The evolution of the US state institutions conducting public diplomacy
Table of contents
Share
Metrics
The evolution of the US state institutions conducting public diplomacy
Annotation
PII
S207054760004625-4-1
DOI
10.18254/S207054760004625-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Uliana Artamonova 
Affiliation: Junior research fellow of the Institute of World Economy and International Relations Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Russian Federation
Edition
Abstract

Public diplomacy has always been considered one of the strengths of American foreign policy. Researching of the evolution of institutions operating in this field allows seeing the pattern of continuity in terms of methods, used by them, and in terms of their targeted audiences. Throughout the time, activities of those institutions have been directed at the wide foreign public. The range of these activities has included the support for binational centers, American libraries and school abroad; educational exchanges; organization of cultural events and tours; teaching English abroad. Another interesting discovery is that all the transformations that occurred to the institutions conducting US public diplomacy were connected with internal and external political changes. They reflected the tendencies of the development of the general foreign policy course. Also despite the pattern of continuity in certain aspects, one can see contradictory trends as far as the structural changes are concerned. More precisely, at first the responsibility for conduct of public diplomacy belonged to the State Department, then to the independent state agency – USIA, and then again to the State Department. In addition, during the passage of the “stages of evolution” different public diplomacy functions – those related to information and those related to culture and education –  originally had been joined under the authority of one institution, later divided between different divisions of the same institution, once again joined and currently are divided again but between separate institutions. The lack of new “stages of evolution” after 1999 paired with rather deficient model, which had been adopted then (featured by the existence of a specific public diplomacy organization for the fulfillment of only information-related functions and the rest of them being transferred to the State Department, probably constitute one of the factors responsible for the rise of anti-Americanism internationally in 21st century. 

Keywords
public diplomacy, cultural diplomacy, soft power, US, Cold War, anti-Americanism, institutions, foreign policy
Received
24.01.2019
Date of publication
11.04.2019
Number of characters
41055
Number of purchasers
24
Views
901
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 Сегодня, когда международная реальность и внутриполитические трансформационные процессы бросают новые вызовы американскому лидерству, особенно актуальным становится анализ основных инструментов, которые позволяли США так долго удерживать свои позиции на международной арене. Что стоит за американским веком, который, как утверждают отдельные эксперты1, подходит к концу? Одним из таких инструментов, которому незаслуженно мало уделяют внимание, концентрируясь в основном на экономической и силовой составляющей американского влияния в мире, является публичная дипломатия.
1. См. напр.: Mason D. S. The End of the American Century 1st edition. Century Rowman & Littlefield Publishers. 2009. – P. 288.
2

Считается, что первым, кто употребил термин «публичная дипломатия» в значении близком к современному, был Э. Гуллион, декан Школы права и дипломатии имени Флетчера Университета Тафтса2, в 1965 году. По мнению Гуллиона, публичная дипломатия представляет собой набор инструментов, с помощью которых правительства, частные группы или отдельные лица могут влиять на правительства и общества других государств в процессе принятия ими внешнеполитических решений3. Позднее, в 1990 г., Дж. Най отмечал, что, используя механизм публичной дипломатии, правительство может мобилизовать ресурсы «мягкой силы», находящиеся в распоряжении государства4.

2. Cull N. 'Public Diplomacy' Before Gullion: The Evolution of a Phrase. USC Public Diplomacy. 2006, April 18. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).

3. Бурлинова Н.В. Курс общественного дипломата. Учебно-методические материалы №4/2017. Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2017. - 76 с. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).

4. Nye J. Public Diplomacy and Soft Power. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 616. Public Diplomacy in a Changing World. 2008, March. P. 94-109.
3 Расцвет публичной дипломатии США часто связывают с Информационным агентством США (USIA), организацией, возникшей во время холодной войны и действовавшей практически на протяжении полувека. Однако при изучении публичной дипломатии Соединённых Штатов для лучшего понимания необходимо знать и о тех государственных институтах, которые предшествовали этому агентству, и о том, куда перешли его функции после расформирования в 1999 году. Поэтому в данной статье ставится ряд вопросов: как происходила «эволюция» американских государственных институтов публичной дипломатии; какие изменения затрагивали структуру и деятельность организаций на каждом этапе; менялась ли целевая аудитория; как все эти трансформации были связаны со значимыми внешне- и внутриполитическими событиями?
4

Первая в истории США организация, чьи функции напоминали публичную дипломатию, была создана в 1917 году. Комитет общественной информации, также известный как Комитет Крила, или Группа Крила (по имени главы комитета журналиста Джорджа Крила), являлся независимым правительственным агентством США, созданным с целью оказания влияния на общественное мнение по вопросу участия США в Первой мировой войне, то есть эта организация должна была доносить до широкой общественности информацию о позиции США и обеспечивать поддержку правительственных решений. Комитет был сформирован исполнительным указом президента В. Вильсона5. Группа Крила представляла собой «своего рода колоссальное рекламное агентство»6, куда входили журналисты, учёные, художники и другие специалисты по работе с общественным мнением.

5. Wilson W. Executive Order 2594. Creating Committee on Public Information. 1917, April 13. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).

6. Аги У. Самое главное в PR. Издательский дом "Питер", 2004. – 560 с.
5 С одной стороны, нельзя в полной мере отнести этот Комитет к институтам публичной дипломатии, в том смысле, который вкладывается в это понятие сегодня, так как деятельность Крила и его команды фокусировалась на единственной теме – Первой мировой войне, и была направлена, в первую очередь, на внутреннюю аудиторию, а затем уже – на иностранную.
6 В то же время инструменты и технологии, которыми пользовался Комитет, соответствуют тем, которые прочно ассоциируются с публичной дипломатией: были задействованы реклама, газеты, кино, радио, деятельность волонтёров. Также проводились культурные мероприятия и поддерживались публикации учёных, содержательно отвечающие поставленным задачам. У Группы Крила было более двадцати бюро и подразделений, представительства в девяти странах. Она прекратила своё существование с окончанием Первой мировой войны. Комитет был упразднён исполнительным указом президента и расформирован актом Конгресса в 1919 году.
7

Отдел культурных связей Госдепартамента США (1938–1946)

 

Однако первым этапом в эволюции институтов публичной дипломатии США следует всё же считать создание Отдела культурных связей Госдепартамента США, так как сегодня именно Госдепартамент является основным государственным институтом, в чьём ведении находится публичная дипломатия.

8

Отдел культурных связей был создан внутренним приказом Госдепартамента в 1938 г. для координации действий как правительства, так и частных организаций7 в области образовательных и культурных обменов8. Первостепенной задачей отдела было стимулировать взаимный культурный обмен между США и другими государствами Американского континента. Одной из основных причин создания отдела был рост симпатий к гитлеровской Германии в латиноамериканских странах и необходимость противостоять развитию данной тенденции.

7. Espinosa J.M. Inter-American Beginnings of U.S. Cultural Diplomacy, 1936-1948. Cultural Relations Programs of the U.S. Department of State: Historical Studies N. 2. 1976. 360 p. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).

8. Administrative Timeline of the Department of State. Official website of the US Department of State. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).
9 На Отдел культурных связей возлагалась обязанность по разработке и реализации всеобъемлющего и скоординированного плана действий государства по укреплению международных интеллектуальных и культурных связей. В его ведении также была подготовка соответствующих международных соглашений и выработка норм и процедур, необходимых для выполнения обязательств по ним.
10 Отдел оказывал поддержку бинациональным культурным центрам в других странах (но финансироваться они должны были из местных источников) и спонсируемым США школам за рубежом, помогая открывать новые. Также предусматривались переводы литературы на иностранные языки и публикация доступных по цене изданий, создание библиотечных коллекций американской литературы за рубежом и предоставление библиотечных услуг, осуществление обменов книг и журналов.
11 Помимо этого, Отдел должен был поддерживать преподавание английского языка в Латинской Америке и способствовать увеличению числа неофициальных обменов среди профессоров, преподавателей и студентов за счёт поощрения фондов, университетов и колледжей к созданию новых возможностей обмена, сотрудничества и стипендиальных программ. Отдел также занимался организацией культурных мероприятий, конференций, фестивалей (в том числе в сотрудничестве с частными и общественными организациями), субсидированием путешествий, изучением и исследованием методик установления культурных связей. В его же компетенции была реализация инициатив по ознакомлению населения США с латиноамериканской культурой.
12 Изначально планировалось, что деятельность отдела будет сосредоточена на Западном полушарии. Затем было решено постепенно расширить целевую аудиторию до всего земного шара, но в краткосрочной перспективе приоритет по-прежнему отдавался Латинской Америке. Назначение специальных «культурных атташе» при посольствах США в связи с созданием отдела не предусматривалось.
13

Управление международной информации и культурных связей/ Управление международной информации и образовательных обменов (1946–1948)

 

В 1945 г. президент США Г. Трумэн передал Госдепартаменту информационные функции двух ведомств военного времени. Этими ведомствами были Управление по координации межамериканских отношений, которое с 1940 г. занималось противодействием влиянию стран «оси» в Латинской Америке путём воздействия на общественное мнение, и Управление военной информации, которое с 1942 г. обеспечивало связь между фронтом и тылом и занималось военной пропагандой. Сферу компетенции этих органов объединили с функциями Отдела культурных связей. В результате в 1946 г. возникло Управление международной информации и культурных связей9. Этот орган подчинялся помощнику госсекретаря по связям с общественностью (до 1946 г. должность называлась помощник госсекретаря по культурным связям и связям с общественностью).

9. Филимонов Г.Ю. «Мягкая сила» культурной дипломатии США. М.: РУДН, 2010. – 212 с.
14

Под его юрисдикцию в 1945 г. была также передана радиостанция «Голос Америки», которая с момента своего основания в 1942 г. находилась в ведении Управления военной информации. Первые попытки иновещания в страны Латинской Америки для противодействия нацисткой пропаганде предпринимались ещё в 1940 г. Управлением по координации межамериканских отношений. Управление международной информации и культурных связей также унаследовало от Управления военной информации сеть постов информационной службы США за рубежом10, которые возникли из заграничных библиотек США.

10. United States Information Agency / Department of History. University of San Diego [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).
15

В 1947 г. Управление международной информации и культурных связей было переименовано в Управление международной информации и образовательных обменов. Переименование было вызвано необходимостью соответствия терминологии готовящегося на тот момент закона «Об обмене в сфере информации и образования» (U.S. Information and Educational Exchange Act)11, также известного как закон Смита – Мундта, принятого в 1948 г. Цель, прописанная в данном документе, реализация которой фактически ложилась на рассматриваемое управление, заключалась в том, чтобы «позволить правительству США способствовать лучшему пониманию США в других странах и повышать взаимопонимание между американским народом и народами других стран»12. Закон наделял госсекретаря полномочиями подготавливать и распространять «информацию о Соединённых Штатах, их государственной политике и американском народе через прессу, публикации, радио, кинофильмы, а также через информационные центры и инструкторов за рубежом». В соответствии с ним, госсекретарь был обязан в максимально возможной степени пользоваться услугами частного сектора (прессы, радиостанций, кинематографа).

11. Nilsen S. Projecting America, 1958: Film and Cultural Diplomacy at the Brussels World’s Fair. McFarland, 2011. – 210 p.

12. United States Information and Educational Exchange Act of 1948, ch.36, Title V, 201-202; January 27, 1948. URL: >>>
16

Изначальный законопроект в 1945 г. не включал в себя иновещание, но после того, как Госдепартаменту были переданы функции Управления военной информации и «Голос Америки» перешёл под юрисдикцию помощника госсекретаря по связям с общественностью, законопроект был доработан. Таким образом, Управление международной информации и образовательных обменов унаследовало множество программ от Управления военной информации, включая библиотеки, издательскую деятельность, производство кинопродукции и организацию ораторских турне. Интересен тот факт, что запрещалось распространение внутри США материалов, подготовленных в рамках данного закона (этот запрет был снят только в 2012 году13).

13. Hudson J. U.S. Repeals Propaganda Ban, Spreads Government-Made News to Americans. Foreign Policy [Электронный ресурс]. 2013, July 14. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).
17 Деятельность, подпадающая под юрисдикцию закона, и осуществляемая, в том числе, управлением, была нацелена на то, чтобы противостоять пропаганде СССР и коммунистических организаций. Очевидно, что такая эволюция института публичной дипломатии США стала реакцией на начало холодной войны.
18

Закон утвердил глобальную ориентацию американской публичной дипломатии, которая до этого момента была нацелена преимущественно на Западное полушарие. В 1946 г. у ведомства было уже 76 представительств в мире, 67 информационных центров и библиотек, проводящих выставки и устраивающих кинопоказы14.

14. History and Mission of ECA. Official website of the US Department of State [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).
19

Управление образовательных обменов Управление международной информации Управление исполнительного персонала (19481953)

 

Следующий этап эволюции можно назвать промежуточным, так как он связан со структурными изменениями в ведомстве. В 1948 г. с приходом на пост помощника госсекретаря по связям с общественностью Дж. Аллена Управление международной информации и образовательных обменов было разделено на три подразделения15. Управление образовательных обменов отвечало за «медленные инструменты»: программы обменов, зарубежные библиотеки, связи между институтами. Управление международной информации отвечало за «быстрые инструменты»: радио, прессу, киноиндустрию. Третьим стало Управление исполнительного персонала.

15. Nilsen S. Projecting America, 1958: Film and Cultural Diplomacy at the Brussels World’s Fair. McFarland, 2011. – 210 p
20 Проведение жёсткой границы между информационной и культурной деятельностью было связано с тем, что первая воспринималась более политизированной. Информационная деятельность была связана с единоличным принятием решений и представляла собой один из инструментов в арсенале Госдепартамента. Предполагалось, что культурная деятельность должна была оставаться вне политики и пропаганды, чтобы не вызывать ассоциаций с культурным империализмом16.
16. Ibid.
21 Таким образом, усиливающееся идеологическое противостояние двух блоков отразилось на структуре рассматриваемого института. Интересно, что в тот же период в СССР информационная и культурная деятельность уже были разделены, даже более строго: не в рамках одного ведомства, как в США, а между ВОКС и Совинформбюро.
22

Информационное агентство США (19531978)

 

В 1953 г. с приходом к власти Д. Эйзенхауэра в рамках президентского реорганизационного плана № 817 было создано независимое Информационное агентство США (ЮСИА), целью которого была разработка и реализация правительственных международных информационных и образовательных программ для поддержки внешней политики США. Информационное агентство США объединило в себе программы публичной дипломатии, входившие в компетенцию управлений Госдепартамента, включая «Голос Америки», а государственные образовательные программы остались в ведении Госдепартамента. Таким образом, разделение, проведённое между информационной политикой и культурной дипломатией в 1948 г., сохранялось, невзирая на создание отдельного агентства, полностью сфокусированного на публичной дипломатии.

17. Reorganisation Plan No.8 of 1953 / U.S. Government Publishing Office [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).
23 Тем не менее, в 1955 г. часть государственных образовательных программ была передана в ведение ЮСИА. Структурно внутри агентства было пять основных подразделения: Отдел вещания, Отдел информации, Отдел телевидения и кинематографа, Отдел прессы и публикаций, Отдел сотрудничества с частным сектором (был расформирован в 1967 году).
24

Стоит отметить, что в период президентства Эйзенхауэра обострилось противостояние США и СССР. Одной из основных политических целей 34-го президента Соединённых Штатов было сдерживание Советского Союза. ЮСИА должно было противостоять советской пропаганде18. Его слоганом было: «Мы рассказываем миру американскую историю». В задачи агентства, помимо распространения информации о США и обоснования американской политики перед иностранной аудиторией, входило также консультирование президента и правительства по вопросам прямой взаимосвязи мироощущения иностранной аудитории и эффективности политики США19.

18. Hughes J. Islamic Extremism and the War of IdeasLessons from Indonesia. Hoover Press, 2013. – 138 p.

19. USIA: an overview. USIA. 1998, August[ Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).
25 Ежедневно агентство посылало в каждое американское посольство досье, которое разъясняло политику США и содержало полезную для дипломатов информацию, которую они могли бы использовать при взаимодействии с местными лицами, формирующими общественное мнение. Также ЮСИА публиковало серьёзное издание «Проблемы коммунизма», которое читали исследователи во всём мире20. Помимо этого, агентство издавало и бесплатно распространяло цветные журналы о США на разных языках.
20. Ibid.
26 Несмотря на формальное разделение информационной политики и культурной дипломатии, ЮСИА сотрудничало с соответствующим управлением Госдепартамента, организую гастроли музыкантов и танцоров по всему миру, включая восточный блок, реализовывало образовательные и обменные программы, визиты в США иностранных политиков и чиновников, писателей и журналистов, художников, лиц, формирующих общественное мнение, и будущих иностранных лидеров. ЮСИА проводило прокат и распространение кинофильмов и документальных фильмов, которые самостоятельно заказывало у ведущих американских кинематографистов. Информационное агентство также продолжало традицию открытия американских библиотек и читальных залов в крупных иностранных городах. ЮСИА организовывало выставки как американского искусства, там и научных достижений.
27 В ведении агентства находилась также радиостанции «Голос Америки». В её программу вещания входили круглосуточные новостные выпуски на разных языках, дебаты и дискуссии об американской политике и культуре, музыкальные программы и программы для изучения английского языка.
28 ЮСИА должно было противостоять влиянию СССР в мире, его целевой аудиторией была широкая иностранная общественность в глобальном масштабе. За всё время существования агентства его деятельность распространялась на 150 стран21, при этом, к 1967 г. один только «Голос Америки» охватывал аудиторию в 26 млн человек своим вещанием на 38 языках22.
21. Snyder A. Warriors of Disinformation: American Propaganda, Soviet Lies, and the Winning of the Cold War. Arcade Publishing, 1997. – 336 p.

22. Elder R. The Information Machine: The United States Information Agency and American Foreign Policy. Syracuse, NY: Syracuse University Press, 1968.
29

Агентство по международным связям США (1978–1982)

 

В 1978 г. с одобрения президента Картера ЮСИА было переименовано в Агентство по международным связям США. Изменения затронули не только название, но и структуру института публичной дипломатии. Произошла консолидация агентства, в состав которого вошли четыре основных бюро, возглавляемые заместителями директора.

30 Самое главное изменение состояло в том, что агентство включило в себя Бюро по делам образования и культуры Госдепартамента США, получив, таким образом, образовательные и культурные программы в свое ведение. Так пришёл к концу период институционального разграничения культурной и информационной деятельности.
31 Первостепенными были именно структурные изменения, а новое название было призвано отразить новую суть агентства, объединившего в себе прежде разделённые функции. Более того, подчеркивая, что институт публичной дипломатии больше не был сфокусирован исключительно на информационной политике, было принято решение отказаться от слогана «Мы рассказываем миру американскую историю», так как новое агентство должно было «не только говорить, но и слушать»23.
23. Mitchell J. M. International Cultural Relations. Routledge, 2015. – 270 p.
32 В этих изменениях отразилась двойственность происходивших политических событий. С одной стороны, очевидно влияние разрядки международной напряжённости: изменение терминологии в названии института от «информации», подразумевающей одностороннее направленное действие, к «связям», отражающим идею взаимодействия нескольких акторов. То же самое касается и отказа от прежнего слогана. С другой стороны, изменения внутри института, консолидация функций, прежде разделённых между двумя ведомствами, объединение под единым руководством всех ресурсов публичной дипломатии, говорит о приближении нового витка холодной войны, подготовке к активному соперничеству за влияние на международное общественное мнение.
33 Реорганизованное агентство состояло из четырёх основных бюро: Бюро информации, Бюро образовательных и культурных связей, Бюро менеджмента и Бюро международного вещания. Внутри агентства также были региональные управления, каждое из которых координировало деятельность на местах соответствующих постов информационной службы США.
34 Бюро информации отвечало за производство и распространение публикаций, поддерживающих политические цели США, более чем на 30 языках. Также оно публиковало книги и памфлеты по истории, политике, экономике и культуре США и применяло новые технологии по распространению информации. Помимо этого, реализовывало программу «Ораторы» – посылало каждый год несколько сотен признанных американских ораторов за рубеж. Бюро образовательных и культурных связей занималось образовательными и культурными обменами, стипендиями. В его ведении находились также программы, связанные с «посланцами культуры»: музыкантами, художниками, спортсменами, писателями. Бюро менеджмента отвечало за управление и административные услуги. Таким образом, агентство осуществляло полностью независимый контроль над своим персоналом: сюда относились процессы найма, должностных назначений, карьерного роста. Агентство также самостоятельно контролировало свой бюджет и осуществляло поддержку своих операций.
35 Что касается загранпредставительств, к 1999 г. у агентства было 190 постов информационной службы США в 142 странах. Посты информационной службы располагались в посольствах и консульствах США, а также библиотеках информационной службы США. В своей деятельности они опирались на особенности стран пребывания, ориентируясь на строго определённую в каждом случае целевую аудиторию. Сотрудники постов должны были тщательно изучать политический и культурных климат иностранных государств, чтобы иметь возможность лучше формулировать свои посылы и предоставлять ту информацию об Америке, которую будет легче всего понять в местном контексте. Таким образом, сохранялась глобальная ориентация агентства.
36

Информационное Агентство США (19821999)

 

В 1982 г. Агентство по международным связям США было вновь переименовано в Информационное агентство США. Это произошло при администрации Р. Рейгана, который в полной мере понимал значимость слов и идей в политике. Психологические операции и публичная дипломатия при Рейгане приобрели обновлённое значение. По его мнению, миссия информационных инструментов правительства заключалась в том, чтобы помочь выиграть холодную войну раз и навсегда. Он обеспечил приток ресурсов в институты публичной дипломатии и нацелил их на возрождение идеологического противостояния с Советским Союзом.

37 Впервые с середины 1950-х годов публичная дипломатия стала восприниматься как политическое оружие, нацеленное на подрыв советской системы. Характерным примером можно назвать поддержку демократических и либеральных сил внутри СССР, нацеленных на внутриполитические изменения и сдерживание возможностей советского руководства проецировать своё могущество или оказывать влияние за границей24.
24. Carafano J.J. Mismanaging Mayhem: How Washington Responds to Crisis. Greenwood Publishing Group, 2008. – 296 p.
38 Изменение названия не только отражало обострение противостояния двух сверхдержав, но также было связано с тем, что аббревиатура Агентства по международным связям США – USICA – у многих вызывало ассоциации с Центральным разведывательным управлением США – CIA – из-за схожести сокращения25.
25. Mitchell J. M. International Cultural Relations. Routledge, 2015. – 270 p.
39 Если говорить о структурных изменениях, то в 1983 г. под эгидой агентства появился телевизионный канал Worldnet, вещающий специально для иностранной аудитории. Он связал штаб-квартиру ЮСИА с посольствами США по всему миру, что позволило проводить интерактивные дискуссии между иностранными журналистами и старшими должностными лицами в Вашингтоне в прямом эфире. Безусловно, добавление этого нового инструмента в арсенал ЮСИА потенциально увеличивало охват иностранной аудитории. Это имело особенное значение с учётом возвращения к идее активного использования публичной дипломатии в межблоковом противостоянии. В данном контексте агентство должно было ориентироваться на все группы иностранной общественности.
40

Позже, с принятием в 1994 г. закона «О международном вещании», внутри ЮСИА появилось Бюро международного вещания, состоящее из «Голоса Америки», Радио и телевидения Марти и Worldnet. Этим же законом был создан Совет управляющих по вопросам вещания, также в составе ЮСИА, в юрисдикцию которого передавались все органы иновещания правительства США гражданского назначения26. До 1972 г. вышеназванные радиостанции находились в ведении ЦРУ (по крайней мере, финансировались из этого источника)27, а с 1973 г. – в ведении Совета по международному вещанию28. И вплоть до конца 1990-х годов сохранялась тенденция централизации в сфере американской публичной дипломатии.

26. The history of U.S. civilian international broadcasting. Official website of the Broadcasting Board of Governors [Электронный ресурс]ю URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).

27. Broadcasting Board of Governors' Annual Congressional Budget Submission Reports. Official website of the Broadcasting Board of Governors [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).

28. The history of U.S. civilian international broadcasting. Official website of the Broadcasting Board of Governors. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).
41

Бюро информационных программ и международных обменов Госдепартамента / Бюро международных информационных программ- Бюро образовательных и культурных связей

 

В 1999 г. ЮСИА было расформировано, а его функции, связанные с обменными программами и информационной деятельностью, за исключением иновещания, были переданы Госдепартаменту. В этой связи была учреждена должность заместителя госсекретаря по публичной дипломатии и связям с общественностью.

42 Изначально Бюро информации и Бюро образовательных и культурных связей ЮСИА были консолидированы в Бюро информационных программ и международных обменов Госдепартамента. На него легла ответственность по образовательным и культурным связям, а также по созданию информационных программ для обоснования политических позиций США перед иностранной аудиторией. Бюро Госдепартамента по связям с общественностью взяло на себя работу по управлению зарубежными пресс-центрами, а региональные управления ЮСИА вошли в состав соответствующих региональных бюро Госдепартамента. Управление по исследованиям и реакции СМИ ЮСИА вошло в состав Бюро разведки и исследований Госдепартамента.
43 Позднее Бюро информационных программ и международных обменов было разделено на Бюро международных информационных программ, возглавляемое координатором, и Бюро образовательных и культурных связей, возглавляемое помощником госсекретаря. Помимо двух этих бюро в ведении госсекретаря по публичной дипломатии и связям с общественностью находится также Бюро по связям с общественностью, возглавляемое помощником этого госсекретаря29.
29. Nakamura K. H. U.S. Public Diplomacy: Background and Current Issues. CRS Report for Congress. 2009.
44

Что касается функций, связанных с иновещанием, включая «Голос Америки», Worldnet, Радио и телевидение Марти, Радио «Свобода», Радио «Свободная Европа», Радио «Свободная Азия» и ближневосточную сеть вещания, они все перешли к Совету управляющих по вопросам вещания. Тем не менее, госсекретарь остался постоянным голосующим членом Совета. В 2018 г. Совет управляющих по вопросам вещания сменил название на Агентство глобальных СМИ США, чтобы обеспечить лучшее понимание своей деятельности30. Спутниковый и кабельный канал Worldnet в рамках сокращения расходов в 2004 г. был поглощён «Голосом Америки»31.

30. The history of U.S. civilian international broadcasting. Official website of the Broadcasting Board of Governors [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018)

31. Innovations for a New Century – Multimedia Expansion. Official website of the Voice of America. March 01, 2007 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).
45

Миссия Бюро образовательных и культурных связей сегодня заключается в том, чтобы способствовать взаимопониманию между американским народом и другими народами путём использования образовательных и культурных обменов для развития мирных взаимоотношений32. В своей деятельности бюро прибегает к таким проверенным временем инструментам, как академические, культурные, спортивные и профессиональные обмены и государственно-частные партнёрства. Бюро также продолжает традицию реализации программ преподавания английского языка как иностранного.

32. About ECA. Official website of the US Department of State [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).
46

Миссия Бюро международных информационных программ, в свою очередь, заключается в том, чтобы поддерживать диалог между народами по темам, связанным с внешнеполитическими приоритетами США33. Бюро максимально использует весь спектр коммуникационных технологий: от традиционных методов до новейших инструментов, чтобы охватить как можно большую аудиторию. Особое внимание уделяется развитию мультимедийных технологий и цифровых коммуникационных инструментов, а также осуществляет руководство сетью «Американских пространств» (американских центров, американских уголков, библиотек и бинациональных центров)34. Основная задача Бюро международных информационных программ – установить между народами диалог, основанный на взаимном доверии и взаимопонимании. Также бюро отвечает за проведение информационных кампаний, когда возникает необходимость отреагировать на текущие проблемы.

33. Bureau of International Information Programs. Official website of the US Department of State [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).

34. Managing American Spaces. Official website of American Spaces [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).
47

Миссия Агентство США по глобальным медиа заключается в том, чтобы информировать людей во всём мире и устанавливать с ними связь «во имя поддержки свободы и демократии». Агентство ставит перед собой задачу распространения свободы слова и информации, которые являются ключом к построению свободного, открытого и демократического общества, которое, в свою очередь, сможет поддержать интересы США35. Другая задача – поделиться американским опытом и ценностями для достижения той же цели. В ведении агентства сегодня находятся «Голос Америки» (вещание в теле-, радио- и цифровом формате более чем на 40 языках), Радио и телевидение Марти (вещание, направленное на Кубу на испанском языке), Радио «Свобода» и Радио «Свободная Европа» (медиаресурс, осуществляющий вещание в различных форматах на 25 языках в 23 странах), Радио «Свободная Азия» (радио- и интернет-вещание на девяти языках) и Ближневосточная сеть вещания, состоящая из двух телевизионных ресурсов, радио и многочисленных интернет-ресурсов (вещание исключительно на арабском языке).

35. Official website of United States Agency for Global Media [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 06.11.2018).
48

На последнюю реорганизацию института публичной дипломатии США повлияло несколько взаимосвязанных внешне- и внутриполитических факторов. С одной стороны, с окончанием холодной войны США объявили себя единственной сверхдержавой. Отсутствие идейных противников и конкурентов на международной арене снимало необходимость в поддержании особого института воздействия на «врага». При этом новая глобальная угрозы ещё не была обозначена. С другой стороны, Информационное агентство стало жертвой традиционного для американского политического процесса торга между исполнительной и законодательной ветвями власти. Сенатор-республиканец Джесси Хелмс, председатель Комитета Сената по внешним связям настаивал на сокращении правительственных расходов и сокращении числа правительственных агентств, в частности, ЮСИА, Агентства Соединённых Штатов по контролю над вооружениями и разоружению и Агентства США по международному развитию. Чтобы заручиться поддержкой Комитета в вопросе Конвенции о запрещении химического оружия, администрация президента Клинтона сочла возможным «пожертвовать» ЮСИА и Агентством Соединённых Штатов по контролю над вооружениями и разоружению, сохранив Агентство США по международному развитию36. По свидетельствам современников, сенатор признавал значимость иновещания ЮСИА, но не ценил его прочие функции. Вероятно, это объясняет, почему при реорганизации функции, не связанные с иновещанием оказались «поглощены» Госдепартаментом, в то время как Совет управляющих по вопросам вещания получил статус независимого агентства.

36. Moments in U.S. Diplomatic History. Jesse Helms: The Senator Who Just Said No. Association for diplomatic studies & training [Электронный ресурс]. URL: >>> обращения: 06.11.2018).
49

Заключение

 

Эволюция государственных институтов публичной дипломатии США позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, наблюдается тенденция преемственности как в методах, используемых институтами для достижения поставленных целей и задач, так и в целевой аудитории. Все рассмотренные организации ориентировались на широкую иностранную общественность. Исключением можно считать Отдел культурных связей Госдепартамента США, который формально должен был распространять свою деятельность на все регионы, но фактически фокусировался на Латинской Америке.

50 С 1938 г. все рассмотренные организации оказывали поддержку бинациональным культурным центрам, американским школам и библиотекам за рубежом (на базе последних сформировалась сеть постов Информационной службы США). Также все эти институты занимались программами обменов, стипендиями, организацией культурных мероприятий и путешествий, изданием и распространением тематических публикаций, а с 1946 г. и кинопродукции. Помимо этого, они поддерживали преподавание английского языка за рубежом. В 1946 и 1983 гг. в сферу деятельности организаций вошли также радио и телевещание («Голос Америки», Worldnet). Однако в 1999 г. функции вновь были разделены между несколькими институтами.
51 Во-вторых, каждый новый этап эволюции связан с определёнными внутренними и внешнеполитическими изменениями. Изменения, затрагивающие институты публичной дипломатии отражали тенденции развития общего внешнеполитического курса и проходили в логике развития противостояния двух сверхдержав в ходе холодной войны. Создание Отдела культурных связей Госдепартамента США в 1938 г. было связано с приближением Второй мировой войны, усилением влияния стран «оси» в Латиноамериканском регионе. Появление в 1946 г. Управления международной информации и культурных связей стало, с одной стороны, ответом на начало противостояния с СССР, а с другой  – результатом институциональных реформ, связанных с необходимостью интегрировать ведомства военного времени в систему государственных институтов.
52 Реструктуризация в 1948 г. (Управление образовательных обменов и Управление международной информации) была связана с усилением и «укоренением» противостояния двух сверхдержав. Обострение холодной войны в период президентства Эйзенхауэра получило своё отражение в создании в 1953 г. ЮСИА, а противоречивость конца периода разрядки в 1978 г. проявилась в реформе агентства и его переименовании. Следующее переименование, в 1982 г., также совпало с очередным витком противостояния сверхдержав. Наконец, расформирование ЮСИА и разделение его функций между Советом управляющих по вопросам вещания и двумя бюро Госдепартамента (Бюро международных информационных программ и Бюро образовательных и культурных связей) в 1999 г. стали очевидным результатом конца идеологического противостояния.
53 Четыре из рассмотренных семи стадий эволюции происходили вскоре после смены политического руководства США (1946 г., 1953 г., 1978 г., 1982 г.). При этом этапы эволюции 1948 и 1999 гг. отражают также субъективное видение определённых политических деятелей и противоборство участников политического процесса. Реструктуризация управлений Госдепартамента США в 1948 г. была во многом личной инициативой нового помощника госсекретаря по связям с общественностью Дж. Аллена. В 1999 г. изменения, затронувшие институт публичной дипломатии, стали результатом противостояния администрации президента Клинтона и Комитета Сената по внешним связям.
54 В-третьих, можно выделить ряд противоречивых тенденций в структурных изменениях, затронувших американские институты публичной дипломатии. С 1938 г. по 1953 г. основной институт публичной дипломатии США существовал (в той или иной форме) внутри структуры Госдепартамента США. С 1953 по 1999 соответствующие функции выполняло независимое правительственное агентство. Наконец, с 1999 г. по настоящее время упомянутые функции разделены между соответствующими подразделениями Госдепартамента и независимым правительственным агентством (Агентство США по глобальным медиа), то есть сначала наблюдалась тенденция консолидации внутри Госдепартамента (с учётом слияния Управления по координации межамериканских отношений, Управления военной информации и Отдела культурных связей в 1946 г.), а затем, с 1953 г., тенденция к автономности института публичной дипломатии, достигшая своего пика при реорганизации в 1978 г. При расформировании ЮСИА в 1999 г. произошёл отказ от второй тенденции, но и полноценного возврата к первой не произошло, соответственно, можно сделать вывод, что ни одна из использованных моделей организации не была признана подходящей для современного этапа (с 1999 г.), в результате чего был выбран «промежуточный» вариант.
55 Менялось и отношение к объединению информационных и культурно-образовательных функций института публичной дипломатии. До 1948 г. они осуществлялись одними структурами, однако впоследствии сначала они были разделены внутри Госдепартамента, а в 1953 – между Госдепартаментом и ЮСИА. В 1978 г. функции были вновь объединены в рамках одного института, и подобное положение продлилось до 1999 г. Тем не менее, стоит отметить, что, хотя с 1953 г. по 1978 г. ЮСИА формально занималось только информационной деятельностью, фактически оно всё равно принимало участие в реализации определённых образовательных и культурных программ. При этом, хотя расцвет публичной дипломатии США пришёлся на период консолидации всех функций под единым началом, на современном этапе от этой модели отказались.
56

Наконец, после 1999 г. институты публичной дипломатии больше не переживали масштабных реструктуризаций, подобных происходившим на протяжении всей истории. Это и тот факт, что организация государственного института публичной дипломатии остановилась на «промежуточной» модели, заметно подрывает эффективность публичной дипломатии США на современном этапе, о чём свидетельствует в частности рост антиамериканизма в мире. Так, среди стран ЕС, участвовавших в опросе Центра Пью (Pew Research Center) в 2018 г., медианный показатель положительного восприятия США не превышает 43%37. В том же исследовании отмечается, что мнение международной общественности в целом о Соединённых Штатах остаётся на рекордно низком уровне. По данным проведённого опроса уменьшилось по сравнению с прошлыми годами и число тех, кто верит, что, реализуя внешнюю политику, США принимают в расчёт интересы других государств.

37. Wike R. et al. Trump’s International Ratings Remain Low, Especially among Key Allies. Pew Research Center. 2018, October 1 [Электронный ресурс]. URL: >>> 
57

Соединённые Штаты Америки после окончания холодной войны укрепились на позициях лидера в экономической и военной сферах, сохраняют за собой лидерство в международной политике. Однако их «власть над сердцами и умами» международной общественности явно сдаёт свои позиции

References

1. Sm. napr.: Mason D. S. The End of the American Century 1st edition. Century Rowman & Littlefield Publishers. 2009. – P. 288.

2. Cull N. 'Public Diplomacy' Before Gullion: The Evolution of a Phrase. USC Public Diplomacy. 2006, April 18. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://uscpublicdiplomacy.org/blog/public-diplomacy-gullion-evolution-phrase (data obrascheniya: 06.11.2018).

3. Burlinova N.V. Kurs obschestvennogo diplomata. Uchebno-metodicheskie materialy №4/2017. Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam (RSMD). – M.: NP RSMD, 2017. - 76 s. [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://russiancouncil.ru/activity/educationalmaterials/kurs-obshchestvennogo-diplomata/ (data obrascheniya: 06.11.2018).

4. Nye J. Public Diplomacy and Soft Power. The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 616. Public Diplomacy in a Changing World. 2008, March. P. 94-109.

5. Wilson W. Executive Order 2594. Creating Committee on Public Information. 1917, April 13. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/executive-order-2594-creating-committee-public-information (data obrascheniya: 06.11.2018).

6. Agi U. Samoe glavnoe v PR. Izdatel'skij dom "Piter", 2004. – 560 s.

7. Espinosa J.M. Inter-American Beginnings of U.S. Cultural Diplomacy, 1936-1948. Cultural Relations Programs of the U.S. Department of State: Historical Studies N. 2. 1976. 360 p. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED150051.pdf (data obrascheniya: 06.11.2018).

8. Administrative Timeline of the Department of State. Official website of the US Department of State. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://history.state.gov/departmenthistory/timeline/1930-1939 (data obrascheniya: 06.11.2018).

9. Filimonov G.Yu. «Myagkaya sila» kul'turnoj diplomatii SShA. M.: RUDN, 2010. – 212 s.

10. United States Information Agency / Department of History. University of San Diego [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://history.sandiego.edu/gen/20th/usia.html (data obrascheniya: 06.11.2018).

11. Nilsen S. Projecting America, 1958: Film and Cultural Diplomacy at the Brussels World’s Fair. McFarland, 2011. – 210 p.

12. United States Information and Educational Exchange Act of 1948, ch.36, Title V, 201-202; January 27, 1948. URL: http://legisworks.org/congress/80/publaw-402.pdf

13. Hudson J. U.S. Repeals Propaganda Ban, Spreads Government-Made News to Americans. Foreign Policy [Ehlektronnyj resurs]. 2013, July 14. URL: https://foreignpolicy.com/2013/07/14/u-s-repeals-propaganda-ban-spreads-government-made-news-to-americans/ (data obrascheniya: 06.11.2018).

14. History and Mission of ECA. Official website of the US Department of State [Ehlektronnyj resurs] URL: https://eca.state.gov/about-bureau/history-and-mission-eca (data obrascheniya: 06.11.2018).

15. Nilsen S. Projecting America, 1958: Film and Cultural Diplomacy at the Brussels World’s Fair. McFarland, 2011. – 210 p

16. Ibid.

17. Reorganisation Plan No.8 of 1953 / U.S. Government Publishing Office [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/STATUTE-67/pdf/STATUTE-67-Pg642.pdf (data obrascheniya: 06.11.2018).

18. Hughes J. Islamic Extremism and the War of Ideas: Lessons from Indonesia. Hoover Press, 2013. – 138 p.

19. USIA: an overview. USIA. 1998, August[ Ehlektronnyj resurs]. URL: http://web.archive.org/web/20180119131637/http://dosfan.lib.uic.edu/usia/usiahome/oldoview.htm#overview (data obrascheniya: 06.11.2018).

20. Ibid.

21. Snyder A. Warriors of Disinformation: American Propaganda, Soviet Lies, and the Winning of the Cold War. Arcade Publishing, 1997. – 336 p.

22. Elder R. The Information Machine: The United States Information Agency and American Foreign Policy. Syracuse, NY: Syracuse University Press, 1968.

23. Mitchell J. M. International Cultural Relations. Routledge, 2015. – 270 p.

24. Carafano J.J. Mismanaging Mayhem: How Washington Responds to Crisis. Greenwood Publishing Group, 2008. – 296 p.

25. Mitchell J. M. International Cultural Relations. Routledge, 2015. – 270 p.

26. The history of U.S. civilian international broadcasting. Official website of the Broadcasting Board of Governors [Ehlektronnyj resurs]yu URL: https://www.bbg.gov/who-we-are/history/ (data obrascheniya: 06.11.2018).

27. Broadcasting Board of Governors' Annual Congressional Budget Submission Reports. Official website of the Broadcasting Board of Governors [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.bbg.gov/reports/budget.html (data obrascheniya: 06.11.2018).

28. The history of U.S. civilian international broadcasting. Official website of the Broadcasting Board of Governors. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.bbg.gov/who-we-are/history/ (data obrascheniya: 06.11.2018).

29. Nakamura K. H. U.S. Public Diplomacy: Background and Current Issues. CRS Report for Congress. 2009.

30. The history of U.S. civilian international broadcasting. Official website of the Broadcasting Board of Governors [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.bbg.gov/who-we-are/history/ (data obrascheniya: 06.11.2018)

31. Innovations for a New Century – Multimedia Expansion. Official website of the Voice of America. March 01, 2007 [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.insidevoa.com/a/a-13-34-2007-innovations-for-a-new-century-history-111602669/177527.html (data obrascheniya: 06.11.2018).

32. About ECA. Official website of the US Department of State [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://eca.state.gov/about-bureau (data obrascheniya: 06.11.2018).

33. Bureau of International Information Programs. Official website of the US Department of State [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.state.gov/r/iip/ (data obrascheniya: 06.11.2018).

34. Managing American Spaces. Official website of American Spaces [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://americanspaces.state.gov/about-us/history/ (data obrascheniya: 06.11.2018).

35. Official website of United States Agency for Global Media [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.usagm.gov/who-we-are/mission/ (data obrascheniya: 06.11.2018).

36. Moments in U.S. Diplomatic History. Jesse Helms: The Senator Who Just Said No. Association for diplomatic studies & training [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://adst.org/2016/07/jesse-helms-the-senator-who-just-said-no-to-the-state-department/ (data obrascheniya: 06.11.2018).

37. Wike R. et al. Trump’s International Ratings Remain Low, Especially among Key Allies. Pew Research Center. 2018, October 1 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.pewglobal.org/2018/10/01/trumps-international-ratings-remain-low-especially-among-key-allies/