D.Trump and Crisis Management in Afghanistan
Table of contents
Share
Metrics
D.Trump and Crisis Management in Afghanistan
Annotation
PII
S207054760005945-6-1
DOI
10.18254/S207054760005945-6
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Lelya Zolotova 
Occupation: Leading Research Fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

During 2017-2019 the United States, the United Nations and NATO (Resolute Support Mission) continue taking an active part in the political resolution in Afghanistan. Following the Strategy D.Trump Administration on Afghanistan and South Asia created the military and political conditions for starting negotiation process between the conflicting parties. The security situation in Afghanistan continues worsening. The decisions of the Geneva Conference on Afghanistan (2018) emphasized the role of the United Nations, the USA and NATO allies in the formation of new perspectives in that country. Wide international support and regional states also was conducive to the beginning of peace negotiations. The negotiation positions of the United States and its NATO allies and Afghanistan Government are based on the results of ISAF and Resolute Support missions and the progress of the Afghan society in the last 18 years. The landmark offer to Taliban was made by the Afghan Government in February 2018: to start unconditional peace negotiations. At the Geneva Conference President Ashraf Gani initiated The Road Map Achieving Peace which was supported by international community. Taliban changed its positions on peace talking process. The influence of forthcoming withdrawal of American military contingent from Afghanistan on the guaranting of security in that country and the whole region was paid attention to in this research. 

 

Keywords
Afghanistan, Resolute Support Mission NATO, UNO, USA, peace negotiations, political resolution
Received
30.04.2019
Date of publication
05.08.2019
Number of characters
31142
Number of purchasers
3
Views
67
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Отличительной чертой президентства Д. Трампа в 2017–2019 гг. является его приверженность выполнению предвыборной программы, в том числе по внешней политике. Следование принятой 21 августа 2017 г. Стратегии в отношении Афганистана и Южной Азии1 создало военно-политические условия, позволившие приступить к политическому урегулированию афганского кризиса, за которым должно последовать межафганское примирение и завершение гражданской войны. Объявление в декабре 2018 г. президентом Д. Трампом о готовности сократить на половину военный контингент США в Афганистане свидетельствовало не только о желании активизировать начавшийся переговорный процесс, но и о формировании основ для начала президентского избирательного цикла 2020. Это также стало символичным в преддверии 70-летней годовщины создания НАТО, отмеченной альянсом 4 апреля 2019 г. в Вашингтоне проведением сессии министров иностранных дел, рядом торжественных мероприятий и встреч. Впервые за всю историю Североатлантического союза генеральный секретарь был приглашён Конгрессом США для выступления с речью по случаю знаменательной даты. Миссии НАТО ИСАФ и «Решительная поддержка», предпринятые в начале XXI века по мандату ООН и поддержанные в обоих случаях международными коалициями, были осуществлены впервые в истории альянса далеко за пределами действия Договора 1949 г., что свидетельствует о его роли в обеспечении глобальной безопасности.

1. Remarks by President Trump on the Strategy in Afghanistan and South Asia. White House. August 21, 2017. – >>>
2

Синдром усталости от военных действий на территории Афганистана и финансовых трат – вложений в восстановление и развитие страны испытывают Соединённые Штаты и их союзники по альянсу, страны-партнёры по 1 и 2-ой коалициям, международное сообщество, поддерживающие афганский народ на протяжении 18 лет. По данным за 2018 г. вовлечённость США в события в Афганистане «оставалась довольно дорогой» – 47 млрд долл. в год. Решение президента о сокращении численности американских войск наполовину, по мнению американских экспертов, «не было принято в ответ на какое-то серьёзное внутреннее сопротивление», поскольку цена сохранения положения без изменения «значительна, но терпима», а «завершение вовлечённости Соединённых Штатов [в афганскую войну] не относится к их первостепенным озабоченностям»2.

2. Dobbins J., Campbell J.H., Mann S., Miller L.E. Conseqences of a Precipitous .U.S. Withdrawal from Afghanistan. Santa Monica, Ca: RAND Corporation, 2019. P. 9. >>>
3

Темпы и поступательное развитие экономики Афганистана, равно как и доверие населения, находятся в прямой зависимости от способности правительства обеспечить безопасность, преодолеть коррупцию и организовать эффективное управление3. Неразрешённость этих проблем объясняет высокий уровень иммиграции из страны в сопредельные страны и в Европу. Уязвимость населения сельской местности, контролируемой талибами и различными террористическими группами, принуждающими крестьян к отказу от культивирования сельскохозяйственной продукции и к выращиванию в промышленных количествах мака, обеспечивая таким образом свои нужды в наркосырье и используя финансовые средства от его реализации на приобретение вооружения. Первопричину происходящего следует идентифицировать как разрушенность социума (следствие идущей почти 40 лет гражданской войны – жизнь двух поколений), «адаптированность» к условиям военного времени, утрата навыков созидательного труда. За этот период страна превратилась в зону теневой экономики.

3. См. подробнее: Золотова Л.Г. Посткризисное урегулирование в Афганистане (Миссия НАТО «Решительная поддержка»). США & Канада: экономика, политика, культура. 2019; 49(5):98-121. DOI: 10.31857/S032120680004914-9.
4

Усилиями дипломатии Соединенных Штатов и их союзников по НАТО удалось изначально интернационализировать кризисное урегулирование в Афганистане. За всё время присутствия в стране они придерживались позиции невмешательства в гражданскую войну, завершение которой считали делом самих афганцев.

5

О достижении США поставленных целей иными средствами свидетельствует их дистанцирование от активного и масштабного прямого вовлечения в военные действия в регионе и в Афганистане (неконтактное ведение военных операций, оказание содействия в виде подготовки, обучения, в крайне затруднительной ситуации – поддерживающее участие американских сил специального назначения в проводимых афганской стороной контртеррористических операциях). Политику администрации Д. Трампа с августа 2017 г. и до 2019 г. в отношении Афганистана характеризует как преемственность, так и проявившиеся в значительной мере прагматизм и готовность к компромиссу – инициирование в 2018 г. переговоров между «Талибаном» и правительством Афганистана, нацеленных на заключение мира.

6

Последовательность и преемственность предпринимаемых шагов республиканскими администрациями по урегулированию афганского кризиса проявилась также в назначении президентом Д. Трампом 21 сентября 2018 г. Зэлмая Халилзада специальным представителем для ведения переговоров по афганскому примирению. Ранее, в 2007–2009 гг., З. Халилзад в ранге посла представлял интересы США в ООН, в 2005–2007 гг. – в Ираке, в 2003–2005 гг. – в Афганистане. Он оказал немалое влияние на переход администрации Дж. Буша-младшего от военного кризисного менеджмента (свержения режима «Талибан» и подавления «Аль-Каиды» в результате интервенции с 7 октября по декабрь 2001 г.) к построению государственности и нации (state-building, nation-building), изначально не планировавшихся, как свидетельствуют американские официальные документы, мемуары министра обороны США Д. Рамсфелда, его заместителя Д. Фейта (2001 – лето 2005 г.), З. Халилзада4.

4. Rumsfeld Donald. Known and Unknown. A Memoir. N.Y.: Sentinel, 2012, pp. 482 – 483; Feith Douglas J. War and Decision. Inside the Pentagon at the Dawn of the War on Terrorism. N.Y.: HarperCollins Publishers, 2008. p. 149; Khalilzad Zalmay. The Envoy. From Kabul to the White House, My Journey Thougth A Turbulent World. N.Y.: St. Martin's Press, 2016. p.139, 140.
7

В качестве представителя Совета национальной безопасности З. Халилзад принимал участие в составе группы американских переговорщиков на Боннской конференции по Афганистану в 2001 г., возглавлявшейся Джеймсом Доббинсом. Будучи родом из афганской провинции Лагман (восточная часть страны), З. Халилзад получил образование в Американском университете в Бейруте (Ливан), степень доктора философии в Чикагском университете, женился на американке. Подготовленный им доклад по вопросу интервенции СССР в Афганистан обратил внимание Зб. Бжезинского, советника по национальной безопасности президента Д. Картера, пригласившего его для беседы, приведшей вскоре к сотрудничеству и быстрой натурализации в США.

8

Достижение цели

 

Реализация принятой 21 августа 2017 г. Стратегии в отношении Афганистана и Южной Азии, начатая с увеличения военной группировки c 8 тыс. до 12 тыс. человек в Афганистане, с массированной бомбардировки территории, занятой талибами, являлась аллюзией на начальный этап вторжения американских войск в Афганистан, характеризовавшийся подобным применением авиации для военного и психологического подавления противника (результат был достигнут), и фактического принуждения к переговорам по политическому урегулированию конфликта.

9

Американская делегация переговорщиков состоит из представителей правительства, Государственного департамента, Министерства обороны, Белого дома и ряда агентств, отвечающих за обеспечение национальной безопасности страны. З. Халилзад призвал движение «Талибан» и афганское правительство прислать наделённые полномочиями команды для участия в переговорах. Сосредоточенность на достижении поставленной президентом задачи – вовлечь «Талибан» в мирные переговоры и при благоприятном развитии ситуации заключить договорные обязательства, чтобы прекратить длящуюся 18 лет войну к дате проведения президентских выборов в Афганистане, первоначально назначенных на 20 апреля 2019 г., и перенесённых на 20 июля 2019 г. Переговорные позиции американской делегации и степень допустимости уступок не разглашаются.

10

Министр обороны США Д. Мэттис поддержал начавшиеся переговоры с талибами: «Мы сделаем всё возможное, чтобы защитить афганский народ. 41 нация сотрудничает в самой большой в современной истории военной коалиции – остановитесь и подумайте об этом. Наиболее длительное время существующая … коалиция ведёт войну под руководством НАТО, 41 нация, и они привержены цели завершить войну и защитить афганский народ. Было бы неплохо, если бы талибы встали на путь примирения и прекратили убивать свой собственный народ»5. Он также отметил, что мирный процесс набирает обороты и, «если все останутся искренними», то последует результат.

5. Press Gaggle at the Pentagon with Secretary Mattis. Transcript. November 29, 2018.- >>>
11

Изначально Соединённые Штаты не намеревались вести переговоры с «Талибаном», считая такую идею недопустимой, а подход оправданным (Россия придерживалась такой же позиции). Однако со временем произошла эволюция их позиций по проблеме политического урегулирования в Афганистане. По свидетельству Д. Доббинса, специальный представитель по Афганистану и Пакистану Ричард Холбрук, пару лет продвигавший идею переговоров, «в 2010 г. снял запрет эры Буша на контакты с талибами», и в ноябре в Германии состоялась первая встреча между официальными представителями США и «Талибан». Переговоры с талибами начались «во многом благодаря Дику Холбруку», карьерному американскому дипломату (Вьетнам, Дейтонские Соглашения, Афганистан), скончавшемуся в декабре 2010 г. от разрыва аорты. Обсуждения продолжались до начала 2012 г, после чего «Талибан» прервал контакты, а предпринятые попытки Соединёнными Штатами вернуть их за стол переговоров при посредничестве Пакистана и двух других правительств не увенчались успехом6. Примечательно, что в 2012 г. «Талибан» был готов вести переговоры c Соединёнными Штатами, но не с президентом Х. Карзаем или его представителями, хотя именно на этом условии настаивала официальная власть ИРА. Аналогичная ситуация повторилась осенью 2018 – весной 2019 гг. с президентом А. Гани и правительством Афганистана. С открытием в 2013 г. в Катаре официального политического представительства движения «Талибан» при поддержке властей США, Афганистана и Катара, считавших, что это активизирует переговорный процесс и поспособствует урегулированию ситуации, последовали изменения в восприятии способов решения проблемы. Согласно заявлению на катарском национальном телевидении бывшего премьер-министра страны (в 2007–2013 гг.), а до этого на протяжении 20 лет возглавлявшего внешнеполитическое ведомство Хамада бен Джасима бен Джабера Аль Тани, офис радикального движения «Талибан» появился в Дохе по инициативе США, а не Катара: «Американцы хотели, чтобы у них было в Катаре место для переговоров с «Талибаном», в том числе по поводу обмена военнопленными»7. По его словам, на Доху оказывалось давление, чтобы открыть не только представительство, но и посольство «Талибана», когда движение пришло к власти в Афганистане, но катарские власти на это не согласились, в отличие от ОАЭ и Саудовской Аравии.

6. Dobbins James F. Foreign Service Five Decades on the Frontlines of American Diplomacy. The Rand Corporation Santa Monica, Ca & Brooking Institution Press Washington, D.C. 2017. P. 272, 271.

7. В Катаре заявили, что офис «Талибана» в Дохе появился по инициативе США. РИА Новости 26 октября 2017. >>> Слова премьер-министра Катара подтверждает в мемуарах Д.Доббинс: Dobbins James F. Op cit., pp. 274-275.
12

Дважды произошедшая смена руководства движения «Талибан», разделение на умеренную часть, склонную к переговорам и радикальную, непримиримую, осознание достигнутого равновесия сторонами, противостоящими друг другу 40 лет в гражданской войне, невозможности односторонней победы также оказали влияние на позиции сторон.

13

В период выполнения миссий коалиционными силами в Афганистане, а также начавшихся переговоров Соединённых Штатов с представителями движения «Талибан», осуществлялось и продолжает осуществляться согласование американских позиций и союзников по Североатлантическому альянсу в формате регулярных политических консультаций на уровне министров иностранных дел и обороны, глав государств и правительств. Результаты миссии ИСАФ в Афганистане, осуществлявшейся по мандату ООН и завершившейся в декабре 2014 г., соблюдение Конституции и прав человека (особенно девочек и женщин), инклюзивное социально-политическое и экономическое развитие следует отнести к числу незыблемых. США, НАТО и страны-партнёры по двум международным коалициям, ООН изначально были нацелены на политическое урегулирование проблемы – переговоры между афганцами, руководимые и проводимые самими афганцами. Условия для начала прямых переговоров между конфликтующими сторонами («Талибан» – официальное правительство Исламской Республики Афганистан, ИРА), озвученные государственным секретарём Х. Клинтон в первый период президентства Б. Обамы и поддержанные союзниками по НАТО, легли в основу переговорной позиции Соединённых Штатов 2018 г.: отказ от связей с террористами («Аль-Каидой» и аффилированных с нею группировками), разоружение, признание Конституции Афганистана, прекращение межафганской войны.

14

К факторам, повлиявшим на руководство движения «Талибан», согласившееся на начало переговоров о политическом урегулировании афганского кризиса, следует отнести освобождёние в 2014 г. из заключения в тюрьме Гуантанамо пятерых талибов и передачу их Катару, где они обосновались. Трое из них вошли в состав делегации для проведения переговоров с американцами. Освобождение из пакистанской тюрьмы в октябре 2018 г. муллы А. Барадара, одного из основателей «Талибана», арестованного в результате совместной операции пакистанской разведки и ЦРУ в 2010 г. Ожидалось его вхождение в руководящий состав делегации талибов на переговорах, что последовало со временем. Этот факт также может быть расценен как проявление взаимных уступок сторон. Произошедшее разделение среди талибов на умеренных, склонных к компромиссам, осознающим безрезультатность межафганской войны, усугубляющей отсталость страны; и на непримиримых радикалов, для которых ведение войны – единственный доступный промысел, способ существования для них и примкнувшему бандитскому контингенту, выходцам из отдалённых мест.

15

Итогом трёх раундов прелиминарных переговоров в 2018 г. (2 – в Катаре, 3-й – в ОАЭ), стало преданное огласке мнение З.Халилзада: «существует возможность для примирения и мира». В январе-марте 2019 г. продолжились интенсивные переговоры делегаций США и «Талибана» в Дохе, Катар. Длительность переговоров и отсутствие официальной информации с обеих сторон свидетельствовали о переходе сторон к предметному, детализированному обсуждению возможного соглашения. Информация, просочившаяся в прессу от участников делегации талибов после ноябрьских переговоров 2018 г., касалась их желания о переносе срока президентских выборов с 20 апреля 2019 г. на более поздний срок – 2020 г., чтобы в этот период сформировать временное переходное правительство, которое займётся подготовкой проведения выборов. Отчасти она подтвердилась в 2019 г. после проведения встречи сторон афганского конфликта в Москве 5–6 февраля 2019 г. без участия официальных представителей правительства Афганистана. Регистрация кандидатов в президенты завершилась 2 февраля, дата проведения выборов перенесена на июль 2019 г. Возможно, что это следствие обоюдных уступок сторон, согласованных в Дохе, равно как и сведения о готовности талибов признать за женщинами право на образование и участие в общественной жизни и произошедшие перемены в афганском обществе.

16

Позиция правительства ИРА – разорвать связи с террористами, разоружение, признание Конституции, участие женщин в мирных переговорах, инклюзивный мирный процесс – вовлечение всех партий, социальных слоев.

17

Очевидно, что в процессе урегулирования следует принимать во внимание причинённый вред, беды и ничем невосполнимый урон афганскому народу в результате длительной гражданской войны, а также совершённые преобразования с активной поддержкой международного сообщества, США и НАТО, стран-партнёров по двум коалициям, невосполнимый вклад жизней людей разных наций, культур, религий; оказанную интеллектуальную, финансовую, военно-техническую, логистическую поддержку афганскому народу для воплощения шанса развития, создания тенденции к стабилизации и развитию страны. Представляется, что талибы поставлены перед необходимостью принять факт – они являются лишь сегментом полиэтнического по своему составу афганского народа, и потому претендовать на некое доминирующее положение в чём бы то ни было у них нет никаких оснований. Влияние талибов на национальную историю страны за последние десятилетия определяется степенью причинённого ущерба, в то время как афганцы, противостоящие им и привнесённым ими террористическим группам, старались и продолжают прилагать усилия для развития страны.

18

Поскольку Россия в числе первых выразила свою поддержку американскому народу в связи с нападением 11 сентября, оказала действенное участие в борьбе с «Талибаном» (логистика, поставка вертолётов МI-17 и запасных частей к ним, подготовка специального персонала) и в борьбе с наркотиками (сотрудничество по линии соответствующих государственных структур – наркополиции, подготовка специалистов), то её содействие предпринимаемым американской стороной усилиям по политическому урегулированию афганского кризиса может стать возможностью к нормализации российско-американских двусторонних отношений и с Североатлантической организацией, постепенно расширяя поле для улучшения отношений по другим важным аспектам, их стабилизации и устойчивого развития. Поддержание регулярных контактов З. Халилзада и З. Кабулова – специальных представителей США и России по Афганистану, лично знакомых со времени Боннской конференции 2001 г. позволяет сохранять этот вариант в поле зрения.

19

Региональная безопасность

 

Очевидно влияние политического урегулирования в Афганистане на региональную безопасность. Принимая во внимание усилия Соединённых Штатов и НАТО по созданию региональных систем безопасности – Средиземноморский диалог и сотрудничество со странами Персидского залива (обращает внимание турне государственного секретаря М. Помпео по странам названных регионов в январе 2019 г.), заключённые ранее соглашения о стратегических партнёрствах, представляется явным реализуемое на протяжении нескольких американских администраций намерение: безопасность в регионе должна обеспечиваться странами региона. В частности, этот подход осуществляется на протяжении урегулирования афганского кризиса и проявился в деятельности двух миссий НАТО, созданием уникальных коалиций как по численности участвующих стран-партнёров, так и по длительности их существования – впервые в современной истории после окончания Второй мировой войны. США и союзникам по Североатлантическому альянсу удалось реализовать идею по вовлечению мусульманских стран в борьбу с террористическими организациями радикальных исламистов, тем самым нейтрализовав /исключив из повестки международных отношений спекуляции на темах войн религий и цивилизаций.

20

Объявление президентом Д.Трампом о намерении вывести из Афганистана контингент численностью 7.тыс. (1/2 дислоцированного в настоящее время) следует воспринимать как побуждающий фактор к активизации переговорного процесса с «Талибаном» и к проведению конструктивной политике по этой проблеме сопредельных государств, прежде всего, Пакистана8. Маловероятен полный вывод американского контингента из Афганистана, принимая во внимание подписанные 30 сентября 2014 г. двусторонние соглашения о безопасности США – Афганистан (Bilateral Security Agreement, BSA) и НАТО – Афганистан (A Status Forces Agreement between NATO and Afghanistan)9.

8. См. подробнее: Золотова Л.Г. Посткризисное урегулирование в Афганистане…

9. См. подробнее: Золотова Л.Г. Опыт кризисного урегулирования НАТО в Афганистане (Миссия ИСАФ). Россия и Америка в XXI веке. 2019 Выпуск 1. DOI 10.18254760004695-1 >>>
21

Произошедшая утечка информации о сроках вывода американских войск (18, 24 месяца) не подтверждается официальными участниками делегации США на идущих переговорах с талибами. Позиция администрации и президента может быть аргументирована следующим: выполнением предвыборного обещания, переговоры начаты, однако не исключено влияние субъективных и объективных факторов на продвижение, пролонгацию или их завершение. Соединённые Штаты, вероятнее всего, осуществят обещанное сокращение, поскольку на их базе только в Катаре дислоцируется контингент численностью 13 тыс. человек. В случае необходимости, требуемое число войск может быть переброшено и развёрнуто в любой точке Афганистана и региона. С 2001 г. США проводили самостоятельные военные действия, согласованные с союзниками по НАТО, а далее, после формирования 22 декабря 2001 г., с Временной администрацией во главе с Х. Карзаем, пуштуном по национальности, с июня 2002 г. временным главой государства на период до президентских выборов 2004 г., а затем и с правительством Афганистана.

22

С 1 декабря 2015 г. американские военные оказывают поддержку сопровождения (логистическую, разведданными, авиационную) в самостоятельно проводимых афганской армией контртеррористических операциях. Уровень боеспособности афганского спецназа, по оценкам Министерства обороны США, на конец 2017 г. был признан лучшим в регионе.

23

Администрация Д. Трампа, как и его предшественники, прилагает усилия по синхронизации урегулирования арабо-израильского, сирийского, афганского кризисов в регионе. Это может свидетельствовать о реализации желания президента сосредоточиться на решении внутренних проблем США, прекратить нерациональные, неоправданные траты, которые необходимо сосредоточить на обеспечении военно-технического рывка, структурных реформах, обновлении инфраструктуры страны, что в совокупности обеспечит лидирующие позиции стране. Хотя, это же может расцениваться как концентрация внимания и сил на иранской ядерной проблеме, сделка по которой была аннулирована Д. Трампом по причине её несостоятельности, что поддерживается ближайшими союзниками – Израилем и Саудовской Аравией.

24

Вывод американских войск из Афганистана не приведёт к стабилизации региональной безопасности, поскольку в настоящее время фактор их дислокации является сдерживающим. Распространение влияния Китая в силу его идеологических ценностей, ориентации на потребление сырьевых ресурсов, в том числе афганских, сохраняющееся противостояние с Соединёнными Штатами по многим аспектам глобальной политики и экономики, имеющиеся сложности во взаимоотношениях с региональными ядерными державами (Индия, Пакистан) не может стать равнозначной заменой.

25

В той или иной форме США и НАТО, международное сообщество (ООН) сохранят своё присутствие в Афганистане, исходя из срока действия подписанных соглашений, программ, мандата. Маловероятно, что Соединённые Штаты и Североатлантический альянс желают даже отдалённого повторения ситуации Ирака (2011), оказавшегося в зоне влияния Ирана и радикальных исламистов.

26

Десятилетие преобразований

 

Афганистану, вступившему в «Десятилетие трансформации» (2015–2024), международным сообществом оказывается регулярно подтверждаемая помощь, контролируемая на уровне министров иностранных дел, о чём свидетельствуют проводимые конференции по Афганистану (Бонн, 2011; Токио, 2012; Лондон, 2014; Брюссель, 2016; Женева, 27–28 ноября 2018), посвящённые рассмотрению результатов выполнения обязательств, принятых правительством ИРА по осуществлению структурных реформ, демократических процессов, инклюзивного развития общества – с активным вовлечением женщин и молодёжи. Следующая конференция по вопросам развития Афганистана состоится в 2020 г. Правительство Афганистана представило документ «Дорожная карта для достижения мира», содержавший политическую повестку для межафганских переговоров10. На Женевской конференции прозвучали слова поддержки в адрес официального правительства Афганистана и выдвинутой им инициативы по началу прямых мирных переговоров без условий, сопровождаемой прекращением боевых действий на период религиозного праздника в июне 2018 г., а также ранее озвученным переговорным позициям США и НАТО: мир, основанный на широком вовлечении всех слоев населения, активное участие женщин в переговорном процессе, соблюдение прав человека, социальные преобразования прошлого периода должны быть сохранены и продолжены. К региональным странам был обращён призыв активно поддержать усилия Афганистана по политическому урегулированию конфликта, поскольку это позитивным образом скажется на динамике развития сотрудничества, будет способствовать установлению мира и процветания11. Принятое министрами иностранных дел НАТО и стран-участниц миссии «Решительная поддержка» на встрече 5 декабря 2018 г. в Брюсселе Заявление по Афганистану12 было созвучно решениям Женевской конференции.

10. Kane Sean. Intra-Afghan Peace Negotiations: How Might They Work? Special Report N 440, 1 February, 2019. United States Institute of Peace, 2019. P. 3 – 4.

11. Geneva Conference on Afghanistan. 27-28 November 2018. – >>> Secretary-General keynote statement at the Geneva Conference on Afghanistan. 28 November, 2018.- >>>

12. Resolute Support Foreign Ministers Statement on Afghanistan. 05 December, 2018. – >>>
27

Достижение США поставленной военно-политической цели (свержение режима талибов, подавление «Аль-Каиды»), оказанная Афганистану помощь и содействие в создании, обеспечении, финансировании армии, сил безопасности совместно с международным сообществом – ООН, миссий НАТО и странами-партнёрами, в том числе региональными мусульманскими государствами, позволили приступить к активной фазе переговоров с талибами. Обсуждаемые вопросы и положения, возможно, близкого к заключению соглашения, не распространяются на осуществляемую по мандату ООН миссию НАТО, условия и сроки осуществления которой находятся вне компетенции США.

28

США, Североатлантический альянс и правительство Афганистана связаны заключёнными соглашениями, в том числе о стратегическом партнёрстве. Все стороны, чьи интересы вовлечены в проводимые американской делегацией переговоры с «Талибаном», регулярно осуществляют консультации и согласовывают позиции. З. Халилзад неоднократно информировал союзников о ходе переговоров в декабре 2018 г. и январе–марте 2019 года.

29

Следует признать: успешно применённая интенсивная бомбардировка с августа 2017 г. по февраль 2018 г. с целью военно-психологического подавления талибов и принуждения их к переговорам, возымела результат. Последовательность событий: письмо талибов от 14 февраля 2018 г., адресованное американскому народу и правительству13; 28 февраля 2018 г. правительство Афганистана сделало «Талибану» «знаменательное предложение о мире»14; визит министра обороны Д. Мэттиса в Афганистан 14 марта 2018 г. для согласования позиций с президентом А. Гани и главой исполнительной власти А. Абдуллой и последовавшие инициативы правительства страны, нацеленные на создание благоприятных условий для начала переговоров; назначение специального представителя США З. Халилзада для переговоров с «Талибаном», последовавшие три раунда прелиминарных переговоров в 2018 г. (2 – в Катаре, 3-й – в ОАЭ) и 4-й в январе и 5-й в феврале-марте 2019 г. в Дохе, Катар, подтверждают правильность избранной стратегии. Объявленная представителем движения «Талибан» Забихуллой Муджахидом встреча 18 февраля 2019 г. в Исламабаде (Пакистан), с американской делегацией, не была подтверждена представителем Государственного департамента США, пояснившим, что Соединённые Штаты «не получили формального приглашения для каких-либо переговоров»15, и, как показало время, не состоялась.

13. Taliban Letter Address American People, Urges Talks. February 14, 2018.-https:// >>>

14. Kane Sean. Op.cit.

15. U.S. to meet Taliban. Available:>>>
30

На пресс-конференции 12 февраля 2019 г., предварявшей встречу министров обороны НАТО, генеральный секретарь Й. Столтенберг отметил желание альянса достичь политического урегулирования афганского кризиса в результате ведущихся З. Халилзадом мирных переговоров с «Талибаном». Он также поддержал слова специального представителя президента США по Афганистану, сказанные 11 февраля: «мы вместе вошли в Афганистан, мы вместе принимаем решение о нашем будущем статусе в Афганистане, мы сделаем это на условиях, определённых совместно с афганцами», в том числе о том, что идущие переговоры – это не «переговоры об условиях ухода», а «переговоры об условиях мира»16. Исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шанахан заверил союзников по Североатлантическому альянсу о согласовании любого потенциального вывода американских войск из Афганистана: «Не будет одностороннего сокращения войск, оно будет согласованным»17. Проявившиеся алармистские настроения союзников касались в основном численности предстоящего сокращения войск Соединённых Штатов, их способности оказать требуемую помощь афганской армии и силам безопасности, а также европейским армиям, полагающихся на авиационную поддержку американских вертолётов и другое снаряжение.

16. Press conference by NATO Secretary General Jens Stoltenberg ahead of the meetings of NATO Defence Ministers. 12 February, 2019.- >>>

17. U.S. vows to coordinate with allies on any Afghanistan pullout. – >>>
31

Выступая перед Конгрессом США с речью, посвящённой 70-летию создания НАТО, Й. Столтенберг отметил, что поддерживаемый альянсом мирный процесс «должен проложить путь к афганскому примирению», и назвал необходимые для этого обстоятельства: 1) свободный от международных террористов Афганистан; 2) устойчивый мир в стране должен быть построен на созданных альянсом условиях для социального и экономического прогресса; 3) права женщин и девочек должны быть сохранены (образование и гражданские права)18. Последнее из названных им обстоятельств особенно важно, не только потому, что является критерием оценки международным сообществом степени развития демократии и свободы в стране, но также по причине значительных перемен в положении этой части афганского населения. За последние 20 лет численность учащихся женщин и девочек выросла с нулевой отметки до 40%, на посты послов Афганистана в ООН и в Вашингтоне назначены женщины19. Правительство Афганистана20, Североатлантический альянс и специальный представитель Соединённых Штатов З. Халилзад, ведущий переговоры о межафганском диалоге, считают участие в нём женщин приоритетным.

18. Address to the United States Congress by NATO Secretary General Jens Stoltenberg. NATO: good for Europe and good for America. 03 April 2019. – >>>

19. Opening address by the NATO Deputy Secretary General to “NATO Engages: the Alliance at 70”/ 03 April 2019. – >>>

20. Afghan President says «every war» must end politically. CNN’s Amanpour. Aired March 1, 2018.- >>>
32

Готовность президента Д. Трампа следовать своему предвыборному обещанию «нового подхода», о котором он напомнил в обращении к нации в 2019 г.: «Великие народы не ведут бесконечные войны»21, свидетельствует о нацеленности на достижение результата на переговорах с «Талибаном», после чего может последовать сокращение численности войск в Афганистане и сосредоточение на борьбе с терроризмом. По мнению американских экспертов, вероятными последствиями предстоящего вывода американского военного контингента станут: 1) вывод контингентов других стран НАТО; 2) присутствие гражданского персонала США и международных организаций значительно снизится; 3) сокращение внешней экономической помощи и содействия по вопросам безопасности; 4) утрата правительством в Кабуле влияния и законности; 5) перемещение власти из центра на периферию; 6) ответственность за безопасность в значительной мере ляжет на региональную милицию и местных полевых командиров; 7) региональные государства поддержат конкурирующих претендентов на национальную власть; 8) «Талибан» утратит интерес к мирным переговорам с Соединёнными Штатами; 9) «Талибан» распространит свой контроль на территорию и население, но последует встречное сопротивление; 10) Афганистан погрузится в более широкую гражданскую войну; 11) уровень смертности гражданского населения резко возрастёт и увеличится поток беженцев; 12) экстремистские группировки, включая «Аль-Каиду» и «Исламское государство» получат дополнительные возможности для организации, рекрутирования и осуществления террористических атак против целей США, как региональных, так и внутренних22.

21. President Donald J Trump’s State of the Union Address. February 5, 2019. - >>>

22. Dobbins J., Campbell J.H., Mann S., Miller L.E. Conseqences of a Precipitous .U.S. Withdrawal from Afghanistan. Santa Monica, Ca: RAND Corporation, 2019. P. 1-2. >>>
33

Принимая во внимание вышеизложенное, а также немаловажный факт – 50% населения составляют молодые люди в возрасте до 18 лет, и значит, более половины знают реальность присутствия в стране Североатлантического альянса23, можно предположить не только длительность переговорных процессов, но и длительность вывода союзных контингентов. «Десятилетие преобразований» достигло лишь середины своего срока, бросить незавершённое дело было бы алогичным для всех участников трагического, героического, полного качественных изменений к лучшему, переходного периода в истории Афганистана, и перечеркнуло бы весь опыт международного сообщества за последние десятилетия по распространению либеральных ценностей.

23. NATO 70th anniversary Speech by NATO’s Senior Civilian Representative in Afghanistan 03 April 2019.- >>>

References

1.  Remarks by President Trump on the Strategy in Afghanistan and South Asia. White House. August 21, 2017. – https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-strategy-a

2. Dobbins J., Campbell J.H., Mann S., Miller L.E. Conseqences of a Precipitous .U.S. Withdrawal from Afghanistan. Santa Monica, Ca: RAND Corporation, 2019. P. 9. https://www.rand.org/pubs/perspectives/PE326.html

3. Sm. podrobnee: Zolotova L.G. Postkrizisnoe uregulirovanie v Afganistane (Missiya NATO «Reshitel'naya podderzhka»). SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2019; 49(5):98-121. DOI: 10.31857/S032120680004914-9.

4. Rumsfeld Donald. Known and Unknown. A Memoir. N.Y.: Sentinel, 2012, pp. 482 – 483; Feith Douglas J. War and Decision. Inside the Pentagon at the Dawn of the War on Terrorism. N.Y.: HarperCollins Publishers, 2008. p. 149; Khalilzad Zalmay. The Envoy. From Kabul to the White House, My Journey Thougth A Turbulent World. N.Y.: St. Martin's Press, 2016. p.139, 140.

5. Press Gaggle at the Pentagon with Secretary Mattis. Transcript. November 29, 2018.- https://dod.defense.gov/News/Transcripts/Transcript-view/Article/1701004/press-gaggl

6. Dobbins James F. Foreign Service Five Decades on the Frontlines of American Diplomacy. The Rand Corporation Santa Monica, Ca & Brooking Institution Press Washington, D.C. 2017. P. 272, 271.

7. V Katare zayavili, chto ofis «Talibana» v Dokhe poyavilsya po initsiative SShA. RIA Novosti 26 oktyabrya 2017. https://ria.ru/20171026/1507568681.html Slova prem'er-ministra Katara podtverzhdaet v memuarakh D.Dobbins: Dobbins James F. Op cit., pp. 274-275.

8. Sm. podrobnee: Zolotova L.G. Postkrizisnoe uregulirovanie v Afganistane…

9. Sm. podrobnee: Zolotova L.G. Opyt krizisnogo uregulirovaniya NATO v Afganistane (Missiya ISAF). Rossiya i Amerika v XXI veke. 2019 Vypusk 1. DOI 10.18254760004695-1 https://rusus.jes.su/s207054760004695-1-1/?sl=en

10. Kane Sean. Intra-Afghan Peace Negotiations: How Might They Work? Special Report N 440, 1 February, 2019. United States Institute of Peace, 2019. P. 3 – 4.

11. Geneva Conference on Afghanistan. 27-28 November 2018. – https://unama.unmissions.org/geneva-conference-afghanistan Secretary-General keynote statement at the Geneva Conference on Afghanistan. 28 November, 2018.- https://unama.unmissions.org/search/node/Secretary-General%20keynote%20statement%20at%20the%20Geneva%20Conference%20on%20Afghanistan.%2028%20November%2C%202018.

12. Resolute Support Foreign Ministers Statement on Afghanistan. 05 December, 2018. – https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_161123.htm

13. Taliban Letter Address American People, Urges Talks. February 14, 2018.-https:// www.rferl.org/a/afghanistan-taliban-letter-american-people-urges-direct-talks/2...

14. Kane Sean. Op.cit.

15. U.S. to meet Taliban. https://www.reuters.com/article/us-afghanistan-usa-meeting-idUSKCN1Q227J

16. Press conference by NATO Secretary General Jens Stoltenberg ahead of the meetings of NATO Defence Ministers. 12 February, 2019.- https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_163365.htm?selectedLocale=en

17. U.S. vows to coordinate with allies on any Afghanistan pullout. – https://www.reuters.com/article/us-afghanistan-usa-nato/u-s-vows-to-coordinate-with-...

18. Address to the United States Congress by NATO Secretary General Jens Stoltenberg. NATO: good for Europe and good for America. 03 April 2019. – https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_165210.htm

19. Opening address by the NATO Deputy Secretary General to “NATO Engages: the Alliance at 70”/ 03 April 2019. – https ://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_165232.htm?selectedLocale=en

20. Afghan President says «every war» must end politically. CNN’s Amanpour. Aired March 1, 2018.- https://edition.cnn.com/shows/amanpour

21. President Donald J Trump’s State of the Union Address. February 5, 2019. - https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-donald-j-trumps-state-uni

22. Dobbins J., Campbell J.H., Mann S., Miller L.E. Conseqences of a Precipitous .U.S. Withdrawal from Afghanistan. Santa Monica, Ca: RAND Corporation, 2019. P. 1-2. https://www.rand.org/pubs/perspectives/PE326.html

23. NATO 70th anniversary Speech by NATO’s Senior Civilian Representative in Afghanistan 03 April 2019.- https://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_165355.htm?selectedLocale=en