Nursing in the USA: Achievements and Problems
Table of contents
Share
Metrics
Nursing in the USA: Achievements and Problems
Annotation
PII
S207054760000060-3-1
DOI
10.18254/S0000060-3-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Nadezhda Shvedova 
Occupation: Senior Research Fellow, Head of the Socio-Political Studies Center
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract
Interest in health problems in the United States has been constantly fueled by election campaigns. Patient care is the largest segment in the country's entire medical workforce, and nursing staff is the largest health care profession. This article analyzes nursing in the United States and shows the development of this health sector in the future based on planned reforms in the long run.
Keywords
nursing, registered nurse, patient-centered care, patient-centered nursing, patient advocate, advanced practice registered nurse.
Received
29.12.2018
Date of publication
31.12.2018
Number of characters
64741
Number of purchasers
3
Views
1584
Readers community rating
5.0 (1 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1

Расходы на здравоохранение в США составляют примерно 18% ВВП США1. Средний медицинский персонал (сестринское дело) занимает особое место в американском обществе в целом, и в системе здравоохранения США в частности. По данным Национального совета штатных советов по вопросам сестринского дела (The National Council of State Boards of Nursing, NCSBN), который в 2018 г. впервые представил всеобъемлющие статистические данные лицензирования сестринского дела для США и их территорий, общее количество лицензий дипломированных/практикующих медсестёр (RN / PN) в стране составляет 5 636 396, а общее количество дипломированных и практикующих медсестёр достигает 4 836 240 человек2.

1. U.S. Department of Health and Human Services, Health Resources and Services Administration, Bureau of Health Workforce, National Center for Health Workforce Analysis. 21.07.2017. National and Regional Supply and Demand Projections of the Nursing Workforce: 2014-2030. Rockville, Maryland. Available at: https://bhw.hrsa.gov/sites/default/files/bhw/nchwa/projections/NCHWA_HRSA_Nursing_Repor.pdf (accessed 08.12.2018).

2. The National Nursing Database. A Profile of Nursing Licensure in the U.S. Available at: https://www.ncsbn.org/national-nursing-database.htm (accessed 08.12.2018).
2 Уход за пациентами высоко ценится в качестве профессии, как для женщин, так и для мужчин, что обусловлено рядом обстоятельств. Среди них важнейшие – приоритетное место «здоровья» в шкале американских ценностей (не случайно «вести здоровый образ жизни – модно») и «быть здоровым» значит иметь реальный шанс на экономическое процветание, которое достигается упорным трудом на базе здоровья человека.
3 Американская ассоциация медицинских сестёр (American Nurses Association, ANA) определяет уход за больными следующим образом: «Сестринское дело способствует защите, поощрению и оптимизации здоровья и способностей человека. Оно заключается в профилактике заболеваний и травм, облегчении страданий путём диагностики и лечения, а также в защите и помощи, предоставляемым отдельным лицам, семьям, общинам и группам населения».
4

Эта дефиниция перекликается с широко известным и часто цитируемым определением, которое представлено в докладе комитета экспертов Всемирной Организации Здравоохранения ( ВОЗ ) в Женеве в 1996 г : «Уникальное призвание медицинской сестры заключается в том, чтобы оказывать отдельному человеку, больному или здоровому, помощь во всём, что способствует здоровью или его восстановлению (либо наступлению безболезненной кончины) и с чем человек мог бы справиться без посторонней помощи, если бы он был достаточно крепок, целеустремлен и информирован, и делать это таким образом, чтобы помочь ему как можно скорее вновь обрести самостоятельность»3. Очевидно, в первом и втором определении сестринского дела на приоритетное место поставлен «отдельный человек», на которого должны быть направлены усилия по поддержанию здоровья и его «восстановлению».

3. Медсестринская практика. Доклад комитета экспертов ВОЗ // Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1996. 51с. Available at: http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/38190/WHO_TRS_860_rus.pdf?sequence=2&isAllowed=y (accessed 08.12.2018).
5

Из истории вопроса

 

Профессия «медицинская сестра» своими корнями уходит глубоко в историю. В Соединённых Штатах вплоть до XIX века уход за больными традиционно оставался делом членов семьи. Иные варианты были ограничены. Лишь во время проносившихся ураганных эпидемий оказание медицинской помощи перемещалось из домашних очагов, где больных выхаживали семьей или с помощью близких знакомых и соседей, в специальные учреждения с профессиональным по меркам того времени персоналом.

6 К началу ХIХ века индустриализация и связанная с ней урбанизация изменили ландшафт медицинской помощи: в крупных городах в более населенных районах страны массово возникали лечебные заведения (больницы), которые предназначались для пациентов, не имевших ресурсов для обеспечения медицинского ухода на случай заболевания. Разумеется, увеличение числа медицинских учреждений стимулировало рост спроса на необходимый для них персонал, способный оказывать профессиональную помощь пациентам. Часто религиозные общины организовывали лечебные стационары, в которых пациенты получали вполне качественный медицинский уход. Хотя распространившиеся медицинские учреждения были далеко неоднородными по объёму и качеству оказываемых услуг, уход за пациентами в некоторых из них был более или менее приемлемым. При этом, конечно, были и откровенно бедные и малопригодные лечебные заведения4.
4. American Nursing: An Introduction to the Past. The University of Pennsylvania School of Nursing. Available at: >>>> 08.12.2018).
7

В целом, дом и семья, по сути, были центром здравоохранения. Понадобилось ещё столетие после открытия в 1751 г. в Филадельфии первой больницы в стране прежде, чем общественность станет рассматривать их как авторитетные и безопасные места для «обслуживания людей на благо их здоровья»5.

5. History of American Women. First Women Nurses. Available at: http://www.womenhistoryblog.com/2014/07/first-women-nurses.html (accessed 08.12.2018).
8

Уход за пациентами в армии традиционно осуществлялся солдатами-мужчинами. После начала Войны за независимость (Американской революции) в 1775 г. по просьбе генерала Джорджа Вашингтона при поддержке Конгресса был создан план некой «организованной сестринской системы в армии», который предусматривал одну медсестру на 10 пациентов и одного руководителя («матрону») на каждых 100 раненых или больных солдат. Конгресс санкционировал создание стационаров (больниц) и обозначил размеры заработной платы – 2 долл. в месяц для этих медсестёр; матронам было выделено по 4 долл. в месяц. В 1776 г. Конгресс увеличил зарплату медсестер до 4 долл. в месяц, а через год – до 8 долл. Хирургам и аптекарям платили по 40 долл. в месяц6.

6. Ibidem.
9 Именно врачи, понимая значение и необходимость сестринской помощи, стали организовывать учебно-практические курсы для тех, кто выражал желание получить знания и навыки по уходу за пациентами. В частности, известный нью-йоркский врач Валентин Симен (Valentine Seaman) в 1798 г. организовал курс лекций для медсестёр по родовспоможению. Во время Англо-американской войны (1812–1815 гг.) женщины работали в качестве военных медсестёр, как и во время американской революции 1775 года.
10 Многие историки медицины почти едины во мнении о том, что современная школа сестринского дела (служба профессиональных медсестёр) возникла во время Крымской войны (1853–1856 гг.). Она была организована англичанкой Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale), имя которой в XXI веке известно всем медицинским сёстрам и братьям на планете. В 1860 г. Ф. Найтингейл создала первую школу медсестёр при больнице Св. Томаса в Лондоне. В 1923 г. возникла Йельская школа сестринского дела – первая автономная школа медсестёр в США, а в 1972 г. Эдинбургский университет первым из европейских институтов предложил учёную степень в сфере ухода за пациентами. Правда, первенство в деле организации сестринской службы на принципах, которые не потеряли свою актуальность сегодня, оспаривалось российской школой медсестринства. Так или иначе, личность Ф. Найтингейл не может не вызывать интереса и уважения благодаря её самоотверженности, упорству и преданности служению людям.
11 Флоренс Найтингейл родилась 12 мая 1820 г. во Флоренции в богатой аристократической семье, получила блестящее образование: она знала пять языков, среди которых древнегреческий , латинский , французский, немецкий, итальянский. Отказавшись от светской праздной жизни, своё главное предназначение Флоренс видела в избавлении людей от болезней и мучений. В 20 лет девушка решила стать сестрой милосердия.
12 В Медицинской школе Ф. Найтингейл учебная программа в значительной степени опиралась на сестринскую практику того времени с акцентом на значимость и необходимость соблюдения гигиены. Методы школы находят своё отражение в работе Флоренс по сестринскому делу (1898 г.), которая базируется на концепции окружающей среды как компонента сестринского дела. В ней особо подчёркивалось, что «по своей сути сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных знаний», что «дело управления в больницах должны взять на себя специально обученные сёстры». Иными словами, Ф. Найтингейл сформулировала, в чём заключаются отличия между врачебной деятельностью и сестринским делом. Она отмечала, что последнее нуждается в практической и научной подготовке, отличной от врачебной подготовки, требует специальных знаний и навыков, и нуждается в специфической организации. Флоренс писала о значении принципов управления (менеджмента) в сестринском деле. Перу Ф. Найтингейл принадлежат работы «Заметки о факторах, влияющих на здоровье, эффективность и управление госпиталями британской армии» (Notes on Matters Affecting the Health, Efficiency and Hospital Administration of the British Army, 1858) и «Как нужно ухаживать за больными» (Notes on Nursing: What It Is and What It Is Not, 1860). Последняя впервые была переведена на русский язык в 1905 г. и издана в Санкт-Петербурге.
13 Флоренс Найтингейл известна миру как «Леди со светильником», потому что по ночам с лампой в руках она сама обходила палаты с пациентами, оказывая им необходимую медицинскую помощь. В её честь Международным комитетом Красного Креста была учреждена Медаль имени Флоренс Найтингейл – самая почётная и высшая награда для сестёр милосердия во всём мире, а 12 мая, в день рождения Флоренс Найтингейл, мир отмечает Международный день медицинской сестры.
14 Таким образом, принципы санитарии и ухода за ранеными, практическая и научная подготовка, отличная от врачебной подготовки, требующая специальных знаний и навыков, – важнейшие составляющие модели медицинской школы Ф. Найдингейл, по образцу которой создавались медицинские образовательные учреждения в Америке и в Европе, а преподавание вели сами медицинские сёстры.
15

Цель образования медицинских сестер: подход к профессии

 

В последние десятилетия произошли изменения в сфере образования по подготовке медицинских сестёр. Практическая направленность в обучении уступает место образованию, которое предполагает широкую осведомлённость в других дисциплинах, смежных с медициной, часто с участием профессионального образования и использованием результатов исследований при принятии клинических и управленческих решений.

16 Эти изменения происходят в полном соответствии с результатами не первый год ведущихся дискуссиями в среде самих медсестёр-педагогов, широких кругов медицинских работников и общества в целом на тему о целях образования медицинских работников в США. Как обычно, приводят аргументы в пользу идеального баланса между практической подготовкой и овладением будущими медсёстрами академической фундаментальной базой знаний.
17 В результате, образование медсестры состоит из теоретической и практической подготовки. Такое образование получают студенты-медики, которых обучают опытные медсёстры и другие медицинские работники, получившие документ о присвоении соответствующей квалификации.
18 Подготовка кадров в сфере сестринского дела зиждется на основополагающем принципе, который действует в США. Речь идёт о том, что предоставление медицинских услуг когортой среднего медицинского состава осуществляется по принципу «пациент-центрированный уход» или «уход с ориентацией на пациента» (patient-centered nursing). Это означает комплексный подход к состоянию пациента и видение картины в целом. Фрагментарных знаний при таком методе недостаточно, нужна прочная база знаний, которая позволяет творчески мыслить с профессиональной точки зрения, учитывая характерные особенности каждого пациента.
19 Из такого принципиального подхода логично вытекает, во-первых, небольшое число пациентов на одну единицу – обслуживающую медсестру; во-вторых, качественное образование и высокий уровень клинического мышления, предъявляемых медицинской сестре, в том числе знание достижений доказательной медицины. Как убедительно показывает А. Егорова, выпускница Нью-Йоркского университета по специальности «Высшее медсестринское образование», работающая медсестрой в онкологическом отделении больницы, характер работы медсестры предполагает следующее: «Обычно медсестра знает о своём больном всё, начиная с диагноза, клинических показателей, всех необходимых лабораторных анализов, лекарств, процедур, плана лечения, аппетита, необходимости физиотерапии и других специализированных видов лечения, заканчивая семейной ситуацией и условиями проживания дома. Это необходимо, чтобы планировать выписку и, самое главное, предотвратить последующую госпитализацию»7.
7. Егорова А. О медсестринстве в США. (Поток мысли). Available at: >>>> 08.12.2018).
20 Медсестра – это центральный человек, отвечающий за лечение больного в модели медицинской помощи в США. Эта системная функция сестринского дела в медицинском обеспечении США диктует соответственно и главные принципы образования и подготовки кадров этого сегмента медицинских работников. От медсестры требуется широкий круг знаний для работы в больнице: начиная с процедур и операций, которые могут происходить в больнице, заканчивая правильной интерпретацией клинических лабораторных анализов; диагностированием пролежней и умением их предотвращать и лечить (пролежни – целиком забота медсестры, за пролежни, образовавшиеся в лечебном заведении, страховые компании деньги не платят). Кроме того, медсестра должна обладать знаниями в области диетологии, зондового и парентерального кормлений, хорошими познаниями в фармакологии, относительно совместимости лекарств, в зависимости от специализации, делать и интерпретировать ЭКГ и понимать расшифровки функциональной диагностики (медсестры не диагностируют), а также уметь объяснить цель процедуры больному простыми словами, чтобы подписать с больным согласие на ту или иную процедуру и др.
21 Иными словами, от медсестры/медбрата требуется понимание клинической ситуации пациента: именно медсестры/медбратья первыми распознают ранние признаки инфаркта, инсульта, пневмонии, других инфекций и прочие изменения в состоянии пациента для передачи информации врачу.
22 К характерным чертам организации работы медсестры в США относятся следующе:
  • Во-первых, медсестра присутствует в отделении всегда, в отличие от врача, который не находится в отделении целый день. С учётом того, что пациенты в американских стационарных лечебных заведениях (больницах), как правило, тяжёлые, и им оказывают интенсивное лечение, а лечащие врачи пациентов появляются в отделение лечебного заведения раз в день, (не редко ненадолго), в остальное время всем ведает медсестра, которая в экстренных случаях должна звонить врачу. Конечно, есть госпитальные дежурные врачи, которые приходят в отделение по мере необходимости.
  • Во-вторых, в обычном медицинском отделении в течение смены на одну медсестру приходится от 4 до 8 больных (зависит от профиля отделения и от штата), 6 больных – наиболее распространенное число пациентов на одну медсестру.
  • В-третьих, как правило, смена длится 12 часов (за сон на работе медсестре грозит увольнение). Работа ночных медсестёр ничем не отличается от дневных.
  • В-четвёртых, в каждом отделении работают санитарки (на 30 пациентов приходится 2–3 человека санитарного персонала), в обязанности которых входит санитарный уход, кормление, измерение один раз в смену (по необходимости – чаще) давления, температуры у всех больных, смена постели каждому лежачему/зависимому пациенту и помощь самостоятельно встающим.
23 Таким образом, функция сестринства – координация и ответственность за своевременное и адекватное лечение. В США нередко медсестёр называют «защитником пациента» (patient advocate), подразумевая, как правило, «защитник от плохого лечения в пользу хорошего»8.
8. Ibidem.
24

Обеспечение медсестринским персоналом в США: реальное положение и тенденции

 

По прогнозам Бюро трудовой статистики (The Bureau of Labor Statistics, BLS), занятость в сфере здравоохранения в период с 2016 по 2026 г. возрастёт на 18%, что оценивается специалистами как «намного быстрее, чем в среднем по всем профессиям». Приводятся конкретные цифры создания новых рабочих мест в данной отрасли (около 2,4 млн) и отмечается, что подобная тенденция бьёт все рекорды по сравнению с «другими профессиями»9. Прогнозируемый рост в основном обусловлен старением населения, что ведёт к увеличению спроса на медицинские услуги.

9. U.S. Bureau of Labor Statistics. Healthcare Occupations. Available at: >>>> (accessed 08.12.2018).
25

При этом отмечается, что к 2020 г. медсестринская сфера столкнётся с серьёзным дефицитом специалистов: нехватка составит свыше 800 тыс. медсестёр/медбратьев. В настоящее время лечебные заведения стремятся удерживать медсестринский персонал, предлагая различные стимулы и бонусы. С одной стороны, согласно данным Бюро трудовой статистики медианная заработная плата для медсестёр достигала 50 000 долл. (2017 г.), что выше медианной заработной платы всех других профессий в экономике, которая составляет 37 690 долл. (Следует учесть, что спрос на медсестёр резко возрастает в праздничные и выходные смены10). А с другой – напротив, вакансии в сфере здравоохранения (например, медицинские помощники на дому, помощники по профессиональной терапии и некоторые другие) имели медианную ежегодную заработную плату в размере 28 710 долл. (май 2017 г.) – показатель ниже медианной годовой заработной платы для всех вакансий в экономике11.

10. So You Want to Be a Nurse — But What Type? Explore Health Careers.org. 15.05.2017. Available at: >>>> 08.12.2018).

11. U.S. Department of Health and Human Services, Op. cit.
26 Работа медсестры/медбрата привлекательна по многим причинам. Во-первых, это отличный вариант в силу гибкости графика (возможен временный контракт, неполный рабочий день, полный рабочий день). Во-вторых, открывается прекрасная перспектива карьерного роста: медсёстры могут работать во многих местах – от больниц или кабинетов врачей городских и сельских районов – до образовательных и административных учреждений. Профессиональная медсестра имеет широкие возможности, продолжив обучение, сосредоточится на конкретной специальности, что активно поощряется работодателями медицинской сферы.
27

Существует более 200 вариантов продления образования и получения дополнительного сертификата (свидетельства, удостоверения) для медсестёр/медбратьев, который даёт его обладателям увеличение заработной платы и повышение спроса на ее/его услуги как специалиста на рынке труда12.

12. So You Want to Be a Nurse, Op. cit.
28

Медсёстры обеспечивают целенаправленную персональную помощь на самых разных профессиональных позициях. От практиков начального уровня до исследователей докторского уровня, специалисты которого пользуются большим спросом, поскольку они способствуют профилактике заболеваний и помогают пациентам справляться с недугами13.

13. Ibidem.
29 Примеры профессиональной специализации медиков и их медианная зарплата, которая меняется в зависимости от уровня образования, показаны в таблице 1.
30 Таблица 1. Медицинские профессии: содержание работы, уровень образования, медианная заработная плата, 2017 год.
Специализация (профессия) Краткое описание вакансии Начальный уровень образования Медианная зарплата
Помощники по медицинскому обслуживанию и личной гигиене на дому ( Home Health Aides and Personal Care Aides ) Обслуживают пациентов с ограниченными возможностями, с хроническими заболеваниями или когнитивными нарушениями в повседневной жизни, часто помогают пожилым людям. В некоторых штатах помощники по вопросам здоровья на дому могут давать пациенту лекарства или проверять жизненно важные показатели под руководством медсестры или другого практикующего врача. Диплом средней школы или эквивалент (High school diploma or equivalent) $23130
Специалисты по документации в области здравоохранения ( Medical Transcriptionists ) Слушают записи голоса врача и других работников здравоохранения и преобразуют их в письменные отчеты, просматривают и редактируют медицинские документы, созданные с использованием технологии распознавания речи. Они интерпретируют медицинскую терминологию и аббревиатуру при подготовке медицинских историй пациентов, кратких сводок и других документов. Свидетельство о получении специальной подготовки после средней школы без степени (Postsecondary nondegree award) $35250
Лицензированные практические и лицензированные профессиональные медсёстры ( Licensed Practical and Licensed Vocational Nurses ) Оказывают базовую медицинскую помощь, работают под руководством дипломированных медсестер и врачей. Свидетельство о получении специальной подготовки после средней школы без степени (Postsecondary nondegree award) $45030
Рекреационные терапевты ( Recreational Therapists ) Планируют, направляют и координируют программы лечения на базе отдыха для людей с инвалидностью, травмами или болезнями. Используют различные методы, включая декоративно-прикладное искусство; театр, музыку и танцы; спорт и игры; водные виды спорта; экскурсии, чтобы помочь поддерживать или улучшать физическое, социальное и эмоциональное состояние пациента. Степень бакалавра (Bachelor's degree) $47680
Радиологический и МРТ-технолог ( Radiologic and MRI Technologists ) Рентгенологи проводят диагностические обследования изображений, таких как рентгеновские снимки. МРТ-технологии используют магнитно-резонансную томографию (МРТ) для создания диагностических изображений. Степень младшего специалиста (Associate's degree) $60070
Диагностические медицинские сонографы и сердечно-сосудистые технологи и техники ( Diagnostic Medical Sonographers and Cardiovascular Technologists and Technicians, Including Vascular Technologists ) «Диагностические работники» визуализации управляют специальным оборудованием для формирования изображений или проведения тестов. Изображения и результаты испытаний помогают врачам оценивать и диагностировать состояние пациентов. Степень младшего специалиста (Associate's degree) $65620
Ортотисты и протезисты ( Orthotists and Prosthetists ) Разрабатывают и изготавливают медицинские вспомогательные устройства, а также измеряют и подгоняют пациентам протезы (искусственные конечности, брекеты и другие медицинские или хирургические приспособления). Степень магистра (Master's degree) $66240
Дипломированные медсестры ( Registered Nurses ) Предоставляют и координируют уход за пациентами, обучают пациентов и общественность распознавать различные состояния, а также оказывают консультативную и эмоциональную поддержку пациентам и членам их семей. Степень бакалавра (Bachelor's degree) $70000
Лучевые терапевты ( Radiation Therapists ) Лечат онкологические заболевания и другие болезненные состояния, проводя лучевую терапию. Степень младшего специалиста (Associate's degree) $80 570
Трудотерапевт ( Occupational Therapists ) Медицинские услуги травмированным, пациентам или инвалидам путём терапевтического использования повседневной деятельности. Они помогают этим пациентам развиваться, восстанавливаться, совершенствоваться, а также поддерживать навыки, необходимые для повседневной жизни и работы. Степень магистра (Master's degree) $83200
Помощники врачей ( Physician Assistants ) Практикуют лечение в группах с врачами, хирургами и другими работниками здравоохранения. Они исследуют, диагностируют и лечат пациентов. Степень магистра (Master's degree) $104860
Оптометристы ( Optometrists ) Исследуют глаза и другие части системы зрения, диагностируют и лечат заболевания зрения, травмы и другие офтальмологические нарушения. При необходимости назначают очки или контактные линзы. Докторская или профессиональная степень (Doctoral or professional degree) $110300
Медсестры-анестезиологи, акушерки и практикующие медсестры (Передовой практики дипломированные медсестры) ( Nurse Anesthetists, Nurse Midwives, and Nurse Practitioners ) Дипломированные медсестры передовой практики (аdvanced practice registered nurses - APRNs)(высококвалифицированные) осуществляют уход за пациентом и могут обеспечить первичную и специализированную медицинскую помощь. Объём практики варьирует от штата к штату. Степень магистра (Master's degree) $110930
Фармацевты ( Pharmacists ) Распределяют отпускаемые по рецепту лекарства пациентам и дают советы по безопасному использованию рецептов, могут проводить скрининг здоровья и хорошего самочувствия, обеспечивать иммунизацию, контролировать лекарства, предоставляемые пациентам, и давать рекомендации по здоровому образу жизни Докторская или профессиональная степень (Doctoral or professional degree) $124170
Подиатры ( Podiatrists ) Оказывают медицинскую и хирургическую помощь людям с проблемами стопы, лодыжки и ноги. Они диагностируют болезни, лечат раны и выполняют операции с нижними конечностями. Докторская или профессиональная степень (Doctoral or professional degree) $127740
Врачи и хирурги ( Physicians and Surgeons ) Врачи и хирурги диагностируют и лечат раны, травмы, онкологические опухоли, деформации, заболевания, проводят осмотр пациентов, изучают медицинские истории; назначают лекарства, порядок выполнения и интерпретацию диагностических тестов, консультируют пациентов по вопросам питания, гигиены и профилактического оздоровления. Докторская или профессиональная степень (Doctoral or professional degree) $208000 в год (з.п. равна указанной или выше)
U.S. Bureau of Labor Statistics Healthcare Occupations. Available at: >>>>
31 Таким образом, специализация включает такие дисциплины, как управление работой медсестёр, подготовку медсестёр, акушерство, уход за пациентами с психическими заболеваниями, уход за престарелыми и многие другие.
32 Типы медицинских сестер Существуют отличия между типами медсестер в зависимости от их образования, роли и уровня автономии на практике14.
14. U.S. Department of Health and Human Services, Op. cit.
33
  1. Лицензированные практикующие медсестры. ( Licensed practical nurse (LPN) или licensed vocational nurse (LVN). Образование: обычно проходят обучение в течение года за пределами средней школы и после сдачи Национального квалификационного экзамена (National Council Licensure Examination-Practical Nurse, NCLEX-PN) получают лицензию на работу в области ухода за пациентами. Функции: эта категория медсестёр предоставляет различные услуги прямого ухода, включая приём лекарств, составление медицинских историй, регистрацию симптомов и жизненно важных функций и другие задачи, которые делегированы дипломированными медсёстрами, врачами и другими поставщиками медицинских услуг.
  2. Дипломированные медсестры (Registered Nurse, RN) – это профессиональные медсестры. Образование: диплом об окончании колледжа, степень бакалавра или степень магистра в области сестринского дела (изначально). После экзаменов комиссии штата получают звание «дипломированной медсестры». Они также должны сдать Национальный квалификационный экзамен на дипломированную медицинскую сестру (National Council Licensure Examination-Registered Nurse, NCLEX-RN) для получения права (лицензию) на практику15. Функции: контроль за выполнением задач, поставленных перед лицензированными практикующими медсестрами (LPN), санитарами и медсёстрами. Имеют много часов клинического опыта до окончания учёбы. Специальность «дипломированная медсестра» – крупнейший сегмент рынка занятости – около 2,7 млн человек16. Уход за пациентами – основная обязанность всех медсестёр, но дипломированные медсёстры также работают в других областях: они помогают устанавливать методы сестринского дела, разрабатывают протоколы обеспечения качества медицинских услуг и проводят клинические исследования. Они могут иметь специальную квалификацию, которая требует дополнительного образования.
  3. Дипломированные медсестры передовой (продвинутой) практики ( Advanced practice registered nurses , APRNs) – это дипломированные (зарегистрированные) медсестры с продвинутым высшим образованием, знаниями, навыками и опытом применения. Иными словами, это – высококвалифицированные медсестры, которые могут рассчитывать заработки выше средней оплаты, поскольку по мере старения населения, пропорционально растёт спрос на высокопрофессиональных медицинских работников.
  4. Частнопрактикующая медсестра-специалист. ( Clinical Nurse Specialist ). Многие медсестры продолжают своё образование, добиваясь степени магистра или доктора в специализированной области. Они занимаются педиатрической, онкологической, психиатрической практикой. Медсестра-специалист, работающая с пациентами, оказывает непосредственную помощь пациентам и служит консультантом для сестринского персонала, уделяя особое внимание совершенствованию системы.
  5. Медсестра-преподаватель (медсестра-педагог) ( Nurse Educator ) – это дипломированная медсестра, обладающая повышенной квалификацией в сестринском деле и большой практикой. Она может обучать общему или специализированному курсу медсестёр и должна быть знакома со всеми последними методами и технологиями.
  6. Медсестра-акушерка ( Nurse Midwife ). Специалист, который оказывает медицинскую помощь на протяжении всего перинатального и послеродового периода. Медсестра-акушерка также предоставляет гинекологические услуги женщинам всех возрастов, может выписывать рецепты и играть ключевую роль в обучении пациентов.
  7. Практикующая медсестра. ( Nurse Practitioner ). Обязанности специалиста этой категории включают заботу об общем состояние здоровья пациентов на протяжении всей их жизни. Задачи состоят в проведении физических обследований, иммунизации и назначении лекарств и терапии.
15. Ibidem.

16. U.S. Bureau of Labor Statistics Healthcare Occupations, Op. cit.
34 Эти специалисты по своим направлениям осуществляют первичную медико-санитарную помощь, предоставляют медицинские услуги по охране психического здоровья, ставят диагноз и делают назначения; занимаются проведением исследований и просвещением общественности или других специалистов. К данной категории специалистов предъявляют требования непрерывного образовательного роста, они проходят периодическую переэкзаменовку для сохранения своего статуса, т.е. подтверждения своей квалификации.
35 Многие медсёстры добиваются добровольной сертификации по специальности с помощью профессиональных организаций и органов аттестации для того, чтобы продемонстрировать передовые знания и навыки в своей области медицинской практики.
36 В Соединённых Штатах существует много различных вариантов повышения квалификации и специализации медсестёр, включая университетские программы для получения степени магистра и доктора, а также программы обучения без присвоения образовательной степени и постоянно действующие учебные программы, которые предлагают университеты, больницы, ассоциации и другие учреждения.
37 Некоторые программы специализации медсестёр требуют получения лицензии штата в зависимости от уровня контакта с пациентами и от законодательства штата, где такая программа предлагается. Может также потребоваться обращение в Службу оценки дипломов об образовании (Credentials Evaluation Service) Комиссии по делам выпускников иностранных медицинских заведений с целью оценки их квалификации перед поступлением. Многие штаты предлагают ещё такую возможность как получение специальной ограниченной лицензии для учебных целей.
38 Программы сертификации старшей клинической сестры (Clinical Nurse Leader) и получение докторской степени в медсестринском деле (Doctorate in Nursing Practice) служат делу специализации медсестёр. Эта программа готовит медсестёр для контроля процесса по уходу за определённой группой пациентов и для участия в непосредственном уходе за пациентами в сложных ситуациях. Программа получения докторской степени предназначена для медсестер, желающих получить высшую степень в медсестринском деле, и предлагает альтернативу докторским программам, направленным на исследовательскую работу.
39 В целом, в США существуют следующие присуждаемые степени (degrees granted) в сестринском деле:
40

Законодательно-правовое регулирование

 

Правительства штатов регулируют медсестринскую деятельность: сфера практики определяется законами штатов и нормативно-правовыми актами, соблюдение которых находится в ведении Штатных советов по вопросам сестринского дела17.

17. Nursing in the United States. Available at: >>>>
41 Во многих штатах приняты законы «О модельной сестринской практике» и Правила модельного сестринского управления, созданные Национальным советом штатных советов по вопросам сестринского дела. Медицинские сёстры могут быть лицензированы (т.е. выдержать соответствующий экзамен) не только в одном штате, а в двух или нескольких при условии наличия между определёнными штатами договора о взаимном признании лицензирования. На этом основании медсёстры, которые получили разрешение в одном штате, могут практиковать в каждом из тех, кто присоединился к договору о взаимном признании лицензирования.
42 В большинстве штатов требуют, чтобы медсёстры, которые учились за пределами Соединённых Штатов, прошли или программу сертификации Комиссии по делам выпускников иностранных медицинских училищ (CGFNS International, Inc.), или Службы оценки дипломов об образовании перед сдачей Национального квалификационного экзамена на дипломированную медицинскую сестру (National Council Licensure Examination-Registered Nurse, NCLEXRN).
43 На федеральном уровне Национальный консультативный совет по вопросам образования и практики сестринского дела (The National Advisory Council on Nurse Education and Practice, NACNEP) консультирует Министра здравоохранения и социальных служб США и Конгресс США по вопросам политики по программам, относящимся к Разделу VIII (Title VIII) закона «О государственной службе здравоохранения» (Title VIII of the Public Health Service Act). Министр здравоохранения и социальных служб и Глава Управления по ресурсам и услугам в области здравоохранения (the Health Resources and Services Administration, HRSA) в соответствии с вышеуказанным законом отвечают за широкий круг мероприятий в поддержку сестринского образования и практики, которые включают:
44 • совершенствование медицинских кадров; • улучшение распределения и использования медсестёр для удовлетворения потребностей государства в области здравоохранения; • расширение знаний, навыков и возможностей медсестёр для повышения качества сестринской практики; • разработку и распространение улучшенных моделей организации; • финансирование и предоставление сестринских услуг; • поощрение междисциплинарных подходов к оказанию медицинских услуг, особенно в контексте общественного здравоохранения и первичной медико-санитарной помощи.
45

Будущее сестринского дела: рекомендации и планы перемен

 

Ещё в 2010 г. Институт Медицины (ИМ) (The Institute of Medicine,IOM) опубликовал знаковый доклад «Будущее сестринского дела: направляющие перемены, улучшение здоровья» (The Future of Nursing: Leading Change, Advancing Health), в котором была исследована роль медсестёр в быстро меняющейся сфере здравоохранения. Вскоре после его публикации Фонд Роберта Вуда Джонсона (The Robert Wood Johnson Foundation, RWJF) в партнёрстве с Американской ассоциацией пенсионеров (ААП) (The American Association of Retired Persons, AARP) запустили проект под названием «Будущее медсестёр – кампания за действие» (The Campaign for Action) (далее «Кампания».Н.Ш.).Следует помнить, что ААП – авторитетная некоммерческая, беспартийная организация, насчитывающая более 40 млн человек, крупнейшая в США, которая лоббирует интересы американцев в возрасте от 50 лет и старше.

46 С тех пор «Кампания» работала на национальном и штатном уровнях, добиваясь воплощения в жизнь рекомендаций Фонда Роберта Вуда Джонсона, который в 2014 г. обратился к Институту Медицины с просьбой создать комитет для оценки прогресса, достигнутого в реализации рекомендаций и определить области, на которых следует сосредоточиться в течение следующих пяти лет. Такой комитет был создан в рамках Института Медицины для изучения изменений в области сестринского дела с момента публикации вышеуказанного доклада.
47

В документе о ходе работы, опубликованном 4 декабря 2015 г. комитетом Института Медицины, были представлены конкретные предложения по устранению барьеров на пути к практике и оказанию медицинских услуг; модернизации образования; сотрудничеству и лидерству; и улучшения показателей здоровья18. Комитет подчеркнул, что «ни одна профессия, работающая в одиночку, не может удовлетворить сложные потребности пациентов и общин. Медсёстры должны совершенствовать навыки и компетенции в области лидерства и инноваций и сотрудничать с другими специалистами в области здравоохранения и реформаторами системы здравоохранения. Для продолжения прогресса в реализации рекомендаций доклада «Будущее сестринского дела» и для перемен в развивающемся ландшафте здравоохранения сообщество медсестёр, включая «Кампанию», должно создавать и укреплять коалиции с заинтересованными сторонами как внутри, так и за пределами оказания медицинских услуг пациентам»19.

18. Assessing Progress on the Institute of Medicine Report «The Future of Nursing», Institute of Medicine, December 2015. Available at: >>>> (accessed 08.12.2018).

19. Lynch, J. P. National nurse leader talks about the campaign’s progress, future plans. Available at: >>>> (accessed 08.12.2018).
48

В 2000-х годах численность медсестёр значительно прибавилась, а число дипломированных медсестёр увеличилось более чем на 500 тыс. человек (24,1%) и лицензированных (LPN) – более чем на 90 тыс. человек (15,5%). Рост численности медсестёр превысил рост населения США20. Число дипломированных медсестёр (RN) на душу населения увеличилось примерно на 14%, а лицензированных (LPN) – примерно на 6%. Из-за сильного роста числа новых участников выросло абсолютное число дипломированных медсестер в возрасте моложе 30 лет.

20. The U.S. Nursing Workforce: Trends in Supply and Education October 2013. Health Resources and Services Administration. Bureau of Health Professions National Center for Health Workforce Analysis. Available at: >>>> (accessed 08.12.2018).
49 Тем не менее, около трети персонала медсестёр относились к возрастной категории старше 50 лет21. Средний возраст медсестёр увеличился за десятилетие (2003–2013 гг.) почти на два года для дипломированных медсестер (RN) и на 1,75 года для лицензированных (LPN), что отражает старение в очень большой когорте медсестёр в возрасте от 41 года до 50 лет в 2000 г. В 2013 г. около 55% рабочей силы дипломированных медсестёр имели степень бакалавра или более высокую степень22.
21. The U.S. Nursing Workforce: Trends in Supply and Education, Op. cit.

22. Ibidem.
50 Необходимость модернизации сестринского дела в США была мотивирована принятым в 2010 г. законом «О доступном здравоохранении», в котором предусмотрены новые модели предоставления и оплаты медицинских услуг. Новый элемент заключался в акценте на коллективной работе, координации, межпрофессионального сотрудничества и профилактике – модели, в которую медсёстры могут внести большой вклад своими знаниями и практическим опытом. Действительно профессия медсестры оказывает огромное влияние на здравоохранение в стране, поскольку именно в руках медсестёр находится обеспечение качественных, ориентированных на пациента, и доступных медицинских услуг. «Кампания» и другие заинтересованные стороны работали над подготовкой медицинских кадров к новой жизненно важной роли.
51 Удаление препятствий для медицинской практики и ухода за пациентамиодна из ключевых рекомендаций. Предлагалось расширять масштабы практики для дипломированных медсестер/братьев передовой практики (Advanced Practice Registered Nurses, APRNs), т.е. высококвалифицированных медсестёр. Конечно, речь шла о наличии у них надлежащих степеней и уровня образования и обучения. По замыслу такой шаг способен обеспечить «медицинскими кадрами, необходимыми для удовлетворения растущих потребностей в медицинских услугах всё большее число людей, имеющих доступ к медицинскому страхованию, и обогатить уникальным опытом медицинскую помощь пациентам»23. Здесь чрезвычайно важно устранение практических ограничений и расширение сотрудничества между специалистами разных профессий, которые участвуют в медицинской практике, в интересах пациентов.
23. Assessing Progress on the Institute of Medicine Report. Op. cit.
52 Среди барьеров следует отметить нежелание врачей модернизировать медицинскую практику в соответствии с новым законодательством. По свидетельству Сьюзен Хасмиллер (Susan Hassmiller, RN, PhD), директора «Кампании за действие» Фонда Роберта Вуда Джонсона, усилия должны быть направлены на улучшение совместной работы с врачами, потребителями и другими лицами, которые понимают, что практика медсестер и ухода за больными будет совершенствоваться «только в том случае, если всем производителям медицинских услуг будет разрешено практиковать, используя весь свой опыт и знания. «На самом деле, у нас есть передовые врачи, которые чрезвычайно поддерживают нашу работу по модернизации сферы действия законов», – подчеркивает Сьюзен Хасмиллер. «Мне так грустно, когда я вижу миллионы долларов, потраченных в штатах, поскольку группы заинтересованных сторон сражаются друг с другом вокруг сферы действия законов о практике, но я думаю, что в конечном счёте победит то, что лучше для потребителей. Наш переход к ценностной системе здравоохранения с акцентом на особое внимание к командам позволит решить многие из этих проблем»24.
24. Lynch, J. P. Op. cit.
53 Эволюция образования. Трансформация в системе здравоохранения и в медицинской практике требует соответствующей модернизации сестринского образования: современность предъявляет требования более высокого уровня подготовки как на начальном этапе карьеры, так и на протяжении всего трудового периода. В рамках предложений, расширяющих образовательные возможности, выделены следующие направления:
54
  1. поддержка академического пути к степени бакалавра;
  2. способы создания и финансирования программы резидентства на основе перехода к практике;
  3. содействие получению докторских степеней;
  4. поддержка образования и обучения на стыках профессий в течении всей трудовой деятельности25.
25. Assessing Progress on the Institute of Medicine Report. Op. cit.
55 В соответствии с данными Американской ассоциации колледжей медсестёр (The American Association of Colleges of Nursing) значительное число медсестёр вновь возвращаются к учёбе для получения высшего образования. «Самое важное в этом процессе – изменение культуры». Медсестры говорят, что «они возвращаются в школу, и их радуют открывающиеся перспективы»26.
26. Lynch, J. P. Op. cit.
56 Что касается докторских степеней в сестринском деле, то программа Фонда Роберта Вуда Джонсона «Будущие учёные в сестринском деле» (The RWJF Future of Nursing Scholars) финансирует предоставление стипендий для развития лидерских качеств у медсестёр, заинтересованных в возвращении к продолжению образования. «Нам по-прежнему необходимы лидеры в инновационных программах в здравоохранении – медсёстры, которые будут заниматься исследованиями, разрабатывать продукты и вырабатывать решения, необходимые для улучшения нашей системы здравоохранения. Конечно, нам также нужны медсёстры, которые защитили кандидатскую диссертацию и намерены работать на факультетах»27, – подчеркнула Сьюзен Хасмиллер. Аргументы ясны: полноправное партнёрство в медицинской помощи, а также в попытках изменения политики, требует, чтобы медсёстры были в руководстве и участвовали в текущей реформе системы здравоохранения, в исследовательской работе, в процессе перевода исследований в практическую плоскость.
27. Ibidem.
57 В арсенале рекомендаций Комитета: «Кампании» следует уделить особое внимание расширению возможностей для сотрудничества между различными профессиями, связанными с оказанием медицинской помощи. Программа также должна поощрять медсестёр для работы на руководящих должностях, в том числе в системах здравоохранения, страховых компаниях, правительственных учреждениях и консультативных комитетах. Таким образом медсёстры смогут участвовать в реформировании системы оказания медицинской помощи и компенсации за предоставленные медицинские услуги28.
28. Assessing Progress on the Institute of Medicine Report. Op. cit.
58 «Кампания» объединила 21 организацию, которые работают совместно, для решения поставленной задачи – привлечь 10 000 медсестёр к участию в различных организационных советах к 2020 году29. Реализуется подход, при котором медсёстры участвуют во всех видах советов, относящихся к общественному здравоохранению.
29. Lynch, J. P. Op. cit.
59 По мнению американских специалистов, в стране существуют значительные пробелы в знаниях о численности и типах специалистов в области здравоохранения, о местах их работы, о характере их ролей. Между тем такие данные имеют решающее значение для поддержки новых моделей оказания медицинской помощи и улучшения ухода за пациентами. Комитет рекомендует улучшить сбор данных. Федеральное правительство и штаты также должны внести свой вклад, расширяя существующую деятельность по сбору данных, чтобы лучше оценивать и контролировать роль медсестер в сфере здравоохранения30.
30. Assessing Progress on the Institute of Medicine Report. Op. cit.
60 Сестринское дело: новые тенденции Смена гендерного профиля. С 1960 г. в США в рядах медицинских сестёр, в профессии, с чётко выраженным женским лицом, происходят разительные перемены. Речь идёт о неуклонном росте доли мужчин среди персонала медицинских сестёр, особенно дипломированных, с 2% до 13% в 2017 году31. Американские специалисты отмечают ряд характерных черт данного процесса:
  • Во-первых, мужчины «переключаются» на сестринское дело, переступив 20-летний возрастной порог, но, не пересекая 30-летний рубеж. Сестринское дело – это карьера, которую как мужчины, так и женщины часто начинают позже в жизни, отчасти потому, что можно стать сертифицированным специалистом среднего звена и без степени бакалавра. Причём увеличение числа мужчин-медбратьев было в целом более или менее равномерным по всей стране, хотя «чернокожие и испаноязычные мужчины и жители сельских районов реже» становились медсестрами, очевидно отражая более прочное влияние гендерных стереотипов в этой среде32.
31. Miller , C. and Fremson R . ‘Forget About the Stigma’: Male Nurses Explain Why Nursing Is a Job of the Future for Men // the New York Times, 04.01.2018. Available at: >>>> (accessed 08.12.2018).

32. Ibidem.
61
  • Во-вторых, «плохие условия раннего рынка труда и приток иммигрантов» «подталкивают» мужчин к выбору сестринского ремесла.
  • В-третьих, сестринское дело – сфера нетрадиционных квалифицированных рабочих мест для более четверти взрослых мужчин, находящихся за пределами рынка труда. Опыт медсестёр-мужчин позволяет найти путь к решению проблемы современности, т.е. подготовить рабочих к быстрому росту числа вакансий на рынке труда именно в этой профессии 33.
33. Munnich E. and Wozniak A. What explains the rising share of U.S. men in registered nursing? The Washington Center for Equitable Growth, 03.10.2017. Available at: >>>> (accessed 08.12.2018).
62
  • В-четвёртых, либерализация гендерных ролевых отношений создаёт соответствующую атмосферу, которая способствует завоеванию мужчинами сфер доминирующей «женской занятости». Работа медсестры привлекает, по свидетельству многих медбратьев, своим разнообразным характером, нравственной составляющей и гуманитарной направленностью. Так, бывший бизнесмен, который переквалифицировался на онкологического медбрата, выразил достаточно типичную точку зрения по поводу работы в сфере сестринского дела: «Забудьте о ярлыках. Зарплата – большая, возможности – бесконечные, и вы каждый день возвращаетесь домой, зная, что сделали что-то очень важное и доброе для кого-то другого»34.
34. Miller , C. Op. cit.
63 При этом американские исследователи отмечают, что такие факторы, как рост образовательного уровня, увеличение спроса на рабочую силу в сфере медицинского обслуживания и толерантные гендерные отношения, объясняют лишь половину расширения мужского сегмента на рынке труда медсестёр. «Это не наводнение, но это – изменение», – подчеркнули Абигайль Возняк и Элизабет Муннич, авторы статьи «Что объясняет растущую долю мужчин США в дипломированном сестринском деле?»35.
35. Munnich E. and Wozniak A. Op. cit.
64 По их мнению, самыми мощными «драйверами» были изменение экономики и расширение гендерных ролей. В частности, сокращение некоторых рабочих мест из-за автоматизации, жилищного кризиса, а также роста рабочих мест и заработной платы в здравоохранении. Занятость в сестринском деле растёт гораздо быстрее, чем в среднем в экономике США, а заработная плата постоянно увеличивается с 1980 г.: медианная заработная плата составляет 68450 долл., примерно столько же, сколько медианная зарплата работников, получивших высшее образование в целом. Медсёстры-мужчины чаще, чем женщины, работают в качестве медицинских работников скорой помощи, военных медсестёр или лаборантов, а также в неотложной помощи в медицинских стационарных учреждениях (больницах), а не в клиниках первичной помощи. Почти половина мест медсестёр-анестезиологов занята мужчинами, а это одна из самых высокооплачиваемых профессий медсестёр. Кроме того, иногда пациенты предпочитают медсестру определённого пола, в частности, мужского. Например, для такой процедуры как установка катетера, «некоторые мужчины чувствуют себя более комфортно, разговаривая открыто с другим мужчиной»36.
36. Miller , C. Op. cit.
65 Не последнюю роль сыграла активная кампания по привлечению мужчин в ряды сестринского дела, построенная с учётом психологических особенностей целевой аудитории. Так, Орегонский центр по уходу за пациентами (The Oregon Center for Nursing), начал привлекать мужчин и представителей национальных меньшинств к сестринскому делу в начале 2000-х годов. Была развернута маркетинговая кампания под лозунгом: «Настоящий ли ты мужчина, чтобы стать медсестрой?» (Are you man enough to be a nurse?), которая распространилась по всей стране. На плакатах медсёстры-мужчины держали сноуборды или были одеты в куртки для езды на мотоциклах, подчёркивая характер «настоящего» мужчины в предлагаемой профессии. «Это было просто переосмысление того, как мы описываем работу и фокусируемся на том, какой человек нужен, чтобы стать отличной медсестрой»37, – подчеркнула Дебора Бэртон (Deborah Burton), основательница выше упомянутого Орегонского центра и Главная медсестра в «Провиденс-Сент-Джозеф хелс» (Providence St. Joseph Health) национальной католической некоммерческой системе здравоохранения на Западе США, охватывающей семь штатов: Аляску, Калифорнию, Монтану, Нью-Мексико, Орегон, Техас и Вашингтон.
37. Ibidem.
66 Телемедсестринское дело (Telenursing). К новым направлениям сестринского дела относится использование телекоммуникаций и информационных технологий в сфере предоставления медицинских услуг в ситуации пространственной удалённости между пациентом и медсестрой. Уход за пациентами рассматривается в рамках телемедицины как использование технологий для оказания медицинских услуг пациентам, находящимся на удаленном расстоянии от лица, их предоставляющего. Это направление – часть телемедицины (или телездравоохранения), которая имеет множественные точки пересечения с другими медицинскими и немедицинскими дисциплинами, такими как теледиагностика, телеконсультирование, телемониторинг и т.д. Таким образом, в эту сферу входят телеуправление, телездравоохранение и уход за пациентами. Медсестры, которые практикуют телездравоохранение, используют технологии, такие как веб-камеры, Интернет, телефонные линии и другие средства для обеспечения ухода дистанционно. Уход по системе «телездравоохранение» рассматривается в США как эффективный способ, несмотря на свою удаленность от пациента.
67 Телеуход за пациентами развивается быстрыми темпами во многих странах, включая США, что обусловлено рядом понятных объективных обстоятельств. Прежде всего, это стремление оптимизировать расходы на здравоохранение. А кроме того, такой подход обусловлен ростом населения пожилого возраста и хронических пациентов в том числе. Расширение масштабов географии обслуживания населения медико-санитарной помощью означает проникновение её в отдаленные уголки в сельские и небольшие или малонаселенные районы. Среди многочисленных преимуществ телездравоохранения телемедсестринству (telenursing), как его интегральной части, принадлежит важная роль. А именно: телемедсестринство может решить проблему дефицита кадров этого звена; сократить расстояния и сэкономить время в пути; позволит не держать пациентов долгое время в стационаре. Кроме того, как свидетельствуют американские исследователи, более высокую степень удовлетворенности работой среди сообщества профессиональных медсестер выражают именно телемедсестры (telenurses).
68 Уход по телеуправлению можно проводить в любом месте, если оно оснащено соответствующей техникой и технологией. Медсестры могут использовать технологии для проведения сеансов телеухода в их домах, в кабинетах врачей, в тюрьмах, а также в клиниках и больницах. В чрезвычайных ситуациях медсестры со всего мира могут участвовать в «сортировке» пациентов по телефону.
69 «Телефонная сортировка». Клиницисты выполняют оценку симптомов, задавая подробные вопросы о болезни или травме пациента. Задача клинициста заключается в подтверждении или опровержении срочных симптомов. Они могут использовать распознавание образов и другой процесс решения проблемы. Сортировка пациентов требует от врачей определения степени критичности наблюдаемых симптомов в качестве угрозы для жизни пациента. Это может включать в себя обучение и консультирование клиентов, и создание безопасных, эффективных и соответствующих распоряжений по телефону. Телефонная сортировка происходит в разнообразных условиях: от скорой помощи до обработки вызовов в крупных центрах, офисах врача, клиниках, медицинских центрах по подготовке студентов и в хосписах.
70 Медсёстры могут контролировать уровень кислорода в организме пациента, сердечный ритм, дыхание, уровень глюкозы в крови и многое другое на расстоянии. Пациенты могут сами обращаться к своим медсёстрам через систему «телездравоохранения» для получения медицинской помощи. Медсёстры могут инструктировать пациентов о том, как бинтовать рану или лечить незначительный ожог. Пациенты обычно находят своих медсестёр телемедицины через свою организацию «управляемого» здравоохранения. В США существуют организации медицинской помощи, которые относят к вариантам «управляемого» здравоохранения из-за наличия в них элементов регламентации действий пациента и производителя медицинских услуг.
71 Медсестры должны контролировать и регулировать доступ пациентов к системе. В большинстве случаев цель заключается в сокращении числа поездок пациентов в пункты неотложной помощи, что обходится слишком дорого. После стихийного бедствия может случиться так, что уход за больными с помощью телездравоохранения станет единственным вариантом, доступным для тех, кто имеет незначительные травмы.
72 Уход за пациентами должен выполняться быстро и эффективно в обстоятельствах затрудненного физического состояния пациента. Дооперационную и послеоперационную помощь можно вводить с помощью медсестры телемедицины. Медсёстры также могут продолжать развивать лучшие практики для конкретных обстоятельств по мере их возникновения.
73 Медсестры телемедицины должны иметь диплом и лицензию медсестры, которая соответствует федеральным стандартам, а также и нормам штата. США признают, что наличие компакт-лицензии у медсестры позволяет дипломированным медсёстрам практиковать во всех штатах-участницах договора о взаимном признании лицензирования. Все медсёстры телемедицины должны соответствовать стандартам предоставления медицинских услуг, которые отвечают критериям, разработанным Американской ассоциацией медсестёр (The American Nurses Association, ANA) для обеспечения безопасности и качества услуг. Кроме ANA конкретные стандарты телездравоохранения доступны в Американской академии амбулаторных медицинских сестёр. Имеются международные стандарты в области телеуправления, которые применимы к медсёстрам в США, Канаде и почти в 130 других странах. Они могут быть получены через Международный совет сестринского дела (The International Council of Nursing, ICN).
74 *** Интерес к проблемам, связанным с состоянием здравоохранения в стране, получил дополнительный стимул в год промежуточных выборов. Ряд последних национальных опросов свидетельствует о том, что тема медико-санитарной помощи разместилась среди «лучших» вопросов для избирателей в промежуточной избирательной кампании в ноябре 2018 года.
75

Большинство американцев – сторонников как Демократической, так и Республиканской партий считают, что в ноябрьских промежуточных выборах 2018 г. вопросы здравоохранения были весьма актуальны для выражения поддержки баллотирующимся кандидатам. В частности, опрос Фонда семьи Кайзера (The Kaiser Family Foundation) исследовал проблему: насколько важны позиции кандидата по конкретным вопросам здравоохранения для избирателей. Эксперты фонда пришли к выводу, что сохранение запрета на отказ со стороны страховых компаний в услугах тем, у кого имелись заболевания до покупки страхового полиса, т.е. американцам «с медицинской предысторией», как это сказано в законе о доступном здравоохранении 2010 г., «по-видимому, основательно тревожит опрошенных»38. Опрос показал, что широкой поддержкой пользуется сохранение положения о запрете медицинской предыстории при страховании. Имеется ввиду закон «О защите пациентов и доступном здравоохранении 2010 г.)» (The Patient Protection and Affordable Care Act of 2010 ), известный под названием «Обамакэр» (Obamacare), согласно которому страховым компаниям запрещается отказывать в услугах тем, у кого имелись заболевания до покупки страхового полиса. Американцев с уже существующей «медицинской предысторией» больше не могли лишить медицинского страхования, были аннулированы также положения о лимитах страхового покрытия, касающиеся продолжительности жизни и ограничений на выплаты по страховке в течении года. 63% избирателей оценивали позицию кандидата в отношении постоянной защиты людей с уже существующими медицинскими предысториями как «самую важную» или «очень важную». Защита этих положений закона высоко оценивалась избирателями по партийной принадлежности. 74% избирателей, поддерживающих демократов, 64% – независимых и 49% – республиканских кандидатов, заявляли, что позиция кандидата по этому вопросу является либо «самым важным фактором» для их выбора, кому отдать голос, или «очень важным, но не самым важным фактором. Очевидно, что позиция кандидата в отношении постоянной защиты людей с ранее существовавшими болезненными состояниями при страховании – главная проблема медико-санитарной помощи для респондентов независимо от партийной принадлежности. Точка зрения по этой проблеме также главная тема кампании для избирателей, живущих в районах со смешанными партийными предпочтениями (61%). Опросы выявляют острую озабоченность избирателей в отношении других тесно связанных вопросов здравоохранения. Выше упомянутый опрос Фонда семьи Кайзера обнаружил, что почти две трети (64%) респондентов выступают против отмены Верховным Судом положения закона «О доступном здравоохранении» о запрете на отказ со стороны страховых компаний на основании существовавшей «медицинской предыстории»39.

38. Kaiser Health Tracking Poll - July 2018: Changes to the Affordable Care Act; Health Care in the 2018 Midterms and the Supreme Court. KFF, 25.07.2018. Available at: >>>> (accessed 08.12.2018).

39. Most Americans – Across Parties – Say 2018 Candidates’ Position on Pre-Existing Condition Protections Will Matter to Their Vote; Do Not Want Supreme Court to Overturn These ACA Protections. KFF, 25.07.2018. Available at: >>>> (accessed 08.12.2018).
76 Медицинские сёстры/братья работают в различных условиях и в разнообразных областях, являясь ведущими поставщиками медицинских услуг. Миллионы американцев обращаются к медсестрам за медицинскими услугами в рамках первичной медико-санитарной помощи. В то время как большинство медсестёр работают в условиях неотложной помощи, таких как стационарные лечебные заведения, их опыт и навыки выходят далеко за пределы больничных стен. Работая самостоятельно и в сотрудничестве с другими специалистами-медиками, медсёстры способствуют сохранению и поддержанию здоровья американского населения.
77 Медсестры играют важную роль в оказании помощи тем, кто проживает в учреждениях длительного ухода (домах для пожилых американцев). Многие люди посещают практикующую медсестру, которая для них основной лекарь. Беременные женщины часто предпочитают медсестру-акушерку в качестве поставщика медицинских услуг во время беременности и родов. И каждый день в операционных залах по всей стране медсестры-анестезиологи обеспечивают пациентам при операциях безопасную анестезию.
78 В настоящее время происходит активная смена гендерного профиля профессии «медсестра», в которой женщины постепенно перестают быть доминирующим монолитом. В ряды сестринского дела вливаются мужчины. Этот процесс имеет много граней, а среди его положительных аспектов – приспособление к новым реалиям на рынке труда, что способствует созданию социально адекватного ответа на потребность американского населения в медицинских услугах со стороны сегмента пожилых граждан страны, относящихся к поколению «бэби-бума».
79 Сообщество медицинских сестёр выполняет функцию просветителей в области здравоохранения – важнейшее связующее звено в поддержании передовой системы охраны здоровья американцев, к ним обращаются за консультациями по вопросам здравоохранения. Они фактически руководят отраслью, являются исследователями и работают над трансформацией профессии «медсестра», которая оказывает мощное воздействие, обеспечивая качество медицинской помощи, ориентированной на пациента.
80 Принято считать, что «медицинская сестра» – это специалист со средним специальным медицинским образованием в области сестринского дела, относящийся к среднему медицинскому персоналу, является младшим персоналом по отношению к специалисту-врачу. Применительно к медсестринской практике США подобное определение явно неадекватно, оно не отражает в полной мере суть феномена, т.е. профессии медсестры. В последние десятилетия изменения в сфере образования заменили более практическую направленность обучения структуры обычной подготовки. Образование медсестры сегодня подразумевает более широкую осведомлённость в других дисциплинах, смежных с медициной, часто с наличием межпрофессионального компонента, и использованием результатов исследований при принятии клинических и управленческих решений.
81 Сегодня эта профессия требует высшего уровня образования. В рядах сестринской профессии всё меньше остаётся медсестёр/медбратьев со средним специальным образованием, вынашиваются планы к 2020 г. повысить образовательный уровень до высшего в целом по этой профессии. В частности, была поставлена конкретная цель – увеличить долю медсестер со степенью бакалавра до 80% к 2020 году40.
40. The U.S. Nursing Workforce: Trends in Supply and Education, Op. cit.
82 Сестринское дело в США продолжает развиваться в направлении совершенствования компетенций и навыков в области лидерства и инноваций. Укрепляется сотрудничество с другими специалистами, соприкасающимися с областью оказания медицинской помощи и реорганизации системы здравоохранения. По прогнозам, роль медсестёр в области телемедицины будет расти в будущем. Создание и укрепление коалиции с заинтересованными сторонами как внутри, так и за пределами сестринского дела – ещё один предлагаемый инструмент для достижения цели по улучшению доступа к качественному медицинскому обслуживанию для всех американцев. Одним словом, медицинское обслуживание продолжает оставаться незаменимой социальной услугой и сервисом для американского населения, находясь в центре политической жизни и борьбы в избирательных гонках за голоса электората.

References

1. U.S. Department of Health and Human Services, Health Resources and Services Administration, Bureau of Health Workforce, National Center for Health Workforce Analysis. 21.07.2017. National and Regional Supply and Demand Projections of the Nursing Workforce: 2014-2030. Rockville, Maryland. Available at: https://bhw.hrsa.gov/sites/default/files/bhw/nchwa/projections/NCHWA_HRSA_Nursing_Repor.pdf (accessed 08.12.2018).

2. The National Nursing Database. A Profile of Nursing Licensure in the U.S. Available at: https://www.ncsbn.org/national-nursing-database.htm (accessed 08.12.2018).

3. Medsestrinskaya praktika. Doklad komiteta ehkspertov VOZ // Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya, Zheneva, 1996. 51s. Available at: http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/38190/WHO_TRS_860_rus.pdf?sequence=2&isAllowed=y (accessed 08.12.2018).

4. American Nursing: An Introduction to the Past. The University of Pennsylvania School of Nursing. Available at: https://www.nursing.upenn.edu/nhhc/american-nursing-an-introduction-to-the-past/ (accessed 08.12.2018).

5. History of American Women. First Women Nurses. Available at: http://www.womenhistoryblog.com/2014/07/first-women-nurses.html (accessed 08.12.2018).

6. Ibidem.

7. Egorova A. O medsestrinstve v SShA. (Potok mysli). Available at: https://anna-egorova.livejournal.com/814375.html?thread=12576551#t12576551 (accessed 08.12.2018).

8. Ibidem.

9. U.S. Bureau of Labor Statistics. Healthcare Occupations. Available at: https://www.bls.gov/ooh/healthcare/print/home.htm (accessed 08.12.2018).

10. So You Want to Be a Nurse — But What Type? Explore Health Careers.org. 15.05.2017. Available at: https://explorehealthcareers.org/nursing-types/ (accessed 08.12.2018).

11. U.S. Department of Health and Human Services, Op. cit.

12. So You Want to Be a Nurse, Op. cit.

13. Ibidem.

14. U.S. Department of Health and Human Services, Op. cit.

15. Ibidem.