Сотрудничество Россия–НАТО. прошлое и настоящее. взгляд в будущее
Сотрудничество Россия–НАТО. прошлое и настоящее. взгляд в будущее
Аннотация
Код статьи
S207054760000088-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Кузнецов Валентин Сергеевич 
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация
Статья посвящена проблемам взаимоотношений Россия−НАТО на современном этапе. Автор проводит ретроспективный обзор сотрудничества между Россией и НАТО, анализирует причины ухудшения отношений между Российской Федерацией и Североатлантическим Альянсом, а также раскрывает возможные пути нормализации этих отношений.
Ключевые слова
Совет Россия−НАТО, военное сотрудничество между Россией и НАТО, военная политика РФ, военная политика НАТО, борьба с терроризмом, ПРО
Классификатор
Получено
13.03.2019
Дата публикации
15.03.2018
Всего подписок
13
Всего просмотров
4935
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 1 руб. / 0.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас
Подписка и дополнительные сервисы только на эту статью
Подписка и дополнительные сервисы на весь выпуск
Подписка и дополнительные сервисы на все выпуски за 2018 год
1

Введение

 

В настоящее время отношения между Россией и НАТО характеризуются высокой степенью политической и военной напряженности. Некоторые политики и военные эксперты даже заговорили о возможном военном конфликте между Североатлантическим альянсом и Россией. Этим разговорам способствовали решения НАТО, предпринятые в марте−апреле 2014 г. в связи с конфликтом на Украине, и вхождение Крыма в состав России. НАТО расценила действия России как угрозу безопасности и в одностороннем порядке прекратила проекты практического сотрудничества и работу всех органов Совета Россия−НАТО. Кроме того, альянс предпринял ряд организационных мер направленных на увеличение военной активности у границ России. Была расширена миссия воздушного патрулирования в Прибалтике, укрепились военно-штабные органы управления в странах Восточной Европы, проводится серьезная модернизация и увеличение военной инфраструктуры в этих странах. При этом значительно увеличилось количество проводимых совместных учений сухопутных сил вблизи российских границ, а также военно-морских сил НАТО в Балтийском и Черном морях.

2 Ведущиеся в настоящее время дискуссии по проблемам отношений Россия−НАТО в основном носят характер взаимных претензий, угроз и недопонимания. Объективно назрела необходимость срочно предпринять двусторонние шаги, чтобы продолжающийся политический кризис между Россией и НАТО не привел к угрозе крупномасштабной военной конфронтации.
3 В этой связи представляется целесообразным напомнить некоторые прежние аспекты политического и военного сотрудничества между Россией и НАТО, а также предпринять ряд действенных мер, направленных на исправление сложившейся ситуации. Тем более в прежние годы была проделана довольно значительная работа, накоплен определенный опыт сотрудничества, который (если здравый смысл у нынешнего политического и военного руководства НАТО и России все-таки возобладает) может быть востребован.
4

Сотрудничество России и НАТО в прежние годы

 

Началом официальных контактов признано считать присоединение в 1994 г. России к натовской программе «Партнерство ради мира» − главной программе сотрудничества в области обеспечения безопасности и обороны между НАТО и государствами-партнерами. В то время российское участие в программе ограничивалось минимальным количеством мероприятий (курсы, семинары, ознакомительные визиты).

