Вокруг переговоров по пересмотру соглашения НАФТА
Вокруг переговоров по пересмотру соглашения НАФТА
Аннотация
Код статьи
S207054760000092-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Комкова Елена Геннадиевна 
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация
В статье рассматривается обстановка вокруг начавшихся 16 августа 2017 г. переговоров между США, Канадой и Мексикой по пересмотру соглашения НАФТА. Переговоры проходят под дамокловым мечом угрозы Трампа объявить об одностороннем выходе США из этого соглашения. В фокусе анализа находятся такие вопросы как американская переговорная позиция, наиболее спорные вопросы, канадская тактика, ближайшие перспективы. Обсуждается новое название, которое может получить обновленное НАФТА.
Ключевые слова
НАФТА, переговоры по пересмотру соглашения НАФТА, Д. Трамп, американский протекционизм, американо-канадские экономические отношения
Классификатор
Получено
13.03.2019
Дата публикации
13.03.2019
Всего подписок
13
Всего просмотров
3203
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 1 руб. / 0.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2018 год
1 Переговоры по пересмотру действующего с 1994 г. соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) начались в Вашингтоне 16 августа 2017 г. Инициатором пересмотра выступили США. В ходе переговоров США рассчитывают серьезно изменить баланс торговых выгод и издержек в свою пользу и, прежде всего, ощутимо уменьшить дефицит в 70 с лишним миллиардов долларов, который они имеют в торговле с Мексикой и Канадой.
2 Надо сказать, что это уже третий крупный шок, который переживает НАФТА за время своего существования. Первый удар имел место в 1994 г., в самом начале действия этого соглашения, когда страны-участницы успешно преодолели кризис мексиканской валюты – песо. Второй шок случился в 2001 г., когда, хотя и не без потерь, но удалось справиться с принципиально новой ситуацией, сложившейся в США после террористического нападения 11 сентября, включая меры по резкому ужесточению пропускного режима для грузов и граждан на американских границах. Сейчас время третьей масштабной встряски – попытки перезаключения НАФТА на более современной основе, которая неизвестно чем закончится, но уже дестабилизирует условия ведения североамериканского бизнеса по правилам, прописанным 24 года назад.
3 О важности проходящих переговоров свидетельствуют следующие данные. После ЕС НАФТА − вторая крупнейшая интеграционная группировка современного мира c долей в мировом экспорте в 14,3%. Последние таможенные пошлины во внутрирегиональной торговле в Северной Америке были отменены в 2008 году.
4 Одновременно НАФТА − главное соглашение о региональной экономической интеграции для США, которое усиливает их позиции в мировой экономике и политике. Канада и Мексика являются вторым и третьим внешнеторговыми партнерами США после Китая, находящегося на первом месте. Совокупная доля Канады и Мексики в американском экспорте в 2016 г. − 34,2%, в импорте − 26,1%.
5 Имеющиеся оценки свидетельствуют о том, что в случае провала переговоров и аннулирования соглашения НАФТА все три страны понесут экономические потери. В разных прогнозах, число которых непрерывно растет, величина этих потерь и их распределение по отраслям экономики и территориальным локациям варьируется в широких пределах − от незначительных до заметных.
6 Кроме экономического ущерба предсказывают и другие неприятные последствия. Может пострадать традиционно тесное политическое и военное сотрудничество США с Канадой, а также взаимодействие США с Мексикой в таких важных областях как иммиграция, борьба с наркоторговлей, незаконным оборотом оружия и «отмыванием денег». В Мексике под ударом может оказаться внутриполитическая стабильность, поскольку односторонний выход США из НАФТА чреват риском подъема в этой стране антиамериканских настроений, которые будут играть на руку левому кандидату от оппозиции Л.М. Обрадору, увеличивая его шансы на победу на президентских выборах в июле 2018 г.
7 Повышенное внимание к переговорам объясняется и тем, что НАФТА − это своего рода модельное соглашение, формат которого долгое время использовался США, Канадой и Мексикой при заключении фритредерских соглашений с другими странами и группами стран.
8 В 2017 г. состоялось 5 раундов переговоров (1-й – в Вашингтоне 16–21 августа; 2-й – в Мехико 1–5 сентября; 3-й – в Оттаве 23−27 сентября; 4-й в Вашингтоне 11–17 октября; 5-й – в Мехико 17–21 ноября). Шестой раунд прошел 21−29 января 2018 г. в канадском Монреале. Министрами, ответственными за переговоры, являются: в США – Представитель США на торговых переговорах Р. Лайтхайзер, в Канаде – министр иностранных дел Х. Фриланд, в Мексике – министр экономики И. Гуахардо. Действуют порядка 30 рабочих групп, образованных по тематическому принципу.
9 Сроки завершения переговоров и их конечный исход неясны. Первоначально США хотели успеть закончить переговоры к концу 2017 г., но затем были вынуждены продлить их на квартал, до марта 2018 года. Однако и этот срок вряд ли окажется окончательным. Уже раздаются голоса о том, что переговоры могут растянуться на весь 2018 г., а может, и на более долгий период[1].
10 Двумя осложняющими моментами являются: постоянные угрозы Трампа в одностороннем порядке выйти из соглашения НАФТА (после начала переговоров такие угрозы раздавались не менее шести раз − дважды в августе и декабре 2017 г. и по одному разу в октябре 2017 г. и в январе 2018 г.) и чрезвычайно жесткая американская переговорная позиция.
11 Для Д. Трампа НАФТА − важный пункт его предвыборной платформы и экономической программы, от которого он, став президентом, отказываться не собирается. В ходе предвыборной кампании он неоднократно называл НАФТА «худшей торговой сделкой в истории» и обещал либо кардинально пересмотреть это соглашение, либо разорвать[2].
12 В 2017 г. соглашение НАФТА не раз было на волоске от гибели. Трамп мог объявить об одностороннем выходе США из него уже в первые дни своего президентства, как он сделал это в отношении Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Или в конце апреля, по прошествии первых 100 дней работы его администрации, когда, по совету С. Бэннона, Трамп был готов огласить это решение, но неожиданно передумал (по собственному признанию Трампа, от этого шага его отговорили по телефону премьер-министр Канады Дж. Трюдо и президент Мексики П. Ньето). Был угрожающий соглашению момент и в октябре, когда на четвертом раунде переговоров США озвучили свои самые жесткие требования, а Канада и Мексика с порога объявили их «неприемлемыми». Или в любой другой удобный для него момент.
13 В декабре 2017 г. в интервью газете «Нью-Йорк Таймс» Д. Трамп заявил, в частности, следующее: «Я уделяю торговле огромное внимание, я был избран в определенной степени благодаря торговле. Вы знаете, я пересмотрю соглашение НАФТА или я его прекращу. Если мне не удастся заключить хорошую сделку, то я разорву это соглашение за 2 секунды»[3]. Большинство наблюдателей расценивают такие угрозы как переговорную тактику, направленную на устрашение партнеров и получение над ними психологического преимущества. Однако нельзя исключить того, что импульсивный Д. Трамп, находящийся под непрекращающимся давлением как у себя в стране, так и в мире, не шутит и в какой-то момент поступит именно так.
14 Как точно подметил обозреватель самой известной канадской газеты «Глоб энд Мейл» Л. Мартин, маневры Трампа вокруг НАФТА носят зигзагообразный характер. «Во время предвыборной кампании он заявлял, что НАФТА − это наихудшая сделка всех времен и народов и что ее время прошло. Однако после избрания на пост президента он неожиданно сменил пластинку. В марте он сообщил, что в случае с Канадой будет достаточно лишь немного «пощипать» это соглашение. В апреле последовал новый разворот. Трамп дал понять, что собирается подписать указ (директиву) о выходе США из НАФТА. Но воздержался. Следующий перепад в настроении случился летом: в телефонном разговоре с президентом Мексики Трамп утверждал, что у США проблем по НАФТА с Канадой нет. Но уже осенью тон снова изменился: делегация США выложила на стол переговоров 5 «отравленных пилюль» − своих самых жестких требований…»[4].
15 Анализ требований американцев (США опубликовали свою переговорную позицию в июле, а в ноябре 2017 г. появился ее обновленный вариант[5]) показывает, что наиболее важными из них являются следующие:
  • сокращение дефицита в торговле с Мексикой и Канадой;
  • увеличение доли обязательного «североамериканского содержания» в стоимости
  • автомобилей, автомобильных частей и деталей, имеющих право на беспошлинный ввоз в страны-члены НАФТА, с нынешних 62,5% до 85%; выдвижение нового требования о наличии чисто «американского содержания», в смысле «сделано в США», в размере 50%;
  • ликвидация канадской государственной системы управления поставками в области производства, ценообразования и контроля за импортом молока, мяса птицы и яиц;
  • отказ от прописанного в соглашении НАФТА механизма разрешения споров на предмет определения законности введения национальными регуляторами антидемпинговых и компенсационных пошлин на товары, импортируемые из стран-членов НАФТА;
  • автоматическое окончание действия соглашения через пять лет, если стороны не заявят о своем намерении продлить его на следующий период (a sunset clause) 6 .
16 В резонансной статье в «Уолл-стрит Джорнэл» президент Торговой палаты США Т. Донохью назвал эти требования «отравленными пилюлями»[7], способными привести переговорный процесс «к смерти». А глава канадской делегации на переговорах С. Верхюл в выступлении в профильном комитете Палаты общин Парламента Канады в декабре 2017 г. расценил их как «экстремальные предложения»[8]. Одна канадская газета написала, что США «нужны не переговоры, а капитуляция Канады и Мексики». В том же духе высказался в интервью кабельному и спутниковому каналу «Си-эн-би-си» в октябре 2017 г. министр торговли США У. Росс. По его словам, перед США «стоит сложная задача. Мы хотим, чтобы Канада и Мексика отказались от некоторых привилегий, которыми они пользовались на протяжении последних двух десятков лет. И мы не готовы предложить им ничего взамен»[9]. Определяя подход американской администрации к переговорам по пересмотру НАФТА, можно сказать, что он, во-первых, исходит из посыла «Америка прежде всего», во-вторых, ставит своей главной целью борьбу с торговыми дефицитами США и, в-третьих, ратует за использование принципа «зеркальной взаимности» при предоставлении сторонами уступок друг другу. Тактика Канады и Мексики по противодействию американскому нажиму сводится, насколько можно судить, к следующему:
  • Оставаться за столом переговоров «до последнего» и потому, что в силу меньших масштабов их экономик НАФТА для них важнее, чем для США, и для того, чтобы не дать Трампу ни малейшего повода для одностороннего выхода из этого соглашения. Оттава и Мехико стремятся не поддаваться эмоциям и вести предметный торг с Вашингтоном с опорой на цифры, факты и экспертные оценки.
  • Задействовать все те силы в США, которые либо дружественно настроены к Канаде и Мексике, либо положительно оценивают результаты реализации НАФТА и заинтересованы в сохранении этого соглашения. О масштабах активности могут свидетельствовать такие данные: в 2017 г. премьер-министр Канады Дж. Трюдо побывал в США восемь раз и встречался с Д. Трампом, включая разные международные площадки, 17 раз[10]. За тот же период министр иностранных дел Х. Фриланд посетила США свыше 20 раз. И это при том, что сам Д. Трамп оказался первым за 40 лет американским президентом, который не нанес визита в Канаду в течение первого года своего президентства.
  • Продемонстрировать Д. Трампу свою практическую полезность в других важных для Вашингтона вопросах. В частности, Канада согласилась на значительное увеличение своих военных обязательств в ответ на требование США к партнерам по НАТО довести долю расходов на оборону до 2% ВВП; приняла непростое для себя решение не голосовать в декабре 2017 г. за резолюцию ГА ООН с осуждением администрации Трампа за перенос посольства США из Тель-Авива в Иерусалим; провела в январе 2018 г. на своей территории международную конференцию по Северной Корее и предложила выступить посредником в наведении мостов между США и этой страной.
17 Вокруг переговоров царит нервная обстановка. На первом раунде стороны даже не смогли договориться о цели переговоров и терминологии: США предпочитают говорить о пересмотре (re-negotiation), а Канада и Мексика − о модернизации (modernization) соглашения НАФТА. В результате в итоговом коммюнике используются сразу два термина − пересмотр и модернизация.
18 К концу третьего раунда были согласованы тексты только двух из предполагаемых тридцати глав − о конкурентной политике и о поддержке малого бизнеса.
19 Наиболее мрачная обстановка сложилась на четвертом раунде переговоров, когда США огласили список неприемлемых для Канады и Мексики требований − тех самых «отравленных пилюль», о которых говорилось выше. Именно из-за неутешительных итогов этого раунда было решено продлить сроки проведения переговоров с конца 2017 г. на первый квартал 2018 г., увеличить продолжительность раундов (с трех до пяти-семи дней) и воздержаться от присутствия на нескольких следующих встречах профильных министров с тем, чтобы не вызывать повышенных ожиданий и ненужной политизации.
20 Многие обозреватели предсказывали, что шестой раунд переговоров в Монреале в январе 2018 г. может стать переломным. Так, похоже, и получилось. Хотя удалось согласовать еще только одну главу будущего текста соглашения − о борьбе с коррупцией, наблюдатели обратили внимание на изменившуюся атмосферу переговоров. Канада, которая до этого отказывалась вносить контрпредложения по наиболее одиозным американским требованиям, выступила с двумя или тремя инициативами (по методике подсчета североамериканского содержания в цене автомобилей, механизму разрешения споров и периодической ревизии соглашения). К быстрым решениям это не привело, но «диалог глухих» сменился более конструктивным обменом мнениями. Это дало основание некоторым газетам написать о появлении «нового оптимизма» и «небольшой подвижке в правильном направлении» на переговорах по НАФТА[11]. Будет ли этого достаточно, чтобы президент Трамп не объявил об одностороннем выходе США из этого соглашения, не знает никто. Спекуляции на этот счет продолжаются.
21 Все проблемы, обсуждаемые на переговорах, можно свести в три большие группы:
  • Поддающиеся согласованию. Таких, судя по всему, большинство;
  • Плохо поддающиеся решению. Например, увеличение мобильности трудовых ресурсов в Северной Америке и расширение доступа американского молока, мяса птицы и яиц на канадский рынок;
  • И так называемые «отравленные пилюли», которых насчитывается четыре или пять и по которым больше всего расхождений.
22 Переговоры проходят по принципу «от простого – к сложному», т.е. сначала рассматриваются вопросы, вызывающие наименьшее противодействие, а наиболее спорные проблемы откладываются на потом. Это чревато тем, что судьба переговоров будет определяться на заключительном этапе, и что, какой бы прогресс ни был достигнут, «ничего не решено, пока все не решено».
23 По мнению большинства, ключевую роль в судьбе переговоров играют три человека: президент Д. Трамп, министр торговли У. Росс и представитель США на торговых переговорах Р. Лайтхайзер. Внимательные наблюдатели, однако, обратили внимание на то, что на последней встрече Дж. Трюдо с Д. Трампом в Вашингтоне в октябре 2017 г. присутствовал только У. Росс. Это вызвало закономерный вопрос о том, кто же отвечает в США за ведущиеся переговоры[12]. Сам Р. Лайтхайзер на декабрьской встрече с сенаторами-демократами − членами финансового комитета (а именно через этот комитет проходят подлежащие ратификации торговые соглашения с участием США) дал однозначно понять, что последнее слово остается за президентом Трампом[13].
24 А пока переговоры продолжаются, политические деятели и газеты живо обсуждают перспективы переименования соглашения НАФТА. Со времен Б. Обамы слово «НАФТА» стало токсичным активом, вызывающим у многих американцев нежелательные ассоциации. Одним из первых на эту тему высказался сам Д. Трамп в начале срока своего президентства, когда предложил добавить к оригинальной аббревиатуре НАФТА вторую букву «Ф» для обозначения слова «fair», т.е. справедливой торговли, что в итоге дает НАФФТА (NAFFTA)[14]. Находящийся в дружественных отношениях с Трампом Ньют Гингрич, чтобы польстить президенту, выдвинул такой вариант − «Осовремененное и радикально улучшенное Трампом соглашение НАФТА-XXI век» (ModernizedDramaticallyImproved 21stCenturyTrumpizedNAFTA)[15]. К тому же такое название идет в ногу со временем: недавно, не без подачи со стороны Канады, Транстихоокеанское партнерство было переименовано во «Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о ТТП» (Comprehensive and Progressive TPP)[16].
25 А в случае если в результате переговоров поменяется не только содержание, но и состав участников (из соглашения может выпасть Мексика, но войти покидающая ЕС Великобритания), то НАФТА может превратиться в НАтлаФТА (NAtlaFTANorthAtlanticFTA)[17], т.е. в «Североатлантическую зону свободной торговли». Последнее предложение внес никто иной, как бывший Представитель США на торговых переговорах Р. Зеллик[18] (и эти его слова не осталась в Великобритании незамеченными).
26 Подводя итог, можно заключить, что отношение к НАФТА вполне вписывается в общую линию поведения Трампа во внешнеполитических и внешнеэкономических вопросах. В арсенале его политики − отказ от Транстихоокеанского партнерства, заморозка переговоров с ЕС о Трансатлантическом партнерстве, объявление о выходе из Парижского соглашения по климату и ЮНЕСКО, курс на перезаключение фритредерских соглашений с Южной Кореей и латиноамериканскими государствами, стойкая приверженность идее возведения стены на границе с Мексикой. Обращает на себя внимание и используемая администрацией Трампа во многих случаях схожая тактика: сначала сильный нажим на участников переговоров с выдвижением длинного списка необоснованных, а порой и абсурдных претензий, затем переход к более прагматичной стадии − жесткому торгу под дамокловым мечом полного выхода США из оспариваемых договоренностей.

Библиография

1. Andrew Coyne: NAFTA Talks Could Outlast Trump, So Canada Might Do Better Playing for Time. // The National Post. 12.01.2018. Available at: http://nationalpost.com/opinion/andrew-coyne-nafta-talks-could-outlast-trump-so-canada-might-do-better-playing-for-time/.

2. Комкова Е.Г. Политическая борьба вокруг НАФТА. // США и Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 4. С. 35-37.

3. Excerpts from Trump’s Interview with The Times. // The New York Times. 28.12.2017. Available at: https://www.nytimes.com/2017/12/28/us/politics/trump-interview-excerpts.html.

4. Martin L. Canada’s Frustrating Year in Trumpland. // The Globe and Mail. 20.12.2017. Available at: https://www.theglobeandmail.com/opinion/canadas-frustrating-year-in-trumpland/article37387902.

5. USTR Releases Updated NAFTA Negotiating Objectives. November 2017. Available at: https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2017/november/ustr-releases-updated-nafta.

6. Комкова Е.Г. Перспективы НАФТА. // США ? Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 2.

7. Donohue T. A NAFTA Exit Would Be a Rotten Deal. // The Wall Street Journal. 24.09.2017. Available at: https://www.wsj.com/articles/a-nafta-exit-would-be-a-rotten-deal-1506289039.

8. Binkley A. Canada and Mexico Will Carry on NAFTA if the United States Withdraws. 07.12.2017. Available at: https://www.nationalnewswatch.com/2017/12/07/canada-and-mexico-will-carry-on-nafta-if-the-united-states-withdraws/#.WrD549RuaUk.

9. CNBC Transcript: United States Secretary of Commerce Wilbur Ross Speaks with CNBC's Becky Quick on «Closing Bell Today». 25.10.2017. Available at: https://www.cnbc.com/2017/10/25/cnbc-exclusive-cnbc-transcript-united-states-secretary-of-commerce-wulbur-ross-speaks-withcnbcs-becky-quick-on-closing-bell-today.html (accessed: 26.10.2017).

10. Fyfe R. Trudeau Defends Decision to not Seek Meeting with Trump in Davos. // The Globe and Mail. 25.01.2018. Available at: http://www.theglobeandmail.ru/.

11. Panetta A. New Optimism on NAFTA: «We are moving In a Slightly More Positive Direction» // The Canadian Press. 27.01.2018.

12. Simpson K. NAFTA Rounds to Last Longer, Plans in the Works to Negotiate Past New Year Deadline, Source Says // CBC News. 17.10.2017. Available at: http://www.cbc.ca/news/politics/nafta-talks-stretch-into-2018-1.4357474.

13. Finance Democrats: Lighthizer Offered No Reassurance on NAFTA, Said Withdrawal Decision Is Trump’s. // Inside U.S. Trade. Daily News. 07.12.2017. Available at: https://insidetrade.com/daily-news/finance-democrats-Lighthizer-offered-no-reassurance-nafta-saidwithdrawal-decision-trumps.

14. Gillman T. Trump Wants an Extra ‘F’ in NAFTA, and Texans Fear That Could Be Foul for the State. // The Dallas Morning News. 03.02.2017. Available at: https://www.dallasnews.com/news/donald-trump-1/2017/02/03/texans-shudder-trump-insists-renegotiating-nafta-trade-deal; Chambers F. Trump Wants to Rewrite NAFTA to Say «Free and Fair Trade». // The Daily Mail. 02.02.2017. Available at: http://www.dailymail.co.uk/news/article-4185612/Trump-wants-rewrite-Nafta-say-free-fair-trade.html.

15. Цит. по: Panetta A. Stephen Harper Offers a Gloomy Take on the State of International Trade, NAFTA. // The Canadian Press. October 11, 2017. Available at: https://www.nationalwatch.com.

16. Wingrove J. Canadian CEOs Urge Trudeau to Back TPP. // Bloomberg. 22.11.2017. Available at: www.bloomberg.com.

17. Something referred to as “NAtlaFTA”. Lilico A. Joining NAFTA Could Be One of the Biggest Post-Brexit Trade Deals We Do. // The Telegraph. October 10, 2017.

18. Panetta A. Reopen NAFTA? Good, Because It’s Out of Date, Says Original Negotiator. // The Canadian Press. November 17, 2016.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести