U.S.-Mexico border: the wall of strife
Table of contents
Share
QR
Metrics
U.S.-Mexico border: the wall of strife
Annotation
PII
S207054760005391-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alexandra Filippenko 
Occupation: Researcher
Affiliation: Institute for the US and Canadian Studies Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

So much has been said about the US southern border in the first two years of Trump presidency that it may seem he was the author of the wall project. Meanwhile it has been 100 years since the US-Mexico border fencing construction began. The first fence was put up during the First World War, chapter two in the history of the wall (1993-2000) led to 200 km of fencing. 2006 marked the beginning of an ongoing third and most ambitious stage of the thousand-kilometer barrier construction. Sealing off the remaining 2 000 km of the border became D. Trump’s main pitch during the election campaign, but in two years of his presidency no additional segments were actually built. After Congress refused to finance construction to the extent requested by the president, D. Trump declared a state of emergency, which implies redistributing Ministry of Defense budget funds, bypassing Congress in order to re-equip 376 km of the fence and build about 160 km of the wall. But the history of the American wall and the Israeli security barrier (which D. Trump likes to exemplify) shows that the construction is effective only as long as it is combined with the high-tech tracking methods that in the US can be introduced as of now, without building a physical barrier.

Keywords
U.S.-Mexico border, U.S. border, illegal immigrants, immigrants, smuggling, security barrier
Received
03.04.2019
Date of publication
30.05.2019
Number of purchasers
94
Views
4112
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2019
1

В воображении американцев, граница с Мексикой стала символом отделения США от враждебного мира Douglas S. Massey1 Когда мы говорим о границе США с Мексикой в 2019 г., нам представляются бетонная стена с колючей проволокой, металлические балки, разрезающие песчаный пляж и уходящие в теплый Мексиканский залив, «караван» мигрантов и ожидающие их сотрудники пограничной службы. В последние годы так много было сказано о южной границе Соединённых Штатов, что создаётся впечатление, будто оградительный барьер, защищающий от незаконного проникновения из Мексики, был оригинальной идеей президента Дональда Трампа. Однако о сплошном ограждении по всей границе США впервые заговорил сенатор от Демократической партии Эдвард Кеннеди в 2002 г., строительство пограничных заборов в отдельных штатах идёт уже без малого 30 лет, а первый барьер на границе двух стран был и вовсе воздвигнут более ста лет назад – в годы Первой мировой войны.

1. Douglas S. Massey. The Mexico-U.S. Border in the American Imagination. Proceedings of the American Philosophical Society. June 2016, Vol. 160, No. 2. Available at: >>>.
2 Сегодня общая длина заграждения, предотвращающего пересечение границы нелегально, составляет 1 078 км (длина всей границы с Мексикой – 3 145 км). Конструкция ограждения, его высота и использованный материал разнятся от штата к штату. Наиболее хорошо укреплён участок между городами Сан-Диего (Калифорния, США) и Тихуана (Нижняя Калифорния, Мексика), где предусмотрено предотвращение любого физического контакта через границу и установлено новейшее оборудование слежения, а также участок в районе города Браунсвилл (Техас), где была выделена полоса отчуждения – территория между двумя оградительными барьерами по обе стороны реки Рио-Гранде. На наименее защищённых участках заграждение представляет собой полутораметровый проволочный забор для скота, вертикально поставленные рельсы и даже завалы из расплющенных под прессом вертолётных площадок времен Войны во Вьетнаме. Не отделённые забором остаются 2 067 км границы – большая часть приходится на пустыню Сонора, горы Бабокивари и другие труднопроходимые места, однако остаётся вопрос об эффективности и необходимости строительства и поддержания дорогостоящей стены на 1/3 границы, физически и во многом морально разделяющей ближайших соседей.
3

История «стены». Этап первый: начало XX века

 

Долгое время после Американо-мексиканской войны (1846–1848 гг.) граница между Соединёнными Штатами и Мексикой была обозначена лишь на карте. Тем временем, согласно мирному договору Гуадалупе-Идальго, США значительно прирастили территории, получив земли современных Аризоны, Калифорнии, Колорадо, Невады, Нью-Мексико и Юты. На местности были установлены разнообразные условные столбы, расстояние между которыми иногда достигало нескольких сот километров. Пять лет спустя за 10 млн долл. Соединённые Штаты приобрели почти 50 тыс. кв. км земли для строительства трансконтинентальной железной дороги. Зафиксированная на карте послевоенная граница была ещё раз пересмотрена и к разрозненным пограничным столбам прибавились новые.

4 Путаница привела к тому, что к концу века граница была размыта до неузнаваемости. Столбы перемещали, уничтожали, часть была разрушена, тем временем прямо на границе возникали обширные поселения. Одним из самых густонаселенных из них был город Ногалес, расположившийся в американском штате Аризона и простиравшийся в мексиканский штат Сонора. Город был известным «перевалочным пунктом» для торговцев и коммивояжёров, в салунах продавались мексиканские сигары и американский алкоголь, все товары – беспошлинно.
5 Для упорядочивания ситуации и демаркации границы в 1882 г. США и Мексика сформировали совместную пограничную комиссию, которая была враждебно встречена многими фермерами и скотоводами, работавшими на границе, так как новый порядок означал введение новых налогов. Некоторых мексиканских владельцев ранчо заставили под страхом судебного преследования оплатить американские налоги за год, если обрабатываемая ими территория заходила за границу с США. Демаркация ударила по коренным народам – индейцам – некоторые племена были вынуждены вновь корректировать территорию своего проживания. Согласно итоговой рекомендации пограничной комиссии, президент Уильям МакКинли отдал распоряжение создать вдоль границы с Ногалесом свободную от строений зону, шириной 18 м. Проект показался успешным, и вскоре такие распоряжения коснулись городов Аризоны, Нью-Мексико и Калифорнии. Пограничные здания были снесены или перемещены, а правительство занялось ограничением товарооборота на границе.
6 В 1909 г. Конгресс принял закон «О запрещении ввоза и использования опия для иных целей, кроме лекарственных», что положило начало борьбе с контрабандой наркотиков через пограничные города. В том же году был построен первый забор для животных – вдоль нескольких участков границы штатов Калифорния (США) и Нижняя Калифорния (Мексико) – для предотвращения заражения американского скота бушевавшей в тот момент в Мексике «техасской лихорадкой», почти ликвидированной в Соединённых Штатах. Тогда же Конгресс начал внедрение ограничительных мер по иммиграции. К 1917 г. под запрет на въезд в США попадали китайские иммигранты, преступники, проститутки, лица с психическими расстройствами, лица, страдающие инфекционными заболеваниями, многожёнцы, те, кто не мог доказать способность прокормить себя и мог стать обузой для общества, анархисты, хронические алкоголики, бродяги. С ужесточением иммиграционного контроля вдоль границы появились банды контрабандистов (включавшие в том числе врачей, специализировавшихся на устранении признаков инфекционных болезней), которые брались перевозить нежелательных лиц через границу. Сегодня их называют «койотами», они часто обманывают нелегальных иммигрантов, продолжая традиции своих более кровожадных предшественников: в 1910-х годах, неподалеку от границы часто находили тела китайцев, которые платили за переправку в США, а вместо пересечения границы мнимые контрабандисты убивали и грабили их на месте.
7

К началу XX века граница обрела чёткие очертания, граждане США и Мексики продолжали беспрепятственно её пересекать. Ситуацию усложнила мексиканская революция (1910–1917 гг.). Пока Соединённые Штаты сохраняли нейтралитет, несколько американских часовых были убиты шальными пулями с территории Мексики, в США перебирались беженцы, а мексиканские банды и даже солдаты совершали набеги и грабили банки, магазины и салуны в американских городах. Со вступлением США в Первую мировую войну, резко возросло беспокойство касательно шпионажа на границе. В начале 1917 г. американские военные расшифровали телеграмму, в которой министр иностранных дел Германии предлагал правительству Мексики в обмен на помощь в борьбе с США «получить назад утраченные мексиканские территории»2.

2. Miguel Antonio Levario Militarizing the Border: When Mexicans Became the Enemy. Austin: Texas A&M University Press. 2012. P. 39.
8

Все эти события привели к усилению патрулирования границы и в первую очередь это коснулось оживлённых приграничных городов. В августе 1918 г. неизвестный гражданин подошёл к границе города Ногалес со стороны США. Не останавливаясь на проходном пункте, он прошёл мимо американских инспекторов пограничной службы и двинулся в сторону Мексики, не реагируя на просьбы показать документы и не замедлив шагов, даже когда один из пограничников достал пистолет. Увидев это, вынули оружие и мексиканские сотрудники пограничной службы. Позднее один из американских пограничников, находившихся на проходном пункте, заявил, что он заподозрил в человеке, переходившем границу, немецкого шпиона. Пока мнимый шпион размеренно переходил территорию, разделявшую две соседние страны, раздавались нервные крики военных, когда же до Мексики оставалось всего несколько шагов и накал ситуации достиг апогея, мексиканский пограничник случайно спустил курок и пуля попала в голову американскому солдату. Грянули выстрелы. «Разразилась настоящая битва, унесшая жизни 12 человек, в том числе мэра мексиканской части города Ногалес. Двухчасовая перестрелка ознаменовала собой конец эпохи беспрепятственного передвижения по городу и окончательно разделила его пополам. Мексиканские и американские правительственные чиновники быстро согласовали установку сплошного шестифутового (полутораметрового) забора через центр пограничного города»3. Сегодня забор в городе Ногалес представляет собой ряд стальных балок высотой 6 метров, недавно усиленных колючей проволокой.

3. Rachel St. John Line in the Sand: A History of the Western U.S. – Mexico Border. New Jersey: Princeton University Press, 2012. P. 119-120.
9

История «стены». Этап второй: 1990-е годы

 

С первой четверти XX века в США начался период рестрикционизма (ограничения иммиграции) и вопрос о нелегальных иммигрантах отошёл на второй план, так как в страну в целом въезжало незначительное количество иммигрантов. Пограничный контроль интересовал Вашингтон в первую очередь с точки зрения борьбы с контрабандой. В 1969 г. президент Р. Никсон запустил операцию «Перехват» (Operation Intercept), поручив проводить неожиданные индивидуальные проверки любых пунктов пограничного контроля, включая самолёты, автомобили и пешеходов на предмет поиска наркотиков. Тысячи специальных агентов были направлены на мексиканскую границу, которой уделялось особенно пристальное внимание. С принятием закона «Об иммиграционной реформе и контроле» 1986 г. (более известном как «амнистия Рейгана») начался период послаблений в иммиграционной политике. Миллионы американцев вновь отправились на пляжи Мексики, имея при себе только водительские права, а в обратном направлении потянулись вереницы трудовых мигрантов. К началу 1990-х годов благодаря «амнистии» в США получили разрешение на работу около 3 млн нелегальных иммигрантов, а ещё 2,5 млн прибыли в США, рассчитывая на легализацию в будущем. Но центральной проблемой, которую выделяло американское правительство, оставалась контрабанда наркотиков. И именно для борьбы с нею было принято решение о строительстве заградительных барьеров на участках, где наиболее активно действовали наркокартели.

10 В 1993 г. администрация У. Клинтона выделила 39 млн долл. на укрепление безопасности границы. Были осуществлены четыре дополняющих друг друга операции – «Держать строй» (Operation Hold the Line) в сентябре 1993 г., «Привратник» (Operation Gatekeeper) в 1994–1996 гг., «Охранитель» (Operation Safeguard) в 1994 г., «Рио-Гранде» (Operation Rio Grande) в 1997 году.
11 В несколько раз было увеличено количество сотрудников пограничной службы на отрезке границы у города Эль-Пасо (Техас), на участке между городами Сан-Диего (Калифорния) и Тихуана (Нижняя Калифорния), в районе города Тусон (Аризона). В город Эль-Пасо были направлены дополнительные средства для увеличения личного состава полиции. На всех перечисленных участках Служба иммиграции и натурализации получила новое оборудование, включая внедорожники высокой проходимости, вертолёты, с помощью которых впервые началось круглосуточное патрулирование границы с воздуха, а также камеры ночного видения и световые «пушки». В рамках операций 1996 г. были построены 16 км оградительного барьера на наиболее легко проходимом участке в соседнем с Эль-Пасо городе Санленд-Парк (Нью-Мексико). В период проведения операции «Привратник» рядом с городом Сан-Диего был возведён забор протяженностью 70 км. Стоит отметить, что в пиковый год (1986 год) наплыва нелегальных иммигрантов в районе Сан-Диего задержали 629 656 человек, незаконно пересекших границу, и тогда местные власти приняли решение самостоятельно поставить ограничительный барьер, состоявший из сваренных вместе старых вертолётных посадочных площадок. Однако он оказался неэффективным (с 1989 по 1990 год число задержанных на границе возросло с 367 000 до 473 000 человек). В 1996 г., получив финансирование от администрации У. Клинтона, забор был заменён на новый, а длина его была увеличена на 10 км. В 1997 г. задержания на границе резко сократились, упав на 40%, в то время как на других участках поток только увеличивался. Наркоторговля действительно пошла на спад, но нелегальные иммигранты продолжали прибывать – они выбирали другие маршруты и чаще пользовались услугами «койотов».
12 Благодаря операции «Орханитель» были усовершенствованы уже существовавшие заградительные барьеры в городе Ногалес и Нэйко, а также началось строительство забора в районе города Дуглас. Тогда впервые прошли выступления защитников окружающей среды, обращавших внимание на то, что ночное освещение и бетонное заграждение нарушают миграцию животных.
13 Усилия в рамках операции «Рио-Гранде» были сконцентрированы на пограничных районах техасских городов Мак-Аллен и Ларедо, где были построены оградительные барьеры общей протяженностью 40 км. Вдоль границы были установлены дополнительные пункты досмотра, количество агентов пограничной службы увеличилось вдвое, были закуплены мощные осветительные приборы и уничтожена растительность на участках возле границы.
14 За период президентства У. Клинтона существовавший в Аризоне с начала века забор был переоборудован, было построено почти 200 км оградительного барьера на самых опасных, с точки зрения наркоторговли, участках. Важно отметить, что строительство сопровождалось установкой высокотехнологичных новинок и на всех без исключения сегментах было увеличено количество пограничных патрулей. Ограничительный барьер стал своего рода штативом для установки камер видеонаблюдения и осветительных приборов, так как преодолеть его можно было с помощью лестницы или подъёмной рампы (что и фиксировали камеры слежения), но благодаря наличию техники, нелегальное пересечение границы или передача товара не оставались незамеченными и нарушителей немедленно задерживали.
15

Оградительный барьер сам по себе не обеспечивал безопасность, не предотвращал попадание в США нелегальных иммигрантов и наркотиков, он лишь служил опорой для сотрудников пограничной службы и местом установки новейших средств слежения. Примером может послужить история города Эль-Пасо, который неоднократно упоминал Д. Трамп, говоря о необходимости стены на границе с Мексикой для борьбы с преступностью. В послании «О положении страны» в 2019 г., президент заявил: «В приграничном городе Эль-Пасо, штат Техас, был исключительно высокий уровень насильственной преступности, один из самых высоких в стране. Эль-Пасо входил в четвёрку самых опасных городов США. Но как только там возвели прочный барьер, он стал одним из самых безопасных городов. Попросту говоря, стена даёт результат, и стена спасает людские жизни»4. Преступность в Эль-Пасо достигла своего пика в 1993 г., когда, согласно данным полиции, было зарегистрировано более 6 500 преступлений с применением насилия. Тогда началась уже упомянутая операция «Держать строй», но она не включала строительство оградительного барьера в Эль-Пасо – в городе были введены дополнительные силы полиции, а границу начали патрулировать с помощью новейшего оборудования. С 1994 до 2006 г. число насильственных преступлений сократилось более чем на 34%. Статистика ФБР показала, что, как и в большинстве крупных городов США, уровень преступности в Эль-Пасо стабильно снижался с середины 1990-х годов. Оградительный барьер в Эль-Пасо начали строить в 2006 г., одновременно часть сотрудников пограничной службы была переброшена на другие участки, личный состав полиции был сокращён и, когда барьер был построен, количество преступлений с применением насилия увеличилось на 17%. Администрация Д. Трампа приводит данные об Эль-Пасо в качестве доказательства эффективности стены для предотвращения преступлений, но в рамках операции «Держать строй» барьер не был воздвигнут в Эль-Пасо, он был построен в 2006 г., после чего преступность, наоборот, увеличилась. Фактическое положение дел говорит о том, что эффективными оказались новые технологий слежения и дополнительные патрули на границе.

4. President Donald J. Trump’s State of the Union Address. The White House. February 5, 2019. Available at: >>>.
16

История «стены». Этап третий: 2000-е годы

 

Накануне террористических атак 11 сентября 2001 г. США были одной из самых открытых для иммигрантов и туристов стран. В день, когда 19 террористов захватили пассажирские самолёты и направили их на Всемирный торговый центр и Пентагон, в стране находились миллионы иностранцев и миллионы нелегальных иммигрантов, о которых правительству было практически ничего не известно. В одночасье были закрыты границы и первоочередной задачей американской администрации стало недопущение террористов и преступников на территорию США, все другие вопросы отошли на второй план.

17 В январе 2002 г. организации, продвигавшие идею комплексной реформы иммиграционного законодательства, впервые после терактов собрались в Вашингтоне. Всем присутствовавшим, в том числе представителям сенатора-демократа Э. Кеннеди и сенатора-республиканца С. Браунбэка, было очевидно, что после случившегося провести иммиграционную реформу, за которую выступали конгрессмены, будет гораздо сложнее. Согласно приведённым на встрече опросам общественного мнения, американцы перед лицом неизвестной угрозы были готовы видеть в любом иностранце террориста. Граждане США выступали за конкретные, внушительно выглядящие и физически ощутимые действия, например – за депортацию всех нелегальных иммигрантов и строительство заборов на границе. Тогда Э. Кеннеди начал лоббировать среди своих коллег-демократов идею проведения комплексной иммиграционной реформы с включением туда пункта о строительстве частичного оградительного барьера между США и Мексикой.
18 Благодаря межпартийной работе в 2005 г. Э. Кеннеди вместе с коллегами Дж. Маккейном, Дж. Флейком и Л. Гутьересом представили комплексный законопроект «О безопасности Америки и упорядочивании иммиграции» (S. 1033). Тогда же в Палату представителей был внесён и сразу принят законопроект «Об охране границ, борьбе с терроризмом и нелегальной иммиграции» (H.R. 4437) Дж. Сенсенбреннера. Это был самый жёсткий антииммиграционный законопроект за последние полвека. Там предусматривалось тюремное заключение для любого гражданина США (включая священников, сотрудников медицинских учреждений и пожарных), оказывающего помощь нелегальному иммигранту, штрафы для всех работодателей, принимающих на работу нелегальных иммигрантов и строительство тысячекилометровой стены на южной границе. В 2006 г. в Палату представителей был внесён компромиссный законопроект «О безопасных границах» (H.R. 6061). Оттуда были исключены положения о наказаниях за оказание помощи нелегальным иммигрантам и за непреднамеренный приём на работу лиц без надлежащих разрешений, но был включён пункт о строительстве забора. На обеспечение безопасности границ предусматривались средства в размере 1,2 млрд долл., главным образом для приобретения камер слежения, дронов, а также других высокотехнологичных новинок и для строительства оградительного барьера в 1 100 км на границе. В Сенате за законопроект проголосовали 26 демократов, включая Б. Обаму, Дж. Байдена, Х. Клинтон, Ч. Шумера. Законопроект был одобрен обеими палатами и подписан президентом.
19

В своей предвыборной программе Б. Обама уделял серьёзное внимание необходимости комплексной реформы иммиграционного законодательства, предлагал увеличить количество пограничных патрулей и усовершенствовать технологии слежения за переходом границы, а также выявления фальшивых документов и поддельных виз. Строительство барьера с Мексикой, по мнению Б. Обамы, не могло помочь контролировать приток нелегальных иммигрантов, хотя помогало в борьбе с контрабандой наркотиков. Дж. Наполитано, будучи губернатором штата Аризона (в администрации Б. Обамы – министр внутренней безопасности), объявила чрезвычайную ситуацию в связи с резким наплывом иммигрантов из Мексики, но, даже несмотря на это, так прокомментировала идею строительства оградительного барьера на границе: «Покажите мне стену высотой 50 футов, а я принесу вам лестницу высотой 51 фут»5.

5. Lacey M. Arizona Officials, Fed Up With U.S. Efforts, Seek Donations to Build Border Fence. The New York Times. July 19, 2001. Available at: >>>.
20 Б. Обама неоднократно заявлял о том, что законы с требованием строительства ещё нескольких миль барьера постоянно принимаются для временного успокоения граждан, но при этом затраты на строительство и оснащение почти всегда превосходят первоначальные расчёты, а выигрывают от строительства в первую очередь «койоты», которые переправляют нелегальных иммигрантов в США. По данным Министерства внутренней безопасности, цены на переправку людей через границу после решения о строительстве барьера возросли в 2 раза. Процент нелегальных иммигрантов, пересекающих границу при помощи «койотов», резко возрос – с 3,2% в 1999 г. до 20,4% в 2005 г. (после вступления в силу закона «Об усилении безопасности границ»).
21 Строительство федерального оградительного барьера началось с переоборудования уже существовавших участков и продолжается до сих пор. Тысяча километров была построена до 2009 г., а почти 100 км оставались недостроенными до 2012 г. из-за территориальных споров, возникших с собственниками земли. На сегодняшний день недостроенными остаются менее 50 км. Для строительства пограничного забора на частных владениях государство ссылается на право отчуждать собственность для «общественного пользования» (public purposes) с предоставлением владельцам компенсации. Представители Министерства внутренней безопасности не раз заявляли, что стараются получать частную собственность путём добровольной продажи, но в некоторых случаях вынуждены применять право на отчуждение и идти в суд. По состоянию на 2019 г. более 50 исков по вопросу конфискации земли для строительства забора и компенсации за отчуждение до сих пор находятся на рассмотрении в судах разной инстанции. Важно отметить, что при этом большая часть земли из 1 100 км, на которых строился оградительный барьер по закону 2006 г., уже принадлежала федеральному правительству.
22

«Стена» Д. Трампа

 

Одним из главных символов яркой и насыщенной предвыборной кампании Д. Трампа стала стена на границе. Образ, который нарисовал Д. Трамп – огромная бетонная стена, за которую заплатит Мексика, стал мощным политическим лозунгом и знаком отделения США не только от Мексики и потока иммигрантов в целом, но и от враждебного внешнего мира.

23 Однако строительство не возобновилось с приходом к власти администрации Д. Трампа. В 2017 г. не последовало запроса средств на строительство новых участков оградительного барьера, несмотря на то что контроль в обеих палатах был в руках Республиканской партии. В марте 2018 г. Конгресс принял бюджет на год объёмом в 1,3 трлн долл., включавший рекордные суммы на контроль за границей, на места содержания под стражей и 1,6 млрд долл. для переоборудования и строительства барьера на границе. Стоит отметить, что после согласования с Министерством внутренней безопасности в тексте были представлены очень подробные ограничения в отношении использования средств. Конгресс дал разрешение на строительство 50 км нового оградительного барьера в Техасе, но без использования бетонных конструкций, о которых говорил президент. Бюджет также включал средства на переоснащение существующего ограждения в районе города Сан-Диего, Калифорния.
24 В конце 2018 г., с переходом контроля над Палатой представителей к демократам, противостояние президента и Конгресса по вопросу строительства стены на границе привело к частичному прекращению финансирования государственных учреждений. В бюджете на 2019 г. Д. Трамп запрашивал 5,7 млрд долл. на строительство оградительного барьера на 340 км границы. Демократы в Палате представителей отказывались предоставлять эти средства. Отказ они мотивировали тем, что почти вся земля находится в частной собственности и просчитать окончательную стоимость сделок невозможно ввиду потенциального отказа землевладельцев в предоставлении права на выкуп территории государством.
25

Осенью 2018 г. десятки землевладельцев в долине Рио-Гранде (Техас) получили неожиданные запросы от чиновников федерального правительства предоставить «безотзывный» (irrevocable) доступ к их собственности на 18 месяцев для проведения земельных исследований, пробирования почвы, хранения тяжёлого оборудования с целью определения того, как и где можно построить оградительный барьер. На осмотр земли согласились только 20% тех, кто получил письма. Остальные отказали правительству в доступе, и в суде уже находятся 12 дел, поданных Министерством внутренней безопасности о предоставлении права на пробирование почвы на частных владениях. Д. Трамп назвал право государства на отчуждение земли «честным и необходимым процессом». Он заявил, что в случае отказа землевладельцы будут выселены, а вопрос о компенсации будет решаться в суде уже после получения государством земли: «Мы сначала берем землю, а потом платим столько, сколько постановит суд, всё происходит довольно быстро. И мы щедры. Но мы забираем землю сразу»6. Однако многие юристы заметили в этих словах неточность. Согласно V поправке к Конституции США «никто не должен лишаться… имущества без законного судебного разбирательства. Никакая частная собственности не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения»7. А значит первоначально должно пройти судебное разбирательство, где будет установлена справедливая оплата отчуждения земли, и даже введение чрезвычайного положения не может отодвинуть на второй план основополагающий правовой документ американского государства.

6. Zezima K., Berman M. Trump’s wall needs private property. But some Texans won’t give up their land without a fight. The Washington Post. January 10, 2019. Available at: >>>

7. Иванян Э.А. США. Хрестоматия. Москва: Дрофа, 2007. С. 50.
26 В 2018 г. демократы были готовы предоставить 1,7 млрд долл., которые не устроили президента, и Д. Трамп не подписал бюджет, что ознаменовало начало самого долгого (35 дней) периода частичной приостановки работы правительства. Он затронул 800 тыс. федеральных служащих, которых отправили в неоплачиваемый отпуск либо вынудили работать, не получая зарплаты. Когда президент и лидеры демократического большинства в Конгрессе (Н. Пелоси и Ч. Шуммер) договорились о подписании бюджета, сумма, выделяемая на строительство оградительного барьера, была сокращена до 1,3 млрд долл. Тогда Белый дом пошёл на введение чрезвычайного положения для строительства «стены» Д. Трампа.
27 Чрезвычайное положение было введено в связи с тем, что президент назвал «вторжением» (invasion). В ноябре 2018 г. к границам США со стороны Мексики подошли 7 тыс. мигрантов, которые утверждали, что вынуждены спасаться бегством из стран Центральной Америки. Караван мигрантов начал формироваться в городе Сан-Педро-Сула (Гондурас), который в первой половине десятилетия называли «мировой столицей убийств». В 2011 г. в Гондурасе началась мафиозная война, и в 2014 г. он был признан самым опасным государством региона. Количество убийств на 100 тыс. человек в Гватемале составляло 41,7, в Сальвадоре – 61,5, а в Гондурасе – 83,6. То есть в этих странах было находиться также (или более) опасно, как в Ираке во время военной кампании (где на 100 тыс. человек приходилось 63 убийства). «Вторжения» не произошло благодаря слаженной работе пограничных служб, но Д. Трамп тем не менее ввёл чрезвычайное положение.
28 Ситуация требовала пристального внимания и значительных усилий для её преодоления, но это не первый и не самый многочисленный караван, прибывший к границе США. Администрация президента Б. Обамы столкнулась с наплывом мигрантов из этого региона в мае – июне 2014 г., когда мафиозная война была в разгаре. Тогда к границе США прибыло более 30 тыс. человек, среди них были тысячи детей без сопровождения родителей. Администрация Б. Обамы смогла справиться с кризисом благодаря совместной работе с Мексикой – мигрантов размещали во временных приютах в приграничных мексиканских городах, большую часть в Тихуане и Мехикали, пока их дела о предоставлении убежища рассматривались в судах. Министерство внутренней безопасности перераспределило часть средств (405 млн долл.) для ускорения рассмотрения дел нелегальных иммигрантов. США предоставили 750 млн долл. Гватемале, Сальвадору и Гондурасу и одновременно перебросили часть сотрудников пограничной службы на те участки границы, где наблюдался наибольший прилив иммигрантов. Белый дом тогда назвал произошедшее «гуманитарным кризисом», который не угрожал безопасности США.
29 Оглядываясь на прошлое, возникает вопрос: таким ли «чрезвычайным» положение является на сегодняшний день? Закон «О чрезвычайном положении» 1976 г. предусматривает возможность объявления ЧП президентом сроком на 6 месяцев с правом его продления неограниченное количество раз. Закон даёт президенту дополнительные полномочия (наиболее интересовавшее Белый дом право на перераспределение средств без одобрения законодательной власти, что позволит президенту перенаправить средства на возведение стены из бюджета Министерства обороны) и оставляет на его усмотрение определение того, что является чрезвычайным положением.
30

Критики администрации Д. Трампа из Демократической партии обвинили президента в том, что он использовал сложную ситуацию на границе, чтобы оправдать строительство стены. Некоторые критики из Республиканской партии говорили о том, что введение чрезвычайного положения является опасным прецедентом, которым могут пользоваться по любым вопросам (чаще всего упоминалась перспектива введения ЧП в связи с климатическими изменениями) последующие президенты в случае невозможности достижения компромисса с Конгрессом. Действительно, на пресс-конференции после объявления чрезвычайного положения Д. Трамп подтвердил, что ввёл ЧП после отказа Конгресса финансировать оградительный барьер в том объёме, который он запрашивал: «Я мог бы строить стену долго. И вводить чрезвычайное положение в стране было не обязательно. Но я предпочёл действовать быстрее»8. Этот комментарий вызвал волну обвинений в том, что объявление ЧП было сделано по личному желанию, а не по необходимости.

8. Remarks by President Trump on the National Security and Humanitarian Crisis on our Southern Border. The White House. February 15, 2019. Available at: >>>.
31

Благодаря введению режима ЧП Белый дом может получить 8 млрд долл. для строительства оградительного барьера: вдобавок к 1,3 млрд долл., которые выделил Конгресс, Д. Трамп рассчитывает перераспределить 600 млн долл. из Министерства финансов, 2,5 млрд долл. из фонда по борьбе с наркотиками Министерства обороны и 3,6 млрд долл. из бюджета военного строительства. Конечная цель – построить 370 км барьера. Но каким президент видит этот оградительный барьер? В период предвыборной гонки и на встречах с избирателями после выборов Д. Трамп неоднократно называл будущую стену «большой и красивой» (big beautiful wall) и неизменно критиковал Дж. Буша-младшего и Б. Обаму, которые допустили строительство не сплошной бетонной стены: «Я построю настоящую стену, заменю игрушечную, которая стоит там сейчас»9. В детали Д. Трамп не углублялся, но в качестве примера приводил оградительные барьеры, которые строил на своей территории Израиль.

9. Donald Trump emphasizes plans to build a “real” wall at Mexico border. CBS News. August 19, 2015. Available at: >>>.
32

Конструкция «стены»: пример Израиля

 

Более всего образу «красивой» стены Д. Трампа соответствует израильская «умная» оградительная конструкция с колючей проволокой, оборудованная камерами, радарами и датчиками движения вдоль южной границы с Египтом, которая была построена для воспрепятствования появления в Израиле нелегальных африканских мигрантов. Но есть три особенности, которые значительно отличают израильский проект: вся протяжённость границы Израиля и Египта составляет 240 км, в то время как граница США и Мексики – 3 145 км, граница проходит по открытой пустыне, что способствует хорошему обзору, а также «стена», отделяющая Синайский полуостров была построена в тесном сотрудничестве с Египтом и включает несколько военных пограничных пунктов, где совместно работают израильские и египетские армии.

33 По данным Министерства внутренних дел Израиля, сегодня в стране насчитывается около 40 тыс. африканских иммигрантов и беженцев. Почти все они прибыли в период 2006–2012 гг. Пиковым периодом наплыва стал 2011 год, когда границу пересекали около 17 тыс. человек. Тогда Израиль начал строить барьер, что обошлось в 450 млн долл. В первые шесть месяцев 2013 г., когда основные компоненты барьера были завершены, было зафиксировано менее 30 случаев нелегального перехода границы. С 2017 г. не было ни одного случая нелегальной иммиграции на этом участке. Барьер безопасности на границе с Египтом оказался очень успешным проектом с точки зрения предотвращения нелегальной иммиграции (что и было основной целью), но также он повысил уровень безопасности Израиля со стороны Синайского полуострова (хотя местная террористическая группа несколько раз пускала ракеты по израильскому курортному городу Эйлат, стоящему на Красном море).
34 Ещё одна «стена», о которой стоит упомянуть – барьер, построенный Израилем на Западном берегу реки Иордан в период Второй интифады (2000–2005 гг.). Общая длина барьера приближается к протяженности американо-мексиканской стены и составляет 700 км. Основным различием является то, что Израиль не ставил целью борьбу с нелегальной иммиграцией и контрабандой, вопрос стоял о выживании – барьер должен был предотвратить угрозу, исходившей от террористов-смертников. В 2000–2003 гг. с территории Западного берега, контролировавшейся Палестинской национальной администрацией, прибыли более 70 террористов-смертников, в результате подрывов которых погибло около 300 израильтян и более 1000 были ранены. После строительства первой трети барьера (в 2003–2005 гг.) было совершено 12 терактов, а с окончанием строительства, попытки смертников перейти границу Западного берега и Израиля пресекались на КПП.
35 Израильский барьер безопасности выглядит именно так, как рисовал американо-мексиканскую стену Д. Трамп: многометровая бетонная конструкция с колючей проволокой. Однако стоит заметить, что израильская стена полностью закрывает опасные участки границы и ежегодно переоборудуется по последнему слову техники, её патрулируют почти в 15 раз больше сотрудников специальных служб, чем более протяжённую границу США и Мексики. Помимо вышек и патрулей, на границе с Западным берегом ведётся круглосуточное наблюдение с помощью дронов, видеокамер, датчиков движения и других средств. Израильская пограничная система работает в сочетании с новейшими технологиями и в тесном сотрудничестве с разведкой, а также используя рельеф местности. Создание «стены» вдоль южной границы США – визуально привлекательный шаг. Но возводимый барьер не панацея, он должен быть частью более широкой общей стратегии. Возможно, стоит последовать примеру Израиля не столько по вопросу визуально внушительного оборудования стены (которое было необходимо из-за террористической угрозы гражданам Израиля), а в части сотрудничества с приграничным государством – совместно занимаясь борьбой с контрабандой, преступностью и нелегальной иммиграцией.
36

Конструкция «стены» в США

 

Фактическая граница США и Мексики частично проходит по природному пути – по реке Рио-Гранде. Оградительный барьер было невозможно построить посреди бурных вод. Также было необходимо учитывать интересы землевладельцев, их плодородные овощные плантации и фермы крупного рогатого скота, которые прилегают к реке и существовали на этой территории с XIX века. В результате в долине Рио-Гранде необходимость обеспечения национальной безопасности столкнулась с географической реальностью, и было принято решение строить ограждение примерно в полутора километрах от реки по обе стороны берега. Тогда появилось два забора к северу и к югу от фактической границы. Территорию между заборами назвали «ничьей землей» (no man’s land), хотя внутри двух заборов находится множество домов, ферм и строений сотен частных землевладельцев, которые пересекают стену по несколько раз в день с помощью специальных электрифицированных ворот и личных кодовых замков. Когда в 2009 г. видеокамерами были зафиксированы попытки пересечь забор на автомобиле с помощью мобильных рамп, поднимающих машины на высоту четырёх метров, полоса «ничьей земли» была расширена в Техасе. И тем не менее Техас остаётся наименее укреплённой частью американо-мексиканской границы именно из-за противостояния местных жителей. Представитель 23-го округа штата Техас (занимает 1/3 американо-мексиканской границы – более 1000 км) в Конгрессе республиканец У. Херд – один из самых резких критиков оградительного барьера. Он неоднократно выступал в Конгрессе, приводя данные о неэффективности стены и действенности таких средств слежения за границей, как камеры, дроны и датчики движения – то, что администрация Б. Обамы называла «виртуальная стена». Следует, однако, упомянуть, что У. Херд предложил гораздо менее дорогостоящее решение, чем его предшественники.

37

По данным Министерства внутренней безопасности периода президентства Б. Обамы, физический оградительный барьер стоил примерно 6 млн долл. за милю (1,5 км), а «виртуальная стена» около 18 млн долл. за милю. В 2017 г. У. Херд представил законопроект «О безопасной границе с использованием всех ресурсов и технологий» (Secure Miles with All Resources and Technology ActSMART Act, H.R.3479), где подробно описал проект «виртуальной стены» (которую назвал «умная SMART стена», по первым буквам названия законопроекта) стоимостью полмиллиона долларов за милю. «Умная стена» должна быть оснащена высокотехнологичными датчиками (которые работают в радиусе 5 м. и отслеживают даже подземные передвижения), радарами, лазерными локаторами, оптоволоконной оптикой, беспилотниками и камерами, а также значительно увеличенным составом групп пограничного патрулирования10.

10. Hurd Introduces 21st Century SMART Wall Legislation. Rep. Will Hurd official website. July 27, 2017. Available at: >>>.
38 У. Херд неоднократно говорил о том, что оградительный барьер неэффективен, когда речь идёт о нелегальной иммиграции, тем более что на участках границы, которые считаются наименее опасными с точки зрения переправки контрабанды заграждение может представлять собой проволочный забор для скота. В настоящее время, по данным Погранично-таможенной службы США, на территории американо-мексиканской границы ограждение для транспортных средств и скота (забор, который люди могут преодолеть) составляет 450 км. Остальные 600 км – тот самый высокий забор, который построен для предотвращения пересечения границы людьми.
39 Но даже высокий забор с колючей проволокой не эффективен, если не проводится разведка и патрулирование по обе стороны границы или не установлены новейшие датчики движения, предложенные в законопроекте «О безопасной границе с использованием всех ресурсов и технологий». С 2006 г. под оградительным барьером было обнаружено более 200 успешно функционировавших тоннелей. Длина тоннелей варьировалась от 10 м до 150 км, наиболее протяжённые из них были оборудованы системой вентиляции и освещением. И пока на земле строились двойные или тройные барьеры, под землей прокладывались целые дороги.
40

С начала 2019 г. было обнаружено три оборудованных подземных хода в районе города Ногалес. Чаще всего нелегальные тоннели проходят именно под пограничными городами, как правило, вход и выход находятся внутри зданий – вход в один из недавно найденных тоннелей был обнаружен в заброшенным ресторане сети Кей-эф-си (KFC) в городе Сан-Луис (Аризона). Тоннели используются для контрабанды краденого и переправки людей, реже – для ввоза наркотиков. Как в 2019 г. на судебных заседаниях подтвердили наркобарон Хоакин Гусман («Эль-Чапо») и его бывшие соратники, крупные наркокартели транспортируют кокаин через американские морские порты, а не по тоннелям. Их слова подтверждаются данными ФБР, согласно которым почти 80% контрабанды наркотиков проходит через официальные пункты таможенного досмотра и небольшой процент общего потока проносят по подземным тоннелям11.

11. Hong N. What El Chapo’s Trial Revealed: The Inner Workings of a $14 Billion Drug Empire. The Wall Street Journal. February 12, 2019. Available at: >>>.
41

Столкновение «стены» с реальностью

 

Стоит отметить, что, хотя в заголовки новостей значительно чаще попадают нелегальные иммигранты, которые пересекают границу США и Мексики без документов, большая часть нелегальных мигрантов – это те, кто остались в стране после истечения срока действия виз. Согласно данным Министерства внутренней безопасности и Центра исследований миграции, число тех, кто просрочил свои визы, превысило число тех, кто незаконно пересёк границу. В 2016 г. 739 478 человек не покинули США по истечении срока действия виз, в то время как незаконно пытались пересечь границу 563 204 человека. Также важно отметить, что, по данным исследовательского Центра Пью, число иммигрантов, проживающих в США нелегально, фактически уменьшилось с 2007 г. почти на два миллиона человек.

42 По вопросу возведения стены, основным вкладом администрации Д. Трампа в первые два года президентства стало перемещение уже существовавших участков оградительного барьера с Мексикой с одного места границы на другое, при этом общая протяжённость остаётся на показателях 2015 года.
43 Нельзя не отметить, что строительство барьера привело к тому, что нелегальные иммигранты и контрабандисты изменили пути следования и большая часть попыток пересечь границу стала осуществляться через пустыню Сонора и переход в горах Бабокивари. Согласно данным американской благотворительной неправительственной организации «Ангелы на границе» (Border Angels) с 1994 по 2018 г. более 10 тыс. нелегальных иммигрантов погибло, пытаясь перейти границу. Данные близки к статистике Пограничной службы США, которые называют среднюю цифру в 300–350 смертей в год. Причина смерти, как правило, обезвоживание.
44 Помимо трагических событий, строительство оградительного барьера сопряжено с неожиданными сложностями: в 2000-е годы индейское племя папаго (самоназвание тохоно-оодхам, Tohono O'odham – буквально «люди пустыни»), чья территория разделена границей двух стран, были вынуждены получать рабочие визы в США и Мексику для продолжения работы на своей родной земле. В 2000 г. индеец племени Фаустино Ромеро Сепеда, родившийся на территории Мексики, был арестован на территории племени в США и «депортирован» в Мексику за ведение бизнеса на племенных землях. Ему был запрещён въезд в Соединённые Штаты в течение пяти лет, хотя территория племени никак не была демаркирована.
45 В 2006 г. Конгресс одобрил право Министерства внутренней безопасности обойти более 30 законов об охране окружающей среды для строительства оградительного барьера, несмотря на протесты защитников окружающей среды.
46 В 2008 г. Министерство внутренней безопасности США обнаружило, что часть оградительного барьера (16 км) по ошибке заходила на 2 м. на территорию Мексики и должна быть перемещена. При перемещении выяснилось, что почва на территории Соединённых Штатов не подходит для установки того типа барьера, который существовал и барьер во второй раз пришлось переносить на другой участок границы.
47

В 2019 г. газета «Сан-Диего юнион трибьюн» опубликовала информацию о задержании в Тихуане (Мексика) группы от 15 до 20 человек за кражу и продажу спирали из колючей проволоки, размещённой на границе США и Мексики. «Мы обнаружили, что колючей проволоки, установленной в приграничной зоне, больше нет. Мы узнали о краже проволоки от властей США, которые обратились к нам за помощью в поимке преступников»12, заявил Министр общественной безопасности Тихуаны Марко Антонио Сотомайор Амескуа. Таким образом, пока напрямую за стену на южной границе США мексиканцы не только не платят, но некоторые из них получают за неё прибыль на чёрном рынке.

12. Fry W. Concertina wire stolen from border fence and used for home security in Tijuana, authorities say. The San Diego Union Tribune. March 18, 2019. Available at: >>>.
48 В современном высокотехнологичном обществе, когда посылки доставляют квадрокоптеры, а по дорогам ездят автомобили с автопилотом, строительство физического оградительного барьера не означает полной безопасности. Дополнительные технологические ресурсы и увеличение количества представителей пограничных служб на местах смогут обеспечить эффективную виртуальную (или «умную») стену, которая позволит обнаруживать и задерживать нелегальных мигрантов и контрабандистов, и не нужно будет тратить средства на выкуп частной земли, на работу со сложным ландшафтом, кроме того, невидимая стена не будет наносить вред окружающей среде. Однако виртуальная стена не видна, на её фоне нельзя проводить пресс-конференции, а воздвижение её не будет эффектно смотреться в предвыборных роликах. Поэтому пока американская внутренняя политика определяется популистами, физический оградительный барьер, отделяющий США от Мексики, будет использоваться в качестве простого (но не обязательно эффективного) ответа на сложный вопрос о совершенствовании американской иммиграционной системы.

References

1.  Douglas S. Massey. The Mexico-U.S. Border in the American Imagination. Proceedings of the American Philosophical Society. June 2016, Vol. 160, No. 2. Available at: https://www.questia.com/library/journal/1P3-4231015911/the-mexico-u-s-border-in-the-american-imagination

2. Miguel Antonio Levario Militarizing the Border: When Mexicans Became the Enemy. Austin: Texas A&M University Press. 2012. P. 39

3. Rachel St. John Line in the Sand: A History of the Western U.S. – Mexico Border. New Jersey: Princeton University Press, 2012. P. 119-120

4. President Donald J. Trump’s State of the Union Address. The White House. February 5, 2019. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-donald-j-trumps-state-union-address-2/

5. Lacey M. Arizona Officials, Fed Up With U.S. Efforts, Seek Donations to Build Border Fence. The New York Times. July 19, 2001. Available at: http://www.nytimes.com/2011/07/20/us/20border.html

6. Zezima K., Berman M. Trump’s wall needs private property. But some Texans won’t give up their land without a fight. The Washington Post. January 10, 2019. Available at: https://www.washingtonpost.com/national/trumps-border-wall-would-need-private-property-but-texas-landowners -plan-to-dig-in-for-lengthy-legal-fight/2019/01/10/d7e4cba8-1443-11e9-803c-4ef28312c8b9_story.html?utm_term=.ab412b799a21

7. Ivanyan Eh.A. SShA. Khrestomatiya. Moskva: Drofa, 2007. S.50.

8. Remarks by President Trump on the National Security and Humanitarian Crisis on our Southern Border. The White House. February 15, 2019. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-national-security-humanitarian-crisis-southern-border/

9. Donald Trump emphasizes plans to build a “real” wall at Mexico border. CBS News. August 19, 2015. Available at: http://www.cbc.ca/news/world/ donald-trump-emphasizes-plans-to-build-real-wall-at-mexico-border-1.3196807

10. Hurd Introduces 21st Century SMART Wall Legislation. Rep. Will Hurd official website. July 27, 2017. Available at: https://hurd.house.gov/media -center/press-releases/hurd-introduces-21st-century-smart-wall-legislation

11. Hong N. What El Chapo’s Trial Revealed: The Inner Workings of a $14 Billion Drug Empire. The Wall Street Journal. February 12, 2019. Available at: https://www.wsj.com/articles/what-el-chapos-trial-revealed-the-inner-workings-of-a-14-billion-drug-empire-11550011564

12. Fry W. Concertina wire stolen from border fence and used for home security in Tijuana, authorities say. The San Diego Union Tribune. March 18, 2019. Available at: https://www.sandiegouniontribune.com/news/border-baja-california/sd-me-concertina-wire-tj-20190318-story.html

Comments

No posts found

Write a review
Translate