Опыт кризисного урегулирования НАТО в Афганистане (миссия ИСАФ)
Опыт кризисного урегулирования НАТО в Афганистане (миссия ИСАФ)
Аннотация
Код статьи
S207054760004695-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Золотова Леля Геннадьевна 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН (ИСКРАН)
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается участие США, ООН и НАТО в кризисном урегулировании в Афганистане. В течение 2001–2014 гг. им удалось привлечь внимание международного сообщества, а также помощь и финансы для стабилизации положения в стране. Был заложен фундамент для свободного, демократического, либерального, современного афганского общества. Автор уделил внимание процессу подготовки и принятия решения Соединёнными Штатами операции “Несокрушимая свобода”, начавшейся как управление кризисом и как контртеррористическая. Вскоре операция обрела новые цели: построение нации и построение государства. Статья написана на официальных документах, архивных материалах Фонда Д. Рамсфелда и мемуарах американских политиков.

Ключевые слова
Афганистан, миссия ИСАФ (ISAF), НАТО, ООН, США, кризисное урегулирование, построение нации, построение государства
Классификатор
Получено
05.02.2019
Дата публикации
11.04.2019
Всего подписок
95
Всего просмотров
5105
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2019 год
1 К интенсивному планированию военной операции в Афганистане администрация США приступила 12 сентября, руководствуясь словами президента Джорджа Буша-младшего, произнесёнными в обращении к нации вечером 11 сентября 2001 г. и определившими действия на годы вперед: «Мы не будем делать различия между террористами, совершившими эти акты, и теми, кто их укрывает»1. На утреннем заседании Совета национальной безопасности (СНБ) 12 сентября были рассмотрены в основном вопросы кризисного управления, на втором заседании, в полдень, обсуждение сосредоточилось, главным образом, на военном ответе. Президент заявил о намерении использовать всю национальную мощь для уничтожения нового врага, с которым столкнулась Америка, и с теми, кто помог осуществить нападение. Вице-президент Ричард Чейни отметил важность дальнейших шагов после определения спонсоров терроризма: лишить террористов безопасного прибежища и баз, с которых они совершают атаки.
1. Statement by the President in His Address to the Nation. The White House. September 11, 2001 (http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2001/09/20010911-16.html).
2

После террористической атаки на ВТЦ. Фотография сделана через несколько дней после 11 сентября 2001 г.

3 Впервые за всю историю своего существования НАТО объявила о вступлении в силу статьи V Вашингтонского договора – нападение на одного участника альянса считается нападением на всех. Верный союзник Великобритания нашла способ проявить поддержку США и выразить соболезнования, подчеркнуть особость отношений двух наций. На частном самолёте 12 сентября 2001 г., невзирая на запрет воздушных полётов, в США прилетели на один вечер сэр Ричард Диалав, начальник MI-6; Элайза Мэннинхэм-Баллер, заместитель начальника MI-5; Дэйвид Мэннинг, советник по внешней политике премьер-министра Э. Блэра. Проведённый рабочий ужин в Лэнгли, запомнился Джорджу Тенету как «самое трогательное событие», испытанное им за семь лет пребывания на посту директора ЦРУ2.
2. Tenet George with Bill Harlow. At the Center of the Storm. My Years at the CIA. N.Y.: Harper Collins Publishers, 2007. р.174.
4 14 сентября члены СНБ провели в Кэмп-Дэвиде серию встреч с президентом Д. Бушем. Вечером того же дня, встретившись за ужином, Д. Рамсфелд, К. Пауэлл, К. Райс и Р. Чейни обсудили предстоящие важные вызовы. «Мы заложили фундамент новой политики. Мы не просто намеревались добраться до террористов или их ячеек, ответственных за 11 сентября. Мы собирались разрушить их сети, организации, нации и народ, оказавший им поддержку ... в 2001 г. это было всё новым … мы понимали, что это будет долгая война. Не будет лёгкой, быстрой победы, следующей за капитуляцией врага. Я считал, что это конфликт, в который наша нация будет вовлечена до конца моей жизни»,– отметил в мемуарах вице-президент3.
3. Cheney Dick with Liz Cheney. In My Time. A Perconal and Political Memoir. N.Y.: Threshold Editions, 2011. рp. 331-332.
5 Тесное взаимодействие, установившееся между министром обороны Дональдом Рамсфелдом и председателем Комитета начальников штабов (КНШ) Диком Майерсом сохранилось на протяжении их службы в администрации Д. Буша. Генералу Т. Фрэнксу, назначенному президентом У. Клинтоном на пост командующего Центральным командованием США, было поручено подготовить военный план. Планирование предстоящего ответа совместно осуществили ЦРУ, Министерство обороны и Командование специальными операциями армии США.
6 Первые варианты плана были представлены уже 15 сентября в Кэмп-Дэвиде на утреннем заседании СНБ, посвящённом Афганистану. Директор ЦРУ Д. Тенет, рассказал о возможностях успешного сотрудничества его ведомства с Северным альянсом (Объединённый исламский фронт спасения Афганистана, лидер которого Ахмад Шах Массуд был убит «Аль-Каидой» за два дня до атак на Соединённые Штаты), ожесточённо противостоявшим «Талибану». Генерал Х. Шелтон представил ещё не завершённый военный план, фокусировавшийся на использовании обычной военной мощи США. План представлял президенту три опции: 1) серия ракетных ударов; 2) ракетные удары в сочетании с бомбардировкой; 3) ракетные удары в сочетании с бомбардировкой, дополненные американскими войсками на территории Афганистана. Ни один из вариантов не был хорош, не была ясна наземная миссия войск4. По словам Дж. Буша-младшего, наиболее значимое решение, которое он может принять – это отправить американских солдат на войну, и 16 сентября, после размышлений, он принял такое решение: «На войне с террором мы будем сражаться в наступлении, и первым полем битвы будет Афганистан»5.
4. Ibid., p. 332.

5. Bush George W. Decision Points. N.Y.: Crown Publishing Group, 2010. p.
7 Второй вариант плана был представлен 21 сентября. Желая придать конфиденциальность встрече, президент ограничился группой из четырёх старших генералов. Главным элементом плана, представленного Т. Фрэнксом, было взаимодействие американских команд специальных войск и афганских сил. По свидетельству Д. Рамсфелда, Пол Вулфовиц, его заместитель и он сам поддерживали намерение Т. Фрэнкса воспользоваться преимуществом применения специальных сил. Генерал Д. Дэйли проинформировал президента о целях, которые могут быть взяты специальными группами6. По оценке генерала Т. Фрэнкса, к исполнению представленного плана можно было приступить через две недели, что с одобрением было воспринято президентом. После многократных совещаний с СНБ, было принято решение в пользу «дорогого и опасного» третьего варианта военной операции в Афганистане: применить ракетные удары, бомбардировщики и наземные войска. Целями предстоящей войны были названы: свержение режима «Талибан», освобождение афганского народа от ограничений и подавления, навязанных режимом, а также позволить афганцам построить на их собственных условиях свободное и демократическое общество.
6. Rumsfeld Donald. Known and Unknown. A Memoir. N.Y.: Sentinel, 2012. pp.368-371.
8 В период интенсивного обсуждения стратегии войны с терроризмом и военной операции в Афганистане рассматривался вопрос о возможных союзниках, партнёрах и коалициях в предстоящих событиях и степени их участия: «Миссия должна определять коалицию; коалиция не должна определять миссию»7. Накануне предстоящей операции, в первую неделю октября 2001 г., министр совершил тур в Саудовскую Аравию, Оман, Египет, Узбекистан, Турцию. Встречаясь с лидерами и официальными представителями правительств, он консультировался по предстоящим американским планам, узнал о возможной помощи, которую они пожелают предоставить, и заверил потенциальных партнёров в признательности США за предложенную помощь, а также отметил масштабность грядущей борьбы с терроризмом. По свидетельству Д. Рамсфелда, в этой поездке он предпочёл отказаться от просьб к зарубежным лидерам предоставить особую помощь; а слушать своих собеседников, нежели склонять их посмотреть на происходящее с американской позиции. «Трудно переоценить практическую значимость взаимоуважительных дискуссий подобного вида, – заявил министр обороны. – Я всегда находил, что эти обмены [мнениями. – Л.З.] с малыми нациями особенно важны, и особенно с теми, кто не имел длительных отношений с Соединёнными Штатами»8. Принимая с благодарностью предложенную зарубежными лидерами помощь, министр, как правило, не обсуждал публично особенности достигнутого понимания до тех пор, пока партнёры не сделают это сами. Поскольку некоторые предпочитали поддерживать США тихо, избегая провоцирования своих врагов и внутренней политической оппозиции; не желают становиться целью для террористов, то именно это обстоятельство, по мнению Д. Рамсфелда, позволило критикам администрации заявлять, часто без знания масштабов помощи и сотрудничества, которые американцы действительно получили, что те действовали односторонне.
7. To President George W.Bush From Donald Rumsfeld. Coalitions. September 22, 2001. The Rumsfeld Archives.

8. Rumsfeld Donald. Op cit., pp. 379-380.
9 В результате визита Д. Рамсфелда в Оман 4 октября 2001 г. султан Кабус бен Саид Аль Саид предложил Соединённым Штатам разместить самолёты С-130 на острове Мазира в Аравийском море. Следующей страной стал Египет. Президент Х. Мубарак посоветовал не ограничиваться нанесением ракетных ударов по ущельям Афганистана, так как это будет не эффективно, и убеждал воспользоваться финансовой помощью, чтобы «купить союзников на земле»9. Посетив после этого Узбекистан, Д. Рамсфелд услышал от президента И. Каримова похожую идею: «Вы можете купить любого командира боевиков и нейтрализовать его». Ещё два его совета были весьма ценными: вовлечение афганцев в конфликт, аргументировав это тем, что «только афганцам следует бороться в Афганистане»; необходимость дополнения военной силы гуманитарной помощью, чтобы попытаться завоевать расположение населения. В Турции её лидерами была предложена помощь военным потенциалом и решительно поддержан американский план вооружить и обеспечить всем необходимым Северный альянс10.
9. Ibid., pp. 381-382.

10. Ibid., p. 384.
10

«Будем ли мы достойны американского народа»

11

Военная операция Соединённых Штатов «Несокрушимая свобода» (Enduring Freedom) против «Аль-Каиды» и «Талибана» в Афганистане началась 7 октября 2001 г. с массированной двухнедельной бомбардировки с участием ВВС Великобритании. Начальная операция, которую проводила оперативная группа «Кинжал» (Task Force Dagger), сочетала нанесение бомбовых ударов с деятельностью небольших команд специальных операторов, которым предстояло установить связь с местными повстанцами; подготовить и снабдить необходимыми ресурсами афганцев, установив связь между Соединёнными Штатами и различными этническими группами, многие их которых были историческими врагами. 5-ая группа сил специального назначения (воздушно-десантная группа) Армии США незамедлительно приступила к выполнению миссии, невзирая на малую доступность разведданных по Афганистану и незнание языка. Джон Ф. Малхолланд, служивший в сентябре 2001 г. командиром этой группы, отметил: «Если и был какой-то страх, то это был страх – будем ли мы достойны американского народа… народа Нью-Йорка, народа Вашингтона, народа Пенсильвании, народа нашей великой страны и всех тех… кто потерял людей тем днём [11 сентября. –Л.З.]. Это было с нами постоянно, страх, что мы не будем достойными американского народа»11.

11. Collins Elizabeth M. First to go: Green Berets remember earliest mission in Afghanistan (part 1) January17, 2018 (http://www.army.mil/article/199134/first_to_go_green_berets_remember_earliest_mil... ).
12 Время было определяющим в успехе начатой кампании, точнее – необходимость быстроты действия, на этом делал акцент помощник министра обороны по вопросам международной безопасности Питер Родмэн в подготовленном для Д. Рамсфелда меморандуме от 12 октября 2001 г.12. Фактор времени влиял на возможность перегруппировки сил «Талибана», находившихся в шоке от нанесённых воздушных ударов; приближающаяся зима и ухудшение погоды могли замедлить проведение воздушной и наземной операций США, а пережившие зиму силы «Талибана» и «Аль-Каиды» могли продолжить борьбу весной. Быстро взять Кабул, использовав успех от сокрушительных воздушных ударов по «Талибану» и «Аль-Каиде» вокруг Кабула и других городов в сочетании с успехом наземных сил, США могли действуя с Объединённым фронтом командиров (United Front commanders), чтобы гарантировать пуштунам участие во взятии Кабула.
12. For Secretary Of Defense From Assistant Of Defense, International Security Affairs Peter W. Rodman. October 12, 2001. The Rumsfeld Archive.
13

Судя по последовавшим скорым военным результатам, меморандум был принят к сведению Министерством обороны и руководством страны. В середине октября, после двухнедельной бомбардировки, ночью началась операция по высадке «зелёных беретов», проведённая 160-м отдельным авиаполком (ОАП) специального назначения (160th Special Operations Aviation Regiment (Airborne), по оценке Д. Малхолланда, «лучшими авиаторами в мире», стартовавшая из Узбекистана, с перелётом через горы Гиндукуш13. По свидетельству Майора М. Натча, командира первой (ODA 595) группы из 12 человек, прибывшей в Афганистан, они «шагнули в прошлое» – время с грязными дорогами и лошадным способом передвижения, «вступили в другой мир, мир с безводными пустынями, возвышающимися вершинами, грубый, изолированный, красивый, с разноцветными камнями и географическими образованиями, различными оттенками красного на восходе солнца»14. Одной из приоритетных и наиболее важных функций команд спецназа в первые дни афганской операции было определение целей для воздушных ударов, поддержанных военными контролёрами Командования специальных операций ВВС; точек для сбрасывания снаряжения и гуманитарной помощи.

13. Collins Elizabeth M. Op cit.

14. Collins Elizabeth M. First to go: Green Berets remember earliest mission in Afghanistan (part 2) January18, 2018. ( >>>> ).
14

Американские силы специального назначения. Сержант Марио Виджэл (слева) с членами своей команды и членами Северного альянса к западу от Кондуза, Афганистан, ноябрь 2001 г. (http://news.soc.mil/releases/News%20Archive/2009/January/090106-04.html).

15 Примечательным стал факт использования с начала операции «Несокрушимая свобода» непосредственной авиационной поддержки бомбардировщиков B52. «Это уничтожило врага, – считает награждённый за операцию медалью «Серебрянная звезда» Кэлвин Маркхэм, бывший военный контролёр и главный сержант в отставке, – Я считаю, это действительно сокрушило его волю сражаться. Ты убил 10, 15 вражеских бойцов на поле битвы одновременно, я уверен, это сокрушительный удар для них, но когда ты говоришь о сотне вражеских бойцов, убитых одним ударом, это побуждает других парней задуматься о том, что они делают, и, может быть, им следует ретироваться»15. Результативность авиационной бомбардировки подтолкнула других бойцов присоединиться к коалиции и изменила отношение гражданского населения. «Они любили нас. Много содовой пришло. Много действительно хороших продуктов пришло. Мы были их героями», – свидетельствовал мастер-сержант Кейт Гэмбл.
15. Ibidem.
16 «Талибан» отступил из Кабула 13 ноября и в национальную столицу мирно вошли силы Северного альянса. Из меморандума, направленного президенту Дж. Бушу-младшему 13 ноября 2001 г. министром обороны Д. Рамсфелдом, явствует что существуют расхождениях во взглядах руководства страны по вопросу взятия Кабула Северным альянсом и на каких условиях, а также о межведомственных трениях. Копии текста меморандума им были направлены К. Пауэллу, Д. Тенету и К. Райс. В документе министр привёл доводы, исходя из которых он считал ошибкой для США делать заявления об отказе атаковать Кабул: это значило дать понять «Аль-Каиде» и «Талибану», что Кабул может быть безопасен для них; Пакистан и другие убеждали Северный альянс не брать Кабул (Россия заняла такую же позицию); объявление миру, что США не собираются брать Кабул - “Я прочитал, что Конди и Колин оба говорят это. Если бы кто-то сказал мне или Томми Фрэнксу о решении поступить таким образом, я бы не поверил. Я считаю, что это плохая идея, и нам следует прекратить делать это». Помимо этого, он делал акцент на двух аспектах: 1) “я не думаю, что посторонним людям вообще необходимо высказываться о наших планах на будущее»; 2) «я считаю, подобный подход может сработать таким образом, что отбросит нас с позиции, где мы сейчас находимся, назад»16. Д. Рамсфелд подчёркивал важность момента (когда это будет сделано) – следует освободить Кабул, как можно скорее, в интересах его населения и сделать это наилучшим способом, который скажет «афганскому народу и миру о существовании полного понимания и признания, что правительство Афганистана после талибов должно быть правительством, основанном на широком представительстве, действительно отражающим демографию и интересы афганского народа»17.
16. Memorandum For The President From Donald Rumsfeld. Kabul. November 13, 2001. The Rumsfeld Archive.

17. Ibidem.
17 14 ноября 2001 г. была принята резолюция 1378 Совета Безопасности ООН, согласно которой под руководством ООН в конце ноября созывалась политическая конференция афганских лидеров для создания временной администрации Афганистана на переходный период на широкой представительной основе. К государствам был обращён призыв направить контингенты по поддержанию мира в Афганистан.
18

16 декабря 2001 г. новый министр обороны США Д. Рамсфелд совершил свой первый визит в Афганистан для анализа ситуации на месте и убедился в правильности подхода, который отстаивали накануне вторжения в Афганистан Т. Фрэнкс, Д. Майерс, П. Вулфовиц, Д. Тенет и он сам. Он также встретился с новыми лидерами, в том числе с Х. Карзаем18. С восхищением и гордостью он отозвался о воинской доблести своих подчинённых, их профессионализме. В 2018 г. командир группы Марк Натч в преддверии выхода в прокат в США кинофильма «12 сильных» (12 Strong) поделился воспоминаниями о первых днях операции: «Парни проделали феноменальную работу, научившись езде по пересечённой местности. Фактически, впервые со Второй мировой войны американские солдаты воевали верхом на лошадях. В основном мы соединяли тактику XIX века с оружием XX века и технологиями XXI века»19.

18. Rumsfeld Donald. Op. cit., pp. 403-405.

19. Collins Elizabeth M. First to go: Green Berets remember earliest mission in Afghanistan (part 2) January18, 2018.– >>>>
19

Группа сил специального назначения Армии США с войсками Северного альянса во время операции в Афганистане, октябрь 2001 г.

20 Операция, начавшаяся как контртеррористическая, через несколько месяцев, в начале 2002 г., приобрела черты операции по строительству нации и государства. Следует отметить, что во время избирательной кампании 2000 г. кандидат в президенты Дж. Буш-младший не был расположен отправлять американские войска для выполнения такой миссии. Так, во время второго раунда дебатов Гор – Буш, он заявил: “Я не думаю, что наши войска должны быть использованы для так называемого строительства нации”20. Однако спустя год изменившиеся реалии международных отношений повлияли на намерения и проводимую политику избранного президента.
20. The Second Gor-Bush Presidential Debate, Commission on Presidential Debates, debate transcript, October 11, 2000.
21

«Без мудрости Соломона»

22

На Боннской конференции по Афганистану (Германия) 27 ноября – 5 декабря 2001 г.21, проводившейся под эгидой ООН с целью избрания переходного правительства, были представлены четыре оппозиционные группы: Северный альянс, Римская группа, Кипрская группа и Пешаварская группа. Две первых были наиболее важными, поскольку представляли большое количество этнических сил: Северный альянс – таджиков, узбеков и хазар, Римская группа – самую крупную часть населения страны, пуштунов. Афганцы согласились с повесткой переговоров, предложенной ООН, и добавили вопрос о силах безопасности22.

21. UN Talks on Afghanistan. Bonn 27 November – 5 December 2001. ( >>>> sicherheit/26328)

22. INFO MEMO For Secretary of Defense From Assistant Secretary of Defense for International Security Affairs (Mr.Peter W.Rodman) Further Report on Afghan Talks in Bonn (U). 27 November 2001. The Rumsfeld Archive.
23

Американскую делегацию на конференции возглавлял Джеймс Доббинс, помощник государственного секретаря К. Пауэлла по европейским делам, имевший опыт переговоров на Балканах, Гаити и Сомали и «как никто другой, знавший столь много об управлении современной постконфликтной ситуацией"23. По просьбе советника по национальной безопасности К. Райс к группе присоединился специальный представитель США в Афганистане Зэлмай Халилзад, чтобы обеспечить Стивену Хэдли ежедневные доклады К. Райс и президенту. Д. Доббинсу предстояло провести многочисленные переговоры с представителями оппозиции, чтобы найти лидера, устраивавшего всех, после падения «Талибана». Помимо этого ему пришлось заняться согласованием позиций между различными ведомствами и агентствами Соединённых Штатов, а также с иностранными правительствами. Несколько официальных лиц из ЦРУ предложили кандидатуру Хамида Карзая, умеренного афганского лидера (пуштуна по национальности), служившего при «Талибане», дезертировавшего и присоединившегося к оппозиции. Генерал T. Фрэнкс одобрил этот выбор. Его поддержали руководство ЦРУ, Государственного департамента, Министерства обороны. В Бонне Д. Доббинс убедил основных региональных представителей – русских, пакистанцев, иранцев согласиться с предложенной США кандидатурой24.

23. Woodward Bob. State of Denial: Bush at War. N.Y.: Simon and Schuster, 2006. р.130.

24. Khalilzad Zalmay. The Envoy. From Kabul To The White House, My Journey Thougth A Turbulent World. N.Y.: St.Martin's Press, 2016. pp. 117-127; Woodward Bob. Op.cit., p.130.
24 В соответствии с принятым на конференции в Бонне соглашением, предусматривалось учреждение Международных сил содействия безопасности, ИСАФ (International Security Assistant Force, ISAF), которые 20 декабря 2001 г. получили мандат Совета Безопасности ООН на проведение своей миссии в соответствии с резолюцией 138625 и согласно Уставу ООН26. В последующие годы было принято 18 резолюций Совета Безопасности ООН, связанных с деятельностью ИСАФ. Фактически была оказана международная правовая поддержка усилиям, последовавших со стороны Соединённых Штатов и НАТО, по созданию государства и нации в Афганистане. Достигнутые решения подготовили условия для создания трёхстороннего партнёрства между Афганской администрацией на переходный период (Afghan Transitional Authority), Миссией содействия Объединенных наций в Афганистане (United Nations Assistance Mission in Afghanistan, UNAMA) и ИСАФ. Присяга Х. Карзая в качестве главы Временной администрации Афганистана состоялась 22 декабря 2001 г. На собрании Лойя-джирги (всеафганский совет старейшин/представителей) в июне 2002 г. он был избран временным главой государства до президентских выборов 2004 г. На прошедших впервые в истории Афганистана демократических выборах президента (в голосовании участвовало более 8,1 млн афганцев) Х. Карзай одержал победу. 7 декабря 2004 г. состоялась его инаугурация, на которой присутствовали в качестве почётных гостей вице-президент США Д. Чейни, министр обороны Д. Рамсфелд, специальный представитель президента США в Афганистане З. Халилзад27. Спустя несколько месяцев, 23 мая 2005 г. была подписана Декларация о стратегическом партнёрстве между США и Афганистаном, включая экономическое и политическое сотрудничество и обеспечение безопасности28.
25. United Nations Security Council. Document 1154. Annex I – International Security Force S/2001/1154/ (http://www/un/org/ga/search/view_doc/asp?symbol=S/2001/1154); United Nations Security Council.1386 Resolution S/Res/1386(2001) >>>>

26. Charter of The United Nations. Chapter VII: Action with Respect to Treats to the Peace, Breaches of the Peace and Acts of Aggression.-http://www.un.org/en/charter-united-nations/index.html

27. Khalilzad Zalmay. Op. cit., pp. 212 – 221.

28. Joint Declaration of the United States-Afghanistan Strategic Partnership. 23 May 2005. - htts://2001-2009.state.gov/p/sca/ris.../2005/46628.htm
25

Хамид Карзай (стоит пятый слева) с американским спецназом в ходе операции «Несокрушимая свобода» в октябре 2001 года (http://www.army.mil/cmh/brochures/Afghanistan/Operation%20Enduring%20Freedom.htm)

26 Первоначально, с декабря 2001 г. до августа 2003 г., международные силы содействия были размещены по просьбе афганского правительства для оказания помощи в обеспечении безопасности в Кабуле и окружающих районах, а также для создания соответствующих условий работы персонала ООН. Каждые полгода страны, входящие в ИСАФ, сменяя друг друга на ротационной основе, возглавляли командование миссией. В январе 2002 г. между правительством Афганистана и командующим международными силами было заключено детализированное военно-техническое соглашение, предоставившее дополнительные полномочия для проведения операций миссии.
27 Руководствуясь соглашением, подписанным в Бонне, афганская конституционная комиссия при широком обсуждении общественностью подготовила проект конституции; для учреждения администрации на переходный период и для подготовки новой конституции была созвана Лойя-джирга. 4 января 2004 г., после трёхнедельного обсуждения новая конституция была одобрена Юридическая комиссия создала юридическую систему страны в соответствии с исламскими принципами, международными стандартами, соблюдением закона, афганскими правовыми традициями. Учреждение Верховного суда Афганистана также было предусмотрено Боннским соглашением. Оно заложило фундамент для успешного проведения становления афганской государственности на основе новой конституции, независимой коллегии судей, свободных и честных судов, централизованном секторе безопасности, защите прав женщин и меньшинств (религиозных и этнических). В итоге президентских выборов, состоявшихся 9 октября 2004 г., был избран представитель пуштунов Хамид Карзай, получивший 50% голосов. На состоявшихся 18 сентября 2005 г. национальных выборах в парламент Афганистана женщины получили 68 депутатских мест из 249 в нижнюю палату и 23 из 102 мест в верхнюю палату.
28 Примечательно мнение министра обороны США Д. Рамсфелда о Боннской конференции и принятом по её итогам плане реконструкции: «Объединенные нации отнеслись к реконструкции Афганистана как к ребенку Соломона, но без мудрости Соломона. Деятельность по реконструкции была поделена между различными коалиционными нациями – подготовка полиции и пограничной охраны (Германия), восстановление коллегии судей (Италия), борьба с наркотиками (Британия), разоружение повстанцев (Япония) – без какой-либо реалистической оценки их способности выполнить. Восстановление Афганистана оказалось в значительной степени серией невыполненных обязательств коалиционных партнёров с добрыми намерениями, но плохо подготовленных. Вклад гражданских министерств и агентств нашего правительства также был скромным»29. В Афганистане, согласно свидетельству Д. Рамсфелда, Соединённые Штаты старались избежать ошибок предшествующего опыта кризисного урегулирования и потому делали акцент на важности создания национальных сил безопасности (армии и полиции), быстрого учреждения нового, независимого правительства под руководством избранных афганцев. Однако, к сожалению, американским военным пришлось выполнять большую часть послевоенной работы по стабилизации и реконструкции, поскольку, несмотря на неустанные старания Дова Закхайма, контролёра Министерства обороны США, найти средства и помощь от друзей и союзников для реконструкции, «их вклад был минимальным».
29. Agreement on Provisional Arrangements in Afghanistan pending the R-Establishment of Permanent Institutions. ( >>>> ); Rumsfeld Donald. Op.cit., p.483.
29 В январе 2002 г. первый контингент миротворцев прибыл в Афганистан. Великобритания возглавила первое командование на основе шестимесячной ротации. Восемнадцать стран разместили свой контингент в Афганистане. С 11 августа 2003 г. НАТО возглавило руководство миссией, положив конец национальной ротации. Принятие в октябре 2003 г. резолюции 1510 СБ ООН расширило мандат международных сил содействия безопасности, что позволило распространить деятельность миссии на всю территорию страны. Расширение присутствия миссии в Афганистане происходило в четыре этапа: 1) на север (31 декабря 2003 г. –1 октября 2004 г.) 2) на запад (31 мая – сентябрь 2005 г.) 3) на юг (январь – 31 июля 2006 г.) 4) на восток (завершён к 5 октября 2006 г.).
30 Состоявшаяся впервые 8 июня 2006 г. встреча министров обороны 37 стран НАТО со странами – партнёрами по миссии (была подтверждена готовность расширения деятельности на юг страны), была признана полезной и подобные встречи стали проводиться на регулярной основе. Ко второй половине 2006 г. присутствие международной миссии постепенно было распространено на весь Афганистан. По мере распространения присутствия миссии на восток и на юг страны, её войска всё больше вовлекались в борьбу с активизировавшимися в 2007–2008 гг. повстанцами, что привело к размещению в 2009 г. дополнительного военного контингента в 40тыс. человек. Таким образом, произошёл переход от деятельности по поддержанию мира к военным действиям. Приоритетной целью миссии являлось содействие афганскому правительству в обеспечении эффективной безопасности в масштабах всей страны и в развитии новых национальных сил безопасности для предотвращения террористической угрозы в Афганистане.
31 Многонациональные силы проводили совместно с созданными при их активном участии Афганскими национальными силами безопасности, АНСБ (Afghan National Security Forces, ANSF) военные операции на всей территории страны, помогая одновременно повысить потенциал и боеспособность. Проблема обеспечения поддержки правительства Афганистана и международного сообщества в проведении реформы в сфере безопасности, включая обучение, подготовку и операционную поддержку армии и полиции, была решена совместными усилиями НАТО посредством Миссии подготовки (NATO Training-Mission-Afghanistan, NTM-A) и Объединённого командования ИСАФ (ISAFs Joint Command, IJC), которое сосредоточилось на предоставлении советов и помощи; и Полицейской миссии Европейского Союза (European Union Police Mission in Afghanistan, EUPOL Afghanistan) и важными национальными представителями.
32 C июля 2011 г. войска миссии постепенно передавали ответственность за обеспечение безопасности в стране национальным силам – армии (Afghan National Army, ANA) и полиции (Afghan National Police, ANP) и завершили этот процесс в 2014 г., в соответствии с достигнутым соглашением с правительством Афганистана на саммите НАТО в Лиссабоне (2010), и подтверждённым на саммитах в Чикаго (2012) и Уэльсе (2014). Ко времени президентских выборов и истечению срока мандата миссии в декабре 2014 г. безопасность в стране всецело находилась в ведении национальных сил. Шаг за шагом миссия отходила от проведения военных операций, сосредотачиваясь на подготовке, обучении, содействии и консультации афганских партнёров. По мере овладения Афганскими национальными силами безопасности способностью управления ситуацией в масштабах страны, сокращался контингент многонациональных сил и начался их вывод.
33 Наряду с обеспечением безопасности в стране миссия ИСАФ под руководством НАТО и при активном содействии ООН, международных организаций, в том числе неправительственных, оказывала помощь в совершенствовании управлением страной и в социально-экономическом развитии. Вклад в реконструкцию и развитие Афганистана внесли многонациональные группы по восстановлению провинций, ГВП (Provincial Reconstruction Teams, PRS), возглавлявшиеся отдельными участниками международной коалиции, обеспечивавшими безопасность в областях, где проводились восстановительные работы. Практическая поддержка по восстановлению и развитию помощь ИСАФ, в том числе, гуманитарная, предоставленная другими участниками, всегда осуществлялась в соответствии с приоритетами афганского правительства, в тесной координации и сотрудничестве с ним и с Миссией содействия Объединённых Наций в Афганистане(UNAMA), созданной 28 марта 2002 г. для создания основ устойчивого мира и развития. К концу 2014 г. группы по восстановлению провинций завершили свою деятельность, передав полномочия афганскому правительству, неправительственным организациям и частному сектору. Группы выполнили свою главную роль – создали афганский потенциал, поддержали рост структур управления и способствовали созданию благоприятной среды для последующего совершенствования управления. К их заслугам также относится помощь властям в укреплении институтов, необходимых для возрастающего установления эффективного управления, соблюдения закона, распространения прав человека.
34

Администрация Д. Буша-младшего осознавала важность последующего за свержением «Талибана» восстановления страны. Однако в её планы не входило заниматься строительством нации, о чём подтверждает в своих мемуарах З. Халилзад. Изначально, готовясь к вторжению в Афганистан, Президент Дж. Буш-младший ограничился только целями войны, заявив через две недели после теракта: «Мы собираемся сфокусироваться на правосудии, мы не намерены [заниматься] построением нации», несколько позднее, беседуя со специальным представителем в Афганистане, он категорично заметил: «Зэл, мы там не для решения их проблем!»30. Подобной точки зрения придерживался и министр обороны Д. Рамсфелд, предлагавший «позволить афганцам самим преуспеть или потерпеть поражение». Однако в начале 2002 г., президентом была озвучена более широкая цель – предотвратить превращение территории Афганистана в безопасное пристанище террористов. Ссылаясь на выступление Д. Буша-младшего в Военном институте штата Вирджиния в апреле 2002 г., Халилзад не без сожаления отметил в мемуарах: «…казалось, он даже призывал к эквивалентному Плану Маршала для Афганистана. Речь, однако, не повлекла фундаментальных перемен в политике» 31. На протяжении всего 2002 г. на межведоственных встречах всех уровней представители правительства обсуждали лучшие способы продвижения мира и стабильности в Афганистане. В частности, Д. Рамсфелд не намеревался заниматься строительством нации, как это обычно делали американцы в 1990-е годы. Он хотел, чтобы Соединённые Штаты помогли афганцам построить свою собственную нацию, но не делать это за них. Считая термин «реконструкция» не соответствующим предстоящим задачам, министр делал акцент на необходимости строительства многих объектов с самого начала, а не на восстановлении их32. Считая, что афганцы должны управлять страной подходящим для них способом, министр обороны заявлял: «Я убежден, что политические институты должны естественно вырастать из местной почвы; не всякий успешный принцип или механизм из одной страны может быть пересажен в другую»33.

30. Khalilzad Zalmay. Op. cit., p.139.

31. Khalilzad Zalmay. Op. cit., p.140.

32. Rumsfeld Donald. Op. cit., pp. 482 – 483; Feith Douglas J. War and Decision. Inside the Pentagon at the Dawn of the War on Terrorism. N.Y.: HarperCollins Publishers, 2008. p. 149.

33. Rumsfeld Donald. Op. cit., p. 483.
35 Несоответствие национального законодательства и институтов США условиям и нуждам контртеррористической операции, проводимой в Афганистане, стало очевидно при решении финансового обеспечения различных задач по линии государственного и оборонного департаментов и гражданских правительственных структур (обучение и экипировка создаваемой афганской армии; приобретение некоторых средств ночного видения и коммуникационных для афганских и пакистанских сил; пропаганда и т.д.)34. Аналогичная ситуация сложилась во время войны в Ираке, что также сказалось на эффективности проведения операций.
34. Feith Douglas J. Op.cit., pp. 150-152,158-159
36 Во время визита в США в январе 2002 г., Х. Карзай посетил Министерство обороны и во время беседы с Д. Рамсфелдом изложил своё видение новой афганской армии с «национальным характером» – с объединённым командованием, войсками из всех регионов страны, с командирами, не являвшимися региональными командирами повстанцев. Министр обороны Афганистана Мохаммад Касим Фахим ознакомил государственного секретаря К. Пауэлла, находившегося с визитом в Кабуле, с планом создания национальной армии. 23 января 2002 г. К. Пауэлл направил записку на имя Д. Рамсфелда с приложением плана Фахима35. Поинтересовавшись планом Фахима у Х. Карзая, Д. Рамсфелд с удовлетворением отметил заработавший процесс межведомственного взаимодействия в Афганистане, остался доволен изложенным и одобренным Х. Карзаем планом. Для быстрого создания армии, чтобы она могла обеспечить защиту страны после освобождения от «Аль-Каиды», согласно представленному плану, на униформу и подготовку требовалось 10 млн долл. США. Ожидалось что, как только система сбора налогов заработает и они возрастут, правительство Афганистана сможет самостоятельно выплачивать зарплату армии.
35. Memo to General Franks From Donald Rumsfeld. Afghan National Army. January 28, 2002.- The Rumsfeld Archive.
37 Согласно воспоминаниям З. Халилзада, Соединённые Штаты смогли быстро продвинуться в создании афганских сил безопасности (Afghan security forces): «Мы боролись, чтобы создать условия для новых подразделений, таких как подготовленные батальоны Афганской национальной армии». Однако заместитель министра обороны Афганистана Абдул Рахим Вардак «часто жаловался» З. Халилзаду, что запланированный размер войск численностью в 70 тыс. будет «слишком мал и менее обеспечен»36. Поскольку З. Халилзад разделял мнение А. Вардака, то поднял этот вопрос перед руководством страны. В конце 2005 – начале 2006 гг., когда атаки талибов возросли, администрация Д. Буша-младшего, а далее и администрация Б. Обамы, увеличили инвестирование Афганской национальной армии.
36. Khalilzad Zalmay. Op. cit., p.200.
38

Завершение миссии НАТО

39 На саммите НАТО 2014 г. в Уэльсе будущему Афганистана (посткризисное урегулирование, восстановление, развитие, финансовая поддержка Афганским национальным силам безопасности было уделено приоритетное внимание, а с 1 января 2015 г. началась миссия «Решительная поддержка» (Resolute Support Mission): подготовка, содействие, консультирование) Союзники по коалиции подвели итоги уникальной по длительности военной операции по кризисному и посткризисному урегулированию (13 лет), самой дорогостоящей; самой многочисленной группировки, задействованного военного контингента и гражданских сил 51 страны; приняли концептуальное решение о развитии взаимодействия и взаимоотношений с Афганистаном на обозримую перспективу. С завершением миссии 31 декабря 2014 г. предстояло измениться природе и масштабу вовлечения Североатлантического союза и его партнёров в Афганистане.
40 Открывая саммит, генеральный секретарь НАТО А. Расмуссен отметил: «Мы сделали, что обещали сделать. Мы нанесли удар по международному терроризму в Афганистане и создали дееспособные афганские силы численностью 350 тысяч и полицию. Афганцы сейчас имеют историческую возможность развивать свою собственную страну и решать своё собственное будущее. Афганистан уже достиг значительных успехов. В экономике и коммуникациях. В образовании и здравоохранении. В правах человека и основополагающих свободах, особенно для женщин и девочек»37. Принятые ранее обязательства альянсом и его партнёрами по коалиции предстояло выполнить, поскольку стабильность в этой стране была определена, как равнозначная безопасности. Главы государств и правительств стран НАТО и коалиционных стран по итогам рассмотрения результатов завершения миссии приняли Декларацию по Афганистану38.
37. Opening remarks by NATO Secretary General Anders Fogh Rasmussen at the meeting on Afghanistan at the level of Heads of State and Government during the NATO Summit held in Newport, Wales. September 04, 2014. (http://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_112481.htm?selectedLocal=en)

38. Wales Summit Declaration on Afghanistan. Issued by Heads of State and Government of Allies and their International Security Assistance Force (ISAF) troop contributing partners. September 04, 2014. ( >>>> )
41 Ко времени проведения саммита в апреле 2014 г. состоялись самые представительные по числу зарегистрировавшихся кандидатов (27) президентские выборы в Афганистане, организация и обеспечение безопасности которых всецело находилась в компетенции афганцев, но при политической и финансовой поддержке международного сообщества. Впервые за 5-тысячелетнюю историю страны передача власти состоялась демократическим путём.
42 В преддверии саммита предполагалось, что Соединённым Штатам и Североатлантическому альянсу удастся в результате переговоров с президентом Афганистана Х. Карзаем заблаговременно определиться со статусом будущей миссии с учётом результатов весенне-осенних военных операций 2013 г. и заключить двусторонние соглашения между США и Афганистаном (Bilateral Security Agreement, BSA) и НАТО и Афганистаном (A Status Forces Agreement between NATO and Afghanistan) до проведения президентских выборов в апреле 2014 г. В подписании названных документов 30 сентября 2014 г., на следующий день после инаугурации президента Ашрафа Гани и главы исполнительной власти Aбдуллы Абдуллы, участвовали вновь назначенный советником по национальной безопасности Афганистана Ханиф Атмор, американский посол Джим Каннингем и гражданский представитель НАТО в Афганистане, бывший посол Нидерландов в Эстонии Мориц Йохемс. Как было отмечено представителем Государственного департамента на специальном брифинге после подписания документов, помимо соглашения, определяющего статус вооружённых сил, «имеется два основных элемента к соглашению – по сотрудничеству по вопросам обороны и безопасности...»39.
39. Background Briefing on the U.S.- Afghanistan Security and Defence Cooperation Agreement. Special Briefing Senior State Department Officials Via Teleconference Washington, DC. September 30, 2014. (http://www.state.gov/r/pa/prs/2014/09/232345.htm)
43 Нерешённость этих важных вопросов фактически на протяжении года оказала неблагоприятное влияние на двусторонние отношения с Соединёнными Штатами и НАТО, максимально осложнив планирование и проведение завершающего этапа миссии Международных сил содействия безопасности. Этим обстоятельством были обусловлены многократные корректировки численности контингента новой миссии, сокращение финансирования международных программ помощи Афганистану, прекращение деятельности международных организаций на территории страны, отток из страны афганцев, активно сотрудничавших с коалиционными силами. США и Североатлантический альянс к числу приоритетов относили успешное завершение военной операции в Афганистане и переговорного процесса о будущем статусе ограниченного контингента (американского и союзнического), миссии поддержки в период посткризисного восстановления и развития страны.
44 Эти факторы сказались на уровне социальной напряжённости и нервозности накануне президентских выборов, их втором туре и весьма длительном подсчёте голосов, на достижении компромиссного варианта при активном содействии американской дипломатии. Государственный секретарь США Д. Керри совершил первую поездку в Афганистан в июле 2014 г. Результатом второго визита в августе того же стало создание совместной комиссии обеих партий, выработавшей на 90% параметры соглашения между бывшими соперниками. Для преодоления остававшихся 10% разногласий афганцы обратились к США40.
40. Ibidem.
45 Обе стороны, конкурировавшие в президентских выборах, прибегли к американской помощи в определении концептуального видения вопросов: как будет формироваться коалиционное правительство, какова будет роль президента и главы исполнительной власти? Поскольку избирательные платформы обоих кандидатов в президенты основывались на широких реформах, единстве и представительстве от всей страны, они смогли прийти к соглашению. Следует отметить их совместную работу в ранние дни администрации Х. Карзая, сохраняющиеся многочисленные различия и прилагаемые усилия по улучшению отношений и наведению мостов между командами.
46 Вывод военных соединений с территории страны, начавшийся 22 марта 2011 г. и проходивший в несколько этапов на протяжении трёх лет, был закончен 8 декабря 2014 г. Вся ответственность за обеспечение безопасности на территории Афганистана полностью перешла к местной власти и Афганским национальным силам безопасности.
47 Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг во время первого посещения Афганистана 5–7 ноября 2014 г., посетил войска Международных сил содействия безопасности на юге, западе и севере страны (Кандагар, Герат, Мазар-и-Шариф), а в ходе встречи с руководством страны были обсуждены вопросы сотрудничества Афганистана с НАТО, включая начало с 1 января 2015 г. новой миссии. На совместной пресс-конференции Й. Столтенберг отметил обоюдное желание сторон в дальнейшем развивать долговременное партнёрство; выразил надежду, что афганские партнёры сделают всё, чтобы «жить в соответствии с принятыми ими обязательствами». А. Гани заявил о необходимости сформировать новый дискурс, новый способ взаимодействия и новые механизмы для создания устойчивого партнёрства41.
41. Joint Press conference with NATO General Jens Stoltenberg and Afghan President Ashraf Ghani. November 06, 2014. ( >>>> )
48 Во время поездки в Кабул Й. Столтенберг посетил Командование специальными операциями Афганской национальной армии, где отметил высокий уровень подготовки, профессионализм и эффективность национальных сил безопасности и подчеркнул: «Афганистан является высшим приоритетом НАТО. Вместе мы достигли многого, чтобы обеспечить стабильность Афганистана, создать условия для лучшего будущего афганского народа»42. Он также встретился с командующим Международными силами содействия безопасности генералом Джоном Кэмпбеллом и другими старшими офицерами миссии, с гражданским представителем НАТО Морицем Йохемсом и др.
42. NATO Secretary General in Afghanistan to mark NATO's commitment beyond 2014. November 06, 2014. ( >>>> )
49

Ратификация парламентом Афганистана двустороннего соглашения по безопасности и соглашения о статусе войск НАТО состоялась 27 ноября 2014 г. при значительном большинстве голосов, высказавшихся за их одобрение. Спустя год после многочисленных дипломатических и политических баталий между США, НАТО и Афганистаном это событие было воспринято Белым домом как «приглашение от афганского народа укрепить отношения, построенные за прошедшие 13 лет». В заявлении пресс-секретаря Белого дома от 29 ноября 2014 г. было отмечено: «Двустороннее соглашение по безопасности полностью выполняет пункты Соглашения о стратегическом партнёрстве, которое наши правительства подписали в мае 2012 г., и способствует нашему долговременному сотрудничеству в продвижении к безопасности, стабильности и единству Афганистана. Оно также вносит вклад в безопасность Соединённых Штатов и наших партнёров по коалиции и в стабильность всего региона»43. Оба соглашения гарантируют американским военным и гражданскому персоналу, а также военным НАТО и партнёрам юридические рамки, необходимые для выполнения с 1 января 2015 г. новой невоенной миссии альянса и международного сообщества (представители 59 стран выразили готовность участвовать в ней).

43. Statement by the Press Secretary on the Government of Afghanistan's Approval of the Bilateral Security Agreement and the NATO Status of Forces Agreement. The White House. Office of the Press-Secretary. (http://www.whitehouse.gov/thepressoffice/2014/11/29 statement-press-secretary-goverr)
50

Военные потери коалиции во время войны в Афганистане по месяцам с январь 2002 г. по июль 2015 г. (http://www.icasualties.org/oef/)

51 При двойственности ситуации в Афганистане, после самой долговременной военной операции США и Североатлантического альянса по кризисному урегулированию при участии представительной международной коалиции государств, следует признать первую в XXI столетии войну против террористических организаций «Талибан» и «Аль-Каида» успешной. Поставленные США накануне вторжения в страну цели были достигнуты благодаря правильно разработанному плану; проведённым приготовлениям – дипломатическим и военно-техническим; согласованности в действиях с союзниками по НАТО, партнёрами и друзьями в регионе.
52 Международная правовая поддержка действий США и НАТО в Афганистане со стороны ООН способствовала быстрому развитию политического процесса и переходу (практически одновременно с военной операцией) к оказанию гуманитарной помощи и содействию в построении государства. Впервые за свою историю НАТО возглавила проведение операций многонациональной миссии по мандату ООН на территории, далеко отстоящей от сферы действия Договора 1949 года. В процессе операции в Афганистане изменились и взаимоотношения сторон: от противников в декабре 2001 г. до стратегических партнёров США – НАТО – Афганистан к завершению миссии в декабре 2014 г. Принцип действия «миссия должна определять коалицию», предложенный Д. Рамсфелдом незадолго до начала военных действий в Афганистане, подтверждён практикой и по-прежнему актуален.
53 Совместными усилиями США, НАТО, ООН и Группы восьми/семи (G8/7) было привлечено внимание международного сообщества, его помощь и финансы для стабилизации ситуации в стране. Рассмотрение проблем Афганистана в период 2001–2014 гг. постоянно находилось в их повестке. Президент Х. Карзай и представители правительства приглашались на конференции, посвящённые вопросам глобальной и региональной безопасности и развития. Был заложен процесс движения от маргинального статуса к созданию современного афганского государства.
54

Военная операция «Несокрушимая свобода», начатая Соединёнными Штатами как контртеррористическая вскоре была преобразована в действия по кризисному урегулированию, соединившиеся с процессами построения государства и нации. Уникальное содействие, оказанное международным сообществом народу Афганистана, предоставило редкий шанс в сжатые сроки, используя опыт, знания, технологии демократических государств, преобразовать страну. Ответственность за последующий период в истории Афганистана всецело зависит от выбора его народа

Библиография

1. Statement by the President in His Address to the Nation. The White House. September 11, 2001 (http://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2001/09/20010911-16.html).

2. Tenet George with Bill Harlow. At the Center of the Storm. My Years at the CIA. N.Y.: Harper Collins Publishers, 2007. р.174.

3. Cheney Dick with Liz Cheney. In My Time. A Perconal and Political Memoir. N.Y.: Threshold Editions, 2011. рp. 331-332.

4. Ibid., p. 332.

5. Bush George W. Decision Points. N.Y.: Crown Publishing Group, 2010. p.

6. Rumsfeld Donald. Known and Unknown. A Memoir. N.Y.: Sentinel, 2012. pp.368-371.

7. To President George W.Bush From Donald Rumsfeld. Coalitions. September 22, 2001. The Rumsfeld Archives.

8. Rumsfeld Donald. Op cit., pp. 379-380.

9. Ibid., pp. 381-382.

10. Ibid., p. 384.

11. Collins Elizabeth M. First to go: Green Berets remember earliest mission in Afghanistan (part 1) January17, 2018 (http://www.army.mil/article/199134/first_to_go_green_berets_remember_earliest_mil... ).

12. For Secretary Of Defense From Assistant Of Defense, International Security Affairs Peter W. Rodman. October 12, 2001. The Rumsfeld Archive.

13. Collins Elizabeth M. Op cit.

14. Collins Elizabeth M. First to go: Green Berets remember earliest mission in Afghanistan (part 2) January18, 2018. ( http://www.army.mil/article/199202/first_to_go_green_berets_remember_earliest_mil... ).

15. Ibidem.

16. Memorandum For The President From Donald Rumsfeld. Kabul. November 13, 2001. The Rumsfeld Archive.

17. Ibidem.

18. Rumsfeld Donald. Op. cit., pp. 403-405.

19. Collins Elizabeth M. First to go: Green Berets remember earliest mission in Afghanistan (part 2) January18, 2018.Ц http://www.army.mil/article/199202/first_to_go_green_berets_remember_earliest_mil...

20. The Second Gor-Bush Presidential Debate, Commission on Presidential Debates, debate transcript, October 11, 2000.

21. UN Talks on Afghanistan. Bonn 27 November Ц 5 December 2001. (https://www.unric.org/de/frieden-und-sicherheit/26328)

22. INFO MEMO For Secretary of Defense From Assistant Secretary of Defense for International Security Affairs (Mr.Peter W.Rodman) Further Report on Afghan Talks in Bonn (U). 27 November 2001. The Rumsfeld Archive.

23. Woodward Bob. State of Denial: Bush at War. N.Y.: Simon and Schuster, 2006. р.130.

24. Khalilzad Zalmay. The Envoy. From Kabul To The White House, My Journey Thougth A Turbulent World. N.Y.: St.Martin's Press, 2016. pp. 117-127; Woodward Bob. Op.cit., p.130.

25. United Nations Security Council. Document 1154. Annex I Ц International Security Force S/2001/1154/ (http://www/un/org/ga/search/view_doc/asp?symbol=S/2001/1154); United Nations Security Council.1386 Resolution S/Res/1386(2001) http://www/un/org/ga/search/view_doc/asp?symbol=S/RES1386 (2001).

26. Charter of The United Nations. Chapter VII: Action with Respect to Treats to the Peace, Breaches of the Peace and Acts of Aggression.-http://www.un.org/en/charter-united-nations/index.html

27. Khalilzad Zalmay. Op. cit., pp. 212 Ц 221.

28. Joint Declaration of the United States-Afghanistan Strategic Partnership. 23 May 2005. - htts://2001-2009.state.gov/p/sca/ris.../2005/46628.htm

29. Agreement on Provisional Arrangements in Afghanistan pending the R-Establishment of Permanent Institutions. (https://www.unric.org/de/frieden-und-sicherheit/26328); Rumsfeld Donald. Op.cit., p.483.

30. Khalilzad Zalmay. Op. cit., p.139.

31. Khalilzad Zalmay. Op. cit., p.140.

32. Rumsfeld Donald. Op. cit., pp. 482 Ц 483; Feith Douglas J. War and Decision. Inside the Pentagon at the Dawn of the War on Terrorism. N.Y.: HarperCollins Publishers, 2008. p. 149.

33. Rumsfeld Donald. Op. cit., p. 483.

34. Feith Douglas J. Op.cit., pp. 150-152,158-159

35. Memo to General Franks From Donald Rumsfeld. Afghan National Army. January 28, 2002.- The Rumsfeld Archive.

36. Khalilzad Zalmay. Op. cit., p.200.

37. Opening remarks by NATO Secretary General Anders Fogh Rasmussen at the meeting on Afghanistan at the level of Heads of State and Government during the NATO Summit held in Newport, Wales. September 04, 2014. (http://www.nato.int/cps/en/natohq/opinions_112481.htm?selectedLocal=en)

38. Wales Summit Declaration on Afghanistan. Issued by Heads of State and Government of Allies and their International Security Assistance Force (ISAF) troop contributing partners. September 04, 2014. (http://www.nato.int/cps/en/natohq/news_112517.htm)

39. Background Briefing on the U.S.- Afghanistan Security and Defence Cooperation Agreement. Special Briefing Senior State Department Officials Via Teleconference Washington, DC. September 30, 2014. (http://www.state.gov/r/pa/prs/2014/09/232345.htm)

40. Ibidem.

41. Joint Press conference with NATO General Jens Stoltenberg and Afghan President Ashraf Ghani. November 06, 2014. (http://www.nato.int/cps/en/natohw/opinions-114488.htm?selectedLocale=en)

42. NATO Secretary General in Afghanistan to mark NATO's commitment beyond 2014. November 06, 2014. (http://www.nato.int/cps/en/natohq/news_114490.htm)

43. Statement by the Press Secretary on the Government of Afghanistan's Approval of the Bilateral Security Agreement and the NATO Status of Forces Agreement. The White House. Office of the Press-Secretary. (http://www.whitehouse.gov/thepressoffice/2014/11/29 statement-press-secretary-goverr)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести