The main approaches to implementing of anti-crisis measures in small towns in rural regions of the United States
Table of contents
Share
Metrics
The main approaches to implementing of anti-crisis measures in small towns in rural regions of the United States
Annotation
PII
S207054760000058-0-1
DOI
10.18254/S0000058-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Oleg Ovchinnikov 
Occupation: Head of the Center of agrarian problems
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract
Significant differentiation of socio-economic development of rural areas of the United States over the past decades has led to the emergence of depressive rural communities as well as entire territories. The main theoretical approaches of anti-crisis measures based on certain development strategies have been theoretically worked out and tested in some rural communities. The state provides all possible assistance in the implementation of these strategies, established rural development policy, separate direction of social economic policy, and creating a set of constantly improving specialized programs. These measures provide the basis on which a set of anti-crisis measures can be implemented in depressed communities. However, still a number of problems that reduce the effectiveness of measures to address the problem of eliminating depressed rural communities exist.
Keywords
Rural regions of the United States, a depressed rural community and the territory development strategy for rural communities, policies and programs of rural development, Ministry of agriculture, problems of rural areas
Received
29.12.2018
Date of publication
31.12.2018
Number of characters
54403
Number of purchasers
3
Views
676
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

1 На протяжении всего послевоенного времени в экономике сельских регионов США формировались тенденции, которые привели к существенной дифференциации социально-экономического состояния различных сельских территорий. Одним из факторов этого процесса стало существенное снижение роли традиционно «сельских» отраслей – сельского, лесного и рыбного хозяйств, а также добычи полезных ископаемых, – в качестве основы сельской экономики. На многих сельских территориях в статусе основных их заменили другие виды хозяйственно-экономической деятельности. Описанная тенденция привела к тому, что, в зависимости от превалирующего экономического базиса, отдельные сельские районы приобрели свою «специализацию». Первые попытки соответствующей классификации сельских сообществ приходятся на начало 1970-х годов, - период формирования мер политики сельского развития (ПСР), призванной, с целью роста своей эффективности, учитывать такие различия. Уже тогда, в отдельную группу были выделены сельские сообщества, получившие название «депрессивных».
2 Наличие депрессивных, т.е. находящихся в кризисе, сообществ (поселений, небольших городов, графств) и целых сельских территорий, вызвало к жизни появление рекомендаций по реализации антикризисных мероприятий, а также алгоритмов оценки их эффективности. Кроме того, за прошедший с начала реализации мер ПСР период, был накоплен богатый опыт осуществления антикризисных мер в сельских сообществах. Опыт как позитивный, так и неудачный, который, впрочем, также использовался в целях совершенствования соответствующих мер ПСР.
3

Основные подходы, структура и принципы формирования антикризисных мероприятий

 

Социально-экономическое состояние каждого сельского сообщества определяется набором объективных условий его жизнедеятельности. Этот «набор» в экономической литературе отождествляется с понятием, обозначаемым английским словом wealth, которое можно перевести как «благо», «благосостояние» или «благополучие». В литературе отсутствует устоявшееся определение этого понятия, но предлагается несколько определений1. Одни исследователи, при этом, делают акцент на стоимости рыночных (marketable) активов, другие включают в понятие все активы, независимо от возможности их количественной оценки. На наш взгляд, наиболее удачным является определение «благосостояния» как совокупности всех активов (независимо от возможности их количественной оценки), которые могут внести вклад в благополучие сообщества, за вычетом обязательств этого сообщества.

1. John Pender, Alexander Marré, and Richard Reeder. Rural Wealth Creation Concepts, Strategies, and Measures. – ERS\USDA, ERR-131, March 2012, рр.2-23.
4 Под упомянутыми активами понимаются различные виды «капитала», которые принадлежат местному сообществу, достаточное наличие и применение которых позволяет увеличивать «благосостояние» сообщества. К числу таких капиталов относятся человеческий (human); финансовый (financial); интеллектуальный (intellectual); социальный (social); природный (natural); культурный (cultural); политический (political) и другие.
5 Заметим, что систематизация имеющихся в сообществе капиталов – непростая задача, так как подобно понятию «благосостояние сообщества» не является устоявшейся в современных социально-экономических науках. То же, отчасти, касается определения отдельных видов капитала. Однако, как показывает практика, в целях построения стратегии развития сельского сообщества допустимым, как правило, является некоторое упрощение его структуры и определений. С учетом этого, в табл. 1 приведена краткая характеристика каждого вида капитала.
6 Нетрудно заметить, что совокупный капитал, принадлежащий местному сельскому сообществу, весьма разнообразен, но может быть разделён на две большие группы – овеществлённый и неовеществлённый. При этом выявить приоритет одной группы перед другой или одного вида капитала перед другим не представляется возможным – всё зависит от конкретных условий, в которых находится сообщество. Например, иногда значимость «актива» настолько велика, что почти автоматически стимулирует его коммерческое «освоение», а это «по инерции» выводит сообщество в зону «благополучия». Примером такого актива является природный капитал в виде благоприятных природно-климатических условий данной местности. В других случаях, при отсутствии значимых овеществлённых капиталов в местном сообществе, на первый план выходят человеческий, культурный капитал сообщества. Под ними, в первую очередь, подразумевается наличие профессиональной и креативной команды управленцев, способной выявить скрытые резервы депрессивного сообщества, эффективно решать комплексные задачи трансформации его социально-экономической жизни. Кроме того, не менее важной является соответствующая социальная среда (качество населения данного сообщества), способная откликнуться и поддержать проводимые мероприятия. Заметим, что отсутствие двух последних условий, как правило, сводит на нет преимущества наличия в сообществе других важных видов капиталов, таких как, например, физического, финансового и политического.
7 В каждом конкретном случае при разработке стратегии экономического роста сообщества должен производиться взвешенный анализ имеющихся в нём ресурсов (капиталов).
8 Таблица 1 Характеристика основных видов активов (капиталов) сельского сообщества
Физический капитал Совокупность основных средств, используемых в качестве средств производства (здания и оборудование), объекты инфраструктуры (дороги, мосты, телекоммуникационные сети и т.п.)
Природный капитал Совокупность возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, которые используются при производстве товаров и услуг (вода, земля, минералы, флора и фауна)
Финансовый капитал Деньги или прочие финансовые активы (которые могут быть быстро превращены в деньги), например, акции, облигации, и т.п.
Человеческий капитал Нематериальный актив, характеризующий творческо-интеллектуальный потенциал населению данного сообщества, который есть производное от уровня знаний (образования), навыков, телесного здоровья, и т.п. что прямо или косвенно может содействовать росту денежных доходов сообщества
Социальный капитал Нематериальный актив, представляющий совокупность норм доверия и поведения, присущую социуму местного сообщества, которые определяют характер социального взаимодействия и позволяют членам местного сообщества координировать свои действия, достигая, таким образом, поставленных целей
Культурный капитал Включает широкий спектр активов, как овеществлённых (например, объекты культурного назначения), так и неовеществлённых (совокупность способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, используемых в процессе осуществления социальной деятельности). В определённой степени пересекается с человеческим капиталом
Политический капитал Нематериальный актив, который характеризует степень связи данного местного сообщества с представителями вышестоящей власти, что обусловливает способность влиять на распределение различных ресурсов в пользу сообщества
9 Использование активов (капиталов), принадлежащих сообществу, приводит к получению «дохода» – совокупности материальных и нематериальных благ, используемых проживающим в сообществе населением на потребление. В то же время часть полученного дохода должна быть использована на приращение активов (капитала), что является залогом роста объёма благ, которые в будущем могут быть использованы сообществом (его членами) на личное потребление. Таким образом, изменение благосостояния сообщества определяется разницей между «доходом» и «потреблением». В случае если «потребление» превышает «доход», благополучие сообщества со временем уменьшается. Но если часть дохода используется на компенсацию затрат капитала и его приращение, благосостояние сообщества в перспективе будет иметь тенденцию к росту. Практически это означает необходимость направления местным сообществом части растущего дохода на поддержание и развитие социально-экономической инфраструктуры – дорог, коммунальных систем, учреждений образования, здравоохранения, объектов рекреации и т.п.
10 Наличие в сообществе достаточного количества и надлежащего качества капитала является необходимым, но не достаточным условием для инициирования экономического развития сообщества. Для достижения этой цели необходим комплекс мер – план по задействованию имеющегося в сообществе потенциала. Такой план получил название «стратегия роста благосостояния сельского сообщества», т.е. его экономического развития (Economic Development Strategy). В зависимости от типа используемого капитала (или сочетания капиталов), способа приращения капитала (за счёт внутренних или внешних ресурсов) и прочих факторов, различают несколько наиболее распространенных стратегий экономического развития, в том числе:
11 1. Традиционные стратегии, основанные на: - развитии сектора добычи полезных ископаемых;- привлечении (создании новых) промпредприятий;- развитии региональных центров;- развитии спальных районов;- использовании существующих природных достопримечательностей.
12 2. Нетрадиционные стратегии, основанные на:- развитии предпринимательства (особенно малого) и инноваций;- создании промышленных кластеров;- привлечении креативного класса (см. табл. 2).
13 Таблица 2 Перечень и особенности стратегий экономического роста сельских сообществ
Наименование стратегии Основное назначение стратегии Места, наиболее приемлемые для стратегии
1 Традиционные
1.1 Привлечение промышленных предприятий Привлечение традиционных ориентированных на экспорт предприятий, используя налоговые и прочие льготы Места с низкоквалифицированной и дешевой рабочей силой, хорошим транспортным сообщением к рынкам сбыта и источникам сырья
1.2 Региональные центры Организация центров розничной торговли и предоставления услуг. Работники и потребители привлекаются из близлежащих сообществ Места, занимающие центральное географическое расположение в данной местности, имеющие хорошее транспортное сообщение с другими сообществами региона
1.3 Спальные сообщества Организация анклавов проживания населения, работающего в больших городах (спальные районы) Места, расположенные рядом с большими или растущими городами, имеющие хорошее транспортное сообщение, образовательную инфраструктуру (школы), благоприятные в экологическом аспекте
1.4 Основанные на природных достопримечательностях (Amenity-based) Развитие условий для развития туристического бизнеса, а также для проживания сезонных мигрантов и пенсионеров Расположены в местах благоприятных в природном и экологическом отношении, с развитой культурной инфраструктурой, хорошим транспортным сообщением с местами массового проживания
2 Нетрадиционные
2.1 Кластеры малого бизнеса (Small Business Growth and Entrepreneurship) Организация кластеров – сосредоточения представителей малого бизнеса. Достигается путем введения ряда разнообразных стимулирующих мер: возможность образования, получение налоговых льгот, технической (консультативной) поддержки. Предполагается наличие ориентированной на бизнес банковской инфраструктуры Возможны в любом сельском сообществе, при наличии (создании) соответствующей инфраструктуры
2.2 Инновационные (Innovation and knowledge) Организация инфраструктуры для всемерного использования возможности местных образовательных и технологических ресурсов бизнесом Любое место при наличии научно-образовательных учреждений и организаций в области НИОКР
2.3 Креативного класса (Creative class) Организация инфраструктуры для компактного проживания представителей творчески ориентированного населения; оказание им помощи в образовании или развитии бизнеса Места с природными достопримечательностями, вблизи больших городов с концентрацией малого бизнеса и самозанятых граждан
14 Следует отметить, что ни одна из перечисленных стратегий экономического роста и создания более высокого уровня благополучия не «работает» сама по себе в полной мере. Найти наилучшую, подходящую для конкретного сельского сообщества стратегию развития – важнейшая, непростая, однако далеко не единственная задача, которую предстоит решить её организаторам. Полностью раскрыть имеющийся потенциал сообщества можно лишь при использовании комплексного стратегического планирования. Такое планирование должно учесть ряд особенностей, иногда специфических, присущих каждому конкретному сельскому сообществу. Следует отметить, что стратегическое планирование ещё в начале 1990-х годов было введено в обязательную практику работы всех органов федеральной власти США.
15 Одной из важных задач в ходе стратегического планирования является учёт такой важной особенности инвестиционных проектов, как дополнение эффекта от инвестиций в различные виды капитала друг друга. Это, в частности, эффект синергии, когда инвестирование в один вид капитала вполне может увеличить отдачу инвестиций в другой капитал. Именно поэтому координация различных инвестиций является важным условием высокой эффективности проектов развития в целом.
16 При создании стратегии развития сообщества чрезвычайно важным является также всемерный учёт последствий, возникающих вследствие инвестиционной активности, для окружающей среды, социальной сферы и т.д. Так, например, рост сбора местных налогов вследствие усиления экономической активности в сообществе, позволяет получить больше средств для общественных инвестиций в социально-экономическую инфраструктуру (школы, дороги, объекты рекреации и пр.). Это, в свою очередь, стимулирует привлечение новых инвестиций, создавая тем самым залог будущего «благополучия». С другой стороны, истощение, например, подземных вод, в случае размещения ресурсозатратных производств, может создать их дефицит и отрицательно отразиться на будущей инвестиционной привлекательности данной местности.
17 При разработке стратегии развития сообщества следует помнить, что любые инвестиции сопряжены с экономическим риском. Одним их действенных способов снижения этих рисков является диверсификация инвестиционного портфеля. Чем больше диверсификация местной экономики, чем меньше она зависит от рынков товаров и услуг, а также ресурсной базы, тем эффективнее управляются риски, возникающие в результате изменения экономической конъюнктуры.
18 Кроме диверсификации экономики сообщества, позитивным для минимизации риска инвестиций может считаться его интеграция с региональной экономикой или привлечение бизнеса, «работающего» на национальном или мировом уровне.
19 Безусловно, стратегия развития каждого конкретного сельского сообщества по-своему уникальна, как неповторим набор активов (капиталов), которыми оно располагает. Ниже рассмотрен весьма удачный пример (подобные примеры иногда называются «истории успеха» – success story) реализации стратегии экономического развития в сравнительно небольшом сельском сообществе.
20

Город Куинси: история успеха, экономическое чудо или пример спланированного развития?

 

Приведённый ниже пример небольшого сельского городка Куинси (Quincy) в штате Вашингтон на западе США является образцом использования ряда факторов, способствовавших его расцвету за достаточно короткий период времени. Данный пример выбран по простой причине – автор посетил Куинси во время поездки по кризисным сельским территориям страны в 2007 г. и остался под большим впечатлением от тех значительных перемен, которые уже тогда имели место в его экономике и социальной сфере.

21 Куинси в качестве городского поселения был основан в 1907 г. на трансконтинентальной железной дороге примерно в 200 км от Сиэтла, крупнейшего города штата. Расположен в долине с одноименным названием (Quincy Valley), имеющей плодородные почвы, однако находящейся в зоне с засушливым климатом. Вследствие этого, сельское хозяйство, изначально бывшее основой экономики этого региона, было рискованным, весьма зависящим от капризов природы.
22 Долгое временя этот населенный пункт пребывал в застойном состоянии, о чём отчасти может свидетельствовать статистика численности его населения. Так, почти за 40 лет с момента основания, она выросла всего на 20% (с 260 до 320 человек). Первый всплеск экономической активности пришёлся на 50-е годы прошлого века. Именно в этот период, после ввода в 1948 г. в эксплуатацию недалеко от города крупной гидроэлектростанции, а также благодаря государственной программе мелиорации земель, в долине Куинси были устроены наземные ирригационные системы. Перевод местного земледелия на орошение привёл к росту разнообразия производимых сельскохозяйственных культур, а также существенному увеличению их валовых сборов. В настоящее время на орошаемых землях производятся сладкая кукуруза, картофель, бобы, огурцы, морковь, прочие овощи. Тогда же появились первые предприятия по переработке этой продукции. Всё это способствовало росту экономической активности, и, соответственно, численности населения Куинси – за 20 лет (с 1940 г. по 1960 г.) численность выросла почти в 10 раз и составила около 3300 человек). Однако затем снова начался период «застойной стабильности». Так, в течение 1960–1990 гг. численность населения города выросла всего на 14%, существенно (на 30-40%) отставая от аналогичного показателя по стране. Город так и остался бы обычным посёлком в аграрной местности, если бы не стратегия его развития, с которой новая команда управленцев пришла в администрацию города во второй половине 1990-х годов. Именно тогда в городе начались преобразования, которые привели к существенному росту экономической активности. В результате, вот уже третье десятилетие подряд темпы прироста численности населения Куинси превышают средние по стране в 2,0–3,5 раза, а население практически удвоилось за последние 30 лет, составив в 2016 г. около 7,4 тыс. человек2. Впрочем, основной результат новой стратегии развития Куинси состоит не в этом, а в том, что на месте провинциального сельского сообщества за относительно короткое время апробирована и построена модель сообщества с опережающим социально-экономическим развитием.
2. По данным переписей США. >>>> Accessed November 3, 2018.
23 Какие же мероприятия были осуществлены, какие резервы были задействованы, и что в конечном итоге привело к местному «экономическому чуду»?
24 Прежде всего, перечислим какими активами, в приведённом выше определении – капиталами, располагал город и территория, окружающая его.
25 Во-первых, безусловно, это плодородные земли долины Куинси, возможности аграрного производства на которых значительно выросли после устройства там в начале 1950-х годов оросительных систем.
26 Во-вторых, пользователям на территории Куинси доступна дешевая электроэнергия. Так, цена одного киловатт-часа электроэнергии для промышленных нужд составляла в октябре 2018 г. в среднем 3,3 цента (2,1 руб. в расчёте по текущему курсу), а для населения – 4,85 цента (3,2 руб.). Для сравнения, в Сиэтле, крупнейшем городе штата, расположенном в 200 км от Куинси, эти цены составляли 6,0 (3,9) и 7,75 (5,0) соответственно, то есть были на 60–80% выше3. Электроэнергию в Куинси поставляет Общественный энергетический округ №2 графства Грант (Public Utility District No.2 of Grant County) – общественная энергетическая компания, по существу кооператив пользователей электроэнергии, владеющая на реке Колумбия двумя дамбами с устроенными на них гидроэлектростанциями.
3. Electricity Local. Local Electricity Rates & Statistics. Comprehensive Local Electricity Guide. Available at: >>>> Accessed November 1, 2018.
27 В-третьих, недалеко от города, среди живописных, покрытых лесами отрогов Каскадных гор протекает река Колумбия. Возможности этих мест для активного отдыха, охоты и рыбалки весьма значительны.
28 В-четвёртых, город расположен на транспортных магистралях федерального значения. Непосредственно через город проходит трансконтинентальная железная дорога, построенная ещё в XIX веке и ведущая из Сиэтла на берегу Тихого океана на восток через Чикаго к Атлантическому побережью страны. Примерно в 10 км от города проходит автотрасса федерального значения (Interstate 90), протянувшаяся через всю страну – от Сиэтла через бескрайние равнины Среднего Запада, вдоль побережья Великих озёр к Бостону на Атлантическом побережье.
29 В-пятых, к настоящему времени в регионе Куинси расположены два средних специальных учебных заведения (колледжа) – в самом городе и на расстоянии 55 км от него, а также на расстоянии примерно 75 км – Университет Центрального Вашингтона (Central Washington University), основанный ещё в конце XIX века в городе Елленсбург (Ellensburg).
30 Располагая этим капиталом, во второй половине 1990-х годов в сельском сообществе Куинси были начаты мероприятия по развитию его социально-экономической инфраструктуры. Проводились они в двух основных направлениях.
31

Первым направлением экономического развития было привлечение на территорию города нового бизнеса. В местном сообществе к этому времени уже существовала, созданная ещё в 1944 г. для налаживания внешних деловых отношений Торговая палата долины Куинси (Quincy Valley Chamber of Commerce) – своеобразная ассоциация представителей местного бизнеса. Однако для решения новых задач её было недостаточно. В городе и его окрестностях в начале нулевых годов был создан первый бизнес-парк (сейчас их пять), а для управления им – управляющая компания «Порт Куинси» (Port of Quincy), однако с более широкими, чем обычно, полномочиями. Последние включают в себя не только стандартные функции управления коммунальной и прочей инфраструктурой бизнес-парков, но также популяризацию проекта, привлечение новых резидентов, организацию сопутствующих основному проектов обучения работников, организации рекреационной инфраструктуры и т.п. Более подробно о «Порт Куинси» и его деятельности можно ознакомиться на сайте организации4, а также на её странице в Facebook.

4. Port of Quincy, Washington. Where Business Moves. Available at: http://www.portofquincy.org
32

В течение последних 20 лет на территории сообщества разместили и / или расширили свои производства складские, транспортные и прочие мощности и сопутствующую инфраструктуру несколько десятков компаний. Среди них такие всемирно известные, как «КонАгра» (переработка плодоовощной продукции и картофеля), «Амвэй-NUTRILITE» (Amway NUTRILITE, производство витаминов и БАДов) и ряд других. Безусловно, знаковым стало размещение на территории бизнес-парка в Куинси мощностей по хранению данных компаний Microsoft, Yahoo, ряда других. Это стало возможным после прокладки к городу в 2005 г. оптико-волоконного кабеля высокой пропускной способности. В 2015 г. хранилище данных компании Microsoft (Колумбийский Центр данных – Columbia Data Center), расположенное на площади 110 га было признано самым крупным в мире. Являясь большим потребителем электроэнергии, Центр данных пользуется значительными преференциями в её ценообразовании. Так, цена электроэнергии, поставляемой для Центра Microsoft, составляет около 2,5 цента (1,5 руб. в расчёте по текущему курсу) за киловатт-час5.

5. Columbia Data Center. >>>> Accessed November 12, 2018
33 Ещё одним крупным законченным проектом, реализованным в рамках «Порт Куинси» стало создание крупного перевалочного транспортного узла со складскими площадями (Intermodal Terminal). В этом проекте была реализована идея перевалки грузов, идущих к морскому порту Сиэтл и из него, а также со всей территории средней части штата Вашингтон, с автомобильного транспорта на железнодорожный и обратно.
34 Вторым направлением экономического развития сообщества, не менее значимым в сравнении с созданием бизнес-парков, стало всемерное развитие на территории рекреационной инфраструктуры и создание имиджа наилучшего места для проживания, отдыха, развлечений и туризма. Следует отметить несколько направлений этой деятельности.
35 Во-первых, широкую общенациональную известность к настоящему времени приобрёл так называемый «Амфитеатр Джорджа» (Gorge Amphitheatre) – огромная концертная площадка под открытым небом, признанная экспертами одной из наиболее живописных концертных площадок в мире. Она расположена на фоне красивой панорамы Каскадных гор и реки Колумбия и со времени своего открытия в 1986 г. значительно увеличила вместимость. В настоящее время в ней насчитывается 27 500 зрительским мест. В «Амфитеатре Джорджа» каждый год в тёплое время проводятся несколько различных музыкальных фестивалей, привлекающих тысячи туристов со всей страны и из-за рубежа.
36 Во-вторых, на ближайшем к городу участке реки Колумбия (водохранилище), окружённом базальтовыми скалами с песчаными пляжами и живописными предгорьями, недалеко от «Амфитеатра Джорджа» устроена большая зона отдыха (Crescent Bar Recreation Area). Здесь предлагается большой спектр услуг в части водного и горного отдыха и туризма. На территории зоны отдыха образовалась целая гостиничная индустрия, а также выстроены дома с квартирами, которые можно приобрести для проживания или сдачи в аренду. Как часть рекреационной программы получила известность местная винодельческая индустрия, основанная на местных районированных сортах винограда.
37 В-третьих, в Куинси и окрестностях при поддержке местных властей и крупных компаний переработчиков сельхозпродукции устраиваются периодические массовые мероприятия, привлекающие посетителей со всего штата и из других частей страны. Так, следует отметить ежегодный праздник «День знакомства фермеров и потребителей» (Farmer-Consumer Awareness Day), берущий своё начало с 1981 г. В рамках праздника, помимо ярмарок продукции местных фермеров и красочных шествий, проводятся экскурсии туристов на фермы в долине Куинси.
38 В-четвёртых, к настоящему времени получила развитие индустрия отдыха, связанного с охотой и рыбалкой в живописных лесах и горных реках национального парка, расположенного в Каскадных горах недалеко от Куинси.
39 Для обслуживания отдыхающих и туристов в долине Куинси создана сопутствующая инфраструктура в виде кафе, ресторанов и гостиниц. Только в городе и его окрестностях в настоящее время расположено восемь гостиниц и мотелей. В городе расположен центральный в штате Вашингтон офис всемирно известной сети ресторанов мексиканской кухни Tacos mi Pueblo.
40 Одновременно с экономическим развитием долины Куинси, была проделана большая работа по жилищному и коммунальному строительству, а также благоустройству территории города для обеспечения как растущего населения, так и соответствия города широко рекламируемому в настоящее время статусу привлекательного места для жизни и бизнеса. В этом контексте следует кратко остановиться на тех возможностях, которые предоставляет для этого система финансов местных органов власти в США.
41 Отметим прежде, что муниципалитет Куинси является местным правительством общего назначения, осуществляющим обычные для этого органа власти функции: обеспечение общественной и противопожарной безопасности, ремонт и обслуживание городского дорожного хозяйства, поддержание надлежащего состояния парков и сферы рекреации, предоставление социальных услуг и услуг в сфере здравоохранения, а также осуществление общих административных функций. Кроме того, город владеет системами водоснабжения, ливневой и санитарной канализаций, а также сбора и утилизации мусора, предоставляя населению и организациям соответствующие услуги.
42 Несмотря на растущие доходы бюджета города, реализация столь широких функций в принятой в США системе распределения государственных финансов между различными уровнями власти не могла бы быть осуществлена лишь за счёт собственных средств.
43 Развитию местного сообщества, несомненно, содействует порядок распределения средств, полученных властями вышестоящих уровней в виде налогов и сборов из местных источников, в пользу местных органов власти. Например, помимо средств, полученных собственно из источников на территории муниципалитета (различные местные налоги и сборы, направляемые непосредственно в бюджет муниципалитета), власти Куинси располагают также средствами целевых финансовых ресурсов, распределяемых, по назначению, в отдельные фонды6. Так, в различные фонды местного бюджета в 2017 г. были перечислены средства из вышестоящих бюджетов на сумму около 3,8 млн долл. В их числе 1,3 млн долл. составили средства от налога на продажи недвижимости в городе, взимаемого властями штата и целевым образом направляемые в специальный фонд местного бюджета, который может быть использован для благоустройства тротуаров (Sidewalk Improvement Fund), также сумма около 80 тыс. долл., распределённая от части налога регионального уровня с гостиниц и мотелей, которая целевым образом должна быть использована через специальный фонд «Туристов и гостей» (Tourist/Visitor Fund) на оплату рекламных материалов для стимулирования туризма. Список примеров подобных целевых трансфертов можно продолжить. Муниципалитет участвует также в ряде федеральных программ. Общая сумма их финансирования в 2017 г. составила 1,12 млн долл. Наиболее значимой из них (около 1 млн долл.) стала программа Агентства по рекультивации (U.S. Bureau of Reclamation) под названием «Water SMART», предназначенная для роста эффективности систем городского водоснабжения7.
6. Office of Management State Auditor. Financial Statements and Federal Single Audit Report. City of Quincy Grant County. For the Period January 1, 2017 through December 31, 2017. Report No.1021930, Published September 6, 2018, 38 p.; Accessed at >>>> November 10, 2018

7. Ibid., pp.26-27, 36.
44

***

 

Подводя итоги, можно констатировать следующее. Ещё на рубеже 80–90-х годов XX века город Куинси и прилегающая к нему территория являлись обычной сельской, с аграрной специализацией, местностью. В течение последующей четверти века город и прилегающая к нему долина превратились в известное по всей стране место размещения бизнеса, динамично развивающийся бизнес-кластер, место, популярное для отдыха и привлекательное для проживания. Такой значительный прогресс сообщество проделало благодаря действию следующих факторов:

45 1. Наличие нескольких активов (капиталов), как материализованных, так и неовеществлённых. В их числе природный капитал (плодородные и орошаемые земли, уникальный природный ландшафт); элементы физического капитала (в числе основных – благоприятная транспортная инфраструктура и наличие собственных мощностей по производству электроэнергии), человеческий капитал (наличие достаточно квалифицированных трудовых ресурсов вследствие наличия в городе и поблизости от него двух колледжей и университета); социальный капитал (позитивный социум населения города). Одним из внешних проявлений (материализацией) социального капитала является созданный в городе Комитет по благоустройству Куинси (Quincy Beautification Committee). Он состоит из жителей города, в большинстве своём добровольцев, движимых желанием благоустроить территорию Куинси. Для этого они, в частности, ежегодно высаживают множество цветов вдоль улиц города, а также проводят обзорные экскурсии для гостей.
46 2. Команда управленцев, пришедшая к руководству городом и графством в конце 1990-х годов, сумела крайне удачно распорядиться капиталом, максимально использовав заложенный в нём потенциал. Были реализованы две основные стратегии развития: (1) привлечение производственных предприятий, и (2) использование природных достопримечательностей.
47 3. Важнейшую роль в достигнутом успехе сыграло участие государства. Именно благодаря государственным программам, направленным на строительство инфраструктурных объектов, удалось во многом создать те уникальные условия, которые сделали долину Куинси привлекательным для бизнеса местом. В этом отношении следует выделить несколько ключевых предпосылок, без которых успех, достигнутый сообществом, был бы невозможен. В их числе:
48
  • строительство ирригационных систем, поднявших местный аграрный сектор на принципиально новый уровень эффективности;
  • строительство крупных энергетических объектов с последующей их передачей в общественное пользование, что дало возможность обеспечить потребителей весьма дешевой электроэнергией;
  • устройство систем телекоммуникаций (в данном случае оптико-волоконного кабеля высокой пропускной способности, high-capacity bandwidth dark fiber), что дало возможность привлечь на территорию сообщества крупные высокотехнологичные компании.
49 4. Благотворная роль существующей системы распределения государственных финансов между органами власти различных уровней. Заложенный в ней принцип пропорционального отчисления сумм многих налогов и сборов штатного уровня в местный бюджет на цели поддержания активов, являющихся их источниками, позволяет местным властям поддерживать состояние социально-экономической и коммунальной инфраструктуры на должном уровне.
50 Нетрудно заметить, что два из четырёх перечисленных выше основных факторов «истории успеха» Куинси обусловлены государственным «соучастием». В связи с этим следует подчеркнуть, что в достигнутых в сообществе результатах роль государства, на наш взгляд, несомненна и значительна, иногда – решающая, хотя, с первого взгляда, может показаться не столь очевидной. По существу, функция государства в стратегиях развития сельских сообществ и должна быть таковой: создавать базовые условия для позитивных изменений, отводя, тем не менее, главную роль инициативе представителей реформируемого сообщества, вернее, его активной части.
51 Такая государственная поддержка сельским сообществам, в том числе и находящимся в депрессивном состоянии, оказывается государством в широком перечне направлений и в различных формах. Всесторонне осветить её в рамках небольшого раздела статьи невозможно. Поэтому ниже приведён краткий анализ структуры и принципов действия, в контексте проведения антикризисных мероприятий в местных сельских сообществах, мер политики сельского развития.
52

Федеральные программы сельского развития и антикризисные мероприятия в сельских сообществах

 

Программы развития различных элементов социально-экономической инфраструктуры в сельской местности проводит большинство федеральных министерств и ведомств. Однако основным из них является, безусловно, Министерство сельского хозяйства. Во-первых, в соответствии с законом «О политике сельского развития», принятым в 1980 г. МСХ США уполномочено быть головным федеральным ведомством при проведении программ развития сельской местности. Во-вторых, на его долю приходится, по некоторым оценкам, более половины всех программ, реализуемых федеральным правительством в сельской местности. В-третьих, в отличие от других ведомств, осуществляющих свои программы на селе наряду с городскими районами, программы МСХ являются «специализированными», проводимыми только в сельских регионах, с учётом их особенностей и специфики. Несмотря на это, преуменьшать роль других ведомств в развитии сельской инфраструктуры, безусловно, нельзя. Краткий анализ их деятельности и роли в проведении антикризисных мероприятий приведен после анализа программ МСХ.

53 В результате эволюции, со времени появления в начале 1970-х годов политики сельского развития как отдельного направления социально-экономической политики государства, сформировался проводимый МСХ США «специализированный» комплекс мер поддержки сельских сообществ, в том числе находящихся в кризисе (табл.3).
54 Таблица 3 Структура программ сельского развития МСХ США
Наименование направления Краткое описание программ
1 Жилищные программы Широкий перечень программ, облегчающих жителям, проживающим в сельской местности, решение жилищной проблемы. Осуществляется как в отношении физических лиц, так и организаций, предоставляющих услуги по сдаче доступного жилья в наём. Проводится как на условиях кредитования, так и путём предоставления наиболее нуждающимся субсидий (грантов)
2 Программы развития сельской социальной инфраструктуры Программы кредитов и грантов преимущественно для сообществ, находящихся в депрессивном состоянии, на поддержание элементов социальной инфраструктуры, в том числе объектов здравоохранения, безопасности (пожарной), культурно-массового назначения.
3 Программы поддержки сельского бизнеса Программы поддержки малого и начинающего бизнеса в сельских сообществах. Концепция «последнего убежища» – предоставление кредитов при отказе или отсутствии банков. Имеются специализированные программы на стимулирование открытия производств для переработки продукции, развития местной переработки, внедрения энергосберегающих технологий и в области малой энергетики, поддержка местных фондом кредитования бизнеса.
4 Программы развития сельской инфраструктуры (электричество, связь, интернет) Помощь местным «электрическим» и «телефонным» кооперативам по устройству и модернизации существующей инфраструктуры. Широкий перечень программ, стимулирующих распространение телекоммуникационных услуг – образования, медицины в сельских районах, а также устройства необходимой для «информатизации» инфраструктуры (сети, оборудование и т.п.).
5 Программы развития сельской инфраструктуры (коммунальное хозяйство) Программы льготных долгосрочных кредитов (до 40 лет) и безвозмездных грантов на цели устройства и поддержания систем водоснабжения, ливневой и санитарной канализаций, а также сбора и утилизации мусора. Среди участников как местные органы власти, так и бесприбыльные организации и физические лица (домохозяйства).
6 Программы регионального сельского развития Разнообразные программы, начатые с 1990-х годов, предусматривают координацию и помощь в проведении антикризисных программ на региональном и общенациональном уровнях.
55 Анализируя состав проводимых МСХ программ, нетрудно заметить, что они содействуют решению наиболее критичных сторон жизнедеятельности местных сельских сообществ. Например, программы помощи бизнесу и поддержки сельской инфраструктуры содействуют росту физического капитала сообщества. Устройство современных систем очистки сточных вод и переработки мусора, реализуемое при господдержке, улучшает качество природного капитала. Большинство программ всех направлений прямо или косвенно положительным образом воздействуют на человеческий капитал, формируют более высокий уровень социальной среды.
56 Особо следует отметить сравнительно «молодой» блок программ регионального развития, берущий своё начало с 1990-х годов. В их числе такие программы, как Территории сельского экономического партнерства (Rural Economic Area Partnership Zones), Региональная администрация Дельты (Delta Regional Authority), Комиссии регионального развития (Regional Development Commissions. Всего насчитывается девять территориальных организаций, названных различными именами, но преследующих одну цель – помощь в реализации программ развития депрессивных сельских сообществ на закреплённых территориях. Весьма интересным представляется также проект Национального партнёрства по развитию сельской местности. Созданные в его рамках Советы по развитию сельской местности штатов стали, по существу, инструментами по сбору, систематизации и доведению до сельских сообществ ценнейшей информации о практике антикризисного управления в других сообществах.
57 Как было отмечено выше, Министерство сельского хозяйства США – ведущее, но далеко не единственное федеральное агентство, осуществляющее программы сельского развития. Ряд крупных по объёму задействованных ресурсов программ реализуются через другие федеральные ведомства, в том числе:
58
  • Министерство жилищного строительства и городского развития (Department of Housing and Urban Development). Среди наиболее значимых в рассматриваемой нами теме можно отметить программу блок-грантов на развитие местных сообществ (малых городов, State/Small City community development block grants).
  • Администрация по делам малого бизнеса (Small Business Administration), проводящая ряд программ поддержки малого бизнеса, в частности его кредитования.
  • Министерство транспорта (Department of Transportation). Наибольшей по воздействию на сельскую инфраструктуру однозначно может быть признана программа строительства автомагистралей.
  • Агентство по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency) – различные программы экологической направленности, как, например, программа по созданию инфраструктуры обеспечения чистой и питьевой воды.
  • Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (Federal Emergency Management Agency), основная направленность деятельности которого состоит в осуществлении мер по восстановлению инфраструктуры, повреждённой в результате стихийных бедствий (disaster relief).
59 Многие из перечисленных программ эффективны в качестве практических инструментов развития сельской местности. Однако целевыми, направленными преимущественно на развитие сельских регионов являются только программы МСХ.
60

***

 

Итак, федеральное правительство предлагает сельским сообществам, в том числе находящимся в депрессивном состоянии, целый пакет программ развития тех или иных элементов социально-экономической инфраструктуры. Более того, в некоторых частях страны оно организует на региональном уровне программы по координации действий депрессивных сообществ и комплексному планированию развития инфраструктуры определённых кризисных районов. Добавим сюда многочисленные программы, реализуемые в этом направлении властями штатов. Плюс программы экономического территориального развития частных фондов, некоторые из которых в США по масштабам соизмеримы с государственными8.

8. John L. Pender. Foundation Grants to Rural Areas From 2005 to 2010: Trends and Patterns. USDA, Economic Research Service, Economic Information Bulletin Number 141, June 2015, 41 р.
61 Тем не менее, несмотря на все перечисленные меры, депрессивные сообщества и целые регионы в США остаются. Более того, основная задача специализированных антикризисных программ, а именно создание в депрессивных сообществах после окончания этих программ механизмов самоподдерживающегося экономического развития, для многих сообществ так и остаётся невыполненной. Обсуждению причин существования этой проблемной ситуации посвящён заключительный параграф настоящей работы.
62

«Истории успеха»: уникальны или возможно выздоровление всех депрессивных сообществ?

 

В первой части настоящей работы были кратко рассмотрены основные принципы антикризисного планирования в сельских сообществах. Вывод анализа прост: эти принципы известны, а пути построения антикризисных стратегий развития теоретически достаточно хорошо обоснованы и проработаны. Более того, они в значительной мере подтверждаются на практике, чему свидетельство «истории успеха» сельского сообщества Куинси. Один из важных выводов из этой истории – уникальная роль государства, которое готово поддержать депрессивные сообщества в их стремлении выйти из кризиса. Казалось бы, ситуация с депрессивными сообществами должна исправляться. Но реальное положение дел свидетельствует, что это не так – проблема не теряет своей актуальности, и, судя по всему, её решения в обозримом будущем не предвидится. Более того, на наш взгляд, эта проблема в той парадигме, которой живёт нынешнее общество в США, в принципе не решаема. Поводом для такого утверждения являются четыре основные причины.

63 1. Огромные масштабы проблемы. Ещё в начале 1980-х годов под эгидой федерального правительства было проведено комплексное и широкомасштабное изучение состояния инфраструктуры в сельской местности. Оно включало мониторинг состояния дорог, мостов, сооружений водного хозяйства, противопожарных сооружений и т.п. Исследование показало, что общие затраты, необходимые для восстановления только лишь транспортной инфраструктуры, в ценах того периода оценивались суммой 2,5–3,0 трлн долл., что в 40–60 раз превышало соответствующие государственные расходы9. Ситуация с тех пор если и изменилась, то не в лучшую сторону. Таким образом, по финансовым соображениям устранить важную причину неблагополучного состояния большинства кризисных сельских территорий, а именно неудовлетворительное состояние инфраструктурных объектов, не удастся. По крайней мере, в ближайшее время.
9. US Industrial Outlook. - Wash. DC, 1983. - P.1-14.
64 2. Невозможность искоренения бедности. Понятие депрессивное сообщество, к которому должны применяться меры антикризисного характера, как правило, напрямую зависит от числа проживающих на территории граждан, отнесённых к числу бедных, т.е. чьи доходы равны либо ниже прожиточного минимума. Существуют две основные категории депрессивных сельских сообществ. Одна из них, соотносится с числом граждан, живущих за порогом бедности. Для графств, где такие сообщества доминируют, было введено определение «графства постоянной бедности» (persistent poverty counties). По определению, 20 и более процентов населения в них живут за порогом бедности. Такие сообщества расположены преимущественно на юге, юго-востоке страны и в районе Аппалачей. Другая категория депрессивных сообществ расположена на территориях так называемой депопуляции населения, это преимущественно север и северо-запад страны.
65

Анализ показывает, что, с середины 1960-х годов, то есть за последние полвека, доля живущего за порогом бедности населения, согласно официальной статистики, находилась в диапазоне 11–15% общей численности населения страны10. В настоящее время, в численном выражении в США проживает около 40 млн человек, официально признанных «бедными» (по состоянию на 1 июля 2017 г.)11. При этом, даже в самые благополучные для экономики США времена доля бедных в общей численности населения не опускалась ниже указанного предела. Эта закономерность, по мнению экспертов, связана с наличием определённой социальной группы населения, которая, на наш взгляд, может быть отнесена к категории «потомственных бедняков». При этом на территории страны есть исторически сложившиеся территории, где плотность населения этой группы выше, чем в остальных регионах, например, район Аппалачей, а также юго-восточные штаты страны. Можно предположить, что описанная ситуация сохранится и в будущем, и, таким образом, останутся предпосылки существования в этих регионах депрессивных сельских сообществ.

10. U.S. Census Bureau. Current Population Survey. 1960 to 2018 Annual Social and Economic Supplements Poverty in the United States. Available at: >>>> #Recent_poverty_rate_and_guidelines, Accessed November 10, 2018.

11. The Statistics Portal. Available at: >>>> Accessed November 11, 2018.
66

3. Постоянно растущая планка минимального уровня жизни. Следует отметить, что понятия «бедность», «уровень бедности» являются в США предметом оживлённых дискуссий. Связано это с тем, что количество материальных благ, которые можно приобрести на средства, определяемые как минимальный прожиточный минимум, а также растущие социальные трансферты, со временем непрерывно возрастают. Эксперты сходятся во мнении, что большинство из тех граждан, кто официально находится за чертой бедности, в настоящее время имеют адекватное жилье, не голодают, неплохо одеты и обеспечены медицинским обслуживанием. В результате, они имеют уровень жизни, намного превосходящий тот, который имели «официальные бедняки», например, 40-летней давности. Более того, современные «бедные» в своей массе живут лучше, чем средний класс ещё в недавнем прошлом. В подтверждение этого приводятся факты статистики. Так, например, уже в 2005 г. более 78% домохозяйств, живущих за порогом бедности, имели в домах кондиционер, тогда как в 1970 г. только 36%, причём, всех домохозяйств, могли позволить себе это12.

12. Rector Robert; Rachel Sheffield (July 18, 2011). "Air Conditioning, Cable TV, and an Xbox: What is Poverty in the United States Today?". The Heritage Foundation. - Poverty in the United States. Available at: >>>> #Recent_poverty_rate_and_guidelines, Accessed November 10, 2011
67 Таким образом, постоянно растущая планка официального порога бедности будет «поддерживать» формальное существование депрессивных сообществ. В то же время, решение задачи преодоления причин кризисного состояния многих сообществ по этой же причине является невозможным.
68 4. Недостаточный для решения антикризисных задач уровень человеческого капитала во многих сельских сообществах. Анализ хода антикризисных программ в сельских сообществах показывает, что ключевым фактором их успеха зачастую является даже не наличие столь важных в этом деле финансовых ресурсов, а во многих случаях присутствие в сообществе достаточного количества и качества человеческого капитала. Особенно важным условием успеха начатых антикризисных мероприятий в местном сообществе является наличие команды управленцев. Важность этого фактора была продемонстрирована в результате широкомасштабной программы уполномоченных зон (Empowerment Zones, УЗ) и предпринимательских сообществ (Enterprise Communities, ПС), которая проводилась под эгидой МСХ США во многих сельских депрессивных сообществах на протяжении почти 20 лет начиная с 1993 г. Всего в программу в сельской местности оказалось вовлечено 7 уполномоченных зон и 40 предпринимательских сообществ. Основная идея этой программы состояла в стимулировании развития экономики находящихся в кризисе территорий (отдельных сообществ или более крупных территориальных образований) посредством введения в них льготных режимов функционирования частного бизнеса, а также прочих стимулирующих мер, в частности определенных субсидий из бюджета. Важнейшей конечной целью программы является создание в каждом из участвующих в ней сообществ такого социально-экономического базиса, на основе которого по истечении периода действия программы (10 лет) сообщество было бы в состоянии самостоятельно осуществлять программы своего развития.
69

Результаты этой крупномасштабной программы в целом были достаточно противоречивыми. Критики программы определяют её как не оправдавшую ожидания. Основную причину этого они усматривают в том, что выполнить задачу мобилизации человеческого потенциала местного сообщества как важнейшего условия успешной реализации антикризисных мер до конца не удалось. Так, например, в отчёте Главного бюджетно-контрольного управления США (General Accounting Office, GAO) о промежуточных результатах программы говорится, что «участие населения сообществ было наибольшим на этапе планирования инициатив, но существенно сужалось на этапе их реализации»13.

13. United States General Accounting Office. Community Development: Federal Revitalization Programs Are Being Implemented, but Data on the Use of Tax Benefits Are Limited. Report to Congressional Committees. GAO-04-306. United States General Accounting Office. March 2004, p.44. Available at: >>>> Accessed at November 15, 2018.
70

***

 

Проведённое в работе исследование позволяет сделать следующие выводы:

 

1. В основе комплекса антикризисных мероприятий в депрессивных сельских сообществах лежит определённый теоретический подход, основанный на нескольких основных принципах. Во-первых, на оценке имеющихся у сообщества активов (капиталов), использование которых может увеличить его благосостояние. Во-вторых, на основе предыдущей оценки, выборе и реализации оптимальной стратегии экономического развития, проводимой с учётом имеющихся местных особенностей с использованием стратегического планирования.

71 2. Опыт превращения сельского сообщества Куинси в штате Вашингтон из рядового сельского сообщества в преуспевающий бизнес-кластер представляет собой пример успешного использования имеющихся в распоряжении сообщества капитала в двух стратегиях развития. Ответом на вопрос, возможно ли копирование конкретного опыта сообщества Куинси, скорее всего, будет «нет». Он, по-своему, уникален, как уникальны условия, в которых он был реализован. В то же время принципы, на которых строилась стратегия развития этого сообщества, безусловно, достойны всяческого изучения и применения.
72 3. Роль государства в антикризисных проектах в сельских сообществах трудно переоценить. Она состоит не столько в прямом вмешательстве в собственно процесс оздоровления экономики, сколько в создании предпосылок, условий для его начала. В примере «истории успеха» города Куинси таких основных направлений участия было два. Во-первых, государство непосредственно участвовало в устройстве инфраструктурных объектов (ирригационных систем, объектов гидроэлектрогенерации, телекоммуникационных систем) с последующей передачей их в общественное пользование. Во-вторых, формированием такой системы перераспределения бюджетных средств между уровнями власти, которая позволила местным властям активно содействовать процессам развития местной экономики.
73 4. Современная структура государственных программ сельского развития устроена так, что позволяет оказывать положительное воздействие на состояние всех элементов капитала, которыми располагает местное сообщество, тем самым предоставляя последним возможность активно и эффективно использовать государственную поддержку в антикризисных программах.
74 5. Проблема существования депрессивных сообществ в той парадигме, которой живёт современное американское общество, с малой вероятностью будет решена в ближайшей перспективе. Основными причинами этого являются как огромные масштабы необходимых капиталовложений в физическую инфраструктуру сельских регионов, так и проблемы социального характера. Это, в частности, несовершенство социальной политики государства, особенно в части поддержания минимального уровня жизни граждан страны.
75 6. Опыт США в организации антикризисных мер в сельских сообществах после критического осмысления может и должен быть использован в России. В первую очередь это касается форм и методов участия государства в таких процессах.

References

1. John Pender, Alexander Marre, and Richard Reeder. Rural Wealth Creation Concepts, Strategies, and Measures. – ERS\USDA, ERR-131, March 2012, rr.2-23.

2. Po dannym perepisej SShA. https://en.wikipedia.org/wiki/Quincy,_Washington, Accessed November 3, 2018.

3. Electricity Local. Local Electricity Rates & Statistics. Comprehensive Local Electricity Guide. Available at: https://www.electricitylocal.com/states/washington/quincy/, Accessed November 1, 2018.

4. Port of Quincy, Washington. Where Business Moves. Available at: http://www.portofquincy.org

5. Columbia Data Center. https://en.wikipedia.org/wiki/Columbia_Data_Center, Accessed November 12, 2018

6. Office of Management State Auditor. Financial Statements and Federal Single Audit Report. City of Quincy Grant County. For the Period January 1, 2017 through December 31, 2017. Report No.1021930, Published September 6, 2018, 38 p.; Accessed at https://www.quincywashington.us/269/Audit-Reports, November 10, 2018

7. Ibid., pp.26-27, 36.

8. John L. Pender. Foundation Grants to Rural Areas From 2005 to 2010: Trends and Patterns. USDA, Economic Research Service, Economic Information Bulletin Number 141, June 2015, 41 r.

9. US Industrial Outlook. - Wash. DC, 1983. - P.1-14.

10. U.S. Census Bureau. Current Population Survey. 1960 to 2018 Annual Social and Economic Supplements Poverty in the United States. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Poverty_in_the_United_States #Recent_poverty_rate_and_guidelines, Accessed November 10, 2018.

11. The Statistics Portal. Available at: https://www.statista.com/statistics/200463/us-poverty-rate-since-1990/ Accessed November 11, 2018.

12. Rector Robert; Rachel Sheffield (July 18, 2011). "Air Conditioning, Cable TV, and an Xbox: What is Poverty in the United States Today?". The Heritage Foundation. - Poverty in the United States. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Poverty_in_the_United_States #Recent_poverty_rate_and_guidelines, Accessed November 10, 2011

13. United States General Accounting Office. Community Development: Federal Revitalization Programs Are Being Implemented, but Data on the Use of Tax Benefits Are Limited. Report to Congressional Committees. GAO-04-306. United States General Accounting Office. March 2004, p.44. Available at: https://www.gao.gov/new.items/d04306.pdf, Accessed at November 15, 2018.