5 В последующем сотрудничество было расширено, и основывалось, прежде всего, на положениях ряда документов, принятых на высшем уровне:
6 - Основополагающего Акта, подписанного в 1997 г. главами государств НАТО и России. Это обеспечило России привилегированное партнерство с альянсом. Наряду с основной целью этого документа содействовать укреплению взаимного доверия, в нем был отражен широкий спектр направлений сотрудничества. Впервые было объявлено о создании при НАТО дипломатического и военного представительства России[1].
7 - Римской Декларации глав государств и правительств России и государств-членов НАТО «Отношения Россия−НАТО: новое качество» от 28 мая 2002 года. Она стала директивным документом, определившим основные виды взаимодействия по таким темам, как постоянный политический диалог в области евроатлантической безопасности, меры доверия и контроль над вооружениями, миротворчество, оперативная совместимость, борьба с терроризмом, противоракетная оборона2. Тогда же обсуждались и такие вопросы, как инициатива в области использования воздушного пространства, военные реформы, военно-техническое сотрудничество, спасание на море и военно-морское сотрудничество, вопросы ядерной безопасности и многое другое.
8 Для организации политического и военного сотрудничества были созданы Советы Россия−НАТО на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов. Было определено обязательное проведение двух официальных заседаний ежегодно, а также регулярных неформальных встреч. Ежемесячно проводились советы на уровне послов и военных представителей. На всех этих заседаниях обсуждались вопросы безопасности и сотрудничества, неоднократно принимались совместные политические заявления и декларации, а также документы, определяющие суть и формы взаимодействия НАТО и России, рассматривались существующие и будущие проекты. Ежегодно утверждались планы практического сотрудничества на текущий и последующий годы.
9 В кратком изложении проведенная работа выглядела следующим образом.
10

Борьба с терроризмом

 

Активная фаза сотрудничества началась после трагических событий в США 11 сентября 2001 г. и ряда террористических актов на территории России.

11 В начале взаимодействия был разработан концептуальный документ по системе признаков и предупреждению терроризма. Подготовлены оценки террористических угроз гражданским воздушным судам и со стороны воздушных судов важным объектам инфраструктуры, угрозы со стороны исламских экстремистов в странах Центральной Азии, а также оценка угроз информационным системам и технологиям. Совместно с группой по нераспространению выработали оценку угроз от незаконного приобретения, применения или угрозы применения химического, биологического, радиологического и ядерного оружия террористами.
12 Были проведены три конференции высокого уровня «О роли военных в борьбе с терроризмом». В начале 2002 г. состоялась первая конференция в Риме. Вторая конференция была проведена в декабре этого же года в Москве. Третья конференция прошла в апреле 2004 г. в Норфолке (США). В соответствии с рекомендациями этих конференций был проведен ряд семинаров, круглых столов и выставок, где участники обменялись оценками и мнениями о состоянии сотрудничества в области борьбы с терроризмом, определены пути его совершенствования, предоставлены для ознакомления современные научно-технические достижения и отдельные образцы технических средств, используемых в контртеррористических операциях. В 2005 г. в Брюсселе провели семинар экспертов по улучшению взаимопонимания военных концепций в области защиты от терроризма.
13 В рамках военно-технического сотрудничества определили два приоритетных направления исследований: борьба с самодельными взрывными устройствами и утилизация взрывчатых веществ. Проводились показы технологий российского и западного производства в области технических средств борьбы с терроризмом.
14 В 2007 г. в Анкаре прошли две конференции на темы: «Противодействие идеологической поддержке терроризма» и «Дальнейшая кооперация и взаимопонимание по тактике и методам террористов». В ходе первой конференции участники обсудили вопросы, связанные с влиянием экономики, политики, образования, религии, этических и семейных ценностей на идеологическую подпитку терроризма. Кроме этого был рассмотрен перечень мер, направленных на борьбу с терроризмом, его идеологической основой и поддержано развитие контртеррористических инициатив3. В ходе второй конференции участники обменялись опытом по мерам кризисного реагирования, а также по вопросам, связанным с использованием террористами Интернета для подстрекательства и рекрутирования новых членов, а также сбора финансовых средств.
15 Вся эта совместная работа позволила сформировать национальные взгляды и выработать общее понимание мер противодействия террористическим угрозам.
16

Повышение оперативной совместимости войск России и НАТО

 

В 1992−2003 годы воинские контингенты России и НАТО в целом успешно сотрудничали в ходе операций натовских войск на Балканах. В то же время опыт совместных действий показал, что наличие различных стандартов вооружения и боевой техники, средств связи и обработки информации, штабных и войсковых процедур, а также языковый барьер серьезно затрудняют оперативное и тактическое взаимодействие миротворческих контингентов. В целях достижения готовности войск, способных наиболее полно решать совместные задачи в области кризисного реагирования, было принято решение о начале работы по совместимости.

