President D. Trump’s tax reform and its economic consequences
Table of contents
Share
Metrics
President D. Trump’s tax reform and its economic consequences
Annotation
PII
S207054760006958-0-1
DOI
10.18254/S207054760006958-0
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Svetlana Babich 
Occupation: Deputy Director
Affiliation: Institute of USA and Canada Studies Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The paper aims to show the directions and consequences of President Trump’s tax reform which was approved by the U.S. Congress in December of 2017. The article reviews major directions of tax reform in regards both to individuals and to businesses. The taxes for individuals were reduced for all categories, but especially for high income taxpayers. The serious change in legislation concerns to an increase of standard tax deduction, and also to tax deductions for healthcare and loans for children. The most serious changes were made in tax law in regards to business. The former 8-level tax scale was changed for one tax rate of 21%.

It is shown that tax reform has stimulating significance for the U.S. Economy. Most experts positively estimate the reform and its future potential. The same time the global reduction of taxes taking place simultaneously with growth of federal expenditures, especially for defense goals, is not compensated by real and supposed economic growth. It already resulted in growth of budget deficit and growth of government debt.

The article also reviews possible future consequences of tax reform. It is discussed that the changes in capital investment depreciation rules for R&D may have controversial outcomes on in the economy. On one side it may contribute to economic growth, on the other – may lead to supposed reduction in federal budget revenues.

 

Keywords
USA, GDP, tax reform, President D. Trump, directions of tax reforms, macroeconomic consequences of tax reform, consequences for R&D, budget deficit, government debt
Received
08.06.2019
Date of publication
29.10.2019
Number of characters
32739
Number of purchasers
12
Views
276
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

На протяжении последних десятилетий в США регулярно проводились масштабные налоговые реформы, призванные прежде всего стимулировать экономический рост в стране.

2 Основными задачами государственного регулирования экономики с помощью налогового механизма являются:
3 - регулирование макроэкономических параметров, стимулирование экономического роста и сглаживание циклических колебаний экономического развития; - поддержка приоритетных направлений развития производства и научно-технической деятельности; - поддержка национального сельского хозяйства; - сглаживание региональных диспропорций экономического развития; - обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; - поддержка национальных производителей на внешнем и внутреннем рынках; - создание в обществе благоприятного социального климата.
4

Направления реформы

 

Проведение масштабной налоговой реформы в качестве ведущего приоритета экономической политики выдвигалось Д. Трампом ещё в его предвыборных программах. В таком подходе в полной мере нашла отражение приверженность действующего президента и его экономической команды идеям экономического либерализма, всяческой поддержки бизнеса, в том числе и с помощью максимального снижения налогов. Таким образом, в области налоговой политики – как в теории, так и на практике – новый президент США является последователем курса Р. Рейгана, чья налоговая реформа оказалась весьма успешной и способствовала преодолению кризисных явлений в экономике США в 1980-е годы.

5 Среди экономических реформ Д. Трампа на первое место следует, бесспорно, поставить налоговую реформу. Можно выделить несколько важных её компонентов. Во-первых, при сохранении семи ставок на доходы физических лиц, сами ставки были несколько снижены. Вместо прежней шкалы для различных групп доходополучателей (10, 15, 25, 28, 33, 35 и 39,6%) была введена новая, предполагающая, как правило, пониженные ставки – 10, 12, 22, 24, 32, 35 и 37%. Как полагают многие эксперты, такая шкала означает более выгодные условия для лиц с более высокими доходами. Так, 10%-ный подоходный налог взимается с индивидуального дохода до 9,5 тыс. долл., а максимальная ставка используется при доходе свыше 500 тыс. долл. Здесь надо заметить, что новые ставки подоходного налога сохранятся лишь до 2025 г., но их действие может быть и продлено.
6 Для физических лиц ещё одним важным изменением стало увеличение стандартного налогового вычета почти в 2 раза (с 6,35 тыс. долл. до 12 тыс. долл.). Новый закон увеличивает величину стандартного налогового вычета до 20%, и он будет действовать до 2025 г. При этом минимальная сумма дохода для такого вычета должна составить 15,75 тыс. долл. Для семейных пар, подающих единую налоговую декларацию, вычет увеличивается с 12,7 тыс. долл. до 24 тыс. долл. По оценкам экспертов, около 94% налогоплательщиков воспользуются стандартными вычетами. Национальная ассоциация домостроителей США и Национальная ассоциация риелторов США выступили против этого нововведения, так как, по их мнению, чем больше налогоплательщиков принимают стандартные вычеты, тем меньшее их количество будет использовать вычет процентов по ипотечным кредитам. Это может привести к падению цены на жильё. Но при этом могут снижаться риски кризисных явлений в экономике. Многие американские эксперты обеспокоены тем, что рынок недвижимости находится в состоянии «пузыря», который может привести к очередному обвалу на всех товарных рынках.
7 Закон «О сокращении налогов и создании рабочих мест» ограничивает вычет процентов по ипотечным кредитам до первых 750 тыс. долл. суммы займа. Проценты по кредитным линиям собственного капитала больше не могут быть вычтены.
8 По новому закону налогоплательщики могут вычитать до 10 тыс. долл. из налогооблагаемой базы для внутриштатных и местных налогов. При этом они должны сделать выбор между налогом на имущество и подоходным налогом или налогом с продаж. По оценкам, это нововведение может нанести ущерб налогоплательщикам в штатах с высокими налогами, таких как Нью-Йорк и Калифорния.
9 Закон расширил границы налогового вычета расходов на медицинское обслуживание на 2017 и 2018 годы. Он позволил налогоплательщикам вычесть медицинские расходы, которые составляют 7,5 или более процентов их дохода в отличие от прежней отправной точки в 10%. Для пожилых людей ранее уже было произведено сокращение до 7,5%. Как свидетельствует статистика, в 2015 г. данным видом налогового вычета воспользовались не менее 8,8 млн человек.
10 Что касается налогового кредита на детей, то новое налоговое законодательство увеличило его с 1000 до 2000 долл. Получается, что даже те родители, которые не зарабатывают достаточно, чтобы платить налоги, могут претендовать на кредит до 1400 долларов.
11 Заметным изменением стало предоставление родителям возможности использовать 529 сберегательных планов для обучения в частных и религиозных школах. Они также могут использовать средства на расходы для студентов, обучающихся на дому.
12 Реформа также отменяет обязательные ранее штрафы для граждан США, которые не приобретают медицинскую страховку. Таким образом, Д. Трамп попытался ограничить действие реформы здравоохранения президента Б. Обамы, отменить которую на законодательном уровне ему не удалось.
13 Закон увеличивает стоимость освобождаемой от налогообложения недвижимости в сумме до 11,2 млн долл. для одного владельца и до 22,4 млн для семейных пар. От принятия этого положения выиграет 1,5 млн самых богатых американцев.
14

Что касается налогообложения юридических лиц, то здесь произошли действительно радикальные изменения. Прежняя восьмиуровневая шкала налогообложения корпораций (от 15,6 до 35%) была заменена единым налогом в 21%, что стало рекордно низкой ставкой с 1939 г. Такой налог на бизнес стал одним из самых низких в мире и сделал американскую экономику ещё более привлекательной для иностранных инвестиций и более конкурентоспособной на мировой арене1. В 2018 г. в результате вступления в силу налоговой реформы совокупная ставка корпоративного налога на прибыль в США (с учётом ставок налога в штатах) снизилась до 25,7% и почти сравнялась со средневзвешенным значением по странам ОЭСР без учёта США (26,5%). Однако она остаётся выше средней величины по ОЭСР в размере 23,8% (см. табл.).

1. См.: Супян В.Б. «МАГАномика» Д. Трампа: итоги двухлетнего президентства // Россия и Америка в XXI веке. 2019. Выпуск 1 [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: >>> (дата обращения: 15.09.2019). 
15 Это ощутимое падение по сравнению дореформенным периодом, когда ставка была самой высокой среди всех стран ОЭСР (38,9%) и долгое время сохраняла заметно более высокий уровень по сравнению со средним значением по этим странам.
16

Таблица Совокупная ставка корпоративного налога на прибыль по странам ОЭСР

Страна Совокупная ставка корпоративного налога на прибыль
Франция 34,4%
Бельгия 34,0%
Германия 30,2%
Мексика 30,0%
Австралия 30,0%
Япония 30,0%
Португалия 29,5%
Греция 29,0%
Новая Зеландия 28,0%
Италия 27,8%
Люксембург 27,1%
Канада 26,7%
Средневзвешенный показатель по странам ОЭСР (без учёта США) 26,5%
США 25,7%
Испания 25,0%
Нидерланды 25,0%
Чили 25,0%
Австрия 25,0%
Корея 24,2%
Норвегия 24,0%
Израиль 24,0%
Средний показатель по странам ОЭСР (без учёта США) 23,8%

Источник: Tax Foundation. The Lowered Corporate Income Tax Rate Makes the U.S. More Competitive Abroad. May 2, 2019. Available at: >>> (accessed 20.09.2019).

17

По прогнозам экспертов, со временем снижение ставки корпоративного налога будет стимулировать новые инвестиции и приведёт к дополнительному экономическому росту в США. Более низкая корпоративная ставка, очевидно, сделает США более привлекательными для компаний за счёт увеличения доходности после уплаты налогов, и послужит сдерживающим фактором для перевода прибыли в другие юрисдикции с более низкими налоговыми ставками. По оценке известной бесприбыльной исследовательской организации – Налогового фонда США – снижение ставки корпоративного налогообложения приведёт к долговременному приросту ВВП в среднем на 2,6%, увеличению заработной платы работников и росту акционерного капитала в США в силу увеличения прибыльности инвестиций2.

2. Tax Foundation. The Lowered Corporate Income Tax Rate Makes the U.S. More Competitive Abroad. May 2, 2019. Available at: >>> (accessed 11.09.2019).
18 Надо отметить, что, хотя максимальная ставка корпоративного налога в США в течение десятилетий была величиной практически неизменной, другие страны ОЭСР неоднократно снижали предельные корпоративные ставки, делая ставку на повышение национальной конкурентоспособности.
19 Хотя ставка налога на прибыль корпораций в США больше не является самой высокой среди других стран – членов ОЭСР, она всё ещё находится в середине списка из 22 стран. Если тенденция последних десятилетий сохранится, и другие государства будут продолжать снижать свои корпоративные ставки в будущем, это будет создавать дополнительные вызовы конкурентным позициям США на мировом рынке.
20 Ещё одно важное нововведение налоговой реформы, касающееся бизнеса, – переход на преимущественно территориальный принцип налогообложения корпораций. Ранее ТНК облагались налогами по месту функционирования своих филиалов, то есть за рубежом. По новому закону они получают выбор – платить налоги в США или по месту деятельности дочерних предприятий. Поскольку по новому закону ставка налогообложения в США ниже, чем в большинстве других стран, компании предпочтут делать налоговые платежи в США, то есть в стране регистрации ТНК. Ожидается, что наибольшую пользу данное нововведение принесёт фармацевтическим и высокотехнологичным компаниям.
21 Кроме того, новый налоговый закон предполагает существенное снижение налоговой ставки на репатриацию активов американских компаний из-за рубежа – до 15,5% на финансовые активы и до 8% на нефинансовые с уровня в 35%, существовавшего прежде. Исследовательская служба Конгресса установила, что аналогичные налоговые меры 2004 г. не сильно повлияли на экономику. Компании раздавали репатриированные деньги акционерам, а не сотрудникам.
22 Позитивно для экономики оценивается отмена налога на дарение семейных предприятий, поскольку эта мера поддерживает уверенность владельцев семейного бизнеса в его будущем.
23 Что касается налоговых вычетов для бизнеса, что налоговая реформа предоставляет 20% стандартного вычета на квалифицированный доход для предприятий, подлежащих так называемому «сквозному» налогообложению. Он предполагает, что необлагаемая налогом на уровне предприятия прибыль прямо распределяется (pass-through) между партнёрами (участниками), которые платят свои индивидуальные подоходные налоги. Данный вычет действует по 2025 г. включительно. Напомним, что «сквозному» налогообложению подлежат предприятия, действующие в форме индивидуальных предприятий, партнёрств, компаний с ограниченной ответственностью и S-корпораций. К ним также относятся компании в сфере недвижимости, хедж-фонды и частные фонды прямых инвестиций.
24 Закон ужесточает требования к доходу, полученного в виде процента прибыли фонда. Такой доход облагается налогом по ставке 23,8% вместо максимальной ставки дохода 39,6%. По ранее существовавшим требованиям фирмы должны были держать активы в течение года, чтобы претендовать на более низкую ставку. Налоговая реформа продлевает это требование до трёх лет, что может повредить хедж-фондам, которые выходят на торги гораздо чаще. Это нововведение не повлияет на фонды прямых инвестиций, которые сохраняют активы около пяти лет.
25 Закон ликвидирует корпоративный альтернативный минимальный налог (АМТ). Он имел ставку в размере 20%, которая применялась, если налоговые льготы давали эффективную ставку налога для фирмы ниже 20%. Согласно АМТ компании не могли вычитать расходы на исследования и разработки или инвестиции на территории с низким уровнем дохода. По оценкам экспертов, ликвидация корпоративного альтернативного минимального налога добавит 40 млрд долл. к бюджетному дефициту.
26 По новому закону сокращаются налоги на алкогольные напитки. Как считают эксперты из Брукингского института, это налоговое послабление приведёт к 1,5 тыс. преждевременных смертей ежегодно в результате роста потребления алкоголя.
27

Макроэкономические последствия и прогнозные оценки

 

Большинство экспертов положительно оценивают возможные последствия масштабного снижения налогов, в первую очередь на бизнес, а также увеличение стандартных налоговых вычетов. Вероятно, что и в новом Конгрессе, с преобладанием демократов в Палате представителей, основные изменения в налоговом законодательстве сохранятся, так как они могут обеспечить реальные стимулы для ускорения экономического роста.

28

Однако очевидно, что такое глобальное сокращение налогов, происходящее одновременно с ростом федеральных расходов, прежде всего, на военные цели, не будет компенсировано ускорением роста ВВП и приведёт к росту федеральных заимствований и увеличению бюджетного дефицита до уровня в 0,9 трлн долл. в 2019 фин. г. и соответственно росту государственного долга, уже превысившего отметку в 22 трлн долларов3.

3. Chuck Jones Tramp’s Economic Scorecard: 18 Months Into His Presidency. July 27, 2018. Available at: >>> (accessed 11.09.2019).
29

В то же время весьма вероятно, что налоговая реформа Д. Трампа может иметь серьёзный позитивный стимулирующий эффект для экономики. Так, по прогнозу Бюджетного управления Конгресса, фискальный эффект снижения налогов приведёт к дополнительному увеличению темпов прироста ВВП США на 0,7% ежегодно в период 2018–2027 гг. Такой результат может быть связан с фактом инвестиций в основной капитал американских корпораций и с ростом потребительского спроса, что обусловлено также снижением уровня налогообложения4. В целом можно констатировать, что новое налоговое законодательство будет более благоприятным для бизнеса, чем для граждан. Сокращения корпоративных налогов являются постоянными, а для граждан сохраняются только до 2025 г. Как отмечают большинство экспертов, наибольшие преференции новый закон приносит наиболее богатым семьям. Так, сокращение налогов начиная с 2019 г. коснётся каждого, но для тех, кто получает 30 тыс. долл. и меньше, налоги начиная с 2021 г. вновь возрастут. К 2023 г. они вырастут для всех, кто зарабатывает 40 тыс. долл. и меньше5. По расчётам, новый закон увеличит бюджетный дефицит на 1 трлн долл. за 10 ближайших лет. Снижение налогов составит 1,47 трлн долл. Но примерно 700 млрд долл. будет компенсировано экономическим ростом. По прогнозам экспертов администрации Д. Трампа, снижение налогов приведёт к ежегодному увеличению прироста ВВП на 1,7%. Это позволит создать 338 тыс. новых рабочих мест и повысить заработную плату в среднем на 15%. По прогнозу Министерства финансов новый закон в итоге приведёт к росту поступлений в бюджет в размере 1,8 трлн долл. и к росту ВВП в среднем на 2,9% в год. Прогнозы Исследовательской службы Конгресса США более осторожны – согласно её оценкам, рост ВВП составит в среднем 1,9% в год. Большинство экспертов также не видят перспектив для снижения государственного долга, достигшего в 2018 г. более 20 трлн долларов.

4. Супян В.Б. Указ.соч.

5. Супян В.Б. Экономическая политика Д. Трампа: новые подходы или повторение пройденного // США & Канада: экономика, политика, культура. 2018, № 5, с. 9.
30 Оценки количественного эффекта снижения налогов на экономический рост пока весьма предварительны. В 2018 г. из обычного набора факторов, влияющих на экономический рост (личное потребление, частные инвестиции, динамика товарно-материальных запасов и внешняя торговля) ведущим стал, по оценкам экспертов, рост товарно-материальных запасов, добавивший 2,1% к приросту ВВП в III квартале 2018 г. Он был компенсирован негативным влиянием внешнеторговой динамики (-1,7%) и позитивным – приростом государственных расходов (0,6%). Итоговый результат составил 3,7% прироста ВВП в III квартале 2018 г. Как раз рост товарно-материальных запасов можно связать с началом влияния на активность бизнеса снижения корпоративного налога в 2018 году.
31

Президентские аналитические структуры также дают весьма позитивные оценки мультипликационного эффекта налоговой реформы. В частности, в Экономическом докладе президента за 2018 г., подготовленном Экономическим советом при президенте, прогнозируется увеличение прямых иностранных инвестиций в США на 121 млрд долл. и одновременное снижение оттока американских прямых инвестиций за рубеж на 79 млрд долл. В докладе отмечается, что одно только сокращение корпоративного налога на 14 процентных пунктов должно привести к росту годового ВВП на 142 млрд долл. (0,8%). За три года после принятия налоговой реформы в декабре 2017 г. ВВП должен возрасти на 2,4%6.

6. Economic Report of the President. Wash., 2018. P. 67, 68.
32

Таким образом, очевидно, что Д. Трамп, хотя и с некоторыми изъятиями, пытается следовать заявленным предвыборным обязательствам. Во внутриэкономических планах эта политика действительно идёт в русле основных направлений традиционной консервативной экономической практики, нашедшей своё воплощение в деятельности президента Р. Рейгана в США и премьер-министра М. Тэтчер в Великобритании и получившей название «рейганомика». Однако то, что предлагается администрацией Д. Трампа во внешнеэкономической политике по сути прямо противоречит основным постулатам свободного рынка. Протекционистские идеи Трампа никак не согласуются со свободным движением капитала и рабочей силы, что, собственно, является основой эффективного рынка.

 

Важно отметить, что декабрьское снижение налогов 2017 г. имело также отдалённые негативные последствия. В американской фискальной практике особо отмечаются данные за февраль, поскольку это месяц, когда выплачиваются налоговые скидки и другие льготы, в результате чего образуется самый большой месячный дефицит. В 2019 г. федеральный бюджет показал за февраль рекордный дефицит в 234 млрд долл., что было выше на 2 млрд предыдущего рекорда в 2012 г. и означало, что и годовой дефицит будет большим. При этом отмечаются рекорды и по другим расходным статьям. Особое значение эксперты придают тому факту, что выплаты процентов, которые составляли 221 млрд долл. в 2018 фин. г., в текущем году превысят 590 млрд, а весь бюджетный дефицит превысит 1 трлн долл. и будет в последующие четыре года ещё больше7. Важной причиной роста дефицита эксперты считают недобор налогов по индивидуальным доходам и налогов на прибыли корпораций, по сравнению с возможными результатами по старой схеме, благодаря повышению динамизма роста экономики. Примечателен при этом некоторый прирост поступлений от таможенных пошлин вследствие повышения тарифных ставок. Поступления выросли с 34,5 млрд долл. в 2017 г. до 41,3 млрд долл. в 2018 г., а в 2019 фин. г. составят около 70 млрд долл., что будет соответствовать почти 2% доходной части бюджета8.

 

Несмотря на продолжение роста экономики, аналитики не перестают высказывать опасения относительно скорого наступления кризиса экономики и финансов. Одна из причин грядущего кризиса усматривается ими в том, что позитивный эффект от налоговых сокращений, введённых в декабре 2017 г., выдыхается, в то время как на смену ему не предлагается новых стимулирующих мер. Результаты опросов американских экспертов ведущих «мозговых» центров США подтверждают эти опасения. В частности, ряд специалистов отметили необходимость доработки отдельных положений действующего налогового законодательства. Подобные рассуждения дали повод для активизации исследований, направленных на выявление данного эффекта.

 

Критики налоговой политики Трампа предрекали непомерный рост дефицита бюджета и государственного долга при несущественном позитивном воздействии на рост экономики. С учётом этой позиции представляют интерес оценки независимых экспертов. Экономисты из «Дойче банк» представили оценки влияния снижения налогов на поведение экономики в середине 2019 г., полагая достаточным полуторагодовалый период, чтобы потенциал реформы декабря 2017 г. проявился в достаточной мере.

 

Первое, что отмечается – это обыденный результат предпринятой меры – налоговая реформа Трампа не стала по результатам чем-то выдающимся по сравнению с реформами Рейгана и Буша, но принесла достаточный позитивный эффект. Существуют предположения, что эффект мог бы быть больше, если бы был принят первоначальный план пересмотра схемы индивидуального подоходного налога и сокращения семи разрядов облагаемого дохода до предлагавшихся Трампом трёх: 12, 25 и 33 процента. Но эта идея была отвергнута и семь разрядов остались, хотя и были пересмотрены. Это означало некоторое снижение нагрузки не только на людей с малыми и средними доходами, но и на получателей высоких доходов по сравнению с предыдущим раскладом ставок: 10, 15, 25, 28, 33, 35 и 39,6 процента9.

 

Вполне вероятно, что более тщательный пересмотр схемы индивидуального подоходного налога мог бы положительно повлиять на динамику развития бизнеса в США. Ведь большинство новых предприятий создаётся в некорпоративных формах и их бизнес не облагается корпоративным налогом на прибыль. Владельцы таких фирм заполняют декларации по индивидуальному подоходному налогу.

 

Важно отметить, что динамичное развитие предпринимательского сектора необходимо для обеспечения долговременного экономического роста в стране. Благодаря такому развитию трудовые ресурсы и капитал находят лучшее применение. Проблема в том, что в США на протяжении последних нескольких десятилетий происходило снижение динамики развития бизнеса, которое заключалось в устойчивом падении темпов образования стартовых компаний, действующих на рынке не более одного года. Ещё более тревожным трендом служит ощутимый спад на протяжении последнего десятилетия числа предприятий в высокотехнологичных отраслях, действующих на рынке не более 5 лет. Это так называемые «газели», которые генерируют значительную долю инноваций и новых рабочих мест в американской экономике.

 

Среди экспертов до сих пор нет единого мнения относительно того, какие именно процессы способствовали формированию отрицательных трендов в развитии предпринимательства. Среди множества причин специалисты выделяют, помимо прочего, недостатки налоговой политики, которые приводят к увеличению стоимости капитала и высокому уровню налогообложения рисковой деятельности. Реалии таковы, что руководствоваться сложными нормами налогового кодекса и требованиями регулирующих правил намного проще крупному бизнесу, чем вновь созданному10.

 

Важно отметить при этом, что поступления налогов на индивидуальные доходы не только остались главным источником доходов в федеральном бюджете, но их доля увеличилась. В 2017 фин. г. на их долю приходилось 47,9% бюджетных поступлений, а уже в следующем году она равнялась 50,6%, и в 2019 г. остаётся несколько выше 50% доходной части бюджета11.

 

Налоги на прибыли корпораций, сниженные до 21%, в итоге привели к сокращению поступлений в бюджет за период с 2017 фин. г. до июля 2019 г. в размере 61 млрд долл.12 Здесь налоговая реформа дала ощутимый результат. Примечательно, что поступления в доходную часть бюджета по линии налога на прибыль корпораций сократились с 9% в 2017 фин. г., до 6.1% в следующем году и составили, по оценкам, 6,3% в 2019 фин. году13.

 

Но главные опасения вызывает рост дефицита бюджета и государственного долга. Эксперты сходятся на показателе дефицита, превышающего 1 трлн долл. в 2019 фин. г., и на сохранении этой величины в последующие несколько лет. 

7. Budget Deficits Interest Payments Soar to Record Highs. “Money and Markets”. March 22, 2019. Available at: >>> (accessed 11.09.2019)

8. Table 2.2 - PERCENTAGE COMPOSITION OF RECEIPTS BY SOURCE: 1934 – 2024. Hist02z2-fy2020. Available at: >>> (accessed September 11, 2019).

9. How Has the Tax Cuts and Jobs Act Affected the US Economy? “The balance”. Available at: >>> (accessed September 11, 2019).

10. Судакова Н.А. США: проблемы предпринимательства с позиции социально-экономической безопасности // США Канада: экономика, политика, культура. 2016. №4 (556), с. 97.

11. Table 2.2 - PERCENTAGE COMPOSITION OF RECEIPTS BY SOURCE: 1934–2024. Hist02z2-fy2020 (accessed September 11, 2019).

12. How Has the Tax Cuts and Jobs Act Affected the US Economy? “The balance”. >>> (accessed September 11, 2019).

13. The United States taxes on corporation profits. Available at: >>> (accessed September 11, 2019).
33

Последствия налоговой реформы для научно-технической сферы

 

Касательно отдалённых последствий налоговой реформы для развития сферы НИОКР при участии бизнеса необходимо выделить сущность и значимость изменений в порядке амортизации затрат на научные исследования и разработки.

34 В настоящее время предприятия в США могут полностью списать расходы на исследования и разработки, то есть вычесть затраты на НИОКР из своего налогооблагаемого дохода в том году, в котором они были произведены, не допуская завышения прибыли в реальном выражении. Это так называемая практика полного расходования или 100%-ная бонусная амортизация.
35 Списание расходов – это приемлемый налоговый режим для инвестиций, расходов на НИОКР и других коммерческих издержек, поскольку оно не позволяет завышать прибыль фирмы в реальном выражении. Это, соответственно, снижает стоимость инвестиций.
36 В тех случаях, когда полное расходование средств не допускается, предприятия должны вычитать свои расходы в соответствии с графиком амортизации, установленным Службой внутренних доходов США. Это относится к некоторым видам капиталовложений, включая оборудование, машины и здания.
37 В отличие от полного расходования средств график амортизации требует от компаний вычитать активы в течение ряда лет или десятилетий. Из-за инфляции и временнóй стоимости денег амортизация затрат снижает текущую стоимость вычетов. Это приводит к увеличению налогового бремени и уменьшает доход от инвестиций после уплаты налогов.
38 Надо отметить, что тип возмещения затрат, который предприятия могут использовать, имеет большое значение для принятия инвестиционных решений. Задержки в возмещении затрат, а также наличие инфляции, завышение доходов и повышение налогов приводят к уменьшению доходов после уплаты налогов ниже уровня, который требуется для того, чтобы инвестиции оправдывали себя. Результатом является меньшее накопление капитала, снижение производительности и заработной платы, а также уменьшение объёма производства.
39

Начиная с 2022 г. по закону «О сокращении налогов и создании рабочих мест» компании будут амортизировать свои расходы на НИОКР в течение пяти лет, а не вычитать их немедленно каждый год. Вступление в силу данного изменения повысит стоимость инвестиций, будет препятствовать развитию сферы НИОКР и снизит уровень экономического производства. Оно также увеличит сложность налогового кодекса, потребовав от предприятий отслеживать ещё один набор налоговых вычетов за эти годы. Для научных исследований и разработок, проводимых за пределами США, временнóй интервал амортизации составит 15 лет. Подобное изменение в налоговой политике США произойдет впервые с 1954 года14.

14. Guenther G. Research Tax Credit: Current Law and Policy Issues for the 114th Congress. Congressional Research Service, March 13, 2015. Available at: >>> (accessed 11.09.2019).
40

По подсчётам экспертов Налогового фонда США, отмена единовременной амортизации затрат на НИОКР приведёт, с одной стороны, к росту ВВП на 0,15%, увеличению основного капитала на 0,26%, повышению заработной платы на 0,12% и созданию 30 600 рабочих мест. С другой стороны, она приведёт к сокращению федеральных доходов на 119 млрд долл. c 2019 по 2028 г. В 2022 г. отмена единовременной амортизации снизит федеральные доходы на 40,1 млрд долл. Из года в год снижение будет менее заметным и к 2028 г. отмена амортизации обойдётся в 6,5 млрд долл. При этом ежегодное сокращение федеральных доходов будет составлять приблизительно 8,43 млрд долл. в постоянных долларах 2019 года15.

15. Tax Foundation. Amortizing Research and Development Expenses Under the Tax Cuts and Jobs Act February 5, 2019. Available at: >>> (accessed 11.09.2019)/
41 Притом что интеллектуальная собственность, а также научные исследования и разработки являются важной частью экономики США, экономическое влияние амортизации будет умеренным по двум причинам. Во-первых, интеллектуальная собственность, хотя и приобретает всё большее значение, всё ещё составляет относительно небольшую долю в общем капитале фирм. По данным Научного фонда США, продукты интеллектуальной собственности составляют приблизительно 8,4% основного капитала. Для сравнения, нежилые сооружения составляют более 36% основного капитала в США.
42 Во-вторых, несмотря на то что списание расходов является более привлекательными с точки зрения денежных потоков, некоторые компании могут быть не в состоянии или не хотят полностью списывать расходы на НИОКР. Компании, находящиеся в убыточном положении, как правило, не получают полной выгоды от первоначального налогового вычета и переносят его на будущие годы. Как отмечают американские эксперты, расходы по отмене единовременной амортизации могут быть компенсированы, прежде всего, путём пересмотра системы налоговых льгот как возможности для получения дополнительных доходов.
43

Заключение

 

Налоговая реформа Д. Трампа стала одной из самых масштабных реформ последних десятилетий. Она содержит внушительный перечень изменений, которым подвергся действовавший ранее Налоговый кодекс США, и затрагивает разные группы налогоплательщиков. Проведенные исследования и опросы американских экспертов показывают, что реформа может вызывать как положительные, так и отрицательные эффекты в части развития экономики, научно-технической сферы, обеспечения конкурентных позиций США на мировой арене. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что новое налоговое законодательство будет более благоприятным для бизнеса, прежде всего, крупного, действующего в корпоративной форме, чем для граждан. Тем более что сокращение налогов на бизнес носит постоянный характер, в то время как индивидуальные сокращения истекают в 2025 году.

44 Уже заметно явное оживление корпоративного сектора экономики как реакция на вступившие в силу в 2017 г. налоговые нововведения. По состоянию на март 2018 г. снижение налогов привело к рекордному количеству слияний. По данным статистики, в I квартале 2018 г. корпорации потратили около 305 млрд долл. на выкуп акций и слияния. При этом на повышение заработной платы сотрудникам было направлено только 131 млрд долл. Это немного выше средних темпов роста заработных плат за последние пять лет.
45 Специалисты отмечают, что позитивное влияние налоговых сокращений на экономику вряд ли будет иметь долговременный стимулирующий эффект. Более того, существуют опасения, что скорое сведение на нет положительной отдачи от налоговых нововведений в отсутствие соответствующих компенсационных и стимулирующих мер может быть одной из причин грядущего кризиса экономики и финансовой сферы. Поэтому необходимость доработки отдельных положений актуального налогового законодательства может войти в повестку дня как действующей администрации, так и вновь сформированной после выборов 2020 года.

References

1.  Sm.: Supyan V.B. «MAGAnomika» D. Trampa: itogi dvukhletnego prezidentstva // Rossiya i Amerika v XXI veke. 2019. Vypusk 1 [Ehlektronnyj resurs]. Dostup dlya zaregistrirovannykh pol'zovatelej. URL: https://rusus.jes.su/s207054760004698-4-1/ (data obrascheniya: 15.09.2019). DOI: 10.18254/S207054760004698-4.

2. Tax Foundation. The Lowered Corporate Income Tax Rate Makes the U.S. More Competitive Abroad. May 2, 2019. Available at: https://taxfoundation.org/lower-us-corporate-income-tax-rate-competitive/ (accessed 11.09.2019).

3. Chuck Jones Tramp’s Economic Scorecard: 18 Months Into His Presidency. July 27, 2018. Available at: http://forbes.com/sites/chuckjones/2018/07/27/trumps-economic-scorecard-18-months-into-his-presinency/#7ea23194 1283 (accessed 11.09.2019).

4. Supyan V.B. Ukaz.soch.

5. Supyan V.B. Ehkonomicheskaya politika D. Trampa: novye podkhody ili povtorenie projdennogo // SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2018, № 5, s. 9.

6. Economic Report of the President. Wash., 2018. P. 67, 68.

7. Budget Deficits Interest Payments Soar to Record Highs. “Money and Markets”. March 22, 2019. Available at: https://moneyandmarkets.com/budget-deficits-interest-payments-record-highs/ (accessed 11.09.2019)

8. Table 2.2 - PERCENTAGE COMPOSITION OF RECEIPTS BY SOURCE: 1934 – 2024. Hist02z2-fy2020. Available at: https://www.taxpolicycenter.org/briefing-book/how-does-corporate-income-tax-work (accessed September 11, 2019).

9. How Has the Tax Cuts and Jobs Act Affected the US Economy? “The balance”. Available at: https://www.thebalance.com/how-proposed-trump-tax-cuts-affect-economy-4120649 (accessed September 11, 2019).

10. Sudakova N.A. SShA: problemy predprinimatel'stva s pozitsii sotsial'no-ehkonomicheskoj bezopasnosti // SShA  Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2016. №4 (556), s. 97.

11. Table 2.2 - PERCENTAGE COMPOSITION OF RECEIPTS BY SOURCE: 1934–2024. Hist02z2-fy2020 (accessed September 11, 2019).

12. How Has the Tax Cuts and Jobs Act Affected the US Economy? “The balance”. https://www.thebalance.com/how-proposed-trump-tax-cuts-affect-economy-4120649 (accessed September 11, 2019).

13. The United States taxes on corporation profits. Available at: https://www.taxpolicycenter.org/briefing-book/how-does-corporate-income-tax-work (accessed September 11, 2019).

14. Guenther G. Research Tax Credit: Current Law and Policy Issues for the 114th Congress. Congressional Research Service, March 13, 2015. Available at: https://fas.org/sgp/crs/misc/RL31181.pdf (accessed 11.09.2019).

15. Tax Foundation. Amortizing Research and Development Expenses Under the Tax Cuts and Jobs Act February 5, 2019. Available at: https://files.taxfoundation.org/20190204170826/Amortizing-Research-and-Development-Expenses-under-the-Tax-Cuts-and-Jobs-Act-FF635.pdf (accessed 11.09.2019)/