Африканская политика Трампа, первые шаги
Африканская политика Трампа, первые шаги
Аннотация
Код статьи
S207054760007127-6-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Пархоменко Валентин Константинович 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена анализу африканской политики нынешнего президента США Дональда Трампа. Подводя итоги этой политики за двухлетний период его пребывания в Белом доме, автор отмечает, что, несмотря на ряд высказываний эпатажного, а то и откровенно расистского характера в адрес стран Чёрного континента в ходе своей избирательной кампании, новый американский президент, тем не менее, принципиальных изменений в неё не внёс. Большинство важных для африканцев законодательных актов, которые были приняты Конгрессом США при президентах Клинтоне, Буше-младшем и Обаме, остаются в силе, хотя финансирование некоторых из них, в виду принципиальной установки нынешней американской администрации на протекционизм и экономию бюджетных средств, чтобы «сделать Америку вновь великой», было несколько сокращено. Объявленное Трампом намерение «стереть с лица земли исламский терроризм», а также активно противостоять на континенте торгово-экономической экспансии и политическому влиянию Китая осуществляют, как и прежде, американские военнослужащие образованного в 2007 г. шестого регионального военного командования США – АФРИКОМ. Этот курс на дальнейшую милитаризацию африканской политики США был подтверждён в провозглашённой в декабре 2018 г. новой стратегии администрации Трампа по Африке. 

Ключевые слова
Д.Трамп, африканская политика, экономическая и гуманитарная помощь, военная активность, исламский терроризм, преемственность
Классификатор
Получено
09.09.2019
Дата публикации
29.10.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
4131
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1

После победы Дональда Трампа на президентских выборах 2016 г. многие эксперты и аналитики предсказывали, что его приход в Белый дом негативно отразится на отношениях между США и Африкой. В своих пессимистических прогнозах они исходили в основном из его предвыборных выступлений, в том числе в социальных сетях, в которых он практически игнорировал Африку к югу от Сахары и сослался на континент всего лишь дважды – в связи со взрывами в 1998 г. боевиками «Аль-Каиды» американских посольств в Кении и Танзании и вызвавшим у него резкое негодование наплывом беженцев из Сомали в штат Миннесота1. В качестве доказательства высокомерного и пренебрежительного отношения и безразличия президента к Африке ими отмечалось его «невежество» в актуальных политических и социально-экономических проблемах второго по величине континента в мире, проявленная им, когда он стал президентом, небрежность в заполнении вакансий на главных чиновников-африканистов в Государственном департаменте – помощника госсекретаря и первого заместителя помощника госсекретаря по делам Африка, а также его эпатажные, оскорбительные высказывания в ходе избирательной кампании в адрес африканцев, в том числе и своих сограждан – афроамериканцев, всё это характеризовало Трампа как убеждённого ксенофоба и расиста2.

1. Kelsey Lilley. Donald Trump’s Africa Policy: three priorities // Newsweek. 15 November 2016. >>> 

2. Donald Trump’s tough love for Africa // This is Africa, May 14, 2016. – >>>
2

Африканские страны, утверждал американский магнат ещё до выдвижения его кандидатом в президенты от Республиканской партии, могут служить лишь наглядным примером плохого управления государством. Поэтому им необходимо «сто лет реколонизации», чтобы научиться политическому лидерству и самоуправлению3.

3. Christine Mendoza.“Some Africans are lazy fools only good at eating, lovemaking and stealing” – Donald Trump, October 25, 2015. – >>>
3

В предвыборных филиппиках Трампа досталось и тогдашнему президенту США Бараку Обаме. Претендент на президентское кресло выступил с ложным заявлением о том, что первый чернокожий американский президент Барак Обама не был рождён на территории США и поэтому его избрание на этот пост и само президентство якобы были незаконными4. В своих планах вернуть Америке после своей победы на выборах утраченную ей при предшественнике «славу и достоинство» он договорился до того, что обещал, ничтоже сумняшеся, «депортировать Обаму и его кенийских братьев и сестёр на родину его покойного отца-кенийца»5.

4. John J. Stremlau. An Early Diagnosis of Trump’s Impact on US-Africa Relations and on sustainable Democracy in the US and Africa. South African Institute of International Affairs (SAIIA), Special Report, October 2017, p.6.

5. Christine Mendoza.“Some Africans are lazy fools only good at eating, lovemaking and stealing” – Donald Trump, October 25, 2015. – >>>
4

Акцент Трампа на расовый раскол в течение предвыборной гонки казался многим критикам не только его политическим кредо, но и предвестником реального курса в отношении африканских стран в случае избрания президентом США. Многих также тревожило, что несмотря на все свои оскорбительные выпады в адрес африканцев, Трамп сумел сохранить, за исключением афроамериканцев(только 8% из них отдали за него свои голоса), популярность у значительной части американского электората и решительно шёл к победе на президентских выборах. Поэтому вполне логично было ожидать, что при такой негласной поддержке со стороны своего электорального «ядра» президентство Трампа будет означать отказ от почти 70-летней двухпартийной поддержки американской внешней политики по продвижению национальных интересов Америки на Чёрном континенте. Высказывались также опасения, что США могут резко сократить помощь Африке и подвергнуть её политической «маргинализации», вследствие чего безработная африканская молодёжь окажется в руках террористов6.

6. Alemayehu (AL) Mariam. Trump”s Africa policy should end US aid to dictators, rights abusers / The Hill. – >>>
5 Тем не менее, спустя два с лишним года пребывания Трампа в Белом доме каких-то кардинальных изменений в африканской политике США, на наш взгляд, не произошло. Принятые Конгрессом при президентах Клинтоне, Буше-младшем и Обаме такие весьма важные для африканцев законодательные акты, как закон «Об экономическом росте и торговых возможностях Африки», (African Growth and Opportunity Act, AGOA), предоставившим почти 40 африканским странам к югу от Сахары беспошлинный экспорт своих товаров в США, Президентская программа чрезвычайной помощи для больных СПИДом (President's Emergency Plan for AIDS Relief, PEPFAR), гуманитарная деятельность корпорации «Вызовы тысячелетия» (Millennium challenge Corporation, МСС); исполнение закона «О продовольственной безопасности» и закон «Энергетика Африке», а также Инициатива «Молодые африканские лидеры» остаются в силе, хотя бюджетные ассигнования для их реализации из-за принципиальной установки нынешней американской администрации на протекционизм и экономию бюджетных средств, чтобы «сделать Америку вновь великой», было несколько сокращено. Ввиду объявленного Трампом намерения «стереть с лица земли исламский терроризм», и, в первую очередь, такие его очаги в Африка, как «Аль-Каида», ИГИЛ, «Боко Харам» и «Аш-Шабааб», а также противостоять на континенте торгово-экономической экспансии и влиянию Китая, сохранился и даже усилился начатый его предшественником в Белом доме курс на милитаризацию африканской политики, центральным проводником которой было и остаётся образованное в 2007 г. Африканское командование вооружённых сил США – АФРИКОМ.
6

Для многих аналитиков уже в начале 2017 г. стало очевидным, что политика Д. Трампа в Африке будет тесно связана с задуманными им преобразованиями внутри своей страны, с одной стороны, и жестким противостоянием с Китаем – с другой. Концентрируя усилия на внутренних преобразованиях в США, администрация Трампа, как отмечает П. Антанасов, была намерена «существенно сократить расходы не только на миротворчество, но и на внешнюю финансовую помощь, в том числе – и африканским государствам»7.

7. П. Анастасов. Д. Трамп и Африка // Новое восточное обозрение. >>>
7

Одним из первых сигналов в этом плане было появившееся в газете «Нью-Йорк таймз» сообщение о четырёхстраничном списке вопросов, касающихся Африки, с которым члены переходного штаба республиканцев принимали дела в Государственном департаменте, Министерстве обороны и в других официальных ведомствах США. Общее содержание и критический характер поставленных в нем вопросов не были официально опровергнуты и в целом соответствовали тону выступлений Трампа в период избирательной кампании и его главного девиза «сделать Америку вновь великой», а также проекту нового государственного бюджета. В целом переходную команду Трампа интересовало следующее: как американский бизнес конкурирует с другими странами в Африке и проигрывают ли США в этой конкурентной борьбе КНР?; сколько финансовой и гуманитарной помощи США разворовывается в африканских странах при существующем там высоком уровне коррупции, и не лучше ли будет тратить эти средства внутри США, если мы сами испытываем в них недостаток?; стоит ли США продолжать оказывать помощь Нигерии и соседним с ней странам в борьбе против исламистского повстанческого движения «Боко Харам», если в настоящее время в США проживают боевики «Аль-Каиды» из Африки?; какой смысл в участии США в затянувшейся борьбе против Армии Сопротивления Господа (АСГ) Джозефа Кони (христианская террористическая группировка на территории Уганды, ДРК, ЦАР и Южного Судана), если она продолжает существовать, но не угрожает интересам Америки, и почему США после десятилетней борьбы с «Аш-Шабааб» (исламистская террористическая организация в Сомали.), пока не удалось подавить это движение?8.

8. Alexis Okeowo. Donald Trump, lost in Africa. March 29,2017.- >>>
8 Другие вопросы, включённые в список переходной команды, касались закона «Об экономическом росте и торговых возможностях Африки» с точки зрения его выгоды для Америки и африканских стран. Учитывая тот факт, что «большая часть импорта по закону – это нефтепродукты, причём прибыль от их продажи идёт африканским нефтедобывающим компаниям, то почему мы (США), – спрашивала переходная команда, – поддерживаем эту огромную выгоду для коррумпированных режимов?».
9

Хотя в ходе избирательной кампании Трамп, несмотря на свои частые заявления об ущербности участия США в большинстве других торгово-экономических соглашений (Cевероамериканское соглашение о свободной торговле – НАФТА, Трансатлантическое торгово-экономическое партнёрство – ТТИП, Транстихоокеанское партнёрство – ТТП), публично против закона «Об экономическом росте и торговых возможностях Африки» не выступал, однако сам факт упоминания этого соглашения в перечне вопросов переходной команды вызвал серьёзное беспокойство у африканских экспертов сельскохозяйственной продукции и промышленных товаров (за исключением нефти и других природных ресурсов). В СМИ некоторых африканских стран, и в частности, ЮАР, сразу же появились сообщения о том, что Трамп может попытаться отказаться от закона «Об экономическом росте и торговых возможностях Африки » или пересмотреть его на более выгодных для США условиях9.

9. Should US exports to AFRICA be duty free? Opinion: Trump will end unilateral trade.- >>> 
10

Вступив в должность президента, особого интереса к странам Африки к югу от Сахары, равно как и к судьбам 46 млн своих соотечественников-афроамериканцев, большинство которых являются потомками африканских жертв американского рабства, Трамп не проявлял. В его инаугурационном выступлении об Африке не было сказано ни единого слова. Из Белого дома подавались лишь косвенные и редкие сигналы о том, как могут измениться при его президентстве долгосрочные партнёрские отношения США с 55 государствами Африканского союза, которые представляют собой разнообразное и быстро увеличивающееся население Чёрного континента, насчитывавшее на начало августа 2017 года более 1 млрд. 200 млн. человек. У африканских лидеров также не было полной ясности относительно африканской политики США при новом президенте, поскольку Трамп не торопился с назначением на ключевые посты в Госдепартаменте и дипломатические представительства на континенте компетентных чиновников, ответственных за формирование и проведение африканской политики США10.

10. John Campbell. Trump’s Dangerous Retreat from Africa-Foreign Policy, November 3, 2017 .- >>> Trump’s Foreign Policy Ignores Africa. Africa Oil 8 Power >>> 
11

Не способствовало изначально налаживанию взаимопонимания и отношений с африканскими странами и одно из первых исполнительных распоряжений Трампа – подписанный им 27 января 2017 г. указ о запрете на въезд в США в качестве беженцев гражданам семи мусульманских стран, три из которых были африканскими (Ливия, Сомали, Судан, к которым был присоединён позже и Чад). Вызвавшая массовые протесты по всей Америке и в мире приостановке приёма в ней беженцев была расценена как очередной расистский выпад Трампа против коренных жителей Чёрного континента и со стороны руководства Африканского союза. Тогдашний председатель АС и кандидат в президенты ЮАР Нкосазана Дламини-Зума, осудив этот недружественный акт главы американской администрации, на состоявшемся 30 января 2017 г. совещании глав государств и правительств АС заявила: «Та самая страна, в которую наши люди были завезены в качестве рабов, теперь решила запретить въезд в неё в поисках убежища некоторым гражданам из африканских стран»11.

11. “Dlamini-Zuma: US travel ban heralds turbulent times for Africa”. EWN, 30 January 2017. >>> 
12 Интерес Трампа к налаживанию отношений со странами Чёрного континента обозначился лишь в середине февраля 2017 г., когда по собственной инициативе он начал устанавливать личные контакты с президентами трёх африканских государств к югу от Сахары, отношения с которыми считал для Америки приоритетными. 13 февраля Трамп переговорил по телефону с президентом Нигерии Мухаммадом Бухари и президентом ЮАР Джейкобом Зумой, а в марте с президентом Кении Ухуру Кениата, пригласив их официально посетить США.
13 В беседе с М. Бухари Трамп дал положительную оценку усилиям нигерийского руководства в борьбе с действующей на севере Нигерии джихадистской группировкой «Боко Харам», а также выразил готовность разрешить новую сделку по оружию и «разморозить» продажу нигерийцам партии американских боевых самолётов, которая была приостановлена администрацией Обамы. В разговоре с Зумой Трамп подтвердил «уже крепкие двусторонние отношения» стран и отметил, что в ЮАР насчитывается 600 американских компаний.
14

В позитивном ключе прошла беседа и с кенийским президентом Ухуру Кениатой, в ходе которой Трамп особо отметил усилия Кении в борьбе с исламистской террористической организацией «Аш-Шабааб» и вклад этой восточноафриканской страны в миссию Африканского союза в Сомали (АМИСОМ). Было также подтверждено намерение США увеличить объём двусторонней торговли и инвестиций в Кению12.

12. Donald Tramp’s first 100 days and Africa Brookings. Edu/blog/Africa-in-focus/2017/04/28/Donald-tramps-first-100-days-and-africa/; Trump and Africa: Imaging a positive Legacy-Brooking Institute.- >>> 
15

Первая непосредственная встреча Трампа с некоторыми африканскими лидерами состоялась на инициированном им американо-арабско-мусульманском саммите в мае 2017 г. в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде, куда он накануне прибыл с государственным визитом. В саммите приняли участие 27 стран Чёрной Африки, 15 из которых были представлены на уровне глав государств и правительств13. Контакты нового президента США с африканскими руководителями были продолжены в конце мая 2017 г. в Таормине (Сицилия) на встрече «Большой семёрки» для обсуждения проблемы миграции, на которую также были приглашены представители Кении, Нигерии, Туниса, Эфиопии и Афросоюза. В общении с ними Трамп назвал Африку «местом возможностей»14.

13. Gregory Korte. In speech to Muslim Leaders, Trump condemns “Islamic extremism”. USA today, May 21, 2017. >>> 

14. ИТАР-ТАСС. 27.05.2017. Политика: Италия – Саммит – Африка – Премьер (ITAR-TASS. 27.05.2017. Policy: Italy-Summit-Africa-Prime minister) (In Russ.)
16

На состоявшемся в июне 2017 г. бизнес-саммите «Торговля США – Африка» в Вашингтоне, организованном Корпоративным советом США по Африке (Corporate Council on Africa, CCA), участвующий в его работе министр торговли США Уилмор Росс дал более конкретное объяснение, что имел в виду президент Трамп, когда назвал Африку «местом возможностей». Отметив большой рост за последние 15 лет общего объёма американо-африканской торговли и сокращение при этом торгового дефицита США с Африкой, Росс заверил африканцев в том, что краеугольным камнем их коммерческих отношений c Америкой будет и далее оставаться закон «Об экономическом росте и возможностях в Африке», хотя двусторонние торговые отношения способны подвести под них, как он подчеркнул, более устойчивую и долгосрочную основу, чем «просто временные торговые преференции». «В наших отношениях с Африкой должен продолжаться переход от помощи к торговле», – сказал министр, особо отметив, что этой линии придерживались и президенты Клинтон, Буш-младший и Обама15.

15. Witney Schneideman. Ross outlines Trump’s commercial policy toward Africa. >>> 
17

Администрации Трампа «не терпится заменить преференциальную сделку на нормальные двусторонние соглашения о свободной торговле», – утверждал, комментируя это выступление, консультант африканского Института по проблемам безопасности П. Фабрисиус16.

16. Fabricius P. After AGOA:SA must prepare for two-way free trade agreement with US//Daily Maverick. June 18,2017. >>> 
18

Обсуждение проблем было продолжено на состоявшемся 8–10 августа 2017 г. в Ломе (Того) очередном ежегодном Форуме «Партнёрство США – Африка. К процветанию через торговлю», на котором присутствовали представители 38 африканских государств. Выступивший на нём руководитель Управления торгового представительства США (ЮСТР) Роберт Лайтхайзер заверил участников, что президент Трамп «привержен» развитию отношений со странами Африки к югу от Сахары, «укреплению связей между правительствами, бизнесом и сообществами США и Африки». Об отношении нынешней американской администрации к закону «Об экономическом росте и торговых возможностях Африки» было сказано, что он был принят Конгрессом на основе «двухпартийного консенсуса» и сегодня продолжает служить «каркасом экономической политики США в Африке». Представитель США также подчеркнул необходимость для обеих сторон этого соглашения «сфокусироваться на углублении коммерческих связей и достижении большей взаимности»17.

17. Trade forum to showcase Trump’s Africa policy // News24. August 9,2017. >>> 
19

Позитивно оценив продление закона, африканские участники форума, вместе с тем указали, что он «недоиспользуется» их странами, его воздействие на торговые потоки остаётся ограниченным и выгоду он приносит лишь немногим отраслям африканской экономики. Несмотря на эти критические оценки, выступившие на форуме африканцы отдали, вопреки позиции американской стороны, предпочтение общему соглашению между США и Африкой, а не соглашениям США с отдельными странами. В итоге никаких конкретных решений и рекомендаций относительно дальнейшей судьбы закона на прошедшем форуме принято не было. Что же касается нынешней позиции американской стороны по данному вопросу, то она, как было отмечено в Международном центре по торговле и устойчивому развитию на основании высказываний Лайтхайзера, остаётся прежней: администрация Трампа «не намерена ставить под вопрос действующую версию закона в краткосрочной перспективе, тогда как в долгосрочной хочет перейти в своих отношениях с африканскими экономиками к большей взаимности»18. Через несколько месяцев эту точку зрения подтвердил и исполняющий обязанности заместителя госсекретаря США по делам Африки Д. Ямамото, заявив в октябре 2017 г., что закон пока остаётся «краеугольным камнем» экономических связей США со странами Африки к югу от Сахары19.

18. Ibid.

19. Initiative for Global Development (IGD) Frontier Forum. Remarks. Donald Y. Yamamoto. Acting Assistant Secretary. October 11,2017. >>> 
20 3 марта 2017 г. Белый дом направил в Конгресс свои предложения по бюджету на 2018 фин. г., в котором были также обозначены приоритеты США по выделению средств на иностранную помощь. Согласно представленному проекту данная помощь должна была составить около 2% всего федерального бюджета, причём на Африку из него выделялось чуть менее половины. Более половины донорской помощи США африканским странам к югу от Сахары предоставлялось в последние годы на программы здравоохранения, а также поддержку государственных медицинских учреждений на африканском континенте. Выступив в ходе избирательной кампании за радикальное сокращение иностранной помощи, Трамп предложил, однако, сохранить финансирование принятой в 2003 г. Дж. Бушем-младшим Президентская программа чрезвычайной помощи для больных СПИДом, имеющей первостепенное значение для ЮАР, Замбии и других африканских стран.
21

Финансовая поддержка США Всемирного банка и некоторых программ развития по линии ООН, осуществляемых в ряде африканских стран, тем не менее, подлежала значительному сокращению. «Чувствительным ударом для Африки», – отмечает в этой связи А. Урнов, – стало решение администрации Д. Трампа прекратить бюджетное финансирование и свернуть работу Агентства США по торговле и развитию (ЮСТДА), Корпорации зарубежных частных инвестиций (ОПИК) и Фонда развития США – Африка (ЮСАДФ)»20. Если в 2016 фин. г. 32-м государствам Африки и шести региональным структурам было выделено на эти цели 1 млрд 530 млн долл., то в 2018 фин. г. 19-ти странам и девяти региональным структурам планировалось предоставить почти в два раза меньше – 876 млн долл.21.

20. А. Урнов. Дональд Трамп и Африка. Начальный этап // Азия и Африка сегодня, 2018, № 2, с.6

21. Congressional Budget Justification. Department of State/ Foreign Operations and Related Programs. Fiscal Year 2018. May 23, 2017, p. 64. >>> 
22

В апреле 2017 г. Госдепартамент заявил, что США прекратят финансирование Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), треть бюджета которого составлял взнос США. Причиной этого решения со стороны Трампа явилось обвинение руководства Фонда в том, что оно якобы нарушает требования нынешней администрацией прекратить финансовую помощь любой организации, которая предоставляет услуги для проведения абортов, а также консультации по прерыванию беременности. По мнению некоторых критиков, принятое Трампом решение, привело к значительному увеличению случаев смертности среди африканских женщин, вынужденных прерывать беременность в антисанитарных условиях и без оказания медицинской помощи22 .

22. How Trump cuts affect abortions in Africa // BBC. >>> 
23 Предлагалось также значительное сокращение взносов США в Международный чрезвычайный детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирную организацию здравоохранения, а также бюджета Госдепартамента для оказания помощи в чрезвычайных ситуациях, в области миграции и ликвидации последствий стихийных бедствий, переселении и обеспечении продуктами питания примерно 65 млн беженцев, многие из которых африканцы. Большая часть этой американской гуманитарной помощи, общий объём которой в 2016 г. составил около 6 млрд 400 млн долл., по существу возвращалась в США, поскольку расходовалась в виде закупаемых сельскохозяйственной продукции и продовольствия у американских фермеров. При таком её раскладе было бы логично оставить это направление американской помощи в прежних объёмах, однако сокращение этой статьи бюджета было нацелено на ООН и её агентства, в частности на Верховный комиссариат ООН по делам беженцев, в целях экономии бюджета США.
24

На военную помощь и помощь для обеспечения безопасности в проекте бюджета приходилось 35%. Большая часть этой помощи также расходуется внутри США на закупку американской военной техники, подготовку иностранных военнослужащих и проведение операций ООН по поддержанию мира. В проекте бюджета намечалось сократить её на 1 млрд долл., чему довольно активно воспротивились в Конгрессе США23. Однако сам факт попытки её сокращения со стороны Трампа стал сигналом для правительств африканских стран о том, что они больше не могут рассматривать США в качестве основного спонсора миротворческих операций ООН, большинство которых в настоящее время проводится в ряде неспокойных стран Африки.

23. Opposition mounts against Trump’s aid cuts. Daily Nation. >>> 
25

Сокращение бюджетных средств на 2018 фин. г. не касалось двустороннего сотрудничества и оказания помощи США африканским странам в борьбе с международным, в первую очередь, исламским терроризмом. В настоящее время это, как нам представляется, лежит в основе политики США в отношении стран Африки при любой американской администрации. Большая часть этой помощи кроется в огромном бюджете Министерства обороны. При составлении проекта бюджета Трампу, возможно, не было известно о примерно 1700 американских военных из спецназа и других подразделений американских военнослужащих, совершающих 96 боевых заданий в 21 африканской стране, но вряд ли он бы не одобрил увеличение финансирования для выполнения ими своих служебных задач. Примером растущего присутствия американских военных в зоне Сахеля стало официальное заявление Вашингтона 4 октября 2017 г. после гибели четырёх американских военнослужащих в Нигере о том, что число военных операций спецназа США со 186 в 2017 фин. г. увеличится до 271 в 2018 фин. г.24.

24. M.Myers.US Army turns focus to lake Chad Basin, increases exercises to deter emerging extremist groups” // Army Times, 10 October 2017. >>> 
26 Что же касается значительных инициатив президента Обамы в Африке, касающихся повышения продуктивности африканского сельского хозяйства «Накормить будущее» (Feed the Future) и разработку альтернативных источников энергии «Энергетика Африке» (Power Africa), то они даже не были упомянуты в проекте бюджета на 2018 фин. год.
27

Запланированное Трампом сокращение гуманитарной помощи и помощи в целях развития африканским странам встретило в Конгрессе США сильную оппозицию. Особо жёсткое сопротивление вызывало у некоторых членов Палаты представителей и сенаторов от Демократической партии предложение об устранении всего финансирования программ планирования семьи в Африке. Республиканский председатель подкомитета США по Африке Крис Смит присоединился к своим коллегам-демократам, критикуя намерение Трампа резко сократить продовольственную помощь и другие инициативы гуманитарного характера африканским странам к югу от Сахары, включая Кению25.

25. John Wanjohi. Donald Trump’s attempts to cut funding on Africa met with opposition/Mwakilishi. October 13, 2017 >>> 
28

Хотя исполняющий обязанности помощника госсекретаря США по Африке Дональд Ямамото и Шерил Л. Андерсон, исполняющая обязанности администратора в Африке в Агентстве США по международному развитию, активно пытались оправдать сокращение бюджета администрации Трампа на гуманитарную помощь африканцам как стремление повысить её экономическую эффективность, их усилия оправдались лишь частично. Неупомянутые в проекте бюджета программы «Накормить будущее», «Энергетика Африке», а также Инициатива «Молодые африканские лидеры» (YALI) после обстоятельного их обсуждения американскими законодателями были сохранены, хотя с существенным урезанием их бюджетов26.

26. Ibid.
29 Риторика и поведение Трампа в течение первых месяцев его президентства свидетельствовала о том, что по мере проведения своей политики, в том числе её африканского курса, он будет стремиться к разрыву любых двусторонних или многосторонних соглашений, если они не дают равных или краткосрочных материальных выгод для США. Это напрямую касалось не только участия Америки в глобальной торговле, но и её обязательств, вытекающих из международных институтов и соглашений по охране окружающей среды и, в первую очередь, Парижского соглашения по климату.
30 Прогнозы, основанные на обширных и заслуживающих доверия научных исследованиях, показывают, что Африка ещё до конца этого столетия будет оставаться наиболее уязвимой от последствий изменений климата, вызванных ими массовых миграций населения и вспышек смертельных эпидемий, с которыми можно бороться только путём объединенной творческой, устойчивой, тщательно сбалансированной и адекватно финансируемой деятельности участвующих в ней государств. Парижское соглашение 2015 г. об изменении климата явилось одним из последних и внушающих надежду признанием и взаимопониманием того, что 195 суверенных государств-участников, в их числе и 54 африканских, способны провести успешные переговоры и добровольно принять на себя различные обязательства и финансовые расходы во имя достижения общей для всех цели.
31 Ключевым пунктом этого документа было учреждение Зелёного климатического фонда для оказания помощи беднейшим и наиболее уязвимым от изменения климата странам, в основном африканским. Первоначальный взнос в этот фонд был объявлен в размере 10 млрд долл. с тем расчётом, что он будет увеличиваться до 100 млрд долл., чтобы финансировать проекты и программы, которые помогут этим странам адаптироваться к глобальному потеплению. Администрация Обамы, пообещавшая внести в этот фонд 3 млрд долл., выплатила треть этой суммы до окончания своих полномочий.
32 Трамп на протяжении избирательной кампании неоднократно подвергал критике Парижское соглашение по климату, утверждая, что оно «подрывает экономику США», ибо ставит страну в «постоянно невыгодное положение». С приходом Трампа в Белый дом и назначением им на руководящие посты в своей администрации противников Парижского соглашения, эта критика не только усилилась, но и были также отменены одно за другим все распоряжения Обамы, касающиеся сокращения парниковых газов в США.
33

1 июня 2017 г. президент Трамп официально объявил о выходе США из Парижского соглашения 2015 г. о смягчении последствий изменения климата. Им было заявлено, что Соединённые Штаты не будут выполнять данных Обамой обязательств финансировать и оказывать каким-либо образом поддержку Зелёному климатическому фонду27.

27. M.J Kotchen. Trump will stop paying into the Green Climate Fund. He has no idea what it is // The Washington Post, 2 June, 2017. >>> 
34

Помимо крайне негативной реакции мировой общественности на выход США из Парижского соглашения, решение подверглось серьёзной критике и внутри страны, в том числе со стороны некоторых членов Республиканской партии, религиозных организаций, политических лидеров, учёных и многих американских граждан. После объявления Трампа губернаторы нескольких американских штатов сформировали Климатический альянс США, чтобы осуществлять цели Парижского соглашения на местах, несмотря на уход из него на федеральном уровне28. По состоянию на начало февраля 2019 г. 17 американских штатов и Пуэрто-Рико присоединились к этому альянсу и аналогичные обязательства были выражены другими губернаторами штатов и предприятиями29.

28. Oliver Milman. Paris deal: a year after Trump announced US exit, a coalition fights to fill the gap // The Guardian, June 1, 2018. >>> 

29. Donald Trump confirms US will quit Paris climate agreement. >>> 
35 Как отмечают в этой связи многие критики, приняв решение о выходе США из Парижского соглашения по климату, Трамп действовал в одиночку, не обращая внимания на международное понимание и важность этого процесса, которые были у его предшественника и без очевидного знакомства с деталями этого соглашения, полностью игнорируя научные данные и многолетние по нему переговоры. Вся его критика заключалась в голословном утверждении, что оно якобы является ущербным для экономики США. Отказавшись от данного соглашения, Трамп, возможно, по их мнению, выполнил тем самым данные обещания всем своим сторонникам, которые разделяли его точку зрения по этому пункту избирательной кампании, в том числе возможные обязательства перед своими покровителями и финансовыми спонсорами, имеющими особые интересы в сохранении своих доходов и рабочих мест в традиционном энергетическом секторе США. Однако в проявленном им при этом самоуправстве, считают критики, он полностью проигнорировал рекомендации федеральных учреждений, отвечающих за разработку политики США в отношении изменений климата, а также Конгресса США и множества экологических групп гражданского общества, занимающихся вопросами защиты и улучшения окружающей среды. В целом же, считают критики, это был демонстративный акт политического лидера с сильными автократическим замашками, более характерными для самых печально известных автократов и диктаторов некоторых стран Африки.
36

Проведённая в сентябре 2017 г. в Институте мира США в Вашингтоне конференция «Американо-африканское партнёрство» предоставила дополнительные сведения о том, как администрация Трампа будет проводить политику в Африке. Выступившие на ней тогдашний заместитель государственного секретаря по политическим вопросам Томас Шеннон, а также исполняющий обязанности помощника госсекретаря по делам Африки Дональд Ямамото, хотя недвусмысленно подтвердили очевидное стремление Трампа к минимальному участию в Африке, но тем не менее официально подчеркнули, что четыре главных направления, в которых будет разрабатываться и реализовываться африканская политика США остаются в силе. Это – мир и безопасность; борьба с терроризмом; торговля, инвестиции и развитие; демократия и благое управление. Они поддержали предыдущие президентские инициативы по Африке, в том числе и бывшего президента США Барака Обамы – «Накормить будущее», «Энергетика Африке», Инициатива «Молодые африканские лидеры», дальнейшее продолжение и уровень финансирования которых будут зависеть от бюджетных решений Конгресса США. Вместе с тем представители администрации признали, что первоначальные рекомендации по ним президента Трампа, одобренные госсекретарем Рексом Тиллерсоном, были сугубо отрицательными, и они подлежали сокращению30.

30. Trump’s Africa policy is still incoherent, but key signals are emerging. >>> 
37

Когда Трамп выступил 19 сентября 2017 г. на Генеральной Ассамблее ООН, то всё его внимание, которое он уделил африканским государствам, составляющим четверть общей численности членов этой организации, состояло из двух предложений, произнесённых им в конце своего выступления. В первом из них он похвалил миротворческие миссии под руководством ООН за «неоценимый вклад в стабилизацию конфликтов в Африке», а во втором – Соединённые Штаты, которые продолжают лидировать в мире по оказанию гуманитарной помощи и предотвращению голода в Южном Судане, Сомали, на Севере Нигерии и Йемене»31. На следующий день Трамп устроил ленч для лидеров девяти африканских государств – Кот-д’Ивуар, Эфиопии, Ганы, Гвинеи, Намибии, Нигерии, Сенегала, Уганды и ЮАР. В сообщениях СМИ по этому поводу отмечалось, что первая непосредственная встреча нынешнего президента США с африканскими лидерами, судя по его манере поведения и обращения с ними, напоминала колонизатора из XIX века, который прибыл на Чёрный континент в надежде извлечь из этого прибыль и обогатиться. Обращаясь к своим гостям-африканцам, Трамп заявил: «У Африки есть огромный потенциал для бизнеса, у меня так много друзей, которые едут в ваши страны, пытаясь разбогатеть. Я поздравляю Вас, они тратят много денег… Это действительно то место, куда они должны идти, куда они должны пойти». Трамп призвал африканские компании инвестировать в США, а затем переключившись на американо-африканское сотрудничество в сфере безопасности, попросил африканских руководителей активнее бороться с исламскими экстремистами и положить конец угрозе со стороны Северной Кореи32.

31. Remarks by President Trump to the 72nd session of the United Nations General Assembly; The White House, Office of the Press secretary, 19 September 2017.- >>> 

32. Remarks by President Trump at working lunch with African Leaders. The White House, Office of the Press Secretary, 20 September 2017/>>> 
38 На этой встрече Трамп не предложил никаких новых инициатив США по Африке, но, по крайней мере, не сказал, что начатые его предшественниками в Белом доме гуманитарные программы для африканских стран были пустой тратой денег и с ними необходимо покончить. Он также не стал акцентировать своё принципиальное неприятие предоставления иностранной помощи как таковой, а также объяснять причины выхода США из Парижского соглашения по климату и отказа финансировать Зёленый климатический фонд, весьма важных международных договорённостей для адаптации Африканского континента к глобальному потеплению. Допущенный Трампом в ходе этой встречи словесный ляп, когда он назвал Намибию не существующей страной «Намбией», лишний раз свидетельствовал о том, что нынешний американский президент не только не знает простых африканских реалий, но даже не проявляет приличествующего его высокому должностному и политическому положению внимания к проблемам Африки.
39

Тем не менее после встречи Трампа с африканскими лидерами в кулуарах Генассамблеи ООН в Нью-Йорке некоторые подвижки в плане взаимодействия США с Чёрным континентом всё же произошли. В октябре 2017 г. постоянный представитель США при ООН Ники Хейли по поручению президента совершила официальный визит в Эфиопию, Южный Судан и Демократическую Республику Конго (ДРК), став, таким образом, первым высокопоставленным представителем администрации Трампа, посетившим Африку. «Соединённые Штаты рассматривают Африку как очень важную часть мира, – заявила она после встречи с премьер-министром Эфиопии Хайлемариам Десалегн. – Мы видим большие возможности в Африке, мы видим проблемы в Африке, но мы хотим поддерживать и помогать в таких ситуациях»33. Поскольку США оплачивают большую часть миротворческого бюджета ООН, а администрация Трампа, как и сама Хейли активно выступали за его существенное сокращение, то одна из целей её поездки состояла в том, чтобы дать на месте объективную оценку деятельности миссий по поддержанию мира в Южном Судане и ДРК, которые являются одними из самых крупных в мире и, следовательно, самых затратных (на проведение операций по поддержанию мира только в ДРК ежегодно тратилось более одного миллиарда долл.)34.

33. Trump envoy Nikki Haley on first Africa trip/Africa // DW, 24.10.2017.- >>> 

34. Africa eyes senior Trump envoy visit for US policy hints. >>>
40

В середине декабря 2017 г. была принята и опубликована новая Стратегия национальной безопасности Соединённых Штатов Америки. В разделе о «региональном контексте» Африка характеризуется как «континент надежд и долгосрочных вызовов»35. За годы независимости, отмечалось в документе, ряд африканских стран обрели стабильность, преодолели разрушительные конфликты и стали на путь демократии, а некоторые даже являются «наиболее растущими экономиками мира». Но наряду с этими достижениями на континенте имеется немало серьёзных проблем – войны, коррупция, плохое управление и террористические группировки, вылазки которых становятся всё более смертоносными» не только для самих африканцев, но и «для граждан и интересов США»36.

35. National Security Strategy of the United States of America. December 2017, p.52.- >>> -america-presiden.html

36. Ibid., p.52.
41

Весьма показательно то, что вслед за террористической угрозой к вызовам, с которыми столкнулись в последние годы страны континента в Стратегии национальной безопасности был назван Китай, который наращивает в Африке своё экономическое и военное присутствие и за два последних десятилетия превратился в её «самого крупного торгового партнёра». По мнению авторов Стратегии, отношения с Китаем идут во вред Африке, поскольку «некоторые его действия подрывают её будущее – «коррумпируются элиты», в экономике «доминируют добывающие отрасли», странам континента «навязываются невыполнимые и непрозрачные долги и обязательства»37.

37. Ibid., p.52.
42

В Стратегии были обозначены приоритеты африканского курса администрации Трампа в области политики, экономики, военных дел и безопасности. На политическом направлении была поставлена задача продолжать поощрять проведение демократических реформ, «содействовать эффективному управлению, верховенству закона и созданию институтов, подотчётных и ответственных перед своими гражданами». Экономические приоритеты откровенно увязывались с интересами Америки, поскольку «Африка представляет новые потенциальные рынки для товаров и услуг США, спрос на которые высок и будет расти». О каких-либо конкретных программах американо-африканского экономического сотрудничества в Стратегии не говорилось. Что же касается военных приоритетов, то они остались традиционными: продолжение работы Министерства обороны с африканскими партнёрами по повышению их сил безопасности противостоять терроризму, торговле людьми, незаконной торговле оружием и природными ресурсами. Особо было выделено сотрудничество в борьбе с террористическими группировками, «представляющими угрозу гражданам США» и самим африканским странам38.

38. Ibid., p.53.

Библиография

1. Kelsey Lilley. Donald Trump’s Africa Policy: three priorities // Newsweek. 15 November 2016.-http://www.newsweek.com/three priorities-donald-trump-africa-521375

2. Donald Trump’s tough love for Africa // This is Africa, May 14, 2016. – https://thisisafrica.me/Donald-trumps-tough-love-africa/

3. Christine Mendoza.“Some Africans are lazy fools only good at eating, lovemaking and stealing” – Donald Trump, October 25, 2015. – http://www.politics.co.ke/news/some-africans-are-lazy-fools-only-good-at-eating-lovemaking-and-stealing.html

4. John J. Stremlau. An Early Diagnosis of Trump’s Impact on US-Africa Relations and on sustainable Democracy in the US and Africa. South African Institute of International Affairs (SAIIA), Special Report, October 2017, p.6.

5. Christine Mendoza.“Some Africans are lazy fools only good at eating, lovemaking and stealing” – Donald Trump, October 25, 2015. – http://www.politics.co.ke/news/some-africans-are-lazy-fools-only-good-at-eating-lovemaking-and-stealing.html

6. Alemayehu (AL) Mariam. Trump”s Africa policy should end US aid to dictators, rights abusers / The Hill. – http://thehill.com/blogs/pundits-blog/foreign-policy/342924-trumps-africa-policy-should-end-aid-to-dictators-rights-abusers.html

7. П. Анастасов. Д. Трамп и Африка // Новое восточное обозрение.-https: //ru.journal-neo.org/2018/04/12/d-tramp-i-africa/

8. Alexis Okeowo. Donald Trump, lost in Africa. March 29,2017.- http://www.newyorker.com |news|daily-comment|donald-trump-lost-in-africa.html

9. Should US exports to AFRICA be duty free? Opinion: Trump will end unilateral trade.- http://afkinsider.com/137024/should-us-exports-to-africa-be-duty-free-opinion-trump-will-end-unilateral-trade.html

10. John Campbell. Trump’s Dangerous Retreat from Africa-Foreign Policy, November 3, 2017 .- http://foreignpolicy.com/2017/11/03/trumps-dangerous-retreat-from-africa; Trump’s Foreign Policy Ignores Africa. Africa Oil 8 Power – https://africaoil,andpover.com/2018/05/22/trumps-foreign-polisy-ignoris-africa

11. “Dlamini-Zuma: US travel ban heralds turbulent times for Africa”. EWN, 30 January 2017. - http://ewn.co.za/2017/013o/au-chief-us-travel-ban-heralds-turbulent-times-for-africa

12. Donald Tramp’s first 100 days and Africa Brookings. Edu/blog/Africa-in-focus/2017/04/28/Donald-tramps-first-100-days-and-africa/; Trump and Africa: Imaging a positive Legacy-Brooking Institute.- https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2017/02/24/trump-and-africa-imaging-a-positive legacy.html

13. Gregory Korte. In speech to Muslim Leaders, Trump condemns “Islamic extremism”. USA today, May 21, 2017. – https://www.usatoday.com/story/news/politics/2017/05/21/trump-muslim-world-speech-saudi-arabica-terrorism/101976694/

14. ИТАР-ТАСС. 27.05.2017. Политика: Италия – Саммит – Африка – Премьер (ITAR-TASS. 27.05.2017. Policy: Italy-Summit-Africa-Prime minister) (In Russ.)

15. Witney Schneideman. Ross outlines Trump’s commercial policy toward Africa.- https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2017/06/26/ross-outlines-trumps-commercial-policy-toward-africa.html

16. Fabricius P. After AGOA:SA must prepare for two-way free trade agreement with US//Daily Maverick. June 18,2017.-https://www.daily maverick. Co.z2/article/2017-06-18-after-agoa-sa-must-prepare-for-two-way-free-trade-agreemtnt-with-us./H.WCZpvk-IU

17. Trade forum to showcase Trump’s Africa policy // News24. August 9,2017.-https://www.news24.com/Africa/News/trade-forum-to-showcase-trumps-africa-policy.html

18. Ibid.

19. Initiative for Global Development (IGD) Frontier Forum. Remarks. Donald Y. Yamamoto. Acting Assistant Secretary. October 11,2017.-https://www.state.gov/p/af/rls/rm/274772.htm

20. А. Урнов. Дональд Трамп и Африка. Начальный этап // Азия и Африка сегодня, 2018, № 2, с.6

21. Congressional Budget Justification. Department of State/ Foreign Operations and Related Programs. Fiscal Year 2018. May 23, 2017, p. 64.-https://www.state.gov/documents/organization/271013.pdf

22. How Trump cuts affect abortions in Africa // BBC. - www.bbc.com.news/av/world-africa-3877336229/how-trump-cuts-affect-abortions-in-africa.html

23. Opposition mounts against Trump’s aid cuts. Daily Nation.-https://www.nation.co.ke/news/,opposition-trumps-cuts-mounts/1056-4137536-2cqph.html

24. M.Myers.US Army turns focus to lake Chad Basin, increases exercises to deter emerging extremist groups” // Army Times, 10 October 2017.-https://www.armytimes.com/news/your-army/2017/10/09/us-army-africa-turns-its-focus-to-lake-chad-basin-increases-exercises-to-deter-emerging extremist-groups/

25. John Wanjohi. Donald Trump’s attempts to cut funding on Africa met with opposition/Mwakilishi. October 13, 2017-htth://www/mwank:lishi/com/article/world-news/2017-10-13/donald-trumps-attempts-to-cut-funding-on-africa-met-with-opposition.htm

26. Ibid.

27. M.J Kotchen. Trump will stop paying into the Green Climate Fund. He has no idea what it is // The Washington Post, 2 June, 2017. -https://www.washingtonpost.com/posteverything/wp/2017/06/02/trump-will-stop-paying-into-the-green-climate-fund-he-has-no-idea-what-it-is/?utm_term=91cee8237ce5

28. Oliver Milman. Paris deal: a year after Trump announced US exit, a coalition fights to fill the gap // The Guardian, June 1, 2018.- https://www.guardian.com/us-news/2018/may/31/paris-climate-deal-trump-exit-resistance.html

29. Donald Trump confirms US will quit Paris climate agreement.- https:www/guardian.com/environment/2019/june/01/donald-trump-confirms-us-will-guit-paris-climate-deal.html

30. Trump’s Africa policy is still incoherent, but key signals are emerging.- http://conversation.com/trumps-africa-policy-is-still-incoherent-but-key-signals-are-emerging.html

31. Remarks by President Trump to the 72nd session of the United Nations General Assembly; The White House, Office of the Press secretary, 19 September 2017.- https://www/whitehouse.gov/the-press-office/2017/09/19/remarks-president-trump-72nd-session-united-nations-general-assembly.html

32. Remarks by President Trump at working lunch with African Leaders. The White House, Office of the Press Secretary, 20 September 2017/-https://www/whitehouse.gov/the-press-office/2017/09/20/remarks-president-trump-working-lunch-african-leaders.html

33. Trump envoy Nikki Haley on first Africa trip/Africa // DW, 24.10.2017.- https://www.dw.com/en/trump-envoy-nikki-haley-jn-first-africa-trip/a-41080167

34. Africa eyes senior Trump envoy visit for US policy hints.-https://www/enca.com/Africa-eyes-senior-trump-envoe-visit-for-us-policy-hints.html

35. National Security Strategy of the United States of America. December 2017, p.52.- https://ge.usembassy.gov/2017-national-security-strategy-united-states -america-presiden.html

36. Ibid., p.52.

37. Ibid., p.52.

38. Ibid., p.53.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести