключевых в ближневосточной политике США в годы президентства Рейгана. Вашингтон видел в сирийском диктаторе Х. Асаде «плохого парня» Ближнего Востока, являющегося ярым противником государства Израиль, главным союзником Советского Союза в регионе и сторонником использования террористических методов решения внутри- и внешнеполитических вопросов85. Как отмечает российский историк В.А. Музалевская, администрация Рейгана явно недооценивала роль и место Сирии на Ближнем Востоке, считала её после предательства А. Садата одиночкой в противостоянии с Израилем и не заметила, как страна стала «стержнем арабской нации»86.

85. Музалевская В.А. Американо-сирийские отношения на заключительном этапе холодной войны (1977–1988 годы) // Известия Саратовского университета. Сер. История. Международные отношения. 2016. Т.16, № 4. С. 456-457.

86. Там же.
56

При этом Белый дом явно устраивала ситуация, когда сирийские войска контролировали часть Ливана в долине Бекаа. Такое положение дел влияло на ход продолжавшейся гражданской войны в Ливане, давая возможность ливанским мусульманам и палестинским беженцам найти безопасное место; стабилизировало часть страны, не давая ситуации вылиться в полномасштабные столкновения христиан и мусульман87. Южный Ливан, в 1982 г. временно занятый израильскими силами, а в 1984 г. – американскими, оставался буфером между Израилем и Сирией. Ведущий советский и российский эксперт по Ближнему и Среднему Востоку Е.М. Примаков полагал, что США положительно отреагировали на ввод сирийских войск в Ливан, и сирийцы, по его мнению, пошли на этот шаг только после одобрения со стороны США, даже не поставив в известность руководство Советского Союза (1 июня 1976 г., в день ввода сирийских войск, в Дамаске с официальным визитом находился председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин)88.

87. Евтушенко А.С. Дипломатия США во время первой военной кампании Израиля в Ливане (1982 год) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 115. С. 51.

88. Примаков Е.М. Указ. соч. С. 186-187.
57

Официально Вашингтон порицал связи сирийского режима с международными террористическими организациям и его нежелание наладить контакт с израильской стороной89. Однако на деле США, как и Израиль, режим Асада устраивал в контексте его конфликта с Ираком и Египтом90. Администрация Рейгана не считала Сирию сильным игроком в арабском мире, хоть американцам и приходилось считаться с советским присутствием на сирийской земле. Поэтому потенциал американо-сирийских отношений оставался незадействованным при Рейгане, но сыграл свою роль уже во время войны в заливе 1991 году91.

89. Syria's Assad: His Power And His Plan // The New York Times, February 19, 1984. P. 6.

90. Cooley J. An Alliance Against Babylon. US, Israel and Iraq. London: Pluto Press, 2005. P. 166.

91. Музалевская В.А. Указ. соч. С. 457.
58

Эта двойственная позиция соблюдалась и в отношении курдов, проживавших в Сирии и прибывших в эту страну, спасаясь от преследований в других ближневосточных государствах. В это время режим Асада предоставлял убежище на своей территории многим курдским организациям, в том числе сторонникам РПК (сражавшимся с турецким правительством) и ПСК (боровшимся с баасистским правительством Ирака)92. Хотя американцы публично и осуждали пребывание лидеров РПК и ряда других курдских организаций в Сирии93, они не предпринимали никаких дипломатических или иных мер против Дамаска.

92. Мосаки Н.З. О выступлении Ш.Х. Мгои по курдской проблеме в Сирии в 1987 году // Восточный архив. № 2 (34), 2016. С. 90.

93. Turkey: The Syrian Threat, February 12, 1986 // CIA FOIA RR [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 13.06.2019).
59

Заключение

 

Курдский вопрос в политике администрации Р. Рейгана в 1981–1987 гг. был включён в общий контекст ближневосточной политики США и влиял на их дипломатические отношения со странами региона – Турцией, Ираком, Ираном и Сирией, в которых курдское движение играло заметную роль. Вашингтон не видел в курдах потенциальных союзников в реализации своих планов на Ближнем и Среднем Востоке, тем не менее, американцы не игнорировали потенциал курдского движения как в регионе Персидского залива, так и в мировом масштабе.

60 В 1980-е годы цели большинства курдских организаций вступили в противоречие с планами и интересами США в регионе. Дестабилизация ситуации в Турции и на ирано-иракском фронте мешала планам Вашингтона и, по мнению американской стороны, играла на руку «планам Москвы» в отношении южного фланга НАТО. В этой связи Белый дом не проявлял желания идти навстречу интересам курдов и молча наблюдал за тем, как Ирак и Турция подавляли курдский сепаратизм на своей территории.
61 Позиция молчаливого наблюдения уже в 1988 г. привела к курдской национальной трагедии, вошедшей в историю как газовая атака в Халабдже и операция «Аль-Анфаль». Желание получить политические дивиденды от ирано-иракской войны и сближения с Ираком привели к непрямому дипломатическому и прямому разведывательному противодействию курдскому движению в Ираке и Турции. Позиция наблюдателя, занятая США при использовании Багдадом химического оружия, и позиция защитника иракских интересов, проявленная американской делегацией в ООН и президентом Рейганом в Конгрессе, были восприняты курдами крайне негативно. Имиджу США как защитника демократии в глазах курдов был нанесён существенный ущерб.

References

1.  Vorob'yova T.A., Yungblyud V.T. Afganistan v politike SSSR i SShA v 1979 g. // Voprosy istorii 2016. № 10. S. 105; Yungblyud V.T. Retsenziya na monografiyu «Mnogostoronnyaya diplomatiya v bipolyarnoj sisteme mezhdunarodnykh otnoshenij. M., 2012» // Novaya i novejshaya istoriya. 2014. № 3. S. 226-229.

2. Lazarev M.S. Kurdy i Kurdistan (faktory stanovleniya problemy) // Natsional'nyj vopros v osvobodivshikhsya stranakh Vostoka. M.: «Nauka», 1986. S. 49.

3. Gunter M. The Kurds Ascending. The Evolving Solution to the Kurdish Problem in Iraq and Turkey. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2008; Tucker E. The Middle East in Modern World History. N.Y.: Routledge. 2016; Kurdskij vopros na rubezhe tysyacheletij (kruglyj stol 19.02.2004 g.). M., 2004.

4. Wilson J.G. The triumph of improvisation: Gorbachev’s adaptability, Reagan’s engagement, and the end of Cold War. N.Y.: Cornell University Press, 2014; Garbuzov V.N. Aleksandr Khejg, ili Tri kar'ery odnogo generala. M.: Nauka, 2004; Garbuzov V.N. «Rejganovskaya revolyutsiya»: teoriya i praktika amerikanskogo konservatizma (1981–1988). SPb-Pskov: Pskovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut, 1999; Ivanyan Eh.A. Ronal'd Rejgan. Khronika zhizni i vremeni. M.: «Mysl'», 1991; Shlezinger A.M. Tsikly amerikanskoj istorii / Per. S angl. Zakl. st. Terekhova V.I. M.: Izdatel'skaya gruppa «Progress», «Progress-Akademiya», 1992.

5. Garbuzov V.N. Rejganovskaya model' rukovodstva gosudarstvom // SShA – ehkonomika, politika, ideologiya. 1997. № 9. – S. 40-53.

6. Petersen T. Ronald Reagan: leadership style and foreign policy // Transactions of the Historical Society of Ghana, New Series, No. 8, 2004. P. 136–137; Garbuzov V.N. Aleksandr Khejg… S. 65-66, 78-79.

7. Wilson J.G. Op. cit. P. 10; Garbuzov V.N. Aleksandr Khejg… S. 70.

8. Garbuzov V.N. Aleksandr Khejg… S. 73, 89.

9. Yungblyud V., Zboev A. Deyatel'nost' amerikanskikh nepravitel'stvennykh organizatsij na postsovetskom prostranstve v 1990-e gg. // Quaestio Rossica. T. 6. 2018. № 1. S. 251.

10. Reich B. United States Middle East Policy in the Carter and Reagan administrations // Australian Outlook, 1984. No. 38 Vol. 2. P. 74.

11. Garbuzov V.N. Aleksandr Khejg… S. 85-86.

12. «Doktrina Kartera» // Vneshnyaya politika SShA. Khrestomatiya / Sost. D.V. Kuznetsov. Blagoveschensk: Izd-vo BGPU, 2014. S. 479.

13. Vorob'eva T.A., Yungblyud V.T. SShA teryayut soyuznika na Blizhnem Vostoke: politika administratsii Dzh. Kartera v otnoshenii Irana, 1977—1980 gg. // Ehlektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal «Istoriya». 2019. T. 10. Vypusk 3 (77) [Ehlektronnyj resurs]. Dostup dlya zaregistrirovannykh pol'zovatelej. URL: https://history.jes.su/s207987840005469-4-1/ (data obrascheniya: 13.06.2019); Mansfield P. A History of the Middle East. 4th ed. N.Y.: Penguin Books, 2013. P. 282; Wright S. The United States and Persian Gulf Security. The Foundations of the War on Terror. N.Y.: Ithaca Press, 2007. P. 3.

14. Wright C. Implications of the Iraq-Iran War // Foreign Affairs, Vol. 58, No. 2, 1980, PP. 272.

15. Amin S.H. The Iran-Iraq war. Legal implications // Marine Policy, Vol. 6, Is. 3, 1982 P. 206.

16. Garbuzov V.N. Aleksandr Khejg… S. 199–200.

17. Tam zhe. S. 73.

18. Haig says U.S. seeks consensus strategy in the Middle East // The New York Times, March 20, 1981. P. 1.

19. Department of State Cable from Alexander M. Haig, Jr. to All Near Eastern and South Asian Diplomatic Posts. "Military Equipment for Iran and Iraq," February 16, 1981 // National Security Archive Electronic Briefing Book No. 82 (dalee – NSA-82) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://nsarchive2.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB82/iraq03.pdf (data obrascheniya: 13.06.2019).

20. Walker D.M. “An agonizing death”: 1980s U.S. policy on Iraqi chemical weapons during the Iran-Iraq War // The Journal of the Middle East and Africa, Vol. 8, Issue 2, 2017 P. 181.

21. Ibid. P. 182.

22. Ibid.

23. Fredman Z. Shoring Up Iraq, 1983 to 1990: Washington and the Chemical Weapons Controversy // Diplomacy & Statecraft. Vol. 23, Issue 3, 2012. P. 536;

24. NSDD-2: National Security Council Structure, January 12, 1982 // Ronald Reagan Presidential Library & Museum [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.reaganlibrary.gov/sites/default/files/archives/reference/scanned-nsdds/nsdd2.pdf (data obrascheniya: 13.06.2019).

25. Wilson J.G. Op. cit. P. 11; Garbuzov V.N. Aleksandr Khejg… S. 99, 109-110, 121-122; Ivanyan Eh.A. Ukaz. soch. S. 277, 294-296.

26. Haig resigns over foreign policy course, but cites no issues; Reagan names Shultz // The New York Times, June 26, 1982, P. 1; Garbuzov V.N. Aleksandr Khejg… S. 126-127; Ivanyan Eh.A. Ukaz. soch. S. 296.

27. NSSD 4-82, March 19, 1982 // Ronald Reagan Presidential Library & Museum [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.reaganlibrary.gov/sites/default/files/archives/reference/scanned-nssds/nssd4-82.pdf (data obrascheniya: 13.06.2019).

28. NSDD-99: United States Security Strategy for the Near East and South Asia, July 12, 1983 // Ronald Reagan Presidential Library & Museum [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.reaganlibrary.gov/sites/default/files/archives/reference/scanned-nsdds/nsdd99.pdf (data obrascheniya: 13.06.2019).

29. Department of State Cable from George P. Shultz to the United States Interests Section in Iraq. "Visit of Iraqi Foreign Minister," January 15, 1983 // NSA-82 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://nsarchive2.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB82/iraq16.pdf (data obrascheniya: 13.06.2019).

30. Department of State, Office of the Secretary Delegation Cable from George P. Shultz to the Department of State. "Secretary's May 10 Meeting with Iraqi Foreign Minister Tariq Aziz," May 11, 1983 // NSA-82 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://nsarchive2.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB82/iraq17.pdf (data obrascheniya: 13.06.2019).

31. Department of State, Bureau of Near Eastern and South Asian Affairs Information Memorandum from Jonathan T. Howe to Lawrence S. Eagleburger. "Iran-Iraq War: Analysis of Possible U.S. Shift from Position of Strict Neutrality," October 7, 1983 // NSA-82 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://nsarchive2.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB82/iraq22.pdf (data obrascheniya: 13.06.2019).

32. Department of State, Bureau of Politico-Military Affairs Information Memorandum from Jonathan T. Howe to George P. Shultz. "Iraq Use of Chemical Weapons," November 1, 1983 // NSA-82 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://nsarchive2.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB82/iraq24.pdf (data obrascheniya: 13.06.2019).

33. Department of State, Office of the Assistant Secretary for Near Eastern and South Asian Affairs Action Memorandum from Jonathan T. Howe to Lawrence S. Eagleburger. "Iraqi Use of Chemical Weapons" [Includes Cables Entitled "Deterring Iraqi Use of Chemical Weapons" and "Background of Iraqi Use of Chemical Weapons"], November 21, 1983 // NSA-82 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://nsarchive2.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB82/iraq25.pdf (data obrascheniya: 13.06.2019).

34. NSDD-114: U.S. Policy Toward The Iran-Iraq War // Ronald Reagan Presidential Library & Museum [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.reaganlibrary.gov/sites/default/files/archives/reference/scanned-nsdds/nsdd114.pdf (data obrascheniya: 13.06.2019).

35. Department of State Cable from Kenneth W. Dam to the United States Interests Section in Iraq. "Rumsfeld Visit to Iraq," December 7, 1983 // NSA-82 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://nsarchive2.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB82/iraq28.pdf (data obrascheniya: 13.06.2019).; United States Embassy in United Kingdom Cable from Charles H. Price II to the Department of State. "Rumsfeld Mission: December 20 Meeting with Iraqi President Saddam Hussein," December 21, 1983 // NSA-82 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://nsarchive2.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB82/iraq31.pdf (data obrascheniya: 13.06.2019).

36. Wilson J.G. Op. cit. P. 23; Ronald Reagan: Intelligence and the End of the Cold War. Wash.: Government Printing Office, 2012. P. 10.

37. Reagan Radio Address to the Nation on the Meeting with Soviet General Secretary Gorbachev in Reykjavik, Iceland. October 4, 1986.

38. Wilson J.G. Op. cit. P. 129.

39. Fredman Z. Op. cit. P. 540.

40. Primakov E.M. Konfidentsial'no: Blizhnij Vostok na stsene i za kulisami (vtoraya polovina XX – nachalo XXI veka). M.: IIK «Rossijskaya gazeta», 2006. S. 352.

41. Walker D.M. Op. cit. PP. 175–176.

42. Note by the President of the Security Council, UN document S/18863, 14 May 1987.

43. Kurdish question in U.S. foreign policy: a documentary sourcebook / [compiled by] Lokman I. Meho. Westport, Conn.: Praeger, 2004. P. 62.

44. Harris S., Aid M. Exclusive: CIA Files Prove America Helped Saddam as He Gassed Iran // Foreign Policy, August 26, 2013, 2:40 AM [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://foreignpolicy.com/2013/08/26/exclusive-cia-files-prove-america-helped-saddam-as-he-gassed-iran/ (data obrascheniya: 13.06.2019).

45. Sennikov A.I. Irakskie kurdy v politike SShA v 1969–1976 gg. // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017. №10. S. 82;

46. Sennikov A.I. Kurdskij vopros v blizhnevostochnoj politike administratsii Dzh. Kartera v 1977–1978 gg. // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2018, № 1, S. 46.

47. Gasiorowski M. US Covert Operations toward Iran, February–November 1979: Was the CIA Trying to Overthrow the Islamic Regime? // Middle Eastern Studies, Vol. 51 2015. P. 130.

48. Bishku M. Israel and the Kurds: A Pragmatic Relationship in Middle Eastern Politics // Journal of South Asian and Middle Eastern studies. No. 42, Vol. 2, 2018. PP. 53-54.

49. Ostrovsky V. Capture of Kurdish Rebel Leader Ocalan Recalls Mossad Collaboration With Both Turkey, Kurds // Washington Report on Middle East Affairs, April/May 1999. P. 60.

50. Habib Mission: Meeting With Israeli Military Delegation, May 12, 1981 // U.S. Department of State Freedom of Information Act Reading Room [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://foia.state.gov/searchapp/DOCUMENTS/foiadocs/6c6a.PDF (data obrascheniya: 13.06.2019).

51. Sennikov A.I. Deyatel'nost' Mustafy Barzani v SShA v 1977–1979 gg. // Chelovek, obschestvo, gosudarstvo: istoriya, sovremennost', perspektivy vzaimodejstviya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (4 dekabrya 2017 g., g. Ufa). Zapadnyj: Nauchno-issledovatel'skij tsentr «AntroVita», 2017. S. 23-29.

52. Kurdish question in U.S. foreign policy: a documentary sourcebook / [compiled by] Lokman I. Meho. Westport, Conn.: Praeger, 2004. P. 33–34.

53. Galbraith P. W. Why the Kurds Are Paying for Trump’s Gift to Iran, November 2, 2017 // New York Review Daily [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.nybooks.com/daily/2017/11/02/kurds-pay-for-trumps-gift-to-iran/ (data obrascheniya: 13.06.2019).

54. Iran, April 22, 1981 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp84b00049r001403530006-5 (data obrascheniya: 13.06.2019); Soviet Support For International Terrorism and Revolutionary Violence, May 27, 1981 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp90t00155r000200010009-2 (data obrascheniya: 13.06.2019).

55. Iraq: The Uses of Terror, February 1, 1982 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp83b00232r000100040005-4 (data obrascheniya: 13.06.2019); Implications Of Iran's Victory Over Iraq, June 8, 1982 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp85t00176r001100130001-6 (data obrascheniya: 13.06.2019).

56. Iran, April 22, 1981 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp84b00049r001403530006-5 (data obrascheniya: 13.06.2019).

57. Iraq’s Dissidents, June 8, 1981 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp06t00412r000200370001-8 (data obrascheniya: 13.06.2019).

58. Implications Of Iran's Victory Over Iraq, June 8, 1982 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp85t00176r001100130001-6 (data obrascheniya: 13.06.2019).

59. National Intelligence Daily (Cable), July 9, 1982 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp84t00301r000400010094-0 (data obrascheniya: 13.06.2019).

60. Abalyan A.I. Prichiny i predposylki irano-irakskogo vooruzhennogo konflikta // Vestnik SPbGU. Ser. 6. 2014. Vyp. 2. S. 56; Belousova K.A. Irano-irakskaya vojna (1980–1988) i politika SShA v Irake // Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S.A. Esenina. №2. 2005. S. 5.

61. Tucker E. Op. cit. P. 299.

62. Walker D. M. Op. cit. P. 180.

63. McDowall D. Op. cit. P. 349; Vorob'eva T.A., Yungblyud V.T. SShA teryayut soyuznika…

64. Iran, April 22, 1981 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp84b00049r001403530006-5 (data obrascheniya: 13.06.2019).

65. Iraq’s Dissidents, June 8, 1981 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp06t00412r000200370001-8 (data obrascheniya: 13.06.2019).

66. Stepanova N.V. Kurdskaya problema v Irake. Analiticheskie zapiski MGIMO. Vypusk 10 (12) M.: MGIMO–Universitet, 2005. S. 15.

67. Prospects For Iraq, July 19, 1983 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp85t00176r001500190014-6 (data obrascheniya: 13.06.2019); Iran-Iraq War. Threats to Gulf Oil Exports, November 1, 1983 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp85m00363r000400740020-9 (data obrascheniya: 13.06.2019); Iraqi Opposition. Status And Prospects, December 1, 1983 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp84s00927r000200130004-5 (data obrascheniya: 13.06.2019).

68. National Intelligence Daily, October 20, 1984 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp87t00970r000500020067-3 (data obrascheniya: 13.06.2019).

69. Near East And South Asia Review, February 1, 1985 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp85t01184r000301320001-7 (data obrascheniya: 13.06.2019).

70. 1984-03-05 National Intelligence Daily Monday, March 5, 1984 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp87t00970r000100030014-4 (data obrascheniya: 13.06.2019).

71. Persian Gulf in 1985, February 15, 1985 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp85t01058r000405820001-7 (data obrascheniya: 13.06.2019).

72. Iran: Outlook for the Islamic Republic, May 5, 1983 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp86t00302r000801310007-5 (data obrascheniya: 13.06.2019).

73. Prospects for Iraq, July 19, 1983 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp86t00302r000901440010-6 (data obrascheniya: 13.06.2019).

74. USSR Review, April 1, 1985 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp88t00799r000200030003-5 (data obrascheniya: 13.06.2019).

75. Prospects for Iraq, July 19, 1983 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp86t00302r000901440010-6 (data obrascheniya: 13.06.2019).

76. Near East and South Asia Review Supplement, January 18, 1985 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp85t01184r000301300001-9 (data obrascheniya: 13.06.2019).

77. “Saddam Discussing „Irangate‟ (Iran-Contra) Revelations with His Inner Circle // Conflict Record Research Center. Document Date: Undated (circa late 1986), CRRC Record Number: SH-SHTP-A-000-556

78. Iraq Between Occupations. Perspectives from 1920 to the Present / Ed. by A. Baram, A. Rohde, R. Zeidel. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2010. P. 52; Human Rights Watch, Genocide in Iraq. The Anfal Campaign Against the Kurds. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.hrw.org/reports/1993/iraqanfal/ (data obrascheniya: 13.06.2019).

79. Borovali A. Kurdish Insurgencies, the Gulf War, and Turkey's Changing Role // Conflict Quarterly. 1987. Vol. 7, No. 4., P. 37.

80. Gunter M. Foreign Influences on the Kurdish Insurgency in Iraq // Conflict Quarterly. 1992.Vol. 12, No. 40, P. 14.

81. National Intelligence Daily, October 3, 1984 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp87t00970r000500020011-4 (data obrascheniya: 13.06.2019).

82. Gunter M. The Kurds Ascending... P. 6.

83. The Kurdish Insurgency in Turkey, August 26, 1985 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp85t01058r000303280001-0 (data obrascheniya: 13.06.2019); Lukoyanov A.K. Kurdistan i Izrail' (perspektivy sotrudnichestva) // Kurdskij vopros v Zapadnoj Azii v nachale XXI veka (sbornik statej) / otv. red. O.I. Zhigalina. M., 2006. S. 48.

84. International Terrorism: Hostage Seizures, March 1, 1983 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp85m00363r000901960029-0 (data obrascheniya: 13.06.2019); Terrorism Review, September 1, 1983 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp84-00893r000100240001-4 (data obrascheniya: 13.06.2019); Drug Trafficking: the role of Insurgents, Terrorists, and Sovereign States, November 1, 1983 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp85t00283r000300010008-6 (data obrascheniya: 13.06.2019).

85. Muzalevskaya V.A. Amerikano-sirijskie otnosheniya na zaklyuchitel'nom ehtape kholodnoj vojny (1977–1988 gody) // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Ser. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2016. T.16, № 4. S. 456-457.

86. Tam zhe.

87. Evtushenko A.S. Diplomatiya SShA vo vremya pervoj voennoj kampanii Izrailya v Livane (1982 god) // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2009. № 115. S. 51.

88. Primakov E.M. Ukaz. soch. S. 186-187.

89. Syria's Assad: His Power And His Plan // The New York Times, February 19, 1984. P. 6.

90. Cooley J. An Alliance Against Babylon. US, Israel and Iraq. London: Pluto Press, 2005. P. 166.

91. Muzalevskaya V.A. Ukaz. soch. S. 457.

92. Mosaki N.Z. O vystuplenii Sh.Kh. Mgoi po kurdskoj probleme v Sirii v 1987 godu // Vostochnyj arkhiv. № 2 (34), 2016. S. 90.

93. Turkey: The Syrian Threat, February 12, 1986 // CIA FOIA RR [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.cia.gov/library/readingroom/document/cia-rdp86t01017r000303410001-9 (data obrascheniya: 13.06.2019).