D. Trump’s MAGAnomics: two years of presidency
D. Trump’s MAGAnomics: two years of presidency
Annotation
PII
S207054760004698-4-1
DOI
10.18254/S207054760004698-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Victor Supyan 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russian Federation
Edition
Abstract

The paper aims to show the current state of the US Economy and to estimate the effectiveness of reforms undertaken by Mr. Trump over two first years in a position of the US President. The article reviews the dynamics of basic macroeconomic indicators, including GDP rates of growth, indicators of inflation and unemployment, of investment activity and foreign trade. 

It is shown that over last two years the US economy demonstrates positive trends in development, including sustainable economic growth, low inflation and unemployment. The author makes a conclusion that these achievements are connected primarily not with Trump’s economic policy, but mostly with growing consumer demand and growth of domestic private investment after 2008-2009 financial crises. 

The article also reviews the directions of domestic as well of foreign economic reforms. Among changes in domestic economic policy the tax reform seems to be the most important. Attention is paid to economic regulation reform, to changes in infrastructure and energy policy. 

The author analyses also the policy of so called, “new protectionism”, aimed to return jobs to the USA and to review international economic agreements. The results of such policy is pretty controversial – it has both positive and negative economic outcomes. The US succeeded to review the former NAFTA agreement in their favor. The same time “trade war” with China can bring unexpected negative outcomes. 

It is also discussed what steps are aimed to be taken in immigration policy. D. Trump failed so far to pass new migration law and to restrict the scale of immigration flows to the U.S. Though the economic policy of Trump administration is quite consistent, not everything is successfully achieved.

 

Keywords
USA, GDP, economic of science, unemployment, trade balance, tax reform, economic deregulation, protectionism, immigration, budget deficit, government debt
Received
21.02.2019
Date of publication
18.04.2019
Number of characters
27146
Number of purchasers
3
Views
266
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Введение

 

Прошло два года с тех пор, как Д. Трамп был избран сорок пятым президентом США. Пожалуй, ни один вновь избранный президент США, по крайней мере, за период после Второй мировой войны, не привнёс в политическую жизнь страны столько противоречивых суждений о своей персоне и не вызвал столько критики в адрес своей политики, касается ли это внешней политики, социальных проблем или экономики. С одной стороны, Трампу удалось отчасти консолидировать Республиканскую партию, укрепить в ней свой авторитет. С другой – по-прежнему большая часть американского политического класса настроена по отношению к президенту откровенно враждебно и не воспринимает его как национального лидера. Противоречивы результаты промежуточных выборов в Конгресс, прошедшие в ноябре 2018 г., когда Д. Трампу, с одной стороны, удалось укрепить позиции Республиканской партии в Сенате, но с другой – им потерян контроль над Палатой представителей, где большинство теперь у Демократической партии. Одновременно продолжаются расследования предполагаемых связей предвыборного штаба Д. Трампа с Россией, что чревато многими неприятностями для политической репутации президента и для его будущего. Что же происходит на этом фоне в экономике США? Ведь центральным пунктом его предвыборных обещаний была именно экономика, а также внешнеэкономические и социальные проблемы страны.

2 Экономические результаты политики президента Д. Трампа активно обсуждаются как в профессиональной литературе, так и в широкой печати. Появились новые термины, которые стремятся наиболее точно определить сущность проводимой администрацией Д. Трампа политики. Это и «трампономика» по аналогии с «рейганомикой» президента Р. Рейгана. Аналитики ищут и находят немало общих черт нынешней экономической политики с неолиберальной (консервативной, по американской терминологии) политикой президента Р. Рейгана. Ещё один термин, который всё более активно входит в оборот – «маганомика», первая часть которого является английской аббревиатурой от главного предвыборного лозунга Д. Трампа – «сделаем Америку вновь великой» (make America great again).
3

Макроэкономические результаты к концу двух лет президентства Д. Трампа

 

Минувшие два года характеризуются устойчивым экономическим ростом. В 2017 г. ВВП страны в реальном выражении вырос на 2,2%, а за три квартала 2018 г. – темпы прироста составили 3,3% в годовом выражении. Особенно быстрый рост производства наблюдался в отраслях обрабатывающей промышленности, производящих товары длительного пользования (добавленная стоимость в реальном выражении возросла здесь на 3,2% в 2017 г и почти на 6% за первые два квартала 2018 г.), а также в профессиональных услугах (наука, образование и др.) – на 4,2% в 2017 г. и на 5,6% в 2018 г. При этом прирост внутренних частных инвестиций в рассматриваемые периоды составил 4,8% и 12,3% соответственно. Реальный ВВП к концу III квартала 2018 г. превысил 20 трлн долларов1.

1. Bureau of Economic Analyses. New Release. Table 1, p. 7.
4 На рекордно низком уровне остаётся безработица в стране – 3,7% в октябре 2018 г. Если исключить из расчётов молодёжь в возрасте 16–19 лет, у которых традиционно высокая безработица в силу отсутствия опыта и образования, то для основной массы рабочей силы уровень безработицы был 3,3–3,4%. Даже среди обычно таких уязвимых групп рабочей силы, как испаноязычные американцы и афроамериканцы, уровень безработицы был относительно невысоким (4,4% и 6,2% соответственно)2. К январю 2019 г. безработица в стране несколько возросла – до 4%.
2. Bureau of Labor Statistics. Economic News Release. Summary Table A, p. 1/2.
5 Отражением экономического роста, безусловно, является увеличение числа рабочих мест и рост занятости в экономике, особенно в обрабатывающей промышленности. Эта тенденция прослеживается с 2011 г., достигнув пика в 2014 г., когда было создано 3 млн новых рабочих мест. Рост числа рабочих мест продолжился и дальше, но уже по нисходящей кривой – с 2015 г. масштабы прироста становились меньше, опустившись до уровня в 1,3 млн в 2018 г. Особенно заметен прирост занятости в обрабатывающей промышленности. Только за первую половину 2018 г. здесь было создано 174 тыс. новых рабочих мест. Это почти столько же, сколько создавалось в среднем в обрабатывающей промышленности ежегодно за минувшие 10 лет, и заметно больше, чем в первый посткризисный период, когда президентом был Б. Обама3.
3. Chuck Jones. Trump’s Economic Scorecard: 18 Months into His Presidency. Forbes, July, 27, 2018. Available at: >>>>
6 Инфляция в США в оба года – в 2017 г. и 2018 г. оставалась на низком уровне – 2,1% и 1,9% соответственно.
7 Внешнеторговые показатели США изменились незначительно – и в 2017 г., и в 2018 г. объёмы экспорта и импорта возросли. Объём внешней торговли США в 2017 г. составил 5,2 трлн долл., сохранив большой торговый дефицит в размере 552 млрд долл. Судя по данным за три квартала 2018 г., ситуация с торговым дефицитом сохранится на прежнем уровне (см. табл. 1).
8

                                                                                                                                                                       

                   Макроэкономические показатели США                                                                                

Показатели Годы
  2017 2018
Валовой внутренний продукт ВВП (трлн долл.) 19,5 20,5
Прирост ВВП к предшествующему периоду (%) 2,2 2,9
Уровень безработицы (%) 4,1 3,7
Уровень инфляции (%) октябрь 2,1 2,2
Объём внешней торговли (млрд долл.) 5254 5158 (янв-нояб)
Экспорт 2351 2303 (янв-нояб)
Импорт 2903 2855 (янв-нояб)
Торговый баланс (млрд долл.) -552,3 552,3 (янв-нояб)

Bureau of Economic Analyses, Bureau of Labor Statistics.

9 Ещё одним важным экономическим достижением США следует признать возросшую энергонезависимость страны. Технический прогресс в сфере добычи энергоресурсов, масштабная разработка сланцевых месторождений, диверсификация импорта энергоносителей привели к тому, что по добыче газа США вышли на 1-е место в мире, а по добыче нефти занимают последние годы 2–3-е место в мире. Доля импорта в общем потреблении энергоресурсов только за 2007–2014 гг. сократилась с 28,6% до 10,3%. Разумеется, все эти достижения вряд ли можно отнести на счёт экономической политики администрации Д. Трампа. И устойчивый рост, связанный с выходом страны из экономического кризиса, и изменения в энергобалансе начались ещё во времена президента Б. Обамы и обусловлены, главным образом, основными и традиционными факторами экономического роста, а именно возросшим потребительским спросом, а также растущими частными инвестициями. Кроме того, именно президентом Б. Обамой и Федеральной резервной системой проводилась очень эффективная политика по стимулированию экономики (политика количественного смягчения). Вопрос о том, в какой степени экономическая политика Д. Трампа способствовала ускорению экономического роста и снижению безработицы, пока остаётся открытым и вызывает разноречивые оценки среди американских экспертов.
10

Направление внутриэкономических реформ и их перспективы

 

Если вспомнить предвыборные обещания и намерения Д. Трампа, то нельзя не признать, что он на протяжении первых двух лет пребывания в Белом доме, последовательно стремился выполнить свои намерения и во многом реализовал свои планы. Это касается как большинства его политических обещаний (увеличение военных расходов, перевод посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, усиление борьбы с ИГИЛ, визовые запреты для граждан из стран, представляющих, по его мнению, террористическую угрозу, борьбу с нелегальной иммиграцией), так и чисто экономических реформ.

11 Его экономические реформы можно условно разделить на внутри- и внешнеэкономические. Среди внутриэкономических реформ на первое место следует, бесспорно, поставить налоговую реформу. Можно выделить несколько важных её компонентов. Во-первых, при сохранении семи ставок на доходы физических лиц, сами ставки были несколько снижены. Вместо прежней шкалы для различных групп доходополучателей (10, 15, 25, 28, 33, 35% и 39,6%) была введена новая, предполагающая, как правило, пониженные ставки – 10, 12, 22, 24, 32, 35 и 37%. Как полагают многие эксперты, такая шкала означает более выгодные условия для лиц с более высокими доходами. Здесь надо заметить, что новые ставки подоходного налога сохранятся лишь до 2025 г., но их действие может быть и продлено.
12 Для физических лиц ещё одним важным изменением стало увеличение стандартного налогового вычета почти в 2 раза (с 6,35 тыс. долл. до 12 тыс. долл.). Для семейных пар, подающих единую налоговую декларацию, такой вычет увеличивается с 13 тыс. долл. до 24 тыс. долларов.
13 Реформа также отменяет обязательные ранее штрафы для граждан США, которые не приобретают медицинскую страховку. Таким образом, Д. Трамп попытался ограничить действие реформы здравоохранения президента Б. Обамы, отменить которую на законодательном уровне ему не удалось.
14 Что касается налогообложения юридических лиц, то здесь произошли действительно радикальные изменения. Прежняя восьмиуровневая шкала налогообложения корпораций (от 15,6 до 35%) была заменена единым налогом в 21%, что стало рекордно низкой ставкой с 1939 г. Такой налог на бизнес стал одним из самых низких в мире и сделал американскую экономику ещё более привлекательной для иностранных инвестиций.
15 Ещё одно важное нововведение налоговой реформы, касающееся бизнеса – переход на преимущественно территориальный принцип налогообложения корпораций. Ранее ТНК облагались налогами по месту функционирования своих филиалов, то есть за рубежом. По новому закону ТНК получают выбор – платить налоги в США или по месту деятельности дочерних предприятий. Поскольку по новому закону ставка налогообложения в США ниже, чем в большинстве других стран, компании предпочтут делать налоговые платежи в США, то есть в стране регистрации ТНК.
16 Кроме того, новый налоговый закон предполагает существенное снижение налоговой ставки на репатриацию активов американских кампаний из-за рубежа – до 15,5% на финансовые активы и до 8% на нефинансовые с уровня в 35%, существовавшего прежде.
17 Позитивно для экономики оценивается отмена налога на дарение семейных предприятий, поскольку эта мера поддерживает уверенность владельцев семейного бизнеса в его будущем.
18 Большинство экспертов положительно оценивают возможные последствия масштабного снижения налогов, в первую очередь на бизнес, а также увеличение стандартных налоговых вычетов. Вероятно, что и в новом Конгрессе, с преобладанием демократов в Палате представителей, основные изменения в налоговом законодательстве сохранятся, так как они могут обеспечить реальные стимулы для ускорения экономического роста.
19 Однако очевидно, что такое глобальное сокращение налогов, происходящее одновременно с ростом федеральных расходов, прежде всего, на военные цели, не будет компенсировано ускорением роста ВВП и приведёт к росту федеральных заимствований и увеличению бюджетного дефицита до уровня в 0,9 трлн долл. в 2019 фин. г. и соответственно росту государственного долга, уже превысившего отметку в 22 трлн долларов4.
4. Chuck Jones Tramp’s Economic Scorecard: 18 Months into His Presidency. July 27, 2018. Available at: >>>>
20 В то же время весьма вероятно, что налоговая реформа Д. Трампа может иметь серьёзный позитивный стимулирующий эффект для экономики. Так, по прогнозу Бюджетного управления Конгресса, фискальный эффект снижения налогов приведёт к дополнительному увеличению темпов прироста ВВП США на 0,7% ежегодно в период 2018–2027 гг. Такой результат может быть связан с фактом инвестиций в основной капитал американских корпораций, и с ростом потребительского спроса, что обусловлено также снижением уровня налогообложения.
21 Оценки количественного эффекта снижения налогов на экономический рост пока весьма предварительны. В 2018 г. из обычного набора факторов, влияющих на экономический рост (личное потребление, частные инвестиции, динамика товарно-материальных запасов и внешняя торговля) ведущим стал, по оценкам экспертов, рост товарно-материальных запасов, добавивший 2,1% к приросту ВВП в III квартале 2018 г. Он был компенсирован негативным влиянием внешнеторговой динамики (-1,7%) и позитивным – приростом государственных расходов (0,6%). Итоговый результат составил 3,7% прироста ВВП в III квартале 2018 г. Как раз рост товарно-материальных запасов можно связать с началом влияния на активность бизнеса снижения корпоративного налога в прошедшем, 2018 году.
22 Президентские аналитические структуры также дают весьма позитивные оценки мультипликационного эффекта налоговой реформы. В частности, в Экономическом докладе президента за 2018 г., подготовленном Экономическим советом при президенте прогнозируется увеличение прямых иностранных инвестиций в США на 121 млрд долл. и одновременное снижение оттока американских прямых инвестиций за рубеж на 79 млрд долл. В докладе отмечается, что одно только сокращение корпоративного налога на 14 процентных пунктов должно привести к росту годового ВВП на 142 млрд долл. (0,8%). За три года после принятия налоговой реформы в декабре 2017 г. ВВП должен возрасти на 2,4%5.
5. Economic Report of the President. Wash., 2018. Pp. 67, 68.
23 В ряду важных внутриэкономических реформ Д. Трампом была объявлена модернизация регуляторной системы. После прихода Д. Трампа на пост президента, республиканский Конгресс уже отменил более дюжины различного рода административных актов, принятых Б. Обамой в последние месяцы его пребывания у власти. Объявленный мораторий на новые федеральные административные акты должен уменьшить стоимость экономического регулирования и повысить его эффективность.
24 По мнению Д. Трампа, государственное регулирование экономики избыточно и обходится, по расчётам его экспертов, в 2 трлн долл., сокращая доходы домохозяйств на 15 тыс. долл. в год. Только за 2015 г. федеральные агентства выпустили 3300 распоряжений и постановлений (в 2014 г. – 2400), ограничивающих предпринимательскую деятельность. Только за первый год пребывания у власти Д. Трампа сэкономлено 8,1 млрд долл. на деятельности административных органов.
25 В течение 2017 г. президент издал четыре исполнительных указа, обязывающих все федеральные ведомства провести ревизию текущей регулятивной практики. Эти указы требовали, чтобы одновременно с принятием каких-либо регулятивных правил, отменялись два прежних распоряжения. Один из указов, № 13777, подписанный 24 февраля 2017 г., требовал от федеральных ведомств пересмотреть все регулятивные акты и отменить неэффективные. Администрация решила принять к анализу и пересмотру только 42% (89 постановлений) из общего числа ведомственных постановлений за минувшие 10 лет6.
6. Economic Report of the President. Wash., 2018. Pp. 94-98
26 Ожидается, что экономия возрастёт почти до 10 млрд долл. после утверждения в 2018 г. правила о принятии одного нового регулирующего постановления взамен четырёх отменённых. В целом, реформу дерегулирования также можно считать шагом в правильном направлении – в направлении дебюрократизации экономической системы.
27 Но многие критики принимаемых в этой области мер отмечают, что Америка нуждается не просто в приостановке старой регулятивной практики, а в её пересмотре по новой концептуальной основе, как это случилось в конце 1970-х и в 1980-е годы в рамках «рейганомики». Эксперты отмечают слабый интеллектуальный потенциал команды Д. Трампа для принятия таких принципиальных решений.
28 Одна из заявленных направлений реформ – новая энергетическая стратегия, нацеленная на достижение уже не только энергетической независимости, но и энергетического доминирования в мире. На это будет направлено снятие принятых в период администрации Б. Обамы ограничений (экологических и других) на развитие энергетических проектов, что, по мнению Д. Трампа, могло привести к уменьшению потенциального ВВП на 2,5 трлн долл. до 2030 г. и к снижению личных доходов американцев на 7 тыс. долл. в год. Снятие ограничений на добычу нефти и газа в сланцевых пластах, а также на добычу угля, может способствовать удешевлению энергии и росту доходов энергетического сектора. Ожидается, что меры по развитию энергетики приведут к росту ВВП на 100 млрд долл. и к созданию ежегодно 500 тыс. новых рабочих мест, а также к росту совокупного годового фонда оплаты труда в 30 млрд долл. за ближайшие семь лет. Это, в свою очередь, приведёт к увеличению доходов консолидированного бюджета на 6 трлн долл. за четыре десятилетия7.
7. Fact Sheet: Donald J. Trump’s Pro-Growth Economic Policy will create 25 million Jobs. Available at: >>>> (accessed 02.03.17)
29 Вероятно, именно инициативы в области энергетики и снятие экологических барьеров в угольной промышленности привело к росту занятости в данной отрасли. Так, в предыдущие годы, в том числе и в послекризисный период, занятость в отрасли постоянно сокращалась – с 89,4 тыс. человек в 2011 г. до 49,7 тыс. человек в 2016 г. После прихода к власти Д. Трампа занятость в угольной промышленности за 1,5 года выросла на 3,5 тыс. человек, до уровня в 53,2 тыс. человек8.
8. Chuck Jones. Trump’s Economic Scorecard: 18 Months Into His Presidency. Op. cit. P. 7
30 К энергетическим проектам примыкают планы по резкому увеличению инвестиций в инфраструктурные проекты. Речь идёт о дополнительных 100 млрд долл. в течение 10 лет в энергетическую, транспортную и коммунальную инфраструктуру, то есть в строительство линий электропередач, дорог, мостов, объектов водоснабжения. Среди объявленных мер в этой области – увеличение масштабов кредитования данных проектов, инфраструктурный налоговый кредит, упрощение разрешительной системы.
31

Реформы во внешнеэкономической сфере

 

Бесспорно, одним из главных экономических приоритетов экономической политики Д. Трампа стала его внешнеэкономическая политика. В русле этого направления президентские инициативы направлены на защиту национальных производителей и внутреннего рынка. Политика в этой области нацелена на пересмотр торговых соглашений с зарубежными партнёрами для снижения доли импорта и увеличения внутреннего производства. С этой целью происходит увеличение внешнеторговых тарифов на ввозимые товары из-за рубежа, прежде всего из Китая. Это, по мнению президента, приведёт к возвращению многих производств обратно в страну.

32 В сфере внешнеэкономической политики можно выделить два главных приоритета администрации Д. Трампа: 1) пересмотр торговых соглашений, причём как двусторонних, так и многосторонних, и 2) сокращение легальной и нелегальной иммиграции.
33 В сфере внешней торговли можно констатировать резкий поворот от проводившегося в течение 80-ти предшествующих лет курса на свободу торговли и многостороннего сотрудничества к политике протекционизма.
34 Прежде всего, отметим, что глобализация мировой экономики, либерализация торговли, движение капитала и другие формы мирохозяйственных связей не являлись чьим-то волюнтаристским решением. Глобализация и либерализация международных экономических отношений были обусловлены объективными тенденциями в международном разделении труда, вызванными в первую очередь революционными инновациями в сфере телекоммуникаций, в транспорте, в технологических и организационных преобразованиях в финансах, в целом – в сфере общественного производства. Распространилась система создания цепочек прибавочной стоимости, охватывающая многие страны, ориентированная на достижение максимальной экономической эффективности.
35 Вторым важнейшим фактором стала транснационализация американской экономики, вывоз предприятий в страны с более низкими издержками производства, что обусловлено стремлением к максимизации прибыли. Этим процессам активно способствовала политика наиболее развитых стран мира, и прежде всего США, направленная на либерализацию мировой экономики. Всё это привело к тому, что доля торговли, например, в ВВП США выросла с 9% в 1960 г. до, примерно, 30% в 2018 году.
36 Последствия глобализации и либерализации были многообразны и в основном позитивны для США и других развитых стран. По оценкам, с 1950 г. до 2015 г. доходы США от международной торговли составили более 2 трлн долл.9 Ведь в более свободной конкурентной среде наиболее сильные страны получали очевидные конкурентные преимущества.
9. Mareus Noland. US international economic policy in the Trump administration. MPRA Paper № 84435 Feb 9, 2018. P. 2. Available at: >>>>
37 Среди позитивных последствий можно назвать рост заработной платы у высококвалифицированных кадров, усиление международной специализации США прежде всего на наукоёмких отраслях производства, ограничение инфляции в стране из-за притока в страну дешёвых потребительских товаров из-за рубежа.
38 Но были и отрицательные последствия. Наиболее болезненным можно считать высвобождение рабочих мест из целого ряда отраслей промышленности, в основном, традиционных, в связи с перемещением их предприятий за рубеж. По расчётам, в результате перевода предприятий за рубеж в стране было потеряно более 5 млн рабочих мест. В остающихся на территории США предприятиях прослеживалась тенденция падения спроса на рабочую силу и соответственно снижение уровня заработной платы. Именно эти негативные последствия глобализации стали причиной недовольства представителей традиционных отраслей и профессий в США процессами либерализации мирохозяйственных связей и поддержки предвыборных обещаний Д. Трампа вернуть рабочие места на территорию США.
39 Ещё одним аргументом Д. Трампа в пользу политики протекционизма стал огромный дефицит торгового баланса США, достигший в 2018 г. 580 млрд долл.10 Торговый дефицит США вызван многими причинами, в том числе и выгодностью для США массированного импорта дешёвых потребительских товаров из-за границы. В то же время следует признать, что в ряде случаев как в двусторонних, так и в многосторонних соглашениях, заключённых Соединёнными Штатами с другими странами в предшествующие периоды, таможенные пошлины на ввоз товаров в США оказались заметно ниже, чем на экспорт. Часто это было сознательной политикой США, как наиболее сильной страны, с одной стороны, экономически поддерживающей своих партнёров, а с другой – получающей при этом право на принятие решений во многих вопросах. В ряде случаев, как например, в торговле с Китаем немалую роль играли такие факторы, как заниженный курс валюты, неурегулированные вопросы с интеллектуальной собственностью, разного рода нетарифное регулирование.
10. Juck Jones. Trump’s Economic Scorecard: Midterm Election Check-up. Forbes. 26.10.2018. Available at: >>>> mid-term-elections/#21064b117ch
40 Администрация Д. Трампа, настаивая на устранении якобы существующих несправедливостей и дисбалансов в торговле с другими странами, взяла курс на пересмотр многих двусторонних и многосторонних торговых соглашений. США ещё в начале 2017 г. вышли из Транстихоокеанского партнёрства, соглашения, предполагавшего снижения торговых барьеров между странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Застопорилось достижение соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнёрстве. Под давлением США в конце 2018 г., пересмотрено Североамериканское соглашение о свободной торговле, НАФТА
41 Продолжаются трудные торговые переговоры с Китаем, с которым развязана настоящая торговая война. После введения США в 2018 г. повышенных торговых пошлин на целый ряд важнейших товаров во взаимной торговле, Китай ответил соответствующим повышением торговых тарифов. По некоторым позициям Китай под усиливающимся давлением пошёл на ряд уступок, снизив ввозные пошлины на соевые бобы и автомобили из США.
42 Формально, принимая такого рода меры, Д. Трамп апеллирует к справедливой торговле, к выравниванию тарифов, к защите внутреннего рынка. Вероятно, используя политическое и экономическое давление, с учётом доминирующего положения в мировой экономике, используя механизм санкций, США смогут добиться пересмотра торговых соглашений на выгодных для себя условиях, получив при этом краткосрочные экономические выгоды. Однако, восстанавливая против себя практически всех своих основных торговых партнёров, США могут потерять в главном – в роли экономического и политического лидера, по правилам которого играют другие страны.
43 Кроме того, совершенно очевидно, что выполнить главное предвыборное обещание – вернуть рабочие места на родину, Д. Трампу не удастся. Интересы корпораций, ориентированные на снижение издержек и максимизацию прибыли, что определило вывод их предприятий за рубеж, не смогут компенсировать никакие налоговые льготы и тем более административные требования.
44 Ещё одним направлением внешнеэкономической стратегии Трампа (которое, впрочем, с полным основанием может считаться важной частью внутренней политики страны) стала политика на ограничение международной иммиграции. Трамп утверждает, что как нелегальная, так и легальная иммиграция угрожают национальной безопасности страны, увеличивают риски насилия и преступности. Противники иммиграции утверждают, что ограничение иммиграции позитивно повлияет на рынок труда и увеличит доходы в США.
45 Однако многочисленные исследования в США по социально-экономическим последствиям иммиграции показывают обратное. Несмотря на отдельные негативные последствия (в частности, для низкодоходных групп населения), в целом иммиграция повышает средние доходы в стране, способствует росту предпринимательства и развитию науки. Проблема международной иммиграции стала настоящим камнем преткновения для американского общества и разделила не только политический класс, но и всю страну. Особенно бурные споры вызвало стремление Трампа возвести стену на границе между США и Мексикой. Это привело даже к самой продолжительной за всю историю США приостановке финансирования федеральных органов власти в начале 2019 г. Уже очевидно, что проблема миграции стала одной из тех проблем, где администрация США выполнить свои предвыборные обещания пока не в состоянии.
46 Ещё ряд инициатив Д. Трампа потерпел неудачу. В частности, Конгресс проголосовал против отмены принятой при президенте Б. Обаме реформы здравоохранения («Обамакэр»). Потерпев фиаско в Конгрессе, президент своими указами отменил ряд положений закона «О доступном здравоохранении», но закон в целом остался в силе. Не удалось пока принять и ограничительное иммиграционное законодательство. Д. Трамп также не сумел поставить под свой контроль и Федеральную резервную систему (ФРС) – его назначенец на посту председателя ФРС Дж. Пауэлл сумел отстоять независимость ФРС, несмотря на недовольство Трампа в связи с очередным увеличением ключевой ставки11.
11. Nomi Prins. These 5 Trump Policies Are Leading US Toward Economic Chaos. The Nations. Aug 2, 2018. Available at: >>>>
47

Заключение

 

Таким образом, всё вышесказанное позволяет сделать три достаточно однозначных вывода: во-первых, Д. Трамп весьма последователен в своей экономической политике; во-вторых, нынешнее экономическое благополучие США обусловлено в основном эффективным рыночном механизмом экономики США и достижениями его предшественника на посту президента; в-третьих, в экономической политике Д. Трампа присутствуют как весьма разумные и обоснованные решения, так и весьма противоречивые подходы, способные поставить под сомнения всю идеологию экономических реформ.

48

Серьёзным испытанием для Д. Трампа может стать постепенное накопление предпосылок для очередного циклического кризиса. Здесь и отмечаемый уже некоторыми экономистами «перегрев» на финансовом рынке, и возможное негативное влияние тарифных войн во внешнеэкономической сфере. При этом перспективы нынешней экономической политики, может быть, как никогда прежде, будут зависеть от внутриполитической ситуации в стране, от того, как в принципе сложатся политические перспективы президента Д. Трампа.

References

1. Bureau of Economic Analyses. New Release. Table 1, p. 7.

2. Bureau of Labor Statistics. Economic News Release. Summary Table A, p. 1/2.

3. Chuck Jones. TrumpTs Economic Scorecard: 18 Months into His Presidency. Forbes, July, 27, 2018. Available at: https://www.forbes.com/sites/chuckjones/2018/07/27/trumps-economic-scorecard-18-months-into-his-presidency/#3e474de1283e

4. Chuck Jones TrampTs Economic Scorecard: 18 Months into His Presidency. July 27, 2018. Available at: https://www.forbes.com/sites/chuckjones/2018/07/27/trumps-economic-scorecard-18-months-into-his-presidency/#3e474de1283e

5. Economic Report of the President. Wash., 2018. Pp. 67, 68.

6. Economic Report of the President. Wash., 2018. Pp. 94-98

7. Fact Sheet: Donald J. TrumpTs Pro-Growth Economic Policy will create 25 million Jobs. Available at: http://www.donald-j-trump.com/press-releases/fact-sheet-donald-j-trumps-pro-growth-economic-policy/html (accessed 02.03.17)

8. Chuck Jones. TrumpTs Economic Scorecard: 18 Months Into His Presidency. Op. cit. P. 7

9. Mareus Noland. US international economic policy in the Trump administration. MPRA Paper є 84435 Feb 9, 2018. P. 2. Available at: http://mpra.ub.uni-muenchen.de/84435/

10. Juck Jones. TrumpTs Economic Scorecard: Midterm Election Check-up. Forbes. 26.10.2018. Available at: http://www.forbes.com/sites/chuckjones/2018/10/26/trumps-economic-scorecard-12-days-before-the mid-term-elections/#21064b117ch

11. Nomi Prins. These 5 Trump Policies Are Leading US Toward Economic Chaos. The Nations. Aug 2, 2018. Available at: http://www.thenation.com/articlt/5-trump-policies-leading-US-towatds-economic-chaos/