Операция НАТО «Союзный защитник»
Операция НАТО «Союзный защитник»
Аннотация
Код статьи
S207054760000069-2-1
DOI
10.18254/S0000069-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Золотова Леля Геннадьевна 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация
В статье рассматривается участие США, ООН и НАТО, «Группа восьми» в кризисном урегулировании в Ливии в 2011 г. Безуспешность его достижения дипломатическими и политическими усилиями обусловила начало следующего этапа – военной операции НАТО «Союзный защитник» по мандату ООН и при поддержке стран-партнёров по коалиции. Автор уделил внимание деятельности Контактной группы по Ливии по политической координации международного сообщества и основных стран региона в содействии мирному политическому переходу власти в стране на этапе военного управления кризисом. На саммите «Группы восьми» во Франции было принято «Довилльское партнёрство». Согласно этому плану, странам региона Большой Ближний Восток, приступившим к демократическим преобразованиям в результате «арабской весны», международное сообщество оказало поддержку и содействие (политическую, социальную и финансовую).
Ключевые слова
Ливия; НАТО; OOH; США; G8; Контактная группа по Ливии; кризисное урегулирование
Классификатор
Получено
29.12.2018
Дата публикации
31.12.2018
Кол-во символов
46414
Всего подписок
3
Всего просмотров
500
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

1 Передача руководства военной миссией от Соединённых Штатов (USAFRICOM) Североатлантическому альянсу состоялась 31 марта 2011 г. Командование операцией «Союзный защитник» (Operation Unified Protector) в Ливии по выполнению резолюции 1973 в соответствии с мандатом ООН, согласно Уставу (Гл. VII) было поручено канадскому генералу Шарлю Бушару. Спустя семь месяцев, 31 октября 2011 г., она успешно завершилась. Её главное назначение состояло в поддержании установленного с 23 марта эмбарго на вооружения; в обеспечении бесполётной зоны, закрыв воздушное пространство Ливии для всех полётов, исключая осуществляемые с гуманитарной целью и заранее согласованные (с 25 марта); в принятии «всех необходимых мер» для защиты гражданского населения и территории с гражданским населением от любой воздушной атаки (с 31 марта). По решению министров обороны стран и партнёров НАТО элементы миссии дважды продлевались на 90 дней: c 27 июня 2011 г. и с 28 сентября 2011 года1.
1. Statement on Libya Following the Working lunch of NATO Ministers of Defence with non-NATO Contributors to Operation Unified Protector. O8 June 2011. >>>> Operation UNNIFIED PROTECTOR Protection of Civilians and Civilian-Populated Areas & Enforcement of the No-Fly Zone. October 2011. Fact Sheet .Available at: >>>> Operation UNIFIED PROTECTOR Final Mission Stats 02 November 2011. Available at: >>>>
2 К моменту завершения операции в осуществлении этой миссии участвовали 16 стран (Бельгия, Канада, Дания, Франция, Греция, Италия, Иордания, Нидерланды, Норвегия, Катар, Испания, Швеция, Турция, Объединённые Арабские Эмираты и Соединённые Штаты), обеспечившие её проведение воздушными средствами и боевыми полётами, дополненные самолётами НАТО системы «Авакс» (AWACS – Airborne Warning and Control System) – наблюдение и разведка. По данным альянса, на 20 сентября 2011 г. в его распоряжении находилось восьмитысячный военный контингент для осуществления воздушной операции, и использовался военный потенциал в виде истребителей, самолётов наблюдения и разведки, самолётов-дозаправщиков, беспилотных летательных аппаратов (UAV) и штурмовых вертолётов. Во избежание нанесения ущерба ливийскому народу и его инфраструктуре использовалось оружие самой малой возможной мощности, наведение на цель осуществлялось «с чрезвычайной осторожностью и точностью»2.
2. Ibidem.
3 Командование морской операцией с целью блокирования поставок вооружений и притока военного контингента для поддержки сил режима Муаммара Каддафи было поручено вице-адмиралу Риналдо Вери, Морское командование НАТО в Неаполе, при осуществлении политического надзора за проводимой операцией со стороны Североатлантического Совета (САС). Задействованные в морской миссии 10 союзных государств (Бельгия, Канада, Дания, Греция, Италия, Испания, Нидерланды, Турция, Великобритания, США) использовали корабли и подводные лодки, истребители и самолёты-разведчики для мониторинга ситуации и обеспечения соблюдения эмбарго на поставки оружия, согласно мандату ООН. В кризисном урегулировании ситуации в Ливии были задействованы ВВС Североатлантического альянса при лидировании Великобритании и Франции. Участие США в кризисном менеджменте изначально было ограничено поддерживающим статусом (обеспечение необходимым потенциалом, отсутствующим у альянса) проводимой операции союзниками.
4 Кораблям и самолётам Оперативной группы (Task Force) было предписано оставаться в международных водах, не заходя в территориальные воды Ливии, отсекать самые быстрые, лёгкие и прямые пути доступа судам с запрещёнными грузами в страну и отделяя от них законный торговый и частный трафик. В случае непредоставления удовлетворяющей информации о перевозимом грузе по радиосвязи, кораблям НАТО дозволялось перехватывать суда для досмотра, а при оказании сопротивления Оперативные группы были уполномочены применять силу. При обнаружении вооружений или наёмников корабли и команды эскортировались в безопасный порт, где передавались в ведение международных и национальных властей. В ситуации перехвата подозреваемого самолёта, его эскортировали в пункт назначения, определённый НАТО. Осуществляя тесное сотрудничество с Международной морской организацией, Североатлантический союз обеспечивал беспрепятственный доступ законного коммерческого и частного судоходства в порты Ливии.
5 Ливия стала второй страной, в отношение которой международное сообщество применило принцип ответственности по защите, приступив к военной фазе управления конфликтом. Фактически, это следует расценить как вмешательство в гражданскую войну, ограниченное чётко определённым мандатом ООН: защита восставшего гражданского населения от истребления войсками диктатора М. Каддафи, правившего страной 42 года, установление закрытой для полётов зоны, избегая иностранной оккупации какой-либо части страны.
6 В апреле 2011 г. состоялась череда международных встреч на высшем уровне, свидетельствовавшая об активизации многосторонних дипломатических усилий региональных и глобальных организаций в стремлении выработать согласованную тактику и стратегию по разрешению конфликта. Катар, выполняя обязательство, принятое на международной конференции 29 марта 2011 г. в Лондоне, весьма быстро созвал первую встречу Контактной группы по Ливии/Ливийской контактной группы для обсуждения ситуации в стране – 13 апреля в Дохе3 под совместным председательством министров иностранных дел Катара и Великобритании при участии Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, делегаций 21-й страны, представителей от ООН, Лиги арабских государств (ЛАГ), НАТО, Европейского Союза, Организации Исламская конференция (ОИК), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Представители вовлечённых в операцию стран, отметили в принятом заявлении, что единственно возможное завершение конфликта – политический переход власти, обеспеченный отказом от неё полковника М. Каддафи.
3. Libya Contact Group Doha, 13 April 2011 Chair’s statement.
7 Лидеры обещали рассмотреть дополнительные способы поддержки только что сформировавшегося оппозиционного совета в Бенгази (Переходный национальный совет, ПНС), включая передачу замороженных активов полковника М. Каддафи, и вооружение повстанцев. По сообщению одного из американских официальных лиц, имелись различные точки зрения, как на законность вооружения повстанцев, так и важность вопроса – являлось ли это мудрой политикой. Только три страны – Франция, Италия и Катар – полностью признали повстанцев на двусторонней основе. Министр иностранных дел Великобритании У. Хейг, сопредседатель встречи в Дохе, заявил, что собравшиеся были «едины во мнении, что продолжающееся присутствие Каддафи будет угрожать любому урегулированию кризиса»4.
4. Dempsey Judy and Cowell Alan. Dispute Clouds Libya Diplomacy on Many Fronts. April 14, 2011. Available at: >>>>
8 В Каире, Египет, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун провёл переговоры совместно с Кэтрин Эштон, Верховным представителем Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, Генеральным секретарем ЛАГ Амр Муссой, официальными представителями АС, ОИК. Страны, с которых началась «арабская весна» в регионе – Тунис, Марокко и Египет – участвовали в кризисном урегулировании в Ливии. «Дорожная карта к миру», подготовленная АС и принятая полковником М. Каддафи (вложил немало средств в возрождение АС начиная с 2002 г.), была отклонена повстанцами, поскольку план позволял ему остаться у власти. АС признал Переходный национальный совет лишь 21 сентября 2011 года.
9 Из комментария официального высокопоставленного лица после завершения 14 апреля 2011 г. встречи министров иностранных дел стран – членов НАТО в Берлине с партнёрами по операции «Союзный защитник» явствовало, что руководство альянса «удовлетворено темпом и масштабом операции»5. После проведённых личных встреч с министрами генеральный секретарь организации Андерс Фог Расмуссен заявил об увеличении числа участников (на тот момент активно участвовали 14 из 28 стран альянса). Он также отметил, что только военной силой не добиться урегулирования кризиса. В принятом заявлении министры отметили ценный вклад партнёров по проводимой операции, выразили решительную поддержку «развитию транспарентного политического решения, как единственному способу положить конец кризису и построить прочный мир в Ливии и лучшее будущее для ливийского народа»6. В формате министерских встреч государственный секретарь США Х. Клинтон провела несколько двусторонних переговоров, после которых сделала заявление о единстве мнений стран НАТО о необходимости положить конец режиму М. Каддафи в Ливии.
5. Statement on Libya following the working lunch of NATO Ministers of Foreign Affairs with non-NATO contributors to Operation Unified Protector. Berlin 14 April 2011. Available at: >>>> Myers Steven Lee and Dempsy Judy. NATO Showing Strain Over Approach to Libya. Available at: >>>>

6. Statement on Libya following the working lunch of NATO Ministers of Foreign Affairs with non-NATO contributors to Operation Unified Protector. Op.cit.
10 Для проведения более результативных наземных атак требовались самолёты, способные атаковать ливийскую боевую технику, преднамеренно действующую в плотно населенных областях, о чём командующий Европейским командованием США и Верховный главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе (U.S. European Command and NATO Supreme Allied Commander Europe) адмирал Джеймс Ставридиc поставил в известность министров иностранных дел стран альянса. По информации одного из дипломатов альянса, силы М. Каддафи часто прибегали к использованию мирного населения в качестве щита, располагаясь рядом, во избежание авиационных ударов со стороны сил коалиции, а также подкладывая убитых ими повстанцев в места нанесенных бомбовых ударов. Именно по этой причине, то есть из-за боязни причинить ущерб гражданскому населению, страны, желавшие совершать воздушные вылеты, не хотели осуществлять бомбардировку.
11 При обсуждении вопроса о целесообразности вооружения повстанцев министры иностранных дел разделились во мнении: Франко Фраттини сообщил о готовности Италии, традиционно поддерживающей отношения с Ливией и с регионом Северной Африки, поставить вооружение повстанцам; Ален Жюппе заявил о неприятии этой идеи правительством Франции.
12 Участие НАТО в урегулировании ситуации в Ливии воспринималось «значительным испытанием способности европейцев взять ответственность за кризис на южном фланге континента»7. Соединённые Штаты продолжали обеспечивать военными кораблями и военными самолётами значительную часть потенциала операции, нанося удары по ливийской ПВО, «оставаясь партнёром с определёнными возможностями, которые требуются для альянса, чтобы действовать эффективно»8. Однако спустя неделю, к середине апреля 2011 г., после того как Североатлантический альянс возглавил командование операцией, разделение обязанностей показывало «смешанные результаты»9.
7. Myers Steven Lee and Dempsy Judy. Op.cit.; Dempsey Judy and Cowell Alan. Op.cit.

8. Shanker Thom. Pentagon Says It Has Kept Up Some Strikes on Libya. April 13, 2011. Available at: >>>>

9. Myers Steven Lee and Dempsy Judy. Op.cit.
13 Помимо проводимых двух военных миссий (воздушной и морской), на территории Ливии действовали английские, французские, итальянские, катарские небольшие группы специального назначения10 – инструкторы, занимавшиеся обучением и вооружением повстанцев, помогавшие улучшить их организационную структуру, коммуникацию и логистику; а также контролеры, определявшие точные координаты цели для нанесения авиационных и ракетных ударов; частные военные подрядчики. Согласно комментарию одного из высокопоставленных чиновников Европейского Союза, «Еще недавно все думали, что европейская оборона мертва, но сейчас она, возможно, возрождается из пепла»11.
10. Schmitt E. and Meyers S. Surveillance and coordination with NATO aided rebels. Available at: >>>> Return of Africa (aid) Korps? April 8, 2011. Available at: >>>> Cowell Alan and Somaiya France and Italy Will Also Send Advisers to Libya Rebels April 20, 2011. Available at: >>>> >>>>

11. Return of Africa (aid) Korps? April 8, 2011. Available at: >>>>
14

Высший приоритет

 

Контактная группа по Ливии, созданная на международной конференции в Лондоне 29 марта 2011 г. продолжала активную политическую и дипломатическую деятельность до Парижского саммита 1 сентября 2011 г., проводя встречи под руководством стран – партнёров по коалиции на ротационной основе, шаг за шагом продвигаясь в решении вопросов по кризисному и посткризисному урегулированию в Ливии. На состоявшейся 5 мая 2011 г. в Риме второй встрече Контактной группы по Ливии под председательством министра иностранных дел Италии Ф. Фраттини и премьер-министра и министра иностранных дел Катара шейха Хамада бен Джасима бен Джабера Аль Тани с участием 22 государств, шести международных организаций и четырёх стран-наблюдателей страны НАТО и арабские государства обсудили сложившуюся ситуацию и возможные способы по оказанию возрастающего давления на режим М. Каддафи. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун обратился к делегатам встречи с посланием, в котором отметил способность международного сообщества действовать решительно и быстро, что сохранило тысячи жизней и предотвратило гуманитарную катастрофу. Поскольку Пан Ги Мун был свидетелем в Дохе «плодотворного обсуждения» ситуации и стремления активизировать сотрудничество и координацию международных усилий, направленных на скорейшее и устойчивое урегулирование кризиса, то он отметил в послании важность сохранения консенсуса для обеспечения согласованности, эффективности и успеха12.

12. Secretary –General’s message to Second Meeting of te Contact Group on Libya [delivered by Mr.B.Lynn Pascoe, Under-Secretary-General for Political Affairs] Rome, Italy. 05 May 2011. Available at: >>>>
15 Генеральный секретарь ООН назвал три основных сферы деятельности Организации в конфликте: 1) обеспечить неограниченный доступ к гуманитарной помощи и координировать международные усилия в этом направлении; 2) вести работу со всеми заинтересованными сторонами, чтобы создать политический процесс, отвечающий стремлениям ливийского народа; 3) планирование миростроительства и постконфликтного восстановления. По каждому из названных пунктов велась интенсивная деятельность. В частности, после встречи в Дохе было учреждено гуманитарное присутствие в Бенгази и осуществлены две поставки гуманитарной помощи в Мисрату. Действовавшая гуманитарная миссия ООН в Триполи после разграбления её объектов вынуждена была передислоцироваться в Тунис до улучшения условий безопасности. Специальный посланник Генерального секретаря ООН Абдель Илах аль-Хатиб вёл переговоры с обеими сторонами конфликта для немедленного прекращения огня, которое должно заслуживать доверие и поддаваться проверке, согласно существующему консенсусу в отношении соглашения о прекращении огня и в соответствии с резолюцией 1973 СБ ООН и подтверждённых в ней суверенитете, независимости, территориальной целостности и национального единства Ливии. Исходя из сложности предстоящих задач переходного процесса, по мнению Пан Ги Муна, было важно приступить к планированию своевременно. Принимая во внимание достигнутый консенсус на встречах Контактной группы в Дохе и Риме о том, что ООН является «лучшим местом для руководства планированием долговременных усилий по созданию сильных демократических институтов», он назначил Яна Мартина своим специальным советником, который приступил в тесном сотрудничестве с национальными и международными партнёрами к разработке «всеобъемлющей структуры постконфликтной реконструкции и устойчивого миростроительства». Деятельность Межведомственной Оперативной группы координировалась Департаментом по политическим вопросам для содействия сотрудничеству и обмена информации между многими вовлеченными подразделениями ООН.
16 В результате обсуждения одного из главных вопросов повестки встречи в Риме – создания нового финансового механизма – делегации согласились учредить временный фонд для оказания помощи группам повстанцев. По предположению французского министра иностранных дел А. Жюппе, фонд должен был заработать в течение нескольких недель. Как отметил Ф. Фраттини, это «позволит эффективно и прозрачно направить денежные средства» повстанцам (ПНС. – Л.З.)13 на приблизительные траты (оплата жалованья военным, питание, медицинское обслуживание и другие нужды), которые в ближайшие месяцы оценивались в 2–3 млрд долл. (1,2–1,8 млрд фунтов стерлингов). Италия объявила о предоставлении ПНС 586 млн долл. (400 млн евро; 360 млн фунтах стерлингов) наличными и помощи топливом, обеспеченных замороженными активами Ливии. Франция заявила о «размораживании» ливийских фондов в размере 420 млн долл. (290 млн евро; 257 млн фунтах стерлингов).
13. Libya: Contact group creates fund for rebels. 5 May 2011. Available at: >>>>
17 Министр иностранных дел Великобритании У. Хейг настоял, чтобы любая финансовая помощь повстанцам не была потрачена на оружие, и напомнил о ранее предоставленной помощи Великобританией в размере 21,5 млн долл. (13 млн фунтов стерлингов). Он отметил необходимость изучения вопроса о возможном предотвращении экспорта нефти правительством М. Каддафи или импорта нефтепродуктов. Примечательно, что обращаясь к мировому сообществу об увеличении финансовой помощи движению, министр сравнил его с «вулканическим взрывом демократии» на Ближнем Востоке и в Северной Африке. По его мнению, смерть Усамы бен Ладена и «арабская весна» могли дать невиданный импульс делу прав человека и свободы при условии поддержки международным сообществом, сопоставив с полученной помощью бывшими коммунистическими странами после окончания холодной войны14.
14. Контактная группа по Ливии создала фонд помощи… Available at: >>>>
18 Помимо оказанной гуманитарной помощи в размере 53 млн долл. и помощи повстанцам (25 млн долл.), включая медикаменты, сапоги, палатки, пайки, защитное снаряжение, государственный секретарь Х. Клинтон сообщила о предпринимаемых американским правительством усилиях по освобождению более чем 30 млрд долл. замороженных ливийских активов и намеревавшегося использовать часть принадлежавших М. Каддафи и правительству Ливии размещённых в Соединённых Штатах активов, чтобы «сделать эти средства доступными для оказания помощи ливийскому народу»15. Поскольку Контактная группа по Ливии собралась для обсуждения подготовки к эре после М. Каддафи, дни которого, как отметила Х. Клинтон, сочтены, в то время как «наша решимость и единство только становятся более значимыми». Она сообщила, хотя и без детализации, об известных ей «многочисленных и продолжающихся» обсуждениях близкими к диктатору людьми о «возможном переходном периоде»16.
15. Libya: Contact group creates fund for rebels. 5 May 2011. Available at: >>>>

16. Ibidem.
19 За исключением России, все страны – члены «Группы восьми», поддерживали деятельность Контактной группы по Ливии. В числе участников встречи в Риме были делегации от арабских стран и организаций: Бахрейн, Иордания, Кувейт, Ливан, Марокко, Катар, Объединенные Арабские Эмираты; Лига арабских государств, Совет Сотрудничества государств Персидского залива и ОИК. В статусе приглашённых наблюдателей участвовали Тунис, Африканский союз, представитель Святого Престола (Ватикан), Судан; и Всемирный банк17.
17. См. подробнее: Contact group on Libya: Rome Meeting – Participants List.
20 Предстоявшее проведение Францией саммита «Группы восьми» 26–27 мая в Довилле объясняет сделанное министром иностранных дел А. Жюппе в Риме заявление о желании Франции видеть Россию (её позиция диссонировала с позицией стран – членов форума), участвующей в Контактной группе наряду с другими странами, имевшими отношение к проблеме. Однако российский министр иностранных дел С. Лавров в ответ заявил о нелегитимности Контактной группы по Ливии, с точки зрения международного права, охарактеризовав её «самоназначенной организационной структурой, каким-то образом сделавшей себя ответственной за то, как выполняется резолюция»18. Сославшись на статус России (член СБ ООН), он отметил: «Нам нет нужды присоединяться к этой структуре»19, и подверг критике деятельность сил коалиции в Ливии, усмотрев многочисленные нарушения резолюций 1970 и 1973. Призвав к своевременным и полным докладам Совету Безопасности о предпринимаемых действиях, министр упомянул поддержку позиции России странами – партнёрами по БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, ЮАР). С. Лавров предложил сторонам конфликта начать политические переговоры без предварительных условий при посредничестве специального представителя Генерального секретаря ООН и представителей АС. Причина отказа присоединиться к Контактной группе заключалась в нежелании России создать прецедент «фальшивой надежды на западную интервенцию» для оппозиционных движений по всему Среднему Востоку и, как предостерёг министр иностранных дел, «поэтому Кремль не позволит в будущем Западу проталкивать через ООН какую-либо резолюцию в отношении Сирии или любых других стран в стиле ливийской»20.
18. Russia denounces Libya contact group as ‘’illegitimate” // Telegraph, May 13 2011. Available at: >>>>

19. Контактная группа по Ливии создала фонд помощи… Available at: >>>>

20. Russia denounces Libya contact group as ‘’illegitimate”…
21 Следует обратить внимание на два обстоятельства: схожесть позиций ливийского режима и России в безусловном начале переговоров с повстанцами; степень влияния М. Каддафи в АС и поддержка его усилий по урегулированию кризиса российской стороной. Россия пыталась проводить самостоятельный курс, некоррелируемый с её статусом в «Группе восьми» и в Совете Россия – НАТО и усилиями, предпринимаемыми международным сообществом. Амбивалетность её позиции, продемонстрированная на протяжении всего периода управления кризисом, свидетельствовала о проявленной и нараставшей центробежной силе во взаимоотношениях со странами-партнёрами в вышеназванных структурах, что неизбежно вело к их ухудшению, главным образом, по причине расхождений в дефинициях происходившего, скрывавшихся в ценностном разрыве.
22

Усилия НАТО и стран-партнёров

 

Подведение промежуточных итогов проводимых миссий в Ливии состоялось 8 июня 2011 г. в рамках регулярной министерской сессии во время рабочего завтрака министров обороны стран НАТО и партнёров по операции «Союзный защитник». В совместном Заявлении по Ливии, принятом по результатам обсуждений, участники встречи отметили достигнутый значительный и устойчивый прогресс, сохранённые бесчисленные жизни, поскольку операция проводилась с «максимальной осторожностью» во избежание жертв среди гражданского населения. Министры заявили о готовности продолжить операцию по защите ливийского народа столь долго, сколько потребуют обстоятельства, и объявили о её продлении на 90 дней с 27 июня 2011 года.

23 Цели, определённые на встрече министров иностранных дел в Берлине 14 апреля для начала политического урегулирования в Ливии, поддержали министры обороны альянса и их партнёры:1) прекращение атак на гражданское население; 2) отвести все силы режима на базы; 3) обеспечить немедленный, полный, безопасный и беспрепятственный доступ для гуманитарной помощи. Два месяца спустя после начала операции силами коалиции под руководством НАТО, её участники по-прежнему держали в фокусе возможность политического решения конфликта: «Мы уверены, что правильное сочетание военного, политического и экономического давления поможет обеспечить надёжное и устойчивое политическое решение»21. Фактически, этой стратегии коалиция придерживалась на всём протяжении управления кризисом, ведя переговоры с представителями режима М. Каддафи о его возможном отказе от власти и отъезде из страны вместе с семьей. Именно по этой причине министры обороны альянса отметили в Заявлении ожидание результатов встречи Контактной группы в Абу-Даби 9 июня 2011 г. в надежде на получение поддержки «широких международных усилий для того, чтобы положить конец кризису»22.
21. Statement on Libya Following the Working lunch of NATO Ministers of Defence with non- NATO Contributors to Operation Unified Protector. 08 June 2011. Available at: >>>>

22. Ibidem.
24 Важным стало заявление о продолжении координации усилий по кризисному урегулированию в Ливии с ООН, ЕС, ЛАГ, АС, в том числе консультаций с ОИК, и поддержке усилий этих организаций в ближайшей и долговременной перспективе постконфликтного периода. Также было объявлено о готовности Североатлантического союза выполнить свою роль после достижения целей, поставленных в Берлине, если потребуется и если это будет необходимо в постконфликтных усилиях, которые должны быть инициированы ООН и Контактной группой по Ливии.
25 Приверженность всех участников коалиции предпринимаемым многосторонним усилиям, направленных на достижение политического урегулирования, и озвученный в очередной раз призыв к сторонникам режима и к самому М. Каддафи, давал шанс прекратить бессмысленное кровопролитие и завершить длительное пребывание у власти: «Время работает против Каддафи, который явно утратил всю легитимность и поэтому должен уйти. Нет будущего для режима, который постоянно угрожал и нападал на своё население. Ливийский народ заслуживает [права] решить своё будущее в суверенной, независимой и единой Ливии»23.
23. Ibidem.
26

Шанс на развитие – «Довилльское партнёрство» (2011 г.)

 

Очевидно, что события, охватившие страны Большого Ближнего Востока, названные «арабской весной», вызревали на протяжении длительного периода (около 20 лет) после окончания холодной войны под воздействием внешних дипломатических и политических усилий, политических и военных событий в сопредельных странах. Центральной темой в повестке саммита лидеров стран «Группы восьми» в Довилле, Франция, 26–27 мая 2011 г., стали революционные события и преобразования, последовавшие за свержением автократических, диктаторских режимов, либо быстро переросшие в гражданскую затяжную войну (Тунис, Египет, Марокко; Сирия, Ливия) и оказание возможных мер содействия. По итогам саммита была принята Декларация «Группы восьми» об «арабской весне», а также Декларация о приверженности свободе и демократии24.

24. Declaration of the G8 on the Arab Spring. G8 Summit of Deauville – May 26-27 2011; G8 Declaration Renewed Commitment for Freedom and Democracy. G8 Summit of Deauville -May 26-27, 2011.
27 Начавшиеся перемены были идентифицированы как «исторические и имеющие потенциал открыть дверь такого рода трансформации, подобно случившейся в Центральной и Восточной Европе после падения Берлинской стены»25. Стремление людей к свободе, правам человека, демократии, возможности работы привело их к тому, чтобы в возрастающем числе стран региона взять контроль за свои собственные судьбы. Это резонировало, по мнению лидеров «Группы восьми», и укрепляло общие ценности. Они заявили о своей решительной поддержке намерений «арабской весны», стремления к равенству, законного призыва к демократии и открытым обществам, к инклюзивной экономической модернизации; особенно отметили участие молодёжи и женщин в этих преобразовательных движениях.
25. Declaration of the G8 on the Arab Spring. G8 Summit of Deauville – May 26-27 2011.
28 Лидеры «Группы восьми», при участии премьер-министров Египта и Туниса, двух стран, стоявших у истоков движения, и генерального секретаря Лиги арабских государств объявили о начале «Довилльского партнёрства» с народом региона и о готовности совместно со странами, желающими поддержать их, распространить это долговременное глобальное партнёрство на все страны региона, вовлекающиеся в переход к свободным, демократическим и толерантным обществам. Партнёрство признаёт общие ценности свободы и демократии, основывается на уважении суверенитета государств и народов, чья защита является общей ответственностью правительств; оно основывается на инициативе, уже предпринятой членами «Группы восьми»26.
26. Ibidem.
29 Партнёрство основывается на двух опорах: 1) политический процесс для поддержки демократического перехода и ускорения реформ управления в значительной мере для борьбы против коррупции и укрепления институтов, необходимых для обеспечения прозрачности и подотчётности правительства; 2) экономические рамки для устойчивого и инклюзивного роста; чтобы поддержать страны в проведении экономических и социальных реформ, которые они предпримут, особенно для создания рабочих мест и честного применения силы закона, тем самым гарантируя, что экономическая стабильность поддерживает переход к стабильным демократиям.
30 Лидеры «Группы восьми» пригласили к участию в этой инициативе соответствующие международные финансовые институты и агентства ООН, частный сектор и гражданское общество.
31 В разделе Декларации «Поддерживая устойчивый и инклюзивный рост» была изложена экономическая программа “Довилльского партнёрства”, назначение которой состояло в поддержании целей каждой страны и их прогресса в нескольких областях: 1) улучшение управления, прозрачность, подотчетность и участие граждан в экономической жизни; 2) увеличение социального и экономического участия посредством расширения возможностей для всех и улучшения эффективности поддержки беззащитных; 3) модернизация их экономики, посредством поддержки частного сектора, особенно малых и средних предприятий/SME для создания рабочих мест, развития человеческого капитала и умений; 4) содействуя региональной и глобальной интеграции, чтобы воспользоваться преимуществами глобализации 27. «Группа восьми» определила краткосрочную коллективную цель партнёрства: гарантировать, что нестабильность не подрывает процесса политической реформы; социальное единение и макроэкономическая стабильность устойчивы. Поэтому было высказано одобрение оценкам Международного валютного фонда (МВФ) и выражена надежда на его участие в преобразованиях в регионе и создание крепких макроэкономических рамок в странах партнёрства. Руководители восьми стран обратились к МВФ с просьбой оказать необходимую поддержку для решения финансовых нужд стран региона, вовлечённых в обеспечение экономической стабильности.
27. Ibidem.
32 К банкам многостороннего развития лидеры восьми стран адресовали просьбу оказать интенсивную, первоочередную и скоординированную поддержку, основанную на сильных экономических программах для укрепления управления и поддержки делового климата. Такая поддержка, по их мнению, должна помочь направить нарушенные частные финансовые потоки и восстановить доступ к рынку. Они заявили о готовности содействовать странам партнёрства справиться с их финансовыми нуждами там, где это потребуется и в многосторонних рамках. Призвав региональных партнёров сотрудничать с «Группой восьми» для оказания помощи странам партнёрства, осуществить финансирование их нужд по тем же направлениям, лидеры восьми стран одобрили объявление Саудовской Аравии поддержать Египет, вступивший в переходный период развития. На средне- и долгосрочный периоды «Группа восьми» обязалась поддерживать страны партнёрства в отражении основных экономических вызовов.
33

Сохранение консенсуса

 

В заявлении, принятом по итогам третьей встречи Контактной группы по Ливии, состоявшейся в Абу-Даби 9 июня 2011 г. под председательством министров иностранных дел Объединённых Арабских Эмиратов шейха Абдаллы бен Заида Аль Нахайяна и Австралии Кевина Радда, были отмечены обсуждавшиеся проблемы постконфликтного периода стабилизации страны усилиями международного сообщества и необходимость продолжения военного, дипломатического, политического и экономического давления на режим М. Каддафи в надежде, что эти усилия приблизят решение конфликта мирным путём, а также выражена всеобщая поддержка глобальной дипломатической деятельности специального посланника Генерального секретаря ООН. Участники встречи отметили имевшуюся «брешь в общении» – недостающую еженедельную, детализированную информацию о положении дел с гуманитарной помощью для своевременного и быстрого решения возникающих проблем. С одобрением было встречено учреждение ООН Международной группы по стабилизации (International Stabilization Response Team) под руководством Яна Мартина, в её обязанности вменялось: подготовить промежуточный анализ на период стабилизации для всей территории Ливии; предложения по стабилизации ситуации на переходный период для областей, управляемых Переходным национальным советом, то есть Бенгази и территории вокруг него.

34 В послании Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, адресованном участникам четвёртой встречи Контактной группы в Стамбуле 15 июля 2011 г., организованной и проведённой под председательством министров иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу и Объединённых Арабских Эмиратов шейха Абдаллы бен Заида Аль Нахайяна отмечены приоритетность политического решения кризиса и продолжавшиеся активные усилия своего Специального представителя в Ливии Абдулы Илаха Аль-Хатиба по сотрудничеству с конфликтующими сторонами для прекращения вражды и нахождения мирного решения конфликта. Пан Ги Мун обратился к международному сообществу оставаться единым в “целях и результатах” и поддержать усилия его представителячтобы достичь долговременного решения ливийского кризиса, отвечающего устремлениям ливийского народа. Он призвал обе стороны к началу прямых переговоров, чтобы «вырваться из создавшегося тупика»28. Усилия Контактной группы поддержали представители из 32 стран и семи международных организаций. В качестве наблюдателей впервые присоединились Бразилия, Индия, Сенегал, Республика Корея и Украина.
28. Secretary-General Ban Ki-moon’s message to the fourth meeting of the Contact Group on Libya. Istanbul 15 July 2011. Available at: >>>>
35 Ян Мартин, вернувшийся из рабочей поездки в Бенгази, выступил перед участниками встречи. Илах Аль-Хатиб, контактировавший с правительством Каддафи в Триполи и с Переходным национальным советом в Бенгази, представил доклад о результатах поездки. Обсуждение возможного развития событий в Ливии после смены власти и оказание содействия оппозиционерам из Бенгази было одним из вопросов повестки встречи. Группа выразила поддержку законным требованиям ливийского народа о всестороннем и инклюзивном политическом переходном периоде. Участники встречи подтвердили, что режим Каддафи утратил легитимную власть в Ливии, Каддафи и несколько членов его семьи должны отойти от власти. Признав законность власти в Ливии за Переходным национальным советом, Контактная группа заявила о сотрудничестве с ним вплоть до избрания переходной власти. Группа призвала все заинтересованные стороны изучить пути и способы формирования переходного правительства, чтобы гарантировать мягкий и мирный переход власти с возможно самой широкой поддержкой населения. Также было подтверждено, что создание временного правительства должно быстро последовать за созывом Национального Конгресса с представителями от всех партий Ливии29.
29. Forth Meeting of the Libya Contact Group, Istanbul, 15 July 2011 Chair’s Statement.
36 Международный уголовный суд выдал ордера на арест М. Каддафи, его сына Сейфула Ислама и руководителя ливийской разведки Сенусси, и Контактная группа в связи с этим отметила необходимость диктатору безотлагательно отказаться от власти, напомнив ему и его сотрудникам о неотвратимости наказания за преступления против человечности и военные преступления. Особенно важно при рассмотрении процесса кризисного урегулирования в Ливии то, что Контактная группа, интенсивно сотрудничавшая с международными и региональными организациями, для обеспечения политического переходного процесса определила всеобъемлющие принципы, которые должны были сфокусировать усилия в этом направлении:
37

– должно быть публично объявлено об отречении Каддафи от власти;

 

– уважение территориальной целостности, суверенитета и единства Ливии;

 

– должна быть справедливость для ливийцев, пострадавших от зверств, но без репрессий; преступники, ответственные за зверства против гражданских лиц, не могут быть частью переговорного процесса или будущего политического решения; переходный период должен отражать принципы, определенные «дорожной картой» ПНС, включая создание национального конгресса, временного правительства, и высший исполнительный совет;

 

– переходный процесс должен быть всеобъемлющим, он должен привести к национальному примирению, голоса всех групп должны быть услышаны, как предусмотрено «дорожной картой» ПНС.

38 В заявлении председателя Контактной группы была отмечена роль региональных организаций в обретении политического решения кризиса, в частности Африканского союза, Европейского Союза, Организации Исламской Конференции, Лиги арабских государств, работавших в тесной координации со специальным представителем Генерального секретаря ООН по Ливии. Представленные ПНС планы по постконфликтному развитию Ливии, руководимому ливийцами при поддержке международного сообщества, были с одобрением восприняты делегатами Стамбульской встречи.
39 Для участия в работе Контактной группы по Ливии впервые были приглашены Китай (отклонил) и Россия, высказывавшиеся за более мягкий курс по отношению к М. Каддафи. Турция и АС предложили «дорожные карты» по прекращению огня и постепенной передачи власти демократическим институтам, на основании которых Контактная группа намеревалась выработать единый план. Накануне проведения встречи министр иностранных дел Франции А. Жюппе со ссылкой на контактирующих с представителями НАТО эмиссаров правительства М. Каддафи, сообщил о его готовности отойти от власти на приемлемых условиях.
40 Проведение следующей встречи Контактной группы было запланировано на сентябрь в Нью-Йорке, однако стремительно разворачивавшиеся события – взятие 20 августа столицы Ливии повстанцами и переезд из Бенгази в Триполи Переходного национального совета – обусловили проведение пятой встречи в срочном порядке 25 августа вновь в Стамбуле с тем, чтобы разработать «дорожную карту» для создания новой Ливии. Премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон, президент Франции Н. Саркози и государственный секретарь США Х. Клинтон посетили Триполи и провели переговоры с руководством ПНС. Судьба М. Каддафи и его семьи, их место пребывания оставались неизвестными. Делегаты пятой встречи Контактной группы из 28 стран и семи международных организаций провели политические консультации по недавним событиям, признали прогресс, достигнутый ливийским народом, Переходным национальным советом и силами НАТО, отметили важность продолжения поддержки в формировании свободной и демократической Ливии. Государственный департамент США заявил об установлении контроля над урановым и химическим сырьём, использовавшимся режимом М. Каддафи30. Контактная группа отметила расширявшуюся международную поддержку ПНС и призвала поддержать предпринимаемые им шаги по формированию временного правительства правовыми, политическими и финансовыми мерами. Решения в Дохе 24 августа 2011 г. о начале размораживания ливийских вкладов ускоренным образом были с одобрением восприняты участниками встречи, заявившими о готовности оказать помощь ПНС в реструктуризации государственных институтов, а также в восстановлении потенциала физической инфраструктуры Ливии, поскольку после рассмотрения гуманитарной ситуации в стране, признанной неудовлетворительной, было принято решение о продолжении оказания гуманитарной помощи всем городам и районам Ливии.
30. Национальный переходный совет Ливии переехал в Триполи. Available at: >>>> Conclusions of the Contact Group Meeting, Istanbul, 25 August 2011. Available at: >>>> -the- libya-contact-group-meeting_istanbul_25-august-20
41 На Конференции в поддержку новой Ливии, состоявшейся 1 сентября в Париже по приглашению президента Франции Н. Саркози, деятельность Контактной группы была признана исчерпанной в связи с достижением целей, создана новая международная группа «Группа друзей новой Ливии (Group of Friends of the New Libya) и определена дата проведения первой конференции – 20 сентября 2011 г. в Нью-Йорке.
42 Глава ливийской делегации Мустафа Абд-аль-Джалиль ознакомил присутствующих с планами по созданию инклюзивного переходного правительства Ливии, целью которого будет построение новой, демократической, плюралистической страны, где права человека, основные свободы и справедливость, процветание будут гарантированы; проведения политического перехода в духе объединения ливийского народа и примирения тех, кто находился по разные стороны в недавнем конфликте31. Приняв во внимание ожидания, выраженные ливийской делегацией, участники конференции отметили, что ООН будет играть центральную роль в координации международной помощи для политического переходного периода и реконструкции страны, поддержав тем самым предложения Генерального секретаря Пан Ги Муна и новую резолюцию СБ ООН, которой предстояло их одобрить (была принята 16 сентября 2011)32. Участники конференции приветствовали возвращение Ливии к полному участию в делах международного сообщества и настоятельно призвали ООН отнестись к делегации ПНС, как к «законной делегации, представляющей ливийский народ»33.
31. Chairman’s Conclusions. Conference in Support of the New Libya/ Elysee Palace –Thursday, September 1st 2011.

32. Resolution 2009 (2011) Adopted by the Security council at its 6620th meeting, on 16 September 2011.l United Nations S/Res2009 (2011)

33. Chairman’s Conclusions. Conference in Support of the New Libya/ Elysee Palace –Thursday, September 1st 2011.
43 Россия была приглашена французским президентом для участия в последнем заседании Контактной группы по Ливии наряду с несколькими новыми государствами: Босния и Герцеговина, Чад, Колумбия, Габон, Ирак, Мали, Мавритания, Нигер, Нигерия, Саудовская Аравия, Швейцария. Новой международной организацией, приглашённой к участию в конференции, стал Средиземноморский союз (Union for the Mediterranean), созданный в 2008 г. при поддержке президентов Н. Саркози и Х. Мубарака для развития диалога и сотрудничества в Европейско-Средиземноморском регионе.
44 Приезд генерального секретаря Североатлантического альянса А. Рассмусена в Ливию с официальным визитом 31 октября 2011 г. ознаменовал официальное завершение операции «Союзный защитник» – «одной из наиболее успешных в истории НАТО»34. В программу его визита входило проведение переговоров с лидерами Переходного национального совета, в том числе с председателем Мустафой Абд-аль-Джалилем, и обсуждение будущего Ливии и «дорожной карты» перехода к демократии. «Вы действовали, чтобы изменить вашу историю и судьбу; мы действовали, чтобы защитить вас, вместе мы преуспели, – заявил на пресс-конференции А. Рассмусен. – Ливия, наконец, свободна от Бенгази до Брега, от Мисраты до гор Нафуса и Триполи» Он также выразил надежду на скорейшее установление партнёрских отношений со свободной, демократической Ливии.
34. NATO chief Rasmussen “ proud” as Libya mission ends. 31 October 2011. Available at: >>>>
45 Председатель ПНС Мустафа Абд-аль-Джалиль выразил признательность за полученную помощь от сил НАТО и других иностранных войск, а также сил ливийских повстанцев. Примечательно, что А. Рассмусен заявил, что НАТО может оказать помощь с проведением «реформы обороны и безопасности», в случае если ООН возглавит руководство по оказанию международной помощи Ливии. Однако СБ ООН, несмотря на обращение ПНС к Североатлантическому союзу продолжить военные действия, принял решение о завершении миссии в Ливии, поскольку мандат по защите гражданского населения завершён, и оказание любой помощи в дальнейшем предстояло рассматривать в формате переговоров.
46 Ответственность за устроенное, по оценке Б. Обамы, «грязное шоу», он возложил на европейцев – на Великобританию и Францию, обвинив в потере Ливии. Примечательно, что на начальном этапе выполнения военной миссии, 19–29 марта 2011 г., принимаемые решения и их исполнение удовлетворяло стороны, находившиеся в постоянном контакте и одинаково оценивавшие события35. Пояснения президента ограничились признанием, что есть повод для критики, поскольку он «больше доверял европейцам», близко расположенных к Ливии, в надежде на их последующие инвестиции. Б. Обаму критиковали за непринятые решения, за неосуществленные интервенции, однако следует признать обусловленность его действий исключительно национальными приоритетами безопасности и интересов или, как называл сам президент, согласно «Вашингтонской книге правил игры» 36.
35. Telephone conversation between Nicolas Sarcozy, President of the Republic, and Barack Obama, President of the United States – Communique issued by the Presidency of the Republic Paris, March 22, 2011. Available at: >>>> Videoconference between Nicolas Sarcozy, President of te Repuplic, Barack Obama, President of the United States of America, Angela Merkel, Chancellor of Germany, and David Cameron, Prime Minister of the United Kindom of Great Britain and Northern Ireland – Communique issued by the Presidency of the Republic. Paris, March 28, 2011. Available at: >>>>

36. Goldberg Jeffrey. “The Obama Doctrine”: The Atlantic's Eхclusive Report on the U.S.President's Harderst Foreign Policy Decisions. March 10, 2016. Available at: >>>>
47 В год, предшествовавший подготовке саммита «Группы восьми» в Кэмп-Дэвиде, США, и президентских выборов (2012), в условиях принятого «Довилльского партнёрства», реализация которого предполагала многообещающие изменения в политической, социальной и экономической структурах региона, для американского руководства предпринимать полномасштабную военную операцию означало бы разрушить социальнуюй поддержку проводимых преобразований, долгое время и со значительными финансовыми затратами создававшегося доверия во взаимоотношениях с региональными партнёрами.
48 Внешнеполитическими усилиями Соединённых Штатов в период первого президентства Б. Обамы (2009–2013) и их партнёров по «Группе восьми», Трёхсторонней комиссии, НАТО в глобальной повестке международных отношений постоянными темами стали воплощение идей Всеобщей декларации человека (1948), продвижение и укоренение ценностей либерального миропорядка в регионе Большой Ближний Восток. Апелляция к принципам и ценностям Устава ООН, Декларации Тысячелетия (2000)37 в речах президентов и государственных деятелей США, в Стратегии национальной безопасности США (2010), сочетаемая, фактически на протяжении почти 20 лет, с упорной, кропотливой дипломатией, образовательными проектами и культурными программами, распространением современных технологий и средств коммуникации, развитием туризма – всё это способствовало быстрому установлению межличностных отношений и отношений между странами и культурами, изменению сознания населения региона, подготовленности социальной среды (главным образом, молодёжи) для постепенного созревания условий к переменам, которые не замедлили последовать в начале второго десятилетия XXI века.
37. United Nations Millenium Declaration. Resolution 55/2 adopted by the General Assembly 18 September, 2000.
49 Опросы общественного мнения ливийцев, проведённые в мае 2013 г., спустя почти два года после освобождения от диктаторского правления М. Каддафи и вскоре после национальных выборов, показали позитивный результат в оценках будущего страны: 81% ливийцев сказали, что они «оптимистичны» или «очень оптимистичны», 19% описали свои чувства как «пессимистичные». Приверженность ливийцев достижению демократии также была очевидна – 83% опрошенных согласились с утверждением, что «демократия может иметь свои проблемы, но это лучшая форма управления». Более 80% ливийцев охарактеризовали свои надежды, связанные с демократией в терминах «права человека», «свободные выборы» и «политические свободы». Более половины населения страны высказалось в поддержку политических партий, считая их наличие важным фактором для демократии. Проведённые опросы общественного мнения свидетельствовали о наличии «большого желания» построить сильные демократические институты для поддержания безопасности и силы закона. 70% ливийцев высказались в пользу исключения из политического процесса официальных лиц, служивших при режиме М. Каддафи, и около 90% считали, что коллаборационисты, причастные к преступлениям, должны нести судебную ответственность38. Первые годы переходного периода от диктатуры к становлению новой демократической государственности в Ливии показали, судя по приведенным результатам общественных опросов, результативность своевременно примененных многосторонних дипломатических, политических, финансовых и военных усилий международного сообщества. Отсутствие государственных институтов и инфраструктуры, неразвитость гражданского общества, смена политических элит – наследие более чем 40-летнего правления режима М. Каддафи, все эти факторы изначально предполагали как длительность, так и трудность начатых преобразований в Ливии.
38. Benstead Lindsay, Lust Ellen M., Wichmann Jakob. It's Morning in Libya. Why Democracy Marches On. August 6, 2013. Available at: >>>>
50 Обстоятельство, раздражавшее союзников США в регионе и воспринимавшееся как снижение их доминирования, следует воспринимать как достижение поставленных целей иными средствами. Дистанцирование от активного и масштабного прямого вовлечения в военные действия в регионе (Ливия, Сирия), сопряжённые с финансовыми тратами и людскими потерями, означало, что создание достаточно длительный период военно-политического сотрудничества в регионе Соединёнными Штатами и НАТО с целью обеспечения безопасности, её поддержания региональными державами постепенно начинало действовать, не всегда давая быстрый желаемый результат, принимая во внимание переживаемый исторический переходный период, дорогостоящую борьбу с терроризмом. Произошедшая смена политических элит в странах региона в период «арабской весны» была обусловлена устремлениями к власти и финансовым ресурсам. Эти обстоятельства привели к ревизии государственности, проявившейся в изменении административно-территориального устройства государств; в попытках усиления религиозного начала государственной власти; в превалировании этноконфессиональной идентичности над национальной (Ирак, Сирия, Йемен, Бахрейн), применимо к Ливии – этноплеменной39.
39. См. подробнее: Звягельская И., Кузнецов В. Государство на Ближнем Востоке. Будущее началось вчера // Международные процессы, Том 15, № 4 (51), октябрь – декабрь 2017, с. 6–19.
51 Понимание руководством США, стран «Группы восьми» и НАТО необходимости содействия странам региона с опорой на своих союзников и партнёров в их самоорганизации для решения проблем, реализуемое более двух десятилетий с использованием широкого спектра средств от дипломатических и оказания помощи в развитии до военно-политического и военно-технического сотрудничества, а также в сфере образования, науки и культуры, при активной поддержке ООН, МВФ, ВБ, ВТО, ЕБРР, других международных и региональных организаций, привело к трансформации региона. Начался, хотя и медленный, процесс структурных, экономических, институциональных, политических и социальных реформ в ряде государств и распространение демократии.
52 «Принимая мир в регионе таким, как он есть, десятилетиями, мы имеем возможность прийти к миру, каким он должен быть, – заявил президент Б. Обама, – Соединённые Штаты поддерживают свод всеобщих прав… Наша поддержка этих принципов не является вторичным интересом»40. В процессе взаимодействия по кризисному урегулированию в Ливии и в регионе в целом США, «Группа восьми» и НАТО развивали и укрепляли сотрудничество с ООН (признавая за ней ведущую роль), АC, ЛАГ, ОИК и другими международными институтами, разрабатывая соответствующие стратегии для обеспечения безопасности и восстановления в постконфликтный период, а также для координации борьбы с транснациональной организованной преступностью, питающей глобальную теневую экономику и поддерживающей терроризм.
40. Goldberg Jeffrey. “The Obama Doctrine”. Available at: >>>>

Библиография

1. Statement on Libya Following the Working lunch of NATO Ministers of Defence with non-NATO Contributors to Operation Unified Protector. O8 June 2011. https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_75177.htm; Operation UNNIFIED PROTECTOR Protection of Civilians and Civilian-Populated Areas & Enforcement of the No-Fly Zone. October 2011. Fact Sheet .Available at: https://www.nato.int; Operation UNIFIED PROTECTOR Final Mission Stats 02 November 2011. Available at: https://www.nato.int

2. Ibidem.

3. Libya Contact Group Doha, 13 April 2011 Chair’s statement.

4. Dempsey Judy and Cowell Alan. Dispute Clouds Libya Diplomacy on Many Fronts. April 14, 2011. Available at: http://www.nytimes.com/2011/04/15/world/africa/15nato/html?hp=&pagewanted=print

5. Statement on Libya following the working lunch of NATO Ministers of Foreign Affairs with non-NATO contributors to Operation Unified Protector. Berlin 14 April 2011. Available at: https://www/.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_72544.tm; Myers Steven Lee and Dempsy Judy. NATO Showing Strain Over Approach to Libya. Available at: http://www.nytimes.com/2011/04/15/world/africa/15nato/html?hpw=&pagewanted=p....

6. Statement on Libya following the working lunch of NATO Ministers of Foreign Affairs with non-NATO contributors to Operation Unified Protector. Op.cit.

7. Myers Steven Lee and Dempsy Judy. Op.cit.; Dempsey Judy and Cowell Alan. Op.cit.

8. Shanker Thom. Pentagon Says It Has Kept Up Some Strikes on Libya. April 13, 2011. Available at: http://www.nytimes.com/2011/04/14/world/africa/14military/html?_r=1&hpw=&page

9. Myers Steven Lee and Dempsy Judy. Op.cit.

10. Schmitt E. and Meyers S. Surveillance and coordination with NATO aided rebels. Available at: http://www.nytimes.com/2011/08/22/world/africa/22nato.html; Return of Africa (aid) Korps? April 8, 2011. Available at: http://www.economist.com/blogs/carlemagne/2011/04/germany_and_libya/print; Cowell Alan and Somaiya France and Italy Will Also Send Advisers to Libya Rebels April 20, 2011. Available at: https://www.nytimes.com/2011/04/21/world/africa/21libya/html?_r=1&pagewant...; http://www.guardian.co.uk/world/2011/apr/06/libian-rebels-traning-funded-arab

11. Return of Africa (aid) Korps? April 8, 2011. Available at: http://www.economist.com/blogs/carlemagne/2011/04/germany_and_libya/print

12. Secretary –General’s message to Second Meeting of te Contact Group on Libya [delivered by Mr.B.Lynn Pascoe, Under-Secretary-General for Political Affairs] Rome, Italy. 05 May 2011. Available at: https://www.un.org/sg/en/content/sg/statement/2011-05-05/secretary-generals-messag...

13. Libya: Contact group creates fund for rebels. 5 May 2011. Available at: https://www.bbc.com/news/world-africa-13292852

14. Контактная группа по Ливии создала фонд помощи… Available at: https://www.bbc.com/russian/international/2011/05/110505_hague_bin_laden_democrasy

15. Libya: Contact group creates fund for rebels. 5 May 2011. Available at: https://www.bbc.com/news/world-africa-13292852

16. Ibidem.

17. См. подробнее: Contact group on Libya: Rome Meeting – Participants List.

18. Russia denounces Libya contact group as ‘’illegitimate” // Telegraph, May 13 2011. Available at: https://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/africaandindiaocean/libya/8512454/Ru...

19. Контактная группа по Ливии создала фонд помощи… Available at: https://www/bbc.com/russian/international/2011/05/110513_lavrov_libya_statement

20. Russia denounces Libya contact group as ‘’illegitimate”…

21. Statement on Libya Following the Working lunch of NATO Ministers of Defence with non- NATO Contributors to Operation Unified Protector. 08 June 2011. Available at: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_75177.htm

22. Ibidem.

23. Ibidem.

24. Declaration of the G8 on the Arab Spring. G8 Summit of Deauville – May 26-27 2011; G8 Declaration Renewed Commitment for Freedom and Democracy. G8 Summit of Deauville -May 26-27, 2011.

25. Declaration of the G8 on the Arab Spring. G8 Summit of Deauville – May 26-27 2011.

26. Ibidem.

27. Ibidem.

28. Secretary-General Ban Ki-moon’s message to the fourth meeting of the Contact Group on Libya. Istanbul 15 July 2011. Available at: https://www.un.org/press/en/2011/sgsm13706.doc.htm

29. Forth Meeting of the Libya Contact Group, Istanbul, 15 July 2011 Chair’s Statement.

30. Национальный переходный совет Ливии переехал в Триполи. Available at: https://www/svoboda.org/a/24308312.html; Conclusions of the Contact Group Meeting, Istanbul, 25 August 2011. Available at: http://www.mfa.gov.tr/conclusions-of -the- libya-contact-group-meeting_istanbul_25-august-20

31. Chairman’s Conclusions. Conference in Support of the New Libya/ Elysee Palace –Thursday, September 1st 2011.

32. Resolution 2009 (2011) Adopted by the Security council at its 6620th meeting, on 16 September 2011.l United Nations S/Res2009 (2011)

33. Chairman’s Conclusions. Conference in Support of the New Libya/ Elysee Palace –Thursday, September 1st 2011.

34. NATO chief Rasmussen “ proud” as Libya mission ends. 31 October 2011. Available at: https://www.bbc.com/news/world-africa-15516795

35. Telephone conversation between Nicolas Sarcozy, President of the Republic, and Barack Obama, President of the United States – Communique issued by the Presidency of the Republic Paris, March 22, 2011. Available at: https://franceintheus.org/spip.php?article2245; Videoconference between Nicolas Sarcozy, President of te Repuplic, Barack Obama, President of the United States of America, Angela Merkel, Chancellor of Germany, and David Cameron, Prime Minister of the United Kindom of Great Britain and Northern Ireland – Communique issued by the Presidency of the Republic. Paris, March 28, 2011. Available at: https://franceinteus.org/spip.php?article2258

36. Goldberg Jeffrey. “The Obama Doctrine”: The Atlantic's Eхclusive Report on the U.S.President's Harderst Foreign Policy Decisions. March 10, 2016. Available at: https://www.theatlantic.com/press-releases/archive/2016/03/the-obama-doctrine-the-at...

37. United Nations Millenium Declaration. Resolution 55/2 adopted by the General Assembly 18 September, 2000.

38. Benstead Lindsay, Lust Ellen M., Wichmann Jakob. It's Morning in Libya. Why Democracy Marches On. August 6, 2013. Available at: https://www.foreignaffairs.com/print/1070701

39. См. подробнее: Звягельская И., Кузнецов В. Государство на Ближнем Востоке. Будущее началось вчера // Международные процессы, Том 15, № 4 (51), октябрь – декабрь 2017, с. 6–19.

40. Goldberg Jeffrey. “The Obama Doctrine”. Available at: http://www/theatlantic.com/magazine/archive/2016/04/the-obama-doctrine/471525/