17 В начале этой деятельности основное внимание уделялось подготовке специалистов для тактического и оперативного звеньев управления, знающих алгоритм работы штабов стран-партнеров, и языковой подготовке. В 2003 г. в мероприятиях по совместимости приняло участие около 230 российских военных, а в 2004 г. уже более 500. Российские наблюдатели приняли участие в компьютерном командно-штабном учении сил реагирования НАТО, в учении «воздушная операция по поддержанию мира с ограниченным применением сухопутных» и в учении многонациональной бригады по реагированию на кризис вне зоны ответственности альянса.
18 Одним из приоритетных направлений в 2006 г. были совместные войсковые учения: по связи, учения подразделений специального назначения, сил и средств военно-транспортной авиации, а также мероприятия, связанные с их организацией и их проведением.
19 Новым направлением стал ежегодный обмен мобильными группами по обучению и подготовке. При этом НАТО − в Общевойсковой академии и Военной академии Генерального штаба, а Минобороны России − в Оборонном колледже НАТО в Риме и школе НАТО в коммуне Обераммергау в Германии. Был также проведен комплекс мероприятий в 15-й отдельной мотострелковой бригаде Приуральского военного округа. Свыше 20 офицеров этой бригады прошли обучение на курсах в школе НАТО и прослушали курс лекций мобильной группы НАТО в Самаре.
20 В 2007 г. была начата работа по подготовке комплексного учения по реагированию на кризис с участием 15-й отдельной мотострелковой бригады, воздушно-десантных войск, войск связи и военно-транспортной авиации (проведение командно-штабного учения планировалось на 2009 г., а активной фазы − 2010 г.).
21

Сотрудничество в области миротворчества

 

Анализируя работу того времени, можно сделать вывод, что позиции России и НАТО по базовым принципам миротворчества, таким как единство усилий, беспристрастность, точный мандат, соблюдение законов и правил принимающего государства, в целом совпадали. Программа, порядок и способы подготовки воинских контингентов, предназначенных для участия в миротворческих операциях, были близки по своему содержанию. Принципиальным различием в наших подходах являлось то, что для России были неприемлемы силовые способы проведения миротворческих операций.

22 Практическая сторона миротворчества рассматривалась в контексте миротворческой операции многонациональных сил в Боснии и Герцеговине и миротворчества в Косово. Основной темой обсуждений было недопущение нового кровопролития и вооруженного противостояния в этом регионе. Были подготовлены совместные документы: «Политические аспекты базовой концепции совместных миротворческих операций Россия−НАТО»; «Гуманитарная помощь и изъятие оружия в ходе совместных усилий России и НАТО в миротворческих операциях»; «Роль миротворческих сил в безопасном и устойчивом возвращении беженцев».
23 В «Политических аспектах» впервые были прописаны процедуры проведения консультаций, планирования и принятия решений по миротворческим операциям, основываясь во всех случаях на принципе консенсуса и на принципах действительного равноправного партнерства.
24 Ключевым моментом было проведение в сентябре 2004 г. военно-политического процедурного учения в рамках Совета Россия−НАТО в Брюсселе. Оно отразило готовность всех сторон вырабатывать процедуры действенных консультаций и сотрудничества при урегулировании кризисов по сценарию гипотетической миротворческой операции Россия−НАТО.
25 В октябре 2005 г. было осуществлено посещение рабочей группы по миротворчеству (до 30 человек военного и гражданского персонала) российского учебного центра «Выстрел». Натовцам показали учебно-материальную базу центра, ознакомили с программой и методикой обучения миротворцев4. На базе Таманской мотострелковой дивизии было продемонстрировано стрелковое вооружение российских миротворческих подразделений.
26 В декабре 2006 г. в России состоялся семинар по проблемным вопросам военно-гражданского сотрудничества в ходе проведения миротворческих операций. Анализ семинара показал, что механизм задействования гражданских и военных властей в ходе конфликта будет эффективен только при наличии согласованного плана их взаимодействия на каждом этапе миротворческой операции, а также мониторинга военно-политической обстановки, позволяющей своевременно вскрывать признаки зарождения конфликта и прогнозировать направления его развития.
27

Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве

 

Цель этой инициативы была обозначена следующим образом − повышение общего потенциала противодействия угрозе терроризма на воздушном транспорте, повышение транспарентности и предсказуемости развития обстановки в воздушном пространстве, укрепление мер доверия вдоль линии соприкосновения России и НАТО. С учетом этого предполагалось построить систему обмена радиолокационными данными о воздушной обстановке вдоль западной границы России и стран-членов НАТО (от Мурманска до Ростова с российской стороны и от Будё (Норвегия) до Анкары − с натовской).

28 Работа по выполнению проекта проводились в основном в Агентстве НАТО по консультациям, командованию и управлению в Гааге. Было подготовлено обоснование возможности создания общей картины воздушного движения, охватывающей упомянутые выше регионы. В дальнейшем было предусмотрено развертывание Координационных центров в Москве и Варшаве, между которыми происходил бы централизованный обмен данными о воздушной обстановке, полученными из локальных координационных пунктов в городах Калининграде, Мурманске, Ростове, Будё и Анкаре.
29 После установки оборудования в декабре 2007 г. в Координационном центре в Варшаве и локальных координационных пунктах (Будё и Анкара) были проведены тестовые испытания по обмену радиолокационной информацией между центрами в Москве и Варшаве, и еще раз была подтверждена возможность оперативного выявления фактов отклонения воздушных судов от заявленных маршрутов.
30 Обсуждались также и технические вопросы по организации обмена данными по воздушной обстановке в районе Берингова моря и перспективы подключения к проекту США и Канады.
31 В дальнейшем проводилась подготовка и тренировки для оперативного тестирования систем и процедур в реальном времени, включая подготовку персонала и обслуживание системы с последующим утверждением всех операций. Однако в марте 2008 г. НАТО заявило о переносе объявления о полной оперативной готовности системы на конец третьей стадии третьей фазы, т.е. на конец 2009 года.
32

Сотрудничество в области противоракетной обороны на театре военных действий (ПРО ТВД)

 

В целях укрепления стратегической стабильности, развития взаимопонимания и сотрудничества в мае 2000 г. президент России В.В. Путин выдвинул инициативу о создании общеевропейской системы нестратегической противоракетной обороны. Предполагалось, что эта система должна обеспечить защиту от баллистических ракет с дальностью полета до 3500 км, быть экономически целесообразной, а ее масштаб и боевые возможности должны соизмеряться с рисками, с которыми сталкивается Европа. Это предложение рассматривалось в рамках разработки совместной концепции ПРО ТВД. Изучалась возможность практического взаимодействия, включая проведение совместных учений.

33 В сентябре 2005 г. была разработана экспериментальная концепция сотрудничества между Россией и НАТО. Концепция предназначалась для использования во время проведения операций по кризисному реагированию.
34 Были проведены три совместных командно-штабных учения по ПРО ТВД. Первое состоялось в марте 2004 г. в США, второе – в марте 2005 г. в Нидерландах, третье провели в октябре 2006 г. в Москве. В ходе учения была отработана организация связи, протестированы процедуры предоставления информации об обстановке на поле боя, отработан порядок координации действий при перехвате в так называемых зонах перехлеста (когда перехват может быть осуществлен силами обеих группировок). Были введены этапы развертывания группировок ПРО ТВД и их передислокация, расширен перечень приоритетных объектов обороны. В ходе учения учитывались изменение характера угроз в связи с расходом ракет противника, расход своих противоракет, возможности пополнения ракет-перехватчиков. Также в ходе отработки эпизодов имитировались маневры подразделений ПРО ТВД и мобильных пусковых установок баллистических ракет условного противника. В учении приняли участие 58 представителей государств-членов НАТО. С российской стороны в учениях приняло участие 80 человек.
35 В ноябре 2006 г. Россия выступила с инициативой изучить возможность провести реальные учения с боевой стрельбой на полигоне «Ашулук» (Астраханская обл.). Однако в первое время это предложение не вызвало энтузиазма у натовцев. К нему вернулись только в первой половине 2008 года. Такое учение Россия предлагала провести в 2010–2011 годах, и на нем можно было бы на практике отработать порядок взаимодействия группировок ПРО ТВД России и НАТО при ведении боевых действий в реальных условиях обстановки.
36 Результаты всех проведенных учений свидетельствуют, что при организации взаимодействия между группировками ПРО ТВД России и НАТО их боевые возможности значительно увеличиваются.
37

Сотрудничество в военно-морской области. Поиск и спасание на море.

 

По поиску и спасанию на море сотрудничество России и НАТО началось после августа 2000 г., когда в Баренцевом море была проведена международная операция по спасанию экипажа российской атомной подводной лодки «Курск».

38 В 2001 г. российские спасатели приняли участие в командно-штабном учении НАТО по поиску и спасанию аварийных подводных лодок. Представители России впервые были подключены к процедуре принятия решения. Позитивный вклад также внес состоявшийся в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге совместный семинар по гидрографическому и навигационному обеспечению поисково-спасательных операций на море.
39 В феврале 2003 г. был подписан Рамочный документ между Россией и НАТО по спасанию экипажей аварийных подводных лодок. Это позволило создать международно-правовую основу дальнейших совместных действий5.
40 Примером масштабности работы стала организация в начале июля 2004 г. в Санкт-Петербурге беспрецедентного по составу участников (99 представителей из 24 стран) заседания по аварийному поиску и спасанию экипажей подводных лодок.
41 Специалисты России по линии Конференции национальных директоров по вооружениям НАТО и Агентства НАТО по стандартизации принимали участие в рабочих группах НАТО по исследованию совместимости систем поиска и спасания экипажей подводных лодок, по морским вооружениям, кораблестроению, по покиданию и спасанию аварийных подводных лодок и ее медицинской секции – по водолазному снаряжению и оборудованию. Наглядным подтверждением уровня взаимного доверия стало участие российских экспертов в исследовании в рамках натовского проекта «Виртуальный корабль», связанного с созданием системы по спасанию аварийных ПЛ. Привлечение потенциала российского кораблестроения к этой работе позволило создать спасательную систему как для НАТО, так и для России.
42 В декабре 2004 г. в Брюсселе состоялось подписание Соглашения между РФ и НАТО о присоединении России к операции по борьбе с терроризмом на море «Активные усилия».
43 Соглашение позволило провести мероприятия, направленные на обеспечение процесса интеграции, организовывать работу по направлению мобильных групп альянса по обучению в Москву и Севастополь.
44 В 2006 г. были проведены тренировки по повышению уровня оперативной совместимости военно-морских сил России и НАТО. Российские и натовские корабли провели в Средиземном море совместные учения. На практике были отработаны элементы совместного маневрирования, обмена информацией в море, а также осуществление соответствующих действий в отношении судов, подозреваемых к причастности к терроризму и перевозке оружия массового уничтожения.
45 В мае–июне 2006 г. процесс интеграции России в операцию завершился проведением заключительных совместных учений российского сторожевого корабля «Пытливый» и кораблей альянса. Отработаны процедуры взаимодействия при отражении различных угроз, обмена информацией, совместного маневрирования с кораблями НАТО. Также был разработан Тактический меморандум о взаимодействии, регламентирующий вопросы организации взаимного участия, обмена информацией и разведывательными данными, защиты информации в море и совместимости систем связи в ходе операции.
46 После принятия Советом НАТО решения о допуске российских сил и средств к операции в сентябре 2006 г. произошло первое подключение российского сторожевого корабля «Пытливый» к военно-морской группировке альянса в Средиземном море. В последующем в операции приняли и другие российские корабли Черноморского флота.
47 Главным событием в июне 2008 г. стало проведение в территориальных водах Норвегии учения «Болд Монарх–2008». Россия направила спасательное судно со спасательным аппаратом на борту, спасательную парашютно-десантную группу, водолазную группу и медицинскую группу спасательного отряда. В результате проведенного учения впервые была осуществлена стыковка российского спасательного подводного аппарата для вывода подводников из «аварийной» подводной лодки НАТО, лежащей на грунте.
48

Военно-техническое сотрудничество между Россией и НАТО

 

Несмотря на то, что взаимодействие России и НАТО в области военно-технического сотрудничества (ВТС) не нашло отражения в Римской декларации, оно являлось одним из востребованных направлений развития отношений с альянсом.

49 Это сотрудничество было призвано служить достижению широкого спектра целей: обеспечению технической совместимости войск, как необходимого условия для совместных действий (борьба с терроризмом, спасание на море, проведение миротворческих операций), расширению присутствия российского военно-промышленного комплекса на рынках вооружений; получения доступа к западным технологиям, ускорению работ по кодификации и защите интеллектуальной собственности, поиску альтернативных источников финансирования для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также привлечению инвестиций в российскую промышленность. Кроме того, гибкое использование возможностей ВТС с НАТО, должно было способствовать облегчению выхода на Европейское агентство по вооружениям.
50 Основная деятельность в этой области проводилась в рабочих группах, входящих в состав натовской Конференции национальных директоров по вооружению.
51 В 2002 и 2003 годах сотрудничество было сосредоточено на таких направлениях, как: решение проблем технической совместимости, поиск и спасание на море, утилизация противопехотных мин, проблемы стандартизации, технические аспекты в области борьбы с терроризмом.
52 С 2004 г. ВТС с НАТО заметно активизировалось. Был расширен до 53 перечень рабочих групп НАТО открытых для участия России. В этот период натовцы объявили об открытии для российской стороны двух из девяти направлений антитеррористической программы НАТО: утилизация излишков боеприпасов; борьба с самодельными взрывными устройствами.
53 В 2005 и 2006 годах взаимодействие с НАТО уже строилось на комплексной основе, предполагающей активное участие в работе коллективных органов альянса: Конференция национальных директоров по вооружению, Агентство НАТО по техническому обеспечению и снабжению, Агентство по исследованиям и технологии, Консультативная промышленная группа, Агентство НАТО по стандартизации и другие.
54 Осенью 2005 г. прошла серия консультаций руководства Агентства НАТО с представителями России по поиску путей взаимовыгодного сотрудничества в сфере стандартизации вооружения и военной техники, в том числе в вопросах технического обеспечения оперативной совместимости войск.
55 С сентября 2006 г. началась работа представителей России в группах Конференции национальных директоров по вооружению по беспилотным летательным аппаратам. Наиболее значительным событием 2006 г. явился показ на полигоне «НИИ Прикладной химии» в Сергиевом Посаде отечественных разработок оружия нелетального действия и технологий по утилизации взрывчатых веществ и материалов. В июне 2008 г. НАТО дало согласие открыть для России еще одно направление ВТС – создание средств не летального действия в рамках программы борьбы с терроризмом.
56 С конца 2007 г. началось активное сотрудничество с агентством НАТО по исследованиям и технологиям (Париж). Российские эксперты в области авиационной техники в рамках симпозиумов НАТО получили возможность ознакомиться с новейшими разработками стран альянса.
57

Выводы

 

Приведенные выше аспекты организации и содержания политического и военного взаимодействия показывают, что объем сотрудничества между Россией и НАТО (с учетом проявленной на высшем уровне политической воли) был довольно значительным. К большому сожалению, приходится констатировать, что даже этот объем не смог остановить НАТО от принятия в 2008 г. решения приостановить деятельность Совета Россия–НАТО из-за возникшего конфликта между Россией и Грузией. При этом большинство европейских государств понимали, что это было объективной ответной реакцией России на развязанную Грузией войну против Южной Осетии и российских миротворцев. В тот момент НАТО и, прежде всего, США не пожелали объективно разобраться в сложившейся ситуации и практически обнулили достигнутые результаты российско-натовского сотрудничества. Вероятно, сказались стереотипы холодной войны, которые существуют, прежде всего, в политических кругах США и в отдельных странах НАТО по отношению к России – восприятие ее как потенциального противника.

58

Состояние отношений Россия–НАТО на современном этапе

 

В настоящее время кризис в области Евроатлантической безопасности продолжает увеличиваться. Как пример существующего кризиса – политическая истерия вокруг проведенного в сентябре этого года российско-белорусского военного учения «Запад 2017».

59 Как представляется, политическая основа этого кризиса не только события на Украине, а, прежде всего, на различия взглядов России и НАТО на пути достижения безопасности в Евроатлантическом регионе и различия взглядов на трансформацию существующих институтов безопасности, включая и существование самого альянса. При этом для России продолжает оставаться неприемлемыми политика расширения НАТО на восток и поощрение со стороны США вступление в альянс Украины и Грузии. Эти различия объективно не дают возможность реализовать декларируемые как Россией, так и НАТО слова о необходимости наладить конструктивный диалог.
60 В последнее время НАТО несколько пересмотрела свое отношение к России. Альянс все-таки предложил сохранить политический диалог в минимальном формате, но при этом оставил закрытыми все каналы взаимодействия по военной линии6. Вместе с тем, как представляется, «робкий» политический диалог никакого отношения к проблемам взаимодействия между Россией и НАТО не имеет.
61

Перспективы на будущее

 

В настоящее время основной проблемой, стоящей на пути сотрудничества и партнерства между Россией и НАТО, является отсутствие доверия сторон друг к другу. Для этого имеются как объективные, так и субъективные предпосылки и причины.

