Гендерный аспект системы здравоохранения США
Гендерный аспект системы здравоохранения США
Аннотация
Код статьи
S207054760004701-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хухрева Дарья Алексеевна 
Аффилиация: Институт США и Канады РАН (ИСКРАН)
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Аннотация

Сегодня система здравоохранения США переживает активное развитие. На смену прошлой системе здравоохранения, сформированной при правлении Барака Обамы, в скором времени, возможно, придёт система, преобразованная Дональдом Трампом. Она может сочетать в себе основные достоинства предыдущей и ликвидировать её негативные аспекты. По мнению Дональда Трампа, новая система здравоохранения должна содержать в себе объективные моменты сохранения нации, основным направлением модернизации будет запрет абортов. Однако Демократическая партия вовсе не поддерживает начинания президента в данном вопросе и считает, что участницы женского движения выступают за гендерное и расовое равноправие в области медицины, доступное здравоохранение и право на аборт.

 

Ключевые слова
здравоохранение, медицинская страховка, «Трампкэр», «Обамакэр», социальное обеспечение
Классификатор
Получено
07.11.2018
Дата публикации
18.04.2019
Всего подписок
95
Всего просмотров
3775
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1

В любой стране здравоохранение традиционно представляет собой одну из важнейших экономических сфер, так как оказывает влияние на развитие и качество человеческих (трудовых) ресурсов. Кроме того, охрана здоровья человека – это сфера острого социально-политического, культурно-этического внимания общества: каждый человек на протяжении своей жизни сталкивается с функционированием здравоохранения. Не случайно, статья 25 Всемирной декларации прав человека (1948 г.), провозглашает, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи…».

2

Система здравоохранения – это совокупность институтов, организаций и ресурсов, ставящих перед собой основной целью улучшение здоровья граждан. Для того чтобы такая система могла успешно функционировать, необходимы финансовые средства, кадровые ресурсы, коммуникации, транспорт, материалы и оборудование, средства, а также руководство и управление. В её рамках гражданам предоставляют медицинские услуги, которые зависят от потребностей самих граждан, являются справедливыми с финансовой точки зрения, а также оказываются при уважительном отношении к пациентам. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что «хорошо функционирующая система здравоохранения ежедневно должна ощутимо улучшать жизнь населения»1.

1. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 31.01.2019).
3 В каждой стране существует собственная система здравоохранения, основанная на многочисленных факторах и принципах реализации медицинской помощи, учитывающая специфику данного государства.
4

Наиболее распространены в настоящее время три системы здравоохранения:

– бюджетное здравоохранение, обеспечиваемое государственной системой;

– система регулируемого страхования;

– система частного страхования здоровья.

5

В основе выделения перечисленных моделей лежит не столько роль государства, сколько понимание и определение так называемого «товара» в сфере здравоохранения. Рынок медицинских услуг США является типичным примером рыночной модели, где медицинские услуги рассматриваются как любой другой товар, который может быть куплен и продан, врачи являются продавцами, а пациенты – покупателями. Это с одной стороны. А с другой – система медицинского обеспечения сама по себе функционирует как активная преобразующая сила, воздействие которой ощущается в социальной сфере общества. Сравнительный анализ современных национальных систем здравоохранения отражён в табл. 1.

6

Таблица 1. Сравнительный анализ современных национальных систем здравоохранения

 

Тип модели / Страна Социально-страховая Государственная Рыночная
Германия Япония Канада Франция Великобритания США
Принцип, который лежит в основе модели Здоровье характеризуется фактором, определяющим качество человеческого потенциала Медицинская услуга – квазиобщественное благо Медицинская услуга – общественное благо Медицинская услуга – квазиобщественное благо Медицинская услуга – общественное благо Медицинская услуга – частное благо
Доля расходов на здравоохранение в ВВП 8,1% 6,6% 8,7% 8,5% 6,0% 14%
Источники финансирования ОМС – 60%, ДМС – 10%, государственный бюджет – 15%, личные средства – 15% ОМС – 60%,, государственный бюджет – 10%, общественные фонды – 10%, личные средства – 20% Федеральные фонды -90%, фонды частных компаний – 10% ОМС – 50%, ДМС – 20%, государственный бюджет – 10%, личные средства 20% Государственный бюджет – 100% Частное страхование – 40%, личные средства – 20%, программы для малоимущих – 40%
Доступность медицинского обслуживания 90% 40% 98-99% 80% Всеобщая доступность Ограничена платежеспособность пациентов, программы распространяются не на всех нуждающихся

 

Хутакова Е.Р. 2017. Социальная поддержка пожилого населения в США. Социальное самочувствие населения в социокультурном пространстве, №2, с.91–94.

7

Профессия врача в США – одна из самых престижных, входит в десятку самых высокооплачиваемых профессий страны. В среднем зарплата доктора в США составляет 150 тыс. долл. в год. Число женщин-врачей выросло за последние десятилетия, составив в настоящий момент треть всех американских врачей и половину студентов медицинских вузов. В США оказание медицинских услуг является платным, а оплата медицинского обслуживания производится из различных источников, среди которых три основных: частное медицинское страхование, государственные медицинские программы (федерального, штатного правительства и местного самоуправления) и прямые выплаты ("из карманов") пациента.

8 Частный источник – это частное медицинское страхование, прямые платежи пациентов (включающие все совокупные расходы лиц на совместные платежи и единовременные взносы, требуемые частным медицинским страхованием), уплата соответствующего налога на программу "Медикэр" и другие частные источники (например, филантропия).
9 Четыре категории плательщиков финансируют оплату медицинских услуг: предприниматели, правительства всех уровней, филантропы (церкви, общественные организации и т.д.), американские граждане. Расходы предпринимателей включают издержки на медицинские пособия, которые они выделяют на оплату "планов" группового медицинского страхования по месту работы, больничного фонда программы "Медикэр", на компенсацию рабочим и служащим в связи с временной нетрудоспособностью, на содержание медицинских пунктов на предприятиях.
10

Американские граждане выплачивают традиционные прямые платежи за медицинские услуги, вносят свою долю в групповое медицинское страхование по месту работы (если работодатель не оплачивает полностью медицинский полис), взносы на индивидуальное частное страхование, платят специальный медицинский налог в фонд больничного лечения программы "Медикэр". Государство как наниматель несёт издержки на медицинское страхование рабочих и служащих государственного сектора, выплачивая соответствующие пособия на медицинское страхование2.

2. Шведова Н.А. 2017. Американки, выборы и Трампкэр. Время больших перемен: политика и политики, №2. с.416–417.
11

В целом в США реализуется децентрализованная система охраны здоровья населения, а ответственными за своё здоровье являются сами граждане. Государственные и частные программы по медицинскому страхованию довольно сильно отличаются друг от друга качеством и количеством представляемых льгот, различными источниками финансирования, которые обеспечивают разные по величине денежные выплаты медицинским сотрудникам и конкретным учреждениям здравоохранения.

12

Министерство здравоохранения и социального обеспечения (МЗСО) выступает как ведущее координирующее ведомство федерального правительства в сфере здравоохранения и социальных программ. Министерство представляет президенту рекомендации по политике в области здравоохранения, благосостояния, обеспечения доходов. МЗСО напрямую не занимается ни распределением ресурсов, ни ценообразованием в частном секторе медицинской индустрии, хотя и воздействует на эти процессы.

13

Существующие службы медицинской помощи различаются по функциям и финансированию. Среди них:

14
  • неэкстренная амбулаторная помощь;
  • общественное здоровье и профилактическая медицина (контроль состояния экологии, воды и т.д.);
  • стационарное обслуживание (сложного – длительного квалифицированного высокотехнологичного обслуживания; простого – кратковременного обслуживания).
15

В США отсутствует единое централизованное управление системой здравоохранения.

16

В стране существуют три типа больниц: государственные; частные прибыльные (коммерческие); частные «бесприбыльные». Коммерческие больницы – обычные частнопредпринимательские предприятия, которые формируют свой капитал на индивидуальной, групповой и акционерной основе. Государственные больницы финансируются федеральным и штатным правительством, т.е. полностью за счёт налогоплательщиков (обслуживают государственных служащих, ветеранов войны, инвалидов, лиц, страдающих пcихическими заболеваниями, и больных туберкулезом).

17

«Бесприбыльные» частные больницы создаются местными муниципальными органами с привлечением фондов государственных, частных лиц, различных организаций и благотворительных обществ. Их первоначальный капитал формируется по подписке учредителей. Как коммерческие организации они оказывают услуги за плату, а статус «бесприбыльный» широко используется в США различными фондами, организациями, учреждениями и фирмами, поскольку он даёт им возможность воспользоваться налоговыми льготами, если они вместо выплаты держателям акций дивидендов вкладывают свои доходы в новые или усовершенствованные средства обслуживания, в создание резервов на капиталовложения и для оказания помощи неимущим, что поощряется государством посредством льготного налогообложения3.

3. Шведова Н.А. Здравоохранение: американская модель. Экономика США. Под ред. В.Б. Супяна. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Экономист 2014; Иванов А. Здравоохранение США. Краткий обзор [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 01.02.2019).
18 Во всех штатах присутствует собственное Министерство здравоохранения, в его функции входят вопросы санитарно-противоэпидемической защиты. Все государственные программы сводятся только к обеспечению инвалидов, престарелых, а также некоторых групп малоимущих и бедных слоёв населения.
19

Система здравоохранения США испытывает проблемы, связанные с быстро растущей стоимостью медицинских услуг при отсутствии общенационального охвата медицинским страхованием населения. Хотя для большинства занятого населения, цена средней медицинской страховки (около 1000 долл. в год) достаточно приемлема, миллионы американцев остаются без страхового покрытия – гаранта доступа к качественной медицинской помощи. США представляют собой единственную промышленно развитую страну, не гарантирующую своим гражданам универсальную систему медицинского страхования.

20

Почему США тратят гораздо больше, чем другие государства, на здравоохранение?

 

Многие исследования указывают на простую причину – на цены, а не на объём медицинской помощи4. В среднем у американских мужчин более короткая и менее здоровая жизнь, чем у женщин, считают некоторые авторов, так как мужчины чаще становятся жертвами насильственного преступления, умирают в автокатастрофе, совершают самоубийство, получают травму на работе, злоупотребляют алкоголем5. В то же время среди американских женщин уровень попыток самоубийства больше, чем среди мужчин6

4. Frakt A. Carroll A.E. Why the U.S. Spends So Much More Than Other Nations on Health Care. The New York Times. URL: >>>

5. Brunette M., Drake E. Gender Differences in Homeless Persons with Schizophrenia and Substance Abuse. Community Mental Healh Journal 1998; 34(6): 627-642; Lewis Brown R, Richman JA. Sex differences in mediating and moderating processes linking economic stressors, psychological distress, and drinking. J Stud Alcohol Drugs 2012; 73(5): 811-819; Ranney ML, Locci N, Adams EL et al. Gender-specific research on mental illness in the emergency department: current knowledge and future directions. Academic Emergency Medicine 2014; 21(12). P. 1395-1402. Available at: >>>

6. Levey DF, Niculescu EM, et al. Towards understanding and predicting suicidality in women: biomarkers and clinical risk assessment. Molecular Psychiatry. 2016; 21(6), p. 768-785. DOI: 10.1038/mp.2016.31
21

В последнее время активизировалась деятельность многочисленных неправительственных женских организаций по оказанию давления на Конгресс США, поскольку, по их мнению, в новом проекте системы здравоохранения нарушаются приводящие к неравенству между полами гендерные аспекты, выражающиеся в уменьшении критического финансирования системы социальной защиты и доступа женщин к медицинской помощи7.

7. Шведова Н.А. Американки, выборы и Трампкэр. Время больших перемен: политика и политики 2017; (2). C. 416-417.
22

Кроме того, краткосрочные страховые полисы не предлагают всесторонний охват: бесплатную профилактическую помощь или ведение беременности, отпускаемые по рецепту лекарства и пособия по психическому здоровью. Также налагаются годовые или пожизненные лимиты, то есть выплачивается только установленная сумма (часто не более 1 млн долл.)8.

8. Tamy Luhby. Trump administration unveils alternative to Obamacare. CNN. URL: >>>
23 Таким образом, в особенно уязвимом положении оказываются люди с уже выявленными заболеваниями, которые ранее осуществляли своё лечение в соответствии с законом «О доступном здравоохранении» от 2010 г., который стал широко известен как «Обамакер» (Obamacare). А здоровые граждане рискуют тем, что, в случае возникновения заболеваний или травм, их счета будут не покрыты.
24

Чтобы уменьшить сумму единовременных затрат, американцы покупают полисы частного медицинского страхования, как правило, затрачивая на них более 10% чистого дохода семьи. Качество и объём оказываемой медицинской помощи в данном случае определяется денежными средствами, которые может израсходовать пациент. От платёжеспособности лица зависит объём и качество медицинской помощи. Общие государственные расходы на здравоохранение в США – один из показателей системы финансирования. Как видно на рис.1, государственные расходы на здравоохранение увеличиваются практически каждый год9.

9. Сахипгареева А.Р. 2018. К вопросу о государственном контроле в сфере здравоохранения в Соединённых Штатах Америки. Вестник университета имени О.Е. Кутафина, №5. С. 153–158.
25

Рисунок 1 Совокупные государственные расходы США на здравоохранение (на душу населения), 2007–2018 гг. в международных долларах Процент общих государственных расходов на здравоохранение помогает понять общую величину государственных расходов на здравоохранение (рис. 2). Можно отметить, что за январь – октябрь 2018 г. был замечен абсолютный максимум государственных расходов – 20,7%.

26

Рисунок 2 Процент затрат на здравоохранение от общих государственных расходов, 2007–2018 гг.

27

Тема здравоохранения популярна в США и вызывает постоянный интерес у населения, американской общественности, средств массовой информации. США сегодня тратят практически в 2 раза больше средств на здравоохранение от собственной экономики, чем иные промышленно развитые страны. Сфера здравоохранения в США – арена острых политических столкновений и схваток, ожесточённой борьбы, что особенно видно в периоды избирательных циклов10.

10. Щеголев П.Е. 2018. Указ. соч.
28

Действующая система охраны здоровья населения США продемонстрировала такие позитивные характеристики, как изобретательность, качественность, творчество и производительность. Однако существуют и нерешённые проблемы. Повышается социальная, гендерная, политическая значимость проблем, связанных непосредственно со здравоохранением.

Среди них:

– рост стоимости медицинских услуг;

– продолжающееся повышение цен на некоторые медицинские услуги;

– увеличение числа граждан, не имеющих полиса медицинского страхования.

29

Ранее в США уже предпринимались различные попытки по введению общенациональной медицинской программы, гарантирующей доступ ко всем медицинским услугам всему населению без исключений. Так обеспечивался бы надёжный источник оплаты труда медицинских услуг.

30

Проблема реформирования системы здравоохранения долгие годы является одной из важнейших задач американского правительства. Единственным президентом, кому удалось добиться существенных преобразований, был Линдон Джонсон, запустивший в 1960-х годах две государственные программы – «Медикэр» (Medicare) (медицинское страхование для пенсионеров) и «Медикейд» (Medicade) (программа медицинской помощи нуждающимся). Попытки других президентов (Вильсона, Трумена, Никсона и Клинтона) провести реформы, обеспечивающие доступность здравоохранения для всех граждан вне зависимости от их доходов, провалились.

31 В марте 2010 г. президент Б. Обама подписал закон, который внёс значительные изменения в систему здравоохранения США в 2011–2014 гг. Положения, включённые в реформу здравоохранения и защиты пациентов, были направлены на расширение доступа к медицинскому обслуживанию, повышение защиты потребителей, а также обращение особого внимания на профилактику болезней.
32

Начиная с января 2014 г. почти все американцы должны иметь какую-либо медицинскую страховку («Медикейд» или «Медикэр») от своего работодателя, индивидуальную или через государственную программу.

33

Значительно расширилась программа медицинского вспомоществования «Медикейд», хотя в 2012 г. Верховный суд постановил, что это решение должны принимать штаты самостоятельно. К ноябрю 2015 г. 30 штатов согласились пойти на расширение программы, тем самым обеспечив страховкой большинство населения.

34

В 20 штатах, которые не расширили «Медикейд», примерно три миллиона малоимущих взрослых попадают в так называемый «пробел в страховании», когда их доходы превышают текущие пределы льгот по этой программе, но при этом недостаточно высоки для приобретения частной страховки. Особенно часто это встречается в южных штатах: в Техасе (766 тыс. человек), Флориде (567 тыс.), Джорджии (305 тыс.) и Северной Каролине (244 тыс. человек)11.

11. Melissa Majerol, Vann Kewkirk, and Rachel Garfield, “The Uninsured: A Primer – Key Facts about Health Insurance and the Uninsured in the Era of Health Reform”, Kaiser Family Foundation, November 2015. Доступно по ссылке: URL: >>>
35

В октябре 2017 г. Дональд Трамп подписал указ, который отменяет несколько положений реформы Барака Обамы в области медицины. По мнению Д. Трампа, это может помочь гражданам сэкономить большие средства, ведь предыдущая система здравоохранения определяется очень затратной реформой для бюджета страны.

36

Новые меры могут предоставить медицинским учреждениям право приобретать страховки вне государственной системы, страховые компании могли бы предоставлять краткосрочные медицинские страховки различным категориям граждан. Можно было бы решить множество вопросов гендерного неравенства, так как сегодня многие женщины, имеющие детей, но не занятые на высокооплачиваемой работе, не могут позволить себе дорогостоящий медицинский полис. Но это решение президента столкнулось с препятствиями, среди которых, например, упоминалось, что отмена налогов по прошлой системе сильно ударит по финансированию стационарного лечения.

37

В феврале 2018 г. администрация Д. Трампа снова представила программу краткосрочного медицинского страхования. Положения данной программы вытекают из норм программы прошлого года. Американцы получили право большего выбора в области страхования здоровья: они могут выбирать те страховые полисы, которые будут соответствовать их основным потребностям. При этом важно отметить: доступ к качественному здравоохранению требует немалых средств, что, безусловно, в новых условиях скажется на малообеспеченных американских гражданах, среди которых большинство женщин. Краткосрочные полисы страхования, могут быть дешевле, чем медицинские страховки по предыдущей системе здравоохранения. Однако условие, которое поможет страховщикам исключать из программы страхования граждан их предыдущие полисы с анамнезом, менять условия уже существующих полисов и их ставок, остаётся основной проблемой.

38 С учётом того, что краткосрочные полисы не будут предлагать общий охват, а также бесплатную профилактическую помощь и наблюдение в период беременности, это негативно скажется на женской части населения, усугубляя гендерное неравенство в сфере получения медицинских услуг.
39

Все попытки взять под контроль государства процессы, происходящие в системе здравоохранения, означают необходимость формирования нового «контракта» между обществом и медицинским сообществом, между медицинским бизнесом и сегментами деловых кругов, внутри медико-промышленного комплекса. Здесь политическая задача сохранения гендерного равенства чрезвычайно сложная.

40 Несмотря на усилия администрации Д. Трампа, предыдущая система здравоохранения популярна у американцев. Значительная часть взрослого населения выражает беспокойство относительно отмены законодательства в области доступного здравоохранения, и о результатах новой реформы судить преждевременно.
41

Экономические возможности государства, реальные объёмы финансирования современной медицинской сферы существенно влияют на совокупное состояние здоровья населения. Система, базирующаяся на принципах страховой медицины, оптимально функционирует при условии различного финансового обеспечения12.

12. Шведова Н.А., Хухрева Д.А. 2018. Проблемы реформирования системы здравоохранения в США. Россия и Америка в 21 веке [Электронный ресурс], №1. URL >>>
42

Дональд Трамп планирует отменить и заменить «Обамакэр», что является его лозунгом на протяжении всего периода нахождения на посту президента. После одобрения законопроекта, который нацелен на ликвидацию старой системы здравоохранения, активизировалась деятельность многочисленных неправительственных женских организаций для реализации давления на Сенат. По их мнению, в новом проекте системы здравоохранения нарушается гендерный баланс, приводящий к неравенству между полами в отношении доступа к медицинской помощи. Так, президент влиятельной неправительственной организации «Фонд феминистского большинства» (Feminist Majority Foundation) Элеонор Смил (Eleanor Smeal), обращаясь к американкам с предупреждением о «вредном и жестоком» характере законопроекта, касающегося новой системы здравоохранения, подчеркнула, что проект «тайно формируется тринадцатью членами рабочей группы, в которую входят только мужчины сенаторы-республиканцы». Между тем именно женщины, по её мнению, окажутся жертвами в случае одобрения и поддержки нового проекта системы здравоохранения со стороны Сената13. Она призывает американок к срочным действиям и к требованию от парламентариев отказаться от варианта законопроекта, который подготовлен Палатой представителей Конгресса США. Элеонор Смил подчёркивает, что принятие данного законопроекта чревато ликвидацией некоторых медицинских стационаров (больниц), которые не выживут в условиях новой системы, а также домов сестринского ухода в небольших городах. Ведь старая система покрывала расходы на медицинские услуги двум третям пациентов больниц и домов сестринского ухода, среди которых американки составляют преимущественное большинство – около 70%. По мнению американских неправительственных женских организаций, стремление Д. Трампа заменить старую систему здравоохранения на новую приведёт к сокращению как критического финансирования системы социальной защиты, так и доступа женщин к медицинской помощи.

13. Шведова Н.А. 2017. Американки, выборы и Трампкэр. Время больших перемен: политика и политики, № 2. С.416–417.
43

Американки – участницы женского демократического движения сегодня выступают за гендерное и расовое равноправие, а также за доступное здравоохранение и право на прерывание беременности (аборт). К их голосам вынуждены прислушиваться властные структуры, потому что именно женские голоса на выборах всех уровней в значительной степени определяют судьбу кандидатов, о чём свидетельствуют и результаты последних промежуточных выборов 2018 г. в США. Вместе с тем, вопросы доступа к обеспечению охраны здоровья с учётом гендерного баланса и гендерной справедливости находятся под угрозой при формировании системы здравоохранения при республиканской администрации Дональда Трампа.

Библиография

1. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/features/qa/28/ru/ (дата обращения: 31.01.2019).

2. Шведова Н.А. 2017. Американки, выборы и Трампкэр. Время больших перемен: политика и политики, №2. с.416–417.

3. Шведова Н.А. Здравоохранение: американская модель. Экономика США. Под ред. В.Б. Супяна. 3-е издание, переработанное и дополненное. М.: Экономист 2014; Иванов А. Здравоохранение США. Краткий обзор [Электронный ресурс]. URL: https://smart-lab.ru/blog/454605.php (дата обращения: 01.02.2019).

4. Frakt A. Carroll A.E. Why the U.S. Spends So Much More Than Other Nations on Health Care. The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/2018/01/02/upshot/us-health-care-expensive-country-comparison.html

5. Brunette M., Drake E. Gender Differences in Homeless Persons with Schizophrenia and Substance Abuse. Community Mental Healh Journal 1998; 34(6): 627-642; Lewis Brown R, Richman JA. Sex differences in mediating and moderating processes linking economic stressors, psychological distress, and drinking. J Stud Alcohol Drugs 2012; 73(5): 811-819; Ranney ML, Locci N, Adams EL et al. Gender-specific research on mental illness in the emergency department: current knowledge and future directions. Academic Emergency Medicine 2014; 21(12). P. 1395-1402. doi.org/10.1111/acem.12524

6. Levey DF, Niculescu EM, et al. Towards understanding and predicting suicidality in women: biomarkers and clinical risk assessment. Molecular Psychiatry. 2016; 21(6), p. 768-785. DOI: 10.1038/mp.2016.31

7. Шведова Н.А. Американки, выборы и Трампкэр. Время больших перемен: политика и политики 2017; (2). C. 416-417.

8. Tamy Luhby. Trump administration unveils alternative to Obamacare. CNN. URL: http://money.cnn.com/2018/02/20/news/economy/trump-obamacare-short-term-health-insurance/index.html

9. Сахипгареева А.Р. 2018. К вопросу о государственном контроле в сфере здравоохранения в Соединённых Штатах Америки. Вестник университета имени О.Е. Кутафина, №5. С. 153–158.

10. Щеголев П.Е. 2018. Указ. соч.

11. Melissa Majerol, Vann Kewkirk, and Rachel Garfield, “The Uninsured: A Primer – Key Facts about Health Insurance and the Uninsured in the Era of Health Reform”, Kaiser Family Foundation, November 2015. Доступно по ссылке: URL: http://kff.org/uninsured/report/the-uninsured-a-primer-key-facts-about-health-insurance-and-the-uninsured-in-the-era-of-health-reform/

12. Шведова Н.А., Хухрева Д.А. 2018. Проблемы реформирования системы здравоохранения в США. Россия и Америка в 21 веке [Электронный ресурс], №1. URL http://www.rusus.ru/?act=read&id=608

13. Шведова Н.А. 2017. Американки, выборы и Трампкэр. Время больших перемен: политика и политики, № 2. С. 416–417.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести