The role of national diasporas in the political life of modern Canada on the example of the Ukrainian Diaspora
Table of contents
Share
Metrics
The role of national diasporas in the political life of modern Canada on the example of the Ukrainian Diaspora
Annotation
PII
S207054760004696-2-1
DOI
10.18254/S207054760004696-2
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatyana Kuzmina 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russian Federation
Edition
Abstract

The article is devoted to understanding the role of national diasporas in the political life of modern Canada on the example of the Ukrainian Diaspora. The author analyzes the origins of the Canadian-Ukrainian diaspora and the periods of its formation. The author also considers the main components of its soft power: language, mass media, cultural, scientific and educational organizations. The organizing role of public organizations and associations of the Ukrainian Diaspora is emphasized. The religious component is covered. The factors causing its influence on domestic and foreign policy of Canada are revealed.

Keywords
Russian-Canadian relations, Canada, multiculturalism, Ukrainian diaspora, Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act, Ukraine
Received
05.11.2018
Date of publication
18.04.2019
Number of purchasers
34
Views
1410
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Изначально в основе формирования политики национальных диаспор в Канаде лежат исторические тенденции, которые свели на единой географической территории две европейские этнокультуры. Отношения между англоязычными и франкоязычными канадцами складывались в течение долгого периода и далеко не однозначно. Это определило императив культурного и языкового выживания для франкоканадцев. Cвязи между англоязычными канадцами и Британской империей всегда были тесными и выражались как противостояние революции и республикантизму Франции. Все остальные эмигрантские диаспоры долгое время рассматривались как вторичные, пришлые, и в начальный период истории Канады не играли заметной роли в политической жизни страны, постепенно вливаясь в многонациональный состав населения Канады, адаптируясь к традиционным канадским ценностям. Среди основных географических факторов, сформировавших канадское мироощущение, как отмечала Маргарет Этвуд, идея выживания в тяжелых климатических условиях и независимость индивидуализма1.

1. Atwood M., Survival: A Thematic Guide to Canadian Literature, Toronto: House of Anansi Press Limited, с. 32. [электронный ресурс] (дата запроса 29.10.2018).
2 На этом фоне неанглоязычные/нефранкофонные иммигранты в ХХ веке, прибывая из Европы, Азии, Африки и стран Карибского бассейна, неизбежно переносили свои национальные ценности на канадскую почву. Одновременно с размыванием национально-этнического состава Канады происходила трансформация канадской идентичности. Множество этнических сущностей складывались в уникальную канадскую культурную мозаику. Одновременно с этим появлялись опасения размывания устоев канадского общества, что выражалось в принятием законодательных ограничений по иммиграции. Предпочтение отдавалось британским и западноевропейским иммигрантам вплоть до 1960-х годов.
3

Особенности национальных сообществ в Канаде отмечены множественностью идентичностей. Канада на одну пятую состоит из иммигрантов первого поколения и лидирует среди стран ОЭСР2 по данному показателю. Сегодня в Канаде выделяют одиннадцать крупнейших этнических группы. Общины иммигрантов обладают потенциалом диаспорных сетей, которые представляют собой международные связи, основанные на общей идентичности. Экономическая и политическая значимость национальных диаспор растёт.

2. Organisation for Economic Co-operation and Development; Organisation de coopération et de développement économiques,OCDE www.oecd.org
4

Канада становится всё более многоязычной и мультикультурной,. Министр по вопросам гражданства и иммиграции Ахмед Хуссен считает, что диаспоры должны получать «то, что хотят, и то, что нужно канадцам». Действительно, канадская политика в отношении иммиграции и роста диаспор отличается от политики других стран, так как «правительства всего мира закрывают свои двери для иммигрантов и беженцев». Вполне закономерно, что политики не могут обойти вопрос иммиграции в предвыборной риторике. Так, представители консерваторов полагают, что иммигранты должны придерживаться канадских ценностей. Либералы требуют снизить количество иммигрантов. Рост политического влияния национальных диаспор обусловлен количеством иммигрантов, прибывающих в страну. В течение ряда лет в Канаде наблюдается увеличение числа иммигрантов: в 2017 г. их было 300 тыс. человек; в 2018 г. – 310 тыс.; в 2020 г. ожидается 340 тыс. (согласно опросу Федерального правительственного процесса планирования иммиграции)3.

3. Bresge A. Canadian attitudes towards immigration hardening poll suggests. The Star. >>> 07.11.2017. [электронный ресурс] (дата запроса 29.10.2018).
5

Отношение к иммигрантам в Канаде стало меняться. Это произошло буквально за 2016 г. 46% населения отмечают нейтральный или положительный эффект от роста числа иммигрантов. При этом большинство респондентов настроены против: 20% (1 из 5 человек) требуют прекратить иммиграцию полностью. Высокое число опрошенных – 65% – считают, что иммигранты должны вести себя «более канадцами». Знаменитая канадская толерантность подвергается испытаниям. Уровень комфортного восприятия различий цвета, расы и пр. также претерпевает изменения (89% в 2017 г. и 94% в 2005/2006 гг.). Уровень комфортного ощущения от социальных интеракций также падает (82 % в 2017 г. и 88 % в 2005/2006 гг.). Всё вышеперечисленное может знаменовать зарождение этнического национализма в Канаде. Несмотря на то что ранее «иммиграция редко играла значительную или противоречивую роль в политике», потенциал, по оценкам канадского профессор политологии М. Дж. Доннелли, остаётся4.

4. Smith C.D. Canadian Politicians Are Playing a Dangerous Game on Migration. Тhe Tyee. >>> 10.10.2018 [электронный ресурс] (дата запроса 29.10.2018).
6 Этнический национализм может стать основой для гражданского национализма. Сегодня в Канаде постепенно растёт популярность национальных консерваторов. Политики всё чаще обращаются к националистической риторике. Представители руководства Консервативной партии, например, К. Лейч, предложили проверять иммигрантов на «канадские ценности», что уже может быть расценено как национализм. Дискриминационные листовки появились в университетах Торонто, Альберты, а также в Университете Макгилла (Монреаль, Квебек) и Университете МакМастера (Гамильтон, Онтарио). Радикальные «антифашисты» закрыли Форум действия в поддержку свободы слова в Торонто. Примеры можно приводить и дальше. Пусть сегодня эти ростки едва различимы на фоне мультикультурной мозаики канадского общества, завтра они могут стать яблоком раздора между национальными диаспорами Канады.
7 Рост влияния национальных диаспор на канадскую политику наблюдается во всех сферах общественной жизни. Особенностью сегодняшнего дня является тот факт, что иммигранты первого поколения баллотируются на государственные должности. Министром обороны правительства Дж. Трюдо впервые стал выходец из Индии Харджит Саджан, министром по вопросам гражданства и иммиграции беженец из Сомали Ахмед Хуссен. 46 членов парламента (2015 г.) родились за границами Канады, то есть фактически не являются первичными носителями канадских ценностей. Во властных структурах представлены многие национальные меньшинства. В десяти крупнейших городах, составляющих 55% населения страны, большинство является национальными меньшинствами, иммигрантами второго поколения и иностранцами.
8

На этом фоне правомерно говорить о переоценке политики мультикультурализма. Сегодня эта политика используется для оказания давления во внешней политике Канады и для манипулирования избирателями во внутренней. Идёт борьба избирательного подхода к правам национальных диаспор в стране против унифицированного. Избирательный подход к правам национальных диаспор можно наблюдать в отношении многих этнических групп. Фактор национальной принадлежности к миноритарной этнической группе внутри Канады оказывает влияние на формирование её внешней политики. Несмотря на заявление Дж. Трюдо, сделанное им ещё в 2015 г. о том, что «нет ключевой идентичности, нет главной нации в Канаде, это те качества, которые делают нас первым постнациональным государством», политика, управляемая диаспорами, стала реальностью. «Канада приняла полномасштабную международную политику, управляемую диаспорой», – заявил посол Канады в Украине Кристофер Вестдал5.

5. Glavin T., What's so wrong with involving diasporas in foreign policy? Оttawa Сitizen. >>> 27.08.2014 [электронный ресурс] (дата запроса 29.10.2018)
9

Проявления фаворитизма решений в пользу той или иной этнической или религиозной группы вызывает критику политизации диаспор. Считается, что именно при С. Харпере стал наблюдаться рост политического внимания к диаспорам. Консервативные политики и члены Кабинета министров стали принимать крупнобюджетные инициативы в интересах национальных диаспор, что привело к компромиссам во внешней политике в пользу достижения узкопартийных интересов во внутренней политике. В итоге был нанесён урон гражданскому обществу, когда практиковалось поощрение избирателей по этническому признаку, приводящее к доминированию позиций одной этнической группы над другой и к уничтожению гражданской идентичности. Несмотря на то что Дж. Трюдо критиковал избирательный подход С. Харпера по поддержке интересов отдельных диаспор, сегодня либеральное правительство открыто поддерживает, в частности, интересы украинской диаспоры. Политики всегда отрицали эту практику: «Но мы должны противостоять искушению предположить, что внешняя политика Канады связана с внутренней политикой», – считает канадский исследователь, специалист по глобальной политике и международному праву в Университете Британской Колумбии М. Байерс6.

6. Carlson K. B., Ukrainian-Canadians have a strong voice in Ottawa. The Globe and Mail. >>> [электронный ресурс] (дата запроса 29.10.2018).
10

Сегодня правящая партия разыгрывает карту украинской диаспоры, вступая в борьбу за 1,3 млн голосов. Вместе с тем, национальные диаспоры обладают внешнеполитическим ресурсами, присутствуют в глобальных сетях, являются источником человеческого интеллекта и инструментом влияния на голосование. Именно поэтому, согласно «Исследованию нашего потенциала» Института Мозаики (The Mosaic Institute) и Фонда Уолтера и Дункана Гордона (The Walter & Duncan Gordon Foundation), диаспоры во внешней политике означают «плохую идею», ведь «внешняя политика лучше всего осуществляется экспертами»7. По мнению канадских экспертов Д. Кармента и С. Аоуна из Карлтонского Университета, «разыгрывая карту диаспоры, лидеры Канады открывают страну для эксплуатации другими странами, стремящимися нарушить наши внутренние дела, используя диаспоры, чтобы лоббировать или влиять на наших лидеров или привнося сюда свои конфликты»8.

7. Brender N., etc., Tapping our potential. The Mosaic Institute and The Walter & Duncan Gordon Foundation. ISBN 978-0-9737651-3-7. - 2004 [электронный ресурс ] (дата запроса 29.10.2018).

8. Carment D., Aoun S., The Role of Diasporas in the Making of Canadian Foreign Policy. The World in Canada: Demographics, Diversity & Domestic Politics in Canadian Foreign Policy/. Conference. Canadian Global Affairs Institute. >>> 31.10.2017 [электронный ресурс] (дата запроса 29.10.2018).
11

В последние годы наблюдается рост политизации национальных диаспор. Политика диаспор это двусторонняя улица, обусловленная объективными условиями. Для мгновенной связи диаспор с родиной существуют дешёвые и вездесущие телекоммуникации, социальные сети, мгновенный перевод денег, авиаперелёты, финансовая либерализация и этническая пресса. С диаспорами в жизнь страны приходят не только инвестиции, но и старые конфликты. Именно поэтому показателен пример с отношением канадского общества и политиков к украинской диаспоре в Канаде. Положение украинской диаспоры в Канаде сравнивают с исключительным положением кубинских иммигрантов в Майами, лоббирующим в США блокирование урегулирования американо-кубинских отношений. На страницах канадских СМИ и из уст политиков в Канаде можно услышать громкие заявления: «Мы не потерпим от российского министра никакого оскорбления в отношении общины украинцев в Канаде», «Украинские канадцы, мы так им обязаны, мы всегда будем их поддерживать» (из заявления бывшего министра иностранных дел С. Диона в Палате общин Канады)9.

9. Dyer E., Magnitsky bill advances with a strongly Ukrainian flavor. CBC News. - >>> - 21.05.2017 [электронный ресурс ] (дата запроса 29.10.2018).
12 Идёт процесс построения консервативного бренда в культурных сообществах, когда неполитические организации, обладающие институциональным потенциалом, лоббируют интересы диаспор. Ситуация обострена настолько, что Симфонический оркестр Торонто отменил выступления украинской пианистки В. Лисицы, которая позволила себе критические высказывания в адрес украинского правительства.
13

Происходит мифологизация отдельных моментов истории этнической группы. Так, в 2015 г. премьер-министр Канады С. Харпер открыл два мемориала Оттаве: жертвам Холокоста и жертвам коммунизма. Миф о виктимизации украинцев широко распространён в Канаде. Его пропаганда ведётся целенаправленно, о чем свидетельствуют слова исполнительного директора самой влиятельной национальной организации Конгресс украинцев Канады И. Михалчишина от 23 декабря 2017 г.: «Мы знаем, что на нашу общину нападают из-за нашей поддержки и поддержки Канадой Украины в нынешней войне, которую ведёт там Россия». Любое большое сообщество диаспоры имеет влияние в канадской политике, и, безусловно, 1,2 млн человек – это фактор, который влияет на мнение каждого политического лидера. Таким образом, украинская диаспора, насчитывавшая на 2016 г. 1 359 655 человек представляет собой значительный политический ресурс для любой партии в Канаде. Сегодня это третья по размеру украинская диаспора в мире. Большинство её представителей родились в Канаде. Большинство из них проживает в сельской местности. Согласно переписи 2011 г. только 144 260 человек (11,5%) говорят на украинском языке10.

10. 2011 Census of Population Program//Statistics Canada. - >>> – 2011 [электронный ресурс] (дата запроса 29.10.2018).
14 Чтобы понять истоки настроений канадской украинской диаспоры следует обратиться к истории её формирования. Выделяются три волны украинской иммиграции в Канаду. Первое поселение возникло ещё до 1891 г. и первая волна (1891–1914 гг.) привела к берегам Канады 170 тыс. человек. Это были так называемые «галичане», работавшие в основном шахтёрами на золотых приисках Британской Колумбии. Расселение иммигрантов также шло в прериях. Федеральное правительство Канады выделяло 65 га земли в прериях в обмен на регистрационный сбор в 10 кан. долларов. Эта волна переселенцев вызвала негативную реакцию у англоязычного населения, которое относилось к приезжим как к «полуцивилизованным галичанам». В 1908 г. «Свободная пресса Манитобы», самая влиятельная газета в Западной Канаде, писала о «балканизации» Канады. Двуязычное образование было запрещено. Переселенцы должны были ассимилироваться в британское большинство. Молодёжь должна была проходить ассимиляцию через «Юношескую христианскую ассоциацию» (Young Mens Christian Association, YMCA), что вызвало сопротивление и способствовало сохранению украинской идентичности.
15 Вторая волна пришлась на 1924–1939 гг., когда в Канаду прибыло 70 тыс. (по другим оценкам 68 тыс.) человек, главным образом, из Польши и Румынии. В 1923 г. правительство Канады изменило закон «Об иммиграции» и позволило выходцам из бывшей Австрийской империи въезжать в Канаду. Украинская иммиграция получила новый импульс. От 35 до 40 тыс. украинских «перемещённых лиц» прибыло в Канаду. 75% из них осели в провинции Онтарио. Это была разнородная по идеологии иммиграция, за влияние на которую боролись две конкурирующие организации: действующая с 1934 г. по 1960 г. Объединённая организация гетмана (UHO) и основанная в 1932 г. Украинская национальная федерация (UNF).
16 Украинская диаспора сталкивалась не только с предубеждением и насильственной ассимиляцией, но и с политикой интернирования, осуществляемой правительством Канады в 1914–1920 гг. в отношении австро-венгерских иммигрантов как «пришельцев вражеской национальности». В августе 1914 г. был принят закон «О военных мерах», согласно которому 5 тыс. украинцев должны были пройти регистрацию в федеральных органах власти. Многие потеряли работу, многие семьи распались. Практика интернирования не была единичным актом. Выделяются несколько периодов интернирования: создание концентрационных лагерей в 1914–1920 гг., так называемые Relief Camps в 1932–1936 гг., лагеря 1940–1945 гг. и PROFUNC Program в 1950–1980-е гг. Главным образом, были интернированы коммунистически настроенные украинцы. При этом канадские антисоветские националистические украинцы не были интернированы, несмотря на их прошлые связи с нацисткой Германией.
17

Плакат 1932 г., посвященный проблеме интернирования

18

24 августа 2014 г. в Канаде отмечали столетие принятия закона «О военных действиях». Согласно проекту «Сто» UCCLA12 было установлено 115 двуязычных памятных досок в память 80 тыс. человек, прошедших регистрацию. Из этого числа 8 579 мужчин пережили заключение в 24 лагерях. Это привело к тому, что в 1930-е годы сотни украинцев, без акцента говорящих на английском, англизировали свои фамилии, например, Chornyi стал Black, HorniatkevychHorn. Kowalchuk Coval. Украинцы в Канаде, США и Южной Америке лоббировали прекращение репатриации и придание беженцам статуса иммигрантов. Был создан Украинский канадский фонд помощи, который стал защищать интересы украинских беженцев в Канаде. В результате их усилий 24 августа 2005 г. премьер-министр П. Мартин признал украинское канадское интернирование «тёмной главой» в истории Канады. Было выделено 2,5 млн кан. долл. на сооружение мемориалов. С. Харпер после долгих переговоров с украинской общиной, Конгрессом украинцев Канады и Украинским канадским фондом Т. Шевченко выделил 10 млн кан. долл. на учреждение Канадского фонда признания интернирования во время Первой мировой войны (CFWWIRF)13.

12. The Ukrainian Canadian Civil Liberties Association is a non-partisan, voluntary, non-profit research and educational organization. >>> 

13. The Canadian First World War Internment Recognition Fund. >>>
19 Третья волна украинской иммиграции пришлась на 1945–1952 гг. «Отцом» третьей волны считается Э. Глинка – депутат от Вегревиля, который оказывал помощь украинским и другим беженцам из Восточной Европы. В этот период формировались крупные украинские общины в Торонто, Монреале, Ванкувере, учреждались новые организации и газеты, женские и молодёжные группы, такие как Лига освобожденияУкраины (Лига украинских канадцев с 1991 г., вошедшая в 1959 г. в Украинский канадский комитет, ныне Конгресс украинцев Канады). Этот период совпал с послевоенным экономическим бумом в добывающей отрасли, где трудоустраивались многие из вновь прибывающих украинцев. Только в 1952 г. прибыло 32 тыс. из 200 тыс. украинских беженцев из Европы. В 1951 г. 84 тыс. украинцев осели в провинции Онтарио. Не удивительно, что Торонто называют столицей третьей волны иммиграции. До 1991 г. большое количество иммигрантов с Украины также расселялись в южном Онтарио, южном Квебеке и Британской Колумбии.
20 Украинская диаспора, будучи неоднородной, была изначально отмечена политической фракционностью. Только 10% её представителей принимали активное участие в общественной деятельности украинского сообщества. Среди наиболее известных общественных национальных объединений можно назвать Украинскую ассоциацию Храм Трудового Фермерства (ULFTA), Ассоциацию объединённых украинских канадцев (AUUC), Украинское католическое братство (UCB), Украинскую Лигу самоопоры (USRL) и др. Сегодня две последние являются частью Конгресса украинцев Канады. Таким образом, складывались два лагеря, конкурирующих за влияние на диаспору. Левое крыло охватывает широкий политический спектр от радикальных, многоэтничных союзов и политических партий до движений за мир, справедливость и трудовые права. В эти объединения также входили группы левых финского, еврейского, русского и англоязычного происхождения, радикальные хорваты, сербы, венгры, поляки от умеренных реформаторов и социал-демократов до радикальных социалистов и марксистов. Наличествуют женские организации такие, как Комитет украинок Канады (CCW), ставший в 1950 г. членом Всемирного конгресса украинцев.
21 Правое крыло охватывало националистические группы на платформах монархизма и империализма британского толка. Они распадались на три ведущих группы: Украинское католическое братство (Ukrainian Catholic Brotherhood), Украинская национальная федерация (Ukrainian National Federation) и Объединённая организация гетмана (United Hetman Organization). В 1950 г. противостояние двух направлений достигло пика обострения, повлекшего принятие секретного плана канадского правительства по интернированию тысяч канадских граждан из Ассоциации объединённых украинских канадцев и левых групп.
22 Третья волна иммиграции принесла на канадскую почву наследие нацизма, когда тысячи украинских ветеранов из воинских формирований, связанных с нацистами, переселились в Канаду. Были созданы Общество ветеранов «Украинской повстанческой армии» (УПА) и «Братство бывших военнослужащих первой украинской дивизии УНА». Большинство из 15 тысяч солдат диви́зии СС «Гали́ция» были интернированы британцами и помещены в лагерь в Италии. Впоследствии многие из них были перевезены в Канаду. Политика канадских и британских властей была такова, что в 1946 г. они разрешили президенту Конгресса украинцев Канады Кушниру посетить интернированных ветеранов дивизии СС «Гали́ция» в Европе. В 1950 г. либеральное правительство выпустило от 1200 до 2000 украинских ветеранов 14-ой пехотной (ваффен-гренадерской) дивизии СС «Галиция» из британских лагерей, предоставив им канадское гражданство. Канадские украинские правые группировки объявили этот акт своей «гуманитарной победой».
23

Именно в этот период формируются противоречия внутри украинской диаспоры. Украинские ветераны Гражданской войны 1918–1921 гг. «сыграли чрезвычайно большую роль для канадо-украинских организаций в целом, поддерживая связи с нацисткой Германией, симпатизируя её внешней и внутренней политике, демонстрируя тревожное безразличие по отношению к судьбе жертв евреев», – отмечает Д. Матаз, юрист B'Nai Brith Canada, критикуя действия канадского правительства в отношении военных преступников. Так, например, «Организации украинской общины заставили правительство не лишать гражданства двух этнических украинцев Владимира Катрюка и Василя Одинского, даже невзирая на решения суда, осудившего их. Правительство Канады сдалось под этим политическим нажимом, несмотря на решение суда»14.

14. Canadian government comes to the defence of Nazi SS and Nazi. Оttawa Сitizen. >>> - 17.05.2018 [электронный ресурс] (дата запроса 03.05.2018).
24

Четвёртая волна украинской иммиграции в Канаду, начавшись в период Брежнева и Горбачёва, продолжается по настоящее время. В 1991 г. миллион канадцев украинского происхождения отмечали столетие начала прибытия в страну первых представителей диаспоры. В 2016 г. их насчитывалось уже 1 359 655 человек (то есть 3,8% населения страны). Правда, последние годы отмечены незначительным уровнем иммиграции. Сегодня в провинции Онтарио проживает 336 355 выходцев с Украины, в провинции Альберта – 332 180, в Британской Колумбии – 197 265, Манитобе – 167 175, Саскачеване – 129 265 и провинции Квебек – 31 955. Это составляет достаточно большую долю общего населения, например: в Манитобе – 15%, Саскачеване – 13%, Альберте – 10%, Юконе и Британской Колумбии – 5%, Онтарио – 3%. В крупнейших городах Канады также наблюдается значительные группы компактного проживания выходцев с Украины15:

 

 

15. 2006 Census Community Profiles . Statistics Canada. - >>> – 2006 [электронный ресурс] (дата запроса 29.10.2018).
25
Город Население Украинское население % всего населения % украинского населения
Виннипег 649 995 98 860 15,2 7,8
Эдмонтон 812 201 93 420 11,4 7,5
Калгари 1 096 833 81 660 7,4 6,5
Торонто 2 576 025 64 875 2,5 5,2
Саскатун 218 315 35 795 16,5 2,8
Регина 189 740 25 005 13,2 2,1
Оттава 883 391 21 675 2,4 1,7
Гамильтон 519 949 17 770 3,4 1,4
Монреаль 1 612 640 14 070 0,9 1,1
Виктория 78 057 4 040 5,1 0,3
26 Национальные диаспоры обладают значительным потенциалом «мягкой силы», которая реализуется посредством разнообразных культурно-просветительских инициатив. В 1944 г. был учрежден Украинский культурно-образовательный центр (г. Виннипег), основанный Украинской национальной федерацией Канады. Сегодня в Виннипеге функционируют Украинская академия художеств и наук и Украинский культурно-образовательный центр. В г. Саскатун действует Украинский музей Канады. В Канаде среди известных спортсменов есть этнические украинцы. Национальные украинские фестивали в течение 50 лет проводятся в Дофине (провинция Манитоба). В Эдмонтоне существуют ансамбли украинского танца «Черемош» и «Шумка», построена Деревня культурного наследия Украины. В Канаде известны украинские поэты и прозаики, например, Дж. Рига, который печатается на английском языке. В 1970-е годы было снято несколько фильмов, посвящённых украинцам в Канаде. Известная актриса и комик Люба Гой, певица Г. Кайе, художник У. Курелек – все они украинского происхождения.
27 В Канаде действуют украинские культурные центры, например, созданный в 1916 г. Институт Святого Петра Могилы недалеко от Саскачеванского университета, который проводит культурные мероприятия, предоставляет проживание студентам украинского происхождения, проводит летние курсы по украинскому языку, литературе, искусству и истории. Центрами культурной жизни диаспоры являются Украинский православный кафедральный собор Святого Владимира (Торонто) и Украинский культурно-образовательный центр «Осередок» (Виннипег). Украинский культурный центр Торонто организует культурные мероприятия для украинской канадской общины, здесь размещаются офисы украинской канадской национальной газеты «Хомин Украины» («Украинское эхо», Украинская молодёжная ассоциация Канады, курсы английского языка. Украинская ассоциация гражданских свобод осуществляет защиту интересов украинской канадской общины. Действует и Ассоциация объединённых украинских канадцев – основная коммунистическая культурная ассоциация канадских украинцев.
28 Важной составляющей национальной идентичности является язык. В условиях официального двуязычия в Канаде наблюдается снижение использования украинского языка как средства общения национальной диаспоры. В 1990-е годы половина украинских канадцев считали украинский язык родным, хотя фактически говорят на нем – только 20%. В Хаффорде (провинция Саскачеван) можно увидеть дорожные указатели на украинском. В стране в целом, если говорить об украинском языке, культивируется украино-канадский диалект первой волны иммиграции. Потомки первого поколения иммигрантов не владеют активно ни языком, ни разделяют в полной мере идеологию предыдущего поколения. Потомки третьего, четвёртого, пятого поколений потеряли украинский язык и ассоциируют себя с канадской культурой и политикой. Основная группа говорящих на украинском языке – это представители четвёртой волны иммиграции: их политические взгляды, ценности и культура были сформированы при советским строе. Они не вполне интегрированы в традиционную украинскую общину Канады и имеют свои собственные издания (например, MEEST) и социальные сети в Интернете.
29

Диаспора стремится лоббировать преподавание украинского языка в государственных школах региона прерий и провинции Онтарио. Х. Фриленд, сама владеющая украинским, так говорила о родном языке своей матери: «С каждой волной иммиграции сообщество активизировалось, преподавая родной язык детям в украинской школе по субботам»16.

16. Carlson K. B., Ukrainian-Canadians have a strong voice in Ottawa. The Globe and Mail. - >>> –2006 [электронный ресурс] (дата запроса 29.10.2018).
30 В 1897–1916 гг. существовали двуязычные школы для украинцев (в провинции Манитоба). В 1918 г. двуязычные школы были закрыты в провинции Саскачеван и были не разрешены к открытию в провинции Альберта. В 1920-е годы школы стали открываться вновь. В 1970-е годы существовали двуязычные классы в провинциях Альберта и Манитоба. Сегодня остались небольшие начальные школы в городских поселениях. Вместе с тем, есть частные (рідна школа) и украинские католические школы. В Торонто и других городах открыты украинские католические начальные школы Святого Иосафата (Торонто), кардинала Иосифа Слипи (Этобикоук), Святой Софии (Миссиссога), Святого Духа (Гамильтон) и другие.
31 Деятельность представителей украинской диаспоры известна в сфере науки и образования. Два профессораа неукраинского происхождения Дж. Симпсон (университет провинции Саскачеван) и У. Киркконэлл (университет Акадии). была учредили украинскую стипендию. В 1944 г. К. Андрусишен основал факультет славянских исследований в университете провинции Саскачеван. Как совместный проект с правительством провинции Альберта в 1976 г. был создан Канадский институт украинских исследований, где под руководством В. Кравченко проводились совместные программы в Запорожье, г. Харькове, г. Львове. Созданы Центр изучения украинских канадцев в университете Манитобы, кафедра украинских исследований в университете Торонто. В Торонто действует Научное общество Т. Шевченко.
32 Канадская украинская диаспора активно участвовала в деятельности разнообразных НКО. Уже в 1932 г. была учреждена Украинская национальная федерация Канады (Эдмонтон), поддерживающая украинский язык, культуру и создание независимого украинского государства. Организация является членом Конгресс украинцев Канады, который был учреждён в 1940 г. теперь у организации большое количество филиалов, региональных советов с десятками организаций-членов. Следует упомянуть также Лигу украинских канадцев. В 1948 г. была создана Украинская молодёжная ассоциация Канады – Plast Canada. В 1965 г. учреждена Украинская канадская федерация профессионалов и предпринимателей, которая в 1970-е годы активно заявила о себе в политике.
33 В целом, 1960-е и 1970-е годы были периодом расцвета деятельности НКО украинской диаспоры. В более поздний период деятельность Украинской национальной федерации и Лиги украинских канадцев сократилась. Украинская ассоциация гражданских свобод как независимая группа продолжала деятельность по защите интересов украинской канадской общины. Можно перечислить также такие организации, как Ассоциация объединённых украинских канадцев (коммунистическая культурная ассоциация), Украинский канадский студенческий союз, Канадское украинское общество иммиграционной помощи, Украинские канадские социальные службы и общинные агентства (предоставляют питание и финансовую помощь украинским канадским пенсионерам) и др.
34 Активно развиваются СМИ украинской диаспоры. Насчитывается 600 религиозных или политических газет и периодических изданий. Тем не менее, рождённые в Канаде потомки украинцев не привязаны к канадским украинским СМИ, хотя интерес к украинской тематике присутствует. Сокращение читательской аудитории на украинском языке компенсируется изданием двуязычных и англоязычных изданий канадско-украинской тематики. Две ведущие организации – Украинская национальная федерация и Лига украинских канадцев – выпускают две основные газеты, у которых несколько тысяч подписчиков. Это двуязычный «Новый Шлях», представляющий разнообразную тематику, и «Хомин» («Эхо»), националистическое политизированное издание на украинском языке. Ещё одно значимое издание – независимая двуязычная газета «Украинский еженедельник», публикующая материалы, освещающие жизнь украинской общины в Западной Канаде.
35

Не следует недооценивать религиозный аспект жизнедеятельности диаспоры, в особенности в связи с религиозными событиями на Украине в 2018 г., когда фактор религиозных конфессий становится одним из инструментов размежевания и противостояния в политике. Религиозное разнообразие украинской диаспоры в Канаде сложилось исторически. Выходцы из Галиции исповедовали украинский католицизм, находясь в состоянии конфликта с Римско-католической епархией. Выходцы с Буковины принадлежали к Православной Церкви Канады. Согласно переписи 1991 г. 23,2% членов диаспоры являются украинскими католиками, 18,8% – члены украинской православной церкви, 20,1% – католики, 10,9% – представляют объединённую церковь, 12,6% – не религиозны. По данным национального опроса 2011 г.: 51 790 человек – прихожане Украинской католической церкви (4,1% общего числа диаспоры); 23 845 – Украинской православной церкви Канады (1,9%). Наблюдается тенденция секуляризации украинской диаспоры, когда её представители не принадлежат к какой-либо религии (в 2011 г. 23,9% считали себя неверующими)17

17. 1991 Census of Canada. Statistics Canada. www12.statcan.gc.ca 1991 [электронный ресурс] (дата запроса 29.10.2018).
36 Деятельность канадской украинской диаспоры тесно связана с концептом мультикультурализма. Само определение мультикультурализма было разработано представителями украинской диаспоры – историком и сенатором П. Юзиком и лингвистом Я. Рудницким. С 2009 г. присуждается ежегодная премия Павла Юзика лицам, группам и организациям, которые внесли исключительный вклад в развитие мультикультурализма и интеграции. Своё историческое заявление о политике мультикультурализма премьер-министр страны П. Трюдо сделал именно на национальном съезде Украинского Национального Конгресса.
37

Канадская украинская диаспора активно интегрируется в политическую жизнь страны. В сельских районах диаспора часто контролирует выборные и административные органы. В 1999 г. более 100 кандидатов прошли в провинциальные и федеральные законодательные органы – Палату общин и Сенат, судебные инстанции и на должности губернаторов провинций, что продемонстрировало высокий уровень политической активности и интеграции украинской общины в канадскую политическую жизнь. Среди значимых политических персоналий украинского происхождения можно упомянуть первых мэров-украинцев – Уильяма Гавриляка (г. Эдмонтон) и Стивена Джубу (Степана Дзюбу, Виннипег), который переизбирался на эту должность на протяжении 20 лет. В 1990 г. Реймон (Роман) Джон Гнатишин стал вторым генерал-губернатором небританского/нефранцузского происхождения в Канаде. В 1991–2001 гг. Рой Романов стал премьер-министром провинции Саскачевана, Гэри Фильмон – премьер-министром провинции Манитоба (1988–1999), Эд Стельмах – премьер-министром провинции Альберта (2006–2011). Не стоит забывать министра иностранных дел Х. Фриланд18

18. Кузьмина Т.Р. Новый министр иностранных дел Канады: новый курс? Канадский ежегодник. Москва: ИВИ РАН, РОИК. 2017.
38

В 1940-е годы голосование блоками сошло на нет. Сложилась ситуация, когда два-три кандидата украинского происхождения одновременно баллотируются по спискам разных партий. Изначально украинская диаспора традиционно голосовала за либералов. Рост левых настроений наблюдался в период войны в Испании: был даже создан батальон Макензи – Папино (Mackenzie-Papineau), в котором было много украинцев. В 1950-е годы антикоммунизм Джона Дифенбейкера обеспечил поддержку консерваторам на муниципальных выборах. Сегодня диаспора голосует на основе экономических и региональных интересов, часто выражая консервативные и радикальные взгляды. Министр иностранных дел Джон Бэрд в правительстве С. Харпера не раз заявлял о внимании к украинской диаспоре как к возможному электорату: «Ваши замечания, ваша озабоченность были услышаны»19.

19. Carlson K. B., Ukrainian-Canadians have a strong voice in Ottawa. The Globe and Mail [электронный ресурс ]. >>> –2006   (дата запроса 29.10.2018).
39 Б. Малруни в бытность премьер-министром Канады отметал опасения М. Горбачёва и Дж. Буша-старшего по поводу пагубности поддержки политических процессов в Украине, что было подтверждено утечкой документов о лоббировании голосования канадской украинской диаспоры в пользу консерваторов на выборах 2011 года.
40 Сегодня в Канаде идёт борьба за голоса украинской диаспоры, интересы которой стремятся учитывать все политические партии, невзирая на то, что голосование диаспоры отмечено непредсказуемостью. Украинская пресса также демонстрирует отсутствие единой политической платформы. Внимание к украинской диаспоре со стороны канадских политиков обусловлено тем, что её влияние больше любой другой восточноевропейской этнической группы в Канаде. Например, в 1992–1994 гг. украинские канадцы организовали сбор средств для покупки здания в Оттаве для посольства Украины. Диаспора лоббирует признание Голодомора геноцидом украинского народа, посылала своих наблюдателей на президентские выборы 2004 г. в Украине и во время событий «оранжевой революции». Официальные представители диаспоры активно культивируют «чувство миссии» родины предков.
41 С назначением Х. Фриланд на пост сначала министра внешней торговли, а позже министра иностранных дел Канады, украинская диаспора получила новую мощную поддержку своих интересов в высшем политическом истеблишменте Канады.
42 Сильной стороной жизнеспособности любой диаспоры являются ее отношения с метрополией. В 1995 г. президент Украины Л. Кучма нанёс государственный визит в Канаду и принял участие во встрече с украинской общиной. В 1999 г. премьер-министр Канады Ж. Кретьен нанёс официальный визит в Украину. 23 февраля 2016 г. А. Парубий нанёс визит в Оттаву и встретился с Дж. Трюдо. Несмотря на тесные связи с Украиной, в 2015 г. с приходом к власти либералов забрезжила надежда на поворот в отношениях с Россией по украинскому вопросу. Министр иностранных дел С. Дион высказался за возобновление диалога с Россией: «Канада говорила с русскими даже в трудные времена холодной войны. И теперь мы не говорим... из-за прежней политики бывшего правительства». Правительственное агентство Global Affairs Canada было вынуждено объясняться за своё сотрудничество с Россией перед канадскими парламентариями.
43

Влиянием украинской диаспоры можно объяснить ту высокую степень международного содействия Канады Украине, которое демонстрируют двусторонние соглашения по свободной торговле. Дж. Трюдо сделал заявление в День независимости Украины: «Сегодня украинцы и украинские общины в Канаде и во всём мире отмечают 26-летие независимости и свободы. Поскольку мы отмечаем эту важную дату и 150 лет Конфедерации, я приглашаю канадцев задуматься о неизмеримом вкладе украинско-канадской общины в создание разнообразной и всеохватывающей Канады»20. Официальные лица на встрече с президентом Украины П. Порошенко в Торонто подчёркивали: «Онтарио разделяет особые отношения с Украиной». Дж. Трюдо в День памяти жертв Голодомора выступил с речью: «Сегодня мы отмечаем одну из самых мрачных глав в истории человечества: насильственный голод миллионов украинцев». Подобный расклад сил в политической жизни Канады способствовал принятию канадского «закона Магнитского». Решающую роль в политическом влиянии украинской диаспоры играет Конгресс украинцев Канады, руководство которого считает, что российское правительство несёт исключительную ответственность за 9 тысяч смертей, продолжающиеся военные действия и кризис в Украине с 1,5 млн беженцев, которые бежали с украинских территорий, «оккупированных» Россией. Представитель Конгресса украинцев Канады в Украине заявлял: «Диаспора помогает Украине защищаться. Как мы это делаем? Любым способом, которым можем».

20. Trudeau J. Statement by the Prime Minister of Canada on Ukrainian Independence Day. >>> - 24.08. 2016 2006 [электронный ресурс] (дата запроса 29.10.2018).
44

Нельзя сказать, что в Канаде нет тех, кто призывает реалистически относиться к влиянию диаспор. 26 февраля 2016 г. канадское издание «Глоб энд мейл» (Glob and Mail) писало: «мощная украинская диаспора Канады захватывает контроль над канадской политикой в отношении этих двух стран в правительстве Оттавы … в обход официальных каналов канадская украинская диаспора финансирует и воюет против России»21. В других периодических канадских издпаниях можно увидеть такие заголовки, как: «Воюет ли диаспора с Россией? Определенно».

 

 

21. Chase S. Ukrainian politician warns Ottawa not to resume ties with Russia. The Globe and Mail. >>> 23.02.2016 [электронный ресурс] (дата запроса 29.10.2018).
45

Очевидно, что канадская украинская диаспора прошла сложный и противоречивый путь формирования, обладает организующим началом и средствами массовой информации. Её представители принимают активное участие в политической жизни современной Канады. Основной концепт канадской идентичности – политика канадского мультикультурализма – был сформулирован при участии представителей украинской диаспоры и на фоне поддержки канадским правительством украинской диаспоры и образа её виктимизации со стороны России. Диаспора всячески укрепляет свои связи со страной происхождения, что является мощным фактором, ресурсом во внутренней и внешней политике Канады на современном периоде истории. И этот фактор необходимо учитывать при выстраивании эффективного взаимодействия России и Канады.

References

1. Atwood M., Survival: A Thematic Guide to Canadian Literature, Toronto: House of Anansi Press Limited, s. 32. [ehlektronnyj resurs] (data zaprosa 29.10.2018).

2. Organisation for Economic Co-operation and Development; Organisation de cooperation et de developpement economiques,OCDE www.oecd.org

3. Bresge A. Canadian attitudes towards immigration hardening poll suggests. The Star. https://www.thestar.com. 07.11.2017. [ehlektronnyj resurs] (data zaprosa 29.10.2018).

4. Smith C.D. Canadian Politicians Are Playing a Dangerous Game on Migration. The Tyee. https://thetyee.ca. 10.10.2018 [ehlektronnyj resurs] (data zaprosa 29.10.2018).

5. Glavin T., What's so wrong with involving diasporas in foreign policy? Ottawa Sitizen. http://ottawacitizen.com. 27.08.2014 [ehlektronnyj resurs] (data zaprosa 29.10.2018)

6. Carlson K. B., Ukrainian-Canadians have a strong voice in Ottawa. The Globe and Mail. https://www.theglobeandmail.com [ehlektronnyj resurs] (data zaprosa 29.10.2018).

7. Brender N., etc., Tapping our potential. The Mosaic Institute and The Walter & Duncan Gordon Foundation. ISBN 978-0-9737651-3-7. - 2004 [ehlektronnyj resurs ] (data zaprosa 29.10.2018).

8. Carment D., Aoun S., The Role of Diasporas in the Making of Canadian Foreign Policy. The World in Canada: Demographics, Diversity & Domestic Politics in Canadian Foreign Policy/. Conference. Canadian Global Affairs Institute. https://www.cgai.ca.- 31.10.2017 [ehlektronnyj resurs] (data zaprosa 29.10.2018).

9. Dyer E., Magnitsky bill advances with a strongly Ukrainian flavor. CBC News. - http://www.cbc.ca. - 21.05.2017 [ehlektronnyj resurs ] (data zaprosa 29.10.2018).

10. 2011 Census of Population Program//Statistics Canada. - https://www12.statcan.gc.ca – 2011 [ehlektronnyj resurs] (data zaprosa 29.10.2018).

11. A Century of Struggle between Left-Right Camps in the Ukrainian Canadian Community.Ukrainian Sanadian Sommunity. - http://rabble.ca [ehlektronnyj resurs] (data zaprosa 29.10.2018).

12. The Ukrainian Canadian Civil Liberties Association is a non-partisan, voluntary, non-profit research and educational organization. https://www.uccla.ca

13. The Canadian First World War Internment Recognition Fund. https://www.internmentcanada.ca

14. Canadian government comes to the defence of Nazi SS and Nazi. Ottawa Sitizen. https://ottawacitizen.com - 17.05.2018 [ehlektronnyj resurs] (data zaprosa 03.05.2018).

15. 2006 Census Community Profiles. Statistics Canada. - https://www12.statcan.gc.ca – 2006 [ehlektronnyj resurs] (data zaprosa 29.10.2018).

16. Carlson K. B., Ukrainian-Canadians have a strong voice in Ottawa. The Globe and Mail. - https://www.theglobeandmail.com –2006 [ehlektronnyj resurs] (data zaprosa 29.10.2018).

17. 1991 Census of Canada. Statistics Canada. www12.statcan.gc.ca 1991 [ehlektronnyj resurs] (data zaprosa 29.10.2018).

18. Kuz'mina T.R. Novyj ministr inostrannykh del Kanady: novyj kurs? Kanadskij ezhegodnik. Moskva: IVI RAN, ROIK. 2017.

19. Carlson K. B., Ukrainian-Canadians have a strong voice in Ottawa. The Globe and Mail [ehlektronnyj resurs ]. https://www.theglobeandmail.com –2006 (data zaprosa 29.10.2018).

20. Trudeau J. Statement by the Prime Minister of Canada on Ukrainian Independence Day. https://pm.gc.ca/ - 24.08. 2016 2006 [ehlektronnyj resurs] (data zaprosa 29.10.2018).

21. Chase S. Ukrainian politician warns Ottawa not to resume ties with Russia. The Globe and Mail. https://www.theglobeandmail.com 23.02.2016 [ehlektronnyj resurs] (data zaprosa 29.10.2018).