USA – Iran: escalating conflict under President Donald Trump
Table of contents
Share
Metrics
USA – Iran: escalating conflict under President Donald Trump
Annotation
PII
S207054760005251-3-1
DOI
10.18254/S207054760005251-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nikolay Bobkin 
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute for the US and Canadian Studies RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

The main attention is focused on the analysis of decisions and practical measures taken under President D. Trump with a view to withdrawing the United States from the nuclear agreement with Iran. The conclusion is based on the fact that the administration of D. Trump’s decision to withdraw from the nuclear agreement with Iran is not based on Iran’s claims of failing to implement the FIDD, but is explained by Washington’s desire to curb Tehran’s growing influence in the Middle East and achieve isolation of Iran through sanctions and support for the anti-Iranian coalition of regional states. It was concluded that the decision of D. Trump to restore all US sanctions would not lead to serious economic pressure that could force Tehran to comply with the political demands of Washington. In the future, the scenario of the administration of D. Trump, in which the Iranian regime capitulates or collapses under pressure from sanctions, is unlikely. However, by his decision at the international level, he created more problems for the United States than for Iran, which received undoubted diplomatic advantages. Instead of global pressure, which the Iranian leadership experienced before agreeing to limit its nuclear research, as recorded in the UFIS, Tehran today is sympathetic and looks like a victim of American “fraud”.

Keywords
U.S., Iran, nuclear agreement, President Trump, sanctions
Received
25.02.2019
Date of publication
30.05.2019
Number of characters
36337
Number of purchasers
23
Views
420
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Постоянная тема комментариев по внешней политике США с 2016 года – опасность отмечающейся сегодня эскалации конфликта между Вашингтоном и Тегераном. Выход администрации президента Дональда Трампа из ядерного соглашения с Ираном в мае 2018 г. придал новый импульс американо-иранской конфронтации. Некоторые авторы задаются вопросом, была ли для Соединённых Штатов необходимость соглашаться с предложенной ядерной сделкой или оспаривают достоинства компромисса с иранским режимом, другие защищают достоинства ядерного соглашения и сожалеют о решении Д. Трампа прекратить американское участие в нём.
2

Напомним, что Россия, Китай, США, Великобритания, Франция, Германия и Европейский Союз достигли соглашения с Ираном относительно развития его ядерной программы 14 июля 2015 г. Соглашение, официально известное как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД, JCPOA), ограничивает ядерную программу Ирана в обмен на облегчение экономических санкций. После того, как генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Юкия Амано подтвердил1, что Иран завершил необходимые подготовительные шаги для начала реализации СВПД, 16 января 2016 г. положения соглашения перешли в стадию реализации. МАГАТЭ продолжает следить за деятельностью Тегерана, связанной с ядерными исследованиями.

1. IAEA Director General’s Statement on Iran. January 16, 2016. Available at: >>>
3

СВПД устанавливает ограничения на производство в Иране урана и плутония, а также материалов, которые могут быть использованы для создания атомного оружия. План предусматривает трансформировать или закрыть ядерные объекты в Исламской Республике Иран, сократить количество центрифуг для обогащения урана, ограничить запасы низкообогащённого урана и прекратить производство оружейного плутония2. За мониторинг иранской ядерной программы отвечает МАГАТЭ. В свою очередь, с Ирана были частично сняты экономические санкции со стороны Соединённых Штатов, Европейского Союза и Организации Объединённых Наций.

2. Joint Comprehensive Plan of Action. January 16, 2016. Available at: >>> 
4

Завершение сделки с Ираном в период второго срока президентства Барака Обамы было одним из главных направлений внешней политики США. Его администрация исходила из того, что принятие СВПД является наиболее эффективным путём к получению гарантий, что Тегеран не сможет получить ядерное оружие до истечения сроков соглашения. Президент Обама признавал, что среди политиков США никогда не было разногласий по поводу опасности, создаваемой иранской ядерной бомбой. «Как демократы, так и республиканцы признали, что это вызовет гонку вооружений в самом нестабильном регионе мира и превратит любой кризис в потенциальное ядерное столкновение», – подчёркивал он, давая оценку своего курса на достижение ядерного соглашения с Тегераном3.

3. Remarks by the President on the Iran Nuclear Deal. August 05, 2015. Available at: >>>.
5

Критики Б. Обамы в американском руководстве выражали обеспокоенность подобными условиями, принятыми Соединёнными Штатами, полагая, что соглашение даёт Ирану дополнительные ресурсы для расширения своего влияния в регионе и что документ не содержит каких-либо ограничений на развитие Ираном баллистических ракет. Не устраивали оппонентов Б. Обамы и сроки действия принятых в отношении Ирана ограничений в области военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Резолюция 2231, принятая ООН в июле 2015 г., запрещает передачу оружия Тегерану только на пять лет4.

4. Robert Litwak. U.S. Policy toward Iran: From “Rogue” to “Outlier”. // Woodrow Wilson International Center for Scholars. Middle East Program. September 2015. Available at: >>>.
6

11 сентября 2015 г. в Палате представителей проголосовали против утверждения СВПД, соотношение голосов оказалось не в пользу Соглашения, против него выступили 269 конгрессменов. Решение администрации Б. Обамы поддержали 162 депутата. В тот же день Палата представителей проголосовала за запрет президенту США до 21 января 2017 г. отменять санкции против Ирана5.

5. H.R.3461 - To approve the Joint Comprehensive Plan of Action, signed at Vienna on July 14, 2015, relating to the nuclear program of Iran. September 11, 2015. Available at: >>>.
7 В администрации Б. Обамы эти претензии Конгресса в связи с принятием СВПД оценивали как необоснованные. По мнению президента США, для всех вовлечённых сторон ядерная сделка была большой победой. Белый дом подчёркивал, что заключением соглашения с Тегераном удалось принять меры по обузданию четырёх основных путей, которые Иран мог бы предпринять для производства ядерного оружия.
8 Президенту Б. Обаме пришлось выступить против Конгресса, когда он заключил Соглашение. В итоге Конгресс не принял никакого законодательства, которое одобрило бы или отклонило бы сделку, несмотря на многочисленные попытки сделать это.
9 Согласно Конституции США, две трети Сената должны голосовать за договор исполнительной власти для его утверждения. Однако благодаря уникальным процедурам голосования, Соглашение было реализовано при поддержке только 42 сенаторов, голоса которых не позволили провести официальное голосование, чтобы либо одобрить, либо отклонить Соглашение.
10 В рамках достигнутого компромисса с законодателями президент Обама смог отменить экономические санкции США против Ирана при отсутствии одобрения ядерной сделки в Конгрессе большинством голосов. Это его решение подлежало пересмотру в президентской администрации каждые шесть месяцев, чем и воспользовался пришедший на смену Б. Обаме в Белый дом Д. Трамп.
11

Во время предвыборной кампании Д. Трамп неоднократно подчёркивал, что Иран не представлял угрозы пока президент Обама не начал переговоры о ядерной сделке с Тегераном. По его мнению, отмена санкций против иранской экономики была стратегической ошибкой его предшественника. Трамп говорил о том, что иранский режим под гнётом нефтяного эмбарго и изоляции от международной финансовой системы оказался на грани смены, однако Обама помог Ирану выжить и вернуться к активной деятельности на Ближнем Востоке, направленной против Америки. Решение Обамы Трамп оценил как ««самый высокий уровень некомпетентности»6.

6. Trita Parsi. Trump Hasn’t Mastered the Art of Killing the Iran Deal. Foreign Policy. November 11, 2016. Available at: >>>.
12

Став хозяином Белого дома, в январе 2017 г. президент Трамп назвал ликвидацию «катастрофической» ядерной сделки с Ираном приоритетом номер один. Должностные лица Государственного департамента информировали Конгресс, что президент США не считает СВПД договором или исполнительным соглашением, подписанным Соединённым Штатами. В позиции Трампа в основу было положено заключение, что СВПД отражает политические обязательства между Ираном и «шестёркой» международных посредников, которые не являются юридически обязательными в соответствии с законодательством США и «не регулируются международным правом, и нет применимых правил, касающихся соблюдения, модификации или отмены». Вместо этого они являются «обещанием соблюдать обязательства», сделанные в международном документе. Дальнейшая политика администрации Трампа в отношении СВПД опиралась именно на эту правовую оценку ядерного соглашения с Тегераном7. В апреле 2017 г. Госдепартамент США определился со своей политикой в отношении Ирана. Госсекретарь Рекс Тиллерсон указал на то, что СВПД «не достигает цели неядерного Ирана, а лишь задерживает их цель стать ядерным государством». При этом в американских претензиях к Ирану несоблюдение иранцами обязательств в соответствии с СВПД не называлось. США объявили Иран ведущим государственным спонсором терроризма в мире.

7. Jay Solomon. U.S. Hits Iran with Sanctions, Drawing Threat from Tehran. The Wall Street Journal. February 17, 2017. Available at: >>>.
13

Вашингтон обвиняет Тегеран по проблемам международной безопасности, которые никак не связаны с обязательствами по иранской ядерной программе8. В частности:

- в поддержке режима Асада в Сирии;

- в поддержке некоторых иракских боевых групп, подрывающих безопасность в Ираке;

- в поддержке ХАМАС и других палестинских террористических организаций по нанесению ущерба Израилю;

- в поддержке попытки своих сторонников шиитов-хуситов свергнуть правительство Йемена;

- в преследовании законно действующих военно-морских судов США в Персидском заливе;

- в проведении кибератак против Соединённых Штатов и американских партнёров в Персидском заливе;

- в поддержке террористических атак во всем остальном мире; - в нарушении основных прав человека;

- в произвольном задержании иностранцев;

- в продолжении разработки и испытания баллистических ракет вопреки резолюции 2231 Совета Безопасности ООН.

8. Iran Continues To Sponsor Terrorism. Trump Administration Undergoing Interagency Review of Iran Deal. // Rex W. Tillerson, Secretary of State. April 18, 2017. Available at: >>>.
14

17 мая 2017 г. администрация Трампа ввела новые санкции против Ирана в связи с программой баллистических ракет страны и нарушениями прав человека, но сохранила ядерную сделку без изменений, отказавшись от экономических санкций, как указано в СВПД. Представитель Белого дома подтвердил, что администрация президента Трампа пока не определилась продолжать ли придерживаться СВПД9.

9. U.S. State Department Issues Report on Human Rights Sanctions on Iran. May 17, 2017. Available at: >>>; Treasury Sanctions Iranian Defense Officials and a China-Based Network for Supporting Iran’s Ballistic Missile Program. May 17, 2017. Available at: >>>; Carol E. Lee and Jay Solomon. Trump Administration Announces New Sanctions on Iran. May 17, 2017. // The Wall Street Journal. Available at: >>>.
15

21 мая 2017 г. во время встречи с 55 лидерами мусульманских стран во время визита в Саудовскую Аравию Д. Трамп призвал к изоляции Ирана. В его речи можно отметить недопустимую для современных международных отношений воинственную риторику в адрес иранского руководства, которое он обвинил в нестабильности в регионе, поддержке террористов и вооружённом вмешательстве в Сирии, Ливане, Ираке и Йемене. Однако президент США пошёл ещё дальше и обратился к иранской нации с призывами свергнуть правительство страны10.

10. President Trump’s Speech to the Arab Islamic American Summit. May 21, 2017. Available at: >>>.
16

Оценивая его речь, большинство политологов сошлись во мнении, что Д. Трамп дал понять о возвращении к американской политике, основанной на альянсах с арабскими автократами, независимо от их правозащитной деятельности или политики, которая иногда подрывает американскую интересы. В то же время отмечалось, что он отверг путь своего предшественника Б. Обамы, выступавшего за достижение ядерного соглашения с Ираном11.

11. Ben Hubbard and Thomas Erdbrink. In Saudi Arabia, Trump Reaches Out to Sunni Nations, at Iran’s Expense. May 21, 2017. Available at: >>>.
17

Во время своей поездки в Израиль 22 мая 2017 г. Д. Трамп указал, что хотел бы, чтобы Израиль заключил мир с палестинцами в рамках соглашения о создании антииранской коалиции. Д. Трамп и суннитские арабские страны в регионе выразили желание сотрудничать с Израилем в создании единого фронта против возглавляемого шиитами Ирана, но примирение между Израилем и Палестиной должно было стать частью соглашения. Однако дальнейшие действия президента США противоречили этому. Д. Трамп полагал, что значительный прогресс в нормализации арабо-израильских отношений может быть достигнут благодаря их общему стремлению к борьбе с Ираном. Свою позицию он назвал «исторической», а среди арабских стран, готовых, по его мнению, к нормализации отношений с Тель-Авивом упомянул лишь монархии Персидского залива12.

12. PM Netanyahu meets with US President Donald Trump. // The Israel Ministry of Foreign Affairs. 22 May 2017. Available at: >>>.
18 В те дни многое указывало на то, что в администрации Д. Трампа уже решили выйти из СВПД и приступили к проработке наиболее приемлемых вариантов. 17 июля 2017 г., когда администрация Трампа должна была уведомить Конгресс о своей позиции в отношении ядерного соглашения, Белый дом подтвердил, что Иран выполняет СВПД. Однако на следующий день Государственный департамент подверг критике ядерную сделку. В заявлении утверждалось, что СВПД положительно не влияет на региональный и международный мир и безопасность, так как Иран не изменил своего регионального поведения. США опять подтвердили намерение выйти из ядерного соглашения с Тегераном.
19

Ссылаясь на поддержку Ираном ливанской партии Хезболла, палестинской организации ХАМАС и режима Башара Асада в Сирии, а также продолжающиеся испытания и разработку баллистических ракет в Иране, администрация Трампа объявила о новых санкциях в отношении иранских граждан и организаций. Под санкции впервые попал Корпус Стражей Исламской революции Ирана (КСИР), а также 18 лиц, обвинённых в причастности к разработкам баллистических ракет13.

13. U.S. Announces New Iran-related Sanctions. July 18, 2017. Available at: >>>.
20 После принятия этих решений стало окончательно понятно, что в администрации США в отношении Ирана происходит нечто иное, помимо спонтанного поведения. Во главу угла было поставлено убеждение, что усиление экономического давления на Иран заставит того изменить свою политику на Ближнем Востоке. Интуитивное предположение, лежащее в основе политики администрации Д. Трампа в отношении Ирана, заключается в том, что благодаря сокращению его ресурсов экономические санкции против Ирана уменьшат его потенциал и ограничат иранскую активность за рубежом.
21

14 сентября 2017 г. администрация Трампа ввела новые санкции в отношении 11 лиц, причастных к поддержке иранской программы баллистических ракет. Это было сделано накануне выступления Трампа на Генеральной Ассамблее ООН, в котором президент США подтвердил своё намерение отказаться от соблюдения Вашингтоном СВПД. По его оценке, ядерная сделка и Ираном была одним из худших международных соглашений, поддержанных Соединёнными Штатами. Трамп призвал международное сообщество к поддержке американской позиции и к переходу оказания тотального дипломатического и экономического давления на Тегеран с целью достижения изменения регионального поведения Ирана и отказа иранцев от продолжения программ совершенствования баллистических ракет14.

14. Remarks by President Trump to the 72nd Session of the United Nations General Assembly. September 19, 2017. Available at: >>>.
22 Позиция Д. Трампа не была поддержана другими подписантами СВПД. 20 сентября 2017 г. министры иностранных дел Китая, Франции, Германии, Ирана, России, Великобритании и США на встрече в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН согласились с тем, что Иран свои обязательства выполняет. Ранее в третьем ежеквартальном отчёте МАГАТЭ отмечалось, что по состоянию на 21 августа запасы низкообогащённого урана в Иране составляли 88,4 кг (194,89 фунта), что значительно ниже предела в 202,8 кг, а уровень обогащения не превышает 3,67%. Запас тяжёлой воды в Иране составил 111 тонн, что ниже предела в 130 тонн.
23

В дальнейшем администрация Д. Трампа уже не стала подтверждать, что Иран соблюдает ядерную сделку, взяв курс на немотивированный международными обязательствами США односторонний выход из СВПД. 13 октября 2017 г. была опубликована новая стратегия президента Д. Трампа по Ирану15. Были даны и разъяснения об основных элементах этой стратегии.

15. President Donald J. Trump’s New Strategy on Iran. October 13, 2017. Available at: >>>.
24 «Новая стратегия Соединённых Штатов в отношении Ирана направлена на нейтрализацию дестабилизирующего влияния правительства Ирана и сдерживание его агрессии, особенно в отношении поддержки терроризма и боевиков.
25 Мы возродим наши традиционные альянсы и региональные партнёрства в качестве оплотов против иранской подрывной деятельности и восстановим более стабильный баланс сил в регионе.
26 Мы будем работать над тем, чтобы запретить иранскому режиму – и особенно Корпусу Стражей Исламской революции (КСИР) – финансировать его злонамеренную деятельность, и выступить против действий КСИР, которые вымогают богатство иранского народа.
27 Мы будем противостоять угрозам США и нашим союзникам со стороны баллистических ракет и другого асимметричного оружия.
28 Мы будем сплачивать международное сообщество, чтобы осудить грубые нарушения прав человека в КСИР и несправедливое задержание американских граждан и других иностранцев по ложным обвинениям.
29 Самое главное, мы отрежем иранскому режиму все пути к ядерному оружию».
30

По сути, Белый дом отказался от сертификации СВПД, предоставив возможность Конгрессу разработать изменения, внесение которых в этот документ помешали бы Ирану получить ядерное оружие. Администрация Трампа предложила скорректировать американскую позицию по СВПД путём принятия новой редакции закона «О пересмотре ядерного соглашения с Ираном». (Принятый 7 мая 2015 г. закон «О пересмотре ядерного соглашения с Ираном» (Iran Nuclear Agreement Review Act of 2015) был одобрен Сенатом 98-ю голосами, против проголосовал лишь сенатор от штата Арканзас Том Коттон. Закон был направлен на ограничение полномочий президента Обамы при подписании СВПД. От Обамы требовалось представить текст соглашения с Ираном не позднее пяти календарных дней после заключения соглашения и ему запрещалось отменять санкции против Ирана в течение 60-дневного периода рассмотрения текста СВПД в Конгрессе. Американские законодатели не доверяли президенту и предложили представить Конгрессу дополнительные доказательства того, что Иран в соответствии с условиями соглашения не сможет создать ядерное оружие и не окажет прямой поддержки при совершении террористических актов против граждан США. В соответствии с этим законом, президенту полагалось представлять регулярные отчёты о соблюдении или несоблюдении Ираном обязательств по соглашению каждые четыре месяца»)16.

16. S.615 - Iran Nuclear Agreement Review Act of 2015. 114th Congress (2015-2016). Available at: >>>.
31

Госсекретарь Р. Тиллерсон рекомендовал конгрессменам включить в этот закон запрет на иранские программы баллистических ракет и пересмотреть в сторону увеличения сроки вводимых ограничений на ядерную деятельность Ирана. Белый дом распространил в те дни в Конгрессе информационный бюллетень с основными элементами стратегии администрации Трампа в отношении Ирана. В этом документе подчеркивалось, что новая стратегия США направлена на нейтрализацию дестабилизирующего влияния правительства Ирана в регионе. Вашингтон декларировал намерение активизировать деятельность по убеждению традиционных союзников в Европе и ближневосточных партнёров в необходимости пересмотра СВПД, чтобы распространить принятые в отношении Тегерана ограничительные меры не только на ядерную программу, а на весь иранский режим в целом. США призывали к «совместной работе» над формированием единого антииранского фронта опять же не столько в связи с ядерной тематикой, сколько с не устраивающим Вашингтон региональным поведением Ирана17.

17. Felicia Schwartz. Trump Vows to End Iran Deal Himself if Congress Won’t Act. // The Wall Street Journal. October 13 2017. Available at: >>>.
32

18 декабря 2017 г. администрация Д. Трампа опубликовала свой вариант «Стратегии национальной безопасности Соединённых Штатов Америки», в которой говорится: «Иранский режим спонсирует терроризм во всём мире. Он разрабатывает более эффективные баллистические ракеты и может возобновить свою работу над ядерным оружием, которое может угрожать Соединённым Штатам и нашим партнёрам». В документе указано, что США «будут работать с партнёрами, чтобы лишить иранский режим всех путей к ядерному оружию и нейтрализовать иранское вредное влияние». В отношении Ирана также планируется развернуть «многоуровневую систему противоракетной обороны»18.

18. National Security Strategy of the United States of America. December 2017. Available at: >>>.
33

После истечения очередных 120 дней, 12 января 2018 г., последовало очередное решение Белого дома по СВПД. США сохранили ядерную сделку и не стали возобновлять санкции против Ирана, однако объявили, что это будет в последний раз и Трамп объявит в мае 2018 г. о выходе из ядерного соглашения с Ираном, если европейские союзники не согласятся с американскими требованиями по пересмотру СВПД. Предлагалось скорректировать соглашение путём распространения запрета для Ирана заниматься ядерными программами не в течение десяти лет, а «навсегда». Администрация Трампа также сообщила, что объявляет новые неядерные санкции в отношении 14 лиц и организаций Ирана, которые несут ответственность за нарушения прав человека и поддержку иранской программы баллистических ракет19.

19. Treasury Sanctions Iranian Entities. Action Illustrates Iranian Regime's Prioritization of Destabilizing Weapons Systems at the Expense of its People. January 4, 2018. Available at: >>>.
34

В оставшиеся три месяца до очередного истечения срока пересмотра ядерного соглашения позиция Д. Трампа не изменилась. Хотя его администрация, похоже, предпринимала попытки втянуть иранское руководство в закулисные контакты. 8 февраля 2018 г. «Уолл-стрит джорнал» сообщила, что администрация США в частном порядке говорила с Ираном о создании прямого канала для переговоров об освобождении заключённых, удерживаемых каждой страной. На момент предложения в Иране содержалось не менее четырёх американцев20. В Тегеране это предложение отклонили, иранцы указали администрации Д. Трампа на необходимость «научиться правильно взаимодействовать с Ираном.

20. U.S. Secretly Offered Iran a Channel for Talks on Prisoners. // The Wall Street Journal. February 8, 2018. Available at: >>>.
35 В ответ последовал ультиматум Д. Трампа Конгрессу: на основе двухпартийного консенсуса принять законопроект, который включал бы такие обязательные компоненты, как требование к Ирану о разрешении немедленных проверок на всех объектах, запрошенных международными инспекторами, и отмену всех положений, определяющих временные границы действия ограничений в отношении ядерной программы Тегерана.
36 Решение Трампа о предстоящем выходе из СВПД вызвало споры в Конгрессе. В частности, сенатор Боб Коркер, председатель Комитета по иностранным делам Сената, выразил обеспокоенность тем, что выход из ядерной сделки Ирана может повлиять на отношения США с Северной Кореей. По его мнению, выход США из СВПД поставит под сомнение приверженность американского руководства соблюдению международных соглашений и даст повод КНДР отказаться от дипломатического решения проблемы с разработкой собственного ядерного оружия. Схожей позиции придерживался и сенатор Бен Кардин, член Комитета по иностранным делам Сената, указывающий на то, что США прекращением ядерного соглашения с Ираном рискуют оказаться в международной изоляции. К тому же, по его мнению, похоронив СВПД, Белый дом создаст условия для Ирана беспрепятственно продолжить ядерную программу, что делает более вероятным использование военной силы со стороны США для сдерживания ядерных амбиций Тегерана.
37

Однако, несмотря на отсутствие решения законодателей, 8 мая 2018 г. Трамп принял решение о выходе из ядерного соглашения с Ираном. Президент США выразил намерение возобновить санкции, которые являются частью сделки, фактически прекратив участие США в СВПД21. В подписанном им меморандуме указано, что «в национальных интересах Соединённых Штатов вновь принять санкции, отменённые или приостановленные в связи с СВПД как можно скорее». Трамп обратился к Конгрессу и к европейским союзникам с просьбой поддержать его решение и начать процедуру пересмотра СВПД.

21. Ceasing U.S. Participation in the JCPOA and Taking Additional Action to Counter Iran’s Malign Influence and Deny Iran All Paths to a Nuclear Weapon. May 8, 2018. Available at: >>>.
38

В американском руководстве позицию президента безоговорочно поддержал вице-президент Майк Пенс, объяснивший, что США отказываются от соглашения с Ираном 2015 г., поскольку оно может позволить стране получить ядерное оружие. М. Пенс считает, что сделка «практически гарантировала возможность Ирана начать производство ядерного оружия к 2025 году». Вице-президент предлагает европейским союзникам объединить жёсткую американскую дипломатию и сильное экономическое давление, в том числе и со стороны Европейского Союза, для достижения нового соглашения, учитывающего предложения администрации Д. Трампа. Вице-президент США высказал мнение, что, отказавшись от иранской ядерной сделки, Америка не отступила от лидерства в регионе. Скорее, по его мнению, президент Д. Трамп обеспечивает новое и обновлённое руководство в регионе со стороны США22.

22. Full transcript: Vice President Mike Pence on "CBS This Morning". // CBS NEWS, May 10, 2018. Available at: >>>.
39

Государственный секретарь М. Помпео в ходе своей первой зарубежной поездки в конце апреля 2017 г. в Саудовскую Аравию и Израиль призвал к согласованным международным действиям по наказанию Ирана за ракетные программы и другие действия, которые, по его словам, дестабилизируют регион. Он назвал сделку с Ираном «ошибочной». Госсекретарь повторил претензии Трампа к СВПД: эта сделка не охватывает иранскую программу баллистических ракет и региональную деятельность Ирана. Опубликованные в Израиле данные о секретной программе Тегерана по созданию ядерного оружия глава Госдепа оценивает как достоверные. По его оценке, это означает, что ядерная сделка не была построена на основе добросовестности или прозрачности, а основана на лжи Ирана23.

23. PM Netanyahu meets with US Secretary of State Mike Pompeo. // The Israel Ministry of Foreign Affairs. April 29, 2018. Available at: >>>.
40

Советник по национальной безопасности Дж. Болтон также оказался на стороне президента Трампа. Он подчёркивает, что Трамп дал возможность европейцам исправить СВПД, устранить недостатки, на которые указывал американский президент, но они этого не сделали. Болтон настаивает, что выход из СВПД соответствует интересам безопасности США, которые продолжат работать с европейскими союзниками, чтобы добиться их выхода «из этой ошибочной сделки». Советник по национальной безопасности рассчитывал, что европейцы снова подключатся к американским санкциям против Ирана. При этом он надеялся получить их согласие расширить ядерные санкции, включив в их перечень ограничения по развитию иранской ракетной программы, наказания Тегерана за постоянную поддержку терроризма и военную деятельность, которая угрожает друзьям США, таким как Израиль и арабские государства в Персидском заливе24.

24. Press Briefing by National Security Advisor John Bolton on Iran. May 8, 2018. Available at: >>>.
41 С другой стороны, всё же принятое решение Д. Трампа вывести Америку из ядерной сделки с Ираном указывает на ограниченное влияние на президента США министра обороны Джемса Мэттиса. Нет сомнений в том, что Дж. Мэттис, который нередко сдерживал худшие внешнеполитические импульсы Трампа, на этот раз проиграл. Вероятно, это было неизбежно. У него уже не было поддержки бывшего государственного секретаря Р. Тиллерсона и бывшего советника по национальной безопасности Г. Макмастера. Трамп заменил их в 2018 г. на М. Помпео и Дж. Болтона, которым удалось изолировать министра обороны на одном из важнейших направлений внешней политики США.
42

В Конгрессе решение Д. Трампа о выходе из СВПД вызвало неоднозначную реакцию. Как ожидалось, против этого шага Белого дома выступила большая часть законодателей из Демократической партии. Республиканцы, имеющие большинство в обеих палатах Конгресса, за редким исключением решение Д. Трампа поддержали. Спикер Палаты представителей Пол Райан назвал этот шаг президента «сильным», а его намерения возобновить ядерные санкции против Ирана – единственно верными для принуждения Тегерана к отказу от его деструктивной политики в регионе. Райан выразил надежду, что в период реализации санкций в отношении Ирана Соединённые Штаты будут продолжать работать с союзниками для достижения консенсуса в отношении решения целого ряда «проблем иранского поведения, как ядерных, так и неядерных»25.

25. Deirdre Shesgreen. Lawmakers once opposed to the Iran deal now blast Trump's decision to withdraw. USA Today. May 8, 2018. Available at: >>>.
43

Бывший президент Обама и другие высокопоставленные чиновники его администрации выразили глубокое разочарование и обеспокоенность тем, что решение Трампа не только наносит ущерб отношениям с союзниками США в Европе, которые боролись за сохранение сделки, но и потенциально может привести к очередной войне на Ближнем Востоке. Требования Трампа о дополнении СВПД требованиями к Ирану, не имеющими прямого отношения к ядерному соглашению, Обама назвал «непрофессиональными». Он прямо указал своему преемнику на посту президента США, что соглашение «никогда не предназначалось для решения всех наших проблем с Ираном»26. Обама заключил, что решение Трампа выйти из сделки является «опасным выбором», который может привести к войне, получению иранцами ядерного оружия, и гонке вооружений на Ближнем Востоке.

26. Michael Calia. 'A serious mistake': Read Barack Obama's statement on President Trump's decision to pull out of the Iran nuclear deal. May 8, 2018. Available at: >>>.
44

Джон Керри, который был государственным секретарем при Обаме и представлял США на переговорах по ядерной программе Ирана, оценил выход Вашингтона из СВПД как шаг, ставящий мир на грань военной конфронтации. Керри не сомневается, что решение Трампа ослабляет безопасность США, изолирует его администрацию от европейских союзников, при этом создаёт реальные риски для Израиля, лишая Белый дом рычагов влияния на иранское руководство27.

27. Mark Landler. Trump Abandons Iran Nuclear Deal He Long Scorned. May 8, 2018. Available at: >>>.
45

В течение нескольких недель после решения президента Д. Трампа отказаться от ядерной сделки с Ираном Министерство финансов США ввело многочисленные санкции против иранских физических и юридических лиц.

46

10 мая 2018 г. США и Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) наложили санкции на девять иранских физических и юридических лиц, в том числе на Центральный банк Ирана, за оказание помощи иранским силам Корпуса Стражей Исламской революции. Министр финансов Стивен Мнучин объяснил: «Сегодня мы нацелены на иранские частные лица и подставные компании, которые работают в крупной сети обмена валюты»28. 15 мая 2018 г. США санкционируют иранцев за финансирование ливанской партии Хезболла, признанной американцами террористической группой. Министерство финансов ввело санкции против управляющего Центральным банком Ирана и другого высокопоставленного сотрудника банка29. 16 мая 2018 г. США и союзники по Персидскому заливу (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Оман, ОАЭ и Катар) ввели санкции против Хасана Насраллы, лидера Хезболлы30. Наконец, 22 мая 2018 г. Министерство финансов США ввело санкции против пяти иранских лиц за передачу оружия и техническую экспертизу, связанную с баллистическими ракетами, йеменским хуситам, которые были определены правительством США в качестве террористической организации31.

28. United States and United Arab Emirates Disrupt Large Scale Currency Exchange Network Transferring Millions of Dollars to the IRGC-QF. May 10, 2018. Available at: >>>.

29. Treasury Targets Iran’s Central Bank Governor and an Iraqi Bank Moving Millions of Dollars for IRGC-Qods Force. May 15, 2018. Available at: >>>.

30. Treasury and the Terrorist Financing Targeting Center Partner Together to Sanction Hizballah’s Senior Leadership. May 15, 2018. Available at: >>>.

31. Treasury Targets Iranian Individuals Providing Ballistic Missile Support to Yemen’s Huthis. May 22, 2018. Available at: >>>.
47

Вашингтон не скрывал, что требует от Тегерана безоговорочной капитуляции, а госсекретарь США М. Помпео выдвинул к Ирану 12 требований. В своей речи на конференции в Фонде Наследия (Heritage Foundation) 18 мая 2018 г. Майк Помпео объявил, что Белый дом готовит «жесточайшие санкции в истории» и применит их, если Тегеран не выполнит 12 его условий. «Этот список может выглядеть длинноватым, но он лишь отражает объём зловредной активности Ирана», – пояснил госсекретарь32.

32. After the Deal: A New Iran Strategy // 2018 Secretary of State's Remarks. May 21, 2018. Available at: >>>.
48

Вашингтон требует от Тегерана:

1. Предоставить инспекторам Международного агентства по атомной энергии неограниченный доступ ко всем своим военным объектам.

2. Сообщить МАГАТЭ обо всех предыдущих военных аспектах ядерной программы, прекратить эти исследования таким образом, чтобы они поддавались проверке.

3. Прекратить наработку плутония, включая закрытие реактора на тяжёлой воде.

4. Прекратить модернизацию баллистических ракет.

5. Остановить программу разработки носителей ядерного оружия.

6. Освободить всех задержанных «по абсурдным обвинениям» американских граждан и граждан государств – союзников США.

7. Вывести все силы «под иранским командованием» из Сирии.

8. Перестать угрожать Израилю.

9. Прекратить поддерживать хуситов в гражданской войне в Йемене.

10. Прекратить поддерживать «террористические группировки на Ближнем Востоке, включая Хезболлу, ХАМАС, палестинский «Исламский джихад» и террористическую «Аль-Каиду».

11. Уважать суверенитет правительства Ирака.

12. Прекратить поддерживать талибов в Афганистане.

49 Глава внешнеполитического ведомства США остановился в одном шаге от того, чтобы обнародовать взятый администрацией курс на смену власти в Иране. «В конце концов, иранские граждане должны будут решать судьбу своего правительства, – заметил он. Если они примут решение быстро, это будет прекрасно. Если же они этого не сделают, мы будем придерживаться вышеуказанной политики до тех пор, пока не добьёмся своего».
50 В случае выполнения условий Вашингтона Тегерану было обещано «снятие всех санкций, восстановление дипломатических и коммерческих отношений, помощь в модернизации экономики».
51 Госсекретарь США также заявил, что Вашингтон в курсе расхождений во взглядах на иранскую проблему в США и Европе. «Я знаю, что наши европейские союзники могут попытаться придерживаться старого соглашения в этой сфере, – признал он, имея в виду СВПД.– Они знают нашу позицию». М. Помпео предупредил, что США намерены «наказать» те европейские компании, которые будут, вопреки санкциям, сотрудничать с Тегераном на условиях ядерной сделки 2015 года.
52 Начатая администрацией Д. Трампа в мае 2018 г. кампания «максимального давления» на Иран набирает обороты. Вопреки несогласию России, Китая и европейских союзников Вашингтона с решением США о выходе из СВПД американское руководство последовательно продолжает конфронтационную стратегию в отношении Тегерана. Предпринимаемые в рамках этой стратегии решения и действия администрации Д. Трампа заслуживают самостоятельного анализа. США надеются, что санкции заставят Иран обуздать свою региональную деятельность. Сокращения иранских ресурсов путём ужесточения экономических санкций, вряд ли, повлияют на его региональную политику. Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф в эти дни советует американской администрации переосмыслить свою иранскую стратегию и отказаться от провальной политики сдерживания Исламской Республики Иран. Однако в здравый смысл президента Д. Трампа иранцы откровенно не верят. Заметим, что это недоверие имеет серьёзные основания.

References

1. IAEA Director GeneralTs Statement on Iran. January 16, 2016. Available at: https://www.iaea.org/newscenter/statements/iaea-director-general%E2%80%99s-statement-iran

2. Joint Comprehensive Plan of Action. January 16, 2016. Available at: https://www.state.gov/e/eb/tfs/spi/iran/jcpoa/

3. Remarks by the President on the Iran Nuclear Deal. August 05, 2015. Available at: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2015/08/05/remarks-president-iran-nuclear-deal

4. Robert Litwak. U.S. Policy toward Iran: From URogueF to UOutlierF. // Woodrow Wilson International Center for Scholars. Middle East Program. September 2015. Available at: https://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/iran_nuclear_chess_after_the_deal.pdf

5. H.R.3461 - To approve the Joint Comprehensive Plan of Action, signed at Vienna on July 14, 2015, relating to the nuclear program of Iran. September 11, 2015. Available at: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/house-bill/3461

6. Trita Parsi. Trump HasnTt Mastered the Art of Killing the Iran Deal. Foreign Policy. November 11, 2016. Available at: https://foreignpolicy.com/2016/11/11/trump-hasnt-mastered-the-art-of-killing-the-iran-deal

7. Jay Solomon. U.S. Hits Iran with Sanctions, Drawing Threat from Tehran. The Wall Street Journal. February 17, 2017. Available at: https://www.wsj.com/articles/trump-administration-sanctions-25-iranian-entities-1486135896

8. Iran Continues To Sponsor Terrorism. Trump Administration Undergoing Interagency Review of Iran Deal. // Rex W. Tillerson, Secretary of State. April 18, 2017. Available at: https://www.state.gov/secretary/20172018tillerson/remarks/2017/04/270315.htm

9. U.S. State Department Issues Report on Human Rights Sanctions on Iran. May 17, 2017. Available at: https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2017/05/270925.htm

10. Treasury Sanctions Iranian Defense Officials and a China-Based Network for Supporting IranTs Ballistic Missile Program. May 17, 2017. Available at: https://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/sm0088.aspx

11. Carol E. Lee and Jay Solomon. Trump Administration Announces New Sanctions on Iran. May 17, 2017. // The Wall Street Journal. Available at: https://www.wsj.com/articles/trump-administration-to-announce-new-sanctions-on-iran-1495043306?tesla=y&mod=djemCapitalJournalDaybreak

12. President TrumpTs Speech to the Arab Islamic American Summit. May 21, 2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-trumps-speech-arab-islamic-american-summit/

13. Ben Hubbard and Thomas Erdbrink. In Saudi Arabia, Trump Reaches Out to Sunni Nations, at IranTs Expense. May 21, 2017. Available at: https://www.nytimes.com/2017/05/21/world/middleeast/saudi-arabia-iran-donald-trump.html

14. PM Netanyahu meets with US President Donald Trump. // The Israel Ministry of Foreign Affairs. 22 May 2017. Available at: https://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2017/Pages/PM-Netanyahu-meets-with-US-President-Donald-Trump-22-May-2017.aspx

15. U.S. Announces New Iran-related Sanctions. July 18, 2017. Available at: https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2017/07/272635.htm

16. Remarks by President Trump to the 72nd Session of the United Nations General Assembly. September 19, 2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-72nd-session-united-nations-general-assembly/

17. President Donald J. TrumpTs New Strategy on Iran. October 13, 2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-donald-j-trumps-new-strategy-iran/

18. S.615 - Iran Nuclear Agreement Review Act of 2015. 114th Congress (2015-2016). Available at: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/senate-bill/615?q=%7B%22search%22%3A%5B%22Iran+Nuclear+Agreement+Review+Act+of+2015%22%5D%7D

19. Felicia Schwartz. Trump Vows to End Iran Deal Himself if Congress WonTt Act. // The Wall Street Journal. October 13 2017. Available at: https://www.wsj.com/articles/trump-wont-certify-iran-is-complying-with-nuclear-deal-seeks-trigger-points-for-sanctions-1507908636

20. National Security Strategy of the United States of America. December 2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf

21. Treasury Sanctions Iranian Entities. Action Illustrates Iranian Regime's Prioritization of Destabilizing Weapons Systems at the Expense of its People. January 4, 2018. Available at: https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm0246

22. U.S. Secretly Offered Iran a Channel for Talks on Prisoners. // The Wall Street Journal. February 8, 2018. Available at: https://www.wsj.com/articles/u-s-secretly-offered-iran-a-channel-for-talks-on-prisoners-1518085950?mod=djemCapitalJournalDaybreak

23. Ceasing U.S. Participation in the JCPOA and Taking Additional Action to Counter IranTs Malign Influence and Deny Iran All Paths to a Nuclear Weapon. May 8, 2018. Available at: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/ceasing-u-s-participation-jcpoa-taking-additional-action-counter-irans-malign-influence-deny-iran-paths-nuclear-weapon/

24. Full transcript: Vice President Mike Pence on "CBS This Morning". // CBS NEWS, May 10, 2018. Available at: https://www.cbsnews.com/news/full-transcript-vice-president-mike-pence-on-cbs-this-morning

25. PM Netanyahu meets with US Secretary of State Mike Pompeo. // The Israel Ministry of Foreign Affairs. April 29, 2018. Available at: https://mfa.gov.il/MFA/PressRoom/2018/Pages/PM-Netanyahu-meets-with-US-Secretary-of-State-Pompeo-29-April-2018.aspx

26. Press Briefing by National Security Advisor John Bolton on Iran. May 8, 2018. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/press-briefing-national-security-advisor-john-bolton-iran/

27. Deirdre Shesgreen. Lawmakers once opposed to the Iran deal now blast Trump's decision to withdraw. USA Today. May 8, 2018. Available at: https://www.usatoday.com/story/news/politics/2018/05/08/president-trumps-decision-withdraw-iran-deal-splits-lawmakers/592111002/

28. Michael Calia. 'A serious mistake': Read Barack Obama's statement on President Trump's decision to pull out of the Iran nuclear deal. May 8, 2018. Available at: https://www.cnbc.com/2018/05/08/a-serious-mistake-read-obamas-statement-on-trumps-decision-to-pull-out-of-iran-deal.html

29. Mark Landler. Trump Abandons Iran Nuclear Deal He Long Scorned. May 8, 2018. Available at: https://www.nytimes.com/2018/05/08/world/middleeast/trump-iran-nuclear-deal.html

30. United States and United Arab Emirates Disrupt Large Scale Currency Exchange Network Transferring Millions of Dollars to the IRGC-QF. May 10, 2018. Available at: https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm0383

31. Treasury Targets IranTs Central Bank Governor and an Iraqi Bank Moving Millions of Dollars for IRGC-Qods Force. May 15, 2018. Available at: https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm0385

32. Treasury and the Terrorist Financing Targeting Center Partner Together to Sanction HizballahTs Senior Leadership. May 15, 2018. Available at: https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm0387

33. Treasury Targets Iranian Individuals Providing Ballistic Missile Support to YemenTs Huthis. May 22, 2018. Available at: https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm0392

34. After the Deal: A New Iran Strategy. // 2018 Secretary of State's Remarks. May 21, 2018. Available at: https://www.state.gov/secretary/remarks/2018/05/282301.htm