Нелегальная иммиграция в контексте американо-мексиканских отношений
Нелегальная иммиграция в контексте американо-мексиканских отношений
Аннотация
Код статьи
S207054760000035-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Балденкова Юлия Викторовна 
Аффилиация: Институт США и Канады РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Аннотация
В статье анализируется негативное влияние нелегальной иммиграции из Мексики на социально-экономическую жизнь США, а также рассматриваются действия администрации Дональда Трампа, направленные на решение этой проблемы.
Ключевые слова
Дональд Трамп, США, Мексика, нелегальная иммиграция, строительство стены, южная граница
Классификатор
Получено
01.12.2018
Дата публикации
24.12.2018
Всего подписок
13
Всего просмотров
3880
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

1 По мере углубления процессов глобализации с начала 90-х годов прошлого столетия проблема иммиграционных потоков в США стала приобретать новое измерение. Диалектическая зависимость американской жизни от иммигрантов имеет две стороны: с одной стороны, американское общество оказывает колоссальное влияние на иммигрантов, постепенно трансформируя их в «настоящих американцев», а с другой – иммигранты (в зависимости от своей культуры и численности) могут создавать эффекты «деамериканизации» США, в результате которой Америка во всё большей степени может стать похожей на другие страны, постепенно утрачивая черты и признаки так называемой «американской исключительности».
2 Именно об этой стороне иммиграции с начала XXI века с нарастающей тревогой заговорили американские политологи, социологи, публицисты и политические деятели. Одним из наиболее активных выразителей этого взгляда на природу современной иммиграции выступил известный политический деятель и публицист правоконсервативных взглядов П. Бьюкенен, который писал в своей книге, что «неуправляемая иммиграция грозит уничтожить страну, в которой мы выросли, и превратить Америку в хаотическое скопление народов, не имеющих фактически ничего общего между собой − ни истории, ни фольклора, ни языка, ни культуры, ни веры, ни предков. Своего рода новая балканизация»1. Однако на этот раз балканизация, постепенно распространяющаяся почти на всю территорию США, угрожает самим основам американского федерализма. Противоречивое воздействие иммиграционных потоков на американское общество ещё больше усилилось с приходом к власти в январе 2009 г. кандидата от Демократической партии Барака Хусейна Обамы и резко обострило накал политического противостояния в Америке, в том числе по вопросам иммиграционной реформы и совершенствования механизмов натурализации иммигрантов – как законных, так и незаконных.
1. Бьюкенен П. Смерть Запада. М.: АСТ, 2004, стр. 9.
3 К моменту прихода Б. Обамы к власти на территории США проживало 11 млн нелегальных иммигрантов, многие из которых уже успели стать неотъемлемой частью социальной жизни Америки. В основном иммигранты являются приверженцами Демократической партии, так как она, в отличие от Республиканской, на протяжении последних 50 лет была более либерально настроена по отношению к ним.
4 Заняв свой пост, первый в истории США темнокожий президент, демократ, решительно заявил о своем намерении провести всеобъемлющую реформу иммиграционной системы, которая включала бы в себя амнистию всех нелегальных иммигрантов, проживающих в США; усиление безопасности границ, в частности, южной; упорядочивание законодательства о приёме на работу нелегальных иммигрантов; увеличение квот на рабочие визы с целью привлечения высококвалифицированных кадров; стабилизация и пересмотр системы квот в целом; усовершенствование процесса получения гражданства и усовершенствование процедуры депортации.
5 Политика в сфере иммиграции 44-ого президента США Барака Обамы ознаменовалась принятием череды беспрецедентных мер, однако они так и не нашли одобрения в республиканском Конгрессе США. Республиканцы чётко обозначила своё видение иммиграционной реформы: «Иммиграционная реформа не должна пониматься как выбор между массовой амнистией и массовой депортацией»2. Республиканцы придерживались стратегии сокращения числа нелегальных иммигрантов через ужесточение визового и депортационного режимов и считали, что с течением времени такой подход резко уменьшит число нелегальных иммигрантов.
2. CRS Report for Congress. Immigration Reform Issues in the 111th Congress. July 13, 2009. R40501. P. 12.
6 К концу второго срока президентства Б. Обамы вопросы по усилению безопасности границ и легализации незаконных иммигрантов так и остались открытыми и стали хорошим инструментом для кандидатов в президенты от Республиканской партии в деле завоевания голосов избирателей в ходе предвыборной кампании 2016 г. Этим умело воспользовался Дональд Трамп, высказывающий резко негативное отношение к нелегальным иммигрантам.
7 Его заявления по поводу как легальной, так и нелегальной иммиграции нашли большой отклик у той немаленькой части населения, которая приходит в ужас от беспрецедентных по своему масштабу иммиграционных потоков в США, так как иммигранты, по мнению директора Центра иммиграционных исследований по связям с общественностью Маргариты Телфорд, оказывают значительное негативное влияние на все сферы жизни американского общества, включая проблемы национальной безопасности, преступности и общественной безопасности, уровень заработной платы и занятости, налоговой политики, образования, здравоохранения, наркозависимости и окружающей среды3. Многих американских граждан не устраивало то, что на тот момент действующая власть не предпринимала никаких мер по ограничению иммиграции. Согласно результатам опросов социологической службы Гэллапа, проведённых осенью 2015 г., 60% респондентов отнесли вопрос иммиграции к ключевым проблемам президентской кампании 2016 года4.
3. Telford M. The Trump and Clinton Immigration Plans. Center for Immigration.Studies, Washington, D.C., July 29, 2016. Available at: >>>>

4. 3 On Immigration Policy, Wider Partisan Divide over Border Fence than Path to Legal Status. October 8, 2015. Pew Research Center. Available at: >>>>
8 В ходе предвыборной гонки Д. Трамп объявил об одной из важнейших задач своего будущего президентства – строительстве стены на южной границе, которая отгородила бы Соединённые Штаты от Мексики и стала бы не только физическим препятствием для неконтролируемой нелегальной иммиграции «южных соседей», но и символом новой, далеко не либеральной, иммиграционной политики.
9 Ежегодно на территорию США прибывает чуть больше одного миллиона легальных иммигрантов. Согласно данным 2015–2017 гг. лидирующие позиции по данному виду иммиграции в США заняла Мексика (15%), что обусловлено её непосредственным соседством (см. табл.).
10

Количество иммигрантов, прибывших с целью получить официальное разрешение на жительство или green card, приехавших из различных стран, 2015–2017 гг.

 

Страна гражданства 2015 2016 2017
Всего 1 051 031 1 183 505 1 127 167
Мексика 158 619 174 534 170 581
Китайская Народная Республика 74 558 81 772 71 565
Индия 64 116 64 687 60 394
Филиппины 56 478 53 287 49 147
Пакистан 18 057 19 313 17 408
Ирак 21 107 18 904 14 203
Нигерия 11 542 14 380 13 539
Иран 13 114 13 298 13 791
Эфиопия 11 394 13 232 14 637
Канада 12 673 12 793 11 484
Россия 8 799 9 297 8 918

Источник: 2017 Yearbook of Immigration Statistics,), Persons Obtaining Lawful Permanent Resident Status by Region and Country of Birth: Fiscal Years 2015 to 2017, Table 3, >>>>

11

 Также каждый год в США прибывает более 300 тыс. нелегальных иммигрантов5. Согласно данным Бюро переписи США, в 2010 г. на территории страны находилось порядка 11,2 млн нелегальных иммигрантов. Однако по другим данным, их количество примерно в 1,5 раза больше, и в 2012 г. вплотную приблизилось к 20 млн человек6. По состоянию на 2018 г. в США проживают около 11 млн нелегальных иммигрантом – такую оценку даёт глава Министерства юстиции США Джефф Сешнс7.

5. What You Need to Know about the President’s Authorization for the National Guard to Deploy to the Southern Border, April 4, 2018. Available at: >>>>

6. Dinan S. Nearly 20 million illegal immigrants in U.S., former Border Patrol agents say // The Washington Times, September 9, 2013. Available at: >>>>

7. Attorney General Sessions Delivers Remarks on National Security and Immigration Priorities of the Administration, Norfolk, VA Friday, January 26, 2018. Available at: >>>>
12 По количеству нелегальных иммигрантов, въехавших на территорию США в 2012 г., первое место также занимала Мексика – 52%8. В основном мексиканские нелегалы оседают в пограничных штатах: в Калифорнии и Техасе.
8. Pew Research Centre Hispanic Trends. Unauthorized Immigrant Totals Rise in 7 States, Fall in 14. November 18, 2014. Available at: >>>>
13 Нелегальная иммиграция мексиканцев на территорию Соединённых Штатов является одной из ключевых проблем в американо-мексиканских отношениях. В основном иммиграционные потоки из Мексики состоят из малоквалифицированной рабочей силы, что обусловлено колоссальным разрывом в уровнях развития производительных сил двух соседних стран. Существенная разница в уровне жизни и оплате труда является основным фактором эмиграции населения из Мексики в Соединённые Штаты. Кроме того, обширная и до недавнего времени плохо охраняемая граница являлась мощным дополнительным стимулом.
14 Нелегальная иммиграция из Мексики оказывает негативное влияние на социально-экономическую ситуацию в США. При приёме на работу работодатель охотнее возьмёт мексиканца, нежели коренного американца, зная, что мексиканец согласится работать за более низкую заработную плату. Таким образом, нелегальные мексиканцы способствуют понижению общего уровня оплаты и условий труда и росту безработицы в американском обществе.
15 Другая сторона проблемы – наркоторговля, оборот которой составляет от 19 до 26 млрд долл. ежегодно9, и поток наркотиков, идущих в США из Мексики, явился питательной средой для формирования новых форм социальных отношений, которые далеко выходят за привычные представления о бедных иммигрантов, перебирающихся в США в поисках исключительно рабочих мест и заработков. Как указывают американские социологи, между США и Мексикой создана система «цепной миграции, существующая многие десятилетия. Поездка и отбытие на длительный срок в США являются скорее своеобразным ритуалом перехода через границу и мало связанны с экономической необходимостью как таковой. Это своего рода продолжение традиций подрастающими поколениями, которые должны пройти путями братьев, отцов, дядей или дедов. Для большей части нового поколения мексиканцев, прибывающих в США, уже приготовлено рабочее место, место жительства, а также хорошо налаженная система семейных социальных сетей»10.
9. United States Department of State. Bureau for International Narcotics and Enforcement Affairs Law. International Narcotics Control Strategy Report: Volume II, Money Laundering and Financial Crimes. March 2014. P. 161. − >>>>

10. Center for Immigration Studies. Andrews P. Mexican Emigration and a Failed State. The self-defense groups in Michoacán, Mexico. February 2014. P. 1. Available at: >>>>
16 Немалая часть новых иммигрантов продолжает сохранять лояльность по отношению к той стране, из которой они прибыли. «Двойная лояльность» новых иммигрантов усиливает межнациональную напряжённость и разъединяет американское общество. В этом плане нельзя не согласиться с П. Бьюкененом, подчёркивавшим, что «у мексиканцев не только иная культура − в массе своей они принадлежат к другой расе, а история и житейский опыт подсказывают, что людям разных рас сложнее ассимилироваться, нежели “родичам по расе”… В отличие от иммигрантов прошлого, навсегда прощавшихся с отчизной перед тем, как взойти на борт корабля, мексиканцы отнюдь не порывают связей с родиной. Миллионы из них не испытывают ни малейшего желания учить английский или принимать американское гражданство − их дом – Мексика, а не Америка, и они кичатся тем, что по-прежнему остаются мексиканцами. К нам они пришли за работой. Вместо того чтобы постепенно ассимилироваться, они создают в американских городах “маленькие Тихуаны”... Они имеют собственное радиовещание и телевидение, собственные газеты, фильмы и журналы; и ныне мексиканские американцы создают в США испаноязычную культуру, отличную от американской. То есть фактически становятся нацией внутри нации»11.
11. Бьюкенен П. Смерть Запада. М.: АСТ, 2004, с. 82.
17

Сегодня вопрос нелегальной иммиграции из Мексики стоит очень остро. Начиная с 2005 г. США приступили к созданию полномасштабной пограничной полосы, оснащённой самой современной техникой, с целью пресечения незаконной иммиграции рабочей силы из Мексики. На тот момент американские пограничники задерживали и выдворяли обратно в Мексику примерно один миллион человек. После начала сооружения пограничной полосы количество задержаний сократилось, так в 2012 г. было немногим более 0,3 млн человек12. Однако ценой этого стало увеличение расходов из федерального бюджета с 2005 по 2012 фин. г. на обустройство и содержание американо-мексиканской границы почти в 2 раза – с 6,3 млрд долл. до 11,5 млрд долл., а также увеличение числа пограничников почти в 1,5 раза – с 14 тыс. человек до примерно 20 тыс. человек13. Вместе с тем, укрепление американо-мексиканской границы имело своим следствием и рост числа жертв: свыше 400 мексиканцев ежегодно погибают при попытке незаконно пересечь границу в слабозащищённых местах, главным образом, через р. Рио-Гранде14.

12. Shirk D. Effects and Effectiveness of U.S. Border Security Measures. Testimony for the Committee on Homeland Security and Governmental Affairs. Hearing on “Border Security: Measuring the Progress and Addressing the Challenges”. March 14, 2013. P. 24. Available at: >>>>

13. Immigration Policy Center. Olson E. And Shirk D. Is More Getting Less? Real Solutions for Securing Our Border. February 2011. PP. 3-4. Available at: >>>>

14. Migration Policy Institute. Hansen R. and Papademetriou D. Securing Borders: The Intended, Unintended, and Perverse Consequences. January 2014. P. 9. Available at: >>>>
18 В течение многих лет власти Мексики получали выгоду от поддержки нелегальной иммиграции в США. Они даже публиковали брошюры о том, как можно незаконно эмигрировать в Америку, что, безусловно, ухудшало криминогенную ситуацию в США и негативно сказывалось на американской экономике. Многие мексиканцы нелегально пересекают границу в поисках лучшей жизни и более высокой заработной платы. Например, иммигранты, работая в США на приграничной с Мексикой территории, с течением времени могут иметь доход примерно в 70% размера средней оплаты труда, а мексиканцы, остающиеся на родине и работающие в приграничной территории, получают примерно в 4 раза меньше эмигрировавших в США и в 6 раз меньше самих американцев15. Попадая на американский рынок труда, мексиканцы в основном пополняют ряды малоквалифицированной рабочей силы и находят себе применение преимущественно в традиционных отраслях, таких как сельское хозяйство, текстильная промышленность, сфера услуг и др. В этих областях иммигранты, соглашаясь работать за более низкую заработную плату, способствуют понижению должностных окладов и условий труда основной массы рабочего населения.
15. Травкина Н.М., Балденкова Ю. В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на иммиграционную ситуацию в США // Россия и Америка в XXI веке [электронный журнал], 2014, № 1. Available at: >>>>
19 Политику жёсткого контроля южной границы продолжил нынешний президент США Дональд Трамп. В ходе своей предвыборной кампании он предложил мексиканским властям «искупить свою вину» путём строительства стены на границы за свой счет. «Стоимость строительства стены ничтожно мала по сравнению с тем, какие убытки ежегодно несут американские налогоплательщики вследствие притока нелегальных мексиканцев, − заявлял Трамп, – Мексика должна заплатить за стену, а пока руководство страны этого не делает, правительство США должно задерживать все денежные переводы нелегальных иммигрантов, увеличивать пошлины на выдачу временных виз руководителям мексиканских предприятий и мексиканским дипломатам, увеличивать пошлины на выдачу пропускных пограничных карт (которые ежегодно получает примерно один миллион мексиканцев) и повышать пошлины на выдачу рабочих виз для мексиканцев в рамках НАФТА»16.
16. Trump Make America Great Again! Immigration reform that will make America Great Again, Make Mexico Pay For The Wall, p. 2, - >>>>
20 Заняв пост президента, Трамп продолжил обвинять мексиканские власти в том, что они ничего не делают для ограничения потоков нелегальных иммигрантов, и 29 мая 2018 г. во время своего выступления в Нэшвилле (штат Техас) он вновь поднял вопрос строительства стены: «В итоге Мексика заплатит за стену. Власти Мексики не делают абсолютно ничего для того, чтобы остановить эмиграцию через Мексику из Гондураса и ему подобных государств. Они не делают ничего, чтобы помочь нам. Они заплатят за стену. И сделают это с удовольствием»17.
17. Speech: Donald Trump Holds a Make America Great Again Rally in Nashville, TN - May 29, 2018. Available at: >>>>
21 В тот же день мексиканский президент Энрике Пенья Ньето выступил с ответным заявлением о том, что Мексика никогда не станет платить за строительство стены: «Президенту Дональду Трампу: Нет. Мексика НИКОГДА не заплатит за стену. Ни сейчас, ни когда-либо. С уважением, Мексика (все мы)»18.
18. Twitter, Enrique Peña Nieto. Available at: >>>>
22 Тем не менее, Дональд Трамп подписал указ об охране государственной границы и принялся выполнять своё обещание, планируя позже взыскать все расходы с южного соседа. По настоянию Белого дома, Министерство внутренней безопасности запустило масштабный тендер на строительство стены. В итоге было подписано восемь контрактов, и строительство первого прототипа стены на границе между американским городом Сан-Диего и мексиканским Тихуана завершилось в октябре 2017 года.
23 На данный момент протяжённость стены составляет 1047 км. Администрация Д. Трампа предположила, что строительство новых отрезков стены протяжённостью ещё в 500 км займет около 10 лет. Также было заявлено о необходимости модернизации уже существующих участков стены протяжённостью 651 км. Таким образом, почти половина американо-мексиканской границы будет закрыта для нелегальных иммигрантов.
24

Американо-мексиканская граница. С интерактивной картой можно ознакомиться на портале USA TODAY - https://www.usatoday.com/border-wall/us-mexico-interactive-border-map/

25 По оценкам специалистов, весь проект обойдётся правительству США в 18 млрд долл. В 2018 г. администрация президента запросила у Конгресса 1,6 млрд долл. на строительство 118 км стены на границах Калифорнии и Техаса, и в следующем году Д. Трампу понадобится такая же сумма19. Однако существует большая вероятность того, что республиканцам не удастся договориться с демократами.
19. Elliot Spagat Trump seeks $18 billion to extend border wall over 10 years, Associated Press, January 6, 2018. Available at: >>>>
26 В апреле 2018 г. американский президент подписал меморандум, в котором говорится о дислокации Национальной гвардии США на границе с Мексикой. Министр обороны США Джим Мэттис заявил, что Министерство обороны возьмёт на себя обязательство по предоставлению четырёх тысяч гвардейцев в целях повышения безопасности границы20. На сегодняшний день южную границу охраняют более 18,5 тыс. американских военнослужащих21.
20. U.S. Department of Defense, National Guard Troops Deploy to Southern U.S. Border, April 7, 2018. Available at: >>>>

21. Homeland Security. Border Security. Border Security Results. Available at: >>>>
27 Принимаемые Вашингтоном меры повлекли за собой резкое ухудшение отношений между США и Мексикой. Мексиканское правительство расценило действия Дональда Трампа как «открытую провокацию и попытку оскорбить Мексику и разжечь расизм и ксенофобию»22.
22. Senado de la República.  Proposiciones, Jueves 19 de Abril de 2018 GACETA: LXIII/3SPO-119/80258, p. 2. Available at: >>>>
28 Сенат Мексиканских Соединённых Штатов (официальное название государства) проголосовал за приостановление сотрудничества с США в сфере миграции и борьбы с международной организованной преступностью до тех пор, «пока президент Дональд Трамп не будет выказывать уважение и вежливость, которые заслуживает народ Мексики»23.
23. Senado de la República. Proposiciones, Jueves 19 de Abril de 2018 GACETA: LXIII/3SPO-119/80258, p. 2. Available at: >>>>
29 Несмотря на все действия Д. Трампа по усилению безопасности южной границы, потоки нелегальных иммигрантов не уменьшаются. С января по июнь 2018 г. было задержано более 300 тыс. таких нарушителей. Это примерно такой же показатель, как и в 2014–2016 гг. за тот же период24.
24. U.S. Customs and Border Protection. Southwest Border Migration FY2018, Last modified. August 8, 2018. Available at: >>>>
30 «Большая и красивая» стена – слишком дорогой и с точки зрения своей функциональности неоправданный проект для Соединённых Штатов. По мнению многих экспертов, построить стену вдоль всей американо-мексиканской границы вряд ли представляется возможным, всё равно останутся участки, где пограничный контроль будет затруднен ввиду природных условий. А это означает, что иммигранты смогут и впредь находить лазейки, чтобы незаконно пробираться на территорию большого северного соседа.

Библиография

1. Бьюкенен П. Смерть Запада. М.: АСТ, 2004, стр. 9.

2. CRS Report for Congress. Immigration Reform Issues in the 111th Congress. July 13, 2009. R40501. P. 12.

3. Telford M. The Trump and Clinton Immigration Plans. Center for Immigration.Studies, Washington, D.C., July 29, 2016. Available at: http://cis.org/telford/trump-and-clinton-immigration-plans-serving-different-constituencies

4. On Immigration Policy, Wider Partisan Divide over Border Fence than Path to Legal Status. October 8, 2015. Pew Research Center. Available at: http://www.people-press.org/files/2015/10/10-08-15-Immigration-Release.pdf

5. What You Need to Know about the President’s Authorization for the National Guard to Deploy to the Southern Border, April 4, 2018. Available at: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/need-know-presidents-authorization-national-guard-deploy-southern-border/

6. Dinan S. Nearly 20 million illegal immigrants in U.S., former Border Patrol agents say // The Washington Times, September 9, 2013. Available at: http://www.washingtontimes.com/news/2013/sep/9/nearly-20m-illegal-immigrants-us-ex-border-patrol

7. Attorney General Sessions Delivers Remarks on National Security and Immigration Priorities of the Administration, Norfolk, VA ~ Friday, January 26, 2018. Available at: https://www.justice.gov/opa/speech/attorney-general-sessions-delivers-remarks-national-security-and-immigration-priorities

8. Pew Research Centre Hispanic Trends. Unauthorized Immigrant Totals Rise in 7 States, Fall in 14. November 18, 2014. Available at: http://www.pewhispanic.org/2014/11/18/unauthorized-immigrant-totals-rise-in-7-states-fall-in-14/#decrease-in-unauthorized-immigrants-from-mexico

9. United States Department of State. Bureau for International Narcotics and Enforcement Affairs Law. International Narcotics Control Strategy Report: Volume II, Money Laundering and Financial Crimes. March 2014. P. 161. ? http://www.state.gov/documents/organization/222880.pdf

10. Center for Immigration Studies. Andrews P. Mexican Emigration and a Failed State. The self-defense groups in Michoacan, Mexico. February 2014. P. 1. Available at: http://cis.org/sites/cis.org/files/andrews-mexican-emigration.pdf

11. Бьюкенен П. Смерть Запада. М.: АСТ, 2004, с. 82.

12. Shirk D. Effects and Effectiveness of U.S. Border Security Measures. Testimony for the Committee on Homeland Security and Governmental Affairs. Hearing on “Border Security: Measuring the Progress and Addressing the Challenges”. March 14, 2013. P. 24. Available at: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/CHRG-113shrg80221/pdf/CHRG-113shrg80221.pdf

13. Immigration Policy Center. Olson E. And Shirk D. Is More Getting Less? Real Solutions for Securing Our Border. February 2011. PP. 3-4. Available at: http://www.immigrationpolicy.org/sites/default/files/docs/Shirk_-_Is_More_Getting_Us_Less_021511.pdf

14. Migration Policy Institute. Hansen R. and Papademetriou D. Securing Borders: The Intended, Unintended, and Perverse Consequences. January 2014. P. 9. Available at: http://Fwww.migrationpolicy.org%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fpublications%2FBadActors-Hansen-PapademetriouFINALWEB.pdf&ei=uTqQU-XsH4T8yAP-kIDYDg&usg=AFQjCNEjN8ir7tWZorHMVNGc99zwUmEUfw&bvm=bv.68235269,d.bGQ.

15. Травкина Н.М., Балденкова Ю. В. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на иммиграционную ситуацию в США // Россия и Америка в XXI веке [электронный журнал], 2014, № 1. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=395#_edn1

16. Trump Make America Great Again! Immigration reform that will make America Great Again, Make Mexico Pay For The Wall, p. 2, - https://assets.donaldjtrump.com/Immigration-Reform-Trump.pdf

17. Speech: Donald Trump Holds a Make America Great Again Rally in Nashville, TN - May 29, 2018. Available at: https://factba.se/transcript/donald-trump-speech-maga-rally-nashville-may-29-2018

18. Twitter, Enrique Pena Nieto. Available at: https://twitter.com/epn/status/1001636541469409280?lang=en

19. Elliot Spagat Trump seeks $18 billion to extend border wall over 10 years, Associated Press, January 6, 2018. Available at: https://apnews.com/7fa49dc692154358b730220a763b8b7c/Trump-seeks-$18-billion-to-extend-border-wall-over-10-years

20. U.S. Department of Defense, National Guard Troops Deploy to Southern U.S. Border, April 7, 2018. Available at: https://dod.defense.gov/News/Article/Article/1487387/national-guard-troops-deploy-to-southern-us-border/

21. Homeland Security. Border Security. Border Security Results. Available at: https://www.dhs.gov/border-security-results

22. Senado de la Republica. Proposiciones, Jueves 19 de Abril de 2018 GACETA: LXIII/3SPO-119/80258, p. 2. Available at: http://infosen.senado.gob.mx/sgsp/gaceta/63/3/2018-04-19-1/assets/documentos/PA_PT_Donald_Trump.pdf

23. Senado de la Republica. Proposiciones, Jueves 19 de Abril de 2018 GACETA: LXIII/3SPO-119/80258, p. 2. Available at: http://infosen.senado.gob.mx/sgsp/gaceta/63/3/2018-04-19-1/assets/documentos/PA_PT_Donald_Trump.pdf

24. U.S. Customs and Border Protection. Southwest Border Migration FY2018, Last modified. August 8, 2018. Available at: https://www.cbp.gov/newsroom/stats/sw-border-migration



Дополнительные источники и материалы

  

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести