Canada: a way of 150 years
Table of contents
Share
Metrics
Canada: a way of 150 years
Annotation
PII
S207054760004688-3-1
DOI
10.18254/S207054760004688-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Mikhail Bashkirov 
Affiliation: North-Eastern Federal University
Address: Moscow, Russian Federation
Marina Velizhanina
Affiliation: North-Eastern Federal University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract

This review is devoted to the new collective monograph of the Institute for US and Canadian studies, Russian Academy of Sciences “Canada at 150: the main trends. " The book presents a comprehensive analysis of the most pressing and important issues and trends in the internal development of Canada in recent years and its international activities in the early 21st century. Forecasts for the near future, proposed by the authors, are particularly interesting in the context of the country`s upcoming elections scheduled for October 2019. Undoubtedly, this work deserves the attention of specialists, experts, as well as the general public. 

Keywords
Institute for U.S. and Canadian Studies, Canada, Justin Trudeau, Russian-Canadian relations, Arctic, Canadian foreign policy
Received
23.12.2018
Date of publication
18.04.2019
Number of characters
9540
Number of purchasers
19
Views
486
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

2

В 2017 году в свет вышла новая работа коллектива Института США и Канады РАН, посвящённая 150-летию канадского государства. Монография представляет собой, пожалуй, самое масштабное и комплексное исследование «страны кленового листа» в российском канадоведении за последнее время. Без преувеличения книгу можно назвать настоящей антологией канадской общественно-политической жизни последних лет. В работе освещены наиболее важные вопросы внутреннего развития Канады и её международной деятельности в начале XXI века. Эта работа стала последней для Василия Ивановича Соколова, руководившего отделом Канады ИСКРАН в течение 15 лет. В этой юбилейной монографии ему принадлежат авторство одна глава, а четыре главы написаны в соавторстве.

Канада: современные тенденции развития. К 150-летию государства. / [Соколов В.И. и др.]; отв. ред В.И. Соколов; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт США и Канады Российской академии наук. – М.: Издательство «Весь Мир», 2017. – 432 с.
3 Исследуя историю и современное состояние политической, социально-экономической системы государства в контексте приоритетов сменяющих друг друга консервативного и либерального правительств, авторы выделяют главные тенденции будущего развития страны, делают осторожные прогнозы, некоторые из которых начинают сбываться на наших глазах (особенно в области взаимоотношений с США). В монографии подробно описаны и проанализированы специфика политической системы федерации, а также контуры региональной политики отдельных провинций. В XXI веке канадский парламентаризм по-прежнему остаётся чрезвычайно устойчивой политической моделью и практически стал гарантией поступательного развития страны. Стоит сказать, что со времён последнего «сепаратистского» референдума в Квебеке (1995 г.) Оттаве удалось нейтрализовать угрозу выхода «прекрасной провинции» из состава Канады. Сегодня индепендентские силы в Квебеке уже не способны оказать заметное влияние на провинциальную, а тем более на федеральную повестку. Отдельное внимание авторы уделяют электоральной кампании и выборам 2015 года, когда в результате смены правящей партии к власти пришёл нынешний премьер-министр Канады Джастин Трюдо. Штрихами обозначен политический портрет молодого лидера страны, одного из наиболее либеральных политиков последних десятилетий.
4 Концепция канадского мультикультурализма по-прежнему остаётся одной из наиболее жизнеспособных в мире. Как отмечают авторы, в Канаде не наблюдается ни кризиса идентичности, ни конфликтов на этнической, расовой, или религиозной почве. В отличие от Евросоюза, прибывающие мигранты и беженцы не становятся в Канаде источником социальной напряжённости. При этом доля лиц, относящихся к нациям-основательницам 36-миллионной Канады, сокращается: доля канадцев британского происхождения за последнее десятилетие снизилась с 44,6% до 33,6%, а доля лиц французского происхождения снизилась ещё больше – с 31% до 15,7% (с. 307).
5 Большое место в монографии занимает экономический блок, посвящённый новым тенденциям в экономическом развитии Канады (Е.Г. Комкова). Ретроспективный анализ посвящён трансформации федеральных органов регулирования, реформам надзора за рынком ценных бумаг, метаморфозам платёжной системы. Кроме того, авторы отмечают, что сегодня посткризисный подъём в нефтегазовом и горнодобывающем секторах сменился спадом. Особое место занимает сюжет возможной модернизации НАФТА, ставшего одним из важных направлений в «торговой войне» администрации Д. Трампа. Канадское правительство имеет «оборонительный план» и делает ставку на то, что у США не хватит сил вести борьбу сразу по всем торговым направлениям – с ЕС, Китаем, Мексикой, Южной Кореей. «Другой вопрос, насколько этот план учитывает риски, связанные с непредсказуемостью действий Д. Трампа и его администрации» (с. 186).
6 Отличительной особенностью внешнеполитического курса этого относительно молодого, по историческим меркам, государства является наличие довольно сильных и устойчивых традиций. Канада – одно из немногих государств «среднего эшелона», имеющее своё собственное лицо в международных отношениях. Как отмечает автор (Е.В. Исраелян), даже прагматичная, расчётливая политика консерваторов, находившихся у власти с 2006 по 2015 г., не смогла сломить традиций мультилатерализма в международных делах Канады, а лишь временно изменила в нём акценты (с. 247). Канадская философия мультилатерализма проявляется в активном участии страны в структурах многостороннего сотрудничества. Это не только ведущие международные организации, но и неформальные учреждения. Следует отметить, что Канада была инициатором создания таких форматов, как АТЭС, Процесс Кимберли и др. Ориентация на подобные гибкие форматы, в противовес традиционным международным организациям типа ООН, авторы называют одной из особенностей «модели канадского мультилатерализма» эпохи правительства С. Харпера (с. 241). Есть все основания полагать, что и для нового либерального правительства Канады этот формат сотрудничества не утратит своей актуальности.
7 Яркая гуманитарная или, как пишут авторы, «человекоцентричная» направленность канадской внешней политики выражается в её международных инициативах и приоритетах: защита прав человека в период вооружённых конфликтов, включая знаменитую концепцию «ответственности по защите», которая опирается на канадскую идею приоритета безопасности личности над безопасностью государства; обеспечение гендерного равенства и прав женщин; защита прав наиболее уязвимых категорий: детей и лиц с ограниченными физическими возможностями; права ЛГБТ-сообщества; защита свободы интернета и прав коренных народов и т.д. Это не лишает правозащитный вектор внешней политики Оттавы двойных стандартов (с. 257).
8

В работе освещены практически все основные региональные направления внешней политики и экономики Канады: североамериканское, с акцентом на перипетии и специфику дипломатических и внешнеэкономических отношений с США; азиатско-тихоокеанское, включая исследование эволюции канадско-китайских отношений и перспектив Транстихоокеанского партнёрства; европейское и арктическое. Причём последнее – это, похоже, то направление, где Канада готова выйти из роли «средней державы» и замахнуться на большее. Несмотря на то что, как справедливо отмечает автор арктической главы Д.Д. Максимова, «арктические вопросы долго не находились в приоритете Канады» (с. 230), на сегодняшний день Арктика и Север в целом рассматриваются как часть канадской идентичности. Сегодня канадцы позиционируют себя как «арктическую нацию». Об этом, например, недавно заявила министр по северным делам и взаимоотношениям Короны с коренными народами Кэролин Бэннетт на заседании Ассамблеи Северного круга. Это отражается как на внутренней политике, так и на поведении государства в процессе международного регионального сотрудничества. Здесь Оттава демонстрирует самостоятельную проактивную политику, реализуя свои арктические приоритеты: укрепление суверенитета, защита окружающей среды, социально-экономическое развитие северных регионов, улучшение государственного управления ими (с. 285).

Minister Bennett’s speech to the Arctic Circle Assembly. Government of Canada 14.10.2017. URL: >>> (дата обращения 10.06.2018).
9 Российско-канадские отношения на современном этапе авторы определяют как своего рода перепутье или развилку. Интересно, что нынешний спад в двусторонних отношениях начался задолго до событий на Украине и был связан с внешнеполитическим курсом консервативного правительства С. Харпера, в котором для России не нашлось достойного места. Это отразилось и на внешнеторговых связях двух стран, динамика которых значительно снизилась. Ситуация стала осложняться на фоне украинского кризиса и введения Канадой односторонних экономических мер в отношении России. Описывая российскую политику Оттавы в этот период, Е.В. Исраелян характеризует её как «громогласную по своей риторике и относительно незначительную по своему содержанию» (с. 275). Действительно, введённые меры не имели столь серьёзного воздействия на российскую экономику, но это компенсировалось жёсткой, порой оскорбительной риторикой канадского премьер-министра.
10

Приход к власти Либеральной партии во главе с Дж. Трюдо, а также положительные исторические ассоциации с эпохой правления его знаменитого отца П. Э. Трюдо заставляют исследователей задуматься о перспективах этих изменений для российско-канадских отношений. Авторы выделяют две параллельные тенденции в линии нынешнего руководства страны: с одной стороны, риторика с резкими осуждениями действий России (особенно в предвыборный период), и расширение санкций в марте 2016 г., с другой – ряд сигналов, свидетельствующих о некотором смягчении политики на российском направлении, включая, отказ от принятия канадского эквивалента «Акта Магнитского». Авторы оставляют открытым вопрос о том, в какую сторону изменится канадская политика, но хочется верить, что перепутье – это не тупик.

References

1. Kanada: sovremennye tendentsii razvitiya. K 150-letiyu gosudarstva. / [Sokolov V.I. i dr.]; otv. red V.I. Sokolov; Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie nauki Institut SShA i Kanady Rossijskoj akademii nauk. – M.: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2017. – 432 s.

2. Minister Bennett’s speech to the Arctic Circle Assembly. Government of Canada 14.10.2017. URL: https://www.aadnc-aandc.gc.ca/eng/1510000842130/1510000921403 (data obrascheniya 10.06.2018).