Actual aspects of digital currency regulation in USA
Table of contents
Share
Metrics
Actual aspects of digital currency regulation in USA
Annotation
PII
S207054760007034-4-1
DOI
10.18254/S207054760007034-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Maxim Zuev 
Occupation: Postgraduate student
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The article discusses the current aspects of digital currency regulation and in particular bitcoin. The main points of investing in digital currency are considered. The stages of investing in initial coin offering (ICO) are considered. The main digital currency exchanges are given and the basics of their work. The positions of the federal bodies regulating the financial sector in the USA are examined. Conclusions are drawn about the effectiveness of their actions. Conclusions are drawn on the effectiveness of rulemaking. The chronology of regulatory initiatives in the field of digital currency regulation is considered. Opinions expressed on the further development of digital currency.

Keywords
Digital currency, «Bitcoin», «Ethereum», «Litecoin», U.S. Securities and Exchange Commission, U.S. Financial Crimes Authority, U.S. Commodity Futures Trading Commission, U.S. Internal Revenue Service, U.S. Federal Bureau of Investigation, US Supreme Court, initial coin offering (ICO)
Received
23.08.2019
Date of publication
29.10.2019
Number of characters
20488
Number of purchasers
17
Views
248
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

На сегодняшний день, на биржевом рынке представлено 2457 криптовалют с общей рыночной капитализацией 276 178 130 431  млрд долл. США1. Объём торгов составляет 49 082 784 551  млрд долл. США. Количество криптовалют неуклонно растёт, и они активно используются в инвестиционных портфелях розничных инвесторов в качестве альтернативы традиционным активам. Институциональные инвесторы на данном этапе не так широко представлены, в настоящее время действуют 75 крипто-хедж-фондов, которые на сегодняшний день привлекли около 800 млн. долл. США и намерены привлечь ещё 1,2 млрд долл. в ближайшем будущем2

1. Coinmarketcap. URL: >>> (дата обращения: 02.03.2019).

2. Аналитическая компания FinTech. URL: >>> (дата обращения: 20.08.2019).
2

Инвестирование в криптовалюты, в основном происходит путём участия в первоначальных предложениях монет (ICO). При этом компании привлекают финансовые средства, продавая инвесторам цифровые токены в обмен на криптовалюту. Другой вариант участия – это покупка и хранение ранее выпущенных криптовалют, таких как биткоин, эфириум (Ethereum) и лайткоин (Litecoin). Общая доля сделок с криптовалютой биткоин составляет 69,2% общего объёма криптовалют3.

3. Coinmarketcap. URL: >>> (дата обращения: 20.08.2019).
3 Волатильность криптовалютных активов значительно выше по сравнению с более устоявшимися классами активов, такими как акции, облигации и производные финансовые инструменты. Среднее дневное колебание цены криптовалют составляет от 3,5 до 6,5%. Неопределённость регулирования и присутствие значительных игроков, способных изменить настроение рынка, несомненно, способствуют высокой волатильности. Периодически происходят внезапные ценовые разрывы, гэпы, которые могут составлять от 10 до 40% цены актива.
4

Торговля осуществляется на биржах, имеющих статус независимого коммерческого лица, ведущего торговые операции с использованием блокчейн-технологий. Биржа криптовалют OKEx в марте 2019 г. имела среднесуточный объём деривативов (свопы и фьючерсы) на 1,5 млрд долл. США, BitFlyer Lighting (фьючерсы XBTJPY) – на 1,14 млрд, BitMEX (фьючерсы XBTUSD) – на 645 млн, биржи Deribit – на 73,6 млн долл. и CryptoFacilities – на 26,1 млн долл. США4. В торгах производных инструментов на криптвалюту биткоин по-прежнему преобладает Чикагская товарная биржа (CME Group Inc.). Объёмы её продаж фьючерсов на биткоин составляет 70,5 млн долл. США.

4. Нedgeweek. URL: >>> (дата обращения: 20.08.2019).
5 Рост популярности и курсовой стоимости криптовалют привёл к увеличению числа мошенников и к теневой торговле запрещёнными к обороту товарами и услугами. Этому способствовала анонимность контрагентов при заключении сделок, что побудило регулирующие федеральные учреждения начать кампанию с целью предупреядить инвесторов о схемах мошеннических действий и способах защитится о них.
6

Динамика цены и объёмов торгов криптовалюты биткоин с январь 2014 г. по август 2019 г. Источник: BitFinex. URL: https://www.bitfinex.com/trading (дата обращения: 22.08.2019).

7

Хронология нормативных инициатив в сфере регулирования криптовалют

 

В разные периоды Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC), публиковала предупреждения потенциальных частных инвесторов о рисках, связанных с участием в торговле криптовалютами. Создана рабочая группы по выявлению фактов киберпреступлений в сфере первоначального предложения монет и других нарушений, связанных с технологией блокчейн. Предпринимались попытки распространения действующего законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, к биткоин-транзакциям.

8 Использование криптовалют в расчётах между контрагентами, подразумевает сокращение посреднического участия банковского сектора и как следствие ослабление государственного контроля над расширяющимся объёмом транзакций с использованием цифровых валют. Это потребовало от федеральных властей активного участия в разработке государственной федеральной политики с учётом последних технологических изменений.
9

В 2009 г. Алан Гринспен на страницах своей книги заявил: «Если мы желаем стимулировать финансовые нововведения, мы должны стараться не вводить правила, дающие обратный эффект. Особенную заботу должны получить электронные деньги и, в общем случае, электронные платёжные системы. Может появиться соблазн регулировать не только тех, кто эмитирует электронные деньги, но также и предлагаемые типы электронных расчётных инструментов. Однако пока не ясно, какие качества электронных денег будут наиболее привлекательными для потребителей, явное регулирование может быть ненужным, если вследствие опасности вероятных потерь или в результате конкурентного давления эмитенты имеют достаточные стимулы для обеспечения безопасности своих систем»5.

5. Гринспен А. Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы/ Пер. с англ.- М.:Юнайтед-Пресс, 2010.
10

24 апреля 2012 г. Федеральное бюро расследований США выпустило аналитическую работу «Виртуальная валюта биткоин, уникальные особенности которой представляют отдельные затруднения сдерживания незаконной деятельности с ней»6. Специалисты ФБР отметили, что с 2011 г. биткоин становится всё более популярным среди мошенников в сети Интернет. Киберпреступники всё чаще используют биткоин для покупки нелегальных товаров и услуг, финансирования незаконной деятельности и отмывания денег. Этому способствует анонимность криптовалют, зависящая от действий пользователя, от его искушённости. Правоохранительные органы сталкиваются с трудностями в выявлении подозрительной деятельности, идентификации пользователей и в получении записей транзакций, в установлении факторов, способных помочь привлечь злоумышленников к ответственности при использовании криптовалют. Если биткоин станет более популярным среди пользователей, ФБР ожидает увеличения объёма его участия в незаконной деятельности и отмывании денежных средств, полученных незаконным путём.

6. Wired. URL: >>> (дата обращения: 02.08.2019).
11

18 марта 2013 г. Управление по борьбе с финансовыми преступлениями США (FinCEN) выпустило руководство «Применение правил Управление по борьбе с финансовыми преступлениями к лицам, управляющим, обменивающим или использующим виртуальные валюты7». Для целей контроля обращения виртуальных валют и дальнейшего использования, были предложены определения понятий «пользователь», «администратор» и «финансовый посредник» на рынке криптовалют. Это руководство объясняет регулирующий режим в соответствии с определениями лиц, занимающихся операциями с виртуальными валютными. «Пользователь» – человек, который получает виртуальную валюту для покупки товаров или услуг. «Финансовый посредник» – лицо, действующее в качестве юридического лица при обмене виртуальной валюты на реальную валюту или другую виртуальную валюту. «Администратор» – лицо, занимающееся предпринимательством в выпуске (введении в обращение) виртуальной валюты, и кто имеет право выкупить (вывести из обращения) такую виртуальную валюту.

7. The Financial Crimes Enforcement Network. URL: >>> (дата обращения: 20.08.2019).
12

25 марта 2014 г. Служба внутренних доходов США (IRS) выпустила руководство по налогообложению операций с биткоином и другими виртуальными валютами8 с описанием того, как существующие общие налоговые принципы применяются к транзакциям, использующим виртуальные валюты. Существует два основных варианта расчёта налога на доход с биткоина, различающиеся в зависимости от того, как их классифицировать: как иностранную валюту или капитальный актив, подобный долгосрочной инвестиции в акции9. Ставки налогов по разным категориям активов значительно разнятся. Налог с долгосрочного инвестирования в ценные бумаги составляет 15% при удержании их в собственности более одного года. С дохода, полученного с краткосрочной купли-продажи акций, государству уплачивается 35%. Доходы с валютной торговли облагаются налогом по формуле 60/40, где 60% берётся как долгосрочное вложение, а 40% как краткосрочное, итоговая фактическая ставка – около 23%.

8. Bitcoin IRS Tax Guide for Individual Filers // Investopedia. 2014; URL: >>> (дата обращения: 02.03.2019).

9. Налогообложение BTC в США: дилемма 15 апреля – платить или не платить? URL:>>> (дата обращения: 12.06.2019).
13

9 мая 2014 г., Федеральный консультативный совет и совет управляющих ФРС на своём заседании, рассмотрели вопрос о потенциальной угрозе биткоина банковской системе, экономической активности и финансовой стабильности США10. Итоговыми выводами можно признать понимание тех факторов, что для банковской системы биткойн не представляет краткосрочной угрозы, так как не имеет больших масштабов, которые могли бы действовать как системный источник нестабильности. Протокол биткойна, (его сетевая инфраструктура) не был взломан киберпреступниками, но если это случится, возникнет нарушение в функционировании криптовалюты. Этот факт может сделать данную криптовалюту бесполезной для безопасного использования. Биткойн обеспечивает дешёвый международный перевод развивающимся странам, которые «не охвачены банковскими услугами», расширяя финансовую доступность для пользователей. Самым очевидным недостатком биткойна для потребителей является его подверженность кражам, которые можно устранить несколькими способами. Нужен надзор за управлением рисками на биткойн-биржах, включая требования к планированию бизнеса и нормативного надзора, для обеспечения того, чтобы биржи вкладывали средства в соответствующую инфраструктуру, обеспечивающую киберзащищённость. Незаконное использование биткойна либо в качестве оплаты за незаконные товары и услуги, либо для финансирования незаконной деятельности, остаётся проблемой. Отчёты о транзакциях и подозрительных действиях позволят осуществлять постоянный мониторинг и распознавание подозрительных сделок.

10. The Federal Reserve System. URL: >>> (дата обращения: 22.08.2019).
14

Подход признания криптовалют финансовым товаром поддерживает Комиссия по торговле товарными фьючерсами США (CFTC) в постановлении от 7 сентября 2015 г. Она признает биткойн и иные криптовалюты биржевым товаром. Биржевые операции с криптовалютами находятся под надзором комиссии и считаются легальными11.

11. Kawa L. Bitcoin Is Oficially a Commodity, According to U.S. Regulator // URL: >>> (дата обращения: 09.07.2019).
15

16 декабря 2015 г. Комиссия по ценным бумагам и биржам США в свою очередь утвердила проспект компании онлайн- ритейлер а Overstock.com, Inc. для дочерней компании t0.com, Inc. по выпуску ценных бумаг на основе биткоин-блокчейна. 22 декабря 2015 г. секретарь Комиссии Брент Филдс опубликовал приглашение к публичному обсуждению использования блокчейн-технологий в рамках федерального законодательства о ценных бумагах, заверив, что поступившие предложения будут учтены в нормотворческом процессе12.

12. Del Castillo M. SEC Chair: Agency “Actively Exploring» Blockchain Regulation // URL: >>> April 1. (дата обращения: 04.08.2019).
16

Через некоторое время, весной 2016 г., на основе имеющегося опыта сделок с криптовалютами председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США Мэри Джо Уайт13 обратилась к компаниям и физическим лицам, которые стремятся использовать новые технологии в финансовом секторе. Она отметила, что один из основных вопросов регулирования состоит в том, требуют ли регистрации блокчейн-приложения в соответствии с существующими нормативными режимами регулирования. И что новые финансовые технологии «имеют потенциал для трансформации до того уровня, как работают наши рынки, практически во всех направлениях». Уделено внимание было положениям гарантий защиты инвесторов.

13. The Securities and Exchange Commission. URL: >>> (дата обращения: 23.08.2019).
17

25 июля 2017 г. на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США был опубликован «Бюллетень для инвесторов: Первоначальные предложения монет»14, в котором рассматривается структура технологии блокчейна, криптовалют и проведения процесса первоначального предложения монет, порядок обмена фиатной валюты на виртуальную валюту. Рассмотрены риски и возможные злоупотребления и признаки мошеннических действий при привлечении финансовых средств инвесторов. Комиссия подтвердила, что криптовалюта подпадает под действие федеральных законов о ценных бумагах и все правовые действия с этим активом контролируются. Обеспечивается на законодательном уровне защита сторон этих правоотношений. Для публичной продажи ценных бумаг гражданам США нужно разрешение Комиссии по ценным бумагам и биржам.

14. The Securities and Exchange Commission. URL: >>> (дата обращения: 22.08.2019).
18 Первоначальные предложения монет стали новым механизмом финансирования предпринимательских предприятий. Через него предприятие предлагает запас специализированных криптокенов на продажу с обещанием, что эти токены будут действовать как единственное средство обмена, как доступ к будущим продуктам предприятия. Продажа токенов обеспечивает капитал для первоначального финансирования развития. С 2017 г. стартапы блокчейнов привлекли более 7 млрд долл. за счёт первоначального предложения монет. В нём предприниматели указывают сумму, которую они стремятся собрать.
19

По мнению некоторых экспертов, выпуск токенов подпадает под определение эмиссии ценных бумаг. В США для определения актива в качестве ценной бумаги используется тест Хоуи (Howey Test), разработанный Верховным судом США15. Инструмент считается ценной бумагой в случае одновременного соблюдения ряда условий: а) имеют место быть инвестиции денежных средств и других материальных активов; б) средства инвестируются в общее предприятие; в) ожидается получение прибыли; г) прибыль является результатом действий третьей стороны.

15. What Is the Howey Test? // URL: >>>. (дата обращения: 02.08.2019).
20

Управление по борьбе с финансовыми преступлениями США в декабре 2018 г. обязала финансовые учреждения предоставлять информацию о сделках с недвижимостью, приобретённой за виртуальную валюту. Требования затрагивают компании, которые занимаются страхованием права собственности. Фирмы обязаны раскрывать данные о клиентах и транзакциях на сумму свыше 300 тыс. долл. при покупке недвижимости в районах Нью-Йорка, Флориды, Калифорнии, Техаса и на Гавайях. Ранее директор этого Управления Кеннет А. Бланко16 заявил, что его ведомство ежемесячно получает более 1500 сообщений о подозрительной активности, связанной с криптовалютами.

16. Sifma. URL: >>> (дата обращения: 22.08.2019).
21

В 2018 г. количество верифицированных владельцев криптовалюты удвоилось по сравнению с 2017 г. Исследования Центра альтернативных финансов Кембриджского университета (CCAF) показали, что в 2017 г. количество клиентов, прошедших процедуру верификации, насчитывало около 18 млн человек, а к концу 2018 г. их уже было более 35 млн человек17.

17. Anycoin.news. URL: >>> (дата обращения: 22.08.2019).
22 В апреле 2019 г. конгрессмены представили два очередных законопроекта, направленных на регулирование криптовалютной индустрии в стране. Первый проект закона «О защите прав потребителей виртуальных валют» направлен на противодействие ценовому манипулированию. В случае его принятия Комиссия по торговле товарными фьючерсами должна будет подготовить отчёт с описанием возможностей для манипулирования ценами в виртуальной валюте, включая конкретные методы, уязвимые классы цифровых активов и потенциальные риски для инвесторов. Второй законопроект «О рынке виртуальной валюты и регуляторной конкурентоспособности» также будет основан на сравнительном исследовании местного и международного криптовалютного законодательства от Комиссии по торговле товарными фьючерсами и Комиссии по ценным бумагам и биржам а также их оценки преимуществ криптовалют и технологии блокчейн для товарного рынка США. Кроме того, документ потребует разработки нового регулирования для криптовалютных бирж, включающего защиту потребителей, федеральное лицензирование и надзор за рынком.
23

Вопросы регулирования обсуждаются и на высшем федеральном уровне. Так, 20 августа 2019 г., Госсекретарь США Майкл Помпео в интервью каналу «Си-эн-би-си» (CNBC) заявил: «Криптовалюты должны регулироваться аналогично другим электронным транзакциям. Должен существовать тот же набор требований, которые применяются к транзакциям, проходящим через СВИФТ (SWIFT) или другие финансовые институты»18.

18. The U.S. Department of State. URL: >>> (дата обращения: 22.08.2019).
24

Основные выводы

 

Криптовалюты стали неотъемлемым атрибутом современного мира. Всё больше свидетельств имеется тому, что в сделки с биткоинами начинают вовлекаться крупные институциональные инвесторы.

25

Вопрос регулирования криптовалют стал всё чаще подниматься политиками США после того, как корпорация Facebook объявила о планах по запуску криптовалюты «Либра» (Libra). Эти процессы происходят на фоне новых опасений об опасности растущего государственного долга для национальной экономики США, который может стать потенциальной причиной наступления экономического кризиса. В начале марта 2019 г. эта цифра перескочила отметку 22 трлн долл. США19. Однако растущий государственный долг не сопровождается усилением инфляции, ростом процента банковских ставок и другими хорошо известными разрушительными последствиями для экономики страны20. В этой связи, понятен посыл законодателей и регулирующих органов о необходимости введения регулирования индустрии криптовалют, которая при достаточно крупных объёмах торгов становится высоковолатильной сферой. Требуется принятие превентивных мер во избежание в будущем каких-либо негативных влияний на финансовую систему США.

19. U.S. Debt Clock. URL: >>> (дата обращения: 22.08.2019).

20. Портной М.А. В США усиливаются ожидания финансового кризиса. Россия и Америка в XXI веке. 2019. Выпуск 2 [Электронный ресурс].URL: >>> (дата обращения: 22.08.2019). DOI: 10.18254/S207054760006012-0
26

На федеральном уровне среди регуляторов индустрии существует такая оценка криптовалют: Служба внутренних доходов США относит виртуальную валюту к облагаемой налогом собственности. Управление по борьбе с финансовыми преступлениями признает биткоин валютной ценностью и конвертируемой валютой. Комиссия по торговле товарными фьючерсами считает биткоин товаром. Комиссия по ценным бумагам и биржам частично признаёт статус биткоина, отказав двум заявителям в признании за биткоин-фондом статуса Биржевого инвестиционного фонда (ETF). При этом в отношении эфириум-фонда (Ethereum-ETF), регулятор настроен не так радикально. Согласно позиции Комиссии, эфириум отличается от биткоина тем, что он представляет собой не валюту, а токен21.

21. Sunnarborg A. 3 Sings the Cryptocurrency Exchange Market is Market is Maturing // CoinDesk. 2017. URL: >>>; (дата обращения: 15.07.2019); Pierson D. How, When and Where Will Regulators Accept Bitcoin ETFs? // CoinDesk. 2017. URL: >>> (дата обращения: 01.08.2019).
27 По мере дальнейшего развития криптографического рынка имеется тенденция к разработке внутриотраслевых норм и стандартов деятельности индустрии. С установлением контроля и нормативного регулирования уменьшится количество проблем с операциями с криптовалютами, с безопасным хранением криптоактивов у профессиональных участников. Будут разработаны и внедрены программы страхования активов для покрытия рисков инвесторов по аналогии с тем, как это применяется в банковском секторе. Разумное регулирование и повышение прозрачности снижают волатильность и способствуют более безопасной торговле.
28 Прозрачность криптообменных операций значительно увеличивается, что ещё больше повышает доверие у сообщества инвесторов. Созданы несколько компаний, специализирующихся на мониторинге биткоина и других криптовалют, для установления фактов использования криптовалют в любых потенциально незаконных транзакциях в «темной» сети Интернет.
29 «Криптовалютные рынки в настоящее время находятся на этапе своего раннего нормативного становления. Подход со стороны федеральных властей достаточно осмотрительный и избирательный, что обуславливается инновационностью используемых технологий, стремительными темпами роста индустрии и высокой вовлечённостью розничных инвесторов.

References

1.  Coinmarketcap. URL: https://coinmarketcap.com/ (data obrascheniya: 02.03.2019).

2. Analiticheskaya kompaniya FinTech. URL: https://fintech.global/about-us/ (data obrascheniya: 20.08.2019).

3. Coinmarketcap. URL: https://coinmarketcap.com/ (data obrascheniya: 20.08.2019).

4. Nedgeweek. URL:https://www.hedgeweek.com/2019/04/17/275063/cryptocompare-publishes-monthly-exchange-review-march-2019 (data obrascheniya: 20.08.2019).

5. Grinspen A. Ehpokha potryasenij. Problemy i perspektivy mirovoj finansovoj sistemy/ Per. s angl.- M.:Yunajted-Press, 2010.

6. Wired. URL:https://www.wired.com/images_blogs/threatlevel/2012/05/Bitcoin-FBI.pdf (data obrascheniya: 02.08.2019).

7. The Financial Crimes Enforcement Network. URL:https://www.fincen.gov/sites/default/files/shared/FIN-2013-G001.pdf (data obrascheniya: 20.08.2019).

8. Bitcoin IRS Tax Guide for Individual Filers // Investopedia. 2014; URL: htpp://www.investopedia.com/university/definitive-bitcoin-tax-guide-don’t-let-irs-snow-you/. (data obrascheniya: 02.03.2019).

9. Nalogooblozhenie BTC v SShA: dilemma 15 aprelya – platit' ili ne platit'? URL: htpp://bits.media/news/nalooblozhenie –btc-v-ssha-dilemma-15-aprelya-platit-ili-ne-platit/. (data obrascheniya: 12.06.2019).

10. The Federal Reserve System. URL: https://www.federalreserve.gov/aboutthefed/fac-20140513.pdf (data obrascheniya: 22.08.2019).

11. Kawa L. Bitcoin Is Oficially a Commodity, According to U.S. Regulator // URL: www.bloomberg.com/news/articles/2015-09-17/bitcoin-is-oficially-a-commdity-according-to-u-s-regulator //2015. - Sept. 18. (data obrascheniya: 09.07.2019).

12. Del Castillo M. SEC Chair: Agency “Actively Exploring» Blockchain Regulation // URL: https://www.coindesk.com/sec-chair-addresses-silicon-valley-initiative-potentia-blockchain-regulations//2016.- April 1. (data obrascheniya: 04.08.2019).

13. The Securities and Exchange Commission. URL: https://www.sec.gov/biography/white-mary-jo (data obrascheniya: 23.08.2019).

14. The Securities and Exchange Commission. URL: https://www.sec.gov/oiea/investor-alerts-and-bulletins/ib_coinofferings (data obrascheniya: 22.08.2019).

15. What Is the Howey Test? // URL: http://consumer.findlaw.com/securities-law/what-is-the-howey-test.html. (data obrascheniya: 02.08.2019).

16. Sifma. URL: https://www.sifma.org/people/kenneth-a-blanco/ (data obrascheniya: 22.08.2019).

17. Anycoin.news. URL: https://anycoin.news/2018/12/13/benchmarking18/ (data obrascheniya: 22.08.2019).

18. The U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/secretary-of-state-michael-r-pompeo-with-joe-kernen-becky-quick-and-andrew-ross-sorkin-of-cnbc-squawk-box/ (data obrascheniya: 22.08.2019).

19. U.S. Debt Clock. URL: https://www.usdebtclock.org/ (data obrascheniya: 22.08.2019).

20. Portnoj M.A. V SShA usilivayutsya ozhidaniya finansovogo krizisa. Rossiya i Amerika v XXI veke. 2019. Vypusk 2 [Ehlektronnyj resurs].URL: https://rusus.jes.su/s207054760006012-0-1/ (data obrascheniya: 22.08.2019). DOI: 10.18254/S207054760006012-0

21. Sunnarborg A. 3 Sings the Cryptocurrency Exchange Market is Market is Maturing // CoinDesk. 2017. URL: http: //www.coindesk.com/3-reasons-the-global-cryptocurrency-exchange-market-is-maturing/; (data obrascheniya: 15.07.2019); Pierson D. How, When and Where Will Regulators Accept Bitcoin ETFs? // CoinDesk. 2017. URL: http: //www.coindesk.com/will-regulators-accept-bitcoin-etfs/. (data obrascheniya: 01.08.2019).