US Nuclear Forces and the Prospects of Their Development
Table of contents
Share
Metrics
US Nuclear Forces and the Prospects of Their Development
Annotation
PII
S207054760004693-9-1
DOI
10.18254/S207054760004693-9
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Viktor Esin 
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russian Federation
Edition
Abstract

This article analyzes the current state of the US nuclear forces and assesses the prospects of their development, based on the provisions of the new US nuclear strategy promulgated on February 2, 2018 in the Nuclear Posture Review.

Keywords
United States, nuclear forces, prospects of US nuclear forces development, US nuclear strategy
Received
10.01.2019
Date of publication
18.04.2019
Number of characters
31481
Number of purchasers
6
Views
402
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Министерство обороны США 2 февраля 2018 г. обнародовало новый «Обзор ядерной политики»1 (далее – «Ядерный обзор 2018»), который определил содержание новой ядерной стратегии США. В отличие от предыдущего «Обзора ядерной политики» 2010 года2 (далее – «Ядерный обзор 2010»), который провозглашал, что роль ядерного оружия в системе обеспечения национальной безопасности США будет снижаться, а ядерные арсеналы – сокращаться, «Ядерный обзор 2018» вновь возводит ядерное оружие в ключевой инструмент обеспечения национальной безопасности США, который нужно модернизировать и максимально широко использовать для самых различных целей.

1. 2018 Nuclear Posture Review. U.S. Department of Defense. URL: >>> (accessed: 10.08.2018).

2. 2010 Nuclear Posture Review Report. U.S. Department of Defense. URL: >>> (accessed 10.08.2018).
2

Ядерные силы США

 

Ядерные силы Соединённых Штатов включают стратегическую ядерную триаду и нестратегические ядерные силы.

3

Стратегическая ядерная триада

 

Сегодняшняя стратегическая ядерная триада, созданная, как отмечено в «Ядерном обзоре 2018», в 1980-е годы или ещё раньше, включает стратегические ракетные силы морского базирования (силы ПЛАРБ), стратегические ракетные силы наземного базирования (силы МБР) и стратегическую бомбардировочную авиацию (СБА) с ядерным вооружением3. Эта триада составляет основу ядерной мощи стратегических наступательных сил США. В настоящее время параметры её строительства и развития во многом определяются теми ограничениями, которые накладывает новый Договор по СНВ (New START) – Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Он был подписан 8 апреля 2010 г., вступил в силу 5 февраля 2011 г. Срок его действия – до 5 февраля 2021 г. Предусмотрена возможность его продления на срок не более пяти лет.

3. 2018 Nuclear Posture Review… P. ix.
4

«Силы ПЛАРБ административно подчинены командующим подводными силами Атлантического и Тихоокеанского флотов ВМС США и сведены в четыре эскадры: 16-я и 20-я эскадры дислоцируются на военно-морской базе Кингс-Бей (штат Джорджия), в их боевом составе шесть лодок типа «Огайо»4; 17я и 19я эскадры дислоцируются на военно-морской базе Китсап (штат Вашингтон), в их боевом составе восемь лодок типа «Огайо»5. Ныне каждая ПЛАРБ вооружена не более чем 20-ю ядерными БРПЛ «Трайдент-2 (D56, поскольку четыре из имеющихся на лодке 24х пусковых установок приведены в состояние, непригодное для использования БРПЛ для выполнения требований нового Договора по СНВ по ограничению суммарного количественного уровня стратегических наступательных вооружений. «Однако непригодность переоборудованных пусковых установок к размещению и пуску БРПЛ не подтверждена российской стороной в процессе инспекционной деятельности по новому Договору по СНВ» 7.

4. . Дронов В.А и др. Ядерное оружие США. Под ред. В.Н. Михайлова. Ин-т стратегической стабильности Росатома. Москва, Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2011. С. 118, 119.

5. Есин В.И. Ядерная политика США и их ядерные силы. Россия и Америка в XXI веке [Электронный журнал]. 2016. №3. Доступ: >>>(дата обращения 10.08.2018).

6. Дронов В.А и др. Ядерное оружие США… С. 126, 127.

7. Заявление МИД России от 5.02.2018. Доступ: >>> (дата обращения: 10.08.2018).
5

Как правило, одновременно на капитальном ремонте находятся не более двух ПЛАРБ, а остальные 12 лодок поддерживаются в боеготовом состоянии8. Таким образом, количество развёрнутых на этих боеготовых лодках БРПЛ в совокупности не превышает 240 единиц. Учитывая, что теперь на лодках применяется неполная загрузка ракет боеголовками (всего не более 90 единиц), суммарное количество развёрнутых ядерных боезарядов в силах ПЛАРБ не превышает 1080 единиц9.

8. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. United States nuclear forces, 2018. Bulletin of the Atomic Scientists, Vol. 74, No. 2, P. 121. URL: >>> 1438219 (accessed 10.08.2018).

9. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. Op. cit. P. 121.
6 По имеющейся информации, в каждый данный момент на боевом патрулировании в море находится до шести ПЛАРБ (по три лодки в Западной Атлантике и в северо-восточной части Тихого океана). «Оперативное управление этими ПЛАРБ, входящими в состав дежурных стратегических наступательных сил США, осуществляет Центр глобальных операций Объединенного стратегического командования вооружённых сил США»10.
10. Есин В.И. Указ. соч.
7 «Силы МБР организационно входят в состав 20-й воздушной армии, штаб которой дислоцируется на авиабазе Уоррен (штат Вайоминг). Административно армия подчинена Командованию глобальных ударов ВВС США, а находящиеся на боевом дежурстве силы МБР подчинены Центру глобальных операций Объединенного стратегического командования ВС США.
8

Основной организационно-штатной единицей сил МБР является крыло. Их три: 90-е крыло МБР (штаб на авиабазе Уоррен), 91-е крыло МБР (штаб на авиабазе Майнот, штат Северная Дакота) и 341-е крыло МБР (штаб на авиабазе Мальстром, штат Монтана). Каждое крыло состоит из трёх эскадрилий, в каждой эскадрилье – пять боевых отрядов, в каждом из которых 10 шахтных пусковых установок11 МБР «Минитмен-3»12. Таким образом, всего в боевом составе сил МБР имеется 450 шахтных пусковых установок»13.

11. Дронов В.А и др. Ядерное оружие США… С. 112.

12. Дронов В.А и др. Ядерное оружие США… С. 104, 113; Hans M. Kristensen. US nuclear forces. SIPRI Yearbook 2015: Armaments, Disarmament and International Security. – Oxford University Press, 2015. P. 462.

13. Есин В.И. Указ. соч.
9

Ныне в этих пусковых установках суммарно развёрнуто 400 МБР «Минитмен-3» (остальные 50 установок законсервированы и находятся на хранении для потенциального развёртывания ещё 50-и МБР «Минитмен-3»). По оценке, в ВВС США в настоящее время имеется в запасе порядка 150 готовых к использованию МБР «Минитмен-3». Все развёрнутые МБР «Минитмен-3» оснащены одной ядерной боеголовкой: Мk12А – 200 единиц, Мk21/SERV – 200 единиц. Таким образом, в силах МБР всего развёрнуто 400 ядерных боезарядов14.

14. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. Op. cit. P. 121.
10

«СБА, предназначенная для непосредственного выполнения боевых задач, организационно входит в состав 8-й воздушной армии (штаб на авиабазе Барксдейл, штат Луизиана), которая административно подчинена Командованию глобальных ударов ВВС США»15. В её боевом составе пять тяжёлых бомбардировочных авиационных крыльев: 2-е авиационное крыло (авиабаза Барксдейл), 5-е (авиабаза Майнот), 509-е (авиабаза Уайтмен, штат Миссури), 7-е (авиабаза Дайс, штат Техас) и 28-е (авиабаза Элсворт, штат Южная Дакота)16.

15. Аничкина Т.Б., Есин В.И.. Ядерные силы стран-участниц НАТО. Россия и Америка в XXI веке [Электронный журнал]. 2016. №3. Доступ: www.rusus.ru/?act=read&id=539 (дата обращения: 12.08.2018).

16. Дронов В.А и др. Ядерное оружие США… С. 130.
11

2-е и 5-е тяжёлое бомбардировочное авиационное крыло имеют на вооружении тяжёлый бомбардировщик В-52Н17, 509-е – тяжёлый бомбардировщик В-2А18, 7-е и 28-е – В-19. В-52Н и В-2А имеют статус «двойного предназначения»: они способны наносить удар с применением как ядерного, так и обычного оружия, а В-1В в конце первого десятилетия нынешнего века были переоборудованы для применения только обычного оружия20.

17. Дронов В.А и др. Ядерное оружие США… С. 129, 130; Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. Op. cit. P. 121.

18. Дронов В.А и др. Ядерное оружие США… С. 129, 130, 190; Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. Op. cit. P. 121.

19. Дронов В.А и др. Ядерное оружие США… С. 129, 133.

20. Там же. С. 128.
12

По состоянию на март 2018 г. в СБА имелось 87 бомбардировщиков В-52Н21 и 20 бомбардировщиков В-52А, из них оперативно развёрнутых в тяжёлые бомбардировочные авиационные крылья и готовых к выполнению поставленных ядерных задач – 44 бомбардировщика В-52Н и 16 бомбардировщиков В-2А, которые способны в одном вылете поднять 200 ядерных крылатых ракет и 100 ядерных бомб соответственно. Общее количество ядерных боеприпасов, выделяемых для бомбардировщиков В-52Н и В-2А, оценивается в 980 единиц (528 ядерных крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) AGM-86 и 452 ядерные бомбы В61-7, -11 и В83-1)22.

21. New START Treaty Aggregate Numbers of Strategic Offensive Arms. U.S. Department of State. 6 July 2018. URL: >>> (accessed 12.08.2018); Заявление МИД России от 5.02.2018…

22. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. Op. cit. P. 121.
13 Завершая оценку стратегической ядерной триады, следует сказать и о тех изменениях в её боевом составе, которые произошли с момента вступления в силу нового Договора по СНВ.
14

На момент вступления в силу нового Договора по СНВ (5 февраля 2011 г.) в боевом составе этой триады имелось в общей сложности 1124 единицы развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок МБР, развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок БРПЛ, развёрнутых и неразвёрнутых тяжёлых бомбардировщиков, а суммарное количество развёрнутых МБР, БРПЛ и тяжёлых бомбардировщиков составляло 882 единицы, за которыми засчитывалось 1800 боезарядов23.

23. New START Treaty Aggregate Numbers of Strategic Offensive Arms. U.S. Department of State. 1 June 2011. URL: >>> (accessed 12.08.2018).
15 К установленному новым Договором по СНВ сроку сокращения ядерных вооружений (5 февраля 2018 г.) в боевом составе стратегической ядерной триады число развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок МБР, развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок БРПЛ, развёрнутых и неразвёрнутых тяжёлых бомбардировщиков сократилось до 800 единиц, а количество развёрнутых МБР, БРПЛ и тяжёлых бомбардировщиков составляло 652 единицы, за которыми засчитано 1350 боезарядов24.
24. New START Treaty Aggregate Numbers of Strategic Offensive Arms. U.S. Department of State. 6 July 2018…
16

Нестратегические ядерные силы

 

«В настоящее время нестратегические ядерные силы США включают только авиационный компонент – тактические истребители-бомбардировщики F-15E25 и F-16C/D26, сертифицированные для выполнения ядерных задач. Эти самолёты входят в состав Боевого авиационного командования ВВС США и оснащаются ядерными бомбами В61-3, -4 и -10»27.

25. Дронов В.А и др. Ядерное оружие США… С. 138, 139.

26. Там же. С. 138.

27. Есин В.И. Указ. соч.
17

Всего в ядерном арсенале США примерно 300 указанных выше бомб, из которых около 150 бомб В61-3 и -4 развёрнуты на Европейском театре военных действий (По терминологии, принятой в НАТО, – это Западный ТВД), а остальные находятся на централизованном хранении на территории США28.

28. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. Op. cit. P. 121.
18

«Развёрнутые на Европейском ТВД американские ядерные бомбы, в соответствии со стратегической концепцией НАТО, относятся к тактическим ядерным силам этого военно-политического блока»29. Эти бомбы размещены на территориях Бельгии (авиабаза Клейне-Брогель), Германии (авиабаза Бюхель), Нидерландов (авиабаза Волкель), Италии (авиабаза Авиано, авиабаза Геди) и Турции (авиабаза Инджерлик)30. «Для их доставки к объектам поражения выделено около 350 самолётов-носителей F-15E, F-16C/D, F-16MLU и «Торнадо» из эскадрилий ВВС США, Бельгии, Германии, Нидерландов, Италии и Турции. В ВВС Бельгии, Нидерландов и Турции в качестве носителей ядерного оружия сертифицированы самолёты F-16MLU, а в ВВС Германии и Италии – самолёты «Торнадо» 31.

29. Есин В.И. Указ. соч.

30. Сарычев М.. Тактическое ядерное оружие США – дестабилизирующий фактор обстановки в Европе. Зарубежное военное обозрение. 2015. № 11. С. 60, 61.

31. Кураленко С., Вильданов М. Подходы военно-политического руководства США к сокращению тактического ядерного оружия. Зарубежное военное обозрение. 2013. №2. С. 13.
19

В соответствии с достигнутым ещё в 2010 г. соглашением со своими союзниками по НАТО, США приняли решение сохранить на будущее способность для передового развёртывания американского нестратегического ядерного оружия, что нашло отражение в «Ядерном обзоре 2010». Для реализации этого решения потребовалась замена устаревших тактических самолётов-носителей F-15E и F16C/D и был создан новый многоцелевой истребитель-бомбардировщик F-35А. Истребитель-бомбардировщик F-35А выполнен по технологии «стелс». Он имеет боевой радиус действия до 1100 км, его максимальная скорость полёта – 1900 км/час. Экипаж – 1 человек. Этот истребитель заявлен как самолёт «двойного назначения» (оснащаемый обычным и ядерным вооружением). Однако его облик с ядерным вооружением пока не реализован, поскольку он не может нести и применять состоящие ныне на вооружении ВВС США ядерные бомбы В61-3, -4 и 10 (отсутствует сопряжение цифрового интерфейса самолёта с аналоговым интерфейсом указанных выше бомб)32, который станет носителем создаваемой управляемой ядерной бомбы В61-12 (о ходе её разработки будет сказано позднее). Этот американский самолёт планируют закупить Бельгия, Нидерланды и Турция, а Германия и Италия предусматривают модернизировать свои самолёты-носители «Торнадо» таким образом, чтобы они были способны применять ядерную бомбу В61-12. В частности, осенью 2015 г. в Германии на авиабазе Бюхель, где хранится до 20 американских ядерных бомб В61-3 и -4, началась подготовка к размещению там ядерных бомб В61-12 и оснащению немецких самолётов-носителей «Торнадо» цифровым интерфейсом, что позволит им применять эти бомбы33.

32. Дронов В.А и др. Ядерное оружие США… С. 140.

33. США разместят на немецкой авиабазе новые атомные бомбы. ТАСС. 22.09.2015. Доступ: >>> (дата обращения: 13.02.2018).
20

Общие запасы ядерного арсенала

 

По состоянию на начало 2018 г. общие запасы ядерных боеприпасов в США оценивались в 6550 единиц. В это количество входят 4000 ядерных боеприпасов, находящихся в распоряжении Министерства обороны США, и 2550 ядерных боеприпасов, выведенных из эксплуатации и ожидающих демонтажа, но ещё находящихся в исправном состоянии, которые содержатся на ответственном хранении у Министерства энергетики США. Из общего количества ядерных боеприпасов, находящихся в распоряжении Министерства обороны США, около 1800 единиц развёрнуто на баллистических ракетах «Минитмен-3» и «Трайдент-2 (D-5)», на авиабазе с тяжёлыми бомбардировщиками В-52Н и В-2А и на упомянутых выше шести авиабазах в Европе. Оставшиеся ядерные боеприпасы – примерно 2200 единиц, или 55% общего количества, – находятся на централизованном хранении на территории США, в качестве так называемой страховки на случай технических или геополитических неожиданностей34.

34. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. Op. cit. P. 120.
21

В США осуществляется долгосрочное поддержание надёжности и безопасности существующих ядерных боеприпасов без проведения натурных ядерных испытаний. В техническом плане с целью сохранения и обеспечения работоспособности ядерных боеприпасов выполняется их комплексная модернизация в рамках программ продления сроков службы SLEP (Stockpile Life Extension Program), а при необходимости (в случае изменения требований к рабочим характеристикам или к условиям боевого применения) – и другие проекты совершенствования ядерных боеприпасов. При этом создания принципиально новых ядерных зарядов не ведётся, однако допускается замена неядерных комплектующих у ядерных зарядов в целях как унификации этих комплектующих, так и повышения безопасности самих боеприпасов в аварийных ситуациях и их защиты от несанкционированных действий35.

35. Подробнее см.: Вильданов М., Кузнецов А. Состояние, проблемы и основные направления развития ядерного арсенала США. Зарубежное военное обозрение. 2016. №4. С. 11-16.
22

Перспективы развития ядерных сил США

 

На обозримую перспективу развитие ядерных сил США определено соответствующими положениями «Ядерного обзора 2018». В этом основополагающем документе отмечены допущенные ранее многочисленные задержки в модернизации ядерных сил и провозглашён курс «двигаться в дальнейшем без промедления» в реализации программ Министерства обороны США по переоснащению ядерных сил, поскольку «нет более важного приоритета для национальной обороны»36.

36. 2018 Nuclear Posture Review… P. 48.
23

Переоснащение стратегической ядерной триады

 

Силы ПЛАРБ. «Продлённый с 30 до 42 лет срок службы ПЛАРБ типа «Огайо» начнёт подходить к концу начиная с 2027 года»37. Как отмечено в «Ядерном обзоре 2018», срок службы этих лодок не может больше продлеваться и их должны заменить, как минимум, 12 новых ПЛАРБ типа «Колумбия». «Контракт на разработку и строительство 12-и новых ПЛАРБ «Колумбия» заключен ВМС США с судостроительной корпорацией «Дженерал дайнемикс» (общая сметная стоимость – 98-103 млрд долл., из них 10-15 млрд долл. на исследования и разработки). Предусмотрено, что лодка «Колумбия» будет иметь принципиально новую схему полного энергодвижения и Х-образный руль в кормовой оконечности. Ее стандартное водоизмещение станет на 2000 т тяжелее ПЛАРБ типа «Огайо», а количество пусковых установок БРПЛ сократится до 16 единиц» 38, головная из которых поступит в эксплуатацию в 2031 году39. По существующим планам головная ПЛАРБ типа «Колумбия» закладывается в 2021 г., вторая – в 2024 г., последующие десять – в 2026–2035 гг., а боевое патрулирование они начнут в 2031–2042 гг. с расчётом дальнейшего нахождения на боевом дежурстве в море не менее пяти подводных лодок этого типа40. Таким образом, к 2042 г., когда с вооружения будет снята последняя ПЛАРБ типа «Огайо», ВМС США должны получить 12 ПЛАРБ «Колумбия» с суммарным количеством пусковых установок БРПЛ в 192 единицы.

37. Есин В.И. Указ. соч.

38. Николай Преображенский. Сокращение штатов не ожидается: подробности широкомасштабного строительства современных американских ПЛА. Военно-промышленный курьер. 23 января 2013 г.; Ханс М. Кристенсен. Ядерные силы США. Ежегодник СИПРИ 2016: вооружения, разоружение и международная безопасность. Пер. с англ. ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН. – М.: ИМЭМО РАН. 2017. С. 653.

39. 2018 Nuclear Posture Review… P. 45, 49.

40. Маркелл Бойцов. Ядерный манифест США. Независимое военное обозрение. 2 марта 2018 г.
24

«В течение первого десятилетия срока службы эти ПЛАРБ будут вооружены БРПЛ «Трайдент-2 (D5LE)» с продлённым жизненным циклом. На современном этапе в США в целях продления жизненного цикла БРПЛ «Трайдент-2 (D5)» до 2042 г. проводится комплекс мер по замене маршевых двигателей и газогенераторов автономных блоков разведения с истекшими сроками службами, осуществляются замена на новую бортовую систему управления и другие усовершенствования»41. А в 2020 г., как указано в «Ядерном обзоре 2018», ВМС США начнут исследования для определения рентабельности, надёжности и эффективности БРПЛ, которую можно будет развернуть на протяжении всего срока службы ПЛАРБ типа «Колумбия»42.

41. Сергей Кетонов. Соль ракетной гонки. Военно-промышленной курьер. 29 июня 2016 г.

42. 2018 Nuclear Posture Review… P. 49.
25

Кроме того, в «Ядерном обзоре 2018»43 впервые заявлено о намерении оснастить «небольшое» количество БРПЛ «Трайдент-2 (D5)» модифицированными существующими ядерными боеголовками для обеспечения возможности их подрыва на малой мощности. «Создание такого маломощного ядерного боеприпаса одобрено на заседании американского Совета по ядерному оружию в июне 2018 г. Суть проекта – проведение доработки ядерного боезаряда W76-1 (боеголовка Mk4A) в целях понижения его мощности со 100 до 5–6 кт (путём удаления термоядерного горючего). Новый ядерный заряд получит индекс W76-2»44.

43. 2018 Nuclear Posture Review… P. 54.

44. Зачем Пентагон готовится к локальной ядерной войне. Независимое военное обозрение. 15 июня 2018 г.
26 Как считается, это имеет важное значение для сохранения надёжного сдерживания против региональной агрессии в условиях превосходства России над США по тактическому ядерному оружию.
27

Силы МБР. В «Ядерном обзоре 2018» впервые открыто разъяснён смысл существования сил МБР: «В отсутствие сил МБР большая часть стратегической ядерной триады, включая ПЛАРБ и бомбардировщики, находящиеся в пунктах постоянной дислокации, могут стать первоочередными целями удара с применением небольшого числа ядерных боеприпасов». Там говорится, что в период с 2002 по 2012 г. МБР «Минитмен-3» прошли программу продления жизненного цикла, направленную на поддержание их жизнеспособности до 2030 г., но после этого срок службы этих ракет не может быть увеличен45.

45. 2018 Nuclear Posture Review… P. 46.
28

Для сохранения решающей роли МБР в стратегической ядерной триаде в США разработана программа замены ракетного комплекса с МБР «Минитмен-3» на перспективный стратегический ракетный комплекс наземного базирования (Ground-Based Strategic Deterrent, GBSD), которая начнётся в 2029 году. Она предусматривает модернизацию 450 шахтных пусковых установок и последующую установку в них 400 МБР GBSD46. Планы предусматривают закупку 642 ракет. По оценке, затраты на них составят 62,3 млрд долл. при сроке службы 30 лет47.

46. 2018 Nuclear Posture Review… P. 49.

47. Ханс М. Кристенсен. Указ. соч. С. 656.
29

СБА. Как заявлено в «Ядерном обзоре 2018», США проведут модернизацию находящихся на вооружении тяжёлых бомбардировщиков В-52Н и В-2А, что позволит сохранить их эффективность в будущем, и одновременно реализуют программу разработки и принятия на вооружение перспективного тяжёлого бомбардировщика В-21 («Рейдер») «Бомбардировщик В-21 (“Рейдер”), разрабатываемый корпорацией “Нортроп-Грумман”, представляет собой дальнейшее развитие ТБ В-2А (схема “летающее крыло”), но по своим размерам он будет несколько меньшим, чем предшественник. Этот самол`т будет способен нести как ядерное, так и обычное оружие (в виде КРВБ и авиабомб)»48, который вначале дополнит, а затем заменит все состоящие на вооружении стратегические бомбардировщики-носители ядерного и обычного оружия49. Ожидается, что первая партия В-21 будет принята на вооружение в середине 2020-х годов.

48. ВВС США представили внешний вид перспективного дальнего бомбардировщика. Военно-промышленный курьер. 2 марта 2016 г.

49. 2018 Nuclear Posture Review… P. 50.
30

Также предусмотрено обновление ядерного вооружения самолётов СБА, учитывая, что ядерные КРВБ AGM-86B созданы более 25 лет назад и практически выработали свой ресурс50. На замену этим крылатым ракетам придёт перспективная КРВБ, получившая наименование LRSO (Long-Range Stand-Off). «По имеющейся информации, КРВБ LRSO будет изготовляться с использованием технологии «стелс», её дальность полёта может составить 3000–3500 км при средней скорости 800 км/час, а оснащаться она должна как ядерной, так и обычной боевой частью. Система управления полётом будет комбинированной, включающей в себя инерциальную систему управления на лазерных гироскопах, корректируемую по данным космической радионавигационной системы (КРНС) «Навстар», корреляционно-экстремальную систему типа PTAN (Precision Terrain Aided Navigation), систему конечного наведения с помощью оптико-электронной либо радиолокационной головки самонаведения. По оценке, такая система управления полётом ракеты обеспечит её высокую точность стрельбы (КВО не хуже 3–5 м)» 51. «Принятие на вооружение этой КРВБ намечено на середину 2020-х годов, а к октябрю 2030 г. она должна заменить весь парк существующих КРВБ AGM-86B, которые до этого момента сохранятся на вооружении, пройдя модернизацию по программе LEP (Life Extension Program). При этом ракета LRSO будет совместима как с новым бомбардировщиком В-21, так и с существующими бомбардировщиками В-52Н, В-2А и В-1В»52. Согласно имеющимся оценкам, расходы на разработку и производство КРВБ LRSO и их ядерных боевых частей Разработка этой боевой части с ядерным зарядом W80-4 (создаётся на основе ядерного заряда W80-1) ведётся с 2015 г. Непосредственную сборку новых ядерных боеприпасов предполагается осуществить в 2025–2030 гг.53 в расчёте на 1000 единиц составят порядка 25 млрд долл.54

50. 2018 Nuclear Posture Review… P. х.

51. Михаил Цурков, Андрей Шушков. Ядерная триада США: перспективы развития. Воздушно-космическая оборона. 2013. №5. С. 62-64.

52. Есин В.И. Указ. соч.

53. Hans M. Kristensen. Op. cit. P. 463; 2018 Nuclear Posture Review… P. 60.

54. Ханс М. Кристенсен. Указ. соч. С. 654.
31

Переоснащение нестратегических ядерных сил

 

В «Ядерном обзоре 2018» провозглашено, что для того, чтобы потенциальные противники не ощущали никаких возможных преимуществ в ограниченной ядерной эскалации, Соединённые Штаты будут не только поддерживать, но и нарастят свои возможности по применению маломощных вариантов ядерного оружия для усиления сдерживания и поддержания стабильности на региональном уровне55.

55. 2018 Nuclear Posture Review… P. 54.
32

С этой целью, помимо уже упоминавшейся модификации некоторого количества существующих ядерных боеголовок БРПЛ «Трайдент-2 (D5)» для обеспечения возможности их подрыва на малой мощности, создаётся управляемая ядерная бомба В61-12, а в перспективе предусмотрена разработка новой ядерной КРМБ, используя существующие технологии, чтобы обеспечить её экономическую эффективность. Вместе с тем, в «Ядерном обзоре 2018» указано, что, если Россия вернётся к выполнению своих обязательств по контролю над вооружениями, уменьшит свой тактический ядерный арсенал и исправит другие аспекты своего дестабилизирующего поведения, США могут пересмотреть планы по разработке перспективной КРМБ56.

56. 2018 Nuclear Posture Review… P. 55.
33

Разработка управляемой ядерной бомбы В61-12 ведётся с 2012 года. Она представляет собой не новый, но в значительной степени усовершенствованный тип ядерной бомбы, создаваемой на основе четырёх предшествующих ей модификаций: В61-3, -4, -7 и -1057. В ней будет использован модернизированный ядерный заряд бомбы В61-4 с продлённым на 30 лет сроком эксплуатации. Переменная мощность этого заряда составит от 0,3 до 50 кт58. В хвостовой части бомбы устанавливается инерционный блок наведения и управления полётом, который обеспечивает высокую точность бомбометания (КВО не хуже 10 м). Как сообщил СМИ 1 июля 2018 г. сотрудник Национальной администрации по ядерной безопасности (НАЯБ) Министерства энергетики США Майкл Люттен, проведённые в 2015–2018 гг. пять испытательных тестов бомбы В61-12 (в том числе третий – в октябре 2015 г. со сбросом бомбы с борта истребителя-бомбардировщика F-15E, четвёртый – в марте 2017 г. со сбросом бомбы с борта истребителя-бомбардировщика F-15С, пятый – в июне 2018 г. со сбросом бомбы с борта тяжёлого бомбардировщика В-2А) продемонстрировали, что конструкция этой бомбы соответствует всем необходимым системным требованиям и характеристикам59. Это будет первый американский высокоточный боеприпас с ядерным снаряжением60. Он способен глубоко проникать в грунт, что делает его более эффективным оружием, чем предшествующие модификации бомбы В6161.

57. Модернизация ядерных авиабомб США подрывает стратегическую стабильность. Зарубежное военное обозрение. 2016. №9. С. 112.

58. Ханс М. Кристенсен. Указ. соч. С. 658.

59. В США провели успешные испытания управляемой ядерной бомбы. Политэксперт 1.07.2018. Доступ: >>> (дата обращения 14.08.2018).

60. Есин В.И. Указ. соч.

61. Ханс М. Кристенсен. Указ. соч. С. 658.
34

Принятие на вооружение ядерной бомбы В61-12 возможно в конце 2019 г., а её производство в количестве 500 единиц – в 2020–2023 гг. Ориентировочная стоимость этой программы модернизации ядерных бомб В61 – 9,6 млрд долл.62

62. Иностранная военная хроника. Зарубежное военное обозрение. 2017. №5. С. 97.
35

Что касается новой ядерной КРМБ, то можно с большой долей вероятности предполагать, что при её создании будут использоваться не только те технологии, которые нашли применение при создании ядерной КРМБ «Томагавк» (снята с вооружения в 2011 г.), но и те, что используются сейчас для создания КРВБ LRSO. По срокам начала разработки новой ядерной КРМБ существует неопределённость, поскольку контракт на создание этой ракеты ещё не заключён.

36

Модернизация инфраструктуры ядерного оружейного комплекса

 

В «Ядерном обзоре 2018» подчёркнуто, что эффективная, устойчивая и надёжная инфраструктура ядерного оружейного комплекса имеет решающее значение для способности США оперативно и гибко реагировать на меняющиеся потребности, и одновременно отмечено, что до сих пор Соединённым Штатам не удалось в полной мере обеспечить такую современную инфраструктуру ядерного оружейного комплекса, которая была бы устойчивой, надёжной и способной реагировать на непредвиденное развитие международной обстановки. Исходя из этого посыла, сделан вывод о том, что сейчас непозволительно дальнейшее промедление в том, что касается реформирования инфраструктуры ядерного оружейного комплекса, необходимой для производства стратегических материалов и комплектующих для ядерных боеприпасов. И при этом сказано, что это является столь же приоритетной задачей, как и укрепление американских ядерных сил63.

63. 2018 Nuclear Posture Review… P. XIV.
37

В целях модернизации ядерного оружейного комплекса будут приняты следующие меры:

– продолжение совместной программы Министерств обороны и энергетики по разработке и внедрению передовых технологий, чтобы прилагаемые усилия соответствовали потребностям Министерства обороны;

– создание стабильных возможностей и мощностей для ежегодного производства плутониевых узлов. Если в 2018 г. намечено выпустить на производственной площадке Лос-Аламосской лаборатории четыре плутониевых узла, то в 2024 г. – уже 10, а к 2030 г. – 80 таких изделий64;

– приведение существующих планов восстановления в США возможностей для производства литийсодержащих соединений в соответствие с требованиями к разработке оружия и военной техники;

– финансирование в полном объёме строительства комплекса по производству урановых компонентов ядерных боеприпасов и обеспечение наличия достаточного количества низкообогащённого урана для военных нужд;

– обеспечение необходимых реакторных мощностей для производства трития в объёме, достаточном для удовлетворения потребностей ядерного арсенала;

– обеспечение возможностей для разработки и бесперебойного производства в США надёжных радиационно-стойких микроэлектронных систем после 2025 года в целях модернизации ядерного арсенала;

– ускоренная реализация Программы поддержания ядерного арсенала в готовности к оперативному реагированию на возникающие угрозы, принятой Конгрессом США для расширения возможностей молодых учёных и инженеров по повышению квалификации в области проектирования, разработки и производства ядерных зарядных устройств;

– разработка плана работы НАЯБ, в котором производственные возможности ядерного оружейного комплекса должны быть приведены в соответствие с задачами по модернизации и наращиванию численности боезапаса в чрезвычайных ситуациях;

– подтверждение надёжности ядерных бомб свободного падения для обеспечения ядерного сдерживания;

– сохранение и расширение вычислительных, экспериментальных и диагностических возможностей ядерного оружейного комплекса, необходимых для ежегодной сертификации ядерного арсенала65.

38

Реализация вышеперечисленных мер позволит в ближайшей и отдалённой перспективе провести следующие мероприятия:

– завершение выпуска ядерных зарядов W76-1 до 2019 фин. года;

– завершение выпуска управляемых ядерных авиабомб В61-12 до 2024 фин. года;

– завершение модернизации ядерных зарядов W88 до 2024 фин. года;

– синхронизирование выполняемой НАЯБ разработки ядерного заряда W804 с программой Министерства обороны по созданию КРВБ LRSO и завершение выпуска указанного ядерного заряда до 2031 фин. года;

– ускорение разработки программы продления сроков службы ядерных зарядов W78, начав её в 2019 фин. г., чтобы обеспечить к 2030 г. оснащение ими боеголовок перспективной МБР, а также изучение возможности использования этих ядерных зарядов в боевых блоках БРПЛ;

– продолжение эксплуатации стратегической ядерной бомбы В83-1 сверх ранее запланированной даты снятия её с вооружения (в соответствии с разработанными при президенте США Бараке Обаме планами ядерную бомбу В83-1 предусматривалось снять с вооружения в 2020-х годах)66 пока не будет найдена подходящая замена;

– проработка требований для перспективных боеголовок стратегических баллистических ракет с учётом угроз и слабых мест потенциальных противников, в том числе изучение возможности создания универсальных боевых блоков для МБР и БРПЛ67.

39

Помимо вышесказанного, обращает на себя внимание следующее положение, прописанное в «Ядерном обзоре 2018»: НАЯБ будет поддерживать возможность возобновления подземных ядерных испытаний в случае необходимости, а США не будут стремиться к ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), но будут продолжать соблюдать начатый в 1992 г. мораторий на ядерные испытания68. Отказ от ратификации ДВЗЯИ диссонирует с положениями «Ядерного обзора 2010», в котором утверждалось, что ратификация Соединенными Штатами ДВЗЯИ является важным для того, чтобы вести другие ядерные государства в направлении мира, который меньше опирается на ядерное оружие, уменьшать соперничество в области ядерных вооружений и добиваться окончательного ядерного разоружения. При этом в «Ядерном обзоре 2018» говорится, что позиция отказа от ратификации ДВЗЯИ была принята с пониманием того, что США должны оставаться готовыми к возобновлению ядерных испытаний. Здесь следует иметь в виду, что в докладе о планах поддержания боеготовности американского ядерного арсенала в 2018 фин. г. и на перспективу, направленном НАЯБ в начале 2018 г. в Конгресс США, речь шла о готовности к проведению ядерных испытаний через 6–10 месяцев после принятия в случае необходимости политического решения, хотя при этом и говорится о проведении некого упрощённого теста69, если это будет необходимо для решения серьёзных технологических проблем или противодействия геополитическим вызовам70.

68. 2018 Nuclear Posture Review… P. 63.

69. Владимир Рыбаченков. Указ. соч.

70. 2018 Nuclear Posture Review… P. 63.
40

Заключение

 

Проведённый анализ нынешнего состояния ядерных сил США и выполненная оценка перспектив их развития, исходя из положений новой ядерной стратегии США, обнародованной в «Ядерном обзоре 2018», позволяет сделать следующие основные выводы:

41

1. По своим боевым возможностям нынешние ядерные силы США превосходят ядерные силы всех других государств, обладающих ядерным оружием, за исключением России. Они, как отмечено в «Ядерном обзоре 2018»71, надёжно выполняют такие важнейшие функции, предусмотренные Стратегией национальной безопасности США, как:

– предотвращение нападения с применением и без применения ядерного оружия;

– гарантирование безопасности союзников и партнёров;

– обеспечение достижения целей государственной политики США в случае невозможности сдерживания;

– обеспечение возможности реагировать на непредвиденные ситуации в будущем.

71. National Security Strategy of the United States of America. The White House. December 2017. URL: >>> (accessed 15.08.2018).
42 2. Вместе с тем, несмотря на проводимые в США мероприятия в рамках программ продления сроков службы, многие компоненты американских ядерных сил находятся на пределе исчерпания установленных для них эксплуатационных ресурсов, а срок их службы, как утверждается в «Ядерном обзоре 2018», не может больше продлеваться.
43 3. Анонсируемые в «Ядерном обзоре 2018» планы глубокой модернизации ядерных сил США, на которую планируется потратить до 1,2 трлн долл. в ближайшие 30 лет, в целом базируются на тех установках, которые были прописаны в «Ядерном обзоре 2010». Но при этом явный акцент сделан на разработку миниатюрных ядерных зарядов малой мощности для «облегчённой» боеголовки БРПЛ «Трайдент-2 (D5)» и перспективной КРМБ в ядерном оснащении, что не предусматривал «Ядерный обзор 2010».
44

Ядерные вооружения с подобными характеристиками явно задумываются как «оружие поля боя», что объективно понижает порог его применения, хотя разработчики «Ядерного обзора 2018» и пытаются доказать обратное. Как совершенно справедливо подмечено в опубликованном 3 февраля 2018 г. Комментарии Департамента информации и печати МИД России в связи с публикацией новой ядерной доктрины США, в сочетании с доктринально зарезервированным за собой Соединёнными Штатами правом на превентивный ядерный удар существенно пониженные «пороговые условия» могут привести к возникновению ракетно-ядерной войны даже в ходе конфликтов малой интенсивности72. И это обстоятельство вызывает большую озабоченность не только у России, но и у Китая и ряда других ведущих стран, а также крайне негативно влияет на стратегическую стабильность.

72. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с публикацией новой ядерной доктрины США. 3.02.2018. Доступ: >>> (дата обращения 15.08.2018).

References

1. 2018 Nuclear Posture Review. U.S. Department of Defense. URL: https://media.defense.gov/2018/Feb/02/2001872886/-1/-1/1/2018-NUCLEAR-POSTURE-REVIEW-FINAL-REPORT.PDF (accessed: 10.08.2018).

2. 2010 Nuclear Posture Review Report. U.S. Department of Defense. URL: https://www.defense.gov/Portals/1/features/defenseReviews/NPR/2010_Nuclear_Posture_Review_Report.pdf (accessed 10.08.2018).

3. 2018 Nuclear Posture Review… P. ix.

4. . Dronov V.A i dr. Yadernoe oruzhie SShA. Pod red. V.N. Mikhajlova. In-t strategicheskoj stabil'nosti Rosatoma. Moskva, Saransk: Tip. «Kras. Okt.», 2011. S. 118, 119.

5. Esin V.I. Yadernaya politika SShA i ikh yadernye sily. Rossiya i Amerika v XXI veke [Ehlektronnyj zhurnal]. 2016. №3. Dostup: http://www.rusus.ru/?act=read&id=517 (data obrascheniya 10.08.2018).

6. Dronov V.A i dr. Yadernoe oruzhie SShA… S. 126, 127.

7. Zayavlenie MID Rossii ot 5.02.2018. Dostup: http://www.mid.ru/ru/maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/3054864 (data obrascheniya: 10.08.2018).

8. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. United States nuclear forces, 2018. Bulletin of the Atomic Scientists, Vol. 74, No. 2, P. 121. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/00963402.2018. 1438219 (accessed 10.08.2018).

9. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. Op. cit. P. 121.

10. Esin V.I. Ukaz. soch.

11. Dronov V.A i dr. Yadernoe oruzhie SShA… S. 112.

12. Dronov V.A i dr. Yadernoe oruzhie SShA… S. 104, 113; Hans M. Kristensen. US nuclear forces. SIPRI Yearbook 2015: Armaments, Disarmament and International Security. – Oxford University Press, 2015. P. 462.

13. Esin V.I. Ukaz. soch.

14. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. Op. cit. P. 121.

15. Anichkina T.B., Esin V.I.. Yadernye sily stran-uchastnits NATO. Rossiya i Amerika v XXI veke [Ehlektronnyj zhurnal]. 2016. №3. Dostup: www.rusus.ru/?act=read&id=539 (data obrascheniya: 12.08.2018).

16. Dronov V.A i dr. Yadernoe oruzhie SShA… S. 130.

17. Dronov V.A i dr. Yadernoe oruzhie SShA… S. 129, 130; Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. Op. cit. P. 121.

18. Dronov V.A i dr. Yadernoe oruzhie SShA… S. 129, 130, 190; Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. Op. cit. P. 121.

19. Dronov V.A i dr. Yadernoe oruzhie SShA… S. 129, 133.

20. Tam zhe. S. 128.

21. New START Treaty Aggregate Numbers of Strategic Offensive Arms. U.S. Department of State. 6 July 2018. URL: https://www.state.gov/documents/organization/284376.pdf (accessed 12.08.2018); Zayavlenie MID Rossii ot 5.02.2018…

22. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. Op. cit. P. 121.

23. New START Treaty Aggregate Numbers of Strategic Offensive Arms. U.S. Department of State. 1 June 2011. URL: https://2009-2017.state.gov/t/avc/rls/164722.htm (accessed 12.08.2018).

24. New START Treaty Aggregate Numbers of Strategic Offensive Arms. U.S. Department of State. 6 July 2018…

25. Dronov V.A i dr. Yadernoe oruzhie SShA… S. 138, 139.

26. Tam zhe. S. 138.

27. Esin V.I. Ukaz. soch.

28. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. Op. cit. P. 121.

29. Esin V.I. Ukaz. soch.

30. Sarychev M.. Takticheskoe yadernoe oruzhie SShA – destabiliziruyuschij faktor obstanovki v Evrope. Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2015. № 11. S. 60, 61.

31. Kuralenko S., Vil'danov M. Podkhody voenno-politicheskogo rukovodstva SShA k sokrascheniyu takticheskogo yadernogo oruzhiya. Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2013. №2. S. 13.

32. Dronov V.A i dr. Yadernoe oruzhie SShA… S. 140.

33. SShA razmestyat na nemetskoj aviabaze novye atomnye bomby. TASS. 22.09.2015. Dostup: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2280426 (data obrascheniya: 13.02.2018).

34. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris. Op. cit. P. 120.

35. Podrobnee sm.: Vil'danov M., Kuznetsov A. Sostoyanie, problemy i osnovnye napravleniya razvitiya yadernogo arsenala SShA. Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2016. №4. S. 11-16.

36. 2018 Nuclear Posture Review… P. 48.

37. Esin V.I. Ukaz. soch.

38. Nikolaj Preobrazhenskij. Sokraschenie shtatov ne ozhidaetsya: podrobnosti shirokomasshtabnogo stroitel'stva sovremennykh amerikanskikh PLA. Voenno-promyshlennyj kur'er. 23 yanvarya 2013 g.; Khans M. Kristensen. Yadernye sily SShA. Ezhegodnik SIPRI 2016: vooruzheniya, razoruzhenie i mezhdunarodnaya bezopasnost'. Per. s angl. IMEhMO im. E.M. Primakova RAN. – M.: IMEhMO RAN. 2017. S. 653.

39. 2018 Nuclear Posture Review… P. 45, 49.

40. Markell Bojtsov. Yadernyj manifest SShA. Nezavisimoe voennoe obozrenie. 2 marta 2018 g.

41. Sergej Ketonov. Sol' raketnoj gonki. Voenno-promyshlennoj kur'er. 29 iyunya 2016 g.

42. 2018 Nuclear Posture Review… P. 49.

43. 2018 Nuclear Posture Review… P. 54.

44. Zachem Pentagon gotovitsya k lokal'noj yadernoj vojne. Nezavisimoe voennoe obozrenie. 15 iyunya 2018 g.

45. 2018 Nuclear Posture Review… P. 46.

46. 2018 Nuclear Posture Review… P. 49.

47. Khans M. Kristensen. Ukaz. soch. S. 656.

48. VVS SShA predstavili vneshnij vid perspektivnogo dal'nego bombardirovschika. Voenno-promyshlennyj kur'er. 2 marta 2016 g.

49. 2018 Nuclear Posture Review… P. 50.

50. 2018 Nuclear Posture Review… P. kh.

51. Mikhail Tsurkov, Andrej Shushkov. Yadernaya triada SShA: perspektivy razvitiya. Vozdushno-kosmicheskaya oborona. 2013. №5. S. 62-64.

52. Esin V.I. Ukaz. soch.

53. Hans M. Kristensen. Op. cit. P. 463; 2018 Nuclear Posture Review… P. 60.

54. Khans M. Kristensen. Ukaz. soch. S. 654.

55. 2018 Nuclear Posture Review… P. 54.

56. 2018 Nuclear Posture Review… P. 55.

57. Modernizatsiya yadernykh aviabomb SShA podryvaet strategicheskuyu stabil'nost'. Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2016. №9. S. 112.

58. Khans M. Kristensen. Ukaz. soch. S. 658.

59. V SShA proveli uspeshnye ispytaniya upravlyaemoj yadernoj bomby. Politehkspert 1.07.2018. Dostup: https://politexpert.net/112020-v-ssha-proveli-uspeshnye-ispytaniya-upravlyaemoi-yadernoi-bomby (data obrascheniya 14.08.2018).

60. Esin V.I. Ukaz. soch.

61. Khans M. Kristensen. Ukaz. soch. S. 658.

62. Inostrannaya voennaya khronika. Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2017. №5. S. 97.

63. 2018 Nuclear Posture Review… P. XIV.

64. Vladimir Rybachenkov. Gruppa prodlyonnogo DNYaO. Voenno-promyshlennyj kur'er. 13 dekabrya 2017 g.

65. 2018 Nuclear Posture Review… P. 64.

66. Hans M. Kristensen. Op. cit. P. 462.

67. 2018 Nuclear Posture Review… P. 61.

68. 2018 Nuclear Posture Review… P. 63.

69. Vladimir Rybachenkov. Ukaz. soch.

70. 2018 Nuclear Posture Review… P. 63.

71. National Security Strategy of the United States of America. The White House. December 2017. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2017/12/NSS-Final-12-18-2017-0905.pdf (accessed 15.08.2018).

72. Kommentarij Departamenta informatsii i pechati MID Rossii v svyazi s publikatsiej novoj yadernoj doktriny SShA. 3.02.2018. Dostup: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3054726 (data obrascheniya 15.08.2018).