Socio-Demographic Policies of the Trump Administration
Table of contents
Share
QR
Metrics
Socio-Demographic Policies of the Trump Administration
Annotation
PII
S207054760000034-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Gleb Aleksandrov 
Occupation: Research Fellow
Affiliation: Institute for the U.S. and Canadian Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Abstract
The article examines the key socio-demographic policies of the Trump administration: demographic policy, immigration policy and healthcare reform attempts. These issues were a key part of the Trump campaign. In practice, the attempts to swiftly pass the simple solutions promised to voters faced significant opposition from other branches of government, and the results were limited. The main outcome of most of these measures was further polarization of both the American society and the political elite.
Keywords
immigration policy, demographic policy, healthcare reform, Obamacare, Trumpcare, Muslim Ban, Donald Trump
Received
28.11.2018
Date of publication
24.12.2018
Number of purchasers
13
Views
6061
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf

To download PDF you should pay the subscribtion

1 Демографическая ситуация в стране неизбежно определяет перспективы её общественного и экономического развития. Демографическая политика, редко привлекающая внимание широкой общественности, является одной из важнейших областей деятельности любого государства. Согласно словарному определению, демографическая политика это «комплекс мер, направленных на обеспечение эффективного воспроизводства населения». На практике демографическая политика зачастую неотделима от так называемой политики народонаселения. Многие аспекты социальной политики в различных её проявлениях затрагивают демографическую ситуацию в стране. В рамках данной статьи мы рассмотрим весь комплекс политических мер нынешней администрации США, призванных повлиять на изменение демографической ситуации в стране. В их число входят миграционная политика и политика в области здравоохранения1. Цель данной статьи – выявить основные результаты социально-демографической политики администрации Д. Трампа, причины успешности или, напротив, неудачи как отдельных мер, так и всего её курса в целом.
1. Политическая социология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007; Социальная политика. М.: Юрайт, 2011.
2

Предвыборные обещания

 

Демографическая ситуация в США в последние годы продолжает стремительно меняться2. Одна из наиболее заметных тенденций – стремительный рост расово-этнического разнообразия в результате как естественного прироста населения, так и активной иммиграции.

2. Александров Г.В. Современные тенденции развития демографической ситуации в США // Государственное управление [электронный вестник]. 2018. № 68. С. 99-131. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
3 Проблемы межрасовых и межэтнических взаимоотношений всегда были важны для США. В последние же годы они приобрели особую остроту. Сам факт того, что в обозримом будущем белое неиспаноязычное население перестанет быть безоговорочным большинством в Америке3, у многих избирателей вызывает нешуточную тревогу. Значительная часть белого населения США чувствует некоторую уязвимость своего положения, привычного образа жизни и представлений о стране (по результатам опросов Public Religion Research Institute, подобные мысли высказывали до 68% белых представителей рабочего класса)4.
3. Cohn D’V., Caumont A. 10 demographic trends that are shaping the U.S. and the world // Pew Research Center. 31.03.2016. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

4. Cox. D., Jones R.P. Lienesch R. Beyond Economics: Fears of Cultural Displacement Pushed the White Working Class to Trump // Public Religion Research Institute. 05.09.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018); Green E. It Was Cultural Anxiety That Drove White, Working-Class Voters to Trump // The Atlantic. 09.05.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
4

Важнейшим источником роста расово-этнического разнообразия США остаётся иммиграция. Вопрос иммиграции стал ключевым для многих избирателей, в том числе в традиционно «неустойчивых» штатах5. Во время избирательной кампании Дональд Трамп оперировал популистскими лозунгами, обещая простые и ясные решения наболевших проблем6. Построить стену на границе с Мексикой, массово депортировать нелегальных иммигрантов, запретить въезд – именно такие обещания обеспечили ему поддержку значительной части населения.

5. Wolgin P.E., Garcia A. Immigration Is Changing the Political Landscape in Key States // Center for American Progress. 08.04.2013. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018); Hanna J. Immigration Key Issue in Rough GOP Race for Kansas Governor // U.S. News. 23.06.2018. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

6. Full Text: Donald Trump announces a presidential bid // Washington Post. 16.06.2015. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018); Donald Trump just released an epic statement raging against Mexican immigrants and disease' // Business Insider UK. 06.07.2015. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
5

Второй важнейший элемент социально-демографической политики – здравоохранение. На всём протяжении двух президентских сроков Б. Обамы реформа здравоохранения была объектом ожесточённых дебатов между демократами и республиканцами. Республиканцы, особенно консервативные, готовы были поддержать любую меру, направленную против нововведений Обамы. Именно это – скорейшее уничтожение «Обамакэр» – и обещал Трамп7. Как и в случае с проблемой иммиграции, ключевым фактором его успеха стала простота и доступность обещаний.

7. Full Text: Donald Trump announces a presidential bid // Washington Post. 16.06.2015. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018); All the times Donald Trump said repealing Obamacare would be really easy // Indy100. 26.03.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
6 Таким образом, основные пункты предвыборной программы Трампа относились к рассматриваемой нами области социально-демографической политики.
7

Иммиграционная политика

 

Иммиграция остаётся значимым источником увеличения численности населения США и роста расового и этнического разнообразия страны8. Опасения широких слоев американской общественности вызывает, в первую очередь, сам факт сокращения доли белого неиспаноязычного населения.

8. U.S. Census Bureau Statistical Abstract of the United States: Section 1. Population. 2011. 62 p. P. 21. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
8 Беспокойство вызывают и негативное экономическое воздействие нелегальной иммиграции, и рост преступности, связанный в массовом сознании с иммиграцией. Наибольшее внимание привлекает иммиграция из стран Южной и Центральной Америки, а также из Мексики.
9 Хотя Мексика по-прежнему остаётся важнейшим источником иммигрантов в США, в последние годы количество нелегальных мигрантов сокращается, а возвращаются из США в Мексику больше людей, чем прибывают из Мексики в США9. Опасения электората республиканцев вызывает также миграция из стран Ближнего Востока, которые ассоциируются у многих рядовых американцев с терроризмом и радикальным исламизмом. На самом деле иммиграция из этих стран составляет относительно небольшую часть общего потока иммигрантов10, а уровень преступности среди иммигрантов, вопреки расхожим представлениям, ниже среднего по стране11.
9. Gonzales-Barrera A. More Mexicans Leaving Than Coming to the US // Pew Research Center. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018); Cohn D'V., Passel J.S. As Mexican share declined, U.S. unauthorized population fell in 2015 below recession level // Pew Research Center. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

10. American Community Survey // US Census Bureau. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

11. The Integration of Immigrants into American Society. Washington, D.C.: The National Academies Press, 2015. См. также: Landgrave M., Nowrasteh A. Criminal Immigrants. Their Numbers, Demographics, and Countries of Origin // Immigration. Research and Policy Brief. 2017, #1. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018); Trump's claim that immigrants bring 'tremendous crime' is still wrong // The Washington Post. 18.01.2018. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
10

Антииммиграционная риторика была важнейшим элементом предвыборной кампании Трампа. Его позиция была предельно ясна – иммиграцию следует жёстко ограничить всеми возможными способами. Одним из наиболее популярных пунктов программы будущего президента стал призыв к строительству стены на границе с Мексикой12. Очевидно, что затраты на реализацию такого проекта будут колоссальны, а практическая его полезность, по оценкам экспертов, окажется чрезвычайно низкой13, но именно такие простые и ясные, пусть даже и абсолютно ошибочные решения, требовались электорату. К их реализации Трамп и приступил практически сразу после вступления в должность.

12. Full Text: Donald Trump announces a presidential bid // Washington Post. 16.06.2015. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

13. The many challenges facing Trump's wall // CNN Politics. 25.01.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018); Bier D. A Wall Is an Impractical, Expensive, and Ineffective Border Plan // Cato Institute. 28.11.2016. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
11 Первые меры иммиграционной политики новой администрации были приняты в самом начале деятельности Трампа на посту президента. Указы 13767 и 13768, подписанные 25 января 2017 г., касались именно иммиграции. Указ 1376714 формально обозначил намерение нового президента возвести стену на границе с Мексикой. Он был восторженно встречен «аудиторией» Трампа, но практических результатов не принёс: проект требует значительных затрат, которые Конгресс до сих пор не одобрил, несмотря на все усилия республиканцев. Обещание Трампа «заставить Мексику заплатить за строительство стены» не было подкреплено конкретными предложениями по реализации этой амбициозной идеи.
14. Executive order 13767: Border Security and Immigration Enforcement Improvements // Federal Register. 30.01.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
12 В этом указе содержался и ряд других мер, направленных на ужесточение иммиграционного контроля. Указ предусматривал расширение финансирования центров содержания нелегальных мигрантов и увеличение численности пограничной службы. Кроме того, администрация президента призывала власти штатов заключать с федеральными властями соглашения, согласно которым при задержании нелегальных иммигрантов, они будут в полной мере реализовывать федеральное законодательство.
13

Также утверждалось, что законодательная база для реализации новой иммиграционной политики уже существует, проблема же заключается в непоследовательном, неполном и недостаточно активном её применении15. Указ был призван в первую очередь заменить существующую систему «поймать и отпустить» (catch & release) немедленной депортацией нелегальных иммигрантов до времени судебного разбирательства16.

15. Травкина Н.М. Иммиграционная политика Д. Трампа: промежуточные итоги // Перспективы [электронный журнал]. 2018. № 2. С. 71. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

16. Cadman D. President Trump’s Immigration-Related Executive Orders. Part 1: Border security and immigration enforcement improvements. Center for Immigration Studies. February 2017. P. 3. Available at: cis.org/sites/cis.org/files/cadman-eo-1.pdf (accessed 12.11.2018).
14

Проект строительства стены как таковой с самого начала подвергался критике, и его реализация вызвала и вызывает немалые трудности. Администрация пыталась обеспечить строительство «Великой американской стены» разными способами, включая привлечение военнослужащих17. Масштабное строительство до сих пор не начато, а финансирование проекта до сих пор не одобрено Конгрессом.

17. Подробнее см.: Травкина Н.М. Иммиграционная политика Д. Трампа: промежуточные итоги // Перспективы. [электронный журнал]. 2018. № 2. С. 71. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
15

На данный момент в рамках реализации указа несколько миллионов долларов было потрачено на создание прототипов участка будущей стены неподалеку от Сан-Диего, кроме того, компания SWF Construction получила контракт на строительство двухмильного участка стены, правда, на месте уже существующей, в городе Калексико18. С другой стороны, к охране южной границы США удалось привлечь Национальную гвардию нескольких штатов19.

18. Border wall work begins in downtown Calexico // Los Angeles Times. 21.02.2018. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

19. National Guard Troops Deploy to Southern U.S. Border // U.S. Department of Defense. 07.04.2018. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
16

Практические результаты реализации указа оказались незначительны. Количество нелегальных иммигрантов, задержанных на границе с Мексикой, сократилось, но ненамного20. Такое сокращение может быть связано не столько с мерами по охране границы, сколько со сложившейся репутацией Трампа как противника иммиграции. Но важно помнить, что в последние годы число иммигрантов из Мексики сокращалось в любом случае. Снижение это началось до появления Трампа на политической арене. Падение численности нелегальных иммигрантов в 2017–2018 гг. можно интерпретировать как продолжение той же тенденции, не связанное с деятельностью нынешней администрации.

20. Southwest Border Migration FY2018 // U.S. Customs and Border Protection. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
17 Подписание указа 13767 вызвало новую волну поддержки со стороны сторонников Трампа и осуждения со стороны его противников. И общественная оппозиция, и заявления экспертов, выступающих против строительства стены, лишь больше «раззадорили» сторонников Трампа. Реальным результатом первого мероприятия иммиграционной политики Трампа стала дальнейшая поляризация американского общества, рост социальной и политической напряжённости.
18

В тот же день был подписан и указ 1376821, согласно которому административные единицы, отказывающиеся в полной мере выполнять все требования миграционного законодательства, так называемые города-убежища (sanctuary cities), к которым относится, например, Сан-Франциско, не будут получать никакой федеральной финансовой помощи. Кроме того, указ значительно расширял спектр лиц, подверженных приоритетной депортации, – в него включались не только иммигранты, совершившие определённые преступления, но и те, кто потенциально мог их совершить, в обход обычных юридических практик и доказательной базы. Список преступлений также расширился и включал любые нарушения законодательства, вплоть до неправильной парковки.

21. Executive order 13768: Enhancing Public Safety in the Interior of the United States // Federal Register. 30.01.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
19 Важнейшая идея этого указа, как и предыдущего, сводится к тому, что для иммиграционной реформы, которую Трамп обещал избирателям, не нужно новое законодательство, нужно последовательное исполнение существующих законов.
20 Показательно, что наибольший общественный резонанс вызвал включённый в указ список преступлений, совершаемых нелегальными иммигрантами с большей частотой. Объективных данных о повышенном уровне преступности среди иммигрантов, как уже отмечалось, не существует, исследования показывают, что в целом они законопослушней граждан США. Включение этого списка преступлений в указ кажется оправданным только в случае, если целью его было, как и в случае с указом 13767, не столько решение конкретных проблем и задач, сколько популистское политическое заявление.
21

Вряд ли президент и его советники могли не понимать, что указ, явно разработанный в спешке, будет неизбежно оспорен во всех возможных инстанциях, что и произошло уже в апреле 2017 г.: судебные власти временно приостановили выполнение указа, а в ноябре запретили его полностью, сочтя один из его пунктов неконституционным22.

22. County of Santa Clara v. Trump (17-cv-00485-WHO) (N.D. Cal.) // Civil Rights Litigation Clearinghouse. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
22 Настоящей медийной «бомбой» стал подписанный 27 января 2017 г. указ 13769, быстро названный в обиходе «запрет на въезд мусульман» (Muslim Ban)23. Указ значительно сокращал число беженцев, которых США готовы были принять в 2017 г., а также усложнял процесс получения виз гражданами ряда стран Ближнего Востока. Несколько тысяч уже выданных виз были отозваны, многие прилетающие в США граждане этих стран были задержаны – и нелегальные беженцы, и лица, прибывшие в США легально.
23. Executive order 13769: Protecting the Nation From Foreign Terrorist Entry Into the United States // Federal Register. 30.01.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
23

Отдельного внимания заслуживает ситуация с держателями грин-карт – легально постоянно проживающими в США гражданами перечисленных в указе стран. В самом тексте указа их статус не разъяснён. На протяжении почти недели после его подписания, до 1 февраля, Белый дом несколько раз менял свою позицию, то разрешая, то запрещая въезд в страну. Согласно исковому заявлению в деле «Штаты Вашингтон и Миннесота против Дональда Трампа», решение менялось пять раз на момент подачи иска, то есть до 3 февраля24. Хотя в итоге администрация президента всё же разъяснила свою позицию окончательно, сама ситуация прекрасно показывает, насколько скоропалительным и непродуманным был указ. Он встретил не только активное сопротивление общественности25, но и множество возражений со стороны государственного аппарата, в первую очередь судебной власти.

24. C17-00141-JLR--State of Washington and State of Minnesota v. Trump // Civil Rights Litigation Clearinghouse. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

25. Schwartz F. State Department Dissent, Believed Largest Ever, Lodged // The Wall Street Journal. 01.02.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018); Chmaytelli M., Noueihed L. Global backlash grows against Trump's immigration order // Reuters. 29.01.2017. Available at: >>>> (accessed 21.08.2018); Protests erupt at airports nationwide over immigration action // CBS News. 29.01.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
24

Весь указ или отдельные его части неоднократно признавались неконституционными, действие его приостанавливалось26. Реальная эффективность указа подвергалась сомнению как сторонними экспертами, так и представителями государственного аппарата и дипломатической службы США27. В список стран, гражданам которых был запрещен въезд в США, не попал ряд государств, с которыми правительство США или корпорация самого Трампа имели экономические связи, хотя в отношении терроризма представляли угрозу не меньшую, а скорее бóльшую (например, Саудовская Аравия и Египет). Реальных результатов указ, действие которого было прекращено уже в середине марта, не принёс.

26. C17-00141-JLR--State of Washington and State of Minnesota v. Trump // Civil Rights Litigation Clearinghouse. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

27. State Dept. Dissent Cable on Trump's Ban Draws 1,000 Signatures // The New York Times. 31.01.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018); People From 7 Travel-Ban Nations Pose No increased Terror Risk, Report Says // The New York Times. 25.02.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
25

6 марта «запрет на въезд» был заменён указом 1378028; новая версия снова столкнулась с юридическими проблемами, в сентябре список стран, гражданам которых был запрещён въезд в США, был расширен, в итоге лишь 26 июня 2018 г. «разбавленная», по выражению Трампа, то есть соответствующая Конституции, версия документа29 была наконец «пропущена» Верховным судом. Въезд в страну будет ограничен гражданам нескольких стран, ни одна из которых не входит ни в число главных источников иммигрантов в США, ни в число главных «поставщиков» радикальных исламистов, и лишь Сирия является источником значительного числа беженцев. Как и в предыдущих случаях, обсуждение «яркого» проекта Трампа, его очевидной (и признанной судом30) антимусульманской направленности, не имеющей отношения к национальной безопасности Соединённых Штатов, оказалось гораздо более насыщенным и повлияло на обстановку внутри страны гораздо сильней, чем сам указ.

28. Executive order 13780: Protecting the Nation From Foreign Terrorist Entry Into the United States // Federal Register. 06.03.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

29. Presidential Proclamation Enhancing Vetting Capabilities and Processes for Detecting Attempted Entry Into the United States by Terrorists or Other Public-Safety Threats. The White House. 24.09.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

30. Aziz v. Trump // Civil Rights Litigation Clearinghouse. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
26

Продолжением тех же тенденций в политике администрации Трампа стало начало разделения семей беженцев и иммигрантов при пересечении границы США. Согласно указаниям генерального прокурора Джеффа Сешнса31, прибывающие на территорию США семьи (причём речь идёт не только о нелегальных иммигрантах, но и о семьях, подающих прошение об убежище с соблюдением всех надлежащих формальностей) разделялись, и дети содержались отдельно от родителей. Никакого контакта между родителями и детьми на время задержания не предполагалось, более того, никаких планов относительно дальнейшего воссоединения семей – неважно, по какую сторону границы –не было. В ряде случаев родители были депортированы, а дети оставались в США, в других – родители получали искомый статус, но их дети оставалась в центрах временного содержания, и даже найти их не всегда представлялось возможным.

31. Attorney General Announces Zero-Tolerance Policy for Criminal Illegal Entry // The United States Department of Justice. 06.04.2018. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
27 Начало этого процесса не потребовало даже подписания указа, не говоря уже о принятии новых законов: законодательная база новой политики была создана ещё президентом Дж. Бушем-младшим. Но ранее установленные администрацией Буша нормы соблюдались менее строго, а для семей с детьми делалось исключение.
28

Естественно, эта новая политика не могла не вызвать возмущение и широких слоёв населения32, и политиков, причём не только демократов, но и многих республиканцев, даже из числа тех, кто обычно поддерживал начинания Трампа33. Попытки, зачастую откровенно абсурдные, администрации Трампа защищать новую политику или сваливать вину за неё на демократов34 лишь подливали масла в огонь, как и активное противодействие экспертного сообщества35.

32. Thousands across U.S. join 'Keep Families Together' march to protest family separation // NBC News. 30.06.2018. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

33. How Republicans are divided over Trump’s immigration policy: For it, against it and keeping their mouths shut // The Washington Post. 19.06.2018. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

34. Republicans Misplace Blame for Splitting Families at the Border // The New York Times. 14.06.2018. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

35. Open Letter from Concerned Scientists on Migrant Child Separation. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018); AAP Statement Opposing Separation of Children and Parents at the Border // American Academy of Pediatrics. 08.05.2018. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018); ACP Objects to Separation of Children from their Parents at Border // American College of Physicians. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
29

Высказывались мнения, что абсурдная и негуманная политика призвана была стать средством воздействия на политических оппонентов, которые ради её отмены согласились бы на другие, не столь одиозные реформы системы иммиграционного контроля36.

36. Scherer M., Dawsey J. Trump cites as a negotiating tool his policy of separating immigrant children from their parents // The Washington Post. 15.06.2018. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
30 Нам это кажется маловероятным, но если не сам Трамп, то кто-то из его советников должен был бы понимать, что политика эта в предложенном Белым домом виде нежизнеспособна. Одних жалоб на условия содержания детей со стороны правозащитных и медицинских организаций хватило бы для прекращения политики «полной нетерпимости».
31

Так и произошло: под давлением общественности, а также многочисленных судебных решений Трамп 20 июня выпустил указ, приостанавливающий действие указаний, вступивших в силу в апреле37 (заметим, после заявлений, что «политику невозможно отменить указом»38).

37. Executive Order 13841: Affording Congress an Opportunity to Address Family Separation // Federal Register. 20.06.2018. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

38. Trump changes course, stops family separation at the border // Politifact. 21.06.2018. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
32

Гораздо более продуктивными оказались менее «громкие» указы – 1378439 и 1378840. Первый создаёт комиссию по борьбе с опиоидным кризисом, который, согласно меморандуму от 26 октября 2017 г., во многом вызван притоком героина из Мексики. Цель создания комиссии – разработка мер противодействия этому кризису. Учитывая, что состав комиссии определяет лично президент, можно с уверенностью утверждать, что комиссия призвана стать инструментом ужесточения контроля на границе с Мексикой.

39. Executive Order 13784: Establishing the President's Commission on Combating Drug Addiction and the Opioid Crisis // Federal Register. 03.04.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

40. Executive Order 13788: Buy American and Hire American // Federal Register. 21.04.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
33 Указ 13788 (Buy American and Hire American) уполномочивает глав соответствующих ведомств начать разработку новой системы контроля иммиграции. Потенциально, учитывая возможность контроля над деятельностью соответствующих ведомств, эти два указа позволят Белому дому формировать миграционную политику. Но реальных результатов эти указы пока не принесли, и скорее всего не принесут до истечения первого президентского срока Трампа.
34 Практически все меры иммиграционной политики Трампа реализуются через президентские указы, директивы, меморандумы министерств – средствами исполнительной власти. Как отмечает В.Н. Гарбузов, нынешняя администрация столкнулась с активным противодействием других ветвей власти и невозможностью добиться принятия нужных ей решений Конгрессом41. Администрация Трампа оказалась «заблокирована», и вынуждено обратилась к инструментам исполнительной власти как практически единственному доступному политическому механизму. Даже в таком виде указы и директивы Трампа часто встречают сопротивление со стороны судебной власти. В таких условиях эффективность всех этих мер оказывается закономерно невысока, реальные результаты незначительны.
41. Гарбузов В.Н. Трамп: блокированное президентство. // США Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 11. С.25-26.
35 Даже если бы все начинания Трампа реализовались в полной мере, их эффективность в решении насущных проблем иммиграции сомнительна. Основные меры иммиграционной политики Трампа носят популистский характер, призваны скорее «подогреть» его сторонников перед грядущими выборами. При этом отсутствие реальных результатов списывается на деятельность многочисленных врагов президента, мешающих ему строить «Великую Америку», что лишь ещё более усугубляет напряжение в обществе.
36

Как справедливо отметила Н.М. Травкина, главным результатом иммиграционной политики Трампа в 2017 г. стало изменение отношения к вопросу иммиграции. В противоположность существовавшему ранее представлению о позитивной роли иммиграции, действующая администрация рассматривает иммиграцию, в том числе легальную, как угрозу42. Это неизбежно сказывается и на тоне политических дебатов, и на растущей напряженности в обществе в целом. Прошедший год, отмеченный, в том числе началом реализации политики "разделения семей» полностью подтверждает этот вывод.

42. Травкина Н.М. Иммиграционная политика Д. Трампа: промежуточные итоги // Перспективы [электронный журнал]. 2018. № 2. С. 79. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
37

Проблема реформы здравоохранения

 

Здравоохранение было и остаётся одной из ключевых проблем американского политического дискурса. Сложность организации здравоохранения в США во многом обусловлена мировоззрением значительной части американцев. Важнейшие его аспекты – твёрдая уверенность значительной части общества в принципиальной неспособности правительства, особенно правительства федерального, решить сложные проблемы, а также приверженность идеям индивидуальной свободы. Эти идеологические посылки сформировали ряд классически «американских» ценностей, таких как независимость и умение полагаться только на себя, минимальное вмешательство государства в частную жизнь, однозначно негативное отношение к налогообложению. В результате, попытки создания государственной системы здравоохранения наталкивались на стойкое противодействие значительной части общественности и её представителей в выборных органах власти43.

43. Подробнее см.: Шведова Н.А., Хухрева Д.А. Проблемы реформирования системы здравоохранения в США // Россия и Америка в XXI веке [электронный журнал]. 2018. № 1. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
38

Важнейшим шагом в развитии государственного здравоохранения стало создание программ «Медикэр» и «Медикейд» в 1960-х годах. Дальнейшие попытки расширения системы доступного здравоохранения неизменно терпели крах.

39 Одним из важнейших достижений администрации Б. Обамы стало принятие в 2010 г. закона «О доступном здравоохранении» (Affordable Care Act, ACA), известного также как «Обамакэр». Среди основных нововведений были: расширение программы «Медикейд», льготы и налоговые кредиты для лиц с низким доходом, запрет на отказ в выдаче страховых полисов лицам с медицинской историей, запрет на прекращение страховки из-за перерасхода страховой компанией.
40 Закон стал мишенью ожесточённой критики со стороны республиканцев с самого момента своего принятия. Осуждалась его чрезмерная щедрость и вызванный его принятием рост налогов. Хотя среди широких слоёв населения он оказался весьма популярен44, политики-республиканцы сделали его отмену и замену одним из главных лозунгов в последние годы.
44. Шведова Н.А. "Трампкэр" против "Обамакэр": первый раунд? // Россия и Америка в XXI веке [электронный журнал]. 2017. № 2. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
41 Отмена «Обамакэр» стала одним из главных пунктов предвыборной кампании Трампа. Большинство избирателей-республиканцев (91%) в целом и сторонников Трампа (94%) поддерживали идею отмены закона. В 2016 г. 85% республиканцев выступали за полную его отмену, и всего 5% согласны были оставить его в неизменном виде45.
45. Gramlich J. Views of health care law break sharply along partisan lines // Pew Research Center. 27.10.2016. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
42 Впрочем, выступая за отмену «Обамакэр», Трамп выдвигал довольно расплывчатые предложения о том, в чём именно должна заключаться грядущая реформа здравоохранения. Новая система должна была стать «лучше и дешевле» старой, сохранить важные особенности «Обамакэр», в частности запрет на отказ страхования клиентов с существующими заболеваниями, но конкретные детали её организации не приводились. Трамп и республиканцы в целом «работали для отмены этого закона без особо чёткого видения того, что будет дальше»46.
46. Kliff S. Today in Obamacare: here’s why it’s so hard for Republicans to agree on replace // Vox.com. 30.01.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
43 На практике попытки «отменить и заменить» столкнулись с рядом препятствий, помимо противодействия политических оппонентов. «Рыночный» характер гипотетической республиканской реформы здравоохранения позиционируется как более соответствующий американскому идеалу, в противовес «государственному» закону. Но «Обамакэр» и является, по сути, рыночной реформой, главная действующая сила в этой системе – частные страховые компании47.
47. Шведова Н.А. "Трампкэр" против "Обамакэр": первый раунд? // Россия и Америка в XXI веке [электронный журнал]. 2017. № 2. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
44 Идея Трампа сохранить часть нововведений «Обамакэр», избавившись от других, также нереализуема в силу тесной взаимосвязанности всех элементов закона. Снижение же налогов на здравоохранение, на которое рассчитывают республиканцы, коснётся в первую очередь лиц с высокими доходами и в любом случае не объясняет предполагаемого источника финансирования субсидий для медицинского страхования, необходимость которых никуда не исчезнет.
45 По мнению многих американских специалистов, в «конечном счете единственный практический ответ на пути решения кризисной ситуации – это государственная программа медицинского страхования «Медикэр Без «Обамакэр» республиканцы остались бы ни с чем. За исключением перспективы более чем 20 млн людей, теряющих свою медицинскую страховку, а также огромного перераспределения от рабочего класса к очень богатым»48.
48. Reich R. The three big reasons Republicans can’t replace Obamacare // Nation of Change. 08.01.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
46 Реформированию системы здравоохранения был посвящен первый и один из самых «громких» указов Трампа, «Указ о снижении экономического бремени закона о защите пациентов и доступном здравоохранении в период подготовки к его отмене»49. Это была попытка Трампа «сходу» выполнить одно из своих основных предвыборных обещаний и отменить «Обамакэр». Понимая, что глобальная реформа здравоохранения потребует времени, Трамп старался по крайней мере пошатнуть существующую систему, ослабив контроль федеральных властей над здравоохранением в отдельных штатах и снизив финансовые ограничения, накладываемые существующими законами о здравоохранении, чтобы в целом облегчить их грядущую отмену. И вновь, как и в случае с иммиграционной политикой, главным средством реализации «генеральной линии» администрации стали механизмы исполнительной власти.
49. Executive Order 13765: Minimizing the Economic Burden of the Patient Protection and Affordable Care Act Pending Repeal // Federal Register. 24.01.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
47 В 2017 г. в Конгрессе шло активное обсуждение возможной замены закона, так и не принёсшее результата. Большинство предложенных на рассмотрение Конгресса вариантов реформы здравоохранения лишь дополняли «Обамакэр» или меняли некоторые аспекты существующего законодательства, но о полной его деконструкции или замене речи не шло.
48 Это не устраивало ни наиболее радикальных представителей партии в Конгрессе, ни электорат, ни Трампа. Одно из компромиссных решений, поправка Александра – Мюррей получило поначалу поддержку администрации, но вскоре Трамп поменял свою позицию. К осени 2017 г. реального прогресса достигнуто не было.
49 Основным инструментом республиканской реформы здравоохранения призван был стать «Американский закон о здравоохранении» (The American Health Care Act). Голосование состоялось 23 марта 2017 г., и закон провалился. Его не поддержали ни демократы, ни значительная часть консервативно настроенных республиканцев50. Закон, если бы он был принят, с одной стороны, нарушил бы большинство предвыборных обещаний Трампа – 24 миллиона американцев лишились бы своей медицинской страховки, значительно повысились бы взносы и платежи, а сэкономленные средства пошли бы на снижение налогов для миллионеров, а с другой – всё равно не устраивал наиболее консервативных республиканцев, поскольку не уничтожал полностью, а лишь модифицировал «Обамакэр». Сам Трамп в провале законопроекта винил в первую очередь демократов в Конгрессе, хотя фактически не меньшую роль сыграл раскол в рядах самих республиканцев.
50. Klein E. The failure of the Republican health care bill reveals a party unready to govern. Lessons on the AHCApocalypse // Vox.com. 24.03.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
50 Администрация Трампа и республиканцы оказались в своего рода политической ловушке: им необходимо было достаточно радикальное решение проблемы здравоохранения, которое не могло найти поддержки ни у демократов, ни у умеренных республиканцев. Любое компромиссное решение не встретило бы поддержки электората и подорвало бы образ Трампа как бескомпромиссного борца против «слабой» либеральной политики Обамы.
51 Через месяц после завершения дебатов в Конгрессе, когда стало очевидно, что, по крайней мере, в 2017 г. никакого решения принято не будет, а «Обамакэр» продолжит функционировать, Трамп вновь обратился к указам. Важнейшей мерой его администрации стал указ 13813 «О развитии выбора и конкуренции в здравоохранении», в обиходе называемый иногда «Трампкэр» (Trumpcare)51. Сам Трамп позиционировал его, к вящей радости избирателей, как долгожданную отмену «Обамакэр», радикальное решение, разом отменяющее реформы Обамы и заменяющее их новой системой здравоохранения. «Закончилось. Нет больше никакого "Обамакэр"» – заявил Трамп на пресс-конференции через несколько дней после подписания указа52.
51. Executive Order 13813: Promoting Healthcare Choice and Competition Across the United States // Federal Register. 17.10.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

52. Trump: No such thing as Obamacare anymore // CNN Politics. 16.10.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
52 В целом указ вполне соответствовал намерениям Трампа – «Обамакэр» был нанесён серьёзный удар. Реальные последствия реализации указа 13813 ещё только предстоит оценить, но, по оценкам экспертов, они окажутся, по меньшей мере, противоречивыми.
53 Согласно указу 13813, страховые компании, обязанные в соответствии с законом «О доступном здравоохранении» предоставлять скидки клиентам с низким доходом, не будут получать субсидий, компенсирующих эти скидки. В результате стоимость страховки вырастет, согласно расчётам Бюджетного управления Конгресса (Congressional Budget Office), по меньшей мере на 20%53. При этом лица с низким доходом по-прежнему будут получать скидки, зависящие от общей стоимости страховки, их положение фактически не изменится.
53. The Effects of Terminating Payments for Cost-Sharing Reductions // Congressional Budget Office. August 2017. Available at: >>>> (дата обращения: 12.11.2018).
54 Для лиц с высокими и очень высокими доходами такая прибавка в стоимости страховки, скорее всего, не будет существенной, а вот среднему классу придётся тяжелее всего. Именно работающий средний класс, во многих штатах являющийся основным электоратом республиканцев, пострадает сильнее всего. В перспективе указ 13813 приведёт также, за счёт увеличения других предусмотренных законом «О доступном здравоохранении» субсидий, к значительному росту бюджетного дефицита54. Кроме того, «Обамакэр» по-прежнему сохраняет популярность среди населения55.
54. Ibid.

55. Шведова Н.А., Хухрева Д.А. Проблемы реформирования системы здравоохранения в США. Россия и Америка в XXI веке [электронный научный журнал]. 2018. № 1. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
55 Политика Трампа в области здравоохранения столкнулась во многом с теми же проблемами, что в области контроля иммиграции. Без поддержки других ветвей власти, Трамп, неспособный обеспечить проведение своих инициатив через Конгресс, вынужден пользоваться исполнительными директивами и указами. В отличие от иммиграционной реформы, попытка выработать новый закон о здравоохранении была, но успехом не увенчалась.
56 Сами меры администрации Трампа также носят скорее популистский характер, и эффективность их в решении декларируемых задач сомнительна. Достигнутые на данный момент, по большому счёту чисто политические, результаты окажутся краткосрочными; долгосрочные же, как ни парадоксально, окажутся наиболее губительны именно для ключевого электората республиканцев.
57

Демографическая политика

 

Проблемы демографии редко привлекают внимание широкой публики. Как бы ни были важны решения в области демографической политики для будущего страны, политического «капитала» на них не сделаешь. Мер, связанных с демографической политикой как таковой, с проблемами рождаемости, смертности, поддержки молодых семей и т.п., за время правления Трампа, было принято совсем немного.

58 Пожалуй, единственным мероприятием «чистой» демографической политики администрации Трампа, стало возрождение «Политики Мехико»56. Запрет на выделение федеральных средств неправительственным организациям, в том числе зарубежным, предоставляющим информацию об абортах, поддерживающим легализацию абортов и т.д. стал вполне закономерным решением. Трамп неоднократно заявлял о поддержке движения «за жизнь» (pro-life). Возрождение «Политики Мехико», впрочем, не стало находкой администрации Трампа. Принятую впервые в 1984 г. при Рональде Рейгане57, её стабильно отменяет в самом начале своего правления каждый президент-демократ и вновь принимает каждый президент-республиканец58.
56. Presidential Memorandum Regarding the Mexico City Policy // White House. 23.01.2017. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

57. Policy Statement of the United States of America at the United Nations International Conference on Population (Second Session), Mexico City, Mexico, August 6-14, 1984 // University of Bergen. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

58. The Mexico City Policy: An Explainer // Henry J. Kaiser Family Foundation. 15.05.2018. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
59 Из законопроектов, предложенных на рассмотрение Конгресса 115-го созыва, 15 могут быть отнесены к области демографической политики59. Большинство их касается обеспечения благополучия лиц старшего возраста, а столь волнующие общественность проблемы лавинообразного роста этнического разнообразия страны никоим образом не затрагивает. Кроме того, хотя некоторые из этих законопроектов могут потенциально повлиять на весь курс демографической политики США, большинство из них на данный момент находятся в самом начале процесса рассмотрения, и принятие их, а тем более проведение в жизнь – вопрос отнюдь не ближайшего будущего.
59. Проекты H.R. 2824, H.R. 1512, H.R. 5835, H.R. 1881, H.R.5489, H.R.5888, H.R. 1215, H.R. 1630, H.R. 3024, S. 913, H.R.2653, H.R. 1583, H.R. 4594, H.R. 4222, H.R. 4076, H.R. 991. Полные тексты всех законопроектов доступны онлайн: Tracking the United States Congress. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
60

За время деятельности нынешнего Конгресса были приняты лишь два документа, относящихся к социальной политике, и один из них касался предоставления экстренной помощи жертвам ураганов «Ирма» и «Хосе»60. Лишь закон, вносящий поправки в закон «О социальном страховании» (Social Security Act), призванные упростить и упорядочить получение соответствующих выплат иждивенцами, неспособными самостоятельно ими распоряжаться61, опосредованно связан с демографической ситуацией. Одна из его задач – совершенствование системы социальных выплат несовершеннолетним. Значительное количество законопроектов касается семейной политики (53 проекта), но подавляющее большинство их направлено на оптимизацию системы приёмных семей, а принят и подписан президентом только акт в поддержку пожилых родственников, самостоятельно воспитывающих детей62.

60. H.R. 3732: Emergency Aid to American Survivors of Hurricanes Irma and Jose Overseas Act // Tracking the United States Congress. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

61. H.R. 4547: Strengthening Protections for Social Security Beneficiaries Act 0f 2018 // Tracking the United States Congress. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).

62. S.1091: Supporting Grandparents Raising Grandchildren Act // Tracking the United States Congress. Available at: >>>> (accessed 12.11.2018).
61 На наш взгляд, можно утверждать, что демографическая политика как администрации Трампа, так и республиканцев в Конгрессе, несмотря на важность демографических проблем для предвыборной риторики, носит в лучшем случае спорадический характер и говорить о каком-либо цельном политическом курсе в этом отношении сложно.
62 Выводы Реализацию социально-демографической политики администрации Трампа в разных направлениях объединяет ряд общих особенностей. Предлагаемые администрацией меры призваны реализовать предвыборные обещания Трампа и отражают жёсткий, почти авторитарный внутриполитический курс администрации. Но реализация их сталкивается с определёнными трудностями. Отрезанный от «традиционной» политической элиты63, Трамп вынужден полагаться почти исключительно на инструменты исполнительной власти, директивы и указы, и даже их проведение в жизнь сталкивается с противодействием, в том числе судебным.
63. Гарбузов В.Н. Трамп: блокированное президентство. // США Канада: экономика, политика, культура. 2017. № 11. С.25-26.
63 При всех громких заявлениях о жёсткой борьбе с иммиграцией и коренной перестройке системы здравоохранения, реальные результаты деятельности администрации в этих областях незначительны.
64 В отношении иммиграции практически все начинания Трампа столкнулись с настолько явной оппозицией, что, по сути, не были реализованы. Хотя в области здравоохранения «Обамакэр» был нанесён сильный удар, говорить о полном его разрушении также преждевременно. Последствия тех мероприятий, которые администрации удалось реализовать, зачастую оказываются пагубными для электората республиканцев и самого Трампа.
65 Вероятно, и в будущем политика Трампа в этих областях будет сталкиваться со столь же активным противодействием других ветвей власти, и итоговые её результаты, по крайней мере в рамках первого президентского срока Трампа, окажутся столь же незначительны.
66 С другой стороны, именно политика Трампа в области здравоохранения и особенно иммиграции, вызывает наибольший общественный резонанс. Даже если конкретные меры её в итоге не реализуются или реализуются не в полном объёме, их обсуждение меняет восприятие ключевых проблем, меняет сам тон политической дискуссии. «Громкие» меры Трампа обостряют противоречия между политическими партиями, усугубляют и без того растущий раскол и среди американской политической элиты, и в американском обществе в целом.
67 Именно вокруг наиболее радикальных предложений Трампа консолидируется его электорат. В этом контексте сама неудача социально-демографической политики Трампа может стать эффективным аргументом в грядущей избирательной кампании – как лишнее свидетельство деятельности «болота», мешающего Трампу строить «Великую Америку».

References

1. Politicheskaya sotsiologiya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2007; Sotsial'naya politika. M.: Yurajt, 2011.

2. Aleksandrov G.V. Sovremennye tendentsii razvitiya demograficheskoj situatsii v SShA // Gosudarstvennoe upravlenie [ehlektronnyj vestnik]. 2018. № 68. S. 99-131. Available at: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/68_2018alexandrov.htm (accessed 12.11.2018).

3. Cohn D’V., Caumont A. 10 demographic trends that are shaping the U.S. and the world // Pew Research Center. 31.03.2016. Available at: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/03/31/10-demographic-trends-that-are-shaping-the-u-s-and-the-world/ (accessed 12.11.2018).

4. Cox. D., Jones R.P. Lienesch R. Beyond Economics: Fears of Cultural Displacement Pushed the White Working Class to Trump // Public Religion Research Institute. 05.09.2017. Available at: https://www.prri.org/research/white-working-class-attitudes-economy-trade-immigration-election-donald-trump/ (accessed 12.11.2018); Green E. It Was Cultural Anxiety That Drove White, Working-Class Voters to Trump // The Atlantic. 09.05.2017. Available at: https://www.theatlantic.com/politics/archive/2017/05/white-working-class-trump-cultural-anxiety/525771/ (accessed 12.11.2018).

5. Wolgin P.E., Garcia A. Immigration Is Changing the Political Landscape in Key States // Center for American Progress. 08.04.2013. Available at: https://www.americanprogress.org/issues/immigration/reports/2013/04/08/59580/immigration-is-changing-the-political-landscape-in-key-states/ (accessed 12.11.2018); Hanna J. Immigration Key Issue in Rough GOP Race for Kansas Governor // U.S. News. 23.06.2018. Available at: https://www.usnews.com/news/politics/articles/2018-06-23/immigration-key-issue-in-rough-gop-race-for-kansas-governor (accessed 12.11.2018).

6. Full Text: Donald Trump announces a presidential bid // Washington Post. 16.06.2015. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/post-politics/wp/2015/06/16/full-text-donald-trump-announces-a-presidential-bid/ (accessed 12.11.2018); Donald Trump just released an epic statement raging against Mexican immigrants and disease' // Business Insider UK. 06.07.2015. Available at: http://uk.businessinsider.com/donald-trumps-epic-statement-on-mexico-2015-7?r=US&IR=T (accessed 12.11.2018).

7. Full Text: Donald Trump announces a presidential bid // Washington Post. 16.06.2015. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/post-politics/wp/2015/06/16/full-text-donald-trump-announces-a-presidential-bid/ (accessed 12.11.2018); All the times Donald Trump said repealing Obamacare would be really easy // Indy100. 26.03.2017. Available at: https://www.indy100.com/article/donald-trump-obamacare-repealing-easy-paul-ryan-republican-7650446 (accessed 12.11.2018).

8. U.S. Census Bureau Statistical Abstract of the United States: Section 1. Population. 2011. 62 p. P. 21. Available at: https://www.uvm.edu/~fmagdoff/employment%20Jan.12.11/working%20material/2011%20US%20statistical%20abstracts%20 (Census%20Bureau)/Section%201%20Population.pdf (accessed 12.11.2018).

9. Gonzales-Barrera A. More Mexicans Leaving Than Coming to the US // Pew Research Center. Available at: http://www.pewhispanic.org/2015/11/19/more-mexicans-leaving-than-coming-to-the-u-s/ (accessed 12.11.2018); Cohn D'V., Passel J.S. As Mexican share declined, U.S. unauthorized population fell in 2015 below recession level // Pew Research Center. Available at: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2017/04/25/as-mexican-share-declined-u-s-unauthorized-immigrant-population-fell-in-2015-below-recession-level/ (accessed 12.11.2018).

10. American Community Survey // US Census Bureau. Available at: https://www.census.gov/programs-surveys/acs/data.html (accessed 12.11.2018).

11. The Integration of Immigrants into American Society. Washington, D.C.: The National Academies Press, 2015. Sm. takzhe: Landgrave M., Nowrasteh A. Criminal Immigrants. Their Numbers, Demographics, and Countries of Origin // Immigration. Research and Policy Brief. 2017, #1. Available at: https://object.cato.org/sites/cato.org/files/pubs/pdf/immigration_brief-1.pdf (accessed 12.11.2018); Trump's claim that immigrants bring 'tremendous crime' is still wrong // The Washington Post. 18.01.2018. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/fact-checker/wp/2018/01/18/trumps-claim-that-immigrants-bring-tremendous-crime-is-still-wrong/ (accessed 12.11.2018).

12. Full Text: Donald Trump announces a presidential bid // Washington Post. 16.06.2015. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/post-politics/wp/2015/06/16/full-text-donald-trump-announces-a-presidential-bid/ (accessed 12.11.2018).

13. The many challenges facing Trump's wall // CNN Politics. 25.01.2017. Available at: https://edition.cnn.com/2017/01/25/politics/trump-wall-mexico-challenges/ (accessed 12.11.2018); Bier D. A Wall Is an Impractical, Expensive, and Ineffective Border Plan // Cato Institute. 28.11.2016. Available at: https://www.cato.org/blog/border-wall-impractical-expensive-ineffective-plan (accessed 12.11.2018).

14. Executive order 13767: Border Security and Immigration Enforcement Improvements // Federal Register. 30.01.2017. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2017/01/30/2017-02095/border-security-and-immigration-enforcement-improvements (accessed 12.11.2018).

15. Travkina N.M. Immigratsionnaya politika D. Trampa: promezhutochnye itogi // Perspektivy [ehlektronnyj zhurnal]. 2018. № 2. S. 71. Available at: http://perspektivy.info/upload/iblock/e30/2_2018.pdf (accessed 12.11.2018).

16. Cadman D. President Trump’s Immigration-Related Executive Orders. Part 1: Border security and immigration enforcement improvements. Center for Immigration Studies. February 2017. P. 3. Available at: cis.org/sites/cis.org/files/cadman-eo-1.pdf (accessed 12.11.2018).

17. Podrobnee sm.: Travkina N.M. Immigratsionnaya politika D. Trampa: promezhutochnye itogi // Perspektivy. [ehlektronnyj zhurnal]. 2018. № 2. S. 71. Available at: http://perspektivy.info/upload/iblock/e30/2_2018.pdf (accessed 12.11.2018).

18. Border wall work begins in downtown Calexico // Los Angeles Times. 21.02.2018. Available at: http://www.latimes.com/local/lanow/la-me-border-wall-20180221-story.html (accessed 12.11.2018).

19. National Guard Troops Deploy to Southern U.S. Border // U.S. Department of Defense. 07.04.2018. Available at: defense.gov/News/Article/Article/1487387/national-guard-troops-deploy-to-southernus-border/ (accessed 12.11.2018).

20. Southwest Border Migration FY2018 // U.S. Customs and Border Protection. Available at: cbp.gov/ newsroom/stats/sw-border-migration (accessed 12.11.2018).

21. Executive order 13768: Enhancing Public Safety in the Interior of the United States // Federal Register. 30.01.2017. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2017/01/30/2017-02102/enhancing-public-safety-in-the-interior-of-the-united-states (accessed 12.11.2018).

22. County of Santa Clara v. Trump (17-cv-00485-WHO) (N.D. Cal.) // Civil Rights Litigation Clearinghouse. Available at: https://www.clearinghouse.net/detail.php?id=15622 (accessed 12.11.2018).

23. Executive order 13769: Protecting the Nation From Foreign Terrorist Entry Into the United States // Federal Register. 30.01.2017. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2017/02/01/2017-02281/protecting-the-nation-from-foreign-terrorist-entry-into-the-united-states (accessed 12.11.2018).

24. C17-00141-JLR--State of Washington and State of Minnesota v. Trump // Civil Rights Litigation Clearinghouse. Available at: https://www.clearinghouse.net/detail.php?id=15606 (accessed 12.11.2018).

25. Schwartz F. State Department Dissent, Believed Largest Ever, Lodged // The Wall Street Journal. 01.02.2017. Available at: https://www.wsj.com/articles/state-department-dissent-believed-largest-ever-formally-lodged-1485908373 (accessed 12.11.2018); Chmaytelli M., Noueihed L. Global backlash grows against Trump's immigration order // Reuters. 29.01.2017. Available at: https://www.reuters.com/article/us-usa-trump-immigration-reaction-idUSKBN15D0QM (accessed 21.08.2018); Protests erupt at airports nationwide over immigration action // CBS News. 29.01.2017. Available at: https://www.cbsnews.com/news/protests-airports-immigration-action-president-trump/ (accessed 12.11.2018).

26. C17-00141-JLR--State of Washington and State of Minnesota v. Trump // Civil Rights Litigation Clearinghouse. Available at: https://www.clearinghouse.net/detail.php?id=15606 (accessed 12.11.2018).

27. State Dept. Dissent Cable on Trump's Ban Draws 1,000 Signatures // The New York Times. 31.01.2017. Available at: https://www.nytimes.com/2017/01/31/world/americas/state-dept-dissent-cable-trump-immigration-order.html (accessed 12.11.2018); People From 7 Travel-Ban Nations Pose No increased Terror Risk, Report Says // The New York Times. 25.02.2017. Available at: https://www.nytimes.com/2017/02/25/us/politics/travel-ban-nations-terror-risk.html (accessed 12.11.2018).

28. Executive order 13780: Protecting the Nation From Foreign Terrorist Entry Into the United States // Federal Register. 06.03.2017. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2017/03/09/2017-04837/protecting-the-nation-from-foreign-terrorist-entry-into-the-united-states (accessed 12.11.2018).

29. Presidential Proclamation Enhancing Vetting Capabilities and Processes for Detecting Attempted Entry Into the United States by Terrorists or Other Public-Safety Threats. The White House. 24.09.2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-proclamation-enhancing-vetting-capabilities-processes-detecting-attempted-entry-united-states-terrorists-public-safety-threats/ (accessed 12.11.2018).

30. Aziz v. Trump // Civil Rights Litigation Clearinghouse. Available at: https://www.clearinghouse.net/detail.php?id=15595 (accessed 12.11.2018).

31. Attorney General Announces Zero-Tolerance Policy for Criminal Illegal Entry // The United States Department of Justice. 06.04.2018. Available at: https://www.justice.gov/opa/pr/attorney-general-announces-zero-tolerance-policy-criminal-illegal-entry (accessed 12.11.2018).

32. Thousands across U.S. join 'Keep Families Together' march to protest family separation // NBC News. 30.06.2018. Available at: https://www.nbcnews.com/news/us-news/thousands-across-u-s-join-keep-families-together-march-protest-n888006 (accessed 12.11.2018).

33. How Republicans are divided over Trump’s immigration policy: For it, against it and keeping their mouths shut // The Washington Post. 19.06.2018. Available at: https://www.washingtonpost.com/news/the-fix/wp/2018/06/19/is-trump-losing-his-support-in-congress-for-separating-families-at-the-border/ (accessed 12.11.2018).

34. Republicans Misplace Blame for Splitting Families at the Border // The New York Times. 14.06.2018. Available at: https://www.nytimes.com/2018/06/14/us/politics/fact-check-republicans-family-separations-border.html (accessed 12.11.2018).

35. Open Letter from Concerned Scientists on Migrant Child Separation. Available at: https://sites.google.com/view/letter-to-secretary-nielsen/home (accessed 12.11.2018); AAP Statement Opposing Separation of Children and Parents at the Border // American Academy of Pediatrics. 08.05.2018. Available at: https://www.aap.org/en-us/about-the-aap/aap-press-room/Pages/StatementOpposingSeparationofChildrenandParents.aspx (accessed 12.11.2018); ACP Objects to Separation of Children from their Parents at Border // American College of Physicians. Available at: https://www.acponline.org/acp-newsroom/acp-objects-to-separation-of-children-from-their-parents-at-border (accessed 12.11.2018).

36. Scherer M., Dawsey J. Trump cites as a negotiating tool his policy of separating immigrant children from their parents // The Washington Post. 15.06.2018. Available at: https://www.washingtonpost.com/politics/trump-cites-as-a-negotiating-tool-his-policy-of-separating-immigrant-children-from-their-parents/2018/06/15/ade82b80-70b3-11e8-bf86-a2351b5ece99_story.html?noredirect=on (accessed 12.11.2018).

37. Executive Order 13841: Affording Congress an Opportunity to Address Family Separation // Federal Register. 20.06.2018. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2018/06/25/2018-13696/affording-congress-an-opportunity-to-address-family-separation (accessed 12.11.2018).

38. Trump changes course, stops family separation at the border // Politifact. 21.06.2018. Available at: https://www.politifact.com/truth-o-meter/statements/2018/jun/21/donald-trump/trump-changes-course-stops-family-separation-borde/ (accessed 12.11.2018).

39. Executive Order 13784: Establishing the President's Commission on Combating Drug Addiction and the Opioid Crisis // Federal Register. 03.04.2017. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2017/04/03/2017-06716/establishing-the-presidents-commission-on-combating-drug-addiction-and-the-opioid-crisis (accessed 12.11.2018).

40. Executive Order 13788: Buy American and Hire American // Federal Register. 21.04.2017. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2017/04/21/2017-08311/buy-american-and-hire-american (accessed 12.11.2018).

41. Garbuzov V.N. Tramp: blokirovannoe prezidentstvo. // SShA ? Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2017. № 11. S.25-26.

42. Travkina N.M. Immigratsionnaya politika D. Trampa: promezhutochnye itogi // Perspektivy [ehlektronnyj zhurnal]. 2018. № 2. S. 79. Available at: http://perspektivy.info/upload/iblock/e30/2_2018.pdf (accessed 12.11.2018).

43. Podrobnee sm.: Shvedova N.A., Khukhreva D.A. Problemy reformirovaniya sistemy zdravookhraneniya v SShA // Rossiya i Amerika v XXI veke [ehlektronnyj zhurnal]. 2018. № 1. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=608 (accessed 12.11.2018).

44. Shvedova N.A. "Trampkehr" protiv "Obamakehr": pervyj raund? // Rossiya i Amerika v XXI veke [ehlektronnyj zhurnal]. 2017. № 2. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=570 (accessed 12.11.2018).

45. Gramlich J. Views of health care law break sharply along partisan lines // Pew Research Center. 27.10.2016. Available at: http://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/10/27/health-care-law-partisan-divide/ (accessed 12.11.2018).

46. Kliff S. Today in Obamacare: here’s why it’s so hard for Republicans to agree on replace // Vox.com. 30.01.2017. Available at: http://www.vox.com/2017/1/30/14439746/obamacare-repeal-republicans-disarray (accessed 12.11.2018).

47. Shvedova N.A. "Trampkehr" protiv "Obamakehr": pervyj raund? // Rossiya i Amerika v XXI veke [ehlektronnyj zhurnal]. 2017. № 2. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=570 (accessed 12.11.2018).

48. Reich R. The three big reasons Republicans can’t replace Obamacare // Nation of Change. 08.01.2017. Available at: http://www.nationofchange.org/2017/01/08/three-big-reasons-republicans-cant-replace-obamacare/ (accessed 12.11.2018).

49. Executive Order 13765: Minimizing the Economic Burden of the Patient Protection and Affordable Care Act Pending Repeal // Federal Register. 24.01.2017. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2017/01/24/2017-01799/minimizing-the-economic-burden-of-the-patient-protection-and-affordable-care-act-pending-repeal (accessed 12.11.2018).

50. Klein E. The failure of the Republican health care bill reveals a party unready to govern. Lessons on the AHCApocalypse // Vox.com. 24.03.2017. Available at: http://www.vox.com/policy-and-politics/2017/3/24/15054446/gop-health-bill-ahca (accessed 12.11.2018).

51. Executive Order 13813: Promoting Healthcare Choice and Competition Across the United States // Federal Register. 17.10.2017. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2017/10/17/2017-22677/promoting-healthcare-choice-and-competition-across-the-united-states (accessed 12.11.2018).

52. Trump: No such thing as Obamacare anymore // CNN Politics. 16.10.2017. Available at: https://edition.cnn.com/videos/politics/2017/10/16/trump-no-such-thing-as-obamacare-anymore-sot-ip.cnn (accessed 12.11.2018).

53. The Effects of Terminating Payments for Cost-Sharing Reductions // Congressional Budget Office. August 2017. Available at: https://www.cbo.gov/system/files/115th-congress-2017-2018/reports/53009-costsharingreductions.pdf (data obrascheniya: 12.11.2018).

54. Ibid.

55. Shvedova N.A., Khukhreva D.A. Problemy reformirovaniya sistemy zdravookhraneniya v SShA. Rossiya i Amerika v XXI veke [ehlektronnyj nauchnyj zhurnal]. 2018. № 1. Available at: http://www.rusus.ru/?act=read&id=608 (accessed 12.11.2018).

56. Presidential Memorandum Regarding the Mexico City Policy // White House. 23.01.2017. Available at: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/presidential-memorandum-regarding-mexico-city-policy/ (accessed 12.11.2018).

57. Policy Statement of the United States of America at the United Nations International Conference on Population (Second Session), Mexico City, Mexico, August 6-14, 1984 // University of Bergen. Available at: https://www.uib.no/sites/w3.uib.no/files/attachments/mexico_city_policy_1984.pdf (accessed 12.11.2018).

58. The Mexico City Policy: An Explainer // Henry J. Kaiser Family Foundation. 15.05.2018. Available at: https://www.kff.org/global-health-policy/fact-sheet/mexico-city-policy-explainer/#footnote-257134-2 (accessed 12.11.2018).

59. Proekty H.R. 2824, H.R. 1512, H.R. 5835, H.R. 1881, H.R.5489, H.R.5888, H.R. 1215, H.R. 1630, H.R. 3024, S. 913, H.R.2653, H.R. 1583, H.R. 4594, H.R. 4222, H.R. 4076, H.R. 991. Polnye teksty vsekh zakonoproektov dostupny onlajn: Tracking the United States Congress. Available at: https://www.govtrack.us/ (accessed 12.11.2018).

60. H.R. 3732: Emergency Aid to American Survivors of Hurricanes Irma and Jose Overseas Act // Tracking the United States Congress. Available at: https://www.govtrack.us/congress/bills/115/hr3732/text (accessed 12.11.2018).

61. H.R. 4547: Strengthening Protections for Social Security Beneficiaries Act 0f 2018 // Tracking the United States Congress. Available at: https://www.govtrack.us/congress/bills/115/hr4547/text (accessed 12.11.2018).

62. S.1091: Supporting Grandparents Raising Grandchildren Act // Tracking the United States Congress. Available at: https://www.govtrack.us/congress/bills/115/s1091/text (accessed 12.11.2018).

63. Garbuzov V.N. Tramp: blokirovannoe prezidentstvo. // SShA i Kanada: ehkonomika, politika, kul'tura. 2017. № 11. S.25-26.

Comments

No posts found

Write a review
Translate