U.S. Policy towards the Moderate Syrian Opposition
U.S. Policy towards the Moderate Syrian Opposition
Annotation
PII
S207054760000037-7-1
DOI
10.18254/S0000037-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Andrey Yevseenko 
Occupation: Academic Secretary
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract
The article is devoted to the U.S. relations with the political opposition in Syria during the civil war. Author reviews both diplomatic and military aspects of the White House cooperation with the moderate Syrian opposition. The author identifies the reasons why the Assad opposition has not become a significant power neither in Syria nor on the international arena. Author pays special attention to the U.S. contribution to this problem. First of all, it implies the desire of the United States to stay away from the conflict, not to get too much involved in another war in the Middle East. However, this approach resulted in the escalation of the Syrian Civil War and created the difficulties for the U.S. struggle against Islamic State.
Keywords
U.S. foreign policy, Syrian civil war, moderate Syrian opposition, War on Terrorism
Received
01.12.2018
Date of publication
26.12.2018
Number of characters
28870
Number of purchasers
1
Views
354
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should sign in

Publication content
1

Важным аспектом американской политики в Сирии стали отношения США с умеренной сирийской оппозицией. Под этим термином подразумеваются группировки вооружённых исламистов и светских повстанцев, противостоящих режиму Башара Асада с марта 2011 г. В академических кругах и среди политических элит обнаруживается сложность в проведении различий между этими повстанческими группами и террористическими организациями, проникшими в Сирию и набравшими силу в ходе гражданского конфликта. Под последними подразумеваются группировки «Исламское государство» (ИГ; ранее известная как «Исламское государство Ирака и Леванта») и «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТАШ; бывшая «Джабхат ан-Нусра»).

2 Несмотря на исламские названия и лозунги, а также жёсткость, характерную для гражданского конфликта, между оппозицией Асаду и джихадистами есть принципиальные различия. Во-первых, исламисты из оппозиции стремятся к созданию государства, основанного на принципах шариата, в пределах своей страны. В свою очередь, джихадисты из ИГ и «Хайят Тахрир аш-Шама» стремятся построить «халифат», выходящий далеко за пределы сирийских границ. Во-вторых, основную часть бойцов умеренной сирийской оппозиции составляют уроженцы Сирии. Боевики из ИГ и ХТАШ представляют собой «террористический интернационал». Для Сирии – они пришлые иностранцы. Основная часть боевиков – приехавшие в Сирию по идейным или материальным соображениям иностранные граждане1. В-третьих, умеренная оппозиция имеет своих дипломатических представителей и готова вести переговоры о мирном урегулировании. Террористы из ИГ и ХТАШ не намерены вести никаких переговоров. Их мотив – убийства «неверных» и разрушение цивилизации в интересах «халифата». Между полевыми командирами от оппозиции и командирами террористических подразделений могут быть тактические договорённости2. Фактором их сближения остаётся наличие общего врага в лице режима Б. Асада. Однако действуют эти договорённости недолговременно. Стратегически умеренная оппозиция и террористы остаются врагами, что неоднократно подтверждалось на поле боя3.
1. Balboni M., Malka H. Tunisian Fighters in History and Today / Tunisia: Radicalism Abroad and at Home. Center for Strategic and International Studies. June 2016. URL; >>>> (дата обращения 14.08.2018); Benmelech E., Klor E. What Explains the Flow of Foreign Fighters to ISIS? The Kellogg School of Management, Northwestern University. April 2016. URL: >>>> (дата обращения 14.08.2018); Wagemakers J. Jihadi-Salafism in Jordan and the Syrian Conflict: Divisions Overcome Unity. Studies in Conflict & Terrorism 2018, Vol. 41, No. 3, p. 191-212.

2. Syria Situation Report: February 21 - March 6, 2018. Institute for the Study of War. URL; >>>> (дата обращения 24.05.2018).

3. Osman T. Syrian Islamist factions join forces against Hayat Tahrir al-Sham // Al-Monitor, 28.02.2018. URL:http: //www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/02/syria-liberation-front-battes-against-hayat-ahrar-al-sham.html#ixzz5Op65QzSD (дата обращения 28.07.2018).
3 Отдельно следует отметить, что к умеренной сирийской оппозиции не относятся вооружённые подразделения сирийских курдов. Силы народной самообороны не только не блокировались, но и вступали в боестолкновения с отрядами оппозиции. Проблема в том, что, несмотря на исламистские лозунги, противники режима Асада остаются националистами и сторонниками единой Сирии. Курдов они рассматривают как сепаратистов. Более того, Силы народной самообороны, в ходе боёв с террористами ИГ, заняли территории, на которых курды никогда ранее не проживали4. Это, в свою очередь, вызывает ответную агрессию со стороны сирийской оппозиции.
4. Gall С. Some Syrian Refugees Are Going Back to War Alongside Turkey // The New York Times, 2.02.2018. URL: >>>> (дата обращения 13.08.2018).
4 Подобная проблема раздробленности и непримиримости противников Асада стала ключевой для политики США на сирийском направлении. Соединённые Штаты учли негативный опыт иракской кампании в сфере политического урегулирования и начали сотрудничество с Организацией Объединённых Наций буквально с первых дней гражданской войны в Сирии. Специальным посланником ООН в Сирии стал опытный алжирский дипломат Лахдар Брахими, который в 2004 г. смог привести к компромиссу ключевые политические силы в Ираке и помог сформировать в Багдаде временное правительство. Однако даже его посреднические усилия не помогли примирить и объединить за столом переговоров противников Б. Асада. Обстановка в Сирии существенно отличалась от ситуации в Ираке после свержения режима С. Хусейна.
5

Во-первых, сирийский режим Б. Асада не был подвержен иностранному военному вторжению и сопротивлялся восстанию в Сирии. Из-за этого в оппозиции возникли расхождения по вопросу участия Асада в дипломатическом урегулировании конфликта. Во-вторых, эти расхождения внутри оппозиции породили раскол. Он проходил не только через сирийских политиков-эмигрантов, пытавшихся говорить от имени сирийского народа. Отряды оппозиции, сражавшиеся с Сирийской арабской армией (САА), долгое время не принимали «эмигрантов» как своих зарубежных представителей5. Образованная в ноябре 2012 г. Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил (НК) получила признание со стороны монархий Персидского залива, Евросоюза и США в качестве представителей сирийского народа. Однако к этой организации отказались присоединиться члены Национального координационного комитета, сторонники компромисса с Асадом и противники вооружённого сопротивления режиму6. В результате мировому сообществу, и США в частности, было чрезвычайно затруднительно вести переговоры о прекращении огня и поставках гуманитарной помощи, не говоря уже о переходном политическом процессе. В-третьих, в Сирии не оказалось объединяющей фигуры, аналогичной духовному лидеру иракских шиитов Али аль-Систани. Именно компромисс с ним позволил дипломатам встроить шиитскую общину Ирака в переходный политический процесс 2004–2005 годов. Сирия же оставалась светской страной, где режим баасистов умело использовал противоречия между различными этническими и конфессиональными группами7. Поэтому здесь не возникла фигура, обладающая авторитетом у большинства сирийцев, способная консолидировать нацию в противостоянии с режимом в Дамаске.

5. Fahim K. Rebels View Coalition Leadership Outside Syria as Detached From the Suffering // The New York Times, 22.09.2013. URL: >>>> (дата обращения 24.08.2018); Isam W. Syrian opposition leaders to discuss Geneva II with armed factions // Asharq Al-Awsat: [сетевой ресурс]. 14.11.2013. URL: >>>> (дата обращения 24.08.2018).

6. Национальный координационный комитет за демократические перемены. URL: >>>> (дата обращения 13.08.2018).

7. Wimmen H. Syria’s Path from Civic Uprising to Civil War. Carnegie Endowment for International Peace [сетевой ресурс]: 22.11.2016. URL: >>>> (дата обращения 25.08.2018).
6 В-четвёртых, иностранная помощь сирийским диссидентам и влияние региональных держав на оппозиционеров также оказывали негативное влияние на антиасадовское движение с точки зрения его консолидации. Затягивание гражданской войны в Сирии «не отменило» регионального соперничества между двумя американскими союзниками в регионе – Королевском Саудовская Аравия (КСА) и Катаром. Оба государства поддерживали противников Асада и одновременно вели борьбу за решающее влияние на сирийскую оппозицию8. Первый президент Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил, суннит Моазаль-Хатиб, покинул пост в марте 2013 года. Он объяснил этот шаг слишком большим количеством условий для оказания помощи со стороны государств, поддерживавших оппозицию9. Они требовали единоначалия вооружённых группировок в Сирии, чего НК организовать не могла. Отсюда возникал недостаток финансовой помощи от «сочувствующих» государств и неспособность оппозиции решать гуманитарные проблемы. Из-за этого в занятых повстанцами районах Сирии не получалось организовать помощь местным жителям и беженцам. В результате в мае 2013 г. повстанческие группы обвинили НК в невыполнении своих обязательств и служении интересам региональных и мировых держав10. Причина крылась именно в борьбе между «протеже» КСА и Катара за лидерство. Чашу весов в этом противоборстве качнули США и европейские державы. Они опасались влияния Катара в оппозиции и его поддержки исламистов. Поэтому потребовали расширения руководящего органа НК11. В результате прокатарская «фракция» уступила в численности просаудовской, и в июле 2013 г. в организацию пришло новое руководство. В ходе выборов победил Ахмед Джарба, влиятельный представитель сирийских племён и ставленник КСА. Он одержал верх над поддерживаемым Катаром бизнесменом Мустафой Саббагом. После смены руководства оппозиционеры смогли, наконец, создать временное правительство. Во главе его с сентября 2013 г. стал просаудовский умеренный исламист, Ахмед Томех. Он заменил прокатарского «протеже» Хассана Хитто, который двумя месяцами ранее не сумел сформировать сирийское временное правительство в изгнании12. Однако консолидировать противников Асада эти меры не помогли. Буквально через две недели после образования временного правительства крупнейшие исламистские группировки, «Ахрар-аш-Шам» и «Лива аль-Таухид», заявили о непризнании власти эмигрантов13.
8. Oweis K.Y. Saudi-Qatar rivalry divides Syrian opposition // The Reuters: [сетевой ресурс]. 15.01.2014.URL: >>>> (дата обращения 16.08.2018).

9. Syrian National Coalition leader Moaz al-Khatib resigns // The Guardian, 24.03.2013. URL: >>>> (дата обращения 21.08.2018).

10. Guide to the Syrian opposition // The BBC News,17.10.2013. URL:https : //www.bbc.com/news/world-middle-east-15798218 (дата обращения 20.08.2018).

11. Oweis K.Y. Struggling to Build an Alternative to Assad.SWP Comments. German Institute for International and Security Affairs. July 2014. URL: >>>> (дата обращения 21.08.2018).

12. Qatar’s political influence in Arab world waning // The Middle East Online:[сетевой ресурс].24.09.2013. URL: >>>> (дата обращения 19.11.2018).

13. Victor P. Syrian rebel groups defect from Western-backed opposition // Al-Jazeera: [сетевой ресурс]. 25.09.2013. URL: >>>> (дата обращения 21.08.2018).
7 США, в свою очередь, не стремились играть роль медиатора в склоках внутри оппозиции. Администрация Б. Обамы желала видеть единую организационную структуру противников Башара Асада для урегулирования конфликта в Сирии. Об этом прямо заявила в октябре 2012 г. глава Госдепартамента США Хиллари Клинтон14. Однако втягивания в сирийский конфликт 44-й президент Соединённых Штатов хотел избежать. Внешняя политика Б. Обамы в целом фокусировалась на сокращении присутствия в регионе Ближнего Востока и отходе от практики односторонних военных действий15. Его первая предвыборная кампания была построена на последовательной критике войны в Ираке. Вывод войск из этой страны был одной из главных задач его первого президентского срока. Сказывалось также ошибочное, с точки зрения Обамы, решение об американском участии в операции «Рассвет Одиссеи» (Odyssey Dawn)в Ливии в 2011 г16. В начавшуюся в том же году гражданскую войну в Сирии президент США также вмешиваться не планировал. Режим Б. Асада не представлял угрозы национальной безопасности Соединённых Штатов. Общественное мнение было против вмешательства США в конфликт17. Поэтому помощь восставшим сирийцам ограничивалась моральной поддержкой и готовностью поставлять гуманитарную помощь. К январю 2014 г. её объём составил 1,7 млрд долларов18. Снабжать повстанцев оружием и уничтожать режим баасистов Б. Обама не намеревался. Данная позиция была близка ещё некоторым членам администрации. Президента поддерживали министр обороны США Чак Хэйгел и председатель Комитета начальников штабов (КНШ) Мартин Демпси. Сторонниками оказания вооружённой помощи восставшим были директор ЦРУ Дэвид Петреус и глава Государственного департамента США Хиллари Клинтон. Этой же позиции придерживался истеблишмент Республиканской и Демократической партий19. Споры по вопросу помощи оппозиции надолго зашли в тупик.
14. Quinn A. Clinton calls for overhaul of Syrian opposition // The Reuters. 31.12.2012. URL: >>>> (дата обращения 16.08.2018).

15. Шумилин А.И.2017. Эволюция подходов США к конфликтам на Ближнем Востоке // США & Канада: экономика, политика, культура. №1, c.32–53.

16. Tierney D. The Legacy of Obama’s ‘Worst Mistake’ // The Atlantic, 15.04.2016. URL: >>>> (дата обращения 15.08.2018).

17. Modest Support for Military Force if Syria Used Chemical Weapons // The Pew Research Center: [сетевой ресурс]. 29.04.2013. URL: >>>> (дата обращения 23.08.2018).

18. Jalabi R. Syrian crisis: where the U.S. stands on Assad, the rebels and the refugees // The Guardian, 26.03.2014. URL: theguardian.com/world/2014/mar/26/us-policy-syria-refugees-assad-rebels (датаобращения 14.09.2018).

19. McKelvey T. Arming Syrian rebels: Where the U.S. went wrong // The BBC News: [сетевой ресурс]. 10.10.2015. URL: >>>> (дата обращения 22.08.2018).
8 Однако по участию в миротворческом процессе в администрации был полный консенсус. Первые шаги США на этом направлении вполне соответствовали интересам сирийской оппозиции. В августе 2011 г. президент Обама назвал Б. Асада виновником гражданского конфликта и призвал сирийского лидера покинуть пост. США приняли участие в создании международной дипломатической организации «Группа друзей сирийского народа». Она была образована в феврале 2012 г. после вето России и Китая на проект резолюции Совета Безопасности ООН. Этот документ призывал Дамаск принять план Лиги арабских государств по урегулированию конфликта в Сирии.
9 По итогам первого заседания «Группы друзей сирийского народа», госсекретарь США Х. Клинтон объявила о решении продолжить санкционное давление на режим Асада и рассмотреть вопрос о поставках медикаментов и средств связи вооружённой сирийской оппозиции20. В июне 2012 г. США приняли участие в Женевских переговорах с участием постоянных членов Совета Безопасности ООН. Итоговое коммюнике «Женевы-I» призывало к немедленному прекращению насилия и созданию «переходного руководящего органа с полными исполнительными полномочиями»21. При этом для оппозиции было не менее важен ещё один момент. На этих переговорах отсутствовали представители режима Асада, а Х. Клинтон заявила о том, что участие президента Сирии в переходном правительстве не предполагается22.
20. Syria opposition presses for «serious action» // Al-Jazeera: [сетевой ресурс]. 1.04.2012. URL: >>>> (дата обращения 16.08.2018).

21. Action Group for Syria Final Communiqué // The United Nations: [сетевой ресурс].30.06.2012. URL: >>>> (дата обращения 20.08.2018).

22. UN envoy calls for transitional government in Syria // The BBC News: [сетевой ресурс]. 30.06.2012. URL: >>>> обращения 19.08.2018).
10 Эти дипломатические инициативы привели к появлению международных посреднических организаций, через которые США могли оказывать помощь восставшим. Теперь появлялась ясность относительно получателей помощи, а также ответственных за её поставки. Министерство финансов США в июле 2012 г. разрешило находящимся в Америке некоммерческим организациям оказывать финансовую поддержку повстанцам23. В том же месяце президент Б. Обама дал ЦРУ разрешение оказывать помощь «Свободной сирийской армии» (ССА)24. Однако она не включала в себя поставки летального оружия: только сухие пайки, медикаменты и средства связи25. С декабря 2012 г. главным получателем американской помощи стал Верховный военных совет ССА.
23. DeFraia D. Free Syrian Army: U.S. allows financial aid to the rebel group // The Global Post, 28.07.2012. URL: >>>> (дата обращения 18.08.2018).

24. Сирийская сирийская армия. URL: >>>> (дата обращения 18.08.2018).

25. Hosenball M. Exclusive: Obama authorizes secret U.S. support for Syrian rebels // The Reuters:[сетевой ресурс]. 2.08.2012. URL: >>>> (дата обращения 5.09.2018).
11 Объёмы помощи не шли ни в какое сравнение с поддержкой, которую оказывали оппозиции Турция, КСА и Катар. Последние две страны значительно увеличили поставки оппозиции с начала 2012 г., что превратилось в своеобразную «гонку вооружений» между региональными державами. Попытка Турции наладить координацию этой помощи успеха не имела – поставки оружия росли и оставались бесконтрольными. Эта программа поддержки, инициированная Саудовской Аравией и поддержанная Катаром, Турцией и Иорданией, получила название «Древесина платана» (Timber Sycamore). С 2012 г. её начало отслеживать ЦРУ. Именно для упрощения этой задачи США предоставили сторонникам оппозиции доступ к своей военной инфраструктуре, прежде всего к базе «Эль-Удэйд» в Катаре26. Целью американских разведчиков было не допустить попадания оружия в руки джихадистов, а также воспрепятствовать получению боевиками тяжёлых вооружений вроде переносных зенитно-ракетных комплексов27.
26. Chivers C., Schmitt E. Arms Airlift to Syria Rebels Expands, with Aid from C.I.A. // The New York Times, 24.03.2013. URL: >>>> (дата обращения 12.09.2018).

27. Lund A. How Assad’s Enemies Gave Up on the Syrian Opposition // The Century Foundation: [сетевой ресурс]. 17.10.2017. URL: >>>> (дата обращения 6.09.2018).
12 Расширение и качественное изменение помощи со стороны США было крайне затруднено из-за продолжающихся споров среди американского политического истеблишмента. От членов Конгресса исходили постоянные требования увеличить поддержку сирийской оппозиции. Однако сами члены Палаты представителей и Сената очень долго не могли договориться относительно объёмов помощи и её юридического оформления. Администрация Б. Обамы намеревалась оформить поставки летального оружия ССА как секретную деятельность ЦРУ. Подобный подход позволял исполнительной власти не спрашивать разрешения у законодателей и ограничиваться периодическими отчётами перед комитетами Конгресса по разведке и обороне. Такой формат помощи повстанцам не устраивал конгрессменов28. Они опасались повторения ситуации с поддержкой движения контрас в Никарагуа в 1980-х годах. Тогда тайные поставки ЦРУ оружия противникам режима Сандино вышли из-под контроля властей и втянули США в местную гражданскую войну. Подобного развития событий законодатели опасались не меньше, чем президент Обама.
28. DeYoung K. U.S. plan to arm Syrian rebels stalls amid congressional disagreements // The Washington Post, 10.07.2013. URL: >>>> (дата обращения 7.09.2018).
13 Начались серьёзные разногласия и с иностранными партнёрами. Соединённым Штатам становилось всё труднее организовывать дипломатическую поддержку сирийской оппозиции. Встреча «Группы друзей Сирии» в декабре 2012 г. в Марракеше оказалась последней, носившей массовый характер. Тремя месяцами позже в Риме число участников сократилось до 11, а с июля 2013 г. из их числа выбыл ещё и Египет. Основная причина снижения энтузиазма лежала в уверенности американских партнёров, что без массированных авиаударов со стороны США режим Асада не одолеть. Обама, в свою очередь, не намеревался брать на себя ответственность за превращение Сирии в очередное «несостоявшееся государство» (failed state) с исламскими радикалами во главе.
14 Новой проблемой, оказавшейся фатальной для отношений США с сирийской оппозицией, стало химическое оружие Дамаска. Ещё в августе 2012 г. президент Обама обозначил использование химического оружия как неприемлемое и предупредил Дамаск о последствиях подобных шагов, употребив выражение «красная линия»29. Оно означало гарантированную реакцию США на применение оружия массового уничтожения (ОМУ) сирийскими властями. Однако форма американского ответа на применение режимом химического оружия не оговаривалась. Обвинения в адрес Дамаска звучали неоднократно. Инциденты в декабре 2012 г. в Хомсе и в марте 2013 г. в Алеппо не были расценены администрацией Обамы как достоверный факт применения ОМУ. При этом возникло давление внутри страны и на международной арене, требовавшее от президента Обамы ответных действий. Сам глава государства не желал выглядеть пособником дамасского режима и в апреле 2013 г. одобрил присоединение США к саудовской программе поддержки сирийских повстанцев30. Это было началом новой стратегии США в Сирии – склонить Б. Асада к прекращению огня и политическим уступкам без прямого вмешательства. Вооружённая поддержка сирийской оппозиции стала формой давления на Дамаск. Её скрытый характер позволял обойти международно-правовые ограничения и избежать длительных публичных дебатов в Конгрессе.
29. Remarks by the President to the White House Press Corps // The White House: Office of the Press Secretary [сетевой ресурс]. 20.08.2012. URL: >>>> (дата обращения 26.08.2018).

30. Curtis M. How Britain engaged in a covert operation to overthrow Assad // The Middle East Eye, 27.04.2018. URL: >>>> (дата обращения 16.09.2018).
15 Однако тайный характер американской помощи и не позволял снизить обвинения в адрес Белого дома в бездействии. Поэтому 13 июня 2013 г. США заявили о расширении помощи противникам Асада. Было объявлено о начале поставок оружия сирийской оппозиции из-за пересечения Асадом «красной линии». Об этих переменах госсекретарь Керри и заместитель директора ЦРУ Майкл Морелл проинформировали Специальный комитет Палаты представителей по разведке и Специальный комитет Сената по разведке 19 и 20 июня соответственно. Глава Государственного департамента, со своей стороны, обсудил с иностранными партнёрами начало американских поставок оружия в Сирию.
16 Такая реакция Белого дома была неизбежна. Американская разведка заявила, что обладает доказательствами применения химического оружия в Алеппо31. Отсутствие реакции со стороны Обамы могло обнажить кризис доверия между президентом и спецслужбами. Вынужденность этого шага, как и его форма, подчёркивают нежелание Обамы втягиваться в конфликт. Заявление о пересечении «красной линии» делал заместитель советника по национальной безопасности Бенджамин Родес, в то время как президент проводил мероприятие в честь ЛГБТ-сообщества.
31. Gearan A., Whitlock C. U.S. intelligence believes Syria’s Assad used chemical weapons ‘on a small scale’ // The Washington Post, 25.04. 2013. URL: >>>> (дата обращения 18.09.2018).
17 Желание отстраниться нашло отражение и в объёмах вооружённой помощи сирийским повстанцам. Несмотря на присоединение США к программе «Древесина платана», крупных и регулярных поставок оружия американцы не осуществляли. Это оставалось уделом Саудовской Аравии. Помощь ЦРУ сирийской оппозиции выражалась в огневой подготовке32. Проводилась она в Иордании, Турции и Катаре, выделившим американским разведчикам свою военную инфраструктуру33. Спустя месяц после заявления Родеса, повстанцы сообщили, что американской помощи они не видели. Более того, они просили поддержки противотанковыми ракетами и ПЗРК34. Всё это происходило в условиях, когда режим Асада оправился от поражений конца 2012 – начала 2013 гг. и перешёл в контрнаступление. При поддержке «Хезболлы» Дамаск сумел перекрыть поставки повстанцам через северный Ливан35. Администрация Обамы забюрократизировала процесс помощи, заставляя согласовывать буквально каждый шаг36.
32. Apuzo M., Mazzetti M. U.S. Relies Heavily on Saudi Money to Support Syrian Rebels // The New York Times, 23.01.2016. URL: >>>> (дата обращения 28.09.2018).

33. Goldman A., Mazzetti M., Schmidt M. Behind the Sudden Death of a $1 Billion Secret C.I.A. War in Syria // The New York Times, 2.08.2017. URL: >>>> (дата обращения 18.09.2018).

34. Michaels J. U.S. arms haven't reached Syrian rebels, analysts say // The USA Today, 10.07.2013. URL: >>>> (дата обращения 12.09.2018).

35. Chulov M. Syrian town of Qusair falls to Hezbollah in breakthrough for Assad //The Guardian, 5.06.2013. URL: >>>> (дата обращения 14.09.2018).

36. McKelvey T. Op. cit.
18 Переломил ситуацию ракетный обстрел пригородов Дамаска с использованием зарина 21 августа 2013 г., подтверждённый инспекторами ООН. Администрация Обамы консолидировалась в необходимости ответа на этот инцидент. Министр обороны Хэйгел, председатель КНШ Демпси, госсекретарь Керри и глава ЦРУ Бреннан выступили за военный удар по режиму Асада и за вооружение сирийской оппозиции37.Однако президент Обама опасался недопустимых последствий такого подхода, таких как падение режима Асада, дальнейшее фрагментирование Сирии и погружение её в «войну всех против всех». Создавалась бы опасность абсолютно неприемлемого развития событий – попадания доказанных запасов химического оружия в руки террористов. Для предотвращения подобного сценария требовался бы ввод войск в Сирию. По оценкам председателя КНШ Демпси численность контингента должна была бы составить 75 тыс. военнослужащих38. Это несло бы за собой ответственность за примирение враждующих группировок, восстановление Сирии, а также борьбу с притоком джихадистов, желающих воевать с американскими солдатами. Никто из советников и соратников президента Обамы не привёл убедительных аргументов, что подобный ход развития событий исключен. Их доводы сводились к моральной стороне вопроса, а также призывам начать действовать и дальше принимать решения уже по ситуации. Для Барака Обамы, человека со стратегическим мышлением, подобная непродуманность и непредсказуемость последствий была неприемлема. К тому же общественное мнение было резко против нанесения ударов по Сирии, видя в них предтечу новой войны для США на Ближнем Востоке39. Это было ещё одним сдерживающим фактором для Барака Обамы. С другой стороны, президент РФ Путин принял предложение президента США, сделанное на саммите в Санкт-Петербурге: склонить Башара Асада к сдаче арсенала химического оружия40. В результате обязательства сирийских властей были отражены в резолюции Совета Безопасности ООН. Барак Обама отреагировал на применение химического оружия дипломатическим манёвром, избежав при этом втягивания США в новый ближневосточный конфликт.
37. Ackerman S., Roberts D. Syria: Kerry and Hagel press for strikes in effort to convince Senate skeptics // The Guardian, 3.09.2013. URL: >>>> обращения 25.08.2018).

38. Ackerman S., Shatchman N. Top U.S. General Says Stopping a Syrian Chemical Attack is «Almost Unachievable» // The Wired,1.10.2013.URL: >>>> (дата обращения 27.08.2018).

39. Public Opinion Runs Against Syrian Airstrikes // The Pew Research Center [сетевой ресурс]. 3.09.2013.URL: >>>> (дата обращения 28.08.2018).

40. Goldberg J. The Obama Doctrine // The Atlantic. April 2016. URL: >>>> (дата обращения 22.08.2018).
19 Однако подобная отстранённость от гражданской войны в Сирии и возвращение Башара Асада в мировую политику через резолюцию ООН ударили по репутации Соединённых Штатов. Это незамедлительно отразилось на ситуации в самой Сирии. Администрация Обамы столкнулась с усилением исламистских и радикальных террористических группировок. Увидев, что США не намерены оказывать помощь в свержении режима Асада, сирийцы начали вступать в ряды террористов и исламистов. Жёсткость и принципиальность в войне с Асадом стали факторами, привлекающими людей к исламским радикалам41. В результате в течение августа 2013 – января 2014 гг. ИГ распространило своё влияние на провинции Алеппо, Дэйр-эз-Зор и Ракка42.
41. Ruzgar M. Can Hayat Tahrir al-Sham Be Defeated by an Alliance of Syrian Rebels in Northern Syria? // The Jerusalem Post, 6.03.2018. URL: >>>> (дата обращения 26.08.2018).

42. Glenn C. Timeline: the Rise, Spread, and Fall of the Islamic State. TheWilsonCenter: [сетевой ресурс]. 5.07.2016. URL: >>>> (датаобращения 26.08.2016).
20 Умеренные исламисты тоже укрепились: в ноябре 2013 г. они образовали «Исламский фронт» численностью в 45 тыс. человек, что в 3 раза превосходило число боевиков «Свободной сирийской армии». Ставка США и Великобритании на ССА оказалась уязвимой. Увидев, что зарубежная помощь идёт только светским группировкам, исламисты попытались захватить склады с принадлежащей ССА амуницией в районе сирийско-турецкой границы43. В ответ США и Великобритания объявили о прекращении поставок нелетального оружия через Турцию, параллельно пытаясь разрешить конфликт с исламистами. Последние были готовы принимать помощь от американцев, убеждая, что «Исламский фронт» – лучшая альтернатива Асаду и ИГ. Однако США и Великобритания так и не признали исламистов доминирующей силой на поле боя. Всё ограничилось их приглашением к участию в «Женеве-II». Исламистские группировки не признали женевский процесс, посчитав его «инструментом манипуляции»44. В результате разногласия между противниками Асада только углубились.
43. Beaumont P. Growing strength of Syria's Islamist groups undermines hopes of ousting Assad // The Guardian, 14.12.2013. URL: >>>> (дата обращения 23.08.2018).

44. Atassi B. Explaining the Geneva II peace talks on Syria // Al Jazeera [сетевой ресурс]. 19.01.2014. URL: >>>> (дата обращения 24.08.2018).
21 Раскол вскоре случился и за переговорным столом. В декабре 2013 – марте 2014 г., в ходе нового раунда переговоров («Женева-II»), оппозиционеры отказались садиться за стол переговоров с представителями Асада. Ситуация была тупиковой. Представители ССА требовали переговоров на основе решений «Женевы-I» и ожидали международного давления на режим Асада. Однако общаться с представителями Дамаска отказались. Оппозиция крайне отрицательно восприняла присутствие на переговорах представителей режима, три года отказывавшегося участвовать в каких-либо дипломатических инициативах вокруг войны в Сирии. Теперь же, в результате «химической сделки» и резолюции Совета Безопасности № 2118, Асад стал легитимным участником дипломатического процесса. Его представители, в свою очередь, отвергали идею переходного правительства. Кроме отношения к Асаду, ситуацию усложнял раскол внутри оппозиции. Не все крупные группировки были на ней представлены. К тому же переговоры о переходном органе усложнял факт наличия временного правительства в изгнании. Новый переговорный раунд закончился ничем и привёл к уходу Лахдара Брахими с поста спецпредставителя ООН по Сирии.
22 В администрации Обамы к провалу переговоров отнеслись спокойно. Главное было поддерживать давление на Асада, склоняя его к уступкам через помощь оппозиции. Однако американских конгрессменов итоги «Женевы-II» не устроили, и девять сенаторов в марте 2014 г. потребовали от Обамы корректировки его сирийской политики, а именно – разработки плана отстранения Б. Асада от власти45. Такому плану не суждено было появиться в недрах администрации. Во-первых, Асад рассматривался как участник «химической сделки». К марту 2014 г. Сирия отчиталась в передаче трети своих химических запасов в руки ОЗХО46. Во-вторых, переходный политический процесс требовал согласования в Совете Безопасности ООН. Россия продолжала быть участником Женевских переговоров и поддерживала режим Асада в ООН. Без компромисса с Кремлём нельзя было рассчитывать на легализацию политического процесса, а значит и на широкую поддержку мирового сообщества. Брать на себя весь процесс урегулирования сирийского конфликта администрация Обамы не планировала. Однако события в Крыму в марте 2014 г. расстроили отношения двух держав. В такой ситуации компромисс Москвы и Вашингтона по Сирии становился маловероятным.
45. Bipartisan Group of Senators Urge President Obama to Engage With Congress as Administration Develops New U.S. Policy Options for Syria // The United States Senate Committee on Foreign Relations [сетевой ресурс]. 14.03.2014. URL: >>>> (дата обращения 25.08.2018).

46. Jalabi R. Syrian crisis: where the U.S. stands on Assad, the rebels and the refugees // The Guardian, 26.03.2014. URL: >>>> (дата обращения 28.09.2018).
23 Тем не менее, корректировка сирийской политики США случилась. Летом 2014 г. боевики ИГИЛ начали вторжение в Ирак и захватили треть его территории. Это сопровождалось демонстративными казнями заложников, среди которых были и американские граждане. К августу 2014 г. США образовали международную антитеррористическую коалицию для борьбы с «Исламским государством Ирака и Леванта». Вскоре после первых ударов коалиции по Ираку, президент Обама заявил, что борьба с ИГИЛ затронет и сирийскую территорию. Власти Сирии молча согласились с ударами коалиции по террористам47. Однако режим в Дамаске не рассматривался как возможный союзник в борьбе с джихадистами. В дискурсе Барака Обамы Б. Асад оставался нелегитимным руководителем Сирии. Основной силой в борьбе с ИГ должна была стать умеренная сирийская оппозиция. Она олицетворяла собой весь сирийский народ и его вооружённые силы. Поэтому президент США объявил о необходимости программы подготовки повстанцев в Сирии и запросил у Конгресса 500 млн долл. на её реализацию. Запрос был удовлетворён в сентябре и расширен до отдельной финансовой программы в 721 млн долл. в декабре 2014 года. Расходы включали в себя подготовку, вооружение, снабжение и зарплаты повстанцев48.
47. U.S. hits ISIS with airstrikes in Syria // The CBS News [электронный ресурс]. 22.09.2014. URL: >>>> (дата обращения 25.09.2018).

48. Congress Approving $721 Million for Syrian Rebels // The Rollcall, 12.12.2014. URL: >>>> (дата обращения 20.09.2018).
24 Военным предстояло готовить оппозицию к боям с ИГ. Инициатива была отдана Министерству обороны, так как программа ЦРУ продолжалась, но не могла быть расширена. Базой для подготовки стала Иордания, где уже была налажена инфраструктура для тренировок иракских повстанцев49. В феврале 2015 г. к программе присоединилась Турция50. Этот проект в Министерстве обороны США изначально восприняли со скепсисом. Во-первых, конечная цель программы – подготовить 5400 бойцов за первый год и 15 тысяч за три года – выглядела мало реалистичной51. При том, что весь объём работы ложился на плечи 4–5 инструкторов52. Во-вторых, поражение повстанцев наносило бы США репутационный ущерб, а американское оружие попадало бы таким образом в руки джихадистов. Более того, программу отличали отдельные непродуманные детали. Так, на выступлении перед сенатским комитетом по вооружённым силам министр обороны США Ч. Хэйгел заявил, что оппозиция получит защиту от авиации Асада со стороны ВВС международной коалиции. При этом данный сценарий не проговаривался в Белом доме53. Хэйгел не мог дать другого ответа. В противном случае повстанцы не рискнули бы участвовать в программе и отвернулись от США. Данный эпизод ещё раз характеризует отношение администрации Обамы к поддержке умеренной сирийской оппозиции и к войне в Сирии в целом. Вмешательство в неё оставалось вынужденным, а применение силы – нежелательным.
49. Ackerman S. Obama administration seeking $500m to train 'moderate' Syrian rebels // The Guardian, 26.06.2014. URL: >>>> (дата обращения 26.09.2018).

50. Alexander D., Karadeniz T. Turkey, U.S. sign deal to train, equip Syrian opposition, official says // The Reuters [электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения 23.09.2018).

51. Kommer F. The Syrian National Coalition and the US – From Fading Faith to a New Commitment. The Heinrich Böll Stiftung North America. Washington, D.C., May 2015. URL: >>>> (дата обращения 16.09.2018).

52. Cooper H., Schmitt E., Shear M. Obama Administration Ends Effort to Train Syrians to Combat ISIS // The New York Times, 9.10.2015. URL: >>>> (дата обращения 20.09.2018).

53. Zenco M. Chuck Hagel’s Astonishing Admission on Syria // The Atlantic, 18.12.2015. URL: >>>> обращения 19.11.2018).
25 Изначальный скептицизм военных относительно программы подготовки повстанцев был ненапрасным. Уже через год после начала она была признана провальной. Этому было несколько причин. Во-первых, многие подготовленные США повстанцы перебегали на сторону террористов. Причина лежала в стремлении сирийцев воевать против Асада, а не против ИГ. Именно своей непримиримостью к режиму в Дамаске и силой на поле боя экстремисты завоевали популярность в Сирии54. Во-вторых, террористы «Джабхат ан-Нусра» наносили регулярные и достаточно тяжёлые поражения отрядам оппозиции, в том числе подготовленным США55. В-третьих, повстанцы использовали американское оружие и амуницию в качестве «взятки» для передвижения по занятым террористами территориям56. В итоге у боевиков «Джабхат ан-Нусра» оказалось до четверти поставленного американскими военными оружия. 9 октября 2015 г. в Министерстве обороны заявили, что сворачивают программу подготовки и начинают оказывать поддержку уже существующим, проверенным оппозиционным группам, ведущим борьбу с «Исламским государством». Единственный центр подготовки командиров оппозиционных групп оставался в Турции. Его первоочередной задачей было обучение повстанцев координации с ВВС57.
54. Gallagher A. How will history judge Obama’s actions in Syria? // The Hill, 21.02.2017. URL: >>>> (дата обращения 24.09.2018).

55. Holmes O. One of the main U.S.-backed Syrian rebel groups just admitted defeat // The Reuters [сетевойресурс]. 1.03.2015. URL: >>>> (дата обращения 24.09.2018).

56. McKay H. 'I gave the U.S. trucks and ammunition to Al Qaeda': The chaotic U.S. effort to arm Syrian rebels // The Fox News [сетевой ресурс]. 15.05.2018. URL: >>>> (дата обращения 21.09.2018).

57. Black I. U.S. freezing of Syrian rebel training scheme shows western disarray // The Guardian, 9.10.2015. URL: >>>> (дата обращения 27.09.2018).
26 Таким образом, к началу операции российских ВКС в Сирии США утратили возможность сделать повстанцев светского толка главной силой в гражданской войне. Это было вызвано запоздалым и ограниченным вмешательством в конфликт. Своевременной же могла бы считаться широкая поддержка, оказанная в 2012 году. На тот момент режим Асада был сравнительно ослаблен, а исламистские лозунги ещё не получили широкого распространения среди сирийцев. Тогда военная, дипломатическая и гуманитарная помощь со стороны США могла сделать оппозицию той силой, с которой считались бы как в Сирии, так и за её пределами. Отсюда появлялся шанс на переходный политический процесс при его широкой международной поддержке. Противники Б. Асада получали бы приемлемую кандидатуру на замену режима в Дамаске, а сторонники режима видели бы бесперспективность его поддержания. Здесь важно отметить, что Сирия не является главным приоритетом ни во внешней политике РФ, ни во внешней политике Ирана.
27 Однако вместо активного участия США взяли курс на максимально возможное отстранение от конфликта. Потенциал его эскалации не был в полной мере оценён в Вашингтоне. Гражданская война в Сирии создала не только «питательную среду» для роста джихадистского движения на Ближнем Востоке, она трансформировалась в «войну по доверенности» между региональными и мировыми державами с угрозой прямого военного конфликта между ними.

References

1. Balboni M., Malka H. Tunisian Fighters in History and Today / Tunisia: Radicalism Abroad and at Home. Center for Strategic and International Studies. June 2016. URL; http://foreignfighters.csis.org/tunisia/tunisian-fighters-in-history.html (data obrascheniya 14.08.2018); Benmelech E., Klor E. What Explains the Flow of Foreign Fighters to ISIS? The Kellogg School of Management, Northwestern University. April 2016. URL: https://www.kellogg.northwestern.edu/faculty/benmelech/html/BenmelechPapers/ISIS_April_13_2016_Effi_final.pdf (data obrascheniya 14.08.2018); Wagemakers J. Jihadi-Salafism in Jordan and the Syrian Conflict: Divisions Overcome Unity. Studies in Conflict & Terrorism 2018, Vol. 41, No. 3, p. 191-212.

2. Syria Situation Report: February 21 - March 6, 2018. Institute for the Study of War. URL; http://www.understandingwar.org/sites/default/files/Syria%20SITREP%20Map%2021%20FEB%20-%2006%20MAR_2.pdf (data obrascheniya 24.05.2018).

3. Osman T. Syrian Islamist factions join forces against Hayat Tahrir al-Sham // Al-Monitor, 28.02.2018. URL:http: //www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/02/syria-liberation-front-battes-against-hayat-ahrar-al-sham.html#ixzz5Op65QzSD (data obrascheniya 28.07.2018).

4. Gall S. Some Syrian Refugees Are Going Back to War Alongside Turkey // The New York Times, 2.02.2018. URL: https://www.nytimes.com/2018/02/02/world/middleeast/turkey-syria-border-mititary-operation.html (data obrascheniya 13.08.2018).

5. Fahim K. Rebels View Coalition Leadership Outside Syria as Detached From the Suffering // The New York Times, 22.09.2013. URL: https://www.nytimes.com/2013/09/23/world/middleeast/rebels-view-coalition-leadership-outside-syria-as-detached-from-the-suffering.html (data obrascheniya 24.08.2018); Isam W. Syrian opposition leaders to discuss Geneva II with armed factions // Asharq Al-Awsat: [setevoj resurs]. 14.11.2013. URL: https://eng-archive.aawsat.com/w-isam/news-middle-east/syrian-opposition-leaders-to-discuss-geneva-ii-with-armed-factions (data obrascheniya 24.08.2018).

6. Natsional'nyj koordinatsionnyj komitet za demokraticheskie peremeny. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%B7%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8B (data obrascheniya 13.08.2018).

7. Wimmen H. Syria’s Path from Civic Uprising to Civil War. Carnegie Endowment for International Peace [setevoj resurs]: 22.11.2016. URL: http://carnegieendowment.org/2016/11/22/syria-s-path-from-civic-uprising-to-civil-war-pub-66171 (data obrascheniya 25.08.2018).

8. Oweis K.Y. Saudi-Qatar rivalry divides Syrian opposition // The Reuters: [setevoj resurs]. 15.01.2014.URL: https://www.reuters.com/article/us-syria-crisis-qatar/saudi-qatar-rivalry-divides-syrian-opposition-idUSBREA0E1G720140115 (data obrascheniya 16.08.2018).

9. Syrian National Coalition leader Moaz al-Khatib resigns // The Guardian, 24.03.2013. URL: https://www.theguardian.com/world/2013/mar/24/mouaz-al-khatib-resigns-coalition (data obrascheniya 21.08.2018).

10. Guide to the Syrian opposition // The BBC News,17.10.2013. URL:https: //www.bbc.com/news/world-middle-east-15798218 (data obrascheniya 20.08.2018).

11. Oweis K.Y. Struggling to Build an Alternative to Assad.SWP Comments. German Institute for International and Security Affairs. July 2014. URL: https://www.swp-berlin.org/fileadmin/contents/products/comments/2014C35_ows.pdf (data obrascheniya 21.08.2018).

12. Qatar’s political influence in Arab world waning // The Middle East Online:[setevoj resurs].24.09.2013. URL: https://www.middle-east-online.com/en/qatar%E2%80%99s-political-influence-arab-world-waning (data obrascheniya 19.11.2018).

13. Victor P. Syrian rebel groups defect from Western-backed opposition // Al-Jazeera: [setevoj resurs]. 25.09.2013. URL: http://america.aljazeera.com/articles/2013/9/25/syrian-rebel-groupsslamwesternbackedopposition.html (data obrascheniya 21.08.2018).

14. Quinn A. Clinton calls for overhaul of Syrian opposition // The Reuters. 31.12.2012. URL: https://www.reuters.com/article/us-syria-usa/clinton-calls-for-overhaul-of-syrian-opposition-idUSBRE89U1AY20121031 (data obrascheniya 16.08.2018).

15. Shumilin A.I.2017. Ehvolyutsiya podkhodov SShA k konfliktam na Blizhnem Vostoke // SShA & Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. №1, c.32–53.

16. Tierney D. The Legacy of Obama’s ‘Worst Mistake’ // The Atlantic, 15.04.2016. URL: https://www.theatlantic.com/international/archive/2016/04/obamas-worst-mistake-libya/478461/ (data obrascheniya 15.08.2018).

17. Modest Support for Military Force if Syria Used Chemical Weapons // The Pew Research Center: [setevoj resurs]. 29.04.2013. URL: http://www.people-press.org/2013/04/29/modest-support-for-military-force-if-syria-used-chemical-weapons/ (data obrascheniya 23.08.2018).

18. Jalabi R. Syrian crisis: where the U.S. stands on Assad, the rebels and the refugees // The Guardian, 26.03.2014. URL: theguardian.com/world/2014/mar/26/us-policy-syria-refugees-assad-rebels (dataobrascheniya 14.09.2018).

19. McKelvey T. Arming Syrian rebels: Where the U.S. went wrong // The BBC News: [setevoj resurs]. 10.10.2015. URL: https://www.bbc.com/news/magazine-33997408 (data obrascheniya 22.08.2018).

20. Syria opposition presses for «serious action» // Al-Jazeera: [setevoj resurs]. 1.04.2012. URL: https://www.aljazeera.com/news/asia-pacific/2012/04/2012412022613580.html (data obrascheniya 16.08.2018).

21. Action Group for Syria Final Communique // The United Nations: [setevoj resurs].30.06.2012. URL: http://www.un.org/News/dh/infocus/Syria/FinalCommuniqueActionGroupforSyria.pdf (data obrascheniya 20.08.2018).

22. UN envoy calls for transitional government in Syria // The BBC News: [setevoj resurs]. 30.06.2012. URL: https://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-18650775 (data obrascheniya 19.08.2018).

23. DeFraia D. Free Syrian Army: U.S. allows financial aid to the rebel group // The Global Post, 28.07.2012. URL: https://www.pri.org/stories/2012-07-28/free-syrian-army-us-allows-financial-aid-rebel-group (data obrascheniya 18.08.2018).

24. Sirijskaya sirijskaya armiya. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%8F (data obrascheniya 18.08.2018).

25. Hosenball M. Exclusive: Obama authorizes secret U.S. support for Syrian rebels // The Reuters:[setevoj resurs]. 2.08.2012. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-syria-obama-order-idUSBRE8701OK20120801 (data obrascheniya 5.09.2018).

26. Chivers C., Schmitt E. Arms Airlift to Syria Rebels Expands, with Aid from C.I.A. // The New York Times, 24.03.2013. URL: https://www.nytimes.com/2013/03/25/world/middleeast/arms-airlift-to-syrian-rebels-expands-with-cia-aid.html (data obrascheniya 12.09.2018).

27. Lund A. How Assad’s Enemies Gave Up on the Syrian Opposition // The Century Foundation: [setevoj resurs]. 17.10.2017. URL: https://tcf.org/content/report/assads-enemies-gave-syrian-opposition/?session=1&session=1 (data obrascheniya 6.09.2018).

28. DeYoung K. U.S. plan to arm Syrian rebels stalls amid congressional disagreements // The Washington Post, 10.07.2013. URL: https://www.washingtonpost.com/world/national-security/us-plan-to-arm-syrian-rebels-stalls-amid-congressional-disagreements/2013/07/10/9124822a-e989-11e2-aa9f-c03a72e2d342_story.html?noredirect=on&utm_term=.94b0b073917c (data obrascheniya 7.09.2018).

29. Remarks by the President to the White House Press Corps // The White House: Office of the Press Secretary [setevoj resurs]. 20.08.2012. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2012/08/20/remarks-president-white-house-press-corps (data obrascheniya 26.08.2018).

30. Curtis M. How Britain engaged in a covert operation to overthrow Assad // The Middle East Eye, 27.04.2018. URL: https://www.middleeasteye.net/columns/how-britain-engaged-covert-operation-overthrow-assad-1437573498 (data obrascheniya 16.09.2018).

31. Gearan A., Whitlock C. U.S. intelligence believes Syria’s Assad used chemical weapons ‘on a small scale’ // The Washington Post, 25.04. 2013. URL: https://www.washingtonpost.com/world/middle_east/us-intelligence-agencies-assad-used-chemical-weapons-on-a-small-scale/2013/04/25/208346aa-adc0-11e2-98ef-d1072ed3cc27_story.html?noredirect=on&utm_term=.f3b99dd680ea (data obrascheniya 18.09.2018).

32. Apuzo M., Mazzetti M. U.S. Relies Heavily on Saudi Money to Support Syrian Rebels // The New York Times, 23.01.2016. URL: https://www.nytimes.com/2016/01/24/world/middleeast/us-relies-heavily-on-saudi-money-to-support-syrian-rebels.html?_r=0 (data obrascheniya 28.09.2018).

33. Goldman A., Mazzetti M., Schmidt M. Behind the Sudden Death of a $1 Billion Secret C.I.A. War in Syria // The New York Times, 2.08.2017. URL: https://www.nytimes.com/2017/08/02/world/middleeast/cia-syria-rebel-arm-train-trump.html (data obrascheniya 18.09.2018).

34. Michaels J. U.S. arms haven't reached Syrian rebels, analysts say // The USA Today, 10.07.2013. URL: https://www.usatoday.com/story/news/world/2013/07/10/syria-arms-cia-assad-rebels-homs/2503247/ (data obrascheniya 12.09.2018).

35. Chulov M. Syrian town of Qusair falls to Hezbollah in breakthrough for Assad //The Guardian, 5.06.2013. URL: https://www.theguardian.com/world/2013/jun/05/syria-army-seizes-qusair (data obrascheniya 14.09.2018).

36. McKelvey T. Op. cit.

37. Ackerman S., Roberts D. Syria: Kerry and Hagel press for strikes in effort to convince Senate skeptics // The Guardian, 3.09.2013. URL: https://www.theguardian.com/world/2013/sep/03/syria-kerry-hagel-strikes-senate (data obrascheniya 25.08.2018).

38. Ackerman S., Shatchman N. Top U.S. General Says Stopping a Syrian Chemical Attack is «Almost Unachievable» // The Wired,1.10.2013.URL: https://www.wired.com/2013/01/syria-chem-military/ (data obrascheniya 27.08.2018).

39. Public Opinion Runs Against Syrian Airstrikes // The Pew Research Center [setevoj resurs]. 3.09.2013.URL: http://www.people-press.org/2013/09/03/public-opinion-runs-against-syrian-airstrikes/ (data obrascheniya 28.08.2018).

40. Goldberg J. The Obama Doctrine // The Atlantic. April 2016. URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2016/04/the-obama-doctrine/471525/ (data obrascheniya 22.08.2018).

41. Ruzgar M. Can Hayat Tahrir al-Sham Be Defeated by an Alliance of Syrian Rebels in Northern Syria? // The Jerusalem Post, 6.03.2018. URL: https://www.jpost.com/Opinion/Can-Hayat-Tahrir-al-Sham-be-defeated-by-an-alliance-of-Syrian-rebels-in-northern-Syria-544379 (data obrascheniya 26.08.2018).

42. Glenn C. Timeline: the Rise, Spread, and Fall of the Islamic State. TheWilsonCenter: [setevoj resurs]. 5.07.2016. URL: https://www.wilsoncenter.org/article/timeline-the-rise-spread-and-fall-the-islamic-state (dataobrascheniya 26.08.2016).

43. Beaumont P. Growing strength of Syria's Islamist groups undermines hopes of ousting Assad // The Guardian, 14.12.2013. URL: https://www.theguardian.com/world/2013/dec/14/syria-islamist-militants-growing-strength (data obrascheniya 23.08.2018).

44. Atassi B. Explaining the Geneva II peace talks on Syria // Al Jazeera [setevoj resurs]. 19.01.2014. URL: https://www.aljazeera.com/indepth/features/2014/01/explaining-geneva-ii-peace-talks-syria-2014118142853937726.html (data obrascheniya 24.08.2018).

45. Bipartisan Group of Senators Urge President Obama to Engage With Congress as Administration Develops New U.S. Policy Options for Syria // The United States Senate Committee on Foreign Relations [setevoj resurs]. 14.03.2014. URL: https://www.foreign.senate.gov/press/ranking/release/bipartisan-group-of-senators-urge-president-obama-to-engage-with-congress-as-administration-develops-new-us-policy-options-for-syria (data obrascheniya 25.08.2018).

46. Jalabi R. Syrian crisis: where the U.S. stands on Assad, the rebels and the refugees // The Guardian, 26.03.2014. URL: https://www.theguardian.com/world/2014/mar/26/us-policy-syria-refugees-assad-rebels (data obrascheniya 28.09.2018).

47. U.S. hits ISIS with airstrikes in Syria // The CBS News [ehlektronnyj resurs]. 22.09.2014. URL: https://www.cbsnews.com/news/u-s-launches-first-airstrikes-against-isis-in-syria/ (data obrascheniya 25.09.2018).

48. Congress Approving $721 Million for Syrian Rebels // The Rollcall, 12.12.2014. URL: https://www.rollcall.com/news/congress_approving_721_million_for_syrian_rebels-238703-1.html (data obrascheniya 20.09.2018).

49. Ackerman S. Obama administration seeking $500m to train 'moderate' Syrian rebels // The Guardian, 26.06.2014. URL: https://www.theguardian.com/world/2014/jun/26/obama-seeking-500m-training-moderate-syrian-rebels (data obrascheniya 26.09.2018).

50. Alexander D., Karadeniz T. Turkey, U.S. sign deal to train, equip Syrian opposition, official says // The Reuters [ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.reuters.com/article/us-mideast-crisis-training-turkey/turkey-u-s-sign-deal-to-train-equip-syrian-opposition-official-says-idUSKBN0LN1YY20150219 (data obrascheniya 23.09.2018).

51. Kommer F. The Syrian National Coalition and the US – From Fading Faith to a New Commitment. The Heinrich Boll Stiftung North America. Washington, D.C., May 2015. URL: https://us.boell.org/sites/default/files/the_syrian_national_coalition_and_the_us_-_from_fading_faith_to_a_new_commitment.pdf (data obrascheniya 16.09.2018).

52. Cooper H., Schmitt E., Shear M. Obama Administration Ends Effort to Train Syrians to Combat ISIS // The New York Times, 9.10.2015. URL: https://www.nytimes.com/2015/10/10/world/middleeast/pentagon-program-islamic-state-syria.html (data obrascheniya 20.09.2018).

53. Zenco M. Chuck Hagel’s Astonishing Admission on Syria // The Atlantic, 18.12.2015. URL: https://www.theatlantic.com/international/archive/2015/12/chuck-hagel-obama-syria/421293/ (data obrascheniya 19.11.2018).

54. Gallagher A. How will history judge Obama’s actions in Syria? // The Hill, 21.02.2017. URL: https://thehill.com/blogs/pundits-blog/foreign-policy/320199-how-will-history-judge-obamas-actions-in-syria (data obrascheniya 24.09.2018).

55. Holmes O. One of the main U.S.-backed Syrian rebel groups just admitted defeat // The Reuters [setevojresurs]. 1.03.2015. URL: https://www.businessinsider.com/r-us-backed-syria-rebel-group-dissolves-itself-after-losses-2015-3 (data obrascheniya 24.09.2018).

56. McKay H. 'I gave the U.S. trucks and ammunition to Al Qaeda': The chaotic U.S. effort to arm Syrian rebels // The Fox News [setevoj resurs]. 15.05.2018. URL: https://www.foxnews.com/world/i-gave-the-us-trucks-and-ammunition-to-al-qaeda-the-chaotic-us-effort-to-arm-syrian-rebels (data obrascheniya 21.09.2018).

57. Black I. U.S. freezing of Syrian rebel training scheme shows western disarray // The Guardian, 9.10.2015. URL: https://www.theguardian.com/world/2015/oct/09/us-freezing-of-syrian-rebel-training-scheme-shows-western-disarray (data obrascheniya 27.09.2018).