The evolution of the Russian institutions conducting public diplomacy
Table of contents
Share
Metrics
The evolution of the Russian institutions conducting public diplomacy
Annotation
PII
S207054760006903-0-1
DOI
10.18254/S207054760006903-0
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Uliana Artamonova 
Occupation: Junior research fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

Modern institution responsible for the conduct of Russian public diplomacy is officially called a successor of all previous institutions operating in this field since 1925. The evolution of these institutions reflects major political changes that have been occurring through Soviet and Russian history, which proves the fact that Soviet/Russian public diplomacy has always been inseparable from the general foreign policy strategy of the state. In addition, despite profound differences between the last and the first “stages of evolution”, there is still a strong pattern of continuity.

Keywords
public diplomacy, cultural diplomacy, soft power, Russia, USSR, institutes, foreign policy
Received
25.01.2019
Date of publication
29.10.2019
Number of characters
27068
Number of purchasers
12
Views
188
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Публичная дипломатия всегда была важной составляющей российской внешней политики. Сегодня в условиях сохраняющегося конфликтного противостояния России и США, она приобретает особое значение для России, которой приходится не только отстаивать свою позицию в вопросах внешней политики, но и заботится о своём имидже в глазах международного сообщества. Безусловно, публичной дипломатией государства занимается огромное количество самых разнообразных институтов: от органов государственной власти до НКО. Однако наиболее интересными представляются государственные институты, как наиболее заметные и непосредственно несущие ответственность за создание определённого образа страны.
2 Основной государственный институт российской публичной дипломатии сегодня – это Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Однако Агентство не возникло на пустом месте: с 1925 г. появлялись и сменяли друг друга институты, игравшие значительную роль в советской и российской публичной дипломатии. Исследование эволюции сменяющих друг друга институтов с выявлением отличий и моментов преемственности, а также попыткой установить причинно-следственную связь между изменениями, происходившими с институтами, и значимыми политическими событиями позволит улучшить понимания не только процесса осуществления публичной дипломатии, но её места и роли в российской внешней политике.
3 В фокусе данной статьи ряд вопросов: как изменялся статус института, его функции, цели и задачи, а также целевая аудитория; насколько публичная дипломатия, осуществляемая конкретным институтом, была связана с общей внешнеполитической стратегией государства; какие политические события влияли на эволюцию соответствующих институтов?
4

Всесоюзное общество культурной связи с заграницей, 1925-1957 годы

 

Традиционно, отсчёт ведётся от Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС), которое было основано в 1925 г. по решению Президиума Центрального исполнительного комитета СССР и Организационного бюро ЦК партии. Общество возникло в тот период, когда после окончания гражданской войны и непосредственного образования СССР руководство страны стало впервые задумываться о впечатлении, которое складывалось о молодом государстве за рубежом. ВОКС было общественной организацией. Несмотря на этот статус, по сути, Общество служило интересам советского государства и Коммунистической партии.

5

Задачей ВОКС было знакомить советское общество с культурными достижениями других стран и популяризировать культуру Советского Союза за рубежом с целью развития взаимопонимания между СССР и другими государствами. Общество занималось установлением и развитием научных и культурных связей между советскими и иностранными институтами, общественными организациями, а также деятелями науки и культуры. Являясь также инструментом реализации общей внешнеполитической стратегии, ВОКС выполняло и функции, связанные с идеологией1. Через сферу культуры Общество стремилось распространить влияние социалистического мировоззрения2 на умы западной аудитории и изменить их представления о Советском Союзе к лучшему.

1. Gienow-Hecht J.C.E., Donfried M.C. Searching for a Cultural Diplomacy. - Berghahn Books, 2013. – 278 p.

2. Gould–Davies N. The Logic of Soviet Cultural Diplomacy // Diplomatic History. – 2003. Vol. 27. – N2. – P. 193-214.
6

Поскольку ВОКС объединяло наиболее просвещённых и либеральных представителей советской науки, литературы, искусства, образования и спорта, целевой аудиторией его деятельности были такие же группы иностранной общественности. Таким образом, для создания положительного имиджа СССР за рубежом ВОКС концентрировало своё внимание на западной «мелкобуржуазной интеллигенции»3.

3. François F. VOKS: The Third Dimension of Soviet Foreign Policy. In: Searching for a Cultural Diplomacy / ed. Gienow-Hecht J.C.E., Donfried M.C. - Berghahn Books, 2013. – P. 33-50.
7

Для достижения целей Общество пользовалось сетью партнёрских отношений. С одной стороны, соратниками и активными партнёрами ВОКС были учёные, писатели, деятели искусств и политические деятели с мировым именем, такие как Альберт Эйнштейн, Теодор Драйзер и Джавахарлал Неру4. С другой стороны, ВОКС тесно сотрудничало с партнёрскими организациями: обществами дружбы с СССР/ассоциациями друзей Советского Союза. Используя свои каналы, Общество проводило выставки за границей, организовывало обмены книг и журналов, прокат советских кинофильмов и прочие культурные мероприятия, а также поездки западной интеллигенции в СССР и советской интеллигенции на Запад.

4. Ibid.
8

После смерти И.В. Сталина в 1953 году, Генеральным секретарём ЦК КПСС стал Н.С. Хрущёв, который инициировал борьбу с культом личности. В этой связи многие организации, сформированные в период правления И.В. Сталина, оказались в определённой мере «скомпрометированы». Параллельно получила практическое развитие политика мирного сосуществования государств с различным общественным строем, несколько снизив идеологический накал прошлых десятилетий5. Таким образом, ВОКС стало восприниматься как «пережиток» сталинизма.

5. Gould–Davies N. The Logic of Soviet Cultural Diplomacy // Diplomatic History. – 2003. Vol. 27. – N2. – P. 193-214.
9

Помимо этого, советское руководство пришло к осознанию необходимости нового подхода к ведению публичной дипломатии в отношении США6 в условиях холодной войны. Предполагалось уделить больше внимания именно культурной дипломатии, чтобы избежать обвинений в пропаганде. Таким образом, замена института, ассоциировавшегося с периодом Второй мировой войны и началом холодной войны, выглядела вполне логичным шагом, определённой формой «ребрендинга».

6. Magnusdottir R. Mission Impossible? Selling Soviet Socialism to Americans, 1955-1958. In: Searching for a Cultural Diplomacy / ed. Gienow-Hecht J. C. E., Donfried M. C. - Berghahn Books, 2013. – P. 50-75.
10

Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, 1958-1991 годы

 

Всесоюзное общество культурных связей с заграницей было официально расформировано постановлением Совета министров СССР в 1957 г. В феврале 1958 г. Всесоюзная конференция советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами приняла решение о создании Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД). Показательно, что это произошло сразу после подписания в январе того же года Соглашения между СССР и США об обменах в области науки, техники, образования, культуры и других областях. Открывая новую страницу в культурных отношениях двух стран, Советский Союз формально передавал данную сферу деятельности в ведение совершенно новой организации. Тем не менее, новый институт в полной мере можно было назвать преемником ВОКС.

11

ССОД объединил все общества и ассоциации дружбы, сформированные в период существования ВОКС. Свои основные задачи Союз также унаследовал от Общества: развитие дружбы и сотрудничества, культурных и научных связей между общественными организациями, институтами и народами СССР и других государств. Новая организация являлась проявлением изменений, как во внутренней политике, так и во внешнеполитическом курсе7. В этой связи вполне логично, что изменилась и целевая аудитория советской публичной дипломатии. Она больше не ограничивалась «мелкобуржуазной интеллигенцией», а включала в себя различные группы иностранной общественности.

7. Gould–Davies N. The Logic of Soviet Cultural Diplomacy // Diplomatic History. – 2003. Vol. 27. – N2. – P. 193-214.
12 ССОД являлся добровольной ассоциацией общественных организаций, таким образом, основной институт публичной дипломатии сохранял де-юре статус неправительственной организации, независимой от правительства. Следуя опыту своего предшественника, ССОД поддерживал связь с организациями, публичными фигурами и представителями науки и искусства из разных стран. Через эту сеть ССОД продолжал реализовывать обмены и организовывать культурные мероприятия.
13

Можно выделить три новых аспекта в деятельности Союза. Во-первых, ССОД начал реализовывать программы научных и образовательных обменов8. Во-вторых, совместно с обществами дружбы ССОД инициировал создание советских культурных центров за рубежом, которые в определённый момент превратились в новые каналы публичной дипломатии. В-третьих, в арсенал ССОД добавилось распространение русского языка через организацию языковых курсов за рубежом.

8. Ibid.
14 Постсоветский период сильно ударил по ССОД, как и по прочим советским структурам. Больше не было места идеологии, которая на протяжении десятилетий оставалась одним из ключевых элементов советской публичной дипломатии и общей политической стратегии. Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами прекратил своё существование. Его функции были поделены между двумя институтами в 1992 году.
15

Российское агентство международного сотрудничества и развития, 1992–1994 годы

Российская ассоциация международного сотрудничества (РАМС), обладающая статусом общественной организации, стала преемником Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами в вопросах поддержания связей России с другими странами через общества и ассоциации дружбы9. Однако общества дружбы начали постепенно терять статус наиболее важных каналов публичной дипломатии ещё в период существования ССОД, уступая место возникавшим за границей российским культурным центрам. Ответственность и функции, имеющие отношение к этим центрам, а также собственности, принадлежавшей ССОД, были переданы другой организации: Российскому агентству международного сотрудничества и развития (РАМСиР)10. Агентство являлось центральным органом федеральной исполнительной власти. Таким образом, именно РАМСиР, унаследовавшему материальную базу ССОД и являющегося государственной структурой, была уготована роль «основного» наследника.

9. Указ Президента РФ N 502 О Российской ассоциации международного сотрудничества от 12.05.92 [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 15.10.18).

10. Указ Президента РФ N 889О Российском агентстве международного сотрудничества и развития  от 14.08.92 [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 15.10.18).
16 Отказ от ССОД отражал новый политический курс. Стратегия внешней политики того времени во многом строилась на идеалистических убеждениях. Новое политическое руководство предполагало, что в связи с отказом от советской идеологии им больше не понадобятся специальные средства влияния на международное общественное мнение. В их представлении больше не было нужды продолжать гонку за «сердца и умы» международной общественности. На протяжении двух лет с момента распада Советского Союза не было даже официального документа, координирующего стратегию внешней политики.
17

Официальной задачей Российского агентства международного сотрудничества и развития было осуществление государственной политики в сфере международного финансового и инвестиционного сотрудничества и координация взаимоотношений в области технического, гуманитарного и культурного сотрудничества11. Изначально предполагалось, что Агентство будет взаимодействовать с другим «преемником ССОД» – РАМС, причём последнее разрабатывало бы программы, а первое предоставляло материальную поддержку. Поскольку основная задача Агентства не была напрямую связана с публичной дипломатией, сложно определить методы деятельности и выявить целевую аудиторию с учётом того, что в области достижения целей публичной дипломатии активность института в изучаемый период времени была практически нулевой12.

11. Постановление Правительства РФ N 995 Об утверждении Положения о Российском агентстве международного сотрудничества и развития от 12.12.1992 [Электронный ресурс] URL: >>>  (дата обращения: 15.10.18).

12. В мире сложилась презумпция виновности России. Глава Россотрудничества рассказал "Ъ", как улучшить образ РФ за рубежом // Коммерсантъ. 2012, 3 сентября. [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 15.10.18)
18

Вероятно, это объясняет тот факт, что правительство вскоре осознало необходимость существования отдельной организации, отвечающей за инфраструктуру публичной дипломатии, и заменило РАМСиР. 1992 год запомнился отказом от многих институтов, стратегий и инструментов, ассоциировавшихся с советским прошлым13. Однако не все были согласны с чрезмерно радикальным отказом от структур и подходов, разработанных в советское время. Вслед за событиями 1993 г. правительство решило пересмотреть отдельные взгляды, в том числе на внешнюю политику и место публичной дипломатии в ней. Результатом этого пересмотра стала первая Концепция внешней политики РФ, вступившая в силу в 1993 году.

13. Кройцбергер С. Внешняя политика России: от Ельцина к Путину. – Оптима, 2018. – 303 с.
19

Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации, 1994–2002 годы

 

В 1994 г. был создан Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации (Росзарубежцентр). Росзарубежцентр являлся государственным органом власти, созданным для решения вопросов публичной дипломатии и управления сетью культурных центров, развитой ССОД14. Его официальной задачей было развитие и поддержание гуманитарных, культурных, научных и технических связей между Российской Федерацией и другими странами с целью формирования позитивного образа России. Взаимодействие с РАМС больше не было на повестке дня15, и, таким образом, общественная организация была окончательная удалена с позиции решающего института публичной дипломатии, хотя и продолжила своё существование.

14. Постановление Правительства РФ N 311 Об образовании Российского центра международного научного и культурного сотрудничества от 08.04.1994 [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 15.10.18).

15. Там же.
20

Помимо вышеперечисленных функций Центр должен был оказывать информационные и аналитические услуги правительству РФ. Как орган государственной власти Росзарубежцентр должен был осуществлять свою деятельность не только на уровне общественных организаций, но также на уровне международных, региональных и национальных правительственных организаций16 (включая специализированные организации и институты в системе ООН, структуры ЕС и прочие международные организации). Вдобавок, Росзарубежцентр также должен был осуществлять информационную поддержку внешнеполитической деятельность правительства РФ.

16. Постановление Правительства РФ от 9.07.1994 г. N 836 Об утверждении Положения о Российском центре международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 15.10.18).
21

Центр продолжил традицию, начатую ВОКС, организуя различные культурные мероприятия и обмены (выставки, выступления и т.п.). Росзарубежцентр также демонстрировал преемственность с ССОД в том, что касается организации курсов русского языка за границей. В области образования Центр начал реализацию специализированных программ, направленных на привлечение иностранных студентов и стажёров в Россию, а также установил взаимодействие с выпускниками российских вузов, проживающими за рубежом17. Целевой аудиторией по-прежнему оставалась широкая иностранная общественность.

17. Официальный сайт Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 15.10.18).
22

Последующие изменения, затронувшие организацию, были связаны с изменениями в политическом руководстве страны: в 2000 г. В.В. Путин впервые был избран президентом РФ. В 2002 г. Росзарубежцентр из-под юрисдикции правительства перешёл под юрисдикцию Министерства иностранных дел. С приходом к власти нового президента обозначился и новый политический подход, который хорошо виден при сравнении двух концепций внешней политики. Концепция внешней политики 1993 г. была нацелена на возвращение России статуса одного из наиболее важных международных игроков18. Концепция внешней политики 2000 г. уже позиционировала Россию как важного международного игрока, который должен осуществлять свою внешнюю политику в соответствии со своим положением.

18. Кройцбергер С. Внешняя политика России: от Ельцина к Путину. – Оптима, 2018. – 303 с.
23

Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, 2002–2008 годы

 

В 2002 г. В.В. Путин подписал указ, который перенёс Росзарубежцентр под юрисдикцию МИД РФ. Центр остался органом государственной власти и сохранил прежнее название. Смена юрисдикции была необходима для усиления координационной роли Министерства иностранных дел в реализации единой внешнеполитической стратегии государства19. Таким образом, публичная дипломатия начала восприниматься как неотделимая часть всеобъемлющей внешнеполитической стратегии, реализуемой МИД.

19. Указ Президента РФ N 146 О Российском центре международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации от 5.02.02 [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 15.10.18).
24

Однако цели и функции Центра были скорректированы. Росзарубежцентр по-прежнему отвечал за информационную поддержку внешнеполитической деятельности РФ, развитие международных связей России в сфере образования, продвижения русского языка и культуры за рубежом, а также за укрепление международного сотрудничества и взаимопонимания. Центр продолжил организовывать культурные мероприятия, обмены и курсы русского языка, а также заниматься привлечением студентов и стажёров из-за рубежа в Россию. Также возникло новое направление деятельности, которое представляет собой характерную черту публичной дипломатии современной России. На Росзарубежцентр была возложена ответственность за развитие всеобъемлющих связей между Российской Федерацией и соотечественниками, проживающими за рубежом20. Таким образом, целевая аудитория российской публичной дипломатии больше не ограничивалась иностранцами.

20. Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», ст. 1.[Электронный ресурс] URL: >>> обращения: 15.10.18).
25

Обновленный Центр просуществовал недолго. За новыми изменениями во внешнеполитическом курсе последовали и новые реформы института публичной дипломатии. В 2007 г. Путин выступил со знаковой речью на Мюнхенской конференции по безопасности. Это выступление стало индикатором изменений во внешнеполитической стратегии России21. За ней последовало принятие в 2008 г. новой Концепции внешней политики. В ней появилось новое понятие «ответственность». Теперь Россия считала себя не просто значимым международным игроком, а игроком с глобальной ответственностью. Это видение предполагало готовность переходить к решительным действиям в случае необходимости. В отличие от Концепции 2000 года, заботившейся о создании положительного образа, Концепция 2008 года назвала одной из своих целей распространение объективного образа России.

21. Avgerinos K.P. Russia’s Public Diplomacy effort: What the Kremlin is doing and why it’s not working // Journal of Public and International Affairs. – 2009. – No.. 20. – P. 115-132.
26

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), 2008 г. по настоящее время

 

В 2008 г. было создано Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), которое унаследовало задачи и функции Росзарубежцентра. Россотрудничество является федеральным органом исполнительной власти РФ, подведомственным МИД РФ. Цели Россотрудничества включают в себя обеспечение привлекательности и авторитета России в мире, распространение достоверных знаний о России, формирование за рубежом интереса к России как на личностном, так и на общественном и государственном уровнях. Помимо этого, целями Агентства являются: увеличение числа сторонников России, заинтересованных в российском гуманитарном продукте и создание востребованного конкурентоспособного российского гуманитарного продукта. Наконец, среди целей отмечается расширение границ и влияния мирового русского сообщества.

27 В том, что касается методов, Федеральное агентство продолжает традицию, начатую ВОКС, организуя различные культурные мероприятия и обмены. Помимо этого Россотрудничество продолжает реализовывать программы распространения русского языка, впервые инициированные ССОД и осуществлявшиеся Росзарубежцентром, организуя курсы и поддерживая центры российских исследований. Агентство также продвигает российские образовательные услуги и расширяет сотрудничество между отечественными и иностранными образовательными учреждениями. Представители Россотрудничества также содействуют привлечению в Россию иностранных студентов и стажёров.
28 Россотрудничество сфокусировалось на факторе соотечественников, проживающих за рубежом и в странах СНГ. Новая внешнеполитическая стратегия стремится объединить все социальные и исторические группы российских соотечественников за рубежом с потомков белых эмигрантов до идеологических мигрантов советского периода и экономических мигрантов постсоветского периода. Официальный список направлений деятельности Федерального агентства состоит из девяти пунктов. Два из них напрямую связаны с соотечественниками и странами СНГ. Более того, приоритетным регионом осуществления ещё одного вида деятельности, «Содействия международному развитию», также названо СНГ. Функции, связанные с русским языком, историческими мемориалами, образованием и наукой, также имеют непосредственное отношение как к зарубежным соотечественникам, так и к странам СНГ. Дело в схожести систем образования стран СНГ с российской системой, а также в наличии множества общих исторических мемориалов. В этих государствах уже существует традиция изучения русского языка, в которую теперь хотели «вдохнуть вторую жизнь».
29 Таким образом, Россотрудничество отличается от своих предшественников ранжированием целевой аудитории. Отдача приоритета зарубежным соотечественникам и странам СНГ, в которых проживает большая доля соотечественников, представляет собой новый подход к продвижению за границей объективного образа России. Из-за устоявшихся негативных представлений о России маловероятно, что иностранная аудитория будет восприимчива к деятельности Россотрудничества с учётом того, что Агентство является органом государственной власти, а значит, фактически представляет российское правительство. При этом считается, что соотечественники, проживающие за рубежом, тоскуя по далекой Родине, с большой вероятностью хорошо воспримут различные гуманитарные инициативы. Таким образом, они смогу стать проводником транслируемого положительного образа России в стране своего проживания, делясь взглядами со своим окружением.
30

Анализ эволюции советских и российских институтов публичной дипломатии с 1925 г. по настоящее время позволяет выделить ряд характерных тенденций. Во-первых, каждая последующая организация демонстрировала преемственность по отношению к своим предшественникам в том, что касается методов, используемых для достижения цели в рамках публичной дипломатии, не отказываясь от ранее принятой практики, а добавляя новые методы к уже задействованным. Таким образом, каждый институт занимался организацией культурных мероприятий (выставок, концертов и т.п.) и обменов.

31 Помимо этого, ССОД положил начало традиции распространения русского языка за рубежом путём открытия курсов, и все организации-преемники продолжали эту деятельность. Единственным исключением из общей тенденции может считаться РАМСиР, организация, которая скорее могла считаться хранителем собственности института публичной дипломатии, чем самим институтом. Данная организация за весь короткий период своего существования проявила практически нулевую активность.
32 Вторая тенденция относится к целевой аудитории. История показывает, что именно с данным аспектом был связан ряд изменений, происходивших на разных стадиях эволюции. ВОКС концентрировалось на определённой части общества – «мелкобуржуазной интеллигенции». ССОД ориентировался уже на широкую иностранную общественность. В постсоветский период Росзарубежцентр расширил целевую аудиторию, добавив соотечественников, проживающих за рубежом. На последней стадии эволюции Россотрудничество не выделило новую категорию целевой аудитории, но заметно сместило акцент на страны СНГ и зарубежных соотечественников, добавив, таким образом, понятие приоритетного направления.
33 Наконец, институты, ответственные за советскую/российскую публичную дипломатию, становились всё более централизованными и структурированными. ВОКС сотрудничало с отдельными лицами, сообществами и ассоциациями, но эта сеть не была подчинена единому центру. ССОД, в свою очередь, уже обладал сетью организаций-партнёров: обществ дружбы и позднее культурных центров, однако официальная централизация отсутствовала. РАМСиР и первый Росзарубежцентр имели в своём распоряжении сеть подразделений единого типа – российские центры науки и культуры, которые подчинялись центральному аппарату организаций. Второй Росзарубежцентр и затем Россотрудничество продемонстрировали усиление тенденции централизации, поскольку стали подведомственны непосредственно Министерству иностранных дел, что явилось индикатором официального перехода публичной дипломатии «под зонтик» общей внешнеполитической стратегии.
34 Все замены или реформы организаций, отвечающих за публичную дипломатию, были связаны с изменениями в политическом руководстве и/или политическом курсе и, следовательно, внешнеполитической стратегии.
35 Сравнение разных организаций показывает, что публичная дипломатия в СССР и в России никогда не была отделена от главной политической доктрины. Более того, небольшие детали, такие как отличия в целевой аудитории, помогают увидеть отражение внешнеполитической стратегии в публичной дипломатии. Наконец, несмотря на значимые изменения, происходившие в политическом руководстве, политическом курсе и идеологии в Советском Союз и в России, институты, ответственные за публичную дипломатию не отказывались от выработанных ранее методик. Напротив, они их сохраняли и обогащали новыми подходами.

References

1.  Gienow-Hecht J.C.E., Donfried M.C. Searching for a Cultural Diplomacy. - Berghahn Books, 2013. – 278 p.

2. Gould–Davies N. The Logic of Soviet Cultural Diplomacy // Diplomatic History. – 2003. Vol. 27. – N2. – P. 193-214.

3. François F. VOKS: The Third Dimension of Soviet Foreign Policy. In: Searching for a Cultural Diplomacy / ed. Gienow-Hecht J.C.E., Donfried M.C. - Berghahn Books, 2013. – P. 33-50.

4. Ibid.

5. Gould–Davies N. The Logic of Soviet Cultural Diplomacy // Diplomatic History. – 2003. Vol. 27. – N2. – P. 193-214.

6. Magnusdottir R. Mission Impossible? Selling Soviet Socialism to Americans, 1955-1958. In: Searching for a Cultural Diplomacy / ed. Gienow-Hecht J. C. E., Donfried M. C. - Berghahn Books, 2013. – P. 50-75.

7. Gould–Davies N. The Logic of Soviet Cultural Diplomacy // Diplomatic History. – 2003. Vol. 27. – N2. – P. 193-214.

8. Ibid.

9. Ukaz Prezidenta RF N 502 O Rossijskoj assotsiatsii mezhdunarodnogo sotrudnichestva ot 12.05.92 [Ehlektronnyj resurs] URL: https://zakonbase.ru/content/base/24585 (data obrascheniya: 15.10.18).

10. Ukaz Prezidenta RF N 889O Rossijskom agentstve mezhdunarodnogo sotrudnichestva i razvitiya ot 14.08.92 [Ehlektronnyj resurs] URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=25586 (data obrascheniya: 15.10.18).

11. Postanovlenie Pravitel'stva RF N 995 Ob utverzhdenii Polozheniya o Rossijskom agentstve mezhdunarodnogo sotrudnichestva i razvitiya ot 12.12.1992 [Ehlektronnyj resurs] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docview&page=1&print=1&nd=102020278&rdk=1&&empire= (data obrascheniya: 15.10.18).

12. V mire slozhilas' prezumptsiya vinovnosti Rossii. Glava Rossotrudnichestva rasskazal "'", kak uluchshit' obraz RF za rubezhom // Kommersant'. 2012, 3 sentyabrya. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://www.kommersant.ru/doc/2014117 (data obrascheniya: 15.10.18)

13. Krojtsberger S. Vneshnyaya politika Rossii: ot El'tsina k Putinu. – Optima, 2018. – 303 s.

14. Postanovlenie Pravitel'stva RF N 311 Ob obrazovanii Rossijskogo tsentra mezhdunarodnogo nauchnogo i kul'turnogo sotrudnichestva ot 08.04.1994 [Ehlektronnyj resurs] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips//?docview&page=1&print=1&nd=102029410&rdk=2&&empire= (data obrascheniya: 15.10.18).

15. Tam zhe.

16. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 9.07.1994 g. N 836 Ob utverzhdenii Polozheniya o Rossijskom tsentre mezhdunarodnogo nauchnogo i kul'turnogo sotrudnichestva pri Pravitel'stve Rossijskoj Federatsii (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Ehlektronnyj resurs] URL: http://base.garant.ru/6301704/#ixzz5U07WWB5K (data obrascheniya: 15.10.18).

17. Ofitsial'nyj sajt Federal'nogo agentstva po delam Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv, sootechestvennikov, prozhivayuschikh za rubezhom, i po mezhdunarodnomu gumanitarnomu sotrudnichestvu [Ehlektronnyj resurs] URL: http://rs.gov.ru/ru/about (data obrascheniya: 15.10.18).

18. Krojtsberger S. Vneshnyaya politika Rossii: ot El'tsina k Putinu. – Optima, 2018. – 303 s.

19. Ukaz Prezidenta RF N 146 O Rossijskom tsentre mezhdunarodnogo nauchnogo i kul'turnogo sotrudnichestva pri Ministerstve inostrannykh del Rossijskoj Federatsii ot 5.02.02 [Ehlektronnyj resurs] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102074739&rdk=&backlink=1 (data obrascheniya: 15.10.18).

20. Federal'nyj zakon «O gosudarstvennoj politike RF v otnoshenii sootechestvennikov za rubezhom», st. 1.[Ehlektronnyj resurs] URL: http://russkg.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=84:--l---------r&catid=11:2010-07-31-13-40-54&Itemid=12 (data obrascheniya: 15.10.18).

21. Avgerinos K.P. Russia’s Public Diplomacy effort: What the Kremlin is doing and why it’s not working // Journal of Public and International Affairs. – 2009. – No.. 20. – P. 115-132.