62 Сблизить взгляды НАТО и России по вопросам Евроатлантической безопасности, а также гарантировать развитие сотрудничества в настоящее время не представляется возможным. Если Россия и НАТО начнут взаимодействие по каким-либо отдельным вопросам сейчас, то это сотрудничество будет не долгосрочным, а будет носить лишь временный характер.
63 Вместе с тем надо опять начинать политический диалог и пытаться заморозить сложившийся кризис в наших отношениях. Направленность этого диалога – поиск общих подходов к решению имеющихся политических разногласий по вопросам безопасности (прежде всего – как и чем такая безопасность будет достигаться) и разрешение возникшего кризиса. Это и будет задачей на ближайшую и долгосрочную перспективу. Привлекать военных к диалогу можно было бы только на экспертном уровне и не более того.
64 Одновременно есть ряд проблем между Россией и НАТО, которые требуют постоянного внимания. Диалог по этим вопросам позволил бы снизить уровень противостояния в наших отношениях:
65 Предотвращение возможных опасных военных инцидентов
66 Надо постараться создать систему взаимодействия между российскими военными и силами НАТО, которая не позволила бы допустить существенное ухудшение военного противостояния и помогла бы предотвратить возможные опасные военные инциденты. В первую очередь дать возможность военным установить прямые постоянные каналы связи для решения возникающих проблем. Второе – создать правила поведения военных при их соприкосновении – как на море и в воздухе, так и на суше. Главное при этом – надо эти правила юридически или хотя бы политически закрепить. Третье – согласовать не только правила поведения, но и создать правила, регулирующие меры доверия и открытости в военной области. Опыт для создания таких правил имеется, и надо им воспользоваться.
67 Сотрудничество России и НАТО в борьбе с терроризмом
68 Другой альтернативы нет. В любом случае Россия и НАТО продолжают оставаться главными внешними игроками в борьбе с терроризмом. Реальная, а не мнимая ситуация диктует необходимость сотрудничества в борьбе с терроризмом сейчас в Сирии, а в последующем, возможно, и в других регионах. В условиях усиления угроз терроризма в других регионах министры иностранных дел России и США не так давно говорили и о дальнейших перспективах взаимодействия. Это возможность помочь международному сообществу урегулировать конфликты в Афганистане, Йемене, Ливии и постараться найти подходы, чтобы все-таки сдвинуть с мертвой точки палестино-израильское урегулирование. Установление диалога и постоянных контактов в решении этих вопросов – реальная необходимость. Подобный опыт взаимодействия имеется.
69 Вопросы противоракетной обороны
70 Взаимосвязь между СНВ и ПРО является общепризнанным фактом. Нарушение этого принципа приведет к нарушению стратегической стабильности вследствие обесценивания российского ядерного потенциала, тем более эта взаимосвязь усиливается при сокращении таких вооружений. Планы США и НАТО по ПРО в Европе уже реализуются, поэтому партнерами в области ПРО мы уже не будем. Консультации надо начинать сейчас и весьма решительно об этом заявить даже тогда, когда предложения США и НАТО о сотрудничестве останутся прежними (меры доверия, обмен информацией и т.д.) и даже при естественном с их стороны «музыкальном сопровождении» («мы не враги», «ПРО НАТО в Европе России не угрожает», «все это делается для устранения возможной ракетной опасности со стороны Ирана и КНДР»). Необходимо совместно разработать военно-технические и организационные меры, направленные на исключение влияния ПРО США и НАТО в Европе на российский ядерный потенциал. Важны для нас также вопросы о нахождении военных кораблей США с системами ПРО в акваториях морей и океанов, приближенных к российской территории. Все дальнейшее сотрудничество, если получится, ограничить рамками выработанных мер.
71

Заключение

 

При всей склонности некоторых российских политологов и экспертов говорить о ненужности НАТО и о развале альянса, можно утверждать, что НАТО, как на ближайшую, так и долгосрочную перспективу, останется для Запада востребованным для обеспечения своей политической и военной безопасности. Вместе с тем эту безопасность выстраивать без учета интересов России в Европе не только бесполезно, но и, как показал опыт прежнего сотрудничества, невозможно.

72 Остается только надеяться, что политическое и военное руководство НАТО проявит политическую волю, трезво оценит сложившуюся ситуацию и найдет пути решения возникшего конфликта и других разногласий, а накопленный в прошлом опыт политического и военного сотрудничества будет востребован.

Библиография

1. Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора. Официальный сайт Организации Североатлантического договора. 27.05.1997. Available at: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_25468.htm.

2. Отношения Россия–НАТО: новое качество. Декларация глав государств и правительств Российской Федерации и государств-членов НАТО. Официальный сайт Президента России. 28.05.2002. Available at: http://kremlin.ru/supplement/3484.

3. Конференция Россия НАТО на тему терроризма. Официальный сайт Организации Североатлантического договора. 17-18.05.2007. Available at: https://www.nato.int/cps/ru/natolive/news_7461.htm?selectedLocale=ru.

4. Сотрудничество Россия-НАТО // Новости НАТО. 2005. №4. Available at: https://www.nato.int/docu/other/ru/novosti/2005/0504.pdf.

5. Рамочный документ между Российской Федерацией и НАТО по спасанию экипажей аварийных подводных лодок. // Независимое военное обозрение. № 29. 14.02.2003. Available at: http://nvo.ng.ru/concepts/2003-02-14/4_rus-nato.html.

6. NATO chief predicts increased dialogue with Russia in 2018. // The Deutsche Welle. 29.12.2017. Available at: http://www.dw.com/en/nato-chief-predicts-increased-dialogue-with-russia-in-2018/a-41966005.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести