Canadian-American defence relations under the Trump administration
Table of contents
Share
Metrics
Canadian-American defence relations under the Trump administration
Annotation
PII
S207054760005279-3-1
DOI
10.18254/S207054760005279-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Dmitry Volodin 
Occupation: Head of Department
Affiliation: Institute for the US and Canadian Studies RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

During last two years Canadian-American defence relations are influenced by two factors: the negotiations of two countries on revision of the North American Free Trade Agreement (NAFTA) and the overall commitment of Canada and the US to modernize their joint North American Aerospace Defense Command (NORAD). The negotiations with the US on NAFTA, a vital issue for Canada, demanded from Canada not to allow any irritants on other issues (not connected with NAFTA) in bilateral relations with the US. On the other hand, the problem of modernization of NORAD during Trump’s first two years in power has turned for Canada into a much more complicated issue – to participate or not to participate in the missile defence of North America.

Keywords
Canadian-American defence relations; NORAD; missile defence; North Warning System
Received
19.04.2019
Date of publication
30.05.2019
Number of characters
21151
Number of purchasers
25
Views
675
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 На протяжении многих десятилетий союз с Соединёнными Штатами остаётся краеугольным камнем военной политики Канады, и нынешнее канадское правительство Дж. Трюдо сохраняет приверженность этой традиционной установке.
2

Военные связи Канады и США в первые два года администрации Д. Трампа развивались в особой атмосфере, созданной переговорами двух стран по пересмотру Соглашения о свободной торговле в Северной Америке (НАФТА). В ходе предвыборной кампании Трамп утверждал, что наибольшие выгоды от этого соглашения получают соседи США по континенту – Канада и Мексика – и обещал в случае победы на выборах подписать новое, более выгодное для своей страны соглашение НАФТА. Это и произошло: переговоры по пересмотру НАФТА продолжались с августа 2017 г. по октябрь 2018 года1.

1. Комкова Е.Г. Канадско-американские отношения в 2018 г.: от пересмотра НАФТА к переходу на личности. Россия и Америка в XXI веке. 2019. № 1. DOI: 10.18254/S207054760004628-7. Available at: >>>.
3 Уместно сказать о важности этого соглашения для канадской экономики (на США и Мексику приходится 75% канадского экспорта и свыше 50% канадского импорта). Понятно, что от этого соглашения во многом зависит состояние всей экономики страны. Другими словами, НАФТА, так или иначе, затрагивает каждого канадца. В этом смысле НАФТА – это не только важнейший экономический вопрос, но и важнейший политический, поскольку крайне важен, с одной стороны, для канадских избирателей, а, с другой – влияет на весь комплекс канадско-американских отношений.
4 Затяжные и крайне сложные переговоры с США по пересмотру НАФТА требовали от Канады сведения к минимуму любых раздражителей в двусторонних отношениях по другим, менее значимым для неё, вопросам. Таким образом, применительно к военной сфере это означало недопущение двусторонних споров, а ещё лучше, оказание практической помощи США в оборонной сфере там, где это было возможно.
5 Наиболее важный документ по военной политике, подготовленный в Канаде за последние два года, – это Белая книга по обороне (июнь 2017 г.). Документы подобного рода обычно определяют основные направления развития канадских вооружённых сил на протяжении следующих 10–15 лет (предыдущая Белая книга по обороне была опубликована в 2005 г. – прим. Д.В.). В новой Белой книге подтверждены три традиционные измерения в деятельности канадских вооружённых сил: национальное (обеспечение суверенитета и помощь гражданским властям в ликвидации природных катастроф); континентальное (оборона Северной Америки); международное (участие в укреплении мира).
6 Повестка оборонных связей США и Канады определена общей географией: две страны являются соседями по континенту. В Белой книге прямо сказано, что «партнёрство Канады в сфере обороны с Соединёнными Штатами по-прежнему незаменимо для безопасности континента, а Соединённые Штаты остаются наиболее важным военным союзником Канады»2.
2. Strong, Secure, Engaged: Canada’s Defence Policy. – Ottawa: Department of National Defence. 2017. p. 60.
7 В центре повестки этих отношений находятся вопросы, связанные с деятельностью совместного Командования по воздушно-космической обороне Северной Америки (НОРАД).
8 Применительно к оборонным связям Канады и США в Белой книге необходимо обратить внимание на ряд моментов:
9 Во-первых, готовность Канады работать над модернизацией НОРАД с учётом американских требований к Командованию.
10

Своё участие в обновлении НОРАД Канада видит прежде всего в модернизации Северной системы предупреждения (ССП) – цепи радиолокационных станций (РЛС) расположенных вдоль арктического побережья двух стран. Хотя ССП начинается на Аляске, бóльшая часть её радаров (47 из 50) расположена на территории Канады. В настоящее время Канада несёт 40% всех расходов ССП, а 60% оплачивают Соединённые Штаты3. Существует чёткое разделение труда: Канада предоставляет землю под объекты и поддерживает их в рабочем состоянии (радары работают в автоматическом режиме и не требуют присутствия людей. – Д.В.), а США отвечают за «начинку» станций.

3. North Warning System. Backgrounder. 17.12.2012. Available at: >>> (accessed 28,01.2019).
11

К 2025 г. истекает срок службы Северной системы предупреждения, поэтому Канада и США должны решить, что придёт ей на смену. Ожидается, что обновление ССП займёт около двух десятилетий (развёртывание всех новых РЛС планируется завершить к 2035 году). По самым приблизительным оценкам Министерства обороны, расходы на замену расположенных в Канаде радаров составят более 1,5 млрд долларов4. Между военными двух стран уже несколько лет идёт обсуждение замены ССП, и американская сторона настаивает, что новые радары, которые будут построены в Канадской Арктике, должны обнаруживать максимально широкий спектр угроз. Американскую точку зрения приняла и Канада. Как сказано в Белой книге, «характер потенциальных угроз континенту… стал более сложным, и они всё труднее поддаются обнаружению»5.

4. North Warning System Replacement. Available at: >>> (02.02.2019).

5. Strong, Secure, Engaged: Canada’s Defence Policy. – Ottawa: Department of National Defence. 2017. p. 79.
12

В настоящее время реализуется первый этап в обновлении ССП – определение оптимальных параметров новой системы с технологической и финансовой сторон (процесс должен завершиться к 2020 г.). Соответствующие усилия Канады осуществляются в рамках программы Министерства обороны «АДСА» (All Domain Situational Awareness, ADSA) – ситуационной осведомлённости во всех сферах. Конечная цель – разработка новых технологий для усиления наблюдения за воздушно-космическим и морскими (надводным и подводным) пространствами страны. Бюджет программы, рассчитанной на пять лет (до 2020 г.), составляет 133 млн долларов6. Так, в апреле 2018 г. канадское правительство заключило контракт с Университетом Уотерлоу по разработке технологий для квантового радара (quantum radar) стоимостью 2,7 млн долл. Бóльшая дальность действия и более высокая чёткость изображения по сравнению с нынешними РЛС позволяет таким радарам обнаруживать даже самолёты с технологией «стелс»7. В декабре 2018 г. Министерство обороны Канады заключило также два контракта с канадским подразделением компании «Рейтеон» на строительство двух загоризонтных РЛС в Канадской Арктике общей стоимостью 30 млн долл. Согласно условиям контракта, «Рейтеон Кэнада» построит два тестовых радара для изучения влияния северного сияния на работу загоризонтных РЛС на Крайнем Севере. Как подчёркивают представители компании, «в случае если испытания окажутся успешными, Канада может решить построить дополнительное количество радаров для наблюдения за своими всё более доступными арктическими водами»8.

6. All Domain Situational Awareness ST Program. Available at: >>> (accessed 02.02.2019).

7. Russon M. Canada Developing Quantum Radar to Detect Stealth Aircraft. 24.04.2008. Available at: >>> (accessed 02.02.2019).

8. Bell J. Raytheon Wins Two Canadian Arctic Radar Contracts Worth $30M. 05.02.2018. Available at: >>> (accessed 02.02.2019).
13

Строительство новых радаров на Крайнем Севере – это лишь часть создаваемой Канады единой системы наблюдения вокруг Северной Америки. В работе этой системы будут задействованы так или иначе все виды войск и все технические возможности. Так, 1 февраля 2019 г. правительство объявило о заключении контракта с компанией «Дженерал дайнемикс мишн системс-Кэнада» на установку на канадские фрегаты класса «Галифакс» новейшей аппаратуры для обнаружения подводных судов. Стоимость контракта, включая сервисное обслуживание в течение 23 лет, составляет 186 млн долл.9. В феврале 2019 г. в рамках программы «АДСА» Министерство обороны заключило также контракт с Институтом аэрокосмических исследований Университета Торонто по разработке прототипа многоцелевого микроспутника для наблюдения за воздушным пространством и морской акваторией10.

9. Gunn A. New Sensors for Canada’s Frigates Will Detect Smaller, Quieter Underwater Targets. 01.02.2019. Available at: >>> (accessed 02.02.2019).

10. Canada Awards Contracts In Support of Arctic Surveillance. 01.02.2019. Available at: >>> (accessed 02.02.2019).
14 В то же время одна лишь Белая книга не позволяет получить достаточно точное понимание роли Канады в модернизации НОРАД и ССП. С одной стороны, Белая книга не раскрывает подробности. Стоит также отметить, что вопрос о ССП в Белой книге рассматривается в контексте усиления военных возможностей Канады в Арктике, хотя совершенно очевидно, что размещение радаров на Канадском Севере продиктовано не столько самой Арктикой, сколько стремлением военного руководства двух стран максимально расширить зону обнаружения вокруг Северной Америки. Понятно, что канадскому правительству проще «продавать» своему населению идею строительства новых радаров не как вклад в военную программу США, а как собственные усилия по защите суверенитета страны в Артике.
15 В этом плане использование американских военных доктринальных документов позволяет получить более чёткую картину в отношении канадско-американских оборонных отношений. Наибольшую ценность представляет Обзор по противоракетной обороне (январь 2019 г.). К сожалению, американские доктринальные документы более высокого уровня – Стратегия национальной безопасности (декабрь 2017 г.) и Стратегия национальной обороны (январь 2018 г.) – не содержат какой-либо информации по рассматриваемой теме.
16

Из Обзора по ПРО сразу видно, что американская сторона рассматривает НОРАД в контексте создания системы противоракетной обороны. Речь, однако, идёт не о включении НОРАД в традиционную систему GMD11, от участия в которой Канада отказалась в 2005 году. В отличие от этой системы ПРО, предназначенной для защиты Северной Америки от баллистических ракет, НОРАД предполагается задействовать при отражении более сложных угроз – крылатых и гиперзвуковых ракет. Как сказано в Обзоре, «Соединённые Штаты будут продолжать работать с Канадой по модернизации возможностей НОРАД по отражению угроз от крылатых ракет и обнаружению, отслеживанию, предупреждению и защите от новейших ракетных угроз»12.

11. *GMD (Ground Missile Defence) – наземная система противоракетной обороны для перехвата ракет на среднем участке их траектории.

12. Missile Defense Review. Executive Summary. – Washington: Department of National Defense, 2019, p. xi.
17 Именно в таком ракурсе, то есть с точки зрения отражения этого нового типа угроз, рассматривается и судьба Северной системы предупреждения. Канада, как мы помним, в своей Белой книге рассматривала ССП в контексте укрепления своего военного потенциала на Крайнем Севере. В Обзоре прямо сказано, что применительно к ССП США и Канада обсуждают два варианта: либо обновление существующей системы, либо её замена на новую сеть РЛС.
18 В Обзоре содержится и более детальная информация о характере модернизации НОРАД. В рамках проходящих в настоящее время первого и второго этапов модернизации происходит усиление защиты и воздушно-космического наблюдения за столичным регионом (то есть за г. Вашингтон). Третий этап предусматривает расширение наблюдения для отслеживания крылатых ракет, которые могут быть выпущены по остальной Северной Америке.
19 Второй момент, на который надо обратить внимание в Белой книге, – это обещание правительства приобрести новейшие истребители. Всего правительство Дж. Трюдо обязуется закупить 88 истребителей. Важное место при выборе самолётов будет уделено их интероперабильности с техникой союзников и партнёров. США и здесь стоят особняком: с ними канадские войска должны быть не просто интероперабильны, а «высокоинтероперабильны».
20 История с закупкой Канадой новейшей истребительной авиации тянется с 2010 года. Необходимо сделать некоторые пояснения. Первоначально с этой идеей выступило находившееся тогда у власти в Канаде правительство консерваторов С. Харпера, предложившее на безальтернативной основе закупить американские истребители F-35. Разразился большой политический скандал, когда выяснилось, что стоимость этого контракта серьёзно занижена, и правительство было вынуждено аннулировать этот проект. Нынешний канадский премьер-министр Дж. Трюдо во время своей предвыборной кампании в 2015 г. заявлял, что не будет тратить деньги на закупку дорогостоящих F-35, а вместо этого приобретёт более дешёвые самолёты и новые военные суда для канадских ВМС.
21 В настоящее время проект с закупкой новых истребителей вступает в решающую стадию. В мае 2019 г. должен начаться официальный приём заявок на участие в конкурсе. К настоящему моменту остались четыре претендента: американский F-35 (от компании «Локхид-Мартин»), европейский «Тайфун» («Еврофайтер»), шведский «Грипен» («Сааб»), американский F/A-18E/F «Супер Хорнет» («Боинг»). В 2021–2022 гг. должен быть подписан контракт, а поставка первых самолётов ожидается не ранее 2025 года. Стоимость контракта оценивается в 16–19 млрд кан. долларов.
22 Крайне важно, что Обзор по ПРО практически неразрывно связывает истребители F-35 с создаваемой Соединёнными Штатами новой архитектурой противоракетной обороны с бóльшим акцентом на отражение крылатых ракет и иных угроз. Как отмечается в документе, «новейший тактический истребитель F-35 способен отслеживать и уничтожать современные вражеские крылатые ракеты, а в будущем может быть оснащён новым или модифицированным перехватчиком, способным сбивать вражеские ракеты на начальном участке их траектории (boost phase13. Это ставит нынешнее канадское руководство перед крайне сложным выбором. С одной стороны, есть предвыборное обещание Дж. Трюдо отказаться от покупки истребителей F-35. С другой стороны, американцы практически прямым текстом дают понять Канаде, что путь к участию в модернизированном НОРАД, предназначенным для отражения новых угроз (с чем согласна и Канада) лежит через покупку именно этой модели самолётов.
13. Ibid., p. xiii.
23 Третий важный момент в Белой книге, касающийся канадско-американского оборонного партнёрства, это позиция Канады в отношении противоракетной обороны. В документе эта тема комментируется подчёркнуто скупо. Формально подтверждено решение Канады 2005 г. о неучастии в противоракетной обороне. Однако при этом сказано, что Канада вместе с Соединёнными Штатами будет проводить «широкую оценку новых угроз и опасностей Северной Америке во всех сферах в рамках модернизации НОРАД»14. Это несколько противоречит формальной позиции Канады о неучастии в ПРО. Модернизация НОРАД, как видно из того же Обзора по ПРО, понимается США прежде всего с точки зрения увеличения эффективности противоракетной обороны Северной Америки.
14. Strong, Secure, Engaged:.. p. 90.
24 Вопрос об участии Канады в противоракетной обороне снова стал довольно активно обсуждаться примерно с августа 2017 г., когда очень усилился уровень напряжённости между США и Северной Кореей и эти две страны стали обмениваться очень воинственными заявлениями. Так, после двух испытаний КНДР в июле 2017 г. межконтинентальной баллистической ракеты американский президент Д. Трамп пригрозил северокорейскому режиму «огнём и яростью невиданной силы». В этой связи и начали появляться заявления канадских экспертов о необходимости участия Канады в противоракетной обороне.
25 Несмотря на официальную позицию о неучастии в противоракетной обороне, подтверждённую в Белой книге, правительство Дж. Трюдо согласилось провести в парламенте чрезвычайные слушания о способности Канады защититься от атаки Северной Кореи и в том числе рассмотреть вопрос о необходимости участия страны в противоракетной обороне.
26

Данные слушания, проведённые 14 сентября 2017 г., стали серьёзным аргументом для сторонников ПРО в Канаде. Наибольший резонанс вызвали слова заместителя командующего НОРАД канадского генерал-лейтенанта П. Сен-Амана, что США не обязаны защищать Канаду, если последняя подвергнется атаке баллистическими ракетами. По словам генерала, несмотря на то что канадцы работают вместе с американцами в штаб-квартире НОРАД в Колорадо-Спрингс, у Канады нет никакого права голоса при решении вопроса об отражении ракетной атаки по Северной Америке15.

15. Berthiaume L. U.S. Policy Excludes Canada from Defence, NORAD Says. The Globe and Mail, 15.09.2017.
27

В ответ правительство заявило, что рассматривает вопрос о ПРО в рамках общего пересмотра системы обороны Северной Америки. Как отметил в начале октября 2017 г. министр обороны Х. Саджан, «когда мы (правительство. – Д.В.) рассматриваем ПРО, мы смотрим на то, в чём заключаются угрозы, нам необходимо больше времени, чтобы убедиться, что мы действительно принимаем правильное решение»16. Фактически это было первое подтверждение со стороны правительства, что оно не исключает участия в ПРО. Саджан отмечал, что официальная позиция Канады не изменилась, а баллистические ракеты лишь одна из угроз, которая будет обсуждаться на переговорах с Соединёнными Штатами по модернизации обороны Северной Америки. Тем не менее, он признал, что угроза Канаде от баллистических ракет является реальной и что этот вопрос будет затрагиваться на переговорах с США о модернизации НОРАД.

16. Berthiaume L. Liberals Weighing Ballistic-Missile Strategy, Sajjan Says. The Globe and Mail, 5.10.2017.
28 Важно отметить, что с осени 2017 г. за участие Канады в противоракетной обороне выступают не только эксперты, но и Консервативная партия. Ссылаясь на северокорейскую угрозу и на то, что США не обязаны автоматически защищать Канаду от удара баллистическими ракетами, консерваторы требуют, чтобы правительство начало переговоры с Соединёнными Штатами об участии в системе противоракетной обороны.
29

Опубликованный в январе 2019 г. в США Обзор по ПРО ещё больше усилил давление на правительство Дж. Трюдо в пользу участия в противоракетной обороне. Помимо чисто технических увязок в Обзоре между модернизацией НОРАД и созданием новой системы ПРО появился и политический подтекст. Представляя Обзор, президент США Д. Трамп заявил, что «американским союзникам придётся оплатить свою долю в новой системе обнаружения ракет»17. Это демонстрирует, что нынешняя американская администрация и, прежде всего, сам президент Трамп рассматривают создание противоракетной обороны как крайне серьёзный вопрос. Соответственно, участие или неучастие американских союзников в этом проекте будет оказывать прямое воздействие на двусторонние отношения США с этими странами.

17. Цит. по: Berthiaume L. Canada Faces Tough Decisions As Trump Unveils Ambitious Missile-Defence Plan. 17.01.2019. Available at: >>> (accessed 02.02.2019).
30

После публикации Обзора по ПРО давление на канадское правительство увеличилось и внутри Канады. Представляющая официальную оппозицию Консервативная партия вновь потребовала от правительства присоединиться к усилиям США по созданию противоракетного щита. В частности, депутат-консерватор Дж. Безан, комментирующий от имени партии вопросы внешней и военной политики, подчеркнул, что Канада «не может возлагать на Соединённые Штаты всю ответственность по защите собственной территории» и что в случае победы на выборах «правительство консерваторов уделит приоритетное внимание модернизации и расширению НОРАД для включения Канады в противоракетную оборону»18.

18. Missile Defence a Priority for Canada’s National Security: Conservatives. 18.01.2019. Available at: >>> (accessed 02.02.2019).
31

Заключение

 

В целом, за два года работы администрации Трампа вопрос о противоракетной обороне вновь вышел на первый план во всём содержании канадско-американских оборонных связей. Уже понятно и в чём будет заключаться участие Канады в ПРО: развёртывание на своей территории нового поколения радиолокационных станций. Неоднократные заявления правительства Дж. Трюдо, что оно не будет пересматривать принятое в 2005 г. решение о неучастии Канады в ПРО не должно трактоваться как окончательный выбор. Как мы знаем из истории, любой отказ Канады в отношении противоракетной обороны оказывался временным и при каждом изменении архитектуры ПРО Канаде приходилось решать этот вопрос заново. В этом смысле отрицательный ответ Канады касался только какого-то конкретного проекта ПРО. Соответственно, правительство Дж. Трюдо также при желании может сослаться на то, что канадское «нет» в 2005 г. касалось только противоракетной обороны от баллистических ракет и нисколько не ограничивает Канаду от участия в ПРО для защиты от крылатых ракет или любых других угроз.

References

1.  Komkova E.G. Kanadsko-amerikanskie otnosheniya v 2018 g.: ot peresmotra NAFTA k perekhodu na lichnosti. Rossiya i Amerika v XXI veke. 2019. № 1. DOI: 10.18254/S207054760004628-7. Available at: https://rusus.jes.su/s207054760004628-7-1/

2. Strong, Secure, Engaged: Canada’s Defence Policy. – Ottawa: Department of National Defence. 2017. p. 60.

3. North Warning System. Backgrounder. 17.12.2012. Available at: http://www.forces.gc.ca/en/news/article.page?doc=north-warning-system/hgq87x9w (accessed 28,01.2019).

4. North Warning System Replacement. Available at: http://www.forces.gc.ca/en/business-defence-acquisition-guide-2015/aerospace-systems-960.page (02.02.2019).

5. Strong, Secure, Engaged: Canada’s Defence Policy. – Ottawa: Department of National Defence. 2017. p. 79.

6. All Domain Situational Awareness ST Program. Available at: https://www.canada.ca/en/defence-research-development/programs/all-domain-situational-awareness-program.html (accessed 02.02.2019).

7. Russon M. Canada Developing Quantum Radar to Detect Stealth Aircraft. 24.04.2008. Available at: https://www.bbc.com/news/technology-43877682 (accessed 02.02.2019).

8. Bell J. Raytheon Wins Two Canadian Arctic Radar Contracts Worth $30M. 05.02.2018. Available at: https://nunatsiaq.com/stories/article/raytheon-wins-two-canadian-arctic-radar-contracts-worth-30m/ (accessed 02.02.2019).

9. Gunn A. New Sensors for Canada’s Frigates Will Detect Smaller, Quieter Underwater Targets. 01.02.2019. Available at: https://www.thechronicleherald.ca/news/regional/new-sensors-for-canadas-frigates-will-detect-smaller-quieter-underwater-targets-281051/ (accessed 02.02.2019).

10. Canada Awards Contracts In Support of Arctic Surveillance. 01.02.2019. Available at: http://www.canadiandefencereview.com/news?news/2620 (accessed 02.02.2019).

11. Missile Defense Review. Executive Summary. – Washington: Department of National Defense, 2019, p. xi, xiii.

12. Strong, Secure, Engaged:.. p. 90.

13. Berthiaume L. U.S. Policy Excludes Canada from Defence, NORAD Says. The Globe and Mail, 15.09.2017

14. Berthiaume L. Liberals Weighing Ballistic-Missile Strategy, Sajjan Says. The Globe and Mail, 5.10.2017

15. Tsit. po: Berthiaume L. Canada Faces Tough Decisions As Trump Unveils Ambitious Missile-Defence Plan. 17.01.2019. Available at: https://nationalpost.com/pmn/news-pmn/canada-news-pmn/canadian-officials-look-for-answers-as-trump-unveils-missile-defence-plan (accessed 02.02.2019).

16. Missile Defence a Priority for Canada’s National Security: Conservatives. 18.01.2019. Available at: http://jamesbezan.com/missile-defence-a-priority-for-canadas-national-security-conservatives/ (accessed 02.02.2019).